Подвиги что в нем живет. О подвиге

фарик гость

то же такое подвиг? Для определения явлений, предметов, свойств – в языковой интерпретации (ведь наше сознание до определенного поры является зеркалом, в котором в иной форме проносится все, что нас окружает) существует два подхода. Один из них великолепно усвоен небезызвестным господином Ожеговым.Он представляет из себя многократное повторение слов родственных определяемому, безыскусную игру синонимичных вариаций, которая чем-то похожа на сияние бензинового пятна в приветливом весеннем солнце. Но такой способ может удовлетворить лишь ограниченных обывателей. Они, не зная одно из слов, цепочкой смыслов вытащат из тьмы неведения его вслед за уже известным им, встроив его в свой прежний неполный набор, как педантичный турист скупо ставит крестик напротив шедевра в репродукции, увидев тот в оригинале.
Когда меня утомили выспренние пошлости одноклассников, обсуждавших тончайшие границы между составляющими синонимичного ряда, я с видом оригинала давал им, по сути, гибельное предположение, хотя верное с точки зрения наук естественных: считать определение первичным, то есть этим я упразднял все их споры, потому что теперь они становились творцами языка, но об этом я предпочитал умалчивать, не желая расставаться с заманчивой маской скептика. Второй из вышеупомянутых методов использует возможность разложения некоего смысла на составляющие, не совмещаемые простым механическим сложений, а дающими этот самый смысл с помощью художественных сравнений, хитроумных параллелей с явлениями совсем другого порядка. Но при всем этом мы не будем получать этот объект розовеющим малышом на руках у сияющей матери, а будем мысленно ощущать его в пределе, где заданные нами направления пересекутся, ограничивая круг описываемых нами явлений до чего-то более или менее конкретного.
Во избежании недоразумений сразу оговорюсь, подвиг исключает всякую материальную заинтересованность того, кто намерен подвиг совершить. Кроме того не может идти речь ни о каком нематериальном поощрении, подвиг ни в коем случае не позерство, легковесная материя этого недостойного занятия прорвется под угрюмой тяжестью подвига. Более того, когда разум много раз повторяет это слово, когда пытаешься проникнуться его духом, прочувствовать его вкус, его благородную терпкую горечь, понимаешь факт, на первый взгляд, парадоксальный: подвиг не телеологичен. Скажем более точно:ощутимого веса подвигу отнюдь не придает результат, цель для подвига вещь факультативная, но традиции стараются отменить эту поблажку романтикам. А ведь и вправду, постараемся как можно точнее настроить свои внутренние датчики правдивости, достоверности, осмысленности. В удачном результате, спасенном товарном составе вагонов, груженных зерном, которые из-за растяпы машиниста могут не донести своего ценного груза до тысячей голодающих, мириады разинутых ртов – гнусные порождения довлеющей материи …
Признайтесь, есть нечто мерзкое в лоске, глянце успеха, нам противны все эти Теркины, тимуровцы, шаблоны, приложив которые к цветному картону, можно нарезать большое число бравых солдатиков. Необходимо свыкнуться с мыслью, что подвиг – явление единичное, это редкость. Тем более кажется смешным постоянное возвращение русых, кудрявых молодцов с очередного подвига-задания, с маниакальным нетерпением трудоголиков потирают они руки в ожидании нового приключения. В этом проскальзывает что-то бесчувственно-кукольное, неуместный соревновательный дух. Подвиг обязан рождать атмосферу трагедии, печали, надрывных, ностальгических мыслей, и, возможно, подвиг создает такое редкое окружение, обстановку, в которой пафос и торжественность обретают истинный смысл чего-то высокого. Хотелось бы акцентировать внимание на психологическом аспекте подвига. В душе человека он всегда сопряжен с самопожертвованием, осознанным обречением себя на муки, страданье благородства, эстетизм кипящей крови. Подвиг имеет очень много общего с искусством, где малейшая фальшь обретает на гибель целое здание или величественный монумент.
Наверное стоит привести пример подвига, этот пример не будет традиционным, обычным, но вспомним, разве все вы думали о том, что делал Мартын Эдельвейс, как о подвиге? В этом отношении Набоков также не был традиционным, для него это было игрой, возможностью запутать читателя, поставить его в тупик. Для меня пример будет данью уважения, своеобразным пониманием поступка, который у других вызывал раздражение, злость, отторжение. В общем, был один человек, который обладал замечательным голосом, голос мог изменяться: становиться злым, радостным, печальным или задумчивым. Голос был как река, если перестать думать о насущных проблемах, о том, что нас окружает, можно погрузиться в него, и он понесет нас вдаль из неприглядных квартир, вплоть до того момента, когда щелчок серой кнопки не обрубит чарующую песню. Получилось так, что он попал в удачный коллектив, который вобрав и его талант стал чрезвычайно популярным, запестрел на изменчивых экранах бездушных ящиков. Наверное, магнетизм его таланта был чрезвычайно велик, иначе бы он не приобрел такой власти в коллективе, ведь следующие работы группы были полны его мягкого, задумчивого настроя. Это не оправдало интересов толпы, которое ждало от него исполнения в прежнем стиле: симпатичной диковатости, детского веселья. И он ушел, не потому что ему не нравилось то, что он делал раньше, не потому что он был плохого мнения о своих товарищах, просто он осознал существование глубокого внутреннего долга творца перед самим собой, долг совершенствования таланта, данного богом, более полного раскрытия, чего по-видимому в настоящих условиях совершить было никак нельзя. Ведь у каждого свой долг, свой путь, и на этот раз пути разошлись. Он очень сильно изменился, из пышноволосого красавца-принца превратился в тихого, медлительного немецкого господина с печальным взглядом. Судьба не стала предоставлять ему второго шанса, даже не второго, поговаривали, что он мог стать вокалистом в гораздо более именитой группе, но, как видно, у него были на все свои планы. Следующие его работы были крайне не популярны, он обанкротился, потерял доверие лейбла, перешел на другой. Каково же было мое удивление, когда я все-таки услышал эти два альбома, на едва найденной антологии. Это должно было стать классикой при жизни, этому должны были поклоняться подряд несколько поколений, а наш герой вместо того, чтобы почивать на лаврах, вынужден зарабатывать на жизнь в проектах, которые не стоят и половины, любого из сделанных им альбомов. Такой вот герой наш Эрни …

