Конспект урока чтения. V

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: В.В.Бианки «Музыкант». Точность и объективность создания картины природы.

Цели для учителя:

  • Познакомить с жизнью и творчеством писателя В.Бианки;
  • Познакомить обучающихся с произведением В.В.Бианки «Музыкант»;
  • Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста, при выразительном чтении передавать эмоциональный настрой персонажа, находить отрывки в тексте по заданию учителя;
  • Учить плавному чтению целыми словами;
  • Развивать креативность мышления, обогащать словарный запас обучающихся;
  • Развивать дружелюбие в общении;
  • Воспитывать любовь к природе, учить видеть ее красоту.

Цели для ученика:

  • Познакомиться с творчеством В.Бианки и его новым произведением «Музыкант», понять глубину содержания этого произведения;
  • Научиться читать плавно целыми словами.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Познавательные УУД : формировать умение осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации).

Коммуникативные УУД : формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Оборудование : музыка, оценочная таблица, презентация.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

(Звучит музыка в исполнении симфонического оркестра)

Ребята, вы можете сказать про себя, что вы хорошие? Давайте об этом скажем вместе со мной, но попробуйте сказать также как я:

Я ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ. (тихо)

Я ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ. (спокойно)

МЫ ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ. (громко)

Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками. Мы с вами прочитаем очень интересное произведение.

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Мы будем слушать, запоминать и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

(музыка становится громче и постепенно затихает)

Ребята, как вы думаете, кто может исполнять это музыкальное произведение? (симфонический оркестр, музыкант)

Действительно вы слушали произведение большого симфонического оркестра. (Симфонический оркестр – это большой коллектив музыкантов)

А кто такой музыкант? (это артист, играющий на музыкальных инструментах)

Кто из вас догадался, какое произведение мы будем читать? (Музыкант)

А хотели бы узнать? Тогда расшифруйте:

На доске координаты : (1,5), (3,2), (2,6), (4,1), (5,4), (6,5)

Б и а н к и

(учитель поочередно показывает координаты, дети называют букву)

Тема нашего урока? (В.В.Бианки «Музыкант»)

Как будем получать новые знания? (выясню, что я знаю, и что хочу узнать)

Прием таблица ЗХУ

Прежде чем познакомиться с произведением, давайте поближе познакомимся с В.Бианки.

(На доске портрет ) Метод «Инсерт » (чтение с пометами)

В.В.Бианки вырос в семье ученого-биолога. Отец Бианки работал в музее и мальчик с малых лет был его посетителем. А дома всегда было много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи. Летом, отдыхая в деревне, Бианки выкармливал птенцов, зайчат, ежей, белок…

Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – звери, птицы, растения. Он написал около трехсот произведений. Все они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить ее. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.

Задания:

  1. О каких увлечениях В.В. Бианки вы прочитали?
  2. Чему учат книги В.В.Бианки?

Любовь к природе привил ему отец. Он знал каждую травинку, птицу, зверушку называл по имени. Учил его узнавать птиц по голосу, по виду, по полету. И с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приручил, что это вошло у него в привычку на всю жизнь.

Много книг В.В.Бианки есть у нас в библиотеке. Вы можете взять и прочитать (выставка книг).

  1. Прогнозирование ситуации

Стадия «Вызов»

Прием «Дерево предсказаний» (слайд с деревом; на стволе дерева записаны вопросы )

Обсудите в парах, что может произойти в произведении с таким названием? Чем закончится произведение? (выслушиваются предположения детей)

  1. Стадия «Осмысления»

Чтение с остановками.

Давайте вместе с писателем отправимся в этот охотничий домик на опушке леса. Прочитаем произведение и узнаем, верны ли наши предположения.

(Дети читают рассказ. Он разбит на смысловые части. Учитель останавливает и предлагает вопросы разного уровня. По ходу идет и словарная работа .)

ЗАВАЛИНКА – читают в словаре учебника.

МЕДВЕЖАТНИК – где мы можем узнать значение этого слова, в нашем словаре его нет? (спросить у взрослых: человек, который охотится на медведя)

1 остановка:

Что делал старик, когда встретил колхозника?

Пойдет ли старик на охоту или нет, как вы думаете?

2 остановка:

Как поступил старик?

Что он услышал в лесу?

Какие чувства он испытывает при этом? Подтвердите словами текста? Почему он удивился?

Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?

3 остановка:

Кто же издавал в лесу тонкий, ласковый звук?

Что делал медведь?

Как он услышал свою музыку? Зачитай.

А старик? Зачитай.

Какой вывод можно сделать? (они оба неравнодушны к музыке, животные и люди чувствуют одинаково)

Как оценил старик игру музыканта? Зачитай.

Как поступит мужик с медведем?

4 остановка:

Как поступил старик с медведем? Почему он его не убил, он же медвежатник? (увидел в нем такого же музыканта)

Какие чувства испытывает охотник, объясняя, почему он не смог стрелять в медведя? А колхозник? Прочитай по ролям отрывок, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.

А как бы вы поступили на месте охотника?

Это произведение рассказ или сказка? Почему?

Почему рассказ называется «Музыкант»?

Что удивило вас в рассказе «Музыкант»? (мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково).

Вернемся к «Дереву предсказаний» оправдались ли ваши предположения. О ком наше произведение?

МЫ ПРЕДПОЛАГАЛИ …….

А НА САМОМ ДЕЛЕ ОКАЗАЛОСЬ ……

  1. Стадия «Рефлексия»

Чему учит рассказ?

Определите тему «Синквейна»

_______________________

Могучий, красивый

Нагуливает, спит, музицирует

Одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет.

Оказывается медведи, как и люди, могут быть неравнодушными к музыке. Мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь будут приходить в лес, чтобы послушать лесную музыку, пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.

Какие задачи мы ставили на урок?

Удалось ли нам их решить? (дети заполняют таблицу «ЗУХ»)

Дома: с. 145, з.№6


Цели урока:

1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.

2. Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память учащихся, учить понимать текст, расширять словарный запас учащихся.

3. Воспитывать желание трудиться, уважать чужой труд, воспитывать интерес к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе

по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.
  2. Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, память учащихся, учить понимать текст, расширять словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать желание трудиться, уважать чужой труд, воспитывать интерес к обучению.

Ход урока

  1. Орг.момент. Разминка.

1. Дыхательная гимнастика

  1. Вдох носом выдох через рот
  2. Нюхаем цветок
  3. Тушим свечи
  4. Читаем на выдохе

ВДФХФГМНБСКТФМН

2. Отработка дикции

Ок-ок-ок - падает снежок

Ип-ип-ип- слышу снега скрип

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

  1. Работа со скороговоркой

От топота копыт

Пыль по полю летит.

  1. Прочитать медленно, тихо.
  2. Прочитать медленно громко.
  3. Прочитать с ускорением.

Почему пыль по полю летит?

Что летит от топота копыт?

Где пыль летит?

Что делает пыль?

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, а вы внимательно читали рассказ? А мы сейчас это и проверим.

1. Тест (выбрать правильный ответ).

1. Как звали котёнка?

а) Мурзик;
б) Васька;
в) Матроскин.

2. Что делал котёнок в начале рассказа?

а) Сидел на полу возле комода и ловил мух;
б) Спал на диване;
в) Играл с мальчиками.

3. Как звали мальчиков – героев рассказа?

а) Иван Иванович и Степан Степанович;
б) Толя и Коля;
в) Володя и Вадик.

4. Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а) Огурцы;
б) Картофель;
в) Помидоры.

Ключ к тесту:

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

2. Пересказ.

III. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем (дети встают)
И немножко отдохнём
(потягиваются).
Вправо, влево повернитесь,
(повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
(наклоны)
Руки вверх и руки вбок
(движения руками),
И на месте прыг да скок!
(прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку
(бег на месте),
Молодцы вы, ребятишки!

IV. Сообщение темы урока.

а) Угадайте, о каком времени года пойдёт речь –

Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница … (Зима)

А зима не может быть без холодов и без …

Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лёг. (Снег)

А если много снега, то есть чем позабавиться детворе зимой.

(Зимой дети, строят снежные крепости, устраивают снежные бои, катаются на санках и на лыжах и на коньках, играют в снежки, лепят снеговиков).

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. АН КЕГОР

Правильно. Произведение называется «На горке»

Вступительное слово учителя.

Это произведение написал Н.Носов.

Вот его портрет. Н. Носов родился 23 ноября в городе Киеве, в семье актера. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов. Н.Носов писатель юморист. Он написал такие произведения «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей» Как вы понимаете писатель – юморист?

Да, его рассказы смешные, но поучительные.

V. Первоначальное чтение рассказа (учитель).

VI. Первоначальная проверка понимания.

Понравился ли вам мальчик Котька? Почему?
- Что изображено на иллюстрациях к этому рассказу?
- Представьте, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и взобраться на неё невозможно. Как бы вы себя повели?

VII. Физкультминутка для глаз.

VIII. Чтение по цепочке вслух.

IX. Выборочное чтение.

Прочитайте, как ребята строили горку.
- Что делал Котька Чижов, когда ребята трудились во дворе?
- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
- Что он сделал Котька, чтобы не скользить? Прочитайте этот отрывок.
- Как отреагировали ребята на поступок Котьки? Прочитайте их слова.
- Понравилось ли Котьке работать? Подтвердите словами из рассказа.

X. Итог урока.

Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня на уроке?
- А кто автор этого рассказа?
- Понравился ли вам рассказ?

XI. Домашнее задание.

Прочитайте, что вам будет задано на дом:

АЗАКССАР ЕИНЕТЧ ЕОНЬЛЕТИЗАРЫВ ЬТИВОТОГДОП

(Подготовить выразительное чтение рассказа).

Конспект урока по литературному чтению по теме:

Н Носов «На горке» (2 урок)

Цель :

Совершенствовать навык беглого и правильного чтения

Учить делить текст на части, находить главную мысль

Учить пересказу по плану

Развивать творческое мышление, образное воображение, речь детей

Воспитывать уважение к чужому труду.

  1. Орг.момент. Разминка.
  1. Зарядка на артикуляцию.

Ба – бо – бу – бы – би – бэ

АОУЫЭ АИУОЭ

  1. Работа со скороговоркой

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

  1. Прочитать медленно тихо.
  2. Прочитать медленно вслух.
  3. Прочитать медленно громко.
  4. Прочитать быстро тихо.
  5. Прочитать быстро громко.
  6. Прочитать с разной интонацией:

Кто в лукошках?

Кошки где?

Что делают кошки?

Что шьют кошки?

Кому шьют кошки сапожки?

II. Проверка домашнего задания

Чтение текста учащимися по цепочки.

Чьё чтение вам понравилось больше всего?

Понравился ли вам рассказ?

Среди ваших друзей есть похожие на Котьку?

III. Физкультминутка.

IV. Работа в парах.

Ребята, я приготовила много интересных вопросов по тексту. Но я хочу, чтобы вы придумали свой вопрос. Я предлагаю поработать в парах, обсудить с друг с другом, чтобы вы хотели спросить у своих товарищей.

Отвечаем на вопросы.

Что делали ребята?

А как они это делали?

Кто с ребятами не строил горку?

Почему он не вышел? Какой он? Хитрый

Что произошло, когда ребята ушли обедать?

А зачем он посыпал горку песком?

Что из этого вышло?

Как на это отреагировали ребята?

Чем дело кончилось?

Представьте себе, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и забраться на нее невозможно. Как бы вы себя повели?

V. Составление плана.

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Назовите картинки по порядку. Что у нас получилось? (картинный план) Давайте, озаглавим каждую картинку.

План

  1. Строительство горки ребятами
  2. Хитрый Котька на скользкой горке
  3. Котька посыпает горку песком.
  4. Ребята недовольны
  5. Заставили работать

Ребята, а это что у нас получилось? (словесный план)

Что нам помогает делать план?

По какому плану легче пересказывать?

Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана, ко второму, к третьему, к четвертой, к пятой части. Прочитайте.

Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. (Пересказ)

VI Групповая работа.

А) А сейчас мы проведем групповую работу по рядам. Вам нужно найти пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

1. Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмер, а один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, сумей и поправиться.

Ребята, все выбрали пословицу под цифрой три. Почему?

(Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним).

б) Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли артистов. Вы должны мимикой и жестами обыграть отрывок из этого рассказа. Каждому ряду дается задание.

1 ряд: Ребята строят горку

2 ряд: Котька не может взобраться на горку

3 ряд: Ребята обнаруживают испорченную горку

VII. Домашнее задание я вам предлагаю на выбор.

Подготовить пересказ текста или пересказать этот текст от лица Котьки.

VIII . Итог урока .

Ребята, вам понравился урок?

Что вам запомнилось больше всего?

Перед вами лежит снежинка, возьмите её. Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.


Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока:

Познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»;

продолжить обучение выразительному плавному чтению;

Совершенствовать навык чтения незнакомого текста целыми словами;

Развивать умение выделять главную мысль рассказа;

Развивать познавательную активность учащихся через развитие памяти, внимания через выборочное чтение;

Развивать воображение, умение слушать собеседников;

Формировать осознанные умения и навыки работы с текстом;

Формировать коммуникативную компетентность;

Развивать навык правильного и осознанного чтения, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

Воспитывать любовь ко всему живому, стремление оберегать природу и её обитателей.

Задачи урока:

Пополнять словарный запас учащихся;

Усвоить особенности интонирования рассказа, построенного на диалоге героев;

Через чтение данного произведения вызвать просветление чувств к природе, живой эмоциональный отклик, воздействие на личность ребенка, его нравственное воспитание.

Оборудование: компьютер, маски животных, слоговые таблицы, презентация.

Методы и приёмы: ролевое чтение, «Мозговой штурм», путешествие, упражнение «Редактор», чтение за речевой партитурой, метод «Предвидение», метод «Свободное чтение», работа в группах, метод «Светофор».

Тип урока : интерактивный урок

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

І. Организационный момент

1. Отрывок из мультфильма «Просто так». Звучит песня.

2. Приветствие гостей.

Ребята, сегодня мы с вами начали урок с отрывка из мультфильма «Просто так». Какие чувства вызывает у вас песня мальчика? Какое у него настроение?

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей улыбкой, теперь улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.

ІІ. Введение в тему

1. Девиз урока

«Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

Как вы думаете, ребята, кому сегодня мы посвятим наш урок?

(братьям нашим меньшим).

Кого же мы называем братьями нашими меньшими? (животных)

Как вы думаете, почему животных мы называем братьями? А меньшими?. (Нас связывает с ними общее- жизнь. Они очень уязвимы, и мы должны им помогать…)

Странные существа – животные, в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на земле. И самое уязвимое…

У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях. Кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»

2. Сообщение темы путешествия.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир братьев наших меньших- в природу.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1. Артикуляционная гимнастика. Путешествие на луг.

Работа над артикуляцией и дыханием. (с имитацией движения)

Дети едут машине: - Тр-р-р-р-р!

На поезде: - Чу-чу –чу-чу! Ту-ту!

Взлетели на самолёте: - У-у-у!

Приземлились на огромном лугу.

Кто нас встречает лугу? (Щенок и кошка)

2. Чтение слогов с разной интонацией голосом кошки, шенка.

