Шизоид какой психотип женщины ему подходит. Шизоидный тип личности: определение в психологии, типы, признаки, лечение

Типы личности и типы характера человека

Каждый обладает своим индивидуальным рисунком характера и личностными особенностями. Попытки описать типы личности создали множество классификаций, начиная от опоры на внешность и конституцию, затем – основанные на темпераменте, завершая соционикой и популистскими типами для женщин (любовница, хозяйка и пр.).

Мы предлагаем рассмотреть типы личности , состоящие из конфигурации врожденных данных: тип высшей нервной деятельности (темперамент), глубинные влечения, особенности характера и приобретенных травм, благодаря которым окончательно и формируется уникальный личностный стиль каждого.

Типы характера человека имеют определенные названия, они соответствуют названиям известных психических заболеваний. Вместе с тем, это не означает, что представленные типы личности – это и есть заболевания, нет. Это просто название, отражающие определенную структуру личности и определенные типы характера человека в норме, а не патологии.

Интересно, что само понятие границ нормы крайне условно. Такого человека, который бы воплощал собой абсолютную норму, от которого мы могли бы отталкиваться в описаниях безумия, скорее всего, нет. Каждый человек живет со своими «тараканами», причудами и особенностями, которые и делают его уникальным.

Самое оригинальное, на мой взгляд, объяснение границ нормы и патологии попалось мне на глаза в социальной сети:

«Есть варианты патологии, которые в социально-адаптированном виде соответствуют типам психики. Каждый из нас при определённых условиях проявит ту патологию, к которой склонен. Представляете себе схему московского метро? Так вот, пока мы в пределах кольца, то есть социально-адаптированы, мы условно-нормальны, а дальше каждый уезжает по своей ветке. Ветки с тех пор стали куда длиннее, вот что я скажу, а скоро и второе кольцо будет…»

Таких «веток» или типов личности различают несколько – шизоидная, нарциссическая , параноидная, маниакально-депрессивная, истерическая, обсессивно-компульсивная, психопатическая, мазохистическая (по Н. Мак-Уильямс).

Эти типы личности не означают диагноза либо ругательного наклонения, это просто обозначения различий, классификация, наподобие веток метро. В случаях острого или хронического стресса каждый человек будет регрессировать по своей ветке, согласно типологии.

Типы характера человека практически не бывают чистыми , как не бывает и чистой нормы. Однако, внутри нас может жить шизоидная или нарциссическая или депрессивная , истерическая и т.п. часть личности, которая может быть большей или меньшей частью нашей психологии.

Алиса: Я сошла с ума, да?
Отец: Да. Чокнулась. Рехнулась. И просто сошла с ума. Но открою тебе секрет: безумцы всех мудрей.
Алиса в стране чудес

О шизофрении как клиническом заболевании есть много книг, исследований, монографий и описаний. Вместе с тем интерес к ней не утихает. В этой статье речь пойдет о шизоидном типе личности, находящимся в границах нормы, и о том, как шизоиду адаптироваться к жизни, оставаясь в согласии со своей природой.

При шизоидном типе личности на одном конце «ветки» есть гениальные, высокоэффективные, социально-адаптированные люди с шизоидной организацией личности, а на другом конце психические больные, страдающие шизофренией, не способные к самостоятельной социальной жизни.

Часто детей-шизоидов описывают как особо чувствительных, восприимчивых как к физическим стимулам – свет, прикосновения, звуки, так и к эмоциональным, проявления сильных эмоций заставляет их сжиматься, напрягают.

Взрослые люди-шизоиды также остаются удивительно чуткими, чувствительными, одаренными способностью понимать, воспринимать мир и других людей с потрясающей точностью и подлинностью. Люди, имеющие шизоидный тип личности остро чувствуют ложь и фальшь в других, как радар, выявляя любую неискренность.

Один из моих коллег, талантливый шизоид , настолько точно интерпретировал происходящее с клиентом на учебных сессиях, что по нему можно было ориентироваться как по камертону, настраивая свой профессиональный «внутренний инструмент» для чуткого восприятия другого человека.

Такая чувствительность делает шизоида очень уязвимым к внешним воздействиям, стрессу, от которого они убегают в свой внутренний мир.

Тенденция ухода в себя также может быть вызвана воспитанием в объятиях удушающей гиперопеки матери. При подозрениях на подростковую шизофрению часто рядом с мальчиком-подростком обнаруживается нарушающая личные границы мать, которая тащит своего покорного сына то в церковь, то на расстановки или к целителям.

Если в семье, где растет чувствительный ребенок-шизоид , практикуются эмоциональная неискренность, двойные послания, например, похвала и любовь на людях с одной стороны, равнодушие и критика дома – с другой, то рано или поздно ребенок может начать полагаться на уход в себя, изоляцию от других, чтобы защититься от лжи, фальши, вызывающих глубокое замешательство, гнев и безнадежность.

В школе я задавала неудобные вопросы про советский строй, за что и подвергалась скрытой агрессии со стороны учителей. Я оставила эти вопросы глубоко внутри себя.

Из терапевтической беседы

Необходимость полагаться на свой внутренний мир также может появиться в результате ранней изоляции ребенка, которого с младенческого возраста оставляли одного дома или в кроватке, не подходили ночью на крик, воспитывая «самостоятельность».

В итоге ребенок-шизоид старается найти способ адаптации к вынужденной изоляции и выбирает «не нуждаться» в близости, ища в большей степени опору в себе и своем внутреннем мире.

Что-то толкало меня из автобуса в автобус, где я могла сидеть с шизофренической апатией на лице, погрузившись в свой внутренний мир, и внешне ничем не выделяться среди остальных занятых своими проблемами пассажиров, которые равнодушно следят за мелькающими в окнах пейзажами.

Барбара О’Брайен. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно: операторы и вещи.

В общем, вторгающиеся в тонкие границы изначально достаточно чувствительного ребенка взрослые, ранняя изоляция, одиночество и неэмпатичный родительский уход способствуют возникновению внутреннего конфликта между стремлением к близости и избеганием ее, желанием дистанцироваться, что и приводит к формированию шизоидного типа личности.

