Арена ди Верона: от античности до наших дней. Театральное предприятие в «большом трактире народов»

Театральное предприятие в «большом трактире народов»

Ромео в шекспировской трагедии говорит: «Но мира нет за стенами Вероны». Мраморная доска с этими словами красуется под двойной аркой, увенчанной часами,- одним из въездов в исторический центр города. Место это знакомо всем и весьма популярно. Отсюда просматривается Пьяцца Бра - в числе красивейших и знаменитых площадей Италии, центром которой является Арена. Она, пожалуй, более, чем старинная хроника о несчастных юных влюбленных, облеченная в шекспировские строфы, является символом Вероны. Вырванные из контекста слова Ромео, несмотря на их пятисотлетний возраст, довольно точно отражают отношение веронцев к родному городу. Итальянцам вообще присущи любовь и гордость местом, где они родились, не только в случае, если их родина красивая и романтическая Верона, но и крошечное местечко. Верона - город, размеры и жизненный ритм которого по плечу человеку. «Godo di essere veronese» - «я счастлив быть веронцем» можно услышать из немалого числа уст.

Предшествующие поколения наделили Верону выразительным прозвищем: «grande osteria dei popoli» - «большой трактир народов». Видно, Верона всегда славилась пристрастием к щедрому столу и умением приготовить вкусные кушанья. Это качество (впрочем, присущее всем итальянским областям и городам) город Ромео и Джульетты сохранил по сей день.

Туристам (которых в Вероне бездна, ибо после Рима, Флоренции и Венеции их путь лежит именно сюда) Верона являет лик романтический: толпы заполняют двор дома Джульетты (дому действительно около шестисот лет, а вот балкон, фигурирующий как «тот» балкон, то есть где Джульетта признается в своей любви, подслушанная Ромео,- пристроен в девятнадцатом веке), покупают фрукты на шумящей под колонной с львом Святого Марка Пьяцца Эрбе, замолкают в восхищении перед готическим кружевом арок, в тени которых спят веронские герцоги, что оставили кровавый след в истории Италии. Внимательному наблюдателю Верона являет лик будничный, деловой: это крупнейший центр по производству продуктов питания вина, фруктов, сыров и копченостей, веронский аэропорт - один из важнейших в стране, а веронские банки имеют свои отделения в Нью-Йорке и Лондоне, Париже и Франкфурте. Верона - богатый город, и живется здесь хорошо и спокойно.

Кому-то, привыкшему к бурному ритму мегаполисов, Верона может показаться провинциальной. Оттенок провинциальности, действительно, присущ всей Венецианской области, которая, несмотря на присутствие индустрии, сохраняет свой аграрный характер. Культурой здесь не слишком интересуются, уделяют ей мало внимания и еще меньше - денег. Опера, которая во всем мире отождествляется со своей исторической родиной, в Италии находится в условиях, оставляющих желать много лучшего. Пожалуй, только миланский театр Ла Скала сохраняет высокий музыкальный уровень, далеко не равный уровню театральному. В Италии оперные спектакли не играются круглый год: продолжает существовать исторически сложившаяся традиция «stagione» - «сезона», когда театры дают спектакли в определенные периоды года.

Можно не знать ничего о Вероне, но об Арене ди Верона, кажется, слышали все. Все знают, что это самый большой театр под открытым небом. Арена таит в себе очарование, которому трудно противостоять. Очарование, связанное с естественным восхищением архитектурным гением древних римлян, построивших это чудо пространства и акустики, и подкрепленное незабываемыми ощущениями, которые переживает тот, кто попадает в Арену на оперу.

Арену построили в первом веке нашей эры, в самом конце эпохи империи Августа. Первоначально она находилась за городскими стенами, и только в 256 году н.э. вошла в периметр новой Вероны, расширенной императором Галлиеном. Остатки стен города, современного Галлиену, можно увидеть и теперь в непосредственной близости от Арены. Удивительное творение сохранялось в неприкосновенности до десятого века, когда население начало растаскивать ее по камням, обнаружив, что мраморные квадратные, уже обработанные блоки амфитеатра могли сослужить отличную службу при возведении общественных зданий. Арена пережила два землетрясения: в 1117 и в 1183 годах, и больше пострадала от рук потомков строителей, чем от стихийных бедствий. Один из подземных толчков привел к разрушению внешнего трехъярусного ряда арок, от которого осталось одно «крыло».

