Траектория развития предприятия. Изоклиналь как графическое отображение развития производственных мощностей

Ты уже знаешь, что задача Университета Талантов – помочь каждому талантливому школьнику раскрыть и реализовать свой талант, а потом и построить успешную карьеру в компании или собственном бизнесе – т.е. построить каждому его траекторию развития и поддержать ее реализацию.

Построить свою индивидуальную траекторию развития – процесс увлекательный, но непростой. Как и у любого предмета, здесь есть основы, которые обязательно нужно знать: понимание своей цели и ее правильная постановка, оценка своих сильных сторон и зон роста, определение эффективного набора действий и умение анализировать полученные результаты.

«Чтобы начать создавать жизнь своей мечты … нужны практические методики решения проблем, умение планировать, соответствующие навыки, а также доступ к необходимым материалам, информации и контактам» - так пишет самый известный спикер по достижению своих желаний и целей Барабара Шер.

Поэтому Университет Талантов создал программу, которая состоит из трех модулей. Каждый модуль – отработка навыка, который нужен для успешного профессионального роста:

  • «Цель и мотивация» . Отвечаем на вопросы: «Как найти и поставить цель?», «А если она уже есть, где взять мотивацию на движение к ней?». Разбираем теорию от мировых экспертов, практикуемся на реальных кейсах и применяем полученные навыки к своей жизни.
  • . Разбираемся с тем, как планировать свои действия, чтобы успеть все. Учимся задавать критерии желаемых результатов и оценивать соответствие планов и цели.
  • «Рефлексия и возможности для развития» . Проведем анализ своих целей, совершенных действий и полученных результатов. Будем учиться строить новые алгоритмы для достижения цели. Также сыграем в деловую игру, где соберем свою траекторию успеха из существующих возможностей Татарстана.

По итогам модуля каждый получает домашнее задание, которое нужно будет выполнять в течении месяца. В личных кабинетах на портале Университета Талантов будут созданы специальные группы, где ты вместе с другими студентами, сможешь делиться своими успехами при выполнении заданий. Также любые вопросы в работе над своими целями и планами ты можешь обсудить со своим наставникам.

Каждый модуль проходит один раз в месяц в течении выходных. Общая продолжительность модуля – 2 дня (суббота и воскресенье).

Трансфер (автобусы до места проведения и обратно), проживание и питание предоставляет Университет Талантов.

Регистрация на участие для студентов Университета Талантов в личном кабинете. Для тех, кто еще не является студентом, по форме ниже.

Даты ближайших модулей:

1. Модуль №1 «Цель и целеполагание» (70 мест):

  • Дата: 10-11 ноября 2018 г.
  • Место проведения: г. Казань

2. Модуль №2 «Планирование и оценка результатов» (70 мест):

  • Дата: 17-18 ноября 2018 г.
  • Место проведения: г. Казань

3. Модуль №2 «Планирование и оценка результатов» (30 мест):

  • Дата: 24-25 ноября 2018 г.
  • Место проведения: г. Альметьевск

4. Модуль №2 «Планирование и оценка результатов» (30 мест) :

  • Дата: 24-25 ноября 2018 г.
  • Место проведения: г. Набережные Челны

По вопросам:

  • обращаться по номеру 8 917 902 67 49 - Диана Валиуллина, тренер проекта
  • писать на почту: - Аделя Ахметова, руководитель проекта.

П.С. не забывайте представляться и указывать город, когда пишите или звоните.

Характеристика предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

В долгосрочном периоде, когда фирмы могут изменять все факторы производства, действует принцип “экономии на масштабе”. Если при данной технологии увеличение выпуска осуществляется за счет пропорционального увеличения всех используемых ресурсов, то происходит изменение масштабов производства. Первоначальная функция имеет вид: Q1 = ƒ (K, L).

После увеличения ресурсов в N раз, функция приобретает зависимость

Q2 = ƒ (NK, NL), при этом рост объемов производства следующий:

· если с ростом факторов производства в N раз выпуск также возрос в N раз, т.е. Q2 = NQ1, то имеет место постоянная отдача от масштаба;

· если выпуск увеличивавется менее, чем в N раз, т.е. Q2 < NQ1, то это случай убывающей отдачи от масштаба;

· если выпуск увеличился более, чем в N раз Q2 > NQ1, то имеет место возрастающая отдача от масштаба.

В краткосрочном периоде труд - фактор переменный, а капитал – постоянный, поэтому линия роста (линия развития фирмы и наращивания объемов производства) может быть представлена лучом параллельным оси переменного фактора.

