Как произвести впечатление на. Старайтесь быть уверены в себе

Будьте дружелюбным и уверенным в себе. Когда люди видят эти качества, они считают, что с таким человеком гораздо проще общаться, и бывают более радушны. Если вы еще школьник, то, возможно, рукопожатие не самый подходящий способ начать общение, но для взрослых людей это удачный шанс показать свою открытость. В некоторых странах традиции не позволяют дотрагиваться до людей противоположного пола, так что вам стоит обратить на это внимание и выбрать другой способ поприветствовать человека. Но чаще всего вполне уместно пожать руку при знакомстве.

  • Не бойтесь первым поздороваться с незнакомыми людьми.
  • Улыбайтесь.

Следите за осанкой. Ваша поза может много рассказать окружающим людям о вашем настроении и уверенности в себе. Старайтесь не сутулиться - так вы производите впечатление замкнутого и неуверенного неудачника. Держите спину прямо и стойте с высоко поднятой головой, держа руку на уровне бедра, так вы создадите впечатление сильной, открытой и уверенной в себе личности.

Никогда не суетитесь. Держите руки расслаблено вдоль тела или положите их на колени. Не показывайте собственной нервозности - не нужно грызть ногти, теребить волосы или мять в руках салфетку. С другой стороны, не старайтесь выглядеть излишне самоуверенным - люди могут подумать, что вы наглый и хвастливый человек.

Расслабьтесь. Конечно, поза очень важна, но вы не должны выглядеть как робот. Сидите прямо, но не застывайте столбом. Говорят, что животные могут чувствовать страх, так и люди могут почувствовать вашу неуверенность. Просто будьте собой. Не нужно из кожи лезть, чтобы произвести впечатление на человека, пусть ваша личность говорит сама за себя.

Улыбайтесь. Особенно в том случае, когда вы впервые познакомились с человеком. Не обязательно демонстрировать голливудскую улыбку, достаточно будет вежливой, доброжелательной улыбки. Постарайтесь улыбаться естественно, если улыбка мгновенно сменяется каменным выражение лица, у людей создается впечатление неискренности и фальши. Постарайтесь дать своему собеседнику возможность рассказать что-нибудь, большинство людей раздражает, когда человек болтает непрерывно, не давая собеседнику вставить слова.

Смотрите в глаза собеседника. Старайтесь постоянно смотреть на человека, с которым вы разговариваете. Не отвлекайтесь и не отводите взгляд в сторону, иначе человек будет чувствовать, что он вам неинтересен. Иногда, если у человека есть какие-то проблемы, например, косоглазие, лучше не фокусировать свой взгляд на глазах человека. В этом случае будет естественнее перевести взгляд на рот или нос собеседника.

Одевайтесь соответственно обстановке. Всегда оставайтесь собой и демонстрируйте свою личность. Для этого не обязательно одеваться в соответствии с самыми модными тенденциями. Вы же хотите произвести впечатление о себе, вот и будьте собой. Подумайте о допустимой в данной ситуации длине юбки и глубине декольте. Также важно уделить особое внимание тому, чтобы ваша одежда была чистой и аккуратной. Не забудьте об аксессуарах - они много могут рассказать о вас.

Проявляйте чувство юмора. Человек, который изо всех сил старается казаться весельчаком, обычно достигает прямо противоположной цели. Люди, обладающие хорошим чувством юмора, ведут себя естественно и искренне проявляют свое остроумие. Не стоит употреблять плоские шутки и двусмысленные фразы.

Заинтересуйте человека. Пользуйтесь здравым смыслом, когда выбираете тему для разговора. Вряд ли мужчина произведет впечатление на женщину, если начнет рассказывать, сколько пива он может выпить или описывать недавнюю драку в баре. Аналогично, большинство мужчин вряд ли захотят слушать рассказ девушки о том, какой милый щенок живет у нее в доме, или как она любит покупать новые туфли. Помните, вы пытаетесь привлечь внимание человека. Заинтригуйте его, вызовите интерес к себе. Вот некоторые хорошие темы для разговора:

  • Интересные факты или советы.
  • Музыка и кино.
  • Вопросы.
  • Запомните, никогда не высказывайтесь грубо о чужих убеждения или религиозных и этических ценностях.
  • Дайте возможность собеседнику говорить о себе. "Расскажите, чем вы любите заниматься в свободное время?" В разговоре с женщиной будет уместен комплимент ее внешности, например: "Вам так идет этот цвет". Если вы не знаете, что именно сказать человеку, никогда не говорить комплимент только для того, чтобы сказать что-нибудь. Люди легко распознают вашу неискренность, и это обидит их.

    Найдите общую тему для разговора. Если вы на вечеринке, то можете спросить собеседника, знаком ли он с другими гостями, и поговорить на эту тему.

    Если вы пришли на собеседование, то лучше заранее найти информацию об этой компании. Фактически, чем больше вы узнаете о предприятии, тем лучше. Постарайтесь скрыть татуировки, если они у вас имеются. Они редко производят хорошее впечатление на начальство и клиентов компании. Однако не стоит вести себя так. будто вы знаете все на свете.

    Если ваши зубы в плохом состоянии, найдите способ привести их в порядок. Нездоровые зубы вызывают отвращение. Возможно, вам нужно найти сверхурочную работу, чтобы иметь возможность оплатить услуги стоматолога - нездоровые зубы испортят любое хорошее впечатление!

    • Если у вас неровные зубы, вам нужно проконсультироваться с ортодонтом и установить брекеты. Не забывайте чистить зубы дважды в день, чтобы обеспечить свежесть дыхания.
  • С большой осторожностью используйте парфюм. Это многое может сказать о вас. Тут важно не переборщить. Вам может очень нравится аромат духов, но парфюмерный запах может быть неприятен другим людям или даже вызвать у них аллергию. Принимая во внимание эти соображения, возможно, будет лучше, вообще, не использовать духи. Если же вы все же хотите нанести парфюм, лучше распылить его в воздухе и, подождав несколько секунд, пройти сквозь ароматное облако.

    Позаботьтесь о гигиене. Это очень важно, особенно для подростков. Эти советы могут показаться очевидными, но принимайте душ ежедневно и всегда носите чистую, опрятную одежду. Не забывайте чистить зубы два раза в день и всегда используйте дезодорант-антиперспирант, особенно, если вы планируете важную встречу, которая заставляет вас нервничать.

