Как сделать так чтобы все слушались меня. Как нужно говорить, чтобы к вашему мнению прислушивались

Как сделать так, чтобы к вам прислушивались

«К работе относится добросовестно, требовательна к себе и товарищам по работе, за что уважением в коллективе не пользуется…»

Из характеристики

Здорово, когда ваше мнение ставится в расчет! Приятно влиять на происходящее вокруг одним только словом. Радует глаз, когда благодаря вашим словам мир меняется в лучшую сторону. Все это - льстит и повышает самооценку. Конечно, не ахти какая важная задачка, но все равно - приятно. Тем более что такое в большинстве случаев происходит не часто. А хотелось бы - всегда.

Вам режут глаз некоторые действия ваших знакомых и вы пока еще не знаете, как об этом сказать тактично? Точнее, вы уже пытались высказать им свое мнение, но натыкались на встречную агрессию. Или холодную стену неприятия и непонимания. Конечно же они делают и очень приятные для вас вещи! Но слишком редко? Они просто не догадываются, что вам это нужно, а сами попросить… Не догадываетесь. Или не знаете как.

Потому что пока еще не все умеют давать людям обратную связь. Действительно качественную обратную связь, на которую можно ориентироваться. Навык давать обратную связь высокого качества действительно очень сильно пригождается в жизни. Помимо всего, он здорово помогает в учебе - как в изучении, так и в обучении. Когда мы учимся сами, мы собираем обратную связь из внешнего мира. Когда мы учим, нам нужно обеспечить контакт с учениками и облегчить им знакомство с новым материалом.

К сожалению, в жизни такое встречается гораздо реже, чем того хотелось бы.

Учитель просит учеников:

- Встаньте, кто считает себя тупицей.

После долгой паузы встал Вовочка.

- Ты в самом деле считаешь себя тупицей?

- Ну не совсем. Просто как-то неудобно, что вы стоите один.

Можете представить себе, каково теперь будет отношение класса к такому учителю! Предлагаемый ниже стиль общения позволит вам наладить более конструктивные отношения со своими воспитанниками.

На самом деле, вы уже умеете давать качественную обратную связь. По крайней мере, на это было потрачено достаточно много слов. В этом навыке сливаются воедино множество уже знакомых нам элементов НЛПерского общения.

Стюардесса на борту новейшего суперлайнера:

- Дамы и господа! Приветствуем вас, наших первых пассажиров. К вашим услугам на первом этаже лайнера бассейн и теннисные корты, на втором - библиотека, на третьем - кинозал, на четвертом - дискотека. А теперь пристегните ремни и мы попытаемся со всей этой фигней взлететь.

В каком-то смысле, это повторение и закрепление пройденного. Буквально списком: раппорт, рефрейминги, хорошо сформулированный результат, позиции восприятия, ассоциация-диссоциация, базовые пресуппозиции… Там есть практически все, о чем написано в этой книге, и множество того, о чем пишут другие.

Все они взаимно поддерживают, дополняют и усиливают друг друга. Это уже единый сплав, из которого можно отлить фундамент эффективного общения.

Из книги Как легко обрести любовь: 4 эффективных шага автора Казакевич Александр Владимирович

Что нужно сделать, чтобы ваш автомобиль не ломался? А сейчас, мой читатель, я открою вам один важный секрет. И не просто секрет, а настоящий мегасекрет. Я его только что придумал… Шутка. А теперь читайте медленно и вдумчиво, ибо далее говорю серьезно. На нашей планете любое

Из книги Формирование будущих событий. Практическое пособие по преодолению неизвестности автора Штеренберг Ирина Ирековна

Что нужно сделать для того, чтобы захотеть что-либо 1. Первым шагом должно быть принятие решения о том, что вы хотите захотеть что-либо. Решение принять решение уже является одним из первых серьезных шагов на пути к построению диалога с самим собой для осознания своих

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Как сделать так, чтобы это мне понравилось? Часто родители слышат от учителей следующую характеристику сына или дочери: "Мальчик (девочка) способен, но неусидчив, ленив, а мог бы учиться хорошо". Многие думают о себе подобным же образом: "Стоит мне захотеть, как я это сделаю.