Издержки производства в краткосрочном периоде

Издержки производства какого-либо продукта дан­ной фирмой зависят не только от цен необходимых ресурсов, но и от технологии - от количества ресу­рсов, которое необходимо для производства. Имен­но это, то есть технологический аспект формирова­ния издержек, и интересует нас в данный момент. В течение краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путем соединения из­меняющегося количества ресурсов с фиксированны­ми мощностями.

Закон убывающей отдачи

Этот закон утверждает, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц пе­ременного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или зе­мле) дает уменьшающийся добавочный, или предель­ный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

Динамика средней производительности также отражает ту "дугообразную" зависимость между переменными вложениями труда и объемом произ­водства, которая характерна для предельной про­изводительности. Однако следует обратить внима­ние на одно обстоятельство, касающееся соотноше­ния предельной и средней производительности: там, где предельная производительность превыша­ет среднюю, последняя возрастает. А везде, где предельная производительность меньше средней, средняя производительность снижается. Отсюда следует, что кривая предельной производительно­сти пересекает кривую средней производительности как раз в той точке, в которой последняя достигает своего максимума. Такое соотношение математи­чески неизбежно. Если к сумме прибавить число, превышающее среднюю из составляющих ее вели­чин, то эта средняя должна увеличиться. А если число, прибавленное к сумме величин, меньше их средней величины, то эта средняя с необходимо­стью падает. Средний уровень ряда величин растет лишь при условии, что выигрыш от применения добавочной (предельной) единицы ресурса оказыва­ется больше среднего из всех предыдущих выигры­шей. Если же добавленная величина окажется ме­ньше "текущей" средней, то среднюю в результате потянет вниз. В нашем примере средняя произ­водительность будет расти до тех пор, пока вели­чина продукта, добавленного добавочным рабочим к общему объему производства, превышает вели­чину "среднего продукта", или среднюю произ­водительность ранее занятых рабочих. И наоборот, добавочный рабочий будет способствовать пониже­нию "среднего продукта", или производительно­сти, если величина, добавленная им к общему объему производства, меньше величины "среднего продукта".

Закон убывающей отдачи находит свое вопло­щение в форме всех трех кривых

Перемещение кривых издержек

К перемещению кривых издержек приводят измене­ния либо в ценах на ресурсы, либо в технологии производства. Например, если бы постоянные из­держки были выше, то кривая АРС на рисунке 4 смести­лась бы вверх. Кривая АТС также располагалась бы выше на графике, поскольку АFС являются составной частью АТС. Расположе­ние кривых AVC и МС осталось бы прежним, так как оно зависит от цен на переменные, а не посто­янные ресурсы. Поэтому, если бы выросла цена переменные ресурсы, вверх сместились бы кривые АVС, АТС и МС, тогда как кривая АРС осталась бы на прежнем месте. Падение цен на постоянные или переменные ресурсы привело бы к перемещению кривых издержек в противоположном описанному направлении.

В случае открытия более эффективной техноло­гии производства выросла бы эффективность испо­льзования всех ресурсов.

Траектория развития предприятия. Изоклиналь как графическое отображение развития производственных мощностей.

Для того, чтобы представить перспективу развития предприятия в долгосрочном периоде, необходимо представить, как будут увеличиваться объемы производства продукта и, соответственно, затраты на приобретение двух переменных факторов. Задача для производителя на каждом этапе роста объемов производства остается прежней: необходимо оптимизировать затраты факторов x и y и «увязать» их с бюджетными возможностями предприятия (рис.76).

Соединив точки касания изоквант изокостами, получим траекторию расширения экономической деятельности фирмы или траекторию развития производственной деятельности предприятия (на рис.76 - указана стрелкой OK).

Линия роста фирмы (изоклиналь): линия, определяющая совокупность оптимальных объемов производства фирмы как множество касаний карты изокост и изоквант. Изоклиналь показывает оптимальные объемы производства фирмы при разных производственных мощностях.

1

1. Кузнецова А.Я. Философия образования в трудах исследователей ХХ-го века // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 4. – С. 21-26.

2. Кузнецова А.Я. Гуманистическая философия образования: естественнонаучный взгляд. – Новосибирск, 2004. – 156 с.

3. Кузнецова А.Я. Функциональные основания современной философии образования // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8.– С. 85–86.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура.– М., 1991. – 464 с.

5. Кузнецова А.Я. Философский анализ гуманистических идей образования в контексте современного научного мировоззрения // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 61–62.

6. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992. – 511 с.

7. Кузнецова А.Я. Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Алтайский государственный университет. – Новосибирск, 2010.