    • Девочки могут нанести на лицо немного консилера. Не стоит излишне злоупотреблять косметикой, это выглядит непривлекательно. Если вы собираетесь на торжественное событие, можно нанести легкий макияж, используя блеск для губ или помаду, тушь, и иногда тени для век и подводку.
  • Закончите общение на правильной ноте. Пусть человек захочет его проложить. Дайте понять. что вы хорошо провели время и надеетесь, что встретитесь с человеком снова. Вы можете даже отправить короткое сообщение, когда вернетесь домой. Даже если люди составили о вас хорошее впечатление. им важно убедиться, что и вам понравилось общение с ними. Им важно получить подтверждение этого. Однако не будьте слишком навязчивы!

    Будьте собой. Не старайтесь притвориться кем-то другим, иначе вы вынуждены будете и дальше поддерживать фальшивый имидж. Будьте собой. этот совет может показаться банальным. но это чистая правда! Никогда не лгите людям о себе и будьте честным. Если люди обнаружат, что вы обманывали их, им будет неприятно, и они вряд ли простят вас.

    Фрагмент книги Ром Н.В. Камасутра общения. Как научиться общаться с удовольствием. М.: Питер, 2010

    Наталья Ром - профессиональный бизнес-тренер, практикующий психолог. Проводит тренинги, семинары, консультации для самых разных аудиторий: от домохозяек до бизнесменов и политиков. Хотите узнать главный секрет любимчиков Фортуны? Он прост: эти везунчики умеют общаться легко - и перед ними открываются любые двери! Будьте готовы: ваша жизнь изменится кардинальным образом, потому что изменитесь вы сами!

    Каждый день все мы встречаемся с множеством людей. Общаемся с домашними, друзьями, коллегами и соседями, контактируем с незнакомыми людьми в транспорте, магазине, кафе… Но при этом у подавляющего большинства людей навыки эффективного общения сводятся практически к нулю!

    Мини-тест

    • Вы не можете самостоятельно познакомиться с понравившимся человеком?
    • Вы не умеете начинать разговор?
    • Вам неловко просить помощи?
    • Вы часто ссоритесь с супругом (супругой)?
    • Вы никак не можете добиться взаимопонимания с родными?
    • Вы просите повышения зарплаты, но начальник не обращает на вас ни малейшего внимания? Вы усердно работаете, проводите нужные встречи, но сделки так и не совершаются?

    Почему? Кто виноват? Наконец, что делать? Конечно же, учиться, учиться и еще раз учиться!

    А начнем мы, как водится, с самого начала - с искусства производить первое впечатление. Как говорил Бернард Шоу: «У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Поэтому отнеситесь к первому шагу со всей серьезностью!

    Общение вербальное и невербальное

    Исследования показали, что около 70% личного общения осуществляется через невербальные каналы. То есть с помощью движений, поз, жестов и мимики. И только 30% - через вербальные. Из этих 30% всего лишь 10% составляют слова, а 20% включают тон голоса и интонацию.

    Другими словами, неважно, что вы говорите, важно, как вы это говорите и какие жесты при этом используете. Более того: ваше тело начинает говорить еще до того, как вы откроете рот и произнесете первое слово!

    Именно поэтому постижение искусства общения мы с вами начнем с изучения мимики, жестов и поз. Это основа эффективного общения и любого взаимодействия с людьми!

    Человеческий мозг способен улавливать десятки тысяч знаков в секунду. По тому, как человек ходит, садится, улыбается, протягивает руку, здоровается, можно сказать, что это за человек и насколько он искренен в своих намерениях. Поэтому, когда люди впервые встречаются, они уже с первых минут могут определить для себя, симпатичен им собеседник или нет.

    То, что верно в отношении других людей, справедливо и по отношению к вам! Каждое ваше бессознательное движение рассказывает окружающим все о вас и о том, о чем вы на самом деле думаете. Эти движения могут быть незаметными и ускользать от сознания, но именно они оказывают сильнейшее притягивающее или отталкивающее действие. Каждая улыбка, каждый взгляд, каждый звук, слетающий с ваших уст, может привлечь к вам окружающих или заставить их бежать прочь.

    Первые впечатления особенно сильны. Обратите внимание: когда люди встречают вас в первый раз, они как бы сканируют вас, составляют ваш образ. Причем этот образ остается в их памяти навсегда! Именно он становится для окружающих источником информации о том, что вы из себя представляете. На основе полученной информации люди будут общаться с вами тем или иным образом.

    Однажды известную журналистку, которая хорошо разбиралась в психотипах людей, попросили определить самого богатого человека в казино. Окинув взором играющую публику, она, недолго думая, указала на одного внешне ничем не примечательного парня.

    На вопрос, почему она выбрала именно его, журналистка ответила: «Он двигается как огромная пачка денег». Стоит ли говорить, что она оказалась права!

    Изучив этот тренинг, вы тоже сможете, знакомясь с людьми, с первого взгляда определять, кто есть кто. А при желании и сами научитесь двигаться как пачка денег! Насколько эта пачка будет огромной - зависит только от вас самих.

    Итак, наша первая задача - научиться создавать о себе благоприятное впечатление с первых секунд. Начнем с улыбки!

    Сила улыбки!

    Вспомним одно из основных правил Дейла Карнеги: «Улыбайтесь!» Можно сказать, что это правило безотказно действует и по сей день, если… Если ваша улыбка искренняя и вы умело ею пользуетесь!

    Вспомните продавцов-консультантов, сетевиков и торговых агентов. Конечно, без улыбки они бы не продали ничего. Но вы-то ощущаете, что вам неуютно от этой постоянной натянутой улыбки. Правильно, потому что улыбка эта неискренняя и вы подсознательно чувствуете истинный ее смысл. Скажите, вы когда-нибудь видели деловых людей или политиков, которые на переговорах или при совершении сделки улыбаются, не переставая? Нет, их улыбка - как драгоценный дар, она проявляется всего раз или два на протяжении всех переговоров.

    Первый раз партнеры улыбаются, когда знакомятся. Их улыбка говорит: «Мы рады знакомству и готовы к сотрудничеству». Второй раз - когда переговоры завершены. Теперь улыбка означает: «Все прошло по плану, мы довольны результатом».

    Успешные люди знают, что улыбка - один из самых сильных инструментов влияния. Поэтому они тщательно настраивают этот инструмент, чтобы достичь максимального эффекта. Они делают свою улыбку настолько могущественной и обворожительной, что вместе с ними улыбается весь мир!

    Хотите достичь того же эффекта? Тогда запомните: сила вашей улыбки в ее сдержанности!

    Сдержанная улыбка

    Встречаясь с незнакомым человеком, не спешите улыбаться. Сначала как бы оцените партнера, всмотритесь в его лицо. Только после этого медленно улыбнитесь. Этим вы скажете партнеру: «Я вам рад, вы мне интересны».

    Сдержанная улыбка добавит вашим словам взвешенности и искренности. Но - обратите внимание! - интервал между оценивающим взглядом и последующей улыбкой должен быть не более одной-двух секунд. Иначе партнер почувствует себя неуверенно, а вы вместо положительной ответной реакции получите отрицательную.

