Как появилась поэма василий теркин. «василий теркин» история создания

(13 )

Поэма «Василий Теркин» (1940-1945)

Эта поэма была задумана за год до начала Великой Отечественной войны во время Финской кампании. Герой, носящий фамилию Теркин, первоначально был карикатурным, шаржевым персонажем: в газете «На страже Родины» стали появляться рисунки художников Брискина и Фомичева. Это были рисунки о боевых похождениях смекалистого и хитроумного бойца.

Таким образом, Вася Теркин первоначально был лубочным персонажем, а помещенные под рисунками стихи носили развлекательный характер. Но читатели, сразу же полюбившие этого героя, стали забрасывать редакцию письмами с просьбой более обстоятельно рассказать о Теркине.

С началом Великой Отечественной войны образ главного героя переосмысливается поэтом: из карикатурного персонажа Теркин становится обобщенным символом русского солдата, национального русского характера. Недаром его фамилия перекликается с русскими народными поговорками: «тертый калач», «тертый жизнью».

Твардовский создавал текст поэмы на протяжении всей Великой Отечественной войны. В окончательном виде он состоит из 30 глав, условно разделенных на три части вставными главами «От автора».

Жанр своей поэмы Твардовский определил в подзаголовке: «книга про бойца». В главах, относящихся к первой части поэмы, рассказана страшная правда первых месяцах войны, об отступлении нашей армии и о гибели солдат и оккупации деревень; вторая часть поэмы посвящена второму году войны, в третьей рассказано об освобождении оккупированных территорий от врага и победе над врагом.

Таким образом, сюжет поэмы (последовательность событий) хроникальный: он последовательно отражает ход истории.

Каждая глава при этом является самостоятельной и законченной в сюжетном плане. Это объясняется тем, что главы поэмы публиковались в фронтовых изданиях, солдаты читали их во время недолгих передышек между боями; Здесь смысловая завершенность отдельной главы была особенно важна, так как многие бойцы могли уже не дожить до продолжения.

Поэма сразу же полюбилась читателю, а ее герой стал поистине национальным, народным персонажем. Такой популярности способствовали простота, доступность, ясность изложения, меткость и афористичность языка, обаяние главного героя, знание солдатской жизни автором и несомненная искренность.

Тема урока: А.Т. Твардовский «Василий Теркин».

История создания, композиция поэмы.

Класс: 8

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели и задачи:

для учеников :

О чем произведение «Василий Теркин»? (тема)

Кто такой Василий Теркин?

История создания поэмы,

Композицию «В.Т»

для учителя:

продолжить знакомство с жизнью и творчеством Твардовского,

познакомить с историей и актуальностью создания «Василия Теркина»,

проанализировать главы «От автора» и «На привале»;

выявить композицию и связать с тематикой произведения,

раскрыть особенности характеразаглавного героя,

стилевые особенности,

идейное своеобразие.

Ход урока.

Ребята рассаживаются, делятся на 3 группы по 5 человек (Жеребьевка, берут разноцветные листочки

На столах по числу детей листы с таблицами (прием «знаю-хочу узнать-узнал)

Орг. момент

- Здравствуйте ребята, сегодня урок у вас буду вести я. Меня зовут Дьяконова Татьяна Валентиновна, я работаю учителем русского языка и литературы в синдорской средней школе Княжпогостского района.

Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для того, чтобы d процессе общения и выполнения совместных задач узнать еще об одном замечательном художественном произведении.

Вы сегодня будете работать в группах. Скажите, кто в каждой групп капитан. Функции капитана- организовать работу всей группы.

2. Тема урока ( слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Прочитаем их. У вас на столах листы с таблицами. Прочитайте ее шапочку («знаю-хочу узнать-узнал!»). Давайте по ходу урока будем заполнять ячейки этой таблицы.

Что по теме урока вам уже известно?

2. Актуализация знаний

Поэма, Композиция, некоторые произведения Александра Трифоновича Твардовского ?

