Страны с лучшим образованием в мире. Лучшие страны для получения образования

Культура

Британская компания Economist Intelligence Unit провела очень интересное исследование, в рамках которого эксперты пытались выявить факторы, оказывающие наибольшее воздействие на образование, а также определить страны, которые могут похвастаться самыми лучшими образовательными системами.

В результате, первые три места заняли: Финляндия, Южная Корея и Гонконг. Россия в списке на 20 месте.

Лучшее высшее образование

Лидеры и аутсайдеры

После первой тройки места распределились следующим образом: на четвертой строчке Япония, на пятом месте Сингапур. В первую десятку также вошли: Соединенное Королевство, Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария и Канада.



США остановились на 17 месте, Венгрия на 18, Словакия на 19, и Россия на 20.

Авторы исследования (охватившее период с 2006 по 2010 годы) учитывали различные факторы, в частности, процент выпускников школ, поступающих в высшие учебные заведения, число выпускников ВУЗов, а также результаты международных тестов, определяющих уровень грамотности.

Где лучше получить высшее образование?

Факторы успеха



Майкл Барбер (Michael Barber), ведущий специалист исследования, утверждает, что одним из основных факторов, влияющих на уровень образования в стране, является положение учителей. Уровень заработной платы не служит основным показателем.

Положение учителя в обществе гораздо важнее, чем можно себе представить, так же как и место народного образования в системе ценностей.

Чем выше уровень заботы государства об учителях, тем выше их профессиональный уровень. Следовательно, и уровень образования по стране тоже выше.

Успех азиатских стран в этом вопросе объясняется повышенным вниманием властей к этой сфере жизни, а также пристальным вниманием родителей к успеху своих детей именно в сфере образования.

Лидеры и их пути

Почему Финляндия, Южная Корея и Гонконг вошли в тройку лидеров? Каковы особенности образования в этих государствах?

Где лучшее образование?



Итак, Финляндия. Прежде всего, стоит отметить значительное внимание к образованию со стороны государства. Образование в этой стране бесплатно для всех. В финских школах бесплатно предоставляются учебники, детей бесплатно кормят и бесплатно привозят в школу и отвозят домой.

Доступны и дошкольные организации, которые работают с 6 утра до 18.00, что очень удобно для родителей, работающих в разные смены. Высшее образование здесь также бесплатно, в том числе и для иностранных студентов.

Образовательные учреждения всех уровней оборудованы на отлично.



В результате реформ, проводимых в 1980-х годах, страна достигла невероятного прогресса в области образования. Эти реформы значительно повысили уровень жизни в Финляндии, которая когда-то была частью Российской империи.

Отношения между учителем и учеником очень демократичны, а авторитет учителя крайне высок, это выражается в заработной плате и в предоставляемых социальных благах.

Интересно, что каждый четвертый учитель в Финляндии – мужчина. Есть мужчины и среди дошкольных педагогов. И это не удивительно, потому что зарплата учителя в Финляндии позволяет мужчине содержать семью.

Лучшая система образования



В Финляндии уровень профессионального образования достаточно высок. В стране функционирует разветвленная сеть профессионально-технических училищ, при этом, не нужно сдавать специальных экзаменов, чтобы попасть в них.

Большая сеть хорошо оборудованных библиотек также способствует высокому уровню грамотности и образованности населения Финляндии.



В Южной Корее образование – это необходимость каждого корейца, желающего продвинуться по социальной лестнице, а государство, в свою очередь, активно помогает таким людям во всех отношениях.

В стране работают частные и государственные образовательные учреждения. Уровень и авторитет последних, как правило, выше.

За прошедшие 10 лет уровень южно-корейских университетов значительно вырос. Об этом можно говорить, следя за значительным ростом иностранных студентов, приезжающих получить теоретические и практические знания именно в Южную Корею.



Ведущие университеты государства получают щедрые финансовые гранты, с помощью которых они могут обеспечить себе высокий уровень профессорско-преподавательского состава, а также приобрести современное научное оборудование.

Мощь образования, в особенности высшего, невероятно сильна в стране. Без образования человек не сможет занять достойное место в иерархическом обществе Южной Кореи. Таким образом, роль учителя крайне высока.

Это находит отражение в высоких заработных платах учителей, а также в отношении к этой профессии в обществе в целом. Только учитель в Южной Корее может дать человеку путевку в жизнь и подготовить его к различным экзаменам, которые определят его будущее.

Высшее образование в Южной Корее платное, но плата за обучение сравнительно невысокая – около 1500-2000 долларов в год. Таким образом, высшее образование является широко доступным.

В какой стране лучшее образование?



Дело в том, что образовательная система Гонконга очень схожа с английской и американской, но в то же время есть и отличия. Университеты Гонконга всегда занимают верхние строчки различных международных рейтингов с точки зрения качества образования, а дипломы ВУЗов этого государства признаются во всем мире.

