Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса. Список использованной литературы

С недавних пор в нашем социуме появился новый критерий оценки работников, такой как стрессоустойчивость личности. Наниматели стали придавать огромное значения этому критерию. Без определения проблем стресса невозможно обозначить суть понятия. Уровень стрессоустойчивости определяет факторы стресса.

Стрессоустойчивость важна для современного человека

Стресс как фактор риска

Причина психосоматических заболеваний - стресс. Все население, вне зависимости от гендерных различий, возраста, специальности попадают в группу риска. Длительное пребывание в таком состоянии грозит этими неприятными последствиями стрессов, многими серьезным заболеваниям, начиная от сердечных и заканчивая работой пищеварительного тракта, а также приводит к снижению самооценки.

Множество ситуаций, ежедневно происходящих с нами, организм расценивает как потенциально опасные. Личная реакция и фактор, пагубно влияющий на наш организм (который не всегда бывает адекватен ситуации), запускают механизмы, которые провоцируют возникновение симптомов стресса.

На состояние фрустрации у всех людей организм реагирует одинаково. Это обусловлено тем, что механизмом, «запускающим» стресс, является выброс адреналина и норадреналина, входящих в состав гормонального фона и дающих так называемый адреналиновый эффект. Разграничим стресс на три стадии.

Стадия тревоги Стадия сопротивления (резистентности) Стадия истощения
Эта стадия направлена на подготовку к защите или бегству. На процесс ее создания влияют гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), иммунная и пищеварительная системы. В этой фазе нарушается сопротивляемость организма болезням. Идет нарушение аппетита, усвоения пищи и функций её выведения. Если реакция проходит быстро и решается естественным путем (бегство, драка), эти нарушения проходят незаметно для организма. Если состояние тревоги занимает длительное время без возможности выхода адреналина, или же стресс слишком сильный – резервы организма быстро истощаются. Слишком сильные стрессы (травмы, ожоги) могут привести к летальному исходу. Бывает, что организм позволяет нам быстро адаптироваться к стрессовой ситуации. Находясь в этой стадии стресса, человек продолжает функционировать на нормальном уровне. Все ресурсы организма мобилизуются, а физиологические и психологические процессы не нарушаются. Тревога и возбудимость находятся на минимальном уровне или вовсе исчезают. Но не следует забывать, что наши возможности к адаптации не безграничны, и при длительной суггестивности последует третья стадия стресса. Эта стадия – крик о помощи. Все резервы организма уже истощены до предела и мобилизация невозможна. При продолжительном действии внешних раздражителей наступает декомпенсация, при самом негативном раскладе возможна смерть. При хорошем исходе – нервный срыв, глубокая депрессия. Динамика стресса на этой стадии уже необратима. Без посторонней помощи и длительного курса лечения на этой стадии уже не обойтись.

Мальчик-Девочка

Каждому человеку присущи разные черты характера. Некоторые из них – универсальные, а некоторые традиционно присваиваются сугубо мужской либо женской психологии. Отдельные отличительные черты стрессоустойчивого поведения имеют эволюционно-генетические или чисто физиологические предпосылки. Нельзя упускать из виду специфические формы проявления стресса, такие как поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические. Также нельзя проявить равнодушие к гендерным особенностям проявления стресса.

Учеными доказано, что в стрессовых ситуациях срабатывают гендерные различия, поэтому мужчины и женщины ведут себя по-разному. Если мужчина будет руководствоваться принципом «бей или беги», то женщина - «позаботься-подружись». Объяснением этому служит тот факт, что у мужчин в опасных ситуациях вырабатываются гормоны норадреналин и кортизол (помогает организму собраться), а у дам – эндорфины и окситоцин, которые снижают болевой порог и делают человека открытым и дружелюбным.

Еще одно предположение на тему гендерных различий связали с геном SRY (присущим только мужчинам, отвечающим за развитие эмбриона мужского пола). От этого гена у человека зависит выброс в организм норадреналина. Он способствует повышению кровяного давления и активации двигательной функции. Из-за отсутствия этого гена у женщин, они отдают преимущество словесным методам.

Не стоит забывать, что есть еще андрогены – люди, отличающиеся присутствием как женских, так и мужских черт характера. У этих людей самая высокая стрессоустойчивость.

Чтобы максимально разобраться в этом вопросе, выясним, что такое стрессоустойчивость. В психологии есть термин, который описывает этот феномен, как «личные качества, помогающие человеку сопротивляться психологическим напряжениям без вредных последствий для здоровья своей психики и окружающих, так называемая психологическая устойчивость к стрессам».

Стрессовые группы

Существует мнение, что люди с уже сформированной психикой должны уметь противостоять стрессовым ситуациям, находить в себе силы принимать взвешенные, рациональные решения. Но есть одно но, одни и те же факторы стресса на разных людей оказывают разное действие. Например, пожар в соседней квартире может вызвать меньший стресс, чем поломка электрочайника.

Делаем вывод, что иметь неуязвимость к стрессу – это нормально реагировать на происходящее, при необходимости мобилизовать свою психику и рассуждать здраво. Чтобы иметь такую возможность, необходимо тяжело трудиться, и не только физически. Главное, нацеливаться на адекватные задачи, и делать все для их достижения. Нужно отбросить в сторону лень и не искать отговорки. Увы, делать что-то против своего желания тоже стресс.

