Понятия «метод», «научный метод». Типология методов научного исследования
Курс лекций
По дисциплине "Исследование систем управления "
1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования. 3
2. Объект и предмет исследования. 6
3. Менеджер исследовательского типа. 7
5. Роль методологии в исследовании систем управления. 8
7. Разработка гипотезы и концепции исследования. 12
8. Диалектический подход в исследовании систем управления. Его практическая формула. 14
9. Общенаучные методы в исследовании систем управления: эмпирические и мыслительно-логические. 17
10. Методы классификации, обобщения и типологии. 18
11. Методы морфологического анализа. 21
12. Методы доказательства. 23
13. Методы моделирования в исследовании систем управления. 25
14. Полемика как метод исследования систем управления. 25
15. Метод экспериментирования. 27
17. Системный подход в ИСУ: понятие, системный анализ Содержание понятия "система" 27
18. Системный подход в ИСУ: принципы систем подхода. 29
20. Специфические методы ИСУ. 33
21. Специфические методы изучения документов. 33
22. Специфические методы социологических исследований управления. 33
23. Специфические методы экспериментирования и деловая игра. 34
24. Специфические методы тестирования. 35
25. Специфические методы экспертных оценок и SWOT-анализа. 36
26. Специфические методы исследования взаимодействия фактов. 38
27. Диверсификация исследования. 39
28. Метод интуитивного поиска в ИСУ. 40
29. Метод "мозгового штурма". 42
30. Метод синетики в ИСУ. 42
31. Метод проектирования концепций. 44
32. Метод Метчета в ИСУ. 45
33. Планирование процесса ИСУ. 46
34. Организация процесса ИСУ. 47
35. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса. 48
36. Научная и практическая эффективность исследования (оценки в ИСУ) Роль оценивания в исследовании систем управления. 50
37. Диагностика СУ (фактологическое обеспечение исследования) Система фактов, фактология. 52
38. Мышление исследователя Мышление в исследовательской и управленческой деятельности. 54
39. Креативное образование современного менеджера. 56
1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования
Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование -процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".
В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".
Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.
Многие считают, что исследования - это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, - главным фактором повышения эффективности управления.
Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.
В связи с этим можно построить определение понятия "исследование" следующим образом. Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.
Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
Типология исследования
Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.
По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, то есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.
Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.
Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследований незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени продолжительные и непродолжительные.
Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.
Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.
По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).
В практике управления встречаются все эти типы исследований.
ТИПОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Настоящий научный эксперимент требует тщательной и длительной подготовки, в ходе которой осуществляются:
1. Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.
2. Подбор и анализ литературы.
3. Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования.
4. Подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик.
5. Выбор схемы организации и проведения эксперимента.
6. Подготовка и проведение эксперимента.
7. Обработка и анализ полученных в эксперименте результатов.
8. Формулировка на основе полученных данных выводов и практических рекомендаций.
Практически почти каждый из названных этапов подготовки, организации и проведения эксперимента, за исключением только некоторых, может выступать и как вполне самостоятельное, независимое исследование. В этой связи выделяют кроме эксперимента по меньшей мере еще шесть видов психолого-педагогических исследований:
1. Обзорно-аналитическое.
2. Обзорно-критическое.
3. Теоретическое.
4. Эмпирическое описательное.
5. Эмпирическое объяснительное.
6. Методическое.
Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оценить исследования, посвященные избранной теме. Основная задача состоит в том, чтобы по имеющимся литературным данным определить общее состояние дел, выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.
Информационный материал, накопленный в результате изучения литературы, представляется в виде научного реферата, где кроме обзора проведенных исследований и краткого изложения их результатов содержится обстоятельный анализ имеющихся данных.
Если подобного рода исследование выполняется не как самостоятельное, а как часть более сложного исследования, например как начальный этап планируемого эксперимента, то письменный текст, полученный в его результате, может стать отдельной главой в описании экспериментальной работы.
Глава 2, Виды научных психолого-педагогических исследований
Из всех выделенных выше видов психолого-педагогических исследований обзорно-аналитическое является наименее трудоемким. К нему предъявляются обычно следующие основные требования:
а) соотнесенность содержания анализируемой литературы с
избранной темой;
б) полнота списка изученной литературы;
в) глубина проработки первичных литературных источников
в содержании реферата;
г) систематичность изложения имеющихся литературных
данных;
д) логичность и грамотность текста реферата, аккуратность
его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на
данный день библиографических требований.
В заключение реферата рекомендуется делать выводы, касающиеся состояния дел по изучаемой проблеме: кратко и точно сформулировать, что уже сделано по избранной проблеме, что предстоит сделать для того, чтобы полностью ответить на все вопросы, связанные с данной проблемой.
В качестве приложения обычно дается список проработанной литературы.
Обзорно-аналитическое исследование может носить критический характер и называться обзорно-критическим. В этом случае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должны быть представлены подробная и аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления автора реферата по поводу того, что описывается в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями время от времени может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным между аналитической, критической и конструктивно-теоретической частями работы.
Теоретическим называется исследование, в котором кроме обзора и критического анализа литературы имеются собственные теоретические предложения автора, направленные на решение
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных, предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений.
В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование обычно проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэтому, как правило, содержит в себе методическую часть.
Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа ученый или практик просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без их личного вмешательства. В этом отличие эмпирического исследования от экспериментального. Если, например, ученый ставит перед собой задачу исследовать процесс умственного развития детей и далее просто констатирует то, как этот процесс происходит в естественных условиях, то такое исследование будет эмпирическим. Если же ученый изменяет учебный процесс таким образом, чтобы он приобрел умственно развивающий характер, то такое исследование становится психолого-педагогическим экспериментом.
Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным. В исследовании первого типа опытным путем добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов. Такое объяснение содержит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.
В особую группу выделяются так называемые методические исследования. Их основная цель заключается в том, чтобы разработать, обосновать и проверить на практике по критериям ва-
_____ Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований _
лидности, надежности, точности и однозначности некоторую новую психодиагностическую методику или создать методику, формирующую некоторое психологическое качество. Если создаваемая методика тестового типа, то для нее обязательно устанавливаются тестовые нормы, а также точно описываются и выверяются процедура, правила проведения, способы анализа и интерпретации получаемых данных. Если же создаваемая методика формирующего типа, то, во-первых, должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование, во-вторых, дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.
Метод - это система правил, принципов и приемов в изучении явлений и закономерностей развития природы, общества и мышления или практической преобразующей деятельности человека. Под методологией понимают учение, науку о методах научного познания и преобразования действительности. Метод обуславливается объектом познания, по своему смыслу он объективен. Формируется метод субъектом познания, это результат проявления его активности. В целом же научный метод - это диалектическое единство объективного и субъективного. Метод тесно связан с теорией. Метод выступает как орудие, средство, а теория - как результат познания. Но это такой результат, который сам влияет на средство, развивает его, дает ему научную обоснованность. Метод является способом познания объекта. Его назначение - раскрывать познавательные возможности человека, направлять и упорядочивать процесс познания.
Итак, научный метод как своеобразное орудие познания - это внутренняя закономерность движения мысли к объекту, совокупность правил и приемов, а также идей и принципов, которые лежат в их основе и обусловлены объективными законами отражаемой действительности.
Все научные методы, в зависимости от того, в узкой или более широкой сфере они применяются, можно разделить на три основных вида или группы.
Общефилософский (универсальный) метод. Этим методом пользуются ученые при исследовании всех областей действительности и на всех этапах каждого конкретного познавательного процесса.
Общенаучные методы. Они используются также всеми или почти всеми науками, но, в отличие от общего метода, не на всех этапах познавательного процесса, а только на строго определенных, для раскрытия соответствующих сторон или свойств предмета или явления.
Частичные методы. Они предназначены для исследования конкретных явлений действительности и применяются, как правило, в пределах одной науки.
На роль общего может претендовать метод, который, во-первых, не навязывается науке извне, а является адекватным отражением материальной действительности; во-вторых, основанный не на частных законах, которые отражают развитие той или иной области действительности, а на законах общих, отражающих развитие всех областей природы, общественной жизни и мышления. Роль такого метода выполняет наука диалектика.
К основным требованиям общего метода следует отнести: объективность исследования; всесторонность рассмотрения; конкретно-исторический подход; раздвоение целого и познание его противоположных сторон; единство количественного и качественного анализа; соединение критического подхода и преемственности в познании; познание от явления к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности. Диалектический метод служит также интегрирующей основой общенаучных и частных методов, ориентируя их на целостное освоение объективной реальности.
К общенаучным методам относятся приемы, которые отработаны усилиями многих или некоторых групп науки. Эти методы и соответствии с логикой познавательного процесса делят на три группы: эмпирические, теоретические и общелогические.
Эмпирическое исследование объекта, как правило, начинается с наблюдения.
(1.) Наблюдение - целенаправленный и планомерный процесс восприятия предметов и явлений объективного мира, их свойств. Оно включает такие этапы: а) выбор объекта и темы исследования; б) описание результатов; в) анализ; г) выводы. Хотя наблюдение принадлежит к эмпирическому уровню познания, мышление в нем играет активную роль, определяя познавательную цель, обеспечивая рациональное выражение результатов исследования в форме понятий, знаний, схем и др. Наблюдение может проводиться в естественных или искусственных условиях. Наблюдение объекта в намеренно создаваемых, искусственных условиях имеет ту особенность, что позволяет избежать несущественных элементов, обеспечивает изучение их влияния на объект в «чистом» виде. Такой способ познания называется экспериментом. (2.) Эксперимент - это научно поставленный опыт, при котором объект или искусственно воссоздается, или переносится в искусственные условия существования. В зависимости от цели исследования существуют эксперименты:
а) поисковые, целью которых является открытие новых явлений, процессов и их свойств;
б) проверочные, проводимые для подтверждения или опровержения того ли иного теоретического предположения, гипотезы;
в) конструктивные, в ходе которых создаются новые вещества, материалы, конструируются новые устройства.
В процессе эксперимента применяются такие методы, как наблюдение, измерение, описание и др. Кроме указанных специфических методов, на эмпирическом уровне научного познания применяются также методы, которые являются общими (общелогическими) как для эмпирического, так и для теоретического уровней. К ним принадлежат: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, моделирование, аналогия и др.
Анализ и синтез являются взаимообусловленными методами познания. (1.) Анализ - это расчленение предмета на его составные части с целью их всестороннего изучения. Аналитический метод направлен на определение внутренних тенденций и возможностей предмета. Он широко применяется во всех науках. (2.) Синтез - обратный процесс. Это соединение ранее выделенных частей предмета (признаков, свойств, отношений) и единое целое. Причем не простое механическое соединение элементов целого, а процесс познания, в ходе которого раскрывается место и роль каждого элемента в системе целого.
К общелогическим методам научного исследования относят и такие методы, как индукция и дедукция. (3.) Индукция (от лат. inductio - наведение) - это один из методов, который непосредственно опирается на данные наблюдений и экспериментов. Индукция направлена на познание общего через исследование единичного и частного. Предпосылкой индукции является основательное ознакомление с фактами, которые отражают соответствующие стороны и свойства предметов и явлений. Итак, индукция - это такой метод научного познания, который позволяет на основании знаний об отдельном делать вывод об общем; это способ мышления, с помощью которого устанавливается обоснованность выдвинутого предположения или гипотезы.
В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией, органически связана с нею. (4.) Дедукция (от лат. deductio - вывод) - это метод, с помощью которого на основе знания общего познается частичное, единичное. Дедуктивное умозаключение - это вывод некоего утверждения из одного или нескольких других утверждений, истинность которых уже установлена.
К группе методов, применяемых на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования, относится абстрагирование. (5.) Абстрагирование - это метод обособления некоторых свойств и отношений объекта и одновременно концентрация основного внимания на тех свойствах и отношениях, которые являются непосредственным объектом научного исследования. Использование приемов абстрагирования обусловлено тем, что реальным процессам действительности присущи разнообразные свойства, охватить которые в целом практически невозможно.
Абстрагирование существует в органическом единстве с методом обобщения. (6.) Обобщение - это логическое завершение абстрагирования, распространение общих признаков предметов на все предметы данного множества. Примером обобщения служит переход мысли от суждения «трение является источником теплоты» в суждению «любое механическое движение способно превращаться в теплоту».
Наряду с абстрагированием и обобщением существуют методы (7.) моделирования и (8.) аналогии. Это методы, основанные на перенесении знаний, полученных при анализе определенного объекта (модели), на подобный объект, но менее изученный. Моделирование и аналогия играют важную эвристическую роль в научных открытиях, они являются источником научных гипотез, индуктивных соображений.
К главным методам и средствам теоретического исследования относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы, метод формализации и др.
Логическим стержнем построения научной теории, которая интегрирует каждую частичку, является (1.) метод восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное в мышлении является наиболее глубоким и содержательным знанием о явлениях действительности, поскольку содержание должно отражать не внешние признаки предмета, а различные существующие стороны, связи, отношения в их внутренней необходимой связи.
В соответствии с этим методом познание может идти двумя самостоятельными этапами: на первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного к абстрактному признаку. Единый объект расчленяется и описывается с помощью множества понятий, отражающих отдельные стороны и свойства объекта. Любой процесс мышления начинается с создания элементарных вопросов и абстракций, в которых обобщаются отдельные признаки, свойства предметов материального мира. На втором этапе познания осуществляется процесс перехода от абстрактного к конкретному. Суть этого процесса состоит в том, что происходит движение мысли от абстрактных признаков объекта к всестороннему, многогранному познанию изучаемого объекта. На этом этапе происходит увязывание отдельных абстрактных понятий в целостность объекта.
Таким образом, метод восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой закон познания, в соответствии с которым мышление переходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении, а от него - к конкретному в мышлении.
Исторические и логические исследовательские приемы используются в рамках восхождения от абстрактного к конкретному. (2.) Исторический метод предусматривает рассмотрение объективного процесса развития объекта, реальной его истории со всеми ее поворотами, особенностями. Это определенный способ воспроизведения в мышлении исторического процесса в его хронологической последовательности и конкретности. (3.) Логический метод - это отражение исторического процесса в абстрактной и теоретической последовательной форме. То есть логическое познание по своей сути тоже историческое, но освобожденное от случайностей, деталей, зигзагов. Исторический и логи-1 ческий исследовательские приемы едины, ведь с их помощью изучается один и тот же объект, генезис его возникновения и раз- 1 вития.
В теоретическом познании широко применяется также метод формализации. (4.) Формализация - это метод изучения различных объектов путем отражения их содержания и структуры в знаковой форме, с помощью разнообразных «искусственных языков» (математического, математической логики, химии, радиотехники и др.). Формализация как средство познания имеет огромное значение. В частности, она проложила путь компьютеризации, помогла в передаче информационным машинам некоторых моментов интеллектуальной деятельности человека.
Структура занятияЧто такое научное исследование
Составные исследования
Проблема исследования: социальная VS научная
Операционализация и концептуализация
Типология исследования:
дедукция vs индукция;
теоретическое vs прикладное;
exploratory/explanatory/descriptive
Research cycle
Дизайн исследования
Особенности научного стиля
Что такое исследование?
Исследование (по Г Миллер и Г.Николсон) - процесс обозначенияобщественно важных вопросов и поиска дисциплинарноориентированных и систематических ответов на них
The systematic investigation into and study of materials, sources, etc, in
order to establish facts and reach new conclusions. b. an endeavour to
discover new or collate old facts etc. by the scientific study of a subject or
by a course of critical investigation (Oxford Concise Dictionary)
Исследование имеет обоснованную методологию и использует
определенные методы
Исследование обращается к ранее накопленному научному
знанию
Исследование имеет четкую структуру, использует научную
лексику, стремится к производству научного знания
Чем не является исследование:
поиск литературы и обобщение
поиск информации и обобщение
описание наблюдения/положения дел
доклад, реферат
просто любой поиск, который заканчивается
обобщением
Что такое исследование?
Исследование это то, что мы делаем, когда у нас естьвопрос или проблема, которую мы хотим решить
Мы можем уже думать, мы знаем ответ на наш вопрос
Мы можем думать, что ответ очевиден
Но пока мы не подвергли нашу задачу к строгому
научному исследованию, наше «знание» остается чуть
больше догадок или в лучшем случае, это интуиция
Первый приоритет: сформулировать ваш вопрос
Затем выяснить, как вы собираетесь ответить на него
Как уже другие ответили на него?
Каким образом ваше предложение вписывается в то, что
другие сделали?
Как вы будете знать, когда вы ответили на это?
После этого вы можете представить свой ответ
Составные исследования
Цель научного исследования - сделать вывод; разрешитьзагадку, раскрыть парадокс
Выводы могут быть экстраполированы, могут вести к
абстрактным обобщениям (теория)
Процедура публична
Содержание составляет метод
Уровни исследования:
Теоретический – абстрактные концепты и их взаимосвязь
Эмпирический – проверка теоретических постулатов
Цикличность! Необходимость комплексного использования
теоретических и эмпирических методов
Исследовательский вопрос
Предмет и объект
Исследовательская проблема + суб-проблемы
План
Методология
Методы
Гипотезы
Факты и данные
Анализ и выводы
Проблема исследования: социальная vs научная
Объект исследования - это то, что мынамерены изучать (например, явление
безработицы или бедности).
