Жизнь знати во время викторианской эпохи. Моральность викторианской эпохи

Рассматривая викторианскую эпоху в общемировом контексте, нельзя не отметить, что она ознаменовалась для значительного числа государств - британских колоний - обретением большей независимости и свободы, а также возможности развивать свою собственную политическую жизнь. Помимо этого, те открытия, которые совершались в Британии в это время, имели значение не только для страны, но и для всего человечества в целом. Появление в Британии сразу нескольких выдающихся представителей искусства и, в первую очередь, художественной литературы, оказало влияние на развитие мирового искусства. Например, творчества английского писателя Чарльза Диккенса оказало существенное влияние на развитие русского романа.

Если рассматривать значение данного периода для самой Британии, то необходимо отметить, что викторианская эпоха занимает совершенно особое место в истории Великобритании. Для этого периода Британской истории характерны два главных обстоятельства. Прежде всего, это то, что в Викторианскую эпоху Британия не участвовала в каких-либо значительных войнах на международной арене, не считая печально известных Опиумных войн в Китае. Не было и серьезного напряжения британского общества, вызванного ожиданием какой-либо катастрофы извне. Поскольку британское общество было и остается достаточно закрытым и зацикленным на себе, это обстоятельство представляется особенно важным. Вторым обстоятельством является то, что значительно вырос интерес к религиозным вопросам с одновременным стремительным развитием научной мысли и самодисциплинирования человеческой личности, в основе которого лежали догматы пуританизма.

Развитие научной мысли в Викторианскую эпоху было таково, что по мере повышения значения дарвинизма и на волне все новых научных открытий, даже британские агностики обратились с критикой в сторону основных догматов христианства. Многие нонконформисты, включая, например, англо-католика У. Гладстона, рассматривали внутреннюю и внешнюю политику Британской империи сквозь призму своих собственных религиозных убеждений.

Викторианская эпоха ознаменовалась обретением Британией новых социальных функций, чего требовали новые промышленные условия и стремительный рост населения. Что касается развития личности, то оно строилось на самодисциплине и уверенности в себе, подкрепляемых уэслианским и евангелическим движениями.

Отличительные особенности Викторианской эпохи

Начало Викторианской эпохи датируется 1837 годом, когда на английский престол взошла королева Виктория. На тот момент ей было 18 лет. Царствование королевы Виктории продолжалось в течение 63-х лет вплоть до 1901 года.

Несмотря на то, что период правления Виктории стал временем беспрецедентных для истории Великобритании перемен, устои общества в Викторианскую эпоху оставались неизменными.

Промышленная революция в Британии привела к тому, что значительно выросло число заводов, складов, магазинов. Отмечался быстрый прирост населения, что привело к разрастанию городов. В 1850-х годах вся Британия была покрыта сетью железных дорог, что значительно улучшило положение промышленников, поскольку облегчило доставку товаров и сырья. Британия стала высокопроизводительной страной, оставившей далеко позади другие европейские государства. На международной промышленной выставке 1851 года успехи страны были оценены по достоинству, Британия заслужила титул «мастерской мира». Передовые позиции в промышленном производстве сохранялись вплоть до конца XIX - начала ХХ веков. Однако не обходилось и без негативных сторон. Для рабочих кварталов промышленных городов была характерна антисанитария. Повсеместно использовался детский труд, а низкие зарплаты соседствовали с плохими условиями труда и изнуряющее долгим рабочим днем.

Викторианская эпоха ознаменовалась укреплением позиций среднего класса, что привело к доминированию в обществе основных его ценностей. В чести были трезвость, пунктуальность, трудолюбие, экономность, хозяйственность. Эти качества вскоре стали нормой, поскольку их полезность в новом индустриальном мире была несомненна. В качестве примера подобного поведения выступала сама королева Виктория. Ее жизнь, до конца подчиненная семье и долгу, значительно отличалась от жизни двух ее предшественников на троне. Пример Виктории оказал влияние на большую часть аристократии, что привело к отказу высших кругов от броского и скандального образа жизни, характерного для предыдущего поколения. Примеру аристократии последовала высококвалифицированная часть рабочего класса.

В основе всех достижений Викторианской эпохи, несомненно, лежат именно ценности и энергия среднего класса. При этом нельзя сказать, что все черты этого среднего класса были примером для подражания. Среди негативных черт, так часто высмеиваемых на страницах английской литературы того периода, и мещанская уверенность в том, что процветание есть награда за добродетель, и крайнее пуританство в семейной жизни, порождавшее лицемерие и чувство вины.

Религия играла большую роль в Викторианскую эпоху, несмотря на то, что значительная часть населения Британии вовсе не относилась к глубоко верующему. Большое влияние на народные умы оказывали различные протестантские течения, такие как методисты и конгрегационалисты, а также евангелистское крыло англиканской церкви. Параллельно с этим происходило возрождение римско-католической церкви, а также англокатолического течения в рамках англиканской церкви. Основными их постулатами были приверженность догме и ритуалу.

Несмотря на существенные успехи Британии в этот период, Викторианская эпоха являлась также периодом сомнений и разочарований. Обусловлено это было тем, что прогресс науки подрывал веру в незыблемость библейских истин. При этом не наблюдалось существенного роста атеистов, а сам атеизм все еще оставался неприемлемой для общества и церкви системой взглядов. Так, например, знаменитый политический деятель, выступавший за социальные реформы и свободу мысли, Чарльз Брэдлоу, прославившийся помимо всего прочего своим воинствующим атеизмом, смог получить место в Палате Общин только в 1880 году после целого ряда неудачных попыток.

Большое влияние на пересмотр религиозных догм оказала публикация в 1859 году работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Эта книга имела эффект разорвавшейся бомбы. Теория эволюции Дарвина опровергала тот казавшийся ранее непреложным факт, что человек является результатом божественного творения и по воле Божьей стоит над всеми другими формами жизни. Согласно теории Дарвина, человек развился в процессе эволюции естественного мира точно так же, как развились все другие виды животных. Эта работа вызвала волну жесткой критики со стороны религиозных деятелей и консервативно настроенной части научного сообщества.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что Англия переживала несомненный всплеск интереса к науке, что вылилось в ряде масштабных научных открытий, однако при этом сама страна оставалась достаточно консервативной в том, что касается жизненного уклада и системы ценностей. Быстрое развитие Британии из аграрного государства в государство промышленное привело к бурному росту городов и появлению новых рабочих мест, однако не облегчило положение рабочих и условия их жизни.

Страница из первого издания "Происхождения видов"

Политическое устройство страны

Викторианский парламент являлся более представительным, чем в периоды правления предшественников королевы Виктории. Он более, чем в предшествующие времена, прислушивался к общественному мнению. В 1832 году, еще до того, как Виктория взошла на престол, парламентская реформа дала право голоса представителям значительного слоя среднего класса. Законы 1867 и 1884 годов предоставили избирательное право большинстве взрослых мужчин. Одновременно развернулась бурная кампания за предоставление избирательного права и женщинам.

Во времена правления Виктории правительство уже не подчинялось царствующему монарху. Это правило установилось еще при Вильгельме IV (1830-37). Несмотря на то, что королева пользовалась большим уважением, ее влияние на министров и принимаемые ими политические решения было крайне незначительным. Министры подчинялись парламенту и в первую очередь Палате Общин. Но поскольку партийная дисциплина в те времена не была достаточно жесткой, решения министров не всегда претворялись в жизнь. К 1860-м годам виги и тори оформились в гораздо более четко организованные партии - либеральную и консервативную. Либеральную партию возглавлял Уильям Гладстон, а консервативную Бенджамин Дизраэли. Однако, дисциплина в обеих партиях была слишком либеральной, чтобы удержать их от расколов. На проводимую парламентом политику постоянное влияние оказывала проблема Ирландии. Голод 1845-46 годов заставил Роберта Пиля пересмотреть законы о торговле зерном, поддерживающие высокие цены на британскую сельхозпродукцию. Был введен «Закон о свободной торговле», ставший частью общего движения викторианской эпохи, направленного на создание более открытого, основанного на конкуренции общества.

