Труды академика лихачева д с. Философские и культурологические взгляды

Детство Д.С. Лихачева пришлось на ту короткую, но блестящую пору в истории русской культуры, которую принято называть Серебряным веком. Родители Д.С. Лихачева не принадлежали к литературной или артистической среде (его отец был инженером), тем не менее, эта эпоха затронула и их семейство. Большим увлечением родителей Лихачева был балет. Ежегодно, несмотря на недостаток в средствах, они старались снять квартиру как можно ближе к Мариинскому театру, покупали два балетных абонемента в ложу третьего яруса и не пропускали почти ни одного представления. Вместе с родителями с четырехлетнего возраста театр посещал и маленький Дмитрий. Летом семья отправлялась на дачу в Куоккалу. Здесь отдыхали многие представители артистического и литературного мира Петербурга. На дорожках местного парка можно было встретить И.Е. Репина, К.И. Чуковского, Ф.И. Шаляпина, Вс. Мейерхольда, М. Горького, Л. Андреева и других писателей, художников, артистов, музыкантов. Некоторые из них выступали в любительском дачном театре с чтением стихов, воспоминаний. «Люди искусства стали для нас всех если не знакомыми, то легко узнаваемыми, близкими, встречаемыми», - рассказывает Д.С. Лихачев.

В 1914 г., через месяц после начала Первой мировой войны, Митя Лихачев пошел в школу. Сначала он учился в Гимназии Человеколюбивого Общества (1914–1915), потом - в Гимназии и реальном училище К.И. Мая (1915–1917), и наконец, - в школе им. Л. Лентовской (1918–1923). Уже перешагнув восьмидесятилетний рубеж жизни, Д.С. Лихачев напишет: «…человека создает средняя школа, высшая дает специальность». Те учебные заведения, в которых он учился в детстве, действительно, «создавали человека». Особенно большое влияние на мальчика оказала учеба в школе Лентовской. Несмотря на тяготы революционного времени и на значительные материальные трудности (здание школы не отапливалось, поэтому зимой дети сидели в пальто и в варежках поверх перчаток), в школе удалось создать особую атмосферу сотрудничества учителей и учеников. Среди преподавателей было много талантливых педагогов. В школе действовали кружки, на заседания которых приходили не только школьники и учителя, но и известные ученые и литераторы. Д.С. Лихачеву особенно нравилось участвовать в кружках литературы и философии. В это время мальчик начинает серьезно размышлять над мировоззренческими вопросами и даже продумывает собственную философскую систему (в духе увлекавших его тогда А. Бергсона и Н.О. Лосского). Он окончательно решает стать филологом и, невзирая на советы родителей избрать более доходную профессию инженера, в 1923 г. поступает на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук Петроградского университета.

Университет

Несмотря на начавшиеся уже репрессии против интеллигенции, 1920-е годы были временем расцвета гуманитарных наук в России. Д.С. Лихачев имел все основания говорить: «Ленинградский университет в 1920-е годы по гуманитарным наукам был лучшим университетом в мире. Такой профессуры, какой обладал тогда Ленинградский университет, не было ни в одном университете ни до того времени, ни после». Среди преподавателей было много выдающихся ученых. Достаточно назвать имена В.М. Жирмунского, Л.В. Щербы, Д.И. Абрамовича (у него Д.С. Лихачев писал дипломную работу по повестям о патриархе Никоне) и др.

Лекции, занятия в архивах и библиотеках, бесконечные разговоры на мировоззренческие темы в длинном университетском коридоре, посещение публичных выступлений и диспутов, философских кружков - все это увлекало, духовно и интеллектуально обогащало юношу. «Все кругом было интересно до чрезвычайности <…> единственное, в чем я испытывал острый недостаток, - это во времени», - вспоминает Дмитрий Сергеевич.

Но эта культурно и интеллектуально насыщенная жизнь разворачивалась на все более и более мрачневшем общественном фоне. Усиливались преследования старой интеллигенции. Люди приучались жить в ожидании ареста. Не прекращались гонения на Церковь. Именно о них Д.С. Лихачев вспоминает с особой болью: «Молодость всегда вспоминаешь добром. Но есть у меня, да и у других моих товарищей по школе, университету и кружкам нечто, что вспоминать больно, что жалит мою память и что было самым тяжелым в мои молодые годы. Это разрушение России и русской Церкви, происходившее на наших глазах с убийственной жестокостью и не оставлявшее, казалось, никаких надежд на возрождение».

