Абсолютная монархия во франции. Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Ф

Сословный строй

Завершение централизации во Франции сопровождалось оформлением новой сословной структуры. Политическийабсолютизм в своей правовой политике закреплял восходящее к средневековью имущественное и юридическое неравенство общественных групп в пользу привилегированных сословий – дворянства и духовенства.

Термин сословие (ordre) возник в языке правоведов в XIV в. Принадлежность к тому или другому сословию традиционно была взаимосвязана с большей или меньшей причастностью к отправлению власти; в этом смысле корни сословной системы уходили в средневековые феодальные порядки. «Сословие, – отмечалось в одном из юридических руководств начала XVII в., – это достоинство со способностью к публичной власти. Наверху церковный чин, духовенство, ибо Божии министры по праву должны сохранять первую степень почести. Затем дворянство, будь оно родовитое, древнее и незапамятное, происходящее от древних поколений, будь оно знатное по достоинству, проистекшее от служебных сеньорий, сообщающих те же привилегии. Наконец, третье сословие, охватывающее остальной народ*». Структура трех сословий во французском правопорядке, начиная с XVII в., была компромиссом государственной политики, отказавшейся от особого правового выделения знати и включившей, наконец, крестьянство в общую сословную структуру наравне с городским населением.

* Луазо. Трактат о сословиях. 1610.

Католическое духовенство считалось первым сословием. Оно было относительно немногочисленным (до 130 тыс. чел. к 1789 г., в т. ч. 90 тыс. сельских священнослужителей), но пользовалось наибольшими привилегиями. Принадлежность к сословию определялась указом 1695 г., согласно которому для причисления к клирикам нужно было «церковно жить» и занимать одну из реальных церковных должностей. В налоговом отношении духовенство было свободно от прямых и, частично, от косвенных налогов. Однако платило налоги с принадлежащей церкви недвижимости. Исключительность положения духовенства состояла в том, что церковь сама имела право на налогообложение в свою пользу: амортизационный налог с имуществ особого рода, кем-либо приобретаемых, десятину, особый благодарственный дар, собираемый каждые десять лет (с 1560 г.). В правовом отношении духовенство подлежало только своему епископскому суду. Юридический иммунитет духовенства был несколько ограничен в середине XVIII в. расширением прав королевских судов, в особенности по уголовным делам и по спорам о недвижимостях. Но привилегии сохранялись значительные: клирики не могли быть взяты под арест за долги,их имущества пользовались широкой неприкосновенностью. В служилом отношении клирики были свободны от воинской повинности (исходя еще из постановления Клермонского собора 1095 г.); она была заменена для них военным налогом. Духовенство было свободно и от городских служб.

Высшее духовенство, реально пользовавшееся имуществами церкви, пополнялось в основном из дворян (оно насчитывало до 6 тыс. чел.). Низшее – из третьего сословия. Монашествующее духовенство обладало особыми привилегиями, но в правовом смысле пребывало в состоянии гражданской смерти в связи с обетами бедности и послушания.

Дворянство составляло второе сословие. К концу XVIII в. оно насчитывало до 400 тыс. семей. Как сословие дворянство не было однородным, и это влияло на различия в некоторых привилегиях. Дворянство подразделялось на пожалованное и служилое. Пожалованное основывалось на наследственных правах или на выданном королем дворянском патенте (первые грамоты-патенты пожалованы еще в 1285 г.;их обязательно регистрировали в парламентах). Наследственные права вытекали из обладания дворянскими вотчинами, полученными по отцовской линии (по материнской – только в некоторых провинциях: Шампани, Барруа), а также по родовому счету в 3-4 поколения. С 1579 г. было запрещено даровать права дворянства только по факту владения дворянской вотчиной, нужно было доказать благородство рода.

Служилое дворянство окончательно оформилось с эпохой абсолютизма. С XVII в. дворянское звание стало жаловаться по гражданской службе (дворянство мантии) – право на него приобретали прослужившие более 20 лет в королевских должностях (1-я степень) и в трех поколениях в чинах советников. Некоторые городские муниципальные должности также давали право на выслуженное дворянство. С 1750 г. появилась категория дворянства шпаги, когда оно жаловалось за службу в военных чинах или за отличия во время военных кампаний. Служилые дворяне не имели прав на королевские пособия, не имели вотчинных привилегий. Дворянское звание можно было и утратить вследствие занятий ремеслом, торговлей (кроме оптовой и морской), совершения некоторых бесчестных преступлений.

В налоговом отношении дворяне были свободны от личных налогов (тальи), но платили налоги с имущества и особые всеобщие налоги. Знать имела право, кроме того, на королевские пенсии. В правовом отношении дворянство обладало привилегией на суд бальи по гражданским делам и на суд Большой палаты парламента по уголовным. Вих отношении не применялись позорящие наказания. В служебном отношении военная служба считалась обязанностью дворян. При этом они имели исключительное право на службу в коннице. Были некоторые службы, зарезервированные для дворянства. Воинским регламентом 1781 г. предписывалось принимать в офицерские училища только детей дворян, засвидетельствовавших четыре благородных поколения. Только дворянство обладало вотчинными и феодальными правами в принадлежащихим землях (право охоты, личных повинностей и др.).

Третье сословие (tiers-etat) составляло большинство нации (около 24 млн. чел. к 1789 г.) и не было полностью однородным. Как минимум в его составе выделялись (1) городские буржуа, (2) ремесленники и рабочие, (3) крестьяне. Буржуазия объединяла судейских и финансовых чиновников младших рангов (без прав служилого дворянства), лиц свободных профессий (врачей, литераторов), а также промышленников и финансистов. Ремесленники объединяли как цеховых мастеров, так и чисто наемных рабочих (до 2 млн. чел.). Как и буржуа, они обретали сословный статус согласно эдикту еще 1287 г. по собственному желанию, заявив о наличии дома стоимостью свыше 60 солидов. Крестьяне были подавляющей массой населения Франции (свыше 20 млн. чел.). С 1779 г. личное крепостное право в их отношении было отменено, и повинности носили чисто имущественный характер (но разного происхождения) . Как вилланы (самостоятельные землевладельцы), так и цензитарии (держатели наделов от феодалов) были обязаны платить все прямые налоги (они составляли ко второй половине XVIII в. до 1/2 крестьянских доходов), так и поземельные рентные платежи. Имущественные права третьего сословия были практически идентичны двум первым, и это сделало их к концу XVIII в. собственниками более 2/5 земель страны. Правовое положение разночинцев было, однако, менее выгодным: к ним применялись тяжелые и позорящие наказания,им запрещались некоторые общественные службы. Основной проблемой статуса сословия к XVIII в. было неравное налогообложение, особенно отягощение собственности буржуазии.

Сословный строй был существом порядков «старого режима» во Франции и опорой политической системы абсолютизма. Вместе с тем столь четкое разделение общества на три сословия составляло историческую особенность общественного строя Франции начала Нового времени.

Королевская власть

В исторических условиях Франции XVII-XVIII вв. королевская власть приобрела в особенности неограниченный характер, а абсолютизм монархии – классический завершенный вид. Возвеличиванию власти короля и росту его полномочий способствовало правлениеЛюдовика XIV (1643-1715), в особенности изменившее свой характер после победы над аристократической оппозицией и народным движениемФронды (1648-1650). В 1614 г. по предложению Генеральных штатов власть короля была провозглашена божественной по своему источнику и священной по характеру. Прекращение созыва общенациональных Генеральных штатов в 1614 г. сделало королевскую власть полностью свободной от соучастия сословного представительства. (Хотя сохранялись некоторое время собрания нотаблей – знати.)

