Участники и стороны конфликта. Объективные составляющие конфликта

Противоборствующими сторонами, участниками (субъектами) конфликта можно назвать лишь тех, кто совершает активные (наступательные или оборонительные) действия друг против друга. В присутствуют обычно две противоборствующие стороны (в межличностном конфликте — два человека), но в принципе может быть три стороны и больше — каждая со своими целями и задачами. Кроме того, в конфликт бывают вовлечены пособники, пассивные свидетели и очевидцы, посредники и другие фигуры. Так, в трудовых конфликтах участвуют рабочие и работодатели. На макроуровне интересы рабочих могут защищать трудовые коллективы, профсоюзы и политические партии. За работодателями могут стоять объединения предпринимателей и государственные организации. На микроуровне мозаика конфликта не менее сложна, поскольку на предприятиях в случаях острого конфликта (забастовки) стороны обычно ищут поддержку у максимально большего числа союзников. Каждая сторона может быть вовлечена, при этом одновременно, и в другие конфликты, связанные с еще большим числом участников. Но именно противоборствующие стороны — основной стержень конфликта. Если одна из них по той или иной причине прекращает свою деятельность, конфликт затухает или изменяется состав его участников.

В конкретном межличностном конфликте сторонами являются индивиды и поэтому каждый из них незаменим. Но заменимы ли эти индивиды в групповом конфликте? По сути дела в конфликте такого рода незаменимость относится не к личности, а к группе, как в межгосударственном — не к должностному лицу или органу, представляющему государство, а именно к государству.

Противоборствующие стороны могут относиться к разным социальным уровням. Так, индивид может конфликтовать не с другим лицом, а с группой или государством. Чиновники нередко конфликтуют не с равным себе партнером, а с общественной организацией, политической партией, группой экстремистов и т.п. Такие конфликты, протекающие в неинституциональных формах, обычно очень остры, жестоки и нередко заканчиваются гибелью слабой стороны.

В скрытой (латентной) фазе не всегда удается определить противоборствующие стороны конфликта. Но когда конфликт принимает открытую форму, участники противоборства могут быть выявлены со всей определенностью.

Проясним сказанное на примере процедуры уголовного разбирательства. Пока преступник не задержан, конфликт между ним и органами правосудия носит латентный характер. Конечно, сам виновный понимает, что он — одна из сторон конфликта, но органы следствия, дознания, суд и прокуратура могут не знать, кто именно совершил преступление. Процессуальная деятельность по раскрытию преступления и наказанию виновного переходит излатентной фазы в открытую, когда подозреваемый задержан. Тем самым конфликт приобретает явную форму.

К важнейшим характеристикам противоборствующих сторон, подчас однозначно определяющим исход конфликта, относятся их социальные, интеллектуальные, физические, материальные возможности, навыки, умения. Их социальные различия связаны не только с разным рангом или уровнем в том смысле, как употреблялось выше, но с широтой социальных связей, масштабами общественной или групповой поддержки. Интеллект и опыт ведения борьбы незаменимы во всех видах конфликтов — от дипломатического «торга» до вооруженного столкновения; именно эти качества позволяют формировать верную и выгодную стратегию противоборства и предвидеть поступки оппонента. Для прямых физических столкновений, вооруженных конфликтов особенно важны деструктивные потенциалы противников. В межличностных конфликтах — это физическая сила, угрозы, наличие оружия; в межгосударственных столкновениях, в войнах — это численность вооруженных сил, характер вооружения и эффективность военно-промышленного комплекса. Сильный «деструктивный потенциал», с одной стороны, кажется гарантом собственной безопасности, а с другой — провоцирует усиление потенциала других участников этого вида социального взаимодействия.

Одна или обе противоборствующие стороны могут на некоторое время выйти из конфликта (например, объявить перемирие). Однако факты свидетельствуют о том, что в большинстве конфликтов основная роль противоборствующей стороны остается практически неизменной в течение всего конфликта.

В массовых и продолжительных возможны перегруппировки участников, временные коалиции между ними, сговор или внутренние разногласия, что крайне запутывает и усложняет общую картину.

Роли подстрекателей, пособников, организаторов конфликта, а также посредников и судей являются главным образом эпизодическими, но иногда довольно важными.

Подстрекатель - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Подстрекатель может в этом конфликте и не участвовать; его задача ограничивается тем, чтобы спровоцировать, развязать конфликт между другими лицами (группами). Древний принцип «разделяй и властвуй» по сути олицетворяет такую практику разделения общества (группы) на конфликтующие группы, каждая из которых заинтересована в поддержке власти.

