Объединение детских садов в комплексы. Зачем объединять детские сады? Плюсы создания образовательных комплексов

1. Что дает объединение двух детских садов в один и есть ли плюсы такого объединения?

1.1. Добрый день.
Смотря с какой стороны посмотреть.
Для муниципалитета плюс - минимизация расходов на здания.
Для родителей, детей и персонала - минус, детей больше в группах.

1.2. Здравствуйте. Плюсы могут быть только в том, что меньше расходов на содержание двух садиков, если количество детей очень маленькое, нет смысла содержать два сада.

Поиск юриста или адвоката по вашему вопросу

2. Законно ли объединение детского сада и музыкальной школы.

2.1. Доброго времени суток! Да, вполне законно, если оформлено все документально. Что незаконного в данном объединении вы для себя подчеркнули?

3. Какие законы нужно соблюсти при объединении детских садов.

3.1. уведомить работников...

4. Как происходит объединение детских садов в один комплекс?

4.1. Вопрос выходит за рамки бесплатной консультации.

5. Законно ли объединение детского сада и школы в деревне? И если законно, то на какую должность обязаны перевести заведующего детского сада? И куда написать что бы прекратить данные деяния со стороны местной администрации.

5.1. Многое зависит от условий прописанных в трудовом договоре по первой должности. Возможно как просто сокращение, так и перевод на другую должность в связи с реорганизацией.

6. Какие изменения вносятся в коллективный договор школы при объединении школы и детского сада.

6.1. Установленной законодателем обязанности в данном случае нет, поэтому, если он соответствует действующему законодательству то вносить изменения необязательно. По этому вносить изменение или нет является правом работодателя и работников - любая из сторон вправе инициировать данный процесс...

7. В 1992 году в названии было записано детское объединение, далее в 1995 переименовано в ясли-спд, а затем в детский сад. как доказать, что детское объединение это был тот же детский сад, тот период с названием детское объединение не хотят включать в педстаж для выхода на льготных пенсию!

7.1. Здравствуйте! Обратитесь за справкой о переименованиях в этот детский сад или если его уже нет, то в городской архив. И предоставьте справку в ПФР.

8. Работаю в детском саду воспитателем, 27 лет из ни 14 ле работала сначала заведующей, потом, после объединения с начальной школой директором 7 лет, имею ли я право на пенсию по выслуге лет?

8.1. Мало данных. По описанному - вряд ли выполняется это условие.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; 8. В стаж работы засчитывается:

А) работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;

9. Подскажите, пожалуйста, как лучше сформулировать заявление об отмене объединения двух групп в детском саду в одну, т.к после объединения в группе будет 25 детей возрастом от 2 х до 7 ми лет. Все будут заниматься в одном помещении.

9.1. Доброго вам времени суток так и мотивируйте только писать Нужно жалобу в администрацию района если по вашему простому обычному заявлению заведующий не может решить этот вопрос.

9.2. Вам и другим родителями следует обратиться в Роспотребнадзор по факту нарушения санитарных норм:
- после объединения в группе будет 25 детей возрастом от 2 х до 7 ми лет. Все будут заниматься в одном помещении. ...

9.3. Подобного рода заявление пишется в свободной форме, и никаких установленных образцов не существует, главное писать по существу вопроса. Один экземпляр заявления с отметкой о принятии Оставьте себе.


10. Подскажите, пожалуйста, как правильно составить заявление о отмене объединении в детском саду двух групп в одну, т.к после объединения в группе будет 25 человек в возрасте от 2 х до 5 ти лет.

10.1. Здравствуйте! Заявление подается в произвольной форме на имя руководителя образовательного учреждения. Специальной формы закон не предусматривает.

10.2. Здравствуйте, такое заявление возможно составить в свободной форме с изложением всех обстоятельств дела и ваших требований.
Удачи вам и всего наилучшего

11. После объединения детских садов, работаю в восьми группах музыкальным руководителем. Премия выплачивается только на ставку. В другом саду получаю голый оклад. Сколько по времени должен быть мой рабочий день?

11.1. --- Здравствуйте, ответ на этот вопрос, вам стоит поискать во внутренних локальных НПА вашего учреждения. Таких как Колдоговор, Штатное расписание. Положение о заработной плате, положение о премировании. а также в вашем трудовом договоре. Удачи Вам и всего хорошего. :sm_ax:

12. Я работаю воспитателем в государственном детском саду. Зарплата наших сотрудников и моя падает с каждым месяцем. Начиная с ноября месяца, она уже упала на 7-8 тыс. Но ведь наша зарплата закладывается на год. Я. думаю, что директор нашего объединения расходует премиальный фонд не по назначению Как быть?