Проверим. Работа в группах (раздаю распечатку ):

1 Группа : работает с определением «ПОЭМА» нужно его собрать из слов, которые в этом конверте, учтите слов больше, чем вам понадобиться (большое / небольшое поэтическое / прозаическое лироэпическое/ лирическое/ эпическое произведение, все части которого объединены / не объединены единым сюжетом, героями)

2 Группа : работает со структурой композиции. Укажите традиционную для художественного произведения последовательность ее смысловых частей.(экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог,)

3 Группа : Найдите произведения А.Т. Твардовского («Рассказ танкиста», «Мцыри», «Июль - макушка лета», «Василий Теркин», «Капитанская дочка», «История болезни»)

Время на работу 1минута.

Проверим?

1 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 2

2 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 3

3 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 4 (Молодцы. А о чем эти стихотворения? По названиям видно, что рассказ танкиста о войне Вов, «Июль - макушка лета» - о природе. А «Василий Теркин»? - имя как имя, русское простое, Теркин. Наверное многое испытал, но это неточно ) Так кто такой Твардовский? (поэт)

Вы меня убедили, давайте посмотрим на нашу таблицу. Какой столбик заполняем? («Знаю») Чем? ( поэма, композиция, А.Т. Твардовский -поэт )

3. Выявление затруднений

А о чем нам с вами предстоит узнать? (заполняйте свои таблицы)

О чем произведение «Василий Теркин»?

Кто такой Василий Теркин?

Непосредственно о поэме «В.Т» историю создания,

Композицию «В.Т» (записываем это во 2 столбец - «Хочу узнать», возможно по ходу будем добавлять вопросы во вторую колонку, а ответы на них запишем в 3 колонку)

4. Разработка плана по выходу из затруднения

А какими способами мы можем все это узнать? (помним нам предстоит заполнить 3 колонку!):

1. Рассказ учителя (+ быстро, легко, - не интересно, а вдруг сам не знает - вы меня видите в первый роз!)

2. Самим поискать информацию в интернете (+ интересно,- много ненужного, отвлекающего, нет интернета, много времени для отбора информации)

3. Спросить у тех, кто читал (но это долго, может, они сам е понял)

5. Реализация выбранного плана

Посмотрите на портрет Александра Трифоновича Твардовского. Что вы можете сказать о характере этого человека, судя по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение).

Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский - твердость, мужественность). Аллитерация - «р» (и в имени и в отчестве и в фамилии)

Обратите внимание на одежду (Твардовский в гимнастерке, значит фотография сделана в годы войны, а он был участником войны)

А теперь познакомьтесь с краткой информацией об А.Т. и ответьте на вопросы (раздаю распечатку)

Слайд 6 Когда жил? ( 20 век ) Какое происхождение? (из крестьянской семьи)

Когда начал писать? (рано, в 14 лет уже посылает заметки в журналы) Какие 2 войны прошел? (Финскую и ВОв) Во время ВОв? Военный корреспондент . Кем еще работал (редактором журнала «Новый мир»)

- Так, давайте, наконец, начнем знакомство с поэмой. Я хочу, чтоб вы прослушали актерское чтение 1 главы, она называется «От автора» . А для того, чтобы нам проанализировать его я вам раздам распечатанный текст. (раздаю распечатки)

ОТ АВТОРА (видео)

(Слайд 8) Вопросы по анализу 1 главы «От автора»:

О чем эта глава?

Как вы думаете для кого написана и когда?

Почему сначала Василий Теркин, а потом Вася Теркин?

Как понять здесь выражение «правда сущая»?

Почему книга «без начала без конца»?

Что интересного заметили в языке поэмы?

В) Читаем и анализируем 1 отрывок главы «На привале»

1 группа

Дельный, что и говорить,

Был старик тот самый,

Что придумал суп варить

На колёсах прямо.

Суп - во-первых. Во-вторых,

Кашу в норме прочной.

Нет, старик он был старик

Чуткий - это точно.

Слышь, подкинь ещё одну

Ложечку такую,

Я вторую, брат, войну

На веку воюю.

Оцени, добавь чуток.

Покосился повар:

«Ничего себе едок -

Парень этот новый».

Ложку лишнюю кладёт,

Молвит несердито:

Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте. -

И, усевшись под сосной,

Кашу ест, сутулясь.

«Свой?» - бойцы между собой, -

«Свой!» - переглянулись.

И уже, пригревшись, спал

Крепко полк усталый.

В первом взводе сон пропал,

Вопреки уставу.

Привалясь к стволу сосны,

Не щадя махорки,

На войне насчёт войны

Вёл беседу Тёркин.

Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки - и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

- Сабантуй - какой-то праздник?

Или что там - сабантуй?

Сабантуй бывает разный,

А не знаешь - не толкуй,

Вот под первою б омбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку,

Жив остался - не горюй:

Это малый сабантуй .

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй.

Тот проймёт тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй .

Сабантуй - тебе наука,

Враг лютует - сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это - главный сабантуй.

Вот ты вышел спозаранку,

Глянул - в пот тебя и в дрожь;

Прут немецких тыща танков

Тыща танков? Ну, брат, врёшь…

А с чего мне врать, дружище?

Рассуди - какой расчёт?

Но зачем же сразу - тыща?

Хорошо. Пускай пятьсот,

Ну, пятьсот. Скажи по чести,

Не пугай, как старых баб.

Ладно. Что там триста, двести -

Повстречай один хотя б…

Что ж, в газетке лозунг точен:

Не беги в кусты да в хлеб.

Танк - он с виду грозен очень,

А на деле глух и слеп.

То-то слеп. Лежишь в канаве,

А на сердце маята:

Вдруг как сослепу задавит, -

Ведь не видит ни черта.

Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врёт

Весело и складно.

В стороне лесной, глухой,

При лихой погоде,

Хорошо, как есть такой

Парень на походе.

И несмело у него

Просят: - Ну-ка, на ночь

Расскажи ещё чего,

Василий Иваныч

Слайд 9

Сбылись ваши предположения?

О чем эта глава?

Из чего бойцы заключили, что Теркин «свой»?

Участником какой еще войны был Теркин?

Что это такое «Сабантуй»? (слайд 10)

Что такое малый, средний и главный сабантуй в произведении?

Как бойцы обращаются к Теркину? (Слайд 11) Василий Иванович- так звали легендарного командира дивизии Чапаева, героя Гражданской войны

Г) Читаем и анализируем 2 отрывок главы «На привале»

Читает 2 группа

Ночь глуха, земля сыра.

Чуть костёр дымится.

Нет, ребята, спать пора,

Начинай стелиться.

К рукаву припав лицом,

На пригретом взгорке

Меж товарищей бойцов

Лёг Василий Тёркин.

Тяжела, мокра шинель,

Дождь работал добрый.

Крыша - небо, хата - ель,

Корни жмут под рёбра.

Но не видно, чтобы он

Удручён был этим,

Чтобы сон ему не в сон

Где-нибудь на свете.

Спит - хоть голоден, хоть сыт,

Хоть один, хоть в куче.

Спать за прежний недосып,

Спать в запас научен.

И едва ль герою снится

Всякой ночью тяжкий сон:

Как от западной границы

Отступал к востоку он;

Как прошёл он, Вася Тёркин,

Из запаса рядовой,

В просолённой гимнастёрке

Сотни вёрст земли родной.

До чего земля большая,

Величайшая земля.

И была б она чужая,

Чья-нибудь, а то - своя.

Спит герой, храпит - и точка.

Принимает всё, как есть.

Ну, своя - так это ж точно.

Ну , война - так я же здесь.

Спит, забыв о трудном лете.

Сон, забота, не бунтуй.

Может, завтра на рассвете

Будет новый сабантуй.

Спят бойцы, как сон застал,

Под сосною впОкат,

Часовые на постах

Мокнут одиноко.

Зги не видно. Ночь вокруг.

И бойцу взгрустнётся.

Только что-то вспомнит вдруг,

Вспомнит, усмехнётся.

И как будто сон пропал,

Смех прогнал зевоту.

- Хорошо, что он попал,

Тёркин, в нашу роту.

Слайд 12 Беседа по отрывку из главы «На привале»

Сбылись предположения?

О чем нам рассказывает автор? (как и в каких условиях спят солдаты и какие еще их могут ждать испытания)

Почему в конце боец говорит: - Хорошо, что он попал, Тёркин, в нашу роту. (он своими разговорами снял напряжение, учит проще относиться к жизни, радоваться тому, что имеешь)

Мы не дочитали главу. Можете предположить, что будет дальше?

Д) Читаем и анализируем 3 отрывок главы «На привале»

Продолжение этой же главы читает 3 группа

Тёркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силён,

Скажем откровенно:

Красотою наделён

Не был он отменной,

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой - героем.

На Карельском воевал -

За рекой Сестрою.

