Рабочая программа по краеведению. Программа дополнительного образования «Духовное краеведение Тамбовской области

Рассмотрена: Согласована: Принята: Утверждаю:

на заседании зам.директора на педагогическом Директор МКОУ

ШМО по ВР 29.08.12. Совете 30.08.2012г. «Первомайская

Протокол №1 ___Т.Ю.Аурис Протокол №7 СОШ»

от 27.08.2012г. ____В.П. Лопатин Руководитель: Приказ №71

От 01.09.2012г.

Рабочая программа

дополнительного образования детей

«Краеведение. История родного края»
Направленность – духовно-нравственное

художественно-эстетическое

срок реализации 4 года

возраст: 7 – 11 лет


Составила учитель начальных классов: Кабацкова Н.Н.

Программа кружка «Мой край»

для детей 7 – 11 лет (1-4 класс).
1Пояснительная записка.

Программа кружка «Мой край» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Использовались документы:

Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010)

«Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005

Локальный акт МКОУ« Первомайская СОШ» (об утверждении структуры рабочей программы

Образовательный план МКОУ «Первомайская сош», утвержденный приказом от 31.08. 2012 года №79 -Д

2.Актуальность.Специфика курса. Ценностные ориентиры.


Курс представлен для проведения кружка «История моего края» обучающихся 1-4 класса, желающих изучать свой край, исследовать историю своего поселка, узнать имена знаменитых земляков, прославивших нашу землю. У каждого города и поселка своя судьба, своя история. Можно гордиться и справедливо считать себя наследником старших поколений. Надо сделать все возможное, чтобы сберечь и приумножить красоту родного края. Надо сохранить и передать следующему поколению трудовые, культурные и нравственные традиции. Начнем изучать историю и современность своего поселка, города Новомосковска. Узнаем о тех, кто строил поселок, Новомосковск, кто защитил родной край в суровые годы Великой Отечественной войны. Занимаясь в кружке, ребенок обогатит свои знания, память многими интересными фактами и сведениями.

Программа кружка тесно связана с программой курса «Окружающий мир». Знания, умения, навыки, полученные на аудиторных занятиях, углубляются, совершенствуются, расширяются на занятиях кружка. .Данный курс играет значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Ценностные ориентиры. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Труд и творчество как отличительные черты духовно -нравственно развитой личности. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям


3Межпредметные связи:

4.Место занятий в учебном плане:

Распределение часов на год, отводимых на занятия кружка,

согласно учебному плану МКОУ «Первомайская сош», утвержденному приказом от 31.08.2012 года №79 – Для занятия кружка отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год

5. Цель курса:

1.Узнать об истории строительства своего поселка.

2.Исследовать и найти знаменитых людей, прославивших наш поселок, наш район, наш край. Рассказать о них.

3.Беречь природу своего края.

4. Узнать о тех, кто защищал и как защищал свой край в суровые годы Великой Отечественной войны.

5.Создать условия для воспитания гордости за свой край, за героические поступки старшего поколения.

7.Узнать в своей семье, о жизни своих прабабушек и прадедушек.

8.Узнать об истории города, края.

9.Создать условия для развития личности обучающегося,

10.развивать мотивацию личности к познанию и творчеству,

11. обеспечить эмоциональное благополучие ребенка,

12.профилактика асоциального поведения;

13. Создать условий для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

14.создать условия для интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

15. Создать условия для укрепления психического, физического здоровья.

6.Принципы программы:

Актуальность. Создание условий для повышения мотисации к обучению «Окружающий мир».

Научность.

Системность

Практическая направленность

Реалистичность

7.Методы и формы

экскурсии –5часов,

заочные путешествия – 2 часа,

игры -2 часа,

викторины – 1 час,

проекты -3 часа,

конкурсы – 2 часа,

фотоконкурс – 1 час,

аудиторные занятия -15 часов,

исследовательская работа - 2 занятия

Формы подведения итогов:

Презентация проекта «Осень в гости к нам пришла»

Обобщение по теме «История моего края». Игра «У карты Тульской области»

Праздник «Чудеса Зимы». Обобщение по теме «Зима в поселке.» Конкурс! Конкурс! Конкурс! Обобщение по теме «Чем знаменит мой край»

Праздник «Ах, кудесница ты наша - долгожданная весна!»

Викторина «Я эту войну знаю по книжкам. Обобщение по теме «Память моего края о героях Великой Отечественной войне».

Формы оценивания результатов:

участие в праздниках, конкурсах, викторинах, в проектах, презентовать доклады, делать фотографии, тесты, диагностика, лист личностного роста, портфолио, самооценка, взаимооценка.Для оценки планируемых результатов освоения программы используетсядиагностический инструментарий в пособии «Как проектировать УУД в начальной школе» под редакциейА.ГАсмолова.
8.Общеучебные умения и навыки:

1.Личностнных УУД: Обучающиеся научатся: положительно относиться к школе, к изучаемой теме, проявлять особый интерес к новому,

2. Научатся выполнять моральные нормы, научатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, научатся выделять нравственный аспект поведения,

3. Научатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4. Получат возможность формировать основы гражданской идентичности.

5. Узнают нормы и правила охранно – бережного отношения к природе.

6. Получат возможность для формирования чувства патриотизма и гордости за свою страну, чувства уважения к ее истории, к культурным и историческим памятникам.

7. Научатся доброжелательно относиться к окружающим.

8.Уважать ценности семьи.

9. Научатся сравнивать свои достижения вчера и сегодня.

10. Научатся адекватно реагировать на неуспех и поощрение, преодолевать трудности

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве привыкать работать в коллективе и принимать совместно решения

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после завершения работы на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задач сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способы и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату по способу действия.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть иопределятьобъектыиявленияокружающейдействитель¬ностивсоответствииссодержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделятьиобобщеннофиксиро¬ватьсущественныепризнакиобъектовсцельюрешениякон¬кретных задач.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природу родного края; Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном крае.

