Война без правил. Самая страшная бомбардировка второй мировой

Миф стратегических бомбардировок Германии англо-американской авиацией

Главные мифы англо-американских стратегических бомбардировок Германии в 1943–1945 годах заключаются в том, что они сыграли решающую роль в крахе германского сопротивления во Второй мировой войне. Этот тезис активно распространялся в годы войны американской и британской пропагандой, а в послевоенные годы получил распространение в англо-американской историографии. Противоположный и столь же мифологический тезис укрепился в советской историографии, утверждавшей, что англо-американские бомбардировки Германии лишь в незначительной степени уменьшили ее военно-экономический потенциал.

В январе 1943 года на Касабланкской конференции Рузвельт и Черчилль приняли решение начать стратегические бомбардировки Германии совместными англо-американскими силами. Целями бомбардировок должны были стать как объекты военной промышленности, так и города Германии. Операция получила кодовое название «Пойнт-бланк». До этого налеты британской авиации на города Германии имели больше моральное, чем стратегическое значение. Теперь основные надежды возлагались на американские четырехмоторные стратегические бомбардировщики Б-17 «Летающая крепость». Первоначально в качестве приоритетных целей были определены немецкие авиазаводы, а также заводы по производству двигателей и шарикоподшипников. Однако 17 апреля 1943 года попытка атаковать 115 бомбардировщиками завод «Фокке-Вульф» возле Бремена закончилась неудачей. 16 самолетов было сбито и 48 повреждено. Поскольку основные авиазаводы находились на юге Германии, туда бомбардировщики вынуждены были летать без сопровождения истребителей. Это делало дневные налеты слишком рискованными из-за недостаточного истребительного прикрытия, а при ночных налетах исключалось прицельное бомбометание. Налет на Швайнфурт, где был завод, производивший почти 100 % германских шарикоподшипников, и на центр авиапромышленности Регенсбург в Баварии 17 августа 1943 года привел к потере 60 Б-17 из 377 и 5 истребителей «спитфайер» и Р-47 «тандерболт». Люфтваффе потеряли 27 истребителей Me-109, Me-110 и ФВ-190. Было убито около 200 гражданских лиц.

Вторая атака Швайнфурта 14 октября 1943 года привела кеще более плачевным результатам. Из 291 Б-17 было потеряно 77. Еще 122 машины были повреждены. Из 2900 членов экипажей 594 пропали без вести, 5 были убиты и 43 ранены. После этого бомбардировки целей в глубине территории Германии были отложены до появления эскортных истребителей, которые могли бы сопровождать бомбардировщики на всем пути от аэродрома до цели и обратно.

11 января 1944 года при атаке Ошерслебена, Хальберштадта и Брауншвейга было безвозвратно потеряно 60 «Летающих крепостей».

Третий налет на Швайнфурт 24 февраля 1944 года оказался успешным. Благодаря эскорту истребителей «Р-51 Мустанг» и Р-47 «Тандерболт» с подвесными баками было потеряно только 11 из 231 Б-17, участвовавших в налете. «Мустанги» были в состоянии совершать полеты до Берлина и обратно. Налет на Швайнфурт был частью воздушного сражения над Германией, впоследствии получившего название «Большая неделя» и продолжавшегося с 20 по 25 февраля. В ходе него англо-американские ВВС, атаковавшие объекты авиапромышленности, потеряли 378 бомбардировщиков и 28 истребителей, а Люфтваффе лишились 355 истребителей и около сотни пилотов. Этот урон заставил немцев резко увеличить выпуск истребителей. Отныне они не могли господствовать даже в небе над Германией. Это гарантировало успех союзного вторжения во Францию. С конца апреля 1944 года театр военных действий был перенесен во Францию и бомбардировки были направлены на выведение из строя транспортной инфраструктуры, чтобы затруднить переброску немецких подкреплений. В результате налетов общая производительность заводов синтетического горючего с апреля по июль снизилась со 180 тыс. т до 9 тыс. т в месяц. Несмотря на то что для восстановления этих предприятий было специально выделено 200 тыс. рабочих, производительность и в августе составляла всего 40 тыс. т в месяц, и этот уровень уже не был повышен до конца войны. Также вследствие налетов в 6 раз снизилось производство синтетического каучука.

Стратегические бомбардировки возобновились в полном объеме в сентябре 1944 года и теперь были сосредоточены на заводах по производству синтетического горючего и транспортной инфраструктуре. В результате производство горючего резко снизилось, и уже с сентября 1944 года германская армия и Люфтваффе сидели на голодном пайке. Теперь уже германская ПВО мало что могла противопоставить англо-американским бомбардировкам. С конца 1944 года, из-за истощения запасов синтетического горючего, германские самолеты уже очень редко поднимались в воздух. Производство вооружений в Германии росло вплоть до сентября 1944 года, а затем стало снижаться из-за воздействия стратегических бомбардировок. А в 1944 году Люфтваффе потребляли 92 % синтетического бензина и только 8 % обычного, а в сухопутной армии доля синтетического горючего составляла 57 %. К тому моменту, когда англо-американские войска окружили и заняли в марте 1944 года Рур, его промышленность была практически парализована из-за разрушения транспортной инфраструктуры.

Когда выяснилось, что надолго вывести из строя авиазаводы и другие ключевые промышленные объекты Германии с помощью воздушных бомбардировок не удается, англо-американское командование решило перейти к бомбардировкам по площадям (так называемым «ковровым бомбардировкам») крупных городов, чтобы подорвать моральный дух германского населения и армии. Серия таких бомбардировок обрушилась на Гамбург в период с 25 июля по 3 августа 1943 года. Погибло более 50 тыс. человек, около 200 тыс. было ранено. Такое большое число жертв было связано с тем, что в городе возник огненный смерч. «Ковровым бомбардировкам» подверглись также Берлин, Кёльн, Дортмунд, Дюссельдорф, Нюрнберг и другие города.

