Подготовила: Заместитель директора по УВР Соколова Ольга Евгеньевна Организация подготовки к ГИА в МОУ «Зендиковская средняя общеобразовательная школа» - презентация. Совершенствование системы подготовки к гиа и егэ

Система работы школы по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА

Итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль, как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся.

Итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ГИА проводится на основании соответствующих Законов РФ, положений и инструкций Министерства образования и науки РФ, Управления образования г.Новотроицк. Принимая во внимание все эти документы, мы не можем быть гарантированно защищены от различных ситуаций, которые могут возникнуть во время итоговой аттестации учащихся.

Прежде всего необходимо определить участников образовательного процесса, задействованных в этой подготовке:

Классные руководители 9, 11-х классов
Учащиеся 9, 11-х классов
Родители (законные представители)
Библиотека
Учителя- предметники
Администрация
Психологическая служба школы

Основные направления работы администрации по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

    Проведение тематических педагогических советов.

    Проведение тематических родительских собраний.

    Проведение индивидуальных консультаций с учащимися.

    Совещание при директоре. План работы по подготовке к ЕГЭ и ГИА, отчет о проделанной работе.

    Подготовка графика консультаций с учащимися (по предметам).

    Организация работы методических объединений школы.

    Посещение уроков с целью контроля за организацией работы учителей по подготовке к ЕГЭ и ГИА. (1 четв: завуч -10 ур, дир. – 8 ур, зам ВР – 4, зам ИКТ – 4)

    Организация деятельности психологческой службы школы.

    Формирование и диагностика базы данных выпускных классов. Организация работы с «группой риска». Совет профилактики.

    Направление учителей-предметников на курсы по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭи ГИА.

    Подготовка и обновление тематического стенда по ЕГЭ и ГИА, размещение материалов на сайте школы

    Создание банка КИМов прошлых лет, методической литературы, сборников для подготовки к ЕГЭ и ГИА по различным предметам в электронном виде (мультимедийный зал, библиотека).

    Организация работы кабинетов ИВТ для доступа учащихся во внеурочное время.

Вопросы ЕГЭ на педагогических советах в течение учебного года

    Анализ результатов ЕГЭ и ГИА прошлого учебного года (август).

    Коррекция образовательной программы школы, плана подготовки школы к итоговой аттестации в форме (август).

    Информация об участии школы в ЕГЭ и ГИА по предметам (октябрь).

    Утверждение плана подготовки школы к итоговой аттестации в форме ЕГЭ (сентябрь).

    Информация о проведении пробных работ в течение года по плану УО (октябрь).

    Отчет ответственного за проведение ЕГЭ: о мероприятиях по информированию учащихся, родителей (лиц, их заменяющих), о формировании базы данных выпускных классов (январь).

    Отчет классных руководителей 9, 11_х классов по работе с учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими) (январь).

    Отчет руководителей методических объединений школы о ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА (январь).

    Допуск учащихся 9,11_х классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭи ГИА (май).

Направления работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ Учителя_предметники

    Изучение и анализ КИМов итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

    Подбор материалов по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

    Обучение учащихся 11_х классов по заполнению бланков ответов ЕГЭ.

    Подготовка и периодическое обновление стенда «Готовимся к экзамену» по предмету.

    Обучение на курсах по подготовке и проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА.

    Работа с Интернет-ресурсами по подготовке к итоговой аттестации.

    Формирование программы по подготовке к итоговой аттестации выпускников.

    Подготовка опорных конспектов по основным вопросам курса и видам учебных умений.

    Организация предметных кружков от ЦРТДЮ по подготовке к ЕГЭ и ГИА, формирование общеучебных навыков.

    Организация индивидуальных консультаций.

    Организация работы на уроках с КИМами.

    Организация работы на уроках с заданиями различного уровня сложности.

    Формирование «группы риска» о формирование плана работы с группой.

    Отслеживание уровня усвоения знаний в течение всего учебного года.

