Творческое креативное мышление. Креативность и креативное мышление

В нашем обществе развитие креативного мышления дарит человеку поистине широкие возможности. Особенно это ценно для тех людей, которые не боятся брать на себя ответственность и вносить революционные изменения в жизнь окружающих.

Например, предпринимателям креативное мышление позволяет идти непроторенным путем, что очень перспективно. Даже если со временем их ниша заполняется конкурентами, они могут придумать еще что-то новенькое. Ведь известно, что в бизнесе кто первый - тот и выиграл.

Писателям креативное мышление позволяет находить оригинальные сюжеты, от которых трудно оторваться. Психологам - помогает изобретать новые способы взаимодействия с клиентом, чтобы как можно полнее удовлетворить его запросы.

Благодаря креативному мышлению человек

  • способен решить любую проблему;
  • проявляя творческий подход, выгодно отличается от коллег;
  • и вообще, очень интересный собеседник уже потому, что не говорит банальности.

Разница между креативным и творческим мышлением

Креативность и творчество - не одно и то же. Творчество - это создание продукта искусства. Креативность - это генерация принципиально новых, неведомых ранее идей.

Творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком-либо сценарии или предмете. Креативное мышление - это способность к изобретательству и научным открытиям.

Несомненно, сочетание двух типов мышления позволяет достигать максимальных результатов в любой деятельности. Таким образом, возможно параллельное развитие и творческого, и креативного мышления.

В чем состоит развитие креативного мышления?

Конечно, есть люди, обладающие таким талантом с детства. Как правило, они отличаются открытостью, инициативностью. Как минимум, такой человек - незаурядная личность и творческая натура.

Все дети очень креативны - это подтверждают многие тесты. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому главная задача для - уход от привычного поведения .

В английском языке есть знакомое многим выражение “thinking outside the box” (дословно - «мыслить за пределами коробки»), которое используют для определения нестандартного поведения. На русский язык его можно перевести так: способность мыслить вне рамок.

Помните известную истину из «Матрицы» о том, что ложки - нет? В сущности, нужно постараться понять, что и рамок, вне которых нужно мыслить, тоже не существует объективно.

Рамки коробки возникают тогда, когда вместо вольного веселья и гулянья по бескрайним полям психики человеческая мысль день за днем уныло бредёт узкой и давным-давно заросшей родными привычками тропинкой ума.

К примеру, если мы привыкли ходить домой одной и той же дорогой, можно однажды попробовать пойти другим путем, и каждый день потом находить новые варианты.

Полезно бывать в новых местах, изучать что-то, принципиально отличное от того, что нам уже было известно.

Для развития креативности отлично подходят перемены в рационе питания. Можно придумать новое меню или попробовать голодание (только без фанатизма и риска для здоровья, пожалуйста! :)

Другой способ развития креативного мышления - увлечение искусством. Например, игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев. От них поступают импульсы в головной мозг. Вот поэтому и было замечено, что музыканты очень сообразительны. Это в равной степени относится и к тем, кто умеет вышивать, вязать и пользоваться клавиатурой компьютера:)

Спортивные нагрузки, танцы, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию творческого воображения. Кстати, наши фантазии полезно периодически тренировать.

Рисуйте желаемые образы, играйте в ассоциации, визуализируйте свои мечты - это приносит не только удовольствие, но и пользу в виде исполнения желаний и развития креативного мышления !

Скоро мы рассмотрим комплекс специальных упражнений для развития креативности. Подпишитесь на свежие статьи блога , чтобы ничего вдруг не пропустить. Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или (социальные кнопки - чуть ниже).

Людмила Пономаренко

ФОТО Getty Images

Предприниматель Томас Эдисон запатентовал за свою жизнь 1093 изобретения. Согласитесь, это сильное достижение. Он поставил себе цель: каждый десять дней делать маленькое изобретение и каждые полгода – придумывать что-нибудь значительное. Вам трудно представить себя в роли изобретателя? Начните тогда ежедневные тренировки ума с чего-то более простого и понятного.