В начале тринадцатого столетия местные жители, наконец, озаботились судьбой амфитеатра, но только в 1460 году вышел закон, угрожавший серьезным наказанием тому, кто посмеет приложить руку к дальнейшему разрушению Арены. Спустя двадцать лет началась реставрация памятника и возобновились театральные представления. Служившая в эпоху становления христианства для гладиаторских боев (о чем можно прочесть у Плиния Младшего), Арена в последующие века стала свидетельницей зрелищ самого различного толка: рыцарских турниров, корриды, балетов, цирковых и драматических спектаклей. Гете, посетивший Верону в 1786 году и выразивший ставшее общим местом восхищение изумительным творением, напрасно сетовал на невозможность увидеть амфитеатр, переполненнный возбужденными толпами: спустя всего пять лет, в 1791-ом, любопытные зрители высоко задирали головы, чтобы увидеть аэростаты братьев Монгольфье, в 1805-ом стали свидетелями корриды в честь Наполеона и в 1812-ом - конных соревнований в честь его врага и тестя, Франца Первого Габсбургского (который терпеть не мог боя быков). В 1822 году концертом в честь Конгресса Священного Союза, собравшегося в Вероне, дирижировала палочка, принадлежащая самой умной и ироничной музыкантской голове Италии: Джоакино Россини. На концерте же присутствовали головы коронованные. Еще тридцать спустя в Арену залетели первые ласточки мелодрамы: в 1859 году ее мощные стены огласились кокетливыми трелями и томными признаниями из уст персонажей «Севильского цирюльника» и «Любовного напитка», опер, пожалуй, наименее подходящих монументальной естественной декорации.

В 1913 году Италия отмечала столетие со дня рождения великого композитора Джузеппе Верди. Джованни Дзенателло, обладатель легендарного тенора и веронец по происхождению, задумался о вкладе, который мог бы внести город Ромео и Джульетты в дело чествования композитора, ставшего символом Италии. Так родилась мысль поставить одну из вердиевских опер, использовав для этого прославленный амфитеатр. Для дебюта в необозримых аренианских пространствах была выбрана «Аида»: ее зрелищность в сочетании с древней архитектурой могла произвести незабываемое впечатление. Однако и сомнений было немало. Известный дирижер Антонио Гуарньери выразил свое мнение в следующих словах: «На открытом воздухе не делают музыку, а только играют в шары». Больше доверия к идее было у молодого тогда Туллио Серафина: «Я пригласил в это пустое огромное пространство нескольких оркестрантов: гобоиста, флейтиста, трубача, скрипача. У меня сразу сложилось точное представление о результате. Он обещал быть великолепным, особые проникновенные качества приобрел звук гобоя». Убедившись в безупречности акустики Арены, нужно было еще подгадать правильно погоду, ибо в случае дождя или града исполнение оперы было под угрозой. Действительно, ни дождь, ни град не замедлили испробовать свои эффекты на головах дирижера, солистов и артистов хора и оркестра. Дождь лил и в вечер генеральной репетиции, когда Туллио Серафин за фортепиано заменил оркестрантов, которые спасали от воды инструменты, а толпы древних египтян дефилировали, прикрываясь зонтиками. В вечер же премьеры 10 августа 1913 года небо было абсолютно ясным.

В той первой «Аиде» участвовали: за дирижерским пультом - Туллио Серафин, в главных ролях: Джованни Дзенателло - Радамес, Эстер Маццолени - Аида, Мария Гай - Амнерис. Древние ступени заполнила публика, среди которой были Джакомо Пуччини, Арриго Бойто, Пьетро Масканьи, Ильдебрандо Пиццетти, Риккардо Дзандонаи - авторитетнейшие итальянские композиторы, а также писатели Максим Горький и Франц Кафка, не говоря уже о критиках и журналистах. Большой интерес к уникальному зрелищу выразили жители Вероны и прилегающих местечек: многие из них прибыли на спектакль на велосипедах, и в вечер представления Пьяцца Бра превратилась в огромный велосипедный парк.Так было положено начало оперному фестивалю, который существует уже восьмое десятилетие, прерванный только двумя мировыми войнами, и является одним из самых популярных и престижных в Европе.

На протяжении этих почти восьми десятилетий самые прекрасные и легендарные голоса отдавались мелодичным эхом в древних стенах. Блистательные соперники Беньямино Джильи и Джакомо Лаури-Вольпи, любимый тенор Тосканини Аурелиано Пертиле и тончайший музыкант Тито Скипа, благородные басы Эцио Пинца и Танкреди Пазеро, серебристое сопрано Тоти Даль Монте, могучий баритон Джино Беки и интеллектуальный - Тито Гобби, дивные голоса Магды Оливеро и Мафальды Фаверо, Джины Чинья и Марии Канилья. В Арене пели все певцы, хорошо известные и нашему слушателю, хотя бы по записям: Рената Скотто, Елена Николаи, Монсеррат Кабалье, Леонтин Прайс, Джульетта Симионато, Фьоренца Коссотто, Марио Дель Монако, Джузеппе Ди Стефано, Франко Корелли, Карло Бергонци, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Пьеро Каппуччилли, Ренато Брузон. И, наконец, две «первые среди равных» - Мария Каллас и Рената Тебальди. Арене принадлежит честь открытия Каллас, ибо именно здесь она появилась 2 августа 1947 года никому не известной двадцатичетырехлетней певицей в костюме Джоконды, главной героини одноименной оперы Понкьелли и с тех пор возвращалась четыре раза в ролях Турандот, Виолетты, Аиды и Маргариты в «Мефистофеле».