В Гонконге активно функционируют восемь университетов, в которых люди могут заниматься как профессиональной подготовкой, так и получить полное высшее образование. Университеты предлагают множество дисциплин на выбор, а занятия ведутся на английском языке.



Характерной особенностью образования в Гонконге является возможность познакомиться с местной культурой, языком и традициями. Опыт работы в Китае приобретает все большую значимость на Западе в последнее время.

Стоит отметить, что образовательные учреждения Гонконга уделяют большое внимание гармоничному и всестороннему развитию студентов.



Россия, как уже упоминалось, занимает последнее, 20 место в британском рейтинге. Мы не будем говорить о роли учителя в русском обществе, о его заработной плате, о роли образования в достижении карьерных высот, о доступности и качестве образования, а также о среднем и профессиональном образовании в России.

России необходимо срочно обратить свое внимание на уровень образования в стране, в противном случае, мы можем потерять и людей, и государство.

Образование в странах мира отличается многими факторами: педагогической системой, формой образовательного процесса, средствами, которые люди вкладывают в обучение и т. д. зависит от общего уровня развития государства. В разных государствах функционирует собственная образовательная система.

  • Различные страны Восточной Азии отстают от других. В других странах уровень учебной успеваемости существенно выше, чем здесь. Однако среди заинтересованных лиц распространяется культура ответственности и усердия в труде. В странах Европы такая культура практически не развивается. Так что для жителя развитых государств учиться в странах Восточной Азии экономически невыгодно.
  • Скандинавские страны, которые многие годы удерживали лидирующие позиции по привлечению иностранцев, желающих учиться здесь, растеряли свои преимущества.
  • Позиции таких стран, как Россия, Израиль и , возросли в рейтинге перспективности учебной системы.
  • Учеба в европейских странах, таких как и , считается очень перспективной уже многие годы.
  • Страны, которые называют «развивающимися», в последние годы улучшили свои позиции. Речь идет о таких государствах, как Мексика, и Индонезия.

Обучение в Европе

Всегда считалось, что если человек получил диплом в европейском вузе развитого государства, то он перспективный специалист, имеющий престижную профессию.

Вузы в Европе дают студентам знания, которые являются фундаментальными. Что это значит? Студенты получают теоретическую базу, которая позволит им грамотно применять усвоенные знания на практике. Таким образом, ученик за период своего обучения формирует профессиональные навыки. Именно по этой причине выпускники известных европейских учебных заведений всегда ценились как профессионалы в любой стране мира.

Кроме фундаментальных сведений, в европейских вузах студентам дают знания, направленные на развитие личности. У студентов расширяется кругозор и мировоззрение.

Прослеживается такая тенденция: выпускники высших учебных заведений не прекращают заниматься своим обучением даже после получения диплома. Это объясняется тем, что за годы студенчества им прививают любовь к знаниям.

Как правило, лучшие вузы Европы находятся в очень красивых городах. У каждого такого города своя уникальная история и архитектура.

Обычно, когда студент выпускается из такого вуза, он знает минимум один иностранный язык. Есть ли в Европе возможность бесплатного обучения? Да, есть. Учиться на бюджете можно в таких странах:

Ехать в Европу учиться выгодно, ведь после получения диплома человек может практически сразу найти себе работу. А это позволит ему оформить вид на жительство в данной стране. К тому же у студента будет возможность подрабатывать в учебный период. А еще среди главных преимуществ обучения в Европе можно назвать путешествия. Студенческая виза позволяет человеку ездить в другие страны Европы без оформления каких-либо дополнительных документов. Время, которое студент потратит на путешествие, позволит ему приобрести бесценный культурный опыт.

Какие требования выдвигают перед абитуриентами европейские учебные заведения?

  1. Абитуриент должен быть совершеннолетним (от 18 лет).
  2. Нужно предоставить сертификат, подтверждающий факт знания человеком иностранного языка. Какой именно язык необходимо знать? Тот, на котором ведется преподавание. В большинстве случаев это английский язык.
  3. Аттестат, выданный после окончания школы, должен быть с довольно высоким средним баллом.
  4. В некоторых случаях нужно предоставить приемной комиссии эссе на заданную тему.
  5. Все документы, которые сдает абитуриент, должны быть переведены на английский язык. А также допускается перевод на государственный язык страны, в которой будет учиться человек.
  6. Есть возможность дистанционной процедуры поступления. В таком случае все документы должны быть переданы почтой.

Интересные факты про европейское образование

  • Стоимость учебы в России и других странах СНГ часто превышает стоимость учебы в других странах Европы, таких как Чехия, Германия или Франция.
  • Самым старым европейским вузом считается Болонский университет в Италии.
  • Университет Тромсе (Норвегия) считается самым северным вузом мира, а его исследовательские центры находятся за Полярным кругом.

Образование в зарубежных странах отличается от европейского.