Ценной адаптивной способностью людей, обладающих шизоидной организацией личности, является их креативность. Важно лишь находить форму для выражения богатого внутреннего мира. Большая часть художников, скульпторов, музыкантов имеют шизоидную личность.

Здоровый человек шизоидного типа способен направить свои таланты в искусство, философию, в науку, в духовные изыскания, в какие-то действия в реальном мире. Более глубоко травмированный шизоид испытывает колоссальные страдания от невозможности реализации своих способностей из-за страха, отчуждения от общества, одиночества.

Я нашел себя в погружениях в глубины морской жизни на занятиях дайвингом. Это действие, которое я произвожу в реальном мире, и которое символически отражает мои привычные погружения в глубины самого себя.

Из личной беседы

Отчуждение и одиночество – частые попутчики человека шизоидного типа личности. Поскольку люди-шизоиды игнорируют общественные ожидания, индифферентно относятся к мнению большинства, то чаще страдают от бойкота или агрессии со стороны этого большинства.

Поэтому такие люди часто выглядят внешне бесстрастными, презрительными и ироничными по отношению к окружающей массе людей. Однако, внутренне они остро переживают собственную инаковость, отличность от других, непонятность для окружающих, а значит какую-то глубокую внутреннюю неправильность.

Для такого человека жизненно важно быть понятым, услышанным, одновременно ему может быть невыносимо страшно оказаться слишком близко к другому. Шизоид боится, что если близкий любимый человек его полностью узнает, то он покажется ему уродом или чудаком.

В итоге люди-шизоиды нередко выбирают обособленность и одиночество, уклоняясь от общения с другими людьми. Если такое происходит, то стоит, преодолевая страх , возвращать себя в общение. Возможно, сначала в терапии, затем в личной жизни.

«Подойди ближе, я одинок, но не приближайся, я боюсь вторжения» — приводит пример негласного послания человека шизоидного типа А. Роббинс. Конфликт близости – дистанции является центральным в шизоидном типе личности.

Страх вторжения, поглощения оказывается сильнее желания интимности. Часто в семьях при возникновении проблем в отношениях не-шизоидная женщина пытается сблизиться со своим партнером-шизоидом, «поговорить по душам», а тот в ответ, боясь поглощения, отдаляется.

Для того, чтобы считаться с такой особенностью и обеспечить комфортное существование шизоиду необходимо собственное безопасное пространство. Есть люди другого склада, другие типы характера человека, которые могут руководствоваться принципом «человеку на самом деле не много надо – крыша над головой, да хлеб с маслом».

Человеку с шизоидной личностью так не выжить, вернее, выжить можно, но придется постоянно испытывать страдания, душевную и физическую боль . Ему необходимы пространство, дистанция, воздух.

Буквально телом чувствую это городское замкнутое пространство хрущевки, боль от шума, гари, запахов. Здесь я не могу собраться, разваливаюсь на кусочки…

Из личной беседы

Для того, чтобы оставаться в контакте со своей природой, шизоиду важно найти или организовать себе свое место, дом, пространство, где он может чувствовать себя спокойно и безопасно. Иногда приходится изрядно постараться, чтобы обеспечить себе такое место, но оно того стоит.

При этом также важно иметь близкие отношения, не уходить во внутреннее или внешнее отшельничество.

По моим наблюдениям, у здоровых шизоидов дистанция в полмира при использовании современных технологий не будет являться препятствием для ощущения близости. Высокофункциональный человек, имеющий шизоидный тип личности, может организовать свою работу удаленно для того, чтобы успешно разрешить внутренний конфликт дистанции-близости.

Работать дома в безопасном уютном и своём пространстве, но с помощью современных технологий, держа руку на пульсе компании, в которой он трудится. В этом случае человек вообще не ощущает большого расстояния, так как благодаря чуткости шизоида, оно не препятствует близости и поддержанию контактов.

Кроме того, люди-шизоиды испытывают явную тревогу по поводу базовой безопасности. Так как окружающий мир кажется им наполненным угрожающими, тесными, шумными, разрушающими силами, опасными для индивидуальности. Иногда такая тревога может выглядеть преувеличенной для других людей.

— В России можно выживать, но жить по-настоящему… нет.
— Всю жизнь живу в России – пока не убили…

Подслушанный диалог

С этой тревогой трудно иметь дело, хочется позаботиться о безопасности, но до конца безопасно все равно не будет. Сначала нужно достичь ощущения безопасности и комфорта в пространстве дома и в отношениях с любимыми людьми.

Затем можно постепенно распространять это чувство стабильности и безопасности на внешний мир. Здесь не стоит торопиться, обретение внутренней земли обетованной плавно и своевременно распространится на внешний мир.

— Было хорошо в Камбодже?
— Да…
— Теперь найди свою внутреннюю Камбоджу.

Из терапевтической беседы

Когда внутренней безопасности нет, помогает внешний поиск такого места на земле. Если находится такое пространство, то оно остается внутри вас. Однако, если внешний поиск не сопровождает внутренним, то он грозит бесконечными скитаниями наподобие дауншифтеров, которые ищут что-то через внешний мир, путешествуют, но как будто не находят внутреннего мира. И наоборот, если есть «внутренняя Камбоджа», внутренняя точка равновесия и мира, то внешняя обстановка перестает быть угрожающей, тревожной, разрушающей.

Итак, мы выделили следующие особенности человека с шизоидным типом личности, и предложили способы их интеграции в жизнь:

  • Богатый внутренний мир, который важно учиться креативно выражать вовне, преодолевая тенденцию ухода в себя.
  • Внутренняя чуткость, чувствительность, сензитивность, которая требует психологической гигиены – создания безопасного пространства, умения беречь себя.
  • Конфликт дистанции – близости, для разрешения которого необходимо собственное безопасное пространство, соблюдение личностных границ в отношениях с близкими людьми, и опыт принятия другим человеком.
  • Пренебрежение условностями, общественными нормами, что может провоцировать нападение большинства на шизоида, усиливая его страх поглощения. В результате человек выбирает изоляцию и одиночество, уклоняясь от общения с другими людьми. В этом случае, стоит, преодолевая страх, возвращать себя в общение. Пусть контактов будет не много, один-три человека, этого может оказаться достаточно для комфортной жизни.
  • Тревога по поводу базовой безопасности, для погашения которой создается внутренне безопасное пространство, которое постепенно распространяется на внешний мир.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

« »

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Шизоидное расстройство личности или психопатия шизоидная – поведенческие особенности человека, которые проявляются в избегании отношений, которые могут быть насыщенны эмоциями и переживаниями. Причём как негативного, так и позитивного характера. Тёплые чувства или переживания подменяются фантазиями, излишне «продумываются», переосмысливаются и теоретизируются. Подобного рода подмены и избегания происходят из-за того, что реальные отношения и эмоциональные связи с окружающими людьми приносят утомление, дискомфорт.