    Тестирование учащихся в режиме он-лайн.

Психологическая служба школы

    Изучение профессиональных направлений учащихся 9–11_х классов.

    Выявление закономерностей, связанных с выбором предметов для прохождения итоговой аттестации.

    Диагностика учащихся 9–11_х классов.

    Диагностика родителей (лиц, их заменяющих) учащихся 9–11_х классов.

    Индивидуальные консультации учащихся, учителей_предметников, родителей (лиц, их заменяющих).

    Проведение аутотренингов перед итоговой аттестацией с учащимися.

Классные руководители 9, 11_х классов

    Подготовка документов для формирования базы данных выпускников.

    Ознакомление учащихся, родителей (лиц, их заменяющих) с нормативными документами по итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА.

    Мониторинг учащихся 9, 11 классов по распределению предметов по итоговой аттестации.

    Контроль за посещаемостью учащимися консультаций по подготовке к итоговой аттестации.

    Проведение индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими).

    Создание «Листа успешности» и отслеживание работы с ним. Своевременное информирование родителей о достижениях учащегося.

    Взаимодействие с психологической службой школы.

    Создание листов Мониторинга усвоения программного материала учащимися (под подпись родителей).

    Положение о проведении ЕГЭ и ГИА

    Форма свидетельства о результатах ЕГЭ и ГИА

    Телефоны и адреса, по которым можно обращаться за помощью

    Графики проведения предметных олимпиад и конкурсов

    Форма бланков для проведения итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА

    Положение о проведении государственной итоговой аттестации

    График консультаций по предметам по подготовке к ЕГЭ

    График проведения пробного и репетиционного экзаменов

    Справочная информация с сайтов,

Темы консультаций с учащимися

    Как принять решение об участии в ЕГЭ по выбору.

    Выбор оптимального количества и состава экзаменов.

    Знакомство с источниками информации и Интернет_ресурсами.

    Определение стартового уровня подготовки.

    Диагностика уровня подготовки.

    Формирование индивидуальной и дифференцированной программы подготовки.

    Выбор оптимальной стратегии выполнения ЕГЭ.

    Знакомство с бланковой документацией и правилами ее заполнения.

    Советы врача и психолога по подготовке к итоговой аттестации

    Работа с КИМами по предметам.

Вопросы ЕГЭ в тематике родительских собраний 11 класса

Месяц проведения

Основные вопросы

    Об участии выпускников ОУ в ЕГЭ, ГИА;

    знакомство с «Положением о проведении ЕГЭ, ГИА»;

    знакомство с «Инструкциями по проведению ЕГЭ, ГИА»;

    знакомство с перечнем предметов, проводимых в форме ЕГЭ, ГИА;

    информация о результатах ЕГЭ, ГИА прошлого года

    О порядке проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ГИА;

    списки вузов, участвующих в ЕГЭ;

    сроки проведения пробного экзамена в форме ЕГЭ, ГИА;

    знакомство с «Инструкциями по подготовке и участию выпускников в ЕГЭ, ГИА»

    О порядке окончания учебного года;

    об учете результатов ЕГЭ, ГИА в выставлении итоговых отметок в аттестат;

    об организации приема и рассмотрения аппеляций по результатам ЕГЭ, ГИА;

    об организации выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ, ГИА;

    о правилах приема в вузы и ссузы;

    о системе единого конкурсного приема в вузы


Направления работы с группой «риска»:

    Контроль за посещаемостью доп.занятий, консультативных занятий по подготовке к ГИА и ЕГЭ.

    Мониторинг усвоения материала (предмет, дата работы, балл, оценка, подпись родителей).

    Контроль за выполнением плана мероприятий, проводимы учителями-предметниками, классными руководителями для достижения положительных результатов ЕГЭ и ГИА.

    Контроль за работой с листами успешности.

    Совет профилактики. Ежемесячный отчет родителей о мероприятиях, проводимых ими для получения положительного результата.