Король занимал исключительное положение в государстве и среди дворянского сословия. Признавалось только единоличное правление («Король есть монарх и не имеет вовсе соправителя в своем королевстве». – Ги Кокиль, правовед XVII в.). С Генриха III утвердилось представление о верховных законодательных полномочиях монарха: король может устанавливать законы, может менять их по своей воле. Верховенство и неограниченность королевской власти категоричнее других выразил Людовик XV в речи перед Парижским парламентом в 1766 г., отрицая государственное значение других властей, кроме монарха: «Я не пострадаю, если в моем королевстве сформируется ассоциация. Магистратура не образует ни корпуса, ни отдельного сословия. Лишь в моей персоне единой покоится суверенная власть. Это мне одному принадлежит законодательная власть без зависимости и без раздела*». Исполнительные и судебные права короля были ограничены только существованием бюрократической наследственной иерархии и независимым происхождением большинства государственных должностей.

* По-видимому, именно с этим выступлением связано рождение мифао доктрине абсолютной монархии в словах «Государство – это я», необоснованно приписанных позднее молвой Людовику XIV.

Единственным юридическим ограничением власти монарха считалось наличие в королевстве фундаментальных законов, воплощенных в ее правовом строе и традициях. Содержание этих условных законов было тесно связано с пониманием суверенности монарха (утвердившейся во французском публичном праве с конца XVI в. благодаря в том числе доктрине правоведа и философа Бодэна). Доктрина парламентов рассматривала эти законы как «непоколебимые и ненарушимые», по которым «король и всходит на престол» (А. де Элей, президент Парижского парламента конца XVI в.). К началу XVIII в. значение фундаментальных законов имели примерно 7 основополагающих принципов монархии: династическое наследие по нисходящей линии, законность правления, безответственность короны, нераздельность королевства, католическая ортодоксия монархии, верховенство и независимость по отношению к феодалам, их вотчинным правам и иммунитетам, внешняя независимость королевства. Корона рассматривала эти принципы как обязательные и сохраняющие сущность власти. «Так как основные законы нашего королевства, – декларировал Людовик XV в своей коронационной речи, – ставят нас в счастливую невозможность отчуждать область нашей короны, то мы считаем за честь признать, что еще менее имеем права располагать нашей короной... Она дана нам только для блага государства, следовательно, государство одно будет иметь право распорядиться ею».

В наследовании престола сохранял силу древний салический закон. При отсутствии прямого наследника право на престол переходило в боковую линию королевской фамилии. В 1715 г. парламент уничтожил наследование престола усыновленным. При малолетстве допускалось регентство, которое получило фактическое проявление в первой четверти XVIII в.

Королевская фамилия утратила к XVII в. все особые государственные права и право на должности, став высшей частью Королевского двора. Внутри фамилии сохранялись некоторые градации (дети Франции, внуки Франции, принцы крови, королевские незаконнорожденные и т. д.), что выражалось только в личных привилегиях (например, право сидеть или не снимать шляпы в присутствии короля), но все полностью утратило государственное значение. Видоизменился Двор и как административное учреждение. Почетные должности, связанные с особыми правами на руководство армией, практически исчезли: с 1627 г. не замещалась должность главнокомандующего – коннетабля, с 1614 г. потерял свое значение адмирал флота, число маршалов выросло до 12-15 в XVIII в., и они сохранили только ограниченную юрисдикцию по воинским преступлениям. Известную долю независимости сохранял канцлер. Остальные дворцовые должности были связаны с чисто придворными обязанностями – великий управляющий, великий пожертвователь, великий конюший, великий егерь и т. д. Как правило, каждый из этих чинов располагал службой в 300-400 дворян или наемных. Большинство ко второй половине XVII в. превратились в почетные должности, наследственно закрепленные за знатными родами (Конде, герцогами Бульонскими, Лорренскими и т. д.). Король располагал и военной гвардией из дворян – в составе 4 кавалерийских и 2 мушкетерских рот.

Королевский двор в период абсолютизма сохранил огромное влияние на содержательную политику государства, но был практически устранен от прямого влияния на администрацию, которая развивалась на основе учреждений в основном служилого и бюрократического характера.

Центральная аминистрация

Организация государственной администрации в главном сохранила традиции учреждений, сложившихся в конце XVI – начале XVII в. (см. § 28.3). Существенно возросло значение верховного управления короля, характерного для системы абсолютизма. Это выражалось, во-первых, в изменении статуса и функций государственных политических советов при короле (которые были отчасти сословно-представительными органами, отчасти формой аристократического влияния на политику, а превратились в XVII в. в административно-бюрократические совещания высших должностных лиц), во-вторых – в росте значения министерского управления, которым руководил напрямую монарх.

Высшим правительственным учреждением считался Совет короля (или Королевский совет). Формально в нем принимались основные политические, административные и даже судебные решения. Однако реально Совет короля не существовал как обособленный и стабильно действующий орган. С конца XVI в. Совет постепенно дробился на специализированные советы с собственной компетенцией, где все большую роль играли профессиональные администраторы. В 1661 г. Совет короля окончательно реорганизовался в 3 самостоятельных правительственных института, некоторые из которых зародились в предыдущие 15-20 лет.

Реальным правительственным органом монархии стал Великий совет (1661). Состав его определялся по усмотрению монарха без оглядки на сословные или административные традиции. Членами его, как правило, были герцоги, пэры Франции, министры, секретари короля, сюринтендант финансов; председательствовал на Совете канцлер. Кроме высших администраторов, в Совете состояли 16 советников по должности: 3 из духовенства, 3 из дворян «шпаги», 12 – из дворян «мантии»; к концу XVII в. число их достигло 30 (1673). Позднее часть советников числились в Совете постоянно, часть назначалась на «семестр». Полномочия Совета были не определены, и реально компетенция его была всеобщей. В нем решались вопросы законодательства, политические дела, а также судебные дела, переданные на кассацию в суд короля. Действовал Совет исключительно именем короля и юридически собственной власти не имел. Король всегда считался пребывающим в Совете, даже если тот на деле заседал без него. Руководство канцлера, который сохранял свою самостоятельность и не мог быть отстранен от должности без законных причин, придавало Совету отчасти самостоятельное же значение в государственных делах.

Вторым правительственным советом стал Совет в верхах (Еп-Haut), зародившийся около 1643 г. в качестве преемника Совета дел XVI в. В этом совете не было постоянной административной деятельности, как не было и самостоятельного присутствия. По сути, это было королевское совещание высших лиц, причастных к внешней политике; Совет выносил решения по вопросам войны и мира, дипломатии. Призывались в него главным образом секретари иностранных дел, маршалы Франции, министры.

Основным органом текущего внутреннего управления стал Совет депеш (1650). Председательствовал с 1661 г. в нем сам король. Членами его считались все входившие в Совет в верхах, а также канцлер, государственные секретари; административной координацией занимались 1-2 особых советника. Во второй половине XVII в. совет заседал регулярно – до 2-х раз в неделю. В Совете депеш осуществлялось в целом внутреннее управление государством и низшим административным аппаратом; одной из важнейших функций его была выдача ордеров на аресты именем короля (lettre de cachet).

