Имя создателя атомной бомбы оппенгеймер. Биография роберта оппенгеймера

Ученого, «отца атомной бомбы» изложена в этой статье.

Роберт Оппенгеймер краткая биография

Окончив школу, Роберт Оппенгеймер поступил в Гарвардский университет. Вместо четырёх лет Оппенгеймер окончил его за три года, получив диплом с высшей оценкой, после чего уехал в Европу. Он был принят в Кембриджский университет и работал в лаборатории Кавендиша под руководством Резерфорда, выделяясь своим умением проводить экспериментальные и теоретические исследования. Получив через некоторое время приглашение от знаменитого физика Макса Борна, Оппенгеймер переехал в Гёттингенский университет в Германии, в котором Борн читал лекции; в 1927 году Оппенгеймер сдал здесь экзамены и защитил докторскую диссертацию. Макс Борн оценил эту диссертацию как работу значительно более высокого научного уровня по сравнению с другими диссертациями. После Гёттингенского университета Оппенгеймер побывал в Цюрихском и Лейденском университетах и в 1928 году вернулся на родину.

В 1929-1947 работал в Калифорнийском ун-те и Калифорнийском технологическом ин-те. Один из научных руководителей «Манхэттенского проекта» и директор (1942-1945) Лос-Аламосской лаборатории. С 1947 профессор Ин-та перспективных исследований в Принстоне. Работы в области ядерной физики, квантовой механики, теории относительности, физики космических лучей, физики элементарных частиц, теоретической астрофизики. Основатель научной школы в Беркли. Премия им. Э. Ферми (1963).
Сразу после того, как две бомбы, которые предстояло использовать против Японии, были отправлены на острова в Тихом океане, к Роберту Оппенгеймеру вернулась прежняя его саркастичность, и он вдруг начал третировать оставшихся в Лос-Аламосе сотрудников как ученых посредственностей. Немало досталось от него и Льюису Строссу, возглавившему созданную незадолго до того Комиссию по атомной энергии (КАЭ), и Эдварду Теллеру. В итоге Оппенгеймер нажил серьезных врагов, что и сказалось, когда созданный при КАЭ комитет по «охоте на ведьм» затеял расследование его причастности к левым партиям 1930-х, равно как и основанного на нравственных соображениях нежелания работать над созданием водородной бомбы. И в 1954 году Оппенгеймера лишили права занимать какие бы то ни было государственные должности.

Роберт Оппенгеймер родился в США, в семье иммигрантов из Германии, имевших еврейские корни. В семье Джулиуса Оппенгеймера и Эллы Фридман было двое детей – старший Роберт и младший Фрэнк, ставших впоследствии величайшими физиками своего времени.

Первым местом обучения для Роберта стала подготовительная школа Алкуина, за ней последовала Школа Общества этической культуры. Оппенгеймер демонстрировал заинтересованность в самых разных науках, закончив при этом программу 3 и 4-го класса за один год. Таким же образом он сдал экзамены и в восьмом классе, освоив всю программу всего за полгода. Перейдя в последний класс, Оппенгеймер знакомится с химией — наука становится его страстью.

В 18 лет юный Роберт отправляется в Гарвардский колледж, где ему предстояло выучить не только профилирующие предметы, но и выбрать дополнительный: историю, литературу и философию или математику.


Но это его не смущало. Оппенгеймер демонстрировал успехи во всем: он брал рекордные шесть курсов в семестр, стал членом «Фи Бета Каппа» и уже на первом курсе имел право посещать магистерскую программу по физике на основе независимого изучения (пропуская изучение начальных предметов). Увлечение экспериментальной физикой пришло к Роберту после прослушанного курса термодинамики, который читал Перси Бриджмен. Университет Оппенгеймер окончил с отличием всего за три года.

Но Роберт не закончил на этом свое обучение – впереди его ждали учебные заведения в разных городах Европы. Так в 1924 году он был принят в Колледж Христа в Кембридже. Он просто мечтал поработать в Кавендишской лаборатории – лаборатории, где можно было не только наблюдать за исследованиями, но и проводить их вместе с преподавателями. Отправившись в Кембридж с не слишком радужной рекомендацией Бриджмена (в ней отмечалось отсутствие склонности Оппенгеймера к экспериментальной физике), он был принят на курс обучения к Джозефу Томсону.

В 1926 году Оппенгеймер покидает Кембридж и направляется в Гёттингенский университет, который на то время является одним из самых продвинутых в вопросах изучения физики во всех ее проявлениях. В 1927 году, в возрасте 23 лет, Роберт Оппенгеймер защитил диссертацию и получил степень доктора философии Гёттингенскго университета.

