Объяснить ребенку что такое звук. Что такое звук и как звук рождается
Программное содержание: развивать фонематический слух, учить различать звуки различного происхождения, обогащать словарь, закрепить форму родительного падежа существительных единственного числа, развивать внимание и воображение детей, прививать любовь к природе.
Оборудование: музыкальные детские инструменты: гармошка, свисток, бубен, барабан, дудочка. Предметы: молоток, газета, стакан, ложка (можно деревянная и железная), записи звуков природы.
Ход занятия
1. Оргмомент. Шёпотом: - Дети, послушайте тишину. Как тихо у нас в группе, ни звука. А, послушайте, так ли тихо на улице за окном? Что вы слышите? Разговор, щебет птиц, самолёт… (отвечают сами дети).
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами поговорим о звуках. Их очень много и они все разные.
3. Знакомство с понятием «звук».
Есть звуки природы: грохот грома, стук дождя по крыше, шелест листьев, звон ручья. Есть звуки, издаваемые различными предметами: скрип двери, удары молотка, звон посуды, шелест газеты. (Все звуки, по возможности, демонстрируются). Эти звуки не всегда приятны. А есть звуки очень приятные: это звуки музыки (следует прослушивание маленького отрывка).
4. Введение в словарь детей глаголов.
Чтобы звучала музыка, нужны музыкальные инструменты.
Перед детьми выкладываются музыкальные инструменты, уточняется их название. Далее к столу вызывается ребёнок, выбирает понравившийся инструмент. Называет его и играет на нём. Учитель задаёт ребятам вопросы:
На чём играет Катя? (на дудочке).
Что делает дудочка? (дудит).
По аналогии строятся все вопросы и ответы: свисток - свистит, бубен - звенит, барабан - барабанит, погремушка - гремит, гармошка - играет.
Когда музыкальные инструменты играют вместе, как это называется? Это называется - оркестр. Сегодня у нас получился свой маленький оркестр. Сыграем все вместе. Все дети играют на инструментах.
5. Развитие внимания. Закрепление формы родительного падежа существительных. Игра «Чего не стало?» Дети кладут инструменты на стол и садятся.
А теперь закройте глаза.
Учитель убирает со стола по одному инструменту. Каждый раз спрашивает: - Чего нет? Свистка… Чего нет? Барабана… гармошки…бубна. Похвалить детей за внимание и старание.
6. На занятии может быть проведена игра «Отгадай, что звучит», для развития фонематического слуха.
За ширмой преподаватель стучит молотком, звенит посудой, шуршит газетой и т.д. Если дети затрудняются в определении звука, звук показывается детям, воспроизводится самими детьми по выбору педагога, и опять включается в игру.
7. Релаксация.
А сейчас мы представим лето. Светит ласковое солнышко, дует тёплый ветерок, и мы гуляем… А вот где, вы мне сами расскажете после прослушивания записи.
Ребятам предлагается лечь на ковёр, закрыть глаза и ставится запись различных звуков природы.
8. Беседа по прослушиванию.
Что вы услышали, что представили, какая это пора года, были ли вы в лесу, кто отдыхал на море, где вы слушали звуки моря - вначале или в конце, какие звуки леса вам понравились?
В зависимости от конкретной записи придумываются различные варианты вопросов.
9. Итог занятия.
Что делают наши ушки? Что они слышат? Какие бывают звуки? Подвести итог: звуки природы, звуки предметов, звуки музыки.
С рождения и до самой смерти здоровый человек слышит различные звуки, которые служат источником информации об окружающем его мире. Но что такое звук и чем объясняется многообразие звуков в природе?
Что такое звук
Любой вибрирующий (дрожащий) предмет передаёт свою вибрацию окружающему его воздуху и по нему начинают распространяться невидимые волны. Точно также плывущий корабль образует волны на поверхности воды. Волны эти (они называются звуковыми) улавливает барабанная перепонка , сигнал от неё передаётся в мозг и человек слышит звук.
Что такое высота и громкость звука
Простое объяснение, что такое звук, поможет объяснить и существующее многообразие звуков в природе. В самом деле, из звуков состоит и музыкальная мелодия, и шум работающего трактора. Мы слышим шелест листьев и рёв реактивного самолёта, но, оказывается, множество звуков мы не слышим совсем.