Церковный лексикон богат словами, которые мало понятны за пределами родной среды. Понятны, если объяснить и разобрать смысл, а так – благочестивая архаика, не более. Таково, например, слово «подвижник». Оно повторяется довольно часто, но, боюсь, звучит для обычного уха наподобие слов «понеже» и «аще убо». В одном из рассказов Чехова помещица млела от этих слов, плохо понимая смысл.

Со словом «подвижник» связан еще более тяжелый для понимания глагол «подвизаться» «Такой-то подвижник подвизался там-то столько-то лет» Это – классическая заставка к семинарской проповеди. Но человек современный не хочет подвизаться. «Подвиг» для него это синоним героического поступка, но никак не тяжелый и медленный труд над собой, объясняемый однокоренным словом «двигать». Подвиг это борьба с косностью и инертностью. Это сдвигание самого себя с мертвой точки при помощи благодати Божией. Конечный смысл подвига христианского есть воскрешение внутреннего мертвеца, внутренний переход души человеческой от смерти к жизни. Но путь к цели далек и состоит он из преодоления врожденных и приобретенных дурных навыков, из борьбы со страстями, что тоже, чего греха таить, диковато звучит для современного уха.

Объяснить «подвиг» современному человеку можно на примере спорта. Пусть он, спорт, крайне комерциализировался. Все равно он не возможен без сверхнагрузок, без полной самоотдачи на тренировках, без жесткого режима. Где есть рекорды и слава, там на обороте, не «темной стороне Луны», обязательно присутствует пот и даже кровь. Это и есть пример подвига, которым пользовался и апостол Павел. Он говорит о тех, кто на ристалище бежит ради венка тленного, и увещает христиан бежать, стремиться вперед ради нетленной награды. Очевидно, что такое стремление не бывает без преодоления себя, без одышки, без пота, то есть без подвига. Кто бегал кроссы, знает, о чем здесь говорится.

Или другой пример – наука. Истинный ученый часто бывает человеком не от мира сего. Он знает одну цель, одну работу и ведет себя нередко, как затворник. О Канте говорили, что он, живя в Кенигсберге, лишь по слуху знал о том, что его город стоит на берегу моря, поскольку почти не покидал жилища из-за ученых занятий. Это – подвиг. Все эти подвиги не ведут к спасению души, но вскрывают механизм кропотливого и плодотворного труда; механизм, согласно которому великие цели не достигаются без самоотдачи и сознательного насилия над собой.

Теперь прейдем в плоскость христианского подвига. Возможно ли спасение без труда, если Сам Господь говорит о том, что «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его »? Нас расслабил комфорт. Мы согласны подняться в Рай на бесшумном скоростном лифте, как бы забывая на время о том, что первый насельник Рая – благоразумный разбойник – вошел туда с перебитыми голенями и со следами гвоздей на теле.