Пособник — лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. При групповых конфликтах, в которых участвует неопределенный круг лиц, многие присутствующие фактически выступают как пособники основных участников — противоборствующих сторон. Одни выкрикивают лозунги, другие угрожающе размахивают палками и бросают камни, третьи подают советы, возбуждают окружающих. В большинстве случаев довольно трудно дифференцировать активных участников, пособников и пассивных наблюдателей происходящего. Однако такая задача всегда возникает перед органами правосудия, когда рассматриваются дела о массовых беспорядках, драках или групповом хулиганстве.

Организатор - лицо (группа), планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др. Организатором может быть одна из противоборствующих сторон («теневая») или самостоятельная фигура. Пример последнего — Яго из трагедии Шекспира «Отелло»: Яго сам не участвует в трагическом конфликте Отелло и Дездемоны, но тщательно организует его.

Посредников можно в определенной степени считать участниками конфликта, особенно тех, которые пытаются не просто разобраться в причинах и обстоятельствах происходящего (что делают и судьи), но предотвратить, остановить, разрешить конфликт. В связи с развитием множества национальных конфликтов в мире все чаще прибегают к посредничеству миротворческих сил, в том числе войск ООН. В Конго, Сомали, Косово среди посредников были убитые и раненые, хотя их целью является прекращение конфликта, по возможности ненасильственным путем.

Проблема посредничества имеет большое значение при разрешении конфликтов. Сам посредник должен быть строго нейтральным лицом, помогающим конфликтующим сторонам достигнуть согласия с помощью переговоров.

Таким образом, важнейшим структурным элементом конфликта являются его участники. Это могут быть как индивиды, так и социальные группы, совершающие активные (наступательные или оборонительные) действия друг против друга. В социологии выделяют первичных участников (оппонентов, которые непосредственно участвуют в конфликте), вторичных участников (тех, кто контролирует ход конфликта, не участвуя в нем) и третьи силы (заинтересованные в том или ином разрешении конфликта). Для понимания сущности конфликта необходимо также идентифицировать такие фигуры, как пособник, посредник, подстрекатель, судья, очевидец и т.д.

Конфликтология -- дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня. конфликтология фаза участник поведение

Решение определённого круга проблем, вызвавших зарождение конфликта, может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, то есть весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объёму. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трёх сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба.

Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения.

На сегодняшний день исследования конфликта ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики). Следует учитывать, что люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки -- конфликтологии . Объектом её комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом -- общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты «личность -- группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром -- межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека. Каждая из одиннадцати частных конфликтологических наук имеет свой предмет в объекте общем для этих наук. Это та часть, сторона, тот уровень объекта, которые исследует данная наука. Однако и сама конфликтология не в состоянии описать и объяснить конфликты во всей их полноте.

Конфликты -- неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии -- гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии -- социальные, внутриличностные и зооконфликты -- в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения.

Конфликтогенез -- это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро -- конфликт.

Конфликт -- ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт -- особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

Различают следующие конфликты:

  • · Внутренние конфликты -- это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних конфликтов, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой.
  • · Внешние конфликты -- это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п.

Антагонистические конфликты -- это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Термин «антагонизм» распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко -- в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаниях и т. п. современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации :

  • · Приспособление -- одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
  • · Избегание -- уход от конфликтной ситуации.
  • · Компромисс -- совместное решение, удовлетворяющее обе стороны.
  • · Соперничество -- активное противостояние другой стороне.
  • · Сотрудничество -- попытка прихода к совместному решению.

Фазы конфликтов

  • 1. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной
  • 2. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации
  • 3. Выбор способов действия
  • 1. Участники конфликта (противостоящие стороны, оппоненты) - это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.

В любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Степень их участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта (оппонентов); группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие как “оппонент”, что в переводе с латинского означает “возражающий, противник в споре”.

Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут проходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы, медиаторы (посредники, судьи). Подстрекатель - это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Организатор - лицо или группа, планирующее конфликт, различные пути обеспечения и охраны участников и др.

Оппонент - это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.

Часто выделяют такую характеристику оппонента , как его ранг, включающий в себя следующие характеристики:

  • - уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте;
  • - “сила”, выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры;
  • - физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения;
  • - социальный опыт конфликтного взаимодействия;
  • - широта социальных связей;
  • - масштабы общественной и групповой поддержки;
  • - наличие и величина деструктивного потенциала - физической силы, оружия и т.п.

