Какие бывают языковые семьи и группы таблица. Языки народов рф и языковые семьи, к которым они принадлежат

Языковые семьи - это термин, применяемый при классификации народов по языковому признаку. В языковую семью входят языки, обладающие родственными связями между собой.

Проявляется в сходстве звучания слов, обозначающих один и тот же предмет, а также в сходстве таких элементов, как морфемы, грамматические формы.

Согласно теории моногенеза, языковые семьи мира образовались из праязыка, на котором разговаривали древние народы. Разделение произошло из-за преобладания племен и их отдаленности друг от друга.

Языковые семьи подразделяются следующим образом.

Название языковой семьи

Языки, входящие в семью

Регионы распространения

Индоевропейская

Индия, Непал, Бангладеш, Пакистан, Фиджи

Индия, Пакистан

Страны бывшего СССР и Восточной Европы

Английский

США, Великобритания, Страны Европы, Канада, Африка, Австралия

Немецкий

Германия, Австрия, Лихтенштейн, Швейцария, Бельгия, Люксембург, Италия

Французский

Франция, Тунис, Монако, Канада, Алжир, Швейцария, Бельгия, Люксембург

Португальский

Португалия, Ангола, Мозамбик, Бразилия, Макао

Бенгальский

Бенгалия, Индия, Бангладеш

Алтайская

Татарский

Татарстан, Россия, Украина

Монгольский

Монголия, КНР

Азербайджанский

Азербайджан, Дагестан, Грузия, Иран, Ирак, Средней Азии

Турецкий

Турция, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Болгария, Румыния, США, Франция, Швеция

Башкирский

Башкорстан, Татарстан, Урдмутия, Россия.

Киргизский

Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Афганистан, КНР

Уральская

Венгерский

Венгрия, Украина, Сербия, Румыния, Словакия, Хорватия, Словения

Мордовский

Мордовия, Россия, Татарстан, Башкорстан

Эвенкский

Россия, Китай, Монголия

Финляндия, Швеция, Норвегия, Карелия

Карельский

Карелия, Финляндия

Кавказская

Грузинский

Грузия, Азербайджан, Турция, Иран

Абхазский

Абхазия, Турция, Россия, Сирия, Ирак

Чеченский

Чечня, Ингушетия, Грузия, Дагестан

Китайско-тибетская

Китайский

КНР, Тайвань, Сингапур

Лаосский

Лаос, Таиланд,

Сиамский

Тибетский

Тибет, КНР, Индия, Непал, Бутан, Пакистан

Бирманский

Мьянма (Бирма)

Афро-азиатская

Арабский

Арабские страны, Ирак, Израиль, Чад, Сомали,

берберийские

Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Нигер, Египет, Мавритания

Из данной таблицы видно, что языки одной семьи могут быть распространены в самых различных странах и частях света. Да и само понятие «языковые семьи» введено для облегчения классификации языков и составления их генеалогического древа. Самой распространенной и многочисленной является индоевропейская семья языков. Народы, говорящие на языках индоевропейской семьи, можно встретить в любом полушарии Земли, в любой на любом материке и в любой стране. Существуют такиже языки, которые не включает в себя ни одна языковая семья. Это и искусственные.

Если говорить о территории России, то тут представлены самые различные языковые семьи. Страну населяют люди более 150 различных национальностей, которые могут считать своим родным язык практически из каждой языковой семьи. Распределяются территориально языковые семьи России в зависимости от того, с какой страной граничит тот или иной регион, какой язык наиболее распространен в граничащей с регионом стране.

Некоторые народности издревле занимали определенную территорию. И на первый взгляд может показаться странным, почему в этом регионе преобладают именно эти языковые семьи и языки. Но ничего странного в этом нет. В древности миграции людей обуславливались поиском новых охотничьих угодий, новых земель для земледелия, а часть племен просто вела кочевой образ жизни.

Немалую роль играют и принудительные переселения целых народов во времена СССР. Наиболее полно в России представлены языки из индоевропейской, уральской, кавказской и алтайской семей. Индоевропейская семья занимает Западную и Центральную Россию. Представители проживают преимущественно на северо-западе страны. Северо-восток и южные регионы занимают преимущественно алтайские языковые группы. Кавказские языки представлены в основном на территории, лежащей между Черным и Каспийским морями.

