Державник Чичерин. "История политических учений"

Б. Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода. Детство прошло в тамбовском имении отца Караул. Получил домашнее образование. Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин, впоследствии академик Петербургской Академии наук и основатель Высших женских курсов. В декабре 1844 году живёт вместе с матерью в Москве и готовится к экзаменам в университет.

В 1845-1849 годах - студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов, у которого Чичерин часто бывал. Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.

В конце 1840-х - начале 1850-х гг. знакомится с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля, испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета живёт в родовом селе.

В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения. В 1858-61 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора. Был приглашен в учителя к наследнику при Александре II; с 1863 года начал читать Николаю Александровичу курс государственного права, но в 1865 году наследник скончался.

В 1861-1867 годах Чичерин - экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» (докторская диссертация Чичерина, опубликована в 1866 г. и переиздана в 1899 г.) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин писал: «Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству». В 1868 г. вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

После поездки в Париж вновь поселился в родовом имении Караул. Занялся земской деятельностью; был товарищем (заместителем) председателя Комиссии, учреждённой для исследования железнодорожного дела в России. В эти годы им написаны и изданы в Москве «История политических учений» (ч. 1-2, 1869-1872), «Наука и религия» (1879).

В Москве бывал наездами. В начале 1882 был избран московским городским головой, сменив на этом посту досрочно ушедшего в отставку С. М. Третьякова. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы, в частности обеспечить поступление в московский водопровод мытищинской воды. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.

В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б. Н. Чичерина почетным гражданином Москвы «за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы».

Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д. И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.

В 1888-1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах.

Научные и политические взгляды

Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» - он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства. Письма Чичерина к брату, служившему в Петербурге, докладывались Александру II, настолько их ценили консервативные круги, группировавшиеся тогда вокруг молодого Царя. Не случайно поэтому было приглашение Чичерина, только что получившего кафедру в Московском университете, в преподаватели наследника Николая Александровича (старшего сына Александра II, скончавшегося очень рано, вследствие чего наследником, а позже царём стал второй сын Александра II - Александр III). Но репутация консерватора, очень рано сложившаяся относительно Чичерина, была, конечно, лишь отчасти верна: как не случайны были у Чичерина резкие осуждения революционного движения, так же не случайно было и то, что он явился в Московском университете лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.

Чичерин - представитель и один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) «государственной школы» в русской историографии. В своей магистерской диссертации и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (обе - 1858)) обосновывал решающую роль государства в русской истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской философии истории. В то же время Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека. Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х - начала 1880-х годов: «О народном представительстве», «Курс государственной науки», «Собственность и государство» и др.

В духе гегельянства он считал, что Абсолют направляет процесс развития мира и человечества. При этом человеческая свобода сохраняет своё значение, так как человек изначально причастен к Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным существом. «Абсолютность» и «бесконечность» человека определяются в первую очередь его разумом как формой абсолютного духа. «Верховной наукой», постигающей смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, метафизика истории. В историческом процессе философ-метафизик обнаруживает логику развития идей, поэтому особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.

Основные труды

  • Очерки Англии и Франции. (1859)
  • История политических учений.
  • Герье В. И., Чичерин Б. Н. Русский дилетантизм и общинное землевладение: Разбор книги князя А. Васильчикова «Землевладение и земледелие». - М., 1878. - 250 с.
  • Наука и религия. (1879)
  • Положительная философия и единство науки. (1892)
  • Основания логики и метафизики. (1894)
  • Очерки философии права. (1901)
  • Вопросы философии и психологии. (1904)
  • Собственность и государство.
    • Совр. изд.: Чичерин, Б. Н. Собственность и государство. - СПб.: Изд-во Русской Христианской Гуманитарной Академии, 2005. - 824 с. - ISBN 5-88812-202-5.
  • Положительная философия и единство науки. М., 1892; Основания логики и метафизики. - М., 1894.
  • Курс государственной науки. Ч. 1-3. - М., 1894-98.
  • Вопросы философии. - М., 1904.
  • Система химических элементов. - М., 1911.
  • Воспоминания. Т. 1-4. - М., 1929-34.
  • О началах этики. Оправдание добра, нравственная философия Вл. Соловьева. - Право и нравственность, очерки из прикладной этики // Философские науки. - 1989. - № 9.