Из книги Семь смертных грехов родительства. Главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка автора Рыженко Ирина

Как сделать, чтобы ребенок не обманывал? Прием очень простой. Экспериментировать со враньем дети начинают года в три, когда еще совершенно очевидно, что ребенок привирает. Можно ему сказать так: «Когда ты обманываешь, у тебя один глазик становится меньше и сразу видно, что

Из книги Нет прокрастинации автора Бабаута Лео

Избавляйтесь от препятствий, чтобы успевать сделать всё «Сделано» - это прекрасное слово.Оно означает, что вы достигли чего-то. Неважно, насколько это значимо или малозначимо. В мире кроме побед есть и поражения. Это крошечный прыжок радости в вашем сердце. Это не только

Из книги Сердце разума. Практическое использование методов НЛП автора Андреас Коннира

Как сделать так, чтобы новый стиль мотивации заработал Бывают случаи, когда человек, овладевший новым мотивационным стилем, обнаруживает, что нуждается в дополнительных изменениях, способствующих еще большей эффективности нового мотивационного стиля. Брайан, например,

Из книги Психотренинг по методу Альберта Эллиса автора Эллис Альберт

Глава 19. ПОДХОД № 14: КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ НИЧТО НЕ МОГЛО СДЕЛАТЬ ВАС НЕСЧАСТНЫМ Предположим, что случилось худшее, что только можно представить. Возможно ли в этой ситуации справиться со своими чувствами тревоги и угнетенности? Мой ответ будет: «Да. Конечно, да!» Никогда

Из книги Сила позитивного мышления автора Пил Норман Винсент

Глава 15 Что нужно сделать, чтобы понравиться людям Думаю, что всем нам хотелось бы нравиться людям. Нередко можно услышать такое: «Мне безразлично, нравлюсь я людям или нет». Но даже если кто-то и заявляет так, уж вы мне поверьте: на самом деле он так не думает. Психолог

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Как сделать, чтобы вам помогли? Давите на жалостьОсобенность нашего российского менталитета – всех жалеть и всем хотеть помочь. Западный менталитет немного другой, там люди гораздо больше – животные, и у них подобные вещи проявляются меньше. У восточных людей жалость

Из книги Дауншифтинг [или как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется] автора Макеева Софья

Вместо вывода Как сделать так, чтобы было все как у людей? Никак. Это невозможно. В «наше время» люди взяли привычку жить как попало. Вернее, как им вздумается. Тим Фэррис живет в приключениях, а Маша Дубровская – в путешествиях. Кто-то за спокойствием отправляется в

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Что мы можем сделать вместо того, чтобы ругать Смиритесь с тем, что теперь ваша власть ограниченна Чем старше становится ребенок, тем большее бессилие ощущают многие родители. С маленьким ребенком было проще, ведь тогда они сами все решали. Но с долговязым

Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова Ирина

Как сделать так, чтобы Сигизмунд не остановился 1. Попробуй убрать с лица выражение недовольства и ожидания. Ты любишь его, он любит тебя, вы решили быть вместе. Что еще нужно, чтобы быть счастливой, правда?2. Попробуй стать чуть более непредсказуемой, чем есть на самом деле.

Из книги Манипулятор [Секреты успешной манипуляции человеком] автора Адамчик Владимир Вячеславович

Из книги Как научиться управлять людьми, или Если хочешь быть лидером автора Соломонов Олег

Что нужно сделать, чтобы добиться успеха И неважно, о чем именно идет речь: о вашем выступлении перед многочисленной аудиторией, о начатом вами новом проекте, о трудном деле, которое вы пытаетесь провернуть, и так далее. Просто руководствуйтесь приведенными ниже правилами

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Из книги Секреты счастливых семей. Мужской взгляд автора Фейлер Брюс

Как сделать так, чтобы путешествия приносили больше удовольствия Каждый год мы с друзьями устраивали двойное свидание в честь дня Святого Валентина. В этот раз Кэмпбелл и Дэн сидели за столом, не глядя друг на друга. Для таких вечеров у нас существовали определенные

Scanpix

Часто бывает так - один человек скажет пару слов, и все вокруг галопом бегут исполнять его требование, а другой полчаса объясняет, аргументирует, напоминает - а в итоге просьба не выполняется, а окружающие недоумевают: “Что-то я этого разговора не припоминаю…” или “Ты что, всерьез все это говорила?!”. Хочешь сделать так, чтобы тебя слушали, запоминали и воспринимали сказанное тобой?

