Суданцы. Посольство российской федерации в республике судан

Завершаю рассказы об "арабской весне" ещё одной африканской страной – Суданом. Там столько всего произошло в прошедшем году, что робкая попытка местной "весны" осталась незамеченной.

Судан, конечно, совершенно не похож на Алжир, но у этих двух стран есть и кое-что общее. А именно, Судан, подобно Алжиру, пережил в конце 80-х свою "весну".
Только "поствесенний" сценарий там был другой – армейская верхушка предпочла пойти на союз с исламистами. В результате чего, после ряда сложных коллизий, и возникла нынешняя "исламская демократия" в Судане. Или "авторитарный" режим президента Омара аль-Башира.

Это сложная система, в которой есть место соблюдению исламских ценностей, выборам (демократичность которых, пусть с рядом оговорок, признают иностранные наблюдатели – просто дивная фраза из доклада миссии Евросоюза: "конкурентная борьба во время выборов была значительно снижена в результате необдуманных действий властей"), фракционной борьбе внутри правящей партии, оппозиции (махдистам, юнионистам, коммунистам и непримиримым исламистам), свободе СМИ (пусть и регулярно зажимаемой штрафами и арестами журналистов, закрытием газет), отсутствует принятая на Востоке "клановость" в экономике.

Правящей в Судане является Партия национальный конгресс (ПНК) – достаточно массовая и мощная организация, в которой есть различные фракции, мнение которых аль-Баширу приходится учитывать при принятие решений. Такой вот "демократический централизм".
И власть президента аль-Башира (даже после ухода вождя исламистов Хасана ат-Тураби в непримиримую оппозицию) не столь единолична, как то представляют на Западе. Его нельзя сравнить с Салехом или Мубараком, частично можно сравнить с Башаром Асадом в первые годы правления.

Страна находится в состоянии перманентного социально-экономического кризиса, вызванного международными санкциями и усугублённого партизанской войной на национальных окраинах, на борьбу с которой власти вынуждены тратить громадные средства.
40 % доходов даёт нефть. Инфляция – 21 % в год, 60 % населения живёт за чертой бедности.
В 2011-м дело дошло до прекращение внутреннего авиасообщения – кончились запчасти для самолётов, а на новые денег нет.

Внешний долг – 38 миллиардов долларов. Правда, выплату его Судан "заморозил" в ответ на санкции – и теперь Судану в долг не дают даже другие арабские страны.

Но даже не это главная проблема страны. Точнее, проблемы в экономике вытекают из санкций, а санкции вытекают из того, что и является самой большой проблемой страны – этно-конфессиональной мозаичности. Арабы составляют только 39 % её населения, а 51 % - негры нилотской и нубийской группы.

Формально, 95 % населения являются мусульманами-суннитами. Но есть очень большая разница между истовыми мусульманами-арабами и формально "крещёнными" мусульманами-африканцами, которые в особом рвении в деле веры никогда замечены не были.
Громкие лозунги вроде "Суданцы, будь они арабами, или африканцами-мусульманами или христианами, прежде всего суданцы" вступают в противоречия с реальной политикой исламистской власти (пусть и поумерившей свой пыл после падения ат-Тураби) страны, где полагается смертная казнь за оскорбление Пророка.

События вокруг проблемных регионов и были в центре суданской политики в 2011-м.
Про Дарфур, где продолжается война и переговоры с местными повстанцами, отлучавшимися на войну в Ливии за своего спонсора Каддафи, говорить вообще не буду. Только отмечу, что в сентябре дарфурец Адам Юсеф аль-Хадж занял освободившийся после отделения Юга пост вице-президента.

А вот про Южный Судан (четверть территории и пятая часть населения страны) говорить придётся. Год и начался с проведения 9-15 января референдума на юге, в ходе которого 98 с чем-то % тамошнего населения высказалось за отделение.
7 февраля аль-Башир признал результаты референдума.
9 июля официально была провозглашена Республика Южный Судан, после чего Судан перестал быть самой большой страной в Африке, уступив это звание Алжиру.
Хартум незамедлительно признал независимость нового государства, аль-Башир присутствовал на провозглашении нового государства.

Небольшое отступление – успешное отделение Юга для Африки можно сравнить с признанием Косово для Европы. Ибо нарушает сложившийся на этом континенте консенсус о непоколебимости границ, проведённых колонизаторами.

С отделением Юга Судан потерял 37 % доходов бюджета.
На Юге осталось 65 % суданской нефти, а вот нефтепереработка и трубопроводы – на Севере. Южане сразу заявили, что не будут делиться нефтедолларами с Хартумом. Желающих построить нефтепроводы для Джубы в обход Севера немедленно нарисовалась масса.
Тем более, что уже в августе начались споры между Севером и Югом из-за цены транзита с "перекрытием задвижки", к чему Хартум прибегал трижды за полгода.

Практически сразу возникли и споры о демаркации границы – Хартум настаивал на границе 1956-го, Джуба утверждала, что эта граница была произвольно проведена "проклятыми британскими колонизаторами" и не соответствует этническим реалиям, ради чего собственно Юг и отделялся.

Этнография пограничных территорий весьма схожа с дарфурской – арабские "понаехавшие" кочевники против чёрных "исконных" племён.
А главное, спорный штат Абьей даёт четверть (и самую качественную) суданской нефти.

