Причины истоки агрессивного поведения людей. Причины агрессивного поведения человека, как бороться с агрессией? Причины агрессивного поведения

Ежедневная сводка новостей постоянно пугает рядового обывателя количеством актов насилия во всех уголках мира. Да и повседневная жизнь изобилует ссорами, криками и прочим проявлением враждебности.

Агрессия в современном обществе воспринимается как зло и подвергается публичному осуждению. Однако существует масса примеров враждебного поведения как отдельных индивидуумов, так и целых групп людей.

Зачем люди причиняют страдания друг другу, каковы причины межличностных и глобальных конфликтов? На эти вопросы нет чёткого ответа, но изучение явления агрессивности в разных аспектах жизнедеятельности человека поможет лучше разобраться в проблеме.

Что такое агрессия?

В мире существует множество подходов к определению причины возникновения, содержания и видов противодействия такому поведению. Так, некоторые психологи считают, что агрессия - это врождённое качество человека, связанное с инстинктивными порывами. Другие соотносят данное понятие с необходимостью в осуществлении разрядки индивидуумом (фрустрации), третьи воспринимают её как проявление социального обучения человека, возникшего на основании прошедшего опыта.

Таким образом, подобный тип проявления личности представляет собой преднамеренное поведение, которое носит деструктивный характер и приводит к физическому или психологическому ущербу и дискомфорту у других индивидуумов.

Агрессия в психологии, да и в повседневной жизни, зачастую ассоциируется с гневом, злостью, яростью, то есть крайне негативными эмоциями. На самом деле враждебность может возникать и в спокойном хладнокровном состоянии. Подобное поведение может стать следствием негативных установок (желания навредить или оскорбить) либо быть немотивированным. По мнению многих экспертов, обязательным условием агрессивного поведения должна быть его направленность на другого индивидуума. То есть удары кулаком по стене и битьё посуды - это проявления не враждебного, а экспрессивного поведения. Но вспышки неконтролируемых негативных эмоций могут впоследствии быть перенаправлены и на живые существа.

Исторические подходы

Определение агрессии осуществляется посредством различных подходов. Основными из них являются:

  1. Нормативный подход. Особое внимание уделяется противоправности действий и нарушению общепринятых норм. Агрессивным считается поведение, которое включает в себя 2 основных условия: имеют место губительные для жертвы последствия и при этом нарушены нормы поведения.
  2. Глубинно-психологический подход. Утверждается инстинктивная природа агрессии. Она является неотъемлемой врождённой чертой поведения любого человека.
  3. Целевой подход. Исследует враждебное поведение с точки зрения его целевого предназначения. Согласно данному направлению, агрессия - это инструмент самоутверждения, эволюции, адаптации и присвоения жизненно важных ресурсов и территорий.
  4. Результативный подход. Акцентирует внимание на последствиях такого поведения.
  5. Намерительный подход. Оценивает мотивации субъекта враждебности, подвигнувшие его на подобные действия.
  6. Эмоциональный подход. Раскрывает психоэмоциональный аспект поведения и мотивации агрессора.
  7. Многоаспектный подход включает в себя анализ всех факторов агрессии с глубоким изучением наиболее значимого, с точки зрения отдельного автора.

Большое количество подходов к определению данного психологического явления не даёт исчерпывающего его определения. Слишком обширным и многогранным является понятие «агрессия». Виды агрессии очень разнообразны. Но всё же следует разобраться и классифицировать их с целью более чёткого понимания причин и разработки способов борьбы с этой серьёзной проблемой современности.

Агрессия. Виды агрессии

Единую классификацию видов агрессии и её причин создать довольно сложно. Однако в мировой практике часто пользуются ее определением по методу американских психологов А. Басса и А. Дарки, которое включает пять составляющих:

  1. Физическая агрессия - на другого индивидуума используется физическое воздействие.
  2. Косвенная агрессия - происходит скрытым путём (недобрые подшучивания, создание сплетен) или не направлена на конкретного человека (беспричинные крики, топанье ногами, другие проявления взрывов ярости).
  3. Раздражение - повышенная возбудимость на внешние раздражители, которая зачастую приводит к всплеску отрицательных эмоций.
  4. Вербальная агрессия - проявление негативных чувств через вербальные реакции (визг, крики, ругань, угрозы и т. д.).
  5. Негативизм - оппозиционное поведение, которое может проявляться как в пассивной, так и в активной форме борьбы против установившихся законов и традиций.

Типы вербальных реакций

Проявление агрессии в вербальной форме согласно А. Бассу разделяется на три основных типа:

  1. Отвержение - реакция, которая строится по типу «иди прочь» и более грубые формы.
  2. Враждебные замечания - формируются по принципу «твоё присутствие меня раздражает».
  3. Критицизм - агрессия, направленная не конкретно на человека, а на его личные предметы, работу, одежду, прочее.

Психологи выделяют также другие формы враждебности. Так, согласно Х. Хекхаузену, существует инструментальная и враждебная агрессия. Враждебная является самоцелью и приносит непосредственный вред другому человеку. Инструментальная же - промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство).

Формы проявления

Формы агрессии могут быть самыми разнообразными и разделяются на следующие виды действий:

  • негативные (деструктивные) - позитивные (конструктивные);
  • явные (открытая агрессия) - латентные (скрытая);
  • прямые (направлены непосредственно на объект) - косвенные (влияют через другие каналы);
  • эго-синтонные (принимаются самой личностью) - эго-дистонные (осуждаются своим "я");
  • физические (насилие над физическим объектом) - вербальные (атака словами);
  • враждебные (цель агрессии - непосредственный вред) - инструментальные (враждебность - лишь средство достижения другой цели).

Самыми распространёнными в повседневной жизни проявлениями агрессивности являются повышение голоса, злословие, оскорбления, принуждение, физическое воздействие, использование оружия. Скрытые формы включают в себя вредоносное бездействие, уход от контакта, причинение вреда себе вплоть до самоубийства.

На кого может быть направлена агрессия?

Приступы агрессии могут быть направлены на:

  • исключительно близких людей - нападкам подвергаются только члены семьи (или один член), с другими поведение обычное;
  • людей не из семейного круга - педагогов, одноклассников, врачей и т. д.;
  • самого себя - как на собственное тело, так и на личность, происходит в форме отказа от еды, нанесения увечий, кусания ногтей и т. д.;
  • животных, насекомых, птиц и т. д.;
  • неодушевлённые физические объекты - в форме съедания несъедобных предметов;
  • символические предметы - увлечение агрессивными компьютерными играми, коллекционирование оружия, прочее.

Причины агрессивного поведения

Причины враждебности человека также разнообразны и вызывают споры у профессиональных психологов.

Приверженцы биологической теории придерживаются мнения, что агрессия - это:

  • врождённая реакция человека, связанная с (нападение - лучшая защита);
  • поведение, возникающее как результат борьбы за территорию и ресурсы (конкуренция в личной и профессиональной сферах);
  • наследственное свойство, полученное вместе с типом нервной системы (неуравновешенной);
  • следствие нарушений гормонального фона (избыток тестостерона или адреналина);
  • следствие употребления (алкоголя, никотина, наркотиков).

Согласно социобиологическому подходу люди с похожими генами содействуют выживанию друг друга даже путём самопожертвования. В то же время они проявляют агрессию к индивидуумам, которые сильно от них отличаются и содержат мало общих генов. Это объясняет конфликтные вспышки между представителями социальных, национальных, религиозных и профессиональных групп.

Психосоциальная теория связывает повышенную агрессивность с качеством жизни человека. Чем хуже его состояние (не выспался, голоден, не удовлетворён жизнью), тем он более враждебен.

Факторы, влияющие на уровень агрессивности

Согласно социальной теории, агрессия - это приобретённое в течение жизни свойство человека. Причём развивается она на фоне следующих факторов:

  • (частые ссоры между родителями, применение физического воздействия на детей, недостаток родительского внимания);
  • ежедневный показ и пропаганда насилия на телевидении и в прочих СМИ.

Психологи также тесно связывают факторы агрессии человека с такими его личностными качествами:

  • доминантный стиль поведения;
  • повышенная тревожность;
  • тенденция к выявлению враждебности действий других индивидуумов;
  • повышенный или, наоборот, заниженный самоконтроль;
  • пониженное самоуважение и частое ущемление собственного достоинства;
  • полное отсутствие потенциала, в том числе творческого.

