Замены звука к звуками т х. Постановка и автоматизация звуков "т д"

Зонд для постановки заднеязычных звуков

Заднеязычные звуки (К, Г, Х) в речи ребёнка появляются достаточно рано, обычно до 2х лет, однако в практике не редко встречаются дети, у которых нарушено произношение этих звуков.

О правильной артикуляции и нарушениях произношения заднеязычных звуков (К, Г, Х,) можно прочитать .

Для того, чтобы подготовить мышцы языка к произношению заднеязычных звуков, выполняются определённые . В основном, это упражнения на укрепление мышц задней части языка.

Упражнения для подготовки к постановке заднеязычных звуков

1. Кончик языка упирается в нижнюю десну, задняя часть спинки языка поднимается и опускается. Рот широко открыт. Необходим зрительный контроль в зеркале.

2. Присасывание спинки языка к твёрдому нёбу. Кончик языка у нижних дёсен.

Постановка звука К

1. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация выстрела пистолета.

2. Постановка К от переднеязычного Т с помощью шпателя, зонда или других подручных средств.

Ребёнок произносит ТА-ТА-ТА. Логопед нажимает шпателем(зондом) на переднюю часть спинки языка, продвигаясь приблизительно на 1 см. Получается примерно так: ТА-ТЯ-КЯ-КА.

В некоторых случаях, я просто использую палец, обёрнутый стерильной марлевой салфеткой или чистым носовым платком и отодвигаю спинку языка кзади.

3. От сформированного с помощью гимнастики правильного артикуляционного уклада. Кончик языка у нижних дёсен, задняя часть спинки языка плотно прижата к нёбу. Добавляем сильный резкий короткий выдох.

Постановка звука Г

1. Звук Г ставится от звука К путём озвончения.

2. Так же звук Г можно поставить по аналогии со звуком К от слога ДА механическим способом.

ДА-ДЯ-ГЯ-ГА.

Постановка звука Х

1.От звука СЬ механическим способом, продвигая шпатель (зонд) или черенок чайной ложки по спинке языка вглубь полости рта СЬ-Щ-ХЬ-Х или СА-ЩА-ХЯ-ХА

2. От звука К. Произносить звук К с придыханием, т.е. К не резкий, взрывной, а плавный с размыканием смычки и переход её в щель КХХхх.

3. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация согревания рук дыханием.

Логопедам!

Добавляйте свои способы постановки заднеязычных звуков в комментариях или напишите, какие способы постановки заднеязычных Вы обычно используете.

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если есть вопросы по теме, пишите в комментариях. Ваш логопед онлайн, Перфилова Наталья Владимировна.

1. Возможна по подражанию от К с включением голоса и обязательным тактильно-вибрационным контролем (сопряжено и отражено).

2. В трудных случаях используется механический способ от звука Д с зондом, шпателем или пальцем (логопеда, ребенка):

ДА-ДА-ДА - ДЯ-ДЯ-ДЯ - ГЯ-ГЯ-ГЯ - ГА-ГА-ГА

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Г

1. Прямые слоги:

а) га-га - га-га-га б) га-го-гу-гы

го-го - го-го-го го-гу-гы-га

гу-гу - гу-гу-гу гу-гы-га-го

гы-гы - гы-гы-гы гы-га-го-гу

2. Слова с прямыми слогами:

а) гага бумага б) год вагон

гавань вьюга годик выгон

гадание угадать годок коготь

гадюка дуга годен ноготь

гайка книга говядина одногодки

гамак минога Гога огонь

гамма навага гобой огонек

гать наган гоготать погоди

Ганя нога гомон погода

гадать попугай гонг погодки

гадание тайга гон погоны

Ганг пугать гонит погонять

агат юнга гонка угон

Агата нагайка гопак угодить

Агафон отгадка готов фагот

Агафья яга готовить ягода

в) губы, губка, гудок, гудеть.