Людей разделяют на 4 группы стрессоустойчивости по определению подходов к выходу из стресса:

  1. Стрессонеустойчивые. Это те, кто максимально подвержены стрессу. Капканом для таких людей является неумение адаптироваться к обстоятельствам, нехватка гибкости в изменении поведения.
  2. Стрессотренируемые. Они спокойно переносят изменения, но только если эти изменения минимально влияют на нынешнее положение вещей. Для них подойдут только постепенные перемены. На таких людей нельзя давить, иначе это вызовет депрессию или нервный срыв, что снизит их эффективность в любых ситуациях.
  3. Стрессотормозные. Такие люди принципиальны в своих жизненных позициях, но более лояльны к внешним переменам. Этот тип людей скорее предпочтет быстрые перемены, чем постепенную трансформацию. Выбить таких людей из привычной колеи может только череда неприятностей, из-за которой они теряют запал, начинают срываться по любым мелочам. В подобные моменты лучше не попадать им под «горячую руку».
  4. Стрессоустойчивые. У представителей этого типа психика практически не подвержена разрушающим влияниям внешней среды.

Сопротивляемость, основные типы личной резистентности к стрессу.

Стресс и стрессоустойчивость можно рассмотреть как свойство личности, состоящее из нескольких частей. К ним относится:

  • Психофизиологический компонент, тип нервной системы.
  • Эмоциональный опыт личности, приобретенный в стрессовых ситуациях.
  • Мотивационная составляющая преодоления.
  • Волевая саморегуляция.
  • Готовность личности к выполнению различных задач.
  • Способность к прогнозированию.

Психологические механизмы стрессоустойчивости также можно связать с понятием жизнестойкости, под которым подразумевают систему убеждений человека о мире и самом себе. Входят три составляющие:

  • вовлеченность;
  • контроль;
  • принятие риска.

Вовлеченность дает возможность найти максимально доступный выход для решения проблемы. Контроль помогает влиять на исход, благодаря четкой уверенности в положительном завершении предприятия. Идея риска подразумевает уверенность в том, что неважно, положительный или отрицательный будет результат, главное – действия.

Выработать в себе стойкость и стабильность крайне важно. Сюда относят ресурсы, с помощью которых можно подтолкнуть себя к заботе о своем здоровье: начать заниматься спортом или физическими упражнениями, сбросить вес, бросить вредные привычки.

Все это уменьшит напряжение и не даст состоянию организма перейти в болезненную форму. Факторы стрессоустойчивости:

  • ранний детский опыт и особенность организма;
  • личностные установки и ценности человека;
  • влияние социального окружения;
  • умение прогнозировать и анализировать прошлый опыт;
  • поведенческий фактор.

Занятия спортом помогут выработать стрессоустойчивость

Многие заблуждаются, присваивая ярлык стрессоустойчивости человеку, отличительным признаком которого является умение контролировать свои негативные эмоции на людях. Он может испытывать бурю разнообразных эмоций, не проявляя их в силу воспитания, природной тактичности или просто быть хорошим актером. Нельзя держать все в себе, это будет только усугублять положение, разрушая изнутри. Эмоциям нужно давать выход в обязательном порядке, но только в перенаправленном виде. И тогда у вас останутся хладнокровие и здравый рассудок.

Были разработаны упражнения для тренировки стрессоустойчивости.

  1. Познай себя. Для начала нужно разобраться в самом себе, изыскать ресурсы стрессоустойчивости, в этом помогут тесты, которые можно в большом количестве найти в сети, они подскажут различного рода техники познания.
  2. Сон – лучшее лекарство. Нельзя пренебрегать сном. Только во время сна организм может расслабиться как физически, так и морально. А вот недостаток сна может только усугубить состояние.
  3. С хобби по жизни. Найдите себе занятие для души, которое подарит чувство удовлетворения, поможет снять напряжение и дать выход эмоциям.
  4. Сила феникса. Как феникс восстанавливает себя из пепла, так и вам нужно научиться силой воли восстанавливать свое душевное равновесие.
  5. Специалисты тоже люди. Всегда решать свои проблемы в одиночку это очень хорошо, но иногда со стороны виднее. Профессионал всегда сможет дать неплохой совет, и вдвоем нести ношу всегда легче, поэтому не пренебрегайте психиатрами, обращайтесь к ним за помощью, иногда самому просто не справиться.
  6. Собственная методика. В интернете можно найти любую информацию. Не ленитесь, изучите материалы по схожим проблемам. Это поможет выяснить, какая волевая регуляция подходит вам и успешно пользоваться индивидуальной методикой.
  7. Правильное питание: это убережет ваше здоровье, поднимет иммунитет и уменьшит подверженность стрессам.
  8. Больше отдыхайте. Выходные были созданы не просто так. Отдыхать нужно обязательно. Если нет возможности полноценного отдыха, старайтесь использовать для этого любые свободные промежутки времени. Слушайте музыку в транспорте, читайте, если есть возможность дойти до нужного места, выберете ходьбу, легкий спортивный бег.
  9. Накопительная система. Эта система хороша только для дисконтных карт. Избыток негатива в организме может потом вылиться в серьезный срыв. Эмоциям нужно дать выход, вариантов осталось много, от банальной пробежки до боксерской груши или спарринга в зале. Если такой возможности нет, хватит просто разорвать бумагу на мелкие клочки или сломать карандаш.
  10. «Relax don’t do it…» - так гласят строчки популярной песни. Релаксация еще никогда не была лишней, не пренебрегайте ней. Тут подойдут любые методики от массажа до ароматерапии. Поверьте, они пойдут вам только на пользу.
  11. Физические нагрузки. Влияние физкультуры не только поможет держать в хорошей форме тело, но и положительно скажется на нервной системе, даст выход накопившимся эмоциям. Но тут есть небольшой нюанс. При выполнении упражнений постарайтесь давать организму незначительную перегрузку. Например, сделав приседаний 20. Если чувствуете, что делать дальше уже тяжело, пересильте себя и сделайте 22. Вы научитесь самоконтролю и получите моральное удовольствие.
  12. Знак бесконечности. Если постоянно обдумывать проблемы – легче от этого не станет. Вы с каждой прокруткой будете все больше и больше нагнетать обстановку внутри себя. Если у проблемы отсутствует краткосрочное решение – запишите ее в блокнот и спрячьте.
  13. Наша Таня громко плачет. Вовсе не обязательно делать это при свидетелях, это даже не желательно, но, находясь наедине с собой, дайте волю слезам. У врачей есть мнение, что люди, которые выпускают эмоции через слезы, меньше подвержены инфарктам.
  14. На волне позитива. В любой ситуации ищите положительные стороны. Это очень облегчит Вам жизнь и создаст хорошие условия устойчивости к стрессу.
  15. Дневник Бриждит Джонс. Героиня известного фильма не зря вела дневник. Заведите себе такого «бумажного друга», записывая происходящее, потом легче провести анализ ситуации, разобраться, в чем были ошибки и постараться больше их не делать. Главное – будьте максимально правдивы и откровенны. Это не книга, приукрашивать сведения не стоит.
  16. Шиворот-навыворот. Нередко мы осуждаем поступки людей, критикуем их поведение. Чтобы лучше понять мотивы поступков, испытываемые эмоции, можно поставить себя на место окружающих. Возможно, вы заблуждаетесь, источая негатив в их отношении.
  17. Тайные глубины. Проведите тщательную работу над собой, идеальных людей не бывает. Найдите в себе те качества, которые мешают вам жить и усиленно работайте над их преодолением. Осознайте себя как полноценную личность, собственная значимость всегда придает уверенность.

Методы нейтрализации стресса

Заключение

Стрессоустойчивость – это необходимое качество, но нередко его путают с жестокостью и бесчувственностью. Это ошибочное мнение, и если его придерживаться, мы перестанем открывать для себя прекрасные, добрые эмоции, с которыми связано решение проблем.

Чувствительность человека к психотравмам определяется уровнем его стрессоустойчивости. Под стрессоустойчивостью понимают такой набор личностных черт, который определяет устойчивость человека к различного вида стрессам. Стрессоустойчивость состоит из трех компонентов: ощущения важности своего существования; чувства независимости; способности влиять на собственную жизнь (открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития). Стрессоустойчивость зависит от самого человека, от желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции.

Говоря о физиологических предпосылках стрессоустойчивости, следует подчеркнуть, что особую роль играет состояние эндокринной системы и хорошая физическая форма. Вместе с тем существует предрасположенность к стрессовым реакциям людей, характеризующихся определенными эмоциями: гневом, враждебностью и агрессивностью.

На индивидуальную чувствительность человека к травмам оказывают влияние следующие факторы: пол, возраст, уровень интеллектуального развития, актуальная структура личности (наличие таких свойств, как зрелость-незрелость, гиперчувствительность, зависимость, склонность к чрезмерному контролю, стремление подавлять эмоции, склонность выступать в роли жертвы, стремление к удержанию травматического опыта) способствует усилению поражающего эффекта и травмы, т.е. указывает на низкую толерантность к стрессу. Таким же фактором является генетическая предрасположенность - физиологическое состояние в момент получения травмы, особенно при истощении, нарушении сна и питания. Некоторые питательные вещества напрямую связаны со стрессом. Существует группа пищевых питательных веществ, которые имитируют стимуляцию симпатической нервной системы - это кофе, кола, чай и шоколад, который содержит кофеин, никотин, содержащийся в табаке. Эти вещества усиливают метаболизм, провоцируют тревожность и приводят к выделению гормонов стресса, которые повышают ритм сердечных сокращений и артериальное давление, а так же способствуют усиленному реагированию нервной системы на раздражители, вследствие чего увеличивается вероятность возникновения стрессовой реакции.

Стресс также связан с витаминами. Выделение картизола (гормона стресса, выделяемого корой надпочечников) требует использования витаминов. Поэтому при хроническом стрессе может возникнуть дефицит витаминов, поступающих к нам в организм вместе с пищей.

В большей степени это касается витаминов В (тиамина, рибофлавина, ниацина) и витамина С. дефицит этих витаминов вызывает беспокойство, депрессию, бессонницу, мышечную слабость и расстройства желудка. Поскольку эти витамины используются для выработки гормонов надпочечников, их дефицит снижает способность человека адекватно реагировать на стресс.