Как вести себя с агрессором?

Агрессия - это действие, направленное обычно на разрушение. Поэтому необходимо запомнить некоторые основные правила поведения с негативно настроенным индивидуумом:

  1. Если человек находится в сильном психологическом возбуждении, а проблема незначительная, попробуйте перевести разговор на другую тему, перенести время обсуждения, то есть уйти от разговора-раздражителя.
  2. Позитивно скажется на взаимопонимании, если стороны конфликта посмотрят на проблему со стороны, непредвзятым взглядом.
  3. Необходимо попытаться понять агрессора. Если причина зависит от вас, примите возможные меры по её устранению.
  4. Иногда полезно продемонстрировать агрессору сочувствие и понимание.
  5. Помогает также согласие с ним в тех пунктах, где он действительно прав.

Определите, к какому типу принадлежит агрессор

Конкретные методы противодействия враждебности зависят непосредственно от разновидности личности агрессора:

  1. Тип «Танк». Очень грубые и прямые люди, которые в конфликтной ситуации прут напролом. Если вопрос не очень важен, лучше уступить или приспособиться, дать агрессору спустить пар. Нельзя ставить под сомнение его правоту, своё же мнение следует высказать без эмоций, ведь спокойствие обычно подавляет ярость такого человека.
  2. Тип «Бомба». Данные субъекты не злы по природе, однако могут вспылить, как дети. При вспышке враждебности необходимо дать выйти эмоциям такого человека, успокоить его и общаться нормально дальше, поскольку это происходит не со зла и зачастую против воли самого агрессора.
  3. Тип «Снайпер». Ввиду отсутствия фактической власти создаёт конфликты посредством интриг. Важно предъявить виновнику доказательства его закулисных игр и потом искать решение данного вопроса.
  4. Тип «Рупор». Эти люди критикуют всё на свете, начиная от действительных проблем и заканчивая воображаемыми. Они хотят быть услышанными. При контакте с такого плана агрессором необходимо дать ему излить душу, согласиться с его мнением и попытаться перевести разговор в другое русло. При возврате к этой теме следует переключить его внимание с проблемы на пути её решения.
  5. Тип «Перочинный ножик». Такие люди зачастую готовы идти на помощь, уступают во многих вопросах. Однако происходит это только на словах, а на практике всё наоборот. При общении с ними необходимо настаивать на важности для вас именно правды с их стороны.

Как избавиться от дискомфорта после общения?

В современном мире у людей довольно высокий уровень агрессии. Из этого вытекает необходимость правильного реагирования на чужие нападки, а также контроля собственного психоэмоционального состояния.

В момент враждебной реакции нужно сделать глубокий вдох-выдох, сосчитать до десяти, что позволит абстрагироваться от сиюминутной вспышки эмоций и рационально взглянуть на ситуацию. Также полезен рассказ оппоненту о своих негативных ощущениях. Если всё это не помогло, можно выплеснуть избыток гнева с помощью одного из занятий:

  • спорт, йога либо активные игры на свежем воздухе;
  • пикник на природе;
  • отдых в караоке-баре либо на дискотеке;
  • генеральная уборка (можно даже с перестановкой) в доме;
  • написание всего негатива на бумаге с последующим её уничтожением (надо её порвать или сжечь);
  • можно побить посуду или просто подушку (этот вариант гораздо дешевле);
  • разговор с самыми близкими и, главное, понимающими людьми;
  • плач также даёт ощутимую эмоциональную разрядку;
  • в конце концов, можно просто заняться своим любимым делом, это, несомненно, поднимет настроение.

В более тяжёлых случаях человек самостоятельно не может справиться с негативными эмоциями. Тогда необходимо обратиться к психотерапевту или психологу. Специалист поможет распознать причины такого состояния, дать определение агрессии в каждом конкретном случае, а также найти индивидуальные методы решения данного вопроса.

Причины детской агрессии

Очень важным аспектом, который нельзя обойти вниманием, является подростковая агрессия. Родителям очень важно разобраться, что стало причиной подобного поведения, ведь это даст возможность в дальнейшем скорректировать реакции ребёнка. Детская враждебность имеет сходные со взрослой причины, но обладает и некоторыми особенностями. К основным принадлежат:

  • желание что-то получить;
  • стремление доминировать;
  • привлечение внимания других детей;
  • самоутверждение;
  • защитная реакция;
  • получение чувства собственного превосходства за счёт унижения других;
  • месть.

Агрессивное поведение подростков в половине случаев - это результат просчётов в воспитании, недостаточного или чрезмерного влияния, нежелание понять ребёнка или банальная нехватка времени. Такой характер формируется при авторитарном типе родительского воздействия, а также в неблагополучных семьях.

Агрессия у подростков также возникает при наличии ряда психологических факторов:

  • низкий уровень интеллекта и коммуникативных способностей;
  • примитивизм игровой деятельности;
  • слабые навыки самоконтроля;
  • проблемы со сверстниками;
  • невысокая самооценка.

Оставленная на самотёк агрессия со стороны ребёнка в будущем может перерасти в открытые конфликты и даже в зрелом возрасте. Детская психология выделяет практически такие же виды враждебности, как и взрослая. Поэтому более детально остановимся на вопросах борьбы с ней, которая имеет некоторые отличия от случаев со взрослыми людьми.

у ребёнка?

Самым главным правилом в воспитании является соблюдение личного примера. Ребёнок никогда не будет реагировать на требования родителей, которые расходятся с их собственными поступками.

Реакция же на агрессию не должна быть сиюминутной и жестокой. Ребёнок будет срывать злобу на других, скрывая свои настоящие эмоции от родителей. Но не должно быть и попустительства, поскольку дети очень хорошо чувствуют неуверенность со стороны родителей.

Агрессивное поведение подростков требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Сила и слабость со стороны родителя только усугубят положение, реально помогут лишь искренность и доверие.

К конкретным шагам борьбы с агрессией у ребёнка можно отнести следующие:

  1. Научить его самообладанию.
  2. Наработать навыки поведения в конфликтных ситуациях.
  3. Обучить ребёнка выражать негативные эмоции в адекватной форме.
  4. Привить ему понимание и сопереживание другим людям.

Агрессию и, соответственно, агрессивное поведение человечество изучает уже давно. Но все же в этой теме остается еще множество нераскрытых вопросов. Именно поэтому в данной статье максимально детально будет рассмотрено агрессивное поведение: причины его возникновения, различные формы, а также способы корректировки.

Что это такое?

Изначально надо определиться с теми терминами, которые будут широко использоваться в этой статье.

Агрессия. Объяснений данного понятия существует довольно-таки много. И все они чем-то да различаются. Однако изначально надо отметить, что термин «агрессия» с латинского языка переводится как «нападение».

  • Согласно Арнольду Бассу (известному психологу), агрессия - это любое поведение человека, которое может нанести ущерб окружающим людям.
  • Зильман утверждает, что агрессия - это попытка человека нанести другим людям различного рода телесные и физические травмы.
  • Иные же ученые говорят о том, что агрессия является оправданной только в том случае, если есть желание нанести обиду или ущерб человеку (а не только конечный результат).

Что же такое агрессивное поведение? Это примерно то же, что и сама агрессия. Т. е. это определенный комплекс действий, направленный на то, чтобы нанести человеку или группе лиц физический или телесный ущерб.

Основные группы причин

Обязательно надо рассмотреть различные причины, которые могут провоцировать возникновение агрессивного поведения. Так, ученые выделяют три основные группы факторов: биологические, социальные и психологические.

Биологические причины

Какие же они, биологические причины агрессивного поведения?

  • Наследственность. Особенно если она отягощена различными генетическими проблемами, алкоголизмом, употреблением наркотиков или иных психотропных веществ. Или же если в анамнезе родителей есть различные вирусные инфекции.
  • Половые гормоны. Ученые доказали, что на агрессивность человека влияет количество определенных гормонов. А именно в таком случае важен уровень тестостерона. Существенно возрастает он в подростковом возрасте, в период полового созревания человека.
  • Нейромедиаторы. Специалисты утверждают, что влияет на агрессивное поведение изменение процесса обмена нейромедиаторов. А именно серотонина, дофамина и норадреналина.
  • Особое влияние на агрессивность и девиантное поведение человека оказывает лобная доля черепа (именно она осуществляет планирование и подавляет агрессию). Если она травмирована или же неправильно работает, могут нарушаться процессы агрессивности и соответственного поведения.

Социальные факторы

Стоит отметить, что специалисты утверждают: нельзя отдельно рассматривать только лишь односторонние причины агрессивного поведения. Чаще всего проблему провоцирует комплекс различных факторов. Так, важно отметить, что особое значение имеет социальное окружение человека.

  1. Нередко агрессивное поведение формируется в семье с раннего детского возраста как нормальная форма общения с окружающими.
  2. Психологи утверждают, что чаще от агрессивного поведения страдают малообразованные люди. Поэтому можно сделать вывод о том, что уровень образования также влияет на агрессию человека.
  3. Агрессивное поведение может формироваться также на месте работы.
  4. Если говорить о подростках, то нередко такое неправильное поведение формируется у них вследствие общения в определенных группах, коллективах. Также значение имеет приверженность ребенка к определенной субкультуре.

Психологические причины

Особенность черт характера личности также может влиять на формирование у человека агрессивного поведения. В таком случае чаще всего принято говорить о:

  • Тревожности.
  • Эгоцентризме.
  • Импульсивности.
  • Эмоциональной неустойчивости.
  • Склонности к эмоциям гнева, ярости.

Стоит отметить, что большое значение также имеют особенности контроля и самооценки такого человека. Однако все же максимально активным тут является уровень социализации каждого индивида (вместе с усвоением правовых и морально-этических норм поведения), а также характеристики мотивационной сферы.

Иной комплекс причин

Агрессивное поведение человека могут провоцировать также и иные причины, так называемые одноразовые.

  1. Боль. Ученые доказали экспериментально, что сильная боль может вызвать агрессивное поведение. И хотя опыты проводились на животных, это же правило действует и в отношении Homo Sapiens - человека разумного.
  2. Жара. Ученые давно говорят о том, что климатические условия сказываются на состоянии человека. Так, если на индивида «давит» табачный дым, знойный тяжелый воздух, плохие запахи - это все может провоцировать вспышки гнева и агрессивного поведения. Однако это утверждение - скорее гипотеза, ведь прямого доказательства данного факта ученые пока еще не получили.
  3. Атака. Нередко агрессивное поведение человека - это ответ на такие же действия иного индивида. Как говорится, «око за око».
  4. Теснота. Опять же этот факт доказан при помощи экспериментов на животных. Но все же относится и к человеку. Если кого-то поместить в тесное пространство (например, клетку), через время возникает агрессия и агрессивное поведение.
  5. Алкоголь и различные психотропные вещества являются нередко прямой причиной возникновения агрессивного поведения у многих индивидов.
  6. Возбуждение, в том числе и сексуальное, также может провоцировать возникновение этой проблемы.

Особенности

Стоит отметить, что вышеупомянутый психолог Басс особенности агрессивного поведения описывает на основании трех предельно простых шкал:

  1. Физическое - вербальное (словесное) агрессивное поведение.
  2. Активное - пассивное агрессивное поведение.
  3. Прямое - непрямое агрессивное поведение.

Однако это неустойчивые формы, они могут варьироваться в зависимости от ситуации. К примеру, активное физическое агрессивное поведение - это нанесение ударов иному человеку, его избиение. Неактивная форма - это, например, найм убийцы или же сговор с иным человеком, который принесет ущерб. Пассивное физическое агрессивное поведение - это, к примеру, стремление сделать все, чтобы не позволить другому человеку достичь вершин в карьере. Далее еще проще. Так, вербально активное действие - это словесная обида. А вербальное неактивное - это обычное распространение сплетен или же грязных слухов.

Формы

Важно также отметить, что существуют еще и различные формы агрессивного поведения. Так, чаще всего их ученые компонуют по особым парам.

  • Физиологическая и патологическая агрессия. В первом случае действия человека не носят злого умысла, а совершаются, чтобы самоутвердиться, чем-то овладеть. Тут еще может возникать и понятие оборонительного агрессивного поведения. В таком случае у человека просто включается защитная реакция и инстинкт самосохранения. Во втором случае речь идет уже о целенаправленном, истинном агрессивном поведении. Тогда главной целью является именно нанесение ущерба иному человеку.
  • Отдельно специалисты выделяют физическую (телесную) и вербальную (словесную) агрессию. Стоит отметить, что у детей младшего возраста преобладает именно первая форма поведения. У взрослых же чаще всего встречается вербальное агрессивное поведение. В этом случае огромную роль играет процесс социализации и трансформация некоторых поведенческих реакций для адаптации к существующим морально-этическим нормам.
  • Отдельно также существует скрытое агрессивное поведение (в таком случае человек в голове проигрывает различные виды своих поступков относительно другого человека или группы лиц) и открытое (подразделяется на два последующих вида).
  • Существует открытое прямое и открытое косвенное агрессивное поведение. В первом случае действия направлены непосредственно на объект, которому хочется навредить. Во втором случае вред может наноситься косвенно. Чаще всего это делается через анонимные письма, распускание сплетен. Важно еще отметить, что именно косвенное агрессивное поведение может проявляться открыто или же исподтишка (это жалобы, ложь, доносы, придирки, злорадство).

Также надо сказать и о том, что основатель психоанализа, Гюнтер Аммон, выделяет три основных вида агрессии (соответственно, и агрессивного поведения):

  1. Конструктивная. В таком случае агрессивное поведение имеет социально приемлемые формы.
  2. Деструктивная. Тут агрессивное поведение имеет социально неприемлемую форму.
  3. Дефицитарная. От нее страдают чаще всего пациенты с различными психосоматическими отклонениями или болезнями. В таком случае принято говорить о дефиците существующих поведенческих навыков.

Агрессивное поведение также можно разделить на два вида относительно его направленности:

  1. Экстрапунитивное поведение. Т. е. внешнее, направленное на иных людей.
  2. Интрапунитивное поведение. Направленное исключительно на себя. Это так называемая аутоагрессия.

Несколько слов о детях

Агрессивное поведение детей - это довольно-таки большой комплекс проблем, с которыми надо начинать бороться с самого раннего возраста. Ведь если вовремя не предпринять определенные меры, ребенок может навредить не только слишком большому количеству людей, но и себе. Также запущенные формы этого состояния достаточно тяжело поддаются коррекции и исправлению.

Психологический портрет агрессивного ребенка

Стоит отметить, что агрессивное поведение дошкольников - это весьма распространенное явление. Однако как можно узнать, что у ребенка проблемы и что ему уже на данном этапе необходима помощь? Так, для этого надо знать, какие же признаки свидетельствуют о том, что у малыша именно агрессивное, а не какое-либо иное, поведение.

  • Высокая частота агрессивного поведения. Если ребенок более чем 4 раза в час проявляет враждебность к окружающим, его поведение можно квалифицировать как агрессивное.
  • Преобладание физической агрессии. Т. е. ребенок старается причинить людям из своего окружения телесные повреждения: ударить, пнуть, ущипнуть и т. д.
  • Направленность поведения. Можно с уверенностью сказать, что у ребенка большие проблемы, если целью его агрессивного поведения становится именно причинение боли, а не достижение определенной цели (например обидеть, чтобы отобрать игрушку).

Источники агрессивного поведения в детском коллективе

Важно также отметить, что агрессивное поведение детей провоцируют следующие основные факторы или, как их называют в психологии, источники:

  1. Чувство страха. Ребенок может себя агрессивно вести, если он не доверяет окружающим, если он в своем окружении видит для себя опасность.
  2. Запреты. Очень часто причиной агрессивного поведения малыша становятся запреты, которые не дают возможности реализоваться планам или желаниям крохи. Причиной становится обычное неудовлетворение потребностей.
  3. Самостоятельность. Также ребенок может себя агрессивно вести, отстаивая свое право на определенную территорию (игрушку). Это проявление самостоятельности, попытка обретения свободы.

Основа агрессивного проявления у детей

Однако все же надо сказать, что агрессивное поведение детей дошкольного возраста чаще всего вызвано тем укладом жизни, к которому привык малыш. Что это значит? Маленькие дети копируют все, что происходит в их ближайшем окружении. И чаще всего это семья. Практикующие психологи и психотерапевты отмечают, что большинство деток с агрессивным поведением перенимают такую форму общения из отношений старших родственников: родителей, бабушек-дедушек. Т. е. если в семье принято ругаться, обзываться и иногда пинать друг друга, надо понимать, что так же будет поступать и малыш с иными, окружающими во внешнем его мире людьми. Многим родителям просто надо в первую очередь обратить внимание на себя, а потом только искать изъяны в своих детях.

Также нередко агрессивное поведение детей дошкольного возраста вызывается обычной ревностью. Т. е. негативным поведением ребенок просто желает обратить на себя внимание. Чаще всего это возникает в том случае, если в семье рождается еще один малыш, и первому ребенку уделяется гораздо меньше времени.

Но и тут надо помнить: если правильно не отреагировать на единичные вспышки агрессивности и соответствующего поведения, это может перерасти в плохую привычку. А справиться с этим будет уже гораздо труднее.

Правила поведения родителей

Как уже было выше сказано, агрессивное поведение младших школьников - это весьма распространенная проблема. Как же в таком случае родителям реагировать правильно? Что нужно делать, чтобы еще больше не усугубить состояние?

  1. Надо помнить, что запрет и агрессия - это не самая лучшая реакция на агрессивное поведение малыша. Платить ребенку тем же не стоит. Нужно постараться понять причины такого поведения, а также постараться их устранить.
  2. Не нужно резко пресекать агрессивное поведение ребенка. Делать это надо постепенно. Надо постараться дать крохе возможность выплеснуть свою агрессию. Или же переместить ее на что-то иное. К примеру, можно дать ребенку порвать фотографию своего врага. В результате этого количество проявлений агрессивного поведения в реальной жизни существенно снизится.
  3. Детям надо показывать правильный пример. Поэтому при них нужно стараться не злиться, не кричать, не обижать других. Например, ударить мужа в плечо от злости - это показать плохой пример своему ребенку.

Родители должны помнить, что агрессивное поведение - это не всегда плохо. Точнее, иногда это может быть естественная защита от действий окружающих. Так что нельзя малыша сразу же ругать. Лучше всего научить его управлять своими вспышками гнева. Это умение ему точно пригодится на всю жизнь. Ну и, конечно же, пока ребенок маленький, его нужно как можно чаще обнимать, целовать, говорить, что он любим и ценен. Ведь нередко агрессивное поведение школьников - это просто желание привлечь к себе внимание.

Несколько слов о подростках

Отдельная тема - это дети в период полового созревания. Ну и, естественно, огромную проблему составляет агрессивное поведение подростков. Стоит отметить, что причины этого чаще всего следующие: колебание уровня гормонов и влияние ближайшего окружения. Так, о первом пункте все уже сказано выше. Что же относительно второго? Психологи утверждают, что подростковый период - это время становления ребенка как личности, его взросление. Тут возникает желание как можно чаще и больше проявлять самостоятельность. Но проблема в том, что далеко не все родители к этому бывают готовы. И опять же на первый план выходят запреты, которые и являются главными провокаторами такого поведения. При этом еще нередко агрессивность детей повышается вследствие их общения в определенных группах. Подростки частенько кооперируются в так называемые компании по интересам. Некоторые из них целью ставят вредительство не только родителям и окружающим людям, но и самим себе (группы подростков, склонных к суицидальному поведению). В таком случае ребенка надо как можно скорее изъять из такого коллектива.

Коррекция поведения детей младшего возраста

Отдельно также надо рассмотреть такой подпункт, как коррекция агрессивного поведения ребенка. Что же может делать родитель, чтобы избавиться от данной проблемы?

  1. Игнорирование незначительной агрессии. Однако нельзя просто сделать вид, что ничего не произошло. Можно сказать: «Малыш, я знаю, что тебе плохо, я тебя понимаю». Категорически запрещается кричать и отвечать тем же.
  2. Если маленький ребенок начинает проявлять агрессию, надо постараться переключить его внимание на что-то интересное. Т. е. кроху надо отвлечь.
  3. Надо научиться выводить ребенка из состояния агрессии. Так, можно подойти, взять его за руку (отвлекающий маневр) и спросить, не устал ли он, может, хочет пить или кушать.

Физические упражнения

Психологи утверждают, что отличная коррекция агрессивного поведения детей - это различные физические упражнения. Однако для этого ребенок должен сам хотеть справиться с проблемой. Т. е. в моменты, когда он будет чувствовать прилив агрессии и желание сделать кому-то плохо, нужно начинать приседать, делать зарядку для пальцев и т. д. Это отличный не только отвлекающий, но и успокаивающий маневр.

Как можно отвлечь себя от вспышек агрессии и агрессивного поведения? Так, ребенок должен знать, что ему помогут следующие действия:

  1. Надо вдохнуть воздух, ненадолго задержать дыхание, а далее выдохнуть.
  2. Если есть такая возможность, надо походить.
  3. Отлично помогает обычное сжимание-разжимание кулаков.
  4. Помогает справиться с агрессивным поведением обычное разрывание бумаги.
  5. Если у ребенка частые вспышки агрессивного поведения, ему надо всегда при себе иметь два грецких орешка. В момент прилива ярости их надо покачать в руках, побросать, тем самым отвлекаясь.

Важно отметить, что коррекция агрессивного поведения детей младшего возраста нередко не может обойтись только лишь усилиями родителей. Нужно не стесняться привлекать к этому действию специалистов - психологов, психотерапевтов.

Коррекция поведения подростков

Агрессивное поведение подростков - также весьма распространенна проблема. Очень много современных детей в период полового созревания становятся неуправляемыми. Огромное влияние на это оказывают сами родители, общение с внешним окружающим миром, а также телевидение. Какой же может быть коррекция агрессивного поведения подростков, что она должна включать в себя?

  1. Спокойная реакция. Чаще всего агрессивное поведение подростка направлено именно на то, чтобы обидеть родителей, «вывести из себя». В таком случае надо постараться сделать все, чтобы после вспышки гнева у ребенка появилось чувство стыда за свои деяния. Также можно во время неадекватного поведения задавать наводящие вопросы об усталости, чувстве голода или жажды (как и в случае с маленькими детьми).
  2. Родитель должен помнить, что надо акцентировать внимание не на самом подростке, а на его поведении. Т. е. плох не ребенок, а его манера общения с окружающими. Во время анализа ситуации надо концентрироваться на данном случае, не вспоминая предыдущих подобных.
  3. При подростках также надо контролировать свои негативные эмоции, вспышки гнева. А за агрессивное поведение нужно не бояться просить прощения у ребенка.
  4. Коррекция агрессивного поведения подростков запрещает такие совершенно неэффективные методы, как угрозы, обзывания, применение физической силы.
  5. Лучший метод вывести подростка из состояния агрессии - проявлять спокойствие. Ребенка это обескуражит и успокоит.

Профилактические меры

Очень важной также является профилактика агрессивного поведения. Ведь, как говорится, проблему лучше предупредить, нежели позже с ней справляться. О чем в таком случае надо помнить?

  • Правильное формирование круга интересов. Нужно привлекать малыша к тем занятиям, которые позитивно влияют на формирование личности: это музыка, спорт, чтение.
  • У ребенка не будет времени на злость и агрессию, если он как можно чаще будет где-то задействован. В таком случае актуальной будет различная деятельность: трудовая, спортивная, организаторская, художественная и т. д.
  • Даже в самых трудных ситуациях надо обращать внимание на позитивные стороны характера ребенка. А не на негативные.
  • Нельзя на агрессивное поведение ребенка отвечать тем же. В таком случае он поймет, что он поступает неправильно. В противном же случае такое поведение точно повторится.
  • Нужно уважать чувства детей. Также надо прислушиваться к ним. Очень важно узнать причину агрессивного поведения. Ведь только так в дальнейшем можно будет пресекать эту проблему.

Что еще предполагает профилактика агрессивного поведения детей и подростков? Так, родители должны помнить о том, что агрессия - это выброс огромного количества энергии. Именно поэтому надо постараться перенаправить ее в правильное русло. Это может быть работа, разрывание бумаги или даже бой подушками.

Ежедневно из новостей мы узнаем о новых фактах насилия в любой точке мира. Статистика свидетельствует о том, как часто происходят убийства или жестокое обращение, да и в обычной жизни нам нередко приходится становиться свидетелями гневных обвинений или криков.

Причиняющее вред другому человеку поведение в философско–нравственном аспекте всегда воспринималось как зло. И тем не менее история знает множество примеров агрессивного поведения не только отдельных личностей, но и целых народов.

Почему же люди намеренно стремятся причинить другому страдания? Почему происходят конфликты, сопровождаемые вспышками гнева и злобными криками? Почему самоубийца лишает себя жизни наперекор инстинкту самосохранения? На эти вопросы нет однозначных ответов, поэтому и проблема агрессии рассматривается с различных точек зрения – религии, физиологии, философии и других наук.

Попытаемся разобраться…

Существующие теории по-разному объясняют смысл, причины возникновения и механизмы агрессивного поведения. Одни рассматривают агрессию как врожденное побуждение, влечение, инстинкт, другие утверждают, что стремление причинить вред обусловлено фрустрацией (необходимостью разрядки), третьи воспринимают агрессию как определенный вид социального научения (например, в результате подражания или прошлого опыта).

Итак, агрессия – это намеренное деструктивное (разрушающее) поведение человека, которое приносит другим людям физический ущерб и (или) психологический дискомфорт.

Агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, такими как злость, гнев, ярость, однако агрессивный акт может происходить как в сильном эмоциональном возбуждении, так и в состоянии хладнокровия. Такое поведение иногда связано с определенными мотивами и негативными установками, например, стремлением оскорбить или навредить, расовыми предрассудками, но может быть и немотивированным. Многие авторы подчеркивают направленность агрессии на субъект. Иначе говоря, бой посуды в гневе, удары кулаком по стене по их мнению не являются агрессивным поведением, а относятся скорее к экспрессивному. Тем не менее подобные вспышки негативных эмоций со временем могут быть направлены и в отношении живых существ.

Виды агрессивного поведения.

Проявления агрессивного поведения очень многообразны. Можно выделить следующие виды агрессии:

1. Физическая (направленная на причинение телесного вреда) и вербальная (с помощью слова).

4. Активная и пассивная («ставить палки в колеса»)

5. Аутоагрессия (направленная на себя)

6. Инструментальная (как способ достижения цели).

Агрессивные действия выступают в качестве либо средства достижения некой цели, либо как психологическая разрядка, либо как удовлетворение потребности в самоутверждении.

Причины агрессии.

Чаще всего агрессивное поведение развивается под действием следующих неблагоприятных факторов:

1. Злоупотребление психоактивными веществами, что ведет к отсутствию или ослаблению контроля над ситуацией, стремлению удовлетворить только свои потребности.

2. Детские психические травмы и дефекты воспитания. Действия родителей могут быть причиной детской агрессивности. Агрессии способствуют увлечения компьютерными играми, фильмами, телепередачами со сценами насилия.

3. Проблемы в личной жизни, неустроенность, социально – бытовые трудности.

4. Накопление нервного напряжения, отсутствие полноценного отдыха.

Можно ли справиться с агрессией?

Агрессия всегда приносит страдания, подчас еще и тому, кто выступает в качестве агрессора. Но справиться с ней возможно. Агрессивное поведение, как и любую другую модель человеческой активности можно изменить. Осознать причины собственной агрессивности, научиться новым адаптивным способам реагирования в сложных ситуациях, суметь справляться с собственным эмоциональным состоянием поможет психотерапия, в частности доказана высокая эффективность .

Дарина Катаева

Агрессия – форма деструктивного поведения, которая проявляется в нанесении физического, эмоционального или психологического вреда окружающим. Суета, бесконечные заботы, ритм жизни, нагрузки – все это способствует проявлению озлобленности и враждебности по отношению к окружающим. Страдает от такого поведения и сам человек, и окружающие его люди. Какие есть формы агрессивного поведения и каковы их причины?

Причины агрессии

Человек не рождается агрессивным сам по себе. Конечно, данная может быть следствием серьезного заболевания, однако чаще всего агрессия связана с определенными факторами. К ним относится:

Психологические травмы. Агрессивность – следствие родителей. Если они по отношению в малышу проявляли это негативное качество, то малыш со временем полностью перенимает их черту характера. Некоторые даже при создании своей семьи не делают никаких выводов, а напротив, поступают таким же образом, что и их родители.
Частый просмотр фильмов, сериалов с явными проявлениями насилия и ужасов. Игры с подобным настроем еще в большей степени увлекают человека, поэтому он агрессию начинает проявлять уже не только в виртуальном мире. При любой возможности это качество вырвется наружу и в реальности.

Личностные проблемы. Когда многое в жизни происходит не так, как мы задумали, мы сердимся, расстраиваемся. Однако лучше делать правильные выводы и больше не поступать подобным образом. Для некоторых же проблемы становятся настолько непреодолимыми, что при каждом упоминании возникает одна из форм агрессивного поведения.
Излишняя строгость в процессе воспитания. Если детей во всем ограничивать, то не стоит удивляться проявлению их агрессивности.
Переутомление. Из-за или отдыха часто случаются нервные срывы и проявления враждебности ко всему.
Раздражающие факторы. Одна из причин агрессии – чувство несправедливости и неудовлетворенности от случившегося. Каждый человек индивидуален, поэтому обида, оскорбление и унижение у некоторых вызывают ответную реакцию в виде безудержного гнева.

Материальные трудности. Невозможность удовлетворить свои естественные потребности – частая причина агрессивного поведения. Если при этом еще и сравнивать себя с другими, более обеспеченными людьми, враждебного настроя не избежать!
Алкогольная или наркотическая зависимости. Люди из этой категории проявляют агрессию довольно часто, при этом их поведение неконтролируемо. тоже негативно сказывается на поведении.
Несправедливость. Представьте, что вы являетесь участником марафона или спринтерского забега. Однако ваши ноги закованы в кандалы. Обнаружив трудность, ваш гнев будет накапливаться, ведь вы изменить ничего не можете. Неудивительно, что миллионы людей испытывают подобные чувства, когда из-за расовой принадлежности их унижают, оскорбляют и обделяют.

Виды агрессии

В зависимости от причины агрессия проявляется в разных формах:

Физическая. Она проявляется непосредственном причинении телесного вреда другому человеку.
Словесная. Распространение слухов и сплетен относится к косвенной агрессии. Бывает и прямая, когда человек оскорбляет и унижает собеседника.
Направленная или случайная.
Аутоагрессия – отрицательное отношение и даже причинение боли саму себе. Внешняя агрессия направлена на других.
Обоснованная и необоснованная.
Инструментальная используется целенаправленно для достижения цели, а у враждебной итог – гнев.
Защитная агрессия – следствие подобного поведения, а провоцирующая – первая атака.

Помощь при агрессии

В помощи нуждаются и сами агрессоры, и их жертвы. Одним нужно учиться сдерживать эмоции и контролировать гнев, а другим освоить необходимые методы защиты.

Помощь агрессорам:

Воспитание – ключевой момент в данном вопросе. Родителям рекомендуется запомнить главное правило: то, что они вложат в детей, такими они и вырастут. Если не прикладывать никаких усилий в воспитании малыша, то результат будет лишь отрицательным. Поэтому заботливым мамам и папам стоит освоить новый метод обучения – сочувствие. Рассказывайте ребенку о чувствах других людей, как его поведение отражается на других, анализируйте поступки малыша и его ровесников. Такие размышления в спокойной обстановке поспособствуют устранению агрессии и негатива по отношению к окружающим его людям.

Если агрессор – взрослый человек, то без помощи психолога не обойтись. В некоторых случаях требуется даже медикаментозное лечение.

Помощь жертвам агрессии:

Жертвам агрессии нужно составить собственную концепцию поведения с людьми, склонными к проявлению неудержимого гнева. Главное – понять их цель. Агрессор обычно стремится вывести вас из себя, почувствовать . Если вы сорветесь или расплачетесь, цель будет достигнута. Поэтому избегайте следующих моделей поведения:

Гнев. Ответная реакция у агрессора еще в большей степени вызывает бурю чувств и эмоций, что может даже привести к физическому насилию.

Месть. Это качество не поможет успокоить агрессора, да и вы при этом не будете испытывать удовлетворения.
. Иногда лучше сразу прекратить спор и даже уйти от агрессора. Избегайте тех, кто склонен к таким качествам. Если это близкий вам человек, стремитесь прекратить ссору еще до начала ее проявления.

Учитесь подбирать момент для разговора. Если вы расскажете спутнику жизни о проблеме и своих чувствах в спокойной обстановке, это побудит его к изменению. При этом говорите кротко, но твердо, смотря в глаза собеседнику. Не забывайте о чувстве собственного достоинства! Если разговоры не помогают, воспользуйтесь помощью профессионала.

Тест на агрессию

Изменить агрессора нереально, если он сам этого не захочет. Поэтому каждому из нас следует задать себе такие вопросы:

— Часто ли я , супругом и друзьями?

— Раздражаюсь ли я, находясь в пробке или в длинной очереди в магазине? Могу ли я себя сдержать?

— Легко ли я засыпаю или перед сном меня мучают мысли о неприятностях прошедшего дня?

— Испытываю ли я стыд после нервного срыва?

— Легко ли я или у меня есть склонность к затаиванию злобы?

— Часто ли я теряю контроль над собой и своими эмоциями?

Если в перечисленных областях у вас есть проблемы, это еще не говорит о наличии агрессии. Однако данные сферы жизни указывают на вашу склонность к проявлению неудержимого гнева. Зная свои недостатки, вам стоит приступить к их исправлению и развитию тех , которые помогут быть вам достойным человеком!

3 февраля 2014, 13:03

Во многих семьях сталкивают сяс проблемой детской агрессии, причем зачастую родители полагают, что агрессивное поведение ребенка необоснованно, к этому якобы нет никаких предпосылок. Они уверены, что если мама с папой и бабушка с дедушкой – спокойные, вежливые люди, то и малыш должен быть таким же. К сожалению, это не так: зачастую вспышки агрессии у детей проявляются, казалась бы, совершенно на ровном месте.

Большинство задач по взаимодействию с ребенком можно решить, предприняв правильные шаги в определенной последовательности. Если вы пошагово будете следовать советам психологов, это сработает. Зачастую же родители теоретически представляют себе, как правильно вести себя с ребенком, но на деле этих рекомендаций не выполняют или выполняют не все. В таких случаях ситуация не исправляется, и пользы от теоретического знания «как надо» никакой нет. Поэтому следует особо подчеркнуть, что если вы хотите увидеть результаты, нужно научиться действовать, не дожидаясь какого-то подходящего случая, специального настроения. Знание в данном случае означает именно практику общения с ребенком. Например, многие родители знают, что желательно выработать единые требования к ребенку со стороны взрослых и не ссориться при нем относительно методов воспитания. Но большинство родителей закрывают глаза на то, что ничего не сделали, и приходят к психологу в ожидании какого-то чудесного метода, волшебного приема, который разом перевернет ситуацию. И при этом можно будет как-то проскочить и не заметить тот факт, что основополагающая вещь не сделана, договоренность с супругом относительно требований к ребенку не достигнута. Родители при этом без энтузиазма воспринимают рекомендацию добиться согласия друг с другом, ведь это сложно, неприятно, требует значительных усилий, а возможно, разговор закончится ссорой.

В этой статье описано, почему ребенок проявляет агрессию, каковы особенности детской агрессивности и как можно самостоятельно использовать методы коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Агрессивное поведение детей: характеристика и особенности приступов агрессии

Приступами агрессии называют такие действия ребенка, которые неприятны и болезненны для окружающих: удары, укусы, толкание и так далее. Есть два варианта ситуаций, в которых это может происходить:

  1. Агрессия у детей дошкольного возраста часто проявляется во время игры. Например, ребенок может ударять рукой по человеку не злясь, а просто играя, ведь малыши часто стучат руками по разным предметам. Так же точно он поступает и с людьми. Особенность агрессивного поведения детей заключается в том, что, причиняя другому человеку боль, он может улыбаться, смеяться, видно, что он доволен. Часто именно в этой ситуации взрослые совершают ошибку, начиная в ответ смеяться или как-то заигрывать с ребенком. И до того времени, когда ситуация уже станет совсем неприятной для родителей, ребенок не получает сигнала о том, что что-то не так, что его действия неуместны. Важно понимать, что неприятные действия должны быть остановлены с самого начала, вне зависимости оттого мотива, в результате которого они происходят. Как реагировать на детскую агрессию в этом случае? Не важно, от злости вас бьет ребенок или просто играет, эти действия должны быть остановлены.
  2. Агрессивность в детском возрасте может проявляться и в том случае, если ребенок зол. Обычно он в таком случае дерется, это результат злости малыша. А злится карапуз, потому что ему что-то неприятно. Основная характеристика такого агрессивного поведения ребенка – обязательный резкий выпад: малыш, не имея другого способа реагирования, бьет кого-то, кто рядом. Обычно (но не обязательно), он наносит удары тому, кто стал причиной его неудовольствия.

Психология агрессии в детском возрасте и причины её возникновения

Агрессивное поведение в любом человеке, и в детях дошкольного возраста в том числе заложено природой. Это естественный способ отстаивания своих интересов. И в данном случае речь, естественно, не идет о том, что ребенок внезапно стал каким-то диким или злым, просто реализуется его естественный механизм отстаивания своих интересов.

В самой психологии детской агрессии как некой силы, безусловно, заложен и позитивный потенциал. Определенная доля агрессии необходима человеку, чтобы быть способным защищать себя и своих близких при необходимости. Во взрослой жизни такие виды деятельности, как спорт, бизнес, политика, имеют изрядный агрессивный заряд, но при этом одобряются обществом как полезные, конструктивные. Если с природной агрессией в детском возрасте обойтись грубо, жестоко ее подавляя, то есть два принципиальных варианта развития событий. В первом случае агрессия перенаправляется на самого человека. Разозлившийся ребенок бьет не того, кто рядом, а себя самого, как бы наказывая себя. Причиной агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, как правило, является жесткое подавление, запрет на агрессивные чувства и действия. Агрессивный импульс не исчезает, но переворачивается и направляется на самого носителя агрессии. В старшем возрасте можно наблюдать такие виды аутоагрессии (то есть агрессии, направленной человеком на самого себя), как разного рода зависимости (алкогольная, наркотическая), частые несчастные случаи, пребывание в травмирующих личных отношениях и в крайнем варианте - самоубийство.

Таким образом, насилия, что люди направляют вовне, становится все меньше, но критически возрастает количество вреда, причиненного людьми самим себе.

Другой вариант развития событий при жестоком преодолении детской агрессивности, подавлении агрессивных чувств ребенка - это формирование пассивного характера, низкой самооценки, склонности к возникновению чувства вины.

Почему ребенок проявляет агрессию и видео вспышек детской злости

Психологи выделяют две основные причины агрессивного поведения детей, при которых ярко проявляются вспышки детской злости.

Первой причиной детской агрессивности является то, что ребенок не владеет социальными нормами в области проявления чувств. Конечно, взрослые говорят ему, что так делать нельзя, но что такое нельзя для ребенка? И понимает ли он моральную подоплеку ситуации? Конечно, нет. Он не может понимать те чувства, которые испытывает человек, когда его бьют. Просто потому, что он вообще еще не способен понимать, что у других людей бывают какие-то чувства.

Ребенок не понимает, что запрет, например, совать в рот руки и запрет бить человека по лицу - это разные запреты. Для него все «нельзя» имеют равный вес. И если можно нарушать одни запреты, то можно нарушать и другие. В этом случае ситуация становится особенно острой, когда родители злоупотребляют запретами. Если слово «нельзя» звучит слишком часто, то проявлений детской агрессии не миновать. Понятно, что в такой ситуации запреты будут постоянно нарушаться, и запрет «бить людей» в том числе.

Вторая причина частого проявления агрессии у детей до 3 лет - это то, что у ребенка этого возраста часто возникает чувство гнева, а средств для выражения этого чувства очень мало. Вся активность детей сконцентрирована около рук и рта, поэтому часто, выражая гнев, они дерутся и кусаются.

Закрепляется ли эта форма поведения или исчезает, всегда зависит от реакции окружения. Если реагировать жестко, грубо подавляя проявления агрессии у детей (кричать, шлепать ребенка, запирать его и проч.), то родители в ряде случаев могут добиться результатов, и ребенок перестает драться. Однако обычно это имеет долгосрочные неприятные последствия. Формируются такие качества характера, как жестокость, агрессивность, трусливость, замкнутость, низкая самооценка, злобность.

