Н м языков краткая биография. Языков, николай михайлович

Н. М. Языков - один из талантливых русских поэтов пушкинской поры.

Детство

04.03.1803 в семье богатого волжского помещика Языкова в Симбирской губернии родился сын Николай. Родители были образованными людьми, чтившими отечественную и мировую культуры, поэтому и сыну с самого его младенчества прививали любовь к знаниям. Воспитание в семье было блестящим. Лучшие учителя давали мальчику домашнее образование. В раннем возрасте он увлекся литературой и начал сочинять стихи. Это занятие приносило мальчику огромное удовольствие.

Юность

Когда пришла пора получать специальное образование родители определили сына в Петербургский горный кадетский корпус, где он успешно, но неохотно учился, потому что не чувствовал в себе влечения к точным наукам, которые приходилось изучать. Затем, опять же по настоянию родителей, несколько лет был студентом Института инженеров путей сообщения. Но и тут не нашел своего призвания. В результате Языков бросил институт и поступил в Дерптский университет на факультет философии (Дерпт - это нынешний город Тарту в Эстонии). К этому времени юноша уже определился в своих приоритетах, имел некоторые литературные знакомства, публикации и одобрительную критику.

Студенческие годы

Дерптский период жизни Языкова - самый яркий и плодотворный. Он с увлечением изучал историю, философию, политэкономию, безупречно овладел немецким языком. Кроме того, в университете царили свободолюбивые нравы, о которых в русских городах и не слыхивали, освоившись жить в обстановке строгого полицейского режима. Языков наслаждался студенческой жизнью: участвовал в вечеринках, сочинял вольнолюбивые и озорные стихи, которые сокурсники знали наизусть и даже перекладывали на музыку, распевая хором полюбившиеся песни. Здесь, в Дерпте, и сформировалось вольнодумство и патриотизм поэта. В кружке, который он организовал в университете, молодежь обсуждала философские и политические вопросы, роль славян в историческом процессе, будущее России. Вдохновленный идеями кружковцев, он написал свои знаменитые стихи, ставшие песнями: «Из страны, страны далекой…» и «Нелюдимо наше море…» («Пловец»). Эти песни еще долгое время сопровождали демократически настроенную молодежь нескольких поколений.

Мировоззрение

Неудивительно, что в обстановке «вольной жизни», сформировалась незаурядная личность с передовыми общественными и политическими позициями. Стихи молодого Языкова блистали смелыми мыслями о самодержавии. Он называл его «адской силой». Покорность «рабской России» удручала поэта до такой степени, что он предрекал ей печальное будущее, говоря, что и через столетья «не пробудится Россия». Он называл «позором чести русской» попов и самого государя, а гордостью страны считал таких, как Пушкин и . Он прославлял героическую историю своей страны и ее народа. Стихи Языкова быстро приобрели широкую популярность в молодежных и литературных кругах. О нем с восторгом говорил и Пушкин.

Дружба с Пушкиным

Так случилось, что в летнюю пору 1826 г. Языков приехал погостить к своему товарищу Вульфу в с. Тригорское. В это время в соседнем Михайловском находился в ссылке Пушкин, друживший с обитателями имения Тригорского и часто их навещавший. Там и познакомились два поэта. Эта дружба обогатила обоих. в своих стихах много раз обращался к Языкову, восхищался его талантом, а что касается Языкова, то он был просто пленен творчеством великого Пушкина и очень гордился дружбой с ним. Стихотворения Языкова «Тригорское», «Вечер», «К П.А. Осиповой» - как раз об этой незабываемой встрече. Когда вышел сборник Языкова под нехитрым названием «Стихотворения Языкова» Пушкин раздосадовано отметил, что эту книгу можно было бы назвать проще и лаконичней - «Хмель», ибо, по его словам, человек в обыкновенном своем состоянии просто не мог сотворить подобного. Для этого ему, мол, необходимо было «буйство сил».