И не знаем почему, -

Спрашивать не стали, -

Почему тогда ему

Не дали медали.

С этой темы повернём,

Скажем для порядка:

Может, в списке наградном

Вышла опечатка.

Не гляди, что на груди,

А гляди, что впереди!

В строй с июня, в бой с июля,

Снова Тёркин на войне.

Видно, бомба или пуля

Не нашлась ещё по мне.

Был в бою задет осколком ,

Зажило - и столько толку.

Трижды был я окружён ,

Трижды - вот он! - вышел вон.

И хоть было беспокойно -

Оставался невредим

Под огнём косым, трёхслойным,

Под навесным и прямым.

И не раз в пути привычном,

У дорог, в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблён

Но, однако,

Жив вояка,

К кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьёт со смаком

На позиции любой.

Как ни трудно, как ни худо -

Не сдавай, вперёд гляди,

Это присказка покуда,

Сказка будет впереди.

(Слайд 13)

Оправдались ваши предположения?

О чем этот отрывок?

Раскрылся образ главного героя? Опишите его.

Сбылись наши предположения о Василии Теркине?

Какие черты подчеркивает в герое автор?

6. Первичное закрепление

(Слайд 14) Обсуждение всего текста.

Мы с вами прочитали первые 2 главы этого произведения, а вся поэма состоит из 30 глав .

Вам понравилась произведение?

Что объединяет эти 2 главы?

Можете предположить что будет дальше?

Какой композиционной частью поэмы являются прочитанные главы?

В чем особенность языка этого произведения?

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Давайте вернемся к нашим листам «Знаю-хочу узнать - узнал» и попробуем ответить на поставленные в начале урока вопросы. Хватает знаний?

( Не вполне: можем ответить на вопрос, о чем произведение, кто такой главный герой, особенности композиции можем- почему? -не можем.

Историю создания можем предположить, что до ВОв, т.к 2 войну воюют, возможно финскую. Но уверенности нет.)

- Почему? ( т. к мы проанализировали только малую часть произведения.

Где еще мы можем узнать ответы? (в справочной литературе, в высказываниях современников, дочитав все произведение, спросить у автора)

И снова поработаем в группах :

1 группа выясняет историю создания «Василия Теркина», сопоставляя уже известную нам из прочитанных глав информацию и информацию из справочной литературы.

Когда и где появился первоначальный замысел?

Как называлось произведение изначально?

Когда началась работа над ним?

Когда произведение закончено?

Когда начали печатать? Как принято читателями?

На какие 3 части делилось изначально?

2 группа постарается выяснить почему автор выбрал именно такую композицию , а в этом им поможет высказывание автора и исследование жанра «Василия Теркина»

3 группа выясняет жанр «Василия Теркина». Твардовский свое произведение поэмой не считал, он называл его «Книгой про бойца» и сравнивал с летописью и рассказом. Группа поработает и скажет нам, что роднит книгу с этими жанрами, и что отличает.

Время на работу 3 минуты. По завершению работы, группа отчитается, и мы сумеем заполнить остальные ячейки в нашей таблице.

Слайды 15, 16, 17

8. Включение в систему знаний и умений

Что должно получиться в таблице:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

А.Т.Твардовский- замечательный поэт, автор «Истории танкиста», «Июль - макушка лета» и др.

Тема произведения «Василий Теркин?

Картина жизни простого солдата на войне

Поэма - лиро-эпическое стихотворное произведение большого размера, объединенное единым сюжетом, героями. Например «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.

В чем особенности композиции поэмы.

Каждая глава - законченная история. Нет единой сюжетной линии - этим отличается от классических поэм. Автор называет «Книгой про бойца» без начала и конца.

Печаталась отдельными главами. Можно читать с любого места, так как читатель мог и не дожить до следующей главы, к тому же на фронт издания поступали не регулярно.

Сродни древнерусским летописям и хроникам.

Великая Отечественная война, победу в которой мы отмечаем 9 Мая стоила нашему народу очень дорого: много миллионов людей было убито и покалечено.