Американская система обучения

Говорить о единой государственной учебной системе в Америке нельзя, так как ее не существует. Несмотря на то, что практически все школы и другие учебные заведения финансируются государством, в каждом штате есть свой совет по делам обучения. Именно данный совет занимается всеми вопросами, касающимися образовательного процесса, а именно разработкой учебной программы, списком обязательных предметов и т. д.

Но это не является поводом для того, чтобы его не получать. Да, обучение в высших учебных заведениях могут себе позволить не все американцы, но есть также колледжи, учеба в которых существенно дешевле.

Чтобы ребенок в американской семье поступил после школы в колледж, родители начинают копить деньги за много лет до этого. Но большинство американских студентов на период своего обучения уже имеют подработку, поэтому после поступления в образовательное учреждение они сами оплачивают свою учебу.

Для тех студентов, которые не хотят работать, но хотят иметь диплом, была разработана система студенческого займа. Когда человек закончит учиться, он получит не только свой диплом, но также и долговое бремя.

Немецкая система обучения

В Германии главный образовательный принцип заключается в предоставлении ученику полной академической свободы. Что это означает? После окончания школы, студент сам определяет, какие предметы он желает прослушать. После того как он получит диплом о высшем образовании, там будут указаны эти предметы.

На какие группы делятся высшие учебные заведения в Германии?


Студенты здесь обучаются 4 года. В некоторых вузах период учебы еще меньше, 3 года.

В Германии для специалистов с высшим образованием предусмотрена полуторагодовалая стажировка. Когда человек успешно пройдет ее, он должен будет сдать государственный экзамен и только после этого получит диплом.

Английская система обучения

Кембриджский университет - университет Великобритании, один из старейших (второй после Оксфордского) и крупнейших в стране

Чтобы учиться здесь, придется заплатить немало. Но не стоит отчаиваться, ведь многие вузы Великобритании предоставляют студентам долгосрочную кредитную систему.

Японская система обучения

В Японии больше всего ценятся специалисты, разбирающиеся в математике и технике. В техническую сферу государство вкладывает достаточные суммы для того, чтобы она развивалась.

Образование в Антигуа и Барбуда

Сегодня в Антигуа функционируют 2 школы, направленность которых - медицина. Уровень грамотности здесь - 90 %. Дети идут в школу, когда им исполняется 5 лет. Учатся они до 16 лет. Школьное образование в Антигуа и Барбуда бесплатное. Но есть здесь не только государственные, но и частные школы. Их можно разделить на такие группы: общие, технические, педагогические и специальные.

Что касается высших учебных заведений, то здесь их немного. Образование в них носит консервативный характер.

Если взять рейтинг образования по всему миру, Россия не занимает в нем первые места, оказывается на 20-40-х позициях. Что это – некомпетентность отечественных педагогов или предвзятое отношение западных рейтинговых агентств в оценке уровня российского образования? В этом вопросе разбирались специалисты портала.

Зачем составляются?

Составители, заказчики рейтингов преследуют бизнес-цели. Им нужно продавать услуги высших учебных заведений, повысить посещаемость собственных веб-ресурсов. Кроме того, высокие позиции по публикуемым показателям – это престиж не только самих университетов, но и стран, в которых они находятся, позволяет привлекать и человеческий капитал, и инвестиции.

Вслед за этим в строке экспорта такой страны увеличивается доля образовательных услуг. Это важный фактор, чем лучше развит экспорт услуг в стране, тем сильнее экономика. Например, в США на долю услуг приходится 78% от ВВП, на промышленность – 21 %, и всего 1 % – на сельское хозяйство. То есть, из 18,5 трлн долларов ВВП, 14,5 трлн приходится на услуги. ВВП Великобритании – пятый по счету в мировом рейтинге. Страна захватила 10% мирового рынка услуг, что делает ее экономически сильной и устойчивой. Лидирующие позиции на мировом рынке услуг – залог мощного экономического роста.

Некоторые данные

Часть этого рынка – образование. Ежегодно свыше 4 млн студентов обучаются за рубежом.

Они выбирают университеты, исходя из рейтингов, первые места в которых занимают США и Европейские страны. Поэтому на США приходится около 20% всех иностранных студентов – это около 800 тыс. человек. На Великобританию – чуть больше 11% или около 450 тыс. человек.

Российским университетам удается привлечь 5% зарубежных студентов, уступая Австралии (7,5-8%), Франции (7,5-8%) и Германии (6-7%). Здесь отечественные ВУЗы опережают КНР (менее 2%), Южную Корею (около 1,5%), Малайзию и Сингапур (каждая привлекают по 1,2%).

Из общего количества студентов треть приходится на следующие страны:

  1. Китай – чуть более 15%;
  2. Индия – около 6%;
  3. Южная Корея – 3,5-3,7%;
  4. Германия – 2,6-2,8%.

