Тестирование общая биология теория эволюции. Тест по биологии: "Основы учения об эволюции

1 Вариант

1.Эволюцией называется:

а) индивидуальное развитие организма

б)изменение особей

в) историческое необратимое развитие органического мира

2.Половой отбор - это:

а) естественный отбор, происходящий между особями одного пола в период размножения

б)естественный отбор, обусловленный конкуренцией особей разного пола за пищц

в)форма искусственного отбора, направленная на уничтожение особей мужского пола

(например, у кур, у гусей)

Г) а + Б д) а + б + в

3. Дрейф генов - это:

а) случайное изменение концентрации аллелей а популяции

б) перемещение особей из одной популяции в другую

в) свободное скрещивание между особями а популяции

г) один из результатов естественного отбора

4. Происходит ли эволюция хищных животных, которые живут в настоящее время:

а) происходит эволюция всех видов

б)происходит только эволюция видов, ведущих древесный образ жизни

в) происходит только эволюция видов мелких животных

г) ни один из них ныне живущих видов хищников не эволюционирует

5.Вид, который находиться в состоянии биологического прогресса, характеризуется:

а) повышением уровня организации

б) снижением уровня организации

в) расширением ареала, увеличением численности, распадением вида на подвиды

г) снижением численности и сокращением ареала

6. Среди перечисленных ниже органов можно отнести к рудиментарным:

а)глаза у крота и слепыша б)аппендикс у человека в)волосяной покров тела человека

г)хвост у некоторых людей д) трёхпалость у современной лошади е) а + б ж)а + б +в

з) а + б + в + г и) а + б + в + г + д

7.К атавизмам можно отнести:

а) появление махровости цветка у некоторых растений

б) появление хвоста и сплошного волосяного покрова у человека

в) развитие в онтогенезе хвоста обезьян

8.Ученные пришли к выводу, что тёмноокрашенные бабочки встречаются в загрязненных районах чаще, чем бабочки со светлой окраской, потому что:

а) в промышленных районах тёмноокрашенные бабочки откладывают больше яиц, чем светлоокрашенные

б)темноокрашенные бабочки более устойчивы к загрязнению

г) в загрязнённых районах темноокрашенные бабочки менее заметны для хищников и подвергают меньшему истреблению

9.Рудименты - это:

а)органы, утратившие в процессе эволюции свое значение и оставшиеся в виде недоразвитых образований в организме

б)органы, которые только появляются в организмах как результат эволюции видов

в) органы, которые появляются у отдельных особей некоторых видов как результат мутации генов

10.Значение популяционных волн в эволюции заключается в том, что они:

а) способствуют увеличению численности популяций

б) снижают численность популяций

в) способствуют повышению генетического разнообразия в популяциях

г) снижают генетическое разнообразие в популяциях.

2 Вариант

1.Первое эволюционное учение создал:

а) К.Линней б)Ж.Б.Ламар в)Ж.Л.Бюффон г)Ж.Э.Сент-Илер д)Ж.Кювье

2.Основными результатами эволюции по Ч.Дарвину являются:

а)Совершенствование приспособленности организмов к условиям обитания

б) многообразие видов

в)одновременное существование форм, различающихся по уровню организации

г) а + б д) а + б + в

3.Движущийся отбор направлен на:

а) расширение границ наследственной изменчивости и сдвиг среднего значения признака или свойства

б) поддержание в популяциях среднего, ранее сложившегося значения признаков

в) сужение нормы реакции

4.При применении химических мер борьбы с вредными насекомыми приходится от времени менять яды, потому что:

а) увеличивается количество насекомых б)возникают расы насекомых невосприимчивых к яду

в)насекомые вырабатывают вещества, которые нейтрализуют яды

5.Какие из перечисленных ниже видов организмов находятся в состоянии биологического регресса:

а)элодея канадская б)колорадский жук в)уссурийский тигр г) крыса серая

6.Гомологичными называются:

