Творческая домашняя работа по математике как средство совершенствования самостоятельной деятельности учащихся. Жизнь - это сказка, которую нужно видеть

Что такое творческая работа? Своими руками созданное произведение, поделка, написанный стих, сочиненная мелодия... Много чего можно отнести к этому понятию.

Ребёнок творит каждый миг своей жизни

На самом деле любая деятельность может назваться творческой, если человек выполняет её, подключив фантазию. Детское творчество заключается подчас в самых простых действиях, которые взрослым кажутся обыденными или даже вредными.

Вот малыш рвёт бумагу и хаотично разбрасывает обрывки по полу. Со стороны может показаться, что он просто хулиганит. Однако ребёнок, возможно, занят важным делом: он творит снежинки, которые засыпают землю.

Испорченные обои - это попытка изобразить что-то монументальное, крупное, что не умещается на листе. Изрезанные шторы, возможно, также являются воплощением творческого замысла - ребёнок хотел вырезать кружева на скучных однообразных портьерах.

Жизнь - это сказка, которую нужно видеть

Подключать фантазию, занимаясь чем-либо, нужно учить малышей с детства. Даже такую нудную работу, как перематывание клубков, легко превратить в творческую, если предложить «мотальщику» представить клубочки живыми существами, которые бегают по миске, разговаривают, ссорятся, мирятся - короче, живут своей «клубочной» жизнью. И тогда скучное занятие уже и не скучное вовсе, а творческая работа.

Своими руками перемотанные нитки под мамиными или бабушкиными пальцами превратятся в удивительную вещицу, в создании которой примет участие малыш.

Виды творческих работ

Именно поэтому отнести к конкретно обозначенным категориям достаточно сложно. Но если рассматривать непосредственно детское творчество, то следует выделить несколько достаточно обширных разделов. Это те варианты деятельности, в которых ребёнок может раскрыть свой потенциал. Например, можно выделить такие виды творчества, как:

  • изобразительное;
  • словесное;
  • музыкальное;
  • театрально-игровое.

Сюда же входят занятия конструированием, лепка, изготовление аппликаций. Л. С. Выготский предлагает включать их в изобразительное творчество. А вот исследовательская творческая работа - это уже научная деятельность. Она более всего подходит под категорию словесного творчества.

Музыкальными дети уже рождаются

А вот кроха добралась до кастрюль и самозабвенно стучит половником по ним. Откуда у ребенка столько вредности? Он специально выводит из себя взрослых, вызывая головную боль шумом? Нет, конечно.

Мудрый взрослый понимает, что малышом выполняется важная творческая работа - своими руками он учится извлекать различные звуки, сравнивает их, складывает в определённый рисунок. Пусть пока делает он это неумело, но смотрите, как он старается!

А если в следующий раз вместо кастрюли предложить ему бубен, кастаньеты или треугольники? Можно вместе с ребёнком устроить самый настоящий маленький оркестр и сыграть удивительную мелодию.

Рисование - прикосновение к творчеству

А ещё дети очень любят рисовать. Этим видом деятельности они также начинают заниматься с раннего детства. И если во время еды малыш целенаправленно пачкает стол вареньем, разводит пальчиком лужицу сока, мажет кашей голову и одежду, возможно, он уже пробует себя в роли художника.

Совсем крошечным карапузам можно давать в этом возрасте которые легко смываются с мебели и рук и без особого труда отстирываются с одежды и обивки. А обои в детской комнате лучше всего заменить дешёвыми, которые не жалко будет поменять через год.

Детишкам, которые уже ловко удерживают в кулачке карандаш, нужно предложить бумагу и показать, как здорово эта «волшебная палочка» умеет творить на белом поле удивительные вещи.

И пусть сначала ребёнок просто черкает на листе карандашами или ставит кисточкой бесформенные пятна. Главное в этой деятельности - не результат, а цель, которую он ставит перед собой.

Занятия изобразительным творчеством в детском саду

На занятиях дети уже не просто рисуют. Ими выполняется творческая работа на тему, заданную педагогом. Это может быть пейзаж либо натюрморт, сюжетная картина с изображением людей, животных, сказочных персонажей или предметов обихода.