Как говорил Паисий Афонский, эпоха больших удобств является в то же время эпохой больших проблем. И именно поэтому нашему времени дано увидеть собственными глазами исполнение древнего предсказания, гласящего, что в монастырях со временем жизнь будет, как в миру, ну а в миру, как в аду. Исповедание апостольской веры требует некоего соответствия и апостольскому образу жизни. А среди слов, сказанных апостолами есть и такие: «смиряю и порабощаю тело мое »

Апостолам приходилось напрягаться до изнеможения, чтобы создавать и насаждать новый образ жизни. Нам нужно напрягаться, чтобы усвоить апостольские уроки. Иначе вся жизнь христианская со всем её возможным и необходимым благочестием грозит превратиться в бутафорию. Своеобразный этикет, греческая лексика, древние одежды и… духовное бесплодие. «Имеющие образ благочестия, силы же его отвергшиеся », – так тоже сказано.

Если влюбленный юноша часами стоит под окнами любимой девушки, а верующий человек тяготится стоянием на молитве, значит, этот человек Христа не любит.

Если молодой ученый или усидчивый студент штудирует учебники и научные монографии, а верующий человек и через десять лет после воцерковления признается, что Писание ему читать тяжело, так как непонятно, то это значит, что он не любит Бога, даровавшего нам Писание.

Такие честные выводы нелицеприятны, но необходимы. Ведь надо же хоть когда-то очнуться и приобрести трезвый взгляд на свое состояние. Серафим Саровский говорил, что разница между христианами древности и современности заключается в отсутствии у последних решимости. Бог неизменяем. Он «вчера и днесь и вовеки Тот же». Если кто-то смог пронести свой крест терпеливо и честно, а я не могу, то не внешние условия тому виной. Виной моя лень, глубокое внутреннее лукавство, какая-то еретическая, протестантская убежденность в том, что я и так спасен, без личного труда и усилий по усвоению благодатных Христовых даров.

Мы слабы, но мы не безнадежны. Старый самурай в фильме Куросавы говорил, что у него есть только одно – большой опыт проигранных сражений. То же самое есть и у христианина. Ведь путь наверх по лестнице Якова, это не просто путь от силы в силу и не шествие от победы до победы, а путь от поражения к поражению. Со временем придет смирение и отказ от надежды на свои силы и способности. А там уже и Христу не трудно будет подать Свою всемогущую помощь терпеливому и верному рабу, доказавшему свою верность постоянными восстаниями после очередных падений и преткновений.

Уместно вспомнить ободряющий призыв брата Господня Иакова: «Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам. Противостаньте диаволу, и убежит от вас» . Венцов без борьбы и борьбы без ран не бывает.

От хирурга уместно ожидать профессионального опыта и человеколюбия. От мамы уместно ожидать полной самоотдачи и растворения в детях. От воина ждут храбрости и терпения. Чего уместно ждать от православного христианина? Подтверждения всей жизнью однажды данных в Крещении обетов. Отреклись от диавола и плюнули на него. Он нам этого плевка не забудет и не простит. С ним у нас война. Сочетались Христу и исповедовали Его Царем и Богом. Он от нас ждет усилий по исполнению заповедей. Это и естественно, и необходимо. Мы потому едим ненатуральную пищу и слушаем из приемников дикую музыку; мы потому погрязаем, как в болото, в тотальную неестественность, что перестали заниматься главным делом жизни – угождением Христу. А если в сердцевину жизни заполз червь, то бестолку ждать гармонии и естественности на периферии жизни. Начнем сдвигать себя с мертвой точки сегодня же. Откажемся называть себя великим словом «подвижник», однако займемся христианским подвигом. Займемся тем, о чем жителям Севера говорил Герман Аляскинский: Давайте сегодня, с этого дня и этого часа, с этой минуты возлюбим Господа Иисуса Христа и начнем творить Его волю.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался на тему хороших и плохих поступков. И наверняка даже мечтал совершить хоть одно, но весомое и значимое благодеяние. Подвиг можно смело отнести к благодеянию. Подвиг всегда направлен на улучшение. Ведь он является проявлением гуманизма в чистом виде, совершаемый, если не для всех, то для многих. Но это не просто хороший поступок. Чаще всего подвиг- это сверхпоступок. Особенно для той личности (или личностей), которыми он совершается. Зачастую при совершении подвига идёт преодоление себя, своих страхов, слабостей.