«Ковровые бомбардировки» также продолжались почти до конца войны. Самой масштабной была бомбардировка Дрездена 23–25 февраля 1945 года. Тогда погибло не менее 25 тыс. человек. Есть и более высокие оценки - до 135 тыс. погибших. В городе могли погибнуть многие из примерно 200 тыс. беженцев, точного учета которых не было.

Последний налет «Летающих крепостей» был произведен 25 апреля 1945 года. В дальнейшем из-за отсутствия целей в связи с занятием войсками союзников всех крупных городов Германии стратегические бомбардировки были прекращены.

Всего жертвами бомбардировок Германии в границах 1937 года стали 593 тыс. человек, в том числе около 32 тыс. военнопленных. В Австрии и Судетской области погибло около 42 тыс. человек. Около полумиллиона человек было ранено. Во Франции жертвами англо-американских бомбардировок стали 59 тыс. убитых и раненых. В Англии - 60,5 тыс. человек погибли в результате германских бомбардировок и обстрелов ракетами Фау-1 и Фау-2.

В целом стратегические бомбардировки немецких городов не сыграли решающей роли в исходе войны, но нельзя не признать, что их роль была значительна. Они существенно замедлили рост германской военной промышленности, заставляли немцев тратить значительные ресурсы на восстановление разрушенных заводов и городов. В последние полгода войны, благодаря постоянному разрушению основных заводов по производству синтетического горючего, практически были прикованы к земле Люфтваффе, что, возможно, на несколько месяцев приблизило победу над Германией.

Из книги Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны автора Черток Борис Евсеевич

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

Глава VI ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИМПЕРИИ ДО ОБОСТРЕНИЯ АНГЛО-ГЕРМАНСКОГО

Из книги Завтра была война. 22 декабря 201… года. Ахиллесова пята России автора Осинцев Евгений

Стратегические воздушные корабли: что с нашей Дальней авиацией? Осталось нам, читатель, рассмотреть третий компонент русских СЯС - Дальнюю авиацию.Сложный, но великолепный инструмент! Дальний ракетоносец, поднятый в воздух загодя, не накроешь никаким «Томагавком». Да и

Из книги Все мифы о Второй мировой. «Неизвестная война» автора Соколов Борис Вадимович

Миф стратегических бомбардировок Германии англо-американской авиацией Главные мифы англо-американских стратегических бомбардировок Германии в 1943–1945 годах заключаются в том, что они сыграли решающую роль в крахе германского сопротивления во Второй мировой войне. Этот

Из книги На пути к победе автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 22. Варварская бомбардировка Дрездена англо-американской авиацией 13–15 февраля 1945 года была осуществлена в соответствии с личной просьбой Сталина Речь идёт о самой варварской, не вызывавшейся никакой военной необходимостью, до остервенения жестокой бомбардировке

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Глава VI Основные черты социально-экономического и политического развития Германии от объединения империи до обострения англо-германского соперничества 1871–1904 гг Некоторым германским историкам и публицистам, которые пытаются набросать картину сорокасемилетней

Из книги Тегеран 1943 автора

Англо-американский план расчленения Германии От тегеранской встречи до победы над гитлеровской Германией было ещё очень далеко. Советским армиям предстояло в тяжёлых боях пройти сотни километров, форсировать крупные водные рубежи, взять штурмом множество городов. И

Из книги Наполеоновские войны автора

Александр I и поиск стратегических истин Трудно сказать, в какой степени эти события повлияли на Александра I. Одно несомненно, что по его взглядам на армию и на войну был нанесен очередной большой удар. Он с юности мечтал о военных подвигах, и ему хотелось, блестая

Из книги Курская битва: хроника, факты, люди. Книга 2 автора Жилин Виталий Александрович

Влияние бомбардировки немецких городов англо-американской авиацией на настроения на фронте и в тылу Неудачи немцев на Восточном фронте дополняются еще непрерывными воздушными налетами на немецкие города. Разрушения и жертвы в результате бомбардировок вызывают страх и

Из книги Вторжение 1944 года. Высадка союзников в Нормандии глазами генерала Третьего рейха автора Шпейдель Ганс

Проблема стратегических резервов Стратегическим принципом, которым руководствовались немцы в проведении боевых операций на Западном фронте, была жесткая оборона побережья любой ценой. Единственный танковый корпус из шести дивизий находился в распоряжении в качестве

Из книги Тегеран 1943. На конференции Большой тройки и в кулуарах автора Бережков Валентин Михайлович

АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ ПЛАН РАСЧЛЕНЕНИЯ ГЕРМАНИИ От тегеранской встречи до победы над гитлеровской Германией было ещё очень далеко. Советским армиям предстояло в тяжёлых боях пройти сотни километров, форсировать крупные водные рубежи, взять штурмом множество городов. И

Из книги Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве автора Миренков Анатолий Иванович

Формирование стратегических резервов и перевооружение войск Имея необходимую военно-экономическую основу, ГКО направляет усилия на ускоренное формирование боевых резервов.В военном деле с древнейших времен под резервами понимались людские и материальные ресурсы.

Из книги Все сражения русской армии 1804?1814. Россия против Наполеона автора Безотосный Виктор Михайлович

Александр I и поиск стратегических истин Трудно сказать, в какой степени эти события повлияли на Александра I. Одно несомненно, что по его взглядам на армию и на войну был нанесен очередной большой удар. Он с юности мечтал о военных подвигах, и ему хотелось, блистая

Из книги История Советского Союза: Том 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941 - 1964 гг. автора Боффа Джузеппе

Столкновение стратегических концепций К концу лета обстановка на фронтах оставалась трагической для Советского Союза. Но недоуменные вопросы вставали и перед немцами. Германские военные сводки звучали сплошь как победные фанфары. Действительность, однако, не давала

Из книги В поисках «Американской мечты» - Избранные эссе автора Лаперуз Стивен

Из книги Кровавый век автора Попович Мирослав Владимирович

Лондон выстоял, несмотря на то, что в городе не было помимо метрополитена действительно безопасных убежищ, - было очень мало подвалов и погребов, которые могли бы выдержать прямые попадания.