а) органы разных видов, которые имеют сходное строение, одинаковое положение в организме и общее происхождение

б)органы, которые имеют сходное строение и выполняют одинаковые функции

в) органы, которые имеют непохожее строение, но выполняют одинаковые функции

7.Позвоночные животные обнаруживают наибольшее сходство между собой на следующих этапах:

а)на ранних этапах развития зародышей б)на поздних этапах развития зародышей

в)в постэмбриональный период

г) на этапе взрослых форм, когда организмы приступают к размножению

8.Приспособительный характер эволюции заключается в том, что:

а)организмы приспосабливаются под влиянием внешних условий

б)организмы побеждают в борьбе за существование

в) организмы подвергаются естественному отбору

г)организмы изменяются вслед за изменением условий среды

9.Ароморфоз представляет собой путь эволюционных преобразований большой группы видов организмов, при котором:

а)в группе развиваются принципиально новые признаки, позволяющие ей перейти в новую адаптивную зону

б)в группе появляются частные приспособительные признаки к определенным условиям среды

в)в группе наблюдается снижение уровня организации и упрощение в строении особей

г) а + б д) а + в е) а + б + в

10.Учёные пришли к выводу,что тёмноокрашенные бабочки встречаются в загрязненных районах чаще, чем бабочки со светлой окраской, потому что:

а)в промышленных районах тёмноокрашенные бабочки откладывают больше яиц, чем светлоокрашенные

б) тёмноокрашенные бабочки более устойчивы к загрязнению

в) вследствие загрязнения некоторые бабочки становятся темнее других

г)в загрязненных районах тёмноокрашенные бабочки менее заметны для хищников и подвергаются

меньшему истреблению

3 Вариант

1)Главной движущей силой эволюции является:

А) изменчивость б) наследственность в) борьба за существование г) естественный отбор

2)Элементарной единицей эволюции с позиции синтетической теории эволюции

1) вид 2) подвиг 3) популяции г)отдельные особи д) группа видов

3)Приспособительный характер эволюции заключается в том,что:

А) организмы приспосабливаются под влиянием внешних условий

Б) организмы побеждают в борьбе за существование

В)организмы подвергаются естественному отбору

Г) организмы изменяются вслед за изменением условий сред

4)Учёные пришли к выводу, что тёмноокрашенные бабочки встречаются в загрязнённых районах чаще, чем бабочки со светлой окраски, потому что

А) в промышленных районах тёмноокрашенные бабочки откладывается больше яиц, чем светлоокрашенные

Б)Тёмноокрашенные бабочки более устойчивые к загрязнению

В) вследствие загрязнения некоторые бабочки становятся темнее других

Г) в загрязнённых районах темноокрашенные бабочки менее заметны для хищников и подвергаются меньшему потреблению

5) Ароморфозом является из перечисленных ниже эволюционных событий:

А) Возникновение класса птиц;

Б) Появление большого количества семейств отряда хищных млекопитающих;

6) К гомологическим организмам относятся:

А) Пласты кита, лапы крота, крылья птиц;

Б) Крылья бабочки, крылья птиц и летучих мышей;

В) Колючки кактуса, шипы розы;

Г) Жабры рака и окуня;

7) Доказательства происхождения человека от животных является:

А) Сходство строения человека и животных;

Б) Сходство зародыша человека и животного;

В) Наличие рудиментарных органов;

Г) Атавизмы;

Д) Клеточное строение;

Е) А+Б

Ж) Сходный химический состав;

З) А+Б+В;

И) А+Б+В+Г+Д+Е;

8) Эволюцией называется:

А) Индивидуальное развитие организмов;

Б) Изменение особей;

В) Историческое необратимое развитие органического мира;

Г) Изменение развития жизни растений и животных;

9) Вид, который находится в состоянии биологического процесса, характеризуется:

А) Повышение уровня организации;

Б) Снижение уровня организмов;

В) Расширение ареала, увеличение численности;

Г) Снижение численности и сокращение ареала;

10) Атавизмом можно отнести:

А) Появление махровости цветка у некоторых растений;

Б) Появление хвоста и сплошного волосяного покрова у человека;

В) Развитие в онтогенезе хвоста у обезьян;

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

ТЕСТ ПО ТЕМЕ « УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ».