Интересны детские творческие работы, в которых педагог ставит не чётко обозначенную задачу - нарисовать конкретный предмет, а предлагает самостоятельно придумать концепцию картины на ту или иную, достаточно широкую, тему. Таковыми могут быть темы «Мы не хотим войны!», «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?», «Береги природу, ведь она - наш дом!» и другие.

Слова «лепить» и «творить» часто бывают синонимами

К изобразительному творчеству, как говорилось выше, относят и лепку. Малыши при помощи пластилина, глины, полимерных масс, солёного теста, холодного фарфора пытаются вылепить то, что видят, любят, о чём им рассказывали или читали взрослые, что подсказывает фантазия. Такие творческие работы детей могут многое рассказать об их внутреннем мире. Потому-то так важно давать возможность малышам лепить не только на заданную тему, но и по собственному замыслу.

Коллективное творчество детей

Все замечали, что малыши иногда что-то творят совместно. Вот в песочнице они строят городок или прокладывают автотрассу, из снега сооружают крепости. Этот вид деятельности не только позволяет раскрыть творческий потенциал, но и учит работать в команде, что так пригодится им в будущей взрослой жизни.

Следует воспользоваться этим и в воспитательных целях на занятиях. Например, замечательная может получиться аппликация «Птичий городок», если ребята самостоятельно наклеят на ватман вырезанных из бумаги пернатых, их гнёзда, цветы, листья на ветках дерева или в траве под ним! Это прекрасная коллективная творческая работа. Своими руками сделанное и вывешенное станет гордостью малышей, их родителей и педагогов.

Выставки детских поделок

В детских учреждениях часто проводится конкурс творческих работ по определённой тематике. Она может быть самой различной. Например, «Конкурс поделок из природного материала», «Творим из овощей сказочных персонажей», «Волшебный картон», «Что можно сделать из пластиковых бутылок?» и другие.

Дети и подростки целенаправленно учатся конструировать из подручных материалов предметы, композиции, которые можно использовать в быту или в качестве украшения жилища. Очень важно поставить перед детьми задачу, показать примеры уже выполненных кем-то работ, пояснить, что ценнее тот вариант, который сделан по собственному замыслу, а не скопирован.

Интересно то, что творческие работы учащихся зачастую бывают столь неожиданными в решениях, индивидуальными и настолько мастерски исполненными, что взрослые порой не верят в авторство школьника.

Мир дети познают через игру

Все дети любят ролевые игры. Участвуя в них, они разыгрывают целые импровизированные спектакли. Но умный педагог не станет пускать этот вид на самотёк.

Во всех детских коллективах разрабатывается специальный творческий план работы в этой области. Здесь обязательно указываются цели, которых педагог стремится достичь через игру, необходимые навыки и умения участников, которые они закрепляют или познают в ходе действия, методические приёмы.

Например, в план внесена творческая игра «Магазин». Воспитатель ставит такие цели:

  • Ознакомление с трудом взрослых людей, которые работают в магазине.
  • Развитие навыков культурного общения в торговых точках.
  • Закрепление названий продуктов, классификация их по качественным признакам.

Подготовительные используемые для организации дидактической ролевой игры, могут быть следующими:

  • Целевая экскурсия в магазин.
  • Беседа с детьми о том, что покупают в торговых точках.
  • Лепка из пластилина овощей и фруктов.
  • Рисование на тему «Мы ходили в магазин».
  • Игра с мячом «Съедобное-несъедобное».
  • Дидактическое настольное лото «Из чего сделаны продукты».

Ролевые игры используют не только в детских садах и начальных классах. Очень эффективны они при изучении иностранных языков. Также игра в учителей на уроке очень нравится даже старшеклассникам - это учит подростков раскрепощаться, развивает навык выступления перед аудиторией, оценочную способность и рецензирование чужих ответов.

А всеми любимая игра «Море волнуется», когда ведущий задаёт показать различные фигуры, открывает у игроков самый настоящий актёрский талант.

Творческое дело - концерт

Часто в коллективах нужно собственными силами провести концерт. Хорошо, если все члены маленького общества знакомы между собой и знают, кто и на что способен. Но если коллектив ещё совсем молод, если ему от силы пару дней, как это бывает в летних лагерях отдыха в начале смены? Тогда организовать такое творческое дело поможет игра «Ромашка».

