Русская сказка сапоги скороходы. В каких сказках присутствуют сапоги скороходы

Волшебные рубашки – встречаются в русской и европейской мифологии.

Область магического действия и применения довольно широкая (в отличии от узконаправленных сапог скороходов, например)

Это и способность к оборотничеству в такой рубашке (Из лебедя в человека и обратно, и других животных). Помнится, процесс изготовления таких рубашек был очень долгим и кропотливым и даже временами болезненным, так как крапиву для создания оборотнических рубашек надо было рвать и мять голыми руками и ногами, да еще к тому же требуют выполнения сложных временных табу, типа того, что нельзя ни с кем разговаривать год, но ведь это ни что, если вы действительно желаете сделать волшебную рубашку.

Так же существовали рубашки принадлежат к классу лётной одежды, которые давали возможность ее владельцу запросто, не превращаясь в птицу летать по воздуху. Вот тут видимо надо изучить повнимательнее процесс создания одежды и подумать, что лучше, сделать лётную или оборотническую рубашку, чтобы превращаться в птицу, правда, оборотнические рубашки могут превратить вас не только в птицу, но и других животных, а лётная рубашка только одного действия.

Как утверждает легенда, делаются лётные рубашки из легчайшего материала – тополиного или одуванчикового пуха, который надо собирать в определенные дни с попутным применением всяких особых элементов, кучей запретов и прочих особых правил, но, конечно, сделав такую рубашку, перед героем открывались большие возможности безнаказанно шастать по вражеским городам, красть чужих невест или древние и другие магические реликвии.

Ну а о рубашках с заговором от меча и ножа и говорить нечего, так как эти делали, а точнее заговаривали обычную рубашку, все кому не лень, начиная от матерых колдунов и волхвов, и кончая хорошей и умной женой или сестрой. И я думаю можно заговорить рубашку не только от меча и ножа, но и от пьянства так сказать (чтобы муж в пивнушку не ходил. Наденет такую рубашку, только захочет повернуть к пивнушке, а рубашка его стянет, мала станет, грудную клетку сдавит и мужу сразу домой захочется, скорее раздеться и спать).

По видимому вышивка и украшательства на рубашках остались с прошлых времен именно, как часть обрядового действия по созданию волшебной рубашки. Волшебные руны и знаки раньше имели ведь определенный смысл, это теперь они просто для украшения, а раньше они были с направленным умыслом. Так же как и тот факт, что мы стремимся одевать натуральную одежу из натуральных материалов, так как заложить магию в синтетику невозможно, и для создания волшебных рубашек она не очень подходит.

Сапоги скороходы

Сапоги скороходы: чаще всего присутствуют в русских или славянских былинах и сказках, но встречаются и у других народов.

Как правило, сначала принадлежат либо злому великану-людоеду, либо колдуну, либо ведьме, и герою приходится силой отбирать их.

Сапоги не имеют размера и сделаны, видимо, из какого-то особого, волшебного материала, который при надевании владельцем принимает его форму. То есть любому, кто наденет эти чудо сапожки, они придутся в пору, приняв форму и размер ноги владельца (хорошая практика для будущих модельеров). Меня это наводит на мысль, что сапоги были сделаны из какого-то био-материала…

А после того, как герой или героиня надели эти волшебные сапожки, начинается самое главное, по желанию они могут перенести владельца на большие расстояния без физической нагрузки для ее владельца.

Правда, существует опасность не попадания в нужное место, если у вас отсутствует хороших глазомер, так как сапогам нужен точный приказ, на какое расстояние переносить, мысленный или голосом, без разницы.

Так бывает не всегда, конечно, существуют сапоги, которые просто увеличивают скорость ходьбы, только вот не говорится, уставали ли ноги у владельца именно от такой модели сапог. Об этом остается только догадываться, но факт остается фактом, сапоги скороходы помогают в один миг перебегать или перескакивать большие расстояния, и вместо долгих утомительных недель походов герой за одну минуту оказывается в другой стране.

Кстати сказать, наш родной Дед Мороз пользуется такими сапогами-скороходами перед Новым годом, когда он носится по свету и улаживает свои зимние предпраздничные дела, типа того, что расписывает стекла морозными узорами или одевает деревья в зимние наряды. Надо думать, что без них он точно не справился бы и быстро все не смог сделать никогда.

Вспомните, какой силой в старинных сказках наделяли обувь. Сапоги-скороходы могли вмиг домчать куда угодно. Серебряные туфли злой Гингемы из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» могли «телепортировать» героев в любую точку мира. А каким важным и деловитым становился сразу Кот в сапогах! А ведь каждую пару этой обуви мастерил обычный сапожник («башмачник» по-старому). В прежние времена людей этой профессии очень уважали и даже приравнивали к волшебникам. «Одесская жизнь» решила напомнить о сказках, в которых обувь играет очень важную роль.

Хрустальные туфельки и позолоченные сандалии

История Золушки — один из самых популярных сюжетов, который имеет свыше тысячи воплощений в сказках разных народов мира. О хрустальной туфельке в разных вариациях знают многие. Но мало кому известно, что «прабабушкой» туфельки была позолоченная сандалия. Эта версия сказки найдена на древних египетских папирусах.

Главную героиню этой сказки зовут Родопис. Она родилась в Греции. Однажды красивую девушку похитили пираты, привезли в Египет и продали в рабство. Хозяину так понравилась хрупкая девушка, что он купил ей изящные кожаные позолоченные сандалии. Когда Родопис купалась в реке, сокол украл ее сандалию и унес фараону. Сандалия была такой маленькой, что фараон захотел увидеть ее владелицу, снарядил корабль и бросился на поиски. Когда он нашел Родопис, то женился на ней.