  1. Документ

    А.А. Система работы школы по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ [Текст] / А. А. Коробанов // Образование в современной школе .- 2008 .- № 3 .- С. 3-6. 21.Котова, О. А. Об использовании результатов ЕГЭ и ГИА ...

  2. Аналитическая справка по гоу гимназии №1528 о подготовке учащихся 9 классов к итоговой аттестации в формате гиа-9 и учащихся 11 классов к егэ за первое полугодие 2010-2011 учебного года

    Отчет

    Учебного года. Система работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА -9. 1.Основные направления работы администрации ГОУ гимназии № 1528 по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ Проведение тематических...

  3. Об утверждении методических рекомендаций регулирующих процедуру проведения государственной (итоговой) аттестации и егэ на уровне оу

    Документ

    Методическая работа в ОУ: - планирование работы школы по подготовке к ЕГЭ в новом учебном году; - назначение координатора по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ ; - изучение опыта подготовки к ЕГЭ ...

  4. Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике»

    Автореферат диссертации

    Проект «Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике» Кустовской... ГИА ; ЕГЭ ). Проблема проекта Сдача выпускниками основной школы экзамена по математике в новой форме ГИА и выпускниками средней школы - в форме ЕГЭ ...

Рейтинг: / 2

ПлохоОтлично

Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате ЕГЭ для 11-х классов и в форме ОГЭ для 9-х классов.

Итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся.

И дает возможность педагогическому коллективу в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы. Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ– одна из важнейших задач нашего педагогического коллектива.

Решение задач современной школы на пути к повышению качества образования требует общих усилий педагогического коллектива: единства в осознании противоречий, постановке целей, реализации запланированных действий. Для ее реализации требуется: система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это система слаженной и целенаправленной работы учителя, учащихся, администрации школы и родителей. Если в этом сложном «механизме» хоть одно звено будет действовать недостаточно качественно, то это, в конечном итоге, скажется на результате экзамена.

Принципиально важно наличие м одели организации управленческой деятельности по подготовке к ЕГЭ, и ОГЭ и единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников, так как именно положительное общественное мнение оправдывает усилия, снимает эмоциональное напряжение, дает психологическое равновесие.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна была подготовительная работа. В нашей школе она начинается уже на августовском педсовете после анализа результатов прошедшего ЕГЭ. В начале учебного года в школе разрабатывается п лан-график подготовки и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся , в котором учитываются и анализ результатов экзаменов предыдущего учебного года, и постоянное ознакомление с нормативно-правовыми документами, экзаменационными материалами прошлых лет и демонстрационных версий, и психологическое сопровождение подготовки обучающихся к экзаменам.

И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому наш педагогический коллектив ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение педагогами нашей школы информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

При подготовке учащихся к выпускным экзаменам на начальном этапе каждому ученику определяем планируемый результат обучения. Это не значит, что «потолок» должен занижаться или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как учителю, так и ученику.

Для того чтобы эффективно построить систему подготовки недостаточно того количества уроков, которые выделены на курс математики, физики. химии, поэтому необходимо было нам выстроить новые способы организации учебной деятельности: кроме уроков, это - элективные курсы (1 час в неделю).

С девятиклассниками мы начинаем подготовительную работу уже в середине сентября с входного тестирования. Входной мониторинг помогает разделить класс на 3 группы: 1 группа- учатся на «4» и «5», 2 группа – учатся на «3» и 3 группа- группа «риска».

Например, в 2015 году в 9 классе было - 16 учеников. 9 из них–учились на «4» и «5». 3 ученика на «3», 4 ученика –группа риска. Учителя математики и русского языка для каждой группы составили план преодоления пробелов в знаниях учащихся. Работая с группой «риска», ставили основной целью отработать базовый уровень, со 2 группой –отработать базовый и повышенный уровень, с 3 группой- повышенный и высокий. После уроков учителя занимались с группами ребят по индивидуальной программе: одни повторяют темы седьмого класса, а другие решают задачи повышенной сложности.