Нужно сначала выяснить, на какой стадии происходит “утечка информации” - твоя речь остается непонятой собеседником в момент говорения, либо слова понятны, но сказанное тобой не запоминается надолго, либо и понятно все, и собеседник все помнит, но не воспринимает всерьез и осознанно не выполняет твои просьбы, советы или пожелания? Что приводит к тому, что тебя не слушают?

  • Непонятная речь
Имеются в виду не логопедические проблемы, а неумение четко и понятно изложить то, что хочешь донести до собеседника. Например, вместо: “Когда пойдешь в магазин, купи для меня влажных салфеток”: “Слушай, это, вот… ты это, в магазин не собираешься? Нет, ну это ладно… А я так брезгую браться руками за поручни в автобусах, а вот влажные салфетки… хорошая вещь… Ну ничего, что их нет пока…”. Собеседник может не догадаться о том, что твои абстрактные рассуждения на самом деле являются конкретной просьбой!
  • Незнание психологических особенностей восприятия речи и диалога
Помнишь Штирлица, который из всей беседы оставил в памяти собеседника лишь один момент - просьбу о таблетке от головной боли? Штирлиц абсолютно прав - если хочешь сделать так, чтобы тебя выслушали, важные для тебя утверждения, просьбы и факты лучше излагать не до, а после незначительной болтовни. Тогда их запомнят! А если сделать это вначале, уже через 5-10 минут диалога внимание собеседника переключится на другое, и он наверняка забудет о твоих словах!
  • Неумение мотивировать и аргументировать
Чтобы собеседник захотел сделать так, как ты говоришь, нужно изложить весомые для него аргументы, иначе твои слова останутся пустым нравоучением. Можно сколько угодно рассказывать о том, как правильно накрахмалить пододеяльник - если слушатель вообще не понимает, зачем крахмалить пододеяльники, он не запомнит ничего! А ведь можно сказать: “Давай я расскажу, как накрахмалить постельное белье - твой муж будет в восторге, вот увидишь!”.

Важную роль в общении играет не только смысл слов, но и мимика, голос, жестикуляция, интонационная окрашенность речи… Как повлиять на собеседника таким образом, чтобы он запомнил и принял к сведению максимум из того, что ты скажешь? Красивая и Успешная может дать такие рекомендации:

  • Излагай суть вопроса четко, с минимальным количеством “вспомогательных” оборотов речи и несущественных сведений. Например: “Если я не приду домой к 7, покорми собаку”. Тот, кому ты излагаешь просьбу, наверняка забудет или что-то перепутает, если сказать: “Ну, я сегодня, может быть, зайду в гости к Маше, а там к ней приезжает Маринка - сто лет не виделись, а дома Шарик, а его еда в холодильнике, а если ты не пойдешь на футбол, то смотри не забудь!!!”.
  • Смотри в глаза собеседнику, произнося самое важное. Ты можешь рассказать и о Маше, и о Маринке, и о футболе, но слова “покорми собаку” произноси, глядя прямо в глаза!
  • Если хочешь сделать так, чтобы тебя слушали, говори уверенно, в естественном темпе, следи за дикцией.
  • Хочешь, чтобы собеседник хорошо запомнил сказанное? Изложи только ключевой вопрос, по возможности, лаконично и ясно - не веди долгих бесед на другие темы.
  • Не сопровождай диалог активной жестикуляцией - тогда на тебя будут больше смотреть, чем слушать.
  • Проследи за мимикой - частое моргание, дергание головой, почесывание носа или ушей, прикусывание губы и прочие несимпатичные движения также отвлекают внимание от разговора, и к тому же производят отрицательное впечатление.
  • Говоря, не прикрывай рот рукой - для лучшего восприятия людям лучше видеть движения губ при произнесении слов.
  • Не повышай голос! Чем громче человек говорит, тем короче тот отрезок времени, когда его слова воспринимаются. То, что говорится задушевным шепотом близкому человеку, обычно запоминается целиком. А хорошо ли мы помним речи начальника на оргсобраниях, доклады политиков с трибуны или гневные вопли соседки в подъезде?

