Рик Хансен: Человек в движении. Сообщение: «Движение крови по сосудам

Хотите узнать исторические факты и вымысел фильма «Движение вверх»? Как было на самом деле? На каких событиях основан фильм? Существует реальная история, поэтому мы должны рассказать вам, какова правда и мифы, какие есть несоответствия и как сложилась судьба героев.

Вступление

Осторожно, спойлеры.

«Движение вверх» — это российский фильм, основанный на реальных событиях о том, как прошла знаменитая и в каком-то смысле роковая игра на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене между сборными СССР и США. В тот год Советский Союз не просто выиграл в баскетбол, а сделал это с триумфом, забив решающий бросок на последних трех секундах. Прямо как в кино.

Не мудрено, что эту историю использовали как основу для сюжета фильма. Создатели опирались на одноименную книгу Белова и в целом придерживались фактов, но слишком большие расхождения между правдой и вымыслом оказались настолько существенными, что это вылилось в скандал.

Все началось еще во время утверждения сценария – вдовы Кондрашина и Белова не могли смириться с тем, в каком свете выставили их мужей, но так и не добились ощутимых изменений сценария. По словам создателей, фильм получился бы плохим. Дошло до того, что вдовы решили судиться с киностудией Михалкова за клевету.

Техника в баскетболе

Нам простым непрофессионалам это и заметно не было, но оказывается, советские баскетболисты использовали нескольку другую технику для игры. В частности, в фильме вы видите броски сверху, так называемые «слэм-данки», но в 70-ые в СССР они почти не использовались, а в США и вовсе были запрещены.

Режиссер Мегердичев прокомментировал, что не пытался дословно передать игру, а хотел показать баскетбол в целом, добавив соответствующие эффекты для зрелищности.

Справедливости ради, нужно отметить, что кое-кто все-таки пытался следовать канонам. Мы это рассказывали в интересных фактах о фильме вот . Художник по костюмам даже скопировал ткани для трусов – у американцев хлопок, а у советских баскетболистов – сатин. Вот это подход!

Кондрашин

С тренером Кондрашиным самая сложная история. Ссоры с вдовой достигли такого уровня, что киностудия изменила фамилию на вымышленную – на Гаранжина. Это сделано для юридической защиты против исков, мол, персонаж вымышленный, к реальному человеку отношения не имеет.

По сюжету Гаранжин спекулировал валютой, чтобы собрать деньги для лечения сына, который мог передвигаться только в инвалидной коляске. От эмоций в конце, Юрий (сын) даже встал, настолько на него повлияла победа. Но реальность была совсем другой. Да, у Кондрашина действительно рос сын Юрий, страдающий от церебрального паралича. Операций ни в СССР, ни в США не проводилось, денег не собиралось, а сын на всю жизнь и по сей день прикован к инвалидному креслу.

То, как мы видим тренера в фильме, далеко от настоящего характера тренера – об этом говорят все, кто лично был с ним знаком. Немного угрюмый, замкнутый и молчаливый, он выполнял все, что от него требовалось, а в кинокартине скорее показан собирательный образ советского тренера.

Александр Белов

Жена Белова – ныне Овчинникова – сама баскетболистка. Это правда. Но она разочаровалась в картине, потому что в фильме ее мужа показали больным уже во время Мюнхена. Хотя это не так – Белову на Олимпиаде было 20 лет, а о саркоме сердца он узнал значительно позже – в 1976 году.

Больше всего Овчинникова оскорбилась любовными похождениями, которую приписали Белову, мотивируя это тем, что у парня было много девушек до невесты и ничего удивительного тут не было.

Сергей Белов

Модестас Паулаускас

Пожалуй, характер этого баскетболиста перекроили сильнее всех. Выставив его злобным прибалтом и русофобом, сценаристы приписали Модестасу Паулаускасу желание сбежать из Советского Союза. Это было очень далеко от правды. Паулаускас никогда не отличался антисоветскими настроениями и даже больше – он до сих пор ездит в Калининградскую область потренировать молодых ребят и побыть среди русских, которые полюбились ему с советских времен.

Алжан Жармухамедов

У Алжана Жармухамедова были проблемы со зрением и от части он больше опирался на чутье в игре, чем на глаза. Хотя баскетболист не был уж настолько слепым – всего минус два. Кстати, насчет слепоты в фильме тоже приврали – первые линзы у баскетболиста появились уже после Олимпиады, а не во время нее.

Александра Белова

Вольность в отношении появления девушки Белова — Александры — на Олимпиаде – лирическое отступление для усиления драмы. Исторически женский баскетбол появился на Олимпийских играх только в 1976 году, а родные или друзья не могли сопровождать спортсменов из сборной во время игр. Так что, Беловой там не было.

Матч за икру

По сюжету, когда баскетболисты прилетели в Америку, то играли с местными в баскетбол за контрабандную черную икру. После проигрыша они напились в баре. Этого вообще не было ни в мемуарах, ни в действительности. К слову, американцы не были настолько непобедимыми. Сильными, да, но не настолько – СССР обыгрывало в баскетболе США на чемпионатах мира, но этот факт опустили, чтобы показать, насколько значимым был для сборной Советского Союза Кондрашин. Да, был. Но и до него сборная побеждала.

Да и сам баскетбол не был настолько уж масштабным видом спорта по сравнению с хоккеем и футболом, чтобы от сборной и тренера требовали невыполнимого. Давление было, но никаких громких заявлений с уходом из спорта от Кондрашина на пресс-конференциях не было.

Судьба героев

Из всех игроков той сборной меньше всего повезло Александру Белову. В 26 лет он скончался от неизлечимой болезни сердца, но до этого переживал непростые времена отстранения от спорта.

После того победоносного матча Белова уличили в контрабанде икон, хотя выдвигали гипотезы о подрыве репутации и ослаблении команды за счет наговоров. В любом случае, был огромный скандал со всеми вытекающими – отстранение от участия в играх, лишение наград. Белова восстановили в 1978 году, но уже было поздно – болезнь подкосила буквально через пару дней после новости, и он уже не встал. С женой они прожили в браке всего год, детей не было.

Сергей Белов после ухода из большого спорта сделал успешную карьеру тренера, принося России награды и призовые места. Он скончался в 2013 году.

Из всей команды в живых сейчас Иван Едешко, Модестас Паулаускас и Анатолий Поливода. Последний в фильме не упоминается. Сейчас он живет на Украине.