I. Выберите один правильный ответ

  1. Основой современной теории эволюции является учение

а) К. Линнея б) Ж.-Б. Ламарка в) Ч. Дарвина

  1. К движущим силам эволюции НЕ относится

а) естественный отбор б) адаптация организмов в) борьба за существование

  1. Результатом естественного отбора НЕ является

а) многообразие видов б) адаптация организмов к среде в) изоляция

  1. Элементарной единицей эволюции является

а) вид б) популяция в) отдельный организм

  1. Единственным направляющим фактором эволюции является

а) естественный отбор б) наследственная изменчивость в) борьба за существование

  1. Сходство организмов по внешнему и внутреннему строению определяет критерий
  1. Главным критерием вида является

а) морфологический б) географический в) генетический

  1. Микроэволюция приводит к образованию новых
  1. Одним из результатов макроэволюции является образование новых

а) особей б) классов в) видов

  1. Появление в процессе эволюции четырехкамерного сердца является

а) ароморфозом б) идиоадаптацией в) дегенерацией

  1. Установите соответствие между понятиями и явлениями

1. Покровительственная окраска А. Ароморфоз

гусеницы капустной белянки Б. Идиоадаптация

2. Преобразование передних конечностей В. Дегенерация

В крылья у птиц

3. Отсутствие кишечника у

свиного цепня

4. Появление цветка у растений

в процессе эволюции

5. Яркая, привлекающая насекомых

окраска цветка шиповника

III. Составьте сравнительную таблицу

  1. Назовите понятия:

1. Все многообразные отношения организмов друг с другом и с окружающей средой - …

2. Процесс выживания наиболее приспособленных особей - …

3. Территория распространения данного вида - …

4.Видообразование, связанное с пространственно-территориальной изоляцией -...

5. Изменчивость, связанная с изменениями генотипа, - …

6.Эволюционные процессы, происходящие в надвидовых систематических группах, -...

7. Неповторимость исторического процесса развития жизни отражает … характер

эволюции.

Тест по теме «Учение об эволюции органического мира»
1 В А Р И А Н Т

ЗАДАНИЕ № 1

УРОВЕНЬ «А» . При выполнении заданий этого уровня выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

1. Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками?

А) географическому

Б) экологическому

В) морфологическому

Г) генетическому

2. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

А) борьбу с неблагоприятными условиями

Б) внутривидовую

В) межвидовую

Г) все перечисленные формы в равной степени

3. Естественный отбор действует на уровне:

А) отдельного организма

Б) популяции

В) вида

Г) биоценоза

4. Какие ароморфозы позволили пресмыкающимся полностью освоить наземно-воздушную среду

А) роговой покров, развитые легкие

Б) пятипалая конечность, живорождение

В) покровительственная окраска, способность к регенерации

Г) четырехкамерное сердце, теплокровность

5. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

А) определенная

Б) модификационная

В) групповая

Г) мутационная

6. Главный фактор, объединяющий особей одного вида в отдельную популяцию:

А) свободное скрещивание особей друг с другом

Б) сходство внешнего и внутреннего строения особей друг с другом

В) одинаковый хромосомный набор особей: форма и число хромосом

Г) общая территория (ареал), занятая особями в природе

7. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем:

А) ароморфоза

Б) идиоадаптации

В) общей дегенерации

Г) направленной эволюции

8. Пример действия стабилизирующей формы естественного отбора:

А) существование реликтовой кистеперой рыбы латимерии

Б) появление темноокрашенной формы в популяции бабочки березовой пяденицы

В) появление раннецветущей и позднецветущей рас погремка большого на скашиваемых лугах

Г) появление длиннокрылых и бескрылых насекомых на океанических островах, продуваемых ветрами

9. Движущая форма отбора обычно приводит:

А) к уничтожению особей с отклонениями от прежней нормы реакции

Б) сужению прежней формы реакции

В) расширению прежней нормы реакции

Г) сдвигу прежней нормы реакции

10. Микроэволюция приводит к образованию новых:

А) семейных групп

Б) подвидов и видов

В) родов

Г) отрядов и семейств

11. Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

А) биологическом прогрессе

Б) развитии по пути дегенерации

В) биологическом регрессе

Г) развитии по пути ароморфоза

12. Борьба с неблагоприятными условиями среды в результате эволюции:

А) снижает сопротивляемость организмов

Б) ведет к выживанию наиболее жизнеспособных особей

В) ведет к вымиранию вида

Г) способствует совершенствованию свойств вида

13. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

А) создает новые виды

Б) популяции

В) вида

Г) биоценоза

14. Изоляция – это фактор эволюции, который:

А) не влияет на скорость видообразования

Б) замедляет процесс формирования приспособленности

В) не препятствует смешиванию популяции внутри вида

Г) ускоряет эволюционный процесс

15. Результатом действия естественного отбора не является:

А) приспособленность организмов к среде обитания

Б) многообразие органического мира

В) борьба за существование

Г) совершенствование организации живых существ

ЗАДАНИЕ № 2

УРОВЕНЬ «В». Выберите несколько ответов из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

В 1. Приспособления к жизни в воде, сформировавшиеся в процессе эволюции у китов:

А) превращение передних конечностей в ласты

Б) дыхание кислородом, растворенным в воде

В) дыхание кислородом воздуха

Г) обтекаемая форма тела

Д) развитый толстый подкожный слой жира

Е) постоянная температура тела

В2. Установите соответствие между направлениями эволюции систематических групп и характеризующими их признаками:

ХАРАКТЕРИСТИКИ: НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ:

1) многообразие видов А) биологический прогресс

2) ограниченный ареал Б) биологический регресс

3) небольшое число видов

4) широкие экологические адаптации

5) широкий ареал

6) уменьшение числа популяций

2 В А Р И А Н Т

ЗАДАНИЕ № 1

УРОВЕНЬ «А». При выполнении заданий этого уровня выберите один правильный ответ из четырех

1. Укажите пример идиоадаптаций:

А) возникновение семени у голосеменных

Б) возникновение плода у цветковых

В) возникновение у цветковых нектарников, привлекающих насекомых

Г) появление фотосинтеза у растений

2. Гомологичные органы у разных организмов образовались в результате

А) конвергенции

Б) идиоадаптации

В) дивергенции

Г) ароморфоза

3. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате:

А) распадения или расширения исходного ареала

Б) искусственного отбора

В) изоляции популяций внутри старого ареала

Г) дрейфа генов

4. Каковы последствия движущего отбора?

А) сохранение старых видов

Б) поддержание нормы реакции

В) появление новых видов

Г) устранение особей с новыми мутациями

5. Образование новых видов в природе происходит в результате:

А) методического отбора

Б) искусственного отбора

В) деятельности человека

Г) взаимодействия движущих сил эволюции

6. Укажите неверное утверждение: «В процессе эволюции борьба с неблагоприятными условиями приводит. . .»

А) повышению сопротивляемости организмов

В) вымиранию вида

Б) выживанию наиболее жизнеспособных особей

Г) совершенствованию вида

7. Фактор эволюции, основу которого составляет возникновение преград к свободному скрещиванию особей, называют:

А) модификацией

Б) естественным отбором

В) изоляцией

Г) популяционными волнами

8. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?

