Челябинская область.История Челябинской области.






В средней полосе России, на границе Европы и Азии, где холмы восточного склона Уральского хребта переходят в степи Западной Сибири, в среднем течении несудоходной реки Миасс /приток р.Исеть/, на высоте 210 метров над уровнем моря расположен самый большой город Южного Урала - Челябинск.
Территория, занимаемая городом, более 50000 гектаров. С севера на юг Челябинск вытянулся почти на 30 километров, а с запада на восток - более чем на 20 километров. В городе проживает около одного миллиона двухсот тысяч жителей. Челябинск занимает 8 место среди крупнейших городов России.
В административном отношении город делится на семь районов: Калининский, Курчатовский, Ленинский, Металлургический, Советский, Тракторозаводский, Центральный. В нем более 50 поселков и около 1200 улиц.
Примерно в 150 километрах от города проходит граница двух материков - Европы и Азии, а по центру Челябинска проходит граница Уральской горной зоны и Сибири. Это хорошо видно на рельефе местности: центральная и западная части города лежат на отрогах бывших гор, а Тракторозаводский и Ленинский районы уже расположены в зоне степного Зауралья, они лежат на дне бывшего древнего моря, разливавшегося здесь многие миллионы лет назад.
Ближайшие крупные города-соседи Челябинска - Оренбург, Екатеринбург, Курган.
О происхождении названия города бытует несколько версий, из них наиболее авторитетная - по урочищу, где было возведено укрепление...
На карте 1735 года урочище называется Челяби, а бор - Селябской, он именуется и Циляби-Карагай. Упоминающееся в донесении урочище Челяби - это нынешний Шершневский бор на правом берегу реки Миасс, в то время более обширный и известный во всей округе под названием Челяби-Карагай. Слово карагай из тюркского языка, обозначает "сосновый лес", а слово челяби в старо-татарском наречии означает "господин", "хозяин". Следовательно, сочетание - Челяби-Карагай - в буквальном переводе "хозяин-лес", или иначе "хозяйский лес" или "лес господина". Тюрколог Н.А.Баскаков отмечает, что в турецком языке Челеби означает "божественный", "образованный", "господин".
По Н.И.Шувалову.От Парижа до Берлина.
ЮУКИ.1982.1989.

По друой версии на месте, где построен был в настоящее время город Челябинск, прежде была татарская деревушка Селяба. Это название производят от башкирского слова "селяк", означающего на русском языке бурак. Еще вероятнее надо полагать, что она получила это название от речки Селябки, протекающей в недалеком расстоянии от города. Надобно думать о справедливости этого последнего предания, и потому более, что у башкир, как у большей части восточных народов, и в настоящее время названия деревень всегда даются по названию урочищ, рек, гор и замечательных мест.

Около 150 лет занимаются изучением челябинских окрестностей ученые-археологи. Ведь издавна, по меньшей мере 7-5 тысяч лет назад, на территории современного Челябинска появились первые жители. Ученые нашли остатки древних поселений, захоронений на берегах окружающих Челябинск озер: Первом, Смолино, Синеглазово, Сухомесово, на реке Миасс, ее притоках.
Около 800 курганов было найдено челябинским археологом Николаем Кирилловичем Минко в 1906-1911 годах, 112 - раскопано и описано. Самым крупным оказался Смолинский курган, стоявший на пашне казака Смолина между озерами Смолино и Синеглазово.
Иногда и сама природа помогает ученым обнаружить следы жизни древних людей. Например, засушливым летом 1925 года вода озера Смолино далеко отошла от берега, оставив на отмели сделанные из кремня орудия труда /ножи, скребки, наконечники стрел и т.д./, сколы, отщепы. Это оказалась мастерская каменного века, об этом говорят незаконченные изделия и множественные кремниевые осколки.
На западном берегу озера ученые нашли орудия труда древних рыболовов - каменные грузила. Рыбные богатства озер привлекали древних людей, поэтому поселений и могильников на берегах озер множество. Археологи, исследуя их, пришли к выводу, что люди здесь жили многие века, занимаясь рыболовством.
В древних смолинских курганах и на древних стоянках археологами обнаружено много костей лошадей, которых, как считают ученые, приручали не в древнейших странах юга, а в степях Евразии, и в том числе в южноуралье. Произошло это примерно шесть тысяч лет назад.
В 1936 году в поиске повезло археологу Константину Владимировичу Сальникову. Его экспедиция открыла один из крупных могильников бронзового века /147 курганов/ у деревни Федоровка на реке Миасс.
Немного позднее оренбургские краеведы раскопали курганы кочевых скотоводов у деревни Першино.
В одном из смолинских курганов были обнаружены останки женщины с ребенком. Находки - бронзовые заклепки, золотые серьги, голубые и белые бусы - говорят о том, что эта женщина знатного происхождения. В соседнем захоронении находились останки мужчины, около которого лежали железный меч и колчан. Эти захоронения ученые отнесли к первому тысячелетию до нашей эры.
Кроме мест захоронений на берегах рек и озер вокруг Челябинска археологами найдены стоянки, городища древних жителей южноуралья. Одно из самых интересных, периода раннего железного века, обнаружено у села Баландино. Городище расположено на высоком берегу реки Миасс. До сих пор хорошо сохранился ров, два вала друг за другом и въездная дорога.
Летом 1982 года в Ленинском районе рабочие рыли траншею и наткнулись на кости. Приехавшие по их вызову археологи, развеяли сомнения. Это оказался древний могильник, в котором был погребен воин. Около него обнаружили меч, бронзовые наконечники стрел.
В 1984 году воды Шершневского водохранилища вымыли из песка тысячи древних предметов. Археологи установили, что здесь находилось поселение охотников-рыболовов каменного века, а позднее здесь поселились скотоводы и земледельцы бронзового века.
Находки ученых за многие годы работ составили богатейшую археологическую коллекцию, которая хранится в фондах областного краеведческого музея, археологических музеях Челябинского государственного педагогического университета и Челябинского государственного университета.

"Ворота в Сибирь"

Самым крупным строительством в России в конце ХIХ века было проведение Великого Сибирского пути. Железная дорога шла и через захолустную Челябу.
В 1891 году началось ее строительство на участке Златоуст - Челябинск, а через год город встречал первый поезд. Среди строителей дороги был инженер-путеец, а позднее известный писатель - Н.Г.Гарин-Михайловский.
Через несколько лет Челябинск был соединен железной дорогой с городами Сибири - Курганом, Омском, Иркутском, а потом и с Екатеринбургом. Так город стал узловым пунктом железных дорог, связавших Зауралье и Сибирь с Центральной Россией и Москвой.
В нескольких верстах от города выросли вокзал, паровозное депо, железнодорожный клуб, которые быстро обросли слободами новых жителей.