Тем временем решение Пиля об отмене «хлебных» законов разделило консервативную партию. А двадцатью годами позже деятельность Уильяма Гладстона, направленная, по его собственным словам, на умиротворение Ирландии, и его приверженность политике самоуправления стали причиной раскола среди либералов.

В течение этого реформистского периода внешнеполитическая обстановка оставалась относительно спокойной. Конфликт назрел в 1854-56 гг., когда Британия и Франция развязали Крымскую войну с Россией. Но и данный конфликт имел лишь локальный характер. Кампания велась с целью обуздать российские имперские устремления на Балканах. По сути, это был всего лишь один из раундов в затянувшемся Восточном вопросе (дипломатической проблеме, связанной с упадком турецкой Османской империи) - единственное, что серьезно затрагивало Британию в общеевропейской политике викторианской эпохи. В 1878 г. Англия оказалась на грани еще одной войны с Россией, но осталась в стороне от европейских альянсов, впоследствии расколовших континент. Такую политику отказа от длительных союзов с другими державами британский премьер-министр Робертом Артуром Толботом Солсбери назвал блестящей изоляцией.

Исходя из имеющихся данных, Викторианская эпоха являлась периодом парламентской перестройки, а также оформления и усиления основных партий, существующих в Британии и в настоящее время. При этом номинальная власть монарха делала невозможным его существенное влияние на политическую жизнь страны. Фигура монарха все больше становилась данью традициям и устоям Британии, теряя свой политический вес. Данное положение сохраняется и в настоящее время.

Внешняя политика Британии

Викторианская эпоха для Британии ознаменовалась расширением колониальных владений. Правда, потеря американских колоний привела к тому, что идея новых завоеваний в этой области была не очень популярна. До 1840 года Британия не стремилась к получению новых колоний, а занималась защитой своих торговых путей и поддержкой своих интересов за пределами государства. На тот период приходится одна из черных страниц Британской истории - опиумные войны с Китаем, причиной которых послужила борьба за право продавать в Китае индийский опиум.

В Европе Британия поддерживала слабеющую Оттоманскую империю в ее борьбе с Россией. В 1890 году наступил момент передела Африки. Она должна была быть поделена на так называемые «зоны интереса». Несомненными завоеваниями Британии в данном случае стали Египет и Суэцкий канал. Оккупация Британией Египта продолжалась до 1954 года.

Некоторые колонии Британии в тот период получили дополнительные привилегии. Так, например, Канада, Новая Зеландия и Австралия получили право на создание правительства, что ослабило их зависимость от Британии. При этом королева Виктория оставалась в этих странах по-прежнему главой государства.

К конце XIX века Британия была сильнейшей морской державой, а также контролировала значительную часть суши. Однако колонии были подчас непомерным грузом для государства, поскольку требовали значительных денежных вливаний.

Проблемы преследовали Британию не только за океаном, но и на собственной территории. В основном они исходили от Шотландии и Ирландии. При этом, например, население Уэльса за XIX век увеличилось в четыре раза и составило 2 миллиона человек. Уэльс мог похвастаться богатыми залежами каменного угля на юге, что сделало его центром быстро развивающихся угледобывающей и металлургической промышленности. Это привело к тому, что почти две трети населения страны стремилось переехать на юг в поисках работы. К 1870 году Уэльс стал промышленной страной, хотя на севере оставались значительные территории, на которых процветало фермерство, а большинство жителей были небогатыми крестьянами. Реформы парламента позволили жителям Уэльса избавиться от семей богатых землевладельцев, которые представляли их в парламенте в течение 300 лет.

Разделилась на промышленную и сельскую территорию Шотландия. Промышленная зона располагалась возле Глазго и Эдинбурга. Индустриальная революция нанесла сильный удар по жителям горных районов. Крах системы кланов, который существовал там веками, стал для них настоящей трагедией.

Много проблем доставляла Англии Ирландия, битва за свободу которых вылилась в масштабную войну католиков с протестантами. В 1829 году католики получили право участвовать в парламентских выборах, что только усилило чувство национального самосознания ирландцев и сподвигло их с большими усилиями продолжать свою борьбу.

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод о том, что основной задачей Британии того периода на внешнеполитической арене стало не завоевание новых территорий, а поддержания порядка на старых. Британская империя настолько разрослась, что управление всеми ее колониями стало довольно проблематичным. Это привело к предоставлению колониям дополнительных привилегий и снижению той роли, которую Британия прежде играла в их политической жизни. Отказ от жесткого контроля колониальных территорий был обусловлен теми проблемами, которые существовали на территории самой Британии, и решение которых становилось задачей первостепенной. Необходимо отметить, что некоторые из этих проблем не решены должным образом до сих пор. Особенно это касается католическо-протестантского противостояния на территории Северной Ирландии.

Викторианская эпоха считается временем правления английской королевы Виктории (1837 — 1901). За этот период Англия осуществила большой прорыв, как в политическом, так и в экономическом плане. Было сделано множество изобретений и социальных нововведений, которые полностью изменили современный мир.

Изобретения

В викторианскую эпоху новые изобретения били ключом. Например, в 1876 году Александром Беллом был изобретен телефон, а через 19 лет, в 1895 году Гульельмо Маркони изобрел радио. Но не только это. Фотоаппарат, туалет, швейная машина, пылесос, поезд и печать газет – все это было придумано и воплощено в жизнь во времена викторианской эпохи. Да, паровой двигатель и полиция тоже являются изобретениями того времени.

Правила поведения

Во времена правления королевы Виктории правила этикета, поведения и морали были чрезвычайно строгими. Детям не разрешалось шуметь и проводить много времени с родителями. Дамам не разрешалось надевать платья, которые бы не прикрывали лодыжки. А мужчины не называли ни одной незамужней девушки по имени, пока та с кем-то не обручалась.

Социальная структура

Во времена викторианской эпохи существовала классовость, которая включала в себя высший класс, средний класс и рабочий класс. После промышленной революции, которая произошла в этот же период, классовое неравенство несколько сгладилось. В частности, средний класс, хорошо заработавший во время промышленной революции, стал жить значительно лучше и богаче. Кстати, в викторианскую эпоху население Великобритании удвоилось.

Здравоохранение

В викторианскую эпоху наибольшее количество смертей, связанных со здоровьем, было вызвано туберкулезом. В то время во время операций не использовали обезболивающие препараты или анестезию, поэтому человек на операционном столе мог несколько часов переносить невыносимую боль и страдания.

Прием пищи

Помимо всего вышеперечисленного викторианство запомнилось современникам обедами в подвалах, поскольку считалось, что пища лучше всего переваривается, когда тело находится в темноте. Поэтому большинство столовых викторианской эпохи были расположены в подвалах домов.

А в качестве бонуса предлагаем узнать еще 8 по-настоящему удивительных видео-фактов о викторианской эпохе. Не пропустите видео ниже!

(1837—1901) — период царствования Виктории, королевы Великобритании и Ирландии, императрицы Индии.
Отличительной чертой этой эпохи является отсутствие значительных войн (за исключением Крымской), что позволило стране интенсивно развиваться — в частности в сфере развития инфраструктуры, строительства железных дорог.

В области экономики в этот период продолжались промышленная революция и развитие капитализма. Для социального облика эпохи характерен строгий моральный кодекс (джентльменство), закрепивший консервативные ценности и классовые различия. В области внешней политики продолжалась колониальная экспансия Британии в Азии («Большая Игра») и Африке («драка за Африку»).

Исторический обзор эпохи

Виктория наследовала престол после смерти своего дяди, бездетного Вильгельма IV, 20 июня 1837 года. Вигийский кабинет лорда Мельбурна, который королева застала при своём воцарении, опирался в нижней палате на смешанное большинство, только отчасти состоявшее из старых вигов. В состав его входили, кроме того, радикалы, стремившиеся к расширению избирательного права и к краткосрочным парламентам, а также ирландская партия, руководимая О’Коннелем. Противники министерства, тори, были одушевлены твёрдой решимостью противодействовать всякому дальнейшему торжеству демократического принципа. Новые выборы, назначенные вследствие перемены монарха, усилили консервативную партию. Большие города Англии, Шотландии и Ирландии голосовали преимущественно в пользу либеральных и радикальных фракций, но английские графства большей частью избрали противников министерства.