Такие разные «Красные башмачки»

Есть как минимум две сказки с подобным названием. Но если в случае с хрустальными туфельками истории хоть как-то похожи, то в двух историях о красных башмачках нет ничего общего.

Одна из них — мистическая сказка Ханса Кристиана Андерсена «Красные башмаки», написанная писателем в 1845 году. В этой истории башмаки играют с главной героиней по имени Карен злую шутку. Первую пару ей сшила старая башмачница из обрезков красного сукна — она просто пожалела бедную девочку, которая ходила босиком в стужу. Девочка пошла в них на похороны матери. Вторая пара дорогих атласных башмаков у Карен появилась, когда она стала старше. Она жила у бездетной богатой барышни, которая ее баловала. Из-за того, что девушка надевала эти самые башмаки не к месту и ни о чем другом не могла думать, один старец решил проучить ее — как только ноги Карен пустились в пляс, они уже никогда не могли остановиться, и даже снять башмаки было почти невозможно. По мотивам этой сказки в 1948 году в Великобритании был снят кинофильм о том, как страсть к танцу может стать причиной смерти балерины. В нем башмаки превратились в атласные пуанты.

А 30 лет назад студия «Укртелефильм» сняла детскую музыкальную картину «Красные башмачки» по мотивам украинских народных сказок. Эти башмачки наделены совсем иной силой — они способны очистить лес от гнили и поганых грибов, и вырастить волшебную нечуй-траву. А волшебная трава исцелит от страшных недугов маму Марийки и других жителей деревни. Но надеть их может лишь самый честный, находчивый и смелый человек, прошедший множество испытаний. Башмачки хранятся у лесного царя, который должен их отдать только тому, кто заслужит его доверие.

Лапти, кеды, валенки…

В некоторых сказках обувь на животных далеко не волшебная, а самая что ни на есть обычная. Просто, одев сапоги, Пес или Кот становятся похожими на дворян и с их мнением уже считаются даже люди (мультфильмы «Кот в сапогах» 1968 года и «Пес в сапогах» 1981 года.).

В музыкальном фильме «Туфли с золотыми пряжками», снятом на Одесской киностудии в 1976 году, обувь становится частью детективной истории. Дело в том, что у царя-батюшки «пропали» туфли с золотыми пряжками, которые ему подарил дружественный король. А после того как пропажу находят, царь предлагает их Ивану-дураку в качестве откупа — чтобы Иван отказался от царской дочери, царевны Марьюшки. Влюбленный Иван, конечно же, не соглашается на царский подарок, ведь в лаптях ему удобнее.

В повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» Оксана посылает своего возлюбленного Вакулу за черевичками, которые носит сама царица.

А в мультфильме «Зима в Простоквашино» по мотивам сказок Эдуарда Успенского, кот Матроскин и пес Шарик из-за разных взглядов на зимнюю обувь поссорились и перестали разговаривать:

— Говорил я этому охотнику: купи себе валенки! А он что: пошел и кеды купил — они, говорит, красивее, — рассказывает практичный Матроскин

— Это он не подумавши сделал. У нас зимой в кедах даже студенты не ходят, — поддакивает почтальон Печкин.

Сапоги-скороходы в детских сказках

Во многих сказках встречаются сапоги-скороходы (или семимильные сапоги). В сказке Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик», главный герой похищает семимильные сапоги у Людоеда. Малыш устроился на королевскую службу в качестве гонца и при помощи волшебной обуви заработал много денег и помог семье выбраться из нужды.

В сказке «Вещий сон» главный герой Иван — купеческий сын. Так случилось, что не совсем честным путем он завладел важными сказочными атрибутами — шапкой-невидимкой, ковром-самолетом и сапогами-скороходами для совершения добрых дел.

Главному герою сказки «Заколдованная королевна», отставному солдату, пришлось жениться на королевне, находящейся в образе медведицы. Чтобы ее расколдовать, он похищает ковер-самолет, шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Правда, во время совершения всех сказочных дел сапогами воспользоваться не пришлось.

Телефильмы : «Золушка» (1947), «Умные вещи» (1973)

Мультфильмы : «Ночь перед Рождеством» (1951), «Кот в сапогах» (1968), «Волшебник Изумрудного города» (1973), «Мук-скороход» (1975), «Пес в сапогах» (1981), «Красные башмачки» (1986), «Старый Сапожник» (1987).

*Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Жил-был купец, у него было два сына: Дмитрий да Иван. Раз вечером сказал им отец:

Ну, дети, кому что во сне привидится, поутру мне поведайте; а кто утаит свой сон, того казнить велю.

Вот наутро приходит старший сын и сказывает отцу:

Снилось мне, батюшка, будто брат Иван высоко летал по поднебесью на двенадцати орлах; да еще будто пропала у тебя любимая овца.

А тебе, Ваня, что привиделось?

Не скажу! - отвечал Иван.

Сколько отец ни принуждал его, он уперся и на все увещания одно твердил: “Не скажу!” да “Не скажу!” Купец рассердился, позвал своих приказчиков и велел взять непослушного сына и привязать к столбу на большой дороге.

Приказчики схватили Ивана и, как сказано, привязали его к столбу крепко-накрепко. Плохо пришлось доброму молодцу: солнце печет его, голод и жажда измучили.

Случилось ехать по той дороге молодому царевичу; увидал он купеческого сына, сжалился и велел освободить его, нарядил в свою одежду, привез к себе во дворец и начал расспрашивать:

Кто тебя к столбу привязал?

Родной отец прогневался.

Чем же ты провинился?

Не хотел рассказать ему, что мне во сне привиделось.

Ах, как же глуп твой отец, за такую безделицу да так жестоко наказывать... А что тебе снилось?

Не скажу, царевич!

Как не скажешь? Я тебя от смерти избавил, а ты мне грубить хочешь? Говори сейчас, не то худо будет!

