Учебное пособие для студента. Этические нормы культуры речи

Нарушение порядка слов в предложении

В синтаксической стилистике : синтаксическая речевая ошибка .


Учебный словарь стилистических терминов. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет . О. Н. Лагута . 1999 .

Смотреть что такое "нарушение порядка слов в предложении" в других словарях:

    Порядок слов - Порядок слов определённое расположение слов в предложении или синтаксической группе. Структурные типы П. с. различаются по следующим оппозициям: прогрессивный, или последовательный (определяющее слово идёт за определяемым: «читать книгу»), … … Лингвистический энциклопедический словарь

    ИНВЕРСИЯ - (лат.). Превращение вообще и особенно превр. сахара в глюкозы и фруктозы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНВЕРСИЯ [лат. inversio переворачивание, перестановка] 1) лингв. изменение обычного порядка… … Словарь иностранных слов русского языка

    Английский язык - Самоназвание: English, the English language Страны: распространён по всему миру … Википедия

    Инверсия в литературе - У этого термина существуют и другие значения, см. Инверсия. Инверсия в литературе (от лат. inversio переворачивание, перестановка) нарушение обычного порядка слов в предложении. В аналитических языках (например, английский,… … Википедия

    Стилистическая парадигматика - – это совокупность разноуровневых единиц, составляющих стилистические ресурсы языка и обеспечивающих говорящему возможность выбора для осуществления акта коммуникации в соответствии с целями общения и всем комплексом экстралингвистических… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Инверсия - нарушение принятого в разговорной речи порядка слов и, тем самым, обычной интонации; последняя при И. характеризуется большим, чем обычно, числом пауз. При И. 1. слова меняются местами («Швейцара мимо он стрелой» Пушкин; «Или души задушены… … Литературная энциклопедия

    инверсия - и. ж. inversion f. <лат. inversio переворачивание, престановка. 1. Нарушение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. БАС 1. Анжамбеманы, усложненные инверсии, ассонансы, вдруг обманывающие рифменные ожидания,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Приложение 1 - Непервообразные предлоги Пунктуация при оборотах с непервообразными предлогами Общие правила Обстоятельственные обороты могут вводиться в предложение при помощи непервообразных (производных) предлогов – простых (благодаря, вопреки, вследствие,… … Словарь-справочник по пунктуации

    Инверсия - I Инверсия (от лат. inversio переворачивание, перестановка) изменение обычного порядка слов в предложении. И., как правило, используется для выделения переставленного элемента предложения или для придания всему предложению особого смысла … Большая советская энциклопедия

    Инверсия - В Викисловаре есть статья «инверсия» Инверсия: Инверсия в логике (от лат. inversio переворачивание, перестановка) переворачивани … Википедия

Книги

  • Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложений , И. И. Ковтунова. В книге устанавливаются закономерности порядка слов в современном русском литературном языке. Описываются нормы порядка слов в словосочетаниях и условия, при которых допускается нарушение… Купить за 474 грн (только Украина)
  • Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения , Ковтунова И.И.. В книге устанавливаются закономерности порядка слов в современном русском литературном языке. Описываются нормы порядка слов в словосочетаниях и условия, при которых допускается нарушение…

a) логичности речи;

b) уместности речи;

c) точности речи;

d) чистоты речи. +

Тест 8. Причиной возникновения речевой ошибки в характеристике, данной студенту куратором: У студента голова варит, но он, к сожалению, не использует свой потенциал полностью - является

a) нарушение сочетаемости слов;

b) нарушение порядка слов;

c) нарушение стиля; +

d) употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.

Тест 9. Причиной коммуникативной неудачи предложения: Участники митинга строго обсудили террористов - является

a) нарушение стиля;

b) нарушение порядка слов;

c) плеоназм;

d) смешение паронимов. +

Тест 10. Причиной нарушения логичности речи в предложении: Вадим, ничего не говоря, сразу стал рассказывать свою историю - является

a) сопоставление логически неоднородных понятий;

b) соединение логически неоднородных понятий;

c) утверждение взаимоисключающих понятий; +

d) неправильный порядок слов.