Развитие языков можно сравнить с процессом размножения живых организмов. В былые века их количество было куда меньшим, чем сегодня, существовали так называемые «протоязыки», которые являлись предками нашей современной речи. Они распадались на множество наречий, которые распределялись по всей планете, видоизменяясь и совершенствуясь. Так образовались различные языковые группы, каждая из которых произошла от одного «родителя». По данному признаку такие группы определяют в семьи, которые мы сейчас перечислим и кратко рассмотрим.

Самая большая семья в мире

Как вы догадались, индоевропейская языковая группа (точнее говоря, это семья) состоит из множества подгрупп, на которых говорят в большей части мира. Ареал ее распространения - Ближний Восток, Россия, вся Европа, а также страны Америки, которые были колонизированы испанцами и англичанами. Индоевропейские языки делятся на три категории:

Родные речи

Славянские языковые группы очень похожи и по звучанию, и по фонетике. Появились все они примерно в одно время - в 10 столетии, когда прекратил свое существование старославянский язык, придуманный греками - Кириллом и Мефодием - для написания Библии. В 10 веке этот язык распался, так сказать, на три ветви, среди которых была восточная, западная и южная. В первую из них вошел русский язык (западнорусский, нижегородский, старорусский и многие другие диалекты), украинский, белорусский и русинский. Во второй ветви оказались польский, словацкий, чешский, словинский, кашубский и прочие наречия. Третья ветка представлена болгарским, македонским, сербским, боснийским, хорватским, черногорским, словенским. Эти языки распространены только в тех странах, где они являются официальными, и международным среди них является русский.

Сино-тибетская семья

Это вторая по величие языковая семья, которая охватывает ареал всей Южной и Юго-Восточной Азии. Главным «протоязыком», как вы догадались, тут выступает тибетский. За ним следуют все произошедшие от него. Это китайский, тайский, малайский. Также языковые группы, принадлежащие к бирманским регионам, язык бай, дунганский и многие другие. Официально их насчитывается около 300. Однако если учитывать наречия, то цифра будет куда большей.

Нигеро-конголезская семья

Особый фонетический строй, и, конечно же, особое звучание, непривычное для нас, имеют языковые группы народов Африки. Характерной чертой грамматики тут является наличие именных классов, что не встречается ни в одной индоевропейской ветви. На коренных африканских языках до сих пор люди разговаривают от Сахары до Калахари. Некоторые из них «ассимилировались» с английским или французским, некоторые остались первородными. Среди основных языков, которые можно встретить в Африке, мы выделим следующие: руанда, макуа, шона, рунди, малави, зулу, луба, коса, ибибио, тсонга, кикуйю и множество других.

Афроазийская или семито-хамитская семья

Тут выделяют языковые группы, на которых говорят в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Также сюда до сих пор включают многие мертвые языки этих народов, например, коптский. Из существующих ныне диалектов, которые имеют семитские или хамитские корни, можно назвать следующие: арабский (самый распространенный на территории), амхарский, иврит, тигринья, ассирийский, мальтийский. Также сюда нередко включаются чадские языки и берберские, которыми, по сути, пользуются в Центральной Африке.

Японо-рюкюская семья

Понятно, что ареол распространения этих языков - сама Япония и прилегающий к ней остров Рюкю. До сих пор окончательно не выяснили, от какого протоязыка произошли все те диалекты, которые ныне используются жителями страны Восходящего Солнца. Есть версия, что этот язык зародился на Алтае, откуда и распространился, вместе с жителями, на японские острова, а после в Америку (индейцы имели весьма схожие диалекты). Также имеется предположение, что родиной японского языка является Китай.

Термин языковая семья я впервые услышал от своего соседа. Самое интересное было то, что он сам не знал, что это такое и обратился за справкой ко мне. Почувствовав неловкость, я ответил, что сам не знаю что такое языковая семья, но пообещал разобраться.

