Новый год в лесу. Иван сергеевич соколов-микитов лесные картинки

Нашел всего две с половиной записи с иллюстрациями Никольского (ссылке в конце текста), поэтому решил опубликовать эту книгу. Прекрасное издание, большой формат, отличная печать и великолепные иллюстрации. Особенно хороши развороты их я привожу полностью, остальные иллюстрации частично, только оно время года.

Я в записях про художников-иллюстраторов перешел на новый формат
1. Сейчас сканирую с разрешением 300dpi, все файлы по ссылкам очень большие.
2. В каждый пост про иллюстрации буду добавлять информацию о художнике
3. Традиционно мои "пять копеек"
4. Ссылки на посты с иллюстрациями художника

Ну пожалуй на этом и закончим. Здесь уже звучали пожелания модераторов не превращать в 5razvorotov . Я сканирую все иллюстрации, так как считаю важным показать целостную работу. Желающие посмотреть всю книгу целиком могут это сделать у меня в журнале (модераторы, правда, и внешние ссылки не приветствуют, то тут уж или или).

О книге, или "мои пять копеек"
Как вы все знаете я публикую исключительно свои книги детские книги (не то чтобы у меня других не было, но свои бы опубликовать!). Книга мне совершенно не нравилась - "волк бежит", "журавли летят", "тихо в лесу", "охотники берегут лосей, сильных и хороших зверей". Просто какое-то "мама мыла раму", Никаких тебе приключений, и никаких следопытов в дебрях тайги. но иллюстрации! Вот тот случай, когда меня радовали прежде всего иллюстрации. У меня были книги где совпадали и текст и иллюстрации, просто 100% попадание, У меня были книги где я просто не мог согласиться с трактовкой художника. Но здесь великолепная работа художника. Я, к сожалению, пока не так много отсканировал книг вообще, и о природе в частности, но одна у меня имеется это Виталий Бианки "Синичкин календарь" Рисунки Э.Булатова и О.Васильева ("Малыш" 1973 г.) . Мне тоже нравилась там работа художников, но там природу я воспринимал по другому.
Булатов и Васильев - это буйство жизни, яркие краски, детали. Это лес который раскинулся за околицей деревни, в которой я мог оказаться летом, это лес куда я ходил за грибами и ягодами. Лес Никольского - это наблюдение, как будто кто-то открыл тайное окно в лесную чащу. Подчеркиваю "чащу", мне нравится именно это слово. И еще нравится слово "дебри" для иллюстраций Никольского. Зыбкий, неясный, если хотите, скупой рисунок, как будто нельзя рассмотреть издалека деталей... И хотя я считаю Никольского художником дикой природы, но глядя на иллюстрацию-заставку "Лето" понимаешь, что она у него и "домашняя"

Георгий Евлампиевич Никольский (06.07.1906 - 28.11.1973), один из самых ярких представителей анималистического жанра, работавших в отечественной книжной графике. Заслуженный художник РСФСР. Родился в Пскове (Тарту?). Его отец занимал должность ректора реального училища. Семья была связана с духовными кругами (да и фамилия Никольский - типично священническая, как и Преображенский, Воскресенский, Троицкий...).
В 1924 Никольские переезжают в Москву. Довольно скоро 18-летний Георгий становится постоянным посетителем зоопарка, рисует зверей с натуры, а в 1925 году вступает в КЮБЗ - кружок юных биологов Московского зоопарка, которым руководит замечательный ученый-натуралист Пётр Мантейфель. В зоопарке в это же время часто и много работает художник-анималист Василий Ватагин и его ученик Дмитрий Горлов. Тогда же Георгий Никольский делает первую попытку приобщиться к профессиональному искусству и поступает во ВХУТЕМАС, но, проучившись недолго, переходит в университет, предполагая стать зоологом.

И все же по совету своего наставника и старшего коллеги В.А.Ватагина после окончания университета Никольский оставляет научное поприще - чтобы сделать свои первые шаги в книжной графике. В профессию он пришел с некоторым опозданием, его дебютная самостоятельная книга вышла лишь в 1935 году - «Страна зверей» Виталия Бианки, в том же году иллюстрации Никольского появляются в журнале «Мурзилка».

Дебют был признан удачным, и в 1937 году Георгий Никольский уже на равных с Дмитрием Горловым, работающим в книжной графике почти 15 лет, иллюстрирует повесть «Кинули» и другие рассказы для книги «Мои воспитанники» Веры Чаплиной.

И все же во второй половине 1930-х Георгий Никольский еще только примеривается к профессии книжного графика, после весьма успешного 1936 года (когда с его иллюстрациями вышли «Домашние животные» М.Булатова, гаршинская «Лягушка-путешественница», Э.Сетон-Томпсоновские "Рваное ушко" и "Чинк", "Мои встречи с животными" Ю.Фролова и "Поход за змеями" П.Барто), работы Никольского последующих лет немногочисленны: В.Бианки "Рассказы об охоте" (1937), Г.Логанов "Тюлени и морж" (1939) и чеховская «Каштанка» (1940).
Ситуация резко меняется в первые послевоенные годы.

По воспоминаниям сына художника, осенью 1941 года Никольский был мобилизован в армию, но из-за болезни сердца был определен в запасной полк нестроевым солдатом. В середине войны он добился перевода из этого полка в действующую армию на Карельский фронт, где служил в войсках у генерала Баграмяна. Случайная встреча с художником Николаем Жуковым (с которым он был знаком еще до войны), работавшим в то время в военной студии им. Грекова, привела Никольского в эту студию, и он встретил окончание войны военным художником. В те годы он нарисовал целую серию картин на военную тематику, но о судьбе их сведений не сохранилось.
Несколько лет службы в грековской студии, похоже, не прошли даром - последовавшее в середине 1940-х возвращение Никольского к иллюстрированию книг становится ярким восхождением новой звезды отечественной книжной графики. С 1944 по 1949 год Никольский создает иллюстрации для 35 изданий! Среди авторов: И.Крылов, Л.Толстой, К.Ушинский, Д.Мамин-Сибиряк, Э.Сетон-Томпсон, М.Пришвин, В.Бианки, В.Арсеньев, П.Мантейфель, Г.Скребицкий, В.Чаплина, Е.Спангенберг, Н.Плавильщиков…

Георгий Евлампиевич Никольский прожил не очень долгую жизнь - 67 лет, он умер от болезни сердца 28 ноября 1973 г. в Москве.

Очень рекомендую прочесть весь пост автора vchaplina_arhiv О художнике Георгии Никольском там и обложки книг, и примеры иллюстраций разных годов

Другие публикации с иллюстрациями Никольского :


  • автор detlit - И.Акимушкин "Кто без крыльев летает" 1962 г. (худ. Г. Никольский)

  • автор

«Лесной год начинается зимой. Сугробы, обглоданные осины, следы птиц и зверей. Светает. Возвращается с охоты лис. Все видит, все слышит, все знает он в лесу… Вот и день наступил. Тетерева клюют березовые почки. Лось перебегает расчищенную дорогу перед лесовозами. Спят медведи в берлогах, сосут молоко маленькие медвежата. Ночь настает…»

Книга Соколова-Микитова разделена на четыре части: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». В каждой из них читатель «проживает» в лесу целые сутки. Словно притаившись за деревьями, мы наблюдаем рассвет, полдень, сумерки, ночь. С одной страницы на другую переходят, перепрыгивают, перелетают одни и те же герои - зайцы, лоси, медведи, глухари. Особенно часто встречается нам в лесу старый лисовин - хитрый, умный, смелый.

Соколов-Микитов пишет спокойно, почти бесстрастно. Его рассказ безличен; героя-человека в книге нет. Есть только рассказчик - внимательный и доброжелательный наблюдатель, которому ведомы самые таинственные тропы. Наверное, в выборе такой стилистики сказался личный опыт писателя - его мать была крестьянкой, а отец управлял купеческими лесными угодьями под Калугой.

Автором визуальных образов соколовского леса стал Георгий Никольский. Его живописные иллюстрации - настоящие картины, созданные специально для книги «Год в лесу». Они не только точно передают внешний облик животных, настроение леса. Никольский сумел придать каждому животному какую-то особую, индивидуальную характеристику. Звери Соколова-Микитова и Никольского умеют чувствовать так же, как люди. Вот трусливый заяц: «Почти весь год в страхе живет зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни…» Рядом с ним - осторожная и заботливая глухарка, которая зорко сторожит свой «детский сад».

Многим родителям кажется, что «рассказы и сказки о природе» слишком далеки от современного городского ребенка, который зайцев и лис видел лишь в зоопарке. Безусловно, в этом есть своя правда. Но ценность «Года в лесу» не исчерпывается знакомством с жизнью природы. Чтение этой книги позволяет ребенку как бы «сменить оптику» - оказаться не в привычной для него позиции активного деятеля, а стать наблюдателем, созерцателем. Потому что созерцанию, спокойствию, бездействию современным детям тоже надо учиться.

Книга, выпущенная издательством «Речь», являет собой пример высочайшей издательской культуры. Именно такие издания, попадая в руки ребенку, приучают его восхищаться книгой. Тонкое тиснение на обложке, графические листы-заставки, изумительное качество печати иллюстраций (их делали с оригинальных работ художника, хранящихся в Дарвиновском музее), четыре разноцветные ленточки-закладки - все это наверняка привлечет внимание ребенка к такой совсем не скучной книге о природе.

Анна Рапопорт

Иван Сергеевич Соколов-Микитов является автором многих рассказов о природе. Его книга “Зима в лесу” появилась у нас недавно и уже стала жемчужиной детской библиотеки. Она насчитывает одиннадцать произведений об этом времени года. В статье вы сможете прочитать мой отзыв о нашем экземпляре, познакомиться с иллюстрациями.

Приветствую вас, уважаемый читатель. Не так давно издательство Речь, выпустило великолепный сборник Соколова-Микитова “Год в лесу”. В нем содержатся рассказы о меняющейся природе в российских лесах, на протяжении четырех времен года. Когда я увидела книгу, мне очень захотелось иметь ее у нас дома, но я решила подождать, так как сын был еще мал. Как это часто бывает, она исчезла из интернет-магазинов. Тогда я решила попробовать туже версию, того же издательства, только разделенную на части. И для пробы я взяла рассказы о зиме, так как заказ делала в январе.

Книга “Зима в лесу”

Издательство Речь давно радует, нас с ребенком, отличным качеством полиграфии и бумаги. Имеющийся у нас экземпляр не стал исключением. Рисунки Георгия Никольского великолепны! Животные и птицы на них как живые, похожие на себя в природе. Краски не вызывают уныния, как это бывает, на многих зимних картинах. Каждая иллюстрация занимает ровно страницу, она расположена рядом с рассказом. Кстати, все произведения умещаются тоже на одной странице.

Бумага плотная, немного кремовая, абсолютно не просвечивает. Обложка мягкая, но тоже отличного качества. Рекомендация издательства 6+, это не удивительно, многие произведения дети проходят на уроке литературы, начиная со 2 класса. После того, как мы прочли эти рассказы, я заказала продолжение “Весна в лесу”. Движемся в ногу с временами года . И уже после заказа обнаружила отличную книгу с рассказами Ивана Сергеевича о деревьях русского леса . Обязательно приобрету!

Но вернемся к зимней версии. Главными героями здесь являются животные и птицы. Люди не упоминаются в произведениях, создается ощущение, что мы являемся наблюдателями тех событий, о которых нам рассказывает автор. Как если бы мы спрятались за деревом, и стараясь не напугать жителей леса, стали свидетелями их жизни в течение одних суток. Именно этот промежуток времени, читатель проживает читая книгу.

Соколов-Микитов “Зима в лесу” содержит рассказы:

  1. На опушке
  2. Тетерева
  3. На лесной дороге
  4. Глухари
  5. Беляк и куница
  6. В берлоге
  7. Волки
  8. Олени
  9. Зимняя ночь

Иллюстрации

Конечно мой обзор будет не полным, если я не покажу вам иллюстрации.

“В берлоге”

“Волки” – не пугайтесь, это не кровь, а красные флажки.

“Беляк и куница”

За последнее время, я познакомила сына с двумя авторами, во время чтения которых, у меня появлялось желание завести читательский дневник. Это Паустовский и Соколов-Микитов. И вот наконец я собралась с мыслями, теперь ребенок имеет возможность не только читать произведения великих русских писателей, но и обсуждать их с мамой, анализировать, а заодно учиться изложению пересказа. Если вам интересен наш первый опыт, добро пожаловать . Мы разобрали первый рассказ из описанной мною книги. Также поговорили , для Александра пока больше подходит ее краткая версия.

Я надеюсь вам понравился мой обзор. Книга “Зима в лесу” действительно стоит внимания, ведь в наше время большинство детей соприкасается с красивым русским языком, только на уроках литературы. Быть может, если дома они будут читать подобные произведения, нам удастся заложить в них любовь к природе и понимание что такое истинная литература. На этом я прощаюсь с вами, до скорых встреч на моем блоге, а чтобы не пропустить новые статьи, не забудьте подписаться.

Чтобы не пропустить новинки блога, подпишитесь!

Иван Сергеевич Соколов-Микитов "Год в лесу"
Рисунки Георгий Евлампиевич Никольский
Издательство "Детская литература", Москва, 1980 год

Прекрасное издание, большой формат, отличная печать и великолепные иллюстрации. Особенно хороши развороты.

Я в записях про художников-иллюстраторов перешел на новый формат
1. Сейчас сканирую с разрешением 300dpi, все файлы по ссылкам очень большие.
2. В каждый пост про иллюстрации буду добавлять информацию о художнике
3. Традиционно мои "пять копеек"
4. Ссылки на посты с иллюстрациями художника

а вот здесь у меня потеря - вырваны две страницы, так что текст не совпадает с рисунком

О книге, или "мои пять копеек"
Как вы все знаете я публикую исключительно свои книги детские книги (не то чтобы у меня других не было, но свои бы опубликовать!). Книга мне совершенно не нравилась - "волк бежит", "журавли летят", "тихо в лесу", "охотники берегут лосей, сильных и хороших зверей". Просто какое-то "мама мыла раму", Никаких тебе приключений, и никаких следопытов в дебрях тайги. но иллюстрации! Вот тот случай, когда меня радовали прежде всего иллюстрации. У меня были книги где совпадали и текст и иллюстрации, просто 100% попадание, У меня были книги где я просто не мог согласиться с трактовкой художника (одну такую я обещал, сейчас сканирую, но это 200 страниц энциклопедического формата, так что ждите). Но здесь великолепная работа художника. Я, к сожалению, пока не так много отсканировал книг вообще, и о природе в частности, но одна у меня имеется это . Мне тоже нравилась там работа художников, но там природу я воспринимал в их иллюстрациях по другому.
Булатов и Васильев - это буйство жизни, яркие краски, детали. Это лес который раскинулся за околицей деревни, в которой я мог оказаться летом, это лес куда я ходил за грибами и ягодами. Лес Никольского - это наблюдение, как будто кто-то открыл тайное окно в лесную чащу. Подчеркиваю "чащу", мне нравится именно это слово. И еще нравится слово "дебри" для иллюстраций Никольского. Зыбкий, неясный, если хотите, скупой рисунок, как будто нельзя рассмотреть издалека деталей... И хотя я считаю Никольского художником дикой природы, но глядя на иллюстрацию-заставку "Лето" понимаешь что она у него и "домашняя"

Георгий Евлампиевич Никольский (06.07.1906 - 28.11.1973), один из самых ярких представителей анималистического жанра, работавших в отечественной книжной графике. Заслуженный художник РСФСР.
Родился в Пскове (Тарту?). Его отец занимал должность ректора реального училища. Семья была связана с духовными кругами (да и фамилия Никольский - типично священническая, как и Преображенский, Воскресенский, Троицкий...).
В 1924 Никольские переезжают в Москву. Довольно скоро 18-летний Георгий становится постоянным посетителем зоопарка, рисует зверей с натуры, а в 1925 году вступает в КЮБЗ - кружок юных биологов Московского зоопарка, которым руководит замечательный ученый-натуралист Пётр Мантейфель. В зоопарке в это же время часто и много работает художник-анималист Василий Ватагин и его ученик Дмитрий Горлов. Тогда же Георгий Никольский делает первую попытку приобщиться к профессиональному искусству и поступает во ВХУТЕМАС, но, проучившись недолго, переходит в университет, предполагая стать зоологом.

И все же по совету своего наставника и старшего коллеги В.А.Ватагина после окончания университета Никольский оставляет научное поприще - чтобы сделать свои первые шаги в книжной графике. В профессию он пришел с некоторым опозданием, его дебютная самостоятельная книга вышла лишь в 1935 году - «Страна зверей» Виталия Бианки, в том же году иллюстрации Никольского появляются в журнале «Мурзилка».

Дебют был признан удачным, и в 1937 году Георгий Никольский уже на равных с Дмитрием Горловым, работающим в книжной графике почти 15 лет, иллюстрирует повесть «Кинули» и другие рассказы для книги «Мои воспитанники» Веры Чаплиной.

И все же во второй половине 1930-х Георгий Никольский еще только примеривается к профессии книжного графика, после весьма успешного 1936 года (когда с его иллюстрациями вышли «Домашние животные» М.Булатова, гаршинская «Лягушка-путешественница», Э.Сетон-Томпсоновские "Рваное ушко" и "Чинк", "Мои встречи с животными" Ю.Фролова и "Поход за змеями" П.Барто), работы Никольского последующих лет немногочисленны: В.Бианки "Рассказы об охоте" (1937), Г.Логанов "Тюлени и морж" (1939) и чеховская «Каштанка» (1940).
Ситуация резко меняется в первые послевоенные годы.

По воспоминаниям сына художника, осенью 1941 года Никольский был мобилизован в армию, но из-за болезни сердца был определен в запасной полк нестроевым солдатом. В середине войны он добился перевода из этого полка в действующую армию на Карельский фронт, где служил в войсках у генерала Баграмяна. Случайная встреча с художником Николаем Жуковым (с которым он был знаком еще до войны), работавшим в то время в военной студии им. Грекова, привела Никольского в эту студию, и он встретил окончание войны военным художником. В те годы он нарисовал целую серию картин на военную тематику, но о судьбе их сведений не сохранилось.
Несколько лет службы в грековской студии, похоже, не прошли даром - последовавшее в середине 1940-х возвращение Никольского к иллюстрированию книг становится ярким восхождением новой звезды отечественной книжной графики. С 1944 по 1949 год Никольский создает иллюстрации для 35 изданий! Среди авторов: И.Крылов, Л.Толстой, К.Ушинский, Д.Мамин-Сибиряк, Э.Сетон-Томпсон, М.Пришвин, В.Бианки, В.Арсеньев, П.Мантейфель, Г.Скребицкий, В.Чаплина, Е.Спангенберг, Н.Плавильщиков…

Вся библиография Горлова включает около 60 изданий, то за одни лишь 1950-е годы было выпущено около 100 книг с иллюстрациями Никольского.

Никольский же любит и балует публику. Властвуя над ней и увлекая за собой в мир диких зверей и птиц, он демонстрирует широту и богатство этого мира - но не тонкими оттенками настроений, а обобщенной и смелой линией. Он рисует и сталкивает на листе яркие характеры зверей, показывает их в проявлении бурных эмоций. Никольский обладал изрядным чувством юмора, и с удовольствием давал ему волю в иллюстрациях эксцентричных сцен, которыми изобилуют рассказы Чаплиной.

Георгий Евлампиевич Никольский прожил не очень долгую жизнь - 67 лет, он умер от болезни сердца 28 ноября 1973 г. в Москве.

Хорошие слова сказал о нем, еще при жизни художника, писатель Игорь Акимушкин:
«Сейчас такое время, когда люди стали понимать, что животных, и растения, и леса — всю природу надо беречь. Поэтому, наверное, книги о диких животных все так любят читать. А если картинки в такой книжке очень хорошие, то, правда же, человек, который с детства полюбил их, едва ли захочет когда-нибудь убить прекрасного зверя или птицу.
Художник Никольский воспитывает у нас хорошие чувства к природе: закрыв его книгу, хочется ещё и ещё раз увидеть этих животных, не убить, не подстрелить их, а глазами понять, как прекрасен мир.
Рисует Никольский живо и лаконично, то есть кратко. Не расписывает на птице каждое перышко, на звере — шёрстку, а одной энергичной линией обрисовывает его всего от ушей до хвоста. И зверь получается как живой!
И ещё краски хороши у Георгия Евлампиевича. Они яркие, но не режут глаз, они по-особенному живописны и точно передают звериные масти и изменчивую игру цвета воды и неба, лесов и полей.
Для меня всегда очень приятная новость, когда я узнаю, что Георгий Никольский будет иллюстрировать мою детскую книжку про животных».

Вот уже и 31 декабря, а снега в лесу – «курице по колено». Звери лесные растерялись: то ли зима уже наступила, то ли осень еще. Медведь не поймет, пора ли спать ложиться; заяц – менять шубку на зимнюю или нет.

Скачет по веткам непоседа-бельчонок, скучно ему – ни в снежки поиграть, ни с горки покататься, ни снеговика слепить. Прыгал он, прыгал, устал, сел и пригорюнился. Зайцы убежали куда-то, даже поиграть не с кем.

Посмотрел бельчонок на елку, которая рядом с его домом росла, и подумал: «Украшу елочку, глядишь, и настроение новогоднее появится». Полез он в свое дупло и вытащил все, что у него было. Носился-носился он по всей елке, наконец все украсил, уморился и уснул прямо на ветке.

Пробегал мимо кабан, увидел украшенное деревце, удивился. Долго смотрел, потом сбегал куда-то и принес, чем еще можно украсить. Бежала по чьему-то следу лиса, заметила елку, остановилась. Подумала и тоже что-то на елку повесила.

Выскочили зайцы, попрыгали вокруг и тоже захотели украсить деревце. Сорока пролетала, долго вверху кружила, а потом принесла что-то блестящее.

Сова увидела, за ней полетела, ворона любопытная за ними увязалась. Олень прискакал, ежиха с ежатами прибежали, даже угрюмый волк пришел и медведь из берлоги вылез. Весь народ лесной вокруг елки собрался.

И тут заскрипел снег под чьими-то шагами. Смотрят звери – а к ним Дед Мороз приближается – в красном тулупе до пят, с большим мешком за плечами, а в руке серебряный посох, снежком усыпанный.

Здравствуйте, звери лесные, – громко сказал дедушка, поглаживая бороду. Посмотрел на елку, а там чего только нет: орехи на ней висят, ягоды, грибы, желуди, клочки меха огненно-рыжего, морковки, фантики конфетные вперемешку с пуговицами яркими, хвостики мышиные, корочки хлебные, яблоки засушенные, рыба; под елкой – горшок с медом, а на самой вершине – рога оленьи красуются. Все постарались - кто чем смог.

– Какая елочка у вас нарядная! Ну, раз вы такие молодцы, надо вам помочь.

Ударил Дед Мороз посохом о землю, и повалил с неба снег – белый, густой, пушистый-пушистый. Вмиг мокрую траву и лужи белым покровом накрыл, деревья запорошил. Сразу стало вокруг нарядно, по-новогоднему.

Запрыгали зверюшки радостно - снежками кидаются, в чехарду играют, пищат, носятся, а тут Дед Мороз мешок открыл и давай подарки раздавать - шум-гам на весь лес, «дым коромыслом»!

С Новым Годом! – вскинул Дед Мороз мешок на плечи. – Пора мне дальше в путь-дорогу отправляться.

Вдруг видит Дед Мороз – пушистый серый бельчонок на ветке ели спит, во сне посапывает. Улыбнулся дедушка, посохом пристукнул, и упала на снег ледянка узорчатая. Проснулся бельчонок, увидел Деда Мороза, елку, зверюшек веселых, услышал их смех озорной, и заблестели радостно его глазенки. Спрыгнул он с ветки Деду Морозу на ладонь. Погладил его дедушка и посадил осторожно на ледянку.

Это подарок тебе, – сказал Дед Мороз, улыбаясь в бороду. – Катайся на здоровье, малыш.

Спасибо, дедушка! – прыгнул бельчонок на ледянку и вместе с друзьями-зайцами покатил на ней с горки – только хвост пушистый мелькнул, да взвизги радостные вокруг разнеслись.

На опушке оглянулся Дед Мороз. Уже темнеть начало, зверят не разглядишь, а елку наряженную издалека видно, и смех веселый над лесом разносится - настоящая зима пришла, настоящий Новый Год!