Тексты для изложений (4 класс).

Развитие речи

3 класс

Учимся писать изложение.

Афиногенова Ж.Е., учитель начальных классов


Расположите части текста в правильном порядке при помощи картинок, пронумеруйте части.

Прочитайте текст. Понятно ли вам, о чём в нём рассказывается?

Лёд на реке.

К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Лёд крепкий.


Рассмотрите последнюю картинку. Подходит ли она к тексту? Почему? Что надо было нарисовать?

Прочитайте текст правильно .

Лёд на реке.

Было чудесное утро. Мороз сковал реку.

К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда они бросали камни и палки. Лёд был крепкий.

Трое ребят стали бегать по самой середине реки. Лёд был тонкий.

Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести.

Дети очутились в воде. Они цеплялись за кромку льда, но он ломался. Скоро дети совсем выбились из сил.

Вдруг появился мужчина. Он полз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.


Придумайте название к каждой картинке.

2. Проверка льда.

3. На середине реки.

1. Морозное утро.

6. Спасение детей.

4. Лёд не выдержал тяжести.

5. Дети очутились в воде.


Перескажите текст по картинкам и плану.

План.

  • Морозное утро.
  • Проверка льда.
  • На середине реки.
  • Лёд не выдержал тяжести.
  • Дети очутились в воде.
  • Спасение детей.

Слова - помощники.

  • Чудесное утро, сковал.
  • Радостный крик, бросали, крепкий.
  • Трое, бегать, середине, тонкий.
  • Упал, на него, другие.
  • Цеплялись, кромку льда, выбились из сил.
  • Полз по льду, толкал, длинную доску, ухватились.

Литература:

http://animashky.ru/index/0-11?20-8 картинки

С. А. Сущевская «Тексты с дырками и хвостами».

«Карапуз», «Гелеос»

С. А.. Есенина «Как научить вашего ребёнка писать изложения»

3 класс

Издательство Грамотей 2008

С. В. Иванов, М. И. Кузнецова Русский язык. Комментарии к урокам.

3 класс

«Вентана –Граф» 2007

Тема урока: Подробное изложение. На речке.

Цель урока: учить писать изложение по вопросам.

Задачи:

        формировать связную письменную речь учащихся с опорой на устные высказывания;

        обогащать словарный запас учащихся;

        закреплять умение правильно строить предложения, употребляя их в устной и письменной речи;

воспитывать нравственные качества: доброту и взаимовыручку.

Оборудование: компьютер; презентация, интерактивная доска, карточки- помощницы, памятка « Правила поведения на реке».

Ход урока:

1.Психологический настрой.

Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Здравствуйте, ребята!

Покажите мимикой, с каким настроением вы пришли на урок.

Почему у вас такое настроение? Подарите своё хорошее настроение нашим гостям.

Я очень рада тому, что у вас у всех хорошее настроение. Оно вам будет отличным

помощником на уроке. Я тоже буду вам помогать, чтобы настроение ваше оставалось

таким же до конца урока.

2.Настрой обучающихся на работу. Целеполагание.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок –изложение.

Кто мне напомнит, что мы будем делать на уроке? Слайд 1

(Изложение - это письменный пересказ своими словами)

А о чём будет изложение, вы узнаете, отгадав загадку:

И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы - фигурные... (коньки).

Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)

Ребята, как нужно вести себя на реке? Слайд 2 (картинка)

Все мы любим зиму за возможность поиграть в снежки и насладиться зимними видами спорта. Водоёмы покрываются льдом, и можно покататься на коньках или пойти на зимнюю рыбалку. Однако следует помнить о том, что лёд - очень опасная и хрупкая вещь. Прежде чем выходить на замёрзшую водную поверхность, необходимо вспомнить правила поведения на льду.

Толщина льда, на который без опаски может ступить один человек, должна быть не менее 7 см. Передвигаясь в группе, нужно идти на расстоянии 5-6 м друг от друга, по следам идущего впереди человека. Не выходите на лёд, припорошённый снегом: в нём могут быть пробоины. Наиболее тонкий лёд - в местах сильного течения реки, а также там, где есть камыши и выходят стоки промышленных вод. Лёд возле берега, как правило, имеет небольшую толщину. Не выходите на первый лёд, чтобы покататься на коньках: в начале зимы он может быть очень непрочным.