Отцу не сказал и тебе не скажу!

Царевич приказал посадить его в темницу; тотчас прибежали солдаты и отвели его в каменный мешок.

Прошел год, вздумал царевич жениться, собрался и поехал в чужедальнее государство свататься к Елене Прекрасной. У того царевича была родная сестра, и вскоре после его отъезда случилось ей гулять возле самой темницы.

Увидал ее в окошечко Иван - купеческий сын и закричал громким голосом:

Смилуйся, царевна, выпусти меня на волю! Может, и я пригожуся. Ведь я знаю, что царевич поехал к Елене Прекрасной свататься; только без меня ему не жениться, а разве головой поплатиться. Чай, сама слышала, какая хитрая Елена Прекрасная и сколько женихов на тот свет спровадила.

А ты берешься помочь царевичу?

Помог бы, да крылья у сокола связаны.

Царевна тотчас же отдала приказ выпустить его из темницы.

Иван - купеческий сын набрал себе товарищей, и было всех их и с Иваном двенадцать человек, а похожи друг на дружку словно братья родные - рост в рост, голос в голос, волос в волос. Нарядились они в одинаковые кафтаны, по одной мерке шитые, сели на добрых коней и поехали в путь-дорогу.

Ехали день, и два, и три; на четвертый подъезжают к дремучему лесу, и послышался им страшный крик.

Стойте, братцы! - говорит Иван. - Подождите немножко, я на тот шум пойду.

Соскочил с коня и побежал в лес; смотрит - на поляне три старика ругаются.

Здравствуйте, старые! Из-за чего у вас спор?

Хотите, я вас разделю?

Сделай милость!

Иван - купеческий сын натянул свой тугой лук, наложил три стрелочки и пустил в разные стороны; одному старику велит направо бежать, другому - налево, а третьего посылает прямо:

Кто из вас первый принесет стрелу, тому шапка-невидимка достанется; кто второй явится, тот ковер-самолет получит; а последний пусть возьмет сапоги-скороходы.

Старики побежали за стрелками, а Иван - купеческий сын забрал все диковинки и вернулся к своим товарищам.

Братцы, - говорит, - пускайте своих добрых коней на волю да садитесь ко мне на ковер-самолет.

Живо уселись все на ковер-самолет и полетели в царство Елены Прекрасной.

Прилетели к ее стольному городу, опустились у заставы и пошли разыскивать царевича. Приходят на его двор.

Что вам надобно? - спросил царевич.

Возьми нас, добрых молодцев, к себе на службу; будем тебе радеть и добра желать от чистого сердца.

Царевич принял их на свою службу и распределил: кого в повара, кого в конюхи, кого куда.

В тот же день нарядился царевич по-праздничному и поехал представляться Елене Прекрасной. Она его встретила ласково, угостила всякими яствами и дорогими напитками и потом стала спрашивать:

А скажи, царевич, по правде, зачем к нам пожаловал?

Да хочу, Елена Прекрасная, к тебе посвататься; пойдешь ли за меня замуж?

Пожалуй, я согласна; только выполни наперед три задачи. Если выполнишь - буду твоя, а нет - готовь свою голову под острый топор.

Задавай задачу!

Будет у меня завтра, а что - не скажу; ухитрись-ка, царевич, да принеси к моему незнаемому свое под пару.

Воротился царевич на свою квартиру в большой кручине и печали. Спрашивает его Иван - купеческий сын:

Что, царевич, невесел? Али чем досадила Елена Прекрасная? Поделись своим горем со мной, тебе легче будет.

Так и так, - отвечает царевич, - задала мне Елена Прекрасная такую задачу, что ни один мудрец в свете не разгадает.

Ну, это еще небольшая беда! Ложись спать; утро вечера мудренее, завтра дело рассудим.

Царевич лег спать, а Иван - купеческий сын надел шапку-невидимку да сапоги-скороходы - и марш во дворец к Елене Прекрасной; вошел прямо в почивальню и слушает. Тем временем Елена Прекрасная отдавала такой приказ своей любимой служанке:

Возьми эту дорогую материю и отнеси к башмачнику: пусть сделает башмачок на мою ногу, да как можно скорее.

Служанка побежала куда приказано, а следом за ней и Иван пошел.

Мастер тотчас же за работу принялся, живо сделал башмачок и поставил на окошко; Иван - купеческий сын взял тот башмачок и спрятал потихоньку в карман.

Засуетился бедный башмачник - из-под носу пропала работа; уж он искал, искал, все уголки обшарил - все понапрасну! “Вот чудо! - думает. - Никак, нечистый со мной пошутил!” Нечего делать, взялся опять за иглу, сработал другой башмачок и понес к Елене Прекрасной.

Экий ты мешкотный! - сказала Елена Прекрасная. - Сколько времени за одним башмачком провозился!

Села она за рабочий столик, начала вышивать башмак золотом, крупным жемчугом унизывать, самоцветными камнями усаживать.

А Иван тут же очутился, вынул свой башмачок и сам то же делает: какой она возьмет камушек, такой и он выбирает; где она приткнет жемчужину, так и он насаживает.

Кончила работу Елена Прекрасная, улыбнулась и говорит:

С чем-то царевич завтра покажется!

“Подожди - думает Иван, - еще неведомо, кто кого перехитрит!”

Воротился домой и лег спать; на заре на утренней встал он, оделся и пошел будить царевича; разбудил и дает ему башмачок.

Поезжай, - говорит, - к Елене Прекрасной и покажи башмачок - это ее первая задача!

Царевич умылся, принарядился и поскакал к невесте; а у ней гостей собрано полны комнаты - все бояре да вельможи, люди думные. Как приехал царевич, тотчас заиграла музыка, гости с мест повскакивали, солдаты на караул сделали.

