Понятия «метод», «научный метод». Типология методов научного исследования

Курс лекций

По дисциплине "Исследование систем управления "

1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования. 3

2. Объект и предмет исследования. 6

3. Менеджер исследовательского типа. 7

5. Роль методологии в исследовании систем управления. 8

7. Разработка гипотезы и концепции исследования. 12

8. Диалектический подход в исследовании систем управления. Его практическая формула. 14

9. Общенаучные методы в исследовании систем управления: эмпирические и мыслительно-логические. 17

10. Методы классификации, обобщения и типологии. 18

11. Методы морфологического анализа. 21

12. Методы доказательства. 23

13. Методы моделирования в исследовании систем управления. 25

14. Полемика как метод исследования систем управления. 25

15. Метод экспериментирования. 27

17. Системный подход в ИСУ: понятие, системный анализ Содержание понятия "система" 27

18. Системный подход в ИСУ: принципы систем подхода. 29

20. Специфические методы ИСУ. 33

21. Специфические методы изучения документов. 33

22. Специфические методы социологических исследований управления. 33

23. Специфические методы экспериментирования и деловая игра. 34

24. Специфические методы тестирования. 35

25. Специфические методы экспертных оценок и SWOT-анализа. 36

26. Специфические методы исследования взаимодействия фактов. 38

27. Диверсификация исследования. 39

28. Метод интуитивного поиска в ИСУ. 40

29. Метод "мозгового штурма". 42

30. Метод синетики в ИСУ. 42

31. Метод проектирования концепций. 44

32. Метод Метчета в ИСУ. 45

33. Планирование процесса ИСУ. 46

34. Организация процесса ИСУ. 47

35. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса. 48

36. Научная и практическая эффективность исследования (оценки в ИСУ) Роль оценивания в исследовании систем управления. 50

37. Диагностика СУ (фактологическое обеспечение исследования) Система фактов, фактология. 52

38. Мышление исследователя Мышление в исследовательской и управленческой деятельности. 54

39. Креативное образование современного менеджера. 56


1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека Понятие исследования

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование -процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества".

В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".

Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования - это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, - главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

В связи с этим можно построить определение понятия "исследование" следующим образом. Исследование - это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Исследование - это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

Типология исследования

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, то есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследований незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени продолжительные и непродолжительные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

В практике управления встречаются все эти типы исследований.

ТИПОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Настоящий научный эксперимент требует тщательной и дли­тельной подготовки, в ходе которой осуществляются:

1. Выделение темы и предварительное определение пробле­мы исследования.

2. Подбор и анализ литературы.

3. Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования.


4. Подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик.

5. Выбор схемы организации и проведения эксперимента.

6. Подготовка и проведение эксперимента.

7. Обработка и анализ полученных в эксперименте результатов.

8. Формулировка на основе полученных данных выводов и практических рекомендаций.

Практически почти каждый из названных этапов подготов­ки, организации и проведения эксперимента, за исключением только некоторых, может выступать и как вполне самостоятель­ное, независимое исследование. В этой связи выделяют кроме эксперимента по меньшей мере еще шесть видов психолого-педагогических исследований:

1. Обзорно-аналитическое.

2. Обзорно-критическое.

3. Теоретическое.

4. Эмпирическое описательное.

5. Эмпирическое объяснительное.

6. Методическое.

Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитан­ного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оце­нить исследования, посвященные избранной теме. Основная за­дача состоит в том, чтобы по имеющимся литературным данным определить общее состояние дел, выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предсто­ит найти ответы.

Информационный материал, накопленный в результате изу­чения литературы, представляется в виде научного реферата, где кроме обзора проведенных исследований и краткого изложения их результатов содержится обстоятельный анализ имеющихся данных.

Если подобного рода исследование выполняется не как са­мостоятельное, а как часть более сложного исследования, напри­мер как начальный этап планируемого эксперимента, то пись­менный текст, полученный в его результате, может стать отдель­ной главой в описании экспериментальной работы.


Глава 2, Виды научных психолого-педагогических исследований

Из всех выделенных выше видов психолого-педагогических исследований обзорно-аналитическое является наименее трудо­емким. К нему предъявляются обычно следующие основные тре­бования:

а) соотнесенность содержания анализируемой литературы с
избранной темой;

б) полнота списка изученной литературы;

в) глубина проработки первичных литературных источников
в содержании реферата;

г) систематичность изложения имеющихся литературных
данных;

д) логичность и грамотность текста реферата, аккуратность
его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на
данный день библиографических требований.

В заключение реферата рекомендуется делать выводы, касаю­щиеся состояния дел по изучаемой проблеме: кратко и точно сформулировать, что уже сделано по избранной проблеме, что предстоит сделать для того, чтобы полностью ответить на все вопросы, связанные с данной проблемой.

В качестве приложения обычно дается список проработан­ной литературы.

Обзорно-аналитическое исследование может носить крити­ческий характер и называться обзорно-критическим. В этом слу­чае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должны быть представлены подробная и аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления автора реферата по поводу того, что описывает­ся в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями время от вре­мени может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным между аналитической, критической и конструктивно-теорети­ческой частями работы.

Теоретическим называется исследование, в котором кроме об­зора и критического анализа литературы имеются собственные теоретические предложения автора, направленные на решение


Часть II. Введение в научное психологическое исследование

К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных, предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рас­суждений.

В основу эмпирического, или опытного, исследования поло­жены не литературные данные, не понятия, а реальные досто­верные факты. Такое исследование обычно проводится с исполь­зованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэто­му, как правило, содержит в себе методическую часть.

Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной си­туации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследо­вании подобного типа ученый или практик просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без их личного вмешательства. В этом отли­чие эмпирического исследования от экспериментального. Если, на­пример, ученый ставит перед собой задачу исследовать процесс умственного развития детей и далее просто констатирует то, как этот процесс происходит в естественных условиях, то такое иссле­дование будет эмпирическим. Если же ученый изменяет учеб­ный процесс таким образом, чтобы он приобрел умственно раз­вивающий характер, то такое исследование становится психо­лого-педагогическим экспериментом.

Эмпирическое исследование может быть описательным и объ­яснительным. В исследовании первого типа опытным путем до­бываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. Объяснительное эмпи­рическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов. Такое объяснение содер­жит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависи­мостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.

В особую группу выделяются так называемые методические исследования. Их основная цель заключается в том, чтобы раз­работать, обосновать и проверить на практике по критериям ва-


_____ Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований _

лидности, надежности, точности и однозначности некоторую но­вую психодиагностическую методику или создать методику, формирующую некоторое психологическое качество. Если со­здаваемая методика тестового типа, то для нее обязательно уста­навливаются тестовые нормы, а также точно описываются и вы­веряются процедура, правила проведения, способы анализа и ин­терпретации получаемых данных. Если же создаваемая методи­ка формирующего типа, то, во-первых, должно быть представле­но ее развернутое теоретическое обоснование, во-вторых, дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Метод - это система правил, принципов и приемов в изучении явлений и законо­мерностей развития природы, общества и мышления или практиче­ской преобразующей деятельности человека. Под методологией понимают уче­ние, науку о методах научного познания и преобразования действи­тельности. Метод обуславливается объек­том познания, по своему смыслу он объективен. Формируется метод субъектом познания, это результат проявления его актив­ности. В целом же научный метод - это диалектическое единство объективного и субъективного. Метод тесно связан с теорией. Метод выступает как орудие, средство, а теория - как результат познания. Но это такой результат, который сам влияет на средст­во, развивает его, дает ему научную обоснованность. Метод явля­ется способом познания объекта. Его назначение - раскрывать познавательные возможности человека, направлять и упорядочи­вать процесс познания.

Итак, научный метод как своеобразное орудие познания - это внутренняя закономерность движения мысли к объекту, со­вокупность правил и приемов, а также идей и принципов, кото­рые лежат в их основе и обусловлены объективными законами отражаемой действительности.

Все научные методы, в зависимости от того, в узкой или более широкой сфере они применяются, можно разделить на три основных вида или группы.

Общефилософский (универсальный) метод. Этим методом поль­зуются ученые при исследовании всех областей действительности и на всех этапах каждого конкретного познавательного процесса.

Общенаучные методы. Они используются также всеми или почти всеми науками, но, в отличие от общего метода, не на всех этапах познавательного процесса, а только на строго определен­ных, для раскрытия соответствующих сторон или свойств пред­мета или явления.

Частичные методы. Они предназначены для исследования конкретных явлений действительности и применяются, как пра­вило, в пределах одной науки.

На роль общего может претендовать метод, который, во-первых, не навязывается науке извне, а является адекватным отражением материальной действительности; во-вторых, основанный не на частных законах, которые отражают развитие той или иной об­ласти действительности, а на законах общих, отражающих разви­тие всех областей природы, общественной жизни и мышления. Роль такого метода выполняет наука диалектика.

К основным требованиям общего метода следует отнести: объективность исследования; всесторонность рассмотрения; конкретно-исторический подход; раздвоение целого и познание его противоположных сторон; единство количественного и каче­ственного анализа; соединение критического подхода и преемст­венности в познании; познание от явления к сущности и от ме­нее глубокой к более глубокой сущности. Диалектический метод служит также интегрирующей основой общенаучных и частных методов, ориентируя их на целостное освоение объективной реальности.



К общенаучным методам относятся приемы, которые отрабо­таны усилиями многих или некоторых групп науки. Эти методы и соответствии с логикой познавательного процесса делят на три группы: эмпирические, теоретические и общелогические.

Эмпирическое исследование объекта, как правило, начинается с наблюдения.

(1.) Наблюдение - целенаправленный и планомерный процесс восприятия предметов и явлений объективного мира, их свойств. Оно включает такие этапы: а) выбор объекта и темы исследования; б) описание результатов; в) анализ; г) выводы. Хотя наблюдение принадлежит к эмпирическому уровню познания, мышление в нем играет активную роль, определяя познава­тельную цель, обеспечивая рациональное выражение результатов исследования в форме понятий, знаний, схем и др. Наблюдение может проводиться в естественных или искусственных условиях. Наблюдение объекта в намеренно создаваемых, искусствен­ных условиях имеет ту особенность, что позволяет избежать несу­щественных элементов, обеспечивает изучение их влияния на объект в «чистом» виде. Такой способ познания называется экс­периментом. (2.) Эксперимент - это научно поставленный опыт, при котором объект или искусственно воссоздается, или переносится в искусственные условия существования. В зависимости от цели исследования существуют эксперименты:

а) поисковые, целью которых является открытие новых явле­ний, процессов и их свойств;

б) проверочные, проводимые для подтверждения или опровер­жения того ли иного теоретического предположения, гипотезы;



в) конструктивные, в ходе которых создаются новые вещест­ва, материалы, конструируются новые устройства.

В процессе эксперимента применяются такие методы, как на­блюдение, измерение, описание и др. Кроме указанных специфиче­ских методов, на эмпирическом уровне научного познания при­меняются также методы, которые являются общими (общелогиче­скими) как для эмпирического, так и для теоретического уровней. К ним принадлежат: анализ и синтез, индукция и дедукция, абст­рагирование, обобщение, моделирование, аналогия и др.

Анализ и синтез являются взаимообусловленными методами познания. (1.) Анализ - это расчленение предмета на его составные части с целью их всестороннего изучения. Аналитический метод направлен на определение внутренних тенденций и возможно­стей предмета. Он широко применяется во всех науках. (2.) Синтез - обратный процесс. Это соединение ранее выделенных частей предмета (признаков, свойств, отношений) и единое целое. Причем не простое механическое соединение эле­ментов целого, а процесс познания, в ходе которого раскрывает­ся место и роль каждого элемента в системе целого.

К общелогическим методам научного исследования относят и такие методы, как индукция и дедукция. (3.) Индукция (от лат. inductio - наведение) - это один из методов, который непосред­ственно опирается на данные наблюдений и экспериментов. Индукция направлена на познание общего через исследование единичного и частного. Предпосылкой индукции является осно­вательное ознакомление с фактами, которые отражают соответ­ствующие стороны и свойства предметов и явлений. Итак, индукция - это такой метод научного познания, который позволяет на основании знаний об отдельном делать вывод об общем; это способ мышления, с помощью которого устанавливается обоснованность выдвинутого предположения или гипотезы.

В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией, органически связана с нею. (4.) Дедукция (от лат. deductio - вывод) - это метод, с помощью которого на основе знания общего познается частичное, единичное. Дедуктивное умозаключение - это вывод некоего утверждения из одного или нескольких других утверждений, истинность которых уже уста­новлена.

К группе методов, применяемых на эмпирическом и теорети­ческом уровнях исследования, относится абстрагирование. (5.) Абст­рагирование - это метод обособления некоторых свойств и отно­шений объекта и одновременно концентрация основного вни­мания на тех свойствах и отношениях, которые являются непо­средственным объектом научного исследования. Использование приемов абстрагирования обусловлено тем, что реальным про­цессам действительности присущи разнообразные свойства, ох­ватить которые в целом практически невозможно.

Абстрагирование существует в органическом единстве с методом обобщения. (6.) Обобщение - это логическое завершение абстра­гирования, распространение общих признаков предметов на все предметы данного множества. Примером обобщения служит пе­реход мысли от суждения «трение является источником теплоты» в суждению «любое механическое движение способно превра­щаться в теплоту».

Наряду с абстрагированием и обобщением существуют мето­ды (7.) моделирования и (8.) аналогии. Это методы, основанные на перене­сении знаний, полученных при анализе определенного объекта (модели), на подобный объект, но менее изученный. Моделиро­вание и аналогия играют важную эвристическую роль в научных открытиях, они являются источником научных гипотез, индуктивных соображений.

К главным методам и средствам теоретического исследования относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы, метод формализации и др.

Логическим стержнем построения научной теории, которая интегрирует каждую частичку, является (1.) метод восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное в мышлении является наиболее глубоким и содержательным знанием о явлениях дейст­вительности, поскольку содержание должно отражать не внеш­ние признаки предмета, а различные существующие стороны, связи, отношения в их внутренней необходимой связи.

В соответствии с этим методом познание может идти двумя самостоятельными этапами: на первом этапе осуществляется пе­реход от чувственно-конкретного к абстрактному признаку. Еди­ный объект расчленяется и описывается с помощью множества понятий, отражающих отдельные стороны и свойства объекта. Любой процесс мышления начинается с создания элементарных вопросов и абстракций, в которых обобщаются отдельные при­знаки, свойства предметов материального мира. На втором этапе познания осуществляется процесс перехода от абстрактного к конкретному. Суть этого процесса состоит в том, что происходит движение мысли от абстрактных признаков объекта к всесторон­нему, многогранному познанию изучаемого объекта. На этом этапе происходит увязывание отдельных абстрактных понятий в целостность объекта.

Таким образом, метод восхождения от абстрактного к кон­кретному представляет собой закон познания, в соответствии с которым мышление переходит от конкретного в действительно­сти к абстрактному в мышлении, а от него - к конкретному в мышлении.

Исторические и логические исследовательские приемы ис­пользуются в рамках восхождения от абстрактного к конкретно­му. (2.) Исторический метод предусматривает рассмотрение объек­тивного процесса развития объекта, реальной его истории со все­ми ее поворотами, особенностями. Это определенный способ воспроизведения в мышлении исторического процесса в его хронологической последовательности и конкретности. (3.) Логиче­ский метод - это отражение исторического процесса в абст­рактной и теоретической последовательной форме. То есть логи­ческое познание по своей сути тоже историческое, но освобож­денное от случайностей, деталей, зигзагов. Исторический и логи-1 ческий исследовательские приемы едины, ведь с их помощью изучается один и тот же объект, генезис его возникновения и раз- 1 вития.

В теоретическом познании широко применяется также метод формализации. (4.) Формализация - это метод изучения различных объектов путем отражения их содержания и структуры в знаковой форме, с помощью разнообразных «искусственных языков» (математического, математической логики, химии, радиотехники и др.). Формализация как средство познания имеет огромное зна­чение. В частности, она проложила путь компьютеризации, по­могла в передаче информационным машинам некоторых момен­тов интеллектуальной деятельности человека.

Структура занятияЧто такое научное исследование
Составные исследования
Проблема исследования: социальная VS научная
Операционализация и концептуализация
Типология исследования:
дедукция vs индукция;
теоретическое vs прикладное;
exploratory/explanatory/descriptive
Research cycle
Дизайн исследования
Особенности научного стиля

Что такое исследование?

Исследование (по Г Миллер и Г.Николсон) - процесс обозначения
общественно важных вопросов и поиска дисциплинарноориентированных и систематических ответов на них
The systematic investigation into and study of materials, sources, etc, in
order to establish facts and reach new conclusions. b. an endeavour to
discover new or collate old facts etc. by the scientific study of a subject or
by a course of critical investigation (Oxford Concise Dictionary)
Исследование имеет обоснованную методологию и использует
определенные методы
Исследование обращается к ранее накопленному научному
знанию
Исследование имеет четкую структуру, использует научную
лексику, стремится к производству научного знания
Чем не является исследование:
поиск литературы и обобщение
поиск информации и обобщение
описание наблюдения/положения дел
доклад, реферат
просто любой поиск, который заканчивается
обобщением

Что такое исследование?

Исследование это то, что мы делаем, когда у нас есть
вопрос или проблема, которую мы хотим решить
Мы можем уже думать, мы знаем ответ на наш вопрос
Мы можем думать, что ответ очевиден
Но пока мы не подвергли нашу задачу к строгому
научному исследованию, наше «знание» остается чуть
больше догадок или в лучшем случае, это интуиция
Первый приоритет: сформулировать ваш вопрос
Затем выяснить, как вы собираетесь ответить на него
Как уже другие ответили на него?
Каким образом ваше предложение вписывается в то, что
другие сделали?
Как вы будете знать, когда вы ответили на это?
После этого вы можете представить свой ответ

Составные исследования

Цель научного исследования - сделать вывод; разрешить
загадку, раскрыть парадокс
Выводы могут быть экстраполированы, могут вести к
абстрактным обобщениям (теория)
Процедура публична
Содержание составляет метод
Уровни исследования:
Теоретический – абстрактные концепты и их взаимосвязь
Эмпирический – проверка теоретических постулатов
Цикличность! Необходимость комплексного использования
теоретических и эмпирических методов
Исследовательский вопрос
Предмет и объект
Исследовательская проблема + суб-проблемы
План
Методология
Методы
Гипотезы
Факты и данные
Анализ и выводы

Проблема исследования: социальная vs научная

Объект исследования - это то, что мы
намерены изучать (например, явление
безработицы или бедности).
Предмет исследования - это указание на
особую проблему, которую мы собираемся
как минимум поставить, а если приложить
достаточно усилий, то и решить
Социальная проблема – остро стоящая
перед обществом проблематика
Исследовательская проблема – попытка
понять суть явления, выявить причинноследственные связи

Концептуализация и операционализация

Концептуализация - определение теоретического смысла
слов и превращение их тем самым в понятия
Концептуальная схема объединяет объект, предмет и цели
исследования.
Бусы – это концепция, а бусины это концепты
Операционализация – процесс определения понятий
эмпирическим образом с целью возможности их измерения и
проведения наблюдений (достоверность, валидность,
перевод показателя в переменные)
Операционализация необходима для установления связи
концептуального аппарата с его методическим
инструментарием
Интерпретация – объяснение результатов

Типология исследований

Количественное исследование –
статистическая интерпретация
Качественное исследование – смысловая
интерпретация
Теоретическое - абстрактные концепты и их
взаимосвязь
Прикладное - проверка теоретических
постулатов
NB Цикличность! Необходимость комплексного
использования теоретических и эмпирических
методов
Объяснительное (разведывательное, explanatory): Что? Где?
Когда? Зачем? Почему? – initial research
Описательное (descriptive): задокументировать наблюдение:
Как? - additional information
Исследовательское (аналитическое, exploratory): понять,
какие процессы лежат в основе заданного парадокса, выявить
закономерности: «Если... , то...» - ideas to causes & effects –
Эмпирика, причинно-следственные связи
Рефлективное – подтвердить существующее исследование,
актуальность и соответствие

Research process

?

10. Research process

11. Дизайн исследования

Дизайн исследования – процесс проектирования/планирования
исследования, а так же результаты этого процесса
(исследовательские предложения, основные элементы,
ожидаемые результаты)
NB! Ответ на логические вопросы, а не логистические (какие
данные нам необходимы, чтобы ответить на исследовательский
вопрос)
Дизайн исследования:
Позитивисткий (theory testing) – поиск генерализированных
паттернов, основанных на объективном анализе реальности:
Лабораторные и «полевые» эксперименты, опросы «в
полях», анализ вторичных источников, кейс-стади
Интерпретативный (theory building) – субъективные
интерпритации социальных феноменов, с точки зрения
вовлеченных субъектов:
Кейс-стади, action-research, этнография

12. Особенности научного стиля

Ясность
Логичность (смысловые связи)
Последовательность
Использование методов
Научный язык
Логика: тезис - доказательство

13. Домашнее задание

ВСЕМ: Прочитать и проанализировать статью:
В.В. Радаев (2011). Как написать академический текст
Придумать пример социальной и научной
проблемы
Придумать пример исследовательского вопроса
Статья доступна по ссылке:
https://social.hse.ru/data/2011/07/07/1214584250/%D0%A0%D0
%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D0%B2%20%D0%9A
%D0%B0%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF
%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C
%20%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC
%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA
%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BA
%D1%81%D1%82.pdf

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – это учение о принципах построения, методах, формах организации и способах научного познания.

Метод - (метод исследования) - 1.Прием, способ, образ действия. 2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта . В широком смысле сюда относятся и самые общие принципы , лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, - понятие метода распространяется на различные области практики. Разработке и совершенствованию методов в науке уделяется специальное внимание , поскольку необходима уверенность в достоверности полученных данных, а потому - и в оптимальности способа их получения.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Типология. Методы научного познания подразделяются на всеобщие философские, обще­научные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные ме­тоды исследования.

I. Всеобщие философские методы, среди которых наиболее древ­ними являются диалектический и метафизический. По существу каж­дая философская концепция имеет методологическую функцию, яв­ляется своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэто­му философские методы не исчерпываются двумя названными. К ним относятся также такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменоло­гический, герменевтический (понимание) и др.

Диалектика (от греч. dialectic - искусство вести беседу, спор) - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мыш­ления и действия. В истории философии различают три основные формы диалектики.

1. Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в уче­ниях Гераклита, доказывающего, что «все течет, все изменяется», Платона, понимавшего диалектику как искусство диалога, Зенона, пытавшегося выразить реальные противоречия в логике понятий, и некоторых других.

2. Немецкая идеалистическая диалектика была разработана Кан­том, Фихте, Шеллингом и особенно - Гегелем в его работе «Наука логики». Гегель проанализировал важнейшие законы и категории диалектики, логики и теории познания, сформулировал основные принципы диалектического метода, ввел идею развития в понимание всех явлений реальной действительности.

3. Материалистическая диалектика, основы которой были разра­ботаны классиками марксизма. Эта форма диалектики вобрала в себя все позитивное, что было накоплено предшествующим развити­ем философии и науки.

В процессе познания и практики часто применяют также метафи­зический метод, который является антиподом диалектического мето­да. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был введен в I в. до н. э. комментатором философии Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегрече­ского мыслителя, он расположил после физики те работы, в которых речь шла об общих вопросах бытия и познания, и назвал ее «мета­физика». «метафизика»имеет три основных значения:

Философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля;

Особая философская наука - онтология, учение о бытии как та­ковом, независимо от его частных выводов и отвлечений от воп­росов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем. Представители современной западной науки (Агасси и др.) задачу метафизики видят в создании картины мира, тех или иных моделей реальности, онтологических схем на осно­вании обобщения частнонаучного знания;

Философский способ познания (мышления) и действия, противо­стоящий диалектическому методу как своему антиподу. Далее рассмотрим именно этот аспект понятия«метафизика»(как анти­диалектику).

Самая характерная, существенная черта метафизики - односто­ронность, абсолютизация одной из сторон процесса познания. Мета­физика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических фор­мах, среди которых можно выделить две основные.

II. Общенаучные методы исследования, так же, как и другие мето­ды познания, классифицируются по степени общности и сфере дей­ствия. Они получили широкое развитие и применение в науке XX в. Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной промежу­точной методологии между философией и фундаментальными теоре­тико-методологическими положениями специальных наук. К обще­научным относятся такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "вероятность", "оп­тимальность".

в структуре общенаучной методологии чаще всего выделяют три уровня методов и приемов научного ис­следования:

· методы эмпирического исследования - наблюдение, экспери­мент, сравнение, описание, измерение;

· методы теоретического исследования - моделирование, форма­лизация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-де- дуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.;

· общелогические методы научного исследования - анализ и син­тез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщени­е, идеализация, формализация, вероятностно-статистические ме­тоды, системный подход и др. Более подробно общенаучная ме­тодология будет рассмотрена в следующей главе.

III. Частнонаучные методы исследования. Определяются, прежде всего, специфическим характером отдельных форм движения мате­рии. Каждая сколько-нибудь развитая наука, имея свой особый пред­мет и свои теоретические принципы, применяет свои особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.

Частнонаучную методологию чаще всего определяют как сово­купность методов, принципов и приемов исследования, применяе­мых в той или иной науке. К ним обычно относят механику, физику, химию, геологию, биологию, социальные науки.

III. Дисциплинарные методы научного исследования, т. е. системы приемов, принципов, применяемых в той или иной дисциплине, вхо­дящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дис­циплин, которые имеют свой специфический предмет и свои методы исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования. Углубление взаи­мосвязи наук приводит к тому, что результаты, приемы и методы од­них наук все более широко используются в других, например, приме­нение физических и химических методов в биологии, медицине. Это порождает проблемы методов междисциплинарного исследования. Последние можно определить как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, возникших как результат сочетания эле­ментов различных уровней методологии, нацеленных главным обра­зом на стыки научных дисциплин. Эти методы широко применяются в комплексных научных программах.

14. Методы и формы. Эмпирический уровень научного познания направлен на исследование явлений (иными словами, форм и способов проявления сущности объектов, процессов, отношений), он формируется при использовании таких методов познания, как наблюдение, измерение, эксперимент. Основные формы существования эмпирического знания – группировка, классификация, описание, систематизация и обобщение результатов наблюдения и эксперимента.

Эмпирический уровень научного познания использует следующие методы:

1. Наблюдение. Научное наблюдение – это система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта познания. Основное методологическое условие правильного научного наблюдения – это независимость результатов наблюдения от условий и процесса наблюдения. Выполнение этого условия обеспечивает как объективность наблюдения, так и реализацию его основной функции – сбора эмпирических данных в их естественном, природном состоянии.

Наблюдения по способу проведения делятся на:

– непосредственные (сведения получаются непосредственно органами чувств);

– косвенные (органы чувств человека замещены техническими средствами).

2. Измерение. Научное наблюдение всегда сопровождается измерением. Измерение – это сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. Измерение является признаком научной деятельности, поскольку любое исследование становится научным только тогда, когда в нём происходят измерения.

В зависимости от характера поведения тех или иных свойств объекта во времени, измерения делятся на:

– статические, в которых определяют постоянные во времени величины (внешние размеры тел, вес, твердость, постоянное давление, удельная теплоемкость, плотность и т. п.);

– динамические, в которых находят меняющиеся во времени величины (амплитуды колебаний, перепады давлений, температурные изменения, изменения количества, насыщенности, скорость, показатели роста и т.д.).

По способу получения результатов измерения делятся на:

– прямые (непосредственное измерение величины измерительным прибором);

– косвенные (путем математического расчета величины из её известных соотношений с какой-либо величиной, получаемой путем прямых измерений).

Назначение измерения состоит в том, чтобы выразить свойства объекта в количественных характеристиках, перевести их в языковую форму и сделать основой математического, графического или логического описания.

3. Описание. Результаты измерения используются для научного описания объекта познания. Научное описание – это достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.

Назначение описания состоит в том, чтобы перевести чувственную информацию в удобную для рациональной обработки форму: в понятия, в знаки, в схемы, в рисунки, в графики, в цифры и т.д.

4. Эксперимент. Эксперимент – это исследовательское воздействие на объект познания для выявления новых параметров его известных свойств или для выявления его новых, ранее неизвестных свойств. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что экспериментатор, в отличие от наблюдателя, вмешивается в естественное состояние объекта познания, активно воздействует и на него самого, и на процессы, в которых этот объект участвует.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30