Что значит креативно мыслить. Творческое мышление

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!


В эпоху тотального потребления вопросом, как научиться креативно мыслить, задаются буквально все: этого требуют на любой работе, да и в жизни мышление, не похожее на «коридорное» очень даже понадобится. Учиться придется прямо сейчас.

Генерируем идеи в конкретном виде деятельности

Креативное мышление бывает общим и направленным на какую-то конкретную деятельность.

Общая креативность, конечно, нужна всем, но задача взрослого и работающего человека – развитие креативности именно в своей сфере деятельности. Именно здесь вам приходится генерировать гениальные идеи чаще всего. Здесь есть несколько принципов.

  • Ориентируем свое мышление и четко ставим задачи
    Казалось бы, это мало связано с творческим подходом, но это лишь казалось. На самом деле, когда мы ставим предельно четкую задачу мозгу, он не теряется и начинает работать предметно – на её выполнение. Вы можете ориентировать свой разум на поиск самых креативных решений, просто настройте его на то что идеи нужны именно тут и все. На самом деле, мыслей и идей у нас в голове всегда много, но многие из них бесполезны. Сделать их более полезными можно поставив четкую задачу;
  • Если идеи так и не идут, переключитесь и отвлекитесь. Можете просто минут 25-30 отдохнуть. Все наши идеи берутся не из ниоткуда, а из предыдущего опыта и чем больше у нас имеется областей знаний, тем больше генерируется идей. Так что, если вы переключитесь на что-то другое, подсознательно разум будет искать нужные решения даже в новом занятии, просто у вас откроются новые каналы опыта и знаний. Если же вы просто расслабитесь и отдохнете, вы уберете зацикленность своих мыслей на одних и тех же каналах;
  • Любые идеи нужно сохранять и развивать. Количество информации и задач, которые должен решать человек нашего времени, просто запредельное. Именно поэтому мы быстро забываем то, о чем думали буквально пару минут назад, в том числе и хорошие идеи. Поэтому записывайте все, о чем подумали и помните, что критика на ваши идеи не распространяется.

    Пусть у вас будет блокнот для интересных мыслей. Так вы, во-первых, не убьете хорошую идею в зародыше, во-вторых, даже глупость может стать ключом к решению вашей задаче, и наконец, записав, вы сформулируете идею четко, сможете рассмотреть её со всех сторон, а значит, создать предпосылки для её развития. И наконец, если вы с базой идей работаете постоянно, они будут появляться все чаще.

Так как блокнот не всегда рядом, поэтому не ленитесь сначала занести мысль в заметки на мобильном. Вечером сможете открыть их и все перенести в блокнот. Если и мобильный вне досягаемости, можете оставить на идее якорь. Например, соотнести её с яркой картинкой в журнале или пропеть на мотив какой-нибудь песни. Когда снова эту песню услышите – идея тоже всплывет.

Можно создать в своей голове и собственный «банк идей». Таковым, например, может быть ваша спальня. Мысленно пройдитесь по ней, восстановите интерьер, полежите на своем диване, посидите за столом, откройте шкаф…Вот он и станет вашим банком идей. Когда у вас возникает идея, вы сможете её визуализировать и поместить в шкаф в виде картинки. Обязательно найдете её и вспомните, когда вернетесь домой и откроете шкаф.

Как развивать общую креативность

Всех нас в школах и прочих учебных заведениях загоняли в удобные педагогам и системе образования рамки, не было уроков на тему «как научиться мыслить нестандартно» и т.д. Но в 90-е именно креативные мамы и жены придумывали, как накормить всю семью кашей из топора, как переделать старую юбку в ультрамодную, как придумать ребенку карнавальный костюм из ничего. Но это лишь пример общей креативности, которая нужна не меньше. Вот только развивать её придется долго. Здесь тоже есть простые правила:
  • Не стесняемся своих способностей и верим в собственный творческий потенциал;
  • Разглядываем облака и ищем в них очертания привычных или забытых вещей и ощущений;
  • Пробуем себя в творчестве;
  • Изменяем свои привычки и режим, каждый день добираемся на работу или учебу разными дорогами;
  • Читаем больше книг и смотрим больше фильмов. При этом стараемся смотреть и читать то, что не в вашем вкусе и не в вашем стиле, а также придумываем продолжения.