Последствия своих действий родители увидят далеко не сразу, а иногда и не смогут найти причину таких проявлений в ребенке.

Кроме того, как правило, те родители, которые бьют малыша в ответ на его агрессивные действия, как раз и не могут справиться с агрессией ребенка. Доказано, что одной из основных причин детской агрессии является модель поведения взрослых. Дети, родители которых проявляют агрессию, как правило, повышено агрессивны сами. Ведь известно, что дети лучше учатся на том, что видят, а не на том, что им внушают. Мама, запрещая драться, сама бьет ребенка, чтобы якобы он «понял», что так делать нельзя, и попадает в неприятную ситуацию: сама же себе противоречит. В таком случае, возможно, ребенок и перестанет бить лично ее (так как просто-напросто она дает ему сдачи), но, скорее всего, он будет бить тех, кто слабее его (младших или более слабых детей, животных). Так, воспитательная сила такого маневра-шлепать ребенка за проявление агрессии - нулевая. Родители сами делают именно то, от чего хотят отучить ребенка.

Чтобы избежать причин детской агрессии и возникновения негативных сценариев развития ситуации, нужно помнить, что для недопущения вспышек злости у малыша родители должны обеспечить две вещи:

  • поставить ребенку четкие границы возможного поведения, не допустить формирования жестокости и разрушительного поведения;
  • легализовать негативные чувства и научить ребенка обращаться с этими чувствами.

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей нормальны такие проявления гнева, как крик, укусы, удары и т.д. С разной интенсивностью такое поведение встречается у подавляющего большинства детей. Здесь говорится о норме не в том смысле, что это поведение не нужно корректировать или что оно должно вызывать одобрение, а в том значении, что это типично и легко объяснимо.

Почти у всех детей в какой-то момент проявляются вспышки злости. И важно знать, как правильно реагировать на агрессию ребенка. Основной метод коррекции агрессивного поведения - это сдерживание ребенка. Не стоит ожидать, что он поймет на словах, что драться нельзя. Агрессивные действия должны быть просто-напросто остановлены, сдержаны. Придержите ручку, которая готова нанести удар. Это сделать нетрудно, особенно если вы внутренне готовы к тому, что с детьми это случается. Действия детей неточны, медленны, поэтому обычно заранее видно, когда малыш вознамерился ударить кого-то.

Посмотрите, как проявляются вспышки злости и детской агрессии на этом видео:

Особенности поведения родителей при проявлениях детской агрессивности

Иногда родители возражают, что не замечают моменты, когда ребенок собирается драться, не могут предотвратить удары.

Ниже перечислены несколько особенностей поведения родителей при проявлениях детской агрессивности.

Вы стоите спиной к ребенку.

Выход: просто не обращайте внимания, как будто ничего не почувствовали. При этом не стоит спиной стоять к ребенку, который злится.

Вы не поняли, что ребенок злится.

Выход: наблюдайте внимательно за выражением лица ребенка, это имеет отношение к вашей чуткости. Злящийся ребенок также начинает играть более агрессивно: стучать игрушками, сталкивать предметы и так далее, в целом, подает признаки того, что злится. Удары обычно не происходят на ровном месте.

Вы видели, что ребенок недоволен , но понадеялись, что он не будет драться. У ребенка почти нет средств свою злобу реализовать иначе как с помощью агрессии. Таким образом, если ребенок недоволен - будьте начеку. Это поведение не стоит оценивать по шкале «хорошо-плохо», забудьте об этом. Вам нужно только не допустить того, чтобы вас ударили.

Выход: понимая состояние ребенка, будьте готовым к его агрессивным действиям, то есть не игнорируйте его эмоции, агрессивные действия нужно предотвратить, при необходимости ограничивая подвижность ребенка.

Ребенок дерется слишком часто , и вы просто устаете все время контролировать ситуацию, расслабляетесь, «машете рукой» - и получаете удар.

Выход: если ребенок злится и дерется слишком часто, нужно подумать о том, что ваши требования к нему чрезмерны, не по возрасту. То есть слишком много ситуаций, в которых ребенок чувствует себя плохо. Тогда нужно думать о том, как реорганизовать режим жизни ребенка.

Существуют и особые скрытые причины злости ребенка, при которых требуется коррекция агрессивного поведения.

Как реагировать на злость ребенка и как бороться с проявлениями детской агрессии

Соотношение сил взрослого и ребенка настолько очевидно неравно, что взрослый просто не должен допускать, чтобы ребенок его бил. Физически удерживайте ребенка от нежелательного поведения.

Не нужно сопровождать свои действия развернутыми комментариями, оценками ребенка. Ваша задача - просто сделать проявления агрессии невозможными. Коротко скажите: «У нас не принято драться!» И достаточно.

Если ребенок ударил кого-то в вашем присутствии, и вы не смогли его удержать, проявите внимание к тому, кого ударили, поведение же ребенка при этом игнорируйте. Ребенок не должен получать повышенное внимание в результате агрессивного поведения.

Если ребенок играет в группе детей и вы знаете, что он склонен проявлять агрессию, нужно предпринять описанные ниже действия.

  • В период частых вспышек агрессии старайтесь находиться поблизости от ребенка, пока он играет.
  • Предупредите родителей других детей, скажите, что сейчас настал такой период у вашего ребенка, что он периодически дерется. Сделайте это так, чтобы малыш вас не слышал.
  • Чтобы бороться с агрессией ребенка, как можно пристальней следите за его настроением: если малыш начинает более агрессивно играть (кидать игрушки, стучать игрушками друг об друга), уведите его, поиграйте с ним в подвижные или любые другие игры отдельно.
  • Если ребенок один раз кого-то ударил, извинитесь перед этим ребенком, пожалейте его, игнорируя действия обидчика.
  • А как справится с детской агрессией, если ей становится слишком много, и малыш не прекращает драки? В этом случае спокойно скажите ему, что так себя не ведут, и вы вынуждены отойти от компании. Отведите и удерживайте ребенка около трех минут в стороне от других детей.

В целом, удерживайте малыша от агрессивных действий, но не давайте в ответ на них повышенного внимания. Агрессивное поведение не должно становиться центром внимания окружающих.

Для правильной коррекции детской агрессивности важно, как вы отзываетесь на самые первые проявления злости: не стоит возмущаться или реагировать театрально. Именно первые ваши реакции и определят, закрепится ли агрессивное поведение у ребенка.

Ниже описаны случаи, в которых проявления детской агрессии закрепляются, и для коррекции поведения приходится приложить немало усилий.

  • Родители бездействуют, списывая агрессивное поведение ребенка на его возраст. Фактически взрослые в этом случае попустительствуют агрессии ребенка.
  • Родители умиляются поведением ребенка, им кажется, что это очаровательная игра или они видят в этом проявление силы ребенка.
  • Родители реагируют агрессивно, злобно. Начинают кричать, бить ребенка и проч. Все эти действия вызывают в ребенке чувство страха, подавленности, и в конечном итоге у него нарастает гнев, в результате которого ребенок опять ведет себя агрессивно. Таким образом, круг замыкается.
  • Родители выясняют при ребенке отношения. В ответ на нежелательные действия ребенка родители начинают спорить о методах воспитания. В таком случае агрессивное поведение становится поводом для взрослых высказать друг другу накопившееся недовольство.
  • Родители реагируют театрально: демонстративно уходят, делают вид, что плачут, или имитируют переживания боли.
  • Родители очень хотят, чтобы ребенок головой «понял», что его поведение недопустимо. При этом обычно много времени посвящается чтению морали, которую ребенок не в состоянии понять.
  • Поведение ребенка подсознательно выгодно одному из близких взрослых ребенка. Оно дает ему возможность высказать накопившиеся претензии к другим. Другой вариант - вследствие неуместного поведения ребенка взрослый устраняется из процесса общения с ним и таким образом получает дополнительное свободное время.

Задача взрослых - не давать ребенку бить и кусать людей. Не стоит останавливать битье предметов, топанье ногами, замахивания и проч. Это лучше просто игнорировать, то есть не делать вообще ничего, даже не менять выражение лица.

Если сдерживать маленького злюку без эмоций, он скоро просто перестанет вас бить. Любой взрослый человек, зная, что нужно делать при вспышках агрессии у ребенка, способен контролировать поведение малыша.

Рекомендации родителям, как справиться с проблемой детской агрессии

Говоря о причинах и путях преодоления детской агрессивности, важно помнить, что чувство гнева, ярости должно иметь какой-то выход, и, запрещая агрессивное поведение, направленное на людей, вы должны дать ребенку какой-то способ свои чувства выплескивать.

Гнев можно выражать словами и таким образом давать понять окружающим, что с вами происходит. Для ребенка это трудно, его нужно этому научить. Главным образом это происходит тогда, когда вы озвучиваете чувства ребенка. Он постепенно учится понимать, какие ваши слова соответствуют его ощущениям. Конечно, этот процесс будет идти очень долго, но начинать проговаривать чувства малыша можно с самого раннего возраста. Вы видите, что ребенок разозлился, чего-то требует. Прежде чем решать ситуацию с самим требованием, признайте его чувства, скажите ему: «Мне кажется, ты очень злишься, когда приходится так много одежды на себя надевать». Постепенно ребенок научится такому способу сообщения о своем состоянии. Называние чувства, переживания - это уже само по себе способ снижать его интенсивность.

Психологи часто дают такую рекомендацию родителям по преодолению детской агрессии – покажите ребенку, как можно проявлять недовольство. Когда сердитесь вы сами, назовите свое чувство, скажите: «Я сейчас очень злюсь на то, что происходит». Таким образом, вы покажете ребенку пример обращения с гневом и дадите ему понять, что все люди злятся. При этом можно вести себя неразрушительно. Напротив, если основная модель поведения взрослых в гневе - это крик или другие формы агрессии, тогда и справиться с подобными проявлениями у ребенка невозможно. Если ваш малыш часто ведет себя агрессивно, проверьте, не копирует ли он одного из близких взрослых. Не забывайте, что крик, ругань - это также проявления агрессии (в данном случае вербальной).

Как можно бороться с детской агрессией, если вы чувствуете, что ситуация накаляется? Учите ребенка снимать напряжение через игры: «Догони меня», «Беги ко мне», «Перешагни», «Перепрыгни» и другие. Такие игры снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.

После снятия напряжения (после подвижной игры) предложите ребенку спокойную игру. Можно лечь и притвориться спящим, изобразить плавательные движения, подуть на шуршащую бумажку, чтобы она шелестела и т.д., - обеспечьте ребенку состояние покоя. Расслабление должно занимать всего пару-тройку минут.

Что делать, если ребенок проявляет агрессию: коррекция агрессивности в детском возрасте

Ещё один совет психологов по преодолению вспышек агрессии у ребенка - использование предметов, с которыми можно обращаться грубо. Сшейте или купите мягкую игрушку или цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения маленьким ребенком, например, жу-жу, бо-бо и т.д. Когда у малыша появится желание кусаться, толкаться, стукнуть кого-либо, скажите, что людей бить нельзя (сказать нужно строго, но без злости). А вот есть игрушка, которая всегда будет рада подраться. Научите ребенка, как можно драться, кусаться с этой игрушкой. Следите, чтобы агрессия ребенка сразу направлялась на игрушку, а не на людей.

Когда ребенок злится, можно предложить ему рвать или комкать бумагу, пинать мячик, нарисовать свою злость. Важно помнить, что ребенок очень маленький и для того, чтобы эти методы прижились, нужно мягко их предлагать, подавать пример того, как это делается, и показывать это неоднократно.

В арсенале ребенка любого пола должны быть так называемые агрессивные игрушки: мечи, пистолеты, громко звучащие музыкальные инструменты, спортивный инвентарь. Игры с такими игрушками способствуют тому, что агрессивное напряжение находит свой выход.

Обязательно нужно обеспечивать ребенку игры с такими природными материалами, как песок, камни, вода. Это также способствует снятию напряжения.

Выбирая книжки для ребенка, не стоит избегать так называемых страшных сказок (часто это народные сказки, где встречается насилие или убийство). Некоторые родители, опасаясь напугать ребенка или сделать его жестоким, не читают подобных историй. Это ошибка, детям требуется какое-то количество страшных историй для благополучного психологического развития. Помимо прочего, это помогает перерабатывать ту агрессию, которая неизбежно возникает в раннем возрасте и позже. Естественно, при этом сказки должны соответствовать возрасту ребенка.

Повышено агрессивным детям особенно важно давать возможность много двигаться, создавать условия для физической активности.

Вот что нужно делать, если ребенок проявляет агрессию:

  • Встаньте лицом к ребенку и возьмите его за запястья. Держать запястья нужно крепко, чтобы он не мог вырваться, но не причиняя ребенку боли. Расположитесь так, чтобы ребенок не мог достать вас ногами.
  • Глядя в глаза ребенку, серьезно скажите: «Драться нельзя!»

Говорить нужно только эти слова, ничего не добавляя, не убавляя. Старайтесь, чтобы в вашем голосе не было эмоций.

Старайтесь, чтобы ваш взгляд не передавал ребенку злобы, возмущения и не подавлял его.

  • Поверните голову в сторону, отведите взгляд от ребенка и в нормальном темпе досчитайте до 20 про себя.
  • Повернитесь опять к ребенку и повторите: «Драться нельзя!»
  • Отпустите запястья ребенка.

Если ребенок тут же вас ударил, нужно повторить в точности всю процедуру. Это делается столько раз, сколько необходимо. Нельзя вносить какие-то изменения в эту технику, иначе она не будет действовать.

Если родители выполняют все в точности, техника срабатывает.

Основные причины, почему техника может не работать или наносить вред:

  • Родители используют технику не каждый раз, а в наиболее серьезных случаях или в местах, где это удобнее. Например, стесняются делать что-то при других людях.
  • Родители по своему усмотрению меняют действия, предписанные техникой, или последовательность этих действий.
  • Взрослые спорят при ребенке о целесообразности такого метода.

Для эффективной коррекции агрессии у детей всегда обращайте внимание на малыша в те моменты, когда он хорошо играет. Говорите ребенку, что вам нравится, когда он вот так вежливо и мягко себя ведет. Малыш должен понимать, какое поведение вы предпочитаете и поощряете. Иначе складывается ситуация, когда на плохое поведение взрослые выдают очень много реакции, а на хорошее - никакой. В таком случае ребенку, во-первых, трудно или даже невозможно понять, чего же все-таки от него ожидают, а во-вторых, в тех случаях, когда ребенок ведет себя правильно, он не получает никакого внимания. И закрепляется поведение, которое поддерживается вниманием, то есть в ряде случаев как раз нежелательное.

Что делать, если объектом детской агрессии стал ваш ребенок

А что нужно делать, если объектом детской агрессии со стороны других малышей стал ваш собственный ребенок? В этом случае действует общее правило: если при вас обижают вашего ребенка (бьют, толкают, вырывают игрушки) - заступитесь за него, но не начинайте многословно воспитывать чужого малыша. Задача взрослого - обеспечить безопасность своего ребенка: отстранить обидчика, задержать удар, придержать игрушку, которую грубо вырывают. Коротко прокомментируйте свои действия, скажите: «Это наша игрушка, попроси, если хочешь поиграть!», «Нельзя драться!», «Людей бить нельзя!», «Я не позволю обижать моего сына!» Не стоит стыдить или ругать чужого ребенка. В данном случае, защищая своего ребенка и не давая его в обиду, вы показываете пример того, как защищать себя самому.

Если вы находитесь далеко от ребенка и кто-то его обижает, но ситуация при этом не особенно угрожающая (ваш ребенок не плачет, обидчик не слишком агрессивен), не вмешивайтесь, предоставьте своему ребенку действовать самостоятельно. Малышу нужен опыт столкновения с чужой агрессией, чтобы научиться с этим обращаться. Не стоит стремиться во что бы то ни стало оказаться рядом с ребенком в минуты неприятных столкновений, не отпускать его ни на шаг, опасаясь враждебных действий со стороны чужих детей. Спокойно отпуская от себя малыша, вы передаете ему послание о своей уверенности в том, что он справится сам, сможет себя защитить. Наблюдайте за ситуацией издалека и вмешивайтесь, только если увидите реальную опасность.

Статья прочитана 3 084 раз(a).