Сильный оппонент - это оппонент, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками конфликтной ситуации.

Конфликтный человек - это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.

У всех перечисленных выше участников конфликта есть определенные мотивы, по которым они вступают в конфликт. Мотивы сторон включают побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку, которая отличается от истинных мотивов.

Заинтересованные стороны - ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Сторона, которая первой начала конфликтные действия, называется инициатором конфликта . Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах бывает сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют многолетнюю историю, поэтому сложно бывает назвать тот шаг, который стал причиной конфликта.

2. Предмет конфликта - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником столкновения сторон; основное противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.

Как известно, ядром любого конфликта является противоречие. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта в зависимости от остроты противоречия усиливается или ослабляется борьба. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится.

Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Заинтересованные стороны могут воспринимать конфликт с различной степенью точности понимания сути конфликтной ситуации, т.е. степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Исходя из этого выделяют четыре случая.

Латентный «конфликт» - объективно существующая конфликтная ситуация, но не осознаваемая, не воспринимаемая участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.

Неадекватно воспринятый конфликт - объективно существующая конфликтная ситуация, воспринимаемая сторонами как конфликтная, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности.

Ложный конфликт - конфликтная ситуация, которая объективно отсутствует, но, тем не менее, отношение сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные.

Адекватно воспринимаемый конфликт - объективно существующая конфликтная ситуация и по ключевым характеристикам адекватно воспринимаемая участниками.

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью искаженности и неопределенности. Поэтому именно эта «неопределенность» исхода является необходимым условием возникновения конфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение.

При нейтральном взаимодействии ситуация общения воспринимается, как правило, адекватно. Конечно, происходит определенное искажение и потеря информации как в ходе коммуникации, так и в результате специфики социальной перцепции. Это вполне естественно, так как информация не обезличена, а имеет личностный смысл. Однако в конфликтной ситуации восприятие претерпевает особенные изменения - возрастает степень субъективности восприятия.

Степень искажения конфликтной ситуации - не постоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения, например, в кратковременных конфликтах. Однако исследования когнитивных процессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что искажения в восприятии ситуации способны достигать значительных масштабов.

Рассмотрим, в чем состоит искажение конфликтной ситуации.

1. Искажение конфликтной ситуации в целом.

В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтной ситуации в целом:

  • - конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, не анализируются;
  • - происходит схематизация конфликтной ситуации. Выделяются лишь некоторые основные связи и отношения;
  • - уменьшается перспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу “здесь” и “теперь”. Последствия, как правило, не просчитываются;
  • - восприятие ситуации происходит в полярных оценках - “белое и черное”. Полутона используются редко;
  • - происходит фильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствует предубеждениям.
  • 2. Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства и т.д.). Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели - как возвышенные и поэтому достойные реализации. Субъект конфликта закономерно приходит к выводу, что он прав.

Б. Мотивы оппонента. Оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т.д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов. “Да, - рассуждает участник конфликта, - оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!”. Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.

3. Искажение восприятия действия, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция. Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность. Целевая составляющая рассматривается в русле “Я прав, поэтому я должен победить!”. Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:

  • - я все делаю правильно;
  • - я вынужден так делать;
  • - по-другому в этой ситуации невозможно поступить;
  • - он сам виноват, что мне приходится так действовать;
  • - все так делают.

Б. Позиция оппонента. Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной целью оппонента, которая может быть признана и одобрена, является “он должен уступить, он должен проиграть”. Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях:

  • - это подлые поступки, это удары ниже пояса;
  • - он делает только то, что мне во вред;
  • - он намеренно так поступает.

Субъекты - участники, стороны конфликта, это взаимно активно противоборствующие стороны социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, или же скрытно и явно поддерживающие конфликт.

Роли участников конфликта неодинаковы. Все участники конфликта ведут себя по-разному в зависимости от интересов и роли, которую они выполняют в той или иной ситуации.

Современная конфликтология подразделяют всех участников конфликта на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

Основные участники конфликта - это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами конфликта.

В связи с тем потенциалом или мощью, которым обладают стороны, участвующие в конфликте, выделяют такое понятие, как ранг оппонента. Чем больше у участника конфликта имеется возможностей влиять на ход противоборства, тем выше его ранг. При этом ранжирование можно производить по разным основаниям: физической силе, политической и экономической мощи, ресурсному, административному или информационному потенциалу и т.д. Ранг участников конфликта непосредственно связан с их социальным статусом - положением, занимаемым в обществе в соответствии с профессией, возрастом, семейным положением и социальной ролью участника конфликта.