Если вы провалились под лёд, немедленно избавьтесь от предметов, которые держали в руках. Раскиньте руки как можно шире, чтобы удержаться за кромку льда, не повредив её. Переместитесь к тому краю, где вас не унесёт подводным течением. Вылезайте на лёд ползком, не делая резких движений, прижимая грудь к ледяной поверхности. Выбравшись из воды, откатитесь к тому месту, откуда пришли, и дальше передвигайтесь ползком. Если вы не в силах перемещаться самостоятельно, раскиньте ноги и руки как можно шире и зовите на помощь.

А что делать, если вы стали очевидцем того, как человек провалился под лёд?

Если вы стали очевидцем того, как человек провалился под лёд, немедленно дайте ему знать, что идёте на помощь. Приближайтесь к пострадавшему ползком; если у вас есть такая возможность, подложите под себя доску или лыжи.

Протяните человеку любой предмет, с помощью которого можно вытащить его из воды - лыжную палку, шест, верёвку, длинный шарф. Вытаскивая пострадавшего из воды, не делайте резких движений. Если вы шли в составе группы, остальные участники должны вам помочь. Для этого тот, кто находится сзади вас, должен лечь на лёд и держать вас за ноги.

Нужно постараться вытащить человека из воды как можно быстрее, чтобы он не замёрз. После того как пострадавший выберется на поверхность, приложите все усилия к тому, чтобы в кратчайшее время доставить его домой или в любое другое тёплое помещение. Затем необходимо снять с пострадавшего мокрую одежду и, надев на него тёплое бельё и шерстяные носки, уложить в постель. Отпаивайте его тёплой жидкостью.

Сейчас вы узнаете, что случилось с мальчиками во время прогулки на речке.

3.Знакомство с текстом изложения : Слайд 3

На речке.

На крик прибежал дядя Коля. Он бросил мальчику длинную верёвку. Диас ухватился за неё и вылез из воды. Так мальчик был спасён. (55 слов) Слайд 4

4.Работа по тексту:

Какая стояла погода?

Где играли дети?

Чем они были заняты?

Что случилось с Диасом?

Кто спас Диаса?

Как был спасен мальчик?

5.Составление плана: Слайд 5

1.Занятия детей.

2. Диас провалился.

3. Спасение.

6.Орфографическая подготовка: Слайд 6

а) Подбери проверочные слова на безударную гласную в корне слова:

ст_ял- сто я д_нёк- де нь л_пили- ле пка

сн_говик- сне г выб_жал-бе г (из) в_ды- во ды

б) Раскрой скобки: Слайд 7

(у) речки (в) снежки (вы)бежал (за) неё

(на) лёд (из) воды (в) коньках (за)трещал

(про)валился (за)кричал (в)воду (на)крик

(при)бежал

в) Выпиши из текста имена собственные: Слайд 8

Диас Коля Тобол

г) Выпиши слово с разделительным ь:

маль чик конь ки

д) Выдели орфограмму -ЧК -:

солнеч_ный реч_ка девоч_ки

е) Вставь гласную в сочетания ча- ща:

затрещ_л закрич_л

ж) Подбери проверочные слова на звонкую- глухую согласную: Слайд 9

моро_ный- мороз ы сне_ки- снеж о к лё_ лед о к

верё_ку- верёв о чка выле_- лез е т

з) Вставь орфограмму –оро-, -оло- :

х_л_дную м_р_зный

и) Выбери –н-, -нн- : дли (н,нн) ую

снег : Слайд 10

снеж ки, снег овик

з) объясни значение слова:

ухватился- схватившись, взяться за что-нибудь, уцепиться.

7. Перескажи текст по плану по опорным вопросам: Слайд 11

1. Какой стоял денёк? Морозный солнечный

2. Что делали мальчики у реки? Играли в снежки

3. Что делали девочки? Лепили снеговика

4. Куда выбежал Диас на новых коньках? На лёд

5. Что сделал тонкий лёд? Затрещал

6. Что случилось с Диасом? Провалился, закричал

7. Кто прибежал на крик? Дядя Коля

8. Что он бросил мальчику? Верёвку

9. Как Диас вылез из воды? Ухватился

Физминутка:

игра на внимание: большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы - под­нимайте руки вверх, если с маленькой - приседайте: денек, лёд, город, Лисаковск, Коля, шестиклассник, река, Тобол, снежки, девочки, Диас, Зорька, веревка, мальчики.

