Конспект урока по литературному чтению во классе Н. Носов «Живая шляпа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Поронайска Сахалинской области

Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе

«Н. Носов. Живая шляпа»

подготовила

учитель начальных классов

Сандракова Наталья Сергеевна

г. Поронайск

2012

Конспект урока литературное чтение «Н.Носов. Живая шляпа» 2 класс учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 Цели урока:
    Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «Затейники» и биографией автора. Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;

    Учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания

    Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа; Воспитывать коммуникативные навыки
Оборудование урока :, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, конверты с карточками-названиями частей плана.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать Кто хочет стать настоящим читателем? А что для этого надо делать? Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат
    Речевая разминка
Упражнения для развития артикуляционного аппарата. чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2-глубокий вдох(про себя),3- задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10(или пока хватает дыхания); Прочитать слитно

А О У Ы И Э

А Ы О У Э И

О У А Э И Ы

З С Ж


Работа над выразительностью.
Делу время потехе час Меньше слов -больше дела Прочитать, ставя логическое ударение (выделяя голосом) поочередно на каждое из слов. Прочитать с разной интонацией
    Работа по теме урока.
Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся. Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения мы уже изучили? Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя Аг*ния Барт* Чуков*кий К*рней Михалко* Сергей - НОСОВ Николай Николаевич Носов- (портрет) Писатель вам знакомый? Что вы читали из этих книг? А какой рассказ мы сегодня будем читать? (Живая шляпа) А кто знает, что такое шляпа? (Это головной убор) А для чего он появился и зачем он был нужен (сообщение ученицы об истории появлении шляп) Шляпка - это женская слабость. Шляпка повторяет форму своей предшественницы времен русской революции. Начало ХХ века - модерн, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на посуде, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. Женщина напоминала прекрасный цветок: осиная талия, струящаяся узкая юбка, высокий бюст украшен обилием кружев и лент, а завершала композицию головка - пышный бутон, в обрамлении шикарной густой прически с использованием накладных волос и живых цветов. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы Павловского парка, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом - они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.В это самое время, в 10-20-е года ХХ века робко появляется на свет новая форма - "ток". Эта шляпка напоминает коробочку, поля у нее отсутствуют, она сидит ровно по голове и чем-то напоминает современную купальную шапочку. Триумф этой формы придется на 30-е годы. Однако мода хоть и диктатор, но позволяет некие вольности, особенно женщинам практичным. Они продолжают носить мягкие широкополые головные уборы, которые защищают нежную кожу от солнечные лучей и помогают сохранить эбонитовую бледность. Зимой предпочтение отдается маленьким круглым шапочкам из меха или плотного фетра с вуалью или без нее.Война 1914 года законсервировала моду и шляпки лишились своей пышности, цветы и птички ушли в историю, их место заняли скромные ленты и перышки.Но с середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место - женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец - о ужас! - натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. Привычная форма канотье изменяется, остается только материал - солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры. Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки - совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями - одну из них, совсем плоскую, называют "десертной тарелкой". Носят всё: фантастические береты, "горшки", "таблетки", жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому - свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для совсем крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам. Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке в фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора - это верх неприличия. В самом конце 30-х годов в моду входят капюшоны, сначала их функция проста, понятна и, безусловно, невероятно практична - защита от дождя, но позже они служат дополнительным украшением для нарядов, привносят элемент загадочности и восточные мотивы. Далее, что совершенно логично, мода разворачивается лицом к Востоку, модницы щеголяют в тюрбанах из самых различных материалов, некоторые, самые смелые, отказываются от шляп и повязывают голову воздушным шарфом. Если накануне Второй мировой войны в моде царит восточная небрежность, то в военные годы вновь наступает "спокойный" период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли "лохматый". Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.
В 60-х годах идет так называемая "переработка" стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм. История шляпы в России насчитывает 300 лет. Шляпы и прически всегда находились в тесной зависимости друг от друга. Когда на рубеже XVI–XVIII вв. близкие ко двору подданные должны были сменить привычную одежду на платье европейского покроя, в быт вошли шляпы и шляпки. Это было время париков и напудренных волос, и поэтому мужчины чаще носили треугольную или двухугольную шляпу под мышкой, чем на голове. А вот дамские прически-парики были скорее головными уборами - такую сложную конструкцию сооружал на голове красавицы парикмахер. Женщины подолгу не разбирали такую прическу и защищали ее разнообразными чепцами. Собственно, женские шляпки вошли в моду лишь во второй половине XVIII столетия. Самая знаменитая женская шляпка той эпохи носила название «Памела», по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона. Она была украшена полевыми цветами и колосьями - ведь роман назывался «Памела, или вознагражденная добродетель». Высота тульи и размер полей менялись, но шляпа оставалась в моде на протяжении полутора веков, вплоть до конца XIX столетия. Шляпа, как и европейский покрой костюма, означали сословную принадлежность человека. В России XIX века женская шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины, которая хотела бы подчеркнуть свою причастность к иной культуре. Женская шляпка свидетельствовала о том, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета и в театр, на бал или прогулку выберут именно ту шляпку, которая соответствует случаю...

Ребята, а разве шляпы бывают живыми? Подберите синонимы к слову шляпа. (На доске слов: колпак, котелок, цилиндр, панама, боливар). А с какими видами шляп вы встречались в жизни? Где? (цилиндрические, треугольные круглые, узкие прямые)
Итак, шляпа- это головной убор. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Как вы думаете, о чём будет рассказ? Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым? Почему ты так считаешь? Прочитайте их про себя, затем вслух, (слабый ученик – по слогам, сильный – целым словом, с ударением) хором

игры

сказка

три поросёнка

волк

домик

схватил за ногу

испугался

убежал обрадовался (Дети высказывают предположения, которые тезисно фиксируются на доске) Первичное чтение Самостоятельное чтение. -Правильное ли предположение вы сделали? Какой момент изображён на иллюстрации? Понравился вам рассказ? Грустный или весёлый рассказ? Кто герои рассказа? Назовите их имена.
Физминутка для глаз
Анализ произведения (понимание фактического содержания)
Работа по учебнику (стр. 54)
Прочитать 2 абзаца по цепочке. -Кто рассказчик? Работа над интонацией. -Прочитать восклицательное предложение с разным логическим ударением. 2. –как вы думаете, почему мальчики решили, что шляпа живая? Чтение по ролям. Словарная работа: комод -это предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья, различных мелких вещей).
Кочерга - это приспособление для перемешивания топлива в печи - толстый железный прут с прямо загнутым концом Каким словом можно заменить слово «тресну»- ударю
3 Выборочное чтение, поиск ответов на вопросы: Как шляпа оказалась под котёнком? Почему дети боялись шляпу? Кто первый раскрыл секрет «живой шляпы»?
4 Чтение по цепочке от слова «Володя обернулся» до вопросительного предложения «А может быть её кто-нибудь за верёвочку дергает?» Словарная работа: какими словами можно заменить слово «обернулся» (повернулся) Работа над пониманием авторской позиции: -Как Николай Носов говорит о главных героях рассказа? Вопрос на понимание содержания текста: -Как они повели себя при встрече с «живой шляпой»? 5. Чтение первого абзаца на стр.54 Работа над синтаксическим строем речи: -Каким словами автор передаёт быстроту действия (глаголами) - Найдите самое короткое предложение (Ай!) -Почему в этом предложении нет действия? (знак тире в данном предложении усиливает скорость происходящих событий) 5. Акцентное вычитывание: -Действительно ли шлапа была «живая»? Докажите -Почему Володя решил уйти домой? Прочитайте -Почему мальчики боялся подойти к шляпе? Прочитайте. 6 Чтение по ролям до конца рассказа. - Ребята, как вы думаете, чему хотел научить вас Николай Носов? -А если бы были на месте героев рассказа вы бы испугались? Почему? -Откуда берутся страхи? - Как с ними можно справиться? Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? За что можно их поругать? Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? Что сказали бы соседи, которые это все слышали? Что скажете вы? Ученик“Поисковой группы”расскажет интересные сведения из жизни Н,Н,Носова. Сейчас мы вместе с любимым героем проведём физминутку (на экране) Ребята, а вы знаете, что наш друг Незнайка очень любил сочинять разные рифмы и стихи? Вот и мы сейчас с вами отдохнем и попробуем поиграть в рифмы. РА-РА-РА- вышла славная _________; КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________; АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________; РОК-РОК-РОК-продолжается_____________. Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.
    Закрепление изученного.
Составление плана рассказа (по группам). Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом. План: Она живая! Шляпа соскользнула с комода. Битва с шляпой. Из-под шляпы вылез котёнок Васька Проверка плана. Выборочное чтение частей сильными учениками. 5. Итог урока . - А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу? Оцени себя за урок. «Лист самооценки».

