Ежедневный подвиг на войне. Сочинение " подвиг народа в годы великой отечественной войны"

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ)

Домашнее сочинение, на подготовку и написание ко­торого отводилась одна неделя. Сочинение анализиро­вали трое одноклассников автора.

Все дальше уходят в прошлое события Великой Отече­ственной войны, но и с течением времени они не теряют своего значения. Когда в мирную жизнь людей врывает­ся война, она всегда приносит горе и несчастья в семьи. Русский народ испытывал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война, затянувшаяся на четыре долгих года, стала настоящей трагедией, катастрофой. И юноши, и мужчины, даже ста­рики и женщины поднялись на защиту Отечества. Война потребовала от них проявления лучших человеческих ка­честв: силы, мужества, отваги. Тема войны, великого под­вига российских людей становится на долгие годы важ­нейшей темой в русской литературе.

Борис Васильев — один из тех писателей, кто сам прошел трудными и долгими дорогами войны, кто сам защищал родную землю с оружием в руках. Самые та­лантливые, на мой взгляд, произведения этого автора — «В списках не значится» и «А зори здесь тихие…». Меня восхищает та правдивость, с которой пишет Васильев. Все его произведения — это переживания очевидца, а не выдумки фантаста.

Повесть «А зори здесь тихие…» рассказывает о далеких событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасы­вают немецких диверсантов, а у него под началом только молоденькие девушки. Предполагая, что немцев не очень много, Васков решает уничтожить захватчиков с помощью пятерых своих «вояк». И он действительно выполняет свое задание. Но слишком дорогую цену заплатил Васков (луч­ше без фамилии: акцента на личной вине Васкова у автора нет, строго судит себя сам герой. — Прим. авт.) за побед­ный итог боя.

Не очень уважали девушки своего старшину: «пенек замшелый, в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Опасность сблизила всех шестерых, раскрыла лучшие че­ловеческие качества старшины, готового пожертвовать своей жизнью ради спасения девушек. Старшина — на­стоящий боец, ведь он и всю финскую прошел. Наверное, именно благодаря таким Васковым была одержана вели­кая победа в войне.

Одной из моих любимых героинь в этой повести стала Рита Осянина. Совсем нелегкая судьба сложилась у этой хрупкой, молоденькой девочки. Сержант Осянина была помощником старшины в группе. Васков сразу выделил ее среди остальных в группе: «строга, не смеется никогда». Рита погибает последней в группе, и она покидает этот мир, осознавая, что никто не может обвинить ее в тру­сости. Как ясно представляется мне состояние девушки в эти последние мгновения. Как хорошо дышать… Ловить последние секунды этой самой большой, самой чудесной радости вдыхать этот терпкий, бодрящий воздух! Как хочется, как хочется жить!.. Еще час, еще минуту! Еще се­кунду!!! Но все решено. Сделано все, что нужно и можно. Своего же ребенка Рита вверяет старшине, как самому дорогому человеку.

Рыжая красавица Комелькова трижды спасает груп­пу. Первый раз в сцене у протоки. Во второй- помогая старшине, которого уже почти победил немец. В тре­тий — она принимает огонь на себя, уведя фашистов от раненой Осяниной. Автор любуется девушкой: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские — зеленые, круглые, как блюдца». Писатель заставляет читателя почувствовать всю важность и глубину Жениного подвига. Я не знаю по­чему, но именно ее судьба поразила меня. Еще в самом начале войны всю семью Жени расстреляли немцы, не по­щадив даже младшего брата. Но, несмотря на это, девуш­ка не очерствела душой, не стала грубой и жестокой. И эта чудесная девушка погибает, но погибает непобежденной, совершая подвиг ради других. Я думаю, что смерть не властна над такими людьми.

Особую симпатию у читателя (да и у самого старшины Васкова) вызывает Лиза Бричкина. Лиза родилась в ма­леньком домике, в лесной глуши. Дочь лесника, Лиза уже с раннего детства полюбила русскую природу. Мечтатель­ная Лиза. «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Но нет, война помешала! Не найти тебе своего счастья, не писать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Лиза Бричкина гибнет, желая поскорее перейти болото и по­звать подмогу. Умирает с мыслью о своем завтрашнем дне…

Маленькая и неброская Галя Четвертак… Так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка. И смерть у нее была такой же маленькой, как и она сама.

Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. Поведение каждой из пяти деву­шек — подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. И даже «негероические» смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожерт­вованием.

И остается старшина Васков. Один среди боли, муки, один со смертью. Один ли? Впятеро больше теперь у него сил. И что было в нем лучшего, человечного, но спрятан­ного в душе, все раскрывается вдруг. Смерть пяти девчат, его «сестричек», оставляет глубокую рану в душе старши­ны. Ведь в каждой он видит будущую мать, у которой мог­ли быть дети, внуки, а теперь «не будет этой ниточки! Ма­ленькой ниточки в бесконечной пряже человечества!».

Война не обошла стороной русских женщин, фашисты заставили воевать и матерей, настоящих и будущих, в ко­торых самой природой заложена ненависть к убийству. У этих девушек, совершенно разных по характеру, было одно, объединившее их чувство: они любили Родину, они были готовы на самопожертвование. Они стали солдата­ми. Страшно представить милых, совсем юных девушек с автоматами на плечах. Они пожертвовали своей моло­достью, своим счастьем во имя нашего будущего, нашей радости и молодости. Мы не забудем их. Ибо человече­скую боль забывать нельзя. Нельзя забросить воспоми­нания о ней в самый дальний, самый пыльный угол памя­ти и никогда не доставать их оттуда. Это нужно помнить. Помнить, чтобы не допустить повторения.

Забыть боль Великой Отечественной войны не только нельзя, но и невозможно. Еще не один десяток лет об этой страшной трагедии народа и об этом великом подвиге российского человека нам будут напоминать сухие циф­ры бездушной статистики. И еще долго, очень долго, даже если сгорят все архивы, об этой трагедии будут напоми­нать нам художественные произведения. И многие поко­ления, читая книги Б. Васильева, Ю. Бондарева, К. Симо­нова, М. Шолохова, В. Некрасова, В. Пановой и других ав­торов, будут вспоминать героическую борьбу российских людей в этой войне, будут чувствовать боль за прерван­ные ниточки человеческих судеб и родов.

Кроме общей оценки качества сочинения в соответ­ствии с универсальными критериями, рецензентам было предложено подобрать более приемлемый, сти­листически правильный вариант предложений, слово­сочетаний, фраз, отмеченных преподавателем заранее. Здесь они подчеркнуты.

Здесь искали:

  • сочинение на тему подвиг солдата в великой отечественной войне
  • сочинение на тему подвиг человека на войне
  • сочинение подвиг солдата в великой отечественной войне

Подвиг – это героический поступок. Но не каждый героический поступок можно назвать подвигом, а только тот, который совершён ради других людей, ради Родины.

Мы знаем, что во время Великой Отечественной войны солдаты и офицеры на фронте, партизаны, советские люди в тылу врага героически сражались во имя Родины и свободы. Тема подвига нашла отражение в мемуарах, фильмах и, конечно, в художественной литературе.

Обратимся к повести Б. Васильева «В списках не значился». Главный герой её – молоденький лейтенант, только что закончивший военное училище и прибывший на службу на границу. Даже в списки офицеров его занести не успели, потому что приехал он поздно вечером, а утром, 22 июня, пронеслись над крепостью немецкие самолёты, началась война. Брестская крепость подверглась артиллерийскому налёту, оставшиеся в живых бойцы сражались, героически обороняясь, даже тогда, когда немецкие войска продвинулись далеко вперёд по советской земле.

В своём произведении писатель рассказывает о том, как в крепости осталось из её защитников всего несколько человек, а потом – один, Николай Плужников, тот самый лейтенант, которого даже не успели внести в списки. Героями, совершившими подвиг во имя Родины, мы можем назвать всех защитников крепости и, несомненно, Плужникова. Даже оставшись один, он продолжает сражаться с врагами. Когда он попадает в руки немцев, измученный, раненый, те, покорённые его мужеством и отвагой, снимают перед советским солдатом свои фуражки.

В произведении Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» тоже говорится о подвиге.

Когда в бою был сбит самолёт лётчика Мересьева, он долго полз к людям по зимнему лесу. Выжил, но ему ампутировали ступни обеих ног. Сила духа, мужество, желание вернуться в строй помогли герою повести совершить духовный подвиг. Он не только научился заново ходить, но и вновь стал летать, воевать и сбивать немецкие самолёты, и это можно назвать подвигом во имя Родины. Прототипом героя произведения Полевого стал легендарный лётчик, Герой Советского Союза Маресьев.