Что такое языковая семья

Языковая семья, а точнее сказать – языковые семьи (поскольку их много) это объединенность родственных языков . И все эти большие группы родственных языков берут начала от одного языка (языка – предка ). Родственность языков стали изучать в восемнадцатом веке и начали с исследования древнего языка Индии – санскрита. Языковая семья делится на подсемьи и группы.


Специальная наука сопоставительная лингвистика обнаруживает исторические связи языков. Вполне вероятно, что тысячи лет назад существовал всего лишь один язык, на котором говорили люди того времени. Существует специальная карта языковых семей всего мира. Ученые-лингвисты нашли около сотни языковых семей. Итак, к главным из них относятся:

  • Индоевропейская (самая большая, от Европы до Индии, включает порядка четырехсот языков).
  • Афро-Азиатская (Афганистан, Египет, ).
  • Алтайская (Россия, ).
  • Китайско-Тибетская ( , Кыргызстан).
  • Уральская (Венгерский, Финский, Эстонский).
  • Австроазиатская ( , ).

Возможно, что в этом списке еще не все семьи, но, по крайней мере, основная их часть. Ученые до сих пор не могут определиться по этому вопросу.


Языки-изоляты или изолированные языки

Это язык с недоказанной принадлежностью ни к одной семье . Их называют еще сиротливым языком. Например, жители Испании и Франции разговаривают на баскском языке. Это отличный от всех европейских языков диалект. Ученые-лингвисты сравнивали его со всеми возможными языками, на которых разговаривает Европа, Америка и Кавказ, но абсолютно никакой связи не было найдено.


В конце ответа хочется рассказать про пиджин. Этот язык еще называют креольским. Он являет собой результат колонизации, когда местные дети начинают разговаривать на двух языках сразу . На родном и на языке страны-колонизатора. В результате появляется один смешанный язык .

Языковая семья

Языковая систематика - вспомогательная дисциплина, помогающая упорядочивать изучаемые лингвистикой объекты - языки, диалекты и группы языков . Результат такого упорядочивания также называется систематикой языков .

В основе систематики языков лежит генетическая классификация языков : эволюционно-генетическая группировка является естественной, а не искусственной, она достаточно объективна и устойчива (в отличие от зачастую быстро меняющейся ареальной принадлежности). Целью языковой систематики является создание единой стройной системы языков мира на основе выделения системы лингвистических таксонов и соответствующих названий, выстроенных по определенным правилам (лингвистическая номенклатура). Термины «систематика » и «таксономия » часто используют как синонимы.

Принципы устройства

Для языковой систематики характерны следующие принципы:

  • Единая иерархически организованная система.
  • Единая система таксонов.
  • Единая система номинации.

Единство всей системы и сравнимость единиц одного уровня должны обеспечиваться общими критериями для отнесения объектов к тому или иному уровню. Это касается как верхних уровней (семьи и группы), так и нижних (языки и диалекты). В единой систематике критерии для отнесения объектов к одному уровню должны отвечать следующим требованиям: применимость к любому объекту и непротиворечивость (или однозначность) отнесения объекта к определенному классу.

Единая система таксонов . Стройной системе таксонов в биологии лингвисты могут только позавидовать. Хотя и в лингвистике существует немало терминов (семья, группа, ветвь, иногда фила, филум, сток), но их использование очень сильно варьирует от автора, языка описания и конкретной ситуации. В рамках систематики эти таксоны упорядочиваются и употребляеются согласно определенным правилам.

Единая система номинации . В отличие от биологии, где существует стройная система номинации на латинском языке с использованием бинарного названия для базовой единицы, в лингвистике ничего подобного нет и едва ли может возникнуть. Поэтому, главное, что можно сделать систематика - это, во-первых, упорядочить названия языков в языке описания, выбрав для каждого идиома и группы идиомов основное название; во-вторых, в качестве дополнительного средства для однозначного обозначения языков независимо от языка описания - указывать для каждого его самоназвание .