3. Слоги со стечением согласных :

гда-гдо-гду-гды гва-гвд-гву-гвы

гдо-гду-гды-гда гво-гву-гвы-гва

гду-гды-гда-гдо гву-гвы-гва-гво

гды-гда-гдо-гду гвы-гва-гво-гву

гна- гно-гну-гны агн-огн-угн-ыгн

гно-гну-гны-гна огн-угн-ыгн-агн

гну-гны-гна-гно угн-ыгн-агн-огн

гны-гна-гно-гну ыгн-агн-огн-угн

гма-гмо-гму-гмы мга-мго-мгу-мгы

гмо-гму-гмы-гма мго-мгу-мгы-мга

гму-гмы-гма-гмо мгу-мгы-мга-мго

гмы-гма-гмо-гму мгы-мга-мго-мгу

4. Слова со стечением согласных :

гнать гной гну где

выгнать гнойник гнуть когда

угнать гнойный гнутый Гвинея

обогнать гном выгнуть Гвидон

отогнать гномик подогнуть пингвин

гнев гантели* город* град*

гневить гобелен* дорога* игра*

гневный гольфы* народ* гроза*

гнедой телега* пирог* гром*

гнить фляга* радуга* груша*

5. После отработки произношения слогов и слов проводятся лексические, грамматические и упражнения в звуко-слоговом анализе по той же схеме, что и на звук К .

6. Упражнения с разрезной азбукой - игра «Отгадай слова из данных букв»:

ОМГН -(гном) ААННГ - (наган)

ГНОА - (нога) ГБМААУ - (бумага)

ААГМК -. (гамак) ГПДООА - (погода)

ОАГПК - (гопак) ОГД - (год, дог)

ВНГОА - (вагон) ИАКНГ - (книга)

ЬООГН - (огонь) ДАГОЯ - (ягода)

ГНУО - (угон) КГЙАА - (гайка)

ГНЮА - (юнга) ДАГОК - (когда)

БГАУ - (губа) ИИВНГПН - (пингвин)

ГДУА -(дуга) УОГБЛЬ - (голубь*)

Словосочетания (проговаривание, выборочное спряжение):

гнуть дугу догонять бегунов

обогнать гнома обогнать бегуна

отогнать гадюку бегать на выгон

пугать пингвинов отогнать вагоны

подогнать телегу* погонять нагайкой

готовить говядину пугать нагайкой

отгадать книгу пугать наганом


бегать в тайгу за ягодами пугать попугаев

угадывать погоду угодить Агафону

гудеть на гобое готовить вагон

догонять пингвинов гоготать в гавани

8. Работа с фразой:

а) договаривание предложений словами на Г:

Рыбаки поймали (окунь, лещ, минога, навага) .

Гога играет на фортепиано (этюд, песня, гаммы) .

Всю ночь в тайге бушевала (метель, вьюга) .

Агафон закручивает (винт, гайка) .

Вдали слышатся удары (колокол, бубен, гонг) .

Игорь открывает дверь гаража (колено, рука, нога) .

На берегу моря бушует (вода, огонь) .

Из комнаты слышен детский (смех, гомон) .

Дети весело танцуют (веснянка, кадриль, гопак) .

Папа повесил на двух дубах (качели, гамак) .

Гале подарили украшение из (бирюза, агат, рубин).

В клетке живут два веселых (щегол, попугай) .

Ганя читает интересную (сказка, книга, повесть).

У Инги болит (ухо, зуб, нога) .

Инга и Ганя - (соседи, одногодки) .

б) преобразование деформированной фразы:

пингвин у пингвиненок - У пингвина пингвиненок.

тайга нет в попугаев -

кнут Агафья гнать гуси* -

ягоды Агафон по идет тайга в -

гудок в гудит гавань -

Ганя говядина котлеты из готовить* -

Инга бумага ногтем сгибать -

Игорь тупик вагоны отгонять в* -

Ганя год один -

Инга годик два -

Агата книга покупать новая -

компот мама готовить ягодный -

пингвин пингвинята гнать вода в -

гномы дети пугать -

Инга Ганг идти гулять на -

Гога в отдыхать гамак -

гавань в дети бегать -

9. Чисто- и скороговорки, рассказы .