Однако гонения на Церковь, вопреки желанию властей, приводили не к уменьшению, а к усилению религиозности. В те годы, когда, по словам Д.С. Лихачева, «церкви закрывались и осквернялись, богослужения прерывались подъезжавшими к церквам грузовиками с игравшими на них духовыми оркестрами или самодеятельными хорами комсомольцев», в храмы пошла образованная молодежь. Литературно-философские кружки, во множестве существовавшие до 1927 г. в Ленинграде, стали приобретать преимущественно религиозно-философский или богословский характер. Д.С. Лихачев в двадцатые годы посещал один из них - кружок под названием Хельфернак («Художественно-литературная, философская и научная академия»), заседания проходили на квартире школьного преподавателя Лихачева И.М. Андреевского. 1 августа 1927 г. кружок по решению участников был преобразован в Братство святого Серафима Саровского. Кроме того, Д.С. Лихачев участвовал и в другом кружке, - Космической Академии Наук. Деятельность этой шуточной академии, состоявшая из написания и обсуждения полусерьезных научных докладов, прогулок в Царское Село и дружеских розыгрышей, привлекла внимание властей, и члены ее были арестованы. Вслед за тем были арестованы и участники Братства святого Серафима Саровского (следствие по обоим кружкам было объединено в одно дело). День ареста - 8 февраля 1928 г. - стал началом новой страницы в жизни Д.С. Лихачева. После полугодового следствия он был приговорен к пяти годам лагерей. Через несколько месяцев после окончания Ленинградского университета (1927 г.) его отправили на Соловки, которые Лихачев назовет своим «вторым, и главным, университетом».

Соловецкий монастырь, основанный преподобными Зосимой и Савватием в XIII в., в 1922 г. был закрыт и превращен в Соловецкий лагерь особого назначения. Он стал местом, где отбывали срок тысячи заключенных (на начало 1930-х годов их численность доходила до 650 тыс., из них 80% составляли так называемые «политические» и «контрреволюционеры»).

Навсегда Д.С. Лихачеву запомнился тот день, когда их этап выгрузили из вагонов на пересыльном пункте в Кеми. Истеричные вопли конвоиров, крики принимавшего этап Белоозерова: «Здесь власть не советская, а соловецкая», приказ всей уставшей и продрогшей на ветру колонне заключенных бегать вокруг столба, высоко поднимая ноги, - все это казалось настолько фантастическим в своей нелепой реальности, что Д.С. Лихачев не выдержал и рассмеялся. «Смеяться потом будем», - с угрозой закричал на него Белоозеров.
Действительно, в соловецкой жизни было мало смешного. Д.С. Лихачев испытал ее тяготы сполна. Он работал пильщиком, грузчиком, электромонтером, коровником, «вридлом» (вридло – временно исполняющий должность лошади, так на Соловках называли заключенных, которых впрягали в телеги и сани вместо лошадей), жил в бараке, где по ночам тела скрывались под ровным слоем копошащихся вшей, умирал от тифа. Перенести все это помогала молитва, поддержка друзей. Благодаря помощи епископа Виктора (Островидова) и протоиерея Николая Пискановского, ставшего на Соловках духовным отцом Д.С. Лихачева и его товарищей по Братству святого Серафима Саровского, будущему ученому удалось уйти с изнурительных общих работ в Криминологический кабинет, занимавшийся организацией детской колонии. На новой работе он получил возможность много сделать для спасения «вшивок» - подростков, проигравших с себя в карты всю одежду, живших в бараках под нарами и обреченных на голодную смерть. В Криминологическом кабинете Лихачев общался со многими замечательными людьми, из которых особенно сильное впечатление на него произвел известный религиозный философ А.А. Мейер.

На Соловках же произошел случай, имевший большие последствия для внутреннего самосознания Д.С. Лихачева. В конце ноября 1928 г. в лагере начались массовые расстрелы. Лихачев, находившийся на свидании с родителями, узнав, что за ним приходили, не стал возвращаться в барак и всю ночь просидел за поленницей, прислушиваясь к выстрелам. События той страшной ночи произвели переворот в его душе. Позже он напишет: «Я понял следующее: каждый день - подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете. И еще - так как расстрел и в этот раз производился для острастки, то как я потом узнал: было расстреляно какое-то ровное число: не то триста, не то четыреста человек, вместе с последовавшими вскоре. Ясно, что вместо меня был „взят“ кто-то другой. И жить мне надо за двоих. Чтобы перед тем, которого взяли за меня, не было стыдно!»