Наибольшим спросом у студентов, исходя из распределения общего количества учащихся, пользуются направления:

  1. Бизнес – 22-23%;
  2. Инженерное дело – 14-15%;
  3. Гуманитарные науки – 14-15%;
  4. Право, социология – 12-13%.

Борьба университетов за первые места в мировых рейтингах – это метод повышения экономического роста страны.

Какие рейтинги?

Существует разные показатели, основанные на различных системах оценивания. Некоторые из них представлены в таблице ниже:

ТОП-5 по разным системам оценивания

ТОП-5

Место России

Уровень образования

Австралия, Дания, Новая Зеландия, Норвегия, Германия

Лучшие университеты мира по версии TIMES HIGHER EDUCATION

Оксфорд, Кембридж, Калифорнийский Технологический институт, Стэнфордский Университет, Массачусетский Технологический институт

194 (Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова)

Эффективность национальных систем образования

США, Швейцария, Дания, Великобритания, Швеция

Международное исследование качества чтения и понимания текста (по результатам учащихся 4-х классов)

Гонконг, Россия, Финляндия, Сингапур, Северная Ирландия

Международное исследование качества математического образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Россия (углубленное изучение), Ливан, США, Россия, Португалия,

Международное исследование качества естествонаучного образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Словения, Россия, Норвегия, Португалия, Швеция

Если российские школы достойно справляются с возложенными на них функциями, возникают вопросы к системе высшего образования. Почему, получая неплохо подготовленных студентов, отечественные ВУЗы не составляют конкуренции американским, английским, немецким университетам?

Проблема кроется в подходах оценивания и направлениях, которые берутся за основу, а именно:

  1. Образование;
  2. Наука;
  3. Интернационализация;
  4. Коммерциализация.

Отечественные специалисты объясняют неблагоприятные данные по России в зарубежных рейтинговых агентствах несовершенной системой оценивания. Объекты изучения – ВУЗы – для них представляются в качестве научно-исследовательских учреждений.

Простой пример. Один из параметров оценивания – соотношение количества обучающего персонала и студентов учреждения. На одного российского преподавателя приходится 8 учащихся. В зарубежных ВУЗах это соотношение в 2,5 раза выше – 1 к 17. Сказываются разные подходы, отечественный путь выдвигает на первое место работу в аудиториях, на Западе преимущество за самостоятельным обучением.

Кстати, за счет этого показателя России удалось подняться в рейтинге, но планируется изменение соотношения, после которого на одного отечественного преподавателя будет 12 студентов. Это понизит страну в списках, ухудшит привлекательность обучения в российских университетах для иностранцев.

Университеты вынуждены меняться под давлением требований, которые диктует новое время. Их деятельность необходимо учитывать с позиций внедренных инноваций, внесения новшеств в экономику, а также их роли в развитии регионов страны. Расширение направлений оценивания позволит избежать противоречий и составлять объективный рейтинг.

Foto: PantherMedia/Scanpix

Недавно британское издание The Times опубликовало рейтинг самых лучших систем обучения в мире. Этот рейтинг был основан на результатах, полученных при помощи Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) – теста, оценивающего грамотность школьников и их умение применять полученные знания.

Само тестирование происходит раз в три года, а участие в нем принимают подростки в возрасте 15 лет. Впервые тест был проведен в 2000 году, и первое место в нем заняла Финляндия. Как ни странно, через 12 лет наши скандинавские соседи показали точно такой же результат: первое место в тесте PISA. Места со второго по пятое заняли четыре азиатские страны: Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур, обозначив тем самым высочайший уровень образования в целом регионе.

И лишь на шестом месте оказалась система образования Великобритании – пользующаяся неизменной популярностью на постсоветском пространстве. Седьмое место досталось Голландии, восьмое – Новой Зеландии, на девятой строчке в исследовании закрепились школьники из Швейцарии и на десятом – канадские подростки. Ни США, ни тем более Россия в первую десятку не попали.

В чем секрет успеха стран с самыми лучшими системами образования? Портал DELFI решил чуть более подробно рассмотреть системы образования первых семи стран из последнего списка PISA.

Foto: AP/Scanpix

В Финляндии дети в обязательном порядке поступают в школу в тот год, когда им исполняется семь лет. За год до этого дети получают право на предварительное начальное образование, которое может быть реализовано в детском саду или школе. Но оно не является обязательным.

Первые шесть лет своего обучения финские школьники не получают оценок и не корпят дома над тетрадями и учебниками в попытках решить домашнее задание. Тоже самое касается и экзаменов – это редкость в начальных классах финских школ.

Все дети, вне зависимости от своего уровня знаний, занимаются вместе. Отчасти это является причиной того, что разница между самым способным и самым бездарным учеником в Финляндии не является величиной катастрофической.

Максимальное количество учеников в классе – 16 человек. Это позволяет учителям уделять внимание каждому конкретному ученику, а детям больше времени проводить не в попытках расслышать, о чем говорит преподаватель, а занимаясь практическими заданиями.