Я бегу, бегу, бегу,

отдыхая на бегу.

Год бегу, два бегу ~

догнать годы не могу.

Я и Гога, мы вдвоем

в тайгу по ягоды идем.

Мама, ноги у меня

Бегут, будто два коня.

Га-га-га - дайте Гане пирога,

Дайте Гане пирога,

Пирога из творога.

Гу-гу-гу - сидит гном на берегу,

Сидит тихо - ни гу-гу*.

В небе гром, гроза,

Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит*.

В огороде гуси ущипнули Люсю,

и болела долго у нее нога.

-Я вам, злые гуси! -

погрозила Люся.

А они в ответ ей: «Га-га-га!»*.

Бабка-угадка,

отгадай отгадку.

Гуси

Ганя маленькая. Ганю испугали гуси. Гуси гоготали: «Гага-га!». Не бойся Ганя. Гони гусей. Ганя гонит гусей. Гуси бегут от Гани. Ганя довольна*.

| | | | |
Трудные гласные буквы: е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. К вашим услугам разнообразные занимательные упражнения на развитие речи (), Речь - высшая психическая функция человека. Она обеспечивается головным мозгом, поэтому, отклонения в ее работе должны быть вовремя замечены и исправлены. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в систематической помощи логопеда. Лучше всего, если занятия будут проходить попутно. Например, идете в садик и учитесь говорить определенное слово. Или учите песенку. Здесь на сайте вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать. Чем больше активности вы будете проявлять с детишками, тем быстрее он обучится правильно говорить.

Исправление нарушений произношения звука /Х/.

Если у ребенка нарушено произношение всех твердых задне¬язычных звуков, сначала поставьте ему произношение звука/Х/, затем /К/, после этого /Г/. Если у ребенка получился раньше звук /Х/, приступаю к постановке звука /К/, а затем, опираясь на пра¬вильное произношение этого звука, к постановке звуков /Х/ и /Г/.

Постановка звука /Х/ по подражанию..

а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).

Постановка звука /Х/ с механической помощью.

Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».

Постановка звука /Х/ от правильного /К/..

Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/.

Постановка звука /Х’/ по подражанию:

Звук /Х/’ вызывается сразу в слогах. Логопед предлагает ребенку улыбнуться и неоднократно произнести слог «ХИ», подражая смеху маленькой девочки.

Постановка звука /Х’/ с механической помощью:

Звук /Х’/ ставится от опорного звука /С/, Ребенку предлагается произносить слог «СА», логопед с помощью зонда отодвигает язык вглубь рта до тех пор, пока не послышится звукосочетание «хя»: «са-ся-хя».

Вы только даете ребенку инструкции, не используя при этом собственного произношения.
1. Пусть ребенок, не отрывая языка от нёба, длительно и внятно произнесет звук [к]. Получится звукосочетание [кх – х - х]. Укажите ребенку на то, что вслед за [к] слышится другой звук, именно тот, который вам нужен. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и будет «дуть» в нее следующим после [к] звуком.
2. Дальше нужно произносить звукосочетание (фактически слог [кх – х - ха] (используя соответствующую картинку), в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто - это придаст звуку [х] большую внятность.
3. Затем ребенок должен произносить слоги [кх – х – ха - ха - ха] (скажите ему, чтобы он повторял только второй после [к] звук
4. Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.
5. В дальнейшем следует произносить слоги [ха - ха - ха] и слоги остальными гласными звуками. Это можно делать по подражании