Фестиваль в Арене ди Верона, грандиозный театр под открытым небом, - явление очень своеобразное, и мнение, что оно не имеет себе равных, соответствует истине. Каждая опера, появляющаяся на афише, рассматривается прежде всего с позиций, «подходит» или «не подходит» она Арене. Спектакли самого величественного театра под открытым небом привлекают публику только в том случае, если речь идет о популярном в Италии названии. На то, чтобы увидеть здесь «Сказки Гофмана» или «Пиковую даму», вагнеровскую театралогию или «Воццека» рассчитывать не приходится. Говорят, что когда много лет назад в Арене поставили «Лоэнгрина» на спектакль явилось триста (!) человек. И поэтому приготовьтесь к встрече с неизбежными «Аидой», «Набукко», «Риголетто», «Тоской», «Турандот», «Сельской честью», «Паяцами», «Кармен».

Банальное утверждение, что жизнь прекрасна и удивительна, на главной площади Вероны наполняется новым смыслом. Ищущие ярких впечатлений, несомненно, признают исключительность переживания спектакля в Арена ди Верона. Громадный человеческий муравейник - четырнадцать-шестнадцать тысяч зрителей, задолго до начала представления занимающие горячие ступени чудо-амфитеатра,- олицетворяет праздник и дарит ощущение наслаждения жизнью. Идея оперного фестиваля в Арене есть, по существу, идея коллективного праздненства, осуществленного в том числе и средствами оперы.

Фестиваль в Вероне из года в год сохраняет свое лицо: десяток популярных названий, чередующихся между собой, все оперы зрелищные, требующие участия масс, два-три звездных имени, множество посредственных и попросту никуда не годных голосов. Но, видно не только в музыке дело, если из вечера в вечер прокаленные двухтысячелетним солнцем жесткие ступени влекут к себе десятки тысяч людей. В Арене диктует Арена - она дарит вам поразительную красоту и необычность переживания. Музыка же в этом праздненстве играет не главную, но одну из главных ролей, ведь вы же находитесь в Вероне, «большом трактире народов» и признанном центре виноделия, городе Ромео и Джульетты и жестоких веронских герцогов. Так что посещение спектакля в Арене - как бы часть туристского «пакета», в который входят удовлетворение вкуса самого избалованного гурмана, дегустация тончайших и ароматнейших местных вин, прогулка на лодке по красивейшему озеру Гарда, поклон фальшивому балкону Джульетты и незабываемое ощущение боли в спине от сидения на каменных ступенях амфитеатра.

Спектакли в Арена ди Верона, в общем, схожи между собой своей традиционностью, понимающей постановку как тщательную инсценировку либретто. В Арене живут и процветают только пышные и почти всегда натуралистические спектакли. Видно, самый великий театр под открытым небом диктует свои условия. Остается только ждать появления гипотетическиого реформатора, который, возможно, не появится здесь никогда.

За многие годы существования фестиваля на ступенях амфитетра, служащих сценической площадкой, можно было увидеть очень похожую на реальную соседнюю Мантую, залитую странным и печальным лунным светом («Риголетто»), голубовато-свинцовые морские дали, огромный и роскошный замок (расписанный задник длиной 13 и площадью 2500 квадратных метров), вполне настоящий корабль, с которого Отелло провозглашает свое «Esultate!» (одноименная опера Верди), целый лес парижских крыш, мансард, окошек, печных труб - необыкновенно живой монмартрский пейзаж («Богема»), дымчато-серый город со сверкающе великолепной архитектурой в окружении гор, где робко светятся окошки затерянных домов, город, полный жизни и движения - Севилья («Кармен»), таинственный, гармоничный и симметричный древний Пекин («Турандот»). В Арена ди Верона хотят непременно создать впечатление «настоящего» и грандиозного. Франко Дзеффирелли, режиссер и сценограф «Кармен», стремится создать на подмостках Арены не образ Севильи, но самое Севилью и населяет оперу немыслимым количеством персонажей. На первом плане разлеглись некие наблюдатели, на боковых авансценах непрерывно танцуют, ступени, от которых рукой подать до публики, заняты шатрами, где кто-то живет, коврами, где кто-то лежит. Среди действующих лиц - не только несколько сотен фигурантов, но настоящие лошади, ослики, коза, собаки и гуси, а также тот, кто должен следовать за животными с совком и метелкой. Смею заверить, открытых ртов всегда хватает. Тысячи людей захвачены этой игрой в «настоящее».

