А в луначарский биография. Луначарский анатолий васильевич - биография

Большая советская энциклопедия: Луначарский Анатолий Васильевич , советский государственный деятель, один из создателей социалистической культуры, писатель, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. Родился в семье крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского самообразования нелегальной общеученической организации в Киеве (1892), вел пропаганду в рабочих кружках. В 1895-98 - в Швейцарии, Франции, Италии; слушал курс философии и естествознания в Цюрихском университете; изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, а также сочинения классиков французского материализма 18 века и немецкой идеалистической философии 19 века; сблизился с группой «Освобождение труда». С 1898 вел революционную работу в Москве; в 1899 арестован, сослан в Калугу, затем переведен в Вологду, Тотьму (1900-04). Конец 19 - начало 20 веков для Л. - период внутренне противоречивого процесса выработки марксистского мировоззрения и увлечения идеалистической философией Р. Авенариуса, что позднее нашло отражение и в его философских взглядах и эстетических воззрениях: с одной стороны, подчеркивание роли субъективных и биологических факторов, влияние эмпириокритицизма («Основы позитивной эстетики», 1904), с другой - выдвижение на первый план социальных, классовых критериев («Марксизм и эстетика. Диалог об искусстве», 1905). После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик. В ссылке вел пропагандистскую работу. Сотрудничал в периодических изданиях. В 1904 Л. по предложению В.И. Ленина уехал за границу, вошел в состав редакций большевистских газет «Вперед», «Пролетарий», активно участвовал в борьбе с меньшевизмом. Работал под руководством Ленина, который высоко ценил литературный и пропагандистский талант Л. На 3-м съезде РСДРП (1905) выступал с докладом о вооруженном восстании, участвовал в работе 4-го съезда (1906). Представитель большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах 2-го Интернационала. В 1904-07 Л. играл большую роль в борьбе за революционную тактику Ленина. В то же время между ним и Лениным существовали серьезные философские разногласия, которые в годы реакции 1908-10 углубились. Л. вошел в группу «Вперед», стал участником фракции партийных школ на острове Капри и в Болонье, под влиянием философии эмпириокритицизма проповедовал идеи богостроительства («Религия и социализм», т. 1-2, 1908-11; «Атеизм», 1908; «Мещанство и индивидуализм», 1909). Политические и философские заблуждения Л. были подвергнуты Лениным острой критике в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Однако в эстетике Л. оставался последовательным защитником реализма, критиком декадентства, сторонником связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства («Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907; «Письма о пролетарской литературе», 1914; статья о пьесах М. Горького и др.).
В период 1-й мировой войны 1914-18 - интернационалист. В мае 1917 вернулся в Россию, примкнул к «межрайонцам», вместе с которыми на 6-м съезде РСДРП(б) (1917) принят в партию. В октябрьские дни 1917 выполнял ответственные поручения Петроградского ВРК. После Октябрьской социалистической революции, в 1917-29 нарком просвещения. В годы Гражданской войны 1918-20 уполномоченный РВС Республики на фронтах и в прифронтовых районах. С сентября 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. С 1927 заместитель главы советской делегации на конференции по разоружению при Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в Испании. Делегат 8, 10, 11, 13, 15, 16-го съездов партии.
Человек энциклопедических знаний, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, публицист и оратор, Л. внес огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем неразрывно связаны формирование советской школы, системы высшего и профтехобразования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Вместе с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и другими разрабатывал основные вопросы теории и практики народного образования. Л. много сделал для сплочения старой интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии, для создания новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян. В его творчестве и деятельности большое место занимали такие проблемы, как культура и социализм, интеллигенция и революционный народ, взаимоотношения партии, государства и искусства, задачи и методы партийного руководства художественной сферой, значение культурного наследства для литературы и искусства победившего рабочего класса. Отстаивая положение, что пролетариат является единственным наследником всех культурных ценностей прошлого, давая отпор нигилистическому левачеству, Л. тесно связывал вопросы освоения художественного наследия с проблемами пролетарского, социалистического искусства и литературы. Л. был первым крупным теоретиком и критиком советского искусства. Он сыграл большую роль в становлении и развитии марксистской эстетики и художественной критики, внес огромный вклад в борьбу за идейное богатство и художественное многообразие социалистического искусства. В статьях и речах Л. впервые высказаны верные оценки многих советских художников, литературных групп и художественных течений. В работах Л. острые социально-политические характеристики сочетаются с тонким эстетическим анализом произведений искусства. Л. одним из первых указал на значение для всего искусства ленинских гносеологических и исторических принципов, систематизировал высказывания Ленина о литературе («Ленин и литературоведение», 1932) и обосновал новый метод советского искусства («Социалистический реализм», 1933). Встречи Л. с зарубежными художниками способствовали сплочению прогрессивных художественных сил вокруг Республики Советов. Личный друг Р. Роллана, А. Барбюса, Б. Шоу, Б. Брехта и других художников Запада, Л. «был всеми уважаемым послом советской мысли и искусства» (Роллан) за рубежом.
Работы последних лет свидетельствовали о пересмотре Л. на основе ленинизма отдельных ошибочных сторон его философско-эстетических воззрений.

Партия

Анато́лий Васи́льевич Лунача́рский (11 ноября , Полтава , Российская империя - 26 декабря 1933, Ментона , Франция) - российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

С октября 1917 года по сентябрь 1929 года - первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года . Академик АН СССР (01.02.1930) .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ LUNACHARSKY Луначарский - О задачах народного просвещения

    ✪ А. Новиков-Прибой - Солёная купель

Субтитры

Биография

Анатолий Луначарский родился в 1875 году в Полтаве , от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829-1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842-1914), принадлежавшей к роду Ростовцевых . Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого , в свою очередь, - результат перестановки слогов в фамилии «Чарнолуский » (происходит от дворянского рода Чарнолусские). Так как отчим Луначарского был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки, при рождении он не получил дворянства и дослужился до дворянства на государственной службе. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.

В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса ; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса , а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и идеалистические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда ».

Вместе с другими «вперёдовцами» (ультиматистами) участвовал в создании партийных школ для русских рабочих на Капри и в Болонье ; для чтения лекций в этой школе приглашались представители всех фракций РСДРП. В этот период он находился под влиянием философов-эмпириокритицистов ; был подвергнут Лениным жёсткой критике (в работе «Материализм и эмпириокритицизм», ). Развивал идеи богостроительства .

В конце 1915 года переехал со своей семьёй из Парижа в Швейцарию.

В 1917 году

Как я хотел бы, чтобы во Франции был какой-нибудь Луначарский, с таким же пониманием, такой же искренностью и ясностью в отношении политики, искусства и всего, что живо!

Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного , Успенский Собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Что ещё будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше.

На следующий день народные комиссары признали отставку «неуместной», и Луначарский отозвал её . Был сторонником «однородного социалистического правительства» , но, в отличие от В. Ногина , А. Рыкова и других, из Совнаркома на этой почве не выходил. Оставался наркомом просвещения вплоть до 1929 года .

После Октябрьской революции

Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убеждённо ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров.

Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе - неизбежен.

Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм ; первая из них - «Королевский брадобрей» - написана в январе в тюрьме; в создана драма «Пять фарсов для любителей», в - «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из постоктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (), «Оливер Кромвель» ( ; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.

Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине , о событиях 1917 года в России).

Сочинения

Прижизненные издания размещены в хронологическом порядке. Переиздания в список не включены.