В современной философии образования актуально осмысление ряда подходов к проблеме развития индивида. Наибольшее внимание уделяется компетентностному, личностно-ориентированному подходам и - развитию по индивидуальной траектории. 1 - компетентностый подход содержит основные положения подготовки специалиста по заявке общества; 2 - личностный подход в образовании изучает условия формирования личности в обществе, требования к условиям, необходимым для обеспечения личностного становления человека в социальной среде; 3 - освоение человеком в процессе образования индивидуальной траектории развития.

Содержание образования молодого специалиста в современной России отражает ведущие линии развития её культуры. Молодой человек становится носителем культуры, транслирующим её последующему поколению . Для этого необходимо освоить компетенции, соответствующие, наиболее существенным для его специальности областям современной ему культуры . Специалисты системы образования получают от государства и общественности заказ на разработку квалификационных стандартов для разных профессий, содержащих требования к компетенциям. Уровень развития человека в координате компетентности отсчитывается от определенной точки, и измеряется в пределах, утвержденных и принятых профессиональным сообществом, соответствующих квалификационным стандартам. При этом, компетентностный подход не обеспечивает целостной системы знаний и целостность личностного развития индивида .

Предпосылки личностно-ориентированного подхода мы находим в трудах Гельвеция, Канта, Э.В. Ильенкова и др. классиков философии, доказывавших, что духовное состояние человека - это продукт и результат воспитания в обществе. Естественно-природные задатки человека становятся личностными способностями только в результате жизни в обществе. Психические функции не только «тренируются», но и впервые рождаются, возникают, формируются, а затем и развиваются вплоть до высших уровней этого развития - до фазы личности, до фазы таланта в обществе. Показано, что личность порождается в социальном организме. Человек обязан формированием своей личности исключительно своему собственному труду, своей собственной деятельности, своей собственной социальной истории. Положение человека на координате личностного развития определяется наличием «стечения случайных обстоятельств», более или менее благоприятных для развития человека .

Решающая роль индивида в построении траектории собственного развития задаётся тем, что человеку дано его индивидуальное сознание. Исследование духовных основ общества показывает, что формирование жизненной траектории человека, помимо социальных обстоятельств, находится под постоянным контролем его собственного сознания и осознания его уникальных особенностей, которые используются как индивидуальный ресурс при достижении жизненных целей. Индивидуальная траектория становится возможной для человека внутренне готового самостоятельно и осознанно ставить цель, проектировать и осуществлять модели своего профессионального и личностного развития. Индивидуальная траектория развития человека, каждая последующая точка этой траектории коррелируют с формированием сознания человека, с построением индивидуальной картины мира . Осуществляя своё целостное развитие, индивид проходит траекторию в личностно-компетентностном пространстве общества. Характер индивидуальной траектории развития в координатах личность-компетентность определяется взаимодействием реальных сил: внешнего воздействия со стороны общества и природных духовных сил индивида.

Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ В КООРДИНАТАХ ЛИЧНОСТЬ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 110-111;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5973 (дата обращения: 29.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Если бы в мире существовали институты, где трансакционные издержки равны нулю, то предшествующее экономическое развитие не имело бы никакого значения. Изменения в относительных ценах или в предпочтениях немедленно влекли бы за собой соответствующую перестройку институтов. Однако в реальности, где трансакционные издержки не равны нулю, очень важен процесс, в ходе которого возникли современные институты, ведь этот процесс ограничивает выбор в будущем. Именно он определяет расходящиеся направления развития общества, политических систем и экономик.

Зависимость от предшествующей траектории развития является феноменом, объясняющим, почему настоящие акты выбора агентов могутзависеть от актов выбора, сделанных ранее (случайных, незначительных исторических событий и т. д.). Для анализа в рамках данной концепции важна сама последовательность исторических событий и те институциональные рамки, в которых предыдущие акты выбора и, соответственно, отбора производились. Чем дальше развивается система, в случаях, когда наблюдается феномен «path dependence» (а он, конечно, существует не всегда), тем сильнее прошлые акты выбора влияют на настоящие.