Настоящий подвиг редко совершается с оглядкой на прославление после него. Ведь настоящее благородство не требует благодарности. Такой подвиг нередко вызывает у некоторых людей агрессию и непонимание. Настоящий подвиг требует мужества, невероятного количества сил, порой даже не столько физических, сколько моральных. Такой человек лишён корысти и часто живёт по принципу: «Кто, если не я?» Или: «Никто, кроме меня!»

Что же приходит в голову при слове подвиг? Каждому приходит на ум что-то своё. Кто-то вспоминает о подвиге наших солдат в годы Великой Отечественной Войны, а кого-то захлёстывают через край религиозные чувства, и он говорит о подвиге Иисуса Христа, понесённого за весь человеческий род на Голгофе. Кто-то говорит о тихом и практически безмолвном, но непомерно большом подвиге, который несут за нас монахи за стенами мужских и женских монастырей. Кто-то вспоминает подвиг царской семьи, семьи Романовых. А кто-то вспоминает о первом советском покорителе космоса Юрии Гагарине и его подвиге.

Но есть и те, кто говорят о том, что и в наше мирное время есть люди, которые несут свой крест каждый день, потому что сама жизнь для них это и есть самый большой подвиг. Но они идут к жизни через мучительное преодоление всяческих страданий. И многим из них очень хочется жить без боли и мучений. Для них каждый новый день – это преодоление себя и боли, бесконечная балансировка на грани между жизнью и смертью.

Другие же имея физическое здоровье, ощущают, что жизнь для них – это непосильная ноша, потому что они не видят в ней смысла и хотят с ней покончить. А для того, кто хочет совершить суицид каждый прожитый день с родни подвигу.

На ум приходит лишь один вывод, который звучит так: за всю свою жизнь можно не совершить большого и бросающегося в глаза подвига, но можно и нужно продолжать делать добрые дела. А что можно сделать? Многое. Можно отправиться в пункт переливания крови и сдать свою кровь и тем самым может быть даже спасти чью-то жизнь! И всё это в мирное время, можно и нужно делать как можно чаще! И это лишь малая доля того, что каждый из нас может делать регулярно и ничего от этого не потеряет!

Не стоит искать больших подвигов! Может быть, Вы уже их совершаете, но даже не догадываетесь об этом! Делайте добрые дела как можно чаще и не задумывайтесь о том, большие они или маленькие, ведь важна не их величина, а важен сам факт совершённого доброго дела!

Для нас с Вами, дорогие читатели, важно также помнить имена героев и передавать из уст в уста истории их подвигов. Всё это делается для того чтобы будущие поколения знали имена героев, гордились своими предками и стремились к лучшему, а также для того чтобы в их головах всегда были примеры для подражания.

Подвиг - выдающийся, героический поступок, победа бесстрашия, мужества, воли над страхом и слабостью. Однако мечта совершить подвиг, пожертвовать своей жизнью - мечта романтика, человека несерьезного. "В жизни всегда есть место подвигу, главное быть подальше от этого места". Нет задачи героически погибнуть, есть задача достойно жить. Проще заметить подвиг яркий, гремящий, но наравне с такими есть и подвиги тихие, которые совершаются день за днем изо дня в день и оказываются незамеченными. Чтобы совершать подвиги, не обязательно бросаться на амбразуру, достаточно изо дня в день мужественно и спокойно делать для людей то лучшее, на что ты способен. Каждый день жить так, чтобы жизнь становилась красивее и сильнее.

Воспитывал в трудные военные годы 200 сирот. Он не просто обеспечивал им жизнь - он дарил им жизнь сильную, яркую - он делал их людьми. И он же не бросил их одних на страшном пути в Треблинку. Его подвиг не звенел громко, это был подвиг каждого дня, который доказывал, что «добра в мире все же больше, чем зла». Навстречу смерти он и его дети вышли под зеленым знаменем короля Матиуша. В своем дневнике он писал: "Варшава - моя, и я - ее. Скажу больше: я - это она. Мне сказал один мальчик, покидая Дом Сирот: «Если бы не этот дом, я бы не знал, что на свете существуют честные люди, которые не крадут. Не знал бы, что можно говорить правду. Не знал бы, что на свете есть правда».

Читая его бессмертного «Матиуша» - в котором, кажется, воплощение самого Корчака, читая историю жизни и смерти великого педагога, задаешь себе один-единственный вопрос: а смогу ли я прожить эту жизнь также смело, порядочно, сильно? Каждый, наверное, для себя ответит по-разному. Но если это сделал один человек, то почему бы не сделать другим?