Ранг - позиция, занимаемая одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне. Можно выделить следующие типы оппонентов, согласно рангу:

оппонент 1 ранга - человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;

оппоненты 2 ранга - отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;

оппонент 3 ранга - структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;

оппоненты 4 ранга - государственные структуры, выступающие от имени закона.

Группы поддержки . Сложность конфликта как социального явления состоит в том, что помимо основных участников конфликта могут быть силы (отдельные индивиды, группы), которые разделяют позиции противоборствующих сторон. Эти силы либо непосредственно, активно своими действиями поддерживают основных участников, либо своим присутствием и молчаливым согласием могут воздействовать на развитие конфликта. Несмотря на то, что отдельные инциденты происходят без свидетелей, исход конфликта во многом определяется существованием групп поддержки.

Другие участники . Данную группу составляют те субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Например, подстрекатели и организаторы конфликта. Подстрекатель - это субъект (лицо, организация и пр.) который подталкивает другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может в этом конфликте и не участвовать. Его задача - спровоцировать, развязать конфликт и его развитие. Организатор - субъект, планирующий конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, и пр. В производственной организации это может быть формальный или неформальный лидер, профсоюз и т.д. и

Явление и самой большой ошибкой является его игнорирование, стремле- ние представить ситуацию таким образом, что всё идёт гладко. Но лучшей стратегией решения конфликтов является та, которая вовлекает в решение сложной ситуации как можно большее количество сторон с целью выяв- ления всех мотивов и позволяет сделать тот или иной выбор наиболее оптимальным. Это должна быть стратегия сотрудничества, так как именно она делает чаще всего конфликты функциональными. 2.3. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА Для дальнейшего анализа конфликта необходимо определить его со- ставные части, или элементы структуры конфликта, которые при всём многообразии конфликтных взаимодействий, тем не менее, задают некий скелет, устойчивую форму, присущую любому конфликту. Каждый кон- фликт имеет более или менее чётко выраженную структуру, включаю- щую: сторону, предмет, объект, цели, причины и окружающую среду конфликта (рис. 3). 1. Стороны конфликта. В любом конфликте есть конфликтанты – как минимум две конфликтующие стороны, к которым относятся отдель- ные индивиды и группы. Конфликты могут быть и многосторонними, ко- гда во взаимодействии участвуют более двух сторон. Конфликтантов можно различать по следующим объективным характеристикам: − по ролям; − по рангам оппонентов; − по социальному статусу; − по потенциалу (силе); − по интересам; − по позиции. Структура конфликта Стороны Цели конфликта конфликта Предмет Объект конфликта конфликта Причины Окружающая среда конфликта конфликта Рис. 3. Структура конфликта 21 По ролям (совокупности прав и обязанностей). Роли различаются по включённости в конфликт, которая может быть: − прямой и активной, по которой можно определить субъектов (или оппонентов) конфликта; − косвенной и вспомогательной, по которой можно определить тех, кто их явно или неявно поддерживает, это участники конфликта. По рангам оппонентов: − оппонент 1 ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы; − оппонент 2 ранга – отдельные индивиды, преследующие группо- вые интересы; − оппонент 3 ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп; − оппонент 4 ранга – государственные структуры, выступающие от имени закона. По социальному статусу – общему положению личности или группы в обществе, связанному с определённой совокупностью прав или обязан- ностей. По потенциалу (силе) – возможностью и способностью сторон кон- фликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента; это вся совокупность потенциальных и актуальных средств и ресурсов сторо- ны конфликта. Американский социолог Элвин Тоффлер выделяет, соглас- но западным стандартам, три наиболее важных источника силы: насилие, богатство, знание. Насилие – низкокачественная сила, может быть ис- пользована только негативно. Богатство может быть использовано как позитивно, так и негативно. Оно гораздо гибче, чем принуждение силой. Поэтому богатство есть сила среднего качества. Сила наивысшего качества исходит из применения знаний. При этом ложные и двусмысленные факты, наряду с правдивыми фактами, научны- ми законами, религиозными взглядами, являются оружием силовой игры и выступают формами знания. Знание выступает наиболее демократиче- ским источником силы. По интересам – эмоциональное состояние, связанное с осуществле- нием познавательной деятельности и характеризующееся побудительно- стью этой деятельности, преимущественной её направленностью на ка- кой-либо объект. По позиции – то, о чём заявляют друг другу стороны конфликта. Ин- тересы от позиции отличаются наличием побуждения. Помимо сторон конфликта выделяют и иные структурные элементы. Прежде всего, это зона разногласий, или предмет конфликта. 2. Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт, объек- тивно существующая или воспринимаемая в качестве таковой проблема, служащая основой конфликта; это то противоречие, ради разрешения ко- торого стороны и вступают в конфликт. 22 3. Объект конфликта – конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, прин- цип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользова- нию которой стремятся оба оппонента. Условием конфликта является притязание одной из сторон на неделимость объекта, владение им. Существует три типа объектов конфликта: 1) объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь невозможно; 2) объекты, которые могут быть разделены на части в различных пропорциях; 3) объекты, которыми участники конфликта могут владеть совмест- но (это ситуация мнимого конфликта). 