Можно ли сказать, что героини повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» тоже совершили подвиг? В произведении автор рассказывает о девушках-зенитчицах. Пять из них погибли, когда вместе со старшиной Васковым преграждали путь вражеским диверсантам, которые направлялись к железной дороге, чтобы подорвать её. И пусть не все девушки погибли героически (утонула в болоте Лиза Бричкина, испугалась и выскочила на врага Галка Четвертак), я думаю, можно сказать, что и они совершили подвиг: не дали врагам пройти к железной дороге, взорвать её, нанести урон советской армии. Особенно яркой является героиня повести Женька Комелькова. Именно она выходит на берег озера, зная, что враг рядом, что она под прицелом. Но её поступок заставил фашистов отступить, пойти кружным путём, а бойцы во главе со старшиной выиграли время. Женька погибает героически: уводит за собой врагов, спасая жизнь своим товарищам. Скромный обелиск, поставленный на опушке леса после войны, — это память о молодых, которые сражались за свою Родину и погибли, защищая её.

Читая книги о войне, о подвигах, совершённых во имя людей, во имя Родины мы учимся у их героев стойкости, преданности Родине, умению защищать её до последней капли крови.

Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.
А. Твардовский

Великая Отечественная война навеки останется в памяти потомков и продолжателей великого народа великой страны. Около тридцати миллионов наших соотечественников героически погибли за свободу нашей Родины. Порой врагу казалось, что крах СССР неизбежен: немцы под Москвой и Ленинградом, прорываются около Сталинграда. Но фашисты просто забыли, что на протяжении веков Чингисхан, Батый, Мамай, Наполеон и прочие пытались безуспешно покорить нашу страну. Русский человек всегда готов был встать на защиту своей Родины и драться до последнего вздоха. Не было предела патриотизма у наших солдат. Только русский солдат спасал раненого товарища из-под шквального огня вражеских пулемётов. Только русский солдат беспощадно бил врагов, но щадил пленных. Только русский солдат умирал, но не сдавался.
Порой немецкие командиры приходили в ужас от ярости и упорства, отваги и героизма простых русских солдат. Один из немецких офицеров говорил: "Когда идут в атаку мои танки - земля дрожит под их тяжестью. Когда идут в бой русские - земля дрожит от страха перед ними".
Один из пленных немецких офицеров долго заглядывал в лица русских солдат и, в конце концов, вздохнув, выдал: "Теперь я вижу тот русский дух, про который нам много раз говорили".
Немало было подвигов совершено нашими солдатами во время Великой Отечественной войны. Молодые ребята жертвовали собой ради этой долгожданной Победы. Многие из них не вернулись домой, пропали без вести или были убиты на полях сражений. И каждого из них можно считать героем. Ведь именно они ценой своих жизней вели нашу Родину к Великой Победе! Бессмертен подвиг солдат, которые защищали Сталинград. Об этих героях рассказывает Юрий Бондарев в романе "Горячий снег". Понимая, какое значение имеет Сталинград для нашей страны, генерал Бессонов отдаёт приказ: " Стоять, и о смерти забыть! Сражаться до последнего патрона, до последней капли крови!" И солдаты выполнили приказ. В живых остались только четыре артиллериста и два пулемётчика. Бессонов, обходя позиции после боя, плакал, не стыдясь своих слёз, плакал оттого, что его солдаты выстояли, победили, не пустили фашистские танки в Сталинград, оттого, что они выполнили его приказ, хотя и погибли сами.
Сражение было ужасное, горело всё: и танки, и люди. Казалось даже, что горит снег. Наверное, каждый из них хотел выжить, ведь они знали, что дома их любят, в них верят и их ждут... Солдаты погибали, прекрасно понимая, что они отдают свои жизни во имя счастья, во имя свободы, во имя чистого неба и ясного солнца, во имя будущих счастливых поколений.
Да, они совершили подвиг, они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчётное это действие - подвиг, а убеждённость в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдаёт свою жизнь.
Победа в Великой Отечественной войне - подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и факты нашей истории, 9 Мая, День Победы, остается священным праздником для нашего народа. Вечная слава солдатам войны! Их подвиг навеки останется в сердцах миллионов людей, дорожащих миром, счастьем, свободой.