Тест 11. Причиной двусмысленности предложения: Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться - является

a) многозначность слова; +

c) нарушение лексической сочетаемости;

d) нарушение порядка слов.

Тест 12. Во фразе: Тут началось нудное обсуждалово современной поэзии - нарушена

a) точность речи;

b) выразительность речи;

c) логичность речи;

d) чистота речи. +

Тест 13. Причиной нарушения чистоты речи во фразе: В семье я никак не достигну консенсуса - является употребление

a) иноязычных слов; +

b) просторечных слов;

c) жаргонных слов;

d) речевых штампов.

Тест 14. Причиной нарушения чистоты речи во фразе: Целиком и полностью поддерживаю ваш проект - является употребление

a) иноязычных слов;

b) просторечных слов;

c) жаргонных слов;

d) речевых штампов. +

Тест 15. Причиной коммуникативной неудачи предложения: Он вернулся домой с ребенком и насморком - является

a) неверное употребление однородных членов; +

b) неверный выбор глагольной формы;

c) сопоставление логически несопоставимых явлений;

d) нарушение порядка слов.

ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»

Тест 1 . Не соответствует действительности утверждение:

a) Функциональный стиль – это разновидность общенародного языка.

b) Функциональный стиль – это разновидность литературного языка.+

c) Функциональные стили – это исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере сообщения.

d) Функциональные стили языка получили такое название, потому что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения.



Тест 2. Ошибочным является утверждение: Выделяют следующие книжные стили:

a) официально-деловой;

d) публицистический.

Тест 3. Не относится к книжным стиль речи

a) официально-деловой;

b) научный;

c) разговорно-обиходный; +

d) публицистический.

a) научного;

b) художественного; +

c) публицистического;

d) официально-делового.

Тест 5. Такие стилевые черты, как неофициальность, непринужденность и экспрессивность речевого общения характерны для стиля

a) официально-делового;

b) научного;

c) разговорно-обиходного; +

d) публицистического.

Тест 6. Основной языковой функцией разговорного стиля является

a) аккумулятивная;

b) когнитивная;

c) коммуникативная; +

d) эстетическая.

Тест 7. Не относится к особенностям разговорного стиля такая черта, как

a) неофициальность и непринужденность речи;

b) спонтанность и автоматизм;

c) точность и логичность речи; +

d) обыденность содержания.

Тест 8. Неверным является утверждение:

a) На разговорный стиль большое влияние оказывает ситуация речи.

b) Это позволяет предельно сокращать высказывание.

c) Сжатие, упрощение – необходимое условие для существования разговорного стиля.

d) Основной формой существования разговорного стиля является монологическая форма. +

Логичность речи - это строго последовательное соответствие структуры речи законам логики, мышления. Человек, который хочет научиться говорить и писать логично, должен прежде всего научиться логично мыслить. Необходимо воспитывать в себе строгую дисциплину мысли, не допускать в самом мышлении логических ошибок и просчетов.

Условия логичности - овладение логикой рассуждения, т.е. принципами правильного рассуждения, знание языковых средств, которые организуют правильную и логичную речь; сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым, так как в результате объединения несоотносимых понятий в пределах высказывания могут возникать логические ошибки. Так, неправильное словоупотребление часто приводит к алогизмам – сопоставление несопоставимых понятий.