Ученики основной школы в Финляндии проводят на переменах до 75 минут в день по сравнению с 29 минутами в США.

Учителя при этом проводят непосредственно перед аудиторией не больше четырех часов в день и два часа в неделю посвящают исключительно профессиональному росту.

Вообще в Финляндии к учителям относятся с большим уважением, но и требуют от них многого. Каждый учитель в стране должен иметь степень магистра. При этом для того, чтобы попасть на свою первую работу в школу, нужно быть как минимум с 10% лучших выпускников своего курса.

Популярность профессии в стране говорит сама за себя: в 2006 году на 660 мест учителей основной школы претендовали 6 600 человек. При этом средняя зарплата учителя в Финляндии составляет около 25 000 евро в год.

Foto: Reuters/Scanpix

В школу корейские дети идут с шести лет. До этого в стране есть возможность отдать ребенка в детский сад (с трех лет), в котором происходит начальное обучение, но это совершенно не обязательно.

Начальная школа длится в Южной Корее шесть лет (с 6 до 12 лет ребенка), после чего тот переходит в неполную среднюю школу, в которой учится до 15 лет. Чаще всего дети поступают в школу, которая находится рядом с их домом и не имеют возможность выбрать себе учебное заведение до тех пор, пока в 15 лет им не придется сделать выбор между дальнейшим профессиональным или академическим образованием в так называемой старшей средней школе.

Школьную программу в стране разрабатывает Министерство образования, науки и техники, каждые 10 лет она пересматривается. Каждая школа должна обучить своих учеников перечисленным в ней дисциплинам. Тем не менее, руководство учебного заведения имеет право добавить в список предметов что-то свое.

В начальной школе учениками занимается один учитель. Он преподает этику, корейский язык, математику, основы естественных и общественных наук, музыку и рисование. Кроме того в школах в обязательном порядке детям прививают навыки решения разнообразных проблем, традиции и культуру страны, а также укрепляют основные жизненные принципы, описывая реальные "случаи на производстве" .

Неполная средняя школа, в которую дети поступают в 12 лет, предъявляет к своим ученикам гораздо более серьезные требования: подростки проводят в школе по 14 часов в день по пять дней в неделю. При этом общее количество учебных часов в год достигает тысячи. Количество студентов при этом в одном отдельно взятом классе возрастает с примерно 26 до 35 человек.Никаких экзаменов для перехода в следующий класс в Южной Корее не предусмотрено. Ученики переходят дальше исключительно в силу возраста. Вступительные экзамены придется сдавать лишь перед поступлением в старшую среднюю школу в 15 лет. Вместо этого южнокорейских учеников регулярно оценивают по нескольким параметрам вроде успеваемости по предметам, внеклассной активности и посещаемости уроков, особым достижениям и нравственному развитию. Все эти данные, тем не менее, не будут использованы раньше, чем подросток примет решение, куда ему поступать.

Учитель – очень уважаемая в Южной Корее профессия, не в последнюю очередь из-за стабильности работы, отличных условий труда и достаточно высокой заплаты. В среднем учитель может рассчитывать на 41 000 евро в год, а множество предусмотренных "плюшек" могут повысить эту сумму до 62 000. Все учителя обязаны иметь степень бакалавра, а набор преподавательского состава осуществляется из 5% лучших выпускников университетов.

Foto: AP/Scanpix

Система образования в Гонконге сильно напоминает по своей структуре южнокорейский вариант. От трех до шести лет дети посещают садик, где к их услугам дошкольное образование, предоставляемое в отличие от Южной Кореи частными организациями. В шесть лет ребенок поступает в начальную школу, в 12 переходит в неполную среднюю, где учится до 15 лет. Напоследок его ждут два года в старшей средней школе.

В Гонконге ученики не привязаны так сильно к своему месту жительства и той школе, которая расположена рядом. До 50% учеников школы могут не проживать в ее ближайшем окружении. При этом, впрочем, стоит учесть, что порядка 60% от общего числе не живущих рядом со школой студентов зарезервировано под детей персонала школы и родных братьев и сестер тех детей, которые уже учатся в данном учебном заведении.

Никаких экзаменов в первые шесть лет обучения для детей не предусмотрено. До 2012 года система образования в Гонконге предусматривала два экзамена: один после окончания неполной средней школы и второй после завершения обучения в старшей средней школе. С будущего года экзамен останется только один – после окончания всего цикла обучения.

В гонконгских школах есть несколько программ обучения: утренние, после обеда или рассчитанные на весь день. Большинство учебных заведений придерживается последнего варианта.

Многие программы предусматривают не только обучение подростков в классах, но и их активное практическое применение вне пределов школы. Обучение ведется на китайском языке, английский используется в качестве второго учебного языка.

В Гонконге, как и в Корее, большое количество усилий направлено на модернизацию процесса обучения и максимальному сокращению бумажных источников информации в учебном процессе.

