Пойми где свет поймешь где тьма. Александр Блок, поэма «Возмездие

Жизнь без начала и конца...

Семья А.Блока - Бекетовы в Шахматове

Жизнь - без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд - да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

100 лет назад Александр Блок написал эти строки «на камне у села Рунова», неподалеку от усадьбы Шахматово. Жизнь и творчество Блока неразрывно связаны с этими местами.
Убегающие за горизонт отлогие холмы Клинско-Дмитровской гряды, медленно протекающая невдалеке речка Лутосня… Когда-то они очаровали известного ученого Д.И.Менделеева. В 1865 году он приобрел усадьбу Боблово. Именно он посоветовал своему другу и коллеге А.Н.Бекетову, известному ученому, профессору ботаники, купить усадьбу для летнего отдыха семьи в этих местах. И в истории небольшой подмосковной усадебки, долго до этого не имевшей постоянного хозяина и переходившей из рук в руки, начался новый период, наполненный жизнью во всех ее проявлениях, правда, исключительно в летние месяцы, когда сюда приезжала семья Бекетовых. Составляли ее, кроме хозяина исключительно лица прекрасного пола: жена Андрея Николаевича Елизавета Григорьевна и четыре дочки: Екатерина, Софья, Александра и Мария. Таким образом, «отец русской ботаники» жил в абсолютном цветнике «маленькой усадьбы» до тех пор, пока «тишины не возмутили собачий лай и детский крик». Это был крик его маленького внука… ставшего впоследствии большим поэтом.



Бастыльник покачнув крылом,
Коляска подкатила к дому.
И сразу стало все знакомо,
Как будто длилось много лет,-
И серый дом, и в мезонине
Венецианское окно,
Цвет стекол - красный, желтый, синий,
Как будто так и быть должно.
Ключом старинным дом открыли
(Ребенка внес туда старик),
И тишины не возмутили
Собачий лай и детский крик.

Так Блок описал свое первое появление в шахматовском доме в поэме «Возмездие».
« Если Блок-человек родился в Петербурге, то Блок-поэт родился в Шахматове» - напишет писатель и литературовед Владимир Солоухин в очерке «Большое Шахматово». «В летнее тепло с его синим небом, с его розовым клевером и ярко-зелеными полями ржи, с кустами столетней сирени и куртинами шиповника, в вечерние зори и душистую тишину, в гудение пчел и порхание бабочек - во все это он был погружен в середине России как в купель …и это было его второе крещение, крещение Россией».

Погружался я в море клевера,
Окруженный сказками пчел.
Но ветер, зовущий с севера,
Мое детское сердце нашел.

Призывал на битву равнинную -
Побороться с дыханьем небес.
Показал мне дорогу пустынную,
Уходящую в темный лес.

Я иду по ней косогорами
И смотрю неустанно вперед,
Впереди с невинными взорами
Мое детское сердце идет.

Пусть глаза утомятся бессонные,
Запоет, заалеет пыль...
Мне цветы и пчелы влюбленные
Рассказали не сказку - быль.

В усадьбу, приобретенную дедом, Блока привезли шестимесячным младенцем. Здесь он проводил каждое лето. Здесь возникают первые яркие впечатления: «смутно помню я большие петербургские квартиры с массой людей… - и благоуханную глушь нашей маленькой усадьбы» (А.Блок «Автобиография»). Действительно, летом Шахматово для деда-ботаника и маленького внука превращалось в настоящую сказочную быль. Сашура с дедушкой исходили все окрестные поля и леса. И это были не просто «начатки ботаники» - это первые уроки трогательного внимания к природе любви к малой родине - к «Большому Шахматову», которая выльется в большую любовь к России.
Здесь зарождаются темы и образы стихов будущего поэта. «Сияние русской земли» пронзало сердце ребенка; для юноши оно стало мисти¬ческим видением. Сюда, на эти озаренные просторы, в лазури и розах сходила к нему Прекрасная Дама, земное воплощение которой, свою невесту, Любу Менделееву он встретил неподалеку отсюда, в Боблово. Этими сияющими полями и зубчатым лесом он ездил на свиданья к любимой на белом коне, здесь они и соединили свои судьбы - 17 августа 1903 года Поэт и Прекрасная Дама обвенчались в церкви Михаила Архангела в селе Тараканово.