  • Этюды критические и полемические. - Москва : «Правда», 1905.
  • Королевский брадобрей. - СПБ : «Дело», 1906.
  • Отклики жизни. - СПБ: изд. О. Н. Поповой, 1906.
  • Пять фарсов для любителей. - СПБ: «Шиповник», 1907.
  • Идеи в масках. - М.: «Заря», 1912.
  • Культурные задачи рабочего класса. - Петроград: «Социалист», 1917.
  • А. Н. Радищев , первый пророк и мученик революции. - Петроград: издание Петроградского совета, 1918.
  • Диалог об искусстве. - М.: ВЦИК , 1918.
  • Фауст и город. - Петроград: изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, 1918.
  • Маги. - Ярославль : изд. Тео Наркомпроса , 1919.
  • Василиса премудрая. - Петроград: Гиз, 1920.
  • Иван в раю. - М.: «Дворец искусства», 1920.
  • Оливер Кромвель. Ист. мелодрама в 10 картинах. - М.: Гиз, 1920.
  • Канцлер и слесарь. - М.: Гиз, 1921.
  • Фауст и город. - М.: Гиз, 1921.
  • Искушение. - М.: Вхутемас, 1922.
  • Освобожденный Дон-Кихот. - Гиз, 1922.
  • Фома Кампанелла. - М.: Гиз, 1922.
  • Этюды критические. - Гиз, 1922.
  • Драматические произведения, тт. I-II. - М.: Гиз, 1923.
  • Основы позитивной эстетики. - М.: Гиз, 1923.
  • Искусство и революция. - М.: «Новая Москва», 1924.
  • История западно-европейской литературы в её важнейших моментах, чч. 1-2. - Гиз, 1924.
  • Ленин. - Л.: Госиздат, 1924.
  • Медвежья свадьба. - М.: Гиз, 1924.
  • Поджигатель. - М.: «Красная новь», 1924.
  • Театр и революция. - М.: Гиз, 1924.
  • Толстой и Маркс. - Ленинград: «Academia», 1924.
  • Критические этюды. - Л.: изд. Книжного сектора Ленгубоно, 1925.
  • Литературные силуэты. - Л.: Гиз, 1925.
  • . - Севастополь: «Пролетарий», 1925
  • Судьбы русской литературы. - Л.: «Academia», 1925.
  • Этюды критические (Западно-европейская литература). - М.: «ЗИФ», 1925.
  • Яд. - М.: изд. МОДПиК, 1926.
  • На Западе. - М.-Л.: Гиз, 1927.
  • На Западе (Литература и искусство). - М.-Л.: Гиз, 1927.
  • Н. Г. Чернышевский , Статьи. - М.-Л.: Гиз, 1928.
  • О Толстом , Сборник статей. - М.-Л.: Гиз, 1928.
  • Личность Христа в современной науке и литературе (об «Иисусе» Анри Барбюса)
  • Стенограмма диспута А. В. Луначарского с Александром Введенским . - М.: изд. «Безбожник», 1928.
  • Максим Горький . - М.-Л.: Гиз, 1929.
  • Пушкин и современность. - «Красная нива», 1929, № 46.
  • Спиноза и буржуазия
  • «Религия и просвещение» (rar)
  • О быте: молодежь и теория стакана воды
Книги Луначарского, изъятые из библиотек в 1961 году
  • Луначарский А. Бывшие люди. Очерк истории партии эсеров. М., Гос. изд., 1922. 82 с. 10 000 экз.
  • Луначарский А. В. Великий переворот (Октябрьская революция). Ч. 1. Изд. изд-ва З. И. Гржебина. Пг., 1919. 99 с. 13 000 экз.
  • Луначарский А. В. Воспоминания. Из революционного прошлого. [Харьков], «Пролетарий», 1925. 79 с. 10 000 экз.
  • Луначарский А. В. Гр. Гиацинт Серрати или революционно-оппортунистическая амфибия. Пг., Изд. Коминтерна, 1922. 75 с.
  • Луначарский А. В. Десять лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян. М.-Л., Гос. изд., 1927. 134 + с. 35 000 экз.
  • Луначарский А. В. Задачи просвещения в системе советского строительства. Доклад на I Всесоюзном Учительском съезде. М., «Работник просвещения», 1925. 47 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная и пролетарская. Подготовлена к печати В. Д. Зельдовичем. Пг., «Путь к знанию», 1923. 141 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная, переходная и социалистическая. М.-Л" «Красная новь», 1924. 209 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Искусство и революция. Сборник статей. [М.], «Новая Москва», 1924. 230 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Итоги решений XV съезда ВКП(б) и задачи культурной революции. (Доклад на вузовском партактиве 18 января 1928 г.) М.-Л., «Моск. рабочий», . 72 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Культура в капиталистическую эпоху. (Доклад, сделанный в Центральном клубе Моск. пролеткульта им. Калинина.) М., Всерос. пролеткульт, 1923. 54 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Литературные силуэты. М-Л., Гос. изд., 1925. 198 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Наши задачи на фронтах труда и обороны. Речь на заседании Совета рабочих, крестьянских и красноармейских и казачьих депутатов 18-го августа 1920 г. в Ростове на Дону. Ростов на Дону, Гос. изд., 1920. 16 с.
  • Луначарский А. В. Очередные задачи и перспективы народного образования в республике. Свердловск, 1928. 32 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Очерки марксистской теории искусств. М., АХРР 1926 106 с 4 000 экз.
  • Луначарский А. В. Партия и революция. Сборник статей и речей. ГМ.1, «Новая Москва», 1924. 131 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Просвещение и революция. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1926. 431 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Пять лет революции. М., «Красная новь», 1923. 24 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Революционные силуэты. Все издания по 1938 г. включительно.
  • Луначарский А. В. Социальные основы искусства. Речь, произнесенная перед собранием коммунистов МК РКП(б). М., «Новая Москва», 1925. 56 с. 6 000 экз.
  • Луначарский А. В. Третий фронт. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1925. 152 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. и Лелевич Г. Анатоль Франс. М., «Огонек», 1925. 32 с. 50 000 экз.
  • Луначарский А. В. и Покровский М. Н. Семь лет пролетарской диктатуры. [М.], «Моск. рабочий», 1925. 78 с. Моск ком. РКП(б). 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. и Скрыпник Н. А. Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства. Доклады на VII съезде Союза работников просвещения. М., «Работник просвещения», 1929. 168 с. 5 000 экз.
Собрания сочинений

Луначарский А. В. (1875-1933; автобиография) - род. в Полтаве, в семье чиновника.

Ввиду радикальных настроений, господствовавших в семье, очень рано, в детском возрасте, освободился от религиозных предрассудков и проникся симпатиями к революционному движению.

Образование получил в 1-й Киевской гимназии.

С 15-ти лет под влиянием нескольких польских товарищей стал усердно изучать марксизм и считал себя марксистом.

Был одним из участников и руководителей обширной организации учеников, охватившей все средние учебные заведения Киева. С 17-ти лет начал вести пропагандистскую работу среди рабочих железнодорожных мастерских и ремесленников.

По окончании гимназии уклонился от поступления в русский университет и поехал за границу для более свободного изучения философии и общественных наук. Поступил в Цюрихский университет, где в течение двух лет работал по естествознанию и философии, главным образом в кругу творца эмпириокритической системы Рихарда Авенариуса, в то же время продолжая более глубокое изучение марксизма под руководством Аксельрода, отчасти и Г. В. Плеханова.

Тяжелая болезнь старшего брата, Платона Васильевича, заставила Л. прервать эту работу.

Ему пришлось прожить некоторое время в Ницце, затем в Реймсе и, наконец, в Париже.

К этому времени относится близкое знакомство его с проф. M. M. Ковалевским, библиотекой и указаниями которого Л. пользовался и с которым у него установились очень хорошие отношения, сопровождавшиеся, однако, постоянными спорами.

Несмотря на тяжелую болезнь брата, Л. удалось распропагандировать его и его жену Софью Николаевну, ныне Смидович, так что они сделались социал-демократами и позднее оба сыграли довольно видную роль в рабочем движении.

В 1899 г. вместе с ними Л. возвращается в Россию, в Москву.

Здесь вместе с А. И. Елизаровой, сестрой Владимира Ильича Ленина, Владимирским и некоторыми др. он возобновляет работу Московского комитета, ведет пропаганду в рабочих кружках, пишет листовки, руководит стачками наряду с другими членами Моск. комитета.

В результате провокации А. Е. Серебряковой, состоявшей в периферийной организации при Моск. комитете, большинство членов организации арестуется, так же и Л. Однако через короткий промежуток времени, ввиду отсутствия серьезных улик, Л. отпускается на поруки к отцу в Полтавскую губ., а затем получает разрешение переехать в Киев. Здесь, в Киеве, Л. вновь начинает работу, но несчастный случай, арест его вместе со всеми присутствующими на благотворительном реферате в пользу студентов об Ибсене, прекращает его работу.

Следуют два месяца заключения в Лукьяновской тюрьме, где, между прочим, Л. подружился с М. С. Урицким.

Едва выпущенный из этой тюрьмы, Л. вновь арестован по московскому делу и препровождается в Москву, где остается в Таганской тюрьме в течение 8-ми месяцев.

Это заключение используется им для усиленной работы по философии и истории, в особенности по истории религии, которой он занимался в течении двух лет и в Париже, при музее Гимэ. Усиленные занятия и одиночка сильно расстраивают здоровье Л. Но наконец его освобождают с перспективой дальнейшего административного приговора и со временной ссылкой в Калугу.

В Калуге создается тесный марксистский кружок, в который, кроме Л., входят А. А. Богданов, И. И. Скворцов (Степанов), В. П. Авилов, В. А. Базаров.

Здесь кипела интенсивная умственная работа, издавались переводы капитальных немецких сочинений при помощи марксистски настроенного молодого фабриканта Д. Д. Гончарова.