Нужно просто вырезать из картона много лепестков и разложить их на столе либо закрепить кнопками на стене. На обратной стороне каждого надо написать задание: прочитать стихи, спеть, станцевать, изобразить животное, рассказать смешную историю и так далее. Дети по очереди выбирают для себя лепесток и готовят своё выступление. Некоторые группируются друг с другом. Возможность заменить одно задание другим не следует запрещать, это всё-таки творческое дело, а не экзамен.

Словесное творчество

Отдельным пунктом стоит этот вид. Даже взрослые не все умеют интересно рассказывать об увиденном, тем более что-то придумывать. Но развивать этот талант требуется у всех с раннего детства.

Дети пробуют сочинять сказки, стихи, небылицы - это чудесно! Мудрые взрослые сразу же записывают все их творения. И пусть из малыша не вырастет впоследствии Бажов или Драгунский, Пушкин или Рождественский, первый литературный опыт останется приятным воспоминанием.

А вот навык изложения, формулировок, составления описаний потребуется и ребёнку в школе, и взрослому человеку в дальнейшем. Поэтому стоит обращать особое внимание на пересказы и изложения, составление рассказов по картинкам.

Исследовательская работа

Процесс познания мира происходит постоянно, с рождения и до глубокой старости. В каждом возрасте он имеет свой объём и свою скорость усвоения нового. Однако он практически никогда не останавливается.

Вот младенец мнёт и рвёт газету, засовывает в рот пальчики, игрушки. Это серьёзная исследовательская творческая работа. Малыш получает массу ощущений, знаний. Но он ещё слишком мал, чтобы делать выводы, понятные окружающим.

Позднее, уже тогда, когда ребёнок станет владеть речью, следует направлять его в нужное русло. С раннего детства дети должны учиться систематизировать полученные знания. Оформленная в письменном либо печатном виде, такая исследовательская работа может называться научным трудом.

Первые опыты малыш может проводить с луковицами, ставя стаканчики с растениями на подоконник. Ежедневные результаты наблюдений нужно фиксировать под присмотром взрослого с помощью записей либо рисунков. Готовый вариант отчёта - это уже настоящая исследовательская работа.

Можно организовать творческое исследование в области культуры и искусства. Например, интересной темой станет сравнение рисунков и орнаментов на посуде. Здесь начинающий "учёный" овладевает сравнительным анализом, учится находить сложное в простом, а простое - в сложном.

Более взрослые дети и тему для исследований выбирают более трудную. Это могут быть анализы художественных и музыкальных произведений, опыты с химическими элементами, сбор и систематизирование методов ухода за растениями и другие интересные варианты.

Коротко о главном

В каждом человеке есть творческий потенциал. И задача воспитателей, родителей, учителей - с помощью коллективных дел помочь ему раскрыться, дать толчок для развития талантов подрастающей личности.

Творческая работа по творчеству А.С.Пушкина.

Тема: «Мое открытие любимого поэта»


Цели:
Образовательная:
1.Познакомить с творческим наследием поэта, с особенностями художественного замысла его лирических произведений.
2. Обучать искусству творческого прочтения лирического произведения, умению выражать собственную позицию, давать личную оценку своим художественным впечатлениям.
3.Обучать грамотной речи, умению формулировать собственные высказывания.
Воспитательная:
1.Воспитывать любовь к творчеству великого классика поэтического слова.
2. Прививать уважение к родному слову, бережное отношение к его красоте и самобытности.
Развивающая:
1. Развивать художественное воображение, аналитическое мышление, умение художественного пересказа.

Внутренний мир человека всегда являлся и теперь является загадкой, оставаясь за гранью понимания, может быть, даже самых близких людей. Ведь душа-это необъятный простор, целый мир, со своими проблемами и бесконечными поисками их решения, радостью и стремлениями к внутренней гармонии. Каждый из нас, безусловно, мечтает выбрать свой жизненный островок, причал, пытается найти то, что отражает его духовные идеи, мысли, чувства. Именно таким волшебным краем, потаенным уголком служит поэзия. Это богатейшая сокровищница человеческих ценностей. Она так глубока и содержательна, что можно почувствовать в ней что-то свое. Пушкин же один из тех писателей, которые принадлежат к неисчерпаемым тайникам русской культуры, составляют её основу, являются неоспоримыми мастерами в познании внутреннего мира людей. Пожалуй, трудно встретить человека, который бы, соприкоснувшись с творчеством Александра Сергеевича, остался равнодушным, не нашел в его строках отражение своей души, мыслей, каких-то жизненных убеждений:

Это – Пушкин, наше утешенье,
Яркий светоч – в сумраке ночном!
С ним забудем горе и лишенья,
Жить и мыслить сызнова начнем.