Узнать историю создания поэмы «Василий Теркин»

«Вася Теркин» задуман еще в 1939 г в финскую кампанию. И первоначально должен был быть закончен в 1941г, но ВОВ внесла коррективы. Автор возвращается к герою, называет его Василием и 1942 года выходят отдельные главы, которые в 1946 году будут собраны в «Книгу про бойца». Поэма стала знаменитой сразу, еще до того как была дописана. Всего написано 30 глав

Кто такой «Василий Теркин»

Герой -простой, понятный, «свой» парень, бывалый боец, у него те же проблемы, что и у остальных солдат. Все испытания переносит стойко, не унывает. Именно этим поэма и привлекательна.

Жанр?

Книга про бойца

9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Рефлексия Слайд 18-19

Игра «Как я сегодня работал?» (кто может себя назвать молодцом? - дайте «5»

А кто работал вполсилы? - значит домашнюю работу нужно сделать так, чтоб все ахнули!

Домашняя работа . слайд 20

Выразительное чтение главы «Переправа».

Подготовьте устный или письменный рассказ- характеристику Василия Теркина или проект «Образ Василия Теркина в иллюстрациях художников разных лет».

Спасибо, с вами было приятно работать! Урок окончен. Слайд 21

У вас на столах стикеры (те самые листочки, с помощью которых я распределяла вас на команды, пожалуйста, напишите на них свои отзывы об уроке. Слайд 22


История создания поэмы «Василий Теркин» В 1939–1940 годах, когда Твардовский работал корреспондентом во фронтовой газете «На страже Родины», возникла идея создать образ удачливого неунывающего бойца. Цель была проста – развлечь читателя, вызвать его улыбку. Этого персонажа решили назвать Василием Теркиным, вступление написал Твардовский, в дальнейшем в создании образа участвовали и другие литераторы.


В 1941 Твардовский начал работать над поэмой Василий Теркин, которой дал подзаголовок Книга про бойца. Первые главы были напечатаны в сентябре 1942 года в газете «Красноармейская правда», в том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. Окончательный вариант был завершен в 1945.


В статье «Как был написан «Василий Теркин» Твардовский писал: « Случайно найденный образ «захватил меня без остатка». Первоначальный юмористический замысел приобрел формы эпического повествования, поэма стала для автора «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю». В поэме «просто парень сам собой» Василий Теркин стал главным героем народной войны.


««Теркин», по тогдашнему замыслу, – писал поэт, – должен был совместить доступность, непритязательность формы – прямую предназначенность фельетонного «Теркина» – с серьезностью, и, может быть, даже лиризмом содержания». Главными темами произведения стали народ и родина, народ на войне. Первая публикация «Теркина» состоялась в 1942 году, были напечатаны главы «От автора» и «На привале».


«...Существует ли в действительности Теркин?», «Тип он или один, известный вам, живой человек?», «Есть ли он на самом деле?» вот взятые выборочно из писем фронтовиков формулировки этого вопроса. Он возникал у читателя еще в то время, когда «Книгу про бойца» я только начал печатать в газетах и журналах.


В одних письмах этот вопрос ставился с очевидным предположением утвердительного ответа, а из других явствовало, что сомнений в существовании «живого» Теркина у читателя нет, а речь лишь идет о том, «не в нашей ли, такой-то, дивизии он служит?». И случаи адресования писем не ко мне, автору, а самому Василию Теркину также свидетельство распространенности представления о том, что Теркин «живое лицо».


Словом, было и есть до сих пор такое читательское представление, что Теркин это, так сказать, личный человек, солдат, живущий под этим или иным именем, числящийся за номером своей воинской части и полевой почты. Более того, прозаические и стихотворные послания читателей говорят о желании, чтоб это было именно так, то есть чтобы Теркин был лицом невымышленным.


Однако я не мог и не могу к удовлетворению этого простодушного, но высоко ценимого мною читательского чувства заявить (как это могли и могут сделать некоторые другие писатели), что мой герои не вымышленное лицо, а живет или жил там-то и встречался мне тогда-то и при таких-то обстоятельствах...





«Василий Теркин » (другое название — «Книга про бойца ») — поэма Александра Твардовского. одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Теркину, солдату Великой Отечественной войны.

Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание еще незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырехстопным хореем (отдельные главы трехстопным хореем).

Состоит из 30 глав, пролог а и эпилог а, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Теркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Василий Теркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Теркин споет и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом.

Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин «), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью,

Из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведет себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял «). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжелых поражениях (глава «Переправа «).

Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941-1945 годов, но в нем присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941-1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939-1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Теркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Теркине и другие авторы. Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П. Д. Боборыкина чисто случайное.

Красноармеец Теркин уже тогда начал пользоваться определенной известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и ее необходимо развить в рамках произведения крупной формы.

22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941-1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.

Сочинения по темам:

  1. «Василий Теркин» (другое название — «Книга про бойца «) — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта,...
  2. Отрывки из статьи А. Т. Твардовского «Как был написан «Василий Теркин» (ответ читателям): «было и есть до сих пор такое...
  3. Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он...
  4. Солженицын начал писать в начале 60-х годов и получил известность в «самиздате» как прозаик и беллет­рист. Слава обрушилась на писателя...

Конспект урока по литературе

Предмет : литература

Тема урока: А.Т.Твардовский. Замысел и история создания поэмы "Василий Тёркин"

Цель : познакомить учащихся с основными фактами жизни Твардовского, с замыслом и историей создания поэмы .

Задачи:

Обучающие :

    Познакомить учащихся с наиболее интересными фактами жизни писателя;

    Познакомить учащихся с историей создания поэмы «Васили Теркин»;

Воспитательные:

    Активизировать интерес учащихся к чтению.

    Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.

    Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

    Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.

    Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.

    Развивать навыки озвученного выразительного чтения.

План урока:

Этап урока

Хронометраж

1.Организационный момент.

2. Знакомство с биографией писателя

3. Подготовка к первичному восприятию текста

4. Анализ главы «От автора»

5. Объяснение домашнего задания

2 минуты

13 минут

12 минут

13 минут

5 минут

Методическое обоснование: Данный урок является первым в системе уроков по творчеству А.Т.Твардовского. На первом этапе урока школьникам предлагается послушать биографию поэта и выписать в тетрадь основные факты его жизни, что позволяет акцентировать внимание на более важных событиях. Затем учащимся предлагается послушать историю создания поэмы «Василий Теркин», после чего проводится репродуктивная беседа Следующим этапом идет чтение первой главы «От автора» и ее анализ, что позволяет учащимся развивать устную монологическую речь. После анализа первой главы объясняется домашнее задание.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный этап

Здравствуйте, ребята. С сегодняшнего урока мы начинаем изучение творчества А.Т.Твардовского, а именно поэмы «Василий Теркин». На этом уроке мы познакомимся с его биографией, поговорим об истории создания поэмы и проанализируем первую главу «От автора». Откройте ваши тетради, запишите дату и тему урока.

Письмо.

Образец записи:

Одиннадцатое марта

Александр Трифонович Твардовский

(1910 – 1971)

Знакомство с биографией поэта

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, сейчас я кратко расскажу вам биографию А.Т.Твардовского. Ваша задача – записать себе в тетрадь те моменты, которые покажутся вам наиболее важными и интересными.

Поэт, общественный деятель, Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в Смоленской области. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте. В 1939 году закончил Московский институт философии, литературы и истории. Писать стихи начал с раннего детства.

Твардовский участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов в качестве корреспондента военной газеты и написал цикл стихов «В снегах Финляндии». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов поэт работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи и очерки.

Очень широкую известность получила поэма Твардовского «Василий Теркин». Главный герой этой книги – народ на войне. В поступках и действиях Василия Теркина проступает нравственный облик воюющего народа. Василий Теркин олицетворяет все лучшие черты советского народа: выдержку, любовь к шутке, выносливость, смекалку, открытку и щедрую душу, готовую прийти на помощь в любой ситуации. «Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. – Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык – ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно пошлого слова!»

В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэт переводил стихи с белорусского, украинского и других языков. Его произведения были переведены на многие иностранные языки. Твардовский вел большую общественную работу. Он был главным редактором журнала «Новый мир», секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского сообщества писателей.

Поэзия Твардовского – образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем.

18 декабря 1971 А.Твардовский скончался после тяжелой болезни.

Ребята, давайте теперь обсудим, то, что я рассказала.

В каком году родился А.Т.Твардовский?

Где он учился?

В какой войне принимал участие А.Т.Твардовский и в качестве кого?

Редактором какого журнала он был?