Первым, кто привлек внимание ученых, занимающихся экономической историей, к проблеме зависимости от пути развития, был Поль Дэвид, написавший небольшую статью под названием «Клио и экономическая теория QWERTY». Он попытался объяснить, как возник и был закреплен необычный стандарт расположения клавиш на пишущей машинке, какой набор случайных обстоятельств придал устойчивость этому стандарту, вопреки многим более удобным решениям. П. Дэвид на примере раскладки показал, что исторические и институциональные факторы могут обусловить эволюционный рыночный отбор неэффективных технологий в ситуациях, когда рынку доступны более выгодные альтернативы. В дальнейшем эту идею в более строгой математической форме развил Б. Артур. В его работах рассматриваются факторы неэргодичности в развитии экономических систем, возрастающей отдачи от институтов и технологий, влияние эффекта блокировки на отбор сравнительно неэффективных институтов и технологий. Б. Артур доказал тезис о том, что история становится важной в той степени, в которой технологическое развитие экономики зависит от незначительных событий, что делает невозможным прогнозирование рынка с достаточной степенью уверенности. Такая позиция показывает, что предсказуемость экономического будущего может иметь как теоретические, так и практические пределы.

Что такое зависимость от траектории развития применительно к экономическим институтам общества? Применительно к обществу это понятие означает, что общество и экономика воспроизводят социальные и культурные институты прошлого, постепенно внося в них изменения. В наиболее простом виде эту зависимость от траектории развития можно представить следующим образом. Мы имеем первоначальный набор институтов, который создает, например, отрицательные стимулы к производственной деятельности. В этой институциональной среде создаются организации и группы, которые получают выгоду в рамках действующих правил. Возникает идеология, которая не только оправдывает существующую структуру общества, но и объясняет слабое функционирование экономики. Результатом будет политика, усиливающая существующие институты и организации, а также действующие в этой системе стимулы.


В литературе выделяется несколько форм зависимости от траектории развития.

1 Слабая форма, или зависимость от пути развития первой степени. Она имеет место тогда, когда один институциональный (или технологический) результат был бы не хуже альтернативного. В прошлом общество осуществило выбор между двумя институтами, и этот выбор закрепился. Выбранный институт функционирует не хуже, чем альтернативный, от которого отказались.

2 Средняя форма, или зависимость от траектории развития второй степени. Она связана с неэффективностью выбранного пути и определяется неспособностью индивидов к совершенному предвидению будущего, поэтому решения, которые представлялись эффективными ex ante , не всегда могут оказаться эффективными ex post . Если бы мы осуществляли свой выбор сейчас, то выбрали бы другую альтернативу, поскольку неэффективность выбора уже очевидна. Но инвестиции в связи с выбранной альтернативой уже осуществлены, и перестраивать систему неэффективно. Мы можем сожалеть о сделанном в прошлом выборе, но нет никакого экономического смысла в изменении.

3 Сильная форма, или зависимость от пути развития третьей степени, имеет место тогда, когда существуют издержки, связанные с информацией, которой мы располагаем (и нашей идеологией), а также с общественным выбором и трансакционными издержками политических рынков. Ментальные конструкции, заданные нашим движением по определенной траектории развития, мешают нам выбрать новый путь. Для человеческого мышления характерна ограниченность возможностей воображения, и эти пределы определяются опытом и привычным мышлением, которые зависят от той культуры, частью которой является человек. Общество не может эффективно рассуждать о новом пути, потому что у него нет соответствующего словаря, концепции и даже веры в то, что другой путь вообще может существовать. Таким образом, дополнительным источником возможной неэффективности институтов могут быть идеи и идеологические установки, которые определяют те ментальные конструкции, при помощи которых люди обрабатывают информацию, необходимую для принятия решений. При третьей форме зависимости от траектории развития следование по старому пути ведет к результату, который неэффективен, но в этом случае результат можно исправить.

Вопросы для контроля знаний

1 Как Норт определяет понятие «государство»?

2 Институциональные ловушки. Гистерезис. Инкрементный характер институциональных изменений.

3 Модели институциональных изменений Д. Норта, Г. Лайбкепа, Дж. Найта.

4 Институциональное равновесие и институциональные изменения.

5 Институциональные трансформации в переходной экономике.

6 Факторы, обеспечивающие эволюцию и трансплантацию институтов в ходе рыночных реформ.

Для того, чтобы представить перспективу развития предприятия в долгосрочном периоде, необходимо представить, как будут увеличиваться объемы производства продукта и, соответственно, затраты на приобретение двух переменных факторов. Задача для производителя на каждом этапе роста объемов производства остается прежней: необходимо оптимизировать затраты факторов x и y и «увязать» их с бюджетными возможностями предприятия (рис.76).

Соединив точки касания изоквант изокостами, получим траекторию расширения экономической деятельности фирмы или траекторию развития производственной деятельности предприятия (на рис.76 - указана стрелкой OK).