Майкл Михалко (Michael Michalko), один из ведущих специалистов по креативности в мире. Будучи офицером НАТО, организовал группу ученых, которые стали работать над классификацией и исследованием методов креативного мышления. Автор нескольких бестселлеров, в том числе – «Игры для разума» (Питер, 2007), «Креативный взрыв» (Попурри, 2014). В книге «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно » (Манн, Иванов и Фербер, 2015) он собрал десятки техник выработки идей, игр и упражнений для развития интеллекта. Мы выбрали для вас шесть из них.

1. Записывайте свои идеи

2. Заведите банк данных

3. Полюбите спонтанность

Пообещайте чаще удивлять себя. Вместо того чтобы поехать после работы домой, сходите внезапно в кино или на выставку. Пробуйте новые рецепты. Примите вместо душа ванну. Измените время сна. Измените время работы. Познакомьтесь со своим почтальоном. Помойте машину на другой автомойке. Словом, ломайте сложившийся распорядок, чтобы ваш мозг постоянно подпитывался чем-то новым.

4. Спите наяву

Воспользуйтесь приемом, который помогал Сальвадору Дали придумывать новые идеи. Он садился в кресло, а на пол – возле подлокотника – ставил железную тарелку. Руку он клал на подлокотник, взяв в руку железную ложку. И начинал потихоньку засыпать. Когда он уже почти засыпал, его организм расслаблялся, ложка выскальзывала из рук и падала в тарелку. Этот звук будил художника. И как раз в этом пограничном состоянии мозга, в котором он был, ему и приходили в голову его знаменитые гипнотические образы. Вы тоже можете попробовать этот способ. Говорят, действительно приходят озарения.

5. Рисуйте свободно

У Леонардо да Винчи тоже был свой интересный метод. Он расслаблялся, садился за столом и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Он хаотично водил по листу, а потом останавливался. Далее он мог в течение получас разглядывать то, что получилось. Обычно он видел в этом какие-то образы и нюансы, которые помогали ему нарисовать новую картину или сделать еще одно научное изобретение.

6. Освойте технику SCAMPER

SCAMPER – это список вопросов, способных подстегнуть рождение новаторских идей, где

S = Substitute? – Заменить?

C = Combine? – Комбинировать?
A = Adapt? – Адаптировать?

M = Modify? = Magnify? – Модифицировать? = Увеличить?

P = Put to other uses? – Предложить другое применение?

E = Eliminate or minify? – Устранить или уменьшить?

R=Revers? = Rearrange? – Поменять на противоположное? = Реорганизовать?

Чтобы воспользоваться этой техникой, нужно на каждом этапе обдумывания новой идеи задавать себе правильные вопросы. Проделав эту процедуру в отношении каждого этапа, вы выработаете максимальное количество идей, касающихся улучшения ситуации. Теперь предположим, что производитель скрепок для бумаги хочет усовершенствовать выпускаемую продукцию.

Поиск идей он может начать со следующих вопросов

  • Что можно заменить в скрепке?
  • С чем можно скомбинировать скрепку, чтобы она превратилась в нечто новое?
  • Что можно адаптировать по отношению к скрепке?
  • Как можно модифицировать скрепку?
  • Чем можно ее дополнить?
  • Какие другие способы применения можно предложить для скрепки?
  • Что можно убрать из скрепки?
  • Что можно поменять в скрепке на противоположное?
  • Какой вид скрепок наилучший?

Один фабрикант решил заменить металл пластиком, добавил к этому цвет и создал разноцветные пластиковые зажимы, которые не только скрепляют листы бумаги, но и помечают их – тем самым всем знакомой скрепке было найдено еще одно применение. Подумайте и вы над этими вопросами.

Фактрум предлагает изучить эти стратегии и использовать их для пробуждения в себе творческого, креативного, нестандартного взгляда на мир.

Другой взгляд на мир

Положение наблюдателя определяет взгляд на мир. Важно научиться менять его, чтобы смотреть на вещи разными способами. Уолт Дисней отождествлял себя с героями своих мультфильмов и со зрителями. Тесла, воображая, что живет в будущем, в прямом смысле смотрел на настоящее из будущего, создавая новую реальность.