Какие фразы и слова не стоит использовать, чтобы к тебе прислушались?

Если иногда задумываться над тем, как сделать, чтобы тебя слушали, появятся и другие результаты - твоя речь станет чище и лаконичнее, а вместо пустопорожнего трепа ты чаще станешь высказывать обдуманные мысли, облеченные в запоминающиеся фразы! Как сделать, чтобы тебя слушали и воспринимали сказанное?

В воскресенье, 16 октября, отмечается Международный день босса. Его больше 50 лет назад предложила отмечать Патриция Хароски, секретарша из Чикаго. О том, пошла ли у нее после этого карьера в гору, история умалчивает.

У маленьких карагандинцев мы выясняли главный вопрос всех боссов: «Как сделать так, чтобы тебя все слушались?». Воспитанники старшей группы детсада «Айналайын» вывели свой метод кнута и пряника: «В угол ставить и по голове гладить». Советуем прислушаться к советам пятилетних людей.

Никита Горохов

Есть начальники, а есть подчиненные. Начальники командуют, а подчиненные подчиняются. Чтобы подчинять людей, надо с ними ласково разговаривать, как с детками. Надо им внимание уделять. Тогда они тебя полюбят и будут слушаться. А еще надо громко разговаривать. Если ты будешь тихо говорить, все будут баловаться.

Алина Лаптева

Я много кого слушаюсь: маму, папу, бабу, деду. Потому что я их люблю. А если люди тебя не любят, они слушаться не будут. Но если им сказать, что ты их в угол поставишь, и наругаться, тогда все-таки будут.

Карина Шпильберг

А меня никто не слушается — баба только. Я ей говорю: «Принеси мне попить», и она сразу несет. Это потому что я маленькая. А когда я вырасту, мне будет 20 лет, и меня все будут слушаться. 20 лет — это очень много. Это когда ты уже умеешь кушать варить и убираться. Я буду всегда носить платья красивые. Все будут мне завидовать и поэтому будут слушаться.

Владик Жук

Когда я вырасту, я буду плазменным начальником. И все будут меня слушаться, потому что я буду сильнее всех. Я им буду на доске писать приказы — пусть выполняют. А тех, кто хорошо работает, буду по голове гладить. Потому что надо быть ласковым.

Давид Кожахметов

Чтобы тебя слушались, надо быть большим и сильным. А если все равно не слушаются, надо им по попе дать. Хотя взрослым как-то по попе давать не очень… Зато их можно в угол поставить! А если они снова не слушаются — в клетку посадить. Потому что те, кто не слушаются, потом становятся преступниками и в людей стреляют.

Лера Баранова

Когда я вырасту, меня все будут слушаться, потому что я старшая. А если не будут, я их в угол поставлю. Если все равно не будут — спать уложу. А если все равно-все равно, то с работы уволю. Или как-нибудь по-другому заставлю. Вот, например, попрошу я мусор выкинуть. Они не послушаются. А я им раз — и мусор на голову надену. И пусть попробуют еще раз не послушаться.

Не по-детски
«ИНАЧЕ ОНИ НА ШЕЮ СЯДУТ»

Психолог и бизнес-тренер Дмитрий Чеканов точно знает — шеф всегда прав, потому что:
«Шеф не лжет — он дипломат. Шеф не флиртует — он обучает кадры. Шеф не кричит — он убеждает. Шеф не ошибается — он принимает рискованные решения. Шеф не играет в компьютерные игры — он размышляет над стратегией. И вообще, шеф не неуч — он предпочитает творческую практику бесплотной теории». Специально для «НВ» Дмитрий составил «Вредные советы» для начинающих начальников. Выполните все три пункта — и ваша репутация лопнет как мыльный пузырь. Как читать советы? Сначала идет вредный совет, после — комментарий Дмитрия Чеканова, как нужно вести себя на самом деле.

1. Находитесь в радости. Тогда вы будете хорошим для подчиненных.

Сотрудники не выполнили ваше задание? Улыбайтесь! Чииииз! Вежливо поинтересуйтесь, почему подчиненные провалили проект. Может, у них теща приехала или кошка рожает? Громко посочувствуйте.