Между тем, политика прежних лет создала для правительства значительные затруднения. В Канаде разлад между метрополией и местным парламентом принял опасные размеры. Министерство получило разрешение приостановить действие канадской конституции и отправило в Канаду графа Дергама с обширными полномочиями. Дергам действовал энергично и искусно, но оппозиция обвинила его в превышении власти, вследствие чего он должен был сложить с себя свою должность.
Ещё яснее слабость правительства проявилась по поводу ирландских дел. Утверждения ирландского десятинного билля министерство могло добиться не иначе, как после совершенного устранения аппроприационного параграфа.

Внешняя и внутренняя политика

Весной 1839 года англичане успешно воевали с Афганистаном, который с этого времени стал как бы передовым прикрытием их ост-индских владений и предметом ревнивой опеки со стороны Англии.
В мае того же года разразился министерский кризис, непосредственным поводом к которому послужили дела острова Ямайки. Несогласия между метрополией, уничтожившей в 1834 году невольничество негров, и интересами плантаторов на острове угрожали привести к такому же разрыву, как в Канаде. Министерство предложило приостановить на несколько лет действие местной конституции. Этому воспротивились как тори, так и радикалы, и предложение министерства было принято большинством всего 5 голосов. Оно подало в отставку, но снова приняло на себя ведение дел, когда попытки Веллингтона и Пиля составить новый кабинет окончились неудачей — между прочим, вследствие того, что Пиль требовал замены статс-дам и фрейлин королевы, принадлежавших к вигским семействам, другими, из лагеря тори, а королева не хотела на это согласиться (в английской конституционной истории этот вопрос известен под именем «Спальный вопрос» англ. Bedchamber question). Парламентская сессия 1840 года была открыта торжественным извещением о предстоящем браке королевы Виктории с принцем Альбертом Саксен-Кобург-Готским; бракосочетание состоялось 10 февраля.

15 июля 1840 года представители Англии, России, Австрии и Пруссии заключили договор, имевший целью положить конец раздорам между Портой и египетским пашой. Мехмед-Али отверг решение конференции, рассчитывая на помощь Франции, оскорбленной отстранением от участия в таком важном деле; но этот расчёт не оправдался. Английская эскадра, подкрепленная турецкими и австрийскими военными силами, произвела в сентябре высадку в Сирии и положила здесь конец египетскому владычеству.
Торжество внешней политики нисколько не упрочило положения министерства; это обнаружилось во время парламентской сессии, открывшейся в январе 1841 года. Правительство терпело одно поражение за другим. Уже в 1838 году в Манчестере образовалась под предводительством Ричарда Кобдена, так называемая лига против хлебного закона (en:Anti-Corn Law League), поставившая себе задачей отмену существующей покровительственной системы и, главным образом, пошлин на привозный хлеб. Встреченная с яростью аристократией и землевладельцами, извлекавшими громадные выгоды из высокого тарифа, лига требовала свободного ввоза всех предметов продовольствия как единственного средства поднять упавшие государственные доходы, улучшить положение рабочих классов и облегчить конкуренцию с другими государствами. Отчасти под давлением финансовых затруднений, отчасти в надежде найти поддержку в противниках хлебной пошлины, министерство возвестило о своём намерении приступить к пересмотру хлебных законов. Вслед за этим по вопросу о налоге на сахар оно было побито большинством 317 голосов против 281. Министерство распустило парламент (23 июня).

Консервативная партия, превосходно организованная и руководимая Пилем, одержала победу, и когда в новом парламенте министерский проект адреса был отклонен сильным большинством, министры подали в отставку. 1 сентября 1841 года образовался новый кабинет. Во главе его стоял Пиль, а главными членами были герцоги Веллингтон и Букингам, лорды Линдгерст, Стэнли, Абердин и сэр Джемс Грэгам. И раньше уже, по вопросу об эмансипации католиков, показавший некоторую чуткость к требованиям времени Пиль в феврале 1842 года выступил в нижней палате с предложением понизить ввозную пошлину на хлеб (с 35 шиллингов на 20) и принять принцип постепенно понижающихся тарифных норм. Все контрпроекты безусловных сторонников свободной торговли и протекционистов были отвергнуты, и предложение Пиля было принято, равно как и другие финансовые меры, направленные к покрытию дефицита (введение подоходного налога, уменьшение косвенных налогов и т. п.). В это время снова зашевелились чартисты и внесли в парламент исполинскую по числу подписей петицию, с изложением своих требований. Они нашли себе сильную опору в неудовольствии фабричных рабочих, питаемом торговым кризисом, затишьем в промышленной деятельности и высокими ценами на жизненные припасы. Несогласие с Северо-Американскими Штатами из-за границ было улажено конвенцией 9 августа 1842 года. Натянутость отношений к Франции, вызванная договором 1840 года, все ещё продолжалась; отголоском её был отказ французского правительства подписать заключенную великими державами конвенцию об уничтожении торговли невольниками и о праве обыска подозрительных кораблей (англ. droit de visite).

Старые раздоры с Китаем из-за торговли опиумом привели ещё в 1840 году к открытой войне. В 1842 году эта война приняла благоприятный для англичан оборот. Они поднялись вверх по Янтсекиангу до Нанкина и продиктовали китайцам мир. Англичанам был уступлен остров Гонконг; для торговых сношений были открыты 4 новые гавани.
В Афганистане быстрый успех 1839 года ослепил англичан; они считали себя хозяевами страны и были застигнуты врасплох восстанием афганцев, неожиданно вспыхнувшим в ноябре 1841 года. Доверившись коварному врагу, англичане выговорили себе свободный выход из страны, но на обратном походе в Индию потерпели страшные потери от климата, лишений и фанатизма жителей. Вице-король, лорд Элленборо, решился отомстить афганцам и летом 1842 года отправил против них новые войска. Афганцы были разбиты, города их разрушены, оставшиеся в живых английские пленные освобождены. Опустошительный характер похода вызвал резкое порицание со стороны оппозиции в палате общин. 1843 год прошёл тревожно.

Католическое направление некоторой части англиканского духовенства (см. Пьюзеизм) все более и более разрасталось. В Шотландии произошёл разрыв между государственной церковью и пресвитерианским толком нонинтрузионистов. Главные затруднения предстояли правительству в Ирландии. С самого вступления в должность торийского министерства Даниэль О’Коннель возобновил свою агитацию в пользу расторжения унии между Ирландией и Англией (англ. Repeal). Он собирал теперь сходки в 100 000 человек; можно было ожидать вооружённого столкновения. Против О’Коннеля и многих его сторонников было возбуждено уголовное преследование. Судебное разбирательство несколько раз откладывалось, но в конце концов агитатор был признан виновным. Палата лордов кассировала приговор вследствие формальных нарушений закона; правительство отказалось от дальнейшего преследования, но агитация уже не достигала прежней силы.

В сессии 1844 года на первый план выдвинулся опять вопрос о хлебных законах. Предложение Кобдена относительно полной отмены хлебной пошлины было отвергнуто нижней палатой большинством 234 голоса против 133; но уже при обсуждении фабричного билля, когда известному филантропу лорду Ашлею (позднее граф Шефтсбери) удалось провести предложение о сокращении рабочего дня до 10 часов, стало ясно, что правительство не располагает больше прежним прочным большинством.
Главнейшей финансовой мерой в 1844 году был банковый билль Пиля, давший английскому банку новую организацию.
В том же году произошла важная перемена в высшей администрации Ост-Индии. В декабре 1843 года лорд Элленборо предпринял победоносный поход против округа Гвалиор в Северном Индостане (ещё раньше, в 1843 году, был покорен Синд). Но именно эта воинственная политика вице-короля в связи с беспорядками и подкупами в гражданском управлении, вызвали вмешательство дирекции Ост-Индской компании. Пользуясь предоставленным ей законом правом, она сменила лорда Элленборо и назначила на его место лорда Гардинга. В 1845 году завершился внутренний распад прежних партий.

Все совершенное Пилем в сессии этого года было достигнуто им при помощи его прежних политических противников. Он предложил увеличить средства на содержание католической семинарии в Майнуте, которая, будучи единственным государственным учреждением этого рода в Ирландии, представляла плачевный контраст с роскошной обстановкой школ англиканской церкви. Это предложение вызвало сильнейшую оппозицию на министерских скамьях, рельефно обрисовавшую все бессердечие староторийского и англиканского правоверия. Когда 18 апреля билль был допущен ко второму чтению, прежнее министерское большинство уже не существовало. Пиль приобрел поддержку 163 вигов и радикалов. Церковная агитация получила новую пищу, когда министры выступили с предложением учредить три высшие светские коллегии для католиков, без права вмешательства государства или церкви в религиозное преподавание.
Из-за этой меры Гладстон, тогда ещё строгий церковник, вышел из кабинета; когда она была внесена в парламент, англиканские высокоцерковники, фанатики католицизма и О’Коннель одинаково разразились проклятиями против безбожного проекта. Тем не менее, билль был принят громадным большинством. Ещё резче это измененное положение партий обозначилось в экономических вопросах. Результаты последнего финансового года оказались благоприятными и показали значительный прирост подоходного налога. Пиль ходатайствовал о продолжении этого налога ещё на три года, предполагая, вместе с тем, допустить новое понижение таможенных сборов и совершенное уничтожение вывозных пошлин. Предложения его вызвали неудовольствие тори и землевладельцев, но встретили горячую поддержку в прежней оппозиции и были приняты при её помощи.

Тем временем в Ирландии неожиданно разразился страшный голод вследствие неурожая на картофель, составлявший почти единственную пищу беднейших классов населения. Народ умирал и десятками тысяч искал спасения в эмиграции. Благодаря этому агитация против хлебных законов достигла высшей степени напряжения. Предводители старых вигов открыто и бесповоротно примкнули к движению, которое до тех пор находилось в руках Кобдена и его партии. 10 декабря министерство подало в отставку; но лорд Джон Россель, которому поручено было составить новый кабинет, встретил не меньше затруднений, чем Пиль, и возвратил королеве свои полномочия.
Пиль преобразовал кабинет, в который вновь вступил Гладстон. Вслед за тем предложена была Пилем постепенная отмена хлебных законов. Часть старой торийской партии последовала за Пилем в лагерь свободной торговли, но главная масса ториев подняла яростную агитацию против своего прежнего вожака. 28 марта 1846 года второе чтение хлебного билля было принято большинством 88 голосов; все изменения, отчасти предложенные протекционистами, отчасти клонившиеся к немедленной отмене всех хлебных пошлин, были отвергнуты. Билль прошёл и в верхней палате благодаря влиянию Веллингтона.

Несмотря, однако, на этот успех и громадную популярность, приобретенную Пилем проведением своей великой экономической реформы, личное положение его становилось все более затруднительным. В борьбе против ядовитых нападок протекционистов — в особенности Дизраэли, который вместе с Бентинком принял на себя предводительство над старыми тори, Пиль, разумеется, не мог рассчитывать на защиту своих долголетних противников. Ближайшим поводом к его падению послужил вопрос о чрезвычайных мерах по отношению к Ирландии, разрешенный отрицательно коалицией вигов, радикалов и ирландских депутатов. Внешние дела в момент удаления торийского министерства находились в весьма благоприятном положении. Прежние натянутые отношения с Францией мало-помалу уступили место дружественному сближению. С Северной Америкой произошли было разногласия вследствие обоюдных притязаний на область Орегона, но они были мирно улажены.
В июне 1846 года сикхи произвели набег на британские владения в Индии, но были разбиты.

3 июля 1846 года образовалось новое вигийское министерство под главенством лорда Джона Росселя; самым влиятельным членом его был министр иностранных дел лорд Пальмерстон. Оно могло рассчитывать на большинство только при условии поддержки со стороны Пиля. Открывшийся в январе 1847 года парламент одобрил целый ряд мер, принятых с целью помочь бедствиям Ирландии. Около того же времени умер О’Коннель, на пути в Рим, и в нём национальная партия Ирландии потеряла свою главную опору.
Вопрос об испанских браках привёл к охлаждению между лондонским и парижским кабинетами. Пользуясь этим, восточные державы порешили присоединение Кракова к Австрии, оставив без внимания запоздалые протесты английского министра иностранных дел.
На общих выборах 1847 года протекционисты остались в меньшинстве; пилиты составили влиятельную среднюю партию; соединённые виги, либералы и радикалы образовали большинство 30 голосов. Чартисты нашли себе представителя в талантливом адвокате О’Конноре. Внутри страны положение дел было безотрадно. Размножившиеся преступления в Ирландии потребовали особого репрессивного закона. В английских фабричных округах нужда и безработица тоже приняли ужасающие размеры; банкротства следовали одно за другим. Недобор в государственных доходах вследствие общего застоя в делах и невозможности сокращения расходов заставил министерство предложить закон о повышении подоходного налога ещё на 2 процента. Но увеличение этого непопулярного налога вызвало такую бурю в самом парламенте и вне его, что в конце февраля 1848 года предложенная мера была взята назад.

Викторианская архитектура (англ. Victorian architecture) — самый общий термин, который используется в англоязычных странах для обозначения всего многообразия разновидностей эклектического ретроспективизма, распространённых в викторианскую эпоху (с 1837 по 1901 годы). Доминирующим направлением этого периода в Британской империи была неоготика; целые кварталы в этом стиле сохранились практически во всех бывших британских колониях. Для Британской Индии также характерен индо-сарацинский стиль (вольное сочетание неоготики с национальными элементами).

В области архитектуры викторианская эпоха отмечена всеобщим распространением эклектического ретроспективизма, в особенности неоготики. В англоязычных странах для обозначения периода эклектики используется термин «викторианская архитектура ».

Викторианское искусство и литература

Типичными писателями викторианской эпохи являются Чарльз Диккенс, Уильям Мейкпис Теккерей, Энтони Троллоп, сестры Бронте, Конан Дойль и Редьярд Киплинг; поэтами — Альфред Теннисон, Роберт Браунинг и Мэтью Арнольд, художниками — прерафаэлиты.
Формируется и достигает своего расцвета британская детская литература с характерным отходом от прямой дидактики в сторону бессмыслицы и «вредных советов»: Льюис Кэрролл, Эдвард Лир, Уильям Рэндс.

Викторианская эпоха не очень легко поддается описанию, хотя бы потому, что правление королевы Виктории оказалось невероятно длинным. Сменялись стили и направления в литературе и искусстве, но оставалось основополагающее мировосприятие.
Мы уже говорили о том, что старый, устойчивый мир распадался на глазах у людей. Зеленые холмы и долины застраивались фабриками, а развитие науки поставило под вопрос само происхождение и сущность человека: точно ли он - образ Божий, или потомок странных существ, выползших миллион лет назад из первобытной грязи? Поэтому через всю эпоху, через все искусство проходит стремление людей каким-то образом укрыться от реальности или воссоздать ее самому. (Это делают Тернер и Констебл: в своих картинах они словно заново создают свет и цвет). Некоторые пытаются избежать современности, прячась в средневековье, как прерафаэлиты, Моррис и Пьюджин.

Другие пытаются противопоставить разрушающемуся миру простые, надежные ценности среднего класса: семью, детей, домашний очаг, честный труд. Пример подает сама королева Виктория. В молодости Виктория была очень красива, а тот стереотип, который возникает при упоминании о ней - образ грузной старухи в вечном трауре - это поздние ее годы. Виктория была образцовой женой, сохраняя верность любимому супругу и после его смерти (отсюда и пожизненный траур), увековечивая его память в монументах, таких как Альберт-Холл. Они были идеальной семьей, верной ценностям среднего класса. Именно принц Альберт ввел в английский обиход рождественскую елку и обычай дарить подарки детям на Рождество, и постепенно это стремление найти в жестоком мире тепло и радость оборачивается столь характерной для викторианства сиропной сентиментальностью - или, наоборот, морализаторством. Викторианцем из викторианцев в этом смысле представляется Чарлз Диккенс, с его невинными детьми-ангелами и неизбежным наказанием порока.
А в это время в стране происходили революционные изменения. Индустриализация затрагивала все больше областей жизни. Появляется массовое производство (те же фарфоровые собаки, литографии и открытки), фонограф, фотография. Растет и уровень образования: если в 1837 г. в Англии 43% населения было неграмотно, то в 1894 г. - только 3%. Количество периодических изданий выросло в 60 раз (среди прочих, появляются и журналы мод, такие как Harpers Bazar), возникла сеть библиотек, театры.