Говоря о шизоидном типе личности, стоит сказать, что наиболее заметными признаками могут являться именно эта незаинтересованность в каких-либо контактах с окружающими и явное пренебрежение социальными нормами. Такие люди могут не отвечать на приветствия, одеваться «странновато» даже для нынешнего весьма толерантного времени, не соблюдать субординацию, от чего иметь постоянные проблемы в социализации, как на этапе обучения, так и в процессе попыток устроиться на работу. Им зачастую присуще отношение к обществу как к «стаду», которое подстраивает их под свои законы, а следовательно – пренебрежительное отношение к большинству людей, выше которых они себя ощущают.

Считается, что вообще существуют восемь типов характера: нарциссический, параноидальный, обсессивно-компульсивный, психопатический, истерический, депрессивно-маниакальный, мазохистический и шизоидный.

Шизоидный тип характера обуславливается некоторым несоответствием между ощущением себя и окружающим миром, чувством отстранённости.

Многие знаменитые гении были шизоидами: Альберт Энштейн, Ван Гог, Кант, Гегель, Архимед, Ньютон, Бах… Из ныне живущих людей, к таким относят интеллектуала Анатолия Вассермана и математика Григория Перельмана, отказавшегося в 1996 году от Премии Европейского математического общества, в 2006 – Филдсовской премии и в 2010 году – премии тысячелетия математического института Клэя.

Кроме того, шизоидный тип характера приписывают даже вымышленным героям: Дон-Кихоту и Ёжику в тумане.

Людям с шизоидным типом характера свойственно:

Как и почему формируется такой тип

На этот счёт есть большое количество теорий. С физиологической точки зрения, нервные окончания шизоидов более чувствительные. Ещё в очень маленьком возрасте, такие детки могут проявлять раздражение или угнетение от сильной освещённости комнаты или постоянного гомона. Ведь не секрет, что многие крохи, наоборот, любят постоянное присутствие взрослых, это их успокаивает и даёт ощущение защищённости. У шизоидов – наоборот, «лишние люди и движения» утомляют.

Другие теории объясняют развитие в связи со спецификой воспитания: жёсткий, нервный, взрывной, критикующий отец и «залюбливающая», нарушающая личные границы мать. Кроме того, из значимых факторов для формирования такого типа называются:

Детство такого малыша проходит в одиночестве и часто в затравленном состоянии. Ему лучше одному, наедине с книгами, фантазиями и умозаключениями. Но, несмотря на свою начитанность и спокойствие, учителя тоже недолюбливают такого ребёнка: в самодеятельности не участвует, красиво объяснить или написать ничего не может, а «слишком большие» познания в узких сферах могут вообще вызывать чувство конкуренции и желание «наказать выскочку, подрывающего авторитет педагога».

Диагностирование

Диагноз шизоидной психопатии может быть поставлен специалистом при наличии четырёх и более симптомов:

Однако, шизоидная личность не всегда одинакова в поведении, если за ней понаблюдать. Проявления могут быть как по типу аутичности со всеми дополнительными признаками (включая крайнюю степень проблемы с социализацией), так и по типу стеничной шизоидности с высокой успешностью в узконаправленных сферах деятельности, в которых необходимы крайние формы прагматизма, холодности и безэмоциональности в принятии решений.

Один из примеров описывает советника по кадровой политике крупного предприятия, который «прославился» абсолютно «безличностным» подходом к оценке значимости того или иного сотрудника для общей успешной деятельности предприятия, не зависимо от стажа работника, его предварительного вклада, нынешних семейных обстоятельств, состояния здоровья и прочих дополнительных нюансов, на которые всегда «оглядываются» эмоционально отзывчивые люди. В итоге, он увольнял работников, которые всю жизнь посвятили этому производству и в данный момент испытывали какие-либо жизненные трудности. А известность случай получил из-за нескольких суицидов, которые совершили уволенные люди и которые совершенно не вызвали у описанного советника никакой эмоциональной реакции.

Однако шизоидное расстройство личности никогда не ставится при наличии шизофрении, синдроме Аспергера и бредовых расстройствах.

Согласно Теодору Миллону, существуют четыре подтипа подобного расстройства:

  • истощаемый, вялый тип, который характеризуется хроническим истощением, усталостью, вялостью, медлительностью, апатией;
  • тревожный, дистанцированный тип, которому присущи обособленность и отгороженность от реалий жизни, замкнутость, скитальчество, невозможность долго задержаться на одной работе и трудоустроится вообще;
  • деперсонализированный тип, основной спецификой которого является ощущение разобщённости своего тела и сознания, поглощённость фантазированием;
  • безэмоциональный тип, угрюмый и самый эмоционально невозмутимый.

Согласно классификации, шизоидное расстройство относится к кластеру необычных и эксцентричных расстройств. Проявления, которые были описаны ранее, должны наблюдаться с периода ранней зрелости, то есть с восемнадцати лет и старше.

Следует так же заострить внимание на том, что некоторые признаки должны быть соотнесены с возрастными критериями, физиологическими особенностями и моментами воспитания. Например, потребность в сексуальных контактах может угасать с возрастом или быть подавлена определённым воспитанием, а отсутствие друзей быть обусловлено негативным жизненным опытом или физической особенностью, которая становятся психологической преградой. Однако, в этих случаях человек не теряет эмоциональную оценку данного факта: он жалуется, переживает, злится, иронизирует, оправдывается. Одним словом – проявляет эмоции.