— Добренький босс отпустит сотрудников с работы пораньше, даст отпуск, когда попросят. А в итоге? Для людей он будет хороший, а компанию доведет до краха. Начальник должен быть злым.

2. Порождай в людях чувство обиды.

Обида — двигатель прогресса. Подчиненные будут кидаться в ваше фото дротиками и сплотятся в едином революционном порыве. На фоне этих боевых действий сразу вырастут показатели труда.

— Вы вызываете в людях обиду? Они начнут мстить. До добра это не доведет. Ругать подчиненных нужно так, чтобы это мотивировало их на трудовые подвиги.

3. Верь. Бойся. Проси.

Верьте всем обещаниям подчиненных, даже если они обманывали вас десять раз. Ждите до последнего, когда они соизволят закончить проект/подписать договор с заказчиками/убраться на рабочих местах. У них ведь так много дел! И, пожалуйста, очень-очень переживайте, чтобы ваши подчиненные не уволились! Они ведь такие ответственные и талантливые, конкуренты с руками оторвут.

— Нужно проверять все действия подчиненных. Устанавливать точные сроки выполнения задачи. Никакой демократии. Партнерские отношения допустимы только с соучредителями вашей фирмы. С подчиненными — никогда. Иначе они на шею сядут.

– Слезь со шкафа!

– Нет!

Это было странно. Я, консультант по проблемному детскому поведению, уже годы работающая с детьми, была в растерянности - не могла справиться с шестилеткой, которая залезла на шкаф прямо в моей приемной.

– Я сказала слезай!

– Нет! И ты меня не заставишь!

Она была права. Я не могу ее заставить. Я была сбита с толку, и она чувствовала это.

– Сейчас же спускайся, иначе ты не получишь наш традиционный подарок в конце приема.

– Ну и ладно, мне все равно!

– Если ты сейчас же не слезешь, я расскажу о твоем поведении твоей маме.

– Ну и ладно, рассказывай!

Ну да, поспорить вдоволь ей сейчас хотелось так сильно, что даже наказание не могло ее испугать.

Как типичный ребенок с сильной волей, она не боялась моих угроз и не слушала мои команды. Короче, это был мой педагогический провал.

После еще пары грозных и не работающих фраз до меня наконец дошло: зачем я все это делаю? Она ведь в курсе, что ведет себя плохо, я же только накаляю ситуацию своими угрозами.

Поэтому я изменила свой тон. Посмотрела на нее и улыбнулась.

– Мы сегодня так здорово провели время вместе. Я бы не хотела, чтобы главным твоим впечатлением от нашей встречи остался вот этот дурацкий спор.

Она немедленно смягчилась и мне наконец удалось установить с ней контакт. А еще через пару минут она слезла со шкафа и обняла меня.

В этой ситуации я забыла о том, что наши слова действительно производят большое впечатление на детей. Дети, как и взрослые, не хотят, чтобы ими командовали. Я настаивала на своем вместо того, чтобы разговаривать мягко. Хотя знала, что именно эта девочка больше всего ненавидит, когда ее заставляют что-то делать.

Школьный преподаватель, который ведет блог под ником Teacher Tom, недавно написал, что, по статистике, примерно 80% фраз, с которыми взрослые обращаются к детям, это команды. Только вдумайтесь! 80%!

Это значит, что 8 из 10 наших обращений к детям, это слова о том, что нужно сделать, и как это сделать так, чтоб оправдать наши ожидания.

Неудивительно, что дети так часто и много с нами спорят. Что им еще остается?

Нам, как взрослым, кажется, что именно мы должны указывать детям на их ошибки и давать указания. И, конечно же, это важно. Но не 80% же процентов времени!

После того, как я провела множество сеансов с волевыми, упрямыми детьми, я поняла: чем больше команд я им отдаю, тем хуже становится наша связь.

Но как же найти нужные слова?

Обычно это нетрудно, если помнить вот об этих трех вещах:

Эти слова должны описывать нежелательное поведение, от которого нам хотелось бы избавиться

Эти слова должны быть утверждением – не командой

В этих словах не должно содержаться угроз наказания

«Кажется, в этой комнате все вещи валяются на полу»

«Быстро убери весь этот бардак!»