В 1931 г. Д.С. Лихачева переводят с Соловков на Беломоро-Балтийский канал, а 8 августа 1932 г. он освобождается из заключения и возвращается в Ленинград. Заканчивается та эпоха в его биографии, о которой он в 1966 г. сказал: «Пребывание на Соловках было для меня самым значительным периодом жизни».

Пушкинский Дом

Вернувшись в родной город, Д.С. Лихачев долго не мог устроиться на работу: мешала судимость. Здоровье его было подорвано Соловками. Открылась желудочная язва, болезнь сопровождалась сильными кровотечениями, месяцами Лихачев лежал в больнице. Наконец, ему удалось поступить научным корректором в издательство Академии Наук.

В это время он много читает, возвращается к научной деятельности. В 1935 г. Д.С. Лихачев женился на Зинаиде Александровне Макаровой, а в 1937 г. у них родились две девочки - близнецы Вера и Людмила. В 1938 г. Д.С. Лихачев поступил на работу в Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, где 11 июня 1941 г. защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук по теме «Новгородские летописные своды XII века».

Через одиннадцать дней после защиты началась Великая Отечественная война. По состоянию здоровья Д.С. Лихачев не был призван на фронт и до июня 1942 г. оставался в блокадном Ленинграде. Он вспоминает, как проходил день в их семье. С утра топили книгами буржуйку, потом вместе с детьми молились, готовили скудную пищу (толченые кости, вываренные на много раз, суп из столярного клея и т.п.). Уже в шесть часов вечера ложились, стараясь накидать на себя как можно больше всего теплого. Немного читали при свете коптилки и долго не могли уснуть из-за мыслей о еде и пронизывающего тело внутреннего холода. Поразительно, что в такой обстановке Д.С. Лихачев не оставлял занятий наукой. Пережив тяжелейшую блокадную зиму, весной 1942 г. он начал собирать материалы по поэтике древнерусской литературы и подготовил (в соавторстве с М.А. Тихановой) исследование «Оборона древнерусских городов». Эта вышедшая в 1942 г. книга стала первой книгой, изданной Д.С. Лихачевым.

После войны Д.С. Лихачев активно занимается наукой. В 1945–1946 гг. выходят в свет его книги «Национальное самосознание Древней Руси», «Новгород Великий», «Культура Руси эпохи образования русского национального государства». В 1947 г. он защищает докторскую диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI веков». Ученик и сотрудник Д.С. Лихачева О.В. Творогов пишет: «Свой научный путь Д.С. Лихачев начал несколько необычно - не с серий статей по частным вопросам и мелких публикаций, а с обобщающих трудов: в 1945–1947 гг. вышли одна за другой три книги, охватившие историю русской литературы и культуры за несколько веков. <...> В этих книгах появилась характерная для многих работ Лихачева черта - стремление рассматривать литературу в ее теснейших связях с другими областями культуры - просвещением, наукой, изобразительным искусством, фольклором, народными представлениями и верованиями. Этот широкий подход позволил молодому ученому сразу же подняться к тем высотам научных обобщений, которые являются преддверием концепционных открытий». В 1950 г. Д.С. Лихачев подготовил к изданию в серии «Литературные памятники» два важнейших произведения древнерусской литературы - «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». В 1953 г. он избирается членом-корреспондентом Академии Наук СССР, а в 1970 г. - действительным членом Академии Наук СССР. Он становится одним из самых авторитетных в мире славистов. Наиболее значительные его труды: «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Текстология» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), «Эпохи и стили» (1973), «Великое наследие» (1975).

Д.С. Лихачев не только сам занимался исследованием древнерусской литературы, но и смог собрать и организовать научные силы для ее изучения. С 1954 г. до конца жизни он являлся заведующим Сектором (с 1986 г. - Отделом) древнерусской литературы Пушкинского дома, который стал главным научным центром страны по этой тематике. Ученый очень много сделал и для популяризации древнерусской литературы, для того, чтобы семь веков ее истории стали известны широкому кругу читателей. По его инициативе и под его руководством была издана серия «Памятники литературы Древней Руси», удостоенная Государственной премии Российской Федерации в 1993 г. «Всего в 12 книгах серии опубликовано около 300 произведений (не считая стихов, составивших последний том). Переводы и обстоятельные комментарии сделали памятники средневековой литературы доступными для любого читателя-неспециалиста. Издание „Памятников“ позволило убедительно опровергнуть еще бытующее представление о бедности и однообразии русской средневековой литературы», - пишет О.В. Творогов.