    Правило «сдержанной улыбки» особенно актуально для женщин в бизнесе. Женщины торопятся улыбаться. Тем самым они подают сигнал: «Посмотрите, какая Я!» А нам важнее расположить к себе партнера, поэтому ваша улыбка должна говорить: «Посмотрите, какой ВЫ!»

    Женщины, которые умеют сдержанно улыбаться, воспринимаются в корпоративном мире как более надежные партнеры. Примеров вокруг - тысячи! Посмотрите, например, как ведут себя и как улыбаются женщины-политики, известные деловые женщины.

    Итак, ваша улыбка должна появляться на лице не сразу же при встрече, а немного позже. И расцветать медленно - тогда она будет внушать больше доверия.

    Теперь давайте перейдем к изучению еще одного важнейшего средства общения из нашего арсенала - взгляду.

    Свет глаз

    Ваши глаза - мощное оружие, обладающее огромной силой! Одним взглядом можно разжечь чувства или остудить пыл, приласкать или оттолкнуть.

    Вспомним несколько определений: «большие детские глаза», «черный глаз», «бегающие глазки», «завораживающий взгляд», «гневный взгляд», «блеск в глазах». Глаза могут многое рассказать о человеке!

    Например, зрачки расширяются и сужаются в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека. Влюбленную женщину обязательно выдадут расширенные зрачки. И мужчина заметит этот знак, даже не отдавая себе в этом отчета. Ведь наш мозг устроен так, что незаметно для своего сознания мы реагируем на малейшие изменения, интерпретируя полученные сигналы.

    Кстати, именно поэтому приглушенный свет создает ощущение интимной обстановки. Чем меньше света, тем более расширены зрачки. А значит, мозг подает сигнал к «боевой готовности»!

    Секрет игроков

    Вы когда-нибудь играли в покер? Профессиональные игроки хорошо знают: определить, какие карты у твоего соперника, можно по глазам. Если выпадают хорошие карты, зрачки быстро расширяются. Зная это, сами игроки, как правило, либо надевают затемненные очки, либо не смотрят в глаза своим соперникам.

    Когда вы разговариваете с людьми, ведете переговоры, научитесь смотреть в зрачок - он расскажет вам всю правду об истинных чувствах и настроениях человека!

    О чем расскажет взгляд

    Если человек что-то скрывает от вас, его глаза будут встречаться с вашими менее трети всего времени общения. Если же взгляд собеседника встречается с вашим более чем две трети всего времени общения, это может означать одно из двух:

    • он считает вас интересным или привлекательным (в этом случае зрачки его глаз будут несколько расширены);
    • он настроен враждебно по отношению к вам (в этом случае зрачки будут сужены).

    Уверенная осанка

    Что еще поможет вам создать образ уверенного и успешного человека? Конечно же, ваша осанка - основа уверенного поведения!

    Скажите, случалось ли вам, глядя на незнакомого человека, сразу же ощущать, что этот человек уверен и успешен? И как вам удавалось это определять? Конечно же, при помощи невербального канала! И в первую очередь - по манере держаться и уверенной осанке.

    Хотите в глазах других людей выглядеть уверенным и успешным человеком? А самого себя ощущать таковым? Тогда прежде всего расправьте плечи! Это основа, фундамент уверенного поведения.

    Для более детальной проработки уверенности в себе и уверенного поведения могу порекомендовать тренинг «Как выработать здоровый пофигизм, или 12 шагов к уверенности в себе». Ну а для начала - небольшое домашнее задание. И практика, практика, практика!

    Назад в будущее

    Вспомните какое-нибудь яркое радостное событие. Например, вас повысили по службе, вам признались в любви, вы блестяще завершили важный для вас проект… Вспомните, какой подъем вы испытали, как вы радовались, как были довольны собой! Заметили? Ваша голова автоматически поднимается. Плечи расправляются. На лице появляется открытая улыбка. Глаза начинают сиять. Именно так выглядят успешные люди! Они твердо стоят на ногах. Их движения излучают уверенность. Они улыбаются мягко и с достоинством. И у них гордая осанка!

    Закрепить хорошую осанку никогда не поздно. Для этого достаточно регулярно выполнять несложные упражнения. Если вы будете достаточно терпеливы и настойчивы, уже через месяц у вас войдет в привычку держать спину прямо.

    Добавьте к гордой осанке царственную улыбку, о которой мы говорили выше, прямой открытый взгляд - и успех не заставит себя ждать! Наслаждайтесь своим новым самоощущением и тем впечатлением уверенности и привлекательности, которое вы производите на окружающих. Получайте от этого удовольствие!

    Практика первого шага

    Учимся улыбаться

    Встаньте перед зеркалом и несколько раз улыбнитесь. Заметьте, насколько разнообразной может быть ваша улыбка! Отметьте для себя наиболее удачные варианты. Придумайте им названия, соответствующие вашему состоянию. Например: «застенчивая милашка», «кокетка», «деловая женщина», «лучшая подруга», «соблазнительница»… Или: «настоящий мачо», «застенчивый ботаник», «рубаха-парень», «милашка», «честный семьянин». Попросите подругу или друга выступить в качестве критика. Пусть попытается угадать названия всех улыбок, которые вы продемонстрируете.

    Обязательно потренируйте на своих знакомых прием «деловая улыбка». Помните: окидываем партнера взглядом, смотрим ему в глаза и медленно улыбаемся. При этом промежуток времени между вашим «сканирующим» взглядом и последующей улыбкой должен составлять 1-2 секунды! Не более!!! Попросите ваших знакомых рассказать об ощущениях после демонстрации этого приема. Если вы сумеете вызвать у них особое расположение, если ваша улыбка произведет приятное впечатление, считайте, что вы постигли тайну «сдержанной улыбки»!

    Сроим глазки

    Чтобы расположить к себе собеседника, вы должны встречаться с ним взглядом большую часть времени вашего общения. Человек, который редко смотрит в глаза или часто отводит взгляд, не пользуется доверием! Ни в коем случае на переговорах или при доверительном общении не надевайте темные очки. И наоборот, если вам человек безразличен, - смело прячьте глаза за темными стеклами!

    Кроме того, запомните несколько приемов прицельной «стрельбы глазами», с помощью которых вы сможете вести диалог в нужном для вас ключе. Только прежде чем испытывать их в полевых условиях, обязательно попрактикуйтесь на своих друзьях или близких! Практика необходима для отработки новых навыков. Малейшая оплошность может привести к тому, что собеседник неверно истолкует ваше поведение.

    Взгляд для деловых переговоров.