Преподавательская и научная деятельность

По возвращению на родину Оппенгеймер получил разрешение на работу в оном из самых престижных ВУЗов Калифорнии, в то время как Бриджмен хотел чтобы перспективный физик работал в Гарварде. В качестве компромисса было приято решение о том, что Оппенгеймер будет преподавать часть учебного года в Гарварде (1927), а вторую часть – в Калифорнийском университете (1928). В последнем заведении Роберт познакомился с Лайнусом Полингом, с которым они планировали «перевернуть» представления о природе химической связи, но чрезмерная заинтересованность Оппенгеймера женой Полинга помешала этому – Лайнус полностью разорвал контакты с Оппенгеймером, отказавшись впоследствии даже от участия в его известном Манхэттенском проекте.

В рамках своей преподавательской деятельности Роберт посетил также ряд образовательных заведений. В 1928 году он отправился в Лейденский университет (Нидерланды), где очень удивил студентов, прочитав лекцию их родном языке. Дальше была Швейцарская высшая техническая школа (Цюрих), где ему удалось поработать с обожаемым им Вольфгангом Паули. Ученые днями напролет обсуждали проблемы квантовой механики и пути их решения.

Вернувшись в США, Роберт занял должность старшего помощника профессора в Калифорнийском университете в Беркли. Однако совсем скоро ему пришлось покинуть стены университета на некоторое время – у Оппенгеймера была обнаружена легкая стадия туберкулеза. Вылечившись, он приступил к работе с новыми силами.

Теоретическая астрофизика – вот основное направление научных исследований Оппенгеймера. Список его работ исчисляется сотнями и включает статьи и исследования по квантовой механике, астрофизике, теоретической спектроскопии и другим наукам, так или иначе пересекающимся с его сановной специализацией.

Манхэттенский проект

Манхэттенский проект стал для Оппенгеймера чем-то абсолютно новым. Создавая ядерную бомбу по указу президента Франклина Рузвельта, в окружении лучших физиков того времени, он значительно расширил диапазон имеющихся навыков. Изначально Оппенгеймер возглавил группу в университете Беркли. Их задачей были расчеты быстрых нейтронов. «Координатор быстрого разрыва», а именно так называлась должность Оппенгеймера, работал рука об руку не только с именитыми физиками, но и с талантливыми студентами, в числе которых были Феликс Блох, Ханс Бете, Эдвард Теллер и другие.

В качестве руководителя проекта от Армии США (после переноса ответственности за проект от научной к военной стороне) был выдвинут Лесли Гровс-младший. Во главе лаборатории секретного оружия он без раздумий назначил Оппенгеймера. Решение стало неожиданностью и для ученых, и для военных. Выбор на роль управляющего человека, не имеющего Нобелевской премии и соответственно, авторитета, Говарс объяснял личностными качествами кандидата. В том числе и тщеславием, которое, по его мнению, должно было «подстегивать» Оппенгеймера к достижению результата.



База разработки бомбы, перенесенная по инициативе Оппенгеймера с Нью-Мексико в Лос-Алмосс, была создана в кратчайшие сроки – некоторые строения арендовались, некоторые только возводились. Число физиков, задействованных в проекте, росло с каждым годом – первоначальные подсчеты Оппенгеймера оказались довольно недальновидными. Если в 1943 году над проектом работало пару сотен человек, то уже в 1945 году этот показатель увеличился до нескольких тысяч.

Поначалу физику управление и координация группами давались довольно сложно, но уже совсем скоро Оппенгеймер освоил и эту науку. Позже участники проекта отмечали его способности сглаживания противоречий между военными и гражданскими, которые возникали по самым разным причинам – от культурных до религиозных. При этом он всегда брал в учет все аспекты и тонкости столь специфического проекта.

В 1945 году прошло первое испытание созданного продукта – возле Аламогордо, 16 июля состоялся искусственный взрыв, и он прошел успешно.

Судьбы двух «Манхэттенских» бомб, разработанных под руководством Оппенгеймера, были определены задолго до их создания – снаряды с саркастичными названиями «Малыш» и «Толстяк» были сброшены на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1956 года соответственно.