Образование

Первая школа в Челябинске появилась в конце 70-х годов ХVIII века. Она обучала 39 поповских детей письму, чтению и пению. Челябинских детей в ней было только 8 человек. Обучение в школе было платным, а возраст учеников составлял от семи до девятнадцати лет.
Через десять лет в уездном Челябинске открылось малое народное училище, которое арендовало небольшой домик в Заречье на Купецкой улице и просуществовало очень недолго из-за отсутствия денег.
В первой половине XIX века в городе появляется несколько учебных заведений: мужское духовное, уездное, приходское училища и школа для мальчиков. Для девочек, первое учебное заведение открылось в начале шестидесятых годов. Немного позднее для них создали две начальные школы, одну при монастыре, и женскую прогимназию.
Обучение детей было платное, а значит доступное не всем, поэтому, в основном учились дети зажиточных горожан: дворян, купцов, мещан. Число грамотных горожан в конце ХIХ века не превышало 13%, а среди казаков - 5%.
Долго не имел город и своих библиотек, только небольшая частная выдавала книги для чтения под денежный залог. Первая публичная библиотека открылась в 1898г. и работала 2 часа в день.
До начала ХХ века в Челябинске не было достойных учебных заведений.
Но бурный рост города на рубеже веков потребовал и грамотных, образованных людей, поэтому в 1902г. открылось первое среднее мужское учебное заведение - реальное училище. Здание, где оно размещалось, сохранилось (ул.Красная, 38). Училище сразу стало центром просвещения города. В свое время его закончили будущие челябинские писатели: Ю.Либединский, В.Юрезанский, М.Голубых.

На далекой восточной границе великой Российской империи стоял Челябинск, но и сюда иногда заезжали именитые люди.
Несколько месяцев /с лета 1770 по апрель 1771 года/ Челябинск являлся базой для экспедиции Российской Академии наук по изучению провинций России. Руководил экпедиционным отрядом известный в те времена академик Петр Симон Паллас. Отсюда он совершал поездки в Екатеринбург, Троицкую и Верхояицкую крепости.
Осенью 1770 года в городе собрались все участники экспедиции, среди которых был и сын известного ученого Петра Ивановича Рычкова, изучавшего Оренбургскую губернию, Рычков Николай, продолжавший дело отца - изучение Урала.
Позднее в Челябинск прибыли и руководители других исследовательских экспедиций - Иван Иванович Лепехин и Иоганн Фальк.
Это были так называемые "академические экспедиции", которые изучали природные богатства Урала, быт и культуру местного населения, описывали горные заводы, крепости.
П.С.Паллас, находясь в Челябинске, изучал его окрестности: описал озера, обратил внимание на их рыбные богатства, на удивительную природу вокруг степного города.


7 июня 1837 года захолустная Челяба встречала царский поезд. Наследник престола, будущий император Александр II, осматривая свои будущие владения на востоке, проезжал и через неизвестный ему Челябинск. В его свите находился и известный поэт Василий Андреевич Жуковский.
В своем путевом дневнике поэт записал: "Челябинск. Бедный городишко…"
Во время поездки Жуковский сделал немало рисунков, среди которых вид Златоустовского завода, станиц Чумлякской, Сыростана, Магнитной, гор, озер. Но рисунков Челябинска среди них нет, город не произвел впечатления на гостей и они не остановились в нем, а проехали дальше - в Миасский завод.

Старый город

Ни одного здания не сохранилось в Челябинске из архитектурных сооружений XVIII века. Одноэтажные деревянные строения не представляли собой ничего особенного и без сожаления сносились и перестраивались в XIX веке.
Большие изменения произошли в городе в конце XIX - начале XX века, когда начался экономический подъем, стала перестраиваться его центральная часть. На улицах Уфимской, Большой, Азиатской, Никольской, Ключевской, Ивановской, Михайловской, Исетской, Скобелевской, Садовой, Сибирской и других "небольшие деревянные домики заменялись двух- и трехэтажными каменными громадами".
Несколько десятков таких "громад" сохранилось в городе и до наших дней.
Став, после строительства железной дороги, крупным населенным пунктом, Челябинск постепенно становился городом.

1. Симеоновская церковь/ул.Кыштымская. 32/. Храм построили как кладбищенскую церковь во имя святого Симеона Верхотурского и освятили в 1883г.
2. Свято-Троицкая церковь /ул.Кирова, 60/. Первой церковью Челябинска была Никольская, освященная во имя св. Николая Мирликийского.
3. Особняк купца Рябинина /ул. Каслинская, 137/. Построено в конце XIX века в традициях псевдорусской теремной архитектуры.
4. Здание первой городской электростанции /ул. Труда, 66-а/. Строительством его занималась компания "Товарищество Колбин, Кокорев и К°". Первую линию электропередач протянули в 1903 году.
5. Особняк Данцингера /ул. Пушкина, I/. Здание построено в начале XX века в стиле "модерн".
6. Христорождественский собор. Строительство его, по ходатайству Исетской провинциальной канцелярии, началось в 1748 и длилось до 1766
7. Ак-мечеть /ул. Елькина, 20/. Разрешение на строительство мечети в Челябинске было получено в 1884 году. Оно началось на Азиатской улице на участках земли, пожертвованных крестьянином Мухамет-Галиевым. Строительство длилось до 1899г. В 1907 году при мечети открылось магометанское училище - медресе.
8. Особняк купца Хаванова,/ул. Васенко. 25/. Типичная купеческая усадьба, построенная в 1908 году. Богато украшен декором ажурной кирпичной кладки.
9. Чаеразвесочная фабрика наследников Кузнецова и Губкина /ул.Васенко, 37/. Одна из крупнейших чаеразвесочных фабрик России, построена в 1898 году.
10. Здание торгового дома купца Валеева /ул.Кирова, 104/.
11. Духовное Покровское училище. Открытие состоялось в 1830 году. Разрушено в конце 20-х годов XX века.
12. Особняк хлеботорговца и владельца мельницы Архипова /ул. Васенко, 41/. Типичная городская купеческая усадьба конца XIX века.
13. Церковь Александра Невского /Алое поле/. В районе бывшего выгона челябинский мещанин Кутырев заложил часовню в память об императоре Александре II.
14. Народный дом /ул. Кирова, 116/.В наше время в нем находится театр для детей и молодежи.
15. Реальное училище /ул. Красная, 38/. "...красное здание реального училища. В то время это было одно из самых больших зданий в Челябинске. Оно находилось за городом и широкий двор его примыкал к опушке соснового леса". Так описывает это здание, построенное в 1902 году, писатель Ю.Н.Либединский.

Археологические находки свидетельствуют о том, что в середине II тысячелетия до нашей эры изделия из уральского металла появились в Поволжье, Причерноземье, соперничая с изделиями Кавказа и Карпат. Долгое время ориентирами для горнозаводчиков и рудознатцев были остатки древних рудников, так называемые «чудские копи». Самые древние находки на Урале - каменные литейные формы, предназначенные для отливок оружия и предметов домашнего обихода. Коренное население Урала до прихода русских - башкиры, сибирские татары, манси, жили преимущественно вдоль рек. Занимались, в основном, охотой, рыболовством, бортничеством, реже земледелием и скотоводством.

Южный Урал издревле привлекал людей благоприятными для обитания условиями. Свидетельство тому - открытые археологами многочисленные стоянки человека каменного века, селения бронзового и железного веков. В средневековье по Южному Уралу проходило пограничье Золотой, Синей и Белой орд, Казанского, Сибирского и Ногайского ханств, затем - башкирских племен и казахских жузов.

Ермак разбил войска сибирского хана Кучума и присоединил Сибирь к русским владениям. С этого момента началось переселение русских на Урал и в Зауралье. Освоение территории сопровождалось строительством городов и укрепленных городков. Они становились центрами сбора дани с местного населения. Увеличение грузообмена центральной части с Уралом и Сибирью поставило задачу строительства короткого пути. Через леса и болота была проложена дорога, сократившая путь более чем на 1000 верст. Постепенно в начале XVII века строились города, образовывались поселения по берегам рек, развивались кустарные промыслы и ремесла: кузнечное, гончарное, ткаческое. Крестьяне выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, гречиху, лен. Легкодоступные залежи бурого железняка позволили с середины XVII века строить на Урале железоделательные заводы. Железо на них плавилось непосредственно из руды сыродутым методом (в горнах) с применением ручных мехов.



Административное формирование территории Челябинской области началось в XVIII веке и явилось продолжением политики Петра I по развитию производительных сил России и расширению ее границ, что нашло отражение в деятельности Оренбургской экспедиции. Экспедиция в военно-торговых целях основала ряд крепостей, среди них - Верхне-Яицкая (1735 г.), Чебаркульская, Миасская, Челябинская (1736 г.).

Интенсивное строительство заводов на Урале началось с 1722 года. За 12 лет было построено более 20 заводов. Это связано с деятельностью Демидовых, которым был передан казенный Невьянский завод. Подавляющее большинство заводов того времени размещались на реках: Чусовой, Исети, Тагиле, Нейве. По судоходной Чусовой грузы транспортировались в центральную часть России.

13 августа 1737года была образована Исетская провинция (на современной карте - северная часть Челябинской области и Курганская область). С 1743 года центр провинции - Челябинск. 15 марта 1744 года была образована Оренбургская губерния, в состав которой вошли Исетская и Уфимская провинции.

К середине XVIII века Средний Урал стал крупнейшим металлургическим центром страны. На его долю приходилось 67% выплавки чугуна в России, а Никита Демидов стал единоличным поставщиком железа в Адмиралтейство. Качество уральского железа высоко ценилось во всем мире. В середине XVIII века были построены еще 24 завода, которые еще более упрочили статус Урала как опорного края державы. Развивалась медеплавильная промышленность, началась добыча золота. Производя 81% российского железа, 95% меди, Урал был единственным районом по добыче золота. Появились механические фабрики по производству паровых котлов и паровых машин.

Во второй половине XVIII века началось активное формирование горно-заводской зоны Южного Урала. Закладываются горные заводы - будущие города.

В начале XIX века основная часть территории, ныне занимаемая Челябинской областью, входила в Оренбургскую губернию. В середине XIX века в связи с созданием «новой линии» крепостей активно осваиваются оренбургским казачеством степные районы Южного Урала. Возникающим здесь населенным пунктам даются наименования, связанные с местами сражений и побед русских войск: Варна, Фершампенуаз, Бородино, Париж и другие.

Вторая половина XIX века ознаменовалась введением в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов Южного горнопромышленного района России, оттеснившего Урал на второй план. Конкуренция с южными районами заставила уральских горнозаводчиков обновлять оборудование, вводить новые технологии, осуществлять концентрацию производства. Строились новые медеплавильные заводы, росла добыча золота - Урал давал шестую часть золота страны. Сельское хозяйство имело зерновую специализацию. Преобладали серые хлеба.

На рубеже XIX-XX веков территория Урала включала Вятскую, Оренбургскую, Пермскую и Уфимскую губернии. Их территория составляла 3,3% от общероссийской. Урал был поделен на 6 горных округов во главе с горными инженерами. Население в 1897 г. было свыше 9,9 млн. чел. и составляло 7,5% от общей численности страны. Общее количество городов на Урале - 39, самый крупный - Оренбург.

Новый толчок в развитии промышленности Урала начался в XX веке , а затем в годы первых пятилеток. Модернизировались старые, возникали новые отрасли промышленности. Заново создавались машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Претерпела качественные изменения черная металлургия. Цветная металлургия расширила свои мощности и номенклатуру изделий, в том числе за счет выпуска никеля и алюминия.

В 1919 году была сформирована Челябинская губерния в составе Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов. В соответствии с постановлением ВЦИК 3 ноября 1923 года была создана Уральская область с центром в Екатеринбурге в составе 15 округов, среди которых были Челябинский, Златоустовский, Верхнеуральский и Троицкий.

17 января 1934 года Уральская область была разукрупнена, в результате чего была образована Челябинская область. В дальнейшем площадь области неоднократно уменьшалась. Так, в период с 1938 по 1943 год из Челябинской области переданы в состав Свердловской области семь районов.

После передачи 32 районов в состав вновь образованной Курганской области с 6 февраля 1943 года границы области практически не менялись.

Концентрация производства значительно увеличилась в годы Великой Отечественной войны за счет предприятий, эвакуированных из различных западных и южных районов страны. Нельзя назвать иначе, чем героизм труд рабочих, подростков, женщин, преодолевших тяготы, голод, лишения военных лет, сделавших невозможное для достижения победы на фронте.

По современному территориально-промышленному делению в Уральский экономический регион входят несколько областей (Пермская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская) и республик (Башкирия, Удмуртия). А самая последняя политическая реформа 2000 года - создание федеральных округов - объединила в Уральском федеральном округе 4 области (Курганскую, Свердловскую, Тюменскую и Челябинскую) и два автономных округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий).

Особо нужно сказать о природных ресурсах уральского края, его «подземные кладовые» поистине уникальны. До сих пор богат растительный и животный мир, сильно пострадавший в процессе индустриального развития Урала. Но главное богатство уральского края - его люди. Смекалистые и трудолюбивые, они колоссальными усилиями сумели превратить его в крупнейший экономический район России, в "опорный край державы", где неоднократно ковалась ее судьба.