    Зрительно нарисуйте на лбу вашего собеседника жирную точку - на уровне бровей, посередине между ними. Представьте себе Т-образное пересечение линии бровей и носа - это и будет искомая точка. Глядя на эту точку во время разговора, вы даете понять собеседнику серьезность своего настроя.

    Взгляд для повседневного общения.

    Смотрите на переносицу собеседника, в самый ее центр. Это взгляд равноправных отношений.

    Взгляд для интимных встреч.

    Взгляд блуждает от уровня глаз до уровня груди. Если вы завлекаете партнера на расстоянии - от уровня глаз до промежности. Мужчины, разговаривая с женщинами, сделайте свой взгляд более «липким». Просто задерживайте его на глазах собеседницы даже во время пауз в разговоре. А если вы отводите свой взгляд в сторону, делайте это медленно, как будто вы не можете оторваться от своей спутницы. На женщин такая техника действует безотказно!

    Женщины, если мужчина вам не интересен, используйте технику делового взгляда, при этом смотрите холодно и безразлично. Не надо оглядывать собеседника презрительным взглядом с ног до головы. Мужчина его расшифрует как положительный ответ! Лучше ограничьтесь деловым взглядом - и неприятный собеседник от вас отстанет.

    Тренируем гордую осанку

    Первый помощник в работе над осанкой - упражнение «Стенка». Встаньте спиной вплотную к ровной стене и плотно прислонитесь к ней всем телом. Прижмите к стене спину, плечи, руки, ладони, ягодицы, пятки. Пять минут постойте в таком положение. Сделайте семь глубоких вдохов-выдохов. Вдох через нос, выдох через рот.

    Затем, не меняя положение тела, зафиксируйте его. Представьте, что стена прилипла к вашей спине и вы уносите ее с собой. С такой выпрямленной спиной-стеной походите по комнате (делайте шаги в любом направлении, любой походкой, но не меняя положения спины). Чем дольше вы будете «носить» на своей спине стенку - тем лучше.

    Главное условие - регулярность. Уделяйте этому упражнению хотя бы пять минут в день в течение месяца. Постарайтесь запомнить ощущение, сопровождающее правильную осанку, и почаще возвращать себе это ощущение.

    Второе упражнение называется «Веревочка». Представьте, что ваша макушка подвешена к небу: веревочка тянет вас вверх. Вы как будто повисаете на ней, выдохнув и расслабив тело. При этом плечи чувствуют себя как пиджак или плащ, который повесили на вешалку. Плечи, руки, корпус расслаблены, под действием силы притяжения они стремятся вниз, к земле. А веревочка тянет вас вверх. Дышите! Не надо напрягать живот - в этом положении он автоматически подтягивается, даже если вы полностью расслабите мышцы пресса. Ноги плотно стоят на земле - это дает ощущение устойчивости и прочной жизненной опоры. При этом вы не прилагаете никаких усилий - это веревочка тянет вас вверх!

    В результате ваш позвоночник как будто натягивается между небом и землей. Он подобен тетиве лука, которая не прилагает усилий, чтобы быть натянутой. Повторяйте это упражнение по пять минут в день на протяжении месяца. Вы сами удивитесь, как изменится ваша осанка - и ваше самоощущение!

    Если вы находитесь вне дома и у вас нет возможности выполнять упражнения на осанку, просто повторяйте про себя: «Я смелый, решительный человек!» Особенно полезна подобная аутогенная тренировка перед любым решительным шагом, важной встречей. Слова обладают огромной силой! Позитивная формула, повторенная несколько раз, создает эффект «самогипноза».

    Утвердив при помощи этого простейшего приема дух смелости и решительности, вы заметите, как ваша спина сама выпрямляется, а плечи расправляются. Так внутренняя уверенность в себе проявляется в уверенной осанке!

    Простые упражнения, правда?! Но именно с их помощью вы сможете производить благоприятное впечатление с первых секунд знакомства. Располагать к себе людей, что называется, «с первого взгляда». Теперь дело за тем, чтобы это расположение удержать!

    © Н.В. Ром, 2010 г.
    © Публикуется с разрешения издательства

    Самое правильное впечатление о человеке складывается в первые минуты и часы общения. Именно в эти моменты люди принимают подсознательное решение о своих будущих отношениях: стоит ли стать ближе или лучше держаться подальше. Достаточно часто с течением времени мнение может перемениться, но мой опыт говорит, что-то исходное ощущение будет верным. Если что-то отталкивает с одного взгляда, стоит прислушаться. Это не обязательно значит, что человек плохой, но вам он скорей всего не подходит. А значит, если вы во что бы то ни стало хотите понравиться новому знакомому, стоит сосредоточиться на первом впечатлении, которое вы собираетесь произвести. Ключевое здесь — «во что бы то ни стало», то есть он вам зачем-то позарез нужен. Ну не знаю, переспать вы хотите, выйти замуж или выдоить и бросить.

    Для начала выбросьте из головы образ хорошей, правильной, сексуальной и любой другой женщины, которой намерены показаться.

    Универсальной схемы не существует, поэтому потратьте первые десять минут на изучение объекта. Кто он и чего хочет? Вам предстоит подстроиться под его запрос. Угадать его не так сложно. Смотрите, что человек транслирует, как он пытается понравиться вам, и конструируйте для него идеальную собеседницу — не такую же, но дополняющую.

    Популярное

    В соответствие с этим образом следует одеться, и это сложно, вы же не знаете заранее, что от вас ждут. Поэтому одежда должна быть пластичной. Допустим, сверху строгая кофточка, если от вас ожидают« хорошую девочку», а под ней достаточно соблазнительная майка, если собеседник окажется настроен на флирт: по ходу пьесы поймёте, надо ли её показывать.

    И ради бога, не наряжайтесь. Теперь, когда самые отсталые слои мужского населения узнали слово« лабутены», слишком дорогая или сексуальная вещь вас только скомпрометирует: она покажет, что вы слишком явно хотите себя впарить.

    Вы «показались» внешне, и теперь пришло время самовыражаться, демонстрируя свою яркую и привлекательную личность. Нам это раз плюнуть, но проблема в том, что иногда не стоит быть такой уж яркой, какая вы есть на самом деле. Мягкий юмор — да, но слишком многие люди напрочь лишены самоиронии, поэтому воздержитесь от ехидства. Постарайтесь обойтись без резких высказываний о политике. В наше забавное время об этом часто заходит разговор, и вы легко можете оказаться в разных лагерях. В таком случае, каким бы взвешенным ни было ваше мнение, ярлык« дура» обеспечен.

    По возможности не говорите о деньгах, вас сразу заподозрят. Не пытайтесь« тонкими» вопросами выяснить его социальное положение, установить наличие жены, детей и понять взгляды на брак.