Не смотря на значительное количество учеников в классе – порой их число может достигать 40 человек – учитель в Гонконге проводит непосредственно перед аудиторией всего 10-12 часов в неделю.

Foto: AFP/Scanpix

Вариант японского школьного образования минимально отличается от некоего общего азиатского "стандарта": опциональные три года обучения в детском саду, затем шесть лет начальной школы, после чего три года неполной средней и еще три старшей средней школы.

Обязательными для японских школьников являются шесть лет начальной школы и три года неполной средней. После чего 15-летний подросток может хоть вообще не учиться, однако почти 95% японских школьников выбирают дальнейшее обучение в стершей средней школе.

Среди обычных для начальной школы предметов вроде родного языка и литературы, арифметики, общественных наук, музыки и физкультуры, встречаются также нравственное воспитание и самоконтроль.

В начальной и неполной средней школе японские учителя используют принцип "целостного обучения", что значит, что в каждый момент времени все ученики в классе работают над одной и той же задачей. Несмотря на это уроки редко принимают форму лекции, чаще всего это совместное обсуждение или работа над проектами и общими заданиями.

До недавнего времени японские школьники были вынуждены проводить в школе шесть дней в неделю, делать невозможное количество домашних заданий, а между этими двумя вещами еще и находить время для репетиторов (особенно в момент подготовки к экзаменам в университет). Новые реформы сократили школьное расписание в Японии до пяти дней в неделю, однако количество задаваемого на дом материала не изменилось. Прибавим сюда короткие летние каникулы и получим портрет типичного японского школьника, замученного внеклассным обучением чуть ли не больше всех остальных его ровесников из других стран мира.

Экзамены в японских школах проходят по окончании неполной средней школы и старшей средней школы и имеют большое влияние на то, куда попадет ученик на следующем этапе обучения. В течение же всего курса обучения в школе учителя оценивают студентов при помощи разнообразных тестов и домашних работ. Классные руководители при этом проводят большое количество времени со своими учениками не только в стенах школы, но и за ее пределами.

Профессии учителя в Японии является весьма уважаемой и достаточно сложной для того, чтобы ее получить. Только 14% стремящихся стать учителями, получают в итоге дипломы педагогов и лишь 30-40% получивших находят себе работу в качестве учителя.

Средняя зарплата учителя после 15 лет работы в школе составляет порядка 38 000 евро в год, а проводят они в классах почти в два раза меньше времени, нежели их коллеги в США (27% от их общего рабочего времени по сравнению с 53%).

Foto: AFP/Scanpix

В школу в Сингапуре дети идут с шести лет. Обучение в ней разделено на несколько этапов, обязательным из которых является лишь первый – шесть лет начальной школы. Дальше идет средняя школа с множеством разнообразных вариантов, финалом – предуниверситетский курс.

В основной школе (там учатся до 12 лет) детей учат родному языку, английскому языку (в обязательном порядке), математике и множеству мелких, но важных предметов вроде эстетического воспитания, физкультуры, музыке и т.д. по окончании начальной школы детей ждет экзамен, который так и называется Primary School Leaving Examination.

После этого можно больше никуда и не поступать, но подавляющее большинство детей предпочитает потратить еще как минимум четыре года на обучение. В средней школе существует разделение по курсам: специальный (4-6 лет), экспресс (4 года), нормальный академический (5 лет), нормальный технический (4 года) и предпрофессиональный (1-4 года).

В зависимости от курса ученики получают Генеральное свидетельство об образовании разных уровней (в порядке возрастания – N, O или А) и могут или остановиться на этом, либо продолжить обучение дальше и по получении свидетельства уровня "А", поступить в университет.

Учителем в Сингапуре становится далеко не каждый желающий им стать. Потенциальных преподавателей отбирают из 30% лучших выпускников университетов. Но даже и это не всегда помогает стать учителем, поскольку конкурс на место в школе очень велик.

Помимо зарплаты – средняя в районе 35 000 евро в год – учителя в Сингапуре имеют шанс получить значительное количество бонусов, порой достигающих 30% их зарплаты. Сумма бонуса вычисляется по результатам строгой ежегодной проверки деятельности учителя, его профессиональных качеств, видимого потенциала и активного в работе родного учебного заведения.

Foto: Scanpix

Британская система образования, кажется, вообще не зависит от того, какое место страна занимает в тестах PISA – туда ехали, едут и ехать будут. Не в последнюю очередь из-за некоего налета элитарности британских учебных заведений. Особенно если речь идет о школе-интернате, возраст которой вспоминают не иначе как с благоговением.

Чаще всего подобные пансионы являются, во-первых, довольно элитными как с точки зрения собранного в них общества, так и с точки зрения финансов, необходимых для обучения там ребенка. А, во-вторых, выбранный пансион скорее всего будет исключительно для мальчиков или для девочек. В пользу раздельного воспитания приводится множество аргументов, точно также как и в пользу совместных школ, при этом ни один из них определяющим не является.