Алогизм - тип логической (речевой) ошибки, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных, неправильных выводах. Алогизмы встречаются в устной и в письменной речи. Например: «Хочу выразить искреннюю благодарность декану. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом». Здесь соединены в один ряд несоотносимые понятия: располагающая внешность и профессиональный опыт. Или: «Лучшие люди у нас награждаются Доской почета

Важным условием создания логичной речи является правильный порядок слов. В синтаксической структуре предложения порядок слов определяет взаиморасположение компонентов словосочетания и общую организацию группы подлежащего и группы сказуемого. Нарушение порядка слов приводит к нарушению логической последовательности изложения, к неясности смысловых акцентов в нем. Вот пример неудачного словорасположения в предложении: «Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются » вместо «На базы отдыха дети без путевок не принимаются ».

Логические ошибки в речи, возникающие вследствие неправильного словоупотребления, - большое зло: они не только порождают неясность высказывания, искажают его смысл, но и ведут к абсурдности, неуместному комизму речи.

? Как выпонимаете смысл выражения« воспитывать в себе строгую дисциплину мысли »? Что такое алогизм? Когда возникают логические ошибки - алогизмы? К чему приводит нарушение порядка слов?

2. Найдите нарушения логики изложения в предложениях. К чему приводит нарушение логической связи?

1)Моя специальность и жизнь проходили в атмосфере дружбы и понимания.
2)Выражаем искреннюю благодарность врачу 12- ой городской больницы Абдрахимовой М.З. Она всегда вежлива, имеет приятную внешность и большой стаж работы. 3)Плохо, когда во всех кинотеатрах демонстрируется одно и то же название фильма. 4) Без путевок и направлений желающие на все базы отдыха не принимаются. 5) Данный лекарственный препарат противопоставлен детям дошкольного возраста.

3. Прочитайте лингвистический текст. Составьте сиквейн к ключевому слову.

Ударениеэто выделениеодного из слогов фонетическими средствами: силой произнесения, повышением тона, долготой гласного. В русском языке ударение может падать на разные слоги слова: на первый (оп-ти-ка ), на второй (ап-те-ка ), на третий (фар- ма-цевт ), на четвертый (фар-ма-цев-ти-чес-кий ) и т.д. Такое ударение называется свободным или разноместным. Подвижное ударение при изменении слова, склонении, спряжении, может переходить с одного слога на другой. Сравните: трава – трав, написать -напишет. Некоторые слова русского языка могут иметь ударение на разных слогах, и это не противоречит нормам произношения, т.е. возможны варианты, например: творог творог .

4. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение согласного перед е . Выпишите существительные, используемые в сфере медицины, и поставьте в них ударение.
Твердое произношение: альтернатива, анестезия, бактерия, бартер, фармацевт, велотрек, вундеркинд, генетика, детектив, идентичный, фармацевтический, индекс, сонет, турне, мотель, тоннель, тезис, эстетика, экстрасенс, рейтинг, тент, термос, сервис, компьютер, артерия.
Мягкое произношение: аптека, берет, гейзер, дебют, демагог, фен, дефект, кредит, фреска, фанера, шинель, ортопед, маркетинг, кейс, дисплей, дезинфекция, дезодорант, меценат, текст, ассамблея,трахея.
5. Произнесите слова с твердыми и мягкими согласными перед е . В 1-й ряд запишите слова с твердыми согласными перед е , во 2-й ряд – слова с мягкими согласными перед е .
Декан, ректор, бутерброд, кабаре, консенсус, бифштекс, бассейн, бизнесмен,спортсмен, каре, мулине, кегли, кемпинг, панель, пенсне, пропеллер, портмоне, буриме, кафе, теннис, термос, фермент, темп, стресс, декадент, менеджер, компетенция, Диснейленд, декада, декольте, демарш, депо, дефолт, брудершафт, декан, сессия, ретро, кредо, террорист, бестселлер.
6. Произнесите правильно аббревиатуры и расшифруйте их. Составьте с любыми из них распространенные предложения.
РК, МОН РК, Минздрав, КазНМУ, МЧС, СНГ, КНР, США, КТК, АЗС.
7. Прочитайте выразительно текст. Соответствует ли название содержанию текста? Если да, то почему?