На обширных пространствах, признавал позднее Черчилль, уже нечего было жечь и разрушать. Несмотря на тяжкие испытания, выпавшие на долю лондонцев, они не пали духом. Квалифицированные и неквалифицированные рабочие, мужчины и женщины стояли у станков и работали в цехах под бомбами врага, словно они были на «передовых позициях».

По существу они были в окопах «битвы за Англию». Лондон, с горечью вспоминал Черчилль, походил на какое-то огромное историческое животное, способное переносить страшные раны, изувеченное и кровоточащее и все же сохраняющее способность жить и двигаться.

Ночью 03 ноября впервые после почти беспрерывной двухмесячной бомбардировки в столице не было объявлено воздушной тревоги. Оказалось, что на следующий день Геринг приказал рассредоточить удары люфтваффе по всему острову, снова изменив тактику германского наступления.

Хотя Лондон по-прежнему считался главным объектом нападения, основные усилия были направлены на разрушение других промышленных центров страны. В ноябре немецкие летчики ожесточенно бомбили крупнейшие города Англии - Бирмингем и Ковентри, Шеффилд и Манчестер, Ливерпуль и Бристоль, Плимут и Глазго, Гулль и Ноттингем, Кардифф и Портсмут.

Особенно тяжкие испытания выпали на долю жителей Ковентри. Ночью 14.XI.1940 года 500 немецких бомбардировщиков, летевших волнами, сбросили на город 600 тонн бомб большой разрушительной силы и тысячи зажигательных бомб. В городе с 350-тысячным населением почти не было убежищ.

Люди спасались в громадном готическом соборе. Но при прямом попадании тяжелой бомбы под сводами собора были погребены сотни людей. В городе полыхало более 2 тысяч очагов пожара. Центральная часть Ковентри, кроме одиноко торчавшей колокольни, была сметена с лица земли.

Это был самый опустошительный налет, который пришлось пережить Англии, хотя министерство авиации за два дня было предупреждено о нем через разведку 1 .

Германское радио заявило, что все английские города ждет печальная участь Ковентри: они будут «ковентрированы», то есть беспощадно стерты с лица земли. Через 20 лет после окончания войны автору этой монографии довелось посетить Ковентри. В центре города еще сохранились развалины, поросшие густой травой.

На них с грустью взирала покровительница Ковентри леди Годива, чудом уцелевшая на своем гранитном пьедестале во время ожесточенной бомбежки. В центре же сохранились лишь остатки готического собора, скорбным памятником напоминавшие о днях тяжелых испытаний, выпавших на долю многострадального города.

За Лондоном и Ковентри наступила очередь Бирмингема, второго по величине промышленного центра Англии с миллионным населением, родины «скобяных королей» из рода Чемберленов - министра-колониалиста Джозефа Чемберлена, его старшего сына Остина и незадачливого младшего, мюнхенца Невиля.

Правда, вскармливая фашистского зверя, помогая создавать германскую авиацию, Невиль Чемберлен и другие мюнхенцы были глубоко убеждены, что немецкие бомбы не упадут на Лондон и другие города. Однако только в 1940 году на головы британских подданных фашистские стервятники сбросили свыше 36 тысяч бомб и более 21 тысячи бомб в 1941 году 2 .

Еще при жизни Н. Чемберлена, в начале октября 1940 года ушедшего в отставку и доживавшего свои последние дни (он скончался 09.XI.1940 года), история жестоко посмеялась над неразумным политиком, ставшим политическим преступником по отношению не только к английскому народу, но и к другим порабощенным немецкими фашистами народам Европы.

С 19 по 22 ноября немецкая авиация нанесла три последовательных удара по Бирмингему, причинив городу огромные разрушения. После этих варварских налетов на красивой площади города - Виктория-сквер близ памятника королеве Виктории в большой братской могиле было похоронено около 800 граждан города, в том числе и детей.

Потери гражданского населения Англии от немецких бомбардировок с июня 1940 года по июль 1941 года, когда прекратилось немецкое воздушное наступление на Англию, составили 146 777 человек, из них 60 595 человек убитыми. По всей Англии от фашистских бомб погибло 7736 детей, не достигших 16-летнего возраста 3 .

1 Уинтерботэм Ф. Указ, соч., с.81, 82.

2 Вторая мировая война 1939-1945. М., 1958, с.95.

3 Strength and Casualties of th"e Armed Forces and Auxiliary Services

of the United Kingdom 1939 to 1945. London, 1946, p.9.

10 марта 1945-го года американская авиация в буквальном смысле сравняла с землей Токио. Целью атаки было склонить Японию к миру, но Страна Восходящего солнца и не подумала капитулировать. Алексей Дурново о самой страшной бомбардировке Второй мировой.

Всем известна трагическая судьба Дрездена, который авиация союзников буквально превратила в руины. Через месяц после первой атаки на Дрезден судьбу немецкого города повторил Токио. События 10-го марта 1945-го в современной Японии воспринимаются примерно с такой же болью, как ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Это тоже национальная трагедия.