Действительно, каждый раз, открывая томик Пушкина, находишься во власти его поэзии. Перед глазами до боли знакомые строки, полюбившиеся мне еще с детства:


Мороз и солнце; день чудесный…

Какой бодростью и свежестью веет от этой стихотворной строчки, чувствуется прилив сил, ощущение нового дня, уносящего меня в светлые мечтания о дальнейшем будущем. Когда я читаю эти строки, то невольно хочется покинуть душную комнату, наполненную какими-то житейскими трудностями, вырваться на волю, вдохнуть свежего воздуха. Как приятно побродить по глубоким зимним сугробам, насладиться рождением нового дня! И хотя автор не описывает картину пробуждения природы от ночного сна, я произвольно рисую в своем воображении утро, с великолепным заревом, где за тонкой завесой боязливо проглядывают последние звездочки, и, наконец, вижу первые солнечные лучи, как мне кажется, олицетворяющие собой всю прелесть и необычность предстоящего дня.

Читаю дальше….. Невозможно оторваться от этих строк. Как ярко и поэтично Пушкин описывает прекрасный пейзаж родной природы, сравнивая вчерашний вечер, когда «злилась вьюга», «луна, как бледное пятно… желтела» с утром, несущим перемену. Действительно, так изменилось все кругом, что стало просто неузнаваемым:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
… … …
А нынче …. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит…


Но, несмотря на эти противопоставления, может быть, даже тайные указания на превосходство одного природного явления над другим, думаю, каждая пора по-своему прекрасна. Пусть вчерашняя непогода, печаль пушкинской героини задают грустный тон всему происходящему, я чувствую всю прелесть этой неугомонной стихии, затмевающей своей яростью даже небесные светила. Так и представляешь себя в маленьком домике, где потрескивают горящие поленья. Их таинственный говор сливается с воем пурги, навевающей своей песней грустные воспоминания и раздумья. Я думаю, олицетворения в художественной ткани помогают воспринимать явление природы как нечто человеческое, близкое, родное: «вьюга злилась», «мгла носилась». Да, за строчками бурлит жизнь, со всеми её страстями: упрямством, властностью, подлостью, любовью.

Ловлю себя на мысли, что автор, сталкивая мрачное, гнетущее, стремился обогатить нашу душу, вливая в нее добро, умиротворение, красоту. «Вечор», «мутное небо», «тучи мрачные» зарождают радостное, несущее гармонию, очищающее душу чувство от великолепной картины зимнего утра, наполненного свежестью и чистотой, оставляющее позади все угрозы и страхи свирепой вьюги. И я, наконец, чувствую успокоение и радость, потому что бездонное небо, ковры снегов, прозрачный лес, зеленеющая ель – все приобретает свою значимость, становится видимым после недавнего господства бурана. Природа вновь наполняется всеми жизненными красками, передавая и мне свое настроение.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…

Подобная картина, как мне кажется, способна согреть не только тело человека, но и его душу, оттаивать замерзшее сердце, впустив туда светлые начала с помощью живительного слога поэта.
Но как приковывают мое внимание, заставляют задуматься вот эти пушкинские строки:
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?

Эти строки пронизаны любовью к жизни, пробуждением самых светлых её начал. Человек, по мнению автора, не имеет морального права просто мечтать о приятном будущем, ничего не делая для осуществления своих желаний. Быстрая езда может встряхнуть дремлющие силы, напомнить о предназначении человека на Земле. Через такие мелочи, мне кажется, познаются истинные ценности. Мы стремимся заглянуть в самих себя, раскрывая неведомые нам качества:

Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня

А этот выразительный эпитет.… Почему конь назван «нетерпеливым»?
Может быть, это слово передает желание лирического героя насладиться зимними ощущениями бодрящего, пощипывающего морозца, раскрывает его нетерпение на пути познания неизвестного, но манящего своей притягательностью.
А вот последние строки стихотворения:
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Как много чувств заключено в них! Вроде бы автор не говорит о своих внутренних переживаниях, душевном состоянии, но, читая эти строки, ощущаешь ностальгию по давно опустевшим родным местам, невольно вспоминаешь самые приятные и счастливые мгновения жизни. Несмотря на печальные нотки конца произведения, бодрый и радостный тон стихотворения навевает на меня мысли только о светлом, ничем не омраченном счастье.
Для меня поэзия Пушкина включает в себя целый мир, наполненный различными страстями, эмоциями, чувствами, которые все же побеждает любовь:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.