Елена Прекрасная вынесла башмачок, крупным жемчугом унизанный, самоцветными камнями усаженный; а сама глядит на царевича, усмехается. Говорит ей царевич:

Хорош башмак, да без пары ни на что не пригоден! Видно, надо подарить тебе другой такой же!

С этим словом вынул он из кармана другой башмачок и положил его на стол. Тут все гости в ладоши захлопали, в один голос закричали:

Ай да царевич! Достоин жениться на нашей государыне, на Елене Прекрасной.

А вот увидим! - отвечала Елена Прекрасная. - Пусть исполнит другую задачу.

Вечером поздно воротился царевич домой еще пасмурней прежнего.

Полно, царевич, печалиться! - сказал ему Иван - купеческий сын. - Ложись спать, утро вечера мудренее.

Уложил его в постель, а сам надел сапоги-скороходы да шапку-невидимку и побежал во дворец к Елене Прекрасной. Она в то самое время отдавала приказ своей любимой служанке:

Сходи поскорей на птичий двор да принеси мне уточку. Служанка побежала на птичий двор, а Иван за нею; служанка ухватила уточку, а Иван - селезня и тем же путем назад пришел.

Елена Прекрасная села за рабочий столик, взяла утку, убрала ей крылья лентами, хохолок - бриллианта ми; Иван - купеческий сын смотрит да то же творит над селезнем.

На другой день у Елены Прекрасной опять гости, опять музыка; выпустила она свою уточку и спрашивает царевича:

Угадал ли мою задачку?

Угадал, Елена Прекрасная! Вот к твоей уточке пара, - и пускает тотчас селезня...

Ай да молодец царевич! Достоин взять за себя Елену Прекрасную!

Постойте, пусть исполнит наперед третью задачу. Вечером воротился царевич домой такой пасмурный, что и говорить не хочет.

Не тужи, царевич, ложись лучше спать; утро вечера мудренее, - сказал Иван - купеческий сын.

Сам скорей надел шапку-невидимку да сапоги-скороходы и побежал к Елене Прекрасной. А она собралась на синее море ехать, села в коляску и во всю прыть понеслася; только Иван - купеческий сын ни на шаг не отстает.

Приехала Елена Прекрасная к морю и стала вызывать своего дедушку. Волны заколыхалися, и поднялся из воды старый дед - борода у него золотая, на голове волосы серебряные. Вышел он на берег:

Здравствуй, внучка! Давненько я с тобою не виделся: все волосы перепутались - причеши.

Лег к ней на колени и задремал сладким сном. Елена Прекрасная чешет деда, а Иван - купеческий сын у ней за плечами стоит.

Видит она, что старик заснул, и вырвала у него три серебряных волоса; а Иван - купеческий сын не три волоса - целый пучок выхватил. Дед проснулся и закричал:

Что ты! Ведь больно!

Прости, дедушка! Давно тебя не чесала, все волоса перепутались.

Дед успокоился и немного погодя опять заснул. Елена Прекрасная вырвала у него три золотых волоса; а Иван - купеческий сын схватил его за бороду и чуть не всю оторвал.

Страшно вскрикнул дед, вскочил на ноги и бросился в море.

“Теперь царевич попался! - думает Елена Прекрасная. - Таких волос ему не добыть”.

На следующий день собрались к ней гости; приехал и царевич. Елена Прекрасная показывает ему три волоса серебряные да три золотые и спрашивает:

Видал ли ты где этакое диво?

Нашла чем хвастаться! Хочешь, я тебе целый пучок подарю?

Вынул и подал ей клок золотых волос да клок серебряных.

Рассердилась Елена Прекрасная, побежала в свою почивальню и стала смотреть в волшебную книгу: сам ли царевич угадывает или кто ему помогает? И видит по книге, что не он хитер, а хитер его слуга, Иван - купеческий сын.

Воротилась к гостям и пристала к царевичу:

Пришли ко мне своего любимого слугу.

У меня их двенадцать.

Пришли того, что Иваном зовут.

Да их всех зовут Иванами!

Хорошо, - говорит, - пусть все придут! - А в уме держит: “Я и без тебя найду виноватого!”

Отдал царевич приказание - и вскоре явились во дворец двенадцать добрых молодцев, его верных слуг; все на одно лицо, рост в рост, голос в голос, волос в волос.

Кто из вас большой? - спросила Елена Прекрасная.

Они разом все закричали:

Я большой! Я большой!

“Ну, - думает она, - тут спроста ничего не узнаешь!”- и велела подать одиннадцать простых чарок, а двенадцатую золотую, из которой завсегда сама пила; налила те чарки дорогим вином и стала добрых молодцев потчевать.

Никто из них не берет простой чарки, все к золотой потянулись и давай ее вырывать друг у друга: только шуму наделали да вино расплескали!

Видит Елена Прекрасная, что шутка ее не удалася; велела этих молодцев накормить-напоить и спать во дворце положить.

Вот ночью, как уснули все крепким сном, она пришла к ним с своею волшебною книгою, глянула в ту книгу и тотчас узнала виновного; взяла ножницы и остригла у него висок.

“По этому знаку я его завтра узнаю и велю казнить”.

Поутру проснулся Иван - купеческий сын, взялся рукою за голову - а висок-то острижен; вскочил он с постели и давай будить товарищей:

Полно спать, беда близко! Берите-ка ножницы да стригите виски.

Через час времени позвала их к себе Елена Прекрасная и стала отыскивать виноватого... Что за чудо? На кого ни взглянет - у всех виски острижены. С досады ухватила она свою волшебную книгу и забросила в печь.