Бомбардировка Токио унесла 100 тысяч жизней

Предыстория

Япония подвергалась атакам американской авиации с весны 1942-го года. Но, до поры до времени, бомбардировки были не особенно эффективны. Боевые самолеты США базировались в Китае, для атак им приходилось преодолевать большие расстояния, а потому на борту бомбардировщиков находился ограниченный боезаряд. Кроме того, противовоздушные силы Японии до поры до времени справлялись с воздушными атаками США. Ситуация изменилась после того, как США захватили Марианские острова. Так на островах Гуам и Сайпан появились три новых американских авиабазы. Для Японии это была более чем серьезная угроза. Гуам от Токио отделяет приблизительно полторы тысячи километров. А на вооружении США с 1944-го года стояли стратегические бомбардировщики В-29, способные нести большой боезаряд и преодолевать до шести тысяч километров. База Андерсен, размещенная на Гуаме, рассматривалась военным командованием Соединенных Штатов, как идеальный плацдарм для атак на Японию.

Токио после бомбардировки

Новая тактика

Первоначально целью США были японские промышленные предприятия. Проблема заключалась в том, что Япония, в отличие от Германии, не строила гигантских комплексов. Стратегический завод по производству боеприпасов вполне мог располагаться в маленьком деревянном ангаре в центре крупного города.

Это был не столько удар по производству, сколько психологическая атака

Для того, чтобы уничтожить такое предприятие, нужно было нанести немалый ущерб еще и самому городу, что неминуемо предполагало большое количество жертв среди мирного населения. Надо сказать, что американское командование видело в этом немалую выгоду. Уничтожить стратегический объект, а заодно нанести психологический удар по противнику, вынудив его капитулировать.


Планирование стратегических бомбардировок Японии было поручено генералу Кертису Лемею, который разработал действительно убийственную тактику. Генерал обратил внимание на то, что японские ПВО слабо работают в темноте, а ночные истребители на вооружении Империи почти отсутствуют. Так возник план ночных бомбардировок японских городов с малых высот (полтора-два километра).

334 бомбардировщика В-29 буквально сравняли Токио с землей

Самолеты летели тремя линиями и сбрасывали зажигательные снаряды и напалм через каждый пятнадцать метров. Уже первый налет на Кобе в феврале 1945-го показал крайнюю эффективность этой тактики. Следующей целью стал Токио, который американские бомбардировщики атаковали в ночь с 23-го на 24-е февраля. 174 самолета В-29 повредили с десяток промышленных предприятий, а сам напалм вызвал сильный пожар. Как оказалось, это была только репетиция.


В этих обгорелых зданиях находилась резиденция правительства

Токио

В список целей для атак были включены 66 японских городов. Но даже на фоне всех прочих бомбардировок мартовский налет на Токио выглядит чем-то экстраординарным. В операции «Митингхаус» (Дом молитв) приняло участие 334 бомбардировщика. Вдвое больше обычного. Самолеты обрушили на город по полторы тысячи тонн зажигательных снарядов и напалма. Основной удар принял на себя центр Токио, но бомбардировка вызвала сильнейший пожар, а он, в свою очередь, огненный смерч. Пламя перекинулось на жилые кварталы и стремительно распространилось по городу. В условиях сильного ветра потушить огонь было невозможно. Городские пожарные службы не имели возможности остановить пожар, который продолжался более суток. В огне сгорело 330 тысяч домов. Почти половина населения Токио осталась без жилья. Движение транспорта было полностью парализовано, как и всякое производство на территории японской столицы. Жертвами атаки стали по меньшей мере 100 тысяч человек, хотя точное число потерь неизвестно по сей день.


Тела погибших при бомбардировке Токио

Последствия

Американское командование полагало, что безжалостная бомбардировка Токио вынудит Японию выйти из войны. Именно этот план и сделал налет на столицу вообще возможным. Кертис Лемей позже признавал, что против бомбардировки Токио решительно возражал Гарри Трумэн, который в тот момент был еще только вице-президентом США. Впрочем, Трумэн тогда не имел сильного влияния на американских военных. До своего вступления на президентский пост он не знал даже о манхэттенском проекте. Франклин Рузвельт не информировал его и о многих других стратегических решениях. Что же касается командования штабов, то оно то и дело предлагало заменить Токио на Иокогаму, Киото или Хиросиму. Но, в итоге, было решено атаковать Токио, ибо потеря столицы, как считало командование, произвело бы шокирующий эффект на Императора и правительство Страны Восходящего солнца.

Несмотря на чудовищные потери, Хирохито отказался от капитуляции

Этот эффект достигнут не был. 11 марта Хирохито посетил разрушенный Токио. Император заплакал, увидев дымящиеся руины на месте цветущего города. Однако предложение США о капитуляции, последовавшее уже через несколько дней, было Японией проигнорировано. Больше того, ПВО Страны восходящего солнца получили приказ принять все возможные меры для предотвращения ночных налетов. 26 мая американские бомбардировщики вернулись, чтобы вновь обрушить напалм и фугасы на Токио. На этот раз они встретили яростное сопротивление. Если в марте американская эскадра потеряла 14 самолетов, то в мае уже 28. Еще сорок бомбардировщиков были повреждены.


Горящий Токио. Май 1945-го

Командование посчитало эти потери критическими и свернуло бомбардировки Токио. Считается, что именно после этого было принято решение о ядерной атаке на японские города.