А вот и видео с той знаковой игры.

На этом у нас все. Мы постарались рассказать про все исторические факты и вымысел в фильме, как было на самом деле, какой была судьба героев, где правда и мифы, и где реальная история. Как видите, несоответствия есть, и они существенные, но теперь вы знаете, на каких событиях основан фильм. Кстати, вы его уже смотрели? Что думаете?

Цель образовательная: показать применение законов механики при рассмотрении строения и функций организма человека, закрепление материала по механике.

Развивающая цель: развитие мышления.

Воспитательная цель: формирование познавательного интереса у учащихся: познай себя, и ты познаешь мир.

Оборудование: таблицы «Кровообращение», «Мышцы человека», скелет человека, кинофрагменты.

Ход урока

I. Организационный момент. Цели, план проведения.

Учитель : Как к живой, так и не живой природе применимы физические законы, но они не исчерпывают сложность поведения живой природы. Если рассматривать все знания, накопленные человечеством за 100%, то 95 % - знания о мире, космосе – знания о костном, т.е. неживом веществе планеты. 5% - знания о живом веществе, 0,05% - знания о человеке.

Сегодня на уроке – конференции мы попробуем взглянуть на себя со стороны, основываясь на знаниях, полученных в курсе механики.

1. Сообщение: «Гулливер и лилипуты. Это возможно?»

Не погрешил ли Свифт против физики в своих путешествиях Гулливера великанов и лилипутов? Да, погрешил. Его великаны в 12 раз больше нормального человека. По законам механики человекоподобное существо высотой более 20м должно было бы иметь столь массивный скелет, что, по всей вероятности, оно попросту сломалось бы под его тяжестью. Галилей высказал мысль, что увеличение размеров привело бы к тому что, тело было бы раздавлено или сломано тяжестью своего собственного веса. Человек огромных размеров должен быть толстым и неповоротливым. Растет потребность в пище пропорционально объему тела, а возможность ее добывания уменьшается, вследствие понижения подвижности.

Законы физики определяют некоторый предел размерам животных и человека. Имеются ли у физики возражения против лилипутов? С точки зрения законов механики здесь все в порядке, но возникает вопрос теплообмена. Если у нас в теле выделяется излишняя теплота, мы потеем – т.е. включаем дополнительный механизм охлаждения. Люди – лилипуты Свифта ростом немного больше 10 см вряд ли могли бы существовать. Им приходилось бы много дышать, непрерывно питаться, все время находиться в быстром движении и при этом кутаться в теплые одежды. Так что для человеческого организма существующие размеры являются не только оптимальными, но и, по сути дела единственно возможными.

Учитель: Итак, особенно крупные животные не бывают грациозными, при возрастании размеров произойдет недопустимое возрастание механических нагрузок на организм. Как позаботилась природа о человеке?

2. Сообщение: «Скелет человека» кинофрагмент.

Как же работают наши кости? Как и строительные элементы, они работают в основном на сжатие – растяжение и на изгиб. Оптимальной конструкцией является кость с частично отсутствующей сердцевиной – трубчатые кости. Развитию костной системы в процессе эволюции привело к уменьшению массы человека примерно на 25% при сокращении прочности скелета. Достаточно ли прочны наши кости? Причиной высокой прочности костей является их композиционная природа. Именно она одновременно обеспечивает и большую твердость костей скелета, и их эластичность.

Кости нашего скелета по прочности превосходят и гранит, и бетон. Однако, чтобы избежать разрушения тела, возникающие в нем механические напряжения не должны превышать предел прочности больше допустимого напряжения, это называется запасом прочности.

На примере человека можно проследить все виды деформации. Деформации сжатия испытывают позвоночный столб, нижние конечности и покровы ступней. Деформации растяжения – верхние конечности, связки, сухожилия, мышцы. Изгиба – позвоночник, кости таза; кручения – шея при повороте головы, туловище в пояснице при повороте, кисти рук при вращении и т.д.

Бедренная кость, поставленная вертикально, может выдержать давления груза в полторы тонны (автомобиль «Волга»). Какие бы нагрузки не прикладывались, кость никогда не работает на излом, а только на растяжение и сжатие. Прекрасной иллюстрацией прочности костей человека может служить скелет каратиста. Каратист концентрирует свой короткий удар на очень малом участке тела, не делая при этом длинных махов руками. Поэтому удар каратиста может разрушать ткани и кости противника, на которые он направлен. Хорошо тренированный каратист может в течение нескольких миллисекунд нанести удар в несколько киловатт. Рука каратиста не ломается при ударе даже о бетонный брусок, который частично объясняется большей прочностью кости по сравнению с бетоном. Кроме того, между костью и бруском бетона всегда находится эластичная ткань, амортизирующая удар.

Учитель: наш организм создан природой с учетом знаменитого «золотого правила механики».

3. Сообщение: «Рычаги в организме человека»

В скелете животных и человека все кости, имеющие некоторую свободу движения, являются рычагами. Например, у человека – кости конечностей, нижняя челюсть, череп, фаланги пальцев. Рычажные механизмы скелета обычно рассчитаны на выигрыш в скорости при потери в силе. Рассмотрим условия равновесия рычага на примере черепа (приложение №1 ). Здесь ось вращения рычага О проходит через сочленение черепа с первым позвонком. Спереди от точки опоры на относительно коротком плече действует сила тяжести головы , позади – сила тяги мышц и связок, прикрепленных к затылочной кости. Рука тоже представляет собой совершенный рычаг, точка опоры которого находится в локтевом суставе. Действующей силой является сила двуглавой мышцы (бицепс), которая прикрепляется к бугорку лучевой кости, преодолеваемым сопротивлением является груз , приложенный к кисти. Под действием силы рычаг – рука поднимает груз, находящийся на ладони. Чертёж показывает этот момент вращения мышечной силы (произведение силы на её плечо) равен в данном случае Момент вращения груза M будет равен .Если пренебречь массой лучевой кости, то в состоянии равновесия =

Точка приложения силы находится на расстоянии =3 см (т.е. плечо силы =3 см), а плечо силы тяжести =30 см, отсюда следует