После того нельзя было ей отговариваться, надо было выходить замуж за царевича. Свадьба была веселая; три дня народ веселился, три дня кабаки и харчевни стояли отворены - кто хочешь приходи, пей и ешь на казенный счет!

Как покончились пиры, царевич собрался с молодою женой ехать в свое государство, а двенадцать добрых молодцев вперед отпустил.

Вышли они за город, разостлали ковер-самолет, сели и поднялись выше облака ходячего; летели, летели и опустились как раз у того дремучего леса, где своих добрых коней покинули.

Только успели сойти с ковра, глядь - бежит к ним старик со стрелкою. Иван - купеческий сын отдал ему шапку-невидимку. Вслед за тем прибежал другой старик и получил ковер-самолет, а там и третий - этому достались сапоги-скороходы.

Говорит Иван своим товарищам:

Седлайте, братцы, лошадей, пора в путь отправляться.

Они тотчас изловили лошадей, оседлали их и поехали в свое отечество.

Приехали и прямо к царевне явились; та им сильно обрадовалась, расспросила о своем родном братце: как он женился и скоро ль домой будет?

Чем же вас, - спрашивает, - за такую службу наградить?

Отвечает Иван - купеческий сын:

Посади меня в темницу, на старое место.

Как его царевна ни уговаривала, он таки настоял на своем: взяли его солдаты и отвели в темницу.

Через месяц приехал царевич с молодою супругою; встреча была торжественная: музыка играла, в пушки палили, в колокола звонили, народу собралось столько, что хоть по головам ступай!

Пришли бояре и всякие чины представляться царевичу; он осмотрелся кругом и стал спрашивать:

Где же Иван, мой верный слуга?

Он, - говорят, - в темнице сидит.

Как в темнице? Кто смел посадить? Говорит ему царевна:

Ты же сам, братец, на него опалился и велел держать в крепком заточении. Помнишь, что его про какой-то сон расспрашивал, а он сказать не хотел?

Неужели ж это он?

Он самый; я его на время к тебе отпускала.

Царевич приказал привести Ивана - купеческого сына, бросился к нему на шею и просил не попомнить старого зла.

А знаешь, царевич, - говорит ему Иван, - все, что с тобою случилося, мне было наперед ведомо, все это я во сне видел; оттого тебе и про сон не сказывал.

Царевич наградил его генеральским чином, наделил богатыми именьями и оставил во дворце жить.

Иван - купеческий сын выписал к себе отца и старшего брата, и стали они все вместе жить-поживать, добра наживать.

С помощью волшебных предметов справляются с трудностями, непреодолимыми обычным путем.

Откуда появилась идея быстрого передвижения

Обувь, с помощью которой можно преодолевать значительные расстояния, упоминается неоднократно во многих европейских и русских сказках. Понятно, что аналогов подобного рода обуви в природе не существовало и не существует до сих пор.

Впервые об обуви, при помощи которой можно было передвигаться, упоминается в древнегреческих мифах. Бог торговли Гермес, который еще и обязан был разносить вести, имел специальные сандалии с крылышками, которые позволяли ему преодолевать огромные расстояния за мгновения.

Сапоги-скороходы в сказках

В русских -скороходы упоминаются неоднократно.

«Вещий сон». Главное действующее лицо – Иван купеческий сын. Не совсем честным путем завладел он тремя главными сказочными атрибутами – шапкой невидимкой, ковром-самолетом и сапогами-скороходами, с помощью которых и совершил добрые дела.

«Заколдованная королевна». Главный герой – отставной солдат, волею судеб женится на королевне, временно находящейся в образе медведицы. Для преодоления препятствий обманным путем завладевает ковром-самолетом, шапкой-невидимкой и сапогами-скороходами. При совершении сказочных дел сапогами не пользовался.

«Мальчик-с-пальчик» - авторская сказка Шарля Перро. Мальчик-с-пальчик похищает семимильные сапоги (в некоторых переводах – сапоги-скороходы) у Людоеда. Малыш устроился на королевскую службу в качестве гонца и при помощи сказочного атрибута заработал много денег и помог семье выбраться из нужды.

На какой еще сказочной обуви можно перемещаться в пространстве

В сказке «Маленький Мук» Гауфа волшебные туфли перемещают владельца на любое расстояние – свойство, которое Мук использовал для достижения своих целей.

Андерсен использует образ «Калоши счастья», где волшебная обувь перемещает владельца во времени. Как застарелый пессимист, Андерсен не видит проку в волшебной обуви, и советник, наевший волшебные , попадает в неприятную ситуацию, из которой выходит с большими потерями.

У Ф. Баума в сказке «Волшебник из страны Оз» волшебные туфельки переносят Дороти домой из чужбины.

Источники:

  • Сказка про маленького Мука

Новые красивые сапоги – это так приятно, но порой так неудобно! Ведь только что купленная, неразношенная обувь часто слегка жмет, доставляя этим огромное неудобство. Поэтому перед тем, как выходить на улицу в новых сапожках, нужно сначала слегка их разносить в домашних условиях. Как это сделать?

Инструкция

Если надо разносить сапоги срочно, и времени бежать в нет – можно воспользоваться или . Налейте на ватку, как следует смочите места, в которых вам жмет – а далее действуйте так же, как и в случае со специальным средством для растяжки. Но в этом случае выдерживать обувь придется гораздо дольше.

Существуют и способы, позволяющие растянуть обувь «на расстоянии» и не мучиться с выхаживанием по квартире в жмущих . Одно из «народных средств» для таких случаев – это плотно набить обувь мокрыми газетами и оставить примерно на сутки, пока газеты не высохнут. Но этот метод довольно рискованный: когда влага будет испаряться, сапоги могут ссохнуться и потерять форму.