12.1. Обращайтесь с заявлениемз в управление образования, с жалобой в трудовую инспекцию! По другому ничего не сможете сделать. Нужно проверить действия заведующей, это могут сделать только контролирующие органы. Будете сидеть и молчать, ничего в лучшую сторону не изменится.

13. Возможна ли перепланировка детского сада для объединения групп в детском саду. Хотят всех детей от 1 года до 7 лет определить в одну группу. Законно ли это? Нарушает ли права ребенка на качественное образование объединение всех групп в детском саду?

13.1. Во-первых перепланировку чтоб провести, необходимо получить разрешение администрации, во-вторых, невозможно объединить столько детей в одну группу! По ФГОС принято следующее разделение на группы в детском саду по возрастам:

Первая младшая группа.
Вторая младшая группа.
Средняя группа.
Старшая группа.

14. При объединении школы и детского сада, была объединена из двух в одну ставку кладовщик (другой был переведен на другую должность). Повара остались отдельно на садик, отдельно на школу. А у кладовщика теперь двойной объем работы, на одну ставку. Правомерно ли это?

14.1. Здравствуйте. Нет, не правомерно. Если в трудовом договоре указано конкретное место работы и объям исполняемых обязанностей. Изменение объема работ возможно только с предварительного уведомления и согласия работника. Можете писать жалобу в прокуратуру и трудовую инспекцию.
Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

15. У нас в детском саду две группы разного возраста. При отсутствии одного из воспитателей при объединении групп положена ли доплата за расширенную зону обслуживания.

15.1. Добрый день. Чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно знакомиться с документами: Ваш трудовой договор, Положение об оплате труда Вашего садика, внутренней документацией детского садика.

16. В нашем городе идет реорганизация доу. К нашему детскому саду присоединяют 2 других детских сада путем создания структурных подразделений. Правилен ли этот путь объединения?

16.1. Здравствуйте! Такой путь законен. Вариант реструктуризации организации принимает учредитель-городская администрация в лице отдела (Департамента) образования.

17. Сохраняется ли соответствие занимаемой должности заведующей ДОУ при реорганизациив структурное подразделение при объединении 10 детских садов (юридических лиц) в одну организацию (юридическое лицо)?

Нужно юридическое обоснование...

17.1. Здравствуйте! Обратитесь в Управление образования-там и должны вам все обосновать

18. Сохраняется ли соответствие занимаемой должности заведующей ДОУ при реорганизации в структурное подразделение при объединении 10 детских садов (юридических лиц) в одну организацию (юридическое лицо)?

18.1. Да конечно сохраняется

19. В детском саду заведующая объединила группы с детьми и теперь возрастная категория в группах от 3 до 4,5 это вторая младшая, и 4,5 до 6 это средняя. Правомерно ли такое объединение, ведь возрастной порог в полтора года достаточно велик. Родители возмущены таким объединением. Возможно ли что-то сделать?

19.1. Здравствуйте! обращайтесь с коллективным заявлением в Управление образования.

20. ЗДРАВСВУЙТЕ. Подскажите законно ли объединение двух групп в детском саду при ветрянке (у обоих групп одинаковые сроки по карантину)? Заранее спасибо за ответ.

20.1. Да, это вполне законно.

21. Более 25 лет я работаю старшим воспитателем в детском саду, у нас произойдет объединение детских садов и мне хотят вручить уведомление об изменение условий труда, в результате я буду работать воспитателем. Но если моя ставка остается, почему я должна уйти с этой должности? Ведь другой человек будет работать. Нареканий со стороны руководства не имею, куда можно обратиться, чтобы исправить ситуацию и что будет если не подписать уведомление, уволят? Но за что? Дайте пожалуйста подробный ответ.

21.1. Здравствуйте,Татьяна!
Если я Вас правильно поняла,в детском саду идет реорганизация.
В соответствии с ч.5 ст.75 ТК любая реорганизация организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками.Из данной нормы следует, что трудовые отношения с работниками продолжаются автоматически, работников не увольняют и не принимают вновь на работу. В данный момент Вы занимаете некую должность согласно штатному расписанию. Поэтому претендовать вновь на свою же должность Вы не можете. Вы уже её занимаете.Всего доброго!

22. Вопрос: в нашем объединении 4 детских сада, руководство мечтает сократить специалистов. Но им надо выплачивать - 3 месяца и увольнять по сокращению.

Что они придумали: т.к. мы не можем набрать детей в этом году (недобор по 4 садам: 70 человек, это на май месяц), они утверждают что можно уволить сотрудников по причине не укомплектования детских садов, предупредив, за ДВЕ НЕДЕЛИ и выплатив за них же деньги?

Действительно это так? и что возможно сделать в этой ситуации?

22.1. Это не так--в этом случае тоже должны уволить по сокращению численности и штата--по ч.2 ст.81ткрф.