Может быть, именно массовое производство и стало причиной того, что когда мы употребляем термин "викторианский", особенно в отношении дизайна и интерьеров, то чаще всего думаем о комнате с пышной, тяжелой мебелью, где невозможно повернуться из-за многочисленных столиков, кресле, пуфиков, полочек с статуэтками, где стены сплошь увешаны картинами и фотографиями. Эта эклектика не была каким-то единым стилем; таков был по большей части именно дом среднего класса, и в большинстве своем такие интерьеры относятся к периоду, который принято называть High Victorian (1850-е - 70е гг).

Причем даже в мебели викторианцы выражали свою строгую мораль: откуда такие длинные скатерти, откуда чехлы на кресла? А дело в том, что даже креслу и столу нельзя показывать ноги, это неприлично. "Приличие" - одна из основополагающих ценностей в ту эпоху. Повседневный костюм был довольно строг и сдержан (правда, на балу или приеме все-таки можно было блеснуть красотой платья и украшений). Но даже собираясь на бал, не принято было использовать косметику - это неприлично, красятся только падше женщины. Памятником викторианской концепции приличия навсегда останется купальная кабинка, которая позволяла дамам купаться вдали от мужских глаз. Они переодевались в этих кабинках - купальные костюмы мало чем отличались от обычных! - а потом кабинки вывозили в море, чтобы можно было входить в воду и выходить из нее без свидетелей.

Примерно в это же время люди начинают осознавать, что дети - не миниатюрные взрослые, а совершено особые существа. Воспитание - еще одно из слов, которые красной нитью проходят через эпоху. Детство выделяется в отдельный период человеческой жизни, и сочетает в себе все несочетаемые черты викторианства: с одной стороны, дети - это невинность, чистота, подарки на Рождество; с другой - детей нужно воспитывать в строгости, чтобы они усвоили моральные нормы общества, приучать их к трудолюбию и благонравию.

Викторианская эпоха полнa противоречий. Это время крайнего оптимизма и крайнего же пессимизма, время строгих моральных правил и время, когда в Лондоне процветала проституция, время триумфа империи и время Джека Потрошителя. Все это нужно помнить, когда мы говорим об искусстве, потому что все это самым непосредственным образом отразилось в нем.

Викторианская эпоха дала начало движению за эмансипацию женщин, но акцент все еще делался на украшения и аксессуары. Мужская мода тяготела к большей строгости стиля, и новые методы изготовления одежды быстро распространялись.
XIX век — век буржуа и технического прогресса — коренным образом сказался и на моде. Благодаря массовому промышленному производству одежды, развитию средств коммуникации, мода становится достоянием все более широких слоев общества. Ускорившийся темп жизни и развития цивилизации приводит к быстрой смене модных тенденций.
Несмотря на то, что женщина постепенно отвоевывает свои права у мужчин, 1 мода XIX века еще по-буржуазному целомудренна и стыдлива. Женский силуэт отныне всецело определяется одеждой. Открытого тела становится все меньше, хотя отнюдь и не возбраняется подчеркивать одеждой отдельные "места"

Викторианский век можно разделить на три периода:
- ранневикторианский (1837-1860)
- миддлвикторианский (1860-1885)
- поздневикторианский (1885-1901)

Ранневикторианский период называют также «романтичным». Это - молодость королевы, ознаменованная легкостью и некоей свободой нрава, а также пылкой влюбленностью в принца Альберта. Королева обожала драгоценности, и ее подданные леди, подражая ей, украшали себя милыми безделушками из финифти, кабошонами и кораллами.
На смену модным в начале века широкополым шляпам, украшенным перьями и цветами, пришли практичные чепцы, что оказало влияние на женский силуэт в целом.
В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые "вздутые" рукава, осиная талия, широкая юбка. Декольте платья почти полностью обнажает плечи. Сильно открытая шея позволяет "выделить" голову, и в моду входят сложные прически, обычно приподнятые.

Хотя юбки и широки, но длина их укоротилась: сперва открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Это было достаточно революционно, ибо ноги женщины долгое время (почти всю европейскую историю "нашей эры") оставались надежно скрыты от посторонних взоров.
Дополняли женскую моду того времени и длинные перчатки, которые на людях снимались лишь за обеденным столом. Обязательным модным атрибутом женщин надолго становится зонтик. В этом было не так много кокетства, как может показаться на первый взгляд. Зонтик имел довольно прагматичную цель — защищал кожу женщины от солнца. Вплоть до 1920-х годов загар считался неприличным, "деревенским", в моде была бледная "алебастровая" кожа, так отвечающая периоду романтизма.

Также к 1820 г. в одеяние модниц возвращается корсет, который уйдет из одежды только через столетие. Талия, которая во времена ампира располагалась почти под грудью, снова занимает естественное положение, но от нее требуется неестественный объем — около 55 см! Стремление достигнуть "идеальной" талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.

И без того длинный, корсет (начинаясь под грудью, он на четверть прикрывал ягодицы, утягивая их) к 1845 году удлинился настолько, что возник классический V-силуэт, дополняемый широкими рукавами. В результате модницы с трудом могли двигать руками, а их возможность передвижения была серьезно ограничена. Беспомощность и зависимость от мужчины делали дам викторианской эпохи еще более привлекательными в глазах их кавалеров. Цветовая гамма стала более приглушенной, в отличие от пестроты тканей, присущей началу века, на первый план вышли небольшие детали, которые позволяли коренным образом изменять внешний вид. Обычно это были широкие пояса с пряжками. Женская скромность подчеркивалась и белыми шарфиками вокруг шеи, а также белыми подрукавниками - «engageantes». После почти многолетнего отсутствия в моду вновь вернулись изысканные кашемировые шали. Однако на этот раз они были гораздо шире и почти полностью закрывали женские плечи. Верхняя юбка постепенно утратила свою былую круглую форму, став гораздо шире и приняв вид колокола. К 1850 году в моду вошло словечко «кринолин» обозначавшее верхнюю женскую юбку. Чем шире был кринолин, тем лучше. Носить его было довольно прблематично, поэтому вскоре от этого аксессуара пришлось отказаться.

Модной прической в то время были локоны. Уложенные вокруг головы, спускающиеся на плечи, заколотые в узел или присобранные на затылке.


Женский костюм образца 1833 г.

Модная леди в парке

Миддлвикторианский период был ознаменован трагическим событием - смертью принца-консорта Альберта. Виктория, страстно любившая мужа, погрузилась в бездну скорби и траура. Она постоянно скорбела и оплакивала своего умершего супруга и всё время одевалась только в черное. За ней последовал и весь королевский двор, а затем, в целом, и все общество. Однако же дамы сделали вывод, что в черном они выглядят крайне привлекательно и сумели извлечть выгоду из всеобщей скорби.

Женская одежда среднего викторианского периода была одним из самых неудобных костюмов: жесткие корсеты, длинные тяжелые юбки с многочисленными складками, высокие, подступающие к горлу воротнички. Мужская одежда была намного более комфортной.
Тем не менее, даже тогда, когда в Англии велась борьба за реформу женской одежды, женщины-путешественницы упорно продолжали носить корсеты и шляпы и тщательно заботились о поддерживании надлежащей женщине внешности, как бы ни было это трудно. Более того, по их словам, только эта одежда была единственно подходящей и уместной для женщины в непривычных условиях.

