Первый нарком: взлет и падение. Пинская речная военная флотилия

(18561208 ) ) - русский морской офицер, капитан 1-го ранга, участник Цусимского сражения.

Биография

Сын надворного советника Тамбовской губернии.

  • 11 сентября 1874 - Воспитанник Морского корпуса.
  • 8 октября 1876 - Гардемарин .
  • 8 октября 1878 - Мичман .
  • 12 сентября 1880 - Командир роты экипажа клипера «Всадник ».
  • 5 декабря 1880 - Заведующий оружием при экипаже.
  • 4 сентября 1881 - Адъютант при экипаже.
  • 25 июля 1882 - В тихоокеанском плавании на корвете «Скобелев» (командир 5-й роты).
  • 1 января 1884 - Лейтенант .
  • 12 сентября 1886 - 15 сентября 1888 - В составе учебно-артиллерийской команды.
  • 4 ноября 1888 - Командир 10-й роты Санкт-Петербургского порта.
  • Слушатель минного офицерского класса.
  • В составе учебно-артиллерийского отряда.
  • 10 сентября 1890 - Старший артиллерийский офицер крейсера «Африка ».
  • 12 марта 1892-1893 - Старший артиллерийский офицер канонерской лодки «Мина».
  • Преподаватель.
  • 19 апреля 1894 - Командир парохода «Нева».
  • 14 мая 1896 - Капитан 2-го ранга .
  • 16 декабря 1896-1898 - Старший офицер мореходной канонерской лодки «Гремящий».
  • 23 марта 1898 - Командир канонерской лодки «Бурун».
  • 1898-1899 - Командир миноносца «Сокол ».
  • 1899-1900 - Командир парохода «Нева»
  • 1901-1902 - Командир мореходной канонерской лодки «Гремящий».
  • 1903-1904 - Заведующий миноносцами и их экипажами.
  • 6 декабря 1904 - Капитан 1-го ранга .
  • 13 декабря 1904 - Командует эскадренным броненосцем «Император Николай I ».

Отличия

  • Орден Святой Анны III степени (1894)
  • Серебряная медаль в память Царствования Императора Александра Третьего (1896)
  • Серебряная медаль в память Священного Коронования Их Императорских Величеств (1898)
  • Орден Святого Станислава 2-й степени (6.12.1899)
  • Черногорский орден Князя Данила 3-й степени (1899)
  • Персидский орден Льва и Солнца (1900)
  • Бронзовая медаль в память военных событий в Китае 1900-1901 годов (1902)
  • Японский орден Священного Сокровища 3-й степени (1902)

Напишите отзыв о статье "Смирнов, Владимир Васильевич (капитан 1-го ранга)"

Отрывок, характеризующий Смирнов, Владимир Васильевич (капитан 1-го ранга)

Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.

17 февраля 1848 года в Баку в семье коллежского ассесора Александра Андреевича Смирнова родился сын - Иван.

В 1864 году зачислен в Морской кадетский корпус кадетом младшей роты.

17 апреля 1868 года Приказом по Морскому ведомству после успешно сданных выпускных экзаменов Иван Смирнов произведен в гардемарины.

В 1869 году семья Смирновых уехала из Баку.

17 апреля 1870 года после 2 лет плаваний Смирнов И.А. Высочайшим Приказом произведен в мичманы.

В 1883 году лейтенант Смирнов И.А. плавал старшим офицером корвета «Сокол».

Капитан 2-го ранга Смирнов И.А. служил старшим офицером крейсера «Память Меркурия» в 1885 году.

В 1886-1890 г.г. - командир новой канонерской лодки «Черноморец». КЛ «Черноморец» вступила в строй Черноморского флота в 1888 году.

На 1 января 1891 года - Капитан 1-го ранга, Флаг-капитан штаба старшего флагмана Черноморской флотилии.
27.03.1893 г. - 1893 г. - Флаг-капитан штаба командующего Практической эскадрой Черного моря.
17.04.1893 г. - 1895 г. - Флаг-капитан берегового штаба старшего флагмана Черноморской флотской дивизии.
28.05.1894 г. - 1894 г. - Флаг-капитан штаба командующего Практической эскадрой Черного моря.

01.01.1895 г. - 1897 г. - Командир 35-го флотского экипажа.

01.01.1895 г. - 1897 г. - Командир строящегося эскадренного броненосца "Ростислав".

Православного вероисповедания.

Женат:

Смирнов Иван Александрович изображен в сюртуке гражданского образца с эполетами, со знаками орденов Св. Владимира IV степени, Св. Анны III степени с мечами (за военные заслуги), Св. Станислава II степени и медалью “За Русско-Турецкую войну. 1877-1878 гг.”

Скончался 19.12.1896 г. Похоронен, вероятно, на севастопольском кладбище. Памятник не сохранился.

2.2. Штурманский офицерский класс в составе Специальных курсов командного состава флота

В октябре 1923 г. Реввоенсоветом Республики было принято решение о возобновлении деятельности Высших специальных курсов командного состава флота (ВСККСФ), в состав которых вошли артиллерийский, минный, штурманский и подводный классы. Приказом Реввоенсовета № 2702 от 15 декабря 1923 г. было объявлено Положение о ВСККСФ, по которому курсы были отнесены к разряду высших учебных заведений.

К преподаванию в Штурманском классе были привлечены известные педагоги и ученые Военно-морской академии и Военно-морского училища, а также специалисты Гидрографической службы, многие из которых читали ранее ту или иную дисциплину в Соединенных классах. По мореходной астрономии - Н.Н. Матусевич и А.П. Белобров; по навигации, лоции и мореходным инструментам - Н.Ф. Ваганов, Н.А. Сакеллари и Н.Ф. Рыбаков; по тактической навигации - Н.Н. Зубов и П.А. Домогаров; по навигационным приборам - Д.С. Михайлов и Б.И. Кудревич; по девиации - Б.П. Хлюстин и С.И. Фролов; по морской описи - П.В. Мессер и П.А. Бровцын; по организации штурманской службы и службы связи - Е.Е. Шведе и В.К. Казанский; по метеорологии и океанографии - Ю.М. Шокальский и М.В. Никитин; по тактике - Н.Н. Струйский.

Заведующим Штурманским классом был назначен известный штурман, преподаватель Военно-Морской академии Н.А. Сакеллари (с 1924 по 1932 г. - начальник гидрографического факультета Военно-Морской академии, флагман 2 ранга, доктор военно-морских наук, профессор).

В конце декабря 1923 г. в Штурманский класс были зачислены 15 слушателей. В марте 1924 г. Штурманскому классу были переданы из Военно-Морской академии приборы и мореходные инструменты для оборудования лабораторий, книги и пособия.

В целях совершенствования учебных планов и согласования вопросов преподавания отдельных дисциплин в марте 1924 г. на ВСККСФ были созданы предметно-методические комиссии. В состав комиссии по кораблевождению вошли: Н.Н. Матусевич, Н.А. Сакеллари, Б.П. Хлюстин, К.С. Ухов, Н.Н. Зубов, Н.Ф. Рыбаков, Н.Н. Струйский, Е.Е. Шведе, Б.И. Кудревич и М.В. Никитин. Председателем комиссии был избран Н.Н. Матусевич.

В 1926–1930 гг. для преподавания в Штурманском классе курса маневрирования и тактических игр привлекается старший штурман линкора «Марат» В.Ф. Чернышев, хорошо зарекомендовавший себя во время учебы на классах в 1925/26 гг.

В октябре 1927 г. заведующим Штурманским офицерским классом был назначен преподаватель ВМУ им. М.В. Фрунзе А.П. Гедримович (в 1921 – 1925 гг. – флагманский штурман и начальник Гидрографической службы Черноморского флота).

В 1929 г. для ведения курсов «маневрирование», «электронавигационные приборы», «морская тактика и организация штурманской службы» в качестве приватных педагогов Штурманского класса приглашаются Н.М. Аранов, Б.П. Новицкий и Д.П. Малинин. Продолжают успешно проводить занятия Н.А. Сакеллари, Н.Н. Матусевич, Б.И. Кудревич, Б.П. Хлюстин, С.И. Фролов, М.В. Никитин, А.П. Белобров, Н.А. Бровцын.

Учебная практика во второй половине 20-х годов проводилась в июне – августе. Сначала слушатели направлялись на 3-4 недели в Кронштадт или Петергоф. Здесь одна неделя отводилась на практические девиационные работы, сначала на берегу, а затем на вспомогательных судах – в море. Вторая неделя – на ознакомление с морской обсерваторией, службой времени и гидрографической службой флота. Затем в течение двух недель проводились береговые астрономические наблюдения и занятия по гидрографической съемке и промеру акватории порта и береговой черты.