Изучите ст.178, 179, 180 и 261ткрф., также ст.74ткрф.

22.2. Нет, это не так. В любом случае обязаны уведомить не позднее чем за два месяца.

23. Пожалуйста как правильно оформить колоективную жалобу на объединение групп в детском саду?!

23.1. Здравствуйте, в свободной форме. Можете на имя заведующей, можете на управление образования.

23.2. Подобные жалобы пишутся в свободной форме. Никаких особых требований нет.

24. Объединяют два детских сада. В одном 4 группы, 20 сотрудников и этот сад компенсирующий. Второй 10 групп, 60 сотрудников и он общеразвивающий. Какой детский сад должен быть главным при объединении? Т.е. кто должен к кому присоединяться с точки зрения закона. Спасибо.

24.1. Здравствуйте
Тот, в котором больше групп и сострудников

25. Я педагог. В августе 2011 года получила справку о несудимости и предоставила ее по месту требования (на работу в детский сад). Через год наш сад прошел процедуру объединения с гимназией. Сейчас директор гимназии и отдел кадров настаивают на отсутствии данного документа в личном деле и просят повторно его получить, иначе грозят увольнением по статье. Как правильно поступить в этой ситуации? Очевидно, что документ утерян кадровой службой.

С 1 сентября 2014 г. все детские сады г. Москвы вошли в состав . Возможно, подобная реорганизация в будущем ждет и региональные дошкольные организации, в особенности малокомплектные организации. О , возникающих в процессе слияния детских садов и школ, рассказывает директор центра образования № 345 г. Москвы Наталья Тверская.

Стоит ли создавать учебно-образовательные комплексы ?

Наталья Викторовна, расскажите о процедуре слияния детских садов и центра образования № 345.

Н.Т.: В состав нашего центра образования уже более 15 лет входит дошкольное отделение, размещенное в отдельно стоящем здании. И сейчас, когда в Москве создаются образовательные комплексы, в состав которых входит несколько садов, школ и организаций дополнительного образования, мы уже накопили большой опыт работы с дошкольными отделениями. В настоящее время завершается процесс реорганизации образовательного комплекса. В него войдут две школы, в том числе наш центр образования с дошкольным отделением, и два детских сада, которые, в свою очередь, два года назад были созданы путем реорганизации на базе четырех детских садов.

Таким образом, в составе комплекса будет пять зданий для дошкольных групп. Следует отметить, что мы присоединяем детские сады компенсирующего вида, в которых созданы все условия для детей с речевыми дефектами, детей-инвалидов, в том числе с ДЦП. Все детские сады объединяются в структурное подразделение комплекса «Дошкольное отделение». Кроме этого, каждый детский сад будет иметь свое собственное имя: «Лукоморье», «Солнышко» и другие.

На Ваш взгляд, объединение детских садов и школ - правильное решение?

Н.Т.: Да. Во-первых, всеми финансовыми вопросами должны заниматься квалифицированные специалисты: бухгалтеры, экономисты, юристы, сотрудники канцелярии. Они ведут работу в интересах всего комплекса, включая детские сады: закупки в детском саду в рамках 44-го федерального закона осуществляются централизованно, бухгалтерская служба составляет общий план финансово-хозяйственной деятельности и т. д. Разумеется, не каждый детский сад, особенно малокомплектный, может себе все это позволить. Вот и приходилось обучать старшего воспитателя или педагога-психолога организации закупок или ведению делопроизводства. А в образовательном комплексе создаются специальные централизованные службы.

Поэтому работники дошкольного отделения могут спокойно заниматься своим любимым делом - воспитанием детей. Во-вторых, в образовательном комплексе формируется общая образовательная среда, попадая в нее, дошкольники становятся ее частью. Например, воспитанники нашего дошкольного отделения всегда принимают посильное участие в мероприятиях центра образования совместно со школьниками. Это значительно облегчает адаптацию не только выпускников дошкольного отделения к школе, но и их родителей, которые порой переживают больше своих детей. В образовательном комплексе формируется единое родительское сообщество. Для родителей дошкольников очевидны задачи, стоящие перед школой. Когда они приводят трехлетнего ребенка в сад, то сразу знакомятся и со школой, учителями начальных классов, получают представление о том, что ждет их ребенка в дальнейшем.

В образовательном комплексе формируется единое родительское сообщество. Для родителей дошкольников очевидны задачи, стоящие перед школой. Когда они приводят трехлетнего ребенка в сад, то сразу знакомятся и со школой, учителями начальных классов, получают представление о том, что ждет их ребенка в дальнейшем.

Какой вид должны иметь учебно-образовательные комплексы?

Какова структура управления дошкольными отделениями в составе образовательного комплекса?

Н.Т.: Возглавляет образовательный комплекс директор. Детские сады курирует заместитель директора по дошкольному и начальному образованию, тем самым обеспечивается преемственность между этими уровнями образования.

В детских садах работают старшие воспитатели, некоторые из них - бывшие заведующие. Они занимаются непосредственно организацией образовательного процесса и по всем вопросам обращаются к заместителю по дошкольному и начальному образованию.

Раз в неделю проводится административное совещание, в котором участвуют все заместители. Мы обсуждаем, что сделано, что не удалось и по какой причине, какие возникли трудности, ставим задачи на следующую неделю. Если требуется оперативная встреча, собираемся внепланово.

Кроме того, после слияния детского сада и школы в нашем центре образования создан внутренний сайт. Каждый учитель и воспитатель может зайти на него через компьютер или свои мобильные устройства в любой точке школы или детского сада, так как Интернет у нас доступен везде

Мною был издан приказ, в соответствии с которым все работники центра образования должны ежедневно в 8 часов утра, в 3 часа дня и в 5 часов вечера выходить в локальную сеть, чтобы просматривать объявления в чате. Завучи, воспитатели, учителя пишут в чате обо всем, что происходит в центре образования: проведении открытых занятий, праздников, сдаче отчетности, выходе новых документов (с которыми можно ознакомиться там же, в локальной сети) и т. д. Таким образом поддерживается постоянное общение, и все работники центра образования находятся в курсе событий. Эта инновация внедрена пока только в нашем центре, но после реорганизации мы планируем распространить ее на весь образовательный комплекс

Как удалось выстроить отношения с заведующими детских садов? Ведь их фактически понизили в должности…

Н.Т.: Если у людей остается интересная работа, перспектива профессионального роста, уважение детей, их родителей и коллег и все это обеспечивается достойной заработной платой, то люди будут работать с удовольствием, как бы их должность не называлась. Кроме того, не следует забывать, что в последние годы на заведующих детскими садами было возложено тяжелое бремя финансово-хозяйственной деятельности в условиях резкого повышения самостоятельности образовательных организаций. А в рамках образовательного комплекса эта задача будет решаться его службами.

Персонал учебно-образовательных комплексов

Каково соотношение уровня заработной платы педагогов в школе и в дошкольном отделении?

Н.Т.: В прошлом году в нашем центре образования зарплата учителей составляла примерно 60 тыс. руб. В детском саду заработная плата воспитателей была не выше 30 тыс. руб. - в среднем 22-28 тыс. руб. На сегодняшний день зарплата в детском саду выросла и в среднем составляет 40 тыс. руб. Возможность ее повышения появилась в том числе за счет внебюджетных средств. По завершении процесса реорганизации дополнительные средства появятся за счет экономии, в частности, уменьшения расходов на коммунальные услуги, в результате оптимизации штатного расписания комплекса и (или) увеличения объема платных образовательных услуг. Например, чтобы очистить крышу от снега, школа заплатит 100 тыс. руб., каждый детский сад - по 50 тыс. руб. Для нас как единой организации эта же услуга обойдется дешевле - не 250 тыс., а 200 тыс. руб. Сэкономленные средства могут пойти на увеличение зарплаты. Финансовая самостоятельность организации имеет свои преимущества - мы видим, сколько у нас денег, решаем, куда и как их можно распределить.

Пришлось ли в ходе реорганизации сокращать обслуживающий персонал детских садов?

Н.Т.: Дело в том, что уже полтора года обслуживающий персонал - медсестры и повара - не являются штатными сотрудниками нашего центра. В школе так было всегда - за питание детей отвечала сторонняя организация, с которой департамент образования заключал контракт на обслуживание. Медицинские работники были сотрудниками медицинских учреждений.

В детских садах теперь также: департамент образования на три года заключает контракт с организацией, обеспечивающей питание воспитанников. При этом удалось оставить наших поваров на своем месте. Например, повара и его помощника, которые в нашем дошкольном отделении проработали 30 лет, перевели в штат организации, обеспечивающей питание, без потерь в зарплате.

С медицинскими работниками сложнее: после перевода в штат медицинского учреждения ставки их заработной платы оказались ниже, чем в детском саду. Надеюсь, эта проблема тоже со временем решится. В детском саду медицинский работник не может быть приходящим. Медсестра должна утром принимать детей и весь день находиться в учреждении, следить за санитарно-гигиеническим состоянием помещений, здоровьем воспитанников, проводить профилактические мероприятия.

На мой взгляд, постепенная передача всех непрофильных функций на аутсорсинг - правильное решение. Заключив договоры на охрану, медицинское обслуживание и организацию питания, мы оставляем за собой функцию контроля.