Горьковская средняя
общеобразовательная школа №1
7 класс
Куколева Юлия

(1 вариант)

Память сердца заставляет вновь и вновь писателей и читателей возвращаться к теме подвига народа на войне. Эта тема неисчерпаема, необъятна; трудно перечислить все, что написано о войне. В своем сочинении я хочу прежде всего рассказать о подвиге писателей-фронтовиков. Подвиг советского народа был также подвигом литературы.

В первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий. П. Коган.

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для людей».

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и …писали.

О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас за собой. Читатель твой и автор Ходили вместе в бой.

Среди писателей-фронтовиков были и женщины. Совсем юная Ю. Друнина писала о себе и своих сверстницах:

Нет, это горят не хаты

— То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Ей же принадлежат незабываемые строки:

Я только раз видала рукопашный.

Раз — наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Да, было страшно: земля содрогалась от разрывов бомб и грохота гитлеровских танков, рева самолетов, стонов раненых; было страшно видеть умирающих рядом, но люди совершали самоотверженные поступки. Мне хочется отметить, что писатели рассказывали о жестоких днях правдиво, без прикрас, продолжая традиции Л. Н. Толстого, провозгласившего правду важнейшим принципом творчества.

Произведения писателей звали людей на борьбу против врагов, воодушевляли на подвиги. Глубокое влияние на людей оказывала песня «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача. Так, например, в своих воспоминаниях командир батальона, попавшего во вражеское окружение, пишет: «Люди, уже отчаявшиеся победить, обрели веру в себя и выиграли сражение, услышав из рубки приемника:

Пусть ярость благородная Вскипает, как волна,

— Идет война народная, Священная война».

Я преклоняюсь перед тем, что, попадая в тяжелейшие условия, писатели и поэты оставались верными своему делу. Татарский поэт Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. Но он не сломался, не смирился со своей судьбой, не встал на колени перед врагами. В плену Муса Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию. Но поэт был предан, а затем переведен в берлинскую тюрьму Моабит. Брошенный в каменный мешок Моабитской тюрьмы, скованный по рукам и ногам, но не сломленный духом, Муса не прекратил борьбы. Теперь у него осталось единственное оружие — слово.

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час — умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей

Это стихотворение — самоотверженный поединок Джалиля в Моабите с фашистскими палачами, свидетельство огромной силы духа, непоказного, спокойного мужества.

Размышляя о подвиге человека на войне, я невольно вспоминаю книгу Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Мы привыкли, что война — дело мужское, а Борис Васильев сумел повернуть тему войны такой стороной, которая меня поразила — война и девушки. Женя Комелькова, Рита Осянина, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галя Четвертак… Каждая из них могла бы жить, воспитывать детей, приносить радость людям… Но была война. Никто из них не успел осуществить свои мечты, они не успели прожить свои собственные жизни. В. Васильев показывает, что истоком подвига была любовь к Родине, нуждающейся в защите. Старшине Васкову кажется, что позиция, которую занимает он и девчата, — самая важная. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федор Евграфович Басков, был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия.

Нельзя не сказать о подвиге людей, которые работали в тылу, ибо хлеб, взращенный трудом женщин и детей, — это тоже оружие, и сила этого оружия велика.

Поражает мужество ленинградцев. Именно они отстояли город от натиска гитлеровских полчищ, именно они создали ледовую дорогу, сохранили нужные производства. Ленинградцы сберегли чистоту и абсолютный порядок, творили искусство под сплошным артиллерийским обстрелом и беспрерывной бомбежкой.

Ольга Берггольц, поэтесса-блокадница, «дыша одним дыханием с Ленинградом», писала об этих днях:

Горжусь, что в эти дни, как никогда,

мы знали вдохновение труда.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

где смерть, как тень, тащилась по пятам,

такими мы счастливыми бывали,

такой свободой бурною дышали,

что внуки позавидовали б нам.

Для моего поколения Великая Отечественная война — далекая история. Но история, которая волнует нас, учит дорожить свободой Родины, учит доброте, человечности, любви к людям. Тема подвига человека на войне вечна.