Из-за географического положения его часто называют воротами в Сибирь, что точно отражает его роль, как важного транспортного узла и связующего звена между российскими регионами. История создания Челябинска и его превращения в один из важнейших промышленных центров нашей страны интересна для каждого, кого интересует прошлое нашей Родины. Поэтому в статье мы расскажем о нем подробно.

История названия Челябинска

На данный момент самой правдоподобной считается версия, согласно которой топоним произошел от тюркского слова «челеби», которое переводится, как «царевич» или «образованный». Есть также мнение, основанное на рассказах потомков первопоселенцев, что крепости Челяба, назвали так из-за урочища, т. е. «силәбе» («впадина») на башкирском. Последняя версия косвенно подтверждается заметками известного средневекового немецкого путешественника Иоганна Гмелина, который побывал в Челябинской крепости в 1742 году.

Основание

Необходимость в крепости, расположенной на границе Урала и Сибири возникла еще в начале XIX века.

Официально принято считать, что год основания Челябинска — 1736-й. Именно тогда на месте крупной башкирской деревни Челябы полковник А. И. Тевкелев (Кутлу-Мухаммед) заложил русскую крепость. Она начала строиться с согласия владельца земли тархана Таймаса Шаимова. Это стало причиной того, что со временем башкиры были освобождены от податного обложения. Позже, руководство строительством Челябинской крепости было возложено на майора Я. Павлуцкого, который, по некоторым данным, несколькими годами ранее, по поручению командования, занимался поиском места для основания города.

В первой половине XVIII века

Как уже было сказано, в 1742 году Челябинск (история города содержит множество удивительных фактов) посетил И. Г. Гмелин. Он составил первое описание крепости. Согласно этому документу она находилась на южном берегу реки Миясс, и в фортификационном плане была похожа на Миясскую, однако, имела большие размеры. В то же время у нее были только деревянные стены из лежащих бревен, каждая из которых была длиной примерно в 60 саженей (160-170 м).

Весной 1748 года начали строительство первого каменного храма, ставшего главным собором Исетской провинции. Вскоре город стал активно расширяться, и там появились различные общественные учреждения.

Во второй половине XVIII века

Одно из самых значимых событий в его истории произошло в 1774-м году, когда воевода А. Веревкин смог выдержать осаду пугачевцев. Однако через несколько месяцев восставшие смогли войти в Челябинск и расправились с представителями властей. В освобождении города помог генерал И. А. Деколонг, прибывший с подкреплением.

Если вас интересует, какой год основания Челябинска, как города, то это 1781-й - через 45 лет после основания крепости. Именно столько времени понадобилось, чтобы башкирская деревня с фортом превратилась в крупный населенный пункт. Этот факт ознаменовался присвоением ему статуса уездного города. Кроме того, указом императрицы Екатерины Второй был утвержден герб Челябинска, на котором в нижней части губернского щита был изображен навьюченный верблюд.

В 1788 году в Челябинске произошло событие мирового масштаба: группа врачей, возглавляемая С. Андриевским, изучила симптомы сибирской язвы, дала название этому заболеванию и изобрела сыворотку способную защитить человека от смертоносной болезни.

В XIX веке

Новое столетие ознаменовалось развитием торговли и ремесел. Благодаря своему географическому положению и расположению на традиционных караванных путях (герб Челябинска является отражением этого обстоятельства) к середине XIX столетия город прочно занял одно из ведущих мест в ярмарочной торговле Урала. Однако его бурный рост произошел после 1892 года. Он был связан с завершением строительства железной дороги, соединившей Челябинск с европейскими губерниями Российской Империи. Известно, что в дело вмешался сам Александр Третий, отменивший ранее предложенный проект, предполагающий проведение железной дороги через Казань - Екатеринбург - Тюмень в обход города. С 1892 года Транссибирская магистраль была продолжена, далее, на восток. Запуск в эксплуатацию железной дороги на Екатеринбург в 1896 году еще более способствовал занятию Челябинском ведущих позиций в сфере межрегиональной торговли. Достаточно сказать, что за несколько лет местная биржа стала первой в России по объемам сделок купли/продажи хлеба и второй — по торговле импортным чаем.

Челябинск к началу XX века

В 1897 году население Челябинска составляло примерно 20 000 человек. При этом наблюдался его резкий рост, который был связан с появлением все новых поселков вокруг железнодорожной станции (подробную информацию об этом можно узнать, посетив музей истории города Челябинска).

Параллельно с этим в городе модернизировались и открывались учебные заведения разного профиля, такие как духовное училище, женская прогимназия, реальное училище, торговая школа и пр. Были построены клуб железнодорожников и народный дом. Что касается сферы предпринимательства, то в Челябинске действовало около 1 500 торгово-промышленных заведений, общий годовой оборот которых составлял около 30 миллионов рублей. Постоянно открывались торговые конторы и десятки представительств иностранных компаний, занимающихся поставками в Российскую империю сверхсовременных по тем временам машин и оборудования.

За быструю динамику развития и ускоренный рост Челябинск (история города в XVIII-XIX веках представлена выше), даже стали называть Зауральским Чикаго. Уже к 1910-му году население города утроилось, а к 1917-му — возросло до 70 000 человек.

История Челябинска во время революционных событий и в первые годы Советской власти

После октября 1917 года город, как и вся Российская империя, оказалась в водовороте событий. Согласно сохранившимся историческим документам и воспоминаниям очевидцев власть советов рабочих и солдатских депутатов вводилась не только мирным, но и вооруженным путем.

Примечательно, что среди представителей исторической науки принято считать, что полномасштабная гражданская война началась 14 мая 1918 года после на ж/д. станции Челябинска. И даже в условиях политической нестабильности город продолжал развиваться. В частности, в 1918 году ввели в строй Челябинский элеватор, который должен был сыграть важнейшую роль в обеспечении региона зерном.

К середине 1919 года в Челябинске окончательно восстановили и создали новые органы власти, а с 3 сентября 1919 года он стал губернским центром, позже — окружным.

В довоенный период

В начале 1934 года постановлением ВЦИК была сформирована Челябинская область. Город стал ее административным центром, а в 1937 году чудом избежал переименования в Кагановичград.

В то же время ни на минуту не прекращалось промышленное развитие Челябинска. Достаточно сказать, что если к 1919 году в городе действовало только 2 предприятия, то с начала 1930-х там стали работать абразивный, тракторный, ферросплавный, станкостроительный и цинковый заводы.

Великая Отечественная война

В годы ВОВ Челябинск (история города в конце XX века будет рассказана далее) играл важную роль в деле обеспечения действующей армии бронетанковой техникой.