Попробуйте сыграть другую роль, чтобы открыть для себя иной угол зрения на проблему. Сначала зафиксируйте формулировку задачи с вашей точки зрения. Затем запишите ее еще в нескольких вариантах, например, как записал бы ее лидер вашей отрасли, профессор, вундеркинд, политик, Леонардо да Винчи, Зигмунд Фрейд.

Поразмышляйте, как к проблеме подошел бы каждый персонаж. Как бы он стал искать решение? В чем между ними сходства и различия? А теперь проверьте, изменился ли ваш первоначальный взгляд на проблему?

Думайте как ребенок

Эйнштейн часто вел себя, как любопытный ребенок. Он регулярно задавал очевидные на первый взгляд вопросы о Боге, пространстве и времени. Закройте глаза и представьте, что вам, допустим, 12 лет. Вспомните себя в этом возрасте: как вы встречали Рождество, дни рождения, что чувствовали во время каникул и за школьной партой?

Задавайте игровые вопросы, чтобы войти самому или в составе группы мозгового штурма в детское, игровое состояние.

Постарайтесь думать о задаче как о живом организме. Как она выглядит? Нарисуйте. Например, проблема продажи недвижимости может выглядеть как странное, беспомощное создание.

Представьте, что ваша проблема съедобна. Какова она на вкус?

Посмотрите на мир с точки зрения проблемы. Что она может думать о вас? Каковы ее политические убеждения? Что с романтическими отношениями? Чего боится проблема?

Если бы вы были психотерапевтом этой проблемы, что она доверяла бы вам?

Гений - это страстная приверженность к сочетанию множества перспектив. Когда человек преуспевает сразу в нескольких областях деятельности и при этом способен их объединять, он близок к гениальности.

Метод Пикассо

Пикассо отмечал, что художник творит для высвобождения чувств, видений и мыслей. В этом, по его мнению, и состоит вся тайна искусства. Когда Пикассо выходил на прогулку в лес, он думал только о зеленом цвете и ни о чем другом, пока не наступало «перенасыщение зеленым». Чтобы избавиться от такого «переполнения», он выплескивал его на картину. Многочисленные работы Пикассо стали продуктом этого постоянного наполнения мысли и выкладывания ее на холст.

Чтобы испробовать метод Пикассо, накопите как можно больше материала по своей проблеме в доступной форме - это могут быть, например, резюме книг, чужой опыт, действия конкурентов. Как можно быстрее прочитайте весь материал - в один присест, пока не «переполнитесь» темой. Затем начните с любой темы и составьте для нее «ментальную карту». Удалось ли с её помощью открыть что-то неизвестное? Заметили ли какие-то общие шаблоны?

Если позволить информации развиваться естественным образом, новые идеи появятся сами собой.

Сочетайте несочетаемое

Выберите 20 случайных объектов. Они могут быть откуда угодно: из дома, с работы, с улицы. Запишите их в две колонки по десять объектов. Возьмите объект слева и сочетайте его с объектом справа. Когда обнаружится интересная многообещающая пара, обработайте ее, чтобы получилось изобретение. Хороший пример - карандаш с ластиком.

Сочетание двух непохожих предметов создает своего рода мысленный сплав, порой приводящий к интересной идее или догадке.

Щелчок

Концепции сочетаются, подобно световым лучам, собираются в одной точке и «щелкают» у вас в подсознании.

Чтобы испытать «щелчок», попробуйте следующий эксперимент. Напишите вашему подсознанию письмо о проблеме, над которой работаете. Подробно опишите проблему, предпринятые меры, непонятные места, потребности, препятствия, идеальное решение… Поручите подсознанию найти решение.

Напишите: «Твоя задача - найти решение проблемы. Хотелось бы ознакомиться с ним через два дня».

Запечатайте письмо и отложите. Забудьте о нем. Через два дня откройте. Если проблема все еще не решена, припишите в конце письма: «Сообщи сразу, как решишь». Рано или поздно, когда вы будете отдыхать или займетесь чем-то другим, идеи и решения внезапно всплывут из подсознания.

Очень часто мы придумываем одну-две идеи и носимся с ними, как будто они и есть ответы на все вопросы. Но творческие идеи, как и жемчужины, встречаются не часто. Поэтому разумно выдать как можно больше гипотез. Хорошая идея может послужить препятствием для отличной, а отличная, в свою очередь, может не дать найти верную.

Мы считаем творческих гениев загадочными людьми, спонтанно генерирующими идеи из ниоткуда. Это не так. Идеи будут сыпаться как из рога изобилия, если использовать определенные методы мышления. Творческие гении думают легко и гибко. Хотите стать одним из таких людей?

Сегодня ни для кого не секрет, что креативное мышление - это важная составляющая успеха человека на работе или в учебе. Несмотря на распространенность этого понятия, многие считают, что «мыслить креативно» - значит уметь рисовать какие-то необычные рисунки, сочинять красивые писать стихи. В действительности креативное мышление нужно уметь применять не только в творчестве, но и в деловой сфере нашей повседневной жизни. Причем креативно может мыслить каждый, но главное - раскрыть в себе этот потенциал.

Нельзя не согласится, что зачастую люди мыслят стандартно, не обращая свое внимание на то, почему они так делают и нормально ли это в той или иной ситуации. Бывает, что стандартные методы становятся неуместными при смене обстоятельств и других внешних факторов.

В самом общем значении креативность определяется как творческие благодаря которым он может создавать новые и свежие идеи, отличающиеся от стандартных схем мышления. Иными словами, креативное мышление - умение подходить к решению какой-либо проблемы творчески. При этом проблема может касаться чего угодно - от ремонта квартиры до общения с деловым партнером.

Многие считают, что креативности можно научиться. Согласно мнениям психологов, это качество присуще абсолютно всем, однако использовать его могут только те, кто действительно этого хочет и имеет соответствующие способности. Так, если человека убедить в наличии у него скорее всего, он сможет им пользоваться. Соответственно, если не содействовать развитию креативности, даже самые одаренные личности могут начать мыслить стандартно.

Как использовать креативное мышление в бизнесе? Так как это качество относится не обязательно к творчеству, но и к умению решать стандартные задачи нестандартно, оно очень пригодится деловым людям в работе. Креативность в бизнесе - умение думать быстро, результативно и свежо.

Для развития креативного мышления нужно уметь учится, обладать хорошей памятью, развивать и интуицию, быть практичным и уверенным в себе. Именно практичность играет важную роль в формировании такого образа мышления.

Как правильно развивать вышеперечисленные способности? Существует огромное количество практикумов и курсов для развития креативного мышления. Хотя не все из них действенны, ознакомиться с литературой по данному вопросу не помешает. Человек, который хочет развивать креативное мышление, должен открыться новому, нестандартному и необычному.

Развивая такое мышление, мы развиваем оригинальность и гибкость, воображение и интеллект, личностную свободу и умение подстраиваться под ситуацию, открытость новому и стойкость к стереотипам, склонность к достижению успеха и лучшие качества для межличностного общения. Креативные люди почти всегда добиваются успеха и легко находят какое-то применение своим лучшим качествам и способностям. Если, к примеру, кто-то уверен, что он очень креативен и полон свежих идей, но не может воплотить свои идеи в жизнь и найти единомышленников, то, скорее всего, он заблуждается, и креативности ему явно не хватает. По сути, креативное мышление - это еще и умение быть креативным, умение направить свои способности в правильное русло, найти тот ключ, который подойдет к любой двери.

Одним словом, сегодня стандартное мышление не приводит ни к чему кроме неудач и ошибок в бизнесе, и лучший выход из положения - умение мыслить нестандартно и решать простые задачи новыми методами. Креативным человеком может быть каждый, главное - желание достигать цели и воплощать желаемое в жизнь, используя все перечисленные выше качества.

Мышление - это инструмент и оно бывает разным. У каждого из “мышлений” есть своя сфера применения, границы и связи с другими инструментами. Говард Гарднер выделяет 5 типов мышления, пользуясь которыми человек сможет, смело смотреть в будущее, и в случае необходимости, - справиться с трудностями, предвидеть которые невозможно. Цель книги – рассказать о том, как развивать данные типы мышления.

Мышление - это инструмент и оно бывает разным. У каждого из “мышлений” есть своя сфера применения, границы и связи с другими инструментами. Публикуем очень краткий и содержательный конспект книги «Великолепная пятёрка. Мыслительные стратегии, ведущие к успеху».