Библиография

  • Гульбинский, И. Б. Н. Чичерин. - М., 1914.
  • Евлампиев И. И. Философские и социально-политические взгляды Б. Н. Чичерина. - В кн.: Чичерин Б. Н. Собственность и государство. - СПб.: Издательство РХГА, 2005. - С. 3-30. - ISBN 5-88812-202-5.
  • Зорькин В. Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX - начала XX в.: Б. Н. Чичерин. - М.: Изд-во МГУ, 1975. - 173 с.
  • Зорькин В. Д. Чичерин / Отв. ред. П. С. Грацианский. - М.: Юридическая лит-ра, 1984. - 112 с. - (Из истории политической и правовой мысли).

Одним из талантливых философов 19 века был Чичерин Борис Николаевич. Происхождение его было из старинного дворянского рода, в семье богатого и родовитого помещика. С ранних пор Борис Николаевич проявлял тягу к познаниям. Его первоначальное образование происходило на дому в тамбовском имении отца Караул, где одним из учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин.

В последующем в 1845 году Чичерин Борис Николаевич поступает на юридический факультет Московского университета, где обучается у таких преподавателей как Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, что в последствии очень сильно повлияло на формировании взглядов Чичерин Борис Николаевича.

В 1840 году увлекается изучением работ Гегеля -одним из творцов немецкой классической философии и философии романтизма, а так же знакомится с такими выдающимися личностями, как П. В. Анненков, А. И. Герцено, К. Д. Кавелин, И. С. Тургенев.

В 1857 году защищает магистерскую диссертацию "Областные учреждения России в XVII веке",

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения.

В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал "Современные задачи русской жизни" Чичерин Борис Николаевича в "Голосах из России". Чичерин Борис Николаевич уже в ранние свои годы имел репутацию консерватора. В связи с чем был приглашен в качестве учителя к наследнику при Александре II; с 1863 года начал читать Николаю Александровичу курс государственного права, но в 1865 году наследник неожиданно скончался.

В 1861--1867 годах Чичерин Борис Николаевич становится экстраординарным профессором Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе "О народном представительстве" (докторская диссертация Чичерина, опубликована в 1866 г. и переиздана в 1899 г.) впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. Относительно их применимости к тогдашней России Чичерин Борис Николаевич писал: "Не скрою, что я люблю свободные учреждения; но я не считаю их приложимыми всегда и везде, и предпочитаю честное самодержавие несостоятельному представительству". В 1868 г. вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.

В начале 1882 был избран московским городским головой. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за "единение всех земских сил для блага отечества" и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.

В сентябре 1883 года Московская городская дума сделала Б. Н. Чичерина почетным гражданином Москвы "за труды его на пользу Московского городского общества в звании Московского городского Головы".

Вернувшись в Караул, Чичерин Борис Николаевич вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д. И. Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического общества. Чичерин Борис Николаевич принимает деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства.

В 1888--1894 годах работал над "Воспоминаниями", значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах.

Борис Николаевич Чичерин – выдающийся русский юрист, публицист, историк, философ, общественный деятель, оставивший заметный след в отечественной юридической науке. Выходец из дворянской семьи, Борис Чичерин появился на свет в родовом поместье Караул Тамбовской губернии, где и получил начальное домашнее образование. Обладая феноменальными способностями и поразительной памятью, юный Чичерин с легкостью поступил на юридический факультет Московского университета в 1844 г.

В университете Борис Чичерин сближается с тогдашними корифеями российской юридической мысли и заводит с ними тесные контакты. Духовными наставниками будущего государствоведа становятся П.Г. Редкин, Н.И. Крылов, В.Н. Лешков, К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский. Под мощным влиянием последнего студент Чичерин, до этого эпизодически увлекавшийся славянофильством, становится западником.

Именно университетские годы оказали наибольшее влияние на формирующийся разум и ценностную систему Бориса Николаевича. В это время оформились его религиозно-нравственные идеалы, взгляды на историю русского права и государственность, патриотизм, что стало отправной точкой для трансформации слушателя правовых курсов Московского университета в видного деятеля русского либерального движения.

За модные в свое время прогегельянские взгляды Бориса Чичерина в студенческой среде прозвали «Гегелем». Приняв к размышлению плоды творчества Георга Гегеля, пытливый ум Чичерина пропустил через себя знаменитую гегелевскую триаду – синтез, тезис и антитезис, заменив ее на свой четырехзвеннную систему – единство, отношение, сочетание, множество. За исключением этого момента Борис Чичерин был во всем верен идеалам своего духовного учителя из Германии, и признавал, что по мере старения и накопления житейской умудренности все более четко понимал «убийственную истинность гегелевской философии».