С самого начала войны город принял несколько сотен тысяч эвакуированных граждан. В результате население Челябинска выросло в 2,5 раза, достигнув 630 000 человек. На базе более 200 эвакуированных предприятий, путем слияния с местными производствами, были созданы индустриальные гиганты ЧКПЗ, ЧМК, ЧТПЗ. Кроме того, с 1941 по 1945 год Челябинск (история города в этот период — это рассказ о массовом трудовом подвиге советских людей) стал местом размещения наркомов танковой промышленности, боеприпасов, среднего машиностроения и электростанций.

В этот период произошло соединения мощностей местного тракторного завода с эвакуированными Харьковским моторостроительным и ленинградским Кировским заводами. Это позволило наладить выпуск танков Т-34 в рекордно короткие сроки. В течение ВОВ в Челябинске было выпущено 60 тысяч дизелей для боевых гусеничных бронемашин. Кроме того, на заводе имени Колющенко освоили производство знаменитых «Катюш». Предприятия Челябинска в 1941-1945-м годах производили также дизельные моторы, боеприпасы, электрооборудование для бронемашин, детали для автомобилей ЗИС и танков, а также другую продукцию, необходимую для победы.

После войны

После победы Челябинск стал поставщиком техники, оборудования и рабочей силы для восстановления Донбасса, Сталинграда, ДнепроГЭСа и других разрушенных населенных пунктов и важных промышленных и энергообъектов нашей страны.

В 1947 году был утвержден план развития города. В результате его реализации появились новые микрорайоны и промышленные предприятия.

К 1960 году в городе резко возросло и число высших учебных заведений, а в 1976 году там открылся ЧелГУ, ставший первым классическим университетом Южного Урала.

Особенно бурный промышленный рост в Челябинске был зафиксирован в начале 80-х, когда его предприятия заняли ведущие позиции в сфере производства нержавеющей стали, труб, ферросплавов и дорожных машин.

Город развивался и в культурном отношении. В частности, в 80-е там открылось новое здание драмтеатра на 1 200 мест, зал камерной и органной музыки, геологический музей, а также памятники «На новый путь» и И. Курчатову.

Современный период

Первая половина «лихих» 90-х годов стала сложным периодом для Челябинска, так как ознаменовалась банкротством предприятий, невыплатами зарплат и недофинансированием программ социальной сферы. К счастью, такая ситуация продлилась сравнительно недолго, и уже к концу этого десятилетия в городе возобновила работу промышленность, а многие комбинаты и заводы вышли на мировой рынок. Стало наблюдаться оживление и в других сферах. В частности, в 1996 году был открыт зоопарк. В 2004 году история улиц Челябинска пополнилась новой страницей, так как знаменитая Кировка стала пешеходной и превратилась в любимое место прогулок туристов и горожан. Еще через два года переехал в новое здание ГИМ Южного Урала открыто новое здание, а в 2009 году — ледовая арена «Трактор», которая вмещает 7 500 зрителей.

Из известных событий, произошедших в Челябинске в последнее десятилетие, можно отметить падение метеорита, когда от взрывной волны пострадало 7 320 зданий.

День города Челябинска

В 2016 году этот праздник был особенным. Ведь городу исполнилось 280 лет! День города Челябинск отметил 10 сентября пышными торжествами и народными гуляниями. Всего состоялось 60 мероприятий. Так как уместить их все в 24 часа было невозможно, празднество растянулось на несколько дней и в нем приняли участие многие столичные звезды.

Теперь вы знаете, какие интересные события происходили в городе Челябинске. Сегодня он относится к числу промышленных гигантов нашей страны и уверенно смотрит в будущее.

Если вас заинтересовали история и традиции Челябинска, обязательно посетите этот город, где ваше любопытство можно будет удовлетворить, побывав в музеях и пообщавшись с местными жителями.

Челябинская область в древние века

Во XVIII-XVI вв. до н. э. в степных районах Челябинской области существовала развитая протогородская цивилизация, получившая название «страна городов» (историко-археологический заповедник «Аркаим»). Племена, населявшие эту территорию, занимались земледелием, использовали бронзовые и медные орудия. Свидетельство высокого уровня развития культуры — палеолитическая «картинная галерея» в Игнатиевской пещере.
В 1 тыс. н. э. здесь проживали тюркские и угро-финские племена. В средневековье по Южному Уралу проходило пограничье Золотой, Синей и Белой орд, Казанского, Сибирского и Ногайского ханств, затем - башкирских племен и казахских жузов.

Челябинская область в XIII-XVII вв.

В XVIII в. началась русская колонизация края. Оренбургская экспедиция (1734) в военно-торговых целях основала ряд крепостей: Верхне-Яицкая (1735), Чебаркульская, Миасская, Челябинская (1736). 13 августа 1737 по представлению В. Н. Татищева была образована Исетская провинция (северная часть Челябинской области и Курганская область). С 1743 центр провинции - Челябинск. 15 марта 1744 была образована Оренбургская губерния, в состав которой вошли Исетская и Уфимская провинции.
Во второй половине XVIII в. активно развивается промышленность, вокруг заводов возникают новые города: Нязепетровск, Касли (1747), Златоуст (1754), Катав-Ивановск (1758), Кыштым (1757), Сатка, Юрюзань, Усть-Катав (1758), Миасс (1773). Здесь разворачивались события крестьянского восстания 1773-75 гг. В феврале 1774 армия Е. Пугачева заняла Челябинск, но под натиском царских войск ушла к уральским заводам.
В середине XIX в. оренбургское казачество начало активно осваивать степные районы Южного Урала. Населенным пунктам давали наименования, связанные с местами побед русских войск: Варна, Фершампенуаз, Бородино, Париж и др.
В середине XIX в. Челябинск стал центром ярмарочной торговли Урала (здесь шла торговля хлебом и скотоводческой продукцией). После строительства Транссиба (1891-1916) Челябинский край стал крупнейшим транспортным центром, связавшим Центральную Россию, Урал и Сибирь в единое целое.

Челябинская область во время Гражданской войны

Губерния была создана на части территории Оренбургской губернии и Тургайской области постановлением ВЦИК от 3 сент. 1919 об образовании Челябинского районного управления на правах губернского органа. Первоначально состояла из Курганского, Троицкого, Златоустовского, Кустанайского и Челябинского уездов. Согласно постановлению, Челябинский ревком преобразовывался в Челябинский губернский ревком, а Челябинск становился губернским городом. На момент образования Челябинским ревкомом руководили М. Х. Поляков (предс.), А. Я. Бакаев (зам.), Е. В. Плотников и И. А. Медведев.
Границы и состав губернии несколько раз менялись: Кустанайский уезд стал частью Киргизской АССР, Верхнеуральский уезд — частью Челябинской губернии и пр.
Гражданская война и политика военного коммунизма, проводившаяся советским правительством в 1919—1921, вызвала голод 1921—1922 и разруху в промышленности. Числ. населения Ч. г. за 1920—1923 сократилась на 423 803 человек, в том числе в Челябинске — на 6479. С 1920 по 1923 произошло уменьшение количества сельсоветов (с 1425 до 830) и волостей (с 227 до 90) при неизменном количестве населённых пунктов (3268).
С введением НЭПа экономика губернии стала постепенно налаживаться. В 1923 году сельскохозяйственное производство достигло уровня 1916, но показатели промышленности оставались крайне низкими. В 1923 площадь Челябинской губернии составляла 119 066 км², численность населения — 1 млн 279 тыс. человек.
3 ноября 1923 Челябинская губерния вошла в состав вновь образованной Уральской области.
17 января 1934 года Уральская область была разукрупнена, в результате чего была образована Челябинская область. В дальнейшем площадь области неоднократно уменьшалась. Так, в период с 1938 по 1943 год из Челябинской области переданы в состав Свердловской области семь районов. После передачи 32 районов в состав вновь образованной Курганской области с 6 февраля 1943 года границы области практически не менялись.