8. Написание изложения по опорным вопросам.

9 .Подведение итогов урока.

Ребята, о чём этот текст?

Что произошло с ребятами на реке?

Почему это произошло?

Как нужно вести себя на реке?

А что делать, если вы провалились под лёд?

Что вы будете делать, если вы стали очевидцем того, как человек провалился под лёд?

Чему же учит нас этот текст?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Вывод : Действительно, нужно очень осторожно вести себя на реке, особенно, когда лёд только образовался. В это время по нему ходить нельзя!

Ребята, я хочу закончить наш урок стихотворением:

Однажды в холодную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, опускается медленно в прорубь
Какой-то детина... торчит только нос!
Сначала я принял его за моржа.
"Спасите!" – вдруг крикнул детина, дрожа.
Бедняга, наверное, шел на рыбалку
И вдруг угодил в полынью с головой...
И я протянул ему лыжную палку,
И вскоре он выбрался полуживой.
Ну что вам еще рассказать про детину?
В реке распугал он всех раков и рыб,
Зато воспаленье поймал и ангину,
Простуду и насморк, кашель и грипп.

Чтобы вы не забыли как вести себя на реке, я хочу подарить вам памятку « Правила поведения на реке». Слайд 12

Вы сегодня все очень хорошо поработали на уроке. Спасибо.

Приложение. На речке.

Стоял морозный солнечный денёк. У речки Тобол мальчики играли в снежки. Девочки лепили большого снеговика.

Диас выбежал на лёд в новых коньках. Тонкий лёд затрещал. Диас провалился в холодную воду и громко закричал.

На крик прибежал дядя Коля. Он бросил мальчику длинную верёвку. Диас ухватился за неё и вылез из воды. Так мальчик был спасён.

а) Подбери проверочные слова на безударную гласную в корне слова:

ст_ял-________________ д_нёк- ________________________

л_пили- _______________________

сн_говик-_____________ выб_жал-_______________________

(из) в_ды- _______________

б) Раскрой скобки:

(у) речки _________________ (в) снежки _________________

(вы)бежал _______________ (за) неё ____________________

(на) лёд __________________ (из) воды _________________

(в) коньках _________________ (за)трещал _________________

(про)валился _______________ (за)кричал __________________

(в)воду __________________ (на)крик ___________________ (при)бежал_________________

в) Выпиши из текста имена собственные:

г) Выпиши слово с разделительным ь:

________________________________________________________________

д) Выдели орфограмму -ЧК -:

солнеч_ный реч_ка девоч_ки

е) Вставь гласную в сочетания ча- ща:

затрещ_л закрич_л

ж) Подбери проверочные слова на звонкую- глухую согласную:

моро_ный- __________________ сне_ки- _____________________ лё_ ___________________________ верё_ку- _____________________

выле_-________________________

з) Вставь орфограмму –оро-, -оло- :

х_л_дную м_р_зный

и) Выбери –н-, -нн- : дли (н,нн) ую _________________________

к) Подбери однокоренные слова в тексте к слову снег :

______________________________________________________________________

На речке.

Стоял морозный __________________ денёк. У речки______________мальчики играли в снежки. Девочки лепили большого ___________________ .

Диас выбежал на лёд в новых __________________. Тонкий_______________ затрещал. Диас провалился в холодную ___________ и громко закричал.

На крик прибежал дядя ___________. Он бросил мальчику длинную _______________ . __________________ ухватился за неё и вылез из воды. Так _______________ был спасён.

Слова для справок: мальчик, лёд, Диас,верёвку, Тобол, коньках, Коля, снеговика, воду, солнечный,

Конспект урока по русскому языку.

2 класс

УМК «Гармония»

Тема: Изложение «Случай на реке».

Цель:

Образовательные:

Обучение связному последовательному изложению событий по серии

сюжетных картинок.

Упражнять в построении и оформлении на письме предложений.

Действовать по плану, осознанно выполняя инструкцию;

    Развивающие :

Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Развивать творческие способности учащихся.

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении;

    Воспитательные :

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, стремление совершенствовать свою речь.

Соблюдать правила культуры общения.