Разносить сапоги можно еще и при помощи…холодильника. Возьмите прочный полиэтиленовый пакет, налейте в него воды, выпустите лишний воздух и крепко завяжите. Можно для прочности положить этот водяной пузырь еще в один пакет. А теперь поместите пакет в и поместите обувь в морозилку. Как мы помним из курса физики, вода при замерзании расширяется – и будет постепенно растягивать сапог. С осенней или летней обувью так лучше не экспериментировать – она может быть не рассчитана на минусовые температуры.

Видео по теме

Источники:

  • как разносить замшевые сапоги

Имя великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена известно каждому едва ли не с самого раннего детства. Сказки о гадком утенке, Снежной королеве, Русалочке, принцессе на горошине и других персонажах стали классикой мировой литературы еще при жизни автора. Однако сам Андерсен не любил, когда его называли детским писателем, так как многие его сочинения были адресованы взрослым.

Инструкция

Среди произведений Андерсена есть и добрые сказки со счастливым финалом, предназначенные для детского чтения, есть и более серьезные истории, больше понятные взрослым. При этом на мироощущение автора наложили отпечаток многочисленные и переживания из его собственной жизни.

Как ни странно это звучит, но одну из лучших сказок Андерсена «Гадкий » в какой-то степени можно считать автобиографической. Ведь и сам писатель, подобно гадкому утенку, с детства отличался неказистой внешностью и мечтательным характером. И, как гадкому утенку в финале сказки суждено превратиться в прекрасного лебедя, так и сам Андерсен из постоянного объекта насмешек превратился во всемирно известного сказочника.

В чем-то перекликается с «Гадким утенком» и сказка «Дюймовочка», рассказывающая о многочисленных злоключениях крошечной девочки, которая, подобно сказочной фее, родилась из цветочного бутона. В финале Дюймовочка действительно становится феей по имени Майя и женой доброго и прекрасного короля эльфов.

Жил-был купец, у него было два сына: Дмитрий да Иван.

Раз вечером сказал им отец:

— Ну, дети, кому что во сне привидится, поутру мне поведайте; а кто утаит свой сон, того казнить велю.

Вот наутро приходит старший сын и сказывает отцу:

— Снилось мне, батюшка, будто брат Иван высоко летал по поднебесью да двенадцати орлах; да еще будто пропала у тебя любимая овца.

— А тебе, Ваня, что привиделось?

— Не скажу! — отвечал Иван.

Сколько отец ни принуждал его, он уперся и на все увещания одно твердил: Не скажу! да Не скажу! Купец рассердился, позвал своих приказчиков и велел взять непослушного сына и привязать к столбу на большой дороге.

Приказчики схватили Ивана и, как сказано, привязали его к столбу крепко-накрепко. Плохо пришлось доброму молодцу: солнце печет его, голод и жажда измучили.

Случилось ехать по той дороге молодому царевичу; увидал он купеческого сына, сжалился и велел освободить его, нарядил в свою одежду, привез к себе во дворец и начал расспрашивать:

— Кто тебя к столбу привязал?

— Родной отец прогневался.

— Чем же ты провинился?

— Не хотел рассказать ему, что мне во сне привиделось.

— Ах, как же глуп твой отец, за такую безделицу да так жестоко наказывать... А что тебе снилось?

— Не скажу, царевич!

— Как не скажешь? Я тебя от смерти избавил, а ты мне грубить хочешь? Говори сейчас, не то худо будет!

— Отцу не сказал и тебе не скажу!

Царевич приказал посадить его в темницу; тотчас прибежали солдаты и отвели его в каменный мешок.

Прошел год, вздумал царевич жениться, собрался и поехал в чужедальнее государство свататься к Елене Прекрасной. У того царевича была родная сестра, и вскоре после его отъезда случилось ей гулять возле самой темницы.

Увидал ее в окошечко Иван — купеческий сын и закричал громким голосом:

— Смилуйся, царевна, выпусти меня на волю! Может, и я пригожуся. Ведь я знаю, что царевич поехал к Елене Прекрасной свататься; только без меня ему не жениться, а разве головой поплатиться. Чай, сама слышала, какая хитрая Елена Прекрасная и сколько женихов на тот свет спровадила.

— А ты берешься помочь царевичу?

— Помог бы, да крылья у сокола связаны.

Царевна тотчас же отдала приказ выпустить его из темницы.

Иван — купеческий сын набрал себе товарищей, и было всех их и с Иваном двенадцать человек, а похожи друг на дружку словно братья родные — рост в рост, голос в голос, волос в волос. Нарядились они в одинаковые кафтаны, по одной мерке шитые, сели на добрых коней и поехали в путь-дорогу.

Ехали день, и два, и три; на четвертый подъезжают к дремучему лесу, и послышался им страшный крик.

— Стойте, братцы! — говорит Иван. — Подождите немножко, я на тот шум пойду.

Соскочил с коня и побежал в лес; смотрит — на поляне три старика ругаются.

— Здравствуйте, старые! Из-за чего у вас спор?

— Хотите, я вас разделю?

— Сделай милость!

Иван — купеческий сын натянул свой тугой лук, наложил три стрелочки и пустил в разные стороны; одному старику велит направо бежать, другому — налево, а третьего посылает прямо:

— Кто из вас первый принесет стрелу, тому шапка-невидимка достанется; кто второй явится, тот ковер-самолет получит; а последний пусть возьмет сапоги-скороходы.

Старики побежали за стрелками, а Иван — купеческий сын забрал все диковинки и вернулся к своим товарищам.

— Братцы, — говорит, — пускайте своих добрых коней на волю да садитесь ко мне на ковер-самолет.

Живо уселись все на ковер-самолет и полетели в царство Елены Прекрасной.

Прилетели к ее стольному городу, опустились у заставы и пошли разыскивать царевича. Приходят на его двор.

— Что вам надобно? — спросил царевич.