Отдельно существовал такжеСовет финансов короля (1661). Председательствовал в нем сам монарх, а членами были канцлер, генеральный контролер, интенданты и два-три государственных советника. До 1715 г. совет заседал еженедельно, затем его деятельность видоизменилась. Фактически здесь шла работа по исполнению государственного бюджета и управление налоговой низовой администрацией.

В неизменном виде такая организация Совета короля сохранялась в правление Людовика XIV. В XVIII в. система советов была перестроена и видоизменена (1723-1730). Совет короля преобразовался в абстрактный Государственный совет, в составе которого реально действовали специализированныесоветы-коллегии: иностранных дел, совет депеш (или внутренних дел), финансовый, коммерческий, гражданской юстиции – всего 7. Совет иностранных дел формально был высшим, его членами состояли министры, назначавшиеся пожизненно. Это явление во французской администрации получило название полисинодии (многосоветия). В ходе преобразований полномочия советов были, однако, сокращены, и реальное управление в XVIII в. перешло к министрам.

Развитие министерского управления восходило к должности государственных секретарей, появившихся в XVI в. С 1588 г. секретариаты стали специализированными (1 – на международных делах, 2 – на военных). В 1626 г. обособился секретарь по делам колоний. Тогда же появилась должность первого министра, созданная специально для Ришелье, затем, в малолетство Людовика XIV, доверенная кардиналу Мазарини. К сер. XVII в. выделился и секретариат по внутренним делам. В дальнейшем государственные секретари исполняли чисто пассивную роль по решениям советов, но с 1715 г. их значение необычайно возросло. Была восстановлена должность первого министра (1718), появился новый секретариат по экономическим делам (1771). Министры-секретари были независимы друг от друга и в некоторой степени от короля: они приобретали свои должности не только по усмотрению монарха, но и за выкуп в 500 тыс. серебряных ливров. При секретарях сложился разветвленный аппарат разных бюро, в которых было занято огромное количество чиновников – коми (commis). К середине XVIII в. реальное управление страной перешло, как отмечали современники, в руки этих аппаратчиков, что было неразрывно связано с ростом взяточничества и коррупции. «Количество дел, находящихся в ведении министров, громадно. Всюду они, и ничего без них. Если их сведения не так обширны, как власть, то они принуждены предоставить все коми, кои делаются правителями дел, а следовательно, и государства» (Д"Аржансон).

Особое место среди королевских министров принадлежало сюринтенданту , или генеральному контролеру финансов (с 1665 г.). Он ведал исполнением государственного бюджета, реально руководил Советом финансов, а по сути всей экономической и торговой политикой. Под его руководством работали местные интенданты, покупавшие свои места. Аппарат генерального контролера был самым разветвленным: в нем насчитывалось до 38 бюро; в центральном секретариате работали до 265 чиновников.

Должностные лица администрации подразделялись на три категории. (1) Оффисье покупали свои должности и были до известной степени независимыми от короны, хотя и действовали по указам сверху. (2) Комиссары были чисто королевскими порученцами. (3) Наемные служащие. Особое положение занимали королевские секретари, работавшие под прямым руководством монарха. В середине XVII в. их было до 500, в XVIIIв. их число сократилось до 300 (1727). Они выполняли разовые или текущие поручения, вели делопроизводство и до известной степени уравновешивали власть министров. Такое переплетение королевского и собственно государственного управления создавало порой весьма сложные ситуации, существенные расхождения (особенно, например, во внешней политике) и были одной из предпосылок общего кризиса государства в конце XVIII в.

Финансы

Финансовая система Франции XVII-XVIII вв. основывалась преимущественно на прямых налогах с населения. Размеры налоговых сборов никогда не были определены сколь-нибудь точно, и сбор их порождал огромные злоупотребления. Периодически сбор налогов переводился на откупа, которые затем отменялись в связи с бурными протестами и недоимками, а затем так же регулярно возрождались.

Основным государственным налогом была историческая талья (вещная и личная). Платили его исключительно лица третьего сословия, хотя и среди них были освобожденные от налога: служившие во флоте, студенты, гражданские чиновники и др. В разных округах определялся и собирался налог по-разному: в одних – основным объектом обложения была земля, в других – собирали с «дыма» (особой условной единицы); в провинции считали 6 тыс. условных «дымов».

Всеобщим налогом была капитация (с 1695 г.). Ее платили лица всех сословий, даже члены королевской фамилии. Считалось, что это специальный налог на содержание постоянной армии*. Капитация была одним из первых исторических видов подоходного налога. Для ее исчисления все плательщики разбивались на 22 класса в зависимости от своих доходов: от I ливра до 9 тыс. (в 22-м классе состоял один наследник престола). Всеобщими были также особые подоходные налоги : 10-я доля и 20-я доля (1710). Причем понятие «двадцатины» было условным. Так, в обстановке нарастающего финансового кризиса в 1756 г. была введена т. н. вторая двадцатина, в 1760-м – третья (вместе превратившиеся в 1/7).

* В начале XVIII в. армия Франции перешла от милиционной к постоянной рекрутской армии (1726). Число набираемых полков определял король. В 1786 г. рекрутская повинность распространилась на города.

Помимо прямых налогов, существовали и косвенные, с продаваемых товаров и продуктов питания. Наиболее отяготительным среди последних был налог на соль – габель (он был различен по провинциям, и размеры его разнились до невероятности). Важную роль играли таможенные доходы – с внутренних, главным образом, таможен, от внешней торговли. Практически значение налогов имели и принудительные королевские займы – у духовенства, городов.

Общее налоговое бремя было колоссальным, достигая 55-60% доходов лиц третьего сословия, несколько меньше– для привилегированных. Раскладка налогов была огульной, зависела в основном от финансовой администрации на местах, главным образом – от интендантов.

Местное управление

В период абсолютной монархии местное управление значительно усложнилось и носило почти хаотический характер. Старые принципы средневекового управления (бадьи, прево, лейтенанты) переплетались с новым административным делением и новой администрацией, права которой, однако, были сильно урезаны.

Ко второй половине XVIII в. Франция была поделена на 58 провинций, которыми управляли губернаторы. Назначалих монарх. Кроме них, были 40 военных наместничеств со своими управителями-комиссарами, парламентские, судебные и другие округа. Рядом с этим существовала система церковного управления (121 епископский округ и 16 архиепископов). Параллельно была система финансовых округов (всего 32) во главе с интендантами. При них были счетные палаты, палаты сборов, монетные палаты (по 10-15). Полицейское управление имело свое деление – на 32 департамента; кроме этого – особые таможенные и откупные округа.

Провинции управлялись напрямую министрами, но не все одинаково. Треть подчинялась военному министру, треть – министру двора, треть – министру иностранных дел (!). Причем решение иногда мельчайших и чисто специальных местных вопросов (например, назначение профессоров в медицинскую школу Страсбурга) требовало личного министерского указа, иногда даже за печатью короля. Из центра выдавались паспорта для свободного передвижения и для выезда за границу. Местная администрация, кроме того, была частично наделена правами юстиции, и это еще более осложняло реальное управление.

Судебная система

Организация юстиции в абсолютной монархии была несколько обособленной от администрации в целом; такая самостоятельность судов стала особенностью именно Франции (что вовсе не повлияло, однако, на правовое качество этой юстиции). Сохранялось различение судов на уголовные и на гражданские; объединяло их, эти две системы, только существование парламентов (см. § 36) со всеобщей юрисдикцией.