В течение нескольких десятилетий в Европе то и дело раздаются призывы придать бомбардировке древнего города Дрездена статус военного преступления и геноцида жителей.
Немецкий историк Йорк Фридрих в своей книге отметил, что бомбардировки городов были военным преступлением, поскольку в последние месяцы войны они не были продиктованы военной необходимостью: «…это была абсолютно излишняя в военном смысле бомбардировка». Ниже приводятся наиболее интересные отрывки из его исследования «Пожар: Германия в бомбовой войне 1940-1945»

«Мы выбомбим Германию - один город за другим. Мы будем бомбить вас все сильнее и сильнее, пока вы не перестанете вести войну. Это наша цель. Мы будем безжалостно ее преследовать. Город за городом: Любек, Росток, Кельн, Эмден, Бремен, Вильгельмсхафен, Дуйсбург, Гамбург - и этот список будет только пополняться», - с этими словами командующий бомбардировочной авиацией Великобритании Артур Харрис обращался к жителям Германии. Именно такой текст был распространен на страницах миллионов разбрасываемых над Германией листовок.
Слова маршала Харриса неотвратимо претворялись в жизнь. День за днем газеты выдавали статистические сводки.
Бинген - разрушен на 96%. Дессау - разрушен на 80%. Кемниц - разрушен на 75%. Маленькие и большие, промышленные и университетские, полные беженцев или забитые военной промышленностью - немецкие города, как и обещал британский маршал, один за другим превращались в тлеющие руины.
Штутгарт - разрушен на 65%. Магдебург - разрушен на 90%. Кельн - разрушен на 65%. Гамбург - разрушен на 45%.
К началу 1945 года новости о том, что еще один немецкий город перестал существовать, воспринимались уже как обыденность.
«Теоретики бомбовой войны пришли к выводу, что город противника сам по себе является оружием - структурой с гигантским потенциалом самоуничтожения, надо лишь привести оружие в действие. Надо поднести фитиль к этой бочке с порохом, - говорит Йорг Фридрих. - Немецкие города были крайне восприимчивы к огню. Дома были преимущественно деревянными, чердачные перекрытия - это готовые загореться сухие балки. Если поджечь в таком доме чердак и выбить окна, то возникший на чердаке пожар будет подпитываться кислородом, проникающим в здание через выбитые окна, - дом превратится в огромный камин. Понимаете, каждый дом каждого города потенциально являлся камином - надо было только помочь ему превратиться в камин».
Оптимальная технология создания «огненного шторма» выглядела следующим образом. Первая волна бомбардировщиков сбрасывала на город так называемые воздушные мины - особый тип фугасных бомб, главной задачей которых было создание идеальных условий для насыщения города зажигательными бомбами. Первые воздушные мины, применявшиеся британцами, весили 790 килограммов и несли в себе 650 килограммов взрывчатки. Следующие модификации были куда мощнее - уже в 1943 году британцы применили мины, несшие в себе 2,5 и даже 4 тонны взрывчатки. Огромные цилиндры длиной три с половиной метра высыпались на город и взрывались от соприкосновения с землей, срывая с крыш черепицу, а также вышибая окна и двери в радиусе до километра.
«Взрыхленный» таким образом, город становился беззащитным перед градом зажигательных бомб, высыпавшихся на него сразу же после обработки воздушными минами. При достаточном насыщении города зажигательными бомбами (в отдельных случаях на квадратный километр сбрасывалось до 100 тысяч зажигательных бомб) в городе одновременно вспыхивали десятки тысяч пожаров. Средневековая застройка городов с ее узкими улочками помогала огню перекидываться с одного дома на другой.
Перемещение пожарных расчетов в условиях всеобщего пожара было крайне затруднено. Особенно хорошо занимались города, в которых не было ни парков, ни озер, а только высушенная веками плотная деревянная застройка.
Одновременное возгорание сотен домов создавало на площади нескольких квадратных километров тягу небывалой силы. Весь город превращался в печь невиданных размеров, засасывающую в себя кислород из окрестностей. Возникающая тяга, направленная в сторону пожара, вызывала ветер, дующий со скоростью 200-250 километров в час, гигантский пожар высасывал кислород из бомбоубежищ, обрекая на смерть даже тех людей, кого пощадили бомбы.
Любеку суждено было стать первым немецким городом, испытавшим на себе технологию «огненного шторма». В ночь на Вербное воскресенье 1942 года на Любек было высыпано 150 тонн фугасных бомб, взломавших черепичные крыши средневековых пряничных домиков, после чего на город пролился дождь из 25 тысяч зажигательных бомб. Вовремя понявшие масштаб катастрофы пожарные Любека попытались вызвать подкрепление из соседнего Киля, но безуспешно. К утру центр города представлял собой дымящееся пепелище.
Ровно спустя два месяца после уничтожения Любека, в ночь с 30 на 31 мая 1942 года, погодные условия над Кельном оказались более удобными - и выбор пал на него.
Налет на Кельн стал одним из самых массированных налетов на крупный немецкий город. Для атаки Харрис собрал всю имевшуюся в его распоряжении бомбардировочную авиацию - включая даже бомбардировщики береговой авиации, критически важные для Британии. Бомбившая Кельн армада насчитывала 1047 машин, а сама операция получила название «Тысячелетие».