В марте в Абъее вспыхнули межплеменные столкновения сторонников Севера и Юга. В мае аль-Башир отдал приказ армии вытеснить силы южан на линию границы 1956-го. Абьей был быстро захвачен. Последовали переговоры, подписание соглашений, возня разнообразных посредников. В результате в июле в штат были введены эфиопские миротворцы, но суданская армия не ушла.
Захватом Абъея Хартум чётко дал понять, что "парад суверенитетов" закончился на Юге.

Нефть есть и в Южном Кордофане. В мае там прошли губернаторские выборы, которые выиграл ставленник Хартума Ахмед Харун (ещё один обвиняемый МУС за Дарфур – видать большой специалист по "разрешению межнациональных противоречий").
В июне в штате вспыхнули бои северян и южан, не признавших результаты выборов, с применением танков и всей авиации, которой у обоих сторон 10 единиц на двоих. На помощь южанам пришли и дарфурцы.

Бои продолжаются и в сентябре распространились на соседний штат Голубой Нил, где Хартум попытался сместить избранного губернатора-южанина Малика Агара.

В сентябре был создан альянс повстанцев Дарфура, Южного Кордофана и Голубого Нила ("Суданский революционный фронт") во главе с Ясиром Армани, поставивший своей задачей свержение "преступного режима" в Хартуме, и трансформацию Судана в федеративное светское демократическое государство.
Причём вооружённую борьбу они намерены сочетать с массовыми манифестациями. В ответ власти запретили 17 политических партий, связанных с Южным Суданом. Причина – лидеры и большинство членов теперь являются "гражданами иностранного государства".

Были и серьёзные социально-экономические последствия новой суданской войны. Южный Кордофан и Голубой Нил являются основными производителями традиционного и основного продукта питания страны – сорго. И 100 % рост цен на сорго в течение года был прямым результатом войны.

Но Абъей, Дарфур, Южный Кордофан и Голубой Нил – не единственные проблемные регионы Судана. Сепаратистские настроения сильны в Восточном Судане и Нубийских горах.

А что же "арабская весна"? Она-то в Судане была? Во всяком случае, пыталась.
Накануне нового года властям пришлось пойти на ряд мер по снижению бюджетного дефицита. Сокращение субсидий на продукты привело к росту цен. Были сокращены на 25 % зарплаты в госсекторе, запрещён импорт предметов роскоши и мебели, заговорили о приватизации.
Данные меры в начале января спровоцировали студенческие волнения и беспорядки в ряде центрально-суданских городов.

30 января была предпринята попытка проведения общенационального "Дня гнева", демонстрации в Хартуме, Омдурмане и Эль-Обейде разогнаны полицией. Количество демонстрантов было невелико – во многом и потому, что в недоразвитом Судане отсутствует тот мощный слой безработных с дипломом, что запустил "арабскую весну" в других странах.
Ректор столичного университета, поддержавший своих студентов, вышедших на митинг, был незамедлительно уволен. Новые попытки демонстраций 5 февраля также были пресечены. Последовали аресты лидеров оппозиции (в т.ч. снова арестовали ат-Тураби) и независимых журналистов, закрыто ряд оппозиционных газет.

5 февраля президент выступил с обещанием "открыть дверь свободе" в стране, но бороться с теми, кто "хочет хаос".
Весной арестованных выпустили, оппозиционерам позволили снова издавать газеты под другими названиями.
Новые попытки организации демонстраций в сентябре закончились ничем.

На протяжении всего года в ПНК продолжалась фракционная борьба между "реформаторами" и "консерваторами", результатом которой стало падение ряда ключевых фигур в руководстве.
В обстановке ухудшения ситуации режим попытался упрочить свои позиции за счёт создания "широкой коалиции" – при реорганизации правительства в ноябре в него вошли представители махдистов, юнионистов и бывших повстанцев из Восточной провинции.
Ат-Тураби предпочёл остаться в непримиримой оппозиции, посылая проклятья в адрес "предателей" из оппозиции. Так что в середине декабря снова был арестован – опять шьют "заговор с целью государственного переворота".

На внешней арене Хартум неизменно поддерживал все арабские революции минувшего года. Ещё когда был неясен исход событий на Тахрире, аль-Башир не раз призывал Мубарака "уважать волю египетского народа". Поставляли оружие ПНС, суданский генерал возглавил миссию наблюдателей ЛАГ в Сирии.
А начало 2012-го года аль-Башир, на котором висит ордер Международного уголовного суда, отметил визитом в Ливию, где был с распростёртыми объятиями принят новыми властями.

Однако, внешнеполитическое положение Судана явно ухудшилось.
Дело в том, что Хартум послушно выполнял все условия мирного соглашения 2005-го, получив публичные обещания Вашингтона исключить страну из списка стран-спонсоров терроризма, списать долги и снять часть экономических санкций.
Свои обязательства Хартум выполнил в полном объёме. Спонсором терроризма Судан давно не является, уже несколько лет негласно сотрудничает с ЦРУ – вплоть до наличия в Хартуме американской станции радиоэлектронной разведки.
И что получили взамен?

1 ноября Белый Дом публично заявил, что ничего того, что обещали раньше, не будет – по причине "агрессивной политики суданских властей в Южном Кордофане, Абъее и Голубом Ниле".
США лишний раз доказали миру вообще и арабам в частности, чего стоят их обещания.
Ещё одним результатом такой "мудрой" политики США стало ослабление влияния либеральной фракции ПНК и усиление позиций во власти военных "ястребов".
, и .
В ближайшее время будет ещё рассказ о и в Тунисе.

Суданские арабы


Ленинград.

суда́нские ара́бы , суданцы, арабы Судана, народ, основное население Судана. Численность 11,3 млн. человек (1983, оценка). Говорят на суданском диалекте арабского языка. Оседлые С. а. — земледельцы, кочевники-скотоводы, у которых сохраняется племенное деление (племена хасания, шукрия, баггара и др.). Верующие — мусульмане-сунниты.

Плетение.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Ленинград.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия . Главный редактор Ан. А. Громыко . 1986-1987 .

Смотреть что такое "суданские арабы" в других словарях:

    Африки (самоназвание — аль араб), группа народов. Составляют большинство населения Египта (египетские арабы), Судана (суданские арабы), Ливии (ливийские арабы), Туниса (тунисские арабы), Алжира (алжирские арабы), Марокко (марокканские арабы) …

    Суданцы (арабы Судана) - Суданцы (суданские арабы) арабский народ, основное население Судана. Общая численность свыше 18 млн чел. . В том числе в Судане больше половины населения, причём на севере их доля составляет менее 70 % процентов. В других … Википедия

    Народы. Этнический состав Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью (см. карту народов). Континент населяет несколько сот больших и малых этносов. 107 из них, насчитывающих более 1 млн. человек каждый,… … Энциклопедический справочник «Африка»

    Крышка для еды. Плетение. От периода раннего неолита (конец 7 го конец 4 го тысячелетия до н. э.) на территории Судана сохранилась лепная керамика Хартумской культуры, вначале сплошь покрытая вдавленным узором волнистых линий, позднее украшенная … Энциклопедический справочник «Африка»

    Гаплогруппа J1 (Y-ДНК) - У этого термина существуют и другие значения, см. Гаплогруппа J. Гаплогруппа J1 Тип Y ДНК Время появления 15 24 тыс. лет назад. Место появления Восточная Анатолия Предковая группа J Субклады J1a, J1b, J1c. Мутации маркеры … Википедия

    Хижины бари. Население Судана отличается сложным этническим составом. Появившиеся на территории современного северного С. в VII в. арабы к XIV в. покорили и обратили в ислам коренных жителей нубийцев. Продвинувшись далее на юг, некоторые из… … Энциклопедический справочник «Африка»

    Семейство носороговые - Носороги неуклюжие, неловкие животные довольно значительной величины, с очень сильно вытянутой в длину головой, на лицевой части которой возвышаются один или два рога. Шея короткая; покрытое толстой кожей туловище почти совсем или только… … Жизнь животных Географическая энциклопедия

Суданцы, суданские арабы, арабо-суданцы, народ, основное население Судана (в основном центральные, северные и западные области страны). Численность около 15 млн. человек, в том числе в Судане 13,5 млн. человек, в Чаде 1,25 млн. человек. Разделяются на несколько десятков областных и родо-племенных групп: шаигия, барабра, джаалийин и др. - в долине Нила; хасанийя, руфаа - на Белом Ниле; фунги и др. - на Голубом Ниле; шукрийя, гавазма и др. - на юге Красноморской провинции; багтара - в саваннах Кордофана, Дарфура, Бахр эль-Газаля и восточного Чада; кабабиш, хававир, хамар, хомран и др. - к северу от баггара и т. д. Говорят на диалекте арабского языка с рядом поддиалектов и местных говоров. Суданцы - мусульмане-сунниты.

Первые группы арабов проникли в Судан в IX веке из Египта и из Аравии через Красное море. В IX-X веках в результате их смешения с африканцами образовались арабо-суданские племена, которые вместе с арабами Верхнего Египта начали продвигаться на территорию христианских нубийских государств, а затем на запад до озера Чад. На этой обширной территории происходило смешение арабов с невольниками различного этнического происхождения и аборигенным населением, постепенно утратившим свой язык и религию, но сохранившим антропологический тип и хозяйственно-культурные особенности.

Сложившиеся арабо-суданские племена и союзы племён в 1820 были завоёваны Египтом и формально присоединены к Османской империи. Появилось арабоязычное городское население, происходившее от смешения европейцев, турок, черкесов, египтян с эфиопскими и южносуданскими невольницами. Консолидация суданцев, сопровождавшаяся арабизацией разнородных этнических общностей, усилилась в период махдистского восстания (1881-1898) и махдистского государства. В XX веке (периоды англо-египетского кондоминиума и независимости) продолжались распространение арабского языка и культуры среди населения Судана и консолидация его в арабо-суданскую народность. Сформировалась национальная интеллигенция. Рост освободительного движения привёл к провозглашению Судана в 1956 независимым государством, усилению процессов национальной консолидации.