В гражданской юстиции основную роль играли местные суды: сеньориальные, городские и королевские (в городах существовали даже частные суды по кварталам, особым объектам и т. п. – так, в Париже XVIII в. было до 20 юрисдикции). Королевские суды существовали в виде исторических учреждений и должностных лиц: бальи, сенешалы, губернаторы; затем появились особые лейтенанты по гражданским и по уголовным делам (отдельно). С 1551 г. основная тяжесть гражданской юстиции переместилась в трибуналы – до 60 на страну. В них окончательно решались малые по значению дела (до 250 ливров) и разбирались по первой инстанции более значимые (с 1774 г. – свыше 2 тыс. ливров).

В уголовной юстиции сложилась более или менее соподчиненная система учреждений: окружные суды (сенешалства) в составе 3-4 судей – апелляционные комиссии из трех судей – парламенты. Выше парламентов стоял только кассационный суд – Тайный совет (с 1738 г.) в составе 30 членов.

Помимо общей юстиции – как уголовной, так и гражданской, – существовала специальная и привилегированная. Специальные суды образовались исторически по роду разбираемых дел: соляные, фискальные, контрольные палаты, лесные, монетные, военные суды адмирала или коннетабля. Привилегированные суды рассматривали любые дела, касающиеся круга лиц особого статуса или сословной принадлежности: университетские, религиозные, дворцовые.

Центральное место в судебной системе номинально сохраняли исторические парламенты. С роспуском во второй половине XVII в. многих провинциальных штатов как бы в компенсацию сословных прав возросло число парламентов – до 14-ти. Наибольший судебный округ подлежал компетенции Парижского парламента, в его юрисдикцию входила 1/3 страны с 1/2 населения, который одновременно играл роль как бы национального образца. В XVIII в. Парижский парламент усложнился и включал 10 департаментов (гражданская, уголовная палата, 5 следственных, 2 апелляционных. Большая палата). Сходной, но менее разветвленной структурой обладали и другие парламенты. В Парижском состояло 210 судей-советников. Кроме этого, были советники-адвокаты, а также посты генерал-прокурора, генерал-адвоката (с 12 помощниками). Парламентский суд считался делегированным королевским судом, поэтому за королем всегда сохранялось право т. н. удержанной юрисдикции (право в любой момент взять любое дело к собственному рассмотрению в Совете). С правления Ришелье значительное ранее парламентское право делать ремонстрации (представления на королевские указы об их противоречии другим законам) сократилось. По эдикту 1641 г. парламент мог делать представления только по тем делам, что ему присылались, обязывался регистрировать все указы, касавшиеся правительства и государственного управления. Король был вправе увольнять парламентских советников, принудительно выкупая у них должности. Эдиктом 1673 г. контролирующие полномочия парламента были еще более сокращены. Общая неурегулированность юрисдикции привела в сер. XVIII в. к крупным спорам между парламентами и духовной юстицией, между парламентами и счетными палатами. Реально роль парламентов как когда-то существовавшего юридического противовеса королевской власти сошла почти на нет. «Парламенты уже ни во что не вмешиваются, кроме отправления правосудия, – замечал Ш. Монтескье, бывший президентом Бордоского парламента, – и их авторитет все более и более умаляется, если только какое-нибудь непредвиденное обстоятельство не вернетимсилу и жизнь» *.

* Монтескье Ш. Л. Персидские письма. XCII.


Похожая информация.


Абсолютная монархия во Франции. Право Франции 16-18 вв.

Изменения в правовом положении сословий в XVI-XVIII вв. Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всœего зарождением капиталистических отношений. Становление капитализма шло быстрее в промышленности и в торговле, в сельском хозяйстве для него всœе большей преградой становилась феодальная собственность на землю. Серьезным тормозом на пути общественного прогресса становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.

Как и прежде, первым сословием в государстве было духовенство, насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. населœения страны) и державшее в своих руках 1/5 всœех земель. Духовенство, полностью сохраняя свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью. Между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство проявляло единство только в своем ревностном стремлении удержать сословные, число феодальные привилегии (взимание десятины и др.).

Более тесной стала связь духовенства с королевской властью и дворянством. Согласно конкордату, заключенному в 1516 году Франциском 1 и римским папой, король получил право назначения на церковные должности. Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями, предоставлялись дворянской знати. Многие младшие сыновья дворян стремились получить тот или иной духовный сан. В свою очередь представители духовенства занимали важные, а иногда и ключевые посты в государственном управлении (Ришелье, Мазарини и др.). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, между первым и вторым сословиями, имевшими ранее глубокие противоречия, сложились более прочные политические и личные узы.

Господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества занимало сословие дворян, насчитывавшее примерно 400 тыс. человек. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а в связи с этим в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. В целом светские феодалы (вместе с королем и членами его семьи) держали 4/5 земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению. Требовалось доказывать свое дворянское происхождение до третьего-четвертого колена. В XII в. в связи с участившимися подделкам дворянских документов была учреждена специальная администрация, контролировавшая дворянское происхождение.

Дворянство предоставлялось также в результате пожалования специальным королевским актом. Это было связано, как правило, с покупками богатыми буржуа должностей в государственном аппарате, в чем была заинтересована королевская власть, постоянно испытывавшая нужду в деньгах. Такие лица обычно назывались дворянами мантий, в отличие от дворян шпаги (потомственных дворян). Старое родовое дворянство (придворная и титулованная знать, верхушка провинциального дворянства) с презрением относилось к "выскочкам", получившим звание дворянина благодаря своим должностным мантиям. К серединœе XVIII в. было примерно 4 тыс. дворян мантий. Их дети должны были нести военную службу, но затем, после соответствующей выслуги (25 лет), становились дворянами шпаги.Несмотря на различия в родовитости и должностях, дворяне имели ряд важных общесословных привилегий: право на титул, на ношение определœенной одежды и оружия, в т.ч. при дворе короля, и т.п. Дворяне были освобождены от уплаты налогов и от всяких личных повинностей. Οʜᴎ имели преимущественное право назначения на придворные, государственные и церковные должности. Некоторые придворные должности, которые давали право на получение высоких окладов и не были обременены какими-либо служебными обязанностями (так называемые синœекуры), были зарезервированы за дворянской знатью. Дворяне имели преимуще-ственное право на обучение в университетах, в военной королевской школе. Вместе с тем дворяне в период абсолютизма утратили некоторые свои старые и число феодальные привилегии: право на самостоятельное управление, право на дуэль и т.д.

Подавляющую массу населœения во Франции в XVI-XVII вв. составляло третье сословие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ всœе более становилось неоднородным. В нем усилилась социальная и имущественная дифференциация, В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

Несмотря на рост городского населœения и его увеличивавшийся вес в общественной жизни Франции, значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В связи с развитием капиталистических отношений в его правовом положении произошли изменения. Практически исчезли серваж, формарьяж, "право первой ночи". Менморт по-прежнему предусматривался в правовых обычаях, но применялся редко. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. При этом подавляющее большинство крестьян было цензитариями, ᴛ.ᴇ. держателями сеньоральной земли с вытекающими отсюда традиционными феодальными обязанностями и повинностями. Цензитарии к этому времени почти полностью были освобождены от барщинных работ, но зато дворянство постоянно стремилось к увеличению ценза и других поземельных поборов. Дополнительными обременениями для крестьян были баналитеты, а также право сеньора охотиться на крестьянской земле.