В психоанализе подобная проблематика трактуется с точки зрения наличия у шизоидного типа личности пограничного уровня развития личностной организации. Шизоидный тип имеет склонность к «защитному фантазированию». Ещё одним его защитным механизмом является интеллектуализация, которая позволяет ему понижать эмоциональную значимость событий, при этом не избегая самих событий.

Более того, необходимой его поддержкой является сублимация, которая опирается на его фантазии. С помощью неё снимается внутреннее напряжение, и энергия перераспределяется в другое русло, которое более приемлемо для такого человека: рисунок, скульптуру, решение неимоверных задач.

Основной смысл данного подхода заключается в том, что первичный конфликт, формирующий шизоидность — это проблема сближения и отдаления. Такой человек постоянно сохраняет дистанцию с другими людьми, от чего хочет сближения. Тем не менее, сближение у него расценивается как нарушение личностных границ и поглощение, что заставляет шизоида ревностно сохранять эту самую дистанцию, для сохранения личного пространства в его понятии. Этим и объясняется эксцентричность и непохожесть многих таких личностей: следование общепринятым нормам так же расценивается как «поглощение». Поэтому шизоид явно пренебрегает законами общества и социальными нормами.

Однако, не всегда такой тип личности выступает самостоятельно. Чаще всего, мы сталкиваемся с шизоидно-истероидным типом личности, при котором шизоидное расстройство личности присоединяет симптомы истероида: добавляются внушаемость, неадекватная демонстрация своей сексуальной и внешней привлекательности, позёрство и «показуха».

Причём следует отметить, что так как демонстрирует эту самую «привлекательность» такой человек часто вписывается в общественное мнение: «без слёз не глянешь». Слишком яркие сочетания цветов, откровенное подчёркивание своих форм. Одним словом, красная юбка, зелёные колготки, непонятный, старомодный, но откровенные топ и при этом немытые волосы – вполне нормальная картина такой девушки. Замечания же по поводу несуразности её вида вызывают удивление и могут считаться завистью.

Многие родственники, близкие которых страдают от шизоидного расстройства личности, интересуются: опасно ли это? Как видно из ранее изложенного, такие люди характеризуются замкнутостью и направленностью на свой внутренний мир. Они не проявляют агрессию, даже, наоборот, стараются всячески уменьшить количество контактов. Так что для окружающих они абсолютно безопасны.

Кроме того, их эмоциональная отчуждённость от страданий других абсолютно не равнозначно непониманию происходящего, потому как интеллект при этом не страдает. Как следствие, шизоидный психопат, в случае совершения правонарушений являются полностью подсудными, потому как не являются душевнобольными. А вот для самого человека такое расстройство может оборачиваться в неприятности, как в виде проблем трудоустройства, так и в виде насмешек и издевательств, которые начинаются ещё со школьной скамьи и обусловлены некоторой отрешённостью, экстравагантностью и невозможностью влиться в компанию.

А вот в случае всё-таки подтверждённого диагноза у лиц с шизоидным расстройством личности, армия, скорее всего, исключается.

Лечение

В случае рассматрения классического шизоидного расстройства личности лечение крайне затруднительно не потому, что эти случаи не поддаются терапии, а потому, что пациенты сами не считают своё состояние проблемой. Они не могут понять, зачем их заставляют «подстраиваться под стадо». Поэтому приходят на приём либо под давлением родственников, либо с другими жалобами, например, с проблемой зависимости. Проблема социализации отлично решается с помощью ролевых игр. Шизоидам в буквальном смысле приходится: что чувствуют и на что обижаются люди.

Частой проблемой является подбор необходимого психолога, способного крайне разумно идти на контакт, не нарушая границ шизоида и, при этом, не увлекаясь его философствованием и рассуждением не по сути проблемы.

Что касается медикаментозного лечения, то в последнее время целесообразность его применения ставится под сомнение.

А вот кому точно необходим психолог, так это родственникам такого человека, потому что это у них замкнутость и отчуждённость ребёнка вызывает панику, они переживают за его будущее и страдают от его холодности. Всё это накапливается в большой ком невысказанности, который впоследствии может вылиться в личные проблемы со здоровьем: заболевания ЖКТ, сердца, диабет и прочее. Работа с родственниками направлена на снятие тревоги, напряжения, «подзарядка любовью и теплом» в виде поддерживающих сеансов. И самое главное – открытие возможности принимать такого ребёнка таким, как он есть.

Люди, имеющие подобный тип личности, не редкость. Среди них встречаются и гении, являющиеся движущей силой развития цивилизации, и типы, полностью отгородившиеся от мира (форма шизофрении).

Мы оставим за рамками этой статьи психиатрических больных, а дадим информацию о людях здоровых. Также немного расскажем о пограничном состоянии между нормой и патологией, т. е. о расстройстве личности по шизоидному типу.

Что это

Основная психологическая характеристика такого человека – полная или частичная оторванность от реального мира, замыкание на самом себе и неразвитость эмоциональной сферы.

Переживания и чувства людей этого типа многогранны. Их чрезмерно много, они переполняют человека, но он не выпускает их наружу и не проявляет эмоций. Обычно люди с такой организацией психики убеждены, что полностью свободны от условностей и традиций общества.

Они стараются отгородиться от социума и высокомерно относятся к другим. Их привычная позиция «мне никто не указ», « я сам бог и хозяин жизни» и пр.

Люди этого типа плохие утешители и не чуткие слушатели. Им сложно сострадать другим или радоваться за кого-либо.

Часто к человеку с такой организацией личности применяют эпитеты чудак, странный, замкнутый.

Причины

Часто причиной формирования личности по шизоидному типу являются психические травмы (угроза опасности жизни или утрата чувства защищённости), полученные на разных этапах развития.