Использование данных лексикостатистики . Для определения уровня таксонов в существующей классификации (или для построения классификации, там где ее еще нет) и отнесения объекта к определенному таксону используется критерий сохранения базовой лексики; причем не только для построения верхних уровней классификации (что тривиально), но и для разграничения отдельных идиомов. Процент совпадений считается от стандартного 100-словного списка Сводеша . Акцент намеренно делается на проценте совпадений (хотя время распада может приводиться для справки), поскольку в этом вопросе среди компаративистов не наблюдается единодушия, а для построения систематики языков вполне достаточно относительного процента совпадений, а не абсолютного времени распада.

Верхние уровни систематики

Основными верхними уровнями (таксонами) систематики являются: семья, ветвь, группа. При необходимости число таксонов может увеличиваться за счет прибавления приставок над- и под- ; например: подсемья , надгруппа . Окказионально может также использоваться термин зона , часто для обозначения не генетических, а скорее ареальных или парафилетических группировок, см. например, классификацию языков банту или австронезийских языков .

Семья - верхний базовый уровень, на котором основывается вся систематика. Семья - это группа определенно, но достаточно далеко родственных языков, которые имеют не меньше 15 процентов совпадений в базовом списке. В качестве примеров см. список семей Евразии или обзор семей Африки .

Для каждой семьи список ветвей, групп и т. д. определяется с учетом традиционно выделяемых группировок, степенью близости их между собой и временем распада на составляющие. При этом ветви и группы разных семей не обязаны быть одного уровня глубины, важен лишь их относительный порядок внутри одной семьи.

В таблице приведены примеры построения систематики со строгим использованием таксонов. Если для индоевропейских языков некоторые уровни можно пропустить, то для известных своей разветвленностью австронезийских их даже не хватает.

Пример использования таксонов

Пример использования таксонов
таксон
семья индоевропейская австронезийская
подсемья «европейская» малайско-полинезийская
надветвь Центрально-восточно-малайско-полинезийская
зона восточно-малайско-полинезийская
подзона океанийская
ветвь балто-славянская центрально-восточно-океанийская
подветвь центрально-тихоокеанская (фиджи-полинезийская)
группа славянская восточно-фиджийско-полинезийская группа
подгруппа восточнославянская полинезийская
подподгруппа ядерно-полинезийская
микрогруппа самоанская
язык украинский токелау

Язык / диалект

Поэтому, в языковой систематике используется шкала с четырьмя уровнями близости: язык - наречие - диалект - говор , разработанная на эмпирической основе .

Согласно этой шкале, если у двух идиомов процент совпадений в 100-словном базовом списке < 89 (что соответствует времени распада, по формуле Сводеша-Старостина , > 1100 лет назад), то идиомы являются разными языками . Если процент совпадений > 97 (время распада < 560 лет), то идиомы являются диалектами одного языка. Для оставшегося же интервала (89-97) предложен промежуточный уровень очень близких языков / отдаленных диалектов, в качестве названия для которого используется термин «наречие » в тех случаях, когда соответствующий идиом традиционно рассматривается как компонент другого языка. Когда же такой идиом принято считать отдельным языком, за ним сохраняется таксон «язык», а объединение, куда он входит и соответствующее по степени близости единому языку, называется «кластером ».

Наглядно употребление таксонов нижних уровней проиллюстрировано в таблице. При этом часто бывает так, что один или несколько идиомов в одном кластере принято считать языками, а другие – нет, хотя они находятся на одинаковом уровне взаимопонятности / структурной близости. В качестве примера можно привести вайнахский кластер, включающий чеченский и ингушский языки и аккинско-орстхойское наречие.

Употребление таксонов нижних уровней (для «языков и диалектов»)

уровни

примеры

1 уровень

обычно соответствует либо а) самостоятельному языку (плохо взаимопонятному с другими языками), либо б) группе (кластеру ) близкородственных языков.

2 уровень соответствует а ) наречиям

(группам дилектов) или б ) отдельным близкородственным языкам (частично взаимопонятным).

пикардское, валлонское , «литературный французский

3 уровень соответствует отдельным

диалектам (с хорошим взаимопониманием).

псковская группа говоров (ГГ), тверская ГГ, московская

4 уровень соответствует отдельным говорам

очень небольшими структурными различиями).