Вскоре после окончания университета Чичерин возвращается в родное имение и работает над магистерской диссертацией. Несмотря на высокую оценку труда научным сообществом, к защите он допущен не был в силу цензурных требований. Успешная защита магистерской состоялась лишь спустя четыре года – в 1857 году, когда государственная цензура была несколько смягчена.

Чичерин много путешествует, знакомится с выдающимися юристами и философами Англии, Франции и Германии, в перерывах между поездками посещает родное село; в столице бывает редко, наездами.

Несмотря на жесткий график и трудовой распорядок, в начале 1860-х Борис Чичерин защищает докторскую диссертацию по проблемам народного представительства и становится профессором Московского университета при кафедре государственного права. Параллельно с этим Борис Николаевич был уполномочен выполнять важную функцию – его, слывшего ярым противником революции и умеренным либералом, привлекли к участию в правовом воспитании и чтению лекций по государственному праву цесаревичу Николаю Александровичу. Однако вскоре не по годам развитый, подающий большие надежды наследник престола скоропостижно скончался.

Чичерин, имея огромную популярность и высокий авторитет в научных обществах обеих столиц, а также за свое красноречие и ясность суждений, избирается почетным гражданином Москвы, Российского физико-химического общества и получает в 1882 году должность Московского городского головы. На этой должности Чичерин предпринимал весьма популярные в народе меры, показав себя талантливым управленцем и администратором. В частности, он добился улучшения качества питьевой воды, пустив в московский городской водопровод воду из предместий.

В последние годы жизни Борис Чичерин публикует ряд работ, ставших знаменательными и ключевыми в области философии права и государствоведения. В частности, им был подготовлен двухтомник «Собственность и государство», трехтомник «Курс государственной науки», курс философии права, фундаментальный труд «История политических учений», работа над которым велась более тридцати лет. Кроме того, выдающийся юрист и философ оставил ценные воспоминания о европейских путешествиях и годах, проведенных в Московском университете…

Основные идеи

Центральное внимание в трудах Чичерина занимает проблема личности, защита ее прав и свобод. Свободу как таковую Чичерин разделял на отрицательную и положительную по степени независимости от чужой воли. Право он считал взаимным ограничением свободы под общим законом. С его точки зрения право – носитель уникальной самостоятельной природы, и в нем нельзя усмотреть низшую ступень нравственности, как полагали его зарубежные коллеги, например, Георг Еллинек.

Неотъемлемым элементом личной свободы Борис Чичерин считал собственность: стеснение прав владельца и собственника, а также любое государственное вмешательство в область частной собственности по Чичерину безоговорочно являлось злом. Государство, считал Чичерин, обязано охранять права и свободы граждан.

Примечательно, что, выступая за моральное и правовое равенство всех граждан, исследователь отвергал возможность материального равенства, считая это принципиально неосуществимой ситуацией.

Б.Н. Чичерин ратовал за идею мирного сосуществования людей и человеческого общежития, полагал структуру гражданского общества более устойчивой, нежели какой-либо государственный механизм.

Высшей стадией развития государственности и самой совершенной формой правления Борис Николаевич считал конституционную монархию, он принципиально отвергал самодержавие за притеснения и реакционность. Однако сильную власть монарха Чичерин почитал как необходимую и как нельзя подходящую для особенностей российского территориального устройства и национального менталитета.

Современник Великих реформ Александра II и контрреформаторской активности Александра III, вдохновленного бывшими единомышленниками Чичерина, вчерашними либералами Катковым и Победоносцевым, Борис Николаевич настоятельно обосновывал насущную необходимость реформ. Но его идеи и проекты не увидели свет – впав в опалу, основоположник науки русского государственного права был лишен возможности участвовать в делах государственного управления.

Плодотворная деятельность и творчество Бориса Николаевича Чичерина служит примером и образцом выдающихся заслуг светлого аналитического ума, досконального понимания глубинных проблем России.

Это направление идей было развито другим теоретиком либерализма, одним из ярчайших и важнейших мыслителей в истории русской правовой мысли - Борисом Николаевичем Чичериным (1828-1904 гг.), профессором государственного права Московского университета. Примечательно, что Чичерин был учеником Грановского. В годы правления Александра II Чичерин активно участвовал в политической деятельности. С 1883 года, с началом контрреформ Александра III, он даже не допускался к преподавательской деятельности. Это не помешало Чичерину написать ряд интереснейших политико-правовых научных трудов, среди которых можно особо отметить «Собственность и государство» (1881-1883 гг.), «Курс государственной науки» (1894-1898 гг.), «Философия права» (1900 г.).