Личная жизнь

Личная и политическая жизнь Оппенгеймера находились в тесном переплетении всегда. Его неоднократно подозревали в причастности к коммунистам, а поддерживаемые им социальные реформы расценивались как прокоммунистические. Но он только подливал масла в огонь. Так, в 1936 году Оппенгеймер закрутил роман со студенткой медицинской школы, чей отец по совместительству был профессором литературы в Беркли. Джин Тэтлок имела с Оппенгеймером похожие взгляды на жизнь и политику, более того, она даже писала заметки в газету, издательством которой занималась Коммунистическая партия. Однако пара распалась в 1929 году.

Летом того же года Оппенгеймер встречает Кэтрин Пьюнинг Харрисон – бывшую участницу Коммунистической партии, за спиной которой три брака, один из которых все еще действителен. Проведя лето 1940 года на ранчо Оппенгеймера, забеременев и с трудом получив развод с нынешним на то время мужем, Китти вышла замуж за Роберта. В браке у четы Оппенгеймер рождается двое детей – Мальчик Питер и девочка Кэтрин, но это не останавливает Роберта и он продолжает отношения с Тэтлок.

Кэтрин была рядом с Оппенгеймером до последнего – она прошла с ним до конца путь борьбы с раком, который был диагностирован у ученого в 1965 году. Операции, радио- и химиотерапия не принеси результатов — 18 февраля, после трехдневной комы, Роберт Оппенгеймер скончался.


Библиография Роберта Оппенгеймера

Оппенгеймер, положивший свою жизнь на алтарь науки, написал около десятка книг посвященных физике, издал множество научных статей и публикаций. К сожалению, большинство произведений так и не были переведены на русский язык. В числе книг его авторства числятся:

  • Science and the Common Understanding (Наука и общее понимание)(1954)
  • The Open Mind (Открытый разум)(1955)
  • Atom and Void: Essays on Science and Community (Атом и пустота: эссе о науке и обществе) (1989) и многие другие.
  • Оппенгеймер — гений своего времени — имел серьезные проблемы с психикой (однажды он смочил яблоко в ядовитой жидкости и положил на стол своему руководителю) был заядлым курильщиком (от чего и заработал туберкулез и рак гортани) а иногда даже забывал поесть – физика увлекала его с головой.
  • «Я смерть, разрушитель миров», — фраза, принадлежащая Оппенгеймеру в отношении себя. Она пришла ему в голову во время испытательного взрыва его бомбы и была позаимствована с индуистской книги Бхагавадгиты.

Бхагавадгита После испытания первой атомной бомбы в Нью-Мексико в июле 1945 года Оппенгеймер вспоминал, что в тот момент ему пришли в голову эти слова Now, I am become Death, the destroyer (shatterer) of worlds

- Роберт Оппенгеймер
Исидор Айзек Раби

- Robert Oppenheimer
Misattributed, This is derived from a statement of James Branch Cabell, in The Silver Stallion (1926) : The optimist proclaims that we live in the best of all possible worlds; and the pessimist fears this is true.

- Robert Oppenheimer
His exclamation after the Trinity atomic bomb test (16 July 1945), according to his brother in the documentary The Day After Trinity

- Robert Oppenheimer
Context: We do not believe any group of men adequate enough or wise enough to operate without scrutiny or without criticism. We know that the only way to avoid error is to detect it, that the only way to detect it is to be free to enquire. We know that the wages of secrecy are corruption. We know that in secrecy error, undetected, will flourish and subvert. "Encouragement of Science" (Address at Science Talent Institute, 6 Mar 1950), Bulletin of the Atomic Scientists, v.7, #1 (Jan 1951) p. 6-8

- Robert Oppenheimer
Context: I believe that through discipline, though not through discipline alone, we can achieve serenity, and a certain small but precious measure of the freedom from the accidents of incarnation, and charity, and that detachment which preserves the world which it renounces. I believe that through discipline we can learn to preserve what is essential to our happiness in more and more adverse circumstances, and to abandon with simplicity what would else have seemed to us indispensable; that we come a little to see the world without the gross distortion of personal desire, and in seeing it so, accept more easily our earthly privation and its earthly horror - But because I believe that the reward of discipline is greater than its immediate objective, I would not have you think that discipline without objective is possible: in its nature discipline involves the subjection of the soul to some perhaps minor end; and that end must be real, if the discipline is not to be factitious. Therefore I think that all things which evoke discipline: study, and our duties to men and to the commonwealth, war, and personal hardship, and even the need for subsistence, ought to be greeted by us with profound gratitude, for only through them can we attain to the least detachment; and only so can we know peace. Letter to his brother Frank (12 March 1932), published in Robert Oppenheimer: Letters and Recollections (1995) edited by Alice Kimball Smith, p. 155