В целом образование в Великобритании начинается в пять лет, когда ребенок поступает в начальную школу. Обучение в ней длится до 12 лет, причем домашних заданий в это время в английской школе может и не быть.

Эта возможность появилась у учителей начальных классов в начале 2012 года, когда министр образования страны заявил, что теперь каждый учитель будет решать сам, задавать ли ему что-то на дом или обойтись другими средствами. Проверка усвояемости материала чаще всего проводится при помощи эссе или проекта, который необходимо выполнить. Впрочем, для учеников средней школы такие послабления вводить отказались.

Обучение в начальной школе заканчивается экзаменом – Common Entrance Examination. Успех при сдаче экзамена – билет в среднюю школу. Там подросток проводит еще несколько лет и в 16 лет сдает очередной выпускной экзамен – GCSE (сертификат о получении общего среднего образования). Наличие этого сертификата является обязательным условием для всех учащихся в Великобритании.

Школы в Великобритании также стараются придерживаться тех правил, которые сформировались когда-то давно и с тех пор являются неотъемлемой частью британского образования – обязательная школьная форма, активное участие в благотворительности, регулярные социальные работы.

До 8 лет занятия чаще всего ведутся одним учителем, после этого появляются учителя-предметники и большее внимание начинает уделяться тому, что является необходимым для успешной сдачи выпускных экзаменов в школе.

В закрытых школах-пансионах обучение может происходить на индивидуальной основе или в группах, где дети собраны по способностям. Появляются также дополнительные предметы, которых может не быть в обычной школе. В этом нет ничего удивительного, поскольку частные школы в Англии имеют право не придерживаться национальной программы обучения. Чаще всего, в школах-интернатах оставляют костяк этой программы, просто добавляя к ней большое количество курсов, среди которых можно выбрать нужные.

Foto: Publicitātes foto

Дети в Голландии могут начать посещать дошкольные учебные заведения с трех лет, но чаще всего это происходит в 4 года, а с пяти лет является обязательным. С пяти до 12 лет лети в Нидерландах посещают начальную школу, после окончания которой им придется сдавать экзамен.

Результаты экзамена в значительной степени определяют, куда дальше пойдет учиться ребенок. Перед ним открывается три возможности: подготовительное среднее образование (VMBO) – 4 года, общее среднее или предуниверсистетское образование (HAVO) – 5 лет, предуниверситетское образование (VWO) – 6 лет. Впрочем, в первые два года обучения их образовательные программы практически копируют друг друга, что значительно облегчает переход между ними тех учеников, которые по каким-то причинам решили сменить программу в целом. Начиная с 2007 года, окончание одной из этих программ является для учеников обязательным.

Образовательную программу устанавливает голландское министерство образования, культуры и науки, но любая школа имеет право добавить в ее то, что посчитает необходимым для обучения. В начальной школе подростки учат сразу три языка – голландский, фризский и английский, математику, общественные науки, занимаются рисованием и физкультурой.

По окончании начальной школы проводится экзамен, который представляет собой тест с несколькими вариантами ответов на вопросы и предназначен скорее для выявления способностей подростка к тем или иным науках, недели для обычной оценки его знаний. Кроме того, учителя и директор школы составляют подробный отчет о работе того или иного ученика, который будет использован при поступление подростка в среднюю школу.

В течение процесса обучения знания учеников оцениваются привычными для нас методами: оценками за домашнюю работу, работу в классе и устными экзаменами.

Помимо прочего в работу школ обычно активно вовлечены родители учеников. Более 90% родителей выполняли для школ какую-то одноразовую случайную работу; 53% помогали в преподаванием в классах; 56% были членами родительских комитетов в разное время и 60% обеспечивали и обеспечивают помощь за пределами классной комнаты – в библиотеке, школьной газете, подготовке учебных материалов и т.д. Все это позволяет им быть в курсе всех проблем и успехов собственных детей и направлять их при необходимости в нужную сторону.

При этом Голландия сейчас испытывает недостаток в хороших, профессиональных учителях. И это не смотря на вполне приличную зарплату порядка 60 тысяч долларов в год, которую правительство страны пытается держать на уровне, одновременно с этим модернизируя способ получения соответствующего образования.

Placement code for key after_article not found.

Placement code for key m_after_article not found.

Заметили ошибку?
Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter!

Категорически запрещено использовать материалы, опубликованные на DELFI, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы DELFI иным способом без письменного разрешения. Если разрешение получено, нужно указать DELFI в качестве источника опубликованного материала.