Я и моло д, и свеж, и влюблен,
Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
Зеленею, таинственный клен,
Неизменно склоненный к тебе.
Теплый ветер пройдет по листам -
Задрожат от молитвы стволы,
На лице, обращенном к звездам,-
Ароматные слезы хвалы…

Любовь к Прекрасной Даме неотделима от любви к родине - так неразрывно сливаются два главных образа его поэзии. А именно здесь, проезжая каждый год этой ухабистой русской дорогой мимо живописных полей и утлых деревень он смог так глубоко познать и так горячо полюбить свою родину. Здесь, на шахматовских просторах, Блока не оставляли мысли о судьбах родины, о духовном смысле событий ее истории. Летом 1908 года в Шахматове им было написано первое из стихотворений цикла патриотической лирики «На поле Куликовом».

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь...

Поэт Андрей Белый, побывав в гостях у Блока, напишет: «Здесь, в окрестностях Шахматова, что-то есть от поэзии Блока; и - даже: быть может, поэзия эта воистину шахматовская, взятая из окрестностей; встали горбины, зубчатые лесом; напружились почвы и врезались зори», «и веял ландшафт строчкой Блока», «и точно рабочая комната - эти леса и поля». А старейший исследователь П.А.Журов скажет, что «Шахматово и было второй, духовной, родиной Блока, родиной его поэтического самосознания». С крыльца шахматовского дома открывалась «звенящая» дверь: перед Блоком-ребенком - в мир летних чудес и открытий; перед Блоком-юношей - в Царство поэзии и Прекрасной Дамы, перед Блоком-поэтом - в жизнь.

И дверь звенящая балкона
Открылась в липы и сирень
И в синий купол небосклона,
И в лень окрестных деревень…
Белеет церковь за рекою
За ней опять леса, поля…
И всей весенней красотою
Сияет русская земля…

Эти строки Блок написал в мае - июле 1921 года. В последний раз он был здесь летом 1916-го, перед отъездом на войну, но Шахматово до последних дней жизни поэта возникало его в снах, дневниках, стихах.
С 1917-го усадьба разорялась местными крестьянами, а в июле 1921-го дом сожгли. Остальные усадебные постройки были разобраны на бревна. Холм постепенно поглощался лесом, и к середине 20-го века только заросший фундамент да «огромный тополь серебристый» отмечали место былой усадьбы.

Но в 1946 сюда приезжает фотохудожник Государственного Литературного музея Виктор Сергеевич Молчанов. Увлеченность поэзией, очарованность «многоверстными синими русскими далями» привела к созданию фоторабот, ставшими олицетворением стихов Блока в фотографии. Вслед за В.С. Молчановым побывали здесь и художник И.С.Глазунов, писательница Л.Б.Либединская, писатель и литературовед С.С.Лесневский - именно с его появления в Шахматове в 1969 началась активная работа по возрождению усадьбы. Уже тогда в Шахматово приезжали автобусы паломников, чтобы поклониться этому месту, подышать его воздухом. Работа по созданию проекта восстановления усадьбы Шахматово началась в 1976. 3 сентября 1984 учрежден Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.Блока. В 1987 были закончены археологические раскопки на территории усадьбы. В 2001-м открыл двери главный дом, восстановленный на прежнем фундаменте, по сохранившимся чертежам и фотографиям, и флигель.

Сейчас в Шахматове фактически восстановлен былой вид усадьбы: сад, парк, главный дом, флигель и хозяйственные постройки - кухня, погреб, амбар, каретный сарай., изба управляющего. В Таракановов настоящее время восстанавливается церковь Михаила Архангела.

Видеоклип на эту тему: http://video.mail.ru/mail/julsiv/_myvideo/2.html

www.proza.ru/2011/11/28/1703 Юлия Речет



Уже 44-й раз в Шахматове прошел праздник поэзии. Впервые на «возлюбленной поляне» Александра Блока стихи зазвучали в 70-м году. Среди тех, кто пришел тогда в усадьбу -- а в Шахматово и сегодня в основном идут пешком -- были Мариэтта Шагинян, Константин Симонов, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава. Но центром притяжения стал Павел Антокольский, видевший и слышавший Блока. О празднике поэзии спустя почти полвека -- рассказывают «Новости культуры». В Шахматове Александр Блок написал около 300 стихотворений -- красота пейзажа поэту необходима. Евгений Рейн признается -- именно благодаря Блоку стал писать стихи -- в его семье был знаменитый шеститомник издательства «Алконост» «Это один из самых плодотворных способов писания -- на природе, когда нет стен кабинета, а есть леса, холмы, небо, когда душа вырывается и поэт пишет -- я это знаю, я знал Ахматову и многих других -- и они все так писали», -- говорит поэт Евгений Рейн. Этот праздник поэзии демократичен по сути -- выступить может каждый желающий -- и богат по содержанию -- поэзия здесь живет и в виде декламации и виде песен и даже в виде образов -- играть роль поэта в этом году пригласили актера Павла Морозова. «Я еще в юные годы сыграл в постановке о Блоке -- есть такая пьеса Штейна, -- рассказывает Павел Морозов. -- Достаточно хорошая версия, и я там играл Маяковского -- у нас была такая сцена встречи -- я рассказывал Блоку на небе, как его все любят после его смерти. Работа с этим спектаклем впервые меня включила на стихи Блока». Для многих гостей усадьбы найденная рифма -- как удачно пущенный мяч в воротца -- игру в крокет -- одну из любимых детских забав маленького Александра Блока с этого года в Шахматове могут осваивать все желающие. «Несмотря на проблемы современного, в чем-то жесткого, мира люди с большой радостью приходят в музей, послушать, вдохновиться стихами, почитать свои собственные стихи -- чтобы понять, что поэзия -- это вечно живое, дышащее, существо», -- говорит директор музея-заповедника «Шахматово» Светлана Мисочник Тем, кому недостаточно поэзии и игр, в Тараканове -- это соседняя усадьба - рассказывают историю любви Александра Блока и Любови Менделеевой -- дочери знаменитого химика. Важное событие в жизни поэта связано с этим храмом Архангела Михаила. Именно в этом храме 17 августа 1903 года венчались Александр Блок и Любовь Менделеева -- пока храм находится на стадии консервации -- но к 110-летию венчания власти пообещали музейщикам помочь с реставрацией памятного места. Подобный однокупольный шедевр в России есть еще только в Тверской области. Храм, где венчался Александр Блок, обещают отреставрировать к 2018-му году.

И мглою бед неотразимых Грядущий день заволокло. Вл. Соловьев Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла. За тишиною непробудной, За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой. Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей. Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись! 23 декабря 1908


«Есть в романе… мотивы, которые ведут к Данте, Гёте. Но всё это Булгаков, и только он один обращается к нам, переплавив в своей душе идейно-нравственные искания великих предшественников. Истинный талант неповторим. Однако тем выше его неповторимость, чем больше и глубже он зачерпнул из культуры человечества, из духовной традиции и представил на наш суд создание, устремлённость в будущее, каким мы хотим его видеть в себе» (Е.Сидоров)


Цели: Раскрыть в романе главную проблему 20-го века – проблему государственного управления, ответственности каждого культурного человека за всё, что происходит в обществе; Раскрыть в романе главную проблему 20-го века – проблему государственного управления, ответственности каждого культурного человека за всё, что происходит в обществе; Показать необходимость всех сюжетных линий романа в раскрытии его главной идеи; Показать необходимость всех сюжетных линий романа в раскрытии его главной идеи; Понять, что объединяет все главы в роман; Понять, что объединяет все главы в роман; Какое понятие вкладывает автор в слова: Добро, Свет, Истина. Какое понятие вкладывает автор в слова: Добро, Свет, Истина.








«Познай, где свет, - поймёшь, где тьма Покой – это место между Добром и Злом. Человек, родившийся из бесконечного, вечного бытия, прошедший сложнейший путь развития от дочеловеческого состояния до высокодуховного, культурного осознания своей роли на земле, обязан сам заботиться о чистоте и совершенстве общества. От доброты, внимания к другому человеку идёт его милосердие, сострадание, которые являются проявлениями человеческими. Ни Бог и ни Дьявол не помощники в этом!

В новой книге автора представлены доказательства того, что «Иисус Христос в белом венчике из роз» в поэме А. Блока – антихрист. Красный конь художника Петрова-Водкина – символ тяжкого испытания. Герб Дома Романовых – заказ на уничтожение династии Романовых.

  • «Познай, где свет – Поймёшь, где тьма» (А. Блок)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Литературные теоремы и их доказательства (Людмила Крылова-Лопаченко) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© Людмила Крылова-Лопаченко, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«Познай, где свет – Поймёшь, где тьма» (А. Блок)

Икона «Спас в Силах». Андрей Рублёв. 1408 г. ГТГ


В данной книге представлены произведения, в которых автор статей представляет собственные версии их прочтения с помощью христианской и мифологической символики.

1. Поэма «Двенадцать» А. Блока.

2. Картина «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина.

3. Герб династии Романовых.

Из личного опыта советую: чтобы облегчить понимание предлагаемых версий, необходимо обязательно иметь перед глазами эти произведения и, по возможности, Евангелие или Библию.


Началось всё с того, что как-то, много лет назад, впервые после окончания школы мне попалась на глаза поэма Блока «Двенадцать». Читаю, и вдруг начинаю понимать, что название поэмы не просто связано с числом евангельских апостолов, а что в поэме действуют эти самые «апостолы», но в каком-то странном, искажённом до неузнаваемости виде и к тому же, наверное, для полной неузнаваемости, с изуродованными именами. Евангелист Иоанн Богослов – Ванька, Апостол Андрей Первозванный – Андрюха, Первоапостол Пётр – Петька. Но более всего меня впервые поразил финал поэмы, где, как будто, ни с того, ни сего появился «Христос в белом венчике из роз».

Удивление было связано с тем, что нигде и никогда – ни на библейских картинах западноевропейских художников, ни в православных иконах (иллюстрации тех и других я давно собираю) – мне не встречалось изображение Христа в белом венчике. Чуть позже на понимание блоковского образа Иисуса Христа «в белом венчике» меня натолкнуло стихотворение русского поэта А. Плещеева «Легенда».

Был у Христа-младенца сад,

И много роз взрастил Он в нём.

Он трижды в день их поливал,

Чтоб сплесть себе венок потом.

Когда же розы расцвели,

Детей еврейских созвал Он,

Они сорвали по цветку,

И сад был весь опустошён.

«Как Ты себе сплетёшь венок?

В Твоём саду нет больше роз».

«– Вы позабыли, что шипы

Остались Мне», – сказал Христос.

И из шипов они сплели

Венок колючий для Него,

И капли крови вместо роз

Чело украсили Его.

«Христос в терновом венце» – один из распространённых иконописных образов Христа, появившийся в России в XIX веке под влиянием западноевропейского искусства.

В древнерусской иконописи Христа, как правило, изображали в крестчатом нимбе.


Картина «Святая Вероника» Гвидо Рени, итальянский художник XVII века. Иисус Христос в терновом венце. ГМИИ


Следовательно, терновый венец и крестчатый нимб являются атрибутами Христа в изобразительном религиозном искусстве Запада и Востока.


«Спаситель в терновом венце». В. М. Васнецов 1906 год. Вятский Художественный музей.


Икона «Спас в крестчатом нимбе». Симон Ушаков, 1658 год. ТСЛ (Троице-Сергиева Лавра)


Почему же глубоко разбиравшийся в христианской символике поэт-символист А. Блок изобразил в своей поэме Христа в белом венчике? Мне показалось, что ответ надо искать в Библии.

И действительно, ответ нахожу в Евангелие от Матфея: «Многие придут под именем Моим, и будут говорить:

«Я Христос… Тогда если кто скажет - „вот здесь Христос или там“ - не верьте». Значит, надев на своего Христа белый венчик и говоря при этом – вот здесь «впереди Иисус Христос в белом венчике из роз» – Блок подразумевал, что это вовсе не Христос, потому что белый венчик – это совсем не Его атрибут.

И тогда, естественно, возникает вопрос: а кто же действует в поэме в облике Христа? Поставленный таким образом вопрос уже предполагает ответ, на который нужно лишь найти доказательства.

Подсказкой стали начальные строчки стихов из пролога к поэме «Возмездие»:

Жизнь – без начала и конца.

Нас всех подстерегает случай.

Над нами – сумрак неминучий,

Иль ясность Божьего Лица.

Но ты, художник, твёрдо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

Тебе дано бесстрастной мерой

Измерить всё – что видишь ты.

Твой взгляд – да будет твёрд и ясен.

Сотри случайные черты -

И ты увидишь: мир прекрасен.

Познай, где свет – поймёшь, где тьма.