Во внутриутробном периоде

  1. Пример (А) . Мать ребёнка, его отец и другие родственники желают прервать беременность, т. е. хотят, чтобы этот ребёнок не появился на свет. Энергия злобы и неприятия исходит от них. А плод воспринимает эти потоки энергии, воздействующие на него негативно. Как следствие, появляются блокировки, прерывающие взаимосвязь органов.
  2. Пример (Б) . Мать не собирается лишать ребёнка жизни, однако постоянно находится в стрессовой ситуации (моральное и физическое насилие в семье). Это тоже угрожает жизни плода, а он, пытаясь её сохранить, затихает и затаивается. Говоря образно, раскалывает себя на кусочки. Всё вышесказанное, является предпосылками к негативным чувствам, которые родившийся карапуз начинает испытывать к окружающим.

Сразу после родов

Если новорождённого немедленно забирают от матери, то он это может воспринимать как угрозу жизни — остался один в незнакомом мире, брошен.

При неправильном воспитании в семье


Вывод: отчуждение родителей или попечителей от ребёнка, а также бесцеремонное навязывание своего мнения часто способствует тому, что личность начинает развиваться по «шизоидному» пути.

Ведь взрослые обязаны не только формально опекать своих сыновей или дочерей, но и общаться с ними, даря ласку и тепло, вселять в детей чувства уверенности и безопасности, пытаться понять их.

Ребёнок, который не имеет добродетелей и друзей в лице родителей, начинает искать такого покровителя и заступника внутри себя. Так он оберегает индивидуальность, чтобы её не поглотили и не раздавили.

Этапы становления

ДОШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Первые черты шизоидного характера можно заметить у ребёнка уже в дошкольном возрасте (в 3 или 4 года).


ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

В школьные годы такой ребёнок особо не меняется. Он не старается установить контакт с одноклассниками и найти себе друзей. Самооценка ребёнка высокая и мнение окружающих его волнует мало.

Чаще всего ему нравится чисто интеллектуальное общение, обмен информацией, без всяких эмоций. Нередко у таких учеников открываются неординарные способности к математике или литературному сочинительству.

Иногда, кажется, что ребёнок знает очень много. Только одно ему не под силу – язык человеческих взаимоотношений.

Сам ребёнок, конечно, замечает, что ему трудно устанавливать контакты с другими детьми. Поэтому он не стремится на прогулки.

Ребёнок с такой организацией личности совершенно неэмоционален и не проявляет бурной радости, печали или гнева. Общаясь с ним, сложно понять, как он воспринимает ваше воздействие на него. Родители часто переживают детскую холодность (если сами не относятся к шизоидному типу).

Такие ребятишки не любят целовать и обнимать своих родителей и не переносят подобных ласк по отношению к себе (им это неприятно).

Нестандартные черты характера шизоидных личностей и их неспособность к общению со сверстниками часто провоцируют конфликты с одноклассниками. Обычно для этих чудаков уготовано положение изгоев.

Такие дети не умеют отстаивать себя и манипулировать окружающими. Роль руководителя для него будет чужда и мало понятна в будущем.

ПОДРОСТКОВЫЕ ГОДЫ

Это самый тяжёлый период для замкнутых детей. Интеллектуальное превосходство над одноклассниками – хорошо. Постоянное отторжение сверстниками и неумение установить с ними отношения – плохо.

Самооценка подростка начинает постоянно меняется. Она может подняться до мании величия или стремительно упасть вниз, когда ребёнок ощущает себя никчемным и занимается самобичеванием.

Попытки родителей вторгаться в его внутренний мир порой встречают бурный протест.

Шизоидного подростка будет раздражать многое:

  • Родители вошли в комнату и не постучались.
  • Трогали его вещи.
  • Контролируют учёбу.
  • Интересуются его жизнью.

Очень часто одиночество не тяготит подростков с подобным типом личности, но их замкнутость и постоянная обособленность от сверстников привлекает внимание.
Занятия спортом не чужды таким детям. Но, они предпочтут не командные, а одиночные виды спорта.

Что делать и как относиться к замкнутому ребенку


Шизоидный тип личности

Особенности

Взрослые индивидуумы уже имеют сложившийся характер. Он полон противоречий. А понять их внутренний мир почти невозможно. Что беспокоит такого человека, какие чувства его захлёстывают, что сильно ранит?

Трудно сказать, т. к. внешне он выглядит душевно безразличным и холодным. Понять и представить, как шизоидный тип воспринимает мир крайне тяжело.

Незначительная мелочь, на которую большинство людей не обратит внимания, для него очень значима. И, напротив, очень важные факты для него не будут иметь никакого значения.

Поведение

Человек относится к себе неоднозначно. Он осознаёт свой высокий интеллектуальный потенциал. Это вселяет в него чувства гордости и превосходства, а порой и презрения к окружающим.

Однако абсолютное непонимание социальных отношений, в которых задействованы другие люди, сильно снижает самооценку шизоидов.

Для их поведения характерны следующие особенности:

  • Неумение вести себя даже в самых простейших ситуациях.
  • Если человек почти открыто показывают свою неприязнь, им трудно оценить и понять ситуацию.
  • Их интуиция неразвита и они не могут противостоять интригам и недоброжелателям. А если к ним относятся с симпатией и любовью, это тоже остаётся незамеченным до тех пор, пока им об этом не скажут прямо и открыто.

Искусство общения для людей с шизоидным характером – китайская грамота, которую им не дано освоить.

Антипатия к общению проявляется ими разнообразно: от робости и застенчивости до грубой иронии и жестокости (лишь бы быстрей оставили в покое). В человеке уживаются взаимоисключающие черты: упрямство с податливостью, холод и равнодушие с ранимостью.

Для них характерна любовь с первого взгляда. Однако в семейной жизни им свойственна бытовая неприспособленность и равнодушие к маленьким детям, супружеские измены. Они являются нелёгкими партнёрами.

Идеальный партнёр для шизоида тот, который будет постоянно убирать за ним, освободит от бытовых забот: оплаты счетов, планирования бюджета, воспитания детей.

Внешность

Люди шизоидного типа воспринимаются окружающими как чудаки и чудачки.

Их поведение, походка, мимика, манеры, чувства – все выглядит причудливым:


Отрицательные черты

  1. Чрезмерная замкнутость.
  2. Неспособность к сочувствию и заботе о других (эгоизм).
  3. Выставляемое напоказ высокомерие.
  4. Идеализация своих идей и желаний.
  5. Неспособность к компромиссу.
  6. Жажда личной свободы, но отказ в ней своим близким.
  7. Завышенная подозрительность.
  8. Склонность к наркомании и алкоголизму.