Что связывает вместе щенка и кошку?

(Герои стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок»)

3. Проверка домашнего задания

1). Анализ произведения. Упражнение «Редактор»

ыСн паетКуся в еРке.

аМма ремДлет аН скеПе .

Так кем приходятся друг другу щенок и кошка?

Каким рос щенок?(ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, симпатичный).

Как вы считаете, каким он был сыном для кошки? (любящим, потому что кошка его растила в любви)

Какой матерью была кошка? (ласковая, нежная, любящая, заботливая, добрая)

2). Чтение «Оживи картинку».

3). - А какие качества вы хотели бы воспитать в себе, прочитав стихотворение В.Берестова?

Каким сыном был для кошки щенок? (приёмным)

Приходилось ли вам встречаться с подобными случаями в жизни?

Какие ещё вы знаете произведения, где кого-либо принимали в семью? (Гадкий утёнок. Приёмыш. Лев и собачка. Маугли. Волк и бычок).

4). Животные – наши верные и преданные друзья, которые никогда не обманут и не предадут. Но и вы должны относиться к ним с любовью, заботой, пониманием. Антуан Де - Сент Экзюпери в своём произведении"Маленький принц" сказал: "Мы в ответе за тех, кого приручили!"

4. Работа над выразительным чтением

В добрых глазах /приручённого зверя /

Каждый ребёнок /прочтёт без труда://

" Я полюбил тебя! Я тебе верю!///

Ты ведь не бросишь меня никогда?»///

5. Физкультминутка

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

6. Продолжение чтения стихотворения по оставшимся частям с помощью язычка.

Ребята, пока мы с вами отдыхали, ветер унёс и части слов из нашего стихотворения. Давайте прочитаем его по оставшимся частям.

В добр__ ___ах /____чён__го з__ря/

Жд__ __бён__ ___чтёт без тр_ а://

"Я __лю__л __бя! __ _еб_ __рю!///

Ы ве_ не бро__ь мен_ ни__да?»///

ІV. Мотивация учебной деятельности

1. Путешествие на ковре самолёте с закрытыми глазами в лес. Представьте себе: в лесу на пеньке сидит мужчина пожилого возраста. А рядом с ним собака. Откройте глазки и посмотрите на этого мужчину.

2. Проблемная ситуация

Как вы думаете, что он делает?

Каким он вам кажется на первый взгляд? (Добрые глаза, внимательный, наблюдательный).

V.Сообщение темы и цели урока. Метод «Предвидение»

1. Вступительное слово о М. М. Пришвине.

Это необыкновенный человек. Он, путешествуя по лесам и степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой беде.

Зовут этого человека Михаил Михайлович Пришвин. Прежде, чем стать писателем, он попробовал себя в нескольких профессиях. Но любовь к природе и путешествиям определила его дальнейшую судьбу. В своих произведениях М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

2. Упражнение «Отгадай героев произведения»

Аб ребята утро утята гнеу

Наш текст так и называется «Ребята и утята».

3. Сообщение темы урока. «Предвидение»

Работа с иллюстрацией на с. 134

Кого же ещё мы можем считать героем произведения?(автора)

VІ. Первичное ознакомление с рассказом

1. Расширение знаний учащихся об утке «чирок-свистунок». «В мире животных»

Кто видел маленьких утят?

Где?

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

Сейчас мы с вами отправимся на телепередачу. Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных»

(Звучит свист утки чирок-свистунок).

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток.Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр.От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе.

2. Словарная работа

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

    Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

    Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

    Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

    Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

    Кузница – помещение, где работают кузнецы.

3. Первичное знакомство с произведением.

А теперь перенесёмся на дорогу, соединяющую лес с озером. И вместе с утятами продолжим путь .

1ч) аудиозапись

2ч)). ученик

3ч чтение по ролям (Пришвин, автор, ребята)

4ч) ученик

5) учитель

6). ученик

4. Анализ по вопросам

В какое время года происходит событие?