Челябинская область в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Челябинская область в буквальном смысле слова стала кузницей Победы, обеспечивая фронт металлом, боеприпасами и боевой техникой.
22 июня 1941 года о вероломном нападении фашистской Германии на Южном Урале узнали днем: в городах завыли заводские сирены, раздались паровозные гудки.
На Магнитогорском металлургическом комбинате уже через два часа после сообщения о начале войны, не дожидаясь указаний из центра, принимается решение о переводе ряда печей на выпуск специального металла. В магнитогорскую броню были одеты десятки тысяч советских танков, ведущих военные действия против войск неприятеля. Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, был сделан из магнитогорской стали.
В первые месяцы Великой отечественной войны Челябинский тракторный завод перешел на выпуск танков. Уже осенью 1941 года челябинские танки участвовали в тяжелых боях под Москвой. Летом 1942 года Танкоград перестроил конвейер и за 33 дня наладил выпуск танка Т-34, признанного лучшим танком II мировой войны.
Но южноуральцы не только строили боевые машины. Из Челябинской области на фронт ушли более 60-ти соединений разных родов войск. Особую гордость составил Уральский добровольческий танковый корпус. Проводы танкистов состоялись 9 мая 1943 года. Добровольческий танковый корпус участвовал в освобождении Украины, земель Польши, штурмовал Берлин и первым вошел на помощь восставшей Праге.
В годы войны Южный Урал оказался в центре грандиозного передвижения людей и промышленности в восточную часть страны. Ценой величайших усилий к середине 1942 года эвакуированные предприятия были восстановлены. К станкам встали все, от мала до велика. Подростки, старики и женщины Южного Урала наравне с мужчинами разделили тяготы и лишения военного времени.

Челябинская область в послевоенные годы

После 1945 года в СССР началась эпоха восстановления страны и разрушенного хозяйства. Челябинская область за годы войны стала одной из ведущих в промышленности страны. Повсеместно по стране и на Урале развернулось движение стахановцев и многостаночников. Каждый день приносил новые победы и новые имена героев труда.
Страна остро нуждалась в металле. Доменщики, сталевары и прокатчики Магнитки, Челябинска, Златоуста, Сатки и Уфалея включились в соревнование за выдачу сверхпланового металла.
Навсегда в истории Златоустовского металлургического завода будет вписано имя сталевара Василия Амосова. По его инициативе развернулось соревнование металлургов.
Мощное строительство развернулось в городах Южного Урала, устраивался быт, строились учреждения культуры и здравоохранения. На правом берегу реки Урал вырастал новый город - Магнитогорск.
Быстрыми темпами развивался и Челябинск. За 15 послевоенных лет жилой фонд города увеличился почти на три миллиона квадратных метров. Особенно остро проблема жилья стояла в первые послевоенные годы
Еще несколько событий послевоенной хроники:
Декабрь 1947 года - в городе Миассе Челябинской области основан Государственный ракетный центр имени академика Макеева.
В этом же 1947 году, в Челябинске при Дворце спорта ЧТЗ создана хоккейная команда «Трактор».
19 июня 1948 года в городе Озерске Челябинской области пущен первый атомный реактор на НПО «Маяк». Этот день стал датой рождения атомной промышленности в СССР и, в целом, в Евразии.

От Исетской провинции до Челябинской губернии.

ИСЕТСКАЯ ПРОВИНЦИЯ (1737–81), административно-территориальное образование на юго-восточной окраине Сибири и ЗауральскойБашкирии в составе Сибирской, а с 1744 Оренбургской губернии. Название происходит от реки Исети, пересекавшей земли ее северной, наиболее обжитых и заселенных дистриктов. Имела свой герб. Решение о создании Исетскойпровинции из Окуневского, Шадринского и Исетского дистриктов Сибирской губернии было принято на совещании (ген. совете) руководителей Оренбургской губернии с озванном В. Н. Татищевым 14 июля 1737 в Мензелинске. Указом императрицыАнны Иоанновны от 13 августа 1737 создание Исетскойпровинциибыло утверждено. Она включала все земли ЗауральскойБашкирии от верховьев р. Яик и до р. Ай, простираясь в дл. на 300 верст. На востокев ее состав входили освоенные русскими еще в 17 в. окраины сибирскихземель на границе с Ялуторовским дистриктом. Севернаячасть Исетскойпровинции была ограничена Екатеринбургским ведомством, Краснослободским дистриктом и Тюменским уездом, на западе – Уфимской провинции Южная граница Исетской провинции после создания Уйской линии крепостей (кон. 40-х гг. 18 в.) проходила по р. Уй. В 1756 на этих землях были образованы 2 новых дистрикта Исетской провинции: Увельский и Куртамышский. Ближняя округа Челябинска названаЧелябинским уездом.

ГЕРБ ИСЕТСКОЙ ПРОВИНЦИИ . Возникновение относится к началу существования Исетской провинции (к. 30-х гг. 18 в.). Инициатором его создания выступил известный российский историк, географ и государственныйдеятель В. Н. Татищев который, используя книгу "Символы и эмблематы” (1705), составил 2 проекта гербаИсетской провинции: "В черном поле стена каменная белая в знак утверждения сей страны новопостроенными крепостями, к той стене прикован пес в знак покорения башкир…”; "В черном поле белой палисад, перед которым к приколу привязан верблюд, значит то же, над считом та же корона татарская или графская, а над нею верблюжья голова”. Политическаянаправленность герботворчества Татищева объясняется тем, что в момент их создания он принимал участие в под авлении башкирского восстания 1735-1740г.

рис1.

рис2.