Каков будет ваш подвиг?

Кажется, что подвиги совершают только другие, какие-то особенные, далекие от нас люди. Однако один раз лечь на амбразуру, возможно, проще, чем каждый день действительно заботиться о близких или хотя бы ложиться вовремя. Ежедневный подвиг - это понятно и просто. Ваш подвиг - великое и трудное дело, за которое будете себя особенно уважать.

Спасибо барону Мюнхгаузену из замечательного фильма по сценарию Григория Горина, эту подсказку, конечно, дал он: «10.00. В расписании дня - Подвиг». Действительно, как же это: день, и без Подвига?

Что может быть подвигом?

  • Провести трудный разговор с мамой без обид? - «Я не утверждаю, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть…»
  • Решение: «Всю неделю буду обливаться холодной водой!» - Безумству храбрых поем мы песню!
  • Лечь вовремя? - Это только кажется простым делом…
  • Может быть, вашим подвигом будет то, что вы начнете бегать. И не просто сколько-то бегать, а назначите себе четкий, определенный маршрут, и будете засекать время каждой пробежки - с условием, что в течение данной недели каждый день вы должны прибегать хоть на секунду, но раньше, чем вчера… Каждый день - победа над самим собой вчерашним. Впрочем, возможно, через некоторое время вы к этому привыкнете, тогда пробежки уберете из категории подвига и подвигом сделаете что-то другое.
  • Раз - и выкинуть телевизор!
  • Сколько-то подтянуться. Подошел - и подтянулся!
  • Отказаться от компьютерных игр - просто: стираешь директории и ломаешь загрузочные диски.
  • Записаться в бассейн, запретить себе ужин после 20.00…

Может быть, именно сегодня вашим Подвигом будет съесть вот эту противную

Очень ценны... размышления на темы Учения.

Хорошо бы взять темы «Простота» и «Подвиг».

Эти два понятия в Учении особенно подчеркиваются.

Письма Е.И.Рерих,

Мы произносим это знаменательное слово - Подвиг и вслед за ним должно в нашем сознании возникнуть другое слово Подвижник, ибо без одного нет и другого. Что такое Подвиг? Каким должен быть Подвижник? В ответ на это в нашем сознании, может быть, молниеносными видениями промелькнут - Александр Матросов, бросивший свое животрепещущее тело, как заслонку, на изрыгающую огонь амбразуру пулеметного гнезда... Пройдет морозным утром по пути к фашистской виселице истерзанная русская девушка Зоя, чтобы превратиться в легенду в веках... Упадет у заснеженной ели зарубленный саблями Иван Сусанин... Закачается летом высокая трава, а зимой засеребрится снег на холмиках братских могил, где похоронены безвестные теперь подвижники - защитники Родины...

Да разве они подвижники? Было время, когда понятие подвига и подвижника ассоциировалось с тихой монашеской келью, с шелестом монастырских дубов за окном. Лампады, иконы, гроб вместо кровати. Тихие речи, рясы, скуфьи и персты, сложенные для крестного знамения; представлялся подвижник в дыму ладана с поднятой благословляющей рукой... Да, разные бывают подвиги и подвижники - и по своей внешности, и по обстоятельствам. Но всех истинных подвижников объединяет и роднит одна всем им присущая черта - самоотверженность. Без самоотверженности нет ни подвига, ни подвижника. Ведь не назовете же вы подвижником человека, храбро заглянувшего в глаза смерти ради личной выгоды? Иначе многие преступники стали бы применять к себе это высокое звание. Но самоотверженность может быть выявлена не только принятием смерти, в более или менее кратковременном деянии, она может выразиться и в продолжительной деятельности на Общее благо -деятельности, иногда охватывающей всю жизнь, как это было у четы Рерихов, супругов Кюри, Маркса, Ленина и других. И остается под вопросом, что выше - умереть за человечество или же всю жизнь служить человечеству? Новый век приносит нам и новый тип подвижников. Тип, требуемый нашей эпохой, - это подвижник-строитель новой, более счастливой жизни. Он не прячется от жизни за монастырскими стенами. Нет. Он любит жизнь и стремится быть в самом водовороте ее, в самом кипении. Он весь в действии и, прежде всего, он творец и творчество ВВ­его удел, будь то творчество новых технических методов, будь то любая из областей науки, искусства и социального устройства, будь то творчество добрых отношений между людьми и помощь в любой форме тому, кто в ней нуждается. Чуткие и бережные к боли другого рыцари мечты о Всеобщем благе часто проходят жизнь неузнанными - в спецовке рабочего, в мундире воина, в костюме служащего.