«Познай, где свет – поймёшь, где тьма». Эти строчки часто цитируют, но что они означают? Что значит познать свет? Ответы поэт даёт в начальных строках пролога.


Подсказка первая.

Над нами – сумрак неминучий,

Иль ясность Божьего Лица.


Подсказка вторая.

Ты знай

Где стерегут нас ад и рай.


И наконец:

Познай, где свет – поймёшь, где тьма.


Другими словами:

Познай, где Бог – поймёшь, где тьма, ад и сам Дьявол.


Далее мои рассуждения сводились к следующему: в православной иконописной традиции существует иерархия цвета, где главным является цвет летнего полуденного солнца, и принадлежит он Богу. Поэтому на иконах одежды Бога всегда имеют жёлтый, охристый или золотой цвет, символизируя солнечный свет. Иногда Иисус Христос и Сам изображается на иконах как источник света, например, в образах «Спаса в Силах», в которых как бы материализуются слова: «Бог – это свет всему». Этот образ представлен на первой странице в иконе «Спас в Силах» Андрея Рублёва.

Кроме того, с Богом у христиан ассоциируются и такие знакомые нам всем понятия, как «Бог – это Любовь», «Бог – это Добро». И, наконец, сама божественная природа – это цветущий райский сад, то есть вечное лето. А теперь все вышеперечисленные, связанные непосредственно с Божественной Сущностью свойства сравним с теми, что предшествовали явлению «Христа в белом венчике» в поэме «Двенадцать».

Прежде обратим внимание на сопровождающий это явление цвет (свет). Далее – на время года, время суток, на возникающие, пока непонятно у кого, чувства, какие чувства. И, наконец, – на каком фоне произойдёт явление «двенадцати красногвардейцев».

«Чёрный вечер,

Белый снег,

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек

Ветер, ветер -

На всём Божьем свете!

Чёрное, чёрное небо.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…»

«Чёрный вечер», «чёрное небо», «злоба», ночь, снег, холод, вьюга – а ведь эта стихия диаметрально противоположна той, которую мы определили как природу Божественную. Поэтому и действовать в этой стихии может только антипод Божества, которым, как известно, является Антихрист.


«Антихрист (с греческого – противник Христа) лжехристос, некий могущественный человек беззакония, принявший силу, который появится на земле и, завладев ею силой и коварством, поведёт людей к безбожию. Сам воссядет во всей Церкви и будет требовать к себе поклонения».

«Энциклопедия Православной святости»

Во время работы над поэмой «Двенадцать» Блок сделал в своём дневнике такую запись:

«…Христос с красногвардейцами» (эти слова взяты у него в кавычки).

Едва ли можно оспорить эту истину, простую для людей, читавших Евангелие и думавших о нём». Следовательно, необходимым и главным условием для понимания смысла поэмы «Двенадцать» является знание Евангелия или хотя бы его внимательное прочтение.

(Как можно было изучать поэму, судить о ней не читая Евангелие, зная о том, что поэма написана по мотивам Евангелия).

Однако, уже можно с уверенностью сказать, что в облике Иисуса Христа «в белом венчике» действует Антихрист, а слова «Христос с красногвардейцами», взятые Блоком тоже в кавычки, могут означать только одно – Антихрист с «красногвардейцами».

Но тогда и «красногвардейцы» (в кавычках) тоже не совсем то, что мы думаем. Но кто скрывается за словом «красногвардейцы», узнать уже не представляет особого труда.

Обратимся вновь к Евангелию от Матфея и прочтём внимательно следующие строчки:

«Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно – избранных».

Ев. От Матфея гл.24 стих.

Другими словами, явятся лжехристы и лжепророки, чтобы обмануть многих, особенно «избранных». То есть лучших, которых, собственно, и обмануть легче.

Следующие строчки Евангелия, очень важные для понимания образа «Христа в белом венчике»:

«Святой Иоанн Богослов, созерцая в откровении события, предрекающее конец света, говорит, что Антихрист будет творить великие знамения – …огнь будет низводить с небес на землю перед людьми».

Это указанное в Писании знамение – самое главное из знамений явления Антихриста, и место его явления будет в воздухе.

Так разве не об этом главном знамении Антихриста говорит Блок в следующих строчках?


Заставка к телеспектаклю по поэме А. Блока «Двенадцать» Художник Герман Травников. 1970 г. «Кругом огни, огни, огни, оплечь ружейные ремни».


Гуляет ветер, Порхает снег, (воздух )

Идут двенадцать человек,

Винтовок чёрные ремни,

Кругом огни, огни, огни. – (нисходящий с небес огонь)

Кругом огни, огни, огни,

Оплечь ружейные ремни.

Блок не случайно повторяет слово «огни» шесть раз – это крик поэта, который, таким образом, хочет привлечь внимание читателя к слову.


Исследователь творчества А. Блока М. С. Петровский обратил внимание на один замечательный факт из истории создания поэмы «Двенадцать», почему-то выпавший из поля зрения литературоведов. Вот что он пишет: «Как-то осталось незамеченным, что в самый канун написания поэмы – 5 января 1918 года – Блок вспомнил пушкинских «Бесов».

Напомнив этот факт, который остался невостребованным литературной критикой, Петровский тоже не придаёт ему значения, или не хочет придавать, как и другие. А ведь чего проще – взять и сопоставить пушкинские строчки стихов из «Бесов» и строчки поэмы Блока.

А. Пушкин

«Мчатся тучи,

Вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий.

Мутно небо, ночь мутна».

«Хоть убей – следа не видно,

Сбились мы,

Что делать нам?

В поле бес нас водит. видно,

Да кружит по сторонам».

А. Блок

«Чёрный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всём Божьем свете!»

«Разыгралась чтой-то вьюга

Ой, вьюга, ой, вьюга,

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага».

Мы видим, что и Пушкин, и Блок одинаково описывают «бесовскую стихию» – зима, снег, вьюга, тёмная ночь.

А. Пушкин

«Там верстою небывалой

Он торчал передо мной.

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой».

А. Блок

«Снег вронкой завился,

Снег столбушкой поднялся.

Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!

Вскрутился к небу снежный прах»

И сами бесы у Пушкина и Блока одинаково проявляются – в образах завихряющихся столбов метели и сверкающих огней. Но, если у Пушкина разыгравшаяся «бесовская стихия» имеет локальный характер (где-то в степи,) то в поэме Блока она представлена гораздо масштабнее – «на всём Божьем свете». Да и в главном знамении пушкинские бесы уступают по мощности блоковским: так, у Пушкина – «искра малая», а у Блока – «огнь», усиленный шестикратным повторением этого слова, а в планах – «мировой пожар».

И тут непроизвольно приходит на память девиз некогда самой могущественной большевистской газеты «Правда» – «Из искры возгорится пламя». А девиз-то, прямо скажем, сатанинский. Выходит, с таким атрибутом газета была такой же «Правдой», как «Иисус Христос в белом венчике».

Из дневника Блока: «Марксисты – самые умные критики, и большевики правы, опасаясь «Двенадцати».

Оказывается, понимали «умные большевики», что А. Блок осуществляемую ими революцию отождествлял с «бесовщиной», потому и факт обращения к пушкинским «Бесам» был просто проигнорирован. Скорей всего, и рекомендации были по этому поводу – уж очень дружно литературная критика обошла стороной столь важный факт. А ещё Блок понял, что большевики не простят ему поэмы «Двенадцать». Отсюда постоянный страх за свою жизнь. Страх, который стал источником его не понятной болезни, не только для родных, но и для опытных врачей. Об этом писал Орлов Владимир Николаевич в своей книге «Гамаюн, посвящённой жизни и творчеству Александра Блока. Загадочной болезни и смерти поэта посвящена статья, которую я нашла в Интернете - «Загадочная гибель Александра Блока», где автор (имя не нашла), практически, дублирует факты, изложенные в книге. «В дни, когда поэту становилось лучше, «он разбирал и уничтожал архивы, блокноты, записи. Особенно тщательно он старался уничтожить все экземпляры «Двенадцати». После ночей, проведенных в кошмарах, он беспрестанно повторял жене, как в бреду: «Люба, поищи хорошенько, и сожги, все сожги». 1 В статье есть и другие версии случившегося, в том числе и официальная, но я не буду на них останавливаться.


М. Петровский отмечает, что «поэма („Двенадцать“) вбирает в себя всю традиционную символику числа двенадцать, так совокупное имя коллективного героя поэмы перекликается с числом евангельских апостолов».

Но всем понятно, что «двенадцать красногвардейцев» из поэмы совсем не похожи на двенадцать евангельских апостолов – первых учеников Христа. Тех, что из поэмы действительно хочется назвать «апостолами новой веры». Только вот какой веры? «Двенадцать» из поэмы не только не похожи на учеников Христа – это нечто противоположное им.

Апостолы – первые ученики Христа, которые после Его крестной смерти несли миру свет Его учения и Благую весть о Нём. А что нёс народу коллективный герой из поэмы:

«Свобода, свобода

Эх, эх, без креста».

………………………

«Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови…»

А теперь прочтём характеристику Блока на «коллективного героя»:

«… Идут двенадцать человек.

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!»

«Бубновый туз», как известно, знак уголовника-убийцы. Следовательно, «двенадцать» из поэмы – это банда уголовников, представляющие собой новую революционную власть.


«На спину б надо бубновый туз»


Собор двенадцати апостолов. Византийская икона начало XIV века. ГМИИ


Сравним двенадцать «красногвардейцев» – «апостолов новой веры» - как их называют некоторые литературные критики с двенадцатью апостолами – первыми учениками Христа, представленных на византийской иконе.

Икона, как и картинка с «красногвардейцами» Германа Травникова, представляет собой групповой портрет двенадцати апостолов, она будто специально написана для сравнения с группой «красногвардейцев» из поэмы Блока. Разница такая, что сразу можно сказать – двенадцать человек из поэмы – это антиподы двенадцати евангельских апостолов, и что слова Блока из дневника «Христос с красногвардейцами» означает только одно – произошло явление Антихриста с бесами.


Заставка к телеспектаклю по поэме «Двенадцать» 1970 г. Художник Герман Травников. «Ветер весёлый и зол и рад, крутит подолы, прохожих косит»


«Бесы» имеют то же физическое тело, однако «материя» их настолько тонкая, что они не могут быть видимыми человеку, если его «духовные двери восприятия» не открыты… и которые мгновенно материализуются в человеке бездуховном, безнравственном , какие и есть уголовники.

Иеромонах Серафим Роуз. Знаки явления бесов Журнал «Наука и религия». №2, 1991 год

Вот почему в самом начале поэмы в снежной метели слышатся только голоса пока ещё невидимых бесов, ищущих «открытые двери духовного восприятия», и которые, вырвавшись из тьмы ада на свободу, весело резвятся над своими проделками с прохожими:

Ветер весёлый

Изол и рад,

Крутит подолы

Прохожих косит.

Рвёт, мнёт и носит

Большой плакат:

«Вся власть учредительному собранию»

И пока проказы их довольно безобидны:

«Барышня в каракуле

Поскользнулась

И – бац – растянулась.

Тяни, подымай!»

Через некоторое время проявятся в метели и сами бесы, материализовавшиеся в матёрых уголовниках. (Какие могут быть «двери духовного восприятия» у уголовников).

После появления поэмы «Двенадцать» в печати писатель Иван Бунин в своём публичном выступлении обвинял Блока в «патологическом кощунстве», издевательстве над образом Христа:

«Какой-то сладкий Иисусик, пляшущий с кровавым флагом, а вместе с тем „в белом венчике из роз“ впереди этих скотов, грабителей, убийц».

Надо сказать, что и «двенадцать» – это совсем не коллективный герой, как пишет исследователь М. Петровский, так как впереди отряда идут три человека с конкретными именами – Ванька, Петька Андрюха – антиподы любимых учеников Христа.

Но почему именно эти антисущности возглавили отряд? Какая дьявольская роль уготовлена им Антихристом? Чтобы понять замысел Сатаны, обратимся к тексту Священного Писания.


Икона Преображение Господне. 1804 г. ГТГ. Москва. Апостолы (слева на право) Пётр, Иоанн, Иаков


Как сказано в Евангельской легенде, Иисус Христос незадолго до своей крестной смерти призвал к себе своих любимых учеников на гору Фавор, где пред ними преобразился, показав обитающего в себе Бога – отсюда и пошло слово «фаворит», то есть – посвящённый, любимый.

Среди свидетелей преображения Господня был любимый ученик Христа, будущий евангелист и автор книги Нового Завета «Апокалипсис» Иоанн Богослов, написавший своё откровение о конце света, о явлении Антихриста на землю.


Откровение Иоанна Богослова. Евангелист Иоанн Богослов с Прохором. Фрагмент царских врат. Кон. XV в. (ЦМиАР)


Поэтому в авангарде, ведомом Антихристом, идёт антипод Иоанна Богослова бес Ванька, цель которого – уничтожить свидетельство Иоанна Богослова об Иисусе Христе, уничтожить Его Учение.

Другим свидетелем Преображения был апостол Пётр, о котором Христос скажет, что именно он станет тем камнем, на котором будет созиждется Церковь, и что ему будет доверено хранить ключ от Царствия Небесного, то есть от Рая, по другой легенде – и ключ от Ада. А ключ или два ключа станут опознавательными атрибутами в иконографии образа апостола Петра.


Икона. Апостол Пётр. Византия XIV век. ГТГ. (Апостол Пётр с одним ключом)


Икона «Апостол Пётр» XIV век. Государственный Русский музей. (Апостол Пётр с двумя ключами)


Именно поэтому бес Петька – антипод апостола Петра должен был лично участвовать в разрушении Церкви и христианских основ государства. Петька сотворит дьявольскую штуку: заманивая «в рай отдельно взятого государства», показывая ключ от него, он обманет поверивших в него людей – подменит ключ и откроет врата не в рай, а в ад революции, гражданской войны, голода, холода. Следовательно, Ванька и Петька не только лжепророки, но и антипреображенцы.

Александр Солженицын в книге «Черты двух революций» писал: «После революции 1917 года большевизм стал антиподом того, чем жила Россия духовно до тех пор».

Однако третьим свидетелем преображения Христа на горе Фавор был апостол Иаков. Значит, по предполагаемой логике, в авангарде антипреображенцев должен был находиться лже-Иаков, но Блок почему-то заменил его на лже-Андрея. По-моему, это можно объяснить следующим образом.

Как известно, все двенадцать учеников Христа были основателями христианских общин в разных странах, выпавших им для миссионерской деятельности по жребию. Там они проповедовали Благую весть о Христе и Его учение, поэтому основанные ими церкви стали называть апостольскими, которые считались церквями высшего ранга.

Апостол Иаков стал основателем христианской церкви на древней земле Палестины, поэтому антипод Иакова, или лже-Иаков, мог быть в авангарде «двенадцати» в том случае, если бы революция свершалась, например, в Иудее.

Но революция происходила в России, где, согласно дошедшим до нас древним легендам, основателем апостольской церкви в Древней Руси был апостол Андрей Первозванный.


Распятие апостола Андрея Первозванного. Мозаика. Кафедральный собор святого апостола Андрея Первозванного. Греческий город Патры, где был казнён апостол.


«Святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили» .

Засвидетельствовал определением своим Киевский Собор 1621 года.

В дореволюционной России с именем Андрея Первозванного были связаны высшие государственные знаки доблести и славы, учреждённые Петром Великим. Это Андреевский флаг, флаг военно-морских сил России, через семьдесят лет вернувшийся на Российские военные корабли.


Андреевский флаг представляет собой белое полотнище, на котором расположен синий крест, названный Андреевским, в знак принятия апостолом Андреем мученической смерти на привязанном (для продления мучений) косом кресте.


Орден Святого апостола Андрея Первозванного. 1699 г.


Орден Святого Андрея Первозванного – высшая награда царской России со времён Петра I, ныне высший государственный орден, возвращённый в систему российских наград.

Значит, все эти знаки доблести и славы должен был уничтожать лже-Анрей – Андрюха. Можно сказать, что чем выше в иерархии Божественная Сущность, тем сильнее, тем беспощаднее её антисущность, тем страшнее её антипод.

Вот почему так яростно, так беспощадно уничтожалось «до основания» всё то, что составляло духовную основу государства в России.

Конец ознакомительного фрагмента.

«Познай, где свет – поймешь, где тьма» Л. Крыловой-Лопаченко – это глубокий литературный и философский анализ известной поэмы А. Блока «Двенадцать» с точки зрения христианского учения о Святой Апостольской Церкви и грядущем апокалипсисе. Изучив дневники поэта и труды многих литературоведов, автор повествует об истинном смысле произведения, ставшем «гимном» революции.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Произведение было опубликовано в 2018 году издательством Интернациональный Союз писателей. Книга входит в серию "Библиотека Интернационального Союза писателей". На нашем сайте можно скачать книгу "Познай, где свет – поймешь, где тьма" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.