При изготовлении печати Исетской провинции за ее основу был взят 2-й проект герба со значительными изменениями. Об официальном символе Исетской провинции говорится в челябинской анкете, составленной по просьбе Петербургской АН в 1761: "А герб хотя и есть, токмо не на одну ту Челябинскую крепость, но состоящий и на всю Исецкую провинцию; для оной Исецкой провинциальной канцелярии только печати, а знаменует: в щиту стоящего верблюда, а около того щита по сторонам знак воинского оружия и знамена, а сверх щита государственная корона, а около короны и оружия вокруг надпись такова: "Ея императорского величества печать Исецкой, или Зауральской провинции”. Герб Исетской провинциипросуществовал до ее упразднения в 1781. академик И.Г.Гмелин.

Основание Челябинска


Основание Челябинска (13 сентября 1736), произошло во время работы Оренбургской экспедиции, ускорившей процесс русскойколонизации Башкирии и Зауралья. Башкирское восстание в 1735 выявило отсутствие надежных коммуникаций между строящимся на башкирских землях Оренбургом и русским Поволжьем и Зауральем, служившими опорой для Оренбургской экспедиции Известны 2 неудачные попытки отправить продовольственныеобозы к Оренбургу из Теченской слободы (ныне село Русская Теча Челябинскойобласти) в 1735. В этой слободе располагался главный заготовительный пункт, куда зауральские монастыри и государственные крестьяне свозили хлеб для Оренбургской экспедиции. 16 июля 1735 отсюда выехал к Оренбургу обоз, перевозивший 16 тыс. пуд ржаной муки (более тысячи крестьянских подвод). Обоз сопровождал вооруженный конвой из 100 чел. Близ озераУклы-Карагай (к юго-западу от современного с. Уйского) обоз подвергся нападению нескольких сотен вооруженных башкир. Они сразу захватили 44 подводы, убив при этом 4 крестьян-подводчиков и ранив 14. Затем башкиры преградили обозу путь и пытались взять его приступом. На помощь осажденным подошел Сибирский драгунский полк в составе 469 человекс 5 пушками, а также отряд из Оренбурга численностью в 700 человек. Усилиями этих воинских команд обоз был освобожден 15 августа и через 2 недели прибыл в Оренбург. Обратно в Теченскую слободу обоз добирался с 7 сентября по 8 октября и в связи ранними холодами потерял много лошадей. Для зимовки гарнизонам Оренбурга и Верхояицка (Верхнеуральска) требовался дополнительныйзапас хлеба, поэтому 2 декабря1735 из Теченской слободы был отправлен 2-й обоз. В его составе были 642 крестьянские подводы, груженые мукой и фуражом для лошадей, и 376 чел. пешего вооруженногоконвоя с 3 пушками. 22 дек. в 60 верстах от Верхояицкой пристани обоз снова подвергся нападению башкир. Пользуясь численым преимуществом, башкиры вынудили повернуть назад и обоз, и пришедшую ему на помощь вооруженнуюкоманду. 23 янв. 1736 обоз вернулся в Теченскую слободу. В результате весь гарнизон Верхнеяицка погиб от голода, из 800 чел., эвакуированных из Оренбурга по той же причине, умерли в пути 558 человек, а 230 обморозились. На всем 300-верстном пути от Теченской слободы до Верхояицкой пристани было лишь 1 русское селение –Б родоколмак, расположена в 20 верстах от слободы. Поэтому строительство крепости, под защитой которых обозы смогли бы совершать свои дневные переходы, стало очевидной необходимостью. Кроме того, крепости способствовали бы лучшей охране русской границы от набегов степных кочевников. Построенная в 1736 Челябинская крепость служила для выполнения указанных задач и была одной из несколькихкрепостей, построенных в 1736–42 на пути от Теченской слободы к Верхнеяицку. 26 августа 1736 на правый берег р. Миасс , приблизительно в 1 версте от впадения в него рекиЧелябки из Миасской крепости прибыл отряд полковникаА. И. Тевкелева, состоявший из 600 человек с 5 пушками. В течение недели шли подготовительные работы (обустройство временноголагеря, расчистка территории, заготовка материалов), а 2 сентября (13 сентября по н. ст.) произошла закладка Челябинскойкрепости. В отличие от большинства южноуральских крепостей, построенных из земли, Чел. была деревянной. Скорее всего это произошло из-за нехватки времени, так как земляное строительство не могло быть закончено к зиме имевшимися в наличии силами

Челяба - центр Исетской провинции

В 1737-38 годах было завершено строительство Южноуральской линии крепостей. Они были объединены в Исетскую провинцию . Местом пребывания воеводы и провинциального правления была назначена Чебаркульская крепость. Но в качестве столицы провинции Чебаркуль оказался неудобен. Во-первых, потому, что лежал в стороне от торговых троп. Во-вторых, рядом с ним располагались многочисленные башкирские и татарские поселения, в которых в ту пору было неспокойно. Поэтому в Чебаркуле поселился только воевода. Сначала им был назначен И. Н. Татищев (брат градостроителя), затем - Пётр Бахметьев. Правление же провинции продолжало оставаться в Теченской слободе.

Такое разделение столицы продолжалось до 1743 года . В этом году начальник Оренбургской комиссии И. И. Неплюев получил задание спроектировать соединение Оренбургской и Сибирских линий крепостей. При проектировании Неплюев особое внимание уделил вопросам административного устройства.

Для знакомства с состоянием дел начальник комиссии проехал по всем крепостям Исетской провинции. Проезжая Чебаркуль, он отметил, что он не совсем удачно расположен для ведения военных действий. Близкое соседство с лесом и озером делали крепость незащищённой от нападения. Кроме того, это не позволяло ей развиваться как городу. Расположение Миасской крепости у высоких холмов делало невозможным использование артиллерии для ведения боевых действий.

А вот Челябинская крепость была построена на каменистом плато, что было удобно для дальнейшего градостроительства. Водой город обеспечивала протекающая рядом река.

В то же время болотца, окружавшие каменное плато, затрудняли нападение конных отрядов противника. Для применения артиллерии также не было никаких препятствий. Удачным оказалось и географическое расположение Челябы – посередине между Екатеринбургом и Оренбургом. Город мог стать удобным перевалочным и торговым пунктом. Поэтому выбор Неплюева пал на Челябинскую крепость. "Она жилом всех довольней и просторней, и как к Башкирии, так и к русским жилам сподобнее", - писал он в сенат, предлагая перенести центр провинции в Челябинск.

Кроме предложения о переносе центра провинции Неплюев предоставил законодателям штатное расписание провинциального правления. Он рекомендовал назначить воеводой оренбургского полковника П. Бахметьева , асессором капитана Ареева , ввести должности канцеляристов, копиистов, секретаря и даже переводчика с башкирского и татарского языков. Для охраны провинциального правления он предложил создать роту в сто человек. Неплюев подумал и об усилении экономического значения Челябинской крепости . С этой целью он считал необходимым организовать ярмарочный рынок.

Все предложения Ивана Неплюева, направленные в марте 1743 года в Сенат, уже в августе были утверждены.