Очевидно, что для качественной подготовки только консультативной внеурочной деятельности недостаточно.

Поэтому мы организуем и другие виды работ:

Сотрудничество с родителями учащихся по организации домашней самостоятельной подготовки к экзамену.

Дистанционное тестирование как тематическое, так и в виде пробного онлайн экзамена ( http://uztest.ru/);

Знакомство учащихся и родителей с электронными ресурсами.

В электронном образовании создаем виртуальные факультативы для подготовки к экзаменам

Для домашней самоподготовки и для подготовки к ГИА учитель математики разрабатывала электронные учебные пособия “Мультимедийный обучающий проект по построению графиков функции ”.

В целях повышения эффективности подготовки к ОГЭ ежемесячно проводим диагностические, тренировочные работы в системе «СтатГрад». Ведем мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика. Детально знакомим учащихся и их родителей с результатом выполненной работы, указываем темы на которые стоит обратить внимание ученику при самостоятельной подготовке.

Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ОГЭ,и ЕГЭ является работа кабинетов. В каждом кабинете оформлены информационные стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы по предметам: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ГИА, график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинетах собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ГИА.

Результаты ГИА наших выпускников полностью удовлетворяют ожидания. Например, в 2015 качество по математике и русскому языку в 9 классе составляет 93,8% при 100 процентной успеваемости. Средний балл в 9 классе -23, средняя оценка, 4, 44. Это выше республиканского и районного уровней. По математике -2-е место по республике, по русскому языку -1-е место по РТ. В 2017 году все показатели ЕГЭ выше республиканского и районного уровней. Средний балл по математике 74, (наибольший 84 б.), по русскому языку 81 б. (наибольший -93б.). по физике средний балл -68 (наибольший 78б.) , по обществознанию -69 б.(наибольший -70), по биологии- 77 (наибольший -84).

Итогом системной работы по подготовке к экзаменам является успешное сдача ЕГЭ и поступление учащихся в Вузы на бюджетные места.

Только совместная работа учителя и учащихся при поддержке администрации и родителей может привести к успеху.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) представляет собой независимый контроль знаний учащихся девятых классов среднеобразовательных и специализированных школ. К ГИА учащиеся начинают готовится не раньше, чем за месяц.

Плюс ко всему не редкость, когда ответы на ГИА известны, необходимо лишь просто выучить билеты. В целом государственный итоговый экзамен характеризуется средней степенью объективности знаний, так как существует целый ряд нюансов касающихся его проведения. В частности, с практической точки зрения, большинство школьников просто серьезно не воспринимают его. Поскольку во-первых зачастую ответы уже известны, во-вторых он не даёт какого-либо особого права, просто является своеобразной генеральной контрольной работой. Конечно министерство образования Российской Федерации предпринимает шаги, чтобы наладить качественное проведение государственного итогового экзамена, но на практике воплотить данное положение в большинстве школах не получилось. ГИА преследует множество целей, но все они главным образом ориентированы на проведение объективного итогового оценивания знаний по основным базовым дисциплинам.

Практическая цель довольно проста: министерство образования хочет увидеть уровень качества подготовки учащихся. Однако на практике все школы имеют определённый рейтинг успеваемости, который стремятся постоянно повысить, поэтому в большинстве случаев, школа просто идёт на поводу в цифрах, а организации объективного проведения ГИА отходит на задней план учебной работы.

Районные центры министерства образования, часто проводят брифинги для директоров школ, где рассматривается важность качественной организации ГИА. Однако основной акцент делается именно на рейтинг, то есть фактически министерство образовании требует от высший школьной администрации, максимально высокие процентные показатели успешности. В связи, с чем очень часто организация ГИА в школах проводится таким образом, чтобы как можно большее количество учащихся, успешно сдали независимое с теоретической точки зрения оценивание знаний. Поэтому перед ГИА, каждый из преподавателей рекомендует свой алгоритм подготовки к экзамену. Однако на практике всё сводится к одному, более чем 90% учащихся школ, просто зазубривают билеты. Подготовка к ГИА в школе в большинстве случаев проходит интенсивно, однако, от этого багаж знаний у школьников не увеличивается. Поскольку на практике преподаватели просто проверяют качество зазубривания экзаменационных билетов, даже отличникам часто приходится заучить вопросы, вместо того чтобы проводить разбор материала.

Существует различное множество методик подготовки в государственной итоговой аттестации. Однако с практической точки зрения, наиболее эффективной, является разбор всех пунктов каждого экзаменационного билета. На уроках в школах, как правило, этому уделяется мало времени или в большинстве случаев, не уделяется вовсе времени. Поэтому данную процедуру подготовки, следует проводить самостоятельно дома в свободное время, это в свою очередь позволит получить практическое понимание материала, а также надобность в заучивании экзаменационных билетов просто отпадёт сама собой. В итоге, учащийся получить широкий спектр знаний, который поможет ему в последующих процессах обучения в школе.

Не существует идеального плана подготовки в итоговой государственной аттестации, однако, есть эффективные алгоритмы. К эффективным алгоритмам, следует отнести: подготовку к ГИА с помощью репетиторов; проведение самостоятельной практической разборки всех экзаменационных билетов. Сегодня услугами репетитора может воспользоваться далеко не каждый учащийся школы, в силу определённых экономических соображений. Хотя стоит отметить, что данный способ подготовки является наиболее эффективным с практической точки зрения. Так как при данном способе, на подготовку к ГИА требуется уделять минимальное количество своего личного времени, а также выживаемость практических знаний наивысшая, так как всё зависит от понимания процесса. Очень часто учебника недостаточно, чтобы дать практическое представление о том или ином явлении. Часто говорят, что технические предметы гораздо труднее, чем гуманитарные. Однако данное утверждение на практике является в корне неверным. Например, есть два базовых предмета: русский язык и математика. На первый взгляд математика гораздо сложнее, чем русский язык. На практике два данных предмета по уровню сложности являются совершенно равносильными, поскольку одной группе учеников легче даётся грамматика, другой же в корне наоборот, легче даются подсчёты. Данное явление является совершенно нормальным и связано с индивидуальными особенностями учащегося. Одному ученику класса интересна техническая сторона науки, другому гуманитарная. Однако независимо от интересов, все учащиеся средних и специализированных школ, после девятого класса проходят обязательную итоговую аттестацию, которая состоит из различного множества базовых дисциплин. На практике, урок подготовка к ГИА должен базироваться на фундаментальном разборе всех основных моментов той или иной темы занятия.

Наиболее рационально-эффективным с практической точки зрения способом подготовки к ГИА, является самообучение, так как данный способ подготовки доступен абсолютно всем ученикам. Главное, чтобы родители и школьный педагогический коллектив совместными усилиями сформировали у ученика тягу к получению новых знаний. Как известно, человек уделяет время тому, что ему действительно интересно. Иногда интерес необходимо просто выработать, собственно выработка интереса к знаниям является главной целью школьного образования. Подготовку к ГИА, лучшего всего начинать не позже чем за год или полгода до экзаменов. Для самоподготовки к ГИА, необходимо выделить определённое количество времени, а именно 3-4 дня в неделю. Ключевым элементом успешной подготовки является постоянство. Чтобы достичь необходимого результата, нужно готовиться регулярно, в противном случае, вместо подготовки учащийся будет просто тратить своё личное время. Система подготовки к ГИА базируется на принципе практического понимания учебной дисциплины. Например, все знают второй закон Ньютона, однако, важно не только знать сам закон, а понимать с точки зрения на практике. Лишь практическое понимание формирует выживаемость знаний, что в свою очередь позволяет постоянно двигаться по лестнице знаний.




Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке? Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Новая школа - это школа для всех. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Новая школа - это современная инфраструктура. Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.








Этапы выполнения работы: I этап. Организационный (август – октябрь). II этап. Информационный (ноябрь-январь). III этап. Практический (в течение учебного года). IV этап. Психологическая подготовка к ЕГЭ (в течение учебного года). V этап. Аналитический (июнь-август).