7.Способы деятельности:

Характеризовать признаки времен года, исследовать, проводить наблюдения, оценивать, анализировать народные приметы, различать, характеризовать, группировать, обсуждать, рассуждать, доказывать, описывать, соотносить свои наблюдения, измерять погоду, рассказывать, конструировать монологическую речь,исследовать, сравнивать, сопоставлять.

8.Образовательные технологии:

технологии использования игровых методов, технологии развивающего и саморазвивающего обучения, обучение в сотрудничестве, технология проблемного обучения, технология развития «критического мышления.



Темы.

Количество часов.

Цели

Всего

Теория

Практика

1

«Земля Новомосковская» - обзорная лекция. Сообщение детей из опыта. Знакомство с картой Новомосковского р-на.

1

30мин

5 мин

Воспитание любви к родному краю. Совершенствовать умение работать с картой.

2

Путешествие по Новомосковскому р-ну.

Старина земли Новомосковской.

Экскурсия в краеведческий музей с. Гремячее.


3

1

2

Вызвать интерес к истории края.

3

Официальная символика Новомосковска. Практическая работа (раскрашивание герба).

1

20

15

Познакомиться с символикой.

4

«Город у самого сердца России». История г. Новомосковска (презентация).

1

1

-

Проинформировать о значимости данной местности для России.

5

Экскурсия в г. Новомосковск (достопримечательности).

1

1

Совершенствоваться в умении выделять главное.

6

Просторы родного края (рельеф). Полезные ископаемые р-на. Беломестное – карьер для добычи камня (просмотр фотографий). Составление таблицы использование в народном хозяйстве полезных ископаемых.

2

1

1

Расширить детский кругозор.

7

Времена года. (осень, зима, весна, лето). Сбор и оформление гербария. Конкурс рисунков. «Любимое время года»

3

1

2

Познакомиться с климатическими условиями края.

8

Растительный и животный мир (презентация). Работа в библиотеке с книгой на тему: «Живая и не живая природа родного края». Составление экологического обращения «Сохраним свою землю».

3

1

2

Совершенствоваться в навыках работы с информацией.

9

Наши далекие предки. Уроки истории.

1

1

-

Умение работать с толковым словарем.

10

История моей семьи (информация детей).

Выставка семейных фотографий «Семейный архив».

Чаепитие «Я и моя дружная семья»


2

2

Вызвать уважение к семейным традициям.

11

Профессии всякие нужны «Труд на родной земле». Встреча с ветеранами труда (сборы интервью). Экскурсия на ферму, зернохранилище.

2

2

Расширить представление детей о труде взрослых, и его значимости.

12

Создание альбома «Работы разные важны» (профессии родителей)

2

1

1

Работа с информацией.

13

Знаменитые люди земли Новомосковской (сообщения уч-ся).

Работа с периодической печатью.



1

1

Умение выделять главное в происходящих событиях.

14

В годы великой отечественной войны. Хроника военных событий г. Новомосковск, Новомосковский р-он.

Сбор информации о жизни односельчан в годы войны (уборка около памятника погибшим в ВОВ).



2

1

1

Воспитание патриотических чувств.

15

Литературный и художественный Новомосковск. Писатели, художники, ученные.

3

1

2

Умение работать с книгой (энциклопедией).

16

Воспитывай в себе гражданина. Настоящее и будущее Новомосковска.

1

1

-

Воспитание гражданской позиции.

17

Хронология важнейших событий (исследование материалов печатной информации).

1

-

1

Умение ориентироваться в событиях.

18

Мой край в рисунках (конкурс)

1

-

1

Воспитание эстетического восприятия.

19

Викторина «Знаю и берегу свой край»

1

-

1

Понимание собственной значимости в развитии края.

20

В здоровом теле здоровый дух «Богатыри земли Русской» (спортивные состязания)

1

-

1

Воспитание привычек здорового образа жизни.

21

Итоговое занятие. Урок праздник «Песни моего края».

1

-

1

Воспитание любви к родине.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №8»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО учителей зам. директора по УР директор МСОШ №8

Расширение знаний учащихся о православной культуре, о возникновении, распространении и возрождении православия в Среднем Приобье; о миссионерской деятельности Святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, Святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири;

Знакомство с историей развития христианства в Западной Сибири, начиная с завоевания Сибирской земли Ермаком и до наших дней;

Знакомство с историей Абалакского свято – знаменского мужского монастыря и Иоанно – Введенского женского монастыря;

Знакомство с жанрами литературы «Жития святых» на примере Сибирских святых;

Приобщение учащихся и православной литературе и литературному краеведению;

Привить интерес учащихся к составлению своей родословной, изучению своих корней.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы - 15-16 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы): Программа «Православное краеведение в школе» рассчитана на 34 часа в год (1час в неделю).

Формы и режим занятий – лекции, семинары, круглые столы , заочные путешествия по святым местам Сибири, конференции по книгам писателей Югры, защита творческих проектов учащихся по теме: «Древо рода», «Древо жизни», выступление на ТРК «Югория» в радиопередачах «Сибирь православная», «Земля моя Югорская», «О корнях моих Сибирских», экскурсионные и паломнические поездки по историческим и памятным местам нашей Родины, по святым местам Сибири на Рождественских каникулах.