Врач – профессия особая

Как важно воспитать в будущем враче чувство нового, вкус к нему, жажду к постоянному пополнению знаний. Нередко бывает так, что ученик превосходил своего учителя, успевал сделать больше в науке. И скорее всего, так и должно быть! Пусть ученик пойдет дальше учителя – к этому надо стремиться. Иначе трудно рассчитывать на успех в развитии науки.

Древние говорили: «Ученик – это сосуд, который надо наполнить, и факел, который надо зажечь». Бывает, что именно в трудах учеников по-настоящему раскрывается все величие и значение подвига учителя, которому при жизни не удалось добиться признания выдвинутой гипотезы, внедрить в практику разработанный метод диагностики или лечения.

Задача врача не только лечить болезни, сколько предупреждать их и учить беречь свое здоровье. Эти вещие слова давно вошли в моральный кодекс врача. Предупреждение заболеваний, профилактика стали ведущим принципом нашей медицины.

Самопожертвование, благородство, гуманизм, бескомпромиссность в выполнении общественного долга – норма поведения наших врачей. «Профессия врача – подвиг, - писал А.П.Чехов – Она требует самопожертвования, чистоты души и высоты помыслов. Не всякий способен на это».

Как эстафету, передавали ученые опыт и знания следующему поколению, прививали ему любовь к науке, преданность своему врачебному долгу. С давних пор студенты-медики, выходя из стен вуза, дают клятву верности своему врачебному долгу. Выпускники медуниверситетов торжественно обещают честно и добросовестно трудиться в области охраны народного здоровья:

Продолжать изучение медицины и всеми силами содействовать ее процветанию, в необходимых случаях обращаться за советом и помощью к своим учителям и коллегам;

Любить больных, проявлять к ним чуткое и заботливое отношение, не применять медицинские знания во вред здоровью человека;

Не разглашать сведения, доверяемые врачу больными;

Всегда помнить о своем врачебном долге, о высокой ответственности.

И эту клятву медицинские работники проносят через всю жизнь.

По-разному сложится жизнь молодых специалистов. Одни посвятят ее лечению больных, другие – науке, третьи придут на смену тем, кто когда-то приобщал их к великому искусству врачевания, станут преподавателями. Их ждут напряженный труд, успехи, трудности, победа над тяжелым недугом, над смертью, спасение жизни больных, шаг вперед к науке и высшая радость – радость призвания, творческого труда в системе здравоохранения.

8. Выпишите из текста «Врач- профессия особая» цитаты. Объясните их смысл.

9. Составьте и запишитетематическую группу словосочетаний, характеризующих обязанности врача.

10. Выпишитеиз текста «Врач- профессия особая» сложные слова. Обозначьте морфемы и поставьте ударение.

11. Найдитев тексте «Врач- профессия особая»заимствованные слова, произнесите их. Выпишите, поставив в них ударение.

12. Проведите вопросно-ответную беседу по тексту «Врач- профессия особая», соблюдая орфоэпические, акцентологические и лексические нормы русского литературного языка, учитывая правильный порядок построения повествовательных и вопросительных предложений.

13. Прочитайте про себя данный текст. Найдите в нем ошибки и еще раз прочитайте вслух текст без речевых ошибок. Как вы думаете, кто автор данного высказывания. Сформулируйте основную мысль текста.