Таким образом, чтобы удержать груз M, необходимо усилие мышцы, в десять раз превышающую величину груза (приложение №2 ). То, что проигрываем здесь в силе, не имеет особого значения, - мышца обладает достаточно большой силой. Зато очень важно то, что, проигрывая в силе, мы выигрываем в других отношениях. Небольшое сокращение длины мышцы позволяет в данном случае осуществить значительное перемещение ладони с грузом (мы можем поднять груз даже к плечу). Кроме того, мы выигрываем в скорости перемещения. Мышцы не могут очень быстро сокращаться; к счастью, при таком рычаге этого не требуется: скорость перемещения ладони с грузом оказывается в 10 раз больше скорости сокращения мышцы. Другими словами, проигрывая в 10 раз силе, мы во столько же раз выигрываем в длине и скорости перемещения груза. Другим примером работы рычага является действие свободы стопы при подъеме на полупальцы. Опорой О рычага, через которую проходит ось вращения, служат головки плюсневых костей. Преодолеваемая сила – вес всего тела – приложена к таранной кости. Действующая мышечная сила осуществляющая подъем тела, передаётся через ахиллово сухожилие и приложена к выступу пяточной кости (приложение №3 ).

Почему вытянутой рукой нельзя удержать такой же груз, как согнутой? Когда рука вытянута, то направление действия мышечной силы составляет малый угол с продольной осью вращения рычага (приложение №4 ). Чтобы в этом случае удержать груз такой же, как и при согнутой руке, нужно значительно увеличить мышечное усилие. При одном и том же мышечном усилии вытянутой рукой можно удержать значительно меньший груз, чем согнутой.

Учитель: Поражает исключительная целесообразность устройства нашей опоры – двигательной системы. Форма костей и суставов, как мы выяснили, обеспечивает человеку наиболее выгодные условия для движения. Ещё сложнее строение и взаимоотношение мышц – двигателей нашего тела.

4. Сообщение: «Мышцы и движение» кинофрагмент.

Одни из самых сильных мышц у человека те, что расположены по обе стороны рта и отвечают за сжатие челюстей. Они способны развивать усилие до 700H! Согласно исследованиям у плачущего человека задействованы 43 мышцы лица, в то время, как у смеющегося всего 17 таким образом смеяться энергетически выгодно. Если бы все мышцы человека напрягались, они бы вызвали силу давления, примерно равную 250 кН.

Строение и форма мышц зависит от той работы, которую приходится им чаще всего выполнять. Сила, развиваемая мышцей, является геометрической суммой сих отдельных волокон. Поэтому, чем толще мышца, тем она сильнее - например икроножная мышца. Она может поднять груз массой до 130 кг. В среднем же мышцы человека на каждый 1 см 2 сечения развивают силу 160 Н. Эта сила может изменяться, т.к. определяется не только ЦНС, но и внешними механическими условиями, нагрузкой.

Если вы подняли гирю в несколько килограммов и держите её на весу, то с точки зрения механики вы совершили работу только при поднятии груза, но держать гирю на весу не на много легче, чем поднять её вверх, хотя А=О. Это объясняется тем, что мышцы приводящие в движении руки или ноги, способны к быстрым сокращениям, но каждое сокращение длится малое время. Сокращение мышцы вызывается сигналом, поступающим к ней по нервам головного мозга. Если длительное время держать груз на весу, такие сигналы непрерывно друг за другом поступают к мышце. Когда приходит очередной сигнал, мышца сокращается, но тут же сама по себе расслабляется впредь до получения следующего сигнала. В результате груз, который вы держите, испытывает малые колебания вверх и вниз. Рука дрожит, что особенно заметно, если гирю держать достаточно долго. Скелетные мышцы не способны удерживать груз в строго определенном положении. При периодическом поднятии груза на малые расстояния работа будет совершаться. Поэтому рука устает, не только когда вы поднимаете груз, но и когда держите его на весу.

Учитель: Основой основ для жизни человека является кровь и система кровообращения. Можем ли мы применить закон механики к движению крови в организме человека?

5. Сообщение: «Движение крови по сосудам. Закон Бернулли».

Сосуды пронизывают все участки нашего тела. Сердце – это насос, нагнетающий кровь в артериальную систему. Кровь течет по разветвляющимся артериям до капилляров. Их общая длина 100 тыс. км. Сокращаясь, мышца давит на стенки вен, которые сжимаются и выдавливают кровь по направлению к сердцу, т.к. клапаны, находящиеся выше, открываются, а находящиеся ниже – закрываются.. Чем объяснить, что давление крови с удалением от левого желудка сердца падает? По различным участкам кровеносного русла кровь течет с разной скоростью. Причина? Данное явление не связано с силами трения, а связано с уравнением Бернулли.

Чем больше сечение, тем скорость течения жидкости по ней меньше. Сердце работает частотой 60 Гц, следовательно, струя должна быть прерывистой, а она непрерывна. Пульсация сглаживается т.к. кровеносные сосуды эластичны. Поэтому когда кровь поступает в аорту, та расширяется до тех пор, пока приток крови не прекратится. После этого силы упругости растянутой стенки, стремясь вернуть её к первоначальным размерам, выжимают кровь в более удаленный от сердца участок артерии. Этот участок артерии растягивается, и все начинается сначала.

В результате после каждого сокращения сердца вдоль артерии в направлении от сердца к периферии пробегает волна деформации, подобна тому, как распространяются волны на поверхности воды от брошенного в неё камня. И если на артерию, находящуюся вблизи поверхности тела (например – у запястья), наложить пальцы, то можно ощутить эти волны в виде толчков пульса. Удивительный двигатель – сердце, в среднем за сутки сокращается 100 тыс. раз и перекачивает при этом 10 тыс. литров крови.

6. Сообщение: «Равновесие. Центр тяжести. Человек.»

Центр тяжести (так называют точку притяжения силы тяжести) существует у любого тела. Иногда точку приложенной силы тяжести называют центром масс. Это ни какая-нибудь выделенная точка, она ничем не отличается от других и, более того, может вообще находиться вне тела как у бублика или стула. Давайте рассмотрим несколько ситуаций, в которых мы были или можем быть:

  1. Может ли человек, упершийся правой ногой и правым плечом в стену, поднять левую ногу и не потерять равновесие? (нет, так как вертикальная линия, проходящая, через центр тяжести, будет так же проходить через ступню правой ноги);
  2. Почему человек, несущий груз на спине, наклоняется вперед? (груз изменяет положение центра тяжести, и человек, находящийся в неустойчивом положении наклоняется, чтобы вертикаль, проходящая через центр тяжести, прошла через центр опоры);
  3. Почему трудно стоять на одной ноге? (площадь опоры мала. Поэтому человеку, стоящему на одной ноге, трудно удержать равновесие).
  4. Почему при ходьбе люди размахивают руками? (когда человек перемещает ногу вперед, вперед смещается центр тяжести. Чтобы сохранить первоначальное положение центра тяжести, руку отводят назад, такое чередование повторяется при каждом шаге).