4. Цели конфликта – субъективные мотивы его участников, обу- словленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами; 5. Причины конфликта – у всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, представлениях и ценностях, манере поведения, уровне образования и т.д. Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждения, преодоления или конструктивного разре- шения. 6. Окружающая среда – совокупность объективных условий кон- фликта. Среда конфликта оказывает большое влияние на причины его возникновения и его динамику. С точки зрения уровней социальной сис- темы различают макро- и микросреду. Макросреда – это совокупность условий взаимодействия людей, влияющих на большие социальные группы и государства. Микросреда влияет на малые группы, внутриличностное самочувствие и межличностное взаимодействие. По природе составляющих её компонентов можно выделить физическую (гео, климатическую, эколо- гическую и пр.) и социальную (социальные условия, в которых развивается конфликт, включая его косвенных участников) среду. Поэтому можно гово- рить о том, что каждый конфликт имеет характеристики: − пространственные: географические границы, сферы возникнове- ния и проявления конфликта, условия и повод возникновения, конкретные формы проявления, средства и действия, которыми пользуются субъекты, результат конфликта; − временные: длительность, частота, повторяемость, продолжи- тельность участия каждого субъекта, временные характеристики каждого из этапов; − социально-пространственные: количество и интересы людей, втя- нутых в конфликт. Конфликт неустраним до тех пор, пока существуют все перечислен- ные элементы структуры конфликта (кроме повода). 23 2.4. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА КОНФЛИКТА Важно различить следующих действующих лиц (участников) кон- фликта (зачинщик, субъект, сторона конфликта) (рис. 4). Участником конфликта может быть любой человек, а также органи- зация или группа лиц, которые принимают в нём участие, не обязательно отдавая себе отчёт о целях и задачах конфликтного состояния. Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Зачинщик конфликта является прямым участником конфликта. За- чинщик конфликта – это инициатор выяснения противоречивых отно- шений. Субъектом конфликта выступает та личность, организация или груп- па, которая способна создавать конфликтную ситуацию, т.е. прочно и от- носительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать важные изменения в социальных отношениях. Субъект кон- фликта заинтересован вовлечь в конфликт как можно больше участников, для этого им применяется тактическое действие, в результате чего инте- ресы этого участника также могут быть замешаны в данную конфликтную ситуацию, а впоследствии другая сторона для него станет противником. Сторона конфликта – новое единство, объединённое из распавшихся частей прежнего единства вокруг вновь возникающих интересов, способ- ное действовать в конфликте как самостоятельное целое. Действующие лица конфликта Прямые Косвенные Зачинщик конфликта Подстрекатель Субъект конфликта Пособник Организатор Сторона конфликта Медиатор Рис. 4. Действующие лица конфликта 24 Эпизодическая роль в конфликте может принадлежать косвенным участникам конфликта, которые характеризуются ролевым поведением. Выделяют следующих косвенных участников конфликта. Подстрекатель, провокатор – это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель мо- жет затем в этом конфликте и не участвовать, его задача в том, чтобы спровоцировать, развязать конфликт между другими лицами. Пособник, союзник, группа поддержки – лицо, содействующее кон- фликту советами, технической помощью и другими способами. При груп- повых конфликтах, особенно если в них участвует толпа, многие присут- ствующие люди фактически выступают как пособники основных участ- ников. Кто-то выкрикивает лозунги, бросает камни, палки. Организатор – лицо, планирующее конфликт, намечающее его разви- тие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участни- ков и др. Медиаторы (посредник, судьи) – третья сторона в конфликте и его косвенные участники. Косвенные участники конфликта могут: − провоцировать конфликт (подстрекатель, провокатор, его цель – спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов); − поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновремен- но (пособник, союзник или группа поддержки); − организовать конфликт (организатор конфликта – тот, кто его планирует и руководит его протеканием); − содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судьи). 2.5. РОЛЬ МЕДИАТОРА В УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА Медиация (от лат. mediatio) – посредничество. Во всём мире медиа- ция является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Медиация позволяет уйти от потери времени в судебных разбирательст- вах, от дополнительных и непредсказуемых расходов, процесс медиации является частным и конфиденциальным. Медиация – это процесс, в кото- ром нейтральная третья сторона, медиатор, помогает разрешить конфликт, способствуя выработке добровольного соглашения (или «самоопределе- ния») между конфликтующими сторонами. Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимания позиций и интересов, фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, пре- доставляя возможность сторонам прийти к своему собственному согла- шению. Цель посредничества – добиться прекращения конфликта путём на- хождения компромисса между его оппонентами. 25 Роль посредника – это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. В этой роли могут вы- ступать как отдельные лица, так и организации и государства. Важная черта посредника – это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта. Поэтому в качестве медиатора могут выступать только люди или организации, которые выбираются обоими субъектами конфликта. При этом в качестве посредника могут выступать как официальные лица и организации, так и неофициальные. Такими посредниками на самых раз- ных уровнях и в самом разном качестве могут быть: маги, колдуны, старейшины, «воры в законе», священнослужители, видные деятели культуры, государственные деятели, международные организации типа ООН и т.д. Необходимо выделить следующие принципы медиации. 1. Беспристрастность. Медиатор должен проводить медиацию бес- пристрастно и справедливо. Идея беспристрастности медиатора является центральной в процессе медиации. Медиатор должен проводить медиа- цию только тех дел, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым. В любое время, если медиатор не способен проводить процесс в беспристрастной манере, он обязан прекратить медиацию. Ме- диатор должен избегать такого поведения, которое давало бы повод по- чувствовать пристрастность по отношению к другой стороне. Качество процесса медиации повышается, когда у сторон есть уверенность в бес- пристрастности медиатора. Когда медиатор назначается судом или другим институтом, то такая организация должна приложить разумные усилия по обеспечению беспристрастности услуг медиатора. Медиатор должен ос- терегаться пристрастности или предубеждений, основанных на личност- ных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведе- ния на медиации. Обратной стороной беспристрастности является отсутствие заинте- ресованности в конфликте. Медиатор должен раскрыть все имеющиеся или потенциальные собственные интересы в конфликте, в той или иной степени известные ему. После обнаружения таковых медиатор должен отказаться от медиации или же получить согласие сторон на её проведе- ние. Необходимость защиты от пристрастности медиатора в конфликте может влиять также на поведение сторон во время и после медиации. Ин- терес медиатора в конфликте порождает сделку или такие отношения, которые могут создать впечатление предубеждения. Основной подход к вопросу о заинтересованности медиатора в конфликте согласуется с поня- тием самоопределения. Медиатор несёт ответственность за обнародова- ние всех имеющихся или потенциальных конфликтов, которые в той или иной мере ему знакомы и которые могут породить вопрос о беспристра- стности. Если все стороны согласятся на медиацию после того, как были проинформированы о конфликте, медиатор может продолжить медиацию. 26 Однако если интерес в конфликте порождает ряд сомнений целостности процесса, медиатор должен отказаться от процесса. Медиатор должен из- бегать проявления заинтересованности в конфликте как во время, так и после медиации. Без согласия всех сторон медиатор не должен впоследст- вии устанавливать профессиональные отношения с одной из сторон по касающемуся или некасающемуся делу при условии, если это может под- нять законные вопросы целостности процесса медиации. 2. Конфиденциальность. Медиатор должен обеспечить разумные ожидания сторон в отношении конфиденциальности. Конфиденциаль- ность зависит от обстоятельств медиации и любого соглашения, к кото- рому придут стороны. Медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если на это нет разрешения всех сторон или если этого не тре- бует закон. По отношению к конфиденциальности стороны могут разра- ботать свои правила, или заранее договориться с медиатором, или дейст- вовать на основе уже имеющихся определённых правил. Так как гарантия конфиденциальности является важной для сторон, медиатор должен обсу- дить её с конфликтующими сторонами. Если медиатор проводит приват- ные заседания со сторонами, содержание таких заседаний с точки зрения конфиденциальности должно быть обсуждено со всеми сторонами пред- варительно. В целях защиты целостности процесса медиации медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во время процесса медиации, качестве дела или предлагаемых решениях. Если это необходимо, медиатор может сообщить о причине неявки одной из сторон. Если стороны договорились, что вся или часть выявленной ин- формации во время процесса медиации является конфиденциальной, та- кое соглашение сторон должно являться для медиатора обязательным. Конфиденциальность не может быть истолкована как ограничение или запрет на мониторинг, научные исследования или оценку программ медиации ответственными людьми. При соответствующих обстоятельст- вах научным работникам может быть разрешён доступ к статистическим данным и с разрешения сторон к зарегистрированным делам, присутствие на процессе медиации, интервью с участниками медиации. 3. Добровольность. Процедура медиации является сугубо добро- вольной. Стороны никто не может заставить воспользоваться медиацией или хотя бы попытаться это сделать. Медиация – добровольный процесс, он основан на стремлении сторон достигнуть честного и справедливого соглашения. Добровольность выражается в том, что ни одну сторону нельзя принудить к участию в медиации; выйти из процесса на любом этапе или продолжать медиацию – личное дело каждого участника; согла- сие с результатом процесса медиации также сугубо добровольно; стороны сами контролируют своё будущее, а не подвергаются контролю третьей стороны, такой как судьи или арбитры, которые, конечно, не обладают полными сведениями и представлениями обо всех фактах и подоплёке 27 сторон и спора; услуги того или иного медиатора на какой-то части про- цесса или в течение всей процедуры принимаются обеими сторонами также добровольно. В принципе, в качестве медиатора может выступать кто угодно. Су- ществуют, однако, группы людей, которые в силу их статуса относятся к официальным медиаторам, неофициальным медиаторам, спонтанным ме- диаторам (рис. 5). Необходимо отметить, что если в роли медиатора выступают «спон- танные медиаторы», то в этом случае нельзя говорить о профессиональ- ной помощи. Выделяют пять типов медиаторов (с точки зрения стиля медиации): 1) «третейский судья» – обладает максимальными возможностями для решения проблемы, изучает проблему всесторонне, и его решение не обжалуется; 2) «арбитр» – то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому; 3) «посредник» (нейтральная роль) – обладает специальными зна- ниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта, но оконча- тельное решение