(2 вариант)

В последнее время в души и сердца стали возвращаться забытые имена писателей, их честные книги о войне. Это такие произведения, как роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и рассказы В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), К. Воробьева («Крик», «Убиты под Москвой», «Гуси-лебеди»), В. Кондратьева («Отпуск по ранению», «Сашка») и др.

Прекрасная повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда» появилась в 1942 году. Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не только воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться психологически мотивировать поступки человека, исследовать нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель увидел в повести великое испытание, о котором написано честно и достоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жестокостью войны. Это была одна из первых попыток психологического осмысления подвига народа.

События в повести В. Некрасова происходят в сорок втором году при обороне Сталинграда. Автор описывает передовую, ожесточенные бои, когда противник прорвался к Волге и отступать было некуда. И возникает вопрос: кто виноват в этом? Кто виноват в неподготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Этот вопрос возникает у многих: и у Юрия Керженцева, главного героя повести, и у командира пятой роты Фабера, и у других людей.

Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный человек, «…читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину… он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами…». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его посвящена подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жестоком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где «просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача» и «„.с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка… пшенки на двоих — и будь здоров».

Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя воплощены лучшие человеческие качества русского солдата. Сашка умен, сообразителен, ловок — об этом свидетельствует эпизод захвата им «языка». Один из главных моментов повести — отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты».

В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужество, патриотизм, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем — способность размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых геройств не совершал».

«История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самом трудной должности — солдатской», — писал о герое Кондратьева К. М. Симонов.

Тема народного подвига звучит также в повести писателя-фронтовика К. Воробьева «Убиты под Москвой». Она появилась в печати в 1963 году, но подверглась резкой критике, была запрещена в продолжение многих лет и вернулась к читателю в 1987 году. Критик Златокуцкий назвал книгу Воробьева повестью о прозрении от слепоты. Главная мысль — постижение сущности войны всеми героями. В начале повествования мы узнаем о том, как учебная рота в количестве двухсот сорока курсантов идет на фронт. Они шли легко и радостно, фронт казался им чем-то величественным. Но в страшных условиях жесточайшей войны во многом меняются их представления о жизни.

Молоденькие курсанты переживают первый обстрел, гибель политрука роты Анисимова, а затем похороны шести убитых товарищей, кровопролитные бои и смерть многих бойцов. В финальной сцене мы узнаем, что из всей роты в живых остался только лейтенант Ястребов.

Война показана К. Воробьевым как народное бедствие. Автор, восхищаясь мужеством своих героев, их подвигом, в то же время как бы спрашивает, почему мы часто не ценим человеческую жизнь, почему так бездумно относимся к урокам нашей истории.

Главный герой повести Алексей Ястребков прошел суровую школу, постиг жестокий опыт войны, стал мужественным воином, до конца выполнил свой долг, долг памяти перед погибшими товарищами.

Прошло пятьдесят лет, как отгремели победные залпы над Берлином, но тема войны, тема подвига, стойкости, мужества советских людей в те трудные, грозовые годы продолжает волновать писателей, поэтов. Они делятся воспоминаниями о пережитом. И это для них самое большое счастье, самая высокая любовь к своему долгу, к Родине, к народу.

(3 вариант)