Ожидаемые результаты: к окончанию изучения курса у обучающихся должен быть сформирован высокий уровень духовно – нравственной культуры, чувство любви к своей малой Родине, знание православной литературы и литературного краеведения; умение составлять свою родословную, знать свои корни.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие обучающихся в городских концертах, посвящённых праздникам Рождества Христова, Пасхи на сцене Дворца искусств, участие в городских краеведческих чтениях «Мира не узнаешь, не зная края своего», в презентациях краеведческих сборников «Западная Сибирь: история и современность» в городской центральной библиотеке; в школьных и городских научно-исследовательских конференциях, публикации лучших проектов в городских СМИ.

Программа

«Православное краеведение в школе»

Учебно – методический план

(34 часа, 1час в нед.)

Тема занятия:

Кол-во часов

модель о6у-

Педагоги

ческие сред-

деятельности

учащихся

Вводное занятие.

ное изло-

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Коллективная,

индивидуаль-

ная: сообщение

Раздел 1. Жития Сибирских святых

1. Святой мученик Василий Мангазейский

2. Святой праведный Симеон Верхотурский, чудотворец

3. Святой блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый

4. Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири

5. Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский, в схиме Феодор

6. Святитель Антоний, митрополит Тобольский

7. Святитель Павел, митрополит Тобольский и всея Сибири

8. Святитель Софроний, епископ Иркутский

9. Преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкий

10. Праведный Петр, отрок Томский

Праведный Феодор Томский

11., Сибирский

Аналитическая беседа

Проектная (информационные проекты)

рецензирование проектов

Коллективная,

индивидуаль-

ная: сообщения

Раздел 2. Литературное краеведение

22. Николай Коняев. «До поры до времени» - настоящая русская проза с самобытным авторским взглядом на мир.

ное изло-

Проектная

Исследова-

тельская

Проектная

Исследова-

тельская

Анализ стихов

Исследова-

тельская

Анализ стихов

Анализ стихов

Исследова-

тельская

Исследова-

тельская

Проблемное изложен. Проектная

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Проблемная лекция,

аналитическая беседа

Самостоятельная работа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Коллективная,

индивидуаль-

ная: сообщения

индивидуаль-

Коллективная

Коллективная

Коллективная

Коллективная

Групповая

индивидуаль-

групповая

Раздел 3.Изучение родословной, сибирских корней.

3. Защита творческих проектов учащихся по теме: «Древо рода», «Древо жизни».

4. Собирание материалов и написание сочинений на тему: «Моя семья на Земле Югорской»

Проектная

Исследова-

тельская

Выступление с докладами на конференциях;

рецензирование проектов

Индивидуальная

групповая

Тематическое планирование курса

1.Вводное занятие.

Из истории развития христианства в Западной Сибири. Завоевания Сибирской земли Ермаком (). История Абалакского свято – знаменского мужского монастыря. Иоанно – Введенский женский монастырь. Возрождение православия в Среднем Приобье.

Раздел 1. Жития Сибирских святых.

1.Святой мученик Василий Мангазейский

2.Святой праведный Симеон Верхотурский, чудотворец

3.Святой блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый

Святой блаженный Косьма Верхотурский, Христа ради юродивый

Преподобный Арефа Верхотурский

4.Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири

5.Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский, в схиме Феодор

6.Святитель Антоний, митрополит Тобольский

7.Святитель Павел, митрополит Тобольский и всея Сибири

8.Святитель Софроний, епископ Иркутский

9.Преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкий

10.Праведный Петр, отрок Томский

Праведный Феодор Томский

Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская

11., Сибирский

12.Преподобный Варлаам пустынник, Чикойский, Сибирский

13.Новомученики Сибирские. Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский. .

14.Святые Царственные Страстотерпцы в Тобольске.

Раздел 2. Литературное краеведение.

15.Литература родного края. Знакомство с писателями и поэтами Земли Югорской. Обзор литературно - художественного альманаха «Зори Самотлора» (городского литературного объединения «Замысел»), литературно - художественного альманаха «Эринтур» (окружной писательской организации).

16.Архимандрит Тихон (Бобов). «Апостол Сибири. Святитель Филофей (Лещинский) и Тюменский Свято – Троицкий монастырь» - книга об историческом пути древней сибирской обители и личности просветителя Сибири митрополита Филифея.

17. Исторические романы. «Мангазея».Образ святого мученика Василия Мангазейского в романе.

18. . «И дум высокое стремленье…. Декабристы-литераторы на поселении в Тобольской губернии». (, - Пушкин).

19.Сибирский гений. Учёный - тоболяк с мировым именем – Дмитрий Иванович Менделеев.

20.Светлана Поливанова. «Вера в опале» - памятник жертвам политических репрессий.

21.Творчество Дмитрия Мизгулина. «Духов день», «Утренний ангел» - поэзия, основанная на канонах православия, любви к Родине. Очерки о посещении православных святынь Греции.

22. Николай Коняев. «До поры до времени» - настоящая русская проза с самобытным авторским взглядом на мир.

23.Основные мотивы поэзии Валерия Акимова. Православная тематика его творчества. «Рождество», «Пасха», «Равноапостольным Кириллу и Мефодию», «Отче Гермогене», «Паломник» и др. стихотворения. Цикл стихотворений «День Победы».

24 «Поставим память в караулы», «Молитва», «Я не верю, что Россия умирает…» Творчество Александры Петровны Дарьиной, . «Наш ратный крест».

25.Конференция по книге В. Салмина «Сибиряки».

26. Альбина Кузьмина. «Письма памяти». «Звонкоголосая Сибирь» - неповторимые жемчужины народной мудрости.

27.В. Овсянников – Заярский «Вера православная». Очерки истории христианства и православная поэзия.

28. «Писатель в рабочей спецовке». Смирнова.

29. «Я рыбацкого племени сын…». Творчество В. Мазина.

Раздел 3.Изучение родословной, сибирских корней.