Для того, чтобы иметь ясное представление о том, каков подвижник нашего времени и что от него требуется, надо иметь ясное представление о содержании подвига современности. Для этого вновь обращаюсь к книге Александра Клизовского «Основы Миропонимания Новой эпохи».

Делаю это потому, что упомянутый автор писал свою книгу под наблюдением Е.И.Рерих, которая при надобности вносила свои поправки. Кроме того, этот труд в последнее время стал библиографической редкостью, недоступной массовому читателю. Считаю, что последнее обстоятельство оправдает обширную цитату.

«Постоянный труд как молитва есть подвиг, но подвиг, как говорит Учение, есть самое практичное действие, ибо лишь совершая подвиг, лишенный эгоистических стремлений и личных исканий, мы растем гигантам подобно, лишь таким подвигом движемся вперед и совершенствуемся. Все подвижники, все святые брали на себя какой-нибудь лишенный личных исканий трудовой подвиг и совершенным исполнением его достигали и совершенства, и святости.

Учение говорит: «Подвиг не есть отказ, но есть мщение и движение. Искания, лишенные личного начала, называются подвигом. Подвиг есть осознание необходимости. Учитель смелость называет подвигом». Таким образом, подвижником, в современном значении этого слова, будет всякий, осознавший необходимость эволюционного движения, обладающий смелостью, чтобы отказаться от ветхих предрассудков и устарелых понятий, и в своих исканиях не преследующий никаких личных выгод, он будет совершать необходимый в наше время подвиг.

Всякое время требует своих подвигов. Учитель говорит: «Разве далек подвиг?» Не надо диких зверей, не надо суда и войн, подвиг близок. В наше время не нужны дикие звери, которые растерзывали христиан на аренах римских цирков в первые века христианства, не нужны суды и пытки, которыми пытали во времена «святой инквизиции», не нужны войны, где жизнь каждого честного воина есть подвиг, но нужно нечто другое. В наше время подвиг близок каждому из нас и должен войти в нашу жизнь каждого дня как сознательное и непреложное стремление к эволюции. Помогая Эволюции, помогая плану Владык, помогая Учителю строить Новую Страну, мы тем самым совершаем наибольший подвиг, какой мы в это переходное время можем совершить и какой от нас может ожидаться. В таком подвиге будет молитва наша, и такой подвиг дает нам высокое и почетное звание помощников и сотрудников Светлых Сил.

Подвиг нужен, первым делом, каждому из нас, ибо, «являя лик подвига, растете гигантам подобно», - сказано в Учении. Во вторых, подвиг необходим, чтобы продвинуть вперед всех малых, слабых, стоящих на низкой ступени развития. «Гордость духа есть ступень к подвигу» - сказано еще. Не та низшая гордость, которая заставляет относиться свысока и с пренебрежением к стоящему ниже, но возвышающая и положительная гордость - гордость духа высокоразвитой сущности, которая из чувства сострадания к неразвитому человеку берет на себя труд и подвиг поднять его до своего уровня.

В наше время тусклая, бессознательная жизнь обывателя, который не предпринимал ничего ни для собственного совершенствования, ни для совершенствования жизни, возлагая все свои упования на Бога, Который должен был о нем заботиться, кончилась. Началась заря подвига, как говорит Учение. Каждый может стать подвижником, для чего нужно лишь сознательно принять участие в строительстве новой жизни. «Предпочтителен подвиг, выросший сознательно. Подвиг, выросший из непреложности, сияет как солнце дающее. Пока дух стремится к подвигу, значит он жизнеспособен. Мы не очень верим подвигам случайным. Со страху можно совершить подвиг мужества» - так говорит о подвиге Учение.

Подвиг дает удачу жизни, ибо неудача есть результат неправильно взятого направления. «Удача жизни укрепляется лишь электричеством молитвы подвига», - говорится в Учении. Человек, сознательно взявший на себя исполнение какого-нибудь имеющего эволюционное значение задания, что по условиям требований переходной эпохи квалифицируется как подвиг, привлекает на свою сторону все космические силы. Все они становятся его сотрудниками и помощниками, и неудач в его начинаниях не может быть. Грядущий Учитель про таких говорит: «Искатели подвига, сохраню вас на гребне волны и поставлю над пропастью, как на башне неприступной». Обещание утешительное и многозначительное.

Понятие подвига вообще не чуждо человечеству. Всегда были на разных путях жизненного поприща разного значения подвижники, но подвиг как молитва редко когда и кем был понимаем правильно. Исполнение и проведение в жизнь подвига требует известной духовной зрелости, ибо когда желанием подвига воодушевлен человек малоразвитый и некультурный, то вместо подвига он часто совершает преступления, которое людьми такого же развития рассматривается как подвиг. К числу таких мнимых подвижников можно отнести террористов, жертвующих своею жизнью ради убийства неугодных им высоких носителей власти. Многие не освободились от неправильной оценки подобных «подвигов» и по сей день. Живая Этика дает меру для правильной оценки поступков, именуемых подвигами. «Чем утвердите качество дел ваших? Если дела полезны всему человечеству, то и сущность их хороша. Чем утвердите меру дел ваших? Если дела имеют полезность для всего мира, то и мера хороша».

Апостол Павел сравнивает Создателя Вселенной с горшечником, который из одной и той же глины лепит посуду, как для высокого, так и для низкого употребления. Конечно, не все люди предназначаются для исполнения высоких ролей, не все могут быть вождями и руководителями других. Нужны люди и для черной работы, и в таком большом деле, как жизнь, и «глупость квартиру найдет, но не в верхнем этаже», - сказано про таких подвижников в Учении Живой Этики. Таких подвижников, совершающих подобные «подвиги», можно лишь пожалеть. Они стоят на столь низкой ступени развития, что годятся лишь для черной работы.

Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Лишь такой гигант духа, каким был Христос, мог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих распинателей и мучителей, прося Отца Небесного простить их. Обладая сверхчеловеческим знанием и могуществом, он отказался хоть чем-нибудь облегчить свои крестные страдания. Не понятый никем, в свой смертный час покинутый всеми, даже своими учениками, какую твердость и мужество Он должен был проявить! Но Его страдания с Его смертью на кресте не кончились. Он ведет своих последователей дальше и страдает теперь от их неразумения, ибо исказив Его заветы и извратив Его учение, они причиняют Ему не меньшую муку, чем Его преследователи и гонители. Так Он будет страдать до тех пор, пока все Его последователи не достигнут, как говорит апостол Павел, «полного возраста Христа», пока все они не будут подняты Им до Его уровня. Такие, продолжающиеся многие века подвиги берут на себя, для нашего спасения, наши Высокие Водители и Руководители» (А. Клизовский. «Основы Миропонимания Новой Эпохи», т. 2. гл. 5, «О молитве и подвиге»).

Но самые ценные определения понятию подвиг, я считаю, дала величайшая Подвижница нашего времени - Елена Ивановна Рерих.

«... Слово «подвиг» так прекрасно! В нем соединены самоусовершенствование, самопожертвование, результатом чего является и сдвиг сознания, не только личного, но и сознания народа и страны.

Именно сейчас время призывать к подвигу. Все страны, весь мир вовлечены в страшную борьбу, в которой победят лишь сильные духом. Не будем обманывать себя, что все как-то уляжется. Нет, каждая страна должна понять, что она может устоять, лишь пробудив в сознании лучших своих представителей неотложность борьбы с силами невежества, с силами разрушения. Все страны проходят великий экзамен, многие ли выдержат его. Карта будущего уже сложилась в Тонких мирах, но многие облегчения могут еще быть внесены.

Итак, вдохновитесь и пишите зажигательные статьи в защиту культуры духа, прославляйте героизм и подвиг! Как сказано в Учении, там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным, там разложение. По этому признаку можно судить о дряхлости нации. Завет Величайшего Духа, покидавшего нашу планету, своим оставшимся Братьям был - «Творите героев!»

Пришло время, когда мы все должны стать героями и творить героев».

«... Для принятия в ученики, прежде всего, нужно понимание и принятие и несение подвига в жизнь. Именно над этим понятием несения подвига как непременным условием следует очень задуматься. Но большинство даже не задается мыслью, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать принятым учеником и какие качества закрывают перед ним эту возможность?»

«... Да, путь несения света всегда был и есть путь подвига, потому он так и прекрасен. Нет в нем самости, нет и страха, но лишь высокая радость служения великому».

«... Работайте на объединение сотрудников. Нам дан Завет - Единение, Мужество и Подвиг - этими огненными качествами строится Новый мир и зарабатывается право на вход в Твердыню Великого Знания».