Поэт-фронтовик сказал: «Война — жесточе нету слова…» Уже для многих поколений оно олицетворяет ненависть и страх, боль и смерть. Пятьдесят лет прошло с тех пор, как окончилась самая жестокая и кровопролитная из войн. И очень приятно, что люди не забыли тех страшных уроков, что преподнесла нам история. Так случилось, что испокон веков наша Родина требовала от своих сынов подвига во имя самой жизни, во имя всего человечества. И они поднимались, эти русские чудо-богатыри, и несокрушимой стеной вставали на пути зловещего врага. И конечно же, как могла оставить без внимания сей ратный подвиг, как могла не воспеть его для грядущих поколений? Множество литераторов брали на себя этот труд. Среди них были и неизвестные ныне авторы древних летописей, и признанные классики русской литературы. Мужество и героизм российского воина нашли отражение как в летописном «Слове о полку Игореве», так и в грандиозной эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Подвиг человека на войне, каков он? Он такой разный, как трудно его порой определить. У него нет ни возраста, ни пола, ни национальности. В свои восемнадцать лет Александр Матросов вряд ли думал о подвиге, бросаясь на амбразуру и закрывая своим телом вражеский пулемет, чтобы товарищи могли пойти в атаку. И это войдет в историю, как и подвиг Николая Гастелло, который направил свой охваченный пламенем самолет на танки врага. Эти герои, а с ними и великое множество других не будут забыты. Подчас же подвиг человека остается неизвестным. Пример именно такого героизма мы видим в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». Его герой, Андрей Соколов, проходит через все круги ада в фашистском плену, война отбирает у него жену и дочь, а потом и сына. Все эти несчастья тяжелым грузом ложатся на сердце Андрея. Казалось бы, человек не может выдержать такой тяжести, его душа должна навечно опуститься в пучину отчаяния и ожесточения. Этого не происходит с Соколовым, все пережитое рождает лишь временное отчуждение, тонкий ледяной покров, ограждающий его от красот мира. Но Андрей сумел сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, богатство своей души: «Человек всегда должен бороться за жизнь, за справедливость, но при этом он должен оставаться человеком». Нравственно Андрей крепок, и, чтобы навсегда прогнать тот леденящий душу холод, ему нужна лишь небольшая помощь, маленький толчок. И этим толчком к новой жизни становится Ванюшка — маленький мальчик, встреча с которым освобождает душу Соколова, спавшую до этого в ледяном забытьи. Ну разве остаться самим собой, перенеся все ужасы войны, это не подвиг?

В том же рассказе Шолохов показывает нам еще один пример людского подвига, и это пример мужества и верности своему долгу. Военврач, запертый вместе с Соколовым и другими пленными в церкви, даже не считает возможным остаться в тени, не выполнить свой врачебный долг, не помочь раненым товарищам. Как глубоко уважение автора к такому мужеству и самоотверженности: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал».

Еще один подвиг душевный, внутренний — это подвиг Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Человек, оставшийся без ног, передвигающийся на протезах, сумел сделать практически невозможное. Он заставил почувствовать самого себя полноценным человеком. Алексей обладает настолько сильной жаждой жизни, желанием действовать, что не может смириться с ролью калеки, уготованной ему безжалостной судьбой. Мересьев, пройдя через боль и страдания, достигает своей заветной цели, он вновь поднимается в небо. Алексей совершает подвиг силы воли и упорства в достижении поставленной цели.

Подвигом может быть преодоление себя, своего страха, эгоизма, способность ощущать свою ответственность за то, что происходит в мире, готовность к самопожертвованию во имя любви к людям, способность выбора пути перед лицом смерти. Именно этим проблемам посвящена одна из лучших повестей В. Быкова — «Сотников».

Быков подробно прослеживает поведение Рыбака и Сотникова в плену. Он показывает, как слепая жажда жизни приводит к измене, как сильный, ловкий и смелый человек может оказаться предателем. Рыбак — это «не враг по убеждению и не подлец по натуре». Он смелый и мужественный партизан. Но все эти качества сохраняются в нем до того момента, пока не нужно заплатить за убеждения жизнью. Одной из причин, которые привели Рыбака к предательству, Быков считает его нравственную неразвитость. Об этом думает перед смертью Сотников: «Рыбак был неплохим партизаном. Но как человек и гражданин, безусловно, не добрал чего-то. Впрочем, откуда было и добрать Рыбаку, который после своих пяти классов вряд ли прочитал хотя бы десяток хороших книг…» В Рыбаке сильна жажда жизни, но в нем нет способности оценивать себя, свои поступки, и поэтому легко его сломать. В этой повести автор раскрывает и рождение подвига. С момента ареста Сотников перестает думать о себе, о своей жизни. До самой смерти его мысли заняты тем, чтобы спасти женщину, у которой они прятались. Определяющей чертой характера Сотникова автор показал верность гражданскому долгу. Он не прячется за спину другого, не перекладывает долю своей ответственности на чужие плечи. Ответственность перед людьми — это и есть, по мнению автора, проявление той высокой моральной силы, которая заключена в человеке. Подвигом было поведение Сотникова в фашистском застенке, подвигом была и его смерть. Он остался человеком до конца своей жизни и умирает непокоренным. Быков показывает, что путь к подлинному мужеству и героизму труден. Готовность к подвигу воспитывает вся жизнь.