Арена как театральное предприятие решает не только проблему развлечения, но в некотором роде и проблему безработицы: на перевозку оформления «Нормы» требовалось два грузовика и неделя времени, поворотом круга в «Отелло» были заняты пятнадцать человек, в «Кармен» честно зарабатывали себе на хлеб не только люди, но и животные.

Музыка в Арене может быть смело поставлена на последнее место. Крупный аграрный и индустриальный центр, привлекающий в течение года специалистов своими прославленными выставками-ярмарками, Верона летом стремится привлечь туристов, и главный козырь в этом - спектакли Арены. Арена - прежде всего экономическое, и уже потом музыкальное предприятие: в летний период театр под открытым небом «кормит» хозяев гостиниц, ресторанов, баров, туристические агентства, авиакомпании, автобусные парки. Доход от продажи билетов покрывает более 60% расходов на постановки, что тоже является своеобразным экономическим чудом (для сравнения - в театре Ла Скала эта цифра составляет 21%). Веронский фестиваль, несомненно, уже вошел в историю культурного туризма ХХ века как одно из самых крупных явлений.

«ОПЕРА: солисты величайших театров Италии. АРЕНА ДИ ВЕРОНА»

Анжело ФИОРЕ (тенор)

Давиде ДЖАНГРЕГОРИО (бас-баритон)

Государственный духовой оркестр России, дирижер Андрей Колотушкин

Продолжая цикл гала-концертов при участии солистов величайших театров Италии, 22 декабря 2018 года на сцене Светлановского зала Московского Дома Музыки состоится концерт солистов амфитеатра Арена ди Верона. Концерт пройдет в сопровождении Государственного духового оркестра России, дирижер – Андрей Колотушкин.

Под проекции полотен великих итальянских художников на сцену выйдут одни из лучших солистов амфитеатра Арена ди Верона: Анжело Фиоре и Давиде Джангрегорио. Они исполнят самые известные шедевры мировой оперы, такие как «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно, и обязательно представят московской публике возможность услышать арии из оперы «Аида», которую к 100-летию Джузеппе Верди создали и показали в амфитеатре и с тех пор провели уже более 70 раз. Также в концерте примет участие автор проекта, президент Фонда «Опера», обладательница уникального лирико-драматического сопрано Вера Кононова.

Анджело Фиоре родился в Палермо в 1984 году. Окончил консерваторию «Луиджи Керубини» во Флоренции по классу фортепиано и вокала. В 2014 году он выиграл конкурс имени Марии Куинтьери за роль Пинкертона в “Мадам Баттерфляй. Кроме того, в 2014 году он был награжден на фестивале Пуччини в Торре-дель-Лаго премией Микеланджело Куписти как самый перспективный итальянский лирический талант. В качестве солиста он принял участие в нескольких концертах Фонда Лучано Паваротти, фестивале Пуччини и с оркестром Тосканы исполнил Реквием Верди во Флоренции.

Давиде Джангрегорио родился в Беневенто (Италия), получил степень по вокалу в консерватории им. Н. Сала в своем родном городе, где он также изучал орган и композицию, камерную музыку и фортепиано. Выступал на престижном фестивале Двух Миров в Сполето, итальянском Парламенте в Риме и в Капелла-Холле в Санкт-Петербурге под управлением Матса Лильефорса. Среди его будущих проектов роль Акиллы в опере «Юлий Цезарь в Египте» в Каире и Гауденцио в «Синьор Брускино» в театре Ла Фениче в Венеции.

Уникальный античный амфитеатр Арена ди Верона, построенный в Вероне около 30 года нашей эры и расположенный на главной площади города Пьяцца Бра, является всемирно известной концертной площадкой. На данный момент это самая масштабная оперная площадка в мире, принимающая в год до 600 тысяч зрителей. Благодаря исключительной акустике, Арена стала местом выступления многих мировых оперных знаменитостей. Именно здесь состоялся дебют на итальянской сцене Марии Каллас, спевшей на Арене в 1947 году Джоконду в одноименной опере Понкьелли. Кроме Каллас в разные годы принимали участие Джузеппе ди Стефано, Тито Гобби, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Евгений Нестеренко и многие другие исполнители.