Перспективы и развитие учебно-образовательных комплексов

Каковы перспективы развития детских садов в Вашем образовательном комплексе?

Н.Т.: Сейчас у молодых семей есть большая потребность в ясельных группах для детей от полутора лет. Наш детский сад готов принимать детей этого возраста. У нас есть и педагоги, которые могут с ними работать, и материальная база. Дошкольное отделение занимает новое здание, которое семь лет назад строилось по проекту, предусматривающему размещение ясельных групп.

Кроме того, мы предполагаем открыть группы выходного дня и кратковременного пребывания детей. Услуги группы выходного дня очень востребованы родителями, у которых появилась возможность в субботу и воскресенье на несколько часов оставить ребенка в детском саду.

Повышенный спрос вызвала еще одна идея. Мы предложили молодым родителям услугу по обучению воспитанию ребенка. Наши педагоги оказывают методическую помощь, консультативную поддержку, объясняют родителям, как учить ребенка рисовать, одеваться, быть послушным.

Что бы Вы пожелали руководителям детских садов, которым предстоит процедура присоединения к школе?

Н.Т.: Прежде всего не нужно бояться присоединения. Детский сад и школа должны быть одной командой! Объединение обязательно даст хороший результат. Чем дольше мы работаем с дошкольниками, тем больше я убеждаюсь в том, что это так.

Корр. Среди народа ходят упорные слухи об объединении школ и детских садов в образовательные центры. Объединение - это чья-то прихоть или всё-таки неизбежность?

А.М. Действительно, с этого года из Министерства образования и науки пришли рекомендации по проведению анализа малоэффективных образовательных учреждений с последующим их укрупнением. В нашем случае реорганизация означает процесс присоединения (юридически, документально) дошкольного учреждения к ближайшей общеобразовательной школе. Речь в этом случае идёт о минимальном сокращении кадров, но не о ликвидации учреждения. Причин для объединения достаточно, но главная - сокращение количества детей на селе, несмотря на программы по повышению демографической ситуации.

Корр. Подведение одного образовательного заведения под юрисдикцию другого - что это? Преследует ли процесс объединения глобальные цели?

А.М. Образовательная организация, объединяющая школу и детские сады как структурные подразделения, создаёт единое физическое, культурное, образовательное пространство в сельской территории. Директор комплекса принимает все решения по развитию образования и финансированию в рамках всего комплекса, подразделениями руководят его заместители, которые ранее были заведующими детскими садами. С одной стороны — это слияние бюджетов школы и детского сада с возможностью использования средств на ремонт обоих зданий, а с другой, согласно Указу Президента, — выравнивание средней заработной платы и, в конечном итоге, укрупнение коллектива для эффективного выстраивания диалога в профессиональной сфере.

Корр. Значит, для малокомплектных детских садов без соответствующих СанПиНам условий присоединение к другому детскому саду - это действительно выход?

А.М. Функционирование малокомплектного детсада под «крылом» более крупного дошкольного учреждения, отвечающих всем современным СанПиНам — это шанс не закрыться совсем. Примером такого объединения у нас являются детский сад в д. Ковалёво, который в феврале 2013 году в свете оптимизации был присоединён к Сабарскому детскому саду «Радуга», и Киселевский детский сад, объединившийся с суксунским «Малышком». С получением финансовой возможности приведения одногруппного дошкольного учреждения к нормам санитарно-эпидемиологических требований, эти сельские детские сады, как структурные подразделения, получили лицензии на образовательную деятельность, и теперь со стороны надзорных органов нет никаких претензий.

А.М. Без сомнения. Процесс объединения не будет мгновенным. Этому должна предшествовать рутинная работа в виде тщательного анализа работы малоэффективных образовательных учреждений. После этого руководство района выйдет на сельский сход граждан той территории, на которой будет проходить процесс объединения: закон об образовании призывает учитывать мнение людей при реорганизации. Кроме того учитывается территориальная принадлежность: объединяются только образовательные учреждения, находящиеся на расстоянии не более 500 метров друг от друга.

Корр. Школа+школа — это понятно. А школа+детский сад — направления-то разные?

А.М. Образовательный комплекс школа-детский сад в Васькино из той же серии. Она изначально строилась как единый образовательный центр на селе. Сейчас все жители окружающих деревень довольны. Здесь ярче выражена преемственность обучения, возможность пользоваться, к примеру, школьными спортзалом и библиотекой. Или другой пример - Тисовская школа. В настоящий момент она имеет два филиала: Торговищенская начальная школа-сад и Агафонковская школа. Плюсы от объединения конкретные - сохранение образовательных учреждений, возможность привести в соответствующее СанПиНам состояние присоединённую школу, использование автобуса и других благ «головной» школы. Несомненно, есть и минусы. К примеру, не все директора готовы к расширенным полномочиям. Нагрузка на директора комплекса увеличивается, ведь управлять большой страной (в данном случае, образовательным комплексом, включающим дошкольное учреждение) намного сложнее, чем маленьким государством (школой), но надо в первую очередь понять выгоду от объединения.