Исключительно тяжелой и разорительной для крестьянства была система многочисленных прямых и косвенных налогов. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам. Откупщики проявляли такое рвение при взимании законных и незаконных сборов, что многие крестьяне были вынуждены продавать свои постройки и инвентарь и уходить в город, пополняя ряды рабочих, безработных и нищих.

Возникновение и развитие абсолютизма. Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.

В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массыфранцузского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосœердной королевской властью.

Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединœения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. При этом по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в т.ч. и в силу саморазвития самих ее властных структур, всœе более во"вышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в т.ч. открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.

Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в серединœе XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всœех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".

Усиление королевской власти. Верховная политическая власть при абсолютной монархии всœецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Для этого королям крайне важно было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. (по Болонскому конкордату 1516 года и Нантскому эдикту 1598 года) король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.

В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI-XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. Королевским ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация должна быть заявлена лишь в течение определœенного срока после издания королем ордонанса, а повторная ремонстрация недопускается. В 1668 году король Людовик XIV, явившись в Парижский парламент, собственноручно изъял из его архива всœе протоколы, относящиеся к периоду Фронды, ᴛ.ᴇ. к антиабсолютистским выступлениям середины XVII в. В 1673 году им же было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация должна быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять королевское законодательство.

Изменилось и общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий. В 1614 году по предложению “Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: "король божьей милостью". Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику XIV: "Государство - это я!".

Представление о том, что абсолютизм зиждется на божественном праве, не означало восприятия идеи личной власти короля, тем более отождествления ее с деспотизмом. Королевские прерогативы не выходили за рамки законного порядка, и считалось, что "король трудится для Государства".

Вообще французский абсолютизм основывался на концепции неразрывной связи короля и государства, поглощения первого вторым. Считалось, что сам король, его имущество, его семья принадлежат французскому государству и нации. Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Это, в частности, привело к закреплению полной свободы короля в сфере законодательства. При абсолютизме законодательная власть принадлежит только ему одному по принципу: "один король, один закон". У короля было право назначения на любую государственную и церковную должность, хотя это право могло быть делœегировано им нижестоящим чиновникам. Он являлся окончательной инстанцией во всœех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителœем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.

Создание централизованного аппарат управления. При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. При этом сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем-они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.

В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра. Формально такая должность отсутствовала, но Ришелье, к примеру, совмещал в одном лице 32 государственных поста и титула. Но при Генрихе IV, Людовике XIV, а также при Людовике XV (после 1743 года) король сам осуществлял руководство управлением в государстве, убирая из своего окружения лиц, которые могли иметь на него большое политическое влияние.

Старые государственные должности ликвидируются (к примеру, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синœекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.

Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определœенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников.

Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата͵ к его бюрократизации. В XVIII в. вводится должности заместителœей государственных секретарей, при них создаются значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников.

Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет: и непосредственно руководил всœей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.

Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.

Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые должности (к примеру бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определœены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Особенности местной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частях королевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. По этой причине политика централизации, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.

В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Οʜᴎ назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. По этой причине постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.

Для укрепления своих позиций в провинциях короли начиная с 1535 года посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половинœе XVI в. им дается титул интендантов. Οʜᴎ действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер.
Размещено на реф.рф
Генеральные штаты в 1614 году, а затем собрания нотаблей протестовали против действий интендантов. В первой половинœе XVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена.

В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, и они стали назначаться в специальные финансовые округа. Интенданты имели прямые связи с центральным правительством, прежде всœего с Генеральным контролером финансов. Функции интендантов были чрезвычайно широки и не ограничивались финансовой деятельностью. Οʜᴎ осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.

Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. При этом в условиях всœесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. приходит в упадок. Право феодальной Франции.

В феодальной Франции как и в других странах того времени первым правом являлось обычное право. Студенты во время каникул или школьной практики записывали правовые территориальные обычаи- кутюмы.

В результате появился ряд сборников обычного права или кутюмов:

БОЛЬШОЙ КУТЮМ НОРМАНДИИ фактически стал одним из важнейших источников обычного права.

РИМСКОЕ ПРАВО (Рецепированное право). Правоведы феодальной Франции из римских законов брали те статьи, которые можно было применить во Франции. Эти статьи дорабатывались из сводов законов и перерабатывались, с учетом требованного времени.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО (церковное право). Церковное право в то время регулировало многие правовые отношения не только правовые вопросы клириков, но и всœего светского населœения. При этом короли постепенно начали оттеснять церковь от решения государственных дел и от решения вопросов, касающихся светского населœения. В 16 веке (1539ᴦ.) был издан королевский закон (ордананс) который запретил церкви рассматривать светские дела.

ГОРОДСКОЕ ПРАВО. С возникновение городом начало формироваться городское право. Важнейшими документами городов являлись хартии, ᴛ.ᴇ. решения вышестоящих властей города.

КОРОЛЕВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - ϶ᴛᴏ законодательные акты королей, эдикты, ордонансы и т.д.

Обязательственное право. В период феодализма связи между отдельными феодальными владениями были слабыми. В связи с этим не получили крайне важно го развития торговые отношения и договоры. В начале договоры заключались устные. С развитием экономических отношений договоры стали заключаться письменные и утверждаться натариусами. Особенно широкое развитие получили договоры купли-продажи земли, купли-продажи имущества, договоры дарения, договоры найма (аренды земли). В 17-18вв. многие феодалы не хотели обрабатывать сами свою землю, в связи с этим они начали сдавать земельные участки в аренду, и за аренду земли они получали или натуральный или денежный налоги.

Семейное право. Брак и семья во Франции в начале регулировался только каноническим (церковным) правом, однако уже в 16-17 веках брак начал рассматриваться не только как религиозные таинства, но и как акт гражданского состояния. Примерно до 16 столетия дети имели право вступать в брак без согласия родителœей. В 15-17 вв. было отменено данное положение и было установлено, что дети, вступившие в брак без согласия родителœей, не имели право наследования, ᴛ.ᴇ. такой брак не имел юридических последствий. В случае если говорить о данном нюансе, то на севере ФРАНЦИИ дети до совершеннолетия должны были полностью подчиняться родителям, но после совершеннолетия были более свободными. На юге ФРАНЦИИ СОХРАНИЛА СИЛЬНАЯ ОТЦОВСКАЯ ВЛАСТЬ. Юг Франции входил в состав Римской империи. В римской империи отец обладал всœеми правами. На севере Франции в то время получил широкое развитие майорат. В соответствии с майоратом наследие получал только старший сын, чтобы избежать делœения земли. Старший сын должен был заботиться об остальных детях семьи.

Уголовное право. В 11-12 веках уголовное преступление уже перестает быть частным делом, а как нарушение королевского или феодального мира, феодального правопорядка. Короли Франции всœе чаще начинают вмешиваться в уголовные законодательства.

Виды преступления того времени во ФранцииПреступление против королевской власти, против церкви- эти виды преступления карались очень строго. В 17 веке при Ришелье вводиться вторая ступень преступлений, которые касаются преступлений против государственных чиновников. При рассмотрении уголовных дел учитывалось сословное положение преступника. К феодалам не применялись телœесные наказания. Не применялась и смертная казнь путем подвешивания.