60-е годы XIX века стали переломными в истории развития мировой моды, превратив ее в настоящую индустрию. Столь значительные изменения произошли во многом благодаря изобретению швейной машины, а также появлению искусственных красителей. Одновременно возникло и институционально оформилось одно из основных направлений развития современной моды - от кутюр. Отныне модные тенденции перестали быть некоей застывшей и медленно меняющейся формой, превратившись в нечто гораздо более динамичное и креативное.

Канула в лету знаменитая куполообразная юбка-кринолин, ей на смену пришла гораздо более элегантная вытянутая форма. Впрочем, само понятие «кринолин» задержалось в моде на достаточно продолжительный срок благодаря необычайной популярности создателя высокой моды Чарльза Ворта. Сам Ворт считал кринолин достаточно громоздким и непривлекательным сооружением, но поскольку его имя прочно ассоциировалось именно с этим аксессуаром, он продолжал экспериментировать с формой, создавая все более изысканный образ. В результате через несколько лет верхняя юбка значительно приподнялась и была собрана в элегантные складки чуть ниже пояса.

К 1867 году кринолин окончательно исчез с модного горизонта и ему на смену пришли турнюры. Эксперименты с верхними и нижними юбками буквально захватили практически все слои английского общества. В результате к 1878 году дамы весьма отдаленно напоминали своих предшественниц ранневикторианского периода. Тонкий изящный силуэт с длинным шлейфом окончательно победил массивные формы. Отныне дизайнеры стали обращать особое внимание на фигуры заказчиц, придавая последним желаемое изящество, что означало дальнейшее совершенствование мастерства кутюрье, который зачастую должен был превратить гадкого утенка в настоящую принцессу.

Кстати о кринолине. Свой подлинный смысл кринолин приобретает только с 1850 года. Именно тогда он представляет собой присборенную куполообразную юбку, форма которой поддерживалась многочисленными нижними юбками. До 1856 года под верхней юбкой носили еще шесть нижних юбок, по большей части ручной работы, весьма сложной. Изготовление их было делом трудным и требовало бесконечно много времени. Это было связано с тем, что усовершенствованные швейные машины начали применяться в парижских салонах, в лучшем случае, около 1850 года. Повсеместно же эти машины были в них заведены только в 1857 году. С 1859 года были введены искусственные кринолины, где эластичные стальные обручи - технически модернизированное воспоминание о бывшем райфроке с его обручами — как бы рессорами поддерживали более легкий современный материал. Эта перемена повлияла не только на внешнее очертание платья, но изменила и сам характер одежды. Юбка приобрела новое, неожиданное движение. Бывшие нижние юбки исчезли, а искусственный кринолин стал товаром, вырабатываемым машинами. Как только юбка расширилась до кринолина, сузились рукава лифа, которые в 40-х годах уже тесно облегали руку, а сам лиф стал дополняться широкой оборкой у ворота, называемой «берте».
В моду снова вошли маленькие шляпки, украшенные перьями и вуалетками; прически дамы предпочитали скромные - пучок или локоны, убранные по бокам во французские косы. Особо раскованные дамы испытали на себе и первые модельные стрижки, но распространения они пока не получили.


Леди и джентельмен образца 1850 г.


Платья с турнюрами 1869 г.


Платье с узким силуэтом 1889 г.


Леди в платье покроя "амазонка"

Поздний викторианский период.

Индустриализация идет по планете семимильными шагами: уже изобретены телефон и телеграф, проводятся опыты с вычислительными машинами, появился фотоаппарат «Кодак», отгремела роскошная Всемирная выставка. Жизнь стала динамичной и спешной, что отразилось и на модных веяниях. Именно в эту пору были изобретены знаменитые «блумеры» - широкие шаровары наподобие одежд гаремных невольниц, юбки стали уже, силуэт начал приобретать очертания, знакомые нам и сейчас. Турнюр и кринолин, хотя и носятся повсеместно, но постепенно выходят из моды, уступая место практичным строгим платьям (чаще всего из ателье), костюмам кроя «амазонка» и юбкам «русалка» (узкий верх и пышный низ). Женщиныв начинают стричься; в моду входят завивка и челка.
Но все это касается в основном женщин обеспеченных, представительниц аристократии и буржуазии. Для дам из низших классов одежда остается неизменной - закрытое темное платье с глухим воротом самого простецкого покроя, жесткий турнюр из дешевых материалов, нещадно натирающий кожу даже через нижние сорочки, грубые («козловые») башмаки или туфли на невысоком каблуке.

Характерно, что мужская одежда с начала XIX в. почти не изменилась. Менялись только детали и материалы, но не покрой. После 1875 года установился тип мужской одежды, который мы знаем и сейчас, - брюки, жилет и пиджак, всё из одного материала - солидных английских тканей.
В моду входит смокинг. Первоначально его надевали в курительные салоны, а затем и при посещении театров и ресторанов. Смокинг носили преимущественно молодые люди. Манжеты крахмалили так, что на них можно было писать.
В 1860-х годах был изобретен знаменитый котелок, инзачально предназначенный для носки лакеями и клерками, но затем стремительно вознессшийся до самых верхних слоев общества. Что ни говори, а компактный и твердый головной убор с узкими полями был намного удобнее привычного цилиндра. Впрочем, оный тоже претерпел изменения - некоторые модели цилиндров стали складными.

Королева Виктория

В икторианская эпоха – это период правления Виктории – королевы Великобритании (1837-1901 гг).

Именно во второй половине XIX века Англия показала всему миру свое могущество.

Будучи колониальной империей, Англия развивала промышленность при помощи твердых позиций буржуазии. Не мешали ни войны, ни классовая борьба. Англия времен Викторианской эпохи являлась конституционной монархией с парламентским строем и двухпартийной системой.

Этот временной отрезок характеризовался такими явлениями как:

  • отсутствие крупных войн;
  • стабилизацией экономии;
  • развитием промышленности.

Викторианская эпоха также известна как железнодорожный век или век угля и железа.

Период правления королевы Виктории не случайно окрестили железнодорожным. Когда в 1836 году началось строительство, железные дороги покрыли всю страну уже через 10 лет.

На улицах можно было увидеть кебы, омнибусы, а если отправиться в сельскую местность, то там больше разъезжали кабриолеты и шарабаны.

Омнибус – что-то вроде автобуса, запряженного лошадьми.

Впервые начали использовать электрический телеграф, парусный флот заменили железными и стальными паровыми судами. На производстве выплавляли чугун, половину запасов которого поставляла в другие страны именно Британия.

Кстати, внешняя торговля давала большие прибыли. Золотые прииски в Северной Америке и Австралии сделали свое дело, и Англия заняла лидирующее положение в мировой торговле.

Сельское хозяйство тоже сдвинулось с мертвой точки, и теперь можно было увидеть машины, облегчающие земледельческие работы. Когда в 1846 году отменили «хлебные законы», спала социальная напряженность, так как трудящиеся наконец-то увидели достойные для себя доходы.

Хлебные законы – это законы, которые действовали в Великобритании с 1815 до 1846 гг. Любой ввозимый хлеб облагался налогом для защиты английских фермеров.

Но социальное неравенство как явление не исчезло, скорее наоборот – стало максимально контрастным. Один исследователь даже говорил о двух расах в Англии – краснощеких и расе с землистым цветом лица.

Бедные люди часто не имели даже крыши над головой, а те, кому повезло больше, ютились в сырости трущоб за Темзой. Нищета доходила до такой степени, что в 30 лет молодые люди выглядели как 60-летние, теряя работоспособность и силы. И недоедание, нищенские условия жизни были лишь одной из причин такого порядка вещей, – хозяева заставляли своих рабочих трудиться по 18 часов.

Ситуация начала немного меняться после принятия закона об ограничении продолжительности рабочего дня до 14 часов в 1878 году. Детей моложе 14 лет уже не брали на производство, особенно на вредное, где были задействованы свинец и мышьяк. Но все эти меры все равно не спасли бедных от их нищенского положения.

В то же время лорды, высшие церковники, послы и сановники государства расселялись на западе города в своих великолепных особняках. Они обожали заниматься охотой, скачками, плаванием, боксом, а вечером отправлялись на балы и в театры, куда великосветские дамы надевали по моде корсеты .