Чтобы избежать столкновений самолетов в воздухе, был разработан специальный алгоритм полета - в итоге в воздухе столкнулись лишь две машины. Общее количество потерь в ходе ночной бомбежки Кельна составило 4,5% от участвовавших в рейде самолетов, при этом в городе было уничтожено 13 тысяч домов, серьезно повреждено еще 6 тысяч. И все-таки Харрис бы расстроен: ожидавшийся «огненный шторм» не возник, во время налета погибло меньше 500 человек. Технология явно нуждалась в доработке.
К усовершенствованию алгоритма бомбежек были привлечены лучшие британские ученые: математики, физики, химики. Британские пожарные давали советы относительно того, как затруднить работу их немецких коллег. Английские строители делились наблюдениями о технологиях возведения немецкими архитекторами противопожарных стен.
В итоге уже через год «огненный шторм» был реализован в другом крупном немецком городе - Гамбурге.
Бомбежка Гамбурга - так называемая операция «Гоморра», пришлась на конец июля 1943 года. Британские военные особенно радовались тому, что все предыдущие дни в Гамбурге стояла небывало жаркая и сухая погода. При налете также решено было воспользоваться серьезным технологическим новшеством - британцы впервые рискнули распылить в воздухе миллионы тончайших полосок металлической фольги, что полностью вывело из строя немецкие радары, призванные фиксировать движение через Ла-Манш самолетов противника и направлять на их перехват истребители. Система ПВО немцев была полностью выведена из строя.
Таким образом, 760 британских бомбардировщиков, под завязку загруженные фугасными и зажигательными бомбами, подлетели к Гамбургу, не испытывая практически никакого противодействия.
Хотя только 40% экипажей смогли сбросить свои бомбы точно внутри намеченного круга радиусом в 2,5 километра вокруг церкви Святого Николая, эффект от бомбежки был потрясающий. Зажигательные бомбы подожгли уголь, находившийся в подвалах домов, и уже через несколько часов стало ясно, что потушить пожары невозможно.
К исходу первого дня экзекуция повторилась: на город обрушилась вторая волна бомбардировщиков, и еще 740 самолетов сбросили на Гамбург 1500 тонн взрывчатки, а потом залили город белым фосфором...
Вторая волна бомбежки вызвала в Гамбурге желаемый «огненный шторм» - скорость ветра, всасываемого в сердце пожара, достигала 270 километров в час. Потоки раскаленного воздуха кидали обгоревшие трупы людей как куклы. «Огненный шторм» высасывал кислород из бункеров и подвалов - даже не тронутые ни бомбежкой, ни огнем подземные помещения превращались в братские могилы. Столб дыма над Гамбургом был виден жителям окрестных городов за десятки километров. Ветер пожара доносил обгоревшие страницы книг из библиотек Гамбурга до предместий Любека, располагавшихся в 50 километрах от места бомбежки.
Немецкий поэт Вольф Бирманн, переживший бомбежку Гамбурга в шестилетнем возрасте, напишет потом: «В ночь, когда с неба пролилась сера, перед моими глазами люди превращались в живые факелы. Крыша фабрики улетела в небо, как комета. Трупы сгорали и становились маленькими - чтобы уместиться в братских могилах».
В общей сложности в ходе операции «Гоморра» в Гамбурге погибло не менее 35 тысяч человек. На город было сброшено 12 тысяч воздушных мин, 25 тысяч фугасных бомб, 3 миллиона зажигательных бомб, 80 тысяч фосфорных зажигательных бомб и 500 канистр с фосфором. Для создания «огненного шторма» на каждый квадратный километр юго-восточной части города пришлось по 850 фугасных бомб и почти 100 тысяч зажигательных бомб.
Вероятность для жителей городов погибнуть в огненном кошмаре возрастала с пугающей скоростью. Если раньше люди предпочитали скрываться от бомбежек в подвалах, то теперь при звуках воздушной тревоги они все чаще бежали к построенным для защиты населения бункерам, но мало в каком городе бункеры могли вместить более 10% от числа жителей. В результате люди сражались перед бомбоубежищами не на жизнь, а на смерть, а к погибшим от бомб прибавлялись задавленные толпой.
Страх гибели под бомбами достиг максимума в апреле-мае 1945 года, когда бомбежки достигли пика интенсивности. К этому времени было уже очевидно, что Германия проиграла войну и стоит на пороге капитуляции, но именно в эти недели на немецкие города обрушилось больше всего бомб, а количество смертей среди гражданского населения составило за эти два месяца невиданную ранее цифру - 130 тысяч человек.

Самым известным эпизодом бомбовой трагедии весны 1945-го стало уничтожение Дрездена. На момент бомбежки 13 февраля 1945 года в городе с населением 640 тысяч человек находилось около 100 тысяч беженцев.
В 22.00 первая волна британских бомбардировщиков, состоявшая из 229 машин, сбросила на город 900 тонн фугасных и зажигательных бомб, что привело к пожару практически по всему старому городу. Спустя три с половиной часа, когда интенсивность пожара достигла максимума, на город обрушилась вторая, вдвое большая волна бомбардировщиков, высыпавшая в пылающий Дрезден еще 1500 тонн зажигательных бомб. Днем 14 февраля последовала третья волна атаки - выполненная уже американскими пилотами, сбросившими на город около 400 тонн бомб. Такая же атака повторилась 15 февраля.
По итогам бомбежек город был полностью разрушен, число жертв составило не менее 30 тысяч человек. Точное количество жертв бомбардировки до сих пор не установлено (достоверно известно, что отдельные обугленные трупы изымались из подвалов домов вплоть до 1947 года). Некоторые источники, чья достоверность, впрочем, ставится под сомнение, называют цифры до 130 и даже до 200 тысяч человек.
«После войны американцы провели масштабное исследование того, какие именно последствия для немцев имела их замечательная бомбовая война. Они были очень разочарованы, что им удалось убить так мало людей, - продолжает Йорг Фридрих. - Они думали, что убили два-три миллиона человек, и очень расстроились, когда оказалось, что погибло 500-600 тысяч.
Им казалось, что это немыслимо - так мало погибших после таких долгих и интенсивных бомбардировок. Однако немцы, как оказалось, смогли защититься в подвалах, в бункерах. Но есть в этом отчете и другое интересное наблюдение. Американцы пришли к выводу, что, хотя бомбежки не сыграли серьезной роли для военного поражения Германии, характер немцев - это было сказано еще в 1945 году! - психология немцев, то, как немцы ведут себя, - существенным образом изменился.
В докладе говорилось - и это было очень умное наблюдение, - что бомбы по-настоящему взорвались не в настоящем. Они уничтожили не дома и не живущих тогда людей. Бомбы взломали психологическую основу немецкого народа, сломали его культурный хребет. Теперь страх сидит в сердце даже тех людей, которые не видели войну.
По материалам.

В 1943 г. одновременно с проведением наступательных операций на Средиземноморском театре военных действий союзники осуществляли воздушные бомбардировки фашистской Германии.