Какие еще должности занимал Твардовский в других общественных организациях?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Письмо.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Устные ответы учеников:

- А.Т.Твардовсикй родился в 1910 году;

- он учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте, а затем в Московском институте философии, литературы и истории;

- А.Т.Твардовский принимал участие в советско-финской войне в качестве корреспондента военной газеты;

- он был редактором журнала «Новый мир»;

- Твардовский был секретарем правления союза писателей СССР и вице-президентом Европейского сообщества писателей;

Подготовка к первичному восприятию текста

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, сейчас давайте поговорим об истории создания поэмы «Василий Теркин». Я буду рассказывать, а вы также, как и при работе с биографией поэта, будете записывать те факты, которые покажутся вам интересными и важными.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

Вася Теркин, любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной – в 1939–1940 годах, во время войны с Финляндией. Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур.

Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате "Васе Теркине". Крестьянская тема была для Твардовского главной. Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир. Наверное, точнее было бы сказать, что Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории. Именно в этом заключался секрет будущей удачи поэта.

После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой – Вася Теркин – был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941 года поэма будет завершена.

С началом войны Твардовский был назначен на должность "писателя" в газету "Красная Армия" Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о "Теркине" поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое – прежде балагуре и весельчаке. Это был не " Вася Теркин ", а " Василий Теркин ". Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей – персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года – "Василий Теркин".

Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу, в тяжелейшее, непредсказуемое для дальнейшего хода войны время. Все были охвачены тревогой. Вряд ли тогда было "до литературы", "до поэзии". Но было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой (задолго до своего завершения), газеты с главами поэмы, как свидетельствуют очевидцы, с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки.

Первоначально, до 1946 года, поэма печаталась разделенной на две, затем на три части, что отражало основные этапы войны: отступление, перелом, изгнание врага с родной земли. Однако впоследствии автор отказался от деления на части, от нумерации глав, сделав композицию книги более свободной, и того требовала особая художественная логика произведения. Поэма не имеет сюжетного, событийного завершения: с главным героем, Василием Теркиным, мы расстаемся незадолго до конца войны, когда враг был изгнан с родной земли.

Метод, прием: слово учителя, беседа, репродуктивная беседа.

Ребята, что показалось вам наиболее интересным в истории создания поэмы «Василий Теркин»?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Слушание (глобальное, нерефлексивное, критическое, информативное).

Письмо.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Устные ответы учеников.

Наиболее интересным в истории создания «Василия Теркина» мне показался тот факт, что поэма писалась во время войны, и то, что ее герой – вымышленный, а не реальный человек.

Анализ первой главы

Давайте теперь перейдем непосредственно к анализу поэмы. Вы дома уже должны были читать поэму, может некоторые уже прочитали ее полностью. Ответьте на вопрос, понравилось ли вам читать «Василия Теркина»? Если да, то почему, и если нет, то тоже почему?

А что вы можете сказать о языке написания поэмы? Понятен он был или нет?

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Обратимся к тексту поэмы. Сейчас я прочитаю вам первую главу, которая называется «От автора». В учебниках ее у вас нет внимательно слушайте меня, потому что после прочтения мы будем анализировать эту главу.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, эвристическая беседа.

Давайте обсудим эту главу.

Как объясняет поэт, что побудило его написать поэму о Василии Тёркине?

Как Твардовский оценил свою работу?

Что говорится об особенностях жанра "Книги про бойца"?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Устные ответы учеников .

Мне понравилась поэма, потому что ее очень легко читать, сюжет довольно простой и интересный. Главный герой – обычный солдат, каких было много на войне, и мы можем понять, что чувствовали солдаты во время Великой Отечественной войны.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Устные ответы учеников:

- «книга про бойца без начала, без конца»;

- начинается она не сначала, а с середины, и в ней нет конца, потому что автору жалко расставаться со своим героем, который ему так полюбился.

Объяснение домашнего задание

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, ваша задача – дома прочитать главы «На привале», «Перед боем» и «Переправа». И выучить наизусть отрывок из главы «Переправа», начиная со слов «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый…» до слов «Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат»

Открываем дневники и записываем задание.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Итог урока

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово.

Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с биографией А.Т.Твардовского, узнали историю создания поэмы «Василий Теркин» и проанализировали первую главу поэмы. Надеюсь, что вам будет интересно читать это произведение и, также, как и Твардовскому, вам не захочется расставаться с Василием Теркиным.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).