Впрочем, такое могли себе позволить только самые богатые среди аристократов, остальные же – чиновники, торговцы и самые высокооплачиваемые рабочие – развлекались только в воскресенье, отдыхая в городском парке на лужайке.

Королеве Виктории было всего 18 лет, когда она вступила на престол в 1837 году. Она правила 64 года из 82 лет жизни. Ее уважали, хотя говорить о блистательном уме или талантах не приходилось. Всю свою жизнь она придерживалась принципа «царствовать, но не управлять», отдав все бразды правления в руки министров.

Источники:

  • Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Хлебные_законы
  • Сороко-Цюпа О., Смирнов В., Посконин В. Мир в начале XX века, 1898 – 1918

Смотришь порой на викторианские фотографии, и дрожь берёт - какие они странные и нередко чудовищные в прямом смысле этого слова. Снимки мёртвых людей, загримированных и закреплённых так, чтобы казаться живыми; изображения физических недостатков и травм; коллажи с отрезанными головами и «призраки», снятые на длительной выдержке. Кому и зачем нужны были эти фотографии? Давайте полистаем старинный альбом и попытаемся найти объяснение содержимому его страниц.

Осторожно, в статье присутствуют шокирующие иллюстрации

Стоячие мертвецы

Фотографии мёртвых людей - это очень популярная и растиражированная история. В Сети можно найти много подобных подборок: красивые, нарядные мужчины, женщины и - чаще всего - дети с закрытыми глазами полусидят или лежат в окружении живых родственников. Далеко не всегда можно догадаться, что центральный герой композиции уже в лучшем мире. Такие снимки были широко распространены в Европе и Америке второй половины XIX века. Книги мёртвых действительно существовали, были даже фотографы, специализировавшиеся на запечатлении мертвецов - и по отдельности, и в кругу ещё здравствующих членов семьи. Чаще всего снимали детей и стариков, крайне редко фотографировали молодых покойников.

На этом семейном снимке крайняя слева девочка мертва

Объяснение этой традиции, распространённой с 1860-х по начало 1910-х, крайне простое. В те времена собственных фотокамер почти ни у кого не было, дагеротипия, а после коллодионная фотография были сложными технологиями и требовали профессионального подхода. Частных снимков почти не делалось, работа фотографа была престижной и требовала высокой квалификации, поэтому очень неплохо оплачивалась.

Трудно поверить, но мертвы обе девочки. Хорошо просматриваются опоры подставок за их ногами

Поход в студию для семейного фотоснимка был делом дорогостоящим, а уж приглашение фотографа на дом могли себе позволить только обеспеченные люди. К фотографированию готовились заранее, наводили причёски, надевали лучшие костюмы - именно поэтому люди на снимках XIX века кажутся такими горделивыми и красивыми. Они просто очень старательно позировали. Вспомните, например, знаменитую фотографию «Дикой банды» Бутча Кэссиди (справа): разыскиваемые преступники одеты с иголочки, в новенькие костюмы и котелки, выглядят как настоящие денди и не стесняются сниматься. Почему? Да потому что фотограф получил хороший гонорар, а не лишённый самолюбия Кэссиди хотел иметь красивое фото своей организации. Банки и поезда эти люди грабили в совсем другом виде.

Так вот, из-за высоких цен на снимки и сложности процесса многих просто не успевали сфотографировать при жизни. Особенно это касалось детей - детская смертность в XIX веке была чудовищной и при этом совершенно привычной. Семьи были большими, в среднем 2-3 из 10 детей умирали от болезней в отсутствие антибиотиков, вакцин и других современных средств. Старики тоже при жизни снимались редко - во времена их молодости фотографии не было, а в старости им было уже не до того.

В результате люди спохватывались, что у них нет семейных фотографий, только после смерти кого-либо из близких. Тут же спешно нанимали фотографа, тело напомаживали и усаживали в «живую» позу. Нередко такие снимки были вообще единственными, где был запечатлён покойный. Умерших среднего возраста, от 20 до 60, снимали гораздо реже, потому что они обычно успевали сфотографироваться при жизни.

Здесь глаза мёртвой девушки не нарисованы, а зафиксированы в открытом положении

Фотографы хорошо зарабатывали на таком жанре. Существовало множество хитростей и приспособлений, которые позволяли выдать мертвеца за живого человека. Например, специализированные (запатентованные!) подпорки для придания мёртвому естественной позы - хотя чаще делали фотографию, где покойник имитировал спящего. В глаза вставлялись распорки, а зрачки поворачивали, чтобы умерший «смотрел в камеру». Иногда о том, что на снимке мертвец, догадаться было вообще невозможно, разве что по едва заметному штативу у его ног.

Порой фотографии известных покойников распродавались как сувениры: например, в 1882 году, посмотрев на выставленное в назидательных целях тело убитого грабителя Джесси Джеймса, можно было на выходе купить фотографию его трупа.

Жанр пошёл на спад уже в начале XX века, а к 1920-м годам исчез окончательно. Распространились компактные личные камеры, съёмка стала повсеместной и дешёвой, трудно было найти человека, ни разу не попадавшего в объектив. А нам на память осталось множество кошмарных фотографий. Впрочем, многие из них кажутся очень элегантными и интересными, пока ты не догадываешься, что изображённые на них викторианские красавицы мертвы.


Помимо подставки, состояние главного героя выдают нарисованные поверх снимка выпученные глаза



Трудно поверить, но мертвы обе девочки. Хорошо просматриваются опоры подставок за их ногами

Спрятанные матери

У многих детей не было прижизненных снимков потому, что ребёнка трудно ровно усадить и заставить не дёргаться. А выдержки в те времена были очень долгими. Если нужно было сфотографировать ребёнка одного, без матери, фотографы XIX века использовали простой трюк. Мать садилась на стул, и её тщательно драпировали, накрывая руки, лицо, ноги, как будто она предмет мебели. Ребёнка сажали на колени матери, где он мог какое-то время вести себя прилично. При этом со стороны фотографа всё выглядело так, как будто на снимке никого, кроме ребёнка, нет.

Правда, если присмотреться, эти фотографии создают жуткое ощущение. Заметно, что под покрывалом, в темноте неподвижно сидит человек. Кажется, что он вот-вот выпрыгнет и сожрёт ничего не подозревающее невинное дитя.

Викторианский фотошоп




23 мая 1878 года молодой британский фотограф Сэмюэл Кей Балбирни из Брайтона (Суссекс, Великобритания) разместил в газете Brighton Daily News объявление, которое впоследствии стало знаменитым и породило целый жанр фотоманипуляций. Оно гласило: «Фотографии духов: леди и джентльмены на фотографиях будут летать в воздухе в компании столов, стульев и музыкальных инструментов! Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы! Фотографии карликов и гигантов: это действительно смешно!»

Фотографов в Брайтоне хватало, а Балбирни, открывший фотостудию, хотел выделиться. И он изобрёл способ фотоманипуляции, основанный на совмещении нескольких негативов. По сути, это стало предтечей современного фотошопа. Как ни странно, идея Балбирни не снискала успеха. Привыкшие к традиционной фотосъёмке жители Брайтона не спешили сниматься в безголовом или летающем виде. Через два года фотограф закрыл студию и ушёл служить армейским врачом.






Но, как ни странно, дело его продолжало жить. Немногие фотографии, сделанные Балбирни, расползлись не только по частным альбомам заказчиков, но и по газетам. В результате простейшую манипуляцию с негативами освоили десятки фотографов в Англии и за её пределами. «Безголовые портреты» стали популярным жанром фотосъёмки и оставались в моде до 1910-х.

К слову, скорее всего, не Балбирни был изобретателем технологии. Известна как минимум одна «безголовая фотография», сделанная в 1875 году, до открытия студии, другим мастером из Брайтона, Уильямом Генри Уилером, - он держал фотосалон на Хайстрит. Но Уилер не рекламировал свой «фотошоп» так открыто, как Балбирни, и не стал родоначальником нового направления.

Взрывающийся мул


Самая известная безголовая фотография принадлежит не человеку, а мулу. Причём у мула на ней действительно нет головы! Сделал её британский фотограф Чарльз Харпер Беннетт 6 июня 1881 года исключительно в научных целях.