1. Участие учащихся в городских Краеведческих чтениях «Мира не узнаешь, не зная края своего»;

2. Участие учащихся в презентациях краеведческих сборников «Западная Сибирь: история и современность»;

3. Защита творческих проектов учащихся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

«УТВЕРЖДЕНА»

на заседании

методического совета

протокол № 3 29.12.от 2008года___________________

директор школы ______________

/Н.Г. Елькина/
ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Духовное краеведение Тамбовской области»
для детей 10 – 13 летнего возраста

Составила

учитель географии

Антипова Светлана Николаевна

п. Первомайский

Краткая информационная справка.
Сведения об авторе:


  1. Фамилия, имя, отчество: Антипова Светлана Николаевна.

  2. Должность: преподаватель географии.

  3. Преподаваемый предмет: география.

  4. Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа».

  5. Координаты учреждения: 393700, Тамбовская область,
п. Первомайский, ул. Тельмана, д.5.

  1. Место жительства: 393700, Тамбовская область, п. Первомайский,
ул. Заводская, дом 16.

Информация о программе: Программа реализуется с 2008 года.

Тип программы: модифицированная.

Направление деятельности : интеллектуально – познавательная.

Уровень освоения: краткосрочный.

Возрастной диапазон: младший школьный возраст.

Экспертиза и утверждение данной программы проведены педагогическим советом МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в 2008году.

Данная программа дополнительного образования «Духовное краеведение Тамбовской области» ориентирована на младших школьников и приобщает их к истокам Православной культуры, духовно – нравственным традициям русского народа.

Контактный телефон: 8 (475-48) 2 – 16 – 04(рабочий).

Пояснительная записка

к программе дополнительного образования

«Духовное краеведение Тамбовской области» (далее Программа).

Духовно – нравственное воспитание ребёнка необходимо начинать как можно раньше посредством введения в отечественную духовную и культурную традицию. Программа формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому, формирует в подрастающем поколении национальное самосознание, чувство собственного достоинства, а также ответственности за судьбу своего Отечества и стремление приносить пользу своему краю.

В сложившейся ситуации часть задач (которые должны бы, но, к сожалению, не решаются в семье) по введению детей в духовно- нравственную традицию русского народа, полагая их в основу уклада детской жизни, может взять на себя школьное образовательное учреждение. Это возможно потому, что подразумевается совместное осмысление детьми и взрослыми разнообразных событий.

В основу этой событийно - содержательной линии может быть положен Православный церковный календарь, в соответствии с которым можно планировать и строить свою воспитательною образовательную работу в группе детей по духовно-нравственному воспитанию.

Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными и осмысленными событиями наполнится, по словам К.Д.Ушинского, «целый детский год », в котором самое видное место занимают, конечно, праздники.

«Пусть каждый, - пишет К.Д.Ушинский, - припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни, и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства».

Данная Программа является модификацией программы по духовно- нравственному воспитанию «Русский месяцеслов» Потаповской О.М. и Макеевой И.П., «Духовное краеведение Тамбовщины» иерей Г.Андреев, иерей В.Лисюнин, Лозовский А.Г., Евтихеева Л.Ю., Клемешова И.В. .

Направленность программы – интеллектуально-познавательная, так как направлена на развитие интереса и познавательной активности в сфере изучения регионального этнокультурного наследия родного края.

Актуальность данной Программы состоит в том, что она формирует у учащихся интерес к духовной культуре своего народа, уважение к его историческому прошлому.

Принцип работы Программы построен как определённый цикл уроков и наполнен благочестивым содержанием, связанным с Церковным календарём и отмечаемыми праздниками, как праздничные утренники для родителей.

Цель Программы – приобщение детей к истокам Православной культуры, духовно-нравственным традициям русского народа и формированию у ребёнка целостной картины мира, опирающейся на вечные, непреходящие ценности.

Задачи Программы

Обучающие:


  • Распространение православной грамотности среди школьников. /Под православной грамотностью понимается сообщение учащимся необходимых и достаточных знаний и практических навыков, обеспечивающих компетентностное их использование в современных условиях в столь быстро меняющейся действительности/;

  • Обеспечить устойчивые знания по широкому спектру тем: народный и церковный календарь, памятники истории и культуры, святые подвижники земли Тамбовской;

  • Формирование умения осмысленно выражать аргументированное мнение по спектру проблем этнокультурной направленности: соотношение народного и церковного начала жизнеустройства, региональные духовные особенности и их проявление, духовность и региональная демография;

  • Расширить и углубить круг тем для изучения: наряду с Евангельской историей дать обучающимся представление об истории Ветхого Завета, о святых, имена которых носят наши дети, о христианском укладе жизни и семьи;

  • Воспитание творческих навыков воспроизведения традиций региональной духовности.
Воспитательные:

  • Формирование представления об этических нормах духовности;

  • Наполнять содержанием представление о патриотизме, любви к Родине, ответственности за судьбу ближнего, общества и государства.

  • Формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • Научить давать духовную оценку реалиям пространства и времени.

  • Наполнить содержанием представление о духовности, истине, благе (добре), красоте, служении людям и Отечеству.

  • Способствовать воспитанию потребности строить свою поведенческую модель в соответствии с законами духовности, а также оценивать поведение человека, общества и государства с духовных позиций.
Развивающие:

  • Развивать образное мышление, речь, самостоятельность суждений, творческую активность;

  • Раскрыть индивидуальные способности.

  • Содействовать развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения, самоконтроля.
Основное отличие Программы от других программ дополнительного образования состоит в том, что она полностью построена на использовании событийно-содержательной линии Православного церковного календаря, в соответствии с которым можно планировать и строить всю воспитательную, образовательную работу в первую очередь в духовно-нравственном воспитании детей.

  • опора на региональный компонент, на региональное этнокультурное наследие;

  • культурологическая и интеллектуально-познавательная направленность;

  • личностная ориентация содержания программы;

  • деятельностный подход к обучению;

  • направленность на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся: истории, литературы, русского языка, географии и др.;

  • проблемно-поисковые методы организации учебного процесса.
Характеристика обучающихся по Программе

В реализации данной Программы принимают участие дети младшего и среднего школьного возраста.

Количество детей в группе: 15 человек.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Способы организации учебной деятельности:


  • фронтальный;

  • групповой;

  • индивидуальный;

  • лепка, рисование, аппликация;

  • слушание рассказа;

  • прослушивание художественных произведений для душеполезного чтения с последующем обсуждением прочитанного;

  • организация экскурсий по святым местам.
Способы проверки знаний:

  • начальная диагностика, в формате тестирования, проводится с детьми в начале года обучения, чтобы выявить ЗУН, которые имеют дети;

  • промежуточная диагностика, в формате тестирования, позволяет узнать степень усвоения данного материала ЗУН за первое полугодие;

  • итоговая диагностика проводится в форме выставок, отчётных концертов.
Теоретическая часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины или игры. Практическая работа - отчётный концерт – фестиваль.

Предполагаемые результаты обучения:

В результате изучения курса « Духовное краеведение Тамбовщины» ученик должен получить представление о закономерностях формирования и развития региональных духовных традиций. Таким образом, в конце первого года обучения воспитанник должен:


  1. Знать/понимать:

    • Ключевые понятия духовности (истина, благо, красота духовная, любовь, совесть, дух, душа, жертвенность, ответственность, закон, Родина и др.)

    • Хронологию библейской истории, истории церкви, их отражение в региональном церковном и народном календаре;

    • Почитание икон и православных святынь Тамбовского края;

    • Традиционные маршруты тамбовских паломников;

    • Закономерности формирования таких духовных ценностей, как семья, брак, забота о ближнем, забота о младших. Почитание старших, умение понимать и прощать, требовательность к себе.

    • Жития прославленных святых Тамбовской земли, таких, как епископ Питирим, святители Феофан, Затворник Вышенский, Тихон Задонский, преподобные Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, преподобные Силуан Афонский и другие;

    • Историю создания самых известных храмов и монастырей Тамбовщины и своего района, события или жития святых, которым эти храмы и монастыри посвящены (например, Покров Божией Матери, Преображение Господне или житие Иоанна Предтечи, Крестителя Господня и т.д.).

    • Обучающиеся должны хорошо ориентироваться в Библейской истории:
знать основные события Евангелия и Ветхого Завета (например, сотворение мира, изгнание из Рая, земная жизнь Спасителя и т.п.);

знать самые важные православные праздники (не только Рождество Христово, но и Пресвятой Богородицы, не только Воскресение Господне, но и Его Вознесение и т.д.), а также жития наиболее почитаемых в России святых (например, великого князя Александра Невского или святителя Николая, Мирликийского Чудотворца и др.);

Уметь:


  • Давать духовную оценку реалиям пространства и времени;

  • Знакомить иногородних гостей с основными местными памятниками духовной культуры, традициями;

  • Строить и оценивать поведенческую модель человека, общества и государства в соответствии с законами духовности.

  • Ориентироваться в храме;

  • Провести в тот или иной храм посёлка (рассказать, где он находится);

  • Рассказать историю возникновения крепости Тамбов, монастырей Тамбовщины (например, Трегуляевского), того или иного храма (Сергия Радонежского, например);

  • Пересказать основные сюжеты Ветхозаветной и Евангельской истории;

  • Рассказать основные вехи жития Тамбовских подвижников благочестия, таких, как святитель Питирим, святитель Лука Войно-Ясенецкий, святитель Феофан Вышинский и др., а также особо почитаемых русских и вселенских святых (например, князя Александра Невского или святителя Николая Мирликийского);

  • Отличать на иконах изображения Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, различных святых (например, апостола Андрея Первозванного или князя Александра Невского) и ангелов, а также узнавать изображения главных православных праздников;

  • Отличать по облачению священноначалие от рядовых священнослужителей;

  • Пользоваться картой края, района, ориентироваться в плане микрорайона и посёлка.

Формы и методы проведения занятий.

При реализации программы учитывается уровень знаний, умений и навыков воспитанников, их индивидуальные особенности.

Приобщение детей к творчеству успешно реализуется при создании особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу, используются следующие формы проведения обучения:

Занятия – объяснения, беседы, экскурсии, театрализованные представления. Выставки работ учащихся.

Одной из форм работы является объединение учащихся в группы, где ведётся исследовательская деятельность по избранным темам Основ православия. Педагогический процесс направлен на развитие созидательной, учебно-познавательной деятельности учащихся, развитие умственных способностей ученика, его воображения и фантазии.

Формы подведения итогов реализации Программы:

Выставки по темам: «Рождество Христово», «Молитва мытаря и фарисея»; «Жизнь первых людей в раю», «Сад добродетелей в человеческом сердце»;

«Благовещение Пресвятой Богородицы».

Фестивали: участие в районном фестивале детского творчества «Святки», посвящённого празднику Рождества Христова и празднованию «Пасхи».

Учебно-тематическое планирование образовательной Программы дополнительного образования

«Духовное краеведение Тамбовской области».


№№

Раздел

Тема

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1.

Введение.

6 часов.


1.1.Вводное занятие.

Начальная диагностика.


1.

1.

1.2.1.3.Предварительные понятия

2.

2.

1.4.-1.6.Истоки православной культуры России.

3.

3.

2.

Ветхий Завет

11 часов.


2.1.-2.2.Любовь к Божьему миру. Бог – Творец.

1.

1.

2.

2.3.-2.5.Сотворение Богом человека. Жизнь 1го человека в раю. Грехопадение. Изгнание из рая. Добро и зло. Обетование Спасителя.

2.

1.

3.

2.6.Авель и Каин

1.

1.

2.7.-2.8.Всемирный потоп.

1.

1.

2.

2.9.Вавилонское столпотворение.

1.

1.

2.10.История праведного Авраама.

1.

1.

2.11.История пророка Моисея.

1.

1.

3.

Священная история Нового Завета.

34 час.


Земная жизнь Богородицы:

3.1.-3.2.Рождество Пресвятой Богородицы.


1.

1.

2.

3.3.Введение во храм Пресвятой девы Марии.

1.

1.

3.4.-3.5.Детство девы Марии и Её обручение старцу Иосифу.

2.

2.

3.6.Благовещение Пресвятой Богородице.

1.

1.

3.7.Рождество Христово и бегство в Египет.

1.

1.

3.8.Успение Пресвятой Богородицы.

1.

1.

Земная жизнь Иисуса Христа :

3.9.-3.13.РождествоХристово.


5.

5.

3.14.-3.17. Сретение Господне.

1.

3.

4.

3.18. Детство Иисуса Христа.

1.

1.

3.19.Крещение Господне.

1.

1.

3.20. Иисус в пустыне. Выход на проповедь.

1.

1.

3.21. Преображение Господне.

1.

1.

3.22.Воскрешение Лазаря.

1.

1.

3.23.Вход Господень в Иерусалим.

1.

1.

3.24. Страстная седмица.

1.

1.

3.25.Распятие и погребение Спасителя.

1.

1.

3.26-3.30. Воскресение Господне. Пасха.

4.

4.

3.31. Вознесение Господне.

1.

1.

Судьба апостолов Христовых:

3.32.Сошествие Святого Духа, или Пятидесятница (Троица).


1.

1.

3.33. Деяния апостолов.

1.

1.

3.34.Итоговая работа. Доклад на тему « Судьба апостола».

Промежуточная диагностика.


1.

1.

4.

Православные святые и подвижники благочестия Тамбовского края.

17 часов.


4.1. Преподобный Сергий Радонежский.

1.

1.

4.2. Святитель Николай Чудотворец.

1.

1.

4.3.Преподобный Серафим Саровский.

1.

1.

4.4.Святая блаженная Ксения Петербургская.

1.

1.

4.5.Святитель Питирим, епископ Тамбовский.

1.

1.

4.6.Святитель Феофан, Затворник Вышенский.

1.

1.

4.7.СвятительТихонЗадонский

1.

1.

4.8. Святитель Лука Войно-Ясенецкий.

1.

1.

4.9. Преподобная Марфа Тамбовская. Посещение Вознесенского монастыря.

1.

1.

4.10. Преподобный Феодор Санаксарский.

1.

1.

4.11.Святой праведный Феодор Ушаков.

1.

1.

4.12.Преподобный Силуан Афонский.

1.

1.

4.13. Преподобный Амвросий и другие старцы Оптинские.

1.

1.

4.14.НовомученикиТамбовской земли.

1.

1.

4.15. Митрополит Владимир Богоявленский.

1.

1.

4.16. -4.17.Итоговая работа.

Доклад на тему «Роль святых подвижников в жизни Тамбовской земли».


2.

2.

5.

Твоё православное

Имя.

8 часов.


5.1. Что такое «именины». Имя и его символика.

1.

1.

5.2. Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

1.

1.

5.3ВеликомученицаЕкатерина.

1.

1.

5.4. Великомученица Варвара.

1.

1.

5.5. Равноапостольная Нина.

1.

1.

5.6.БлаженнаяКсения Петербургская.

1.

1.

5.7. Святой великомученик Георгий Победоносец.

1.

1.

5.8.Итоговая работа. Исследовательская работа «Мой святой покровитель».

Промежуточная диагностика.


1.

1.

6.

Великий пост.

17 часов.


6.1.-6.2. Неделя о мытаре и фарисее.

1.

1.

2.

6.3.-6.4.Притча о блудном сыне.

1.

1.

2.

6.5.-6.6.Последняя неделя перед Великим Постом: Масленица. Прощёное воскресение. Языческие традиции в праздновании Масленицы.

1.

1.

2.

6.7.Святые память которых празднуется Великим Постом.

1.

1.

6.8.Крестопоклонная неделя.

1.

1.

6.9.Сорок мучеников Севастийских.

1.

1.

6.10.Благовещение Пресвятой Богородицы.

1.

1.

6.11.Вход Господень в Иерусалим.

1.

1.

6.12.СобытияСтрастной Седмицы.

1.

1.

6.13.-6.17.Утренник, посвящённый Пасхе.

5.

5.

7.

Хранительница земли Русской

часов.

22 часов.


7.1.Святые жёны – мироносицы – покровительницы всех христианских жён.

1.

1.

7.2.-7.4.Утренник, посвящённый мамам.

3.

3.

7.5.Беседа со священником.

1.

1.

7.6.-7.7.Посещение храма Сергия Радонежского.

2.

2.

7.8.-7.9.Посещение храма Покрова Пресвятой Богородицы.

2.

2.

7.10.Почитание святых икон.

1.

1.

7.11. Владимирская икона.

1.

1.

7.12. Икона Покрова Божией Матери.

1.

1.

7.13. Иверская икона.

1.

1.

7.14.«Всех скорбящих радость».

1.

1.

7.15. «Скоропослушница».

1.

1.

7.16. «Зна мение».

1.

1.

7.17. «Державная» икона.

1.

1.

7.18. «Споручница грешных».

1.

1.

7.19. «Нечаянная радость».

1.

1.

7.20.Празднование Казанской Божией Матери.

1.

1.

7.21.Икона Божией Матери Тамбовской.

1.

1.

7.22.Казанская – Вышенская икона.

1.

1.

8.

Русская святость и духовность.

9 часов.


8.1. Христианский дух в народных пословицах.

1.

1.

8.2.Жертвенная любовь к ближним.

1.

1.

8.3.Многословие и молчание.

1.

1.

8.4.Небесная стража. Защита Отечества.

1.

1.

8.5.Терпение и трудолюбие.

1.

1.

8.6.Патриотизм.

1.

1.

8.7.Нищета духовная.

1.

1.

8.8.Помощь свыше.

1.

1.

8.9. Итоговая работа. Конкурс на лучший рисунок « Народные пословицы».

Итоговая диагностика.


1.

1.

9.

Маршруты тамбовских паломников.

17 часов.


9.1.- 9.5.Православные святыни Козловского уезда.

5.

5.

9.6.-9.10. Посещение святого источника Николая Угодника в Дубовом.

5.

5.

9.11.-9.17. Паломническая поездка в Мамонтову пустынь.

8.

7.

9.

Диагностический этап 2 часа.

Итоговое занятие

1.

1.

2.

Итого 144

87.

57.

144.

Программа дополнительного образования. Кружок «К истокам нашим»

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

Программа курса « К истокам нашим » составлена на основе программы по изучению родного края «Земля Новомосковская» (авторы: Годунова Е.Д., Дорн М.И.,-Новомосковск,2000г) и программы основ православной культуры Тулы и Тульского края (авторы: Сорвина Р.Н., Царегородцева В.С.и др.,-Тула,2010.) и представляет собой некий симбиоз двух в общем-то родственных программ. В программу внесены изменения и дополнения о п. Красный богатырь и региональном краеведении . Целью программы является духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников посредством формирования представлений о православной культуре в контексте прошлого и настоящего нашей Родины.

"Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

вовлеки - и я пойму"

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Этому в полной мере отвечают занятия в кружке «К истокам нашим».

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальном заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

Включение элементов курса основ православной культуры продиктовано тем, что одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное воспитание. Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции, а также традиции и обычаи истории Тульского края.

Культура России на протяжении многих веков формировалась под воздействием православия. Христианскими заповедями добра и милосердия, идеалами любви и сострадания к ближнему наполнена отечественная литература, труды величайших мыслителей России. Эти знания важно донести до молодого поколения. Именно школа призвана дать ребёнку систематические знания о духовной культуре, этических нормах, духовно-нравственных традициях и, конечно, об истоках нашей культуры. Решению этой задачи способствует введение в общеобразовательных учреждениях элементов курса «Основы православной культуры». Без знаний основ русской духовной культуры трудно освоить её ценности.

Данный курс предполагает сочетание разнообразных методов и приемов преподавания. К основным можно отнести рассказ учителя; работу с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию; зарисовки в течение урока и домашние задания творческого и поискового характера в форме рисунков, обеспечивающие практическую деятельность обучающихся. Большое место занимает эвристическая беседа и выполнение самостоятельных творческих заданий.

Наш Тульский край богат событиями, тесно связанными с историей России. Прославлена Тульская земля своими святыми, храмами, монастырями.

В 2008 году подписано Соглашение о сотрудничестве администрации Тульской области и Тульской епархии Русской Православной Церкви в целях развития духовно-нравственного просвещения населения Тульской области, культурных традиций в области образования, здравоохранения, социального развития, молодёжной политике.

Главная роль в этой работе отведена учителю. Именно ему дано в яркой, запоминающейся форме донести до детей учебный материал.

Формы проведения занятий – мультимедийные презентации, беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка библейских сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии.

Программа рассчитана на 72 часа, 2 часа в неделю.

Срок реализации данной программы -- 1 год.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Развитие интересов учащихся в области краеведения

Расширение знаний учащихся о родном крае и его людях

Воспитание любви к родной природе и земле

Воспитание уважения к традициям своего народа

Воспитание патриотизма и гражданственности

Развитие мировоззрения учащихся в национальной традиции

Знакомство с духовной географией родного края

Духовно-эстетическое формирование личности учащегося, создание благоприятных условий для активизации таких сознательных актов, как созерцание, безмолвие, умиление

Формирование навыков церковного этикета

Знакомство с основами истории Русского православия

Развитие коллективных форм сотрудничества учащихся посредством организации совместной деятельности: поход к святому источнику, участие в богослужении, беседы с представителями духовенства, общее чаепитие или трапеза и др.

Именно на решение поставленных задач и направлен данный курс.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение 2ч.

Возникновение и развитие православной веры в Тульском крае 8ч.

Герб – официальная символика Новомосковска 2ч

Тульский край 2ч

Город у самого сердца России 1ч

История моего посёлка 1ч.

Священное писание 6ч.

Географические и природные особенности Новомосковского района 9ч.

Влияние христианства на развитие культуры в России и Тульской области 6ч.

Старина земли Новомосковской 8ч.

Тульские святые. Святые источники тульского края 9ч.

Страницы биографии города Новомосковска 11ч

Благотворители Тулы 6ч.

Итоговое повторение 1ч.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

Учащиеся должны знать

Понятие «краеведение»

Площадь, конфигурацию и административное деление района

Особенности географического положения района, города

Основные формы рельефа, тип климата, внутренние воды, виды растений и животных, фенологические особенности территории

Виды природных ресурсов и экологические проблемы

Правила поведения в природе

Год основания города и посёлка, основные этапы их развития

Символику посёлка, города, области

Функции города в материальной и духовной культуре народов

Выдающихся земляков

Тульских святых

Тульских благотворителей

Историко-культурные достопримечательности города, района, области

Литературу о родном крае

Основные сюжеты Ветхого и Нового Завета

Православные монастыри тульского края

Православные храмы тульского края

Святые места тульского края

Учащиеся должны уметь

Находить местоположение своего района, города на карте области, России

Вести наблюдения за явлениями в природе, поиск, сбор и описание объектов местности

Определять географическое положение района, города, своего населённого пункта, его влияние на особенности развития территории

Описывать функции города, быт, традиции, культуру

Составлять родословную семьи

Вести элементы исследовательской работы по изучению родного края.