В хозяйстве основное значение имеет ручное и пашенное поливное земледелие (пшеница, ячмень, бобовые, огородные и бахчевые культуры, финиковая пальма и др.). Основная товарная культура - хлопчатник. В Дарфуре и на юге преобладает ручное земледелие (сорго, просо, маис и др.). Часть суданцев (кабабиш и др.) занимается кочевым (верблюды, козы, овцы) и полукочевым (крупный и мелкий рогатый скот) скотоводством (баггара и др.). На побережье Красного моря отдельные общины (частью - потомки выходцев с Аравийского побережья) занимаются рыбной ловлей, добычей жемчуга, кораллов, в саваннах Кордофана - сбором ароматических смол.

Типы жилищ многообразны: у суданцев в Нубии распространены саманные дома с плоской или куполообразной крышей, в долине Голубого Нила - круглые хижины из веток и тростника; встречаются свайные хижины; кочевое население живёт в палатках.

Традиционный костюм особенно широко распространился в период махдистского государства, в основном общеарабского (см. Арабы) типа с рядом местных особенностей; характерен мужской головной убор - тюрбан.

Традиционная кухня включает общеарабские (лепёшки, соусы из бобовых с приправами, молочные продукты), африканские (пиво из сорго - мизр) и местные блюда.

Среди мусульман выделяются приверженцы соперничающих суфийских орденов, членство в которых наследуется по отцовской линии и нередко охватывает целые области и родо-племенные группы. Сохранились разнообразный музыкальный и стихотворный фольклор, обширная устная профессиональная поэзия, восхваляющая "своё" племя, хулящая чужие, притчи, анекдоты, пословицы.

Ю. М. Кобищанов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 498.

Далее читайте:

Арабы - группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки.

  • Среднеазиатские арабы (Таджикские арабы)
    • Ислам (Суннизм Шиизм)
    Панарабизм ЛАГ Завоевания Арабизация Национализм

    Суданцы (суданские арабы) - арабский народ, основное население Судана . Общая численность свыше 18 млн чел. В том числе в Судане - больше половины населения, причём на севере их доля составляет менее 70 % процентов. В других странах: Чад : - 1,29 млн, по 5 тысяч в Руанде и Заире .

    История

    С VIII века в Судане начала распространяться арабская письменность , а государства Судана стали приобщаться к арабской культуре, в том числе и к исламу . В результате области Северного Судана становятся вассальными государствами, платящими дань мусульманским правителям Египта. В XVI веке в долине Нила мы уже видим феодальное государство Сеннар , основное негроидное земледельческое население которого постепенно было арабизировано. В Южном же Судане, населенном главным образом негроидными племенами, всё ещё сохранялись дофеодальные отношения (Fadlalla M. H. 2004: P. 13 - 15).

    Религия

    Проникновение ислама на территорию Судана шло несколькими путями. Во-первых, благодаря усилиям арабских миссионеров , как правило, членов тарикатов . Во-вторых, самими суданцами, проходившими обучение в Египте или Аравии . В результате, суданский вариант ислама сложился под отчётливым влиянием суфийских орденов , с его преданностью рядовых мусульман главе ордена и приверженностью к аскетическим практикам.

    В начале XIX веке сложилось мощное движение тарикат аль-Хатмийя (или Мирганийя, по имени её основателя).

    В 1881 году началось мессианское движение суданского религиозного реформатора Мухаммеда Ахмада , объявившего себя мессией-Махди . Его последователи стали называть себя ансарами. Так в Судане появился второй влиятельнейший суфийский орден - аль-Ансар .

    Прослеживается субстратное влияние нубийских языков (Родионов М. А. 1998: С. 242).

    Образ жизни и быт

    Сегодня большая часть арабов и близких им как территориально, так и этнически кушитов -беджа - это горожане и земледельцы-хлопководы. Лишь скромная часть арабов и беджа продолжает кочевать со своими стадами.

    Но даже эту долю нельзя назвать единой. По организации труда, по культуре быта, даже по внешности различаются верблюдоводы, пастухи коз и так называемые «ковбои» - баггара , занимающиеся разведением крупного рогатого скота. В Нубии разводится древняя порода лошадей, в пустынях Беджа и Сахара - верховые верблюды. Среди арабов по-прежнему остаётся деление на племена со своими культурными особенностями, различными диалектами. Эта тенденция сохраняется даже в городах, где они предпочитают жениться на соплеменницах. Система родства - бифуркативно-коллатеральная (различаются родственники по линии матери о отца; коллатеральные и прямые родственники). Основой родо-племенной организации является семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи, кровной мести; предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак). Несколько групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Социальные отношения традиционно выражаются как декларируемые кровнородственные (Родионов 1998: 201), (Abu-Lughod L. 1986: P. 81-85).

    Обработка земли в Судане представляет определённую проблему. Только 3 % территории являются пахотными, на севере Нил - единственный водный источник. Каждый клочок земли тщательно возделывается. По прежнему используются шадуфы (Доклад о развитии человека 2006: С. 164).

    Национальная кухня арабов Судана близка к египетской. Традиционные блюда: фуль из бобовых с овощами, мясом, приправами, каша или плов. Спиртные напитки запрещены, в прошлом (вероятно, и сейчас) делались из сорго, проса.

    Напишите отзыв о статье "Суданцы (арабы Судана)"

    Примечания

    Ссылки

    • Российские миротворцы в Дарфуре , .