Общаясь, человек должен показывать уважение своему собеседнику. Вежливость – это, конечно, очень даже хорошо, но не во всех обществах это качество приемлемо. Я, разумеется, не хочу сказать, что я грубая и неотесанная невежда, начисто лишенная этических и моральных принципов.
Я хочу показать свой речевой портрет. Мне всегда сложно давать оценку и анализировать себя. Богатство и разнообразие речи являются основополагающими критериями для более эффективного общения. Моя речь не отличается богатством, но шансы на ее преобразование велики с помощью учебной литературы. Если соблюдать все правила, как я, то успех в разговоре у тебя обеспечен.
Во время беседы я обычно принимаю активное участие. Во-первых, успех разговора зависит от того, с кем я разговариваю. Конечно, я предпочитаю говорить, чем слушать, но не всегда. А особенно очень трудно говорить одному перед большой аудиторией. Я начинаю часто сбиваться, нервничать. Это происходит во многом из-за того, что большинство именно не умеет слушать говорящего. Наверное, я не один такой, а так выходит у каждого человека.
Конечно, в моей речи иногда, но встречаются отрицательные качества. И я постараюсь, чтобы было так, чтобы они исчезли из моей речи. Я практически не употребляю грубых слов и выражений, благодаря тому, как меня учили в школе. Неодобрительные слова и просторечные употребляю тоже крайне редко. Я непримирим с теми, кто допускает в своей речи грубые слова и выражения.
Конечно, лучше бы большинству из нас следовало бы поучиться речевому этикету. Я стараюсь приложить максимум усилий к тому, чтобы избавиться от всех своих отрицательных качеств в своей речи.

14. Выберите нужную форму причастия.
1)Проблема, (обсуждающаяся, обсуждаемая, обсуждавшаяся) сегодня в узком кругу специалистов, имеет большое значение для развития современной медицины. 2) (Проводимая, проведенная) накануне экскурсия дала нам возможность еще раз побывать в этом древнем монастыре. 3) Заводы, (построившиеся, построенные) на берегах небольших рек, заложили основы черной металлургии Урала. 4) Компьютеры, (выпускающиеся, выпускаемые, выпущенные) фирмой «Майкрософт», надежны в эксплуатации и долговечны. 5) Открытие в области генетики, (совершенное, совершаемое, совершившееся) русскими учеными, дало новый импульс в развитии генной инженерии.

15. Исправьте ошибки, связанные с употреблением предлогов.
1)Путь героя усеян не только победами, а также поражениями. 2) Благодаря сильному пожару, бушевавшему в Калифорнии почти неделю, многие реликтовые леса сгорели. 3) Некоторые участники выставки приехали с самых отдаленных районов. 4) Не столько промышленные центры Урала, как красота и уникальность его природы создают предпосылки для развития экологического туризма.

16. Найдите алогизмы в предложениях и исправьте их.

1)Банкиры понимают о необходимости помочь и стимулировать развивающимся предприятиям. 2) Тихо затаив дыхание, студенты слушали рассказ врача. 3) Компьютеризация оказывает большое влияние на повышение культурности людей. 4)Несмотря на успехи нашей студенческой группы, никто не торопится петь нам фимиам. 5)Скрипя сердцем он согласился на мое предложение сходить в музей. 6) Отъезжающие громко смеются и махают нам руками. 7)У обоих студенток сессия закончилась в январе. 8) Фруктовый салат из ананас, апельсинов и грейпфрут – самое полезное лакомство. 9) Благодаря интенсивной терапии состояние здоровья больного ухудшилось.

17. Подготовьтесь к дискуссии: «Почему непрофессионализм врача может привести к трагедии?»

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

- наука о законах мышления и его формах

Тип логической ошибки, которая заключается в нарушении логических связей в тексте

Выделениеодного из слогов фонетическими средствами: силой произнесения, повышением тона, долготой гласного

Ударение, которое может падать на разные слоги слова

☼ ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Почему существуют разные цвета кожи?

Цвет кожи зависит от окружающей среды. Так, в богатых солнцем районах необходима темная кожа как защита от вредных ультрафиолетовых лучей. Светлокожие люди в Северной Европе, где мало солнца, не нуждаются в такой защите. Правда, ультрафиолетовое излучение необходимо для образования витамина D, который требуется телу для формирования костей. Это означает, что чем темнее кожа, тем меньше света может в нее проникнуть и тем меньше образуется витамина D. Таким образом, в районах, где мало солнечного света, темная кожа была бы скорее вредна для здоровья.