принадлежит оппонентам; Медиаторы Официальные Неофициальные Спонтанные - межгосударственные - представители - все свидетели организации (ООН); религиозных конфликтов; - государственные правовые организаций; - друзья; институты - психологи; - родственники, (арбитражный суд, прокуратура); - социальные - неформальные - государственные педагоги; лидеры; специализированные комиссии - юристы. - коллеги по (по урегулированию забастовок); работе. - представители правоохранительных органов (участковый в бытовых конфликтах); - руководители структур по отношению к подчинённым; - общественные организации (профсоюзы); - профессиональные медиаторы- конфликтологи; - социальные психологи. Рис. 5. Классификация медиаторов 28 4) «помощник» – организует встречу, но не участвует в обсуждении; 5) «наблюдатель» – своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение. Первые два типа называют высокоавторитарными. Они выгодны, ес- ли требуется скорое решение. Если конфликт не слишком напряжен, предпочтительны последние три способа. Выделяют следующие тактики воздействия медиатора на стороны. 1. Тактика поочерёдного выслушивания – применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, ко- гда разъединение сторон невозможно. 2. Директивное воздействие – акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов. Цель – склонение к примирению. 3. Сделка – посредник стремится вести переговоры с участием обе- их сторон. 4. Давление на одного из оппонентов – посредник доказывает одно- му из оппонентов ошибочность его позиции. 5. Челночная дипломатия – медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя их решения. Процесс медиации распадается на ряд стадий с применением харак- терных техник. Стадия 1 – Формирование структуры и доверия. Эта стадия заклады- вает ту основу взаимоотношений, которая будет соблюдаться на протяже- нии всего медиаторского процесса. Медиатор должен потратить значи- тельное количество времени и усилий для того, чтобы процесс медиации стал понятным и приемлемым для участников. Стадия 2 – Анализ фактов и выявление проблем. Для того чтобы приемлемое решение было принято, все участники должны иметь равный объём информации и хорошо понимать действительные проблемы. По- этому вторая стадия медиаторского процесса направлена на анализ зна- чимых фактов и выявление таких проблем. Ведь чтобы разрешить кон- фликт, его сначала надо хорошо осознать. Следует заметить, что данный процесс частично начинается уже на первой стадии медиации. Задача ме- диатора на второй стадии – выявить все имеющиеся проблемы, поскольку большинство конфликтов имеет, как известно, комплексный характер. Причём нужно добиться не только личных мнений о тех или иных про- блемах, но и совместного понимания и формулирования участниками су- щества конфликта. Стадия 3 – Поиск альтернатив. Данная стадия призвана дать ответ на вопрос: «Как вы можете сделать то, что вы хотите сделать, с наибольшим эффектом?» В поиск ответа вовлекаются все участники. При этом следует понимать, что, несмотря на обилие проблем, выявленных и зафиксиро- ванных медиатором к данному моменту, ключевое решение, возможно, кроется лишь в одной или нескольких базовых. Их нужно определить в 29 первую очередь. После обзора всех проблем и определения среди них главных медиатор приглашает участников высказаться по поводу путей их решения и фиксирует высказывания. Затем делается следующий шаг – анализ предложений на предмет их соответствия некоторым критериям. Стадия 4 – Переговоры и принятие решения. Главной задачей данной стадии является кооперация участников, нацеливание их на совместную работу. В целях реализации этой задачи полезно начать диалог сторон с наименее значимых вопросов, а затем сделать акцент на тех хотя бы не- больших компромиссах, которые были достигнуты в рамках такого диа- лога. В случае когда разговор всё же начинается с крупных проблем и предложений по их разрешению, важно в качестве позитивного фактора обращать внимание на то, что участники согласились обсуждать даже те проблемы, по которым ранее существовала высокая степень непримири- мости. Нужно помнить и ещё об одном: слишком длинный список пред- ложений для обсуждения и выбора в ряде случаев затрудняет принятие решения и, следовательно, должен быть максимально сокращён. Стадия 5 – Составление итогового документа. Функция этой стадии производство документа (плана или соглашения), в котором были бы чёт- ко изложены принятые участниками решения, их текущие намерения и варианты поведения в будущем. Чем занимается медиатор на данной ста- дии? Он организовывает составление плана, уточняет формулировки, за- писывает принятые решения и стимулирует внесение в итоговый доку- мент пунктов, которые говорили бы о возможности его корректировки в случае тех или иных изменений. В процессе выработки приемлемого со- глашения стоит помнить, что начинать путь к нему целесообразно с наи- более лёгких вопросов. Их решение оказывает положительное психологи- ческое воздействие на участников переговоров и демонстрирует принци- пиальную возможность достижения договорённостей. Столь же позитив- ное воздействие данный приём оказывает и на общественное мнение. Стадия 6 – Правовая процедура и утверждение соглашения. Доволь- но часто бывает, что конфликт между сторонами затрагивает и их внеш- нее окружение, а принятое соглашение или план нуждается в институциа- лизации, что предполагает правовое сопровождение и утверждение (ра- тификацию) ответственными инстанциями: комитетами и комиссиями представительных органов власти, исполнительными структурами, суда- ми и т.п. Таким образом, на медиаторской сессии следует определить, какие механизмы обеспечат наиболее быструю и эффективную ратифика- цию принятого документа, какие представители сторон будут этим зани- маться и какие ресурсы для этого потребуются. Стадия 7 – Выполнение, пересмотр и коррективы соглашения. Когда стороны начинают работать в соответствии с достигнутыми договорён- ностями, пункты этих договорённостей могут переосмысливаться, ситуа- 30