- Robert Oppenheimer
Context: Everyone wants rather to be pleasing to women and that desire is not altogether, though it is very largely, a manifestation of vanity. But one cannot aim to be pleasing to women any more than one can aim to have taste, or beauty of expression, or happiness; for these things are not specific aims which one may learn to attain; they are descriptions of the adequacy of one"s living. To try to be happy is to try to build a machine with no other specification than that it shall run noiselessly. Letter to his brother Frank (14 October 1929), published in Robert Oppenheimer: Letters and Recollections (1995) edited by Alice Kimball Smith, p. 136

- Robert Oppenheimer
Context: It is with appreciation and gratefulness that I accept from you this scroll for the Los Alamos Laboratory, and for the men and women whose work and whose hearts have made it. It is our hope that in years to come we may look at the scroll and all that it signifies, with pride. Today that pride must be tempered by a profound concern. If atomic bombs are to be added as new weapons to the arsenals of a warring world, or to the arsenals of the nations preparing for war, then the time will come when mankind will curse the names of Los Alamos and Hiroshima. The people of this world must unite or they will perish. This war that has ravaged so much of the earth, has written these words. The atomic bomb has spelled them out for all men to understand. Other men have spoken them in other times, and of other wars, of other weapons. They have not prevailed. There are some misled by a false sense of human history, who hold that they will not prevail today. It is not for us to believe that. By our minds we are committed, committed to a world united, before the common peril, in law and in humanity. Acceptance Speech, Army-Navy "Excellence" Award (16 November 1945)

- Robert Oppenheimer
Context: There must be no barriers to freedom of inquiry … There is no place for dogma in science. The scientist is free, and must be free to ask any question, to doubt any assertion, to seek for any evidence, to correct any errors. Our political life is also predicated on openness. We know that the only way to avoid error is to detect it and that the only way to detect it is to be free to inquire. And we know that as long as men are free to ask what they must, free to say what they think, free to think what they will, freedom can never be lost, and science can never regress. As quoted in "J. Robert Oppenheimer" by L. Barnett, in Life, Vol. 7, No. 9, International Edition (24 October 1949), p. 58; sometimes a partial version (the final sentence) is misattributed to Marcel Proust.

Джулиус Роберт Оппенгеймер родился в семье Джулиуса Оппенгеймера, богатого импортёра тканей, и художницы Эллы Фридман. Родители его были евреями, иммигрировавшими в 1888 г. из Германии в Америку.

Начальное образование мальчик получает в Подготовительной школе им. Алкуина, а в 1911 г. поступает в Школу общества этической культуры. Здесь он в короткий срок получает среднее образование, особый интерес проявляя к минералогии.
В 1922 г. Роберт поступает в Гарвардский колледж на курс химии, но позже займётся также и изучением литературы, истории, математики и теоретической и экспериментальной физики. Из университета он выпускается в 1925 г.

Поступив в Колледж Христа в Кембриджском университете, он трудится в Кавендишской лаборатории, где вскоре получает предложение поступить на работу к известному британскому физику Дж. Дж. Томсону – при условии, что Оппенгеймер закончит базовый учебный курс лаборатории.

С 1926 г. Роберт учится в Гёттингенском университете, где его научным руководителем становится Макс Борн. В те времена этот университет был одним из ведущих высших учебных заведений в области теоретической физики, и именно здесь Оппенгеймер знакомится с рядом выдающихся людей, чьи имена вскоре станут известны всему миру: Энрико Ферми и Вольфгангом Паули.

Во время своей учёбы в университете Роберт публикует не менее дюжины научных заметок по физике, а также пишет фундаментальную работу по квантовой механике.

Его диссертация под названием «Приближение Борна-Оппенгеймера» вносит значительный вклад в изучение природы молекул. Наконец, в 1927 г. он выпускается из университета, получив учёную степень доктора философии.

Научная деятельность

В 1927 г. Национальным исследовательским советом США Оппенгеймеру присуждается членство в исследовательских группах Гарвардского университета, а также Калифорнийского института технологий. В 1928 г. он читает лекции в Лейденском университете, после чего отправляется в Цюрих, где, вместе со своим институтским товарищем, Вольфгангом Паули, трудится над вопросами квантовой механики и непрерывного спектра.

В 1929 г. Оппенгеймер принимает предложение стать доцентом Калифорнийского университета г. Беркли, где и проработает последующие двадцать лет.