московский городской,

Прим .: Подчеркнутые названия раскрываются в следующих строках таблицы .

Указанные уровни в то же время соотносятся со степенью взаимопонятности, что особенно полезно, когда процент совпадений между языками неизвестен.

  • Между двумя языками взаимопонятность сильна затруднена и нормальное общение невозможно без специального обучения.
  • Внутри языка между двумя наречиями существует взаимопонятность, но не полная; коммуникация возможна, но могут возникнуть недопонимания или ошибки.
  • Между диалектами внутри наречия существует практически полная взаимопонятность, хотя носители отмечают особенности каждого диалекта, обычно в произношении (акцент) и употреблении некоторых слов.

Выделение языков и диалектов может не совпадать с традиционным подходом. Например:

  • Китайская ветвь включает в себя до 18 языков, традиционно считаемых диалектами китайского языка
  • Французский язык (или язык ойль) включает в себя франсийское (на основе диалекта которого сложился французский литературный язык ), пикардское, нормандское и другие наречия.
  • Сербохорватский кластер включает в себя чакавское, кайкавское и штокавское наречия, а последнее также сербский , хорватский и боснийский литературные языки (= диалекты).
  • Западно-огузский кластер состоит из турецкого , гагаузского , южно-крымскотатарского языков.
  • Ногайский кластер состоит из ногайского , казахского и каракалпакского языков.
  • Иберо-романский кластер включает в себя португальский , галисийский , астуро-леонский , испанский , (верхне-)арагонский языки.

Макроуровни

Несмотря на то, что верхним базовым таксоном в систематике является семья, в ней также учитывается информация и о более глубинном родстве. Но таксоны для более верхних уровней не поддаются такой строгой формализации, как более нижних.

  • Надсемья - объединение близких семей (процент совпадений = 11-14), которые традиционно считаются одной семьей, но в соответствие с определением семьи в языковой систематике, должно быть вынесено на более верхний уровень. Надсемьей, видимо, является алтайские языки в широком смысле (включая корейский и японо-рюкюские языки), кушитские и австронезийские .
  • Макросемья (= фила) - объединение семей, с хоть как-то установленными соответствиями и примерно посчитанными процентами совпадений. Таковы, видимо, ностратическая , афразийская , сино-кавказская , койсанская макросемья.
  • Гиперсемья - объединение макросемей, крайне гипотетичное; например, борейская гиперсемья .
  • Гипотеза - предположительное объединение семей, без установления соответствий и подсчета процента совпадений между отдельными составляющими. Как правило, делается навскидку. Например, нило-сахарская , широко-койсанская гипотеза.

В работах преимущественно зарубежных лингвистов (см. например, ) употребляются и другие термины:

  • Сток (stock ) - это объединение семей (families ), которые в этом случае понимаются более узко, нежели определено выше. Примерами стоков являются индоевропейский (с германской, романской и другими семьями), уральский , сино-тибетский , автронезийский; таким образом, сток , как правило, соответствует приведённому выше определению семье .
  • Филум / фила (phylum , pl. phyla ) - это объединение стоков (называемое также надсток - superstock ) или семей (если термин сток не используется), причем, как правило, скорее предполагаемое, нежели доказанное. В целом соответствует макросемье .

Примечания

См. также

Литература

  • Коряков Ю. Б., Майсак Т. А. Систематика языков мира и базы данных в интернете // Труды Международного семинара «Диалог "2001» по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 2. М., Аксаково, 2001.

Примеры справочников, построенных на основе систематики или аналогично:

  • Коряков Ю. Б. Атлас кавказских языков. М., 2006
  • Реестр языков мира (в разработке)
  • Dalby D. . Vol. 1-2. Hebron, 2000
  • Gordon R. G., Jr. (ed). Ethnologue.com Ethnologue: Languages of the World . 15th Edition. SIL, 2005
  • Kaufmann T. The native languages of Latin America: general remarks // Atlas of the World’s Languages (edited by C. Moseley and R.E.Asher). 1994
  • Meso-American Indian languages in Languages of the World // Britannica CD. Version 97. Encyclopaedia Britannica, Inc., 1997.
  • Voegelin C.F. & F.M. Classification and Index of the World’s languages. NY., 1977
  • Wurm S. Australasia and the Pacific // Atlas of the World’s Languages (edited by C. Moseley and R.E.Asher). 1994

Wikimedia Foundation . 2010 .