После этого слушатели направлялись в 1,5 – 2-х месячное заграничное плавание, в основном, на пароходах Совторгфлота под руководством преподавателей класса.

В 1924 г. учебная практика проводилась на посыльном судне «Воровский». Это был первый дальний поход корабля возрождаемого Российского Флота по маршруту Архангельск – Владивосток через Суэцкий канал с заходами в Плимут, Неаполь, Порт-Саид, Аден, Коломбо, Сингапур, Гонконг и Кантон. Руководителем учебной практики и старшим штурманом перехода был назначен Н.А. Сакеллари. Им и его помощником Н.Ф. Рыбаковым были оборудованы два штурманских поста, обеспечивших благоприятные условия для несения штурманской вахты 15 слушателей. Кроме этого, слушатели исполняли обязанности вахтенных начальников. С 12 июля по 19 ноября 1924 г. корабль прошел 13 927 миль.

Анализируя результаты этого похода, Н.Ф. Рыбаков писал: «Только дальние заграничные плавания вырабатывают настоящего моряка. Если для всего личного состава нужны дальние плавания, то для подготовки таких специалистов, как штурмана, большие походы, безусловно, необходимы: без них нет возможности выработать хорошего штурмана, который должен получить большую практику и в астрономических и в навигационных определениях места корабля в море и в изучении морской лоции».

В 1925 г. слушатели Штурманского класса участвовали в заграничном походе крейсера «Аврора» и учебного судна «Комсомолец» по маршруту Ленинград – Архангельск – Мурманск - Ленинград с заходами в порты Норвегии. В 1927 г. - в учебном плавании на пароходе «Декабрист» по маршруту Ленинград – Квебек (Канада) – Ленинград. В 1928 г. учебная практика была проведена на пароходе «Котовский» по маршруту Ленинград – Одесса. В 1929 г. - на пароходе «Роза Люксембург» по маршруту Новороссийск – Ленинград.

В 1930 г. слушатели сначала участвовали в плавании на посыльном судне «Дозорный» по Онежскому и Ладожскому озерам, а с 1 июля по 15 сентября на транспорте «Волховстрой» по маршруту Ленинград – Поти с заходами в Копенгаген, Ньюкасл-апон-Тайн и Лондон.

По воспоминаниям слушателя выпуска 1930 г. М.Д. Куликова (флагманского штурмана Тихоокеанского флота в 1939 – 1940 гг. и ВМФ в 1947 г.,): «…летняя практика слушателей штурманских классов в 1930 г. была очень продуманной. Помимо традиционных работ по девиации, астрономии и упражнений по маневрированию, было организовано плавание в шхерах Онежского озера. В это плавание был приглашен, наверное, единственный в своем роде специалист по морскому рисованию, В.И. Лепко, командовавший миноносцем «Расторопный» еще при обороне Порт-Артура. Его работы – виды берега со стороны моря с указанием направления и расстояния – имелись в некоторых лоциях, изданных ГУ ВМФ».

Среди выпускников Штурманского класса 1925–1930 гг. были: И.С. Юмашев (военно-морской министр СССР в 1950–1951 гг., герой Советского Союза), Ю.А. Пантелеев (командующий ТОФ в 1950–1956 гг.), В.А. Фокин (1-й зам. ГК ВМФ в 1962 - 1964 гг.), В.А. Андреев (командующий ТОФ, начальник тыла ВМФ в 1961 – 1968 гг.) В.А. Алафузов (начальник ГМШ в 1944 – 1945 гг.), А.Н. Петров (начальник штаба БФ и 8 ВМФ в 1943 – 1951 гг.), В.А. Петровский (начальник ГС ВМФ в 1944 – 1947 гг.); флагманские штурмана флотов Я.Я. Лапушкин, Ю.В. Ладинский, К.В. Никонов, А.Е. Пастухов, П.П. Глазков, И.К. Палилов, М.Д. Куликов, известные педагоги и ученые Н.И. Сигачев (доктор тех. наук, профессор), Н.М. Аранов, В.Ф. Чернышев; командиры соединений, адмиралы В.Г. Фадеев, П.И. Болтунов, М.Г. Соловьев, А.И. Заяц, Н.Ф. Заяц.

Оценка качества подготовки офицеров-штурманов в эти годы свидетельствует о том, что прекрасно подобранный педагогический состав Штурманского класса успешно готовил высококвалифицированных специалистов. В начале 30-х годов в соответствии с количественным ростом флота значительно увеличилось и число слушателей в штурманском классе - с 10…15 до 30…50 командиров.

В связи со строительством большого подводного флота в феврале 1932 г. из 29 слушателей штурманского класса были выделены 20 офицеров для обучения по подводному профилю. В июле этого года был произведен второй (летний) набор в класс штурманов-подводников на ускоренный курс обучения.

В мае 1930 г. заведующим Штурманским офицерским классом был назначен начальник штаба бригады эсминцев Морских Сил Балтийского моря И.А. Положинцев.

В 1931 г. существенно был изменен характер проведения учебной практики на флотах. Командующий ВМС приказал расписывать всех слушателей по Морским Силам, назначать исполняющими должности соответствующих корабельных специалистов. Подобное проведение практики со слушателями штурманского сектора в 1931–1932 гг. оказалось недостаточно эффективным. Поэтому уже с 1933 г. вернулись к практическому плаванию на учебных кораблях под руководством преподавателей.

Среди выпускников 1931 – 1932 гг. были такие известные в будущем штурмана и командиры соединений, как: В.Ф. Андреев (начальник оперативного отдела ГШ ВМФ в 1968-1972 гг.), И.Д. Елисеев (зам. начальника ГШ ВМФ в 1965-1975 гг.), В.И. Сурабеков (начальник штаба СФ в 50-е годы), Ф.Ф. Булыкин (флаг. штурман ВМФ в 1943 – 1947 гг.), Э.В. Вальтер (флаг. штурман СФ в 1936 г.), С.Ф. Белоусов (флаг. штурман БФ в 1936 - 1938 гг.), командиры кораблей и соединений А.А. Батырев, В.И. Котельников, В.Д. Нечкин, А.М. Богданович, Л.П. Хияйнен, Н.И. Морозов.

В июле 1932 г. отдельные классы СККС были переформированы в секторы (факультеты). Приказом начальника Курсов были утверждены кафедры при специальных секторах, в том числе кафедра штурманской службы .

Командиром штурманского сектора и начальником кафедры штурманской службы был назначен преподаватель Штурманского класса, А.И. Хирвонен (Градов). В феврале 1933 г., после назначения А.И. Хирвонена заместителем начальника учебно-технического отдела СККС, командиром штурманского сектора становится старший штурман линкора «Октябрьская Революция» А.Ф. Янсон, один из легендарных комиссаров Гражданской войны.

Учебная практика в 1933 г. проводилась с мая по сентябрь месяц. Сначала на Каспийской флотилии, на канонерской лодке «Альтфатер», а затем на Балтийском флоте, на учебном судне «Ленинградсовет».

В конце 1932 г. при СККС были организованы параллельно основным курсантские секторы из краснофлотцев (в том числе штурманский из 11 моряков). Для обучения в курсантских секторах направлялись моряки, пользовавшиеся правами двухгодичного срока службы и прошедшие на флоте годичный курс ускоренной командирской подготовки. Срок обучения был установлен в 12 месяцев, из них – 2 месяца практического плавания. В основной штурманский класс прием производился два раза. В первую группу были приняты 16 офицеров-штурманов, во вторую - 11.

Очередной набор в штурманский сектор (декабрь 1933 г.), учитывая большой некомплект штурманов на флоте, оказался незначительным. На учебу были направлены только 6 командиров. Поэтому для пополнения флота специалистами-штурманами в декабре 1933 г. был произведен специальный дополнительный набор из командного состава Совторгфлота и студентов морских техникумов Ленинграда, Одессы, Ростова и Херсона (44 слушателя), а в ноябре 1934 г. - из студентов Ленинградского морского техникума (36 слушателей).

Значительная нагрузка в этот период легла на плечи преподавательского состава. Знания многих слушателей, особенно студентов морского техникума, оказались весьма слабыми. Поэтому в первые месяцы обучения приходилось, как в начале 20-х годов, большое внимание уделять основам математики, электротехники и навигации. Особенно сложные задачи приходилось решать при обеспечении учебной практики.

Практическое плавание слушателей спецнабора проводилось в августе-ноябре 1934 г. и в апреле-сентябре 1935 г. на кораблях Балтийского и Черноморского флотов: крейсере «Коминтерн», учебных судах «Ленинградсовет», «Комсомолец», «Свирь», канонерских лодках Каспийской флотилии и на бригаде эсминцев Балтийского флота.

В числе выпускников 1933/35 гг. были: И.Г. Иванов, В.Ф. Яросевич (главные штурмана ВМФ в 1949 - 1956 гг. и в 1958 - 1960 гг.), Г.М. Горбачев, Б.И. Цезаревич, Ю.П. Ковель, Б.Н. Иосифов, Е.М. Симонов, А.В. Забелло, Б.Н. Леднев, В.М. Климов (флагманские штурмана флотов), В.Н. Алексеев (1-й зам. начальника ГШ ВМФ в 1965 - 1975 гг.), В.А. Ерещенко (начальник оперативного управления ЧФ); командиры кораблей и соединений Л.И. Городничий, Г.В. Катунцевский, П.А. Сидоренко, А.И. Маринеско, В.Н. Ерошенко, П.А. Мельников, В.Д. Афонин, Е.Н. Алексеев, А.Н. Гордеев.

В эти годы преподавателями кафедры штурманской службы становятся флагманский штурман штаба Черноморского флота П.П. Глазков, флагманские штурмана соединений Балтийского флота Ю.В. Ладинский и С.Н. Тархов, старший штурман линкора «Марат» А.А. Романовский.

Опыт учебно-методической работы на СККС за прошедшие 15 лет был реализован в изданных в 1933 г. «Указаниях по вопросам методики и организации учебного процесса на СККС». Основными видами учебного процесса при прохождении учебной дисциплины считались: курсы лекций; самостоятельная работа слушателей; групповые и индивидуальные занятия в специальных кабинетах, лабораториях, на кораблях и в частях; зачеты; летняя стажировка и практика на Морских силах.

Содержание и методика чтения лекций в штурманском секторе предварительно обсуждались на заседании кафедры штурманской службы. Чтение лекций поручалось начальнику кафедры, а также старшим руководителям по поручению командира сектора. Курс лекций вел один педагог, а его смена категорически запрещалась. В начале учебного года командир сектора устанавливал перечни лекций, подлежащих стенографированию. Стенограммы лекций и краткие тезисы раздавались слушателям с таким расчетом, чтобы они могли их использовать как самостоятельный материал при проработке данной темы. Перед зачетной сессией проводились обзорные лекции по наиболее трудным разделам курса, с выделением важных узловых вопросов.

В начале января 1934 г. приказом начальника СККС был утвержден новый состав самостоятельных и отдельных кафедр. Кафедры штурманской и гидрографической служб были объединены в самостоятельную кафедру кораблевождения.

Руководителем кафедры кораблевождения был назначен флагманский штурман штаба Балтийского флота Б.П. Новицкий, штатными преподавателями - Д.П. Малинин, И.А. Положинцев и три специалиста-гидрографа – Г. Матвеев, А. Клочков и Минин.

По воспоминаниям слушателей Б.П. Новицкий обладал исключительным педагогическим талантом излагать сложные вопросы простым и доступным языком. Кроме этого, он умел прекрасно использовать пространство классной доски для отображения чертежей, рисунков, формул и записей. Причем, делал это необыкновенно четко и аккуратно. По окончании лекции на доске оставался ее краткий конспект.

В ноябре 1935 г. кафедра кораблевождения переименовывается в кафедру кораблевождения и обеспечения мореплавания. На нее возлагается ведение таких дисциплин, как: навигация, лоция, мореходная астрономия, девиация, мореходные инструменты, электронавигационные приборы, гидрография, геодезия, гидрология, ограждение морей, служба погоды, организация и боевая подготовка БЧ-1, организация гидрографической службы.

В феврале 1936 г., после перевода А.Ф. Янсона в штаб Балтийского флота, командиром штурманского сектора был назначен начальник учебно-технического отдела Курсов Н.Н. Сясин.

В 1936 – 1937 гг. учебная практика слушателей штурманского сектора проводилась на Балтийском и Северном флотах. В 1936 г. - на учебном судне «Свирь» по Балтийскому морю. В 1937 г. - поход на «Свири» по маршруту Мурманск – Кронштадт.

В числе выпускников 1936 и 1937 гг. были: В.Г. Паршин (флагманский штурман Черноморского флота в 1941 - 1942 гг.), А.Н. Калитенко (флагманский штурман эскадры надводных кораблей Черноморского форта в 1941-1942 гг.), В.Д. Шандабылов (зам. начальника ГУ ВМФ в 1956–1973 гг.).

В октябре 1937 г. курсы перебазировались в специально выстроенный комплекс зданий на Малой Охте. При штурманском секторе были созданы кабинеты навигации, мореходных инструментов, девиации и лаборатория электронавигационных приборов. В 1938 г., после перевода к новому месту службы Б.П. Новицкого, начальником кафедры кораблевождения был назначен флагманский штурман Черноморского флота П.П. Глазков.

К лету 1938 г., с учетом предложений Государственных экзаменационных комиссий 1936 и 1937 гг., учебные суда были оснащены новыми отечественными ЭНП, а практическое плавание спланировано на кораблях, совершавших межфлотские переходы.

Так, с 27 июля по 17 октября 1938 г. 20 слушателей Штурманского класса участвовали в переходе гидрографических судов «Полярный» и «Партизан» по маршруту Ленинград – Плимут – Бостон – Колон (Панамский канал) – Сан-Франциско – Датч Харбор (Алеутские острова) – Петропавловск-Камчатский - Владивосток. За 112-е суток плавания было пройдено 15328 миль. Остальные слушатели участвовали в нескольких походах учебного судна «Свирь» по Балтийскому морю, а затем в переходе из Кронштадта в Мурманск.

В 1938/39 учебном году для прохождения учебной практики 10 слушателей–штурманов в середине мая 1939 г. были назначены на должности штурманов дивизиона базовых тральщиков. С 14 июня по 24 августа они приняли участие в переходе 4-х тральных кораблей по маршруту Кронштадт – Плимут – Норфолк (США) – Колон (Панамский канал) – Сан Франциско – Датч Харбор (Алеутские острова) - Владивосток. Штурманское обеспечение похода длиной 15336 миль было успешно выполнено.

В августе 1939 г. приказом народного комиссара ВМФ курсы переименовываются в Высшие специальные курсы командного состава РК ВМФ (ВСК). В конце 1939 г. старшими преподавателями кафедры кораблевождения назначаются известные штурмана и командиры контр-адмирал Ю.В. Шельтинга и капитан 2 ранга Н.Ф. Пароменский, в апреле 1940 г. – капитан 1 ранга А.А. Паскин.

В качестве приватных педагогов для проведения занятий по отдельным дисциплинам приглашаются опытные специалисты. По службе погоды - военный инженер 1 ранга В.А. Снежинский, по электронавигационным приборам – Б.И. Кудревич и Д.К. Михайлов.

В 1940 г. практическое плавание слушателей штурманского отдела проводилось на учебных кораблях «Свирь» и «Ленинградсовет». На них слушатели совершили несколько походов по Балтийскому морю с заходами в порты прибалтийских республик, вошедших в состав СССР, – в Таллин, Ригу, Либаву и Вентспилс.

В октябре 1940 г. Ученым Советом ВВМКУ им. М.В. Фрунзе было присвоено ученое звание «ассистент» преподавателям Штурманского офицерского класса Ю.В. Шельтинге и Н.Ф. Пароменскому.

Опыт советско-финской войны широко использовался в обучении и воспитании слушателей. На кафедре кораблевождения особое внимание уделялось разработке вопросов навигационного обеспечения артиллерийских стрельб по берегу, минных постановок, высадки десантов, проводки кораблей за тралами. Свои первые исследования по решению задач маневрирования на маневренном планшете с учетом циркуляции корабля выполнил П. Глазков. Совместно с К. Никоновым и А. Загурьяновым им были разработаны Правила совместного плавания. И.А. Положинцев предложил новые способы выполнения девиационных работ, которые нашли широкое применение в годы Великой Отечественной войны.

В предвоенные годы набор в штурманский класс ВСК был существенно увеличен. В последнем предвоенном году в штурманский отдел были приняты 55 офицеров. С началом войны в короткий срок был произведен досрочный выпуск 45 слушателей-штурманов.

Выпускники штурманского офицерского класса трех предвоенных лет приняли активное участие в морских и сухопутных сражениях Великой Отечественной войны. В их числе были В.И. Дмитриев (флагманский штурман Тихоокеанского флота в 1953 - 1966 гг.), А.С. Алексеев (флагманский штурман Северного флота в 1953 – 1956 гг.), В.Н. Дукальский (флагманский штурман Черноморского и Балтийского флотов в 1947 - 1956 гг.), В.Ф. Паластров (флагманский штурман Северного флота в 1952 - 1953 гг.), Е.П. Соломатин (помощник флагманского штурмана Черноморского флота в 1944 – 1947 гг., начальник кафедры кораблевождения ВСОК ВМФ в 1952 – 1970 гг.).

Всего с 1918 по 1941 г. штурманский офицерский класс окончили около 580 штурманов.


Капитан 1 ранга в отставке, профессор Н.Питулайнин
НА АТОМНОМ РАКЕТОНОСЦЕ ПОД ПАКОВЫМ ЛЬДОМ

Николай Михайлович Питулайнин

Капитан 1 ранга в отставке Питулайнин Николай Михайлович, профессор, кандидат технических наук, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств автор более 70 научных работ. Родился 8 декабря 1931 года. В ВМФ с 1949 года по 1988 год. Окончил ВВМИУ им. Дзержинского с отличием в 1955 году. Проходил службу на ЭМ "Отрадный" в должности командира электротехнической группы и в должности командира электротехнического дивизиона КРЛ "Адмирал Ушаков" СФ. Окончил ВМА им. Н.Г.Кузнецова с золотой медалью в 1962 году, после чего в течение пяти лет служил в должности командира БЧ-5 ПЛ "К-178" СФ и ТОФ, имел военную квалификацию "мастер". С 1967 года в ВВМИУ им. Дзержинского. Занимал должности преподавателя, старшего преподавателя, начальника факультета. С 1974 года по 1988 год, до увольнения в запас - первый заместитель начальника училища. Награжден орденами СССР: Красной Звезды, Знак Почета, За службу Родине в Вооруженных Силах III степени, российским орденом Почета, 12 медалями, нагрудным знаком "За отличные успехи в работе в области высшего образования" Мин. ВУЗа После увольнения в запас в 1988году - профессор кафедры электроэнергетики ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского, в наше время - профессор кафедры Электрооборудования ПЛ Военно-морского Инженерного Института.

199397, г. Санкт-Петербург. Новосмоленская наб. д. 1, кв. 1387
тел.352-03-12

В начале шестидесятых годов. На Камчатке началось формирование соединения атомных подводных лодок, которое предусматривалось комплектовать подводными лодками как Тихоокеанского, так и Северного флотов. Новое соединение разворачивалось на базе эскадры дизельных подводных лодок в поселке Лахтажный бухты Крашенинникова.

По окончании Военно-морской Академии в 1962 году я был назначен на подводную лодку "К-178" СФ, которой командовал капитан 1 ранга А.П.Михайловский, уже тогда широко известный и авторитетный - командир-подводник.
Летом 1963 года стало известно, что на Тихий океан будут передислоцированы две атомные подводные лодки: "К-115" под командованием капитана 2 ранга И.Р.Дубяги и "К-178" под командованием капитана 1 ранга А.П.Михайловского. Был объявлен маршрут - под ледяным панцирем Арктики. В период подготовки к походу между командирами кораблей существовало скрытое и открытое соперничество, которое передавалось и экипажам. Каждый хотел быть первым. И хотя шли открывать не "терра инкогнито", а далекую, но известную Камчатку, впереди ждал путь новый, неизведанный. Ведь под ледяной шапкой Земли еще никто не ходил. Никто не знал, с какими ситуациями придется столкнуться, что ждет впереди. Не было, чего там скрывать, особой надежды и на энергетическую установку. У всех в памяти еще была свежа трагедия ПЛ "К-19". На случай необходимости экстренного всплытия подо льдами, носовые торпедные аппараты были заряжены двумя боевыми торпедами, чтобы пробить полынью в толще пакового льда. Но еще тогда скептики утверждали, что едва ли в битом льду удастся эту полынью отыскать. Тем не менее, в благополучном исходе трансарктического перехода никто не сомневался. Спокойная уверенность командира передавалась каждому члену экипажа. Почти никто, в том числе и наши соперники, не сомневался, что первым пойдет Михайловский, у которого были неоспоримые преимущества в теоретической подготовке, опыте командования подводными кораблями разных проектов, опыте плавания, в том числе и подо льдами. Вопрос, кому идти первым, решили не только конструктивные особенности кораблей. Торпедная ПЛ "К-115" была меньше по водоизмещению, имела небольшую прочную рубку, была способна, как показал опыт плаваний ПЛ "К-21", "К-3" при всплытии взламывать корпусом лед толщиной около полуметра.


ПЛАРБ Проекта 658

Ракетная ПЛАРБ "К-178" имела громадную рубку, в ограждении которой находились ракетные шахты, а их крышки могло, как предполагали, заклинить при всплытии во льдах, т.е. ПЛ могла потерять свои боевые возможности. Видимо, при решении вопроса, кто же пойдет первым. Главком, прежде всего, учел то обстоятельство, что "К-178" имела на борту баллистические ракеты на жидком топливе. Первой пошла "К-115".

Подготовка корабля к походу проводилась с большим напряжением. Весь экипаж находился в прочном корпусе после подъема Военно-морского флага и до 24.00. Схода офицеров на берег практически не было: приказ командира. После 00.00 часов и до 5.30 энтузиастам, кто не отправил семьи на Большую Землю, удавалось сбегать из Б.Лопатки в городок и обратно на пару часов, пообщаться с женами и посмотреть на спящих детей. И так ежедневно. У командира рука железная. Через некоторое время начался глухой ропот, плачемся заместителю командира по политической части С.П.Варгину. просим разжалобить командира, ослабить завернутые до отказа гайки. Сергей Павлович, как обычно, с апломбом бросает: "Это не мое дело!". На это с ехидством замечаем: "Мы думали, что комиссару до всего есть дело!" Наконец, сдавшись, Сергей Павлович пытается "давить" на командира. В результате командир собирает офицеров корабля. Как всегда, Аркадий Петрович спокоен, невозмутим и обращается к присутствующим с такими словами: "Товарищи офицеры, ну, не нужно же буквально понимать мое требование ежедневно работать до 24.00! Если Вы закончили работы в 23.50, можете сходить на берег". Издевается командир. Однако после этого собрания рабочий день офицеров упорядочен. Старпом В.М.Ладнов расписывает офицеров на 3 очереди, как того и требует Корабельный Устав ВМФ.

И все же жесткая требовательность командира сделала свое дело: в установленный срок корабль был образцово подготовлен к походу. Выход едва не был сорван по техническим причинам. При контрольном вводе ГЭУ (главной энергетической установки) в действие отказали ПТУ (паротурбинные установки) обоих бортов: регуляторы уровня конденсата (РУК) заклинило - один в крайнем верхнем, другой - в крайнем нижнем положении, так что теплый ящик одного борта переполнялся, а другого осушался. При расследовании этого происшествия в конденсатно-питательной системе была обнаружена чугунная дробь, которая по чьему-то умыслу, а скорее по небрежности, была оставлена во внутренних полостях Главных холодильников (ГХ) после технологической операции по обработке внутренних поверхностей этих холодильников на заводе-изготовителе (Кировский завод). Более того, наружные отверстия ГХ были закрыты заглушками и опломбированы ОТК Кировского завода, после чего отправлены на судостроительное предприятие, где и был произведен монтаж системы. В процессе эксплуатации ГЭУ дробь разнесло по конденсатнопитательной системе. Избавиться от нее стоило немалого труда: разбирали конденсатно-питательную систему, поднимали насосы, вскрывали фильтры и т.д., выполняли большой объем сопутствующих работ. Наконец, справились и с этой проблемой. В августе все работы были завершены. Сходили на контрольный выход и стали ждать Главнокомандующего ВМФ, который решил лично осмотреть и проводить корабль в этот ответственный поход. Ну, а до Главкома корабль терроризировали десятки проверяющих из многочисленных штабов и управлений, которые только затрудняли работу экипажа.

Главнокомандующему ВМФ перед осмотром корабля был представлен офицерский состав. Характеризуя командира БЧ-5 Н.З.Бисовку, командир ПЛ подчеркнул, что тот имеет военную квалификацию "мастер" (была такая надуманная практика присваивать по одной из узких специальностей классную квалификацию и офицерам кораблей). Обращаясь к Н.З.Бисовке, С.Г.Горшков поинтересовался, почему он не носит нагрудного знака "мастер". На этот вопрос с обидой и непосредственностью Николай Захарович ответил: "Товарищ Главнокомандующий, на Северном флоте не нашлось такого знака". Стоящий здесь же Командующий флотом В.А.Касатонов взорвался: " Не смейте клеветать на Северный флот!" Дальнейшее развитие бури предотвратил Главком. В тот же день нагрудный знак мастера - буква "М" с крылышками - был доставлен в Западную Лицу и вручен капитану 3 ранга Н.З.Бисовке. Приятные события для Н.З.Бисовки на этом не закончились. "День в день" с помощью адмирала Н.В.Исаченкова приказом ГК ВМФ ему было присвоено очередное воинское звание "капитан 2 ранга".

Главнокомандующий в сопровождении многочисленной свиты осмотрел корабль и остался доволен как состоянием корабля, так и подготовкой экипажа. После осмотра корабля на ПКЗ (плавказарме) Главком заслушал всех командиров дивизионов, боевых частей и командира ПЛ о готовности к походу, каждому были заданы вопросы. Мне, в частности, С.Г.Горшков задал такой вопрос: " Чем можно объяснить повышенный износ щеток генераторов серии ГПМ-21, который стал наблюдаться на ряде ПЛ Тихоокеанского флота? Не откажут ли турбогенераторы при плавании подо льдом?" Доложил свои соображения, в том числе и по уровню технологии разных заводов-изготовителей, продемонстрировал заранее приготовленные образцы угольно-графитных щеток. Здесь же адмирал Н.В.Исаченков - Зам. ГК ВМФ по кораблестроению забрал у меня эти щетки, завернул в носовой платок и спрятал в боковой карман. Характер задаваемых вопросов показал, что Главнокомандующий не только прекрасно знает новую атомную установку, но и в деталях владеет теми проблемами, которые возникли с внедрением ядерной энергетической установки на кораблях ВМФ.
На осмотре корабля Главнокомандующим ВМФ по неизвестной причине отсутствовал старший помощник, мой друг и будущий командир "К-178" Владимир Михайлович Ладнов, его прикрывал помощник Толя Смирнов.
Правда, отсутствия старпома никто, кроме командира, не заметил. Вечером, собрались всем экипажем с женами, на квартире Н.З.Бисовки, отмечали присвоение ему воинского звания капитан 2 ранга. Во главе стола сидел командир. В разгар застолья раздался стук в дверь и на пороге, как ни в чем не бывало появился улыбающийся, веселый и беспечный старпом. Побагровевший Аркадий Петрович сквозь зубы процедил: "Старпом, вон!" От гнева командира старпома спасли наши жены. Этот случай никак не характерен для В. М.Ладнова и, скорее, является эпизодом в его служебной биографии. Владимир Михайлович Ладнов - грамотный и ответственный командир-подводник, человек большого личного обаяния, в течение пяти лет командовал атомным подводным ракетоносцем, не раз ходил на боевую службу, был удостоен многих орденов и медалей и в звании капитана 1 ранга был вынужден покинуть действующий атомный подводный флот из-за тяжелой болезни.

14 сентября 1963 года. Весь экипаж на корабле. Введены ГЭУ обоих бортов. С прибытием Командующего Северным флотом адмирала Касатонова В.А. экипаж был приглашен для фотографирования. В лодке по готовности №2 осталась на постах первая боевая смена.
14.00 - Сигнал боевой тревоги. Снимаемся со швартовых. По доброй флотской традиции носовой швартов отдает Командующий флотилией контр-адмирал Александр Иванович Петелин, кормовой - командир дивизии капитан 1 ранга Владимир Семенович Шаповалов.
После выхода в море было зачитано обращение Военного Совета флота. Подъем среди экипажа царил небывалый. Еще бы: впервые в истории отечественного подводного плавания предстояло пройти под ледяным панцирем Арктики с Северного на Тихоокеанский флот, от Западной Лицы до Петропавловска - Камчатского.

В трансарктический переход на ПЛАРБ "К-178" ушли:

Командир - капитан 1 ранга Михайловский Аркадий Петрович;

Старший помощник - капитан 2 ранга Ладнов Владимир Михайлович;

Зам. командира - капитан 2 ранга Варгин Сергей Павлович;

Пом. командира - капитан 3 ранга Смирнов Анатолий Николаевич;

Командир БЧ-1 - капитан-лейтенант Лисицын Михаил Егорович;

Командир БЧ-2 - ст. лейтенант Потапов Вадим Алексеевич;

Командир БЧ-3 - капитан-лейтенант Шкатуло Георгий Семенович;

Командир БЧ-4, РТС - ст. лейтенант Журавлев Михаил Васильевич;

Командир БЧ-5 - капитан 2 ранга Бисовка Николай Захарович;

Командир 1 дивизиона БЧ-5 - капитан 3 ранга Писнов Александр Федорович;

Командир 2 дивизиона БЧ-5 - капитан 3 ранга Питулайнин Николай Михайлович;

Командир 3 дивизиона БЧ-5 - капитан-лейтенант Дыбский Владимир Павлович;

Начальник хим. службы - ст. лейтенант Петрашко Олег Константинович;

Начальник медицинской службы - капитан м/с Портнов Виталий Васильевич;

КГДУ-1 - капитан-лейтенант Рахманский Валентин Георгиевич;

КГДУ-2 - капитан-лейтенант Козерог Владимир Эдуардович;

КГДУ-3 - ст. лейтенант Полушин Борис Иванович;

КГДУ-4 - ст. лейтенант Попов Юрий Васильевич;

КГДУ-5 - ст. лейтенант Осипенко Александр Николаевич;

КГДУ-6 - капитан-лейтенант Кузнецов Юрий Александрович;

Командир группы КИП и А - ст. лейтенант Нечаев Юрий Васильевич;

Командир группы КИП и А - ст. лейтенант Сухов Юрий Александрович,

Командир ЭТГ - ст. лейтенант Морозов Юрий Петрович;

Командир турбинной группы - ст. лейтенант Лавриков Василий;

Командир группы БЧ-2 - лейтенант Пелевин Анатолий;

Не могу не назвать старшин команд БЧ-5 - М.Ахмадуллина, А.Костомарова, А.Шмырева, Р.Мухамедзянова, В.Новодацкого - специалистов высокого класса.

Помимо штатного офицерского состава на период похода были прикомандированы: капитан 1 ранга Игнатов Н.К. - НШ дивизии ПЛ, капитан 2 ранга Каневский В.А. - представитель Генштаба, капитан 2 ранга Волин А.А. -флагманский штурман дивизии; капитан 3 ранга Переоридорога М.В. - Зам НЭМС дивизии; капитан-лейтенант Шишкин Б. - представитель одного из НИИ, несколько человек - представителей бюро-проектанта ПЛ, НИИ и промышленности. Николай Константинович Игнатов на походе нес командирскую вахту в Центральном посту, чередуясь с командиром и старпомом. До предела была загружена группа штурманов (А.А.Волин и Б.Шишкин).
"Углубляли" знания офицеров БЧ-5 по специальности М.П.Переоридорога и К.П.Верцинский - представитель ЦНИИ МО. Влияния остальных прикомандированных на корабельную жизнь не отмечалось. Первые трое суток плавания проходили достаточно спокойно, постепенно втянулись в четкий ритм корабельной походной жизни. Под кромку пакового льда ушли в 13.10 17 сентября 1963 года, примерно в 150 милях севернее Земли Франца-Иосифа. Подо льдом шли, определяясь по взрывам, а при значительном удалении от кромки льда - по "шумилкам", установленным на дрейфующих станциях СП ("Северный полюс"). Курс выдерживался строго на север, до параллели 84 градуса с.ш, а затем курсом "Ост" до меридиана о.Врангеля и снова на юг. Первое всплытие было через несколько часов после ухода под лед. Следует заметить, что отыскание полыньи или разводий - задача не из легких. В то время этот маневр делался почти наощупь: командир часами сидел на корточках, а точнее, полулежал, глядя в окуляр перископа, и по изменению яркости зеленоватого пятна определял, где же чистая вода. Затем начиналось маневрирование, многочисленные реверсы гребных электродвигателей, пока, наконец, ПЛ не оказывалась точно под полыньей. Чтобы ледяной "гребенкой" не срезать верхнюю часть ограждения рубки вместе с выдвижными устройствами очень важно, погасить инерцию движения корабля, т.е. всплывать без хода при почти нулевой плавучести. Корабельный лаг не фиксирует скорость корабля, меньшую 2-3 узлов. Для того. чтобы убедиться, что инерция погашена, и ПЛ не имеет хода, давался воздушный пузырь через кингстон глубиномера. Если воздушные пузыри шли вверх строго вертикально, значит ПЛ остановлена и можно всплывать. Если же пузыри уходили в корму, значит ПЛ имеет ход. Продолжали работать ГЭД до погашения инерции. При плавании подо льдом самописец эхоледомера постоянно вычерчивал профиль льда, напоминающий электрокардиограмму. Толщина пакового льда в различных районах плавания различная: 3-5 метров, 5-7 метров, были районы с толщиной льда 15-20 и более метров. Для выхода на сеансы связи осуществляли так называемые "приледнения". Первое всплытие во льдах Центральной Арктики было днем. Всплыли в полынью, по размерам почти полностью соответствующую размерам ПЛ. Оставалось только удивляться, как командир сумел ее отыскать. По отваленным носовым горизонтальным рулям сходили на лед, фотографировались боевыми сменами. Осмотрелись. Кругом ослепительно белый снег, торосы - точь-в-точь, как в учебниках географии или документальных фильмах. И как-то жутковато среди этого белого великолепия видеть черную зловещую громаду атомохода. Силища страшная: всплывет в полынью, выпустит ракеты, нырнет под лед - и ищи его подо льдом как иголку в стоге сена.

По заданию отыскали полынью и всплыли в районе дрейфующей станции СП-10. Хорошо видели домики полярников и государственный флаг СССР на флагштоке, от которых подводную лодку отделяла довольно широкая и длинная трещина. По этой причине командир на лед сходить не разрешил. Выпустили не один десяток сигнальных ракет, но полярники нас так и не заметили, видимо, в это время просто не ждали. Ввиду того, что началась подвижка льда и полынью стало затягивать, командир, чтобы ПЛ не попала в ледовый плен, принял решение погружаться и следовать далее по маршруту.
В районе СП-12 всплыть не удалось. Хорошо слышали шумилку, но отыскать полынью так и не смогли, хотя в районе дрейфующей станции находились несколько часов.
В течение всего похода настроение у экипажа было приподнятое. Об этом подробно рассказал А.П.Михайловский в своей книге "Вертикальное всплытие. Записки подводника ". Смех, шутки в свободное от вахты время не исчезали. С легкой руки командира на поэзию потянуло всех. Писали шаржи, или по командирской терминологии "саржи", друг на друга, эпиграммы, тонко замечая промахи каждого. Особенно доставалось, "пассажирам", которых на корабле оказалось немало под различными предлогами, несмотря на возражения командира. Разместили их всех в жилых кормовых отсеках. И если сказать, что они мучились от безделья, то это еще мало, что сказать: сон - прием пищи - "козел" сон - вот их рабочий цикл на походе.
Об этой публике командир 1 дивизиона Саша Писнов едко писал:

Лишь команда раздается
С приглашеньем на обед,
Из кормы табун несется -
В табуне и млад и сед.
Нелегка ты путь-дорога:
Семь барьеров на пути,
За спиной годочков много,
А попробуй обойти!

(Семь барьеров это семь переборок от 9-го жилого отсека до 2-го отсека, где находится кают-компания офицеров). Любимая тема разговоров у прикомандированных - кого и каким орденом наградят за участие в походе.
Об одном из них тот же А. Писнов написал:

Ни слова нам не говоря,
На пульт не заглянув ни разу,
За так, ничем нас не даря,
Наш Г. Захаров ждет Указа.

(Кстати, этот реальный персонаж с вымышленной фамилией, был-таки награжден орденом "Красной Звезды" - за мужество и отвагу...). Перед каждым всплытием ПЛ группа прикомандированных сосредотачивались в Центральном посту у трапа в боевую рубку в готовности выйти наверх. На это явление была такая реакция:

..Но едва отдраен люк,
Наверх мчится Гуменюк,
А за ним уже вприпрыжку
Вверх бежит акустик Шишкин

А когда на короткое время вышла из строя рефрижераторная установка, и в отсеках ПЛ стало жарко, как в тропиках, Борис Полушин, оператор ГЭУ, посвятил такие строки командиру дивизиона живучести:

Дыбский хохму сотворил:
В холодилке щи сварил,

Так заполнялись минуты досуга в этом трудном и напряженном походе с его тренировками и учениями, отработкой режимов работы ГЭУ на различных уровнях мощности, маневренных режимов, определением перегрузочной способности корабельных источников электроэнергии и т.д.

29 сентября 1963 года в 5.50 вышли из-под кромки пакового льда севернее острова Врангеля и всплыли в надводное положение. Чукотское море из-за мелководья - глубина 40-50 метров - форсировали в позиционном положении. Шли вблизи побережья до самого Берингова пролива преимущественно малыми ходами. Несмотря на благоприятную ледовую обстановку пробивались сквозь битый лед и ледяные поля. На всем пути на льдинах наблюдали лежбища моржей. Однажды совсем близко от борта ПЛ увидели громадного желтовато-грязного белого медведя. Ни моржи, ни белые медведи на черное чудище, каким им казался наш атомоход, никак не реагировали.
Еще у кромки льда, сразу после всплытия, нас встретил ледокол "Илья Муромец". Приняли на борт ПЛ 1-го Заместителя Командующего ТОФ вице-адмирала Г.Васильева и Начальника Политотдела дивизии ПЛ капитана 1 ранга А.М.Архипова.
С наступлением сумерек 29 сентября обнаружили где-то вдали шарящий луч прожектора. Как стало известно позднее, это был американский ледокол "Норд Винд" ("Северный ветер"). Нашего появления, вероятно, ждали, но не зная срока, искали наугад. Берингов пролив проходили ближе к азиатскому берегу, наблюдали мыс Челюскина и побережье бухты Провидения.
После прохода Берингова пролива погрузились и без приключений прибыли на Камчатку. 30 сентября 1963 года около 11.00 ошвартовались у пирса в бухте Крашенинникова. За 16 суток похода было пройдено расстояние 8200 км (4411 миль), из них:

в подводном положении - 6420 км;

В надводном положении - 1756 км;

Под паковым льдом - 3000 км.

Впервые в истории мирового подводного плавания атомный подводный ракетоносец, имея на борту баллистические ракеты на жидком топливе, совершил беспримерный трансарктический переход под ледяным панцирем Арктики с Северного на Тихоокеанский флот.
Трансарктический переход успешно завершен. Торжественная встреча, гремит оркестр. На стенке выстроены экипажи дизельных ПЛ соединений И.Щербакова, Вешторта, Б.Давидовича, Смертина, экипажи атомных ПЛ В.Смирнова, И.Василенко, И.Дубяги. Среди встречающих Командующий ТОФ Н.Н.Амелько, Пом.Нач. Генерального штаба А.Т.Чабаненко, Командующий КВФ Н.Ф.Гончар, начальник штаба флотилии Ю.С.Руссин, командир эскадры ПЛ А.А.Рулюк, НШ дивизии Н.М.Истратов. Прием на плавбазе "Нева" затянулся далеко за полночь. Началась служба на Тихоокеанском флоте.

Через несколько дней на плавбазе "Камчатский Комсомолец" офицеров двух северных ПЛ собрал Командующий ТОФ вице-адмирал Н.Н.Амелько. Комфлот поздравил всех с блестящим выполнением ответственного правительственного задания и вступлением в ряды подводников-тихоокеанцев, сказал, что вот теперь-то дело с освоением АПЛ пойдет, что таких как мы специалистов он еще в жизни не видел, а поэтому - очень на нас надеется, без нас ТОФ просто пропадет. В конце своей речи спросил: "Есть ли среди Вас те, кто хочет оставить на произвол судьбы молодой и неопытный атомный Тихоокеанский флот и вернуться на Север?" Наступила долгая пауза... (Дело в том, что еще перед нашим переходом Н.З.Бисовку и меня пригласил на ПКЗ командир вновь формируемой дивизии капитан 1 ранга Н.Рензаев и по секрету сообщил, что с адмиралом Н.В.Исаченковым и кадровиками согласован вопрос о нашем возвращении после завершения перехода к нему на соединение на должности Нач.ЭМС и Пом.Нач.ЭМС дивизии, что он этим очень доволен, т.к. ему "академики" нужны). Командующий уже строгим голосом повторил вопрос: "Так кто же из Вас не хочет помочь нашему флоту и хочет вернуться на Север?" Мы с Николаем Захаровичем переглянулись и промолчали: решили выручать Тихоокеанский флот. Под командирское "Смирно!" удовлетворенный Комфлот великодушно бросил: "Вольно" и убыл во Владивосток, на прощание сказав: "До скорой встречи". Кстати, встречи с Командующим были и скорыми и частыми. Николай Николаевич Амелько два-три раза в месяц бывал на Камчатке, обязательно посещал ПЛА, неоднократно выходил на атомных подводных лодках в море, никогда не вмешиваясь в вопросы управления кораблем, создавая спокойную, деловую, доброжелательную обстановку. Но об этом речь впереди.

На одном из первых выходов в море на борту находился Командующий ТОФ Н.Н.Амелько. Управлял кораблем А.П.Михайловский, представляя Командующему своего преемника на посту командира ПЛА, бывшего старшего помощника Владимира Михайловича Ладнова, уже допущенного к самостоятельному управлению кораблем. Зашел разговор о предстоящих перемещениях. Аркадий Петрович уже был назначен заместителем командира дивизии на Север. Н.З.Бисовка планировался заместителем к Л.М.Мирсону, начальнику ЭМС дивизии. Главный вопрос - кто будет командиром БЧ-5? Могли им стать и командир дивизиона движения А.Ф.Писнов, и командир дивизиона живучести В.П.Дыбский. Когда Н.Н.Амелько задал вопрос: "Кого же назначать командиром БЧ-5?" - А.П.Михайловский со свойственной ему категоричностью, сказал: "Товарищ Командующий! Единственный инженер-механик, который может быть командиром БЧ-5 "К-178" - капитан 3 ранга Николай Михайлович Питулайнин". Удовлетворенный Комфлот продолжал допрос: "А что скажет новый командир?" В.М.Ладнов ответил: "Товарищ Командующий, Питулайнин".
Когда я стоял вахтенным инженер механиком в ЦП по готовности № 2, Командующий дремал в командирском кресле, В.М.Ладнов, неся командирскую вахту, деловито расхаживал по центральному посту поглядывая на приборы, или заглядывая то в рубку акустиков, то в Штурманскую рубку, где под гул автопрокладчика, склонившись над картой орудовал циркулем и параллельной линейкой наш штурман, Миша Лисицын. Вдруг, открыв глаза, Н.Н.Амелько, обращаясь ко мне и, как бы продолжая прерванный разговор, спросил: "Николай Михайлович, как Вы смотрите на должность командира БЧ-5?" Я что-то начал мямлить, что я - электрик, да еще из надводников и вообще у меня мало опыта. Комфлота сказал: "Ясно". На следующей вахте улыбающийся В.М.Ладнов сказал: "Н.М., поздравляю, только что Командующий флотом отправил представление Главкому о твоем назначении командиром БЧ-5." В базу через неделю возвращались, зная что приказ о моем назначении Главком уже подписал.

С той поры минуло тридцать семь лет. Более 30 лет "К-178" верно служила Отечеству. Вступив в состав ВМФ 8 декабря 1962 года, в 1996 году ПЛ была поставлена на временное хранение на плаву. За этот период совершила 6 автономных походов на боевую службу обшей продолжительностью 320 суток. Всего с момента постройки ПЛ прошла более 140000 миль за 20000 ходовых часов - расстояние в 6 длин экватора. Дважды была удостоена специального приза "Лучшему кораблю Военно-морского флота". Из многочисленных походов в родную базу ПЛ возвращалась всегда, не потеряв ни одного человека.


2-я и 3-я боевая смены "К-178" перед выходом в трансарктический переход (14.09.1963г. Б.Лопатка)

По-разному сложились судьбы моих коллег-офицеров, по легендарной "К-178", участников трансарктического перехода с Северного на Тихоокеанский флот под ледовым панцирем Арктики.
Командир, Аркадий Петрович Михайловский - ныне широко известный в стране военачальник, ученый и писатель, адмирал. Герой Советского Союза, академик Российской Академии естественных наук, доктор военных наук, профессор. Последовательно прошел все командные ступени на флоте, вплоть до Командующего Северным флотом.
Командовал соединениями, флотилией атомных подводных лодок, Ленинградской Военно-морской базой. Жаль, что потенциал Аркадия Петровича не в полной мере использовала командно-административная система. После взрыва склада боеприпасов в главной базе Северного флота - Североморске Министру Обороны нужен был "стрелочник", и таким "стрелочником" был выбран новый командующий флотом, слишком самостоятельный адмирал Михайловский А.П.
Хорошо осведомленные люди рассказывали мне, что поспешно подготовленный вопрос о снятии с должности командующего флотом рассматривался на коллегии Министерства Обороны. Неожиданно на заседание коллегии прибыл Член Политбюро и Секретарь ЦК КПСС Г.В.Романов, лично знавший А.П.Михайловского. "Он что, за полгода развалил вам Северный флот?" - спросил Григорий Васильевич. Вопрос, казалось бы, был закрыт. Ан нет! Через два месяца, когда Г.В.Романов находился в поездке по странам Скандинавии, Министр Обороны Маршал Советского Союза Соколов С.Л сумел-таки подсунуть К.У.Черненко рапорт о снятии А.П.Михайловского с должности командующего, и дряхлый Генсек дрожащей рукой вывел: "Согласен". А Аркадий Петрович был отправлен в почетную отставку на должность Начальника ГУНИО, где мы и встретились в его кабинете на 11 линии В.О. в день его 60-летия 22 июня 1985 года.
Не избежал судьбы "стрелочника" и сам Маршал Соколов С.Л., который был отправлен в отставку с поста Министра после того, как на Красной площади столицы беспрепятственно приземлился иностранный самолет. А Аркадий Петрович сегодня трудится в должности профессора кафедры Военно-морской Академии им. Н.Г.Кузнецова.
Владимир Михайлович Ладнов, старпом, 2-й командир "К-178", капитан 1 ранга. Сходил не на одну боевую службу, но был вынужден уйти с атомного подводного флота из-за тяжелой болезни. Благодаря личному мужеству, природному оптимизму и силе духа преодолел тяжелый недуг. После выхода в отставку, обосновался в г. Краснодаре, много лет работал в должности капитана-наставника на судах Кубанского пароходства.
Варгин Сергей Павлович, замполит, благодаря целеустремленной натуре, прошел все высшие должности политработника в ВМФ. Был инспектором ПУ ТОФ, начальником политотдела дивизии в б. Павловского, заместителем начальника политотдела Лен. ВМБ и ВМУЗ в г. Ленинграде, начальником политотдела - Членом Военного Совета флотилии атомных ПЛ в Гремихе, первым заместителем начальника ПУ ВМФ, ЧВС - начальником ПУ СФ, вице-адмирал. Старых сослуживцев и друзей помнил но всегда держал предписанную субординацией дистанцию. Проживает в г. Москве и трудится в каком-то фонде.
Помощник командира Анатолий Николаевич Смирнов стал старпомом, затем несколько лет командовал атомоходом на ТОФ, капитан 1 ранга. Скромняга и трудяга, человек глубоко порядочный. Толя Смирнов не рвался вверх по служебной лестнице. С должности командира ПЛ был переведен в г. Ленинград на должность заместителя начальника факультета. Несколько лет командовал штурманским факультетом своего родного Ленкома. Неоднократно встречались с ним на военных парадах на Дворцовой площади, к сожалению, реже в семейной обстановке.
Командир БЧ-5 Николай Захарович Бисовка - первый механик-мастер стал заместителем, а вскоре начальником ЭМС дивизии атомных ПЛ на Камчатке. Как опытный инженер-механик, подводник, специалист высокого класса был переведен в г. Москву на должность начальника отдела ГТУ ВМФ, с которой был назначен на должность адмирала-инспектора по ядерной безопасности Министерства Обороны. Вице-адмирал, проживает в Москве. Вадим Алексеевич Потапов, командир БЧ-2, грамотный офицер-ракетчик, человек безусловно способный, нацеленный на службу обладающий большими перспективами по командирской линии, вернулся в Москву, дослужился до должности начальника отдела УРАВ. Капитан 1 ранга.
Георгий Семенович Шкатуло, командир БЧ-3, один из наиболее грамотных и ярких офицеров атомного подводного флота, стал командиром ПЛ, заместителем командира соединения по подготовке командиров. С этой должности как офицер с высокоразвитым оперативным мышлением был переведен в г. Москву на ЦКП ВМФ. Капитан 1 ранга.
Борис Иванович Полушин и Владимир Эдуардович Козерог долгие годы служили в системе военного представительства. Оба стали руководителями крупных военных приемок -районными инженерами ВП МО - один в г. Комсомольске-на-Амуре, другой - в г. Санкт-Петербурге. Оба капитаны 1 ранга. В военной приемке г. Ленинграда работали А.Осипенко и В.Лавриков.
Валентин Георгиевич Рахманский, мой приемник на посту командира БЧ-5, один из наиболее подготовленных и талантливых офицеров-операторов ядерных энергетических установок ПЛ, человек исключительного трудолюбия и большой скромности, продолжил службу в Учебном центре ВМФ г. Сосновый Бор. Капитан 1 ранга.
Стали капитанами 1 ранга Александр Федорович Пионов и Юрий Алексеевич Нечаев.
Юрий Петрович Морозов стал командиром дивизиона БЧ-5, с этой должности ушел в ТУ ТОФ старшим офицером отдела эксплуатации ПЛ. По окончании ВМА продолжил службу в Ленинградском ВВМИУ, г. Пушкин. Человек исключительно добросовестный, спокойный, рассудительный и организованный. Юрий Петрович несколько лет руководил учебном отделом этого ВУЗа. Капитан 1 ранга. Совсем недавно ушел из жизни из-за тяжелой болезни.