Пациент:
- Доктор...

Врач:
- Помолчите, я вас слушаю...

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

СРСП

1. Прочитайте выразительно текст и выполните задания 1-13.

Большая часть лекар­ственных средств принадлежит к растительному миру. Сообразно с делением тела на три пояса, головки и верхние части растений употребляются при болезнях верхнего пояса, стебли растений - при болезнях среднего, а корни – при болезнях нижнего пояса; ветви растений употребляются при болезнях конечностей, кора - при болезнях мышц и кожи, сердцевина - при болезнях внутренностей.

Организм человека представляется в китайской медицине как единое целое, гармонично вплетенное в суть мира. Все органы взаимодействуют между собой, являются частью целого и работают в гармонии и согласии. Таким образом, необходимо лечить человека в целом, а не часть его.

Особой известностью пользуется корень женьшеня . На вкус он слегка горько-кислый, его вываривают до консистенции кашицы, прозрачной на вид со слегка красноватым и желтоватым оттенком . В Китае есть много препаратов женьшеня; употребляется он утром и вечером вместе с чаем и супом. Китайцы называют его "чудом мира", "даром бессмертия".О нем написаны целые тома; по мнению китайцев , он восстанавливает изнуренные силы,старым возвращает юность и вообще служит самым верным укрепляющим средством .

К традиционным методам китайской медицины относится иглоукалывание (аккупунктура), дыхательные упражнения, различные прижигания, массаж, мануальная терапия и многие другие методы . Как бы ни была богата своим разнообразием китайская медицина, но все ее методы направлены на развитие гармонии человека, сохранения внутренней энергии (энергии ци), слияния духовного и материального и установление равновесного баланса.

2. Укажите количество абзацев в тексте. Запишите ключевые слова каждого абзаца. Сформулируйте основную мысль текста.

3. Как бы вы озаглавили текст? Предложите свой вариант заголовка.

4. Выпишите из 1-го абзаца 1-ое предложение. Найдите прилагательное, в котором возможны два варианта постановки ударения. На каком слоге нужно поставить ударение: на 1-м или 2-м?Переведите данное слово на родной язык.

5. Выпишите выделенные слова в начальной форме, поставьте ударение. Прочитайте данные слова, обращая внимание на произношение согласного перед е .

6. Найдите в 1-м предложении 2-го абзаца глагол-пароним. Какая ошибка может быть допущена в его употреблении? С каким глаголом его нельзя смешивать?

7. Найдите в 3-м абзаце выразительные средства. Для чего они использованы?

8. Выпишите из текста термины-слова и терминосочетания. Объясните их значение. Укажите главное и зависимое слова в словосочетаниях, обозначьте окончания.

9. Выпишите из 4-го абзаца сложные слова и поставьте ударение. Как они образованы? Сделайте морфемный разбор.

10. Объясните устно расстановку запятых в последнем предложении текста. С какой интонацией нужно читать это предложение? Почему?

11. Найдитев тексте предложения с вводными словами, указывающими: на а)связь мыслей, последовательность изложения и б) на источник сообщаемого. Прочитайте данные предложения с соответствующей интонацией.

12. Составьте любой вид плана (вопросный, назывной, тезисный) к данному тексту и запишите.

13. Подготовьте краткий пересказ прочитанного текста по составленному плану.

СРС : Составьте глоссарий по специальности.

1. Произнесите скороговорки сначала медленно, затем убыстряя темп. Обратите внимание на произношение согласных.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щекой к щеке щиплют щетку в уголке. На дворе - трава, на траве – дрова. От топота копыт пыль по полю летит. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон. Осип охрип, Архип осип. Около кола колокола, около ворот коловорот.