Реформирование в социальной сфере нашей страны коснулось и образования. Основным мотивом реформы образовательных учреждений стало их укрупнение, объединение. Объединяют не только несколько школьных организаций в единый комплекс, но и присоединяют к школе дошкольные учреждения. Таким образом, получается единый образовательный комплекс, который может состоять из нескольких ДОУ и школ. Какие причины послужили для возникновения нового формата образовательных организаций, какие положительные моменты и недостатки в этом объединении? Об этом расскажем в нашей статье.

Причины для объединения школ и дошкольных организаций:

  1. Малокомплектность образовательных учреждений . Новый закон об образовании изменил систему финансирования образовательных учреждений, ввел так называемое «подушевое» финансирование. Такой подход к финансированию образовательных организаций означает, что деньги из бюджета «следуют» за воспитанником. То есть количество средств для ДОУ будет зависеть от количества его воспитанников. Данные средства из бюджета субъекта РФ могут быть направлены на реализацию образовательной программы (для оплаты труда педагогов, на учебные пособия, расходные материалы и т.п.). А вот содержание зданий и коммунальные расходы уже ложатся на плечи местных властей. Законодатель предполагал, что такая схема финансирования должна гарантировать каждому обучающемуся право на получение образовательной услуги стандартного качества и объема вне зависимости от места его жительства, возможностей местного бюджета и других условий.
  2. Преемственность между дошкольной ступенью образования и школой . Согласно новым ФГОС дошкольного образования одной из задач стандарта является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, которые реализуются в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
  3. Экономия средств . Многие специалисты все же считают основной причиной объединения образовательных организаций - желание чиновников сэкономить на образовании. Создание единых образовательных комплексов способствует сокращению расходов на административный персонал. А иногда и количество обслуживаемых зданий значительно сокращается.

Плюсы создания образовательных комплексов:

1. Возможность реализовывать преемственность целей и задач образовательных программ дошкольного и начального образования. Преемственность может реализовываться путем:

  • взаимной работы воспитателей и педагогов из школы (это поможет педагогам лучше узнать своих будущих учеников, выбрать индивидуальный подход к ним);
  • проведения занятий для воспитанников ДОУ в школе, в ходе которых они смогут познакомиться с будущими педагогами, с новой формой обучения;
  • взаимодействие с родителями (родители смогут получить необходимую информацию о подготовке детей к школе).

К сожалению, не в каждом случае возможно реализовать весь комплекс мероприятий для воплощения принципа преемственности. Так, например, когда объединенные школы и детские сады находятся в разных зданиях. В этом случае посещение воспитанников ДОУ школьных уроков и праздников уже не кажется такой простой задачей, по сравнению с образовательными комплексами, которые объединены не только на бумаге, но и находятся в одном здании.

2. Бюджетные средства в большем количестве . Как уже было указано выше, финансирование образовательных учреждений в настоящее время предполагает «подушевой» фактор. Соответственно, чем крупнее образовательное учреждение, чем больше в нем обучается детей, тем на большее количество средств оно может рассчитывать. В крупных городах данная проблема не стоит так остро, как в сельской местности. К сожалению, в глубинке дошкольные учреждения, да и школы тоже недоукомплектованы. При новой системе финансирования таким ДОУ грозило бы закрытие из-за нехватки средств для дальнейшей работы. Объединяясь же с другими образовательными организациями, ДОУ получает новые возможности:

  • получить услуги необходимых специалистов (бухгалтер, юрист, логопед, специалист по госзакупкам и т.д.);
  • пользоваться ресурсами и помещениями школы (бассейн, библиотека, спортивный зал и т.д.).

3. Меньше ответственности для руководителей ДОУ . При объединении школы и дошкольной организации остается фактически один руководитель - директор школы. Заведующий ДОУ переходит на новую должность - заместителя директора. С одной стороны, понижение в должности может грозить и снижением заработной платы. Но, с другой стороны, такие перемены предполагают и уменьшение ответственности, и должностных обязанностей для заведующего ДОУ. Так, например, вопросы госзакупок для ДОУ могут войти в компетенцию директора школы.