Кроме того, имеются сведения о связи между индивидуально-психологическими и личностными особенностями и устойчивостью к стрессовым ситуациям. Так, К.Л. Купер и Дж. Маршал приводят следующие данные:

· экстраверты более адаптивны и лучше ориентируются в жизни, чем интроверты;

· «ригидные» и «подвижные» различаются в оценке стрессогенных ситуаций: первые больше реагируют на неожиданности в работе, исходящие от руководства и испытывают зависимость от других людей, а вторые, будучи более открытыми, влиянию других людей, легко оказываются перегруженными;

· ориентированные на достижения показывают более высокую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность.

Предпосылками низкой толерантности к стрессу являются тревожность, гиперчувствительность, ригидность, отсутствие социальных навыков. Возникающие на фоне стресса проявления (неуверенность, непродуктивность) вызывают еще более глубокий дискомфорт: увеличения напряженности, возникновения избегания, повышения чувствительности к критике, возникновения бесплодности усилий, замкнутости.

Биологическая необходимость активности

Бездействующие мышцы, мозг и другие органы теряют работоспособность. Для «поддержания формы» нужно упражнять ум и тело. Кроме того, бездеятельность закрывает все пути для реализации врожденного стремления творить, созидать. Это приводит к нервному напряжению и чувству неуверенности из-за бесцельности существования. Назвать ли деятельность изнурительным трудом или развлекательной игрой - зависит от нашего отношения к ней. Упорная работа ради того, к чему вы действительно стремитесь, не принесет вреда. Но удостоверитесь, что к этому стремитесь именно вы, а не только ваше общество, родители, учителя или соседи и что вы в состоянии выйти победителем.

В большинстве случаев переключение с одной деятельности на другую - лучший отдых, чем полный покой.

Ничто так не изнуряет, как бездеятельность, отсутствие раздражителей и препятствий, которые предстоит преодолеть. И ничто так не помогает больному, как целебный стресс отвлечения внимания.

Признаки стрессового напряжения:

1. Невозможность сосредоточиться на чем-либо.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшение памяти.

4. Слишком частое возникновение чувства усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Довольно частые боли (голова, спина, область желудка).

7. Повышенная возбудимость.

8. Работа не доставляет прежней радости.

9. Потеря чувства юмора.

12. Постоянное ощущение недоедания.

13. Пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде.

Невозможность вовремя закончить работу.

Причины стрессового напряжения:

1. Гораздо чаще Вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что обязанности.

2. Вам постоянно не хватает времени, не успеваете ничего сделать.

3. Вас постоянно что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.

4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то напряжения.

5. Вам постоянно хочется спать, никак не можете выспаться.

6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда устали за день.

9. Вам почти ничто не нравится.

10. Дома, в семье, на учебе, на работе у вас постоянные конфликты.

11. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.

12. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.

13. У вас появляется комплекс неполноценности.

14. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.

15. Вы не чувствуете уважения к себе ни дома, ни на учебе, ни на работе.

Рассмотрим понятие стрессоустойчивости в психологической науке. Ученый-психолог Б. Х. Варданян понимает стрессоустойчивость как процесс особого взаимодействия всех компонентов психической деятельности, в том числе и эмоциональных. В своих научных работах он отмечает, что стрессоустойчивость можно более конкретно обозначить как свойство личности, которое обеспечивает гармоническое взаимооотношение всех компонентов психики в экстремальной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» .

В своих научных работах П. Б. Зильберман обращает внимание на одну из существенных сторон стрессоустойчивости, отмечая, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, аргументирующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. В своих научных трудах им предложено свое толкование стрессоустойчивости «Это интегративное свойство личности, которое характеризуется таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое способствует максимально успешному достижению цели деятельности в усложненной эмотивной обстановке».

Таким образом, стрессоустойчивостью называют самооценку способности, и возможности преодоления экстремальной ситуации, которая взаимосвязана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т. д.

Отметим, что понятие стрессоустойчивости рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, которая влияет на продуктивность (успешность) деятельности.

Итак, стресс - это психофизиологическая реакция организма человека, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашей жизнедеятельности просто невозможно, да это не всегда и надо, т. к. стресс обладает способностью закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям, которые могут произойти в будущем. У каждого человека есть свое собственное понимание стресса, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нецелесообразно.

Стрессоустойчивость - это совокупность личностных качеств человека, благодаря существованию которых он в состоянии переносить перегрузки (интеллектуальные, волевые и эмоциональные). Другими словами стрессоустойчивый человек в состоянии адекватно «пережить» гнев руководства, найти оперативное решение сложной производственной задаче и стерпеть несправедливые претензии клиента без особых негативных последствий для своего здоровья и окружающих его людей .

Индивидуально-психологические особенности и мотивационная ориентация личности определяет устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций. Отметим, что экстремальное воздействие далеко не всегда негативно влияет на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно является причиной дополнительной активизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные последствия в будущем. Типичными болезнями “стрессовой этиологии” выступают сердечно-сосудистые патологии, а так же язва желудка, вместе с ними психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния, которые так же весьма характерны для современного человека.