2. Поставьте глаголы в прошедшем времени и укажите ударение.
О б р а з е ц: взять - взял, взялА, взЯло, взЯли.
Спать, ждать, гнать, врать, жить, плыть, рвать, звать, лгать, забраться.
О б р а з е ц: отбыть – Отбыл, отбылА, Отбыло, Отбыли.
Побыть, задать, отдать, предать, продать, дожить, занять, принять, поднять, начать.

3. Поставьте ударение в глаголах. Составьте словосочетания с теми глаголами, которые используются в сфере медицины.
Включит, звонят,звонишь, заиндеветь, закупорить, запломбировать, исчерпать, маркировать, нормировать, облегчить, откупорить, плесневеть, предвосхитить, премировать, пригубить, принудить, уведомить, удить, ходатайствовать.
4. Образуйте краткие прилагательные и поставьте ударение.

О б р а з е ц: резкий – рЕзок, резкА, рЕзко, рЕзки.
Короткий, краткий, длинный, долгий, мелкий, ровный, ясный, яркий, мелкий, резкий, редкий, важный, правый.
О б р а з е ц: больной – бОлен, больнА, больнО, больнЫ.
Высокий, глубокий, грешный, далекий, легкий, малый, равный, смешной, широкий.

5. Образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода. Поставьте ударение во всех формах.. Обратите внимание на ударение в полной форме причастия.

Использованный, откупоренный, поставленный, уточненный, примененный, назначенный, налаженный, подверженный, противопоказанный, взвешенный, отпущенный, разфасованный, распределенный, составленный.

6. Произнесите слова, соблюдая норму.Укажите слова, где возможно двоякое произношение. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.
Конечно, копеечный, гречневый, нарочно, сердечный, яичница, пустячный, скворечник, молочный, булочная, подсолнечный, горничная, скучно, будничный, молочница, прачечная, полуночный, сливочный, нечто, чтобы, горчичник, порядочный, перечница, двоечник, отличник, помощник, шапочный, Ильинична, Кузьминична, Никитична.

7. Произнесите слова и укажите разницу в написании и произношении. Продолжите ряд своими примерами.
Властный, безучастный, праздник, счастливый, здравствовать, сверстник, бездна, окрестный, припоздниться, постный, проездной, жалостливый.

8. На основе материала практической части занятия вставьте вместо точек:

Логичность речи – это соответствие речи …

Уместность речи – это подбор и организация языковых средств, отвечающих … общения.
Алогизм – тип …. ошибки, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических разрывах, в бездоказательных, неправильных выводах.

Как отмечалось выше, причинами, приводящими к неточности, неясности и двусмысленности высказывания, являются: а) употребление слов в значении, несвойственном для литературного языка; б) неумение пользоваться синонимами, паронимами, терминами, многозначными словами и омонимами; в) межъязыковая лексико-семантическая интерференция в условиях билингвизма; г) нарушение норм лексической, грамматической и стилистической сочетаемости; д) речевая избыточность; е) речевая недостаточность.

Кроме того, быстрое и точное восприятие речи затрудняют следующие погрешности в ее структуре:

1) «нанизывание» падежей. В речи встречаются конструкции, включающие в себя несколько одинаковых надежных форм, зависящих последовательно одна от другой или от одного и того же слова: В целях устранения причин отставания производства деталей для тракторов...; Для дальнейшего повышения материального уровня трудящихся республики... В этих примерах «нанизывание» образовано «цепочкой» форм родительного падежа. Подобные конструкции являются наиболее распространенными, особенно часты они в текстах официально-делового стиля. Устранить нанизывание таких форм можно путем замены отглагольных существительных инфинитивными или другими конструкциями: Чтобы устранить причины отставания производства деталей для тракторов...