    Такого рода хитрости шиты белыми нитками и выдают в вас хищную девицу, которой вы, возможно, являетесь, но зачем же это показывать.

    Не ругайтесь матом и постарайтесь не шутить ниже пояса. Нет, я не говорю, что вы из тех, кто высморкается в занавеску, если вовремя не предупредить, но иногда при хорошем течении беседы недопустимо расслабляешься. Есть темы, которые затрагивать категорически не стоит. Однажды у меня состоялась развиртуализация с интернет-знакомым. Мы пикировались, мерились какими-то блогерскими рейтингами, я развеселилась и ляпнула« да у тебя член меньше, чем у меня каблуки». Похихикали и разошлись, после чего он наглухо исчез, а через пару месяцев девушка, приближенная к телу, намекнула, что шутка была крайне неудачной, потому что таки да. А я всё не понимала, чего это он потом долго писал про женщин, которые норовят наступить шпильками на больное место.

    Беда в том, что вы никогда не угадаете, где у человека больное место: в кошельке, в штанах, или мама его никогда не любила. Поэтому будьте бдительны и аккуратны, формальная вежливость ещё никого не подводила.

    И самое главное: проследите за собой, сколько в этом разговоре вам пришлось кривляться, придерживать язык, изображать ту, которой вы на самом деле не являетесь. Если актёрствовать пришлось слишком много, самое время задуматься, нужна ли вам такая победа. Вряд ли вы стараетесь, чтобы склеить мужчину на одну ночь, и если у вас далеко идущие планы, то общение с этим человеком превратится в постоянное насилие над собой, в сплошное эмоциональное, интеллектуальное и сексуальное обслуживание. Видит бог, ни одна самая завидная цель не заслуживает того, чтобы так себя ломать. Поищите лучше того, с кем хитрить не придётся, ну разве что самую чуточку.

    1. В любых ситуациях ведите себя естественно.

    2. Не впадайте в крайности. Если вы будете слишком напряжены и скованны, то первое впечатление о вас явно будет не лучшим. Если же, наоборот, вы будете слишком раскованны или фамильярны, то можете оскорбить собеседника своим поведением.

    3. Не следует быть слишком серьезным и напускать на себя вид очень умного и занятого человека.

    4. Проявляйте интерес к другим людям, к их делам и проблемам.

    5. Будьте сдержанны и тактичны.

    6. Выражайте искреннее одобрение. Отмечайте все то, что вам нравится в человеке, и говорите ему об этом.

    7. Делайте больше комплиментов.

    Если вы хотите расположить к себе человека, который относится к вам отрицательно, сделайте ему комплимент о его способностях, которыми вы не обладаете. Комплименты требуют особого такта. Любой комплимент должен быть без двойного смысла, чтобы вашу оценку нельзя было истолковать и как положительную, и как отрицательную.

    Если вы дали несоразмерно высокую оценку какого-либо качества собеседника, то ваш комплимент прозвучит издевательски и будет воспринят как оскорбление. Ни в коем случае нельзя делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек старается избавиться.

    Искренние, лишенные преувеличения комплименты всегда приятны.

    В некоторых случаях невысказанный комплимент может граничить с невежливостью, например, если вы не сумеете оценить с любовью приготовленные хозяйкой яства или другие проявления ее внимания.

    Комплименты довольно часто касаются внешнего вида собеседника, и поэтому каждое предложение-комплимент включает, как правило, положительное оценочное наречие - хорошо, прекрасно, замечательно или великолепно:

    Вы (ты) хорошо (прекрасно, модно, великолепно) выглядите (выглядишь).

    Вы (ты) очень хорошо выглядите (выглядишь)!

    Вы (ты) сегодня хорошо выглядите (выглядишь)!

    Если вы хотите подчеркнуть какие-то черты характера или поведения собеседника, используйте наречия - очень, так, как и прилагательное - какой:

    Вы (ты) очень (так) умны (умен, умна)! _ Как вы (ты) умны -(умен, умна)!

    Какой вы (ты) умный (умная)!

    У вас (тебя) прекрасный характер.

    У вас (тебя) изысканный вкус.

    С вами интересно общаться.

    Встречаясь после долгой разлуки, доброжелательные люди отмечают хороший внешний вид своих знакомых:

    Вы (ты) не меняетесь(ешься), не стареете-(ешь), все молодеете(ешь).

    Вам (тебе) не дашь ваших (твоих) лет.

    Как комплимент может прозвучать и позитивная оценка профессиональных качеств собеседника:

    Вы (ты) такой хороший специалист...

    Всякий комплимент предполагает выражение ответной благодарности:

    Спасибо!

    Спасибо за комплимент!

    Мне очень приятно.

    Приятно это слышать.

    Я рад(а) это слышать.

    Может быть сделан и ответный комплимент, касающийся внешности, одежды собеседника или повторяющий сказанное им:

    Вы (ты) тоже хорошо выглядите(ишь).

    И у вас (тебя) красивый костюм

    Я то же могу сказать и о вас (тебе).

    То же можно сказать и о вас (тебе).

    8. С вниманием слушайте собеседника. Наблюдайте за его неречевым поведением.

    9. Постарайтесь найти что-то общее между собой и вашим собеседником. Никогда не ищите различий. Люди любят общаться с теми, к кому у них возникает симпатия, кто на них похож, тогда общение позволяет ощутить внутреннюю гармонию.

    В психологии существует такое понятие, как пейсинг или отражение. Для того чтобы отношения были ровные, свободные, открытые, надежные, нужно постараться создать атмосферу “отражения”, при которой все, что ваш собеседник делает, слышит, представляется ему правильным. Важно проявить в общении те стороны своего характера, которые собеседнику ближе всего. Осознанно применяйте пейсинг. Добиться этого можно тремя способами:

    а) через язык тела: жесты, позу, походку, выражение лица, дыхание, одежду;

    в) через чувства.

    Самым ярким примером неосознанного пейсинга можно считать отношения между влюбленными. Они повторяют друг друга во всем. Они одинаково говорят, пользуются одними и теми же словами, имеют одинаковое мнение и так далее.

    10. Оказывайте только положительные знаки внимания, такие, как похвала, благодарность, признательный взгляд и тому подобное. Положительные знаки внимания доставят вашему собеседнику радость, укрепят в нем веру в свою силу.

    Человек, который получает слишком мало положительных знаков внимания, проявляет недовольство по отношению ко всем окружающим. Он винит в своей плохой жизни кондукторов, начальство, правительство и нередко впадает в депрессию.

    Избегайте отрицательных знаков внимания, таких, как презрительный взгляд, пожимание плечами, выражение недоверия, неблагодарности, высмеивание.

    11. Жесты и позы человека могут произвести как приятное, так и обратное впечатление на собеседника.

    Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека.

    Поднятые плечи вашего собеседника свидетельствуют о том, что он напряжен, ощущает опасность, исходящую от вас.

    Поднятые плечи и опущенная голова говорят о том, что ваш собеседник замкнут. Он либо неуверен в себе, либо боится чего-то, либо неудовлетворен вашим разговором, либо чувствует себя униженным.

    Опущенные плечи и поднятая голова - свидетельство того, что ваш собеседник настроен на успех, он контролирует ситуацию.

    Склоненная голова набок - ваш собеседник заинтересован.

    Потирание века - ваш собеседник говорит неправду.

    Выделяют несколько основных жестов и поз, которые передают внутреннее состояние человека.

    Жесты открытости помогают расположить к себе собеседника, вызвать его на откровенный разговор и оставить у него самое благоприятное впечатление о себе. К жестам открытости относятся жест “раскрытые руки”, когда собеседник протягивает свои руки ладонями вверх, и жест “расстегивание пиджака”. Когда между собеседниками достигается согласие, они невольно расстегивают пиджаки.

    Жесты подозрительности и скрытности говорят о том, что человек не настроен на беседу. К этим жестам относятся потирание лба, висков, подбородка, невольное прикрытие лица руками. Если собеседник отводит глаза - это является самым ярким показателем того, что он что-то скрывает.

    Жесты и позы защиты свидетельствуют о том, что человек чувствует опасность или угрозу, исходящую от вас. Наиболее распространенным защитным жестом являются руки, скрещенные на груди.

    Если ваш собеседник скрестил руки, то лучше разговор закончить. А если он к тому же сжал ладони в кулаки, то это свидетельствует о его крайне враждебном настрое. В этом случае надо замедлить свою речь, а лучше всего изменить тему разговора.

    Жесты размышления и оценки показывают, что разговор заинтересовал партнера. К жестам размышления относится жест “пощипывание переносицы”, поза “мыслителя”, когда собеседник подпирает рукой щеку.

    Жесты сомнения и неуверенности свидетельствуют о том, что собеседнику что-то неясно в разговоре или что ваши доводы кажутся ему неубедительными. К таким жестам относятся почесывание указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или боковой части шеи, потирание указательным пальцем носа.

    Обиженный человек чаще всего приподнимает плечи и опускает голову. Если ваш собеседник принял именно такую позу, то тему разговора следует сменить.

    К жестам и позам, выражающим агрессивность, относят тесно сплетенные пальцы рук, особенно если кисти рук лежат на коленях, сжатые кулаки. Чем сильнее человек сжимает кулаки, тем выше степень его внутреннего возбуждения.

    Жесты и позы, выражающие раздражение - прикосновение к носу или легкое потирание его; покашливание.

    К жестам и позам, свидетельствующим об уверенности собеседника, относятся позы: руки соединены кончиками пальцев, при этом ладони не соприкасаются; корпус наклонен слегка вперед, а руки - на бедрах; подбородок высоко поднят.

    О разочаровании говорят: почесывание затылка; расстегивание воротничка рубашки; постукивание ногой по полу.

    Человек, стремящийся закончить беседу, опускает веки. Если ваш собеседник носит очки, то он снимет очки и отложит их в сторону.

    Когда ваш собеседник почесывает ухо или потягивает мочку уха, то это означает, что он устал слушать и хочет высказаться сам.

    Если же ваш собеседник ходит по комнате, то это можно расценить как то, что разговор его интересует, но ему нужно подумать, прежде чем принять решение.

    Если ваш собеседник, стоя, опирается руками о стол или стул, значит, он не уверен, внимательно ли вы его слушаете.

    Уверенного в себе человека, который хочет показать свое превосходство над другими, можно распознать по жестам - “закладывание рук за спину с захватом запястья” и “закладывание рук за голову”. С таким человеком очень трудно общаться. Если вы хотите расположить его к себе, то наклонитесь немного вперед с протянутыми ладонями и попросите объяснить вам что-либо. Другой способ заключается в копировании жеста.

    Человек самодовольный и высокомерный складывает кисти рук вместе.

    Если ваш собеседник неожиданно начал собирать ворсинки с одежды, при этом он отвернулся от вас или смотрит в пол - это означает, что он не согласен с вами и не хочет высказывать свое мнение.

    Человек, который во время разговора держится руками за боковые края стула или его руки лежат на коленях, не хочет продолжать разговор. Вам следует прекратить беседу, тогда вы оставите о себе приятное впечатление.

    Если ваш собеседник курит, то по тому, как он выпускает дым, можно определить его отношение к вам и к вашему разговору. Дым выпускается постоянно вверх, значит, партнер настроен положительно и разговор ему нравится. Дым направлен вниз, партнер, наоборот, настроен негативно, причем чем быстрее он выпускает дым, тем в большей степени разговор ему неприятен.

    Определить состояние человека можно по походке. Человек, который держит руки в карманах или сильно ими размахивает, смотрит себе под ноги, находится в угнетенном состоянии. Быстрая походка с размахиванием рук говорит об уверенности в себе. Человек, который ходит “задрав голову”, при этом энергично размахивает руками, заносчив и высокомерен. Сцепленные за спиной руки и опущенная голова говорят об озабоченности.

    12. О состоянии человека красноречиво свидетельствует его мимика. Плотно сжатые губы говорят о замкнутости. Опущенные уголки рта выдают расстроенность.

    Во время беседы постарайтесь визуально нарисовать на лице партнера треугольник, в который Bы должны смотреть. Это поможет вам максимально сконцентрироваться.

    13. Для того чтобы вас посчитали за человека воспитанного, вам придется избавиться от таких качеств, как чрезмерное любопытство, вспыльчивость, обидчивость и тщеславие.

    Любопытство присуще каждому человеку. Здоровое любопытство расширяет кругозор и способствует интеллектуальному развитию. Однако если человек начинает интересоваться чужими делами, подслушивая разговоры, подсматривая в замочные скважины, то подобное любопытство - проявление крайней невоспитанности. Оно мешает общению между людьми.

    Вспыльчивость никогда не поможет расположить к себе собеседника. Человек, который не умеет спорить, не переходя на повышенные тона, разрушает отношения. Не оправдывайте вспыльчивость своей природной слабостью, вспыльчивость - это недостаток в воспитании.

    Обидчивость раздражает окружающих. Любой человек в присутствии обидчивого собеседника чувствует напряжение. Ему приходится постоянно следить за собой, чтобы ненароком не задеть чем-либо своего собеседника. Обидчивый человек, жалуясь на несчастную жизнь, легко заражает окружающих своим плохим настроением.