Какие же препятствия встретились утятам на пути?

Смогли ли они их преодолеть? Кто же им помог?

5 . Физкультминутка «Танец маленьких утят».

6. Словарная работа. Ознакомление с трудными словами.

раз-ли-ва-лось

заш-вы-ря-ли

пе-ре-лё-ты-ва-ла

ве-ли-чай-шем

дейст-ви-тель-но

об-ра-до-ва-лись

про-дол-жа-ла

7. Чтение учащимися

1ч. –эстафетой

2ч –жужжащее

3ч –чтение в парах

4ч - цепочкой

5 ч.- молча

6ч – хорово е чтение

8. Физкультминутка для глаз

VІІ. Работа над анализом произведения

1.Анализ произведения с выборочным чтением

На что решилась уточка чирок-свистунок?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести детей к озеру?

Что значит для утят свобода?

Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?

Сколько это километров? Это много или мало?

Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние?

А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь?


– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

Какие враги были у уток?

Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба?

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.

Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы.)

Как вела себя утка-мать? Прочитайте.

Кто же помог утятам? Как?

Как повели себя дети? Почему? (струсили)

Как мать собирала своих утят?

Сколько же было утят?

Как попрощались ребята и автор с утятами? Прочит айте

Как ребята это восприняли? Найдите и прочитайте.

Какое пояснение дал им автор?

2. Характеристика ребят

Какими были ребята? (Жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные).

3. Свободное чтение

1). Чтение по началу с анализом

«В местах, открытых для …»

«За ней …»

Сравните: как шла утка в самом начале рассказа. А в конце? Почему? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)

«Всё время, пока они ловили утят…»

Каким было её состояние? (Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.) – А какая она мама?(Заботливая, любящая, ласковая, добрая).
- Сравните, какой матерью была кошка, а какой утка. Что вы можете сказать.

А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?(Мама!)

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

2). Чтение по концу

«… Счастливый путь, утята!»

«…кричите «до свидания!»
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения).
– Перед кем этот знак уважения?
– Почему?

«…утятам в озеро?»

VІІІ. . Работа в группах. Складывание и дополнение пословиц.

Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

Умел ошибиться - умей и …. (поправиться)

Сей добро, посылай добро, оделяй … (добром)

Всякий человек в деле … (познаётся)

Кто скоро помог, тот дважды … (помог)

Любить природу – это наблюдать и … ей (помогать)

Чего себе не пожелаешь, того и другому не….» (делай)

Дитя плачет, а у матери сердце …(болит).

Сначала… думай – потом … (делай).

(добрый) пример, лучше ста …(слов).

За правое дело, стой …(смело).

ІХ. Рефлексия

1. Закончилось наше путешествие.

С каким расказом познакомились на уроке?

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
-Какой урок вы извлекли для себя?

(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому. Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному).

2. Послание М. Пришвина

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

Дети читают вместе

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Х. Итог урока

Д/з : с. 132-134, пересказывать

Учитель: Малеева Р.В.

Ребята. Сейчас я каждой группе раздам карточки с различными ситуациями . Ваша задача: прочитать и проанализировать данную ситуацию.

1 группа Рассказ “Друзья”.
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

2 группа Рассказ “Одинаковые”.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?

3 группа Рассказ “До первого дождя”
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
Почему обе девочки густо покраснели?

Существует огромное количество пословиц и поговорок о дружбе. Сейчас проверим, знаете вы их или нет.

Игра «Собери пословицу»

Не имей сто рублей,

Человек без друзей,

Друга ищи,

Старый друг лучше

Как вы понимаете смысл этих

пословиц?

У других народов тоже есть

пословицы о дружбе. Например,

татарские пословицы

Друга обидишь, - врага обрадуешь.

Другу покажи слёзы свои, врагу - зубы.

Предавший друг хуже врага.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?