Беннетт был сыном суррейского шляпника, но в 1870-х решил открыть бизнес по продаже фотооборудования. В 1878 году, пытаясь найти способ сократить выдержку, он понял, что коллодионный процесс ускорить никак не получится и нужен кардинально новый состав эмульсии для мгновенного закрепления изображения. К тому времени другой фотограф, английский врач Ричард Меддокс, уже достиг успехов в этой области, заменив коллодий желатином. Но и он не смог добиться достаточной скорости закрепления из-за того, что в желатине было слишком много жидкости. Беннетт взялся усовершенствовать метод Меддокса и быстро добился успехов. Он сумел сократить выдержку с нескольких секунд до 1/25 секунды.

Первым делом Беннетт решил показать технологию военным, причём американским, а не британским, и ему требовался эффектный и одновременно эффективный эксперимент. Способ демонстрации он выбрал своеобразный: привязал к шее мула динамит, установил фотоаппарат на штатив, а затем взорвал голову животного в присутствии подполковника армии США Генри Эбботта и ещё нескольких военных с базы Уиллетс-Пойнт (Нью-Йорк). Снимок он успел сделать в тот момент, когда ошмётки головы уже разлетались, но тело мула ещё стояло, не успев упасть. Это демонстрировало скорость фотосъёмки.

Описание эксперимента и результаты работы Беннетта были опубликованы в Scientific American. Технология была успешно внедрена, Беннетт получил патент и заработал на своём изобретении. Но пресса обрушила на него гору критики за жестокое обращение с животным. Поскольку отец Беннета был шляпником, некоторые газеты обыгрывали фразу «безумен, как шляпник» из «Алисы в Стране чудес».

Лечение или пытка?

В Интернете широко растиражирована вторая фотография. На первой девушка с искривлённым позвоночником, на второй - процесс выпрямления, на третьей - тугая перебинтовка, удерживающая позвоночник в выровненном состоянии.

Другое популярное направление фотоснимков XIX века - люди, которых явно кто-то пытает. Хлещет по спине, бьёт током, сжимает голову тисками. На деле в большинстве этих снимков нет ровным счётом ничего страшного. Представьте, что человек, никогда не видевший стоматолога, увидит снимок, на котором вы сидите с широко открытым ртом, а туда лезет какой-то мужик со страшными инструментами. Он ужаснётся, не так ли? Вот и мы, впервые сталкиваясь с давно забытыми и порой ошибочными врачебными методиками XIX века, ужасаемся, хотя в те времена они казались совершенно нормальными.

Например, в Сети широко распространена фотография, на которой стройная полуобнажённая женщина привязана за руки к странной конусообразной раме. Рядом стоит полностью одетый мужчина средних лет и, похоже, смотрит на женскую грудь. Что это - викторианский БДСМ-клуб? Нет, конечно. Эта фотография всего-навсего иллюстрирует методику исправления сколиоза, разработанную знаменитым американским хирургом-ортопедом Льюисом Сэйрой.

Он был настоящим революционером своего дела. С помощью конусообразной рамы Сэйра временно выпрямлял изувеченный сколиозом позвоночник, а затем туго бинтовал пациента, не позволяя снова изогнуться. После нескольких недель таких процедур позвоночник заметно выпрямлялся. Фотография с девушкой наиболее известна из-за того, что её героиня молода, стройна и выглядит всё это загадочно и эротично. На самом деле снимков Сэйры за работой пруд пруди. На большинстве запечатлены мужчины с кругленькими пузиками или, наоборот, костлявые, с торчащими из сползших штанов волосатыми, простите, задами. Конечно, популярной стала по-настоящему красивая фотография.

И, кстати, это вы ещё не видели другие приспособления для исправления сколиоза, распространённые в XIX столетии.

Дюшен демонстрирует улыбку. На самом деле из-за паралича лица пациент физически не мог улыбаться. Дюшен просто «включил» нужные мышцы с помощью электроимпульсов.

Живший в XIX веке французский невролог Гийом Дюшен исследовал реакцию мышц и нервов на электрические импульсы. Впоследствии его работы легли в основу электронейромиографии, диагностического теста, позволяющего выявить повреждения нерва.

В числе прочего Дюшен запечатлевал выражения лиц пациентов при подаче импульсов на тот или иной лицевой нерв. Проблемой была фотосъёмка того времени - длительная выдержка не позволяла осуществить подобную процедуру. Но Дюшену повезло - в его распоряжении оказался сапожник средних лет, страдавший от паралича лицевого нерва (паралича Белла). Иначе говоря, если Дюшен с помощью тока получал на лице пациента какое-то выражение, оно держалось там без изменений несколько минут, пока мышцу не «отпускало». Это позволяло сделать качественный снимок на длительной выдержке.

Врач сделал с сапожником более 100 опытов, подключая электроды к различным мышцам и получая самые разные выражения лица. Исследование, снабжённое снимками, было опубликовано под названием «Механизм человеческой физиогномики». Благодаря этой работе Дюшен определил назначение ряда лицевых мышц и, в частности, выявил механизм возникновения улыбки.




А на снимках - тот самый сапожник во время одного из опытов.

Портрет Финеаса Гейджа


Финеас Гейдж был американским железнодорожным рабочим, специалистом-взрывником. 13 сентября 1848 года 25-летний Гейдж готовил подрыв скалы близ Кавендиша при прокладке участка железной дороги между городами Ратмонд и Берлингтон в штате Вермонт. Ему нужно было просверлить в нужной точке скалы отверстие, заложить туда взрывчатое вещество и фитиль, утрамбовать всё это трамбовочным штырём и законопатить отверстие песком, выпустив наружу участок фитиля.

В момент, когда Гейдж занёс штырь над отверстием, куда уже была заложена взрывчатка, его отвлёк кто-то из рабочих. Гейдж обернулся и машинально опустил штырь. От соударения порох загорелся и взорвался. Штырь вошёл в скулу Гейджа под левым глазом, пробил череп и вышел из верхней части головы. Чтобы вы понимали: это штука была 3,2 см в диаметре, больше метра длиной и весила 6 кг. Пройдя сквозь череп, штырь улетел, разбрызгивая кровь и мозги, на 25 метров вверх и упал неподалёку.

Но Гейдж почему-то выжил. Сперва он упал и задёргался в конвульсиях, затем успокоился, пришёл в себя и с помощью коллег дошёл до гостиницы, где жили рабочие, - в 1,2 км от места происшествия. Когда туда через полчаса приехал хирург Эдвард Уильямс, перебинтованный на скорую руку Гейдж сидел на крыльце в кресле-качалке.

Уже через 2 месяца Гейдж вернулся к активной жизни, внешне потеряв лишь левый глаз. Но его личность изменилась кардинальным образом - друзья и родственники утверждали, что «это больше не наш Финеас». В результате травмы он потерял 4% коры и 11% белого вещества, а также связи между различными участками головного мозга. В течение 12 лет Финеаса Гейджа исследовали лучшие специалисты. На основе этого случая был выявлен ряд закономерностей, за что отвечает тот или иной участок мозга. Было сделано два снимка Гейджа. На обоих он сидит, элегантно одетый, и держит в руках тот самый трамбовочный штырь, который прошил его голову.

Финеас Гейдж умер в 1860 году от эпилептического припадка, спровоцированного старой травмой. Его череп хранится в Анатомическом музее Уоррена в Гарварде.

Всё нормально, просто листайте дальше

Это выражение как нельзя более подходит к большинству старинных фотоснимков, на которых происходит что-то странное. На самом деле там нет ничего необычного - мы просто не привыкли к той реальности, потому что живём в другой. Столь же странными и чудовищными нам порой кажутся снимки, скажем, животного мира, когда самка богомола поедает самца после спаривания или происходит ещё какая-нибудь мерзость. Каждая викторианская фотография, как и любая современная, имеет подтекст, историю, объяснение, без которых непонятно, что на ней происходит. И, когда их узнаёшь, внезапно становится совсем не страшно. Или, наоборот, ещё более не по себе. Это уж решать вам.