«... Мало кто задумывается над ужасным моральным состоянием человечества, и сколько имеется людей, добрых и милых, но которые совершенно не в состоянии принять на себя ношу действенного подвига или даже хотя бы помочь такому подвигу. Страх, боязнь показаться смешными, парализуют лучшие намерения их. Ярых во зле много, но ярых в добре очень мало».

«... Многие мечтают о подвиге и пытаются найти его где-то вне дома и часто даже вне жизненности, тогда как наибольший подвиг часто именно там и в тех условиях, в которые мы поставлены судьбою. Мы знаем многих подвижниц, и они тем более велики, что лишь в редчайших случаях люди скажут о них доброе слово. Люди всегда верны себе и даже в оценке подвига они отдадут предпочтение блеску и шумихе. Потому, избрав путь семейной жизни, примите его с легким сердцем, и многое облегчится...»

«Слова подвиг почему-то иногда боятся и иногда избегают. «Подвиг не для современной жизни», - так говорят боязливые и колеблющиеся, но подвиг добра во всем всеоружии заповедан во всех веках. Не может быть такого века, такого года и даже такого часа, в течение которого подвиг не мог бы быть уместен. Добротворчество настолько необозримо, что во всех видах своих может быть выполняемо ежечасно. В своем неукротимом течении это благотворчество заполнит все время, воспламенит все помыслы, избавит от утомления. Заметив темные пятна, вы всегда будете знать, что «и это пройдет». Чем сильнее будет водворено в сердце добротворчество, тем легче скажется мудрый завет о всякой тьме: «и это пройдет».

Н.К.Рерих,

Гимн такого подвижника являет собою Николай Константинович Рерих. О нем Елена Ивановна говорит:

«Для меня, постоянной свидетельницы его творчества, источником непрестанного изумления остается, именно, неисчерпаемость его мысли в соединении со смелостью и неожиданностью красочных комбинаций. Не менее замечательной является и та легкость и уверенность, с которой он вызывает образы на холсте. Они точно бы живут в нем, и редко, когда ему приходится нечто изменять или отходить от первого начертания. Истинно, наблюдая за процессом этого творчества, не знаешь, чему больше удивляться - красоте ли произведения или же виртуозности выполнения его».

«Вот этот подвиг жизни, во всей его суровой красоте, и проводит Н. К. Жизнь его есть жизнь полного самоотречения, он живет для великого служения человечеству. Ничто не принадлежит ему, и сам он не принадлежит себе. Терпимость великая - природа его, и как магнит притягивает она самых различных людей и группирует их вокруг имени его. Мудрость Учителя есть мудрость его. Если было бы иначе, разве мог бы он быть таким провидцем и так преуспевать в порученных ему делах при таких чудовищных препятствиях, которые воздвигаются темными при конце Кали Юги, во время грозно свирепствующего Армагеддона?»

Подвижник нужен, даже более - крайне необходим для жизни, «как маяк света в опасном проливе». Он - двигатель истинной культуры, живой зовущий пример, воочию убеждающий, что пороки победимы; что праведная жизнь не есть удел каких-то небожителей, а вполне осуществима здесь, в окружающих нас обстоятельствах; что подвиг очищения, другими словами - самоусовершенствования - влечет за собой раскрытие в подвижнике новых сил...

И, наконец, подвижник больше всего нужен ради его огромного оздоровляющего воздействия на все окружающее, воздействия, иногда распространяющегося на целую страну, как это было в случае Святого Сергия Радонежского, воодушевившего русский народ и поднявшего его на борьбу и победу над татарами.

Недаром обитатели Индии по сей день радуются, когда поблизости их селений избрал себе приют настоящий подвижник. «Его присутствие сохранит наши поля от неурожая и нас самих от эпидемий», - говорят они.

Приведем слова Е.И.Рерих в подтверждение сказанному: «Так, в Индии очень сильно поверие, что селение, вблизи которого поселился садху, будет ограждено от эпидемий, землетрясений, наводнений и прочих бедствий. Так оно на самом деле и есть. Если такой садху действительно святой жизни отшельник, он своей аурой подымает окружающие вибрации и приводит их в гармоническое состояние, недопускающее вторжения хаоса...»

«Без праведника несть граду стояния», - гласит древнее изречение на Руси, тем самым признавая благость, незримо исходящую от подвижника.

И в годы смятения, ломки и переоценки ценностей, когда рушатся царства и миллионы трупов покрыли поля, когда перед человечеством встала угроза полного уничтожения ядерными взрывами - в эти нами переживаемые годы переходного периода из Века Мрака в Век Светлый - подвижники нужны, как никогда.

г. Балхаш - г. Змеиногорск,