I этап. Организационный Анализ результатов проводится по следующим направлениям: процентное соотношение оценок, полученных учащимися на ЕГЭ по всем предметам; соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ЕГЭ; средний балл по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по району, области; мониторинг успеваемости, качества выпускников 11 класса в сравнительной характеристике за 3 года (9 класс, 10 класс, 11 класс).




Разноуровневая подготовка к ГИА 1 группа2 группа3 группа Группа «РИСКА» Учащиеся, набравшие 0-4 б. Учащиеся, набравшие 5-7 б, которые могут получить удовлетворительную оценку на экзамене, при добросовестном отношении и желании - хорошую. Учащиеся, набравшие 8-12 б - это претенденты на получение хороших и отличных оценок.


II этап. Информационный Содержание информационной работы с педагогами: 1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней. 2. На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ЕГЭ в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году. 3. Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ЕГЭ. 4. Направление учителей на курсы повышения квалификации и семинары по подготовке к ЕГЭ.


Содержание информационной работы с родителями: Ознакомление с нормативно-правовыми документами. Инструктаж родителей по проведению ГИА в форме ЕГЭ. Ознакомление родителей с результатами тренировочно-диагностических работ. Проведение ГИА для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подача аппеляций. Оценка результатов ГИА.









Анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям: % успеваемости и качества выполнения контрольной работы; сравнительная характеристика выполнения контрольных работ; анализ контрольной работы по заданиям, сравнительная характеристика; распределение отметок по результатам работ.


Результаты работы Отметки за работу 08 декабря Отметки за работу 17 февраля. «5»«4»«3»«2»«5»«4»«3»«2» кол-во % «5»«4»«3»«2» 08 декабря 2009 г. 17 февраля 2010 г зачет незачет






V этап. Аналитический (июнь - август) п/п Предмет Число учащихся, сдававших экзамены Сдали ЕГЭ Количество учащихся, не сдавших ЕГЭ Средний балл % обучен- ности 1Русский язык17 062,5100 % 2Математика17 049,5100 % 3Литература % 4 Английский язык % 5История % 6 Обществозна- ние,7100 % 7Биология33070,7100 % 8География22046,5100 % Анализ проведения ГИА за учебный год


Сравнительный анализ проведения государственной (итоговой) аттестации за курс среднего общего образования в форме ЕГЭ Предмет уч. год уч. год Русский язык6062,5 Математика42,849,5 Литература5960 Английский язык4257 История42,344 Обществознание55,455,7 Биология6170,7


Сравнительный анализ проведения государственной (итоговой) аттестации за курс среднего общего образования в форме ЕГЭ по району и по Московской области Предмет Средний балл по школе Средний балл по району Средний бал по области Русский язык62,5359,3059,46 Математика49,4741,7744,04 Литература60,0061,0056,79 Английский язык 57,0043,6956,45 История44,0048,3853,66 Обществознание55,7053,8255,10 Биология70,6760,0855,54 География46,5048,3853,66



Николайцева Лариса Николаевна, учитель математики МКОУ «Безголосовская СОШ»

Экзамен по ЕГЭ и ГИА по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ГИА необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ГИА.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ГИА можно выделить следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности - «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к ЕГЭ и ГИА являются следующие:

  • организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;
  • мониторинг качества;
  • психологическая подготовка к ЕГЭ.

ЕГЭ - серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.

  • Первый принцип - тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
  • Второй принцип - логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
  • Третий принцип - тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
  • Четвёртый принцип - индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
  • Пятый принцип - временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
  • Шестой принцип - контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА

Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.

В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ и ГИА мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

1) Информирование учителей на производственных совещаниях:

  • нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ГИА;
  • о ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА в школе, в городе и крае;

2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:

  • проведение пробных ЕГЭ и ГИА, обсуждение результатов пробных ЕГЭ и ГИА;
  • творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы);
  • выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
  • психологические особенности 9,11-классников.