    Литература

    • Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII - первая треть XIX в.). М. : Наука, 2003. С.6 - 19.
    • Abu-Lughod L. Veiled Sentiments: Honor and Poetry in a Bedouin Society. Berkeley and Los Angeles: Social Science, 1986. P. 81-85.
    • Родионов М. А. Арабы // , который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тематику.

    Отрывок, характеризующий Суданцы (арабы Судана)

    Пьер встретил старого графа. Он был смущен и расстроен. В это утро Наташа сказала ему, что она отказала Болконскому.
    – Беда, беда, mon cher, – говорил он Пьеру, – беда с этими девками без матери; уж я так тужу, что приехал. Я с вами откровенен буду. Слышали, отказала жениху, ни у кого не спросивши ничего. Оно, положим, я никогда этому браку очень не радовался. Положим, он хороший человек, но что ж, против воли отца счастья бы не было, и Наташа без женихов не останется. Да всё таки долго уже так продолжалось, да и как же это без отца, без матери, такой шаг! А теперь больна, и Бог знает, что! Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери… – Пьер видел, что граф был очень расстроен, старался перевести разговор на другой предмет, но граф опять возвращался к своему горю.
    Соня с встревоженным лицом вошла в гостиную.
    – Наташа не совсем здорова; она в своей комнате и желала бы вас видеть. Марья Дмитриевна у нее и просит вас тоже.
    – Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты.
    Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи.
    Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее.
    – Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила.
    Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого.
    – Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
    – Так это не правда, что он женат!
    – Нет, это правда.
    – Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
    Пьер дал ей честное слово.
    – Он здесь еще? – спросила она быстро.
    – Да, я его сейчас видел.
    Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

    Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
    В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.
    Анатоль, которого он искал, в этот день обедал у Долохова и совещался с ним о том, как поправить испорченное дело. Ему казалось необходимо увидаться с Ростовой. Вечером он поехал к сестре, чтобы переговорить с ней о средствах устроить это свидание. Когда Пьер, тщетно объездив всю Москву, вернулся домой, камердинер доложил ему, что князь Анатоль Васильич у графини. Гостиная графини была полна гостей.
    Пьер не здороваясь с женою, которую он не видал после приезда (она больше чем когда нибудь ненавистна была ему в эту минуту), вошел в гостиную и увидав Анатоля подошел к нему.
    – Ah, Pierre, – сказала графиня, подходя к мужу. – Ты не знаешь в каком положении наш Анатоль… – Она остановилась, увидав в опущенной низко голове мужа, в его блестящих глазах, в его решительной походке то страшное выражение бешенства и силы, которое она знала и испытала на себе после дуэли с Долоховым.
    – Где вы – там разврат, зло, – сказал Пьер жене. – Анатоль, пойдемте, мне надо поговорить с вами, – сказал он по французски.
    Анатоль оглянулся на сестру и покорно встал, готовый следовать за Пьером.
    Пьер, взяв его за руку, дернул к себе и пошел из комнаты.
    – Si vous vous permettez dans mon salon, [Если вы позволите себе в моей гостиной,] – шопотом проговорила Элен; но Пьер, не отвечая ей вышел из комнаты.
    Анатоль шел за ним обычной, молодцоватой походкой. Но на лице его было заметно беспокойство.
    Войдя в свой кабинет, Пьер затворил дверь и обратился к Анатолю, не глядя на него.
    – Вы обещали графине Ростовой жениться на ней и хотели увезти ее?
    – Мой милый, – отвечал Анатоль по французски (как и шел весь разговор), я не считаю себя обязанным отвечать на допросы, делаемые в таком тоне.
    Лицо Пьера, и прежде бледное, исказилось бешенством. Он схватил своей большой рукой Анатоля за воротник мундира и стал трясти из стороны в сторону до тех пор, пока лицо Анатоля не приняло достаточное выражение испуга.
    – Когда я говорю, что мне надо говорить с вами… – повторял Пьер.
    – Ну что, это глупо. А? – сказал Анатоль, ощупывая оторванную с сукном пуговицу воротника.
    – Вы негодяй и мерзавец, и не знаю, что меня воздерживает от удовольствия разможжить вам голову вот этим, – говорил Пьер, – выражаясь так искусственно потому, что он говорил по французски. Он взял в руку тяжелое пресспапье и угрожающе поднял и тотчас же торопливо положил его на место.
    – Обещали вы ей жениться?
    – Я, я, я не думал; впрочем я никогда не обещался, потому что…
    Пьер перебил его. – Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? – повторял Пьер, подвигаясь к Анатолю.
    Анатоль взглянул на него и тотчас же, засунув руку в карман, достал бумажник.
    Пьер взял подаваемое ему письмо и оттолкнув стоявший на дороге стол повалился на диван.
    – Je ne serai pas violent, ne craignez rien, [Не бойтесь, я насилия не употреблю,] – сказал Пьер, отвечая на испуганный жест Анатоля. – Письма – раз, – сказал Пьер, как будто повторяя урок для самого себя. – Второе, – после минутного молчания продолжал он, опять вставая и начиная ходить, – вы завтра должны уехать из Москвы.

    Суда́н (араб. السودان‎‎, англ. Sudan), полное название - Республика Судан, англ. Republic of Sudan) - государство в Северо-Восточной Африке, крупнейшее африканское государство. Граничит с Египтом на севере, Ливией на северо-западе, Чадом на западе, Центральноафриканской Республикой и Демократической Республикой Конго на юго-западе, Угандой и Кенией на юге и юго-востоке, Эритреей и Эфиопией на востоке. На северо-востоке омывается водами Красного моря. Столица - город Хартум.