Говард Гарднер выделяет 5 типов мышления , пользуясь которыми человек сможет, смело смотреть в будущее, и в случае необходимости, - справиться с трудностями, предвидеть которые невозможно. Цель книги – рассказать о том, как развивать данные типы мышления.

1) дисциплинарный тип

2) синтезирующий тип

3) креативный тип

4) респектологический тип

5) этический тип

Дисциплинарный тип мышления

Обычно люди не понимают разницы между предметом и дисциплиной, как правило, изучают предметы. Дисциплина представляет собой совершенно другой феномен. Она предполагает характерный способ мышления, видения мира. Наука наблюдает за миром, создаёт концепции, теории, экспериментально проверяет их, развивает в свете новых открытий, и затем, вооружившись новыми знаниями, проводит дальнейшее наблюдения, создаёт новые классификации, ставит новые опыты.

Люди, овладевшие научным способом мышления, знают, что любое научное убеждение будет рано или поздно подвергнуто сомнению, поскольку появиться новое открытие или революционная теория.

Очевидно, что для занятий естественными науками, историей, литературой, любой дисциплиной, человеку нужна информация, но без связи друг с другом, без основополагающих вопросов, без дисциплинарного метода объяснения этого свода информации, факты просто остаются «инертными знаниями».

Другими словами, студенты должны воспринимать информацию не как самостоятельную ценность, не как стартовую площадку для получения более сложной информации, а как средство, которое поможет эффективно действовать, опираясь на знания.Со своей стороны преподаватели, действующие, в том числе и как наставники, должны добиваться от студента отклика, направлять их способности в нужное русло, чтобы учащиеся выработали в себе профессионализм в области мышления и поведения.

Как развивать дисциплинарный тип мышления

Чтобы начать обучение, необходимо выявить цели и интересы человека, а затем смоделировать способ мышления.

Для развития необходимо пройти 4 ступени:

1. Определить самые важные вопросы или концепции в рамках дисциплин

2. Не жалеть времени на обучение

3. Рассматривать каждую тему с различных точек зрения

4. Установить показатели осмысления

Следует помнить, что любая форма мышления может принимать избыточные формы. Не нужно, чтобы профессиональное мышление проникало во все без исключения сферы вашей жизни.

Людям необходимо знать об ограничениях освоенных ими дисциплин

В этом человеку может помочь овладение несколькими дисциплинами. Конечно, следует помнить о контексте восприятия явления с той или иной точки зрения в зависимости от условий.

Нельзя заниматься дисциплиной одержимо ради самой дисциплины. Так, если человек является истинным знатоком права, он не станет просто знакомится с каждым опубликованным докладом и хвастаться своими знаниями. Такое поведение является признаком незрелости, а не профессионализма.

Следует помнить, что ни одним знанием нельзя овладеть полностью без привлечения сопутствующих дисциплин. Человек должен быть объективным в том, насколько глубоко он разбирается в одной или даже нескольких дисциплинах. Сделать это просто необходимо. Дисциплинарные методы должны быть инструментами, а не оковами.

Синтезирующий тип мышления

Способность связывать воедино информацию из разрозненных источников сегодня жизненно важна. Количество аккумулированных знаний удваивается каждые 2-3 года, источники информации обширны, они не похожи друг на друга, и люди ищут между ними связь, пытаются интегрировать.

Однако путь к умению синтезировать весьма непрост. Всё усложняет тот факт, что когнитивные способности человека во многом зависят от предметной области. Мы предрасположены получать навыки в определённом контексте и сопротивляемся их обобщению, более широкому применению.

Виды синтеза:

1. Изложение - интегрирования материала в связный рассказ (примеры - от Библии до современных книг по истории и общественным наукам).

2. Систематика - материалы структурируют исходя из значимых характеристик. Систематика часто присутствует в графиках и таблицах. Примеры, классификация растений и животных Линнея.

3. Комплексные концепции – совмещение разных феноменов. Примеры, концепция естественного отбора, концепция бессознательного Фрейда, 5-ти факторная модель Портера.

4. Поговорки и афоризмы

5. Сильные метафоры, образы и темы. Для описания концепций и идей часто используются метафоры.

6. Визуальные и музыкальные образы.

7. Теории. Концепции можно преобразовать в теорию. Например, теория эволюции Дарвина совмещает концепции изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора, выживания и воспроизведения.

8. Метатеория. Знания можно заключить в общие рамки, в «теорию теорий». Так, Гегель изобразил универсальную последовательность развития - от тезиса к антитезису и к синтезу.

Компоненты синтеза

Эффективный синтез информации – очень серьёзная задача. Каждая попытка интеграции должна включать 4 компонента:

1. Цель- формулировка концепции, которую вы пытаетесь создать с помощью синтеза.

2. Отправная точка-идея, образ, любая работа, предшествующая синтезу.

3. Выбор стратегии, методов и подхода.

4. Проекты и наброски. Рано или поздно, человеку, занятому синтезом, приходиться делать первый шаг.

    Бил Брайсон «Краткая история всего на свете»

    Кен Уилбер «Краткая история всего»

Синтез-задача сложная, но разрешимая. Синтезу препятствует – консерватизм нашего мышления. Жизнь людей, во многом зависит от обстоятельств, мы учимся действовать, вести себя, мыслить в определённых условиях.

По мере взросления мы сохраняем способность действовать и мыслить именно в тех обстоятельствах, в которых мы приобретали эти навыки и умения в ситуациях, не похожих на ситуацию обучения. Такой консерватизм не мешает человеку осваивать отдельно дисциплину, но препятствует овладению междисциплинарным подходом или занятием творчеством.

1. лазерный интеллект - глубоко проникает в предмет, однако не способен с лёгкостью переходить от одного предмета к другому, больше всего подходит для изучения отдельной дисциплины.

2. прожекторный интеллект - не проникает так глубоко, однако постоянно исследует окружающую среду, и поэтому с большей готовностью подмечает связи (и находит различия) между разными областями знаний.

Как сделать синтез успешным

Полноценный синтез включает в себя смесь сценариев, планов, концепций, которые обычно рассматриваются по отдельности. Это своеобразное искусство создания сочетаний.

Люди, которые могут представить идею или концепцию несколькими способами. Более способны к эффективному синтезу, чем те, кто ограничен единственным, порой нечётким представлением об этой идеи.

Для того, чтобы синтез был успешным, необходима чёткая стратегия его осуществления. Необходимо определить:

    цель и назначение синтеза

    желаемый результат

    набор инструментов синтеза

    способы оценки промежуточных результатов и критерии, по которым можно будет судить об успехе или неудачи проекта в целом.

Креативный тип мышления

Способность генерировать новые идеи и концепции, находить нетривиальные решения актуальных проблем, отвечать на новые вопросы и объяснять новые феномены. Переосмысление творчества.

Для понимания творчества очень важна идея психолога Михая Чиксентмихая, заключающаяся в том, что творческие достижения никогда не являются заслугой одного человека и даже группы людей. Скорее творчество возникает случайно в результате взаимодействия трёх автономных элементов.

1. Человека, освоившего какую-то дисциплину и постоянно работающего в этой области (например, историка, композитора, программиста и так далее).

2. Профессионального домена, в котором работает этот человек с присущими ему культурными моделями, тем, что в его рамках принимается и отвергается (представлениями того, что является научной работой, музыкальным произведением, программой).

3. Социального окружения - людей и институтов, которые предоставляют доступ к соответствующему образованию и возможность работать. Представители этого окружения оценивают заслуги человека и/или его творческие попытки.

По Чиксентмихаю, творчество имеет место тогда, и только тогда, когда продукт, созданный человеком или группой, признан новаторским в конкретном культурном домене соответствующим окружением и в свою очередь рано или поздно, оказывает уникальное и измеримое влияние на последующие работы в этом домене.

Этот подход применим к самым разным видам творчества разной степени новаторства.

Творчество и синтез

Цель человека, занимающегося синтезом, - представить уже достигнутое в максимально ясной и удобной форме. Цель творческого человека - расширить границы знания, нарушить законы жанра, направить свои усилия в новом, неизведанном направлении.