В 1980–1990-х годах особенно громко звучал голос Д.С. Лихачева-публициста. В своих статьях, интервью, выступлениях он поднимал такие темы, как охрана памятников культуры, экология культурного пространства, историческая память как нравственная категория и др. Много сил он отдавал работе в созданном по его инициативе Советском (с 1991 г. - Российском) фонде культуры. Духовный авторитет Д.С. Лихачева был так велик, что его справедливо называли «совестью нации».

В 1998 г. ученый был награжден орденом Апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству» за вклад в развитие отечественной культуры. Он стал первым кавалером ордена Апостола Андрея Первозванного после восстановления в России этой высшей награды.

Скончался Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 г. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.

Священник Димитрий Долгушин,
к.филолог.н.


Книга, принадлежащая перу виднейшего советского ученого, академика Д.С. Лихачева, посвящена вопросам эстетического, нравственного и патриотического воспитания.

На широком культурно-историческом фоне автор раскрывает непреходящую ценность памятников русской литературы и искусства, яркие страницы героического прошлого страны, преемственность нравственных и художественно-эстетических традиций многовековой истории нашей родины.

Поэтика древнерусской литературы

Художественная специфика древнерусской литературы все более и более привлекает к себе внимание литературоведов-медиевистов. Это и понятно: без полного выявления всех художественных особенностей русской литературы XI-XVII вв. невозможны построение истории русской литературы и эстетическая оценка памятников русской литературы первых семи веков ее существования.

Можно ли говорить о древней русской литературе как о некотором единстве с точки зрения исторической поэтики? Существует ли преемственность в развитии русской литературы от древней к новой и в чем суть различий между древней русской литературой и новой? На эти вопросы должна ответить вся эта книга, но в предварительном виде они могут быть поставлены в ее начале.

Я вспоминаю

В книге Героя Социалистического Труда академика Д.С. Лихачева публикуются его воспоминания о детстве, юности, об увлечении древнерусской литературой. Сюда вошли расшифрованные в 1989 году Лихачевым «Соловецкие записи», рассказывающие о его пребывании в заключении во времена сталинских репрессий. Записи были переданы родителям на волю в 1930 году.

Второй раздел книги составили публицистические выступления Д.С. Лихачева последних лет. Это статьи, интервью, беседы о болевых проблемах общества — проблемах нравственности и культуры.

Воспоминания

Написанная в жанре воспоминаний, книга перерастает традиционные рамки мемуарного жанра: автор не ставит своей целью воскресить лишь события собственной жизни. Воссоздавая атмосферу прожитых лет и историю множества человеческих судеб, с которыми ему удалось соприкоснуться, Д.С.Лихачёв побуждает читателя вглядеться в лицо эпохи, задуматься над её закономерностями, извлечь уроки из прошлого.

Главы книги— это вехи русской истории и истории русской культуры XX века.

Заметки о русском. Сборник

Дмитрий Сергеевич Лихачев — выдающийся ученый ХХ века.

Его творческое наследие чрезвычайно обширно и разнообразно, его исследования, публицистические статьи и заметки касались различных аспектов истории культуры — от древнерусской литературы, в изучение которой он внес огромный вклад, до садово-парковых стилей XVIII-XIX веков.

В этой книге собраны статьи и заметки Д.С. Лихачева разных лет. Извлеченные автором из записных книжек и далеко выходящие за пределы «чистой науки», эти материалы объединены сквозной темой — исторического прошлого и будущего России.

Литература – реальность – литература

В этой книге Д.С. Лихачев совершает «филологические прогулки» по известным произведениям литературы, останавливаясь на отдельных деталях, образах, мотивах.

В чем сходство императора Николая I с гоголевским Маниловым? Почему Достоевский в романах и повестях всегда так точно указывал петербургские адреса своих героев и так четко определял «историю времени»? Как проявляются традиции древнерусской литературы в романе-эпопее Толстого «Война и мир»? Каковы переклички «Поэмы без героя» Ахматовой со строками Блока и Гоголя? В каком стихотворении Блок использовал принцип симметрии, чтобы усилить тему жизни и смерти?

АКАДЕМИК ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЕВ (1906–1999)

К 105-летию со дня рождения выдающегося ученого современности, филолога, историка, философа науки и культуры, великого патриота России

Детство Дмитрий Сергеевич Лихачев родился, прожил большую часть своей жизни и окончил свои дни в Санкт-Петербурге. Родился он 15 ноября 1906 года. (В 1918 г. в России был введен новый календарный стиль и теперь день его рождения по новому стилю обозначается как 28 ноября).

Юность Учился Д.С. Лихачев сначала в гимназии Человеколюбивого Общества (1914–1915), затем в Гимназии и реальном училище К.И. Мая (1915–1917), заканчивал среднее образование Советской трудовой школе им. Л.Лентовской (1918–1923). С 1923 по 1928 г. учился в Ленинградском государственном университете на факультете общественных наук, на этнолого-лингвистическом отделении. Здесь он проникся особой любовью к родной истории и культуре и начал исследовать древнерусскую литературу.

Соловки Осенью 1932 г. Дмитрий Сергеевич поступил работать литературным редактором в Соцэгиз, в 1934 г. Был переведен в Издательство Академии наук СССР, а с 1938 г. стал работать в Институте русской литературы (Пушкинский Дом). Здесь он для коллективного труда «История культуры Древней Руси» (т.2) написал главу о древнерусской литературе XI-XIII вв. Писал он этот труд с великим вдохновением – «как стихотворение в прозе». В 1938 г. с ученого, наконец, была снята судимость.

Женитьба В 1935 г. Дмитрий Сергеевич Лихачев женился на Зинаиде Александровне Макаровой. В 1937 г. у них родились дочери-близнецы – Вера и Людмила.

Защита диссертации В 1941 г. он становится старшим научным сотрудником Института русской литературы. В том же году он защищает кандидатскую диссертацию на тему «Новгородские летописные своды XII века». Находясь в блокаде в Ленинграде, он пишет и издает книгу «Оборона древнерусских городов» (1942). В июне 1942 г. ученый вместе с семьей эвакуируется в Казань.

Награда В 1945 победном году Д.С. Лихачев пишет и издает книгу «Национальное самосознание Древней Руси». В следующем году получает медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Профессор В 1946 г. Он становится доцентом, а с 1951 года – профессором Ленинградского государственного университета: читает курсы по истории русского лето-писания, палеографии и истории культуры Древней Руси.

Доктор филологических наук В 1947 г. Д.С. Лихачев защищает диссертацию на степень доктора филологических наук по теме: «Очерки по истории литературных форм летописания XI-XVI вв.». В середине века (1950 г.) в серии «Литературные памятники» в сопровождении его научных статей и комментариев выходят две замечательнейшие книги: «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».

Член Академии наук СССР В 1953 г. ученый был избран членом-корреспондентом, а 1970 - действительным членом Академии наук СССР. Такое позднее избрание было обусловлено тем, что научные труды этого великого ученого не отражали материалистической и антирелигиозной парадигмы официальной науки. Между тем Д.С. Лихачев был избран иностранным членом и членом-корреспондентом целого ряда стран, а также почетным доктором университетов Софии, Будапешта, Оксфорда, Бордо, Эдинбурга и Цюриха.

Труды Лихачева Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классикой филологической науки. Он автор более 500 научных работ и около 600 публикаций по самому широкому кругу проблем изучения истории, литературы, культуры и защиты памятников культурно-исторического наследия России. Его статья «Экология культуры» (журнал Москва, 1979, № 7) заметно усилила общественную дискуссию по охране памятников культуры. С 1986 по 1993 г. академик Д.С. Лихачев был председателем Советского фонда культуры (с 1991 г. - Российского фонда культуры»).

Скорбное событие В 1981 году в автомобильной катастрофе погибла его дочь Вера. Ученый много раз говорил, что ее смерть была для него самым скорбным событием в жизни.

Празднования 1000-летия Крещения Руси В 1988 году в год празднования 1000-летия Крещения Руси академик Д.С. Лихачев принимал самое активное участие в торжествах, проходивших в Великом Новгороде.

Награды-орден Апостола Андрея Первозванного Ученый имел множество наград, как отечественных, так и зарубежных. Среди них высшие награды СССР - сталинская премия (1952), звание Героя Социалистического труда и золотая медаль «Серп и молот» (1986), Большая Золотая Медаль им. М.В. Ломоносова (1993), орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), орден Апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству» за вклад в развитие отечественной культуры. Он стал первым кавалером ордена Апостола Андрея Первозванного после восстановления в России этой высшей награды.

Народный депутат В 1989–1991 гг. академик Д.С. Лихачев избирался народным депутатом Верховного Совета СССР от Советского Фонда культуры.

Председатель общественного комитета В 1992 г. ученый стал председателем общественного юбилейного Сергиевского комитета по подготовке к празднованию 600-летия преставления Преподобного Сергия Радонежского.

Труды (1958-1985гг.) Наиболее значительные его труды: «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Текстология» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), «Эпохи и стили» (1973), «Великое наследие» (1975), «Поэзия садов» (1982), «Письма о добром и прекрасном» (1985), сборник статей «Прошлое - будущему», (1985). Некоторые его книги переиздавались несколько раз.

Книга-завещание После его смерти вышел в свет замечательный сборник его статей «Русская культура» (2000) - книга, ставшая завещанием ученого своим современникам и молодому поколению граждан России.

(1906-1999) русский ученый-литературовед, общественный деятель

Имя Дмитрия Сергеевича Лихачева известно каждому жителю России, и многие назовут его защитником русской культуры, символом русской интеллигенции XX века.

Дмитрий Лихачев родился в Петербурге, где его отец работал инженером-электриком. В 1915 году будущий ученый поступил в гимназию, которую закончил уже после революции, в 1923 году. В том же году он начал учиться в Петроградском университете, причем сразу на двух отделениях - славянорусском и романо-германском, у таких крупных филологов, как будущий академик В. Жирмунский и крупнейший исследователь творчества Н. Некрасова В. Евгеньев-Максимов.

Однако судьбу Лихачева как ученого определила работа в семинаре профессора Д. Абрамовича, где он занимался историей литературы Древней Руси. Поэтому, заканчивая университет, Лихачев написал сразу две дипломные работы: одну - официальную - по творчеству У. Шекспира, а вторую - по литературе XVI века.

После окончания университета ему не сразу удалось заняться научной работой. Только через десять лет он стал сотрудником Института русской литературы (Пушкинского дома), пройдя в нем путь от младшего научного сотрудника до заведующего отделом.

Первые шаги Лихачев сделал в должности ученого корректора издательства Академии наук, где готовил к печати издание труда академика А. Шахматова «Обозрение русских летописных сводов». Можно смело утверждать, что подобная работа оказалась настоящей удачей, поскольку Лихачев представил широкому читателю национальное достояние, свод сведений о важнейших областях жизни людей России XII века.

Работа над книгой Шахматова, определила тему кандидатской диссертации Дмитрия Сергеевича Лихачева «Новгородские летописи XII века», которую он успешно защитил в 1941 году. Те же самые проблемы легли в основу и докторской диссертации ученого, посвященной литературным формам русского летописания. Завершением этой работы стала подготовка первого в истории русской науки перевода «Повести временных лет» на современный русский язык. Лихачев дал в руки исследователей бесценный источник по истории и культуре Руси - ведь раньше летопись была доступна лишь специалистам, владеющим старославянским языком. Это издание, вышедшее в серии «Литературные памятники», стало материалом для нескольких десятков исследований специалистов самых разных областей знаний - историков, лингвистов, искусствоведов.

Проведенные исследования позволили ученому осознать тот факт, что древнерусскую литературу необходимо изучать в контексте всей истории русской культуры, поскольку ее особенности проявляются и в иконописи, и в приемах оформления архитектурных памятников, и в прикладном искусстве.

Через несколько десятилетий подобный подход будет блестяще реализован в его книгах «Человек в литературе Древней Руси» и «Поэтика древнерусской литературы».

В начале пятидесятых годов в сферу научных интересов Лихачева вошла работа над «Словом о полку Игореве». Первым результатом стало издание книги в серии «Литературные памятники», а своеобразным завершением - фундаментальная энциклопедия в пяти томах, в которой как бы подводились итоги изучения «Слова» в XX веке.

Участвуя в разработке «Истории культуры Древней Руси», Лихачев впервые отметил значение книги как составной части повседневной жизни древнерусского человека. К ней обращались как к источнику знаний, книга становилась руководством в практической деятельности и даже объектом поклонения, средством общения между народами: ее дарили как символ расположения, давали в приданое, меняли на оружие и коней.