Другие способы
  • Меняйте свое окружение. Именно так, знакомьтесь с новыми компаниями и старайтесь почерпнуть у них хорошие идеи. Посмотрите, как работают люди из других сфер деятельности, попробуйте сменить ваше хобби на что-то непривычное;
  • Если нет никаких мыслей, идите в душ. Нет возможности сходить в душ, идите на прогулку. Но не забывайте брать в дорогу блокнот!
  • Прибегайте к мозговому штурму. Мысли у вас есть все равно, поэтому попробуйте четверть часа записывать все, что думаете насчет вашего задания. Старайтесь при этом не задумываться о том, что это «не взлетит» или не сработает. После минут на десять отключитесь и забросьте бумагу, куда вы все это записывали. Теперь можно вернуться. Что-то да вырисуется…
  • Придумайте самый плохой сценарий. Именно наши страхи убивают креативное и нестандартное мышление. Если вы, например, пишете книгу, подумайте, как будете действовать, если издательство откажется от её публикации по той причине, что она как две капли воды похожа на предыдущий хит продаж. Что вы потеряете, если внедренная идея не окупит себя? Как будете действовать в этом случае?
  • Нестандартное мышление просыпается в экстремальных ситуациях. Мамы 90-х – лишь пример. А вы можете играть в интеллектуальные игры, где нужно ответ найти за одну минуту, экстремальные квесты, участвовать в фотоохотах, где нужно за короткое время выхватить из окружающей действительности нужный материал для фотографии или создать его самостоятельно. Не нужно думать, что это развлечения для детей. Просто участвуйте и вспоминайте, какими креативными и смелыми были в свои юные годы…
  • Старайтесь тренировать остроту мышления. Даже если сейчас от вас не требуют нестандартных идей, работайте над тем, чтобы они у вас всегда появлялись. Например, можно выбирать слово на рекламном плакате и выстраивать буквы в нем в алфавитном порядке: КУПИТЕ-ЕИКПТУ и т.д.Также можно находить в быту нестандартное применение привычным вещам. Например, за неимением журнального стола попробуйте сделать его из книг…
  • Как ни банально, но учитесь чему-то новому вне зависимости от возраста. По мере возможностей находите время на курсы и мастер-классы по непривычным для вас занятиям и иностранным языкам. Открытость новому опыту – секрет нестандартного мышления;
  • Общайтесь с людьми, которые умеют нестандартно мыслить. Изучайте способы мышление других людей, изучайте принципы знаменитых новаторов, применяйте их практики;
  • Ищите ответы на свои вопросы везде. Например, откройте словарь и выберите три слова с разных страниц. Подумайте, как можно их применить к вашей проблеме. Ищите информацию в снах, как Менделеев, в магазине игрушек, как Владимир Ворошилов, на долгой прогулке, как Чайковский. Когда мозг расслаблен, он легче воспринимает подсказки извне.
На самом деле, процесс развития нестандартного мышления может длиться долгие годы. И даже если вы потратите на него всю жизнь, то точно ничего не потеряете.

Слово "творчество" имеет много значений, о которых спорят с древних времен... В 90-х годах XX века в бизнес-сообществе замелькали слова: "креатив", "креативный". Слово "креатив" было принесено в русский язык рекламщиками как калька с английского "creative" - творчество, творческий (хотя есть и латинский термин: "creatio" - сотворение, создание).

Употребляя слово "креатив" мы подчеркиваем, что речь идет именно о производстве творческих идей. Наряду с понятием "креативный" также часто употребляется понятие "нестандартный", то есть их можно назвать синонимами. Однако в этой главе рассматривается только понятие "креатив".

Понятие креатив используется в основном российскими рекламщиками, под котором подразумевается идея, в широком смысле этого слова. Креативом, может называться как идея самого рекламного сообщения, так и его подачи. Как правило, креатив, креативная идея, креативная реклама должна содержать оригинальное творческое решение подачи информации нужной аудитории.

Поскольку, количество рекламы с каждым годом увеличивается и роль бренда играет всё большую роль при выборе товара потребителем, рекламодателю необходимо не только увеличивать количество рекламы но и уделять внимание её качеству. В связи с этим, креатив в рекламе не только выделился в отдельную статью бюджета рекламной кампании, но и стал одним из определяющих факторов при выборе рекламного агентства. Так же, стоит отметить появление на рынке креативных агентств, основной услугой которых и является разработка самой рекламной идеи. Принимая во внимание вышесказанное, можно сказать что креатив - это творческая составляющая в разработке рекламной кампании, качество которой оказывает всё большее влияние на эффективность всей рекламной кампании.

Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект - не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью. Существует теория двух мышлений.

1. Конвергентное мышление, которое измерялось тестом IQ, и в этом типе мышления нет креативных задач.

2. Вергентное мышление. Здесь ставятся другие задачи, которые имеют множество решений. У этих задач другая технология решения, и с ними мы сталкиваемся чаще.

9. Творческая деятельность требует также и большой работы. Важное значение имеют такие личностные качества, как любознательность и упорство.

Энциклопедический словарь дает такое определение креативности - (с латин.) созидание сотворение. Творческая, созидательная, новаторская деятельность.

Еще одно определение креативности -- творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу -- это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике -- Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:

Вербальную креативность;

Образную креативность;

Отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Исследователи выделяют следующие критерии креативности:

Беглость -- количество идей, возникающих в единицу времени;

Оригинальность -- способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.

Восприимчивость -- чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

Метафоричность -- готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению., умение увидеть в простом сложное, а в сложном -- простое.

Имеется две гипотезы по возникновению креативных способностей у человека. Традиционно считалось, что творческие способности возникли постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений, в частности, роста численности народонаселения. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном (Richard Klein) из Стэнфордского университета, креативность возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад в мозге человека.

Тренер-консультант WIlson Learning Россия Руслан Нуреев убежден в том, что креативность присуща всем индивидам изначально.

Современные исследования нашли ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с креативностью. Как оказалось, привычное разделение людей на креативных и не очень - неверно. Наше мышление по своей природе креативно, и каждый из нас способен генерировать новые идеи. К сожалению, не все это знали, и многие после нескольких неудачных попыток решить какую-либо задачу нестандартным способом составляют о себе стереотипное мнение и всю дальнейшую жизнь ограничивают себя рамками традиционного мышления. Поэтому людей можно, скорее, делить по признаку своей веры в креативность.

Исследователи утверждают, что природа креативности неодинакова. Различают четрые типа креативного мышления:

1. Предвидение. Создается видение того, что мы уже достигли поставленной цели. И уже с этого ракурса рассматриваются возможные способы ее достижения. Проблемы решаются по мери их поступления.

2. Модификация. Анализируется и классифицируется имеющаяся информация, опыт предшественников. План достижения цели максимально продуман, неожиданностям места нет.

3. Экспериментирование. Рассматриваются все варианты по достижению цели, а так же их комбинации. И воплощаются в жизнь одна из этих комбинаций, которую находят самой интересной.

4. Исследование. Рассматриваются варианты, которые возможны не достигая поставленной цели. Возможно, есть другие выходы из данной ситуации. То есть ставиться под сомнение необходимость достижения самой цели.

Четыре типа креативного мышления подкреплены алгоритмами мышления, которые мы оттачиваем в течение всей жизни. Исследования показывают, что большинство людей обычно активно и интенсивно использует только один тип мышления, в редких случаях - два типа. Мы становимся очень искусными в одном направлении, а некоторые решения остаются вне нашего понимания.

Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, это может привести, с одной стороны, к "ухудшению" потенциально плодотворных мыслей, а с другой - к постоянному чувству неудовлетворенности.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления (оценка высказанных суждений и создание обоснованного вывода).

Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.

Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.

Старайтесь мыслить широко, при этом, не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями.

Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути.

Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

Ищите объяснения странных и непонятных вещей.

Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей.

Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы.

Чтобы выдать "на-гора" как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма.

При оценке идей старайтесь быть объективным. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку.

Тереза М. Амбайл утверждает, что креативность любого индивидуума складывается из взаимодействия трех компонентов:

Компетентность;

Мотивация;

Умение творчески мыслить.

Компетентность - это сумма знаний (общих, специальных, технических, методических), которыми обладает человек.

Умение творчески мыслить определяет гибкость и изобретательность в поиске решения проблемы.

Существуют разные виды мотивации. Внутренняя заинтересованность в проблеме обычно ведет к неординарным решениям скорее, чем внешние стимулы, такие как, например, денежное вознаграждение. Данный компонент, называется внутренней мотивацией.

Понятие компетентности охватывает все знания и умения, которыми обладает человек в своей сфере деятельности.

Креативное мышление характеризует подход к решению проблемы или талант составлять новые комбинации из имеющихся идей. Эта способность зависит во многом от личных качеств, но в то же время на нее оказывает влияние образ мыслей.

Компетенция и творческое мышление - стратегическое сырье индивидуума - естественные ресурсы, от третьего фактора - мотив - зависит то, как человек использует этот ресурс.

Мотивация, как было сказано выше, бывает внешняя и внутренняя. Внешняя стимулирует человека извне, классическая комбинация кнута и пряника. Самый распространенный способ внешнего стимулирования - деньги. Деньги не мешают порявлениям креативности, но зачастую и не помогают. Именно увлечение, интерес, идущее изнутри желание что-то сделать лежать основе внутренней мотивации.

Тереза М. Амбайл вывела принцип внутренней мотивации:

Люди работают наиболее творчески, если ими движут интерес, удовлетворенность и значимость работы в целом, а не внешнее воздействия.

Понятие "креативность" иногда подменяется понятием "инновация". Для разграничения этих понятий дадим определение инновации. Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Чтобы отличать инновации от других понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Дети — такие создания, которых очень легко научить чему-либо, если при этом заинтересовать. Развивая креативное мышление, любой педагог или родитель одновременно решает сразу несколько задач.

Во-первых, он формирует у ребенка нетривиальное мышление, лишенное стереотипов, что помогает в решении разных проблем.

Во-вторых, развивая креативность, педагог (будем употреблять это слово в широком смысле, называя так и родителей, ибо они тоже являются учителями) делает ум ребенка подвижным и гибким.

И, наконец, в-третьих, параллельно с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость . Ведь не секрет, что если дети увлеклись какой-то задачей, они способны заниматься ее решением в течение долгого времени.

Креативность — это использование обычных вещей для создания чего-то необычного

В общем, развивать креативное мышление у детей — полезно, хорошо, нужно. Но как? Попробуем разобраться.

Вопрос первый: что такое креативное мышление?

Термин «креативность» близок к понятию «творчество». Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить. Казалось бы, креативность - это специфический талант, и дано такое не всем. Но на самом деле, данный тип реакции на проблемы вполне можно выработать даже во взрослом возрасте. А о детском уж и говорить нечего. Нужно лишь найти правильный подход и выработать определенную тактику, направленную на формирование креативного мышления у ребенка.

Вопрос второй: как развить креативное мышление?

Конечно, специальными упражнениями и тренировками. Развитие креативности, как у детей, так и у взрослых, может осуществляться разными способами. Их разработано великое множество, и перечислить все вряд ли получится, но обозначить основные можно.

Итак, как развить креативность у школьников и малышей?

1. Занятия творчеством

Творчество невозможно без самого акта творения. И лучше, если этот акт будет лишен всяких стандартов. Например, с детьми можно заниматься той же самой аппликацией, но преподнести ее в совершенно ином виде. Можно попробовать выполнить изображения посредством высыпания на бумагу разной крупы. Научить как обычными вещами, при должной смекалке и фантазии, можно создавать что-то уникальное, неповторимое и совершенно необычное — вот одна из основных целей.

2. Постановка необычных задач
Чтобы развить у детей креативное мышление, нужен проблемный метод обучения. В чем он заключается? В том, что перед ребенком ставят задачу, желательно практического характера, не предлагая никаких решений. Можно давать наводящие вопросы, но только в том случае, если ваш подопечный вообще никак не справляется с поставленным перед ним вопросом. Самостоятельность в принятии решения - это одно из основных условий успешного развития креативности .
3. Специальные упражнения
Без них никуда. Любая методика предлагает целый рад способов достижения лучшего результата, частными проявлениями которого являются как раз упражнения разного рода. Для развития креативного мышления можно использовать следующие:

  • Возьмите какую-нибудь самую обычную вещь (карандаш, например) и предложите ребенку придумать, как ее можно использовать не по прямому назначению. Например, сделать аннтенку для приемов космических посланий или в качестве шпильки для закрепления пучка волос. В общем, тут непаханое поле для развития фантазии и креативности.
  • Еще одно упражнение: каждый день добавлять в свою жизнь что-то, отличающее этот день от вчерашнего или завтрашнего. Учиться находить новые пути к школе, стараться посещать незнакомые места, привносить новый штрих в повседневность. Это задача не из легких, но она очень увлекательная.
  • Игра в ассоциации - очень действенный способ развития нестандартного подхода к жизни. Ассоциативная связь алогична, она базируется не на логике, а на мировосприятии и пережитом опыте, тем самым стимулируя воображение и рождая невероятные образы.
  • Необъяснимые вещи должны быть объяснены. Это не каламбур, а еще одно упражнение. Учите ребенка объяснять даже то, что находится за гранью его понимания. Это поможет детскому мышлению выйти за стандартные рамки.

Итак, не бойтесь развивать креативное мышление у детей. Начните как можно раньше, и со временем вы непременно увидите положительные изменения в развитии вашего ребенка.

Креативное мышление — это…

Собственно, никто не знает, что такое креативное мышление. Психологи путаются и ругаются, пытаясь выработать определение, которое всех устроит. Но пока так ни до чего не договорились. Поэтому мы для себя решим, что креативное мышление — это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей . Такое определение не хуже любого другого.

Но, разумеется, статья писалась отнюдь не для того, чтобы потрепаться насчет лингвистических и научных аспектов этого несчастного определения. На этом блоге все статьи или несут более-менее полезную информацию, или, на худой конец, содержат зашкаливающее количество иронии и недоверия к «общепринятым» истинам вроде чертовской важности для , что — подчеркиваю — тоже очень полезно.

Почему же полезно?

Ну, хотя бы потому, что помогает развивать креативное мышление. Ведь суть креативности — в нахождении новых, необычных, нетрадиционных путей. Для этого нужна некоторая смелость мышления и отсутствие . Так вот, чтобы не иметь стереотипов и прочей гадости, мешающей мыслить креативно, нужно прежде всего мыслить НЕЗАВИСИМО.

Ничего не принимать на веру (даже посты из этого блога, о чем я не устаю напоминать).

Не иметь авторитетов и кумиров (любой человек, как бы умен и замечателен не был, может ошибаться. А «авторитеты» зачастую еще и расслабляются и начинают мести чушь. Ну а поклонники продолжают внимать речам авторитета как божественному откровению)

Не бояться быть «не как все» (хотя тут неправильна уже постановка вопроса. В идеале не должно возникать даже мысли в духе «похож я на других или нет?». Никакого смысла в таких рассуждениях отродясь не было. Быть надо собой, и мерить себя лучше всего своей линейкой)

Все это помогает главному — видеть вещи более близкими к реальности (я не говорю «такими, какие они есть» — не факт, что это вообще доступно человеку). А значит — и находить новые идеи, там, где другие — скованные стереотипами и «истинами» их не заметят и за миллион лет.

Вообще, на мой взгляд, креативное мышление развивается так (это можно проследить в процессе развития человека — первые ступени осваиваются детьми и подростками, а дальше — как повезет. Развитие одной ступени подготавливает базу для другой):

Сначала появляется МЫШЛЕНИЕ ВООБЩЕ — умение делать выводы, сопоставляя одно с другим.

У подростков развивается МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ — умение делать выводы, сопоставляя вещи со своим прошлым опытом.

Потом (если повезет) появляется МЫШЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЕ — умение делать более верные выводы, не отвлекаясь на стереотипы.

Ну и наконец, благодаря свободе, которую дает предыдущая ступень, развивается КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Кто-то может заметить, что креативность обычно противопоставляют разуму и логике, и, тем более, критичному взгляду на мир. Дескать, критики получаются из неудавшихся писателей, холодный прищуренный взгляд не видит красоту мира, а логика и творчество — смертельные враги.

Доля истины тут есть. (Доля истины есть везде, ага)

Но противоречия в вышеописанном не наблюдается. Вообще не слишком разумно противопоставлять друг другу что-то внутри самого человека. Все взаимосвязано, все.

Критичное мышление не заменяет креатив, оно служит основой для креативности. Креативность связана с подсознанием, так? Ну а критичное мышление помогает «натренировать» подсознание, очистить его от мешающих нам установок и чужих мнений (замучился печатать «стереотипов»). Можно сказать, что впечатления, которые мы получаем от мира — это топливо, на котором работает креативное мышление, подсознание — его мотор, ну а логичное и критичное мышление — установка по очистке топлива;)

Разумеется, излишне критичный настрой может губить новые идеи в зародыше, не давая им расправить крылья. Поэтому надо научиться переключаться с одного стиля мышления на другой — и это не так уж сложно — достаточно провести пару мозговых штурмов в качестве организатора, чтобы увидеть процесс со стороны. (во время первой части мозгового штурма нельзя критиковать идеи, потом же они, напротив, вычеркиваются).
В целом — нехитрое искусство.