В директиве англо-американского Объединенного комитета начальников штабов от 21 января 1943 г. указывалось, что основной задачей воздушного наступления является прогрессивно нарастающее разрушение и дезорганизация военной, промышленной и экономической системы Германии и подрыв морального духа немецкого народа до такой степени, при которой его способность к вооруженному сопротивлению резко ослабнет {1096} .

Первостепенная по значению и очередности выполнения задача авиации заключалась в том, чтобы уничтожить и разрушить все наиболее важные верфи, где строились немецкие подводные лодки. Далее бомбардировкам подлежали авиационные заводы, средства транспорта, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по производству синтетического горючего и другие «объекты военной индустрии противника».

Удары с воздуха по Германии намечалось осуществлять совместными усилиями авиации США и Англии. Американские военно-воздушные силы нацеливались на уничтожение отдельных важных военных и промышленных объектов посредством прицельного дневного бомбометания, английская авиация - на совершение массированных ночных налетов с применением бомбометания по площадям.

Выполнение этих задач возлагалось на английское Бомбардировочное командование (командующий главный маршал авиации А. Гаррис) и американскую 8-ю воздушную армию (командующий генерал А. Икер). В апреле 1943 г. Бомбардировочное командование насчитывало 38 эскадрилий тяжелых и 14 эскадрилий средних бомбардировщиков, всего 851 тяжелый и 237 средних бомбардировщиков. В составе 8-й американской воздушной армии находилось 337 тяжелых бомбардировщиков и 231 самолет в соединениях тактической авиации.

Хотя в приказах и директивах для воздушных ударов указывались военные объекты, на практике же, по словам А. Гарриса, руководившего бомбардировками Германии, основными объектами налетов являлись города и особенно их центральные части. «Разрушенное предприятие в городе мы всегда рассматривали как дополнительную удачу» {1097} . В отчете Управления по изучению результатов стратегических бомбардировок сказано: «Считалось, что налеты на города представляют собой средство для подрыва морального духа германских граждан. Считалось, что если удастся повлиять на моральное состояние промышленных рабочих, если удастся отвлечь их от работы на заводах и заняться другими делами, например попечением о семьях, ремонтом своих поврежденных домов... то германское военное производство потерпит ущерб» {1098} . Примером избранной союзниками тактики может служить массированный налет английских бомбардировщиков на Вупперталь в ночь на 30 мая 1943 г., когда было уничтожено около 90 процентов застроенной части города {1099} .

С 6 марта по 29 июня 1943 г. Бомбардировочное командование санкционировало 26 массированных налетов на города Рура, во время которых союзники сбросили 34 705 тонн бомб, потеряв при этом 628 самолетов. Помимо этого в марте - апреле 1943 г. было проведено три массированных налета на Берлин, четыре на Вильгельмсхафен, по два на Гамбург, Нюрнберг и Штутгарт и по одному на Бремен, Киль, Штеттин, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне и Мангейм. В ночь на 17 мая 1943 г. английские бомбардировщики разрушили плотины на реках Мене, Эдер и Зорпе.

Действия американской авиации носили ограниченный характер. 4 апреля 8-я американская воздушная армия силами 85 самолетов бомбардировала заводы Рено в Париже. 5 апреля она совершила налет на Антверпен. 14 мая 126 американских тяжелых бомбардировщиков бомбили Киль.

Весной 1943 г. налеты на Германию осуществлялись без сопровождения истребителей, так как радиус их действия был недостаточен. В то же время военно-воздушные силы Германии получили самолеты «Фокке-Вульф-190А» с усовершенствованным вооружением, а также ночной истребитель «Мессершмитт-110». Применяя усовершенствованные радиолокационные прицелы, немецкие истребители наносили значительный урон союзной авиации как днем, так и ночью.

Чтобы уменьшить потери самолетов, союзное командование пересмотрело очередность бомбардировок объектов. 18 мая 1943 г. Объединенный комитет начальников штабов одобрил «План объединенного бомбардировочного наступления с Британских островов» под кодовым наименованием «Пойнтблэнк». Этот план лег в основу директивы от 10 июня 1943 г., согласно которой основной задачей военно-воздушных сил являлось уничтожение немецких истребителей и разрушение промышленных предприятий, связанных с их производством. «Пока это не будет достигнуто, - указывалось в директиве, - наша бомбардировочная авиация не сможет выполнить поставленные перед нею задачи» {1100} . Главная роль в выполнении плана «Пойнтблэнк» отводилась американской 8-й воздушной армии.

Согласно плану объединенное бомбардировочное наступление состояло из четырех этапов. На первом этапе (он заканчивался в июле) главными объектами должны были стать верфи подводных лодок. На втором (август - сентябрь) - основные усилия сосредоточивались по районам базирования истребительной авиации и заводам, выпускающим истребители. За это время количество тяжелых бомбардировщиков предполагалось довести до 1192. На третьем (октябрь - декабрь) - планировалось продолжать уничтожение немецкой истребительной авиации и других средств ведения вооруженной борьбы. К январю 1944 г. предполагалось иметь 1746 тяжелых бомбардировщиков. Задачи последнего этапа (январь - март 1944 г.) сводились в основном к обеспечению подготовки вторжения союзных войск на континент. К 31 марта количество тяжелых бомбардировщиков должно было увеличиться до 2702 {1101} .

В июле 1943 г. английская бомбардировочная авиация совершила налеты на Кёльн, Ахен, Эссен и Вильгельмсхафен. Особое место среди бомбардировок городов Германии англо-американской авиацией заняли налеты на Гамбург, осуществленные с 25 июля по 3 августа 1943 г. В этих налетах участвовало 3095 самолетов, из них 2630 вышли на цель и сбросили на город 8621 тонну бомб. Потери союзников составили 87 бомбардировщиков {1102} .