С этим исследованием связано и обращение Лихачева к древнейшему русскому фольклору домонгольского периода. Опираясь на содержащиеся в различных памятниках фрагменты фольклорных текстов, он смог реконструировать устное народное творчество давно минувшей эпохи.

Впервые в русской науке, Дмитрий Сергеевич Лихачев показал, что фольклор существовал на Руси всегда и его приемы широко использовались в процессе становления литературы, такое взаимодействие было необходимо для обновления поэтических приемов и создания новых форм.

Важной сферой научных интересов Лихачева всегда была текстология, приемы работы ученых с литературными памятниками. В фундаментальном труде «Текстология», ставшем итогом многолетней работы, он показал, что это самостоятельная научная дисциплина, которой необходимо обучать студентов.

Выдающиеся научные достижения ученого были увенчаны его избранием в 1970 году действительным членом Академии наук СССР, Лихачев также являлся почетным доктором Оксфордского, Эдинбургского и многих других зарубежных университетов и академий.

Обычно жизнь Лихачева представляют себе достаточно ровной и спокойной, протекавшей в тиши кабинетов и библиотек. На самом деле ученый на собственной судьбе испытал все катаклизмы и трагедии XX века.

В 1938 году, как и многих других представителей интеллигенции, его арестовали и отправили в Соловецкий лагерь особого назначения. Потом Лихачев, правда, был освобожден по состоянию здоровья, но испытать ему довелось многое. Все пережитое ученый изложил в своих воспоминаниях «Раздумья» и в «Письмах о добром и прекрасном», где размышляет о судьбе интеллигенции в эпоху войн и революций, а также тоталитарного режима.

Много сил Лихачев отдавал общественной деятельности. Он был одним из организаторов Общества охраны памятников истории и культуры и некоторое время являлся его председателем.

Лихачев Дмитрий Сергеевич был известен и как пропагандист русской истории. Он участвовал в создании целого ряда документальных фильмов, где непосредственно обращался к потомкам с призывами сохранять культурное наследие. Именно поэтому он пишет не только о литературе, но и о культуре вообще. Ему принадлежит уникальный труд «Поэзия садов», в котором он воссоздает историю развития садово-паркового искусства XVIII века.

Лихачеву довелось многое пережить и в личной жизни. Трагически погибла его дочь, видный искусствовед. А сам он всю жизнь боролся как с болезнью, так и с людским непониманием, сохраняя высокую энергию духа, помогавшую ему выстоять и не потерять интерес к жизни.

Родился 28 (15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета (1928). В 1928 – 1932 годах был незаконно репрессирован и находился в Соловецком и Беломоро-Балтийском лагерях. С 1938 года – младший, а с 1941 года – старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. С 1954 года – заведующий сектором древнерусской литературы (в настоящее время – отдел древнерусской литературы) ИРЛИ.
В 1941 году защитил кандидатскую диссертацию на тему “Новгородские летописные своды XII века”, в 1947 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук – “Очерки по истории литературных форм летописания XI – XVI веков”. С 1953 года – член-корреспондент АН СССР, с 1970 года – действительный член (академик) АН СССР (в настоящее время – РАН).
Известный ученый, автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор сотен работ (в том числе десятков книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербо-хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.
Иностранный член Академий наук Болгарии, Венгрии, Академии наук и искусств Сербии. Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, член-корреспондент старейшего общества США – Философского. Член Союза писателей с 1956 года. С 1983 года – председатель Пушкинской комиссии РАН, с 1974 года – председатель редколлегии ежегодника “Памятники культуры. Новые открытия”. С 1971 по 1993 год возглавлял редколлегию серии “Литературные памятники”, с 1987 года – член редколлегии журнала “Новый мир”, а с 1988 года – журнала “Наше наследие”. В 1986 году организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год. С 1990 года входит в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки (Египет). Избирался депутатом Ленинградского городского Совета (1961 – 1962, 1987 – 1989).
Член комиссии по правам человека при Администрации Санкт-Петербурга. Народный депутат СССР (1989 – 1991) от Советского Фонда культуры. Герой Социалистического Труда (1986). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966), болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени (1963, 1977) и медалями. Русской академией искусствознания и музыкального исполнительства награжден орденом искусств “Янтарный крест” (1997). Награжден Почетным дипломом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (1996).
Первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1993). Почетный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо.
Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877 (1984).