Потрясающий концерт в лучших традициях итальянской оперы и великого амфитеатра Арена ди Верона соберет в зале Дома Музыки всех ценителей высокого оперного искусства. 22 декабря не упустите возможность отправиться в путешествие в самый центр Вероны и насладиться наследием легендарных итальянских композиторов.

«Нельзя не воздать хвалы веронцам за то, как они поддерживают свой амфитеатр» – восторженно писал в сентябре 1786 года Гете, путешествуя по Италии. Амфитеатру между тем было уже без малого 1800 лет. Пережив две мировые войны, землетрясения и наводнения, Арена ди Верона по сей день пребывает в удивительной сохранности. Именно ее имел в виду автор трагедии «Фауст». Недаром в средние века бытовало немало легенд о ее чудесном происхождении: у простых людей не укладывалось в голове, как без божественной или дьявольской помощи можно было возвести и сохранить такое грандиозное сооружение.

Ранее BlogoItaliano уже упоминал и о самой Арене, и рассказывал, что собой представляет . Но это были лишь штрихи к портрету. «Он вечно тот же; вечно новый» – писал Пушкин о Россини, так же можно сказать и об Арене ди Верона: каждое ее посещение и каждое упоминание о ней – это давно знакомый и всегда новый и неожиданный праздник. Кстати, Россини был упомянут не случайно, но об этом немного позже.

Арена ди Верона в античные времена

Единого мнения по поводу времени возникновения амфитеатра до сих пор нет: то ли Арена ди Верона была возведена еще при Октавиане Августе (не позднее 14 г. н.э.), то ли уже при императоре Клавдии (41-54 гг. н.э.). Большинство исследователей все же склоняются к версии, что такое масштабное строительство, да еще на значительном отдалении от , могло быть успешно завершено лишь в относительно мирное время. Такой период в истории империи в I в. н.э. был только при Тиберии – в 14-37 гг. Косвенное подтверждение этой версии – скульптурные головы гладиаторов в шлемах, найденные на территории амфитеатра. Их изображение было очень распространено в 10-20-х гг. I в., однако уже к 40 г. н.э. полностью исчезло. Иными словами, Арена ди Верона была построена около 30 г. н.э.

Амфитеатру в Вероне без малого 2000 лет

Амфитеатр находился примерно в 70 м от древних стен . Здание, первоначально облицованное розовым и белым известняком, состояло из 4-х эллиптических колец: длина наименьших внутренних осей – 44,43 м и 73,68 м, наибольших (с учетом разрушившегося 4-го кольца) – 109,52 м и 138, 77 м. Всего на 44 рядах Арена вмещала до 30 000 зрителей.

Гладиаторские одиночные и массовые бои, навмахии («морские сражения»), травля диких зверей (в частности, еще Плиний Младший писал о покупке большого количества пантер в Африке), выступления известных борцов и гимнастов – такова была примерная программа представлений. Представления давались по различным поводам: праздник в честь очередного божества, триумф полководца, прибытие почетного гостя или погребение важного сановника.

Амфитеатр строился для проведения гладиаторских боев, морских сражений и цирковых представлений

В 265 году император Галлеан распорядился укрепить и расширить стены Вероны, уязвимые для набегов германцев с севера. Арена оказалась в черте города – и начала приходить в упадок: при строительстве стен были разрушены коллекторы для отвода дождевой воды. Впрочем, представления продолжались, и наряду с гладиаторскими боями в амфитеатре стали проводиться показательные истязания над христианами. В 312 г. на его территории разгорелись самые настоящие сражения за Верону между армиями Константина Великого и императора-узурпатора Максенция. Но уже в 399 г. император-христианин Гонорий закрыл гладиаторские школы, а в 404 г. – запретил состязания. Арена осталась не у дел.

Темные века

Реальная история Арены ди Верона забылась на удивление быстро: в XII в. монах-летописец из саксонского монастыря Гозек воздавал хвалу за возведение столь великого сооружения вождю остготов (он же король Италии) Теодориху (451 -526 гг.). Впрочем, настоящей заслугой вождя была реставрация амфитеатра для проведения пышных празднеств, к которым этот, между прочим, блестяще образованный правитель пристрастился еще в юные годы, находясь в Константинополе.

После землетрясений XIIв. от внешней стены здания осталось лишь 4 арочных секции

В конце VI в. Арена ди Верона была повреждена во время наводнения. На рубеже IX-X вв., когда на город напали тогда еще кочевые венгры, вновь стала театром реальных военных действий. Но настоящие испытания поджидали амфитеатр в XII в.: после землетрясений 1116, 1117 и 1183 годов Арена в Вероне почти полностью лишилась внешней стены (от нее осталось 4 арочных секции). Это послужило своеобразным сигналом для горожан, страдавшим от отсутствия доступных стройматериалов. Арену стали понемногу разбирать, но уже в 1228 г. власти опомнились и запретили использование амфитеатра в качестве мраморного карьера.