Вскоре после отъезда А. А. Богданова, Л. и Скворцов переходят к активной агитации в железнодорожном депо, среди учительства и т. д. В это время дружба Л. с семьей Гончаровых растет.

Он переселяется на их фабрику "Полотняный Завод", ведет там работу среди рабочих и приступает к первым литературным трудам, напечат. в газете "Курьер". Позднее рабочие полотняного завода переименовали эту фабрику в "Писчебумажную фабрику имени Л." Наконец Л. получает приговор на трехлетнюю ссылку в Вологодскую губ. Ему удается остаться в гор. Вологде, который к тому времени являл собою очень крупный эмигрантский центр. Здесь уже жил А. А. Богданов, с которым Л. и поселился.

Здесь кипели споры с идеалистами, во главе которых стоял Бердяев.

В них деятельное участие принимали такие люди, как Савинков, Щеголев, Жданов, А. Ремизов и многие другие.

Вологодское пребывание отмечается для Л., главным образом, борьбой с идеализмом.

Здесь к прежней калужской компании, не порвавшей своей связи, присоединяется покойный С. Суворов, и вместе они издают против книги "Проблемы идеализма", "Очерки рационалистического мировоззрения". Эта книга выдержала два издания.

Л. пишет много статей по вопросам психологии и философии в "Образовании", в "Правде", главная цель которых та же борьба против идеализма.

Однако одновременно вся группа отходит от того трактования марксистского материализма, которое давал Плеханов.

Таким образом, далеко не все социал-демократы разделяли взгляды группы, приобретшие все же значительный вес в тогдашнем русском идейном мире. Ссора с губернатором Ладыженским, сопровождавшаяся множеством курьезных инцидентов, забрасывает Л. в маленький городок Тотьму, где он является единственным ссыльным в то время. Попытки местной интеллигенции связаться с Л. пресекаются грозным окриком местного исправника, и Л. вместе со своей женой, сестрой А. А. Богданова, А. А. Малиновской, живет почти в полной изоляции.

Здесь написаны им все те работы, которые позднее вышли в сборнике "Этюды критические и полемические". Здесь же написана им популяризация философии Авенариуса.

Все время Л. самым энергичным образом продолжает свое образование, окружив себя книгами.

По окончании ссылки в 1903 г. Л. возвращается в Киев и начинает работу в тогдашней полумарксистской легальной газете "Киевские отклики". Между тем в партии произошел раскол, и примиренческий ЦК, во главе которого стояли Красин, Карпов и др., обращается к Л. с просьбой поддержать его политику.

Однако вскоре под влиянием Богданова Л. покидает примирительную позицию и целиком присоединяется к большевикам.

Письмом из Женевы В. И. Ленин пригласил Л. немедленно выехать в Швейцарию и принять участие в редактировании центр. органа большевиков.

Первые годы заграничной работы прошли в бесчисленных спорах с меньшевиками.

Л. работал не столько в журналах "Вперед" и "Пролетарий", сколько широкими объездами всех колоний в Европе и докладами о сущности раскола.

Вместе с политическими докладами он выступал также на темы философские.

В конце 1904 г. болезнь заставила Л. переехать во Флоренцию.

Там застала его и весть о революции и приказ ЦК немедленно выехать в Москву, чему Л. повиновался с величайшим удовольствием.

По приезде в Москву Л. вошел в ред. "Новой Жизни", а затем последовательно заменявших ее легальных газет, и вел усиленную устную пропаганду среди рабочих, студенчества и т. д. Еще до этого на 3-м Съезде партии Владимир Ильич поручил Л. доклад о вооруженном восстании.

Л. принял участие в Стокгольмском объединительном съезде. 1-го января 1906 г. Л. был арестован на рабочем собрании, но через месяц отпущен из "Крестов". Однако немного позднее ему были предъявлены серьезнейшие обвинения, грозившие весьма тяжкими последствиями.

Согласно совету партийной организации Л. решил эмигрировать, что и сделал в марте 1906 г. через Финляндию.

В годы эмиграции Л. присоединился к группе Богданова и вместе с ним организовал группу "Вперед", участвовал в редактировании ее журнала и был одним из деятельнейших руководителей впередовских рабочих школ на Капри и в Болонье.

В то же время им выпущен был двухтомный труд "Религия и социализм", вызвавший довольно сильное осуждение со стороны большинства партийных критиков, усматривавших в нем уклон в сторону какой-то утонченной религии.

Терминологическая путаница в этой книге давала достаточно оснований для таких обвинений.

Ко времени пребывания Л. в Италии относится его сближение с Горьким, которое отразилось, между прочим, в повести Горького "Исповедь", тоже довольно строго осужденной В. Г. Плехановым.

В 1911 г. Л. переезжает в Париж. Здесь группа "Вперед" приобретает несколько другой уклон, благодаря уходу из нее Богданова.

Она пытается создать объединенную партию, хотя усилия ее в этом отношении были тщетными.

В то время к ней принадлежали M. H. Покровский, Ф. Калинин, Мануильский, Алексинский и др. Л., входивший в большев. делегацию на Штутгартском международном съезде, представлял там большевиков в секции, выработавшей известную резолюцию о революционном значении профессион. союзов.

Здесь происходили довольно резкие столкновения по этому вопросу между Л. и Г. В. Плехановым.

Приблизительно то же было и на Копенгагенском съезде.

Л. был делегирован туда группой русских впередовцев, но и здесь сговорился по всем важнейшим пунктам с большевиками и по настоянию Ленина представлял большевиков в комиссии по кооперативам.

И опять-таки оказался в резкой оппозиции с Плехановым, представлявшим там меньшевиков.

Как только разразилась война, Л. присоединился к интернационалистам и вместе с Троцким, Мануильским и Антоновым-Овсеенко редактировал в самом Париже антимилитаристич. журнал "Наше Слово" и др. Чувствуя невозможность наблюдать объективно события великой войны из Парижа, Л. переехал в Швейцарию и поселился в Сен-Льеже близ Вевэ. К этому времени относится довольно близкое знакомство его с Ромэном Ролланом и дружба с Августом Форелем, а также сближение с великим швейцарским поэтом К. Шпиттелером, часть произведений которого Л. перевел на русский язык (еще не опубликованы).

После Февральской революции Л. немедленно отправился к Ленину и Зиновьеву и заявил им, что бесповоротно становится на их точку зрения и предлагает работать по указаниям ЦК большевиков.

Предложение это было принято.

В Россию Л. вернулся несколькими днями позже Ленина в том же порядке, т. е. через Германию.

Немедленно по приезде началась самая кипучая работа по подготовке революции.

Никаких разногласий между Л. и большевиками не было, но, согласно постановлению ЦК последних, решено было, что Л., так же как Троцкий, останутся в организации межрайонцев, чтобы позднее влиться в большевистскую организацию с возможно большим количеством сторонников.

Маневр этот был успешно проделан.

ЦК направил Л. на муниципальную работу.

Он был выбран в городскую думу и был руководителем большевистской и межрайонной фракции в думе. В июльские дни Л. принял деятельное участие в происходивших событиях, был обвинен вместе с Лениным и другими в государственной измене и немецком шпионстве и посажен в тюрьму.

И до тюрьмы, и в тюрьме неоднократно создавалось крайне опасное для его жизни положение.

По выходе из тюрьмы, при новых думских выборах фракция большевиков чрезвычайно выросла, и Л. был выбран товар. городск. головы с препоручением ему всей культурной стороны городского дела. Одновременно и неуклонно велась Л. самая горячая агитация, главным образом в цирке "Модерн", но также и на многочисленных заводах и фабриках.

Тотчас же после Октябрьского переворота ЦК партии большевиков составляет первый совет народных комиссаров и включает в него Л. как народного комиссара по просвещению.

При переезде всего правительства в Москву Л. предпочел остаться в Петрограде, чтобы работать вместе с оставленными там на опасном посту товарищами Зиновьевым, Урицким и др. В Петрограде Л. оставался больше года, причем Наркомпросом по заместительству ведал M. H. Покровский из Москвы.

В эпоху гражданской войны Л. беспрестанно приходилось отрываться от своего наркомата, так как он объезжал почти все фронты гражданской и польской войны в качестве полномочного Реввоенсовета и вел деятельную агитацию в войсках и среди жителей прифронтовой полосы.

Он был назначен также представителем Реввоенсовета в Тульском укрепленном лагере в самые опасные дни деникинщины.

Работая как партийный агитатор, член Совнаркома и Народный Комиссар по Просвещению, Л. продолжал свою литературную работу, в особенности как драматург.

Им написан целый ряд пьес, часть которых поставлена была на сцене, шла и идет в столицах и во многих провинц. городах. [С 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. В 1933 полпред СССР в Испании.

Академик АН СССР (1930).] {Гранат} Луначарский, Анатолий Васильевич (псевдонимы - Воинов, Анютин, Антон Левый и др.) - политический деятель, искусствовед, литературовед, драматург и переводчик.

Род. в Полтаве в семье радикально настроенного чиновника.

Окончил гимназию в Киеве. 14 лет познакомился с марксизмом.

Был руководителем подпольной организации учащихся средних школ, объединявшей около 200 человек, изучавшей Добролюбова, Писарева, Лаврова и т. д., читавшей нелегальную соц.-дем. литературу, устраивавшей за Днепром на лодках маевки.

В 1892 Л. вступил в соц.-дем. организацию, работал агитатором и пропагандистом в рабочем предместье Киева, участвовал в гектографированной соц.-дем. газете.

Четверка по поведению в гимназическом аттестате - результат политических подозрений начальства - закрыла Луначарскому доступ в столичные университеты, вследствие чего он уехал в Цюрих, где изучал два года естествознание и философию под руководством философа-эмпириокритика Р. Авенариуса.

За границей Л. познакомился с Г. В. Плехановым и другими членами группы "Освобождение труда". Вернувшись в 1897 в Москву, Л. вместе с А. И. Елизаровой и М. Ф. Владимирским восстановил разрушенный арестами МК, работал агитатором n пропагандистом, писал прокламации.

После ареста Л. отдали на поруки отцу в Полтаву.

За этим следуют: арест на лекции, 2 месяца в Лукьяновской тюрьме, новый арест по ордеру Московской охранки, 8 месяцев одиночки в Таганке, временная высылка в Калугу и наконец ссылка по суду на три года в Вологодскую губ. Отбыв ссылку, Л. перебрался в Киев, а осенью 1904 по вызову В. И. Ленина приехал в Женеву.

Большевики переживали тогда тяжелое время. Руководящие органы партии попали в руки меньшевиков, травивших Ленина и его единомышленников.

Лишенные газеты, имевшие против себя большую часть интеллигентских сил соц.-дем. эмиграции, женевские большевики принуждены были ограничиваться повседневной оборонительной войной с неистовствовавшими Мартовым, Даном и т. д. Л. сразу сумел показать себя большим мастером речи. "Какая это была прекрасная комбинация, когда тяжеловесные удары исторического меча несокрушимой ленинской мысли сочетались с изящными взмахами дамасской сабли воиновского остроумия" (Лепешинский, На повороте).

Л. стал одним из лидеров большевиков, входил в состав редакции газ. "Вперед" и "Пролетарий", на III Съезде партии читал доклад о вооруженном восстании, в октябре 1905 послан ЦК в Россию, где работал агитатором и членом редакции газ. "Новая жизнь". Арестованный под новый 1906 год, Л. после 1? мес. тюрьмы был предан суду, но бежал за границу.

В 1907 как представитель боль"шевиков участвовал в Штуттгартском конгрессе Интернационала.

При возникновении ультралевой фракции А. А. Богданова (ультиматисты, затем группа "Вперед") Л. примкнул к этому течению, стал одним из его руководителей, участвовал в организации двух богдановских партшкол (на Капри и в Болоньи), участвовал как представитель "впередовцев" в Копенгагенском конгрессе Интернационала.

В дни империалистической войны Луначарский занимал интернационалистскую позицию.

Вернувшись после мартовской революции 1917 в Россию, он вступил в межрайонную организацию, работал вместе с большевиками, в июльские дни был арестован Временным правительством и заключен в "Кресты", затем вместе с межрайонцами вернулся в ряды большевиков.

С Октябрьской революции Л. в течение 12 лет занимал пост наркомпроса РСФСР, выполняя кроме того ряд ответственных политических поручений партии и правительства (в годы гражданской войны - объезды фронтов по поручению Реввоенсовета Республики; в 1922 - выступление одним из государственных обвинителей на процессе эсеров; в последние годы - участие в качестве представителя СССР в международных конференциях по разоружению и т. д.). В настоящее время Л. - председатель ученого комитета при ЦИК СССР, член Академии наук, директор Научно-исследовательского института литературы и искусства Комакадемии, ответственный редактор "Лит-ой энциклопедии". В основе философских исканий Луначарского лежит стремление философски осмыслить свою политическую практику.

Однако искания эти развернулись в явно ошибочном направлении.

Л. пытался соединить диалектический материализм с эмпириокритицизмом Авенариуса, одной из бесчисленных разновидностей современной буржуазной идеалистической философии.

Эта попытка нашла себе увенчание в двухтомном труде Л. "Религия и социализм" , где Л. пытался доказать, что "философия Маркса есть философия религиозная" и что "она вытекает из религиозных мечтаний прошлого". Эти ревизионистские философские построения Л. (наряду с его участием в известном сборнике русских соц.-дем. махистов "Очерки по философии марксизма", СПб, 1908) вызвали резкий отпор со стороны Г. В. Плеханова, но особенно со стороны большевиков.

Уничтожающая большевистская критика этих построений дана прежде всего в книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". В Центральном органе партии появились резко критикующие взгляды Л. статьи: "Не по дороге" и "Религия против социализма, Луначарский против Маркса". В своей главной философской работе Ленин рассматривает и критикует махистские построения Л. в связи с тем увлечением буржуазно-реакционной философской модой, с теми стремлениями к идеалистической ревизии философских основ марксизма, которые обнаружились с особенной силой после поражения революции 1905 в части тогдашней соц.-дем. интеллигенции.

Общеизвестно непримиримое отношение Ленина к этим тенденциям, которые он абсолютно справедливо рассматривал как одно из течений международного ревизионизма, как одно из проявлений буржуазных влияний в рабочем движении.

И несмотря на то, что едва ли не каждый из представителей махистской ревизии (в том числе и Луначарский) выступал, так сказать, в индивидуальном обличий своей собственной "системы", Ленин с гениальной проницательностью и беспощадностью разоблачал за индивидуальными, третьестепенными, часто лишь терминологическими различиями школьных этикеток полное единство русских махистов в главном и существенном - в их отрицании самых основ философии диалектического материализма, в их сползании к идеализму, а через это и к фидеизму как одной из разновидностей религиозного миросозерцания.

Никакого исключения не делает в этом отношении Ленин и для Л.: "Надо быть слепым, - писал В.. И., - чтобы не видеть идейного родства между "обожествлением высших человеческих потенций" Луначарского и "всеобщей подстановкой"""" психического под всю физическую природу Богданова.

Это - одна и та же мысль, выраженная в одном случае преимущественно с точки зрения эстетической, в другом - гносеологической" (Ленин, Собр. сочин., изд. 1-е, т. X, стр. 292, разрядка наша). Л. работал и над широкой теорией искусства, впервые изложенной им в 1903 в статье "Основы позитивной эстетики", перепечатанной без всяких изменений в 1923. Л. исходит из понятия идеала жизни, т. е. жизни наиболее могучей и свободной, в которой органы воспринимали бы лишь ритмическое, гармоничное, плавное, приятное; в которой все движения происходили бы свободно и легко; в которой самые инстинкты роста и творчества роскошно удовлетворялись бы. Идеал личности - прекрасной и гармонической в своих желаниях, творческой и жаждущей все растущей жизни для человечества, идеал общества таких людей - это эстетический идеал в широком смысле.

Эстетика есть наука об оценке - с трех точек зрения: истины, красоты и добра. В принципе все эти оценки совпадают, но при наличии расхождения между ними единая эстетика выделяет из себя теорию познания и этику. Эстетично все, что дает необычно большую массу восприятий на единицу затрачиваемой энергии.

Каждый класс, имея свои представления о жизни и свои идеалы, налагает свою печать на искусство, которое, определяясь во всех своих судьбах судьбою своих носителей, тем не менее развивается по внутренним своим законам.

Как и позднее, в "Религии и социализме", в этой эстетической концепции, сказалось весьма заметное влияние Л. Фейербаха и его крупнейшего русского последователя Н. Г. Чернышевского (см.). Ряд формулировок "Позитивной эстетики" чрезвычайно напоминает положения "Эстетических отношений искусства к действительности" Чернышевского.

Однако школа эмпириокритицизма помешала Л. взять у фейербахианства наиболее сильную и революционную его сторону - его четкую материалистическую линию в основных вопросах теории познания.

Фейербахианство усвоено здесь Л. главным образом со стороны его абстрактного в конечном счете идеалистического внеисторического гуманизма, вырастающего из метафизичности, антидиалектичности, присущих всему домарксову материализму.

Этим обстоятельством в огромной мере обесценивается интересная попытка Л. возвести здание марксистского искусствоведения на широкой философской основе, с учетом выводов общественных и естественных наук. Постоянное отталкивание Л. от вульгаризации, упростительства, фаталистического "экономического материализма" не спасает его временами от упростительства другого типа, сведения явлений общественной жизни к биологическим факторам.

Вполне очевидно, что и здесь Л. перенял главн. образом наиболее слабую сторону фейербахианства, именно - подмену конкретной исторической диалектики общественного развития, классовой борьбы совершенно абстрактной категорией биологического рода - вида (исчерпывающую критику этой черты фейербахианства см. в отрывках из "Немецкой идеологии", "Архив К. Маркса и Фр. Энгельса", т. I). При этом следует отметить, что и биология "Позитивной эстетики" - в значительной мере не материалистическая биология, а лишь биологизированная схема эмпириокритицизма Л. Авенариуса (теория "жизнеразности", "аффекционала" и пр.). И не случайно поэтому Л. целиком принимает формулу античного софиста и субъективиста Протагора: "Человек есть мера всех вещей" (см. "Основы позитивной эстетики", 1923, стр. 71), этот древнейший постулат всякого субъективного идеализма.

На протяжении последних 10 лет Л. печатью отказался от ряда своих философских и эстетических взглядов.

Он выправлял свои установки, изучая литературное наследство Ленина и подвергая критическому пересмотру литературоведческие взгляды Плеханова.

Луначарскому принадлежит множество работ по вопросам театра, музыки, живописи и особенно литературы.

В этих работах общетеоретические взгляды автора находят себе развитие, углубление.

Искусствоведческие выступления Л. отличаются широтой кругозора, большим разнообразием интересов, обширной эрудицией, живым и увлекательным изложением.

Историко-литературная деятельность Л. основана по существу на опыте систематического пересмотра литературного наследства с точки зрения культурно-политических задач пролетариата.

Многочисленные статьи о крупнейших европейских писателях различных классов и эпох подготовили почву для интересного двухтомного курса лекций для слушателей Свердловского университета - "История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах" . По самым условиям своего возникновения "История" Л. не могла не быть импровизацией, но импровизацией исключительно разносторонне образованного критика искусств, сумевшего в этой работе сложный и обильный материал развернуть как увлекательнейшую, живую и пластическую картину постоянного движения и борьбы классов, художественных направлений.

Большую работу проделал Л. и по пересмотру наследства русской литературы.

Творчество Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Островского, Толстого и Достоевского, Чехова и Горького, Андреева и Брюсова нашло себе оценку в его статьях (важнейшие из них вошли в книгу "Лит-ые силуэты", М., 1923; издание 2-е, Л., 1925). Л. не ограничивается установлением социального генезиса того или иного художника, но всегда стремится определить функцию его творчества в современной классовой борьбе пролетариата.

Естественно, не все оценки Л. бесспорны; эмоциональное восприятие временами причиняет известный ущерб подлинному научному исследованию.

Луначарский - чрезвычайно плодовитый критик.

Для критических его статей характерно сочетание научного подхода и темпераментной публицистичности, подчеркнутой политической направленности.

В этом отношении особенно показателен сборник критических статей эпохи первой революции "Отклики жизни". Страстность борца, острая полемичность целиком пронизывают эту книгу, в которой нет ни грана лицемерного буржуазного "объективизма". Л. - один из застрельщиков классового пролетарского культурного строительства.

Несмотря на длительную близость к Богданову в политических и философских вопросах, Л. сумел избежать коренных политических ошибок, допущенных Богдановым при разработке проблемы пролетарской культуры.

Л. не отождествлял механически классовой культуры пролетариата и культуры бесклассового социалистического общества и понимал диалектические отношения этих двух культур.

Луначарский был чужд богдановскому утверждению равноправности политического и культурного движения пролетариата и всегда сознавал ведущую роль политической борьбы в жизни рабочего класса.

Вопреки богдановской ставке на лабораторную выработку пролетарской культуры, Л. всегда отстаивал принцип массовости пролетарского культурного движения.

Нечего и говорить, что Л. был глубоко враждебен меньшевистскому тезису Богданова, будто до построения развернутой пролетарской культуры невозможен захват власти пролетариатом.

Л. один из первых дал развернутую постановку вопроса о пролетарской литературе.

Исходным пунктом и главной основой явилась здесь конечно ленинская постановка вопроса в знаменитой статье "Партийная организация и партийная литература" . Пролетарское литературное движение в статьях Л. начинало теоретически осмыслять себя и намечать свои пути. В начале 1907 в большевистском журн. "Вестник жизни" появилась историческая статья Л. "Задачи соц.-дем. художественного творчества" - одно из ранних программных выступлений пролетарской литературы, отчетливое и последовательное.

Еще более четко сформулировал Л. основные принципы пролетарской литературы в нескольких "Письмах о пролетарской литературе", появившихся в 1914. Первое из этих писем называлось "Что такое пролетарская литератуpa и возможна ли она?" Л. справедливо писал, что не всякое произведение о рабочих, как и не всякое произведение, написанное рабочим, принадлежит к пролетарской литературе. "Когда мы говорим - пролетарская, то мы этим самым говорим - классовая.

Эта литератуpa должна носить классовый характер, выражать или вырабатывать классовое миросозерцание". Опровергая ликвидаторские тезисы меньшевика А. Потресова о невозможности создания пролетарского искусства, Луначарский между прочим указывал на появившиеся уже сборники пролетарских поэтов, на непосредственное участие рабочих в беллетристическом отделе легальной рабочей печати.

Статья заканчивалась знаменательными словами: "Интерес у пролетариата к созданию и восприятию собственной литературы - налицо.

Огромная объективная важность этой культурной работы должна быть признана.

Объективная возможность появления крупнейших дарований в рабочей среде и могучих союзников из буржуазной интеллигенции также не может быть отрицаема... Существуют ли уже прекрасные произведения этой наиновейшей литературы? Да. Они существуют.

Быть может, нет еще решающего шедевра; нет еще пролетарского Гете; нет еще художественного Маркса; но огромная жизнь уже развертывается перед нами, когда мы приступаем к знакомству с социалистической литературой, ведущей к ней и подготовляющей ее". В то же время Л. принимал живейшее участие в организации за границей первых кружков русских пролетарских писателей, среди которых были такие видные деятели, как Ф. Калинин, П. Бессалько, М. Герасимов, А. Гастев и др. В 1918-1921 Луначарский являлся активным деятелем Пролеткульта.

Во время литературно-политической дискуссии 1923-1925 Л. не примыкал официально ни к одной из группировок, но активно выступал против капитулянтов, отрицавших возможность существования пролетарской литературы (Троцкий - Воронский), а также против ультралевых течений в пролетарском писательском движении (представленных гл. обр. так наз. напостовской "левой"). Л. участвовал в выработке резолюции ЦК ВКП(б) о политике партии в области художественной литературы . С основания в 1924 Международного бюро связей пролетарской литературы (ныне МОРП) и до II международной конференции революционных писателей (Харьков, ноябрь 1930) Л. возглавлял это Бюро. В художественной продукции Л. наиболее заметное место занимают драмы. Первая пьеса Л. - "Королевский брадобрей" - написана в тюрьме в январе 1906 и издана в том же году. В 1907 появились "Пять фарсов для любителей", в 1912 - книга комедий и рассказов "Идеи в масках". Наиболее интенсивная драматургическая деятельность Л. приходится на дооктябрьский период.

Пьесы Луначарского характеризуются широким применением опыта буржуазной драмы времен восхождения западноевропейского капитализма.

Философская насыщенность пьес придает им глубину и остроту, но и зачастую делает их спорными, ибо в них выражаются нередко спорные или явно ошибочные моменты философских взглядов автора.

Так, в комедии "Вавилонская палочка" критика догматического метафизического мышления ведется не с позиций диалектического материализма, а с позиций эмпириокритического агностицизма (см. особенно последнюю пространную речь Меркурия).

Крайне спорен самый замысел драматической фантазии "Маги" . В предисловии Л. оговаривается, что никогда не решился бы выдвинуть проводящуюся в пьесе идею "пан-психического монизма" как теоретический тезис, ибо в жизни он считает возможным опираться только на данные науки, тогда как в поэзии можно выдвинуть любую гипотезу.

Такое противопоставление идейного содержания поэзии содержанию философии конечно ошибочно.

Значительно ценнее и интереснее попытки Л. создать пролетарскую историческую драму. Первая такая попытка - "Оливер Кромвель" - вызывает некоторые принципиальные возражения.

Выпячивание исторической прогрессивности Кромвеля и беспочвенности левеллеров (хотя и обрисованных с симпатией) противоречит, во-первых, требованию диалектического материализма (в отличие от буржуазного объективизма) становиться на точку зрения определенной социальной группы, а не ограничиваться указаниями на прогрессивность или реакционность, противоречит, во-вторых, подлинному соотношению классовых сил в английской революции и во всех великих буржуазных революциях.

Ибо только движение "беспочвенных" плебейских элементов города и деревни придавало борьбе такой размах, какой был нужен для разгрома старого порядка.

Кромвели, Лютеры, Наполеоны могли торжествовать только благодаря левеллерам, крестьянским войнам, якобинцам и бешеным, плебейски расправлявшимся с врагами буржуазии.

Есть основание предъявить драме Л. "Оливер Кромвель" упрек, сделанный Энгельсом Лассалю по поводу драмы последнего "Франц фон Зиккинген": "На что, как мне кажется, вы не обратили надлежащего внимания, это на неофициальные плебейские и крестьянские элементы с соответствующим им теоретическим представительством". Значительно более бесспорна вторая историческая драма "Фома Кампанелла" . Из других пьес Л. отметим драму "для чтения" "Фауст и город" и "Освобожденный Дон-Кихот" - яркие примеры новой трактовки вековых образов.

Образ Дон-Кихота служит например выявлению роли мелкобуржуазной интеллигенции в классовой борьбе пролетариата с буржуазией.

Эти пьесы - характерные и интересные опыты критической переработки наследства молодой буржуазной драмы. Многие пьесы Л. неоднократно шли на сцене различных советских театров, а также в переводе и на заграничной сцене. Из пьес на советские темы должна быть отмечена мелодрама "Яд" . Из художественных переводов Л. особенно важны переводы поэмы Ленау "Фауст", книги избранных стих. Петефи и К. Ф. Мейера.

В заключение необходимо также отметить, что Луначарский является соавтором ряда киносценариев.

Так, в сотрудничестве с Гребнером им написаны "Медвежья свадьба" и "Саламандра". Библиография: I. Книги Л. по вопросам литературы: Этюды критические и полемические, изд. "Правда", Москва, 1905; Королевский брадобрей, изд. "Дело", СПб, 1906; Отклики жизни, изд. О. Н. Поповой, СПб, 1906; Пять фарсов для любителей, изд. "Шиповник", СПб, 1907; Идеи в масках, изд. "Заря", М., 1912; То же, издание 2-е, М., 1924; Культурные задачи рабочего класса, изд. "Социалист", П., 1917; А. Н. Радищев, первый пророк и мученик революции, издание Петр. совета, 1918; Диалог об искусстве, изд. ВЦИК, М., 1918; Фауст и город, изд. Лит.-изд. отдела Наркомпроса, П., 1918; Маги, изд. Тео Наркомпроса, Ярославль, 1919; Василиса премудрая, Гиз, П., 1920; Иван в раю, изд. "Дворец искусства", М., 1920; Оливер Кромвель, Гиз, М., 1920; Канцлер и слесарь, Гиз, М., 1921; Фауст и город, Гиз, М., 1921; Искушение, изд. Вхутемас, М., ІУ22; Освобожденный Дон-Кихот, Гиз, 1922; Фома Кампанелла, Гиз, М., 1922; Этюды критические, Гиз, 1922; Драматические произведения, тт. I - II, Гиз, М., 1923; Основы позитивной эстетики, Гиз, М., 1923; Искусство и революция, изд. "Новая Москва", М., 1924; История западно-европейской литературы в ее важнейших моментах, чч. 1-2, Гиз, 1924; Медвежья свадьба, Гиз, М., 1924; Поджигатель, изд. "Красная новь", М., 1924; Театр и революция, Гиз, М., 1924; Толстой и Маркс, изд. "Academia", Л., 1924; Литературные силуэты, Гиз, Л., 1925; Критические этюды, изд. Книжного сектора Ленгубоно, Л., 1925; Судьбы русской литературы, изд. "Academia", Л., 1925; Этюды критические (Западно-европейская литература), "ЗИФ", М., 1925; Яд, изд. МОДПиК, М., 1926; На Западе, Гиз, М. - Л., 1927; На Западе (Литература и искусство), Гиз, М. - Л., 1927; Бархат и лохмотья, Драма, изд. Моск. театр. изд-ва, М., 1927 (вместе с Эд. Стуккен);

Н. Г. Чернышевский, Статьи, Гиз, М. - Л., 1928; О Толстом.

Сб. статей, Гиз, М. - Л., 1928; Личность Христа к современной науке и литературе (об "Иисусе" Анри Барбюса), Стенограмма диспута А. В. Луначарского с Ал. Введенским, изд. "Безбожник", М., 1928; Максим Горький, Гиз, М. - Л., 1929. II. Кранихфельд В., О критиках и об одном критическом недоразумении, "Современный мир", 1908, V; Плеханов Г., Искусство и общественная жизнь, Собр. сочин., т. XIV; Авербах Л., Невольная рецензия.

Вместо письма в редакцию, "На посту", 1924, 1/V; Полянский В., А. В. Луначарский, изд. "Работник просвещения", М., 1926; Лелевич Г., Луначарский, "Журналист", 1926, III; Пельше Р., А. В. Луначарский - теоретик, критик, драматург, оратор, "Советское искусство", 1926, V; Коган П., А. В. Луначарский, "Красная нива", 1926, XIV; Добрынин М., О некоторых ошибках т. Луначарского, "На литературном посту", 1928, XI - XII; Михайлов Л., О некоторых вопросах марксистской критики, там же, 1926, XVII; Добрынин М., Большевистская критика 1905, "Литература и марксизм", 1931, I; Сакулин П., Записка об ученых трудах А. В. Луначарского, "Записки об ученых трудах действительных членов Академии наук СССР, избранных 1 февраля 1930", Л., 1931; Сретенский Н. Н., Тихая заводь, рец. на ст. "Критика" в "Литературной энциклопедии", журн. "На литпосту", 1931, № 19. III. Мандельштам Р., Книги А. В. Луначарского, ГАХН, Л. - М., 1926; Ее же, Художественная литература в оценке русской марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, М. - Л., 1928; Ее же, Марксистское искусствоведение, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, М. - Л., 1929; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, Гиз, М. - Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, ГАХН, М., 1928. Р. К. {Лит. энц.} Луначарский, Анатолий Васильевич род. 23 ноября 1875 в Полтаве, ум. 26 дек. 1933 в Ментоне (Франция).

Государственный и общественный деятель, литератор, публицист.

Изучал философию и биологию в Цюрихском ун-те, занимался самообразованием под рук. Г. В. Плеханова и других революционных деятелей.

После Великой Октябрьской социалистической революции активный участник строительства сов. культуры.

В 1917-1929 нар. комиссар по просвещению, в 1929-1933 пред. Комитета по ученым и учебным учреждениям при ЦИК СССР. С 1929 академик АН СССР. Был инициатором многих начинаний в области музыки, в т. ч. первых в СССР муз. конкурсов (1925, 1927), способствовал созданию филармоний в Ленинграде (1921) и Москве (1922), ряда муз. коллективов, обществ и комитетов.

С 1903 вел систематическую музыкально-публицистич. и кри-тич. деятельность, публикуя в рус. газетах статьи о творчестве композиторов прошлого и современности, рецензии на спектакли и концерты.

В советское время выступал с докладами и речами в связи с торжественными муз. событиями, произносил вступительное слово к концертам.

В числе наиболее значительных работ - статьи и речи "Культурное значение музыки Шопена" (1910), "О музыкальной драме" (1920), "Борис Годунов" (1920), "Князь Игорь" (1920), "Рихард Штраус" (1920), "Бетховен" (1921), "О Скрябине" (1921), "Гибель Фауста" Берлиоза" (1921), "В. В. Стасов и его значение для нас" (1922), "К сорокалетию деятельности А. К. Глазунова" (1922), "К столетию Большого театра" (1925), "Танеев и Скрябин" (1925), "Основы театральной политики Советской власти" (1926), "Франц Шуберт" (1928), "Социальные истоки музыкального искусства" (1929), "Новые пути оперы и балета" (1930), "Путь Рихарда Вагнера" (1933), "Н. А. Римский-Корсаков" (1933). Музыковедческие работы Л. неоднократно выходили в различных сборниках, наиболее полный из которых - "В мире музыки" (М., 1958, 2-е изд. 1971). Луначарский, Анатолий Васильевич (1875-1933). Рус. сов. прозаик, драматург, критик, ученый-литературовед, видный гос. и политич. деятель, более известный произв. др. жанров.

Род. в Полтаве (ныне - Украина), слушал курс философии и естествознания в Цюрихском ун-те (Швейцария), но формального высшего образования не получил, целиком отдавшись революционной деятельности (чл. РСДРП с 1895 г.). Чл. ред. большевистских газ. - "Вперед", "Пролетарий", был арестован и сослан; активный участник Окт. революции, первый нарком просвещения сов. пр-ва, впоследствии занимал посты пред. Ученого к-та при ЦИК СССР, полпреда в Испании.

Жил в Швейцарии, Италии, Франции, где и умер. Один из организаторов сов. системы образования, автор трудов по истории революционной и филос. мысли, проблемам культуры.

Акад. АН СССР. Среди многочисленного лит. наследства Л. интерес представляют аллегорические историч. пьесы с элементами фантастики - "Фауст и город" (1918), трилогия о Т.Кампанелле, изд. в 2-х чч. - "Народ" (1920), "Герцог" (1922); "Канцлер и слесарь" (1922), "Поджигатели" (1924); мн. составили сб. "Идеи в масках" (1924). А.Л. Лит.: А.А.Лебедев "Эстетические взгляды Луначарского" (2-е изд. 1969). И.П.Кохно "Черты характера.

Страницы жизни и деятельности А.В.Луначарского" (1972). Н.А.Трифонов "А.В.Луначарский и современная литература" (1974). А.Шульпин "А.В. Луначарский.

Театр и революция" (1975). "О Луначарском.

Исследования.

Воспоминания" (1976). "А.В.Луначарский.

Исследования и материалы" (1978).

Георгий Луначарский рассказал нам, как после романа деда и 16-летней балерины родилась его мать Галина, как ее девочкой забрали у матери, сказав той, что малышка умерла, и почему узнал о своем родстве только в 50 лет.


- Георгий Сергеевич, в этом году исполняется 80 лет со дня смерти советского политического деятеля, писателя, революционера и соратника Владимира Ленина - Анатолия Луначарского. Как внуку по материнской линии, вам помогало или, наоборот, мешало это родство?

Я никогда не кичился статусом потомка. Моя мама Галина узнала, что она родная дочь деятеля советской эпохи только в 18 лет. Нас, своих детей, - у меня еще есть брат Александр и сестра Елена, они младше меня, - мама воспитывала в таком духе, чтобы мы не занимались исследованиями этой семьи и не общались с родственниками. Поэтому никакой карьеры на фамилии Луначарский никто в нашей семье не делал. Мне кажется, даже если бы я носил фамилию Петров, ничего бы в моей жизни не изменилось. Мой брат, когда его спрашивают о Луначарском, говорит, что он просто однофамилец. Сам я работаю президентом Федерации футбола инвалидов России, уже больше сорока лет пишу стихи, о необычной судьбе моей мамы даже написал целую поэму, которая называется «Поэтесса».

- А правда, что фамилия все-таки помогла вашей маме получить московскую прописку?

>

Да. Это случилось, когда мы только приехали в Москву. Сейчас проще: купил квартиру - тебя прописали, а тогда ничего купить было нельзя. Я был вынужден по лимиту работать на стройке, правда, сразу стал прорабом. А мама, чтобы мою сестру устроить в музыкальную школу, пошла на прием к председателю Президиума СССР (тогда им был Анастас Микоян . - Авт.). Он ее принял, но оставил один на один с каким-то старым генералом из КГБ. Их встреча длилась 40 минут. Она ответила на три десятка вопросов, которые он задал. В конце он удовлетворенно сказал: «Да, вы - дочь Луначарского». Объяснил, что не может прописать маму как дочь, потому что у нее нет официального статуса. «Но мы знаем о вас, поэтому трогать не будем, но просим особо не распространяться относительно родства», - сказал генерал. Вот так мы и жили: нас не трогали, а со временем дали жилье и прописку.

- О романах ближайшего друга Ленина ходит много досужих сплетен. Расскажите, пожалуйста, что все-таки связывало вашу маму с Луначарским?

Моя мама Галина была биологической, но не законной дочерью Анатолия Луначарского. Анатолий Васильевич очень увлекался женщинами, часто терял голову. Дама, с которой у него случился роман (от него и родилась моя мама), была восходящей балериной Большого театра. Возможно, как это часто бывает у многих людей, между ними возникло влечение, минутная слабость… На момент их встречи ей было 16 лет, а Луначарскому под 50. Он успел развестись и снова жениться на актрисе Наталье Розенель. И когда у моей бабушки-балерины и революционера родилась дочка, ей медики в больнице сообщили, что малышка при родах умерла. На самом же деле мама родилась здоровой, но этот факт так хотели скрыть родственники Луначарского, что сделали все для того, чтобы не признавать ребенка. Даже отчество ей дали при рождении другое - Галина Сергеевна. С кровной матерью девочка была разлучена на всю жизнь. В полгода ее крестной стала первая жена Луначарского Анна Богданова . А эту историю маме через много лет рассказал священник Александр Введенский , который ее окрестил. Он тогда был признанным митрополитом Руси (он называл Ленина последователем Иисуса Христа, и в дальнейшем его предали анафеме. - Авт.). С Луначарским он дружил, участвовал в политических диспутах.

- А сам Анатолий Васильевич знал, что его дочь жива?

Вся история со смертью ребенка прошла не без вмешательства его жены Натальи Розенель. Сам Луначарский все прекрасно знал, но был полностью в руках своей второй супруги-актрисы, брат которой был одним из руководителей НКВД. Она из кожи вон лезла, чтобы репутация у Луначарского была безупречной. И, естественно, не хотела, чтобы у него были какие-то проблемы. Кстати, когда умер Луначарский, она вышла замуж за человека из НКВД. Официально же у Луначарского был один сын Антон - от первой жены Анны, который погиб на фронте во время войны, в 32 года. С Розенель у них не было общих детей, но у нее была дочь от первого брака - Ирина.

- Участвовал ли Луначарский в жизни вашей мамы, или крошку просто отдали в приют?

Мама всегда считала, что кто-то негласно следил за ее жизнью. После того как она, по сути, осталась брошенной сиротой, она все равно не жила в детских домах. У нее были состоятельные опекуны, которые часто менялись. А Луначарский периодически ее навещал и платил деньги опекунам на ее содержание. Сначала за ней присматривали люди из коммунистической среды, потом их объявляли врагами народа, а девочку отдавали в другую элитную семью. Как правило, это были люди, которые к обычному классу населения, относились свысока. Потом и они вдруг исчезали, тогда ее опять передавали в другую семью. Какое-то время за ней присматривала первая жена советского политического деятеля Георгия Маленкова. Они жили в однокомнатной квартире, а соседом их был Михаил Каганович , родной брат сподвижника Иосифа Сталина - Лазаря Кагановича. Когда она подросла и стала пионеркой, ее часто возили на отдых в «Артек». Но даже после загадочной смерти Луначарского опекуны довели девочку до совершеннолетия. А ей при этом ничего не говорили. До 1944 года она вообще не знала, кто такой Луначарский.

- А какие воспоминания у нее сохранились об отце?

Они очень немногочисленные. Маме было семь лет, когда его не стало. Ей запомнился момент, когда он специально приехал в 1930 году из Москвы в Киев к людям, которые тогда за ней присматривали, чтобы ее повидать. Мама, как все дети, играла в саду, испачкалась, и он вынимал у нее изо рта козий помет. Еще, вспоминая его, говорила, что пришел какой-то бородатый дядька в очках, поднял меня на руки, стал целовать. А я и понять не могла, кто это такой. А потом уже через много лет тот же священник Александр Введенский сказал ей, что это был Луначарский.

- Неужели за все эти году у нее ни разу не было желания встретиться с родственниками, найти свою кровную мать?

Она сделала такую попытку всего один раз, в 1940-х годах, когда ей было уже лет 20. Она очень хотела поговорить со вдовой Луначарского, Натальей Розенель, купила большой торт, охапку цветов и приехала к ее дому. А когда позвонила в дверь, Наталья, которой к тому времени было под 60 лет, открыла, стала изучать ее пристальным взглядом, и когда мама рассказала ей, кто она, та злобно сказала: «Нет, ты же давно умерла!» И перед носом захлопнула дверь. Мама рассказывала, что в слезах ушла и больше они никогда не виделись.

Был еще случай, когда в 60-х годах мы приехали из Казахстана в Москву, уже я попытался связаться с дочерью Натальи - Ириной. Но при попытке с ней встретиться она сказала, что не хочет ничего о нас слышать. Все, что я знаю о Ирине, это то, что была журналисткой, уехала работать в Англию и там умерла. А через много лет в Петербурге я встретился с сыном кровной матери моей мамы, то есть своим дядей, он сказал, что она умерла в 1976 году. Показал нам ее фотографию. Очень симпатичная женщина. Но что тут скажешь, жизнь прошла.

КТО ТАКОЙ АНАТОЛИЙ ЛУНАЧАРСКИЙ?

Знакомьтесь - это нарком просвещения РСФСР, советский писатель, политический деятель, соратник Ленина и ненавистник Сталина, убежденный атеист и марксист, переводчик, публицист, критик и искусствовед. Анатолий Васильевич родился в Полтаве, 23 ноября 1875 года, вне брака (новый муж его матери усыновил его и воспитывал как своего). Юность и детство Луначарского прошли в Полтаве и Киеве. Учился он в Первой киевской гимназии (его одноклассником был философ Николай Бердяев), потом в университете в Цюрихе. В 1898-м вернулся в Россию, где занимался революционной работой. За что был арестован, месяц провел в Лукьяновской тюрьме, откуда его сослали в Вологду и Тотьму.

С ВОЖДЕМ. После освобождения в 1905-м сблизился с Лениным, под его руководством участвовал в борьбе с меньшевиками. Вскоре между ними произошли серьезные разногласия и Луначарский решил расстаться с вождем. Но когда его спрашивали о расставании, говорил, что лично они не порвали отношений, но и не обостряли их. Был активным участником революции. В 1917 году его назначили наркомом просвещения РСФСР. Один из организаторов и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического образования. Считается, что Луначарский был причастен к массовой высылке крупнейших русских ученых и мыслителей за рубеж, а также именно с его именем связывают снос большого числа памятников и создание новых, посвященных деятелям революции. В 1933 году отправлен полпредом СССР в Испанию, но по дороге тяжело заболел и умер (поговаривают, ему помогли свести счеты с жизнью за открытую критику в адрес Сталина). Ему было 58 лет.

Его прах погребен на Красной площади в Москве. Луначарский - автор огромного числа работ по совершенно разным вопросам: литературе, музыке, театру, живописи, архитектуре, антирелигиозной пропаганде, по международной политике и, естественно, о Ленине и деятелях революционного движения. Был полиглотом, в совершенстве владел пятью языками, в том числе знал украинский. Выпустил около 20 книг. Его именем названа одна из улиц Киева.

Анатолий Васильевич Луначарский (11 ноября 1875, Полтава, Российская империя — 26 декабря 1933, Ментона, Франция) — российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

С октября 1917 года по сентябрь1929-го —первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции1905-1907годов и Октябрьской революции 1917 года. Академик АН СССР (01.02.1930).

Анатолий Луначарский родился в семье чиновника. Окончил Киевскую гимназию, учился в университете Цюриха (Швейцария), на естественном и философском факультете.

В 1899 Анатолий Луначарский возвращается в Россию, занимается пропагандистско-литературной деятельностью, подвергается ссылке в Вологду. Там знакомится с А. Богдановым, Н. А. Бердяевым, А. Ремизовым, Б. Савинковым и др. Особенно сближается с Богдановым, на сестре которого был женат первым браком.

В 1911 Анатолий Луначарский переезжает в Париж, где создает вместе с М. Н. Покровским, Ф. И. Калининым и др. группу «Вперед». Активно участвует в полемических баталиях с меньшевиками, Г. В. Плехановым по вопросам стратегии и тактики революционной борьбы. В Петроград вернулся в мае 1917. В составе «межрайонцев» вошел в РСДРП (б) на VI съезде в июне 1917.

В октябре 1917 Анатолий Луначарский назначается наркомом просвещения, входит в состав Совнаркома. Но уже 2 (15) ноября 1917, узнав о бомбардировках Кремля при установлении в Москве советской власти, подает в отставку. Мотивирует ее невозможностью смириться с разрушением важнейших художественных ценностей, «тысячью жертв», ожесточением борьбы «до звериной злобы», бессилием «остановить этот ужас». Прошение об отставке опубликовано в меньшевистской «Новой жизни». Однако Совнарком не принял его отставку, Ленин уговорил Луначарского остаться. Тогда же А. Богданов написал Луначарскому: «Мне грустно, что в это дело ввязался ты, потому что для тебя разочарование будет много хуже».

Луначарского всегда недолюбливала партийная верхушка и никогда ему полностью не доверяла. Сам Луначарский это хорошо осознавал. Он, единственный из прочих «долгожитель» Совнаркома (с октября 1917 по 1929), никогда не входил в состав ЦК партии. Отсюда и крайняя сложность в трактовке его позиции. О Луначарском бытует мнение и как о романтике и утописте, напоминавшем и в суровые времена о незыблемости идеалов красоты, любви и добра как основах человеческой жизни. Его называют и капризным, и водевильным, и анекдотичным. Поминают, что восемь раз подавал в отставку, узнав об обстреле Кремля, упал в обморок, и то, что не шел ни на какие компромиссы. Вторым браком был женат на актрисе Малого театра, известной красавице Н. А. Розенель.

В 1929 году Луначарский снят с поста наркома просвещения. Это год «великого перелома», начатого И. Сталиным и отразившегося и на сфере культуры. Наркомпрос возглавил военный А. Бубнов, покончивший с эклектикой «либерала» Луначарского.

12 сентября 1929 Луначарский назначается председателем Комитета по заведованию учеными и учебными заведениями ЦИК СССР, занимается литературной работой. Известны его работы по общетеоретическим вопросам культуры, особенно художественной, литературоведению, театроведению, эстетике, педагогике. Он избирается академиком АН СССР.

В 1933 Анатолий Луначарский назначается послом в Испании. По дороге в Ментоне он умер.

Книги (12)

Введение в историю религии. В 6 популярных лекциях

Вниманию читателей предлагается книга известного советского политического деятеля, публициста, критика, искусствоведа, академика АН СССР А.В.Луначарского(1875-1933),посвященная истории религии.

В основу книги были положены лекции, прочитанные автором в октябре 1918 года в Петербурге. В работе дается представление о научном объяснении религиозных верований и их происхождения, излагается история религиозных верований начиная с самых первых ступеней развития; описываются два типа религиозных воззрений — метафизический и исторический.

Автор рассматривает основные языческие религии — индусскую, иранскую и эллинскую, знакомит читателя с наиболее важными моментами развития еврейской религии, а затем подробно излагает историю христианства вплоть до современных его форм.

Европа в пляске смерти

Книга «Европа в пляске смерти» занимает должное место в литературном наследии А.В. Луначарского.

Посвященная чрезвычайно интересному и сложному периоду — первой империалистической войне, она представляет собой впервые публикуемый сборник статей и очерков, репортажей с мест сражений, а также записей бесед с видными политическими деятелями Европы. Все это было послано автором в газеты «Киевская мысль» и «День», чьим французским корреспондентом он состоял.

О воспитании и образовании

В книге представлены избранные сочинения А.В. Луначарского, посвященные основным проблемам строительства советской школы, вопросам воспитания и образования.

Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся историей советской культуры и просвещения.

Об атеизме и религии

Лекции, статьи, письма и другие материалы.

Здесь помещены материалы из переписки с В.И. Лениным, лекции и статьи по вопросам истории религии, истории атеизма, морали и религии, искусства и религии.

Интересен диспут А.В. Луначарского с представителями церкви.

Почему нельзя верить в бога?

Избранные атеистические произведения.

Для того чтобы напечатать все, что написано Луначарским по вопросам религии и а теизма, потребовалось бы несколько больших томов.

В настоящей книге помещены лишь некоторые его работы из тех, которые были написаны главным образом после Октябрьской социалистической революции, в период Советской власти.

В настоящем сборнике помещено 38 различных произведений. Все они разбиты на четыре раздела и в каждом разделе расположены в основном хронологически. В сборник, как правило, включены уже опубликованные в печати материалы. Однако наряду с этим приводятся и некоторые рукописи, хранящиеся в Партархиве Института марксизма-ленинизма и до сих пор не издававшиеся доклад «Очередные задачи школы в районах нацменьшинств», «Заключительное слово на II съезде Союза воинствующих безбожников», статья «Пасха», статьи, связанные с выставками предметов религиозного искусства за рубежом, ответы на записки слушателей и некоторые другие.

Силуэты: политические портреты

В очерках А. Луначарского, К. Радека, Л. Троцкого, чей публицистический талант бесспорен, читатель найдет объемные портреты таких ярких и своеобразных исторических личностей, как Л. Каменев, Л. Рейснер, Л. Мартов, Б. Савинков, П. Струве, П. Милюков и другие.

Оригинальность видения прошлого страны проявляются и в неповторимости восприятия авторами творчества писателей-демократов, гигантской фигуры В.И. Ленина.