Частые и длительные стрессы, оказывают негативное влияние не только на психологическое положение, но и на общее - физическое здоровье человека. Все это представляет собой самые главные «факторы риска» при появлении и обострении таких опасных заболеваний, как сердечно-сосудистые и проблемы желудочно-кишечного тракта.

Выходя из этого, нужно сказать, что прикладные исследования индивидуальной невосприимчивость человека к стрессу крайне важны, чтобы таким образом избежать развития патогенных состояний. В серии научных исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана был проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. В своих научных работах ученые выделяют два основных типа: А -- подверженных стрессу, В -- устойчивых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным поведенческим синдромом, на который влияет стиль их жизни. У них чаще наблюдается “выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности”. В результате этого у них наблюдается потеря здоровья, зачастую еще в молодом возрасте.

Люди склонны реагировать на экстремальные жизненные ситуации чувством страха, тревоги, чрезмерным возбуждением или наоборот состоянием ступора и заторможенности.

Однако некоторые люди являются эмоционально более стойкими и могут контролировать свои эмоции. Они умеют оптимально активизировать свои внутренние ресурсы и таким образом преодолевают стрессовую ситуацию без отрицательного влияния на свой организм. К сожалению, не все люди обладают высокой эмоциональной стойкостью. Ученые утверждают, что это умение является мало изменяемым качество личности.

Психологи установили, что количество эмоционально стойких людей, в таком специальном понимании этого понятия, ограничено - их в мире только одна четвертая часть от всего населения земного шара. Считается, что эмоционально стойкими должны быть люди различных экстремальных профессий: военные, пожарники, космонавты. Другие некоторое время могут выполнять эмоционально напряженную работу, но потом обычно теряют трудноспособность и здоровье .

Отношение к работе, рабочие стрессы и связанные с ними проблемы со здоровьем вызваны работой генов.

Отметим, что проявлением эмоциональной устойчивости является не только способность человека успешно преодолевать экстремальные обстоятельства, но и стремление вести себя эмоционально разумно в повседневной жизни. Эмоциональная разумность - это еще одно важное личностное свойство, которым, к счастью, можно овладеть, если приложить для этого усилия. В основе эмоционального интеллекта лежит умение человека понимать свои эмоции и причины, которые их порождают, умение понимать эмоции других людей и учитывать их в общении, умение регулировать волевые качества, настраивать себя на активную деятельность и поддерживать доброжелательные отношения с другими. Эмоциональный интеллект обладает так называемой стрессозащитной функцией.

1

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»

Стрессоустойчивость педагога, выступая показателем социально-педагогического взаимодействия, ярко проявляется во взаимодействии со школьниками. Особую значимость приобретает формирование стрессоустойчивости как личностного качества в студенческом возрасте. В статье рассматриваются теоретические аспекты понятия стрессоустойчивости и ее влияния на социально-педагогическое взаимодействие со школьниками. На эмпирическом уровне рассмотрены особенности стрессоустойчивости студентов – будущих педагогов. Подтверждается гипотеза о том, что уровень стрессоустойчивости взаимосвязан с годом обучения студентов – будущих педагогов и зависит от их коммуникативной способности. Стрессоустойчивость, выступая как фактор подготовки студентов к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками, вызывает необходимость использовать интерактивные технологии, методы и формы обучения. Исследование различных образовательных технологий и методов подготовки студентов в педагогическом вузе позволило определить наиболее эффективные (модульное обучение, проблемное обучение и т.д.).

образовательные технологии

социально-педагогическое взаимодействие

уровни стрессоустойчивости

стрессоустойчивость

1. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов (Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003 г.). - СПб., 2003. - С. 32-38.

2. Данилова Н. Н. Стрессоустойчивость как индивидуальная особенность // Материалы I Международной конференции памяти А. Р. Лурия (Москва, 24-26 сентября 1997 г.). - М., 1998. - С. 52-60.

3. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2005. - 482 с.

4. Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Автореф. дис... д-ра биол. наук. - СПб., 2001. - 32 с.

5. Щербатых Ю. В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал. - 2002. - № 1. - С. 118-122.

Стрессоустойчивость выступает одним из качеств человека, ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми и является важной составляющей личностного компонента психологической подготовленности личности студента к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками. Социально-педагогическое взаимодействие направлено на оказание помощи школьнику в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. С этих позиций социально-педагогическое взаимодействие рассматривается как целенаправленная, согласованная деятельность педагогов с субъектами, нуждающимися в помощи и специалистами социальных институтов по координации деятельности для разрешения проблем, успешной социализации и личностному развитию субъекта.

Стрессоустойчивость является одним из показателей социально-педагогического взаимодействия и фактором, характеризующим процесс и результат приспособления студента к выполнению будущей профессиональной деятельности и обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо деятельности. На уровень сопротивляемости стрессу могут оказывать влияние индивидуальные особенности личности студента, обуславливающие и регулирующие его поступки, предопределяющие выбор линии поведения, стиль и образ жизни. Поэтому встает актуальный вопрос о способах обучения студентов правильному использованию резервов психики, самопознанию, повышению способности к гибкому самоуправлению в социально-педагогическом взаимодействии со школьниками.