Задачи:

понимать тему и главную мысль текста;

строить предложения для решения речевой задачи;

Обогащать словарный запас детей выразительными средствами

русского языка (эпитетами, синонимами),

Развивать словесно-логическое мышление и произвольное внимание,

Развивать долговременную память,

Стимулировать положительные эмоции детей,

Деятельность учащихся: анализируют текст, выявляют недостатки, оценивают текст с точки зрения сформулированных требований к тексту, осознают назначение редактирования текста, понимают смысл слов «редактор», «редактировать», осваивают способы улучшения текста, исправляют «чужие» тексты, наблюдают за развитием мысли в тексте, выявляют роль первого и последнего предложения в тексте, осуществляют взаимо и самоконтроль.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Работа на уроке.

1. Разминка

а). Интонационная разминка.

- Прочитайте с выражением, учитывая знаки препинания и интонацию

АБВ? ГДЕ! Ё, Ж,З,И… КЛМН. О! ПРСТ? У!

б). Подбери синонимы.

Морозный ледяной, холодный

Смелый храбрый, отважный

Спешить торопиться

Страх испуг, ужас

в). Составьте из слов предложения. Давайте побудем редакторами.

пошли в лес на лыжах каникулы мы с друзьями В зимние

    Постановка задачи. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать изложение по серии сюжетных картинок.

Что такое изложение ? ( Письменный пересказ текста называют изложением, потому что в нём излагают мысли автора ).

    Работа по серии картинок.

Какое время года изображено на картинке?

Кого вы видите на картинке?

Что делают девочки?

Чем занимаются мальчики?

Куда выбежал один из мальчиков?

Давайте дадим имя мальчику.

Что случилось на речке?

Кто помог ему?

Y . Подготовительная работа с текстом.

1. Первичное знакомство с текстом изложения «Случай на реке».

Случай на реке.

Стоял морозный солнечный денёк. На речке девочки катались на коньках. Мальчики лепили снеговика.

Коля выбежал на тонкий лёд. Лёд затрещал. Коля провалился в воду и закричал.

На крик прибежал дядя Егор. Он бросил мальчику доску. Коля ухватился за неё и вылез из воды.

2. Вопросы к тексту.

1. Какой стоял денёк?

2. Что делали мальчики?

3. Что делали девочки?

4. Куда выбежал Коля?

5. Что произошло с тонким льдом?

6. Что случилось с Колей?

7. Кто прибежал на крик?

8. Что он бросил мальчику?

9. Как Коля вылез из воды?

3. Орфографическая подготовка.

а). Проверь по словарю

М о розный, дев о чки, к о ньках

б). Выпиши из текста имена собственные

К оля, дядя Е гор

в). Выпиши из текста слова с сочетанием ЧК, ЧН

солне чн ый, ре чк а, дево чк и

г). Раскрой скобки

(На) речке – на речке

(на) коньках – на коньках

(в) воду – в воду

(при)бежал – прибежал

г). Прочитайте трудные слова по слогам. Обратите на них внимание, когда будете писать изложение.

с о лне чн ый, сн е г о в и ка, выб е жал, ухв а тился, за неё

YI . Физкультминутка.

4. Составление плана.

План

    Какой стоял денёк?

морозный, солнечный

    Где играли дети?

на речке

    Чем они были заняты?

катались на коньках, лепили снеговика

4. Что случилось с Колей?

выбежал на тонкий лёд, затрещал, провалился в воду и закричал

    Кто спас Колю?

прибежал, бросил доску, ухватился за неё

    Самостоятельная работа.

а). Запись текста в тетради.

Письменно перескажите текст. Помните, что вы можете писать не только авторскими, но и своими словами.

б). Проверка.

YI . Подведение итогов.

YII . Рефлексия.

Р/Р Обучающее изложение «На речке»

Цель: продолжить работу с текстом, научить письменно пересказывать текст.

Оформление: на доске записаны слова: раскаленный, черный, девчонка, так как, впервые, сбоку.

Ход урока

Первичное восприятие текста.

Мы с моей дочерью Светланой выбрались к реке. Мы счистили всю грязь и тину, которые облепили нас со всех сторон. Мы выполоскали одежду и искупались пока она сохла на раскаленном песке.

И все рыбы с ужасом умчались прочь в свою глубокую глубину, когда мы с хохотом взбивали сверкающие пенистые водопады.