Положительные черты

  1. Любознательность, начитанность, высокий интеллектуальный потенциал.
  2. Богатый внутренний мир, в котором много идей и фантазий.
  3. Упорство при решении сложных задач.
  4. Постоянные предпочтения.
  5. Соблюдение границ чужого личного пространства.
  6. Приверженность к выдвинутой идее и настойчивость в реализации задуманного проекта.

Страхи

  • Шизоиду на подсознательном уровне кажется, будто ему будет отказано в возможности существовать, что его уничтожат, поглотят.
  • Не покидающее чувство тревоги и ощущение, что везде и всем чужой.
  • Эти негативные эмоции могут порождать чувство гнева, а стрессы могут спровоцировать расстройство личности.

Признаки расстройства

Психоаналитики рассматривают такое расстройство как пограничное состояние между шизоидным типом личности и шизофренией. Это расстройство не относят к психотическому уровню (индивидуум разграничивает воображаемый мир и реальный).

Считается, что при шизоидном расстройстве человеку свойственно уходить в мир фантазий и защищать себя, таким образом, от внешнего мира. Причём характерные особенности личности при этом остаются сохранными.

Общие критерии расстройства личности:


Человека с абсолютно «чистым» типом характера сложно встретить. Как правило, чаще встречаются смешанные типы. Например, шизоидно-истероидный тип личности.

В этом случае к выраженным чертам добавятся некоторые особенности, характерные для истероидов:

  • внушаемость,
  • неадекватная демонстрация своей сексуальности в поведении и внешности,
  • показной характер,
  • чрезмерная озабоченность своей привлекательностью.

Если человеку присущ параноидально-шизоидный тип личности, то добавятся особенности, свойственные параноидальным типам:

  • Постоянная подозрительность и недоверие.
  • Склонность перекладывать ответственность с себя на других.
  • Презрение ко всему слабому и ущербному.
  • Повышенная чувствительность к неудачам и отказам.
  • Завышенное оценивание собственной значимости.

Профессии

Шизоиды могут заниматься различными видами деятельности, которые не предполагают интенсивного общения. Они встречаются среди врачей, учёных, поэтов, философов, а также чудаков-коллекционеров и бродяг, которые не считаются с жизненными ценностями.

Примеры из истории

Люди с таким характером часто достигают в профессиональной деятельности небывалых успехов благодаря своему интеллекту и концентрации внимания на задачах, которые они перед собой ставят. Исторических подтверждений тому немало.

Художники Ван Гог и Сальвадор Дали. Философы Кант и Гегель. Учёные А. Эйнштейн, Менделеев, Ньютон. Композиторы Бах и Бетховен. Поэт Б. Пастернак. Психоаналитик З. Фрейд.

Лечение

Люди, имеющие шизоидное расстройство, за медицинской помощью обращаются редко. А те, которые всё же решились прийти к врачу, испытывают страх перед беседой. Ведь не очень хочется открывать постороннему свой внутренний мир.

Однако опасаться нечего. Квалифицированный специалист никогда не будет давить на вас. Он отчётливо осознаёт, что без спроса нельзя вторгаться в личное пространство и индивидуальные мысли человека. Общаясь с опытным врачом, люди добиваются ощутимого улучшения состояния.

Лекарства . Специальных препаратов для лечения подобных расстройств не существует. Однако врач может порекомендовать лекарственные средства, которые снимут симптомы тревожности и депрессии, сопутствующие расстройству.

Психотерапия . Применяют когнитивную поведенческую терапию. Именно она помогает пациенту поменять своё поведение и убеждения, которые вызвали проблему. Прибегая к такой терапии, человека учат адекватным способам реагирования на различные ситуации, помогают справиться с тревожностью, которая появляется при необходимости общения с людьми.

Групповая терапия . Лечение проходит наиболее эффективно в психотерапевтических группах. Групповые сеансы поддерживают пациента и повышают социальную мотивацию.

Тем, кто осознаёт, что его характер близок к шизоидному типу, психотерапевты рекомендуют:

  • Учиться проявлять положительные эмоции.
  • Обратить внимание на стиль общения с близкими и родственниками.
  • Помнить, что умеренная сдержанность воспринимается людьми положительно, а вот излишнее её проявление – как отрешённость.
  • Если чувствуете, что самому тяжело справиться с проблемой, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам.

Видео: Шизоидный тип

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 
Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца] Спирица Евгений

Шизоиды: шизоидный психотип

Шизоиды: шизоидный психотип

В основе шизоидного психотипа лежит принцип аутичности, слово «шизоидность» происходит от греческого «пхизис» – «расщепление». Шизоидность – это не эмоция, это мышление.

Давайте определим, почему же мышление лежит в основе шизоидного психотипа. Дело в том, что мышление – это познание предметов, процессов, явлений окружающего мира через их главное и принципиально важное качество и свойство. Результатом такого знания является понятие, то есть феномен. Схематичным понятием об этом предмете или явлении человек оперирует в своих рассуждениях, а главное, в действиях. Говоря другим языком, для того, чтобы правильно ориентироваться в мире и продуктивно с ним взаимодействовать, не нужно знать каждый сущий предмет в лицо. Главное – иметь четкое представление о свойствах основных, необходимых для жизни предметов, чтобы познавать, распознавать их при встрече. Вот здесь и возникает интересный формат. Основываясь на результатах новейших нейропсихологических исследований, удалось выяснить, что шизоиды не могут отделить главное от второстепенного. Им мешает слабость процесса торможения в центральной нервной системе.

Благодаря этому в сознании шизоида все выделенные им компоненты, анализируемые предметы могут существовать одновременно и равнозначно. Отсюда возникает расщепление. Нервные клетки, обрабатывающие информацию о различных значениях, характеристиках предмета, продолжают параллельно активно функционировать на протяжении всего акта осмысления, вследствие чего важные признаки не отделяются тормозным процессом от неважных, как это происходит у других психотипов. И поскольку параллельно шизоид может существовать в некоторых двойных мирах, возникает это состояние – исследование всего, что существует в данном мире. Итак, шизоидность – это мышление, врожденная особенность биохимии коры головного мозга.