Этот способ можно использовать, когда ребенок либо вообще не выговаривает звук «Х» (вместо него может слышаться выдох), либо заменяет его на звук [ф]. Во время работы над звуком следите, чтобы ребенок не открывал широко рот, именно из-за этого чаще всего нарушается произношение заднеязычных звуков (задняя часть спинки языка не дотягивается до нёба). Зубы должны быть в форме правильного прикуса. При нарушенном прикусе рот должен быть максимально прикрыт.
1. Ребенок должен имитировать смех. Делать это нужно после выдоха (плечи должны быть опущены), «смеяться» нужно негромко и низким голосом. Вы должны очень эмоционально (для того чтобы ребенок не догадался, что вы на самом деле произносите звук [х]) произносить слоги [ха - ха - ха] (звук [а] должен звучать, как нечто среднее между [а] и [э]).
2. Пусть ребенок «смеется», подставив ко рту ладонь и «попадая» в нее своими «смешками» (струя воздуха должна ощущаться горячей). Вначале вам не следует произносить звук [х] слишком отчетливо (особенно, если ребенок заменяет его на [ф]), пусть произнесение этих слогов больше напоминает смех.
3. В дальнейшем вы предлагаете ребенку «смеяться» более «внятно», «с нажимом» (он может «похохотать» «насмешливо», даже «издевательски»), «смешки» должны быть короткими и четко «попадать» в ладонь. Вы более внятно произносите звук [х].
4 . После этого под видом смеха ребенок должен повторять за вами слоги [хо - хо - хо], затем - слоги с другими гласными.
5 .Когда ребенок начнет безошибочно произносить звук, сообщите ему, какой звук он на самом деле выговаривает.



Постановка звука «Х» по подражанию.

Способ заключается в имитации смеха .

Смеяться надо после выдоха (плечи опущены), негромко, низким голосом.

Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» - толчки горячего воздуха.

В дальнейшем предлагается ребенку смеяться, произнося ХО-ХО-ХО, ХЭ-ХЭ-ХЭ, ХЫ-ХЫ-ХЫ и мягкие ХИ, ХЕ, ХЁ.

Постановка звука «Г».

Зондом- рамкой или шпателем от слога "ДА", передвигая кончик языка зондом внутрь рта, в начале слышится "ГЯ", а затем "ГА".

Постановка звука «К».
Звук «К» следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука «Т». При этом звук «Т» должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков.
Ребенку предлагают произносить слог «ТА». В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог «ТЯ». Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог «КЯ».

Наконец, третий этап - еще более глубокий нажим на язык - дает твердый звук - «КА».
Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык в глубь рта - прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог «ТА», а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука «К».
Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук «К» получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем.
Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук «К» с горловым оттенком.

Недостатки произношения звука «К».
1. Вместо «К» слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.
Исправление: ставить звук заново.

2. «К» заменяется звуком «Х». Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.
Исправление: а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при «К» и плавной струей при «Х»; б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.
3. Вместо «К» твердого слышится мягкое («кет» место «кот»). Причина : язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для «КЕ», «КИ», где звук «К» смягчается под влиянием следующих гласных.
Исправление : показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого «К». Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).
4. Слышится глубокое, горловое «К», свойственное некоторым восточным языкам. Причина : язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.
Исправление: ставить звук заново, исходя из слога «ТА» и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого «К» (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).
5. После звука «К» в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук «Э» («Ы»). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком «П» или «Т» («ап-ак, ат-ак»). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука «К» она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту).
6. Вместо «К» получается «Г». Причина: в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука «К» соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками «П» и «Т» (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани).
Временно преувеличить силу выдоха после взрыва.
7. Произношение «К», особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина: состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков «П» и «Т», одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки.
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т» и исправить его (если необходимо); б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п - т - к; aп - ат -ак).
Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.
Упражнения

Звуки [К], [Г], [Х] относятся к группе заднеязычных звуков. Обычно к 2-3 годам дети самостоятельно осваивают произношение этой группы. Однако некоторые дети могут испытывать трудности в освоении этих звуков. Чаще всего это связано с недостаточностью мышечного тонуса органов артикуляции и (или) несформированностью фонематического слуха, отвечающего за узнавание и различение звуков речи.