«Я вижу, что все фигуры упали, потому что ты задел их рукой»

«Прекрати ложиться на стол – ты все фигуры уже побросал!»

«Ты только что бросила свою игрушку в сестру, потому что разозлилась на нее»

«Быстро иди в свою комнату!»

Вы поразитесь, насколько быстрее и охотнее ребенок начинает исправлять свое поведение, если оно отмечено не командой и окриком, а спокойным утверждением.

Я своими глазами видела, как жутко непослушные дети очень охотно реагируют на фразы вроде «Кажется, одна книга все еще валяется на полу» или «Весь песок высыпался прямо на пол». При этом на окрики типа «Убери за собой!» или уловки вроде «Если ты уберешь за собой, я дам тебе подарочек» они не реагировали вовсе.

Когда мы используем утверждения вместо команд, мы заводим с ребенком диалог.

Например:

Говоря: «Убираться в комнате ужасно неприятно, я знаю. Тут все еще гора вещей, которые нужно разложить по местам», мы начинаем разговор о том, как сильно ребенок не любит убираться и почему это кажется ему таким тяжелым делом. То есть мы можем вместе с ним обсудить этот вопрос и придумать некий оптимальный план уборки комнаты.

Говоря: «Сколько раз мне еще нужно сказать, чтобы ты убрал, наконец, этот свинарник! Никакого интернета, пока не уберешься!», мы получаем изрядную ссору, детскую истерику и измотанную маму, которая уже готова вернуть планшет обратно, только чтоб не слушать эти крики.

Используя утверждения, мы получаем продуктивную беседу вместо утомительных споров и ссор.

Конечно же, использование фраз-утверждений не избавит вас раз и навсегда от всех проблем с детьми. Но эта техника совершенно точно поможет вам изменить манеру общения с вашим ребенком.

- вы сможете спокойно обсуждать нежелательное поведение

- вы будете тратить меньше нервов

- вы будете меньше ссориться с ребенком

Попробуйте! И не отчаивайтесь, если команды и крики все еще занимают 80% вашего общения с ребенком. Перестроиться на более спокойный лад бывает не так-то просто. Но как только вы начнете замечать положительные изменения, вам станет гораздо проще заменять команды на утверждения. Понятно, что все мы люди и можем сорваться время от времени, но это будет «иногда», а не «постоянно».

Почему некоторые люди, говоря о чем-либо, невольно заставляют себя слушать, а другие могут вещать хоть бесконечно - окружающие пропускают их речи «мимо ушей».

Овладеть искусством риторики (правильной и красивой речи, умением убеждать) непросто, но освоить и успешно использовать некоторые правила вполне возможно.

Велика ли разница между двумя почти одинаковыми глаголами — «слушать» и «слышать»? На первый взгляд - всего одна буковка. Да и словарь толкует их практически одинаково — «воспринимать слухом». И все же какая пропасть иногда лежит между этими понятиями.

Умение слушать - это физическая способность каждого здорового человека. Но далеко не все из того, что слышит человек, он воспринимает.

Можно долго и пространно, но не всегда успешно пытаться донести до человека свою мысль. И дело не только в том, что кто-то не умеет или не хочет внимательно слушать.

Говорить так, чтобы тебя не только слушали, но и слышали - искусство, данное не каждому. Но любой человек может продвинуться в этом направлении. Нужно только понять основные принципы правильного «говорения» и немного над собой поработать.

Четко понимать, чего хочешь

Самое первое правило - человек должен четко понимать, что он хочет донести до оппонента. Неясно сформулированную мысль сложно облечь в конкретные слова.

Недопонимание желаемого результата порождает неуверенность в речи и обилие междометий для связки слов, которые вряд ли будут способствовать конструктивному разговору.

Прежде чем пытаться убедить в чем-то другого человека, необходимо тщательно продумать, а желательно еще и проговорить это для себя.

Краткость в три-четыре фразы

Знаменитая чеховская фраза о краткости - «сестре таланта» отражает еще один принцип искусства риторики. Любую мысль можно изложить, не вдаваясь в подробности.

Самую важную информацию надо сообщать коротко, используя не более 4-5 предложений. А потом уже, в процессе дальнейшего разговора, следует оговаривать детали.