Для понимания правовой концепции Чичерина важно учитывать то, что он, также как и многие другие русские мыслители той поры, находился под влиянием идей немецкого философа Гегеля. Чичерин развил и дополнил эти идеи, что позволило ему создать стройную и глубокую концепцию права как формального ограничения свободы личности. Своей целью мыслитель ставил поиск гармонического соглашения «общественных взаимодействий» четырех основных союзов человеческого общежития - семьи, гражданского общества, церкви и государства.

Главная проблема общественной жизни для Чичерина, также как и для его наставника Т.Н. Грановского - сочетание двух противоположных элементов: личности и общества. Эта задача не из легких, поскольку духовная природа личности состоит в свободе, а общественное начало выражается в законе как ограничение свободы, ее регламентация, введение в социально приемлемые рамки. Сущность человека - это его внутренняя свобода, стремящаяся к осуществлению абсолютного закона в человеческой деятельности. В традициях русской религиозно-нравственной философии и гегелевской диалектики Чичерин рассматривает эту правовую свободу как раскрытие человеческой личности, сущностью которой является совесть, которая по своей сущности не подчиняется никаким внешним ограничениям. Применительно к юридическому регулированию речь просто идет о другой грани человеческой свободы - о свободе внешняя, границей которой является «право, как ограничение свободы законом». Таким образом, для Чичерина двумя сторонами свободы были нравственность («внутренняя» свобода) и право («внешняя» свобода).

Но между нравственностью и правом есть существенная разница. В отличие от права мораль не имеет принудительного характера, источник ее лежит во внутренней свободе. Поэтому нравственно то, что совершается по собственному внутреннему побуждению, а не из страха наказания. Нельзя заставить любить, совершить самопожертвование. Принуждение к нравственности есть безнравственность. На этой почве и возник описанный выше знаменитый спор между Борисом Чичериным и Владимиром Соловьевым - последний определял право как минимум нравственности и не видел препятствий к слиянию отвлеченного начала права с живым чувством справедливости, с нравственным сознанием личности.

По определению Чичерина, право есть взаимное ограничение свободы общим законом и поэтому право как гетерономное регулирование нужно отграничивать от морали как регулирования строго автономного. Наряду с делением свободы на нравственную и правовую, в понятии свободы личности Чичерин различал две стороны - отрицательную (независимость от чужой воли) и положительную (возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению). Соответственно, разделяются и два вида права. Объективное право - совокупность норм, определяющая свободу и фиксирующая субъективные права и обязанности участников правоотношений; и субъективное право - свобода человека что-либо делать или требовать, оформляемая через право объективное. Оба эти значения неразрывно связаны, поскольку свобода выражена в форме закона, закон же имеет целью признание и определение свободы. Поэтому Чичерин выдвигает утверждение о том, что «источник права не в законе, а в свободе», не противореча при этом своему делению между правом и моралью.

При изучении государственной власти Чичерин исходил из общепринятого принципа либерализма той эпохи - недопустимости вмешательства в частную жизнь. На государстве лежит обязанность охраны законных прав и интересов граждан, а само оно, по

Чичерину, возникает как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского и церковного. По идущей еще от Аристотеля традиции, Чичериным подчеркивается публичное начало власти и его содержательное наполнение - идея общего блага. В этом аспекте для Чичерина государство - это «высший союз, который призван сдерживать частные силы, и не дозволяет одним покорять себе других... Всякое частное порабощение противоречит государственным началам».

Государство Чичерин определяет как союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Он пытается найти золотую середину между двумя крайними мнениями о границах деятельности государства: либо свести государственное участие в общественной жизни к охране правопорядка, а все остальное предоставить свободной деятельности граждан, либо же всю частную деятельность всецело подчинить государству. Последняя односторонность несравненно хуже и опаснее первой: всеохватывающая регламентация частной деятельности ведет к полному подавлению свободы. Но первая теория также не может быть принята: государство не может ограничиваться лишь охранением безопасности; оно само есть направляющая сила, ведущая граждан к общему благу.