Коренные перемены

Когда в 1829 г. поэт окончил Дерптский университет, в его жизни наступил тяжелый период: настигла мучительная болезнь. Временами он жил на родине, но в основном в Москве. Здесь он познакомился с некоторыми людьми, представлявшими славянофильское направление русской общественной и философской мысли: Аксаковым, Киреевским, Баратынским и другими. В связи с этими обстоятельствами (болезнь, славянофильское окружение) началась ломка мировоззрения Языкова. В его творчестве появились религиозные и даже реакционные мотивы. Определенным образом повлиял на это и разгром декабристов. Постепенно затухал боевой запал его стихотворений, размышления о прошлом страны уже не вызывали оптимизма и гордости, напротив - в них сквозило осуждение и безнадежность. Более того, он порицал в резких выражениях Чаадаева, и других демократически настроенных деятелей в таких стихотворениях, как «К Чаадаеву», «К ненашим» и других.

Лечение за границей

Его болезнь все прогрессировала. Веселые юношеские кутежи во времена обучения в Дерптском университете вылились для поэта тяжелой формой нейросифилиса. В 1837 г. Языков отправился на лечение за границу. Европейские курорты, однако, не облегчили участь больного. Он возвратился в Москву полным инвалидом и оставшиеся три года жизни провел в страшных физических и моральных муках. Он еще пытался писать, но это уже были не просто реакционные, а даже злобные стихи угасающего таланта против отдельных представителей передовой общественной мысли.

В конце жизни

В 1844 и 1845 годах Языков выпустил два своих последних сборника, в которые вошли упомянутые выше стихи, клеймящие демократов. Он считал, что они предали национальную идею, устремившись к европейским ценностям, чуждым государственным интересам, чем «развращали» русский народ, «уродовали» общественное сознание. Языков умер 26.12.1846. Возникшая в конце жизни репутация реакционера все же не перечеркивает яркую, энергичную, свободолюбивую поэзию раннего творчества Николая Михайловича Языкова.

Все эти процессы, общие для литературы начала 1820-х гг., в значительной мере определили собою творчество одного из наиболее значительных поэтов пушкинской поры — Н. М. Языкова (1803—1846).

Языков вступает в литературу в 1819 г. Воспитанный на Ломоносове и Державине, он усвоил их уроки, как и уроки школы Батюшкова и Жуковского.

Его первые дружеские послания во многом зависят от этой последней — в своей шуточно-камерной тональности, в образе повествователя — беспечного поэта, «лентяя-мудреца», преданного жизненным радостям. Несколько позднее, в 1823—1824 гг., он станет вводить в стихи и «вакхический» анакреонтизм молодых поэтов.

Подобно Д. Давыдову, он не чуждается сниженно-бытового образа автора, но это образ не гусара, а кутилы-студента (с 1823 г. Языков учится в Дерптском университете); он поэтизирует студенческую пирушку, застольное веселье, буршество; все это идет рядом с прославлением вдохновения и высокой поэзии.

В его элегиях нередко сочетаются оба эти начала — и он вносит свой ощутимый вклад в дело разрушения традиционной элегической системы; однако в целом языковский «поэт» гораздо менее монистичная фигура, нежели «поэт» кружка Баратынского — Дельвига. В нем ясно выражена гражданская ипостась, идущая от декабристской поэзии; мы найдем у него и «слова-сигналы», и ораторскую эмоциональную напряженность (Гоголь писал, что Языков рожден «для дифирамба и гимна»), и обращение к теме героического прошлого народа.

Тема барда-воина в поэзии 1820-х гг., пожалуй, наиболее ярко представлена стихами Языкова («Песнь барда во время владычества татар в России», 1823; «Баян к русскому воину...», 1823; две «Песни баяна», 1823). Он пишет и прямые политические элегии («Элегия», 1824), но еще чаще политическая формула возникает у него в дружеском послании или высоком одическом периоде с нарастающей эмоцией, где она образует своего рода эмоционально-семантический центр.

В этом было своеобразие Языкова по сравнению с политической поэзией 1820-х гг., которая уже начала вырабатывать свой канон: Языков богаче и разнообразнее в интонационном, ритмо-мелодическом, семантическом и эмоциональном отношениях; его поэзия, сохраняя одическое «парение», уже далеко отошла от дидактического рационализма.

Поэтическое слово у него также не сводимо к логически-рациональному понятию, хотя все же ближе к нему, нежели слово у Жуковского и даже поэтов «новой школы».

Языков — поэт слова и периода. Он обнажает этимологические значения, создает смелые неологизмы, сталкивает стилистические пласты и меняет контексты. Он воздействует интонацией, вовлекающей читателя в мелодический и эмоциональный поток экзотическим звучанием аллитераций, намеренно «неточными» и в силу этого выразительными образами:

Море блеска, гул, удары,

И земля потрясена;

То стеклянная стена

О скалы раздроблена,

То бегут чрез крутояры

Многоводной Ниагары

Ширина и глубина!

(«Водопад», 1830)

Все это станет типичным позднее, в поэзии 1830-х гг.; сейчас это обеспечивает Языкову совершенно особое место в литературном движении. Тем не менее его поэзия непосредственно подготовлена поэтической традицией 1820-х гг.; открытие Языкова заключалось в совершенно особом сочетании тех элементов, которые уже определились в стихах его предшественников — хотя бы Д. Давыдова.

Связанный с поэзией декабризма, Языков испытал и «кризис 1823 года». Его политические элегии тронуты нотой социального пессимизма — в них проскальзывает мотив «спящей России», безмолвной и покорной самовластию. Все это — не случайность, а симптом дифференциации в гражданской поэзии 1820-х гг.

К середине десятилетия дифференциация приводит к брожению в обществе «соревнователей». Здесь мало-помалу складываются литературные группы — не враждебные, однако конкурирующие. Декабристы-литераторы во главе с Рылеевым и Бестужевым концентрируют силы вокруг альманаха «Полярная звезда»(1823—1825); дельвиговский круг начинает издавать альманах «Северные цветы». Поэты и прозаики «декабристской периферии» сотрудничают в обоих изданиях; обособление кружков происходит медленно и постепенно.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Сказал о нем: «Имя Языков пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, да еще как бы хвастается своею властью». Пушкин говорил, что Кастальский ключ, из которого пил Языков, течет не водой, а шампанским. Почти физическое опьянение, производимое стихами Языкова, хорошо знакомо его читателям. Поэзия его холодна и пенится, как шампанское или как минеральный источник. К человеческим чувствам она отношения не имеет. Сила этой поэзии не в том, что она означает, а в том, что она есть. Потрясающая – физическая или нервная – энергия его стихов не имеет себе равных. Но не следует думать, что он был источником словесных водопадов, как Гюго или Суинберн . Во всем этом словесном напоре ощущается рука мастера и самообуздание, доказывающие, что не зря Языков был современником Пушкина и Баратынского . Он никогда не бывает ни болтливым, ни пресным; его стих так же насыщен, как стихи старших собратьев по ремеслу.

Николай Языков

Ранняя его поэзия, славившая вино и веселье, особенно ценилась современниками. Но опьянение ритмами, пожалуй, еще могущественнее там, где сюжет не такой откровенно вакхический. Нетрудно вообразить, что он сделал из такого сюжета, как Водопад (1828), но и более мирные стихи о природе (Тригорское или стихи о Чудском озере) совершенно так же бьют искрящейся жизнью в своем холодном хрустальном великолепии. Языков не испытывал чувства слияния с природой. Просто ослепительное виденье, отразившееся на сетчатке его глаза, преображалось в ослепительный поток слов. В его власти было увидеть природу как оргию света и красок, и в этом он приближался к Державину , но у него не было ни варварской шероховатости, ни непосредственной и наивной человечности своего старшего предшественника.

Николай Михайлович Языков. Рисунок Хрипкова, 1829

Поздние стихи Языкова в целом выше ранних. Некоторые элегии, написанные им в глубоком унынии во время болезни, передают истинное человеческое чувство, не теряя прежнего словесного великолепия. Однако лучшие и самые прекрасные его стихи надо принимать именно как чисто словесное великолепие: таковы стансы к Т. Д. с их блистательным чувственным зачином и не менее блистательным окончанием на ноте бескорыстного восторга; причудливые строфы, сравнивающие вино стариков – малагу – с шампанским; знаменитое Землетрясенье (1844), где языковская избыточность, строго направляемая и очищенная, достигает несравнимой красоты; и, может быть, самые лучшие строки из всех (К Рейну , 1840), где он приветствует немецкую реку от имени Волги и всех ее притоков. Перечисление этих притоков, непрерывный каталог в пятьдесят строчек – один из величайших триумфов русского словесного искусства и непревзойденный рекорд длинного дыхания: чтение этих стихов – самое трудное и, в случае удачи, самое славное достижение декламатора.

Третьим крупнейшим русским поэтом 1820-х годов после Пушкина и Баратынского был Николай Михайлович Языков. Он родился в 1803 г. в Симбирске, городе Карамзина и Гончарова . Как и Баратынскому, ему в литературе покровительствовал Дельвиг . Первые его стихи были напечатаны в 1822 г. В том же году Языков поступил в Дерптский (тогда немецкий) университет в Лифляндии, где пробыл пять лет, так и не получив диплома и проводя время в традиционных для немецких студентов пирушках и амурах. Бурные анакреонтические стихи, написанные им в Дерпте во славу веселой студенческой жизни, сделали его знаменитым. На летние каникулы Языков приезжал из Дерпта в Тригорское, где встретился с Пушкиным.

Николай Языков

После Дерпта он жил в Москве и в своем симбирском именье. Языков сблизился со славянофильскими и националистическими кругами Москвы и стал горячим приверженцем их взглядов. Его поэзия высоко ценилась славянофилами, но молодые западники относились к ней с ненавистью. Это ожесточило Языкова, и в более поздние годы он написал несколько сочинений, в которых нападал на своих врагов.

Николай Михайлович Языков. Рисунок Хрипкова, 1829

Здоровье, подорванное дерптскими излишествами, стало изменять ему очень рано; с 1835 г. он беспрерывно мучился подагрой и диспепсией и скитался с курорта на курорт. Генуя, Ривьера, Ницца, Гастейн и другие европейские курорты часто являются фоном его поздних стихов. Умер Николай Языков в 1846 г.

Стихи Языкова полны энергии и блеска, смелых образов и стремительных ритмов: они принадлежат к золотому фонду русской литературы 19 века. На его стихи многие профессиональные композиторы и любители написали десятки произведений различных вокальных жанров.

Поэт часто вспоминает о своем детстве в Симбирске: описывает отцовское имение, родной город и Волгу, где он услышал раздольные и грустные песни бурлаков, впитал напевы крепостных людей. К Волге были обращены многие стихи Николая Языкова. Здесь, на родине, в Симбирском крае, поэтом было создано не одно замечательное произведение, переложенное композиторами на музыку.


Основной темой застольных и разгульных песен является тема свободы, буйного веселья, любви и студенческой дружбы. Они тут же кладутся на музыку Науманом и другими композиторами – любителями, распеваются студенческими хорами и становятся популярными.

Так бы и осталась за поэтом репутация певца «буйной» студенческой вольности, если бы ни его огромная любовь к Родине и России, к природе родного края, к русскому народу, к историческому прошлому славян. Живя на чужбине, он всё острее ощущает эти чувства, которые воплощаются в незабываемые строки.

Героями его поэзии становятся герои русской истории – Олег, Игорь, Святослав, Александр Невский, Дмитрий Донской. И параллельно со студенческими песнями, посланиями и гимнами поэт создаёт большой цикл стихов на национально-историческую тему.

Не могла не привлечь композиторов и любовная лирика поэта – волшебная по своей выразительности, проникновенная и неповторимая. Для Языкова его любовь сливается с образом самой Музы, «звезды любви и вдохновений». И гений поэта создавал прекрасные элегии, стихи, которые легко ложились на музыку и сохраняли свою популярность в виде романсов и песен.

Для детей на этой странице есть два произведения: драматическая сказка и элегия (о ночной природе). Но им также будут интересны и другие стихи: каждый найдет для себя что-то интересное.

Около 200 лет минуло с тех пор, как были написаны Языковым стихотворения о смысле жизни и поэзии, о Пушкине и Карамзине. Но, может быть, никогда не звучал голос поэта так современно, как сегодня.