После этого Неплюев приказал исетскому воеводе построить новую крепостную стену, обнести её заплотами и рогатками, а перед крепостью построить три башни с проездными воротами.

Обустройством новой крепости занималась рота в сто человек. К весне 1744 года новая крепость была построена. Внутри крепости на площади Ярославского (ныне площадь перед театром Оперы и балета) были построены дом воеводы и канцелярия.

В 1744 году уездное правление переехало в Челябинск. Через некоторое время сюда же было перенесено и духовное правление, которое находилось в ведомстве тобольских архиереев.

После того, как Неплюев организовал между Челябинском, Троицком и Оренбургом почтовый тракт, жизнь в уездной столице заметно оживилась. Через Челябу на юг Оренбургского края пошли караваны с продуктами и оружием. Открылась ярмарка, на которой тратил свои деньги чиновный и служивый народ. На базар стали стекаться башкиры с окрестных сёл, предлагая охотничьи трофеи.

Таким образом, Челябинск постепенно становился настоящим городом , центром Исетской провинции.

Губернская реформа Екатерины II

Пугачёвское восстание показало слабость имперской власти. Одним из мероприятий, направленных на укрепление этой власти, стала губернская реформа. В ходе этой реформы Исетская провинция была отнесена сначала к Пермской, а потом к Уфимской губернии. Закрепить это положение вещей должен быть герб провинции.

На утверждение императрице Екатерины предоставили несколько вариантов герба (см.выше) 6 июня 1782 года был утверждён окончательный вариант герба: щит, разделённый на две части. В верхней половине изображена бегущая по зелёному полю огневая куница. Она являлась символом Уфимской губернии и в гербе Исетской провинции указывала на соподчинённость земель. Кроме того, изображение куницы говорило о развитии пушного промысла в уральских лесах. Куница, лесная охотница, символизировала также дух древних обитателей горнолесной зоны Урала - лесных охотников и рыболовов. Огненный цвет служил показателем смелости и отваги, проявленных уральцами в годы Отечественной войны 1812 года. В нижней половине щита на серебряном фоне был изображён золотистый навьюченный верблюд. Он стоял на зелёном степном поле. Верблюд с давних пор служил символом торговли, прокладывания новых путей, караванных троп. Он стал напоминанием о проходившем по склонам Уральских гор от Перми и до самой Индии древнем торговом пути.

В то время верблюд являлся ещё и символом торговли с азиатскими странами. И в этом виделось предназначение старой Челябы. Золотой цвет верблюда был и сейчас остаётся символом богатства, а серебряный фон - атрибутом чистоты.

Короны у Исетского герба решено было не делать, так как провинция не обладала самостоятельным управлением, а подчинялась Уфе.

Герб Исетской провинции предопределил путь развития Челябы как торгового и купеческого города.

23 марта 1797 года Уфимское наместничество было переименовано в Оренбургскую губернию, а в мае 1865 года из неё выделена Уфимская губерния .


у Челябинска появляется свой герб

В 1781 году по указу императрицы Челябинск стал уездным городом Уфимской губернии и получил высочайше утвержденный герб. Он отражал основную особенность города, показывал его роль и значение в государстве.
На бело-серебристом фоне в верхней части герба изображена бегущая куница, а в нижней - нагруженный вьюком верблюд. И куница, и верблюд изображены среди безлесной, почти равнинной местности. Куница символизировала богатства края пушниной, верблюд - караванные пути, шедшие через город.
"В верхней части щита герб Уфимский. В нижней - навьюченный верблюд, в знак того, что в сей город оных довольно с товарами приводят". "Высочайше утвержденъ: 6-го iюня 1782 года."

В 1785 г. Челябинск стал уездным городом Екатеринбургской провинции Пермского (затем Уфимского) наместничества. Были открыты городской магистрат и земский суд, а затем и городская дума, городское депутатское собрание. В городе практиковал врач С.С.Андреевский. Разрабатывая методы борьбы с массовыми заболеваниями, он в 1788 г. сделал себе прививку сибирской язвы.

Город постепенно рос. В 1801 г. в нем было 500 дворов, а в I860 г.- 656. Занимались горожане всякого рода кустарным промыслом, отчасти земледелием и торговлей. Первая школа появилась в 1780 г., первое уездное училище - в 1833 г., первое на Урале женское училище - в 1861 г., реальное училище - в 1902 г.

Промышленное значение Челябинск стал приобретать в середине XIX в. после открытия залежей каменного угля. Интенсивные его разработки начались с пуском железной дороги Самара - Златоуст. В 1842 г. заработал механический завод «Столь и К°» (впоследствии завод дорожных машин). К 1881 г. действовало уже 18 заводов, был создан общественный банк (1866).

Свидетельством культурной жизни XIX - XX вв. было открытие публичной библиотеки, татаро-башкирской библиотеки, книжного магазина, типографии. Сословное представительство было разнообразным. По переписи 1870 г. значилось лиц мужского пола: мещан - 1185, военных - 424, крестьян - 366, дворян - 174, купцов - 152, духовенства - 49. В городе было 5 церквей и женский общежительный Одигитриевский монастырь.

Советская власть в Челябинске установилась 8 ноября 1917 г. Во главе военно-революционного комитета стоял В.К.Блюхер. В годы гражданской войны в городе находились войска адмирала А.В.Колчака.

В 1919 г. была образована Челябинская губерния, затем округ в составе Уральской области, а в 1934 г.- Челябинская область.

Современный Челябинск и Челябинская область

Челябинская область , в Российской Федерации, Площадь 87,9 тыс. км 2. Население 3656,4 тыс. человек (2001), городское 81%. 30 городов, 30 поселков городского типа.

Административный центр - Челябинск . Другие крупные города: Магнитогорск, Миасс, Златоуст. Образована 17 января 1934. Входит в состав Уральского федерального округа, в экономический Уральский район.

Карта Челябинской области

Герб Челябинской области был принят 8 января 2002 года. В червленом (красном) поле навьюченный серебряный двугорбый верблюд с золотой поклажей. Щит увенчан золотой земельной короной и окружен двумя лентами ордена Ленина. Герб области составлен на основе исторического герба Исетской провинции, на землях которой расположена территория современной Челябинской области. Красный цвет поля созвучен труду металлургов, машиностроителей, литейщиков и энергетиков, технологические процессы которого связаны с тепловыми реакциями. Это дополняет содержание герба области как промышленно развитого региона. Золото в гербе показывает южноуральскую природу, богатство недр области. Историческая земельная корона указывает на статус Челябинской области как субъекта Российской Федерации. Две ленты ордена Ленина, которым Челябинская область награждена в 1956 и 1970 годах, показывают заслуги области.

Совет музея МОУ СОШ №104.

Технический редактор Заборская Е.В.

Редактор Коротыч Н.И.