А) сохранение старых видов

Б) сохранение нормы реакции

В) появление новых видов

Г) сохранение особей с неизменными признаками

9. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у особей к среде обитания, направляющий характер имеет:

А) естественный отбор

Б) искусственный отбор

В) изоляция

Г) борьба за существование

10. Примером ароморфоза является:

А) уплощение тела у донных рыб

Б) покровительственная окраска

Г) возникновение полового процесса

11. К идиоадаптациям следует отнести:

А) многоклеточность

Б) четырехкамерное сердце млекопитающих

В) игольчатые листья растений пустынь

Г) все перечисленные эволюционные изменения

12. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:

А) размножение организмов

Б) образование новых видов в природе

В) мутационный процесс

Г) изоляция популяций

13. Естественный отбор считают направляющим фактором эволюции, так как в его результате сохраняются особи:

А) с нейтральными изменениями

Б) разнообразными изменениями

В) мелкими наследственными изменениями

Г) изменениями, соответствующими среде обитания

14. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

А) наследственной изменчивости

Б) борьбы за существование

В) вымирания

Г) видообразования

15. Борьба за существование играет большую роль в эволюции:

А) сохраняет особей преимущественно с полезными признаками

Б) сохраняет особей с любыми наследственными изменениями

В) поставляет материал для отбора

Г) обостряет взаимоотношения между особями

ЗАДАНИЕ № 2

УРОВЕНЬ «В»

В 1. Выберите несколько ответов из шести и запишите их в алфавитном порядке.

Результатом эволюции является:

А) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

Б) появление новых засухоустойчивых сортов растений

В) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

Г) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях

Д) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания

Е) получение высокопродуктивных бройлерных кур

В 2.Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом:

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИД ОТБОРА

1) действует в природе постоянно А) естественный

2) сохраняет особей с признаками, Б) искусственный

интересующими человека

3) сохраняет особей с полезными для них признаками

4) обеспечивает формирование приспособленности

5) приводит к возникновению новых видов

6) способствует созданию новых пород животных

КЛЮЧ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ»

1 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЕ № 1.

УРОВЕНЬ «А» ОТВЕТ: 1Б, 2Б, 3Б, 4А, 5Г, 6Г, 7А, 8А, 9Г, 10Б, 11А, 12Г, 13Б, 14Г, 15В

ЗАДАНИЕ № 2.

УРОВЕНЬ «В».

В1 – А, Г, Д

В2 - 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5А, 6Б

ЗАДАНИЕ № 3.

УРОВЕНЬ «С».

С 1. Элементы ответа:

1) дало возможность использовать в пищу разные корма;

2) способствовало ослаблению конкуренции;

3) в связи с дивергенцией признаков и изоляцией популяций произошло образование новых видов.

ВАРИАНТ № 2

ЗАДАНИЕ №1.

УРОВЕНЬ «А» ОТВЕТ: 1В, 2Б, 3А, 4В, 5Г, 6В, 7В, 8А, 9А, 10Г, 11В, 12Б, 13Г, 14Б, 15Г

ЗАДАНИЕ № 2.

УРОВЕНЬ «В»

В 1 – А. Г, Д

В 2 - А1, Б2, В1, Г1, Д1, Е1

ЗАДАНИЕ № 3

УРОВЕНЬ «С»

С 1. Элементы ответа:

1) тип окраски – покровительственная – слияние с фоном морского дня;

2) способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи;

3) приспособленность нарушается при движении рыбы, она становится доступной для врагов. В этом состоит относительный характер приспособления.

К Р И Т Е Р И И О Ц Е Н К И

За каждое правильно выполненное задание уровня «А» дается по одному баллу. Максимальное количество баллов, которое можно получить – пятнадцать.

За правильно выполненное задание В1 можно получить три балла, т.е. за каждый ответ по одному баллу. За выполнение задания В2 максимально можно получить также три балла, т.е. за шесть ответов по 0,5 балла. Всего правильное выполнение заданий части «В» дает шесть баллов.