Преступление против собственности. Большинство преступление против собственности карались конфискацией имущества или штрафом.

Виды наказаний:

Членовредительские наказания- это отсечение конечностей, отрезание языка и ушей и т.д.

Позорище наказания, клеймение, привязывание к позорному столбу

Смертная казнь- это гильотина, отсечение головы, четвертование, сожжение, утопление, закапывание заживо (особенности ведьм)

Судебный процесс до 12 века носил обвинительных характер и использовались судебные поединки. Далее позже процесс носил состязательный характер и судебные поединки были отменены. В то время достаточно широко использовались пытки, часто случалось так, что искали повод для применения пыток. Но неофициально пытки используются и сегодня. С 13 века во Франции осужденные получили право обжаловать решение суда. По прежнему высшим судебным и аппиляционным органом оставался Парижский парламент.

Абсолютная монархия во Франции. Право Франции 16-18 вв. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Абсолютная монархия во Франции. Право Франции 16-18 вв." 2017, 2018.

Французский абсолютизм - абсолютная монархия, утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого режима. Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией.

Попытка генеральных штатов в эпоху религиозных войн ограничить королевскую власть не удалась. Этому помешали стремление знати вернуться к феодальному раздроблению и желание городов восстановить свою былую независимость, тогда как генеральные штаты всё же могли быть только центральной властью.

1. В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия. Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV в. в

стране началось формирование капиталистического уклада в промышленности и сельском хозяйстве:

В промышленности появилась мануфактура, а с ней - наемная рабочая сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремесленников, подмастерьев и крестьян;

Выросла внешняя торговля с другими европейскими странами, с Востоком, а через Испанию - и с Америкой;

Капиталистические и полукапиталистические отношения в сельском хозяйстве приняли форму срочной аренды. Развитие капиталистического уклада ускоряло разложение феодальных

отношений, но не уничтожало их:

В городах ремесло, мелкие цеховые и свободные ремесленники и тор-

говцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур;

Сохранялась собственность сеньора на крестьянские земли и, как след-

ствие, феодальные платежи, церковная десятина и т.

Первые два сословия - духовенство и дворянство - полностью сохрани-

ли свое привилегированное положение.

Внутри третьего сословия усиливалась социальная и имущественная

дифференциация:

На нижних его ступенях находились крестьяне, ремесленники, черно-

рабочие, безработные;

На верхних - те, из которых формировался класс буржуазии: фи-

нансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты. 1. Французский абсолютизм достиг высшей ступени своего развития в пери-

од самостоятельного правления Людовика XIV (1661 - 1715 гг.).

Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - на-

следный глава государства - обладал всей полнотой законодательной, испол-

нительной, военной и судебной власти. Ему подчинялись весь централизо-

ванный государственный механизм, административно-финансовый ап-

парат, армия, полиция, суд. Все жители страны были подданными ко-

роля, обязанными ему беспрекословно подчиняться.

С XVI в. по первую половину XVII в. абсолютная монархия

По первую половину XVII в. абсолютная монархия играла про-

грессивную роль:

Вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприят-ные условия для ее последующего социально-экономического развития;

Нуждаясь в новых дополнительных средствах, содействовала росту капиталистической промышленности и торговли - поощряла строительство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины на ино-

странные товары, вела войны против иностранных держав – конкурентов в торговле, основывала колонии - новые рынки сбыта.

Во второй половине XVII в. , когда капитализм достиг такого уровня,что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализма сталоневозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей

ограниченно прогрессивные черты. Дальнейшему развитию производитель-ных сил препятствовали сохранявшиеся абсолютизмом: привилегии духовенства и дворянства; феодальные порядки в деревне;

Высокие вывозные пошлины на товары и т. д. 2. С укреплением абсолютизма вся государственная власть сконцентриро-

валась в руках короля. Деятельность Генеральных штатов практически прекратилась, они со-

бирались очень редко (последний раз в 1614 г.).

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль

над Церковью. Рос бюрократический аппарат, его влияние усиливалось. 3, Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему

личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое

дело любого суда. В судопроизводстве сосуществовали:

Королевские суды; сеньориальные суды;

Городские суды; церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и ражданских дел. Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. В области гражданского судопроизводства им были подсудны только дела снебольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов. Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата,

палата косвенных налогов, управление монетного двора; были судыморские и таможенные. Особую значимость имели военные суды

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Во второй половине XV - начале XVI в. во Франции начинает складываться новая политическая система - абсолютная монархия, пришедшая на смену сословно-представительной. Абсолютизм стал новым этапом централизации страны, административной унификации и усиления королевской власти. Основой усиления королевской власти в этот период было разрушение политической организации средневековых сословий, вызванное зарождением и развитием раннекапиталистических отношений.

Главой государства был король. В его руках были сосредоточены все важнейшие нити государственного управления. Власть осуществлялась посредством королевского совета. Формально король не был связан мнением совета, реально же решения монарха обычно выражали коллективную волю совета. В XVI в. господствовал принцип свободного комплектования совета королём. Однако, следуя традиции, король приглашал своих «прирождённых советников» (принцев крови, кардиналов, главнокомандующего - коннетабля, главу гражданского ведомства - канцлера). В совет также входили высокопоставленные юристы и финансисты, хотя стояли они неизмеримо ниже знати на социальной лестнице. Усложнение задач государственного управления привело к расширению совета. Он превратился к XVII в. в сложную систему секций. Главным элементом королевского совета конца XVI - первой половины XVII в. был деловой совет, где в присутствии короля обсуждались наиболее важные государственные дела. Все советники фактически назначались королём. Социальный состав королевского совета стал изменяться при Генрихе IV: с конца XVI в. в совете утверждается почти монопольное господство высшего гражданского чиновничества (робенов), вытеснившего знать и прелатов, которые доминировали в нём ещё при последних Валуа. Социальное возвышение чиновничества способствовало усилению королевской власти.

Совет работал в тесном взаимодействии с руководителями основных ведомств, уже в XVII в. называвшихся министрами (канцлером, главой финансового ведомства, сюринтендантом и статс-секретарями). При Ришелье появились зачатки морского министерства, а сам он в 1628 г. получил должность сюринтенданта навигации и торговли. Система министерств сменила средневековую организацию высших коронных чинов, пожизненно назначавшихся, как правило, из высшей знати. Министры, напротив, почти все происходили из ро- бенов и сменялись королём. Посты коннетабля (верховный главнокомандующий) и адмирала Франции были фактически упразднены в 1627 и 1628 гг. Развитие министерств явилось важнейшим аспектом бюрократизации государственного управления. Король управлял теперь с помощью постоянного, назначаемого им высокопоставленного гражданского чиновничества, знать была отстранена от непосредственной политической власти.

Для реализации принятых решений в распоряжении короля имелось несколько типов учреждений, главными из которых были институт губернаторов и чиновные корпорации.

Институт губернаторов сложился к началу XVI в. В крупные провинции назначались обычно представители высшей знати. Провинциальные губернаторы рассматривались как полномочные представители короля в своих областях и обладали весьма широкой компетенцией, будучи также военной властью. Используя своё влияние в правительстве, губернаторы способствовали карьере при дворе, в армии, в аппарате массе провинциальных дворян и чиновников, влияли на распределение пенсий и титулов, решение судебных процессов. Правительство стало рассылать в провинции своих чрезвычайных представителей, профессиональных юристов и финансистов, которые оказывали губернаторам в качестве членов их советов необходимую специализированную помощь в вопросах управления.