Подстрекатель – это лицо или группа (государство, организация), которые подталкивают другого участника к конфликту. Задача подстрекателя – спровоцировать конфликт между другими сторонами.

Сложность в выявлении подстрекателей:

Его истинные мотивы могут быть скрыты,

Он подставляет под удар кого-то третьего,

Невозможно предугадать все возможные последствия действий пострекателя.

Пособник – лицо, содействующее конфликту советами, личной помощью. Пособники бывают активными и пассивными. Активные пособники предпринимают определенные действия, прилагают усилия к развитию конфликта. Пассивные пособники – наблюдатели, которые только своим вниманием, сочувствием и присутствием побуждают противоборствующие стороны к эскалации конфликта.

Организатор – это лицо, планирующее конфликт, намечающее его развитие и последствия, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников, собственности и т.д.

Стадия познания и персонализации в конфликте. Коммуникативные барьеры

Любое восприятие характеризуется определенным искажением (проблемы социальной перцепции, восприятия человека человеком). В основе этого лежит субъективное отражение отражение реальности, основанное на индивидуальных особенностях, жизненном опыте, уровне образования, направленности личности, коммуникативных барьерах.

Коммуникативные барьеры представляют собой различия в однороных особенностях личностей участников контакта, препятствующие полноценному общению между ними.

Коммуникативные барьеры:

· Смысловой

· Моральный

· Мотивационный

· Интеллектуальный

· Ригидностный эмоциональный

· Эстетический

Теория когнитивного диссонанса л. Фестингера.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера утверждает, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.