Внешний вид. Внешний вид у людей шизоидного типа особый, метафорично его можно назвать футлярным стилем оформления внешности, личности. Почему? Шизоиды очень любят барьер, пытаясь отгородиться от внешнего мира. Это очки, бороды, капюшоны, большие шапки, поднятые воротники, женщины могут носить различного рода шляпки. Именно они любят всякие толстовки, объемную одежду. Обожают рюкзаки, большие сумки, которые носят за плечами. Это и есть понятие «футлярный стиль оформления внешности». Позы и походка, как правило, рассогласованы. Из-за расщепления шизоиды часто могут быть неухоженными. Потому что ухаживать за собой людям, у которых развита кинестетическая модальность, не очень важно. Неухоженность связана с тем, что шизоид может начать делать одно дело, переключиться на другое и совсем забыть о том, что он собирался «ухаживать за собой». Часто они могут быть неаккуратными, нечистоплотными, например долгое время носить одну и ту же одежду. Основная их цель заключается в том, чтобы отгородиться от внешнего мира.

Мимика. На лице у человека шизоидного типа два основных стереотипа: либо это застывшая, неподвижная маска эмоций, которые проявляются крайне неинтенсивно, этакое лицо инопланетянина, либо происходит рассогласование мимики – эмоции отдельно, мимика отдельно. У шизоида, с которым наладилась коммуникация, на лице появляется эмоция интереса. Он немного наклоняется вперед, к собеседнику, брови приподнимаются, глаза округляются. Когда шизоиду интересно, он испытывает позитивные эмоции, потому что главное состояние шизоида – это, конечно, познание окружающего мира, попытка описать его по-другому. Особенность пантомимики, жестикуляции и невербального поведения шизоидов достаточно интересна. Исходя из их поведенческого стереотипа, в своем поведении, в походке они абсолютно рассогласованны. Они не чувствуют своих габаритов. Людей шизоидного типа очень легко узнать в метро или толпе. Именно там они рюкзаком, сумкой, чем-то еще неожиданно толкают вас, наступают на ноги, не замечая этого. Поскольку для шизоида нет четко построенной петли обратной связи, он не понимает, что сделал. Если вы дали ему негативную обратную связь, он никак не может понять, почему же это вы сделали ему замечание, застывает. Жестикуляция, движения конечностями у шизоидов достаточно резкие, существуют отдельно от тела. Из-за этой аутичности у шизоидов возникает слабый самоконтроль тела. Когда шизоид не понимает, что нужно сделать, он застывает в одной неизменной позе.

Поведенческие качества шизоида. Люди шизоидного типа, несомненно, обладают большими умственными способностями, оригинальностью суждений, проявляют широту интересов в сочетании с замкнутостью и скрытностью. У них своеобразное суждение и во многом непредсказуемые поступки, аналитичность мышления явно преобладает над эмоцией и внешней активностью. Шизоид проявляет огромную избирательность контактов. Общается только с теми, кто его понимает. Очень плохо усваивает обычный житейский опыт. Отличается сдержанной, неэмоциональной манерой поведения, пытается контролировать себя. Старается во многом работать по плану, но, правда, по плану «своему», часто не совпадающему с теми делами, которые поручает ему руководитель. Уважает законы, инструкции. Хорошо работает с документацией, но с той, которая ему понятна. Дело ставит выше настроения и людей оценивает только по результатам их действий, деятельности. Поэтому у него всегда существует много вариантов поведения. Поскольку он обладает парадоксальностью мышления, то порождает альтернативы, всегда создает новое.

Шизоид не всегда гибок в отношениях, точнее, совсем не гибок, поскольку плохо чувствует эмоциональное состояние других людей. Для него самый любимый формат – это уединение. Плохо прогнозирует события, малочувствителен к критике. И очень важный момент – необычным образом реагирует на прием алкоголя. Что выкинет шизоид в состоянии алкогольного опьянения – не очень понятно. Бессознательно стремится к овладению ценностями как внешнего, так и внутреннего мира. Тенденция к обладанию определяет его профессиональные знания, а также для него характерны такие черты, как самосохранение, эгоистическая сосредоточенность на своей цели, доходящая порой до аутизма и упрямства.

Шизоид искренен, настойчив, скептичен, проявляет неконформность. Если говорить о состоянии стресса, которое может быть вызвано совершенно неожиданным для окружающих фактором, задевающим внутренние оригинальные ценности шизоида, то он при этом проявляет растерянность. Противодействие окружающих очень сильно дезадаптирует шизоида, в данном случае может проявляться даже его шизоидная акцентуация. В социуме адаптация затруднена, окружающие считают его чужаком, изгоем, некоторые опасаются и даже избегают. Очень способный шизоид вызывает восхищение в коллективе, однако он все равно находится на каком-то отдельном уровне. Общается только с тем, кто его принимает таким, какой он есть. По большому счету, его судьба – оставаться одиноким.

Шизоидный тип личности всегда ориентирован на внутренние критерии. Он не способен понимать окружающих, склонен к неадекватным эмоциональным реакциям. Окружающие считают его странным, эгоцентричным, непробиваемым для внешних раздражителей. Но нужно понимать, что он, несмотря на всю эту непонятность, может быть очень ранимым. Проявляет чрезмерное упорство, зачастую недружелюбность, несдержанность, обидчивость – это тоже одни из главных черт характера.

Что касается профессиональной деятельности, то шизоиды могут быть очень хорошими специалистами в IT, они успешны, если выбирают творческие профессии, различного рода художественные ремесла; часто бывают представителями нетрадиционной медицины, таких людей очень много в психиатрии, среди философов, психологов. Могут проявляться как руководители сект, неформальных маргинальных объединений. Очень плохо работают в тех профессиях, где необходимо взаимодействие «человек – человек».