Однако губернаторам не всегда удавалось добиться полновластия в провинциях. Соперниками губернаторов выступали королевские трибуналы (суды) и в первую очередь парламенты - своеобразные чиновные корпорации. Это были судебные органы, которые имели самые широкие общеадминистративные функции, в частности надзор за муниципальным управлением. Все они являлись коллегиальными органами, где дела обсуждались и решались голосованием.

Высшее звено составляли верховные суды, самым влиятельным из которых был Парижский парламент. Ниже верховных судов стояли бальяжи (на юге - сенешальства).

Специфической чертой французского абсолютизма была почти всеобщая продажа должностей. Благодаря этому государственный аппарат обладал определённой независимостью от правительства.

Особое место в политической системе абсолютизма занимала финансовая система. Наиболее традиционным видом доходов были поступления с королевского домена. В целом же основы налогообложения оформились во Франции в XV в., когда стали постоянными прямой (талья) и косвенные налоги (эд и габель). В разных провинциях они взимались по-разному. Дополнительным источником доходов в XVI-XVII вв. стала продажа должностей и государственных рент. В XVII в. государство стало прибегать к краткосрочным займам у частных лиц.

В сборе всех видов доходов центральную роль играли финансисты. Этот слой складывался на протяжении XVI - начала XVII в., включив в себя богатое купечество и банкиров.

Ещё на исходе Столетней войны французские короли первыми в Европе обзавелись постоянной наёмной армией - ордонансовыми ротами, главную силу которых составляли рыцари-жандармы. Некоторое военное значение сохраняло дворянское ополчение (бан и арьер- бан) и отряды свободных стрелков (франтиреров). Ордонансовые роты возглавляли видные аристократы, нередко губернаторы провинций. Они исчезли со сцены в начале религиозных войн, когда рыцарская конница окончательно устарела в военно-техническом отношении. Основу армии составляли теперь наёмные роты лёгкой кавалерии и пехоты (кондотьеры). Численность армии мирного времени оставалась относительно скромной - 25 тыс. человек. Лишь с началом Тридцатилетней войны она возросла в 3-4 раза. В середине XVII в. руководство армией было передано под власть гражданских чиновников. На тех же основаниях был реорганизован и флот. Таким образом, в руках короля сосредоточилась весьма надёжная сила.

Укрепление государства в эпоху абсолютной монархии сопровождалось значительным расширением его воздействия на общество. Главной формой участия подданных в управлении государством являлись сословные ассамблеи - генеральные, провинциальные, вальяжные и т.д. Генеральные штаты, которые наиболее активно функционировали в 20-30-е гг. XV в., не превратились тем не менее в постоянно действующий институт. Они собирались редко и только в годы политических кризисов (последний раз - в 1614-1615 гг.).

В основе отношений государства и церкви лежало подчинение национальной церкви политическому и частично административному контролю со стороны монархии. По Болонскому конкордату 1516 г. французские короли получили право назначать кандидатов на вакантные бенефиции, что поставило епископат в зависимость от правительства. Однако клир сохранял сословно-политическую организацию и обладал многообразными и эффективными каналами влияния на правительство, отстаивая свои социальные и религиозные интересы.

Каким же социальным группам принадлежала политическая власть?

В XVI в. власть была сосредоточена в руках высшей знати, господствовавшей в королевском совете, распоряжавшейся армией и контролировавшей провинциальное управление с помощью института губернаторов.

В XVII в. аристократия была в значительной степени отстранена от непосредственной политической власти, хотя сохраняла определённое влияние.

Ведущие позиции занимало высшее гражданское чиновничество, которое, не сливаясь со знатью, представляло особую фракцию элиты французского общества. Тем не менее, аристократия обладала многочисленными каналами косвенного воздействия на политику. Таковым был прежде всего королевский двор. На придворной службе состояло около полутора тысяч представителей знатнейших семей королевства. Институт двора имел огромное политическое значение: с одной стороны, король, как первый дворянин королевства, жил здесь в среде своего сословия и проникался его потребностями, с другой - аристократия постепенно начала подчиняться монархии. Двор стал важным инструментом контроля над дворянством.

Наряду с придворной знатью влиятельными группами были высший клир и финансисты, не только занимавшие должности в аппарате, но и воздействовавшие опосредовано через систему денежных обязательств.

Именно этим четырём группам, составлявшим вместе сложную по структуре элиту французского общества, принадлежала главная роль в управлении государством.

Абсолютизм как форма власти был общеевропейским явлением, характерными чертами которого были:

  • 1. Стремление к максимальному сосредоточению светской и церковной власти в руках короля.
  • 2. Постепенное ограничение, а затем упразднение всех органов и учреждений, как-либо ограничивавших королевскую власть.
  • 3. Наличие профессионального, разветвлённого бюрократического аппарата управления.
  • 4. Формирование сильной регулярной армии.
  • 5. Политика меркантилизма, т.е. покровительство отечественной торговле, и система протекционизма, т.е. покровительство отечественной промышленности.

Историки называют случайным, но повсеместным признаком абсолютизма наличие роскошного придворного быта. Государи окружили себя блестящим двором, ввели придворный этикет, устраивали пышные торжества, которыми подчёркивали блеск и величие королевского двора.

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

экономики и права

Юридический факультет

Контрольная работа

«Абсолютная монархия во Франции (XVI-XVIII вв.)»

Предмет«История государства и права зарубежных стран»

Санкт-Петербург, 2009 г.


План

Введение

1. Общественный строй

2. Государственный строй

3. Органы государственной власти

4. Судебная система

Заключение

Список использованной литературы


Введение

К началу XVI в. Франция была одной из крупнейших и развитых европейских стран. В ней насчитывалось около 15 млн. населения. Париж был самым крупным европейским городом с населением свыше 300 тыс. человек, с богатой и разнообразной промышленностью. Наряду с другими большими центрами - Лионом, Руаном, Бордо, Марселем, Орлеаном - имелись многие средние по величине города и мелкие городки и бурги (посёлки). Но все же основная масса населения жила в деревнях, и страна в целом еще оставалась аграрной.

Территория страны в XVI в. была немногим меньше площади современной Франции. За ее пределами лежали (отошедшие в 1493 г. к Габсбургам и включенные затем в состав испанских территорий) Артуа и мелкие северо-восточные провинции, а также Франш-Конте. Три епископства - Туль, Мен и Верден, как и Лотарингия с Эльзасом, входили тогда в «Священную Римскую империю». Савойя, Корсика, пиренейские области - Наварра, Беарн и Руссильон - также не входили в то, время в состав Французского государства.

Еще сказывалось деление страны на Север и Юг. Юг, присоединённый в середине XV в. и не сросшийся экономически с северной частью страны, не утратил стремлений к сепаратизму, что ярко проявилось во второй половине XVI в., в период гражданских войн. Ещё чисто формальным оставалось присоединение к Франции Бретани. Процесс подлинного внутреннего сплочения страны, экономического, языкового и культурного, и формирования французской нации на базе развития капитализма только начинался.