7 августа 1941 года лётчик Виктор Талалихин осуществил воздушный таран, сбил немецкий бомбардировщик - и остался жив. Мы вспомнили о 5 других героях великой войны, чьи подвиги подчас оказываются в тени геройств, «раскрученных» советской пропагандой.

5) Екатерина Зеленко. Если подвиг Талалихина все знают, то имя первой женщины, совершившей воздушный таран, известно немногим. 12 сентября 1941 года Зеленко на своем легком бомбардировщике Су-2 вступила в бой с немецкими «мессерами», и когда у ее машины закончился боезапас, то она уничтожила вражеский истребитель именно в воздушном таране.

В том бою героине выжить не удалось. Супруг Зеленко, военный лётчик Павел Игнатенко, также погиб в боях Великой Отечественной в 1943 году.

4) Дмитрий Комаров. Самоотверженная тактика тарана уникальна в современной войне - тем удивительнее, когда один сравнительно небольшой по размерам танк идет на таран целого бронепоезда! Единственным документально подтвержденным случаем такого подвига является история гвардии лейтенанта Дмитрия Комарова, который 25 июня 1944 году на полном ходу на горящей «тридцатьчетверке» протаранил немецкий состав под Черными Бродами на западной Украине.

Каким-то чудом герой в том бою остался жив, хотя погибли почти все члены его экипажа. Тем не менее, Дмитрий Евлампиевич, как говорят в народе, «торопился к Богу»: он геройски погиб в боях за Польшу осенью того же 1944 года.

3) Иван Федоров. Этот Герой Советского Союза обладает одной из самых загадочных биографий. Бесспорно обладая недюжинным мастерством по ведению воздушного боя и сбив не один десяток немецких самолетов, Иван Евграфович, тем не менее, снискал себе не слишком соответствующую его званию Героя репутацию «барона Мюнхгаузена» отечественных ВВС.

Будучи командиром одного из авиационных штрафных батальонов, он нередко потом хвастался сильно преувеличенными или просто фальшивыми «подвигами». Наиболее нелепым был случай, когда он начал рассказывать курсантам Качинского училища, что якобы участвовал в операции по спасению экипажа парохода «Челюскин». Когда о проступке Федорова стало известно, он лишь чудом избежал трибунала и долгое время потом ходил под подозрением, так что Золотую Звезду Героя получил сравнительно поздно.

2) Николай Сиротинин. Его биография малоизвестна и ничем не примечательна: простой парень из Орла, в армию забрали в 1940 году. Но именно Николай Сиротин своим невероятным подвигом подтверждает высказывание «И один в поле воин, если по-русски скроен».

17 июля 1941 года Сиротинин вдвоем со своим комбатом, прикрывая наши отходящие части, приняли неравный бой с немцами у моста через речку Добрость в Белоруссии. Комбат, получив ранение, отступил, а Николай Сиротинин остался на огневой позиции, откуда шагнул лишь прямиком в историю. В том бою он в одиночку уничтожил 11 танков, 6 бронетранспортеров и 57 солдат вражеской армии, а когда снаряды кончились и немцы предложили сдаться, ответил им лишь огнем из своего карабина. Когда все было кончено, гитлеровцы похоронили двадцатилетнего красноармейца - с воинскими почестями, отдавая должное его героизму.

Тем не менее, Родина отметила подвиг Сиротинина лишь орденом Отечественной Войны 1-ой степени, и то только в 1960 году.

1) Епистиния Степанова. Как измерить геройство? Как определить, кто может считаться героем, а кто нет? Наверное, наиболее достойным из всех, кто мог бы носить это гордое звание, является она, простая русская женщина, родившая 15 детей - Епистиния Степанова. Она отдала Родине самое драгоценное - девятерых сыновей, семь из которых так и не вернулись домой с Великой Отечественной, а еще двое погибли в Гражданскую и на Халхин-Голе. Власть наградила ее званием «Мать-Героиня» и после смерти в 1974 году похоронила со всеми воинскими почестями.

Но сколько тысяч других матерей в нашей стране, проводив на фронт своих сыновей, мужей и братьев и получив похоронки или листки о том, что родной человек «пропал без вести», нашли в окружающих и у государства лишь равнодушие?..