Однако его дальнейшая участь была немногим лучше: здание стало местом открытых церковных судилищ и последующего сожжения еретиков. Под ее бесчисленными арочными сводами на первом этаже торговцы разместили магазины и склады, а в пустовавших помещениях и проходах вполне официально поселились проститутки. Ситуация не изменилась и с переходом в начале XV в. города к Венеции: казни совершались в стенах Арены вплоть до середины XVI в., а торговые операции – до 1820 г.

Сегодня амфитеатр вмещает единовременно 15 тысяч зрителей

Изредка в Арене все-таки проводились и вполне пристойные мероприятия по случаю свадеб или военных побед. В 1450 г. был принят закон, по которому запрещалось разбирать сооружение и предписывалось соблюдать чистоту на его территории. Восстановление Арены началось только в 1568 году и фактически продолжается до сих пор. В 1590-1716 гг. Арена в Вероне была признанной площадкой для рыцарских турниров, более походивших на исторические реконструкции. Вплоть до середины XIX в. в античном амфитеатре выступали театральные и цирковые труппы, проводились корриды и гонки.

Мало-помалу Арена в Вероне преображалась. Так, в 1822 г. концертом в честь Конгресса Священного Союза дирижировал сам Россини, а в 1842 г. труппа веронского Театро Филармонико в течение 10 дней с огромным успехом давала в Арене оперы этого прославленного композитора.

Амфитеатр расположен на главной площади Вероны - Пьяцца Бра

Новая жизнь в искусстве

В 1856 г. Арена ди Верона была официально включена в программу итальянских оперных сезонов. Первыми спектаклями стали «Севильский цирюльник» Россини и «Любовный напиток» Доницетти. С 1913 г., в честь столетия Верди, Арена в Вероне была выбрана для постановки «Аиды» в «естественных декорациях». На первом представлении присутствовал весь цвет европейской культуры, в том числе Пуччини, Кафка и Максим Горький. Уникальная акустика и необычный антураж поразили и зрителей, и организаторов мероприятия, и Оперный фестиваль в Вероне стал ежегодным праздником высокого искусства.

Из-за специфичности площадки сезон открывается в марте и продолжается по ноябрь включительно. В марте идут балетные постановки и проходят концерты симфонической музыки. В апреле ставится одна из ведущих опер сезона и грядущего фестиваля. В мае Арена ди Верона вновь ждет зрителей на балетные и симфонические вечера. Нередки и выступления звезд мировой рок- и поп-сцены. Здесь давали концерты Адриано Челентано и Джанни Моранди, Pink Floyd и Metallica, Стинг и Бьорк.

Опера Бизе «Кармен» на сцене веронского амфитеатра

Оперный фестиваль в Вероне

Оперный фестиваль в Вероне идет с середины июня до середины сентября. Обязательная программа – «Аида» Верди («спектакль-основатель») и «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно (Верона все-таки). В основе репертуара – оперные «бренды»: «Отелло», «Травиата» и «Трубадур» Верди, «Турандот», «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Севильский цирюльник» Россини, «Норма» Беллини. Ставятся и не-итальянцы: Моцарт («Волшебная флейта», «Дон Жуан»), Бизе («Кармен»). Репертуар предстоящего сезона .

Ежегодно зрители могут увидеть и 1-2 премьерные постановки знаменитых опер, созданных специально для Арены. Это и футуристические фантазии от современных трупп, и роскошные, «имперские» представления от Франко Дзеффирелли, и «восстановленные» спектакли от Вячеслава Окунева. В разные годы на Арене выступали Тито Гобби, Лучано Паваротти, Мария Каллас (дебютировала на этой сцене в 1947 году), Пласидо Доминго, Владимир Атлантов, Марсело Альварес.

Как только заходит солнце, зрители зажигают свечи

После многочисленных реконструкций Арена ди Верона вмещает единовременно до 15 тысяч зрителей и считается самым большим действующим театром под открытым небом. Каждое представление начинается ровно в 21.00 (июнь-июль) или в 20.45 (август-сентябрь). Как только заходит солнце, зрители зажигают свечи. 15 тысяч мерцающих огоньков – и никаких гаджетов: такова традиция, а традиции нужно соблюдать.

Покупать билеты на Оперный фестиваль в Вероне нужно заранее, в идеале, не позднее, чем за месяц, а на выступление звезд уровня Пласидо Доминго – как только будет объявлен репертуар предстоящего сезона, а лучше за 2-3 месяца. В противном случае Оперный фестиваль в Вероне пройдет без вас. Чтобы приобрести билеты в срок и по разумной цене, можно не торопиться в Италию, а спокойно заказать их онлайн на любой удобный день с июня по сентябрь. Уникальное представление, которое вам предстоит увидеть, того стоит.