Линия роста фирмы (изоклиналь): линия, определяющая совокупность оптимальных объемов производства фирмы как множество касаний карты изокост и изоквант. Изоклиналь показывает оптимальные объемы производства фирмы при разных производственных мощностях.

20. Теория затрат. Бухгалтерские и экономические затраты. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные издержки производства.

Экономические затраты.

Затраты - затрачиваемые ресурсы, расходы (включая затраты времени) на производство приобретение товаров и услуг.

Затраты (издержки) производства представляют собой расходование факторов производства при создании какого либо товара или услуги. Они могут быть представлены в виде совокупности физических или стоимостных единиц ресурсов, израсходованных при изготовлении какого-либо продукта. Например при создании велосипеда расходуются материалы (металл, пластмасса, резина), энергия, изнашивается оборудование, выплачивается зарплата рабочим и служащим. Если выразить ценность всех этих ресурсов в денежных единицах, то мы получим стоимостное выражение затрат на производство велосипеда.

Затраты бывают:

1). Постоянные затраты (FC) - те которые не зависят от изменения объёма выпуска продукции. Их фирма должна оплачивать даже в случае, когда выпуск будет равен нулю. Таковы выплаты процентам по долговым обязательствам, рентные платежи, амортизационные отчисления, страховые взносы, оплата персонала, занимающего ключевые позиции.

2). Переменные затраты(VC) - те которые возрастают по мере увеличения выпуска и уменьшаются по мере его сокращения. Они включают затраты на сырьё, топливо, энергию, оплату основной массы занятых.

3). Общие затраты - это сумма переменных и постоянных затрат. Их переменная часть является контролируемой путём манипулирования объёмом выпуска, в то время как постоянная не поддаётся эффективному контролю и должна возмещаться независимо от объёма выпуска.

4) Средние затраты издержки фирмы на единицу произведенной продукции. По величине они равны общим издержкам ТС производства какого-то количества продукции, деленное на количество произведенной продукции (д), т.е.

Бухгалтерские затраты. В бухгалтерском учете под элементом затрат понимают экономически однородные виды расходов. Эти расходы делятся на прямые и непрямые.

Прямые - расходы, связанные с производством отдельных видов продукции (на сырьё, основные материалов, полуфабрикаты), которые могут быть включены в их себестоимость.

Непрямые - расходы, связанные с производством нескольких видов продукции. Расходы на производство продукции делятся на текущие и одноразовые.

Текущие расходы - т.е. косвенные это обычные расходы или расходы с периодичностью меньше месяца.

Одноразовые расходы - это одноразовые расходы или расходы, которые осуществляются периодически (периодичность больше месяца), и направлены на обеспечения производства на протяжении длительного времени.

В краткосрочном периоде некоторые ресурсы, связанные с техническим оборудованием предприятия остаются неизменными. Количество других ресурсов может изменятся. Отсюда следует, что в краткосрочном периоде различные виды издержек могут быть отнесены либо к постоянным либо к переменным. ” Постоянными называются такие издержки величина которых не меняется в зависимости от обьема производства К ним относятся: арендные платежи, аммортизация, жалование высшему управленческому персоналу и т.д. Переменные издержки зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д. Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних, средних постоянных и средних переменных издержек. Средние издержки равны частному от деления валовых издержек на количество произведенной продукции. Средние постоянные издержки определяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки образуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции.

Общая сумма издержек - это сумма постоянных и переменных издержек при данном объеме производства. При нулевом объеме производства общие издержки будут равны постоянным. Сумма переменных издержек изменяется по вертикали от горизонтальной оси, а сумма постоянных издержек каждый раз прибавляется к вертикальному измерению суммы переменных издержек для получения кривой общей суммы издержек

Рассматривая издержки фирмы в краткосрочном периоде, будем исходить из предположения, что фирма не может влиять на цену используемых её ресурсов.

Общие издержки (ТС) - суммарные издержки фирмы, связанные с выпуском данного объёма готовой продукции. Общие издержки делятся на две части: общие постоянные издержки (TFC) и общие временные издержки (TVC). Общие постоянные издержки не меняются с ростом или уменьшением выпуска продукции. Более того они имеет место даже тогда, когда готовая продукция вообще не выпускается. Во многом наличие TFC объясняется использованием в краткосрочном периоде постоянных факторов производства. К таким издержкам относятся процент с кредита, взятого для преобретения оборудования, амортизационные отчисления, страховые взносы, арендная плата - они должны оплачиваться вне зависимости от объёмов готовой продукции. Общие переменные издержки меняются с увеличением выпуска продукции: фирма нанимает для этого больше рабочих, покупает больше сырья и т.п.