Предмет исследования - это указание на
особую проблему, которую мы собираемся
как минимум поставить, а если приложить
достаточно усилий, то и решить
Социальная проблема – остро стоящая
перед обществом проблематика
Исследовательская проблема – попытка
понять суть явления, выявить причинноследственные связи
Концептуализация и операционализация
Концептуализация - определение теоретического смысласлов и превращение их тем самым в понятия
Концептуальная схема объединяет объект, предмет и цели
исследования.
Бусы – это концепция, а бусины это концепты
Операционализация – процесс определения понятий
эмпирическим образом с целью возможности их измерения и
проведения наблюдений (достоверность, валидность,
перевод показателя в переменные)
Операционализация необходима для установления связи
концептуального аппарата с его методическим
инструментарием
Интерпретация – объяснение результатов
Типология исследований
Количественное исследование –статистическая интерпретация
Качественное исследование – смысловая
интерпретация
Теоретическое - абстрактные концепты и их
взаимосвязь
Прикладное - проверка теоретических
постулатов
NB Цикличность! Необходимость комплексного
использования теоретических и эмпирических
методов
Объяснительное (разведывательное, explanatory): Что? Где?
Когда? Зачем? Почему? – initial research
Описательное (descriptive): задокументировать наблюдение:
Как? - additional information
Исследовательское (аналитическое, exploratory): понять,
какие процессы лежат в основе заданного парадокса, выявить
закономерности: «Если... , то...» - ideas to causes & effects –
Эмпирика, причинно-следственные связи
Рефлективное – подтвердить существующее исследование,
актуальность и соответствие
Research process
?10. Research process
11. Дизайн исследования
Дизайн исследования – процесс проектирования/планированияисследования, а так же результаты этого процесса
(исследовательские предложения, основные элементы,
ожидаемые результаты)
NB! Ответ на логические вопросы, а не логистические (какие
данные нам необходимы, чтобы ответить на исследовательский
вопрос)
Дизайн исследования:
Позитивисткий (theory testing) – поиск генерализированных
паттернов, основанных на объективном анализе реальности:
Лабораторные и «полевые» эксперименты, опросы «в
полях», анализ вторичных источников, кейс-стади
Интерпретативный (theory building) – субъективные
интерпритации социальных феноменов, с точки зрения
вовлеченных субъектов:
Кейс-стади, action-research, этнография
12. Особенности научного стиля
ЯсностьЛогичность (смысловые связи)
Последовательность
Использование методов
Научный язык
Логика: тезис - доказательство
13. Домашнее задание
ВСЕМ: Прочитать и проанализировать статью:В.В. Радаев (2011). Как написать академический текст
Придумать пример социальной и научной
проблемы
Придумать пример исследовательского вопроса
Статья доступна по ссылке:
https://social.hse.ru/data/2011/07/07/1214584250/%D0%A0%D0
%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D0%B2%20%D0%9A
%D0%B0%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF
%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C
%20%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC
%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA
%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BA
%D1%81%D1%82.pdf
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – это учение о принципах построения, методах, формах организации и способах научного познания.
Метод - (метод исследования) - 1.Прием, способ, образ действия. 2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта . В широком смысле сюда относятся и самые общие принципы , лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, - понятие метода распространяется на различные области практики. Разработке и совершенствованию методов в науке уделяется специальное внимание , поскольку необходима уверенность в достоверности полученных данных, а потому - и в оптимальности способа их получения.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.
Типология. Методы научного познания подразделяются на всеобщие философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы исследования.
I. Всеобщие философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К ним относятся также такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
Диалектика (от греч. dialectic - искусство вести беседу, спор) - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии различают три основные формы диалектики.
1. Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в учениях Гераклита, доказывающего, что «все течет, все изменяется», Платона, понимавшего диалектику как искусство диалога, Зенона, пытавшегося выразить реальные противоречия в логике понятий, и некоторых других.
2. Немецкая идеалистическая диалектика была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно - Гегелем в его работе «Наука логики». Гегель проанализировал важнейшие законы и категории диалектики, логики и теории познания, сформулировал основные принципы диалектического метода, ввел идею развития в понимание всех явлений реальной действительности.
3. Материалистическая диалектика, основы которой были разработаны классиками марксизма. Эта форма диалектики вобрала в себя все позитивное, что было накоплено предшествующим развитием философии и науки.
В процессе познания и практики часто применяют также метафизический метод, который является антиподом диалектического метода. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был введен в I в. до н. э. комментатором философии Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил после физики те работы, в которых речь шла об общих вопросах бытия и познания, и назвал ее «метафизика». «метафизика»имеет три основных значения:
Философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля;
Особая философская наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных выводов и отвлечений от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем. Представители современной западной науки (Агасси и др.) задачу метафизики видят в создании картины мира, тех или иных моделей реальности, онтологических схем на основании обобщения частнонаучного знания;
Философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Далее рассмотрим именно этот аспект понятия«метафизика»(как антидиалектику).
Самая характерная, существенная черта метафизики - односторонность, абсолютизация одной из сторон процесса познания. Метафизика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических формах, среди которых можно выделить две основные.
II. Общенаучные методы исследования, так же, как и другие методы познания, классифицируются по степени общности и сфере действия. Они получили широкое развитие и применение в науке XX в. Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным относятся такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "вероятность", "оптимальность".
в структуре общенаучной методологии чаще всего выделяют три уровня методов и приемов научного исследования:
· методы эмпирического исследования - наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение;
· методы теоретического исследования - моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-де- дуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.;
· общелогические методы научного исследования - анализ и синтез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация, вероятностно-статистические методы, системный подход и др. Более подробно общенаучная методология будет рассмотрена в следующей главе.
III. Частнонаучные методы исследования. Определяются, прежде всего, специфическим характером отдельных форм движения материи. Каждая сколько-нибудь развитая наука, имея свой особый предмет и свои теоретические принципы, применяет свои особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.
Частнонаучную методологию чаще всего определяют как совокупность методов, принципов и приемов исследования, применяемых в той или иной науке. К ним обычно относят механику, физику, химию, геологию, биологию, социальные науки.
III. Дисциплинарные методы научного исследования, т. е. системы приемов, принципов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои методы исследования.
V. Методы междисциплинарного исследования. Углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, приемы и методы одних наук все более широко используются в других, например, применение физических и химических методов в биологии, медицине. Это порождает проблемы методов междисциплинарного исследования. Последние можно определить как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Эти методы широко применяются в комплексных научных программах.
14. Методы и формы. Эмпирический уровень научного познания направлен на исследование явлений (иными словами, форм и способов проявления сущности объектов, процессов, отношений), он формируется при использовании таких методов познания, как наблюдение, измерение, эксперимент. Основные формы существования эмпирического знания – группировка, классификация, описание, систематизация и обобщение результатов наблюдения и эксперимента.
Эмпирический уровень научного познания использует следующие методы:
1. Наблюдение. Научное наблюдение – это система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта познания. Основное методологическое условие правильного научного наблюдения – это независимость результатов наблюдения от условий и процесса наблюдения. Выполнение этого условия обеспечивает как объективность наблюдения, так и реализацию его основной функции – сбора эмпирических данных в их естественном, природном состоянии.
Наблюдения по способу проведения делятся на:
– непосредственные (сведения получаются непосредственно органами чувств);
– косвенные (органы чувств человека замещены техническими средствами).
2. Измерение. Научное наблюдение всегда сопровождается измерением. Измерение – это сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. Измерение является признаком научной деятельности, поскольку любое исследование становится научным только тогда, когда в нём происходят измерения.
В зависимости от характера поведения тех или иных свойств объекта во времени, измерения делятся на:
– статические, в которых определяют постоянные во времени величины (внешние размеры тел, вес, твердость, постоянное давление, удельная теплоемкость, плотность и т. п.);
– динамические, в которых находят меняющиеся во времени величины (амплитуды колебаний, перепады давлений, температурные изменения, изменения количества, насыщенности, скорость, показатели роста и т.д.).
По способу получения результатов измерения делятся на:
– прямые (непосредственное измерение величины измерительным прибором);
– косвенные (путем математического расчета величины из её известных соотношений с какой-либо величиной, получаемой путем прямых измерений).
Назначение измерения состоит в том, чтобы выразить свойства объекта в количественных характеристиках, перевести их в языковую форму и сделать основой математического, графического или логического описания.
3. Описание. Результаты измерения используются для научного описания объекта познания. Научное описание – это достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.
Назначение описания состоит в том, чтобы перевести чувственную информацию в удобную для рациональной обработки форму: в понятия, в знаки, в схемы, в рисунки, в графики, в цифры и т.д.
4. Эксперимент. Эксперимент – это исследовательское воздействие на объект познания для выявления новых параметров его известных свойств или для выявления его новых, ранее неизвестных свойств. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что экспериментатор, в отличие от наблюдателя, вмешивается в естественное состояние объекта познания, активно воздействует и на него самого, и на процессы, в которых этот объект участвует.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30