И черный усатый рак, которого я вытащил из его подводной страны, ворочал своими круглыми глазами, бился и прыгал, так как впервые увидел такое яркое солнце и такую рыжую девчонку. Он злобно схватил Светлану за палец. С криком отбросила его Светлана в самую середину гусиного стада. Шарахнулись в сторону глупые толстые гусята.

Но подошел сбоку старый серый гусь. Много он видал и пострашней на свете. Скосил он голову, посмотрел одним глазом, клюнул - и нет рака.

По А. Гайдару

Работа над текстом. Предварительные упражнения

Сделать разбор по составу слов: счистить, облепили, выполоскали, искупались, раскаленный, сверкающий, пенистый, водопад, подводный.

Составить словосочетания с этими словами.

Объяснить значение слова «шарахнулись». Составить с ним предложение.

Объяснить написание слов: впервые, сбоку, пострашней.

Чтение текста.

Слово учителя.

Ребята, кто знает, из какого произведения Аркадия Гайдара взят этот отрывок? Он взят из рассказа «Голубая чашка», в котором описан один прекрасный летний день. В этот день отец со своей маленькой дочерью Светланой путешествует по лесам и полям, они любуются природой, встречаются и разговаривают с разными людьми. Рассказ написан очень поэтично, лирично, но в то же время с юмором. Какие еще произведения Гайдара вы знаете?

Каким настроением пронизан этот отрывок?

Почему он так называется?

Что описано в отрывке?

Как описаны обитатели реки?

Какие чувства и мысли вызвал у вас отрывок, какие картины вы представили себе, слушая его?

Как можно по-другому назвать этот отрывок?

Какие синонимы можно подобрать к словам: впервые, шарахнулись, с ужасом умчались.

6. Повторное чтение отрывка.

7. Написание изложения.

Урок русского языка, 4 класс

Тема: Изложение

Цель: Формирование умения работать со словом, предложением, текстом.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Повторение проверяемых и непроверяемых написаний в корне слов;
  • Формирование умения слушать и анализировать текст, делить текст на части;
  • Формирование умения составлять предложения из слов и текст из предложений (деформированный текст); дифференцировать понятия: слово, предложение, текст;
  • Формирование умения составлять план текста;
  • Формирование навыка устного и письменного пересказа текста.

2. Развивающие:

  • Развивать речь, память, внимание;
  • Развивать умение связанно выражать свои мысли, анализировать и корректировать текст;
  • Развивать логическое и образное мышление.

3. Воспитательные:

  • Воспитание аккуратного и осторожного поведения на воде; формирование чувства разумной осторожности;
  • Воспитание любви к родному языку, трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности.

Оборудование:

  • Тексты
  • Тетрадь;
  • Черновик

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться письменно пересказывать текст. Каким научным словом назван письменный пересказ? (изложение)

Но сначала нам необходимо подготовиться к изложению, чтобы написать его как можно лучше.

2. Словарная работа.

Тема урока: Обучающее изложение. Словарь.

  • Вам предлагаются различные слова с пропущенными буквами:
  • Мороз, радостный, зима, снежки, ребята, ледок, деревня, помощь, речка, солнце, мальчик, гора, пополз, впереди. )

Запишите эти слова в тетради, вставив пропущенные буквы. Давайте проверим.(Учитель читает слово, спрашивает, какую вставили букву, дети называют, учитель переворачивает карточку).

  • А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова? (Выслушиваются разные варианты. Нужно прийти к двум группам: проверяемые и непроверяемые)
  • А теперь вопрос посложнее. Предположите, на какую тему может быть текст с этими словами? (Дети предполагают: зима, зимние игры детей…)
  • А сейчас я познакомлю вас с этим текстом. Слушайте внимательно.

3. Первичное восприятие текста.

Учитель читает текст «Река стала»:

Река стала

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда мальчики бросали камни, ветки. Лед показался им крепким.

Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лед был скользкий, и один мальчик упал. На него упал второй, третий. Лед не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лед, кричали, но вскоре совсем выбились из сил.

На крик пришла помощь. Мужчина пополз по льду, толкая впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

У: Ребята, о чём этот текст?

Что произошло с ребятами на реке? Почему это произошло? Кто пришёл ребятам на помощь? Чему же учит нас этот текст?