С 1934 г., продолжая свои труды в области физики, он также принимает активное участие в политической жизни страны. Оппенгеймер перечисляет часть своей заработной платы в помощь немецким физикам, стремящимся убежать из нацистской Германии, и выказывает поддержку социальным реформам, которые впоследствии будут названы «коммунистическими потугами».

В 1935 г., в результате совместной работы с физиком Мельбой Филлипс, Оппенгеймер представляет научному миру процесс Оппенгеймера-Филлипс, который имеет применение по сей день.

В 1936 г. Оппенгеймер получает должность штатного профессора в Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли. Однако при этом продолжение его полноценного преподавания в Калифорнийском технологическом университете становится невозможным. В конечном итоге, стороны приходят к соглашению, что свою должность в университете Оппенгеймер освободит через шесть учебных недель, что соответствовало одному семестру.
В 1939 г. он представляет общественности работу под названием «О безграничном гравитационном сжатии», в которой было предсказано существование чёрных дыр. Однако чёткие разъяснения в статье представлены не были.

В 1942 г. Оппенгеймер принимает участие в Манхэттенском проекте вместе с исследовательской группой, занимавшейся во время Второй мировой войны разработкой атомных бомб.

В 1947 г. Оппенгеймера единогласно избирают главой Генерального консультативного комитета Комиссии по атомной энергии США. На этой должности он активно ходатайствует о строгом соблюдении международных правил применения оружия и поддержке фундаментальных научных проектов.

Одновременно с этим, Оппенгеймер возглавляет Институт перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси. В том же 1947 г. он, совместно с рядом физиков, работает над квантовой электродинамикой элементарных частиц, а также разрабатывает концепцию перенормировок. Ещё до начала Второй мировой войны, ФБР, и Дж. Эдгар Хувер лично, устанавливает за Оппенгеймером слежку, подозревая его в тесных связях с Коммунистической группой. В 1949 г., перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, учёный признаёт, что в 1930-х г.г. действительно принимал активное участие в Коммунистической партии. Вследствие этого, в последующие четыре года он будет объявлен неблагонадёжным.

В конце своей жизни Оппенгеймер сотрудничает с Бертраном Расселом, Альбертом Эйнштейном и Джозефом Ротблатом, совместными усилиями открывая в 1960 г. Всемирную академию искусств и науки.

Основные работы

В Гёттингенском университете Оппенгеймер пишет диссертацию «Приближение Борна-Оппенгеймера» – труд, внесший немалый вклад в изучение квантовой химии, подробно описывающий волновые функции молекул. Эта диссертация считается одной из самых важных его работ раннего периода.

Статья на тему процесса Оппенгеймера-Филлипс открыла новое измерение в ядерном синтезе. Эта работа по сей день имеет вес в мире науки.

Немало сделал Оппенгеймер и для развития ядерной физики, спектроскопии, астрофизики и квантовой теории поля. Он первым из физиков указал на возможность существования чёрных дыр.

Значительный вклад сделал Оппенгеймер в изучение ливней космических лучей, что, в конечном итоге, привело к описанию квантового туннельного эффекта.

Награды и достижения

Ещё в возрасте 12 лет Оппенгеймер становится почётным членом Нью-Йоркского минералогического клуба за презентацию своей работы по минерологии.

В 1946 г., возглавляя Лос-Аламосскую национальную лабораторию, Оппенгеймер был награждён президентской медалью «За заслуги».

В 1963 г., в знак политической реабилитации, он получает премию Энрико Ферми.

Личная жизнь и наследие

В 1936 г., в Беркли, у Оппенгеймера случился роман со студенткой Стэнфордского университета, дочкой профессора литературы в университете в Беркли, Жанной Тэтлок.

Здесь же он встречает биолога Кэтрин Пуаннинг Харрисон, которая к моменту их знакомства успела трижды побывать замужем. 1 ноября 1940 г. Роберт и Кэтрин играют свадьбу. В семье родилось двое детей, Питер и Кэтрин.

У Оппенгеймера диагностировали рак гортани, и, несмотря на успешный курс химиотерапии, учёный впадает в кому, из которой вывести его так и не удалось.

В его честь названы одноимённые лунный кратер и астероид №67085.

Физик-теоретик Франсуа Фергюсон, друг Оппенгеймера, вспоминал, как, однажды, тот оставил на столе своего научного руководителя Патрика Блэкетта яблоко, облитое вредными химическими веществами.

Известнейший физик-теоретик, Оппенгеймер имел серьёзные проблемы с психикой, был заядлым курильщиком и часто, за своей работой, забывал поесть.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку