По каким программам учатся в начальной школе. Такие разные программы обучения в начальных классах

Здравствуйте, друзья! Приветствую вас на страницах блога! Не кажется ли вам, что когда наши родители отправляли нас в первый класс, то им было намного проще, чем нам с вами? Основной заботой была покупка школьной формы, портфеля и всех необходимых принадлежностей. Перед нами же сегодня стоит более серьезный и ответственный выбор. Помимо всего прочего нужно определиться еще и с тем, по какой программе будет учиться ребёнок, как и чему его будут учить в школе.

Сентябрь не за горами, а бедные родители в суматохе и тревоге штудируют сайты о программах обучения для младших школьников, просматривают отзывы и в порыве отчаяния на различных форумах спрашивают: «А какая лучше?»

Чтобы уберечь вас от подобной ситуации и придать уверенности в будущем вашего ребенка, я постаралась в этой обзорной статье доступно и просто рассказать про основные программы обучения в начальных классах наших Российских школ на 2016—2017 учебный год. И обязательно посмотрите видео в конце статьи, узнаете много нового)

План урока:

«Школа 2100»

Это одна из немногих программ, которая является непрерывной, то есть дети могут обучаться по ней, начиная с детского сада и вплоть до одиннадцатого класса. существует уже 20 лет и широко распространена в российских школах.

В ходе обучения дети осваивают большой объем материала. Программа предполагает самостоятельную деятельность учеников, когда учитель не учит, а направляет и контролирует процесс обучения. При этом педагог находит индивидуальный подход к каждому. В обучении присутствует творческое начало.

«Школа России»

Это программа, по которой учились еще наши родители и некоторые из нас. На дворе уже 21 век, а она до сих пор остается актуальной.

Программа не зря называется . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал частью поколения истинных патриотов, то эта программа будет идеальным решением данного вопроса. Обучение в частности направлено на то, чтобы развить в каждом ребенке интерес к той стране, в которой он живет, вызвать стремление к ее дальнейшему изучению и познанию. Программа предполагает воспитание человека, который будет возвеличивать свою Родину, любить и уважать людей, а также с трепетом, любовью и осторожностью относиться к природе.

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Стоит сразу отметить, что обучения достаточно сложная. Ее слоганом можно сделать поговорку «Терпение и труд все перетрут». Информация не дается ученикам в готовом виде – учащиеся должны научиться самостоятельно находить ее, изучая причины того или иного явления.

Система не предусматривает выставление отметок. Вместо этого учитель предоставляет родителям информацию об учебных и творческих успехах их ребенка в виде портфолио. Основной упор не на результат, а на способ его достижения. Это эффективно, так как позволяет лучше запомнить информацию, которую ученик «прожевывает» и «проглатывает» самостоятельно.

«Перспективная начальная школа»

Педагоги, обучающие по данной программе, в своей работе особое внимание уделяют индивидуальности каждого ребенка. При этом они учитывают, сколько лет ученикам, какой уровень развития они имеют, а главное – их интересы. Общеизвестно, что абсолютно каждый из нас талантлив, нужно лишь дать этому таланту толчок. Задача педагога – разбудить способности ребенка и направить их по правильному течению.

Перспективная начальная школа предполагает, что во время обучения дети играют роли не только тех, кто чему-то учится, но и организаторов учебных действий. Важно то, что ученики работают и самостоятельно, наедине с собой, и в группах. Особое внимание уделено процессу поиска информации. Программа также предполагает соединение учебных предметов в одной дисциплине, что позволяет сформировать целостную картину мира.

«Начальная школа XXI век»

Занимаясь , дети учатся быть самостоятельными, у них формируется умение контролировать себя без чьей-то помощи и правильно себя оценивать (что тоже очень важно). Педагог старается проводить занятия в диалоге, предоставляя своим ученикам право на собственное мнение, не наказывая и не порицая за ошибки. Так что здесь не стоит бояться того, что у вашего ребенка разовьется так называемый «синдром отличника».

Оценивается не сам результат, а то, как ученик к нему пришел. Обучение также предполагает выработку умения аргументировать свое мнение уже в школе, начиная с первых дней за партой.

«Перспектива»

Уже само название программы обещает родителям многое. Главная задача – это воспитать в ребенке духовно-развитую личность, личность гражданина.

У младших школьников с первого класса формируется система ценностей гуманизма, нравственности. «Перспектива» направлена на пробуждение в каждом ребенке интереса к познанию чего-то нового, что в итоге перерастает в самостоятельность. Учитель, прежде чем дать готовую информацию, показывает проблему, решение которой и будет новым знанием.

«Планета знаний»

Обучение построено следующим образом. Перед учениками ставятся задачи, и не простые задачи, а творческие. Дети должны научиться решать их самостоятельно, но не без помощи учителя, который направляет и контролирует своих учеников.

Учащиеся должны овладеть первичными навыками поиска информации, научиться последовательно действовать при решении проблем, находить причины и способы их устранения. На « » информации много (не зря же она так называется), и задача педагога – помочь освоить их «космическим путешественникам», впервые оказавшимся в открытом космосе знаний.

Система Занкова

Процесс обучения проходит не традиционно, когда учитель рассказывает, а дети запоминают. Задача педагога заключается в том, чтобы осваивание нового материала проходило в творческой форме. На основе данных учителем примеров ученики должны «докопаться» до истины самостоятельно. Именно поэтому особое внимание уделено практическому применению полученных знаний. Однако и теоретическая часть не остается в стороне и имеет не меньшее значение в процессе обучения.

Несмотря на высокий уровень трудности, система предполагает быстрое освоение материала.

Российский литературовед Михаил Гаспаров в одной из своих работ сказал, что школа должна отвечать требованиям, которые будут актуальны через 20 лет. И наша задача – выбрать ту школу и ту программу, которая справится с данной задачей, если конечно вам предоставят право такого выбора. Так же стоит учитывать особенности вашего ребенка, уровень его развития и интересы.

Лично я отдаю предпочтение «Школе России». По этой программе уже четвертый год учится моя дочь. А в следующем году по ней же будет учиться мой сын. И я всем довольна.

Тема, касающаяся программ обучения настолько актуальна, что ей даже целые телепередачи посвящают. Одна из них ниже. Смотрите видео. Очень много информации.

И помните, ШколаЛа всегда рядом и всегда готова помочь добрым советом.

Всего Вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Все государственные школы нашей страны обучают детей по учебно-методическим программам, которые должны соответствовать ФГОС - Федеральным государственным образовательным стандартам. Однако само их содержание, впрочем, как и методики преподавания могут значительно отличаться. «Литтлван» попытался разобраться, как же происходит формирование тех или иных учебных программ для начальных классов, какие из них официально разрешены для применения, и чем они отличаются друг от друга.

Учебные программы: общие положения

Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос, по какой программе будут учиться их дети, и могут ли они как-то повлиять на ее выбор. Согласно действующему законодательству и образовательным стандартам каждая школа вправе создавать собственную. Однако в ее основе может быть только учебная литература, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253 (с последующими изменениями, последнее - от 21 апреля 2016 года) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Так называемый «федеральный перечень» представляет собой не разрозненный набор учебников, а несколько завершенных предметных линий, которые, в свою очередь, являются составной частью определенных программ - учебно-методических комплексов (УМК). У каждого из них свои принципы и особенности. Создается УМК одним коллективом авторов с конкретным научным руководителем.

Таким образом, выбрать определенную учебную программу родитель может лишь косвенно - заранее узнав, в какой школе обучают по учебникам понравившегося УМК, и, при возможности, записав туда своего ребенка (о правилах приема в 1 класс - мы писали здесь и здесь). Некоторые школы, в которых в параллельных классах обучение идет по разным УМК, проводят тестирование детей для определения более подходящей для них программы.

Какие УМК разрешены сегодня?

На сегодня в федеральном перечне перечислены учебники, которые входят в следующие учебно-методические комплексы:

  • «Школа России»,
  • «РИТМ»,
  • «Перспектива»,
  • «Начальная школа XXI века»,
  • «Перспективная начальная школа»,
  • «Планета знаний»,
  • Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова,
  • «Начальная инновационная школа».

Перечень должен обновляться один раз в три года или чаще. Так, с 2014 года, в том числе и на основании отрицательных заключений экспертов, из него были убраны учебники распространенных ранее во многих школах УМК: «Школа 2000», «Школа 2100», «Диалог», «Гармония». А в развивающей системе обучения Л. В. Занкова сейчас рекомендованы только пособия по изобразительному искусству!

Однако стоит иметь в виду, что все книги и тетради, которые перестают входить в федеральный список, могут быть использованы для обучения еще в течение 5 лет после вступления в силу соответствующих актов. Кроме того, с течением времени некоторые завершенные предметные линии учебников в рамках одной УМК могут исключаться и заменяться в перечне рекомендованных на новые (издается соответствующий приказ Минобрнауки РФ).

Еще один нюанс. Сами преподаватели начальной школы имеют законное право выбирать, по каким учебникам строить образовательный процесс (и следовать этому выбору все 4 года обучения). При этом они необязательно относятся к одной определенной УМК. Главное, повторимся, чтобы все учебники были перечислены в федеральном перечне.

Особенности

Этот проект издательства «Просвещение» на данный момент, пожалуй, самая распространенная в российских школах система учебников. УМК существует с 2001 года и с тех пор не раз обновлялась и дополнялась. Его особенность - направленность на формирование универсальных учебных действий у ребенка. В качестве плюсов «Школы России » родители на Littleоne.ru отмечают простоту, последовательность и «понятность» подачи материала (наличие правил, алгоритмов решения задач), а также то, что она больше всех похожа на то, как учили в «советском детстве». При этом простоту программы, сравнивая с другими УМК, относят и к ее недостаткам. Некоторые отмечают также со знаком минус то, что во время обучения мало задействовано воображение и собственное логическое мышления. Об авторах и учебниках .

Отзывы форумчан об УМК. , , , , , , , , , .

«РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление», что весьма четко определяет особенность этого УМК. Программа интегрирует все предметы начальной школы и строится на принципах раскрытия индивидуальности каждого ученика, привития ему способности мыслить творчески и самостоятельно. Ее основой является переработанная, дополненная и приведенная в соответствие с ФГОС УМК «Классическая начальная школа» (ранее весьма распространенный, сейчас его учебники исключены из списка рекомендованных). Эта УМК встречается в начальной школе довольно редко сейчас, отзывов по ней немного. Учебники выпускает издательство «Дрофа». Об авторах и учебниках .

Отзывы форумчан об УМК. , , , , .

Еще один комплекс учебников, издаваемых «Просвещением». С 2010 года научным руководителем этого УМК является Людмила Георгиевна Петерсон, лауреат Премии Президента РФ в области образования. В отличие от исключенной из федерального перечня «Школы 2000» данный УМК, при некоторых схожих принципах, вызывает бOльшую симпатию родителей. Основу его составляет идея, что учитель лишь подталкивает к знаниям, «открыть» их должен ребенок сам. При этом некоторые говорят, что программа сложна для среднестатистических детей и во многом рассчитана на интуитивное понимание и самостоятельную внеурочную работу. Другие же родители, наоборот, относят к плюсам УМК его сложность, направленность на познавательную активность и рекомендуют для детей с математическим складом ума. Об авторах и учебниках .

Отзывы форумчан об УМК. , , , , , , .

Согласно методике этого УМК каждый ребенок выступает в роли исследователя и является равноправным субъектом процесса обучения (а не «выслушал-запомнил-повторил»). В программе предполагается много заданий на фантазию и смекалку. Систему учебников выпускает издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ». Она является частью системы УМК «Алгоритм успеха». Родители детей, обучающихся по программе, отмечают в качестве минусов ее запутанность и непоследовательность подачи материала. Другие относят к плюсам продолжительный период адаптации ребенка к школе, отличие от «советской школы», сильную филологическую составляющую и называют УМК «вполне адекватным и интересным». Большинство сходятся во мнении, что легче обучаться по программе будет тем детям, кто поступил в 1 класс, уже умея читать, но при этом, не умея писать. Об авторах и учебниках .

Отзывы форумчан об УМК. ,

Современная начальная школа предлагает две системы обучения детей: традиционную, которая включает в себя семь программ: «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», и развивающую, включающую две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В последнее время некоторые традиционные программы начальной школы претерпели значительные изменения, очень сильно доработались и их уже вполне можно отнести к развивающим программам.

Традиционная программа “Школа России” - название говорит само за себя. Этот учебно-методический комплекс создан специально для обучения детей, проживающих в России, приобщая их к традициям и культуре своей великой страны. Это своего рода школа духовно-нравственного развития. Программа “Школа России” ориентирована на воспитание в детях таких качеств как доброта, ответственность, способность к сопереживанию и оказание помощи в трудную минуту. Развивает у школьников интерес к изучению своей Родины, ее природы, истории, тем самым, воспитывая такое немаловажное и редкое в наше время качество как патриотизм.

Авторы, создавая эту программу, опирались на многолетний педагогический опыт советской, а впоследствии и российской школы. Обучение основывается на плавном переходе от простого к сложному. Программа тщательно отрабатывает навыки чтения, письма и счета, что является основой для дальнейшего успешного обучения.

Учебники по программе «Школа России» очень современны, красочны и интересны для ребенка, отлично стимулируют познавательную деятельность.

Программа «Школа 2100» единственная из всех, которая представляет собой систему непрерывного образования от дошкольного возраста до окончания школы. По ее пособиям дети могут заниматься, начиная с трехлетнего возраста и заканчивая выпускным классом. Программа явно выходит из рамок традиционной, включая в себя элементы развивающейся программы.

Учебно-методический комплекс программы «Школа 2100» ориентирован на развитие ребенка как личности, выявление и развитие у него творческих способностей и интереса к обучению. Развивает в детях такие качества как решительность, самостоятельность, умение принять решение, способность к анализу, логическое мышление, воображение и речь.

Обучение построено на том, что основные понятия, правила и выводы не даются детям в готовом виде, они должны дойти до них сами, учитель лишь направляет ребенка в нужное русло. То есть дети учатся действовать самостоятельно. Многие задания основаны на получении информации из других источников помимо учебной литературы.

Образовательная программа "Школа XXI века" относится к традиционным программам, однако, также по сути своей является развивающей. Она мягче всего адаптирует бывших дошкольников к новой для них сфере деятельности - учебе в школе. Обучение построено в виде игры. Большинство учителей в России предпочитают заниматься именно по этой программе. Программа направлена на гармоничное развитие личности, на развитие мотивации к учебной деятельности и самообразованию. Помогает ребенку понять, для чего вообще нужно учиться, почему нужно серьезно относиться к своему образованию.

Занимаясь по этой программе, дети учатся самостоятельно добывать знания путем размышлений, анализов, фантазий. Могут оценивать свои успехи и неудачи в учебе. Учитель с детьми на уроках ведет себя на равных, позволяя детям самим думать, дискутировать и, таким образом, достигать истины.

Каждый ученик имеет возможность обучаться в индивидуальном темпе, потому что учебный материал содержит задачи разного уровня. В комплект учебников входят так называемые тетради для коррекционно-развивающей работы ученика, по которым можно дополнительно заниматься с ребенком в случае отставания и недопонимания материала. Внимания уделяется не правильному ответу, а самому процессу решения.

Комплект учебников для программы «Начальная школа XXI века» был удостоен Премии Президента РФ в области образования, является победителем «конкурса по созданию нового поколения учебников для начальной школы».

«Гармония» - программа, сочетающая в себе методы традиционного образования с развивающими. Название говорит о том, что программа направлена на развитие гармоничных отношений учителя с учениками и детей между собой. Программа помогает развить логическое мышление, творческие способности. Направлена на укрепление физического и психического здоровья ребенка.

Учебный материал очень интересен, акцент идет на опережающее обучение, используются новые перспективные технологии в обучении детей разных уровней развития. Дети не зубрят правила, а сами своим умом с помощью специальных упражнений приходят к нужным выводам.

В комплект входят учебники, содержащие методическую часть, таким образом, родители сами дома могут объяснить ребенку тему, помочь справиться с домашним заданием. Дети, получившие начальное образование по программе «Гармония» отличаются высокой грамотностью.

Учебно-методический комплект по математике программы «Гармония» удостоен Премии Правительства РФ в области образования.

«Классическая начальная школа» - традиционная программа, практически идентичная с программой «Школа России». Отличается от нее своим комплектом учебников. Это самая что ни на есть классическая, выработанная годами эффективная программа для начального обучения. Полностью построена на традиционных методиках, но с внесением в них современных научных педагогических подходов. Благодаря поступенчатому изучению и твердому закреплению навыков чтения, письма и счета дает детям хорошую базу для продолжения обучения в средней школе. Программа с первых дней занятий ориентирована на то, чтобы заинтересовать детей в дальнейшем обучении.

Все учебники и тетради оформлены красочными иллюстрациями. Уроки наполнены различными конкурсами, играми и викторинами. Часть заданий направлена на работу вместе с родителями, тем самым, приобщая их к увлекательному процессу образования их детей. Программа помогает ребенку полюбить книгу и учит с ней работать. Знания по программе не даются в готовом виде, а должны добываться совместно учениками и учителем, то есть программа способствует развитию логического мышления.

Программа “Перспективная начальная школа” – наиболее удачная программа из всех существующих, подходящая для сельских школ, в которых сидя в одном помещении, обучаются одновременно ученики 1 – 4 классов. В ней собраны все важные методы из всех существующих программ. Программа создана с учетом возрастных категорий школьников, будь то шестилетний первоклассник или восьмилетний, и учитывает разный уровень подготовки школьника. Упор делается как на индивидуальную деятельность ребенка, так и на совместную работу учеников, способствуя развитию диалога между ними. Учит работать не только с учебником, но также с различными справочниками. Учитель дает задание группе учеников, сам удаляется для работы с другой группой. Таким образом, у школьников развивается самостоятельность, умение работать и жить в коллективе, то есть оказывать помощь другим, критиковать и адекватно реагировать на критику в свой адрес, уметь объяснять и отстаивать свою точку зрения.

Программа построена строго по принципу усложнения учебного материала. По этой программе дети быстрее всего осваивают навыки беглого чтения, письма и счета.

Учебники наполнены интересным сказочным материалом, помогающим развить творческое мышление, логику и память. Много времени уделяется физическому здоровью детей, приучению ребенка к чистоте, порядку, гимнастике и режиму дня. Учебные задания привлекают родителей к совместному выполнению заданий.

Традиционная программа «Планета знаний» хороша тем, что по ней могут учиться даже самые маленькие дети. Подход к обучению нестандартен и отходит от классики «учитель объясняет задание, дети выполняют». Все задания носят развивающий характер. Программа ориентирована на развитие у детей творческих способностей. Для каждого ребенка, обучающегося по программе «Планета знаний», существует свой метод преподавания, помогающий ему отлично усвоить материал. Программа стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, помогает видеть один и тот же предмет по-разному.

Комплект учебной литературы интересен тем, что перед началом каждого раздела расположен план дальнейшего обучения. Таким образом, ребенок видит то, что он будет изучать в дальнейшем. Каждый раздел после изучения завершается проверочной работой и тестовым листом, которые позволяют учителю, а также самому ученику проверить свои знания по данному разделу. Учебники содержать много заданий различных уровней сложности, что дает возможность ученикам выбрать задание именно для себя. Многие упражнения ориентированы на работу со справочной литературой и на работу в группе, формируя у детей навыки общения в обществе.

Развивающая программа Л.В. Занкова является полной противоположностью традиционным программам. Она основана на доверительном отношении учителя и ученика. Учитель сначала предлагает выполнить задания, а до теории ученики должны дойти уже своим умом путем различных дискуссий, добывания информации из различных источников, размышлений и споров. Программа отлично раскрывает индивидуальные способности каждого ребенка. Ориентирована на пробуждение интереса к обучению, на развитие интеллекта и любознательности. Являясь достаточно тяжелой, потому что процесс обучения идет быстрыми темпами, в то же время она очень притягательна и увлекательна для детей.

Помимо школьных уроков, программа предполагает близкое общение между учителем и детьми и вне школы путем совместных посещений различных культурных мероприятий, прогулок и экскурсий. Дети, обучавшиеся по программе Л.В. Занкова, отличные собеседники, обладают широчайшим кругозором и знания у них намного выше, чем у детей, занимающихся по традиционным системам.

Развивающая программа Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова ориентирована на развитие у детей сильных теоретических знаний, то есть правила и понятия здесь занимают главенствующую позицию, однако они не даются в виде готовых истин. Дети должны доходить до них сами путем логических мышлений, работая в группе или индивидуально, дискутируя, споря между собой и обсуждая результаты. И только потом с помощью учителя делать правильные выводы. Программа развивает в ребенке умение глубоко и нетрадиционно мыслить.

Программа намного насыщенней обычных традиционных программ. Дети, обучавшиеся по ней, очень общительны, уважают мнение других, но и не принимают все слова на веру, они требуют обязательных доказательств.

По этой программе мало домашних заданий, все решается в классе, где дети загружены интересной работой, но зато дома они отдыхают.

Многие учебники являются победителями конкурсов учебников нового поколения.

Программа считается сложной, но только из-за того, что очень мало грамотных педагогов, умеющих работать по этой программе.

Выбирая школу для ребенка, родители учитывают множество факторов: месторасположение, традиции, образовательный уклон школы, отзывы. Теперь этот список пополнился еще одним немаловажным пунктом: программа обучения.

В настоящее время предлагаются разнообразные рабочие программы для каждого звена школы с 1-11 класс . Как правило, общеобразовательные учреждения выбирают несколько образовательных программ, особенно в начальных классах, и параллельные классы обучаются по разным УМК.

На сегодняшний день родителям важно знать: как выбрать подходящую образовательную программу и чем они отличаются? Особенно актуально этот вопрос встает в начальной школе, ведь от этого зависит, как успешно ребенок будет учиться.

Оговоримся сразу: некорректно делить программы на "плохие и хорошие". Все программы начальной школы по ФГОС одобрены Министерством Образования РФ. Просто они рассчитаны на разные способы восприятия и учитывают особенности мышления ребенка. Общее одно: все программы позволяют ученику освоить необходимый минимум знаний для начальной школы. Разница - в подаче материала, в организации учебной деятельности, в разнообразии упражнений.

Образовательные программы для начальной школы

1. Программа "Школа России" (под ред. А. Плешакова) - одна из старейших и проверенных временем программ. С советских времен программу не раз усовершенствовали, адаптировали к реалиям нового времени.

Рассчитана на всех детей и позволяет тщательно проработать навыки письма, чтения и счета.

2. Программа "Начальная школа XXI века " (под ред. Н. Ф. Виноградовой). Материал сложный, рассчитан на эрудированных детей. Программа учит самостоятельности, идет большая работа над воспитанием заинтересованности в учебном процессе, умении правильно организовать учебу. Есть много дополнительных материалов и упражнений, направленных на развитие памяти, логики, кругозора, фантазии. Каждый ученик может учиться в выбранном темпе, так как предусмотрены задания разных уровней сложности и разных направленностей.

Основная цель программы: научить ребенка учиться.

3. Программа "Начальная перспективная школа" . Особенности: нет необходимости зубрить правила, теоремы и аксиомы. Акцент делается на развитие логики, интеллекта и аналитического мышления. Предусмотрены дополнительные часы по рисованию, музыке, физ.культуре.

Подойдет любому ребенку, вне зависимости от его уровня подготовленности к школе.

4. Программа "Школа 2100" (под ред. А. А. Леонтьева). Это программа завоевывает все больше поклонников. Несомненный плюс программы: непрерывность образования, так как по ней можно заниматься, начиная с 3-летнего возраста и до окончания школы.

Особенность программы: учебный материал дается по максимуму, разнообразно, разноуровнево. Ученик сам выбирает, какой объем знаний будет достаточен. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Подходит для всех детей.

5. "Гармония" (под ред. Н. Б. Истомина). Программа подразумевает тесное сотрудничество с родителями. Многие темы предлагается обсуждать вначале дома. Большое внимание уделяется развитию навыков самообразования.

Приоритет отдается самостоятельной работе учащихся. Активно задействованы приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования. Весь материал подается разнопланово, учитывается собственный опыт учащихся, практическая направленность знаний.

Подходит для детей с аналитическим мышлением и склонностью к техническим наукам.

6. "Планета знаний" - ориентирована на развитие творческих способностей. В ходе учения школьники сочиняют сами сказки, ставят спектакли, выполняют проекты, делают презентации.

Дает необходимый минимум знаний, умений и навыков. Все сверх программы - по желанию учащихся.

Подходит для детей с гуманитарным уклоном.

7. Программа начальной школы "Перспектива". Здесь большое внимание уделяется вопросам воспитания детей как граждан своей страны, становлению нравственных позиций.

Многие задания направлены на развитие логики и воображения. Используется огромное количество дополнительного материала, по каждому предмету - несколько пособий. Принцип обучения - диалектический. Подача материала - доступная, хотя порой и скучноватая.

Подходит для всех детей, вне зависимости от их подготовленности к школе.

8. Программа Л. В. Занкова . В систему включено огромное количество материала. Все уроки равнозначны, уделяется огромное внимание развитию логики, аналитического мышления, навыкам самостоятельной работы. Есть факультативы по информатике, экономике, иностранным языкам. Обучение ведется в быстром темпе.

Подходит для детей, хорошо подготовленных к школе.

9. Программа Эльконина - Давыдова . Довольно неоднозначная программа, но очень интересная для детей. Большое внимание уделяется теоретическому мышлению, построению задач, проблемных вопросов и поиску их разрешения. Обучение идет медленно. Из минусов можно отметить лишь расхождение в некоторых изучаемых терминах. Так, например, глаголы авторы учебников называют словами действия, а существительные - словами-предметами. Это создает определенные трудности в старших классах.

Одной из основных отличительных особенностей современной российской системы образование от советской является большое разнообразие программ обучения начальной школы. Если в советских школах все дети учились по одним учебникам (соответственно и по одной программе), то сегодня учителя и родители могут сами выбирать, каким именно образом школьник будет получать необходимые знания.

Одной из основных отличительных особенностей современной российской системы образование от советской является большое разнообразие программ обучения начальной школы . Если в советских школах все дети учились по одним учебникам (соответственно и по одной программе), то сегодня учителя и родители могут сами выбирать, каким именно образом школьник будет получать необходимые знания. Поэтому родителям будущих первоклассников предстоит нелегкий выбор не только наиболее подходящей школы для своего ребенка, но и самой лучшей, на их взгляд, образовательной программы.

А выбор будет действительно нелегким, поскольку сегодня разные учебно-методические комплексы (УМК) используются даже в рамках одного учебного заведения. Другими словами, все начальные классы в одной и той же школе могут работать по совершенно разным программам обучения. Чтобы хотя бы немного облегчить Вам выбор, мы предлагаем Вам ознакомиться с обзором основных образовательных программ начальной школы , существующих на сегодняшний день.

Традиционные и развивающие программы начальных классов


Все современные программы начальных классов можно условно разделить на традиционные и развивающие. Обратите внимание, мы не случайно употребили слово "условно". Несмотря на то, что каждая из программ имеет свои особенности, все они основаны на развивающе-деятельном подходе к обучению ребенка, и традиционная программа точно также занимается развитием личности ребенка, как и развивающая. Естественно, у Вас может возникнуть резонный вопрос: "Зачем же тогда нужно классифицировать обучающие программы, если все они решают одну и ту же задачу?"

Дело в том, что понятие "развивающая программа обучения" появилось в те времена, когда во всех школах образование получали по одной программе. По мнению некоторых специалистов, эта программа не в полной мере соответствовала возрастным и психологическим особенностям детей. Поэтому они разработали собственные системы обучения, призванные не только давать базовые знания, но и развивать у школьников воображение, мышление и память. В результате, все альтернативные классической программе системы обучения получили общее название "развивающие".

Одновременно с этим другие специалисты направили свои усилия на обновление традиционной программы в соответствии с современными требованиями и тенденциями. Таким образом, ныне представленные в российских школах традиционные программы практически ничем не отличаются от развивающих, а в некоторых случаях даже превосходят их. Необходимо отметить, что и традиционные и развивающие программы начальной школы полностью отвечают требованиям ФГОС.

Итак, какие же основные УМК сегодня представлены в российских начальных школах?

Программа "Школа России"

Национальная программа образования, является той самой программой, по которой учились все школьники времен СССР, правда с небольшими изменениями. Основная идея программы заключается в создании школы духовно-нравственного развития. В основе этого УМК лежит проблемно-поисковый и личностно-ориентированный подходы, а модуль программы предполагает, прежде всего, воспитание граждан. Программа направлена на развитие интереса к истории своей страны и ее значимости в мировых масштабах. Важнейшим составляющим данной программы обучения является развитие у ребенка природосберегающего "чувства дома", а также экологическая этика, направленная на нравственное и духовное саморазвитие ученика. Рассчитана на средний уровень, поэтому ее может осилить практически каждый ребенок.

Программа "Начальная школа 21 века"


Одна из наиболее популярных образовательных программ, которая используется в большинстве субъектов России. Популярность программы Начальная школа 21 века по большей части объясняется тем, что авторской коллектив ее разработчиков был удостоен премии Президента РФ. Главной отличительной особенностью данной УМК стало построение системы целенаправленной педагогической диагностики учеников начальных классов, что позволяет не только определять готовность ребенка к школе, но и отмечать прочность усвоения полученных знаний. Принцип обучения этой программы построен в соответствии с потребностями детей, а также с учетом их индивидуальных особенностей и уровня социализации. Рассчитана на средний уровень, поэтому ее может осилить практически каждый ребенок.

Программа "Гармония"

Обучающая программа, в которой авторы соединили основные традиционные и развивающие методы обучения. Основной целью данной УМК является всестороннее развитие школьника и его подготовка к дальнейшему обучению. Программа направлена на выработку навыков анализа, сравнения, классификации и обобщения полученных знаний, поэтому на занятиях дается большое количество проблемных развивающих заданий, которые формируют способность ученика к мышлению и умению делать самостоятельные выводы. Рассчитана на уровень выше среднего, поэтому ее может осилить большинство детей.

Программа "Школа 2100"

Программа начальных классов Школа 2100 - это личностно-ориентированная система, направленная на всестороннее раскрытие личностных качеств ребенка. УМК построен таким образом, чтобы дети имели возможность усваивать материал разного уровня сложности. Учебные материалы программы содержат большое количество дополнительной информации, которую ребенок может изучать по собственному желанию. Основное преимущество "Школы 2100" - преемственность и непрерывность образования. Другими словами, программа охватывает все уровни школьного образования, от начальных классов до окончания школы. Рассчитана на высокий уровень, поэтому ее могут освоить не все дети.