В августе бомбардировкам подверглись Берлин, Мангейм, Нюрнберг, а также итальянские города Турин и Милан. В ночь на 18 августа около 600 самолетов сбросили 1937 тонн бомб на экспериментальный центр ракетного вооружения в Пенемюнде.

С осени 1943 г. воздушные бомбардировки стали все больше подчиняться подготовке вторжения союзных войск во Францию. В разделе «Воздушное наступление» заключительного доклада Объединенного комитета начальников штабов на конференции «Квадрант» 24 августа 1943 г. указывалось: «Подрыв и дезорганизация во все возрастающих масштабах военно-экономической мощи Германии, разрушение важнейших объектов на коммуникациях противника и значительное сокращение боевых сил немецкой авиации путем проведения объединенного воздушного наступления со всех удобных баз являются предварительным условием проведения операции «Оверлорд» (если русские одни не одержат полной победы до начала указанной операции). Поэтому, в силу особой стратегической важности воздушного наступления, ему по-прежнему необходимо уделять величайшее внимание» {1103} .

За последние десять дней августа были совершены три налета на Берлин, в результате были сильно разрушены районы Сименс-Штадта, Мариендорфа и Лихтенфельде. Потеряв во время налетов 125 самолетов, Бомбардировочное командование временно прекратило налеты на столицу рейха. В сентябре оно провело два массированных налета на Мангейм, в октябре - бомбардировки Ганновера, Касселя и Дюссельдорфа.

Осенью 1943 г. 8-я американская воздушная армия наносила удары преимущественно по городам, расположенным в глубине Германии. Она при этом несла большие потери. Например, 14 октября 1943 г. во время бомбардировок 388 американскими тяжелыми бомбардировщиками Швейнфурта было потеряно 60 самолетов. «Истина заключалась в том, - констатировали американские историки, - что 8-я воздушная армия на некоторое время потеряла превосходство в воздухе над Германией» {1104} .

В середине ноября возобновились налеты на Берлин. В ночь на 19 ноября 402 бомбардировщика сбросили на город 1593 тонны бомб. Потери составили 9 самолетов {1105} .

При проведении воздушных бомбардировок союзное командование стремилось различными способами ввести противника в заблуждение относительно истинных объектов атаки. Так, например, маршруты бомбардировщиков выбирались с таким расчетом, чтобы создать впечатление, будто они летят в направлении определенного объекта. Но в самый последний момент самолеты внезапно меняли курс и шли к своей действительной цели. Такой маневр, осуществлявшийся авиацией, зачастую сбивал с толку операторов постов управления и наведения немецких истребителей.

Как 8-я американская армия, так и особенно английское Бомбардировочное командование придерживались плана воздушного наступления на Германию лишь в его общих чертах. Английская авиация вместо налетов на важные военно-промышленные объекты основные усилия сосредоточивала на бомбардировке наиболее крупных городов Германии {1106} . Главный маршал авиации Гаррис 7 декабря 1943 г. заявил, что «к концу октября 1943 г. на 38 главных городов Германии было сброшено 167 230 тонн бомб, уничтожено около 8400 гектаров застроенной площади, что составляло 25 процентов общей площади городов, подвергшихся воздушному нападению» {1107} . Однако разрушение жилищных массивов не привело и не могло привести к снижению выпуска военной продукции.

Такой вывод сделал английский историк А. Верриер, который в книге «Бомбардировочное наступление» пишет: «Нам теперь известно, что германская тяжелая промышленность и основные производственные мощности не понесли в 1943 году серьезного ущерба. Несмотря на опустошение Рура, металлургические и другие предприятия продолжали работать; не ощущалось недостатка в машинном оборудовании; не было острой нехватки сырьевых материалов» {1108} . Другой английский историк А. Тейлор свой вывод о том, что воздушное наступление на Германию не оправдало возлагавшихся на него надежд, подкрепляет конкретными данными. «В 1942 году, - пишет он, - англичане сбросили 48 тыс. тонн бомб; немцы произвели 36 804 единицы оружия (тяжелых орудий, танков и самолетов). В 1943 году англичане- и американцы сбросили 207 600 тонн бомб; немцы выпустили 71 693 единицы оружия» {1109} .

Ни английскому Бомбардировочному командованию, ни командованию 8-й американской воздушной армии к концу 1943 г. не удалось полностью выполнить задач, предусмотренных планом «Пойнтблэнк».

Наступление англо-американских войск в Италии и воздушные бомбардировки Германии в 1943 г. не привели к тем результатам, на которые рассчитывало союзное командование. Заверения Черчилля в том, что в Италии будут скованы значительные силы вермахта и это окажет существенную помощь Советской Армии, не подтвердились {1110} . Немецко-фашистское командование направило в Италию небольшое количество войск, и то главным образом из Франции. В сентябре в Италии было лишь 17,5 немецких дивизий, в то время как на советско-германском фронте находилась 221 дивизия. Отвлечение союзных сил для операций в Италии вело к затяжке войны в Европе.

Контрнаступление под Курском, а затем общее стратегическое наступление Советской Армии лишили гитлеровское командование возможности изменить ход событий в Италии. Героическая борьба советского народа в значительной мере облегчила англо-американским войскам проведение операций в Сицилии и на Апеннинском полуострове.

Вооруженные силы США и Англии, действовавшие в Европе, внесли свой вклад в общее дело борьбы против гитлеровской коалиции. Выход Италии из войны ослабил силы фашистского блока.

В ходе высадки войск в Сицилии и в районе Салерно, а также последующих действий в Италии англо-американские армии получили опыт подготовки и проведения десантных операций и наступления с захваченных плацдармов. Количество соединений, получивших боевую закалку в проведенных боях, увеличилось. У командования и личного состава появилось больше уверенности в успехе вооруженной борьбы против вермахта.