    История

    В древности значительную часть территории современного Судана (носившего название Куш, а позднее - Нубия) населяли семито-хамитские и кушитские племена, родственные древним египтянам. Нубийцы торговали с древним Египтом и подвергались грабительским набегам с его стороны. Потомки нубийцев до сих пор населяют долину Нила в Судане и соседнем Египте (южнее Асуана). С юга сюда также проникали негроидные племена (нилоты) - в настоящее время проживают в бассейне верхнего и среднего Нила в Судане, а также в пограничных с Суданом районах Уганды, Кении, Танзании, Конго, Эфиопии, Египта.

    К VII веку н. э. Судан представлял собой небольшие разрозненные христианские королевства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения. В 640-х годах с севера, из Египта, начало проникать арабское влияние. Территория между Нилом и Красным морем была богата золотом и изумрудами, и сюда стали проникать арабские золотоискатели. Арабы принесли с собой ислам. Арабское влияние распространилось в основном на север и запад Судана.

    XIX век

    В 1819-1838 Египет захватил области Донгола, Бербер, Кассала, Сеннар и Кордофан. В соответствии с фирманом Высокой Порты в 1841году управление этими административными единицами, названные «Египетский Судан», было передано вице-королю Египта, таким образом Судан вошёл в состав Османской империи, но фактически стал владением Египта. Продвижению далее на юг помешали тропические болота. На протяжении большей части XIX века Египет претендовал на контроль над всей территорией современного Судана, но на самом деле юг страны оставался местом, которое населяли разрозненные племена, подвергавшиеся частым набегам работорговцев.

    Во второй половине XIX века в Судане усилилось влияние Великобритании. Генерал-губернатором Судана стал англичанин. Жестокая эксплуатация и национальное угнетение привели к возникновению мощного народного движения протеста с религиозной направленностью. Религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла, провозгласивший себя в 1881 «Махди» (мессией) и попытался объединить племена западного и центрального Судана против англичан и османцев. Восстание завершилось взятием Хартума в 1885 и изгнанием из страны европейских, турецких и египетских чиновников. Предводитель восстания вскоре умер, но созданное им государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль-Саидом, продержалось ещё полтора десятка лет, и лишь в 1898 восстание было подавлено англо-египетскими войсками. 19 января 1899 Великобритания и Египет подписали соглашение об установлении совместного управления в Судане (англо-египетский кондоминиум) - к югу от 22ой параллели. Но в этом договоре не были четко очерчены контуры взаимоотношений между двумя правительствами. Во-вторых, он не предоставлял правового основания для продолжения британского присутствия в Судане - англичане управляли там от имени хедива. Верховное военное и гражданское управление в Судане было передано генерал-губернатору - офицеру, которого назначал и отправлял в отставку хедив с согласия лондонского правительства. В каждую суданскую провинцию был назначен губернатор (мудир), два инспектора и несколько окружных комиссаров. Почти на все эти посты были назначены британские офицеры, прикомандированные к египетской армии, но затем (с 1901) в страну стали прибывать гражданские чиновники. Чиновниками среднего звена стали египтяне, а нижнего - представители местного суданского населения. Поначалу британская администрация управляла довольно свободно, но в 1910 при генерал-губернаторе был создан Исполнительный совет, согласие которого требовалось во всех законодательных и бюджетных вопросах. В него входили генерал-инспектор, гражданский, судебный и финансовый секретари и еще 2-4 британских чиновника, назначенных генерал-губернатором.

    XX век

    Британская администрация для укрепления своей власти, в частности, поощряла этнический и политический сепаратизм населения суданского юга, придерживающегося традиционных верований и исповедующих христианство. Таким образом закладывались предпосылки для будущих этнических и религиозных конфликтов.

    В начале Второй мировой войны итальянская армия, действующая с территории Абиссинии, заняла часть территории Судана, но уже в 1941 итальянцы были вынуждены уйти, а Судан стал важной базой британских ВС в Африке. Воинские части, набранные из местного населения, участвовали в боевых действиях в Эритрее, Египте, Ливии, Тунисе.

    Участие в войне имело положительные последствия для Судана - рост национальной промышленности, активизация политической жизни, появление политических партий, усиление стремлений к независимости.

    Египет после революции 1952 признал право суданского народа на самоопределение. В 1955 суданский парламент провозгласил независимость страны, и в том же году английские и египетские войска были выведены из Судана.

    Центральное правительство в Хартуме, ключевые позиции в котором заняли мусульмане, отказалось выполнить обещания о создании федеративного государства, что привело к мятежу офицеров-южан и гражданской войне, продолжавшейся с 1955 по 1972.