Минусы укрупнения образовательных организаций:

  1. Потеря индивидуальности образовательной организации. Объединение школы и дошкольной организации без разбора, только лишь по принципу - чем больше детей, тем больше денег, грозит тем, что некоторые образовательные учреждение, которые имеют свои индивидуальные особенности, потеряют их. Существуют риски объединения образовательных организаций, где дети имеют девиантное поведение или развитие детей в объединяемых образовательных организациях будет существенно различаться.
  2. Дошкольная организация станет придатком школы. Этого опасаются многие: и руководители ДОУ, и воспитатели, и родители. Ведь единый образовательный комплекс предполагает под собой несколько образовательных учреждений (как минимум одно ДОУ и школа, а иногда несколько школ и садов). Управлять таким комплексом предстоит директору школы, принимает стратегические решения опять-таки он. И естественно, что в первую очередь его будут волновать проблемы школы, а не детского сада. Кроме того, нужно очень много времени, чтобы руководитель образовательного комплекса смог понять и вникнуть в тонкости дошкольного образования. Родителей же беспокоит то, что детский сад может превратиться для их детей в так называемую ступень подготовки к школе, а не станет самостоятельным этапом в их жизни.
  3. Сокращение персонала ДОУ. Желание чиновников сократить расходы на образование может повлечь за собой сокращение персонала ДОУ. Объединение детского сада и школы предполагает изменение в штатном расписании. Управление такими крупными образовательными комплексами также является одной из проблем. Возможно, что в целях оптимизации будет проводиться сокращение штата и закрытие отдельных подразделений. Кроме того, могут пострадать коррекционные группы в дошкольных организациях. Ведь затраты на специалистов в таких группах превышают затраты в обычных группах. Соответственно, есть риск сокращения специалистов этого направления.