Основные направления работы для постановки звуков [К], [Г] и [Х]

  • развитие фонематического слуха
  • выработка укладов и двигательных навыков с помощью артикуляционной гимнастики
  • постановка звука
  • автоматизация, или закрепление, звука

Упражнения для развития фонематического слуха

  • «Поймай звук»

Взрослый называет разные звуки. Ребенок хлопает в ладоши, как только услышит звук [К]

А У И К Ы А К О У И К

С Т К Д П К Ф Б Х К

  • «Поймай слог»

Взрослый называет слоги. Ребенок стучит ладошкой по столу, как только услышит слог со звуком [К]

ФА ЛА СА КА ША РА КА

МО ТО ХО КО ЛО СО КО

  • «Поймай слово»

Взрослый называет многократно слово капитан - искаженно и правильно. Ребенок кивает головой: верно или неверно.

апитан, гапитан, капитан, тапитан, папитан, капитан

Вырабатываем артикуляционные уклады и двигательные навыки

Разучите с ребенком . Эти упражнения помогут ребенку развить умения управлять своими органами артикуляции. Выполняйте упражнения ежедневно, особое внимание для постановки звуков [К], [Г], [Х] уделите упражнениям «Киска», «Киска сердится», «Блинчик», «Змейка», «Чистим зубки».

Подробно читайте на нашем сайте.

Артикуляция звуков [К], [Г], [Х]

Для того, чтобы научить ребенка правильно произносить тот или иной звук, необходимо знать его правильную артикуляцию. То есть необходимо иметь отчетливое представление, как во время произношения звука работают и в каком положении находятся язык, губы, щеки, голосовые складки.

Правильная артикуляция звука [К]

Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Зубы разомкнуты. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Боковые края языка прижаты к задним верхним зубам. Задняя часть языка образует смычку с нёбом. Мягкое нёбо поднимается и закрывает проход в полость носа. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный звук.

Правильная артикуляция звука [Г]

Такая же, как и у звука [К], только с участием голоса. Голосовые складки смыкаются и вибрируют.

Правильная артикуляция звука [Х]

Отличается от звука [К] тем, что задняя часть спинки языка образует не смычку с нёбом, а по средней линии образует щель.

Постановка звуков [К], [Г], [Х]

Эти звуки ставятся с механической помощью. Логопеды используют для этой цели медицинский шпатель. В домашних условиях его можно заменить столовой ложкой или ставить (вызывать) звук чистым указательным пальцем.

Для постановки звука [К] просим ребенка произносить многократно слоги та-та-та, одновременно с этим, нажимом шпателя на переднюю часть спинки языка отодвигаем его постепенно назад (вглубь). С продвижением языка сначала слышится тя, затем кя, потом ка.

Если с первого раза не получится вызвать нужный звук, необходимо продолжить всё снова.

Так же ставится звук [Г] от слога да.

Звук [Х]ставится аналогично от звука с. Сначала слышится ся, затем хя и наконец - ха.

Если ваш ребенок умеет произносить звук [Г],но у него не получается глухой звук [К], то необходимо провести работу по различению «звонкости – глухости». Объясните ребенку, что эти звуки произносятся одинаково. Но звук [Г] произносится с голосом, а звук [К] – без голоса. Положите руку ребенка на свою шею в области гортани и поочередно произносите звуки. Ребенок должен почувствовать вибрацию от произнесения звонкого звука. Предложите ребенку произнести звук [К] как [Г], но без голоса.

Если не получится вызвать необходимые звуки самостоятельно, обязательно обратитесь за помощью к логопеду.

Автоматизация, или закрепление, звука

Закрепляйте произносительные навыки постепенно. Отработайте сначала произношение звука в слогах, затем в словах. После этого можно переходить к фразам и стихам. На последнем этапе автоматизации вводите поставленный звук в связную речь.