Ну а лучшая подборка отелей в непосредственной близости от Арены . Очень рекомендуем.

Одной из главных достопримечательностей итальянской Вероны является античный амфитеатр Арена Ди Верона . Его внешний вид не менялся с древне-римских времен, однако в настоящее время, внутри амфитеатра оборудована концертная площадка, на которой ежегодно проходит оперный фестиваль. Расположена Арена ди Верона на Пьяцца Бра - главной площади города.

Арена ди Верона является третьей по величине среди аналогичных римских сооружений (после Колизея и Кампано). Также амфитеатр входит в число наиболее сохранившихся построек такого типа. В 2000 году Арена ди Верона была занесена в список исторических памятников Всемирного наследия.

История амфитеатра

Амфитеатр был построен в 30 годах н.э. римским императором Тиберием для проведения гладиаторских боев, навмахий (морских сражений) и цирковых представлений.

В 1117 году, в результате землетрясения, почти полностью обвалилось внешнее кольцо амфитеатра, которое местные жители начали использовать в качестве стройматериала для других построек.

В Средние века на арене хозяйствовала инквизиция, которая использовала развалины для публичной казни еретиков. Спустя несколько веков в амфитеатре начали устраивать рыцарские турниры и фестивали, а в 18-19 веках - бои с быками.

Оперные постановки в Арена ди Верона

Новый этап истории амфитеатра начался в 1913 году, когда к столетию знаменитого композитора Джузеппе Верди, по личной инициативе оперного певца Джованни Дзенателло и его коллеги импресарио Оттоне Ровато, в его стенах была создана оперная постановка "Аида". С тех пор фестиваль проводился около 80 раз, со временем став ежегодным.

Благодаря своей исключительной акустике, Арена ди Верона стала одной из самых посещаемых оперных площадок, принимая ежегодно более 600000 зрителей. Изначально вместительность арены составляла 20000 человек, однако, по соображениям безопасности, после 2000-х годов, она была снижена до 15000.

Арена ди Верона открывает свой сезон в теплые месяцы с июня и до конца августа. Стоимость билетов начинается от 15 евро за места на каменных ступенях и может доходить до 200 евро на места около сцены в субботние вечера.

За всю свою оперную историю, амфитеатр принял множество мировых оперных знаменитостей. Здесь в 1947 году дебютировала на итальянской сцене Мария Каллас, спевшая Джоконду в одноименной опере Понкьелли. Также в фестивале в разные годы радовали своим голосом такие оперные певцы, как Лучано Паваротти, Тито Гобби, Джузеппе ди Стефано, Рената Тебальди, Пласидо Доминго, Анатолий Соловьяненко, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Кристиан Йоханссон, и множество других исполнителей.

Концерт Адриано Челентано

Несмотря на то, что мировую известность амфитеатру создала опера, в исключительных случаях здесь проводились концерты популярные артисты. Пожалуй самым грандиозным стал концерт Адриано Челентано 8-9 октября 2012 года. Событие стало поистине уникальным, ведь Челентано до этого не давал концертов 12 лет. И вот, в стенах знаменитой Арена ди Верона, артист решил порадовать своих поклонников живым выступлением.

По просьбе самого Челентано стоимость билетов на концерт не превышала 15 евро. Уже за несколько часов до начала ряды амфитеатра просто ломились от зрителей. Также концерт транслировался по телевидению и собрал рекордное число телезрителей.

Помимо самого Челентано на сцене работали 18 музыкантов, 20 бэк-вокалистов и множество танцоров. Артист исполнил как старые хиты, так и композиции из нового альбома "Facciamo finta che sia vero". Само выступление было признано лучшим концертом Италии в 2012 году.

Арена ди Верона является всемирно известной концертной площадкой.

Амфитеатр в Вероне третий по размеру из аналогичных римских построек (после Колизея и амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере). Одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений подобного типа. В 2000 году в составе прочих исторических памятников Вероны амфитеатр был включён в число памятников Всемирного наследия .

История амфитеатра

Амфитеатр был построен около 30 года для проведения гладиаторских боёв, морских сражений (навмахий) и цирковых представлений. После землетрясения 1117 года , которое почти полностью разрушило внешнее кольцо амфитеатра, он использовался как источник камня для других построек. В Средние века на его арене жгли еретиков, устраивали турниры, фестивали, а в XVIII-XIX веках - бои с быками.