Эмоции и сексуальность. Сексуальная жизнь шизоида окрашена романтизмом, но в то же время имеет свои странности, которые проявляются в первую очередь в выборе партнера. Сексуальная жизнь находится на втором месте после работы или хобби. Шизоид бывает по-настоящему влюблен только в какие-нибудь философские идеи или научные концепции. Когда в 40 лет один из шизоидных философов закричал: «Господи, какое счастье! Я – импотент!» – это был яркий показатель отношения этого типа личности к сексуальной жизни. Если же все-таки шизоид начинает говорить о какой-либо интимности, то сексуальные отношения могут выглядеть достаточно оригинальными. Находясь в своей собственной модели мира, шизоид парадоксален и в этом, иногда до садистских или каких-либо мазохистских перверсий.

Криминальный профиль. Шизоиды – достаточно оригинальные преступники. Как правило, все их преступления связаны с IT-сферой, компьютерами, пластиковыми карточками, с экономической сферой. Еще одной их особенностью являются оригинальные и необычные события на месте преступлений или непосредственно оригинальность самого преступления, совершенного особым, неспецифичным, нелогичным образом. Из-за аутичности шизоид способен долго сопротивляться опросу, потому что для него самое простое – уйти внутрь себя, и вытаскивать его оттуда верификатору бывает достаточно сложно.

Как они лгут. Ложь шизоида такая же парадоксальная, как и его поведение. Шизоид все время скатывается на вторичный признак, то есть он не отделяет послания от контекста, в котором оно было сделано. Для шизоида бизнес-переговоры и погода за окном могут быть абсолютно равнозначными. Шизоид легко прервет переговоры и предложит сделать что-то на природе, потому что хорошая погода, а хорошая погода окажется настолько хорошей, что можно будет посвятить этому картину, а значит, надо срочно заняться живописью… Во время опроса и беседы управлять этим человеком можно только путем встраивания в состояние тревожности. Если вы сделали это – не напугали, а встревожили его тем, что в будущем могут быть какие-то серьезные последствия, которые могут быть созданы им самим, – только в этом случае шизоид соберется, и с ним возможно будет адекватно взаимодействовать, так же как с ранее рассмотренными психотипами.

Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс Нэнси

Шизоиды в сравнении с обсессивными и компульсивными личностями Шизоидные личности часто самоизолируются и проводят длительное время в раздумьях, может быть даже навязчивых, о главных вопросах в их фантазируемой жизни. Нередко они, из-за их конфликта, связанного с

Из книги Как разбираться в людях автора Егидес Аркадий Петрович

Глава I ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ ПСИХОТИП ЭтимологияСлово "паранойяльный" можно перевести как "околоумный". "Пара-" – около. "Ноо-" – ум, духовная сфера. С подачи академика Вернадского в лексикон человечества вошло слово "ноосфера", по аналогии со стратосферой и биосферой… Ноосфера,

Из книги Бог – он Иной автора Мюллер Йорг

Шизоидный характер Люди необщительные, боящиеся эмоциональных связей, считаются шизоидными натурами. Это не преддверие шизофрении, а структура личности; это человек, желающий жить без обязанностей, и поэтому производит скорее впечатление характера холодного и

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Шизоидный тип Наиболее существенной чертой данного типа считается замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Сочетание противоречивых черт в личности и поведении - холодности и

Из книги Характерология автора Дукаревич Майя Захаровна

Шизоидный характер Если бы индивид никогда явно не отрывался от реальности, правомерно ли описывать его структуру как шизоидную? Такой диагноз зависит от тенденций, а не от событий. Фенихел определяет шизоида несколько иначе: «Человека, не страдающего настоящим

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

Шизоидный тип Прежде всего, отметим тот стержень типа, о котором шла уже речь, тот самый характер связи «человек - внешний мир».Стержень типа - это обращенность вовнутрь, это слабая, рыхлая связь с внешним миром.Главное, что направляет человека такого типа - это его

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

10. Конституция и психотип человека Люди разной физической конституции отличаются различным психологическим складом и разными типами поведения. Кречмер выделил три типа строения тела: пикник, атлет, астеник; Шелдон определил типы строения тела как эндоморф, мезоморф,

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Шизоидный/расщеплённый тип Первый по порядку тип характера – это шизоидный (рис. 11), он закладывается в человеке раньше всех. «Шизоидный» – означает «расколотый/расщеплённый», а шизофрения (крайнее проявление расщепления ума и разделения его с жизнью, с окружающим

Из книги Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца] автора Спирица Евгений

Шизоидный тип Эта акцентуация характера встречается реже, чем другие. Иметь дело с шизоидами очень нелегко (пожалуй, в этом с ними могут сравниться лишь эпилептоиды). В отличие от последних, шизоиды не требуют от окружающих их людей практически ничего, кроме одного –

Из книги автора

Истероидный психотип Внутренние условия. В основе истероидного психотипа лежит слабая нервная система, но она не просто слабая, она еще и быстрая, подвижная. В нейрофизиологии силу или слабость нервной системы принято оценивать по ее способности или неспособности

Из книги автора

Эпилептоидный психотип В основе эпилептоидности лежит вязкая, энергетически ослабленная нервная система. Кору головного мозга образуют, по одним подсчетам, девять, по другим – четырнадцать миллиардов нейронов. И если повреждена кора полушарий головного мозга

Из книги автора

Гипертим: гипертимный психотип Особенности этого психотипа заключаются в том, что в основе его лежит сильная, подвижная нервная система с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Гипертиму свойственна такая тенденция, как ориентация –

Из книги автора

Эмотив: эмотивный психотип Люди эмотивного психотипа, или, как их называют психиатры, психоастеники, – это удивительные люди, для которых важны гуманизм и гуманистичность.В основе этого психотипа лежит слабая нервная система и особое функционирование полушарий коры

Из книги автора

Астеник: тревожно-мнительный психотип В основе тревожно-мнительного психотипа лежит слабая малоподвижная нервная система. Это значит, что она не способна выдерживать длительные процессы возбуждения и в данном случае будет проявлять себя в опасности по так называемому

Из книги автора

Ипохондрик: депрессивно-печальный психотип Не все психиатры выделяют данный психотип. Кто-то его считает тревожным психотипом, то есть астеническим. Однако для детекции лжи очень важно выделять таких людей, поскольку, как и астеники, они создают большое число помех во