Понятие «стрессоустойчивость» определяется как:

  • невосприимчивость к эмоциогенным факторам, с одной стороны, а с другой - как способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции ;
  • способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях, сохранять здоровье в среде с плохой экологией, и зависящее от функциональной организации головного мозга, которая определяется как его природными свойствами, так и влиянием на него средовых факторов ;
  • интегральное свойство личности, которое характеризуется таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной обстановке;
  • «эмоциональная устойчивость» .

Студенчество - это период возрастного кризиса - адаптации к новой социальной роли, к новым условиям учебного труда, к новым требованиям, предъявляемым к самоорганизации студентов, к работе личности над собой, основывающейся на новой высокой степени ответственности.

Для студенческого возраста характерно наличие стрессогенных факторов, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. Как показывают исследования Ю. В. Щербатых , экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особенно, высшей школы. Способность студента сопротивляться воздействиям стресса во многом зависит от особенностей его личностных черт, в частности, от коммуникативных способностей.

Исследование уровня стрессоустойчивости у студентов 2-5 курсов педагогического вуза с помощью опросника С. В. Субботина, методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге и самооценочного теста «Характеристики эмоциональности» показали следующие результаты.

Анализ результатов по опроснику С. В. Субботина и методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге показал:

  • низкий уровень стрессоустойчивости у студентов II курса;
  • высокий и средний уровень стрессоустойчивости преобладает у III и IV курсов и на IV курсе преобладание в группе испытуемых высокого (35 %) и среднего уровня (52 %) сопротивляемости стрессу;
  • средний и низкий уровни сопротивляемости стрессу (43 %), но высоким процентом студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости (35 %) на V курсе.

Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» позволил выявить уровень эмоциональной устойчивости:

  • у студентов II курса наблюдается преобладание низкого уровня эмоциональной устойчивости (высокий уровень стрессоустойчивости выявлен лишь у 13 % испытуемых), высокой эмоциональной возбудимости у 30 % и интенсивности эмоций у 74 % испытуемых;
  • у студентов III курса - обладают низкой эмоциональной возбудимостью и длительностью эмоций: возникающие негативные эмоции носят поверхностный характер, легче переживаются;
  • у студентов IV курса - имеют устойчивую эмоциональную сферу, это проявляется в выдержанности, эмоциональной устойчивости, ориентированности на реальность; при высокой эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций студенты относительно недолго переживают возникающие отрицательные эмоции;
  • у студентов V курса - обладают высокой интенсивностью эмоций, но при этом их низкой длительностью, т.е. переживая негативные эмоции, студенты «проживают» их недолгое время, затем быстро восстанавливая эмоциональное равновесие.

Результаты исследования уровней стрессоустойчивости студентов разных курсов позволили выявить особенности сопротивляемости стрессу:

1. Наиболее часто встречающимися стрессорами в жизни студентов II курса являются проблемы во взаимоотношениях с девушкой или молодым человеком, частые конфликты, а также проблемы со здоровьем, отказ от индивидуальных привычек. Значение здесь также имеет продолжительность действия стрессора. Известно, что стресс возникает при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях человека. Следовательно, ряд стрессоров возникает в течение года не один раз и создают предпосылки для снижения уровня стрессоустойчивости личности. Студентам этого курса характерна импульсивность, несдержанность, частая смена настроения и зависимость от него, что приводит к деструктивному влиянию эмоций на личность студента и снижает общую сопротивляемость стрессу.

2. Низкий уровень стрессоустойчивости студентов на III курсе на данном этапе обучения вызван низким уровнем адаптированности студентов к условиям обучения в педагогическом вузе. Отсюда и трудности в рациональном использовании свободного времени (невозможность уделять время близким друзьям), повышение социальной ответственности, необходимость «подстраиваться» под учебный процесс, менять свои привычки. Наиболее часто встречающимися стрессорами в жизни студентов является изменение условий жизни, изменение финансового положения, повышение социальной активности, т.е. затруднения, с которыми сталкиваются студенты, носят в основном внешний характер. Несмотря на то, что III курс является кризисным и переходным этапом на протяжении всего периода обучения, студенты данной группы умеют справляться со стрессовыми ситуациями и легче адаптируются к новым условиям. Это может быть обусловлено как личностными особенностями студентов, так и особенностями их эмоциональной сферы. Студенты данной группы обладают низкой эмоциональной возбудимостью и длительностью эмоций: возникающие негативные эмоции носят поверхностный характер, легче переживаются.

3. Студенты IV курса имеют свои характерные особенности, а именно - на данном курсе снижается значимость стрессовых ситуаций, связанных с учебной деятельностью, - пройден процесс адаптации, кризисный период III курса, когда происходит переосмысление выбора данной специальности; обучение продолжают те студенты, которые считают, что их личностные качества соответствуют выбранной ими профессии. Кроме того, на IV курсе еще не все студенты обеспокоены выбором места работы, выпускными экзаменами и т.д. На первый план для данных студентов выходит личная жизнь. Наиболее часто встречающимися стрессорами в жизни студентов данного курса являются трудности во взаимоотношениях с партнером, разрыв отношений или, наоборот, свадьба, беременность и т.д. Студенты данного курса выдержанны, эмоционально устойчивы, ориентированы на реальность. При высокой эмоциональной возбудимости и интенсивности эмоций, студенты относительно недолго переживают возникающие отрицательные эмоции. Данная особенность позволяет личности быть менее раздражительной, соблюдать общественные моральные нормы. Кроме того, устойчивость эмоциональной сферы позволяет более эффективно адаптироваться при изменяющихся условиях.