Как сказал Нельсон Мандела, “Образование является самым мощным оружием для того, чтобы изменить мир”. У каждой страны на Земле есть собственная система образования, но не все они одинаково эффективны и способны воспитать в детях нужные навыки и умения. Как правило, в подобных списках лидируют страны с высоким уровнем жизни. Статистика разрыва в качестве образования между развивающимися и развитыми странами далеко не утешительная. Согласно данным, разрыв между развитым и развивающимся миром составляет около 100 лет. Лучшие из лучших поддерживают на должном уровне соотношение учителей к ученикам, обучают детей в школе дольше и дипломируют самое большое число студентов с качественным образованием. Кто же эти лидирующие страны? Продолжайте читать, чтобы изучить список из 10 лучших систем образования.

Австралия

"Образование для всех". Расположенная во главе рейтингов Развития человечества Организации Объединенных Наций страна с населением в 24 миллиона обучает школьников до возраста 20 лет (США, для сравнения, до 16 лет). У 94% граждан старше 25 лет есть среднее образование. Соотношение учеников к учителям составляет приблизительно 14:1, при этом Австралия превосходно поддерживает своих педагогов. Страна стимулирует учителей, отправляющихся в сельскую местность и старается обеспечить равную зарплату для педагогов на всех уровнях.


Япония

Благодаря интенсивному вниманию к обучению детей начиная с 6 лет, японские школьники имеют глубокие познания в науке. Япония занимает второе место в ежегодном глобальном образовательном отчете, четвертое место в чтении и седьмое по математике согласно влиятельной Международной программе оценки образовательных достижений учащихся. Программа тестирует 15-летних учеников во всем мире, чтобы сравнить системы образования стран. Согласно этим оценкам, островное государство Тихого океана серьезно относится к образованию. Уровень грамотности 127 миллионов граждан Японии составляет 99 процентов.


Южная Корея

Стандартизированные тесты подтверждают высочайшее качество системы образования в Южной Корее. Школьники в 49 миллионной республике посещают как частные, так и общественные средние школы и лидируют во многих академических оценках. Длительное изучение предметов помогло ученикам достичь столь высоких результатов, ведь южнокорейские родители тратят значительные суммы на внеурочное обучение своих детей.



Образование в Финляндии

Кто знал, что множество перерывов может значительно улучшить результаты учеников? Финны. У детей из этой северной европейской страны в возрасте от 7 до 15 лет проводятся 15-минутные перерывы для свободной игры в течение каждого часа их пятичасового школьного дня. И хотя оценки не ставятся до четвертого класса (и школы не требуют никаких стандартизированных тестов до четвертого года обучения), успех их учеников бесспорен. Последовательно высокие оценки в международных тестах подтверждают это. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), разрыв между самыми слабыми и самыми сильными учениками в Финляндии является самым маленьким в мире.


Норвегия

Норвегия имеет высочайшие оценки развития согласно ООН, т.к. ставит образование для 5.1 миллионов жителей одним из главных приоритетов. Скандинавская страна тратит 6.6% их ВВП на образование, и поддерживает отношение учителей к ученикам на уровне 9:1. Полагаясь на национальный учебный план, учителя знакомят школьников с прикладным искусством, правилами здорового образа жизни, музыкой и физкультурой. И их система определенно работает. Сто процентов населения Норвегии школьного возраста зарегистрированы в школе, а у 97 процентов жителей есть среднее образование.


Сингапур

Описанная как “ориентированная на экзамен” система образования в этом островном городе-государстве Юго-Восточной Азии с населением в 5.7 миллионов стремится научить детей решать проблемы. При этом, ученики отлично справляются с тестами и занимают первые места во всех науках. Учителя в Сингапуре также участвуют в профессиональном развитии на протяжение всей их карьеры.


Нидерланды

Даже если вы не знаете голландского языка, с обучением в Нидерландах не будет проблем. Страна с 17 миллионами жителей высоко оценивается во всех рейтингах качественного образования. Здесь обеспечивают обучение на множестве языков помимо нидерландского для учащихся 1 - 4 классов, чтобы способствовать скорейшему изучению языка. Среднее образование есть у 94% жителей, при этом обеспечивается дополнительное финансирование более бедным студентам и этническим меньшинствам. По данным ЮНЕСКО, у начальных школ с самой высокой пропорцией таких учеников, в среднем приблизительно на 58 процентов больше учителей и технического персонала.

Германия


Ирландия

Далеко не простая удача стала причиной высоких рейтингов Ирландии в Образовательном индексе ООН. Страна с 4.7 миллионами жителей вкладывает значительный капитал в образование граждан, тратя 6.2 процентов ВВП (вдвое больше, чем Сингапур). Такая расстановка приоритетов помогла Ирландии создать одну из лучших систем образования в мире.


Англия

99.9 процентов англичан в возрасте 25 и старше имеют среднее образование. Англия в настоящее время вырабатывает стратегию размещения дополнительных 750,000 учеников, которые по оценкам Министерства образования пополнят школы к 2025 году. Страна занимает лидирующие места в рейтинге систем образования, что подтверждается различными видами тестирования учеников.