Учитель: Человеку было недостаточно просто ходить, ему захотелось бегать, прыгать; ставить рекорды, летать и возникла новая проблема – действие ускорения на человека.

7. Сообщение: «Вестибулярный аппарат. Действие ускорений»

Изучая законы Ньютона, мы много говорили об ускорении.

Рассмотрим, как влияют ускорения на организм человека. Нервные импульсы, сигнализирующие о пространственном перемещении тела, в том числе и головы, поступают в специальный орган – вестибулярный аппарат. Вестибулярный аппарат информирует головной мозг об изменении скорости движения. Характеристика пороговых величин раздражений вестибулярного аппарата, доходящих до сознания человека, а также средние ускорения при разных движениях, следующие: карусель, а = (3-4) м/с 2 ; лифт а = 2 м/с 2 выполнение фигур высшего пилотажа а = (20-80) м/с 2 ; разбег спортсмена на старте а = (8-10) м/с 2 ; катапультирование из самолета а = 200 м/с 2 . Каковы воздействия ускорений?

Если на человека действует ускорение в направлении от головы к ногам, численно равное 2g, то ощущается давление всего тела на сиденье, напряжение мышц, но нарушений самочувствия не наблюдается. При а = (2-4)g требуется большие усилия для удержания головы в вертикальном положении, ощущается затруднительность дыхания, неприятные, а подчас болезненные ощущения смещения внутренних органов. Уменьшается точность движений, увеличивается число ошибок при оценке показаний приборов самолета, из-за смещения подвижных участков кожи на лице меняется внешний облик человека. При а = (4-5)g помимо этих явлений часто возникают зрительные нарушения («серая пелена») при дальнейшем увеличении ускорений а = (5-6)g свыше 5 сек. Могут возникнуть нарушения сознания. Все эти воздействия носят временный характер. Ещё К.Э.Циолковский предлагал для повышения выносливости человека к действию ускорений помещать его тело в жидкость одинаковой с ним плотности. Подобная защита достаточно широко распространена в природе. Так защищается зародыш в яйце, так предохраняется плод в утробе матери.

Учитель: Кому принадлежат слова: «Человечество не останется вечно на земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе околосолнечное пространство».

8. Сообщение: «Невесомость и человек»

Слова «антигравитация», «антигравитационный» долгое время казались выходцами из фантастики. А между тем мы буквально на каждом шагу только тем и занимаемся, что преодолеваем земное притяжение. Кровь в наших жилах притягивается Землей и понятно, что есть в организмах человека и животного специальные механизмы, обеспечивающие равномерное распределение крови по телу. Есть знаменитая древняя формула: лучше сидеть, чем стоять, лучше лежать, чем сидеть. Физический смысл этого изречения, при желании, можно отнести к снабжению организма кровью. Ведь когда лежащий человек встает или стоящий ложится, он коренным образом меняет свое положение в поле земного тяготения. В легких человека находятся особые пузырьки – альвеолы, через их стенки кислород поступает в кровь. В верхние отделы легких крови поступает меньше чем в нижние, это связано только с тем, что в распределение крови по организму важную роль играет гравитация. У лежащего на спине человека легкие заполняются кровью более равномерно. Зато, как показали эксперименты, жизненная емкость легких у сидящего человека больше, чем у лежащего, и еще больше она у стоящего. Уровень обмена энергии у человека при стоянии на 10-18% больше, чем когда он лежит на спине.

Каков реальный срок безвредного пребывания в невесомости? По мнению многих специалистов, такой срок должен существовать и считаться с этим необходимо. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Мышцы, во всяком случае, большинство из них можно так поддерживать в работоспособном и здоровом состоянии. Хуже дело обстоит с костями скелета. Ноги несут обычно на себя тяжесть всего тела. Как вернуть им в этом отношении хотя бы ощущение нагрузки? В невесомости ткани обескровливаются, а кровь, наоборот, становится сильно разбавлена тканевой жидкостью. Расширяются центральные вены и предсердия, чтобы пропускать избыток крови (увы, кажущийся) и удалять его через почки. С жидкостью из организма уходит и кальций.

К невесомости не приспособлен механизм снабжения органов тела кровью через артерии. Все космонавты говорили о временных приливах крови к голове, видели, как у товарищей по кабине космического корабля становятся одутловатыми лица и даже морщины разглаживаются. Это организм гонит кровь в голову с силой, преодолевать – то в невесомости нечего.

Учитель: Существует старинная притча о мудреце и юноше. Юноша спросил: «ты знаешь намного больше, чем я; почему же, отвечая на вопрос, ты сомневаешься чаще, чем я?» и тогда мудрец нарисовал палкой на песке два круга; малый внутри большого, «Посмотри, - сказал он юноше, - внутри малого круга заключено все, что знаешь ты, а в большом – все, что знаю я. Разве не ясно, что чем больше круг, тем длиннее ограничивающая его окружность, а значит, и больше соприкосновение с областью неопознанного?»

Не только поэты, но и физики сомневались временами в познаваемости природы. Однако подобные кризисы неизбежно преодолевались, завершаясь, раз новым качественным скачком в процессе научного познания.

II. Подведение итогов конференции.

Используемая литература:

  1. Л.В. Тарасов «Физика в природе», Москва, «Просвещение», 1988г.
  2. Ц.Б. Кац «Биофизика на уроках физики», Москва, «Просвещение», 1989г.
  3. В.М. Варикаш «Физика в живой природе», Минск, «Народная асвета», 1987г.
  4. «Физика» №45 (2000г.), №23 (2003г.)
  5. Л. Эллиот «Физика», Москва, «Наука»,1995г.

Все движения человека зависят от согласованности работы скелета, мышц, головного мозга, разветвленной сети нервов и органов чувств . Все вместе они образуют чрезвычайно сложную систему координации и контроля необходимую для выполнения различных движений.

Координация и контроль.

Любое наше действие – прикосновение к кончику носа, ходьба, акробатический номер – зависит от невероятно сложного взаимодействия разных систем организма: костно-мышечной, нервной и головного мозга, и системой чувств.

Когда человек выполняет любое движение легко, без видимых усилий, значит, системы организма взаимодействуют слаженно (координировано).

Легко ли положить конфету в рот? Сначала теменная область мозга получает информацию от органов чувств, и составляет карту положения тела по отношению к конфете. Затем информация передаётся в преддвигательную область мозга, где решается, как взять конфету. После чего соответствующий план действий передаётся в двигательную область (моторную), и та уже посылает сигналы мышцам, сообщая, как поднести конфету ко рту. И так далее…

Мы не всегда отдаёт себе отчет в том, что любое наше действие (движение) – это результат двух различных видов деятельности: умственной и физической. Центр управления всеми движениями – мозг.

Прежде чем какое-либо движение будет выполнено, должны появиться желание (волевой акт) и необходимая информация. Область мозга, отвечающая за подачу сигнала к действию называется преддвигательной (премоторной), а та, которая отвечает за соответствующие его выполнение – двигательной (моторной).

Рассмотрим это на простейшем виде повседневных действий, как питиё из чашки. Сигналы, благодаря которым осуществляется пространственное восприятие, поступают в теменную долю верхней части мозга. Получив от туда информацию, двигательная область даёт команду мышцам кисти и руки, чтобы поднять чашку и поднести её ко рту тогда, когда вы решили сделать глоток. Затем двигательная область приводит ряд других мускулов в действие, которые дают нам возможность втянуть в себя и проглотить жидкость.

Входе выполнения серии движений от нервов, находящихся в мышцах и суставах, в мозг непрерывно поступает информация о том, в каком положении и состоянии находятся эти мышцы – сокращения или расслабления. Чтобы взять в руки чашку, вы слегка подаётесь в перед, при этом центр тяжести вашего тела смещается. Тут же включаются рефлекторные механизмы равновесия, благодаря которым мышцы производят необходимы изменения. Такие адаптационные изменения регулируются мозжечком.

Для выполнения каких бы то ни было движений необходимо взаимодействие различных групп мышц. Например, только при одном шаге у человека работают 54 мышцы.

Как и большинство видов спорта, футбол требует большой согласованности движений ног и глаз. Такой уровень координации достигается путем длительных тренировок с самого раннего возраста.

Результат сложной работы , связанной с управлением всеми мышцами, задействованными в выполнении какого-либо движения, зависит от двигательных нервных волокон . Они тянутся к мышцам от головного мозга и позвоночного столба. Каждое волокно имеет ответвления, идущие к определенной группе мышечных волокон.

Когда от ветвей нервного волокна поступает импульс, в работу вступает вся группа управляемых им мышечных волокон. Такие группы мышечных волокон называются мышечными узлами. Количество мышечных волокон в узле зависит от точности выполняемого движения. Например, движения глазного яблока требуют очень высокой точности, поэтому в его мышцах всего около десяти мышечных волокон на каждый мышечный узел, а в бицепсах (мышцах руки), где столь высокой точности не требуется, каждый узел насчитывает свыше тысячи мышечных волокон.

И так, для того, чтобы совершить движение, нам требуется слаженная работа нескольких систем организма:

— двигательной, или еще ее называют костно-мышечной. Это кости и мышцы.

— нервной. Это головной мозг, спинной мозг и нервы.

— системы органов чувств. Это глаза, уши, рецепторы обоняния, вкуса, тактильные.

Мышцы.

Все движения тела возможны лишь благодаря мышцам. Без них мы даже не могли бы пережёвывать пищу, да и кровь не совершала свой бег. Вследствие чего мышечную систему можно назвать двигателем организма. 40% человеческого тела состоит из мышц, т.е. на каждые 10 кг веса человека приходится 4 кг мышц.

Ученые не могут прийти к единому мнению относительно того сколько мышц в теле человека. В зависимости от того как считать некоторые мышцы – по отдельности или как часть большой мышцы, количество их в теле человека колеблется между 656 и 850.

Самая большая мышца человеческого тела – большая ягодичная, к самым маленьким мышцам человеческого организма относятся мышцы, которые двигают глазное яблоко. Они же являются самыми активными. А вот самыми сильными являются челюстные мышцы. Работая вместе челюстные мышцы способны смыкать наши коренные зубы с силой 90,7 кг и больше. Работают, а значит, и тренируются, наши челюстные мышцы постоянно: когда мы разговариваем, поём, едим, что-то откусываем и даже когда зеваем или дышим через рот при насморке.

Функции мышц: осуществление движения туловища и конечностей, поддерживание равновесия тела, глотательные движения и прочие.

В организме различают три основных типа мышц. Первый — это поперечно-полосатые мышцы , которыми управляет головной мозг. Вместе с костями и сухожилиями они отвечают за все наши движения от улыбки до пробежки по лестнице. Второй — это гладкие мышцы , получившие такое название за то, что именно так они выглядят под микроскопом. Они отвечают за непроизвольные движения внутренних органов, скажем, кишечника и мочевого пузыря. И третий — это сердечная мышца, из которой почти целиком состоит сердце.

Сейчас мы говорим о движениях, совершаемых человеческим телом, а значит, о поперечно-полосатых мышцах.

Поперечно-полосатые мышцы широко распределены по всему нашему телу, даже у новорожденного младенца составляют значительную часть веса- до 25 %. Они управляют движениями самых разных частей скелета- от крохотной стремянной мышцы, двигающей стремечко в ухе, до большой ягодичной, которая образует ягодицу и командует тазобедренным суставом.

От моторных (управляющих движениями) участков коры головного мозга нервы проходят по спинному мозгу и разветвляются на множество контролирующих мышцы окончаний. Без подаваемых нервом сигналов мышца теряет способность сокращаться и постепенно атрофируется.

Когда у нас возникает желание согнуть руку, наш мозг посылает нервный импульс к мышце руки- бицепсу, он сжимается; мышца, напрягаясь, становится короче и толще. В то же время трицепс – мышца, противоположная бицепсу, — расслабляется (становится длиннее). Чтобы выпрямить руку, мышцы бицепса должны расслабиться, а мышцы трицепса- сжаться.