4. Стрессовые ситуации студентов V курса связаны с профессиональной деятельностью студентов, однако, не все из них готовы совмещать обучение и трудовую деятельность в силу нехватки времени или недостаточного уровня знаний. Вследствие этого может возникнуть разочарование в выбранной профессии, нежелание работать дальше по выбранной специальности, нежелание вообще брать на себя какую-либо ответственность. Кроме того, на последнем курсе обучения часть студентов создает семью, это также создает определенные трудности - невозможность рационально распределять свое время, нежелание учиться. Однако высокий процент стрессоустойчивых студентов позволяет сделать вывод о том, что они могут справляться со стрессовыми ситуациями. Это может быть обусловлено как владением студентами приемами саморегуляции, так и особенностями их эмоциональной и личностной сферы.

Результаты исследования уровня стрессоустойчивости студентов 2-5 курсов педагогического вуза позволяют сделать вывод, что существует взаимосвязь между уровнем стрессоустойчивости и годом обучения студентов, и уровень стрессоустойчивости студентов зависит от их коммуникативных способностей. Поэтому в подготовке студентов к социально-педагогическому взаимодействию необходимо использовать интерактивные технологии, методы и формы обучения, способствующие повышению уровня стрессоустойчивости и приобретению знаний, умений, навыков социально-педагогического взаимодействия.

Исследование различных образовательных технологий и методов подготовки студентов в педагогическом вузе позволило определить наиболее эффективные. Посредством технологии модульного обучения осуществляется организация учебной деятельности в соответствии с модульной учебной программой курсов, проблемного обучения - стимулируется поисковая самостоятельная деятельность, выработка алгоритма социально-педагогического взаимодействия студента со школьниками. На практических и семинарских занятиях при разрешении проблемных ситуаций используются методы анализа ситуаций, принятия нестандартных решений, мозгового штурма, что способствовало развитию у студента коммуникативных умений, стрессоустойчивости. В рамках технологии контекстного обучения применяются кейс-метод, методы работы с корреспонденцией и опосредованного общения, использование которых направлено на повышение уровня стрессоустойчивости и отработку определенных умений и навыков социально-педагогического взаимодействия. Использование технологии обучения в сотрудничестве позволяет обогатить опыт и приобрести через образовательный процесс навыки совместной, целенаправленной, ценностной деятельности, развить навыки группового принятия решения. При проведении семинаров в форме диалога используются диспуты, дискуссии, ролевые и деловые игры, тренинги («Основы конструктивного общения социального педагога», «Уверенность в себе», «Социальное взаимодействие»), что способствует включению студента в решение разнообразных проблем на основе диалога, формированию стрессоустойчивости. При использовании технологии модерации студент приобретает опыт работы в команде, учится осуществлять контроль за соблюдением участниками обсуждения норм поведения, при работе над ситуацией. При реализации данной технологии чаще всего применяется метод фокус-групп.

Таким образом, стрессоустойчивость является: показателем и ярко проявляется в социально-педагогическом взаимодействии со школьниками; выступает фактором подготовки студентов к социально-педагогическому взаимодействию со школьниками; уровень стрессоустойчивости взаимосвязан с годом обучения студентов и зависит от их коммуникативной способности; в подготовке студентов к социально-педагогическому взаимодействию необходимо использовать интерактивные технологии, методы и формы обучения.

Статья выполнена в рамках финансирования долгосрочной целевой программы «Основные направления образования и науки Тюменской области».

Рецензенты:

Иванова Ольга Анатольевна, д-р пед. наук, профессор кафедры управления образовательными системами, государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования», г. Москва.

Егорова Галина Ивановна, д-р пед. наук, профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», филиал «Тобольский индустриальный институт», г. Тюмень.

Библиографическая ссылка

Анашкина А.П., Доронина Н.А. СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8850 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Стрессоустойчивость как качество личности – способность адекватно переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), напряженную или экстремальную ситуацию без особых вредных последствий для дела, окружающих и своего здоровья.

— Дорогая, а где моё пиво? В холодильнике была бутылка… — Я её ещё вчера выпила. Приходить домой надо раньше. — И что мне теперь пить? Последнюю бутылку «Жигуля»? — Вообще не надо ничего пить. — Как это не надо? У меня же стресс! — С чего это у тебя стресс? — Ну, как… Было пиво, а теперь нет…

В обычном состоянии в голове человека за сутки пролетают около шестидесяти тысяч мыслей. Стресс – это когда одна доминантная мысль сверлит мозг, а остальные даже боятся высунуть нос. По этому признаку можно диагностировать, испытывает ли человек стресс, или просто проявляет беспокойство, тревожность или взволнованность.

Стрессоустойчивый человек обладает одним замечательным свойством. В народе иногда это называют «толстокожестью». На самом деле в стрессовой ситуации он оставляет за собой право выбора, как реагировать на тот или иной раздражитель. Вспыльчивый человек обкрадывает себя на право выбора, он сразу гневно реагирует на раздражитель. Стрессоустойчивый человек, как правило, разумен. Он говорит себе: — Я нахожусь в автомобильной пробке. От меня ничего не зависит. Если я дам волю чувствам, начну нервничать, переживать и ругаться, ничего не изменится, пробка как непреодолимое обстоятельство, от моего недовольства не рассосется. Зато испортится настроение, приеду на работу раздраженный и вымотанный. Поэтому лучше включу магнитолу и послушаю классическую музыку».

Стрессоустойчивость – э то способность игнорировать всевозможные раздражители, оставаясь спокойным и безмятежным. Советские разведчики рассказывают, как у них на тренировках вырабатывали стрессоустойчивость на тренировках в 70-е годы ХХ века. Человеку дается лист бумаги с каким-нибудь текстом и задание – например, обвести кружком буквы «о», подчеркнуть буквы «е», поставить галочку над буквами «а». Дается лимит времени – например, 2 минуты. Время пошло, и тут начинаются помехи. Например, включается запись, голос на которой орет: «Подчеркни «о»! Обведи «а»! Поставь галочку над «е»!» – пытаясь сбить. Либо вообще некий человек пытается вырвать лист бумаги, толкнуть под руку или сказать что-нибудь.

Почему стрессоустойчивость является положительным качеством личности? Стрессоустойчивость помогает человеку достойно пройти уроки жизни, поменять своё понимание счастья, то есть осознать главную цель своей жизни. О.Г. Торсунов пишет: «Стресс возникает у человека, кода он теряет свою жизненную нить. Это особый вид испытания души, при котором судьба не посылает нам привычную дозу счастья до тех пор, пока мы не осознаем, как нам жить дальше. Только поменяв высшую цель жизни, и решительно встав на путь истины, человек может обрести покой и постепенно выйти из продолжительного стресса.

Сверхдуша каждую секунду жизни посылает нам небольшое ощущение счастья, которое мы называем хорошим настроением. Однако случаются дни, месяцы и даже годы, когда посылаемый уровень настроения ниже, чем необходимо для спокойной жизни. В этом случае человек начинает впадать в различные стрессовые ситуации: раздражительность, обидчивость, депрессивность, угрюмость, отчужденность, молчаливость и т. д. Если же критическая нехватка внутреннего счастья сохраняется в течение продолжительного времени, то стрессовая реакция превращается в стрессовое состояние, при котором человек теряет веру в то, что он когда-либо вновь сможет стать счастливым. Пока мы не поменяем своё понимание счастья (главную цель своей жизни) и не сдадим этот экзамен судьбы, до этих пор Сверхдуша будет воспитывать нас голодом по счастливой жизни».

Стрессоустойчивость – это способность сориентироваться в экстремальной ситуации, разумно и хладнокровно отразить чрезмерные нападки раздражителей на психику, осознать, что действительно для меня значимо, а что лишь «мелочь пузатая», от которой можно просто отгородиться толстой стеной с надписью «not available».

Стрессоустойчивость мужское или женское качество личности? Вопрос сложный. Женщины лучше приспосабливаются к продолжительным неблагоприятным воздействиям (блокада, лишения). Мужчины в длительной стрессоустойчивости женщинам не конкуренты. В то же время при резких и неожиданных неприятностях женщины значительно уступают мужчинам в стрессоустойчивости. Например, мужчина, оказавшись за рулем в экстремальной ситуации, будет до последней секунды бороться за жизнь. Женщины, как правило, в таких ситуациях бросают руль, закрывают глаза руками и оглушительно кричат.

Стрессоустойчивость – это не «наступить на горло собственной песне» и «не молчать в тряпочку». Искусственное подавление и сдерживание эмоций не имеет ничего общего со стрессоустойчивостью. К примеру, человек с проявленным самообладанием внутренне бурно реагирует на какой-то внешний раздражитель, но усилием воли предпочитает отмалчиваться. Иными словами, он проявил сдержанность, но о стрессоустойчивости он заявлять не вправе.

Психологи считают, что существование и распространенность такого «псевдо нереагирования» обусловлено в первую очередь культурными ограничениями. Стрессоустойчивость (а точнее – отсутствие внешних проявлений реагирования) считается признаком культурного человека. Часто стрессоустойчивость является требованием при приеме на работу. При этом работодателю в абсолютном большинстве случаев наплевать на реальную устойчивость работника к стрессам, лишь бы он сидел и не «бузил», когда будут мозг «выносить». Естественно, в такой формулировке вакансии редко встречаются, гораздо чаще пишут про требование стрессоустойчивости. Так культурней… А в итоге – именно стрессы на работе являются в настоящий момент основным источником хронических стрессов. И во многом это обусловлено именно требованием к работникам быть стрессоустойчивыми. Не всегда явными требованиями – часто бывает достаточно уже сформированного у работника представления о том, что стрессоустойчивость – это хорошо. Стрессоустойчивость – это действительно хорошо! Просто не надо подменять понятия настоящей стрессоустойчивости и «молчания в тряпочку».

Петр Ковалев 2014 год