Поражает то, что лишь одно воспоминание о чудесных мгновениях, память об образе красавицы, способно зажечь новый душевный огонек, несмотря на все жизненные неурядицы и проблемы. Я чувствую переживание автора от новой встречи, несущей радость, возвращающей в молодость, насыщающей душу новыми чувствами и страстями:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Да слезы, любовь, вдохновенья – живительная сила, призванная возродить у каждого стремление к гармонии.
Но вот рядом со мной и другое стихотворение, темой которого стала незабвенная и величественная любовь:


Я вас любил: любовь еще, быть может
В душе моей угасла не совсем…

Каким противоречием наполнено это произведение! Автор говорит о своей любви, как о далеком прошлом, стараясь, как мне кажется, лишь успокоить любимую, избавить её от назойливых ухаживаний, не причиняя и тени огорчения:

Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем…

Как поучительны и благородны мысли в этих строках. Я уверена, многие испытывают неразделенность любви, ее жестокую безответность. Но все ли смиряются с этим, не ставят эгоистические желания превыше всего, не требуют от любимых невозможного, обрекая только себя на муки и страдания? Наверное, нет. Мне кажется, Пушкин здесь хотел показать лишь одно: сам тот факт, что мы любим – это уже большая радость, счастье, которое дано не каждому. И важно помнить, что оскорбленные чувства, уязвленная гордость, безразличие не дают нам право жить в гармонии с собой.

Я вас любил так искренно, так нежно
Как дай вам бог любимой быть другим.

Вот урок, который пытается преподать нам поэт. Читая эти строки, удивляюсь парадоксу: пожелание своей любимой счастья с другим человеком, когда сам так беззаветно любит?! На самом ли деле, все так просто и бескорыстно? Может быть, здесь говорит лишь одно смирение, принятие своей безрадостной судьбы без борьбы? Я думаю, что нет. Ведь в строках, которые говорят, что «любовь еще, быть может,… угасла не совсем» прослеживается какая – то тайная надежда, ощущается внутренний протест, возможность еще побороться за свое счастье. Это чувство не принесло, к сожалению, ожидаемых желаний, не смогло утолить всю жажду сердца, но ведь всегда есть вера в то, что человек еще найдет свою настоящую любовь, которая подарит радость жизни. И в этом стихотворении, я думаю, это нашло свое отражение.
Пишу о Пушкине, но ловлю себя на мысли, что невозможно раскрыть все грани его живительного стиха.
Да, по-моему, стоит согласиться с литературными критиками, ценителями его таланта в том, что Пушкин у каждого свой. И не один. Он меняется с годами. Он меняется несколько раз за нашу жизнь, как меняемся мы сами. Но для меня его гений всегда остается всезнающим, как Бог, никогда не ошибающимся в понимании души человеческой.

Конкурсное задание

Творческая работа по теме:

«Новые возможности для творчества

в образовательной деятельности» .

Эссе учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №2

Ст. Григорополисской Новоалександровского района Ставропольского края

Шельски Анны Викторовны

Чем больше мы отдаем другим радости и заботы, тем больше счастья приобретаем сами.

Древняя мудрость

Учитель…Современный учитель… Когда размышляю над этими понятиями, думаю о себе, о школе, в которую пришла работать в сентябре этого учебного года, об образовании в целом. Какое место во всем этом занимаю я? Настоящий ли я учитель? Современный?

Уверена: мне об этом говорить еще рано. Ведь жизнь учителя можно сравнить с восхождением на горную вершину. Сначала мечтаешь и думаешь, затем строишь планы и готовишься. А потом начинается долгий и тяжелый подъем наверх.

Я только в начале этого пути. Школьная мечта моя воплотилась в реальность: окончив Армавирский государственный педагогический университет, я получила специальность учителя русского языка и литературы. Начала подниматься в гору. И где? В своей родной Григорополисской МОУ СОШ №2. Рядом со мной – любимый классный руководитель, учитель русского языка и литературы, теперь мой наставник - Гончарова Ирина Викторовна. Я считаю: мне повезло, потому что попала в идеальные условия для начала педагогической деятельности. И все-таки я должна найти новые возможности для творчества в образовательном процессе.

Я проработала несколько месяцев. За это время успела испытать радость первого успеха и первых побед, горечь и слезы неудач и ошибок. Но знаю, чего точно не было. Не было разочарования, не было такого момента, чтобы захотелось опустить руки и бросить все.

Еще учась в педагогическом университете, я знала, что хочу стать хорошим учителем. Знала, что для этого нужно иметь не только отличные знания, но и добрую душу, и чуткое сердце. А теперь еще осознаю, что должна находиться в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на вопрос: «Чему и как учить школьников?»

И вот работаю в школе XXI века. Современные технологии позволяют учителю максимально проявить свое творчество, раскрыть свой педагогический потенциал и привнести разнообразие в свои уроки. В рамках ФГОС в нашей школе созданы условия для того, чтобы ребенку самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе научно-исследовательской деятельности. Я испытываю большое удовлетворение от сознания того, что мне предоставлена возможность быть в центре происходящего.

Да, в XXI веке учитель вошел в век новых технологий. И не вызывает сомнения, что современному педагогу необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Я с удовольствием это делаю. По своему небольшому опыту знаю: уроки с применением мультимедиа и Интернета повышают интерес к изучению русского языка и литературы, благодаря их использованию возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие планы. Это действительно новые возможности для развития творчества в образовательном процессе.

Сейчас вообще трудно представить работу учителя без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера и различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Именно поэтому приходится постоянно самому учиться и много работать. А значит, самообразование является приоритетом для преподавателя в современном мире. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в других сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике.

Перед учителями стоит важнейшая задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия окружающего их мира, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Чтобы этого достичь, нужен инновационный подход, обеспечивающий переход на продуктивно-творческий уровень и создание системы взаимодействия учеников, педагогов, родителей для решения образовательных задач.

Несомненно, главными в этом процессе являются дети. Общаясь с ними, постоянно ощущаю глубокое внутреннее счастье, чувствую себя необходимым тем, кто сидит передо мной. Безусловно, невозможно быть ниже того, что они любят во мне, ведь именно сейчас я для них самая умная, самая добрая, самая красивая. И в этот момент я понимаю: ради этого ощущения живу, страдаю, читаю много книг, пробую, экспериментирую, фантазирую - ведь я не могу их подвести, не имею права предать наше единство. Слова С.Л. Соловейчика отражают мое педагогическое кредо по вопросам отношений учителя и ученика: «Нет двух отношений к ребенку - педагогического и человеческого. Есть одно, и только одно,- человеческое».

Помню эти слова известного педагога еще и потому, что я - классный руководитель 5-А класса. Первое сентября. Первый классный час. Первый вопрос себе: «Смогу ли я?» Прозвеневший звонок изменил мою жизнь. Когда в класс забежали мои пятиклассники, я поняла: мое место здесь, в этом кабинете, в этой школе. И вот каждый день я рассказываю им все, что знаю, что умею. И с радостью вижу: что им это нравится. Учатся не только они - вместе с ними продолжаю учиться и я. Ежедневно и ежечасно я для них советчик, информатор, вдохновитель, наставник и, мне кажется, друг. Ежедневно и ежечасно моя деятельность меняется: я то актер и творец, то мастер и исследователь, то организатор и затейник, то путеводитель и даже родитель.

Меняясь, понимаю, что неизменным остается одно: учитель обязательно должен знать не только детскую психологию и возрастные особенности ребенка, он должен понимать душу ребенка. Работая в школе, я каждый день окунаюсь во внутренний мир детей и вижу, какое для них имеет значение сопереживание и поддержка учителя. Считаю, что если учитель не способен увидеть внутренний мир своего воспитанника, то ему не место в этой профессии, даже если он прекрасно знает преподаваемый им предмет.

На своих уроках я пытаюсь создать благоприятные условия для реализации творческого потенциала каждого ученика и своего собственного.

Я верю, что каждый ребенок талантлив. Талантлив по-своему. Моя задача как учителя – выявить уникальный потенциал каждого ребенка, помочь ему проявить свои лучшие качества, раскрыть себя. Развитие ребенка, совершенствование его лучших качеств может проходить только в деятельности. Именно поэтому ведущей идеей моего педагогического опыта является моделирование выбор наиболее эффективных технологий, средств и форм организации совместной деятельности учителя и ученика.

С каждым новым днем, с каждым новым уроком и классным часом я понимаю, что мне по душе профессия, которую выбрала. Теперь, как когда-то, мне не удивительно, что учитель, переступая порог школы, открывает для себя новую жизнь, где есть место для бесконечного самосовершенствования, где можно сохранить частичку детской наивности.

Теперь я верю: школа - моя жизнь. Когда меня спрашивают: «Кем Вы работаете?», я с особенным трепетом отвечаю: «Учителем!». И особенно горжусь тем, что я сельский учитель. Это не просто слово - это труд. В сельской школе – это труд с утра до вечера. По-другому не получается. По-другому и не хочется. Люблю в школе проводить все свое время, потому что мне нравится моя работа. Как сказал И.Кант, «работа - лучший способ наслаждаться жизнью».

Именно поэтому нельзя останавливаться. Жизнь движется вперед. Мои ученики с широко раскрытыми глазами каждый день ждут от меня чего-то нового, необычного… И раз я выбрала профессию учителя, значит, буду стремиться только вперед, только к новым высотам, чтобы не разочаровать их!


    творческая работа - Syn: творчество … Тезаурус русской деловой лексики

    Творческая лаборатория «ПТАХ» (г. Пермь) Основана в начале 2008 года на базе Пермского государственного университета. Организаторами лаборатории выступили бывшие студенты университета, представители активной творческой молодежи. Цели… … Википедия

    работа - 1. Деятельность человека; занятие, труд. Об интересной, самоотверженной, быстрой, четкой работе. Активная, беззаветная, бесперебойная, бешеная, благодарная, бодрая, быстрая, вдохновенная, веселая, взволнованная, воодушевленная, высококачественная … Словарь эпитетов

    1. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ понятие и концепция философской системы Бергсона: введены в работе ‘Творческая эволюция’ см. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (БЕРГСОН). Изначально разрабатывались им в целях обоснования схемы соотношения интеллекта и интуиции… … История Философии: Энциклопедия

    Работа - способ опосредования и осуществления (материализации) деятельности как процесса решения социальной задачи, достижения целей. Как предмет социологического исследования Р. выступает конкретной формой выражения организованности ч направленности… … Социологический справочник

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дипломная работа (значения). Дипломная работа (проект) один из видов выпускной квалификационной работы самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки… … Википедия

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся - индивидуальная или коллективная уч. деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С. р. может быть фронтальной (общеклассной) учащиеся выполняют одно и то же задание, напр. пишут сочинение на… … Российская педагогическая энциклопедия

    Военно-историческая работа - целенаправленная творческая и организаторская деятельность командиров, штабов, научно исследовательских структур, органов воспитательной работы, ветеранских и др. общественных организаций по сбору, изучению, обобщению, накоплению и… … Пограничный словарь

    Владимир Наумов. Творческая биография режиссера - Режиссер, сценарист, народный артист СССР Владимир Наумович Наумов родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде, в семье известного кинооператора Наума Наумова Стража и актрисы Агнии Бурмистровой. Выросший в кинематографической семье, Владимир Наумов … Энциклопедия ньюсмейкеров

    ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием. Виды Д. у. р.: п о характеру познавательной деятельности репродуктивная и… … Педагогический словарь

    Военно-научная работа - организаторская и творческая деятельность военных кадров, направленная на развитие системы знаний о защите и охране ГГ и использование результатов военно научных исследований в пограничной политике, подготовке и строительстве войск и органов ПС… … Пограничный словарь

Книги

  • Творческая работа в концертмейстерском классе. Учебно-методическое пособие , Мосин Игорь Эдуардович. Учебно-методическое пособие "Творческая работа в концертмейстерском классе" (в помощь студентам колледжей искусств и культуры) предназначено для студентов, обучающихся по специальности 53.…
  • Творческая работа в концертмейстерском классе. Учебно-методическое пособие, 2-е издание, стереотипное , Мосин И.Э.. Учебно-методическое пособие «Творческая работа в концертмейстерском классе» (в помощь студентам колледжей искусств и культуры) предназначено для студентов, обучающихся по специальности 53.…

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»

ОП. 01. Педагогика

Творческая работа по теме:

«Игра, как одна из форм организации

образовательного процесса в ДОУ»

Исполнитель: Славгородская Виктория, Группа 21ДО 44.02.01

Заочное отделение

Руководитель: Южакова О.Е., преподаватель

педагогических

дисциплин.