ЛИТЕРАТУРА

1.Основы православной культуры. Тула и Тульский край. Сборник материалов в помощь учителям общеобразовательных учреждений. Тула -2010.

2.Тльские древности. Н.И. Троицкий -Тула. Приокское книжное издательство. 2002г.

3.Сказания русского народа. И.П.Сахаров. – Тула. Приокское книжное издательство,2002г.

4. Российская государственная символика. История и современность. Н.А.Соболев. – Гуманитарный издательский центр «Владос».Москва, 2002г.

5.Славянская мифология. Москва, 1995 г.

6. Дворянское сословие Тульской губернии. В.Ч.Чернопятов. Т.1Х, М.,1912 г.

7. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895 г.

8. Тульские древности. Энциклопедический словарь-справочник. Издательство «Русский лексикон», Тула, 1995 г.

9.Праздники христианской Руси. Э.О. Бондаренко. Калининградское книжное издательство, 1995 г.

10. Земля Новомосковская. Новомосковск,2002 г.

11. « История посёлка Красный богатырь» и окрестных деревень». Сборник краеведческих статей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы курса «К истокам нашим», рассчитано на 72 часа (2ч. в неделю)

занятия

Тема занятия

примечание

дата

Введение. Герб – официальная символика Новомосковска.

Герб посёлка Красный богатырь.

Вступление. Общие сведения о православном церковном календаре.

Тульский край. Город Тула.

Древнейшие жители тульского края и их вера. Крещение тульского края. Святой Кукша, просветитель и первокреститель славянского племени вятичей.

Тульский край. Города Тульской области.

Древние православные храмы тульского края и Тулы. Возникновение и развитие.

Административно-хозяйственное положение города и района.

Православные храмы Новомосковского района.

Что нас окружает?

Первые православные монастыри в тульском крае и Туле. Возникновение и развитие.

Рельеф.

Свято-успенский монастырь города Новомосковска. Заочная и очная экскурсии.

Поверхность нашего края

Православные князья и бояре. Их роль в развитии Тулы и тульского края.

Полезные ископаемые Новомосковского района

Народное образование в России и Туле. Церковно-приходские школы Тулы и тульского края. Первые школы в нашем посёлке.

Воды. «Сказки Иван-озера» А.Логунова

Обобщение темы «Возникновение и развитие православной веры в Тульском крае»

Времена года. Осень. Народные «осенние» празднования.

О Библии. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира, сотворение человека, грехопадение.

Времена года. Зима. Народные «зимние» празднования.

Сюжеты Ветхого Завета: первое братоубийство, Всемирный потоп, дети Ноя

Времена года. Весна. Народные «весенние » приметы

Сюжеты Ветхого Завета: Авраам, явление Аврааму Святой Троицы. Принесение Исаака в жертву.

Времена года. Народные «летние» приметы

Сюжеты Нового Завета: жизнь Иисуса Христа. Притча о милосердном самарянине

Растительный и животный мир.

Сюжеты Нового Завета: о чудесах и учении Иисуса Христа.

Это рассказала археология

Обобщение темы «Священное писание»

Презентации творческих работ по теме

Вятичи – наши далёкие предки

Крещение Руси. Историческое значение Крещения Руси

Мы идём в археологический музей. Заочная экскурсия по музею

Роль православной культуры в обществе. Церковное искусство. Занятие-презентация

Куликовская битва. Историко-архитектурный комплекс

«Куликово поле».

Просмотр презентаций, видеофильмов.

Рождество Христово

Презентация творческих работ

Православие и архитектура, зарождение и развитие зодчества в Туле. Занятие-презентация.

Дмитрий Донской – защитник Руси

Иконопись в Туле

Епифанские шлюзы

Выдающиеся люди тульского края (А.С.Хомяков, Н.И. Троицкий)

Гремячее.

Обобщение темы «Влияние христианства на развитие культуры в России и Туле»

Презентации творческих работ

Село Спасское

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Просмотр кинофильма

История моего посёлка Красный богатырь.

Преподобный Макарий Жабынский, Белёвский чудотворец

Здесь будет город-сад

Святая блаженная Ефросинья Колюпановская

Как это было

Преподобный блаженный Иоанн Тульский

Город сражается. Оборона Новомосковска, Тулы

ВОВ на территории нашего посёлка

Презентация творческих работ «Мои предки на войне»

Никто не забыт – ничто не забыто

Блаженная Матрона Московская. Село Себино. Заочная экскурсия

Жизнь восстанавливается.

Святые источники тульского края. Заочная экскурсия на источник «12 ключей» (Венёвский район)

Святые источники Новомосковского округа. Село Осаново.

Новомосковск растёт. Город Сокольники.

Обобщение темы «Тульские святые. Святые источники нашего края»

Презентация творческих работ.

Новомосковск благоустраивается

Акинфий Никитич Демидов – храмосоздатель Христовоздвиженских храмов в Туле.

Архитектурный облик города. Зелёное кольцо.

Схимонах Варсонофий (В.И.Макарухин) – основатель Богородичного Щегловского монастыря

Памятники. История создания памятника А.С.Пушкину, Д. Донскому в г. Новомосковске.

Александр Степанович Ваныкин – потомственный купец и владелец сети магазинов.

Митрополит Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский)

Обобщение темы «Благотворители Тулы»

Православная Пасха

Презентация творческих работ

70-72

Паломнические поездки