Развитие капиталистических отношений во Франции XVI в. было временно задержано длительным экономическим упадком и политическим кризисом, вылившимся в форму гражданских войн 1559-1594 гг. Таким образом, история XVI и первой половины XVII в. распадается на три периода: 1) 1500 - конец 50-х годов - зарождение элементов капитализма, формирование абсолютной монархии, длительные внешние войны (так называемые итальянские войны), 2) начало 60-х годов-1594 г.- гражданские войны, экономический упадок, кризис абсолютизма, 3) 1595-1648 гг.- окончательное торжество абсолютной монархии во Франции, дальнейшее развитие капиталистических отношений, участие Франции в Тридцатилетней войне.


1. Общественный строй

С начала XVI в. во Франции развивалось мануфактурное производство, сделавшее наибольшие успехи в тех отраслях промышленности, которые работали не только на внутренний, но и на внешний рынок. К таким отраслям относилось сукноделие в Нормандии, Пикардии, Пуату, Берри, Лангедоке. Здесь в роли капиталиста-предпринимателя, как правило, выступал купец, который низводил до положения наёмных рабочих мелких мастеров и подмастерьев города или деревенских кустарей - прядильщиков и ткачей. Вместе с тем он сосредоточивал в своих руках дорогостоящие средства производства: сукновальные водяные мельницы и красильные мастерские, где производились операции валяния, окраски и отделки сукон. Тем самым рассеянная мануфактура сочеталась с элементами централизованной. Иногда богатые мастера экономически подчиняли себе разорившихся мастеров, превращали подмастерьев и учеников в наёмных рабочих, закрывая им доступ к званию мастера. Однако развитие суконной мануфактуры внутри цеховой организации было невозможно, так как средневековая регламентация препятствовала развитию капиталистического производства .

В таких же формах комбинирования рассеянной и централизованной мануфактуры развивались капиталистические отношения в кожевенной и особенно в шёлковой промышленности, всё более и более сосредоточивавшейся в «городе шёлка» - Лионе. Полотняная и кружевная промышленность в этот период существовала в Северной Франции, преимущественно в виде рассеянной мануфактуры. Изготовление стекла, литьё пушек, добыча руды и т. п. по самому характеру производства требовали централизованной мануфактуры. Королевские мастерские, изготовлявшие пушки и порох, были уже в XVI в. довольно крупными. Наибольшее распространение централизованная мануфактура нашла во Франции в типографском деле. В Лионе и в Париже уже появились, кроме средних и мелких, также большие по тому времени типографии с дорогим и сложным оборудованием, с 15-20 наёмными рабочими, выпускавшие книги не только для Франции, но и для других европейских стран. Укрепление экономических и политических связей между отдельными провинциями страны содействовало окончательному оформлению единой нации .

Огромное значение для развития мануфактуры имело расширение внешней торговли Франции. В XVI в. для экономики страны приобрела первостепенное значение торговля с Испанией, а через неё и с Америкой, куда Франция сбывала большое количество разнообразных товаров и откуда она извлекала большое количество драгоценных металлов. Кроме того, в качестве рынков сбыта французских товаров и в том числе промышленной продукции существенное значение имели Португалия, Англия, Германия и Скандинавские государства.

Вместе с развитием мануфактурного производства происходило дальнейшее разделение труда, расширялся и укреплялся общенациональный внутренний рынок. На этой базе из феодального сословия горожан стал выделяться класс буржуазии, носитель капиталистического способа производства, объединённый общностью экономических интересов в национальном масштабе. Но в XVI в. в этом направлении были сделаны только первые шаги.

Рабочие мануфактур и подмастерья находились в тяжёлом положении, которое не переставало ухудшаться в течение всего XVI в. в связи с обесценением денег, ростом дороговизны и падением реальной заработной платы (в результате «революции цен»). Заработная плата устанавливалась на основании регламентов, издававшихся цехами, муниципалитетами или правительством, всегда стоявшими на страже интересов предпринимателей. Самый труд подмастерьев и мануфактурных рабочих носил тогда в известной степени принудительный характер. Ещё в предшествовавший период возникли самостоятельные союзы подмастерьев - компаньонажи, или братства. В XVI в. их образовывали и мануфактурные рабочие. Это были организации, проникнутые боевым духом. Они неизменно возглавляли выступления рабочих и подмастерьев, борьбу труда с капиталом. Борьба нередко принимала форму массовых стачек.

Развитие товарно-денежных отношений привело уже в XIV-XV вв. к тому, что дворянские земли (фьефы) отчуждались и продавались; таким образом, условный и иерархический характер феодальной собственности почти исчез, а вассальные обязанности и военная служба короне фактически прекратили своё существование. Вся земля фьефа обычно находилась в пользовании крестьян, и доходы, извлекаемые из неё феодалами, состояли главным образом из денежной ренты. Подавляющая часть французской земли находилась во владении феодально-зависимых крестьян, и даже церковные земли не составляли исключения. В XVI в. подавляющее большинство крестьян было не только свободно от личной крепостной зависимости, пользовалось правом свободного передвижения и наследования, но и выступало в качестве правомочных лиц при заключении всякого рода гражданских актов (торговых сделок, контрактов и т. п.), могло судиться в королевских судах. Результатом развития товарно-денежных отношений было всё усиливавшееся расслоение в деревне. Меньшинство богатело, присоединяя к занятию земледелием ростовщичество, торговлю, откуп сеньориальных повинностей и профессию мельника или кабатчика .

Из всех феодальных прослоек наиболее богатой и политически наиболее влиятельной в центре и на местах была в первой половине XVI в. высшая титулованная знать, состоявшая из отпрысков владетельных домов и из родственников царствовавшей династии. Принцы и герцоги преобладали в королевском совете, занимали губернаторские посты в провинциях и командовали армией и флотом. В то время как в XVI в. «дворянство шпаги» приходило в упадок, происходил процесс образования нового служилоземлевладельческого дворянского слоя (на этот раз не военного, а бюрократического) - «людей мантии», - представлявшего собой верхушку чиновничества, буржуазного по своему происхождению. Таким образом, всё дворянство в целом, за исключением знати, являлось опорой абсолютной монархии. Во французском дворянстве XVI в. не было единства, что ярко проявилось в период гражданских войн.

Не было единства и в среде духовенства. Епископами и аббатами крупнейших монастырей были младшие сыновья знатных лиц. Но в середине XVI в. и на эти доходные места начали проникать «люди мантии». Богатые городские каноники были в ту пору уже выходцами из этого же слоя. На долю младших сыновей старых дворянских домов оставались лишь малодоходные епископства и аббатства. Бедное городское и сельское низшее духовенство по своему материальному положению и социальным чаяниям нередко приближалось к городским низам и к крестьянству.

2. Государственный строй

Изменение в социально-экономической структуре французского общества обусловили и трансформацию государства. К началу ХVI в. абсолютная монархия в основном оформилась. В ходе своего развития она приобрела во Франции наиболее законченную форму. Абсолютизм характеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточились в руках наследного главы государства – короля. Ему подчинялся весь централизованный государственный механизм – армия, полиция, административно-финансовый аппарат, суд. Все французы рассматривались как подданные короля, обязанные ему беспрекословно подчиняться . Важным фактором, во многом способствовавшим усилению относительной независимости королевской власти, явилось особое соотношение классовых сил, сложившееся во Франции. В стране утвердилось своеобразное равновесие двух классов – дворянства, начавшего ослабевать, и буржуазии, все более набиравшей силу. Используя в своей политике противоречия между этими двумя классами, королевская власть добилась значительной относительной самостоятельности .