Преждевременно ушли из жизни Владимир Павлович Дыбский и Юрий Васильевич Попов.

Автор этих строк в звании капитана 2 ранга ушел с атомного флота по болезни с выводами ВВК "Не годен к службе в плавсоставе..., не годен к работе с РВ, источниками ионизирующих излучений и компонентами ракетного топлива". Был назначен на преподавательскую работу в ВВМИУ им. Дзержинского, с которым связано более 30 лет жизни. Около 5 лет командовал электротехническим факультетом, 14 лет являлся первым заместителем начальника училища. Неоднократно возглавлял большие группы курсантов нескольких ВМУЗ в дальних океанских походах на кораблях ВМФ с заходами в порты ГДР, Румынии, Норвегии, Нидерландов, Анголы, Мозамбика, Маврикия.
После увольнения в запас в 1988 году 10 лет трудился в должности профессора кафедры электроэнергетики. В настоящее время - профессор ВМИИ.

Смирнов П.А., награжденный еще в Первую мировую войну, отличился в борьбе за Сталинград. Ему досталась также роль последнего командующего Волжской флотилией военного времени.

Петр Смирнов родился 23 мая 1893 года (по новому стилю) в деревне Малое Рябцево, ныне Осташковского района Тверской области. Начинал он службу на Балтике учеником минера (1911–1913). С апреля 1913 до июля 1914 года моряк был минным унтер-офицером в штабе минной дивизии. С июля 1914 по январь 1915 года Смирнов служил на миноносцах «Новик», «Охотник», затем по октябрь 1917 года был на эсминце «Гром». Трижды он был награжден Георгиевским крестом и георгиевскими медалями за активные минные постановки и за участие в потоплении крейсера и двух немецких миноносцев, стал унтер-офицером 1-й статьи. После ранения он в декабре 1917 года лечился. В 1917 году моряк стал членом партии большевиков. С января 1918 года моряк состоял в финской Красной гвардии, воевал под Таммерфорсом, Або, Ганге, Гельсингфорсом, был командиром роты разведки. Далее до июня 1918 года он служил заместителем начальника отряда особого назначения, воевал против белочехов под Казанью, Богородском и Симбирском. С июня по декабрь 1918 года балтийский моряк командовал отдельным дивизионом паровых катеров Волжской военной флотилии, далее до мая 1919 года был командиром роты десантного отряда моряков. В мае-декабре 1919 года П.А. Смирнов служил минным специалистом и помощником командира минного заградителя «Ксения», в январе-сентябре 1920 года – командиром и комиссаром минного отряда Волжско-Каспийской флотилии. С сентября 1920 по март 1922 года Смирнов состоял военкомом управления по подъему судов, затем до сентября 1924 года служил начальником и комиссаром 1-й Объединенной школы Учебного отряда Морских сил Черного моря. В 1924–1926 годах он учился на подготовительных курсах и сдал экзамен за курс морского училища, был переведен на основной факультет Военно-морской академии. Во время учебы моряк проходил стажировку вахтенным начальником на крейсере «Аврора», помощником командира на эсминце «Ленин», вахтенным начальником подводной лодки «Барс», летчиком-наблюдателем эскадрильи ВВС флота. Окончив академию в мае 1929 года, Смирнов был заместителем начальника штаба дивизии линкоров (июнь 1929 – январь 1930 года), начальником оргмобилизационного отдела Главного военного порта флота (январь – декабрь 1930 года), командиром и военкомом бригады заграждения и траления Морских сил Балтийского флота (январь 1931 – февраль 1934 года). В феврале-июле 1934 года он был начальником и военкомом Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, в ноябре 1934 – ноябре 1937 года – командиром и военкомом Архангельского морского порта. Далее до июня 1938 года Смирнов командовал охраной водного района Северного флота. Моряк был репрессирован, но в мае 1940 года его реабилитировали и восстановили в кадрах. С июля 1940 по 8 августа 1941 года он командовал учебным отрядом Днепровской военной флотилии. В этой должности и командиром Киевской тыловой военно-морской базы Пинской военной флотилии (август – сентябрь) моряк начинал воевать в Великой Отечественной войне. После гибели Пинской флотилии Смирнова направили на Волгу. С ноября 1941 по январь 1942 года он командовал Уфимской, затем до июля 1942 года – Сарапульской тыловой военно-морскими базами. С августа 1942 по август 1943 года П.А. Смирнов командовал бригадой траления .

Капитан 1-го ранга Смирнов командовал Отдельной бригадой траления с 10 августа 1942 по 20 мая 1943 года. После этого он до 11 декабря 1943 года командовал 1-й бригадой траления . Во время боев за Сталинград флотилия обеспечивала войска на другом берегу всем необходимым и вывозила раненых. 24 сентября Военный совет фронта подчинил в оперативном отношении 9 тральщиков и 4 вспомогательных судна 62-й армии и разрешил при необходимости требовать для вывоза раненых бронекатера. Руководство кораблями, снабжавшими армию и вывозившими раненых и беженцев, было возложено на командование Отдельной бригады траления, которой командовал капитан 1-го ранга П.А. Смирнов. Несмотря на удары с воздуха и обстрел артиллерии противника, корабли бригады явились единственным средством переправы, которое позволяло 62-й армии удерживать город .

В наградном листе на П.А. Смирнова написано: «Командуя бригадой тральщиков, несмотря на недостаточное число тральщиков и тралящих средств, [сорвал] все старания противника [путем] постановки магнитных мин и нападения прервать важнейшую коммуникацию по реке Волге, сумел обеспечить при минимальных потерях продвижение стратегически важных грузов на участке Астрахань – Саратов. Одновременно в период напряженных боев за Сталинград до 29 ноября 1942 года обеспечивал тральщиками и приданными бронекатерами главные переправы 62-й армии, находящейся под беспрерывным огнем противника, и группу полковника Горохова. Неоднократно лично участвовал на переправах и бывал там, где требовалось подбодрить людей. Своей храбростью и бесстрашием заслужил всеобщее уважение. Лично выводил из-под огня поврежденные тральщики и занимался спасением экипажей с погибших тральщиков. Тральщики бригады помимо выполнения основной задачи, боевого траления и проводки караванов по минированным участкам под огнем противника переправили пополнения 62-й армии: 38 тысяч человек, эвакуированных раненых из Сталинграда более 24 тысячи человек и 10 тысяч человек гражданского населения» .

В конце 1943 года П.А. Смирнова назначили командующим Волжской военной флотилией. Он командовал флотилией с 16 декабря 1943 по 30 июня 1944 года . Моряку досталась задача свертывания деятельности флотилии. Тральщики завершали траление. Часть кораблей переводили на другие флоты и флотилии, другие возвращали гражданским организациям. Тем не менее зимой 1943/44 года моряки флотилии продолжали боевую подготовку. В апреле-июне 1944 года 8 дивизионов тральщиков провели контрольное траление от Астрахани до Саратова и повторное траление нейтрализованных минных банок. Приказом наркома ВМФ от 30 июня 1944 года Волжскую военную флотилию расформировали, а ее суда возвратили организациям Волжского бассейна .

С июня по декабрь 1944 года Смирнов был командиром Волжской военно-морской базы, далее до ноября 1945 года командовал Учебным отрядом. С декабря 1945 по октябрь 1946 года моряк служил командиром 1-го Отряда вновь строящихся кораблей ВМФ. В октябре 1946 – мае 1947 года капитан 1-го ранга командовал бригадой траления Дунайской военной флотилии. Скончался П.А. Смирнов 27 мая 1947 года в Будапеште. Похоронили его на городском кладбище города Измаила. За службу моряка наградили орденом Ленина (1945), 2 орденами Красного Знамени (1943, 1944), орденом Отечественной войны I степени (1944), медалями. Некролог был помещен в газете «Дунаец» от 29 мая 1947 года .