Креативный тип мышления - выходит за рамки дисциплинарных знаний и синтеза, ставит новые вопросы, предлагает новые решения. Творчество является надстройкой над одной или несколькими дисциплинами и требует компетентного «окружения», которое сможет судить о его инновационности и приемлемости.

Респектологический тип мышления

Умение принимать различные культуры, уважать людей вне зависимости от их расовой, национальной, профессиональной принадлежности, готовность взаимодействовать с самыми разными типами индивидуумов и социальных структур. (образование).

Стремление понять сверстников, учителей, других людей и эффективно работать с ними, каковы бы ни были их происхождение и культурная принадлежность. Примеры (работа). Умение эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями, сотрудниками, независимо от их происхождения и статуса.

Этический тип мышления

И трудовая и общественная жизнь требует того, чтобы человек посмотрел на свою жизнь под новым широким углом. Ему нужно ответить себе на следующие вопросы:

  • Что сегодня значит быть юристом/врачом/инженером/преподавателем?
  • Каковы мои права и обязанности?

    Что значит быть гражданином моего сообщества/региона/планеты?

    Ответственен ли я перед окружающими, особенно перед теми. Кто в силу различных обстоятельств живёт хуже?

Этический тип мышления предполагает, что человек способен мыслить абстрактно, поэтому нравственные установки формируются в юности и в последующие десятилетия. Встав на нравственную позицию, человек думает о себе как о представителе профессии, размышляет, как он должен себя вести для того, чтобы соответствовать этому званию.

Питер Сенге: «Если мы стремимся к цели большей, чем наши интересы, стремимся познать то, что шире нашего сознания, единственно возможное для нас решение - встать на этическую позицию. Этическая позиция требует, чтобы мы отказались от личной точки зрения и стали беспристрастными наблюдателями. Таким образом, смотря на вещи нравственно, вы выходите за пределы внутренних соображений и идентифицируете себя с самой объективной из возможных точек зрения». Описывая данный тип мышления, автор раскрывает понятие достойной работы. Работу можно назвать достойной, если она превосходна по качеству (высокодисциплинарна), когда учитываются интересы всех заинтересованных сторон и сообществ, в котором действует компания, когда она доставляет удовольствие (увлекательна), наполнена смыслом и приносит прибыль. В целом, станет ли человек достойным работником, зависит от его стремления работать хорошо, желания достичь цели, особенно если это нелегко.

1. Миссия. В школе и после школы, учась или работая, человек должен знать, чего он хочет достичь. Без чёткого знания своих целей человек, скорее всего, не сможет определить, в каком направлении нужно двигаться.

2. Примеры. Очень важно брать пример - лучше у достойных людей, но можно через книги или средства массовой информации- с людей, которые воплощают собой качества достойного работника. Если таких примеров нет, молодому сотруднику сложно двигаться вперёд. Временами отрицательный пример также может преподать необходимый урок.

3. Самокритичность. Молодой сотрудник должен иногда смотреть на себя со стороны и оценивать собственные поступки. Нужно задавать себе вопрос: «Хорошо ли я работаю, и если нет, что мне сделать, чтобы работать лучше?». Поскольку мы все склонны закрывать глаза на свои недостатки, нужно прислушаться к мнению знающих и беспристрастных людей.

4 . Профессиональная ответственность.

Это Вам будет интересно:

Этический тип - осознание необходимости выполнять человеческий, гражданский и профессиональный долг и нести ответственность за собственные действия в любой их этих сфер. Предусматривает последовательную реализацию нравственных установок в работе и жизни.

Примеры (образование): Размышление о своей роли как студента и будущего профессионала и стремление выполнить эту роль должным образом и с необходимой ответственностью.

Примеры (работа): Знание основных ценностей профессии и стремление поддерживать и продвигать их даже во время быстрых и непредсказуемых перемен. Чувство ответсвенности за профессию, готовность высказывать своё мнение даже в ущерб себе. Признание и выполнение обязанностей гражданина сообщества, региона, страны, мира.

Псевдоформы: На словах человек представляется хорошим работником и ответственным гражданином, однако слова его расходятся с делом. Такой человек склонен к недопустимым компромиссам в работе и общественной жизни.опубликовано

Текст: Елена Еремеева