Мышцы можно тренировать с помощью физических упражнений. Когда мышцы работают- они развиваются, увеличиваются в размере, становятся более эластичными и выносливыми. Поэтому нас не удивляет тот факт, что у спортсменов, занимающихся велоспортом, заметно увеличены мышцы ног, а у культуристов, которые с помощью силовых упражнений развили мускулатуру, мышцы эффектно рельефны.

Штангист наращивает массу и силу мышц упорными тренировками. Без тренировок штангист перестанет так выглядеть. Бездействующие мышцы со временем атрофируются. И штангист уже не поднимет эту штангу.

Поперечные мышцы состоят из продолговатых клеток, которые располагаются параллельно. Благодаря своему строению и способности передавать нервные импульсы, поперечные мышцы выполняют команды мозга.

Нервная система и мозг.

Нервы «подключены» к мышечным волокнам в определенных участках их поверхности. «Электрическая» сила поступающего в мышцу нервного импульса ничтожна по сравнению с происходящими в ней «электрическими» изменениями, поэтому нужен усилитель. Подача сократительного импульса происходит в моторном окончании, где двигательный нерв стыкуется с мышечным волокном. Проходящий по нерву «электрический» импульс высвобождает вещество ацетилхолин, который заставляет мышцу сокращаться.

Чем бы мы не занимались, наша нервная система незримо участвует в каждом нашем действии. «Рабочими элементами» нервной системы являются миллионы взаимосвязанных клеток- нейронов, выполняющих ту же функцию, что и провода в сложной электрической машине. Нейроны принимают сигналы в одной части нервной системы и передают их в другую ее часть, где эти сигналы могут поступить на другие нейроны или вызвать какое-либо действие, например, сокращение мышечных волокон.

Нейрон — самая длинная клетка организма, к тому же долгожитель. Длина нейрона может достигать полутора метров, а продолжительность жизни может быть такой же, как и продолжительность жизни самого человека. В нервной системе человека более пятнадцати миллиардов нейронов, а общая их продолжительность равна расстоянию от Земли до Луны.

Нейрон — это структурно-функциональная единица нервной системы. Они бывают разных размеров и форм. Состоят из многочисленных разветвленных отростков (дендридов) и одного длинного отростка (аксона). Аксоны образуют нервные мякотные белые волокна, обволакивающие серое вещество позвоночных нервных клеток. Дендриды передают нервные импульсы другим нейронам, а по аксонам импульсы идут от тела клетки к мышцам или железам.

Нейроны — очень хрупкие клетки, которые легко могут быть повреждены или уничтожены в результате травм, инфекции, давления, химического воздействия или недостатка кислорода. Разрушенные нейроны не восстанавливаются, поэтому это чревато серьезными последствиями.

Нервная система разбита на две взаимосвязанные части. Одна из них- центральная нервная система (ЦНС) — состоит из головного и спинного мозга. Вторая- переферическая нервная система (ПНС) — включает все нервные ткани за пределами ЦНС. И ЦНС и ПНС состоят из ряда компонентов.

У ПНС два отдела: внешняя, или соматическая, нервная система и внутренняя, или вегетативная, нервная система.

Соматическая система играет двойную роль. Во-первых, она собирает информацию о органов чувств и посылает ее в ЦНС. Во-вторых, она перелает сигналы от ЦНС скелетным мышцам в ответ на полученную информацию, тем самым обуславливая движения.

Вегетативная нервная система отвечает за регулирование функций внутренних органов и желез, включая сердце, желудок, почки и поджелудочную железу.

То есть, за осознанные действия, например, как езда на велосипеде, отвечает соматическая система. Мы говорим о самом процессе движений, совершаемым человеком, а значит нам интересен соматический отдел ПНС.

Соматическая нервная система состоит из двух компонентов- сенсорной и моторной систем. Информация о внешнем мире воспринимается органами чувств, например, глазами, имеющими особые рефлекторные клетки. Другие подобные клетки воспринимают сигналы боли, осязания и температуры кожи. Сигналы от этих рецепторов передаются в ЦНС по чувствительным нервным волокнам. Совокупность таких сигналов, интенсивность которых достигает миллионов импульсов в секунду, дает нам необходимую информацию о внешнем мире.

По чувствительным нервным волокнам информация поступает в ЦНС, а оттуда команды передаются тем или иным мышцам по двигательным нервным волокнам. И чувствительные, и двигательные волокна входят в состав сенсорных и моторных нейронов. Все нейроны состоят из тела клетки и четырех рядов проводящих волокон. Тела клеток чувствительных нервных волокон находятся рядом с головным или спинным мозгом, а моторных нейронов- внутри головного или спинного мозга.

Возможности нервной системы наиболее ярко проявляются в молниеносной реакции первоклассных спортсменов.

Спинной мозг играет роль двустороннего проводящего пути между головным мозгом и ПНС. Вторая функция спинного мозга связана с управлением простыми рефлекторными действиями. Картинка д-п стр. 15 взаимодействие центральной соматической и вегетативной НС.

Человеческий мозг часто называю биологическим компьютером- «биологическим» , потому что он является частью живого организма, а «компьютером» , поскольку он, подобно обычному компьютеру способен собирать, обрабатывать, хранить и использовать самую разнообразную информацию. Большие полушария, или большой мозг, наиболее развитый отдел головного мозга, большую часть наружной поверхности которого составляет кора головного мозга.

Около 90 % мозга занимают два больших полушария. Они прикрывают собой сверху остальные отделы, которые значительно меньше по объему (10%), и переходят в верхнюю часть спинного мозга.

Хотя сравнение с компьютером дает некоторые представления о том, на сколько сложна умственная деятельность, это лишь часть общей картины. Дело в том, что наш мозг способен справляться с большим объемом данных, чем компьютер, и способы их обработки у него более разнообразны.

Вся информация в мозг поступает от органов чувств- глаз, ушей, носа, языка и кожи,- а также от рецепторов растяжения в мышцах и терморецепторов, которыми усеяно наше тело. Их можно сравнить с устройствами ввода компьютера. Данные поступают в особые входные, или сенсорные, области полушарий мозга. От головного мозга отходят двенадцать пар черепно-мозговых нервов и множество нервных проводников. Некоторые из этих нервов- чувствительные, они передают в мозг импульсы от органов чувств, например, зрительный нерв. Другие нервы- двигательные, они передают указания от мозга к мышцам, например, общий зрительный двигательный нерв.