Тема урока: Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи группы. Этнический и религиозный состав России

Цели:

1. Познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения России, с размещением народов по территории страны.

2.Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.

3.Отработать умения обобщать и систематизировать знания.

УУД: Личностные - готовность к самообразованию и самовоспитанию, воспитание толерантной личности, чуткой и ответственной, открытой к восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Коммуникативные - умение работать в парах, группах.

Познавательные умение работать с учебником, картами атласа, анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации. Регулятивные - осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Оборудование:

Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, презентация, лист учета (для учащихся).

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

1-2 минуты;

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? Зима, холод, мороз, как-то зябко. А посмотрите вдалеке дома, окна светятся. В доме, наверное, уютно, тепло. И вот я хочу, чтобы сегодня у нас на уроке было тепло, уютно и комфортно всем.

Девиз

Проверка домашнего задания: Какую тему мы изучаем в последние несколько уроков?

У вас на столах имеются тесты. Попробуйте в течение 1 минуты ответить на вопросы теста. Тест очень легкий, он настроит вас на работу на уроке.

Слайд. №1.Тестирование

Численность населения России (млн.) а) 280 б) 354 в) 142

2.Место России по числу жителей а) 3 б) 9 в) 7

3. Естественный прирост а) умершие б) родившиеся в) разность

4.Воспроизводство а) убыль б) возобновление в) рост

5. Демографический кризис: а) резкое уменьшение населения, б) резкое увеличение населения, в) рождаемость.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 1-2 минуты;

2. Возникновение проблемной ситуации.

Уважаемые ребята! Мы снова сможем погружаться в головокружительное многообразие нашей России. Если бы какой-нибудь добрый волшебник сумел вылепить из России шар и запустил его в космос, Россия стала бы вращаться вокруг Солнца, не испытывая недостатка ни в воздухе и воде, ни в металлах и топливе ни в технологиях и знаниях. Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ресурсов равных России нет.

Но как вы думаете, каково самое главное богатство нашего государства?

(это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины).

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

4-5 мин;

Прочитайте, пожалуйста, слова, записанные на слайде №2:

ЭТНОС ТОЛЕРАНТНОСТЬ АССИМИЛЯЦИЯ

Кто из вас может объяснить значение этих слов? (Дети высказывают свое мнение)

Если затрудняетесь объяснить значение этих слов, где можно найти эту информацию?

(У учителя на столе лежат 3 толковых словаря. 3 ученика ищут толкование слов)

С чем связаны эти понятия?

Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Где можно найти и узнать тему урока? (В содержании учебника). Назовите тему урока. (Слайд №3)

Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока?

(узнаем: каков этнический и религиозный состав населения России, как он менялся.

Ребята, вы уже изучили большой материал по теме «Население России». Запишите в первую колонку, что самое главное для себя вы запомнили и узнали, а во вторую колонку, запишите вопросы, на которые можете получить ответы на сегодняшнем уроке.(Дети записывают в таблицу данные). А третий столбик вы будете заполнять в течение урока, если вы нашли ответ на вопрос.

Итак, что же вы хотите узнать? (зачитывают). К этой таблице мы вернемся в конце урока и выявим, смогли ли вы ответить на все поставленные вопросы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

7-8 мин;

1.Запишите тему урока: «Этнический, национальный состав населения России». (на слайде №3)

2.Мы с вами будем работать по следующему плану: (на слайде №4)

    Этнический состав населения России.

    Религиозный состав населения.

    Особенности национального состава населения Ставропольского края.

3.Работа в парах

Прочитайте 1 пункт параграфа 13. Посовещайтесь со своим соседом по парте и ответьте на вопросы: Какие народы России по численности являются крупнейшими? В каком регионе страны наиболее сложный этнический состав?(Наиболее сложный этнический состав характерен для Северного Кавказа)

Почему вы так думаете?