    Тщеславие является одним из самых тяжелых пороков. Нередко тщеславные люди занимают руководящие посты, наделены определенной властью. Они нуждаются в постоянном подтверждении своего превосходства над другими. Если вы обнаружили в себе признаки этой болезни, постарайтесь от нее избавиться, пока она не перешла в хроническую форму.

    На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

    • Зачем перед встречей слушать новости и читать журналы
    • и не оттолкнуть собеседника
    • Правила эффективного общения
    • Как техники «луч прожектора» и «активное слушание» помогут произвести неизгладимое впечатление

    Чтобы добиться успеха, нужно уметь договариваться с другими людьми, для этого требуется не только складно произносить слова, но и превращать общение в удовольствие. Я много раз наблюдала, как люди не соблюдали элементарных правил в разговоре и из-за этого теряли ценные контакты (см. также Как не оттолкнуть собеседника). Изучая ситуации, я сформулировала правила эффективного общения, которые помогут Вам узнать, как произвести хорошее впечатление , а собеседникам – почувствовать себя комфортно в Вашем обществе.

    и не оттолкнуть собеседника

    Не выходите из дома без свежих новостей . Перед встречей включите радио или телевизор, полистайте газеты, загляните в Интернет. Новости – хороший предмет для начала разговора. Кроме того, Вы избежите глупых ситуаций, когда Вам предлагают высказаться о последних событиях, а Вы не знаете, о чем идет речь.

    Заранее подготовьте ответы на самые частые вопросы в свой адрес . Например, на вопрос о занятиях можно ответить, что Вы экономист, инженер и пр. Но этого недостаточно для начала хорошей беседы. Лучше добавить одну-две интересные детали, например: «Я – юрист. Наша фирма специализируется на трудовых спорах. Сейчас я веду одно дело, ответчиком в котором выступает работодатель, задававший кандидатам во время собеседования при приеме на работу слишком личные вопросы».

    Не давайте односложных ответов . Очень трудно вести разговор, когда на любой вопрос собеседник отвечает «да», «нет» или «не знаю». Стремитесь давать развернутые ответы, тогда Ваше общение будет развиваться более естественно.

    Называйте собеседника по имени . Собственное имя – самое приятное слово для каждого человека. Поэтому, называя собеседника по имени, Вы сразу вызываете у него симпатию.

    Общайтесь с собеседником на его языке . Если Вы разговариваете с человеком, работающим в другой профессиональной области, старайтесь пользоваться терминами из его лексикона, это облегчит взаимопонимание.

    Ищите в ответах собеседника ключевые слова . Часто люди сами подсказывают, какие темы им близки. Например, Вы сетуете на проливной дождь, а Ваш визави вдруг говорит, что это важно для растений. Вероятно, ему близка эта тема.

    : 7 правил эффективного общения

    Правило 1. Продумайте тезисы беседы

    Если Вам предстоит впервые увидеться с человеком, узнайте о нем как можно больше (возраст, материальное положение, интересы). Используйте странички в соцсетях, которые очень информативны. Если их нет, то найдутся важные ссылки о профессиональной деятельности. Любые сведения помогут неформальному началу разговора.

    Приведу пример из практики. Мы готовили серьезную встречу между двумя руководителями. Об одном из собеседников узнали, что в молодости он увлекался морем. Мы использовали это в мелочах: подготовленные документы положили в папку с морской тематикой, расставили якорьки. Таким образом, важные файлы не остались незамеченными: человек обратил на них внимание, просто подсознательно потянувшись за приятной для себя вещицей.

    Правило 2. Верно разместитесь относительно собеседника

    Держите дистанцию . В нашей культуре не принято при разговоре находиться слишком близко к партнеру. Определите комфортное расстояние. Исследования рекомендуют 60 см (длина вытянутой руки). В правилах этикета именно эта дистанция определена как личное пространство. Если Вы находитесь слишком близко, человек почувствует дискомфорт и, не поняв, в чем дела, решит, что Вы ему не нравитесь. Женщине и мужчине лучше садиться подальше друг от друга: небольшая дистанция может быть воспринята как флирт.

    Располагайте свой стул под углом к стулу собеседника . Не стоит сидеть прямо напротив человека, иначе могут сработать подсознательные механизмы, запускающие проявления агрессии. Передвиньтесь на несколько сантиметров вбок, и причины для неприятных эмоций исчезнут. Ко мне обратился человек, которому предстоял серьезный разговор с начальником об увольнении. Я посоветовала ему изменить привычное расположение относительно друг друга: подвинуть стул в сторону, чтобы не сидеть напротив начальника, немного изменить позу. Разговор прошел мирно – увольнение не состоялось.

    Садитесь спиной к стене для сохранения уверенности . Чтобы и партнер чувствовал себя комфортно, также предлагайте ему сесть спиной к стене. Если в Ваших планах выбить собеседника из колеи, постарайтесь, чтобы он оказался спиной к двери.

    Правило 3. Начинайте разговор с отвлеченных тем

    Один мой клиент оказался в сложном положении на переговорах в Литве: с первых минут он завел речь о делах, и беседа вскоре завершилась – партнер отказался общаться. Оказалось, в этой стране принято перед деловой беседой говорить на отвлеченные темы. Я часто замечала это и в России: если один из собеседников сразу переходит к деловым вопросам, его партнеры напрягаются, и это неминуемо настраивает их против него.

    Прежде чем перейти к сути, обсудите нейтральные темы. Например, если Вы знаете, что у Вашего визави есть собака, спросите о ней; если Вам известно, что его ребенок поступает в университет, задайте аккуратный вопрос на эту тему.

    Правило 4. Чтобы произвести неизгладимое впечатление, б ольше говорите о собеседнике, нежели о себе

    Большинство людей склонны говорить главным образом о себе: о том, как хорошо у них идут дела, о своей семье. Но секрет успешного общения в том, чтобы больше говорить о собеседнике. Проявляйте заинтересованность – задавайте открытые вопросы, не предполагающие односложных ответов, например: «Как Вы проводите большую часть своего свободного времени?» Результаты не заставят себя ждать: люди с большей готовностью будут рассказывать о себе, а Вас будут считать интересным и внимательным собеседником.

    Можно использовать технику «луч прожектора», предложенную Лейлой Лаундерс, американским экспертом в области психологии общения и коммуникаций. Беседуя с человеком, представьте, что сверху светит большой прожектор: когда говорите Вы, лучи направлены на Вас. Чем дольше прожектор светит в противоположную от Вас сторону, тем интереснее Вы будете собеседнику. Лейла Лаундерс приводит такой пример: «Несколько лет назад мы с подругой попали на вечеринку, где собрались «сливки общества». Каждый, с кем бы мы ни заговорили, оказывался яркой и неординарной личностью. Когда в перерывах между разговорами с другими людьми мы делились впечатлениями, я спросила подругу: «Диана, с кем из всех этих людей, присутствовавших на вечере, тебе больше всего понравилось общаться?» Без колебаний она ответила: «О, конечно же, с Дэном Смитом!» «А кто он такой и чем занимается?» – спросила я. «Ну, я точно не знаю…» – ответила подруга. «Откуда он?» «Не знаю», – ответила Диана. – «Ну а какие у него интересы в жизни?» – «Понимаешь, мы не говорили о его увлечениях». «Диана, – спросила я. – А о чем же вы говорили?» – «Мне кажется, в основном мы говорили обо мне» 1 .