ЛЕНСКАЯ: СЛИЯНИЕ ШКОЛ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОДУМАННЫМ И МЕДЛЕННЫМ


Во многих регионах России сегодня проходит реструктуризация школ и детских садов, на месте отдельных образовательных учреждений образуются крупные комплексы. Как меняются задачи директора школы в этих условиях? Что нужно сделать, чтобы слияние школ проходило без вреда для учеников? Речь об этом пойдет на Двенадцатой ежегодной конференции «Тенденции развития образования Лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра», которая пройдет в Московской высшей школе социальных и экономических наук (МВШСЭН) 19-20 февраля. В канун форума на вопросы корреспондента РИА Новости Анны Курской ответила декан факультета «Менеджмент в сфере образования» и руководитель отдела развития МВШСЭН Елена Ленская.
- Елена Анатольевна, как изменились функции и роль директора школы за последние годы, с принятием Закона об образовании, новых образовательных стандартов?
- Действительно, многое изменилось. Новый закон определяет возможности и степени свободы директора школы, которыми до сих пор наши директора не очень привыкли пользоваться. Сейчас у них стало гораздо больше пространства для переговоров и сотрудничества с родителями и со всеми, кто заинтересован в успехах их школ. Но для того, чтобы новые преимущества начали приносить пользу, нужно, чтобы все директора хорошо поняли, что такое новое законодательство и какие возможности в нем заключены.
Происходит ли это на практике?
Сейчас во многих регионах, начиная с Москвы, идет реструктуризация школьной и вообще образовательной сети, создаются большие образовательные комплексы. К сожалению, далеко не всегда это происходит продуманно. И директора не всегда знают, какие рычаги они могут использовать, чтобы придать трансформациям действительно осмысленный характер, как планировать развитие своего образовательного комплекса таким образом, чтобы выигрыш для детей был понятен и прозрачен. А если выигрыш не очевиден, директора не всегда знают, как оспаривать создание комплекса и противостоять экономическому давлению.
Каковы негативные стороны проходящей реструктуризации?
Там есть много подводных камней. У педагогов существуют опасения, что от нее может пострадать сеть дошкольного образования, потому что при слиянии школ и детских садов очень часто детские сады начинают обслуживать школу, сажать детей за парты, и пропадает та самоценность детства, на которую нацелен новый стандарт дошкольного образования.
Угроза для дополнительного образования заключается в том, что, войдя в состав образовательного комплекса, кружки и студии могут начать обслуживать только этот комплекс, чего раньше не было. Вся прелесть организаций дополнительного образования как раз и заключалась в том, что круг своих клиентов они определяли сами, и кто угодно мог войти в их число. Все эти угрозы могут сбыться, а могут и не сбыться при условии умелого руководства и умелого лидерства. Это мы, в частности, будем обсуждать на конференции.
Можно ли, анализируя происходящие перемены, опираться на зарубежный опыт?
Действительно, процессы, которые происходят в России, происходят и во всем мире. Поэтому мы пригласили на конференцию специалистов из тех стран, в которых подобные трансформации уже прошли. Но важно отметить, что за рубежом темпы преобразований, даже если речь шла об оптимизации школьной сети, принципиально другие. Раньше, чем у школ возникает осмысленный план такого объединения, его не происходит.
Тем не менее, зарубежные специалисты говорят о том, что даже в их странах темп слияния школ был слишком высоким. Боюсь, что наш темп просто беспрецедентен. И другие процессы в нашей системе образования на практике очень сильно отличаются и от наших замыслов, и от зарубежного опыта.
При каких условиях присоединение детского сада к школе могло бы пойти на пользу дошкольному учреждению
Самое главное, чтобы план развития комплекса предшествовал слиянию, а не возникал как следствие, когда объединение уже произошло, и надо срочно придумывать, что со всем этим делать.
Все-таки планировать объединение должны люди, которые берут на себя ответственность за дальнейшие успехи детей, которые в этом комплексе будут обучаться. К сожалению, в Москве иногда объединяли несколько школ, достаточно разнесенных по территории, а в новом комплексе возникали школы ступеней. В принципе, это неплохо. Но семьи, в которых несколько детей, оказывались в трудной ситуации, когда один ребенок ходит в одно здание, другой – в другое, третий в третье.
Стоило бы продумать хотя бы этот момент до принятия решений о слиянии. А на практике эти решения часто принимались поспешно, под административным давлением. Школе надо учиться отстаивать интересы учеников.
Как это можно сделать?
В школах есть управляющие советы, и они могли бы влиять на образовательную политику не только на бумаге. К сожалению, у нас любят создавать «ручные» управляющие советы, которые делают то, что скажет директор. Очень часто родители просто боятся возвысить голос, потому что им кажется, что тем самым они своего ребенка ставят под удар. Но в сложившейся ситуации их роль должна, на мой взгляд, существенно вырасти.
Объединение школ должно происходить только тогда, когда представители всех управляющих советов объединяющихся учреждений согласятся на такое решение, подпишутся и скажут: «Да, мы считаем, что так для наших детей будет лучше». Конечно, и выбирать туда надо не удобных родителей, а компетентных родителей. Им тоже предстоит чему-то научиться.
Что такое компетентный родитель?
Например, в Англии членами управляющего совета, как правило, становятся родители, которые имеют преподавательский или экономический опыт, то есть специалисты, а не просто люди, у которых есть свободное время, как это часто бывает у нас. Но участие в управляющем совете предполагает и большую степень социальной ответственности, а мы еще этому до конца не научились. В Англии управляющий совет несет в том числе и финансовую ответственность за свои действия.
Сегодня часто говорят о том, что директору школы нужнее навыки управленца, чем педагога. Этим навыкам директоров сегодня где-нибудь специально обучают?
Это одна из тем, которую мы, представители вузов, которые уже обучают директоров школ управленческим компетенциям, собираемся обсудить на конференции. Но тут есть одна проблема.
Действительно, успешно руководить образовательным комплексом может человек с хорошей подготовкой управленца. Но в то же время исследования показывают, что самыми успешными руководителями бывают люди с качествами лидера, которые, в отличие от «чистых управленцев», имеют видение необходимого будущего и примерно понимают, как туда прийти, то есть ставят себе и своему коллективу задачи развития. Менеджер, как правило, успешно реализует задачи, поставленные кем-то другим.
Что будет с лидерской компетенцией, и как ее развивать на фоне всех этих замечательных управленческих навыков, чтобы не потерялось главное – умение видеть перспективу? Вот об этом надо думать.
Есть и еще одна причина для озабоченности. Директору большого комплекса собственная занятость не позволит следить за тем, что происходит на уроках, насколько те или иные учителя справляются со своими обязанностями. Он и раньше не много этим занимался, но все-таки у него на это какое-то время было.
Не случайно, например, в Финляндии не бывает школ, в которых учатся более чем по 900 учеников. Там придают большое значение тому, чтобы директор участвовал в педагогическом процессе. Есть даже такой термин – «педагогическое лидерство», которое считается одной из важнейших функций директора. Будет ли это педагогическое лидерство присутствовать в новых комплексах? Я не уверена .
Какие новые задачи директорам школ придется решать в будущем?
Прежде всего, им предстоит научиться планировать развитие, учитывая очень большой спектр разнообразных интересов. Если раньше они работали с достаточно ограниченным числом учеников одной возрастной категории, то сейчас их стало намного больше и возраст у них стал менее однородным - это и дошкольники, и взрослые люди, посещающие кружки и секции. Директорам предстоит научиться примирять интересы различных групп лиц в образовании.
Самое главное, с чем они столкнутся и уже сталкиваются, - это проблема управления кадрами. Предотвращение на первой стадии, по крайней мере, серьезных конфликтов, справедливое распределение ресурсов и так далее – это новые задачи, которые раньше настолько остро не стояли.
Мне кажется важным, чтобы директор мог сохранять лидерские качества в ситуации, когда он рискует превратиться в классического менеджера, который только решает извне поставленные задачи.