На картинке каждая область тела представлена пропорционально частям мозга, отвечающим за ее работу. Пунктирные линии- отделы двигательных областей, сплошные- сенсорных.

В коре головного мозга имеется зона, отвечающая только за прием сенсорной информации. Другая зона занимается рассылкой нисходящих двигательных импульсов. Размер такого приемника или передатчика зависит от части тела. Так, обширная часть сенсорной зоны связана с губами, т.к. они очень чувствительны. А в двигательной зоне крупный участок выделен для рук.Человеческий мозг работает с невероятной быстротой. За долю секунды он анализирует изображение и звуки и мгновенно выдает двигательные команды.

Гипоталамус и гипофиз- это «устройства вывода» мозга, которые можно сравнить с дисплеем или принтером компьютера. Они получают команды от полушарий мозга («процессора») и отображают программы, управляющие другими органами. Еще одним «выводным устройством» являются мышцы. Получаю указания от «двигательных» участков мозга, они, сокращаясь, заставляют тело двигаться.

Определенные участки головного мозга отвечают за способность говорить, слышать, видеть, запоминать и т.д.

В отличие от компьютера, который можно выключить, мозг- этот «управляющий» человеческого организма работает круглые сутки, даже во время сна.

Функции мозга не ограничиваются одной обработкой информации. Здесь зарождаются наши чувства, эмоции и желания, он усваивает новые знания, мысли и творит.

Скелет

Если бы скелет не выполнял бы опорную функцию, то из-за значительной массы мягких тканей тело человека было бы округлым и сплющенным. Наше тело сохраняет форму благодаря твердым элементам, или костям, из которых состоит скелет.

Основные функции скелета:

— служить опорой тела и сохранять его прямое положение;

— защищать жизненно-важные внутренние органы;

— наряду с мускулатурой выполнять движения.

И последняя функция, к стати, самая главная. В скелете взрослого человека около 206 костей. Невозможно указать точное их количество, поскольку существуют так называемые дополнительные косточки, имеющиеся у одних и отсутствующие у других людей.

На кисти, руки, лодыжки и стопы наших ног приходится больше половины костей тела. А чем больше костей, тем больше суставов и мышц, а значит, в этом месте более гибким будет тело. Вот почему мы можем выполнять небольшие, точные движения руками и стопами ног, например, завязывать шнурки на ботинках или балансировать, стоя на цыпочках.

Самая длинная и самая крепкая кость в теле человека – бедренная кость, или бедро. Самая маленькая – стремечко, расположенное в среднем ухе.

Как работают мышцы и кости?

Наш мозг заставляет скелетные мышцы двигаться, посылая через нервную систему сигналы. Нервы в мышцах принимают сигнал и заставляют их сокращаться, т.е. мышцы становятся короче и толще. При сокращении мышцы тянут кости, к которым они прикреплены. Но эти мышцы не могут толкать, а только тянуть, поэтому заставит кость возвратиться в первоначальное положение другая мышца, действующая по второй команде, поступающей из мозга. Таким образом – в паре – работают многие мышцы.

Итак, из всего сказанного ранее, становится понятным, что для осуществления осознанного (произвольного) движения человеку необходимы кости, мышцы, мозг и нервы, а еще – органы чувств.

Органы чувств.

Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире мы получаем через глаза. Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. Самое интересное то, что, чтобы совершить многие движения, мы пользуемся зрением, и, одновременно, чтобы лучше рассмотреть предмет (объект, на который будет направлено движение) мы поворачиваем глазные яблоки, а то и всю голову, т.е. пользуемся движением. И, конечно же, все это не может быть совершено без мозга и нервов.

То, как мышцы выполняют действия, частично зависит от информации, которую они постоянно получают от органов чувств, контролирующих наши движения. Значимость такой обратной связи подтверждается экспериментами: человека просят что-нибудь написать, при этом свою руку он видит только на экране телевизора. Пока изображение на экране полностью совпадает с тем, как человек обычно видит и воспринимает движения своей руки, он пишет так, как всегда. Однако, стоит изменить положение камеры и показать человеку его руку с непривычной стороны, как его восприятие нарушается и писать становится очень трудно.

Обоняние и вкус, некогда столь же необходимые человеку для выживания, как слух, осязание, и зрение, ныне гораздо слабее развиты, чем у животных, и играют второстепенную роль. Однако, для многих истинная красота роз скрыта в их упоительном аромате. Лизнув мороженое кончиком языка, мы во всей полноте ощущаем его изумительный вкус!

Но чтобы почувствовать вкус и запах, мы опять задействуем целый ряд систем нашего организма. Нужно наклониться к розам или взять розу в руки и поднести к носу, потянуть носом воздух, чтобы захватить побольше пахучих частиц, т.е. хорошенько принюхаться. Для этого нам нужны и нервная система, и мышечная, и скелет, и, конечно же, органы чувств, такие как зрение, обоняние и осязание. То же и при лакомстве мороженным.

Когда мы дотрагиваемся до объектов разных форм и поверхностей, мозг получает более точные сигналы, чем те, что идут от органов слуха, зрения, обоняния и вкуса.

Человек обладает пятью чувствами: зрением, обонянием, слухом, вкусом и осязанием . Осязание словно подстраховывает иные чувства и удостоверяет, что перед нами на самом деле. В отличие от остальных четырех чувств, которые реализуются через конкретные органы – глаза, уши, нос и рот, осязательные ощущения воспринимаются по всему телу.

Вы отдернете руку от горячей поверхности прежде, чем она успеет вас обжечь. Касания позволяют передать самые разные эмоции, в том числе те, которые не выразить иным способом. Подчас нашим пальцам мы доверяем больше, чем другим впечатлениям; иногда не верится, что предмет реально существует, пока сам не дотронешься до него. Издавна существует поговорка о недоверчивом покупателе: «Ему нужно не просто товар посмотреть, а пощупать, понюхать и на зуб попробовать».

Обращение с помощью прикосновений особенно важно для маленьких детей, еще в большей степени, младенцев, — именно так ребенок чувствует, что кто-то есть рядом и что этот кто-то его любит. На коже находится множество рецепторов, способных отреагировать на следующие возбудители: боль, прикосновение, холод, тепло, надавливание.