    1 Лейла Лаундерс. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. М.: Добрая книга, 200 2. – Примеч. редакции.

    Правило 5. Применяйте навыки активного слушания

    В дополнение к методике «луч прожектора» применяйте подход «активное слушание» – это несложная техника, помогающая собеседнику раскрыть больше информации. Она заключается в активном выражении собственных переживаний. Перечислю некоторые приемы.

    Кивайте в знак согласия. Так Вы выражаете одобрение и предлагаете собеседнику продолжить.

    Используйте слова-дополнения: «понимаю», «действительно», «очень интересно», «хорошо» и т. д. Человеку нужно осознавать, что Вы не просто его слушаете, а находитесь с ним на одной волне.

    Задавайте уточняющие вопросы, например: «Что Вы сделали в этой ситуации? Чем все закончилось?» Подобным образом Вы помогаете партнеру раскрываться и подталкиваете к продолжению разговора.

    По опыту скажу, если один из собеседников хорошо владеет навыками активного слушания, то второй даже не замечает, как быстро летит время.

    • Планирование своего времени: пошаговая инструкция от гуру тайм-менеджмента

    Правило 6. Делайте комплименты

    Многие люди совершают одинаковые ошибки: делают банальные комплименты либо проговаривают их очень быстро, как бы между делом. Это обесценивает комплимент, и он теряет нужную энергию. Найдите в собеседнике деталь, которую можно отметить, и скажите ему об этом. Мужчина очень ценит, когда ему говорят, что у него крепкое рукопожатие. Если речь идет о деловом партнере – женщине, то высокая оценка ее деловых качеств принимается с куда большей благодарностью, нежели комплименты, касающиеся ее внешних достоинств.

    Важно помнить, что в комплиментах стоит оставлять за скобками личные темы. Лучше оцените обстановку кабинета, оформление визиток, отметьте компетентность сотрудников партнера – все, на что Вы обратили внимание. Приведу пример из практики. Я присутствовала на встрече двух руководителей – мужчины и женщины, которую знала. Они пытались договориться о проведении совместного мероприятия. Женщина была плотного телосложения и накануне встречи сделала маникюр, который, по ее мнению, очень неудачно подчеркивал толщину рук. Директор компании, куда мы пришли, наоборот, отметил, как прекрасно выглядел маникюр. Когда встреча закончилась, моя знакомая долго рассказывала, как ей неприятно было слышать о цвете своих ногтей. Она расценила комплимент, как низкую лесть, что окончательно настроило ее против этого человека. Сделка не состоялась.

    Говорит Генеральный Директор

    Константин Белов , Генеральный Директор компании PowerGuide, Москва

    Поделюсь своими правилами эффективного общения.

    1. Слушать, не перебивая . Это самое сложное правило эффективного общения и одновременно самое главное его правило. Оно поможет произвести неизгладимое впечатление с первого раза. Казалось бы, нет ничего проще, но попробуйте промолчать, если Вам в течение нескольких минут сообщают давно известные вещи. Приходится прилагать серьезные усилия, чтобы дать человеку спокойно договорить.
    2. Вникать . Под слушанием я подразумеваю не только Ваше молчание, когда говорит кто-то другой, но и Ваши усилия, направленные на понимание смысла сказанного. Такое поведение означает, что Вы признаете партнера равноправной стороной в разговоре.
    3. Прямо обозначать свои интересы . Во время общения каждый из участников преследует собственные цели, о которых не хочет говорить впрямую ввиду их деликатности. Поэтому, если Вы, например, ведете переговоры о реструктуризации кредита, сообщите партнерам о Вашем понимании того факта, что одна из сторон обязательно попытается воспользоваться сложившейся ситуацией в своих интересах. Сразу прояснив не объявленную повестку дня, Вы избавите и себя, и других от пустопорожней болтовни.
    4. Не тянуть с главным . Вспомните, как во время совещаний всех раздражают ораторы, ходящие вокруг да около. Такое поведение часто связано со страхом, что собеседники не воспримут главного, если им не сообщить всех подробностей. Это опасение частично оправданно, но риск того, что Вас просто не дослушают, как правило, выше. Поэтому старайтесь строить беседу по принципу: сначала главное, потом детали.
    5. Не возвышаться за счет собеседников . Самоутверждение во время переговоров ожидаемо и нормально. Однако никогда не делайте этого за счет собеседников. Не следует демонстрировать человеку, что Вы лучше его, правильнее показать, что Вы такой же. Избегайте сравнения знаний и достижений в областях, не относящихся впрямую к предмету разговора. Например, если собеседник ошибся в цитате, не нужно его поправлять (см. также рисунок).
    6. Репетировать . Произносите вслух ключевые реплики. Полезно записать их на диктофон. Прослушав запись, Вы поймете, что стоит изменить. Проговорив вслух основные тезисы, Вы будете чувствовать себя значительно увереннее во время самой беседы.

    Как произвести неизгладимое впечатление и избавиться от противоречий

    1. Найдите двух или трех помощников. Это должны быть люди, которые хорошо Вас знают, чьим суждениям Вы доверяете. Предложите им готовый список негативных качеств (резкий, высокомерный, упрямый, мелочный…) и попросите отметить те, что присущи, по их мнению, Вам. Запаситесь терпением: это может быть неприятно.
    2. Ни в коем случае не спорьте со своими помощниками и не пытайтесь обратить их слова против них самих. Но можете уточнить: «И часто я веду себя… (резко, упрямо, мелочно и т. д.)?»
    3. Имея на руках полученные ответы, начните отслеживать Ваши взаимоотношения с другими людьми в течение нескольких недель. Выявляйте и фиксируйте в своем поведении раздражающие признаки, на которые указали Ваши друзья.
    4. Если Вы научитесь замечать недостатки, то сможете от них избавиться за счет выработки более конструктивных моделей поведения (например, снижайте свою напористость в переговорах, если она воспринимается людьми как резкость, и заменяйте активным слушанием).
    5. Через два-три месяца Вы обнаружите, что налаживать контакт с людьми Вам стало значительно легче.

    Подготовлено по материалам книги Марка Гоулстона «Я слышу Вас насквозь»