    Страна за это время пережила несколько военных и государственных переворотов, однако режимы, сменявшие друг друга, были неспособны справиться с проблемами сепаратизма, этнической разобщённости и экономической отсталости. После очередного переворота, совершенного 30 июня 1989 года к власти пришел полковник Омар Хассан аль-Башир, удерживающий ее и поныне. В качестве политической опоры он избрал малопопулярную в то время партию Национальный исламский фронт, провозглашавшую курс на построение истинно исламского общества, возглавлял который известный своими фундаменталистскими взглядами Хасан Абдалла Тураби. С начала 90-х в стране интенсивно проводился курс на исламизацию жизни, каковой процесс приостановился только в начале XXI века, когда Тураби и Башир разошлись во мнениях и первый перешел в оппозицию. Башир является президентом и главой государства, премьер-министром и главнокомандующим Вооруженными силами страны. В 2009 году предполагается провести выборы, однако считается маловероятным, что это начинание воплотится в жизнь.

    Во внешней политике Судан придерживался националистического, проарабского и происламского курса. В 1956 Судан поддержал Египет во время Суэцкого кризиса. В ходе арабо-израильской войны 1967 Судан объявил войну Израилю и направил воинские части в помощь Египту. После прихода к власти в стране Башира Судан исповедует прагматичную политику, но склоняется к сотрудничеству с радикальным исламом и консервативными арабскими режимами.

    В 1991 по приглашению духовного лидера исламских фундаменталистов Судана, Тураби в страну прибыл саудовский миллионер Осама бен Ладен. В 1996 он был вынужден покинуть Судан и перевести свою организацию в Афганистан.

    Южный Судан

    Подписание в 1972 Аддис-Абебского соглашения привело к прекращению гражданской войны между враждующими Севером и Югом и предоставлением Югу определённой автономии в вопросах внутреннего управления. Затишье продолжалось примерно десять лет, после чего вооружённый конфликт возобновила Народная армия освобождения Судана. Поводом для этого послужила политика исламизации страны, в рамках которой в 1983 тогдашний президент Джафар Нимейри разделил южную провинцию Экватория на три отдельные провинции, а в уголовное законодательство страны были введены некоторые виды наказаний, предусмотренных нормами шариата (такие, как забивание камнями, публичная порка и отсечение рук).

    По американским оценкам, за два десятилетия, прошедшие с момента возобновления вооружённого конфликта на юге Судана, правительственные войска уничтожили около двух миллионов мирных жителей. В результате периодических засух, голода, нехватки топлива, расширяющегося вооружённого противостояния на юге страны, нарушения прав человека, более 4 миллионов южан были вынуждены покинуть свои дома и бежать в города или в соседние страны - Эфиопию, Кению, Уганду, Египет. Беженцы лишены возможности заниматься сельским хозяйством или иным образом зарабатывать себе на жизнь, страдают от недоедания и неправильного питания, лишены доступа к образованию и здравоохранению. Многолетняя гражданская война привела к появлению так называемого «потерянного поколения».

    Мирные переговоры между повстанцами Юга и правительством в 2003-2004 дали ощутимые результаты, но вооружённые столкновения в ряде южных районов продолжаются. Стороны договорились, что по достижении окончательной мирной договорённости Южный Судан будет пользоваться автономией 6 лет, после чего вопрос о независимости этой территории будет вынесен на референдум. В течение этого периода доходы от добычи нефти будут поровну делиться между правительством и повстанцами. Наблюдатели, однако, ставят под сомнение способность и желание правительства выполнить свои обязательства.

    Конфликт в Дарфуре

    Тем временем в начале 2003 вспыхнуло восстание теперь уже на западе страны, в регионе Дарфур. В регионе существуют несколько повстанческих группировок, различающихся в своём подходе к целям борьбы - просто достижение независимости или свержение центрального хартумского правительства. Как правительственные войска, так и повстанцы обвиняют друг друга в зверствах. Большая часть обвинений касается действий проправительственных арабских вооруженных отрядов «Джанджавид». По существующим оценкам, от их рук погибло от 10 до 30 тыс. человек из числа местного чернокожего населения. Этнические чистки привели к тому, что около миллиона человек покинули зону конфликта и укрылись в соседнем Чаде.

    Регион Дарфур населяют представители различных народностей, которые в принципе можно объединить в две группы - чернокожие африканцы и арабские племена, населяющие регион примерно с XIII века. И те, и другие исповедуют ислам, однако отношения между двумя этническими группами на протяжении многих веков отличались напряжённостью и приводили к регулярным вооружённым столкновениям. Вплоть до XX века Дарфур представлял собой центр работорговли, причём чернокожие и арабские работорговцы соперничали друг с другом при осуществлении набегов на соседний регион Бахр-эль-Газаль для захвата рабов и последующей перепродажи в прибрежные районы Африки. Этнические группы конфликтовали между собой и в отношении ограниченных земельных и водных ресурсов.

    Поводом к современному конфликту стало соглашение между Хартумом и повстанцами Юга о разделе доходов от добычи нефти. Чернокожее население Дарфура считает, что в соглашении не были учтены их экономические интересы.

    Пограничный конфликт с Египтом

    Между Суданом и Египтом идет спор по поводу принадлежности т. н. «треугольника Халаиба». В 1899 году Великобритания и Египет объявили Судан своим кондоминиумом. Северная граница страны была установлена по 22-й параллели, город Халаиб формально отошел к Египту. В 1902 году Англия в одностороннем порядке изменила границу, передав «треугольник» Судану. 12 ноября 1955 года Судан получил независимость. В 1958 году Египет захватил район Халаиба. Затем «треугольник» отдали в пользование Судана. 1992 году Судан вызвал крайнее недовольство Египта, отдав побережье «треугольника» в концессию канадской нефтяной компании International Petroleum Corporation. В 1993-1994 гг произошли вооруженные столкновения на границе Египта и Судана. В 1995 Египет направил в регион войска и взял под свой контроль все спорные земли, за исключением города Халаиба. В 2000 году Судан вывел войска из Халаиба, земли оказались полностью под египетским контролем. В августе 2002 года президент Судана Омар аль-Башир сообщил прессе, что направил в Совет Безопасности ООН обращение о пересмотре принадлежности земель, поскольку «треугольник Халаиба» является суданской территорией.

    Административное деление

    В административном отношении Судан делится на 26 штатов (араб.: вилаятов), иногда называемых также провинциями: Белый Нил, Вараб, Верхний Нил, Восточная Экватория, Гедареф, Голубой Нил, Джонглей, Западная Экватория, Западный Бахр-эль-Газаль, Западный Дарфур, Западный Кордофан, Кассала, Красное море, Нил, Озёрный (Эль-Бухайрат), Северный, Северный Бахр-эль-Газаль, Северный Дарфур, Северный Кордофан, Сеннар, Хартум, Центральная Экватория, Эль-Вахда («Единство»), Эль-Гезира («Острова»), Южный Дарфур, Южный Кордофан

    Географические особенности

    Большую часть территории Судана занимает плато (высоты 300-1000 метров), которое с юга на север пересекает долина реки Нил, образуемой слиянием Белого и Голубого Нила. В районе слияния находится столица страны, Хартум. Все реки относятся к бассейну Нила. Они используются как источники орошения, естественные водные пути, содержат также значительные запасы гидроэнергии.

    На севере страны - Ливийская и Нубийская пустыни, почти лишённые растительности. На юге - саванны и тропические болота. На востоке и западе - горы. Высочайшая точка Судана - гора Киньети (3187 метров над уровнем моря).

    На юге климат тропический, на севере - жаркий пустынный. Основные экологические проблемы - эрозия почвы и опустынивание.

    Население

    По переписи 1981, население Судана насчитывало 21 млн. человек. С этого времени всеобщие переписи в стране не проводились в связи с гражданской войной. По современным (2008) оценкам, население должно насчитывать 40 218 456 человек.

    Постоянные передвижения народов, торговля рабами, изменение форм существования, распад древних царств и династий, вызванный вторжением арабов и европейцев - привело к появлению населения с сильно разнящимися лингвистическими признаками и разнообразными религиозными и культурными традициями.

    Вместе с тем произвольно проведённые границы между соседними странами разделяют такие народы, как нубийцы на севере страны, азанде на юго-западе и лотуко на юге.

    Отмечается быстрый рост численности метрополии Хартум (Хартум - Омдурман - Северный Хартум) - уже 6 - 7 млн. человек, включая около 2 млн. перемещённых лиц из районов конфликта на юге страны и сельскохозяйственных районов, поражённых засухой.

    Для Судана характерно наличие двух различных культурных традиций - арабской и чёрной африканской. Внутри каждой из них существуют сотни этнических, племенных и языковых отличий, что крайне затрудняет эффективное сотрудничество между ними.

    Северные провинции занимают бо́льшую часть Судана. Здесь же находится большинство городских центров страны. Большинство суданцев, проживающих здесь, - арабоязычные мусульмане (сунниты) различного этнического происхождения, при этом большинство из них также пользуется родным языком.

    На юге и западе преобладают народы негроидной расы. Большинство южан сохраняет местные традиционные верования или исповедует христианство. Для юга характерна аграрная экономика, основанная на натуральном хозяйстве. Гражданская война, продолжающаяся здесь практически весь период после приобретения страной независимости, имела катастрофические последствия с экономической и демографической точки зрения.

    Бо́льшая часть населения сосредоточена в долинах Нила и его притоков. Особенно велика плотность населения в основном хлопководческом районе страны - северной части междуречья Белого и Голубого Нила. Северные и северо-западные пустынные районы почти не заселены.

    Города в основном размещены по берегам Нила и его притоков. Крупнейшие города - Хартум, Омдурман, Северный Хартум, Порт-Судан.

    Экономика

    Преимущества: нефть, газ, хлопок, гуммиарабик, сезам, сахар, золотодобыча.

    Слабые стороны: низкая индустриализация. Дефицит валюты для импорта энергии и запчастей. Засухи. Неразвитая транспортная инфраструктура. Большие расстояния между городами. Гражданская война затрудняет нефтедобычу. Отсутствует помощь от арабских стран и инвестиции.

    Судан - аграрная страна. Один из основных поставщиков на мировой рынок высококачественного хлопка. На Судан приходится более половины мирового производства гуммиарабика. Основные статьи экспорта также включают арахис, кунжут, шкуры и кожи. Выращивают также сорго, арахис, пшеницу, сахарный тростник. Основные отрасли промышленности - переработка сельскохозяйственного сырья, производство строительных материалов, потребительских товаров.

    В последние годы быстро расширяется добыча нефти, экспорт которой стал важнейшим источником валютных поступлений. В 2006 году добыто 132,7 млн баррелей.

    Основные промышленные центры - Хартум, Северный Хартум, Омдурман, Порт-Судан, Атбара.

    Прирост ВВП в 2006 году составил 9,3 %.