— Возьми нас, добрых молодцев, к себе на службу; будем тебе радеть и добра желать от чистого сердца.

Царевич принял их на свою службу и распределил: кого в повара, кого в конюхи, кого куда.

В тот же день нарядился царевич по-праздничному и поехал представляться Елене Прекрасной. Она его встретила ласково, угостила всякими яствами и дорогими напитками и потом стала спрашивать:

— А скажи, царевич, по правде, зачем к нам пожаловал?

— Да хочу, Елена Прекрасная, к тебе посвататься; пойдешь ли за меня замуж?

— Пожалуй, я согласна; только выполни наперед три задачи. Если выполнишь — буду твоя, а нет — готовь свою голову под острый топор.

— Задавай задачу!

— Будет у меня завтра, а что — не скажу; ухитрись-ка, царевич, да принеси к моему незнаемому свое под пару.

Воротился царевич на свою квартиру в большой кручине и печали. Спрашивает его Иван — купеческий сын:

— Что, царевич, невесел? Али чем досадила Елена Прекрасная? Поделись своим горем со мною, тебе легче будет.

— Так и так, — отвечает царевич, — задала мне Елена Прекрасная такую задачу, что ни один мудрец в свете не разгадает.

— Ну, это еще небольшая беда! Ложись спать; утро вечера мудренее, завтра дело рассудим.

Царевич лег спать, а Иван — купеческий сын надел шапку-невидимку да сапоги-скороходы — и марш во дворец к Елене Прекрасной; вошел прямо в почивальню и слушает. Тем временем Елена Прекрасная отдавала такой приказ своей любимой служанке:

— Возьми эту дорогую материю и отнеси к башмачнику; пусть сделает башмачок на мою ногу, да как можно скорее.

Служанка побежала куда приказано, а следом за ней и Иван пошел.

Мастер тотчас же за работу принялся, живо сделал башмачок и поставил на окошко; Иван — купеческий сын взял тот башмачок и спрятал потихоньку в карман.

Засуетился бедный башмачник — из-под носу пропала работа; уж он искал, искал, все уголки обшарил — все понапрасну! Вот чудо! — думает. — Никак, нечистый со мной пошутил! Нечего делать, взялся опять за иглу, сработал другой башмачок и понес к Елене Прекрасной.

— Экий ты мешкотный! — сказала Елена Прекрасная. — Сколько времени за одним башмаком провозился!

Села она за рабочий столик, начала вышивать башмак золотом, крупным жемчугом унизывать, самоцветными камнями усаживать.

А Иван тут же очутился, вынул свой башмачок и сам то же делает: какой она возьмет камушек, такой и он выбирает; где она приткнет жемчужину, там и он насаживает.

Кончила работу Елена Прекрасная, улыбнулась и говорит:

— С чем-то царевич завтра покажется!

Подожди, — думает Иван, — еще неведомо, кто кого перехитрит!

Воротился домой и лег спать; на заре на утренней встал он, оделся и пошел будить царевича; разбудил и дает ему башмачок.

— Поезжай, — говорит, — к Елене Прекрасной и покажи башмачок — это ее первая задача!

Царевич умылся, принарядился и поскакал к невесте; а у ней гостей собрано полны комнаты — всё бояре да вельможи, люди думные. Как приехал царевич, тотчас заиграла музыка, гости с мест повскакивали, солдаты на караул сделали.

Елена Прекрасная вынесла башмачок, крупным жемчугом унизанный, самоцветными камнями усаженный; а сама глядит на царевича, усмехается. Говорит ей царевич:

— Хорош башмак, да без пары ни на что не пригоден! Видно, надо подарить тебе другой такой же!

С этим словом вынул он из кармана другой башмачок и положил его на стол. Тут все гости в ладоши захлопали, в один голос закричали:

— Ай да царевич! Достоин жениться на нашей государыне, на Елене Прекрасной.

— А вот увидим! — отвечала Елена Прекрасная. — Пусть исполнит другую задачу.

Вечером поздно воротился царевич домой еще пасмурней прежнего.

— Полно, царевич, печалиться! — сказал ему Иван — купеческий сын. — Ложись спать, утро вечера мудренее.

Уложил его в постель, а сам надел сапоги-скороходы да шапку-невидимку и побежал во дворец к Елене Прекрасной. Она в то самое время отдавала приказ своей любимой служанке:

— Сходи поскорей на птичий двор да принеси мне уточку.

Служанка побежала на птичий двор, а Иван за нею; служанка ухватила уточку, а Иван — селезня и тем же путем назад пришел.

Елена Прекрасная села за рабочий столик, взяла утку, убрала ей крылья лентами, хохолок бриллиантами; Иван — купеческий сын смотрит да то же творит над селезнем.

На другой день у Елены Прекрасной опять гости, опять музыка; выпустила она свою уточку и спрашивает царевича:

— Угадал ли мою задачку?

— Угадал, Елена Прекрасная! Вот к твоей уточке пара, — и пускает тотчас селезня...

— Ай да молодец царевич! Достоин взять за себя Елену Прекрасную!

— Постойте, путь исполнит наперед третью задачу.

Вечером воротился царевич домой такой пасмурный, что и говорить не хочет.

— Не тужи, царевич, ложись лучше спать; утро вечера мудренее, — сказал Иван — купеческий сын.

Сам поскорей надел шапку-невидимку да сапоги-скороходы и побежал к Елене Прекрасной. А она собралась на синее море ехать, села в коляску и во всю прыть понеслася; только Иван — купеческий сын ни на шаг не отстает.

Приехала Елена Прекрасная к морю и стала вызывать своего дедушку. Волны заколыхалися, и поднялся из воды старый дед — борода у него золотая, на голове волосы серебряные. Вышел он на берег:

— Здравствуй, внучка! Давненько я с тобою не виделся: все волосы перепутались — причеши.