Различные рецептивные поля отличаются по степени чувствительности, которая зависит от концентрации нервных окончаний в различных участках человеческой кожи. Например, каждый может ощутить, что ему на кончик языка надавливают именно двумя остро отточенными карандашными грифелями, даже если они будут в 1 мм друг от друга; а если колоть ими в области спины, то только в случае расстояния в 5 см между ними человек ощутит не один внешний раздражитель, а несколько.

Поскольку осязание дает нам очень много знаний об окружающем мире, то оно может заменить собой недостаток других ощущений. Наилучший пример – шрифт Брайля, позволяющий слабовидящим читать при помощи пальцев.

И опять для этого нам нужны и нервная, и костно-мышечная системы, и система органов чувств – все вместе и одновременно.

Используемая литература:

1) Энциклопедия необходимых знаний. Книга эрудита. Автор-составитель В.А.Менделев издательство «Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков 2007г.

2) «Древо познания» Универсальный справочник для всей семьи 2003г.

3) Атлас анатомии человека издательство «Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков 2008г.

4) Современный справочник школьника. Издательский дом «Владис» Ростов-на-Дону 2005г.

5) Джуди Геленс и Нэнси Пир «Книга ответов для почемучек» издательство «Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Харьков 2004г.

1.Прочитайте текст.Определите замысел автора.Выпишите ключевые слова, с помощью которых раскрывается тема текста.
2.Назовите тип текста.Выделите тезис и доказательства.
3.Проанализируйте текст по плану:
а)укажите лексические повторы и охарактеризуйте их роль в тексте;
б)найдите антонимы, синонимы;
в)оцените выразительность речи
4.Отметьте в тексте примеры использования дефиса и тире.Объясните, в чем сходство и различие в употреблении данных знаков.
Природа не только учит, но и переучивает. Вы вдруг узнаете,что
"противная" лягушка-очень поле зное животное, а красавица
бабочка-капустница- опасный вредитель.Вам говорили, что скворцы -очень
полезные птицы, а вы собственными глазами видите, как скворцы "грабят"
сады. Вы слышали, что воробьев в Китае уничтожали наравне в
крысами:такой большой вред приносят воробьи там.И вдруг вы видите, что
воробьи все лето выкармливают своих птенцов гусеницами и насекомыми, то
есть приносят большую пользу.Вам, может быть, доведется увидеть, какими
огромными стаями собираются воробьи там, где развелось много зловредных

места, сезона, обстановки.Важно, что преобладает:вред или польза.Природа
не только учит, но и переучивает.
Вы вдруг узнаете,что "противная"
лягушка-очень полезное животное, а красавица бабочка-капустница- опасный
вредитель.Вам говорили, что скворцы -очень полезные птицы, а вы
собственными глазами видите, как скворцы "грабят" сады.
Вы слышали,
что воробьев в Китае уничтожали наравне в крысами:такой большой вред
приносят воробьи там.И вдруг вы видите, что воробьи все лето
выкармливают своих птенцов гусеницами и насекомыми, то есть приносят
большую пользу.Вам, может быть, доведется увидеть, какими огромными
стаями собираются воробьи там, где развелось много зловредных
гусениц.Как же тут быть?Наблюдая,вы поймете главное:не все то враг,что
"противно", и не все то друг, что "красиво".Не бывает в природе
абсолютно вредного или абсолютно полезного животного:все зависит от
места, сезона, обстановки.Важно, что преобладает:вред или польза.

или семь лет.Вподарок я получил книгу со сказками Андерсона.Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Прочитайте текст и сократите его с поиощью исключения и сжатия.

В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли.У них не было,ни крова,ни семьи,ни дела,но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами,веди они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям,заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки.Отдыхали и спали где попало.Этих людей называли странниками.

Которая их объединяет,угадать основную мысль и после этого-"складывайте" из предложения текст.Следите за тем,как связаны между собой предложения.Запишите получившийся текст,определите,к какому стилю речи он относится.

(1)Здесь же,на самой отдалённой планете Солнечной системы,он вместе с замороженным азотом и другими химическими соединениями образует царство льда и холода.

(2)Дело в том,что эта планета отличается от других планет Солнечной системы тем,что на её поверхности чрезвычайно низкая температура:от -220до-240 С.

(3)Если когда нибудь космический путешественник ступит на поверхность Плутона,то перед ним должен открыться пейзаж,напоминающий Антакрктиду во время полярной ночи.

(4)Это тот самый газ,который вместе с пропаном и бутаном горит у нас на кухне.

(5)Внутри этих кристаллов заморожено в виде некоего твёрдого раствора небольшое количество метана.

(6) В таких условиях атмосферный газ охлаждается и конденсируется на поверхности в виде инея;затвердает даже азот,который образует крупные прозрачные кристаллы,имеющие несколько сантиметров в поперечнике.

Помогите прошу:****

Что может быть на свете свещеннее имени матери!
Человек, ещё не сделавший ни шагу по земле и только начинающий лепотать неуверенной,и старательно складывает по слогам " ма-ма" почувствовал удачу смееётся, счастливой...
Хлебороб,почерневший от бессонной роботы,прижимает к пересохшим губам пригоршню такой тёмной земли довольно родившей и ржи,и пшеницы благодарный произносит:"Спасибо кормилица-мать"...
Солдат,наткнувшийся на встречный осколок и павший на землю,посылает слабеющий рукой пулю врагу:
"За родину-мать!"
Все самые дорогие святыни названы и озорены именем матери, поэтому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Сделайте задания:

1- Озоглавте текст

2-Составте план текста.

3-Определите, каким способом связаны части текста.

4-Определите тип речи, объясните, почему для названного вами типа реси этот способ связан характерен?

5-Определите, какие языковые средства выразительности использутся в тексте:

а) фонетические

б) словообразовательные

в) лексические

г) морфологические

д) синтаксические

Прочитайте текст Обрати внимание на тип речи (что это: описание или повествование?) В каком стиле написан этот фрагмент? Попытайся обосновать свою точку зрения Найди и подчеркни антонимы Подумай, с какой целью автор использует такое количество антонимов (обрати внимание на тип текста) Молодой ящер был ростом выше человека; его неуклюжее тело покоилось на толстых и длинных задних ногах и толстом, в конце сразу утончавшемся хвосте; передние ноги были короткие и тонкие и имели по пяти пальцев с небольшими острыми когтями, тогда как на задних было по три пальца с большими, но тупыми когтями