Камышлов, 2016

1. ПОНЯТИЕ - ИГРА 3

2. ВИДЫ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3

3. ИГРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство чрезвычайный период жизни ребёнка. В это период он впервые говорит «я сам» и становится деятелем. Одним из основных видов деятельности дошкольника является игра. Она занимает особое место в жизни ребёнка. Обсуждение проблем игры не сходит со страниц педагогической и психологической литературы. Известны теории игры З. Фрейда, К. Грооса, К. Шиллера и Г. Спенсера, К. Бюлера, А. Сикорского, П. Лесгафта, К. Ушинского, Д. Эльконина, А. Усовой, в которых неоднозначно рассматривается происхождение, роль, функции и место игры в психическом развитии детей. А. А. Люблинская ещё в середине20 века обобщила основные достижения в области исследования игры ребёнка. И итог прошедшего столетия однозначен – без игры нет развития детей. Игра есть одна из форм практики ребёнка, одна из форм его деятельности. Игра, как и любая практическая деятельность, является формой познавательной деятельности, то есть средством и способом познания, при условии руководства ею со стороны взрослого. Научившись играть, ребёнок всё больше времени отдаёт играм, которые становятся самой любимой и желаемой для него формой деятельности, постоянно приносящей играющим большую радость. Игра есть форма активного отражения и практического анализа ребёнком воспринимаемой жизненной ситуации, деятельности и взаимоотношений людей в конкретных видах труда и в быту, поэтому игра имеет ярко выраженный конкретно-исторический характер.

Актуальной является проблема игры и в современной дошкольной педагогике и объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

Цель : изучить тему «Игра, как одна из форм организации

образовательного процесса в ДОУ»

Задачи :

    Раскрыть понятие - игра

    Рассмотреть виды игр и их влияние на развитие детей

    Игра в образовательном процессе

1. ПОНЯТИЕ - ИГРА

Игра - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

2. ВИДЫ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1) Творческие (игры по инициативе детей);

дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

1.1. Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет. Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты:

1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.

2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь - ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка

1.2. Театральная деятельность режиссёрские игры и игры - драматизации.

Они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом, создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

1.3. Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом. В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др., из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

2. Дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);

способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новых знаний о предметной среде, задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления).

3. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, так как способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыта. Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей

1. В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления о движениях характерных для того или иного образа, об окружающем мире (действиях людей, животных, птиц, который он отображает).

2. Для несюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностям и физической подготовки детей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

4. Народные (созданные народом).

Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивается сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т. Д. В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются украинские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры: «Курочка», «Кисонька», «Где же наши ручки?» это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Повышают интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Большое значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

3. ИГРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности.

Таким образом, рассмотрев игру, как одну из форм организации образовательного процесса в ДОУ, мы пришли к выводу , что игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра, и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Многолетний педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Уговоры и наказания оказались бесперспективными и не должны иметь место для воспитания. Необходимо заинтересовать, завлечь ребенка, научить самостоятельно добывать знания и чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность высказать и применить своё собственное мнение.

Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка. Игра является формой обучения детей. Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Поэтому чем разнообразнее и эффективнее воспитатель использует игры, тем богаче самостоятельная игра детей. Наблюдение за игрой и анализ ее содержания позволяет воспитателю наметить направления, по которым ему необходимо совершенствовать свою воспитательную работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

4. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2011 - № 3 – с. 74-80.

5. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.

6. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.

7. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.

8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

9. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

10. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. - Москва: Теревинф, 2012. - 232 с.

11. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет /Светлана Миняева.-2-е изд.-М.: Айрис-пресс, 2013.-208с.

12. Подвижные игры народов Урала для детей дошкольного возраста / Сост. Крыжановская Л.А.. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2011г. – 36 с.