За выполнение задания № 3 (уровень «С») можно получить три балла, если ответ правильный и полный, включает все элементы ответа, не содержит биологических ошибок.

«5» - 24 – 21 балл

«4» - 20 – 16 баллов

«3» - 15 – 10 баллов

«2» - 9 баллов и меньше

Тест «Эволюционная теория Ч. Дарвина» 1 вариант

1. Процесс исторического развития живой природы от появления жизни на Земле до наших дней:

А) естественный отбор

Б) эволюция

В) борьба за существование

А) Ж.Б. Ламарк В) К.Линней

Б) Ч.Дарвин Г) А.Л.Уоллес

3. Естественный отбор – это:

А) процесс образования новых видов в природе

Б) совокупность отношений между организмами и неживой природой

В) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями

Г) процесс сокращения численности популяции

4. Борьба за существование, естественный отбор, наследственная изменчивость проявляются в популяции. Поэтому согласно синтетической теории эволюции популяцию считают:

А) единицей экосистемы В) единицей эволюции

Б) компонентом биосферы Г) структурной единицей вида

5. Все приспособления имеют относительный характер, так как:

А) действуют в любых условиях

Б) разобщают (изолируют) особей

В) служат барьером для свободного скрещивания

Г) действуют в определённых условиях, к которым адаптирован организм

6. Разнообразные формы взаимоотношений организмов между собой и неживой природой:

Б) наследственная изменчивость Г) комбинативная изменчивость

7. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов для жизни приводит к:

А) мутационной изменчивости В) обострению борьбы за существование

Б) изоляции популяции Г) пищевой специализации

8. Признаки, формирующиеся у особей в процессе естественного отбора, полезны:

А) биогеоценозу В) виду

Б) биосфере Г) человеку

9. Выберите три верных ответа и запишите соответствующую последовательность цифр. В отличие от искусственного отбора естественный отбор:

А) сохраняет и отбирает только признаки, важные для выживания организма

Б) приводит к появлению новых форм только через исторически длительные промежутки времени

В) не может приводить к изменению нормы реакции

Г) базируется на модификационной изменчивости

Д) не связан с межвидовой и внутривидовой борьбой

Е) приводит к появлению новых видов

Тест «Эволюционная теория Ч. Дарвина» 2 вариант

1. Эволюция – это:

А) процесс индивидуального развития организмов

Б) многообразие современных растений и животных

В) процесс исторического развития органического мира

Г) многообразие ископаемых растений и животных

А) Ж.Б.Ламарк В) К.Линней

Б) Ч.Дарвин Г) А.Л.Уоллес

3. Движущие силы эволюции, по Ч.Дарвину:

А) естественный отбор В) борьба за существование

Б) наследственная изменчивость Г) всё перечисленное

4. Полезные признаки у организмов сохраняются под воздействием:

А) естественного отбора В) наследственной изменчивости

Б) мутационной изменчивости Г) межвидовой борьбы

5. Процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями:

А) наследственная изменчивость В) модификационная изменчивость

Б) естественный отбор Г) комбинативная изменчивость

6. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у особей к среде обитания, направляющий характер имеет:

А) борьба за существование В) естественный отбор

Б) искусственный отбор Г) изоляция

7. Причины борьбы за существование:

А) отсутствие приспособлений к среде обитания

Б) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение

В) неблагоприятные факторы неживой природы

Г) изменчивость особей в популяции

8. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:

А) изоляция популяций В) мутационный процесс

Б) образование новых видов Г) увеличение численностей особей вида

9. Выберите три верных ответа и запишите соответствующую последовательность цифр. Результаты эволюции:

А) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания

Б) появление новых морозоустойчивых сортов плодовых растений

В) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

Г) выведение новых высокоурожайных сортов пшеницы

Д) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

Е) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях