Минарет соборной мечети.

Змукшир, Шах-Сенем, Куня-Уаз - на юге; Деу-кескен-кала, Ширван-кала, Кызылча-кала на северо-западе; широкая полоса оазиса с ныне существующими городами Ташаузом, Ходжаили, Турткулем, Хивой и множеством развалин, протянувшихся по обоим берегам Амударьи,- все это говорит о долголетней и сильно развитой культурной деятельности человечества в зоне влияния многоводной реки.

На месте Куня-Ургенча город существовал уже в первые века нашей эры, что подтверждают китайские источники, в которых этот город называется Юе-Гань, позднее он назывался Ургенчем.

До начала VIII века Хорезм сохранял независимость. Однако в 712 году и эту область Средней Азии захватили арабы. После арабского завоевания город Ургенч развивался очень интенсивно, так как в нем, или, как он назывался тогда, в Джурджании (или Гургандже), был создан политический центр одного из государств, образованных в Средней Азии арабами и подчиненных халифату. С того времени началось дальнейшее развитие Ургенча как столицы северного Хорезма, в то время как на юге столицей всего Хорезма был город Кят (на правом берегу Амударьи), возле города Шаббаз.

Арабский географ Х века Истахри писал, что Ургенч «самый большой город в Хорезме после столицы (Кята), он - место торговли с гузами и оттуда отправляются караваны в Джурджан, к хазарам и в Хорасан». Ремесленное производство в Ургенче в это время было развито очень высоко. Оно «значительно перерастало рамки домашнего производства, его продукция поступала не только на местный, но и на международный рынок».

Положение Ургенча, стоящего на левом берегу широкой Амударьи, в узле караванных дорог, создало предпосылки к быстрейшему развитию и обогащению города, вскоре обогнавшего в своем развитии и значении прежнюю столицу Хорезма - Кят. Поэтому Ургенч в 995 году становится столичным центром всего Хорезма, с правителем хорезмшахом Абул-Аббас Мамун ибн Мухаммедом. Географ Макдиси оставил описание Ургенча того времени. Это цветущий, большой город, писал он, который «...каждый день увеличивается. У ворот ал-Хаджаджа замок, построенный Ал-Мамуном, в нем удивительные ворота, каких нет во всем Хорасане, а сын его, Али, построил перед ним другой замок, у ворот которого площадь, похожая на площадь Бухары, на ней продаются бараны. У города четверо ворот».

В конце XI века Кутаб-ад-дин Мухаммед основал новую сильную династию великих хорезмшахов, во время царствования которой Хорезм к XIII веку превратился в независимое и самое большое в Средней Азии мусульманское государство. В период правления хорезмшахов, в особенности при хорезмшахе Ала-ад-дине Текеше ибн Иль Арслане (1172-1200 гг.) и его сыне Мухаммеде II (1200-1220 гг.), в столице Хорезма Ургенче осуществлялось огромное строительство, и город стал важнейшим экономическим и политическим центром Средней Азии.

Вскоре над этим цветущим городом нависла смертельная опасность. Он был осажден огромными монгольскими полчищами Чингиз-хана. После полугодовой осады весной 1221 года Ургенч был взят и разрушен. Об этой исторической катастрофе в ярких красках, со свойственным восточным писателям преувеличением рассказывает современник событий Ибн ал-Асир: монголы «...открыли плотину, которая удерживала воду Джейхуна (Амударьи - В. 77.) от города; вода вошла и затопила весь город; все постройки были разрушены, и их место заняла вода. Не спасся из жителей города никто совсем.... Все пришло в состояние разрушения». Несмотря на катастрофу, по счастливой случайности от периода хорезмшахов сохранилось несколько памятников архитектуры: крепость Ак-кала, минарет, обрушившийся около 70 лет назад, и два прекрасных мавзолея - хорезмшаха Иль Арслана (так называемый мавзолей Фахр-ад-дин Рази) и хорезмшаха Текеша. Эти здания дают некоторое представление о характере архитектуры домонгольского периода, а обширные руины городища, тянущиеся на тысячи квадратных метров, позволяют судить о масштабе строительства.

В результате монгольского завоевания в 40-х годах XIII века создалось огромное государство - Золотая Орда, куда вошли и Хорезм с Ургенчем. Чрезвычайно удобное местоположение Ургенча позволило городу не только сравнительно быстро возродиться из развалин, но и превзойти былой блеск и величие. Уже в конце XIII века Ургенч приобрел свое прежнее экономическое и культурное значение в системе больших торговых городов Средней Азии. Снова через Ургенч стали проходить все важнейшие караванные пути, связывавшие отдаленные районы Золотой Орды и рынки Средней Азии. Город стал столицей огромной восточной провинции Золотой Орды.

В строящийся город в XIII и XIV веках стекались специалисты - строители, каменщики, резчики по дереву и терракоте, художники, и здесь постепенно создались школы первоклассных хорезмских мастеров самых различных профессий.

К середине XIV столетия Ургенч вновь „один из самых больших, значительных и красивых городов, богатый славными базарами, просторными улицами, многочисленными постройками, отборными красотами". Так характеризует Ургенч историк и географ Ибн-Батута, который в 30-х годах XIV века вслед за столицей Золотой Орды Сарай-Берне посетил и Ургенч. В описании Ургенча Ибн-Батута упоминает ряд крупных построек города, среди которых он называет медресе, построенное правителем Кутлуг-Тимуром, соборную мечеть и хонако Тюрабек-ханым, хонако у могилы шейха Наджм-ад-дин Кубра, больницу, дворец, у которого «деревянный разукрашенный купол, стены убраны разноцветными тканями, а потолок раззолоченным шелком», и другие. Период правления Кутлуг-Тимура (сер. XIV в) для Ургенча «самое блестящее время его истории», как отмечает выдающийся советский востоковед профессор А. Ю. Якубовский.

Конец XIV века принес Ургенчу новую катастрофу, после которой город уже больше не смог оправиться. В 70-х годах XIV века история выдвинула в Средней Азии нового крупнейшего государственного деятеля и полководца-Тимура. Начиная с 1372 по 1388 год он осуществил пять походов в Хорезм, предавая страну грабежу и разорению. В последний, пятый, военный поход в 1388 году Тимур полностью разрушил Ургенч.

Историограф начала XV века Шереф-ад-дин ал-Язди так повествует об этой трагической странице истории Ургенча: Тимур «... отдав распоряжение на несколько дней остановиться в Хорезме, приказал перевести в Самарканд все население - жителей города и области, а город Ургенч, совершенно разрушив, засеять ячменем». По-видимому, приказ Тимура был выполнен почти буквально, так как Ургенч с той поры, по существу, сошел с исторической арены, и город, если и существовал, то лишь как незначительное поселение, которое вряд ли играло большую роль, чем нынешний Куня-Ургенч.

Oт монгольского Ургенча сохранилось несколько крупных сооружений, которые являются молчаливыми, но выразительными свидетелями блестящей архитектурно-строительной деятельности в короткий период расцвета Ургенча во время правления Кутлуг-Тимура (1321- 1336 гг.) и его жены Тюрабек-ханым. К ним относятся: широко известный мавзолей Тюрабек-ханым, теперь квалифицируемый и как фамильная усыпальница династии Суфи; стройный, очень высокий минарет в центре городища; монументальная арка так называемого Караван-сарая и мавзолей хонако Наджм-ад-дин Кубра, расположенный на окраине современного Куня-Ургенча.

Экономическую и политическую гибель центра Хорезма - города Ургенча - обусловил не только погром со стороны Тимуровских орд, но еще и привходящие исторические обстоятельства.

Во-первых, развитие морских путей между Европой, Индией и Китаем, как и открытие Америки, было самым сильным ударом для большой оптовой караванной торговли между народами Азии и Европы. Это явилось, как известно, одной из главных причин того, что с XV века Средняя Азия застыла в своем поступательном развитии.

Во-вторых, река Амударья, на левом берегу которой стоял Ургенч, изменила свое течение и отошла от города на далекое расстояние.

В-третьих, нашествие узбеков повлияло на ход развития Средней Азии, центр исторических событий перешел в районы Мавераннахра - к Самарканду и Бухаре. Хорезм и его былая столица Ургенч, захваченные узбеками в начале XVI века, остались в стороне. С этого времени в Ургенче и его окрестностях появляется туркменское население.

В заключение следует сказать о попытке хивинского хана Мухаммед-Амина в середине XIX века перенести центр Хорезма из Хивы в Куня-Ургенч. С этой целью, как свидетельствует историк А. А. Кун, Мухаммед-Амин-хан, осмотрев старое городище Ургенча, «отвел место для нового города, дворца своего и сада, и уже возведена была стена вокруг места, где предполагалось возвести сад. Но намерениям Мухаммед-Амин-хана не суждено было осуществиться. Вскоре после постройки этой стены он погиб в войне с туркменами». Стена длиною около двухсот метров, воздвигнутая Мухаммед-Амин-ханом в конце 1840-х годов, и сейчас возвышается в юго-западной части городища и носит у местного населения название крепости Хорезм-баг. На этом месте еще в XIII-XIV веках находилась загородная резиденция хорезмшахов, остатки которой были выявлены раскопками С. П. Толстова в 1950-х годах.

В наше время Ургенч, или, вернее, Куня-Ургенч (т. е. Старый Ургенч), быстро развивающийся районный центр крупной хлопководческой Ташаузской области Туркменской ССР. Особенно быстро стал развиваться Куня-Ургенч после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В городе все больше строится комфортабельных жилых домов, функционирует хлопкоочистительный завод, благоустраиваются улицы.

Мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана

Мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана, до недавних пор известный под названием мавзолея Фахр-ад-дин-Рази, по плану представляет собой характерную для Средней Азии постройку, квадратную по наружному обводу, с квадратным помещением (3,5 X 3,6 м), развитым в крестообразное за счет глубоких сводчатых ниш, устроенных в толще стен. В восточной нише устроена дверь; в северной - по-видимому, было окно, которое теперь заложено.

На четверике, слегка суживающемся кверху, возвышается двенадцатигранный барабан с окнами на четырех гранях, увенчанный двенадцатигранным шатром. Внутреннее пространство не соответствует внешнему облику мавзолея, так как барабан изнутри традиционно решен восьмигранным на сталактитовых парусах. Выше он переходит в очень низкий, всего лишь в два ряда кирпича, шестигранник, на который уже опирается стрельчатый купол, прорезанный четырьмя оконными проемами.

Сейчас мавзолей внутри, так же как и надгробие, не имеет художественной отделки. Стены лишь оштукатурены глиной с саманом. Сохранились паруса, составленные из терракотовых светло-желтых плиток, образующих четыре ряда сталактитов.

Восточная фасадная стена с дверью имеет великолепную декоративную отделку, исполненную из орнаментальной выкладки обожженного обыкновенного и резного шлифованного кирпича. Кладка образует очень сложный растительный орнамент в трех прямоугольных нишах с арочными западами и великолепную арабскую надпись. Рельефная надпись идет по обводу верхней части фасада и переплетается с тонким рисунком растительного, тоже рельефного, орнамента. Терракотовая надпись религиозного содержания теперь не имеет ни начала, ни конца, и поэтому можно заключить, что эта декорация в свое время продолжалась по фасаду ниже-там, где сейчас он грубо оштукатурен глиной.

Двенадцатигранный барабан выложен из шлифованного кирпича. Под самым карнизом шатра когда-то тянулся довольно широкий декоративный фриз, от которого сейчас сохранились следы и фрагменты верхнего и нижнего бордюров, выполненных голубым изразцовым и желтым шлифованным кирпичами. На поверхности конического шатра изразцовый и шлифованный кирпичи образуют рисунок из нескольких рядов уменьшающихся по размеру желтых и голубых ромбов - по одному ромбу в горизонтальном ряду на каждой грани. Мавзолей хорезмшаха Иль-Арслана-сооружение уникальное: подобных построек с граненым шатром в Средней Азии нет.

Мавзолей интересен как один из этапов развития архитектурного образа надгробных сооружений Средней Азии. В эпоху Саманидов и Сельджуков были созданы образцы центрально-купольных гробниц (мавзолей Исмаила Саманидского в Бухаре, конец IX века, и мавзолей султана Санджара в Мерве, XII век), очевидно, имевших за собой значительное число более древних образцов. В монгольскую эпоху в строительстве XIII и XIV веков получили развитие и прочно утвердились портальные мавзолеи. Таков мавзолей Тюрабек-ханым XIV века в Ургенче.

Мавзолей же хорезмшаха Иль-Арслана является как раз тем недостающим звеном в цепи развития архитектурного образа, который демонстрирует переходный этап от типа центрально-купольной постройки к портальной, когда уже имеет место акцентировка одного из четырех фасадов - еще без нарушения объемной симметрии, а за счет декоративного обогащения одной из граней четверика.

Известно, что ученый Фахр-ад-дин-Рази погребен в Герате. Следовательно, одноименный мавзолей в Ургенче мог быть воздвигнут над мнимой могилой. Последнее обстоятельство позволяет подвергнуть сомнению самую связь мавзолея с именем Фахр-ад-дин-Рази.

Архитектурные данные, несомненно, заставляют отнести мавзолей к концу или, может быть, к середине XII века, а исключительные архитектурно-художественные достоинства здания позволяют связать его с именем очень значительного деятеля Ургенча той поры; им мог быть только хорезмшах Иль-Арслан (1156-1172 гг.) отец правителя Текеша. С последним связан другой беспримерный мавзолей в Ургенче, расположенный ближе к центру городища.

Мавзолей хорезмшаха Текеша

Размеры мавзолея и богатство его отделки позволяют отнести его к числу таких сооружений, которые могли быть воздвигнуты над могилами царственных, исторических лиц. Действительно, постройка величественна и исполнена с необычайным архитектурным искусством. В литературе до 1940-х годов он ошибочно назывался мавзолеем шейха Шерефа, погребенного близ Ашхабада, в ауле Нухур. Среди местного населения мавзолей хорезмшаха Текеша зовется мазаром «Шарап-Баба».

Связь данного мавзолея с именем хорезмшаха Алаэддина Текеша ибн Иль-Арслана полностью разрешает противоречия между стилистическими особенностями постройки и временем его возведения, которое теперь определяется первыми годами XIII века.

Особенно примечательны заполняющие арку портала сталактиты и голубой конический шатер, возвышающийся на совершенно необыкновенном, высоком «гофрированном» барабане, расчлененном на 24 ниши. Каждая ниша завершена сталактитами. Острые двугранные ребра отделяют ниши друг от друга. Барабан орнаментально выложен из желтого шлифованного кирпича со вставками из голубых изразцов типа „бантиков". „Гофрировка" барабана ребрами большого рельефа - своеобразный пережиток древней архитектуры, когда сырцовые наружные стены кешков были выполнены в виде непрерывного ряда полуцилиндров, по верху объединенных перспективными арками. Остатки таких сооружений сохранились в древних руинах Хорезма и Мерва. Они характеризуют сырцовую архитектуру периода раннего средневековья.

Благодаря своеобразному архитектурному решению наружной поверхности подконусный барабан в плане имеет вид правильной 24-конечной звезды с восьмиугольным внутренним подкупольным контуром. Под карнизом конического шатра по кругу цилиндра тянется сплошной голубой фриз с выпуклой арабской коранической надписью (ныне остались лишь фрагменты). Конус шатра в нижней части опоясан орнаментальной полосой из голубых контурных ромбов; выше шатер на 2/3 сплошь облицован голубым изразцовым кирпичом, выложенным „в елку". Пространство мавзолея внутри так же величественно, как и его внешний образ. Высокий стрельчатый купол (высота от пола около 18 ж) перекрывает обширное квадратное помещение (со стороной, равной 11,45 ML). В мощных стенах (толщиной 3,5 м), окружающих помещение, устроены глубокие стрельчатые ниши со сталактитовыми перекрытиями. На четырехгранном основании - восьмигранник с двумя ярусами парусов: ниже - сталактитовые (в 3 ряда сталактитов) и выше - арочные, с глубинной граненой поверхностью. В шестнадцатиграннике паруса, для среднеазиатского зодчества совершенно необычные в виде вписанных в полукруглые ниши семилопастных раковин, выполненных в штукатурке. На куполе, как бы пунктиром, черными точками рисуется 12-конеч-ная звезда, исполненная вставками гончарных сосудов, обращенных отверстиями книзу, или труб. Внешний конический шатер, выложенный горизонтальными рядами кирпича, напуском покоится на радиально расположенных двенадцати кирпичных контрфорсах, опирающихся на конструктивный внутренний стрельчатый купол.

В кладке мавзолея использован кирпич размером 29 X 29 X 6 (6,5) см при швах, достигающих 2,5 см. В конструкции стен, купола и шатра большую роль играли деревянные арчовые балки. Они способствовали равномерному распределению нагрузок и служили связующими эле¬ментами в кирпичной кладке. Сейчас все деревянные части отсутствуют, в результате чего памятник разрушается.

К северному фасаду мавзолея ранее примыкало какое-то другое значительное здание. Следы в виде остатков примыкавших стен и теперь еще видны на портале, который тогда, очевидно, являлся внутренней стеной этого здания, и вся композиция ансамбля была иной.

Минарет соборной мечети

Минарет в центре городища - это все, что осталось от соборной мечети Ургенча. Кирпичная надпись на минарете связывает его с именами Кутлуг-Тимура - правителя золотоордынской провинции Хорезма и султана Золотой Орды Узбек-хана (конец правления 1342 г.).

Надпись на минарете, исполненная в стиле „куфи" (прочитана проф. А. Ю. Якубовским в 1930 году), гласит: «Счастливейший из царей двух миров, царь, Аллах облагодетельствовал его милостью и открыл ему врата истины и он - царь могущественный, патрон царей арабов и не арабов, блеск земного мира и веры, величие ислама и мусульман, Кутлуг-Тимур, сын великого эмира Наджем-ад-дауля-ундин, да продлит Аллах победу ислама среди... и построение этого здания - в дни власти могущественного султана Узбек-хана, да продлит Аллах царство его». Текст надписи позволяет установить точные границы времени, когда минарет мог быть возведен,- 1320-1330-е годы.

Минарет высотой около 60 метров принадлежал соборной мечети, которую арабский путешественник Ибн-Батута связывал с именем жены правителя Кутлуг-Тимура - Тюрабек-ханым.

Орнаментальная кольцевая выкладка из шлифованного, хорошо обожженного кирпича (30 X 30 X 5 см) красиво членит тело высокого сооружения. На вершине минарета сохранились гнезда от деревянных балок, на которых когда-то был устроен раскрытый во все стороны фонарь, увенчанный декоративным карнизом. С этого фонаря муэдзин призывал на молитву.

На вершину минарета ведут 145 ступеней внутренней винтовой лестницы, которая начинается у входа на высоте около 7 метров от уровня земли, что, вероятно, соответствовало уровню плоской крыши мечети.

Коническая поверхность минарета (диаметр у основания около 11 м, а в уровне фонаря - 4 м) по высоте расчленена семнадцатью широкими поясами орнаментальной кладки из сдвоенных кирпичей, разделенных в шахматном порядке фигурными резными из кирпича вертикальными „бантиками". Пояса разделены кольцами из вертикально уложенных кирпичей, подчеркнутых „вязью" узкого кирпичного орнамента. В некоторых верхних поясах „бантики" покрыты голубой глазурью.

В уровне входа минарет охвачен широкой рельефной куфической надписью, выполненной тоже из шлифованного кирпича. Вверху минарет опоясывают еще три пояса плохо сохранившихся надписей.

Самый высокий в Средней Азии минарет перенес не только разрушительные войны, но и стихийные катаклизмы, связанные с землетрясениями. Он является блестящим свидетельством необыкновенно высокого мастерства ургенчской школы строителей и архитекторов XIV века.

Усыпальница Тюрабек-ханым и династии Суфи

С середины XIV века, когда Хорезм добился почти полной самостоятельности, в Ургенче правила местная феодальная династия кунградских Суфи, с которой связывают всемирно прославленную постройку Ургенча, известную как мавзолей Тюрабек-ханым.

Попытки хорезмских Суфидов вести независимую политику побудили Тимура к захвату Хорезма, и с 1372 года завоеватель осуществляет один за другим ряд походов на Хорезм.

В связи с военной ситуацией с этого времени строительство в Ургенче замирает. Следовательно, беспримерный мавзолей мог быть сооружен раньше - в пору блестящего развития архитектуры во время правления Кутлуг-Тимура, его жены или вскоре после них. Этот факт подтверждают и исторические свидетельства Ибн-Батуты, который в своем описании Ургенча 1330-х годов упоминает хонако Тюрабек-ханым и хонако Наджм-ад-дин Кубра. Очевидно, оба эти строения вызвали особый интерес у путешественника, если он их назвал наряду с соборной мечетью и медресе.

Сооружения, связанные с именами Тюрабек-ханым и Наджм-ад-дин Кубра, сохранились до наших дней.

Естественно, возникает желание рассматривать грандиозное здание мавзолея Тюрабек-ханым с худжрой (кельей) у входа как ту самую хонако, о которой писал Ибн-Батута. Это здание впоследствии могло быть приспособлено для погребения самой Тюрабек-ханым и стать династической усыпальницей Суфидов.

Эти соображения подтверждает совершенно необычная для архитектуры Средней Азии композиция здания, в особенности его трехчастный план, построенный вдоль главной оси. За высоким и глубоким порталом - небольшое купольное помещение с входами в маленькую худжру (налево), на винтовую лестницу (направо) и в обширный шестиугольный зал площадью около 100 кв. м (прямо). Далее на той же оси, за залом, имелась небольшая купольная пристройка, ныне сильно разрушенная. В 1958-1960 годах в главном зале вскрыт склеп с погребениями, свидетельствующий о том, что сооружение выполняло функции мавзолея. Хотя сочетание собственно мавзолея с приемным (поминальным) залом - зиаратханой и имеет место в мусульманском мире, однако такой трехкамерный мавзолей с четким осевым построением в истории среднеазиатского зодчества является уникальным.

Таким образом, если отождествлять существующее здание с хонако Тюрабек-ханым, о котором писал Ибн-Батута, то время его возведения определяется тридцатыми годами XIV века. Однако атрибуция здания как усыпальницы Суфидов позволяет датировать его серединой XIV века. В обоих случаях ясно одно, что этот мавзолей характеризует удивительный творческий взлет архитектуры Ургенча в предтимуровский период.

Здание внутри решено в виде шестиугольной призмы, в грани которой врезаны глубокие арочные стрельчатые ниши с оконными проемами. Снаружи, на двенадцатиграннике основного объема, также находятся глубокие ниши. С южной стороны находится высокий и очень стройный по своим пропорциям портал. В верхней его части выполнена конструктивная галерея, обеспечивающая его пространственную устойчивость.

Когда-то здание было увенчано высоким синим шатром, поднимавшимся на высоком барабане, украшенном мозаичными шестигранниками в четком терракотовом обрамлении. Шатер обрушился, и от него остался только небольшой фрагмент с восточной стороны, поддерживаемый сохранившимся фрагментом карниза с великолепными изразцовыми сталактитами.

Видимый внешний купол мавзолея с остатками кирпичных ребер для поддержания шатра - защитный. Внутренняя поверхность купола несет драгоценную декорацию в виде сплошного мозаичного убора тончайшей работы. Сталактитовые и арочные паруса двенадцати- и двадцатичетырехгранников создают конструктивный логический и декоративный переход от шестигранной призмы основания к опорному кольцу стрельчатого купола. Мозаика сталактитов, купола и панно на гранях барабана сохранилась лучше, чем нижележащее мозаичное убранство. Шлифованный естественного розовато-желтого цвета кирпич искусно использован для выкладки формоопределяющих линий - углов и граней стен, портала и разделительных полос мозаичных обрамлений.

Сейчас от орнаментальной отделки стен и портала сохранились только фрагменты мозаичных лент, и все же постройка не утратила своего великолепия и силы художественного воздействия. Блестящее качество строительства здания, декоративные приемы и великолепная его мозаика характеризуют чрезвычайно высокое искусство хорезмских строителей и декораторов XIV века, превзойти которое не удалось никому и нигде во всей Средней Азии последующего времени.

Особенно великолепна композиция рисунка мозаичного купола диаметром около 12 метров в основу орнамента купола положено плетение рисунка девяти- и пятиконечных звезд, сочетающихся в вариациях и закономерно убывающих по размеру к зениту купола.

Центр купола раскрывается драгоценной сердцевиной в виде двенадцатилепесткового пышного цветка, вписанного в двадцатичетырех-лучевую звезду. Синий, белый, бирюзовый, черный, зеленый, желтый, красный и коричневый цвета с золотом создают беспримерный мозаичный рисунок купола.

Цветовое многообразие благодаря тонкости рисунка и общему синему фону составляет полихромную гармонию и придает целостность, как поверхности купола, так и подкупольному барабану, прорезанному двенадцатью стрельчатыми окнами.

Мавзолею придается чрезвычайно большое значение именно потому, что эта постройка монгольского Ургенча является высшим мерилом искусства замечательных художников знаменитой декоративной школы Ургенча. Мастера, вывезенные Тимуром из Ургенча, свое искусство проявили еще в некоторых постройках его империи, сочетая умение с новыми приемами и местными условиями работы. Но мавзолей Тюрабек-ханым - Суфидов - это первородный образец, в котором строители и декораторы с необычайным мастерством и разумностью соединили конструктивную форму с богатой декорацией, не нарушив тектоники сооружения.

В заключение подчеркнем, что в Ургенче тип шатровых строений был выработан еще в домонгольский период и сохранялся до Тимуровского нашествия. Интересно и то, что приемы обработки архитектурных памятников монгольского периода, характерные для наружных частей зданий, применялись и внутри, что наделяло интерьеры особой монументальностью и величественностью.

Ансамбль мавзолеев Наджм-ад-дин Кубра и султана Али

Мавзолеи Наджм-ад-дин Кубра и султана Али расположены на мусульманском кладбище, которое сформировалось за многие столетия вокруг древних погребальных сооружений.

Оба мавзолея стоят на одной общей оси и обращены порталами друг к другу, образуя интимный дворик. С других сторон дворик ограничен глинобитными и кирпичными постройками худжр (келий) и айванов (террас), где находили себе приют паломники, веровавшие в исцеляющую силу погребения знаменитого проповедника ислама Наджм-ад-дин Кубра, убитого в Ургенче во время монгольского вторжения.

Мавзолей Наджм-ад-дин Кубра состоит из трех частей: собственно усыпальницы проповедника и двух квадратных помещений по сторонам от входа. Дверь в глубоком портале ведет в квадратное небольшое помещение, перекрытое куполом. Это преддверие или своеобразный проходной вестибюль. Из него двери ведут по трем направлениям: прямо - в большой квадратный мавзолей Наджм-ад-дин Кубра, покрытый куполом; налево - в меньшее квадратное, тоже купольное помещение с захоронениями неизвестных лиц, и направо, где расположено такое же по размеру квадратное с куполом помещение. Все четыре помещения с куполами разных размеров составляют живописную объемную композицию, ориентированную высоким порталом в сторону двора между этим строением и мавзолеем султана Али.

Конструктивное решение мавзолея Наджм-ад-дин Кубра традиционно. Он покрыт стрельчатым, в один кирпич куполом, покоящимся на шестнадцатигранном барабане с консольными парусами, ниже - на восьмиграннике с арочными парусами и четырехграннике с неглубокими стрельчатыми нишами в каждой стене. Пол имеет выстилку из квадратного кирпича (26X26X5 см). В мавзолее находятся уникальные надгробия, стоящие, по преданию, одно - над прахом проповедника, другое - в виде высокой (около двух метров) четырехгранной призмы - на месте погребения его головы, отсеченной монгольским завоевателем. Надгробия облицованы профильной майоликой интенсивных цветов (голубого, синего, белого, коричневого) и редчайшего качества. В 1950-х годах обвал купола разрушил надгробия, и теперь фрагменты майоликовой облицовки хранятся здесь же.

Кроме изразцовых надгробий, в мавзолее обращают на себя внимание прекрасная резная дверь и панно над ней с интересным орнаментом сильного рельефа. Во внешнем облике постройки самым интересным является высокий портал, увенчанный трехъярусным сталактитовым, необыкновенно красивым карнизом, составленным из желтых терракотовых и голубых изразцовых элементов, в сочетании напоминающих цветы. На фасаде портала сохранились фрагменты ленточной изразцовой облицовки, где по синему фону белыми буквами выполнены надписи, из которых явствует, что это здание является действительно усыпальницей шейха Наджм-ад-дин Кубра и выстроено во время правления „покровителя царей, звезды земного мира и веры Кутлуг-Тимура бен Наджем-ад-дин бен Тойды-Ака". Таким образом, с учетом свидетельства "Ибн-Батуты, годы постройки мавзолея-хонако определяются достаточно точно третьим десятилетием XIV века.

В тимпане арки портала еще сохранилась часть некогда сплошной голубой облицовки из шестигранных майоликовых плиток. Глубокая ниша входа тоже сохранила изразцовое убранство такого же синего тона. Здесь очень эффектное майоликовое ленточное с арабской белой вязью обрамление, охватывающее входной проем в форме широкой буквы „П" и заканчивающееся внизу великолепными по цвету и тонкости рисунка растительного орнамента майоликовыми плитами. Они как бы перекликаются с орнаментальной декорацией надгробий. Кроме надписи, содержащей имя погребенного и правителя, все остальные тексты - религиозного содержания.

Мавзолей султана Али не имеет ни внешнего, ни внутреннего декоративного убранства и надписей. Значительные его размеры (грань внутреннего шестиугольника около 5 м, купол диаметром около 9,5 м), несомненное желание строителей воспроизвести редкую композицию династического мавзолея периода расцвета Ургенча, чрезвычайно важное местоположение мавзолея в непосредственной близости и композиционной связи с весьма почитаемой усыпальницей Наджм-ад-дин Кубра и, наконец, традиционная привязка постройки к имени султана Али позволяют уточнить атрибуции этого здания.

Из истории Туркменистана известно, что в середине XIV века существовал султан Али, „наиболее влиятельный из всех представителей ханского рода*, который владел, в частности, и Ургенчем. После смерти султана Али в 1565 году его преемник Хаджи-Мухаммед-хан, до того живший северо-западнее Ургенча, в городе Вазире (ныне развалины Деу-кескен-кала), перевел свою резиденцию в Ургенч. Именно тогда и могло быть начато строительство гробницы султана Али. При этом, решив вопрос о характере гробницы, новый правитель за образец принял мавзолей Суфидов с вполне определенной идейно-политической целью - в образной архитектурной форме отразить преемственность и величие дотимуровских правителей Хорезма.

Известно, что спустя некоторое время междоусобные войны заставили Хаджи-Мухаммед-хана покинуть Ургенч и бежать в Иран, а в 1580-х годах на Хорезм двинулись войска бухарского хана Абдуллы. Все это и явилось причиной того, что мавзолей султана Али остался незаконченным. Он строился в конце 1560- начале 1570-х годов и уже отражает упадок архитектурно-строительной техники.

Здание выложено из обожженного кирпича (23 X 23 X 4,5 см) довольно небрежно, однако имеет интересную особенность - оно поставлено на камышовую прокладку, расположенную чуть выше уровня земли и изнутри прикрытую брусьями. Очевидно, это или техническое приспособление против засоления, а значит и разрушения кладки, или это средство антисейсмического характера.

Мавзолей султана Али интересен главным образом в ансамбле с усыпальницей Наджм-ад-дин Кубра.

Несколько уцелевших памятников в Куня-Ургенче раскрывают характер культуры средневекового Хорезма. И если мавзолеи Иль-Арслана и Текеша являются примерами местной, хорезмской культуры периода великих хорезмшахов домонгольской поры, то памятники монгольского Ургенча - мавзолей «Тюрабек-ханым - Суфидов, минарет и мавзолей Наджм-ад-дин-Кубра отражают культуру, как самого Ургенча, так и других важнейших центров Золотой Орды - столиц Сарай-Берке и Сарай-Бату на Волге, от которых сохранились только фрагментарные археологические остатки. И это справедливо, поскольку золотоордынская культура развивалась на основе многовековой культуры Хорезмского оазиса. Историческая роль ургенчских памятников велика и потому, что они явились теми образцами, которые оказали огромное влияние на архитектуру Тимуровской империи, главным образом в области декоративного убранства. Может быть, именно из Ургенча исходит тип портальных сооружений, ставших традиционными для среднеазиатского зодчества со времен монгольского вторжения.

Оригинальность и уникальность построек Ургенча, исключительное техническое их качество и огромный художественный эффект позволяют отнести их к числу лучших памятников, входящих в сокровищницу зодчества народов Советского Союза.

Куня-Ургенч – столица древнего северного государства Хорезма – является одной из главных достопримечательностей Туркменистана. Этот древний город, точнее его развалины, расположены примерно в 100 км от современного города Дашогуза.

Первые известные письменные сведения об этом городе датируются 10 веком. Именно это время было периодом наивысшего расцвета и подъема древнего города, название которого вписано в историю страны золотыми буквами. Благодаря тому, что город очень удачно располагался на пересечении нескольких караванных путей, его значение и влияние постоянно росли, его сравнивали даже со знаменитой Бухарой.

В то время город назывался Гургандж и сюда начали съезжаться не только знатные купцы и торговцы, но и ученые, философы, поэты и учителя и вскоре город уже называли «городом тысячи мудрецов». Именно здесь в 11 веке проживали врач Абу Али ибн Сина (Авиценна) и ученый-энциклопедист Абу Райхан Бируни.
В 12 – 13 веках город был центром всего восточного региона и именно тогда здесь выросли великолепные архитектурные памятники - минарет Кутлуг-Тимура (самое высокое местное строение средневековья), красивейший мавзолей Тюрабек-ханым, жены правителя Хорезма Кутлуг-Тимура и другие величественные здания.

Город процветал и успешно развивался вплоть до 13 века, пока его правитель не отказался подчиниться Чингисхану и его ордам. Тогда монголы практически до основания разрушили прекраснейший город, многие памятники были фактически стерты с поверхности земли и до нас дошли лишь их описания. То, что не было уничтожено монголами или увезено ими же с собой, постепенно разрушает сама природа.

На примере исторических зданий, сохранившихся в Куня-Ургенче до сегодняшнего дня, можно прослеживать все многообразие прекрасной исламской архитектуры в Центральной Азии. Здесь встречаются здания совсем разной формы, разных типов строительных конструкций, с диковинными куполами и поражающие необычными цветами, украшениями и росписями.

Самими потрясающими и впечатляющими на сегодняшний день являются следующие, дошедшие до нас постройки:

Мавзолей Иль-Арслана, который так же называется «мавзолей Фахреддина Рази» - монументальная постройка конца 12 века, до сих пор поражающая красотой и совершенством;
- Мавзолей Текеша – строение конца 12 – начала 13 столетий, представляющее собой необычное архитектурное творение – на квадратной основе в виде призмы стоит круглое, ребристое здание, несущее мощный конический купол. Все здание выполнено из жженого кирпича со вставками из голубого кирпича и голубых же изразцов с великолепной поливой. Особо поражают расположенные в нишах здания искусственные сталактиты.
- Минарет Кутлуг-Тимура, высота которого достигает 60 м и который является самым высоким средневековым памятником на древнем востоке. На вершину этого минарета ведет 145 ступеней винтовой лестницы. Сама мечеть, к сожалению, не сохранилась. Эта постройка датируется 12 – 14 столетиями.
- Мавзолей Тюрабек-ханым – постройка почти не сохранилась, но само место является, до сих пор, священным для мусульман. Площадь зала составляла около 100 м2, его накрывал огромный черепичный купол. Все внутренние поверхности, включая и внутреннюю сторону купола, были покрыты удивительной резной мозаикой с различными орнаментами не имеющей аналогов нигде более.
- Мавзолей Наджиметдина Кубры 12 века дошел до нашего времени почти целым. Наджиметдин Кубра был мусульманским святым и именно на его могиле возведен этот мавзолей, который до сих пор привлекает массу религиозных паломников. Это красивое трехкупольное сооружение, надгробья которого были украшены цветными глазурованными плитками с растительными орнаментами.

Здесь же рядом расположены некоторые другие, менее сохранившиеся здания, древние города-крепости и городища Дэвкесен, Шасенем, Кеневас, Змукшир и другие.

Это красивейшее, исключительно ценное для истории страны место и не зря оно объявлено государственным историческим заповедником Туркменистана и внесено в списки мирового исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Куня-Ургенч располагается на земле древнего Хорезма, в 480 км к северу от Ашхабада вблизи старого русла Амударьи, он был одним из крупных городов Великого шёлкового пути. Дата его основания неизвестна, но остатки старейшей крепости города «Кыркмолла» (туркм. Kyrkmolla - Сорок мулл) относят к античному периоду (5-2 вв. до н. э.). Город упоминается в священной книге зороастрийцев - Авесте под названием «Урва», «Урга». В кангюйский период город известен под названием «Хангирд», «Хаджирд».

В середине VIII века город попадает под власть арабов. После арабской экспансии получает название Гургандж. В X веке на правобережье Амударьи правили наместники Саманидов, постепенно отмежевавшиеся от сюзеренов. Так возникло северохорезмское государство Ургенчский эмират, столицей которого и являлся этот город. В саманидской империи он уступал по величине лишь Бухаре. В 995 г. эмир Мамун ибн-Мухаммад победил Южный Хорезм, убив последнего афригида Абу-Абдаллаха Мухаммада. Объединив под своей властью весь регион, он стал править из южнохорезмской столицы Кята. В 1017 г. Хорезм был завоёван Махмудом Газневи.

С возвышением новой хорезмской династии Ануштегинидов, город возвращает столичный статус и при Алауддине Мухаммаде оказывается центром огромной империи на территории Средней Азии и Среднего Востока. XII и начало XIII в. были периодом расцвета Ургенча, превосходившего по численности населения и известности все города Средней Азии, кроме Бухары, он дает приют Авиценне, Аль-Бируни, Ибн-Баттуте и другим известным мыслителям того времени. В 1221 г город, носивший название «сердце ислама», Куня-Ургенч восстал против жестокого Чингизхана и был разрушен монголами.

После похода Чингисхана Ургенч был включен в состав улуса Джучи, а затем в 1359 году стал независимым в системе золотоордынского ханства. Особую роль в его развитии в первой половине XIV в. сыграли местный правитель Кутлуг-Тимур (туркм. Kutlug Timur - святой Тимур) и его жена Тюрабек-ханым.

Очередное разрушение города в 1388 году в ходе завоевательных походов Тамерлан, а в XVI веке неожиданное изменение направление русла Амударьи на север вынудило его жителей покинуть это место навсегда. В 1646 году после построения на территории Узбекистана нового города Ургенч старый Ургенч стал называться Кенеургенч (Старый Ургенч). После этого на долгие годы Ургенч попадает в забвение, пока в 1831 году, при строительстве оросительного канала Хан-Яб, сюда снова не приходят люди. Поэтому многие великие памятники Куня-Ургенча дошли до наших дней в сильно разрушенном состоянии.

Wiki: ru:Кёнеургенч en:Konye-Urgench uk:Кенеургенч de:Köneürgenç

Куня-Ургенч в Дашогузском велаяте (Туркмения), описание и карта связанные воедино. Ведь Мы - места на карте мира. Узнайте шире, найдите больше. Находится 39,9 км на юго-запад от Нукуса. Найдите интересные места вокруг, с фотографиями и отзывами. Ознакомьтесь на нашей интерактивной карте с местами вокруг, получите более подробную информацию, узнайте мир лучше.

Туркменский посёлок Куня-Ургенч - это не просто посёлок, а бывшая столица всего Хорезма, известная под именем Гургандж .

В истории хорезмской столицы чётко выделяются три периода:
1) империя хорезмшахов, 995-1221;
2) вассальное ханство Золотой орды, 1221-1388:
3) удельное узбекское ханство, 1388-1598.

При этом, на каждом этапе размеры и влияние Гурганджа не возрастали, а наоборот, сокращались. Хорезмшахам в 11-12 веках удалось создать сильное государство и объединить под своей властью огромные территории, а их столица, через которую проходил Великий шёлковый путь, стала большим и процветающим городом. Однако, в 1218-21 годах, империи и династии положил конец Чингисхан, разгромив тогдашнего правителя Хорезма в войне. Взяв Гургандж после осады, Чингисхан попросту затопил город вместе со всеми его жителями.

Земли Хорезма были включены в состав монгольской империи, а позже - Золотой орды. Древняя хорезмская цивилизация служила источником культуры, ремесленных и торговых навыков для варварского государства, и поэтому Гурганджу удалось снова возродиться на 150 лет. К концу 14 века в Средней Азии возвысился Тамерлан, а хорезмский хан вёл себя весьма недальновидно по отношению к могущественному соседу, и был в конечном итоге за это жестоко наказан. Тамерлан взял Гургандж в 1388-м, а всех его жителей угнал к себе в Самарканд.

После смерти Тамерлана, Средняя Азия надолго погрузилась в феодальные дрязги, а Хорезмское ханство, хоть и автономное, прозябало в изоляции и безвременье.

А в 1598 году состоялась экологическая катастрофа. Где-то выше по течению Амударьи превысили расход на орошение, и река, которая до того текла по Дарьялыкскому руслу в озеро Сарыкамыш, внезапно поменяла течение и ушла от Гурганджа севернее, к Аральскому морю. Поскольку вместе с рекой исчезла и основа жизни, хорезмский хан перенёс столицу в Хиву, а обитателей постепенно переселил в новый город, который назвали Новый Ургенч. Двухтысячелетний Гургандж перестал существовать, и люди вернулись туда только в 1830 году, когда провели новую оросительную систему.

На древнюю землю Хорезма я, в буквальном смысле, десантировался. В те годы рейс Аэрофлота Баку - Алма-Ата делал промежуточную посадку в Нукусе, чем я и воспользовался. Рейс и так был малозагруженным, а в Нукусе я вообще выходил один. В кромешной темноте (рейс был вечерним) меня выгрузили прямо на лётное поле, а минут через пять выбросили и велик с рюкзаком. На авиалиниях никогда не обращались бережно с багажом, а тут такая хрупкая вещь: немудрено, что кое-что сломалось и рассыпалось. На ощупь собрав и наладив, я прямо со взлётной полосы поехал в город искать ночлег. Главная и единственная гостиница столицы Каракалпакии оказалась довольно своеобразной: удобства находились на улице, чуть ли в деревянной будочке. Номера были тоже под стать, но деваться всё равно было некуда. Опасаясь клопов, я так и лёг в спортивном костюме, а с первыми лучами солнца поспешил оттуда убраться.

Нукус - город новый, поэтому осматривать я его не стал вовсе, а двинулся по направлению к Амударье. Довольно скоро, слева от дороги показался город Ходжейли, похожий на большое село. Надо сказать, что в Средней Азии дома с виду выглядят, мягко говоря, невзрачно: их главная задача - беречь хозяев от солнца, а не красоваться фасадами. Однако, с непривычки, вид приземистых глинобитных мазанок-сарайчиков меня не вдохновил, и я даже проехал город без остановки. На выезде, к городу примыкало огромное кладбище. Могилы и надгробья на нём выглядили намного помпезнее и наряднее жилых домов - со стороны казалось, что настоящий город именно тут - старинный, красивый, величественный:

Кладбище и впрямь оказалось древним городищем, или некрополем Миздакхан. За две тысячи лет Миздакхан разросся, и по размеру (160 га) и впрямь не уступает иным городам (впрочем, до нашествия монголов 1220 г. тут действительно был и город, и крепость Гяур-Кала). Подлинную историю этого места, весьма популярного среди мусульманских паломников, никто не знает, и оно обросло множеством легенд и суеверий. Захоронения здесь древнее самого ислама - возможно, принадлежали зороастристам. По обычаям кочевых народов, над могилами сооружались прочные склепы или башни с куполом - мавзолеи, или гумбазы , и некоторые из них сохранились здесь ещё с 9-го века. Похоже, что кладбище так и не стало музейным объектом, а до сих пор используется по назначению (на более чётком, чем мой слайд, снимке видны новые могильные ограды):

Дорога шла не вдоль, а поперёк Амударьи; в районе моста удобных подъездов не оказалось, так что искупаться в ней не удалось. Для спасения от жары приходилось применять креативные методы: примерно каждый час спешиваться и окунаться в мутные воды арыков, попадавшихся иногда вблизи обочины. Так себе удовольствие, но позволяло продолжать путь. А вдоль арыков паслись вовсе не привычные нам коровы и лошади, а самые настоящие верблюды:

Вообще, жара под 40 была не самым большим злом: главной жестью стали мошки, тучами залетавшими в глаза при езде. Очков, конечно, не имелось, и пришлось завязать чалму из майки. Вот так, с шутками и прибаутками, пересёк границу Туркмении и доехал до Куня-Ургенча.

От славной эпохи здесь остались отдельные памятники - в основном, мавзолеи и минареты. Территория древней столицы, что южнее современного посёлка, оформлена в музейно-архитектурный заповедник. До разрушения Тамерланом, город занимал примерно вдвое большую площадь, чем в свой последний период, поэтому создалась необычная структура: внутри городища и остатков крепостных стен 15 века находятся более новые памятники, а те, что старше - располагаются севернее, чуть ли не в чистом поле. Создаётся впечатление, что древние сооружения возникают ниоткуда, словно миражи в пустыне:

Безусловной доминантой пейзажа является самый высокий в Средней Азии 64-метровый минарет Кутлуг-Тимура - ордынского правителя начала 14 века:

Ещё были свежи в памяти вчерашние миниатюрные бакинские минареты, а тут вдруг такое чудо - заворожило и впечатлило. Рядом с минаретом примостилось небольшое (по сравнению с ним, конечно), но более древнее сооружение - мавзолей Текеша (1200-е гг), с удивительно гармоничной геометрией форм портала и конического купола. Именно при шахе Аладдине Текеше в конце 12 века государство Хорезма достигло пика своего могущества, образовав империю от Аральского моря до Персидского залива. Снимок из Википедии:

Вернёмся к первому слайду. Слева на нём виднеется комплекс из двух мавзолеев: Наджметдина Кубры - исламского теоретика и основателя суфийской секты (13 в.) и Солтана Али - правителя Ургенча конца 16 века. Современное фото крупным планом:

Ещё левее, за кадром, а на местности - прямо у дороги, стоит полуразрушенный мавзолей ордынской принцессы Турабек-Ханум 14 века:

Несмотря на отсутствие купола, этот мавзолей обладает целым рядом архитектурных достоинств, а его арки и мозаики из плиток символизируют 12 месяцев и 365 дней года, соответственно. Как обычно, смотрим поближе:

Мою фотосессию внезапно прервал музейный охранник, не поленившийся для этого примчаться на мотоцикле:

Я даже не сразу понял, что он хочет, настолько неуместно выглядел этот гонщик на фоне вечности. Это сейчас подобный рэкет у туристических мест никого не удивляет, а в советское время такие предъявы были в диковинку. Никаких денег я, конечно, не дал, но съёмку пришлось на этом закончить. Отмечу, что долгие годы этот инцидент оставался единичным, пока в 2010-м мне вторично не запретили фотографировать, на сей раз здание почтамта в польском Торуне.

Но вернёмся к последнему слайду: в его правой части можно разглядеть ещё один замечательный мавзолей - Таджаддина иль-Арслана (хорезмшаха в 1156-72 гг.), или как его иногда ошибочно называют, Фахраддина Рази в честь известного философа и теолога 12 века. В отличие от мавзолея его сына Текеша, купол мавзолея иль-Арслана не конический, а пирамидальный,12-гранный. Для наглядности, современный вид на оба памятника (но с обратной стороны):

Впрочем, всё равно пора было двигаться в путь: перспектива заночевать у какого-нибудь арыка совершенно не прельщала. К наступлению темноты, мне всё-таки удалось доехать до областного центра - города Ташауз, но цивилизацией там явно не пахло. Выросшему в благополучной советской стране, мне, к примеру, было дико видеть, как люди массово валяются прямо на газонах, причём не пьяные (мусульмане же), а просто решившие таким способом переночевать. Я так не умел, и попробовал выяснить у прохожих, как попасть в гостиницу. Но не тут-то было! Никто из местного населения не владел русским языком, и пришлось искать самому. Спустя полчаса до меня дошла ужасная правда жизни: кроме Дома колхозника, других гостиниц в городе нет. Дальше ничего не помню, но судя по слайдам, на следующий день я благополучно возвратился в Узбекистан, но уже в Хорезмскую область. Там меня ждала древняя Хива.

Общая информация

На площади 650 га сохранились постройки XI-XVI веков – мечеть, несколько мавзолеев, медресе, минарет, развалины античной крепости «Кыркмолла» и ворота караван-сарая, свидетельствующие о высоком уровне средневековой архитектуры и ремесел. К северу от них находится старый некрополь.

Наиболее известным архитектурным памятником Куня-Ургенча считается мавзолей Наджм ад-дин ал-Кубра, где в XIII веке был похоронен известный суфийский подвижник и основатель суфизма в Хорезме. В наши дни древний мавзолей превратился в место паломничества.

Самое высокое здание города появилось в первой половине XIV столетия. Это минарет Кутлуг-Тимура, который поднимается на высоту 60 м. Большой интерес также представляют мавзолей Иль-Арслана, построенный во второй половине XII века, и возведенный в XIV веке мавзолей Тюрабек-ханым.

История города

Когда был основан древний город Куня-Ургенч неизвестно, но до наших дней сохранились руины крепости, построенной здесь в IV-II веках до нашей эры. С середины VIII столетия окрестными землями стали владеть арабы, и они называли город Гурганджем. При Саманидах он настолько разросся, что по размерам уступал лишь Бухаре.

С начала XI века древний город Куня-Ургенч стал столицей Хорезмской империи, которая владела обширными территориями в Средней Азии и на Среднем Востоке. Город процветал, его население постоянно росло. Здесь трудились такие великие средневековые ученые, как Авиценна, Ибн-Баттута и Аль-Бируни.

Перелом наступил в 1221 году. Куня-Ургенч поднялся против войск Чингисхана и был разрушен завоевателем, а в 1388 году новые беды жителям города принес безжалостный Тамерлан. К XVI веку полноводная Амударья изменила свое русло, горожане остались без воды и были вынуждены покинуть Куня-Ургенч. Люди вернулись сюда только в 1831 году, чтобы проложить через засушливую местность новый оросительный канал. Сейчас в Куня-Ургенч проживает чуть менее 37 тысяч человек.

Как добраться

Музей-заповедник находится на южной окраине современного города Куня-Ургенч, в 500 км от Ашхабада. В начале из столицы Туркменистана нужно долететь до города Дашогуза. Полет на самолете местных авиалиний занимает 50 минут. Дашогуз и древний город Куня-Ургенч разделяет 94 км. Это расстояние удобнее всего проехать на арендованном транспорте.