В связи с этим Чичерин выделял три вида либерализма: уличный, оппозиционный и охранительный. Симпатии и признание Чичерина получает только последний, охранительный тип либерализма, который включает в себя отдельные важные элементы консерватизма. Чичерин так объяснял предложенное им разделение. «Уличный» либерализм - это свобода толпы, склонной к политическим скандаладъ для которой характерно отсутствие терпимости и уважения к чужому мнению, любование собственным волнением - «извращение, а не проявление свободы». «Оппозиционный» либерализм, сопутствующий любым реформаторским начинаниям, постоянно обличающий власть как в действительных, так и в мнимых ошибках, «наслаждающийся самим блеском своего аппозиционного положения», критикующий ради критики и понимающий свободу с чисто отрицательной стороны.

Охранительный либерализм ориентирован на осуществление реформ с учетом всех социальных слоев на основе их взаимных уступок и компромиссов, с опорой на сильную власть, в соответствии с естественным ходом истории. Иными словами, сущность охранительного либерализма состоит в примирении начала свободы с началом власти и закона. В политической жизни лозунг охранительного либерализма: «либеральные меры и сильная власть». Либеральные меры предоставляют обществу самостоятельную деятельность, обеспечивают права и личность граждан: сильная власть является гарантом государственного единства, связует и сдерживает общество, охраняет порядок, строго надзирает за исполнением законов. Позитивный смысл свободе может придать, по убеждению Чичерина, только этот охранительный либерализм. Отсюда получает обоснование и политическая позиция мыслителя: необходимо действовать, понимая условия власти, не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудных и преждевременных требований.

В этом смысле, когда мы говорим об этом мыслителе как о либерале, нужно учитывать, что это был уже не классический либерализм с идеологией laisser faire, laisser passer. Чичерин особое внимание уделял «охранительным началам», которые и раскрывают содержание традиции, преемственности, состыковывая две тенденции в развитии общества - тенденцию сохранения (стабилизации) и тенденцию преобразования (реформирования). Такими охранительными началами, по мнению ученого, являются: «бессознательный инстинкт народных масс», их непосредственные чувства и привычки; наличие охранительной партии, отстаивающей те общие начала, на которых зиждется общество, а именно - власть, суд, закон; «исторические начала» народа: для России ими всегда были сильная власть - гарант согласия и единства общества. Таким образом, позиция мыслителя предполагает сочетание политического либерализма с сильной государственной властью, с возможностью государственного вмешательства в социальную и духовную жизнь, с признанием частичной правоты философии традиционализма.

«Охранительный» либерализм Чичерина основан на триединстве трех основных начал общежития - свободы, власти и закона, равноценных и неразделимых. Отсюда и вытекает тезис о необходимости сильной власти, поскольку гармоническое соглашение названных начал предполагает общественное единство, а для этого необходимо единство в государственной жизни; последнее возможно при единстве власти, а не ее разделении. Лучше всего это достигается при такой «смешанной» форме правления, как конституционная монархия, которая является политическим идеалом для мыслителя. Необходимым проявлением свободы Чичерин признавал собственность. В своих трудах, особенно в сочинении «Собственность и государство», он оспаривал теорию социалистов о передаче всего производства и распределения в руки государства, «самого плохого хозяина, какого только можно придумать». Право собственности, по Чичерину, есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека и устанавливающее полновластие лица над вещью, являясь естественным продолжением человеческой личности в вещах. Вторжение государства в область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим имуществом являются тем порогом, который мыслитель считал безусловной границей для государственного интервенционализма.

Касаясь вопроса о политических реформах в России, Чичерин выступал против эгалитаризма, то есть против уравнения имущественного положения граждан и уничтожения сословного деления. Он допускал формальное равенство как равенство перед законом, которое составляет требование свободы, но не материальное и духовное равенство (равенство имуществ и цензов), которое свободе противоречит. Свобода, утверждал мыслитель, необходимо ведет к неравенству состояний. Задача права, по его учению, - не уничтожить разнообразие, но сдерживать его в должных пределах. Сформулированный Чичериным политический принцип «либеральные меры и сильная власть» с обоснованием постепенного перехода путем реформ от самодержавия к конституционной монархии встретил поддержку в либерально настроенных правительственных кругах начала XX века.

Творчество Чичерина многогранно. Он оставил после себя ряд замечательных работ, где ясно и последовательно изложил свою правовую доктрину. Его концепции были присущи и отдельные недостатки, критиковавшиеся его современниками. В основном, это те недостатки, которые были характерны для всего течения гегельянства: рационализм, то есть упор на роль разума в историческом развитии (хотя история свидетельствует, что далеко не все совершается согласно рассудочным планам человека), попытка найти в общественном развитии некие незыблемые законы, акцент именно на индивидуальной свободе, без учета необходимого различия социальных форм и культурных предпосылок свободы.