Лег к ней на колени и задремал сладким сном. Елена Прекрасная чешет деда, а Иван — купеческий сын у ней за плечами стоит.

Видит она, что старик заснул, и вырвала у него три серебряных волоса; а Иван — купеческий сын не три волоса — целый пучок выхватил. Дед проснулся и закричал:

— Что ты! Ведь больно!

— Прости, дедушка! Давно тебя не чесала, все волоса перепутались.

Дед успокоился и немного погодя опять заснул. Елена Прекрасная вырвала у него три золотых волоса; а Иван — купеческий сын схватил его за бороду и чуть не всю оторвал.

Страшно вскрикнул дед, вскочил на ноги и бросился в море.

Теперь царевич попался! — думает Елена Прекрасная. — Таких волос ему не добыть.

На следующий день собрались к ней гости; приехал и царевич. Елена Прекрасная показывает ему три волоса серебряные да три золотые и спрашивает:

— Видал ли ты где этакое диво?

— Нашла чем хвастаться! Хочешь, я тебе целый пучок подарю?

Вынул и подал ей клок золотых волос да клок серебряных.

Рассердилась Елена Прекрасная, побежала в свою почивальню и стала смотреть в волшебную книгу: сам ли царевич угадывает или кто ему помогает? И видит по книге, что не он хитер, а хитер его слуга, Иван — купеческий сын.

Воротилась к гостям и пристала к царевичу:

— Пришли ко мне своего любимого слугу.

— У меня их двенадцать.

— Пришли того, что Иваном зовут.

— Да их всех зовут Иванами!

— Хорошо, — говорит, — пусть все приедут! — А в уме держит: Я и без тебя найду виноватого!

Отдал царевич приказание — и вскоре явились во дворец двенадцать добрых молодцев, его верных слуг; все на одно лицо, рост в рост, голос в голос, волос в волос.

— Кто из вас большой? — спросила Елена Прекрасная.

Они разом все закричали:

— Я большой! Я большой!

Ну, — думает она, — тут спроста ничего не узнаешь! — и велела подать одиннадцать простых чарок, а двенадцатую золотую, из которой завсегда сама пила; налила те чарки дорогим вином и стала добрых молодцев потчевать.

Никто из них не берет простой чарки, все к золотой потянулись и давай ее вырывать друг у друга; только шуму наделали да вино расплескали!

Видит Елена Прекрасная, что шутка ее не удалася; велела этих молодцев накормить-напоить и спать во дворце положить.

Вот ночью, как уснули все крепким сном, она пришла к ним с своею волшебною книгою, глянула в ту книгу и тотчас узнала виновного; взяла ножницы и остригла у него висок.

По этому знаку я его завтра узнаю и велю казнить.

Поутру проснулся Иван — купеческий сын, взялся рукою за голову — а висок-то острижен; вскочил он с постели и давай будить товарищей:

— Полно спать, беда близко! Берите-ка ножницы да стригите виски.

Через час времени позвала их к себе Елена Прекрасная и стала отыскивать виноватого... Что за чудо? На кого ни взглянет — у всех виски острижены. С досады ухватила она свою волшебную книгу и забросила в печь.

После того нельзя было ей отговариваться, надо было выходить замуж за царевича. Свадьба была веселая; три дня народ веселился, три дня кабаки и харчевни стояли отворены — кто хочешь приходи, пей и ешь на казенный счет!

Как покончились пиры, царевич собрался с молодою женой ехать в свое государство, а двенадцать добрых молодцев вперед отпустил.

Вышли они за город, разостлали ковер-самолет, сели и поднялись выше облака ходячего; летели, летели и опустились как раз у того дремучего леса, где своих добрых коней покинули.

Только успели сойти с ковра, глядь — бежит к ним старик со стрелкою. Иван — купеческий сын отдал ему шапку-невидимку. Вслед за тем прибежал другой старик и получил ковер-самолет, а там и третий — этому достались сапоги-скороходы.

Говорит Иван своим товарищам:

— Седлайте, братцы, лошадей, пора в путь отправляться.

Они тотчас изловили лошадей, оседлали их и поехали в свое отечество.

Приехали и прямо к царевне явились; та им сильно обрадовалась, расспросила о своем родном братце; как он женился и скоро ль домой будет?

— Чем же вас, — спрашивает, — за такую службу наградить?

Отвечает Иван — купеческий сын:

— Посади меня в темницу, на старое место.

Как его царевна ни уговаривала, он таки настоял на своем; взяли его солдаты и отвели в темницу.

Через месяц приехал царевич с молодою супругою; встреча была торжественная: музыка играла, в пушки палили, в колокола звонили, народу собралось столько, что хоть по головам ступай!

Пришли бояре и всякие чины представляться царевичу; он осмотрелся кругом и стал спрашивать:

— Где же Иван, мой верный слуга?

— Он, — говорят, — в темнице сидит.

— Как в темнице? Кто смел посадить?

Говорит ему царевна:

— Ты же сам, братец, на него опалился и велел держать в крепком заточении. Помнишь, ты его про какой-то сон расспрашивал, а он сказать не хотел?

— Неужели ж это он?

— Он самый; я его на время к тебе отпускала.

Царевич приказал привести Ивана — купеческого сына, бросился к нему на шею и просил не попомнить старого зла.

— А знаешь, царевич, — говорит ему Иван, — все, что с тобою случилося, мне было наперед ведомо, все это я во сне видел; оттого тебе и про сон не сказывал.

Царевич наградил его генеральским чином, наделил богатыми именьями и оставил во дворце жить.

Иван — купеческий сын выписал к себе отца и старшего брата, и стали они все вместе жить-поживать, добра наживать.