А вы знаете, какие народности проживают на территории нашего поселка Солнечнодольск?. Перечислите их.

Назовите, какие национальности можно отнести к малым народам.

4. Работа с атласом

Откройте атлас - на странице 8-9 «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы - в семьи.

Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся. Внимание на слайд №5.

Языковая семья-

Языковая группа-

Народы, относящиеся к этой семье –

Самые многочисленные народы-

Самые малочисленные –

Ареал проживания -

Назовите самую большую языковую семью. (Индоевропейская)

Какие языковые группы и какие народы входят в состав индоевропейской семьи?

5. Работа в группах

А сейчас, вы по этому же плану (у каждого на парте) с помощью таблицы и карты дайте характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 группа- алтайская семья, 2 группа - уральско-юкагирская, 3 группа - северокавказская (ответы)

V. Физминутка –Релаксация. (С.Ротару «Я, ты, он, она вместе целая страна!)

V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

4-5 минут;

Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи, составив кластер «Этнический состав населения России».

Кластер



(Слайд №6)

Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный - имел обрядовое значение у славянских народов, синий - цвет неба, священный для тюркских народов, белый - цвет снега - традиционный для уральских народов, а долголетие флага сродни кавказскому народу.

Славяне, тюрки, представители уральско-юкагирской семьи и семьи северо-кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России, бело-сине-красный флаг нашей Родины можно назвать своеобразной этнографической картой.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Этап применения знаний и способов действий

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

4-5 минут;

А каков национальный состав населения нашего Ставропольского края? (на отдельном листе)

Назвать самые многочисленные народы и самые малочисленные

Русские

2 231,8

Армяне

149,2

Украинцы

45,9

Даргинцы

40,2

Греки

34,1

Ногайцы

20,7

Цыгане

19,1

Карачаевцы

15,1

Азербайджанцы

15,1

Туркмены

13,9

Чеченцы

13,2

Татары

13,0

Белорусы

11,3

Грузины

8,8

Немцы

8,0

Осетины

7,8

Турки

7,5

Аварцы

7,2

Корейцы

7,1

Наш Ставропольский край, как и вся наша Россия, многонациональный.

Чтобы жить в многонациональной стране, нужно воспитывать в себе ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ. "Единственно верный девиз устойчивого сосуществования народов в полиэтническом государстве "В мире, но порознь"" Л.Н.Гумилев. В мире, но сохраняя свою самобытность. Равноправие людей разных национальностей, конфессий, проживающих в нашем государстве, закреплено Конституцией РФ.

Статья 19 Конституции РФ

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Огромное количество народов населяют Россию. Чем же народы друг от друга отличаются? Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты. Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.

(Подготовленный ученик читает стихотворение В.Степанова «Живут в России разные народы»)

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

2 ученик: И в мирное время, и в годы Великой Отечественной войны, 70-летие со Дня Победы которой будем отмечать в мае 2015 года, все народы России стараются жить в согласии, дружбе и сплоченности. Одним из решающих факторов всемирно-исторической победы Советского Союза в Великой Отечественной войне над фашистской Германией явилось единство и сплоченность народов нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. В суровые годы войны все народы нашей страны сплотились вокруг героического русского народа, вынесшего на своих плечах основную тяжесть войны. Хранить честь нашей многонациональной страны и делать все для обеспечения безопасности - долг каждого россиянина, независимо от национальности.

VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

7-8 минут;

Как вы думаете, что еще мы не рассмотрели и не узнали по сегодняшней теме? (Религиозный состав)

Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Религиозный состав России» и ответить на вопрос: «Какие мировые религии исповедуются на территории России и Ставропольского края»?

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель:осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1.Вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока. На какие вопросы вам удалось получить ответы?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

2. Игра «Верю, не верю»

1. Россия - многонациональное государство.

2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.

3. На территории Ставропольского края проживает мало различных национальностей

4. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.

5. Народы, проживающие на территории Ставропольского края, исповедуют только одну религию.

Дома: §13, составить сенквейн «Народ»