Человек, произносящий речь, должен для себя определить некие временные рамки. Это не позволит пуститься в долгие рассуждения, которые, как известно, утомляют слушателя и рассеивают его внимание.

Убедиться в обратном контакте

Как бы блестяще не велась речь, всегда есть риск не быть услышанным. Поэтому важно убедиться в наличии обратной связи и «подпитывать» ее на протяжении разговора. Для этого собеседнику можно задавать любые несложные вопросы по типу «да? не так ли?».

Важен и визуальный контакт. Человек гораздо быстрее отвлекается, а значит хуже воспринимает услышанное, когда не смотрит на говорящего. В свою очередь оратор, игнорирующий взглядом слушателя, рискует довольно скоро потерять его внимание.

Дождаться ответа

Любая вопросительная интонация говорящего не должна остаться без внимания и ответной реакции. Даже если вопрос задается чисто риторически, следует дождаться ответа на него.

Ведь ответ - это не всегда слова. Достаточно одобрительного кивка либо протестующего жеста, главное, найти подтверждение того, что вопрос был услышан.

Только суть

Иногда умение «лить воду» в жизни может пригодиться. Например, на устных экзаменах, особенно если знание материала оставляет желать лучшего. Но когда человек знает, что он хочет сказать и какую мысль донести, лишние слова обычно работают против него.

Содержание разговора нужно пытаться удерживать в определенных границах, стараясь говорить только «по теме», не отвлекаясь. Хотя иногда бывает полезно в разговоре «уйти в сторону», с целью переключить и освежить внимание слушателя.

Опытные ораторы часто пользуются таким приемом, но здесь очень важно соблюсти чувство меры.

Четкое определение временных и пространственных границ

Структурирование любой информации облегчает ее восприятие. Это относится как к письменной, так и к устной речи.

Видимо, со школьных лет наш мозг привыкает к тому, что наиболее важная информация каким-либо образом выделяется, а также содержит перечисления (списки), количественные и прочие конкретные показатели.

Если речь идет о каких-то делах, требующих выполнения, следует уточнять желательные сроки, чтобы подчеркнуть обязательный характер выполнения. Особенно важно четко проговорить время, место, суммы при решении финансовых вопросов.


Негатив в слова

Без негатива, к сожалению, никуда. Он рано или поздно посещает любого человека в виде эмоций, плохого настроения, обид. Выплескивая на собеседника свои негативные эмоции, мы вынуждаем его защищаться. Истерики не конструктивны по своей сути (хотя иногда они позволяют манипулировать людьми).

Даже если цель разговора - высказать свои претензии и обвинения, нужно постараться взять себя в руки и облечь свои чувства в слова, выражающие конструктивную и обоснованную критику, не прибегаю к эмоциональным рукоплесканиям.

Проверка связи

Этот принцип близок «обратному контакту», но он позволяет продвинуться чуть дальше — убедиться, что информация не только услышана, но и воспринята. Итоговая цель говорящего в том, чтобы сказанное было понято и принято к сведению.

Обсуждения и компромиссы

Если, исчерпав все аргументы, собеседники так и не смогли прийти к взаимному согласию, значит наступило время поиска компромиссов. Человек, не готовый идти на уступки, вызывает такую же ответную реакцию. Упрямство - далеко не всегда положительное качество.

Прийти к компромиссному решению помогает умение не только говорить, но и внимательно слушать.

  • четко сформулируйте для себя мысль, которую хотите донести до собеседника и проговорите ее про себя (а еще лучше - вслух, перед зеркалом);
  • говорить, чтобы тебя услышали нужно достаточно выразительно, но не позволяйте слишком бурным эмоциям возобладать над разумом;
  • по ходу разговора неоднократно проверяйте, понимает ли вас собеседник, задавайте вопросы;
  • говорите конкретно и предельно кратко, не перегружайте речь ненужной информацией;
  • развивайте свою речь, слишком бедный словарный запас не позволяет говорить выразительно;
  • оттачивайте мастерство на близких, заставить слушать одинаково сложно как одного человека, так и большую аудиторию;
  • будьте готовы в свою очередь внимательно выслушать собеседника, только так можно прийти к компромиссному решению.

Видео: Правила риторики