Дело в том, что любой звучащий предмет, например, детали работающего двигателя, наши голосовые связки или гитарная струна при своей вибрации совершают определённое количество колебаний в секунду. Их ещё называют частотой колебаний звуковой волны. Так вот, барабанная перепонка нашего уха способна уловить только звуковые волны, которые рождает предмет, вибрирующий с частотой от 20 до 20 тысяч колебаний в секунду.
Звук, производимый очень медленно вибрирующим предметом (менее 20 колебаний в секунду) называется инфразвуком, а исходящий от быстро вибрирующего предмета (более 20 000 колебаний в секунду) – ультразвуком. И те, и другие мы не слышим, но они существуют.
Высокие звуки (например, мышиный писк или свист) рождают предметы с быстрой частотой колебаний, а низкие звуки (например, урчание мотора) - с медленной.
А что такое громкость звука, от чего она зависит. Громкость звука зависит от давления, которое оказывает на наши барабанные перепонки звуковая волна, а давление, в свою очередь, зависит от силы колебания звучащего предмета. То есть, чем слабее вибрирует звучащий предмет, тем тише он звучит.
Люди с доисторических времён стремились понять природу звука, но окончательно объяснить, что такое звук, смогли только учёные середины прошлого тысячелетия.
Ирина Минакова
Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»
Направление : исследовательская деятельность .
Тема :
«Что такое звук , скажи ?»
1. Возрастная группа : подготовительный к школе возраст.
2. Участники : дети, воспитатели, родители воспитанников.
3. Продолжительность исследовательской деятельности : один месяц.
4. Актуальность :
В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами . Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.
Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки ? Что требуется для распространения звука ? Где прячется звук ? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. Экспериментирование со звуками для детей подготовительной группы.
Множество опытов, экспериментирования, исследований , которые легко можно поставить дома и в детском саду открывают секреты происхождения звуков .
5. Новизна :
Благодаря проведенным опытам, дети узнали, как мы слышим звуки . Познакомились со строением уха. Ушная раковина направляет звуковые волны в ухо . Звуки проходят через трубочку, называемую слуховым каналом, к барабанной перепонке.
Звуки заставляют барабанную перепонку и молоточек в среднем ухе колебаться. Молоточек, наковальня и стремечко усиливают эти колебания и проводят звуки к улитке , где нервные клетки преобразуют колебания в сообщения, которые отправляются в мозг. А уже мозг распознает, что именно мы слышим.
6. Описание практической значимости :
Наше исследование нам помогает узнать , что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать. В конце проекта мы задали детям вопрос : «Пригодятся ли им секреты происхождения звуков ?» Ответы детей были однозначно : да. Ведь очень важно слышать и различать разные звуки , чтобы слышать пение птиц, шелест листьев, шум воды, а так же, чтобы научиться : правильно читать и писать. Так же мы узнали, почему у мужчин голос толстый, грубый, а у женщин наоборот тонкий, нежный.
Так что же такое звук ?
Большинство звуков , которые мы слышим, на самом деле являются движением воздуха. Каждый звук происходит от колебания чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрация воздуха доносит звук .
7. Цель ребенка (или детей) : Хотим узнать : откуда берется звук ?
8. Цель воспитателей : развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков .
9. Задачи для ребенка :
Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность
Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.
10. Задачи для воспитателей :
Закреплять представления детей о понятии «звук » .
Сформировать представление о характеристике звука – громкости , тембра, длительности.
Развивать умение сравнивать различные звуки , определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.
Подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн .
Выявить причины усиления ослабления звука
Развивать слуховое внимание, фонематический слух.
11. Проблема : когда учили стихотворение о звуке , у детей возникли вопросы : «Что такое звук ? Откуда берется звук ?»
Что такое звук ? Скажи !
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук , попробуй, догони!
Даже если подойдешь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдешь,
А услышать можно.
11. Реализация :
Наше исследование проходило в три этапа.
I. Определение уровня сформированности представлений детей : о звуке ,
использование звуков , о слухе и способов его сохранения.
Проведение элементарных опытов;
Попытка определить, какой предмет издает звук и из чего он сделан ;
Определение происхождения звука и различие музыкальных и шумовых
звуков ;
Распознавание звуков окружающего мира .
II. Проведение опытов с музыкальными инструментами.
Знакомство с высокими и низкими звуками ;
Определение зависимости звучащих предметов от их размеров;
Знакомство с характеристикой звука – громкость , тембр, длительность.
III. Причина возникновения звука – распространение звуков волн ,
усиление и ослабление звука .
В течение месяца мы проводили разные опыты, эксперименты, исследования и убедились , что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Родители принимали активное участие в детском саду и дома, приносили разную литературу с опытами, пополнив новым материалом нашу исследовательскую деятельность .
12. Гипотеза : звук нельзя увидеть и почувствовать.
Все слышали поговорку : «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» . Но что делать ребятам, которые хотят узнать о том, что нельзя увидеть, потрогать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели несколько интересных экспериментов и узнали, как образуются и передаются по воздуху звуки .
Исследование № 1
«Увидеть звук »
Конечно, невозможно увидеть звук , когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук .
Материал : рабочая поверхность, шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.
Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.
Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.
Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.
Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.
Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко сказать : «М-м-м-м!» . Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.
Вывод : Звук состоит из звуковых волн – вибраций , которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают натянутого шарика, они заставляют его вибрировать. Это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара или соли.
Исследование № 2
«Музыкальная шкатулка» .
Гитара и скрипка – струнные инструменты. С помощью этого эксперимента мы сможем разобраться, как струны производят звуки .
Материал : рабочая поверхность, коробка из-под обуви с крышкой, ножницы, большие резинки, толстая ручка, 2 карандаша одинаковой толщины.
Вырезать круглое отверстие диаметром 15 см ближе к одному концу крышки коробки. Накрыть коробку крышкой.
Натянуть несколько резинок на коробку по всей длине, так, чтобы они проходили через центр отверстия в крышке.
Подложить карандаши под резинки с каждой стороны коробки. Карандаши должны приподнимать резинки прямо над отверстием в крышке.
Подергать за струны-резинки, чтобы добиться звука . Перебирать их с усилием, чтобы звук становился громче , и чуть нежнее, чтобы звук был тише .
Вывод : резинки действуют, как струны на гитаре. Когда их перебираешь, они начинают вибрировать. Это заставляет вибрировать воздух вокруг струн, и мы воспринимаем эти вибрации как звуки . Чем сильнее пощипываем струны, тем сильнее получаются вибрации. Более сильные вибрации дают более сильные звуковые волны , которые звучат громче. Коробка помогает сделать звук громче , так как звук , попадая в коробку, отражается от ее стенок и выходит наружу усиленным.
Исследование № 3
«Почувствуй звук » .
Кларнет, труба, флейта – это духовые инструменты, в которые нужно дуть, чтобы получить звук . С помощью этого эксперимента мы сможем звук почувствовать .
Материал : лист бумаги.
Лист бумаги свернуть в трубочку.
Произнести громко звук : «А-а-а-а» , затем звук произнести тише .
Вывод : чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук , тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны , распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.
Исследование № 4
«Еще немного музыки»
Этот эксперимент поможет тебе понять, как работают духовые инструменты. И что звуки бывают высокие и низкие.
Материал : рабочая поверхность, кусок картона 10*10 см, двусторонний скотч, 20 соломинок для коктейля, ножницы.
Приклеить две полоски двустороннего скотча поперек куска картона с противоположных сторон.
Прижать соломинки рядом друг с другом к скотчу. Концы соломинок должны быть выровнены за краями картона.
Отрезать основания соломинок по диагонали. Отрезать их так, чтобы первая соломинка была 10 см, а последняя осталась целой.
Поднеси получившийся инструмент к губам. Подуй в соломинки, чтобы произвести звук .
Вывод : короткие соломинки дают более высокие звуки , чем длинные. Соломинки работают, как трубы. Когда дуешь через верхние части, движущийся воздух создает вибрации, которые проходят вверх и вниз сквозь соломинку. Короткие соломинки производят более высокие ноты, потому что скорость вибраций зависит от длины трубы – чем труба короче, тем быстрее вибрации.
13. Результат : мы убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука : громкость, тембр, длительность; причины возникновения звуков и их источники .
Литературные источники :
1. Окружающий мир. Первый учебник вашего малыша / Г. П. Шалаева. - М.: Филологическое общество СЛОВО : Издательство Эксмо, 2003.-174 с., илл.
2. Научные опыты для детей / Пер. с англ. А. О. Ковалевой. -М.: Эксмо,2015.-96 с.
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Примерные игровые задания.
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова КОТ.
Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
В ряду букв обвести в круг заданную букву.
Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
Список используемой литературы.
- Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
- Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.