3) Педагогический совет «ЕГЭ и ГИА - методические подходы к подготовке учащихся».
4) Направление учителей на городские семинары и курсы по вопросам ЕГЭ и ГИА.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • правила поведения на экзамене;
  • правила заполнения бланков;
  • расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ГИА.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ЕГЭ и ГИА по различным предметам.

  • информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
  • информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА;
  • пункт проведения экзамена, вопросы проведения ЕГЭ и ГИА.

2) Индивидуальное консультирование родителей.

Мониторинг качества образования

Мы работаем в сельской малокомплектной школе, наши ученики имеют средние учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Одна из задач, которые решаем на уроках математики - подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного экзамена, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого.

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ и ГИА. Мониторинг - отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества образования - «следящая» и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования.

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ЕГЭ и ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ и ГИА.

Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА

Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.

Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике.

Работа с учащимися проводится по желанию учащихся - со всем классом или выборочно.

Устный счет - один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике

В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение - это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счет», хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.

Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:

  1. воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;
  2. контроль состояния знаний учащихся;
  3. автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.

Если в 5-6 классах устный счет - это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах - это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Например, на уроках математики мы используем УС по темам.

7 класс:
1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.
2) Формулы сокращенного умножения.
3) Решение простейших ЛУР.
4) Действия со степенью.
5) График линейной функции.

8 класс:
1) Линейные неравенства и числовые промежутки.
2) Решение простейших линейных неравенств.
3) Решение КВУР с помощью теоремы Виета и частных случаев.
4) Решение КВУР рациональными способами.
5) Арифметический квадратный корень и его свойства.

9 класс:
1) Решение неравенств 2 степени.
2) Преобразование графиков функций.
3) Формулы приведения.
4) Тригонометрические формулы.
5) Значения тригонометрических функций.

10 класс:
1) Вычисление производных.
2) Простейшие тригонометрические неравенства.
3) Тригонометрические формулы.
4) Простейшие тригонометрические уравнения.
5) Функции, обратные тригонометрическим.
6) Преобразование графиков функций.

11 класс:
1) Вычисление первообразных.
2) Свойства логарифмов.
3) Простейшие показательные уравнения и неравенства.
4) Простейшие логарифмические уравнения и неравенства.

Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение КВУР, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач.

Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  • использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных моделей содержания;
  • деятельности учителя, управляющего этими средствами;
  • повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • создание уроков с помощью программы «Notebook», «PowerPoint»

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

  • графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
  • возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется принцип успешности(компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь).

При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития мышления и других психических процессов в условиях информатизации учебной деятельности. Здесь решается задача - закладываются основы рационального и эффективного общения учащегося с компьютером, как главным инструментом нового информационного общества. Использование программы PowerPoint на уроках математики способствует:

  • стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;
  • повышению мотивации учащихся;
  • развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
  • развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала;
  • осуществлению дифференцированного подхода;
  • формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;
  • развитию вычислительных навыков учащихся;
  • формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;
  • реализации межпредметных связей;
  • включению у учащихся всех каналов восприятия информации.

Применение информационных технологий помогают:

  • создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
  • развить познавательный интерес к предмету;
  • первично закрепить знания учащихся;
  • проверить прочность усвоения знаний.

Применение презентации, созданной в среде PowerPoint. Нестандартная подача материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и домашнего задания.

Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:
А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:
Б) энциклопедические ресурсы:
www.rubricon.ru - группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»;
www.mega.km.ru - виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
www.college.ru - «Открытый колледж» компании «Физикон».

На уроках закрепления знаний хорошо применять программы - тренажеры для отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на помощь учителю может прийти тренажер по математике издательства «Кирилл и Мефодий» для 11 классов, «Математика - семейный наставник» фирмы «1С» для 5-6 классов, а для 5-9 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим учебникам.