Узнал что-то новое Научился о писателе
Расстроился Я Получил радость

Удивился Ничего не понял

Выставление и комментирование оценок.

    Дифференцированное домашнее задание.
Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике. Выбор творческого задания(на выбор) Нарисовать диафильм к рассказу.

Список использованной литературы

    Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 ч. Ч.2 / сост. Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2008.

    Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2010.

    Словарь Ожегова, - М, 1982.

    Словарик «Писатели в учебной литературе»: Начальная школа/сост. С.В. Кутявина, - М.: ВАКО, 2010.

    Журнал «Мода и стиль» за 1998-2005 гг.

УМК «Школа России»

Урок литературного чтения по теме "Герои – сверстники. О жизни детей, их дружбе и товариществе» 2 класс

Н.Н. Носов "Живая шляпа"

начальных классов

МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска

Алтайского края»

Новоалтайск 2010

Цель : познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Задачи:

    Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего

интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного

возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской

книгой, обладающего определённой начитанностью.

    Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться

комической ситуацией.

    Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация.

Используемые учебные пособия, литература:

    Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2006.-240с.

    Начальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. – М: Филолог. об- во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ, 1999 – 640 с.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 – 750 с.

    Родная речь, 2 класс: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова - М.: Просвещение, 2006.

Педагогические технологии:

    объяснительно – иллюстративного обучения;

    словесной продуктивной и творческой деятельности;

    педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

    информационно- коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

    повышение активности на уроках;

    улучшение результатов обучения;

    развитие творчества у учащихся.

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2. Целеполагание .

(Слайд № 2)

Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?

(Слайд № 3-4)

Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.

(Слайд № 5-6-7)

Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Всё ли вам понятно в моём рассказе?

Актёр – артист – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении

Институт – высшее учебное заведение.

Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности.

Режиссёр – творческий работник, руководитель театральных, зрелищных программ.

Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.

Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.

(Слайд № 8-9)

По его произведениям созданы мультипликационные фильмы.

(Слайд № 10)

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

С чего начнем работу?

Что для этого нужно сделать?

Чему я учусь сегодня на уроке?

3. Прогнозирование содержания по заголовку.

Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)

Словарная работа

В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение

(Слайд № 11)

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть - ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

4. Физминутка

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

5. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета.

(Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)

Чтение 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

Чтение 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)

Что шляпа будет делать в дальнейшем?

Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”)

Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

Возвратятся ли ребята в комнату?

Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Чтение 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

(Слайд № 12)

5-я часть (рассказывает учитель)

6. Анализ произведения, выборочное чтение.

Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?

Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.

А читатели?

Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

Какие они были по характеру?

Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.

Что же испугало мальчиков?

Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?

Как можно побороть свой страх?

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

(Слайд № 13)

    Волков бояться – в лес не ходить.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?

Найдите слова, характеризующие их поведение.

Запись на доске: 1. Испугались

Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу?

Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение?

Давайте прочитаем диалог на кухне.

Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?

Запись на доске: 2. Осмелели.

Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?

Запись на доске: 3. Обрадовались.

Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

7. Итог урока. Рефлексия

Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?

Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Я узнал, что ….

У меня получилось…

На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.

8. Домашнее задание: прочитать текст по ролям, нарисовать рисунок: каким вы представили себе котенка.

УМК Л. Ф. Климановой

Цели : продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. Носова; развивать память, речь, умение подробно излагать прочитанное и услышанное.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана, картинного плана.

Оборудование : портрет Н. Носова, выставка его книг; аудиозапись рассказа; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Какие рассказы вы придумали на заданную тему? Послушаем их.

III. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение В. Волиной, вставьте пропущенные слова.

Зевнул наборщик на работе

И вместо и поставил о.

Поймете вы, когда прочтете,

Что получилось из того.

В ведре не сурик, а... (сурок).

В углу не веник, а... (венок).

Маляр повесил кисть на гвоздь,

Глядит, пред ним не кисть, а... (кость).

Прочитайте стихотворение скороговоркой.

Прочитайте выразительно.

IV. Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «Живая шляпа». Разве шляпа может быть живой? Проверим.

V. Работа по теме урока

(Прослушивание в записи рассказа Н. Носова «Живая шляпа» или выразительное чтение учителем.)

Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Что вам особенно понравилось в нем?

VI. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

(Ходьба на месте.)

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

(Изобразить.)

Раз, два, три, четыре —

Полетели, закружились.

VII. Закрепление изученного

1. Чтение рассказа

Прочитаем рассказ «Живая шляпа» по цепочке (с. 54—58). (Объяснение непонятных слов по ходу чтения.)

2. Игра «Расшифруйте текст»

На доске дан текст. Кто из вас догадается, как надо прочитать его? (Читаем с конца.)

Лоп ан олапу — ьсолунхюлп от-отч идазоп как, илашылсу окьлот ино. Упялш доп лапоп акьсав как иледив ен и икнитрак илавишарксар ино. КидаВ и ядодоВ иледис етанмок в а.

VIII. Рефлексия

Что вы узнали на уроке?

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

IX. Подведение итогов урока

Как вы поняли название рассказа?

Почему шляпа оказалась «живой»?

Домашнее задание

Подготовить безошибочное выразительное чтение.

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Выдра из ведра выпрыгнула,

Воду из ведра выплеснула.

Выпрыгнуть-то она выпрыгнула,

Выплеснуть-то она выплеснула,

А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла.

III. Постановка целей урока

Сегодня мы продолжим работу по рассказу «Живая шляпа». а Уроке будем учиться читать по ролям, пересказывать текст с опорой на план.

IV. Проверка домашнего задания

— Проверим, внимательно ли вы читали рассказ.

Тест

1. Где лежала шляпа?

а) на столе;

б) на комоде; +

в) на полке.

2. Шляпа упала, потому что:

а) уцепился кот; +

б) дунул ветер;

в) задели ребята.

3. Куда ребята убежали из комнаты?

а) в коридор;

б) на кухню; +

в) на балкон.

4. Какой был хвост у Васьки?

а) серый; +

в) черный.

5. Кто первым раскрыл секрет «живой» шляпы?

а) Володя и Вадик;

б) Володя; +

— А теперь — выразительное чтение рассказа.

V. Физкультминутка

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре — руки вниз.

VI. Закрепление изученного

— Прочитаем рассказ «Живая шляпа» по ролям.

— Выполните задания 4— 6 на с. 59.

VII. Рефлексия

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Чему учились на уроке?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам показалось особенно интересным?

Домашнее задание

Подготовить краткий пересказ текста.

Вологодская область Шекснинский район п. Шексна

МОУ «Устье - Угольская школа»

УМК «Начальная инновационная школа»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.

Преподаватель: Пронина Наталия Ивановна

Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Место урока в теме: 1 урок

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: знакомство с произведением и первичный анализ

Задачи урока:

1. Познакомиться с биографией Н. Н. Носова.

2. Прослушать рассказ в аудиозаписи.

3. Проанализировать содержание рассказа.

Оборудование: учебник « Литературное чтение» Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова, книга Н. Носова «Живая шляпа» раздаточный материал для самооценки и выполнения задания, MacBook, программа ПервоЛого, презентация.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.

Познавательные:

прогнозировать содержание текста по его заголовку; воспринимать на слух художественное произведение; понимать содержание прочитанного произведения; находить в тексте информацию, отвечать на вопросы к тексту; работать с MacBook в программе ПервоЛого, уметь производить анализ, синтез и сравнение, соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные :

участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы; слушать ответы одноклассников; работать в паре; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному.

Личностные:

Развивать творческие способности, чувство юмора; развивать интерес к творчеству Н.Носова.

Вводно - мотивационный момент.

Повернитесь к гостям,

Улыбнитесь гостям.

Повернитесь ко мне,

Улыбнитесь мне.

Повернитесь друг к другу,

Улыбнитесь друг другу.

Сейчас у нас с вами урок литературного чтения.

Актуализация знаний.

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Что такое шляпа?

Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

3. Целеполагание.

Какую цель поставим сегодня на уроке?

Знакомство с произведением и первичный анализ.

Чтобы выполнить эту цель мы должны поставить перед собой задачи (слайд)

Поставьте задачи в правильном порядке (поменять 2 и 3 задачи)

Познакомиться с биографией Н.Н.Носова.

Проанализировать содержание рассказа.

Прослушать рассказ в аудиозаписи.

(рассказ учеников)

1) Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

2) Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. По окончании школы работал рабочим на заводе. Он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром - постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. В годы Великой Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических фильмов. За эту деятельность он награждён орденом Красной Звезды.

3) Но его сильно влекло искусство. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сначала просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»

Николай Носов написал очень много рассказов, попробуйте некоторые из них узнать по его отрывку (зачитывают ребята)

1 «Фантазёры»

«-Я один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила.

Врёшь!

Нет, правда!

Почему же ты не умер?

А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой».

2 «Затейники»

« Вдруг меня кто- то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной.

Чего ты? - спрашивает.

Меня - говорю - кто то схватил за ногу. Может быть серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я - за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

Давай - говорю дверь держать, чтобы он не открыл».

3 «На горке»

«Только полез на горку - бух носом!

Ого! - говорит. - Скользкая!

Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

Что делать? - думает.

Думал, думал - и придумал:

Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

4 «Мишкина каша»

«Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху».

5 «Телефон»

«Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:

Слушаю!

А из трубки в ответ:

Ты чего хрюкаешь?

Как это хрюкаю? Я не хрюкаю, - говорю я.

Брось хрюкать! Говори по-человечески! - кричит Мишка!»

6. «Приключения Незнайки»

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

Кластер - Произведения Носова (Слайд)

О ком рассказывает Носов в своих произведениях?

О детях

Какие у него рассказы?

Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.

А что такое юмор? Давайте вспомним.

- Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в

необычайно смешные, поучительные истории, юмористические, комичные.

Как вы понимаете комичная ситуация?

Проверим по словарю учебника.

Выполнили мы с вами 1 задачу?

Приступаем к выполнению 2 задачи.

Сегодня мы познакомимся с один из его рассказов, где описана комичная ситуация. Рассказ называется «Живая шляпа».

«Прогнозирование»

Как вы думаете, о ком или о чём будет рассказ?

Кто читал, пожалуйста, послушайте предположения своих одноклассников.

Первичное целостное восприятие произведения

Послушайте этот рассказ в исполнении артиста (аудиозапись)

Проверка первичного восприятия текста.

Понравилась ли вам история? Почему?

Какое настроение она у вас вызвала?

В чем комичность ситуации?

Выполнили мы с вами 2 задачу?

ФИЗМИНУТКА

- Приступаем к выполнению 3 задачи.

Вторичное восприятие произведения и его анализ по частям.

а) Чтение отрывка с.92 самостоятельно (заканчивается предложением «Вовка за ним»)

Игра «Да-нет»

Так или не так всё было в рассказе Н Носова «Живая шляпа».

Утверждение

ДА

НЕТ

1. Шляпа лежала на столе.

2. Котенка звали Васька.

3. Котёнок Васька сидел на шкафу.

4. Вовка и Вадик сидели за столом.

5. Ребята видели, как Васька попал под шляпу.

6. Вадик хотел поднять шляпу.

7. Шляпа подползла к Вадику.

8. Вадик прыгнул на диван, а Вовка за ним.

Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.

б) Чтение 2 части по цепочке (Часть заканчивается предложением «Шляпа как подскочит кверху!»), выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрации к рассказу и подобрать подписи к ним предложениями из текста (СЛАЙД)

Ребята всё так же продолжали бояться шляпы?

Найдите и зачитайте предложения, где передано состояние ребят (Ребята смотрят на неё и трясутся от страха)

Почему Вовка решил уйти домой? (зачитайте)

Кто из мальчиков был смелее? Вадик. Докажите предложениями из текста. (Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну.)

А какое оружие еще ребята выбрали для борьбы со шляпой? (Клюшка,

лыжная палка, картошка.)

Почему ребята осмелели?

Как изменилось их поведение? А интонация и громкость голоса?

Найдите и зачитайте предложения, где мальчики уверенно говорят и

угрожают шляпе.

Какие маленькие слова Н. Носов употребил, чтобы предать «боевое»

состояние мальчиков (Ага! Эй ты, шляпа!)

Подписи к слайдам:

1) они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

2) соскочили ребята с дивана и бегом из комнаты.

3) шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.

4) Набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.

5) прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

ФИЗМИНУТКА

в) Чтение следующего отрывка самостоятельно

Придумать «тонкие», «толстые» вопросы (на слайде слова - помощники).

Тонкие вопросы:

Как раскрылась тайна живой шляпы?

Что сначала высунулось из-под шляпы?

Обрадовались ли ребята, когда увидели Ваську?

Кто из мальчиков догадался, как котенок попал под шляпу?

Что стал делать Вадик, когда увидел Ваську?

Что делал Васька, когда выбрался из-под шляпы?

Толстые вопросы:

Как вы думаете, какие чувства испытывал котёнок?

Останутся котёнок и Вадик друзьями?

Как мальчики относятся к котёнку?

Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?

Задание в программе Перволого: составить пословицы. Слайд

У страха глаза велики.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Делу время потехе час.

Повторенье мать ученья.

Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?

Выполнили мы 3 задачу?

Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

Как вы считаете, наш урок цели достиг?

6. Рефлексия.

Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось …

Я узнал, что ….

У меня получилось …

Мне было трудно ….

7. Домашнее задание: читать текст выразительно, нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.

План- конспект

урока литературного чтения

во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Цель : познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.

Планируемые результаты:

Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы .

Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища .

Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах..

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Да здравствует школа! Да здравствует смех! Да здравствуют радость, удача, успех!

2. Речевая разминка

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

3. Определение темы и задач урока.

Учитель : по какому разделу мы работаем?

Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»

Учитель : сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

Агния Барто «Веревочка»

Самуил Маршак «Кот и лодыри»

Николай Носов «Живая шляпа»

Учитель: все ли произведения мы читали?

Дети : нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».

Учитель: значит какая тема нашего урока?

Дети : тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Учитель: Поставьте задачи к уроку.

4. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.

Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

Учитель:

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.

5. Словарная работа .

В тексте встретятся слова, уточним их значение.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

6. Гимнастика для глаз.

7. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем.

8. Проверка первичного восприятия.

Понравился рассказа?

Что особенно понравилось?

9. Повторное восприятие.

Чтение рассказа детьми.

Анализ содержания .

10. Анализ содержания.

Как звали кота?

Где сидел Васька?

Кого увидел Васька на шляпе?

Что Васька делал в начале рассказа?

Как звали мальчиков, героев рассказа?

Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

Что происходило со шляпой?

Что предложил сделать Вадик?

Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).

Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)

Кого увидели мальчики?

Каким стало настроение ребят?

Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

11. Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

12. Выборочное чтение.

а) к рисунку найдите в тексте соответствующие слова.

    1 рисунок – стр.54

    2 рисунок – стр.57

    3 рисунок – стр.58

13. Работа с пословицами.

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

    Волков бояться – в лес не ходить.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

14. Работа в парах.

Проверим ваши внимание и память.

- Какие буквы надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.

Проверка работы.

Текст : Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух . А на комоде, на самом краю , лежала шляпа . И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу .

Как написали слово «Васька»? Почему?

15. Итог урока. -

Как называется рассказ, который мы читали?

Почему шляпа оказалась живой?

Как бы вы поступили на месте мальчиков?

16. Рефлексия.

Список использованных источников:

1. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс.- М.,ВАКО,2012.

2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М. Бойкина, Н. Роговцева.- М. Просвещение, 2014.

3. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений, ч. 2.Авторы: Л. Климанова, В. Горецкий. - М. Просвещение, 2013.

4. Интернет- ресурсы: http://www.o-prirode.com/photo/29