Благодаря исключительной акустике здания, в 1913 году его использование возобновилось. К столетию Джузеппе Верди здесь по инициативе оперного певца и импресарио Джованни Дзенателло и его коллеги Оттоне Ровато была создана постановка оперы «Аида » . С тех пор фестиваль проводился более 70 раз, став со временем ежегодным.

В наши дни каждый год в период с июня по август проводится обычно четыре различные сценические постановки. В середине июля представления даются почти каждый день. В зимние месяцы опера и балет дают представления в Академической Филармонии.

Места на каменные ступени амфитеатра стоят заметно дешевле, чем специально устанавливаемые кресла в нижней части. После захода солнца зажигаются свечи. Вместимость арены для оперных представлений до недавнего времени составляла 20000 гостей, но по соображениям безопасности она снижена до 15000.

Арена стала местом выступления многих мировых оперных знаменитостей. Именно здесь состоялся дебют на итальянской сцене Марии Каллас , спевшей на Арене в 1947 году Джоконду в одноимённой опере Понкьелли . Кроме Каллас, в фестивале в разные годы принимали участие Джузеппе ди Стефано , Тито Гобби , Лучано Паваротти , Пласидо Доминго , Рената Тебальди , Анатолий Соловьяненко , Владимир Атлантов , Евгений Нестеренко , Кристиан Йоханссон , и много других исполнителей.

Постановки опер осуществляли такие дирижёры, как Донато Ренцетти , М. Эклунд, З. Пешко и другие.

Напишите отзыв о статье "Арена ди Верона"

Примечания

Ссылки

Координаты : 45°26′20″ с. ш. 10°59′40″ в. д.  /  45.43889° с. ш. 10.99444° в. д.  / 45.43889; 10.99444 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Арена ди Верона

– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.
– У!… у!… у!… – проговорил он, глядя за окно на камень тротуара.
– Смирно! – закричал Долохов и сдернул с окна офицера, который, запутавшись шпорами, неловко спрыгнул в комнату.
Поставив бутылку на подоконник, чтобы было удобно достать ее, Долохов осторожно и тихо полез в окно. Спустив ноги и расперевшись обеими руками в края окна, он примерился, уселся, опустил руки, подвинулся направо, налево и достал бутылку. Анатоль принес две свечки и поставил их на подоконник, хотя было уже совсем светло. Спина Долохова в белой рубашке и курчавая голова его были освещены с обеих сторон. Все столпились у окна. Англичанин стоял впереди. Пьер улыбался и ничего не говорил. Один из присутствующих, постарше других, с испуганным и сердитым лицом, вдруг продвинулся вперед и хотел схватить Долохова за рубашку.
– Господа, это глупости; он убьется до смерти, – сказал этот более благоразумный человек.
Анатоль остановил его:
– Не трогай, ты его испугаешь, он убьется. А?… Что тогда?… А?…
Долохов обернулся, поправляясь и опять расперевшись руками.
– Ежели кто ко мне еще будет соваться, – сказал он, редко пропуская слова сквозь стиснутые и тонкие губы, – я того сейчас спущу вот сюда. Ну!…
Сказав «ну»!, он повернулся опять, отпустил руки, взял бутылку и поднес ко рту, закинул назад голову и вскинул кверху свободную руку для перевеса. Один из лакеев, начавший подбирать стекла, остановился в согнутом положении, не спуская глаз с окна и спины Долохова. Анатоль стоял прямо, разинув глаза. Англичанин, выпятив вперед губы, смотрел сбоку. Тот, который останавливал, убежал в угол комнаты и лег на диван лицом к стене. Пьер закрыл лицо, и слабая улыбка, забывшись, осталась на его лице, хоть оно теперь выражало ужас и страх. Все молчали. Пьер отнял от глаз руки: Долохов сидел всё в том же положении, только голова загнулась назад, так что курчавые волосы затылка прикасались к воротнику рубахи, и рука с бутылкой поднималась всё выше и выше, содрогаясь и делая усилие. Бутылка видимо опорожнялась и с тем вместе поднималась, загибая голову. «Что же это так долго?» подумал Пьер. Ему казалось, что прошло больше получаса. Вдруг Долохов сделал движение назад спиной, и рука его нервически задрожала; этого содрогания было достаточно, чтобы сдвинуть всё тело, сидевшее на покатом откосе. Он сдвинулся весь, и еще сильнее задрожали, делая усилие, рука и голова его. Одна рука поднялась, чтобы схватиться за подоконник, но опять опустилась. Пьер опять закрыл глаза и сказал себе, что никогда уж не откроет их. Вдруг он почувствовал, что всё вокруг зашевелилось. Он взглянул: Долохов стоял на подоконнике, лицо его было бледно и весело.