Вообще для Чичерина, как и для большинства русских либералов, была характерна близость к идеям западников, хотя у.мыслителей той эпохи прослеживается тенденция к сглаживанию противоречий этих двух течений. Нужно отметить, что уже к 60-м годам XIX века различие между славянофилами и западниками стерлось, и у сторонников либеральной доктрины той эпохи мы находим важные элементы как славянофильства (признание уникальности развития России), так и западничества (идея сотрудничества с Европой). Поэтому неудачным представляется введение категорий «поздние западники» или «поздние славянофилы» для изученных нами представителей либерализма и консерватизма.

Целью либералов было, как мы видели, освобождение человеческой личности. И эту цель они хотели достичь через проведение правовых реформ - принятие новых более совершенных законов, постепенное реформирование общественной жизни. Эта же цель - освобождение личности - преследовалось и представителями третьего течения русской правовой мысли второй половины XIX века - революционными радикалами. Но идти к данной цели они считали нужным через социальный переворот, через революцию.

Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) - выдающийся русский юрист, один из ярких представителей либеральной политико-правовой мысли в России. К числу его основных произведений относятся: «Опыты по истории русского права» (1858), «История политических учении» (1869-1902, ч. 1-5), «Собственность и государство» (1882-1883, ч. 1-2), «Философия права» (1900), «Вопросы политики» (1903). Особо следует отметить, что именно Чичерин первым начал в конце 60-х гг. XIX в. читать курс лекций под названием «История политических учений» в Московском университете.

Б. Н. Чичерин происходил из старинного дворянского рода. Детство прошло в тамбовском имении отца Караул. Получил домашнее образование. Среди учителей был К. Н. Бестужев-Рюмин, впоследствии академик Петербургской Академии наук и основатель Высших женских курсов. В декабре 1844 году живёт вместе с матерью в Москве и готовится к экзаменам в университет.

В 1845-1849 годах - студент юридического факультета Московского университета; среди преподавателей были Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин. Большое влияние на формирование взглядов Чичерина оказал Т. Н. Грановский, с которым его познакомил старый друг отца писатель Н. Ф. Павлов, у которого Чичерин часто бывал. Недолгое увлечение славянофильством сменилось сближением с западничеством.

В конце 1840-х - начале 1850-х гг. знакомится с А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля, испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей. По окончании университета живёт в родовом селе.

В 1853 году представил к защите магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», которая была отклонена с заключением, что в ней в ложном свете представлена деятельность старой администрации России. Диссертация была защищена лишь в 1857 году после некоторого ослабления цензуры.

В 1857 году познакомился с Л. Н. Толстым, с которым у него на несколько лет установились близкие отношения. В 1858-61 годах Чичерин совершил заграничное путешествие, во время которого знакомился с европейскими политическими учениями. В 1858 году в Лондоне встречается с А. И. Герценом, который опубликовал «Современные задачи русской жизни» Чичерина в «Голосах из России». Чичерин имел в русском обществе уже в ранние свои годы репутацию консерватора. Был приглашен в учителя к наследнику при Александре II.

В 1861-1867 годах Чичерин - экстраординарный профессор Московского университета по кафедре государственного права; в своей фундаментальной работе «О народном представительстве» впервые в русской юридической литературе проследил развитие институтов парламентаризма у европейских народов. В 1868 г. вместе с рядом других профессоров вышел в отставку в знак протеста против курса Министерства народного просвещения.


После поездки в Париж вновь поселился в родовом имении Караул. Занялся земской деятельностью; был заместителем председателя Комиссии, учреждённой для исследования железнодорожного дела в России. В эти годы им написаны и изданы в Москве «История политических учений» (1869-1872), «Наука и религия» (1879).

В начале 1882 г. был избран московским городским головой. Чичерину удалось добиться некоторых улучшений в городском хозяйстве Москвы. Участвовал в мероприятиях по случаю коронации императора Александра III (15 мая 1883 года); 16 мая, выступая на торжественном обеде городских голов, высказался за «единение всех земских сил для блага отечества» и выразил надежду, что власть признает необходимость сотрудничества с земским движением. Речь была расценена кругами, близкими к императору, как требование конституции и послужила причиной его отставки.

Вернувшись в Караул, Чичерин вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, В 1888-1894 годах работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х годах. Скончался 3 февраля 1904 г в имении села Караул.