У: Действительно, нужно очень осторожно вести себя на реке, особенно, когда лёд только образовался. В это время по нему ходить нельзя!

4. Словарная работа.

У: А сейчас я ещё раз прочитаю вам текст, а вы посмотрите на записанные вами слова и подчеркните зелёной ручкой те из них, которые встретились в этом тексте.

Учитель читает текст второй раз, а дети работают зелёной ручкой. Они подчёркивают следующие слова: мороз , радостный , зима, снежки, ребята , ледок, деревня , помощь , речка , солнце, мальчик , гора, пополз, впереди .

Проверяем, какие слова вы подчеркнули. Учитель подчёркивает на доске.

5. Работа с деформированными предложениями.

У: Вы сейчас подчеркнули слова . А чем отдельные слова отличаются от предложений ? (В предложении выражена законченная мысль, в нём понятен смысл).

Давайте попробуем восстановить предложения текста из отдельных слов.

  1. подняли, крик, ребята, радостный
  2. им, показался, крепким, лёд
  3. по, трое, стали, самой, речки, ребят, бегать, середине
  4. в, дети, воде, очутились
  5. край, ухватились, ребята, за, доски

А некоторым ребятам предлагается индивидуальное задание. Они должны будут составить предложения, составленные из слов, на листочках.

Предлагаются карточки с такими наборами слов:

  1. утро, чудесное, было
  2. сковал, мороз, реку
  3. побежали, к, со, мальчишки, речке, деревни, всей
  4. бросали, для, камни, льда, проверки, мальчики, ветки
  5. был, лёд, и, мальчик, скользкий, один, упал
  6. упал, второй, на, третий, него
  7. не, лёд, тяжести, выдержал
  8. из, они, за, лёд, цеплялись, тонкий, кричали, но, совсем, сил, выбились, вскоре
  9. помощь, на, пришла, крик
  10. толкая, мужчина, доску, пополз, длинную, по, себя, льду, впереди
  11. спасение, было, это

Дети, не получившие задания на карточках, работают вместе с учителем на доске, в тетради ничего не пишут.

У: Молодцы, ребята, мы получили предложения. В каждом из них выражена законченная мысль. Но получили мы текст? (Нет) Как должны располагаться предложения в тексте? (По порядку, по ходу событий)

6. Работа с деформированным текстом.(ребятам раздаются тексты)

Давайте попробуем получить текст из наших предложений. Будьте внимательны. Проверять по тексту будет (ученик). (Один ребёнок получает карточку с текстом «Река стала», выходит к доске).

У: Читаем предложения в том порядке, как они располагались в тексте. У кого первое предложение? Второе? Третье? И т. д.

7. Работа с текстом изложения и планом.

У: Итак, у нас получился текст. Давайте прочитаем его ещё раз про себя .

У: На сколько частей разделён этот текст? (3) Попробуйте подобрать подходящий к этому тексту план из представленных на доске.

На доску вывешиваются три варианта плана на отдельных листах:

І. 1. Весеннее утро

2. Забавы на реке

3. Возвращение домой

ІІ. 1. Чудесное утро

2. Происшествие на реке

3. Спасение

ІІІ. 1. Происшествие на реке

2. Дети в воде

3. Дети на доске

Дети выбирают план №2, доказывают, опираясь на текст.

Учитель снимает два лишних плана, оставив верный план сверху доски.

У: А теперь попробуем пересказать текст с опорой на план. (Три ученика, по каждому пункту пересказывают части текста).

8. Написание изложение с творческим заданием.

У: А теперь уберите тексты и попробуйте написать изложение текста с опорой на план. По желанию можете придумать и записать продолжение текста - мораль.

(Дети пишут изложение, учитель напоминает, что необходимо сначала написать название ).

9. Проверка написанного изложения. Оценка.

А теперь послушаем рассказы, которые у вас получились. (Читают два ученика).

У: Раскрыта ли основная мысль - идея?

Соблюдены ли все части, не ли пропусков событий?

Связанный ли получился текст?

* Соответствует ли продолжение, придуманное к тексту, его теме и идее?

10. Итог урока. Домашнее задание.

Итак, мы с вами поработали сегодня над письменным пересказом текста - изложением. Кроме того, мы выявили отличия между словом, предложением и текстом.