Встречается нанизывание и других падежей, например, творительных субъекта и объекта (Директор ознакомился с принятыми рабочими решениями), предложных (Обсуждался вопрос об отчете о работе председателя месткома). Исправить подобные предложения можно так: Директор ознакомился с решениями, которые приняли рабочие; Обсуждался вопрос об отчете председателя месткома о проделанной работе;

2) нарушение порядка слов в предложении. В русском языке, в отличие от других, нет строго закрепленного места за тем или иным членом предложения. Оно определяется смысловой нагрузкой, стилистической и синтаксической функциями, структурой и типом предложения и т. д. Перестановка слов ведет к семантическим и стилистическим сдвигам, создает добавочные семантико-стилистические оттенки, изменяет экспрессивные функции членов предложения. Любая инверсия должна быть стилистически оправданной. Стилистически немотивированный порядок слов приводит к искажению смысла высказывания, к двусмысленности, мешает быстрому и адекватному восприятию текста. Например, в предложении Необходимо оказывать первую помощь пострадавшему на рабочем месте словосочетания оказывать первую помощь и на рабочем месте разобщены словом пострадавшему, в результате читающий вынужден тратить время и усилия на то, чтобы установить грамматические и смысловые связи между словосочетаниями. Неправильный порядок слов в предложении Он не только писал стихи, но и повести приводит к смещению логического ударения. Часто порядок слов нарушается в предложениях с причастными оборотами: Опавшие листья с деревьев шелестели под ногами (здесь слово листья разрывает причастный оборот опавшие с деревьев);

3) загромождение предложения придаточными, причастными оборотами и другими обособленными конструкциями. Причиной нарушения точности речи может служить неудачное построение сложного предложения с несколькими придаточными, объединенными соподчинительной или последовательной подчинительной связью. Например: Преподаватель утверждает, что в числе заданий, которые даются учащимся на дом, должны быть и краткие характеристики второстепенных персонажей — Дикого, Феклуши, Варвары, Кудряша, Кулигина, которые складываются из наблюдений, которые были сделаны учащимися в то время, когда они читали сцены, где участвуют эти действующие лица.

Мешает восприятию речи употребление в неоднородных придаточных предложениях одинаковых союзов или союзных слов, особенно который и что: Родиной волнистых попугайчиков, которые по внешним признакам подразделяются на две группы, которые объединяют птиц с опереньем определенной окраски и формы, является Центральная Австралия, где они населяют равнины; Ей казалось, что время настолько медленно движется, что никогда не наступит вечер и что она так и не узнает, что он хотел ей сказать.

Пониманию смысла высказывания может препятствовать скопление обособленных конструкций в предложении: Разговорная лексика, проникающая в художественную литературу и способствующая обогащению литературного языка, помогающая правдивому изображению реальных живых людей, — один из способов реализации принципа народности, являющегося важнейшим принципом искусства реализма.

Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет. Стилистика и культура речи — Мн., 2001г.

Нарушение порядка слов.

Например: Мы не только получили учебник, но и сборник упражнений.

Здесь мы имеем дело с нарушением порядка слов при двойном союзе "не только, но и". Правильно будет: Мы получили не только учебник, но и сборник упражнений.

4) Нарушение согласования .

Например: Молодая врач пришла на прием.

Здесь мы имеем дело с нарушением согласования между подлежащим "врач" и определением "молодая", что является недопустимым. А рассогласование между подлежащим и сказуемым (врач пришла) – допустимый вариант. Правильно будет: Молодой врач пришел (или пришла) на прием (если речь идет о женщине).

Синтаксисо-стилистические ошибки

Незнание особенностей функциональных стилей русского литературного языка является основной причиной возникновения синтаксисо-стилистических ошибок. Как правило, синтаксисо-стилистические ошибки бывают связаны с использованием сложного синтаксиса, деепричастных оборотов в разговорном стиле.

Например: Он есть мой брат.

Употребление связки «быть» в настоящем времени характерно для научного стиля. В разговорном же стиле данное употребление является синтаксисо-стилистической ошибкой.

Вопросы:

  1. Дайте определение морфологических норм.

2. Приведите примеры существительных, имеющих в форме мн.ч.окончания -ы(-и), -а(-я).

3. Какие существительные 2-го склонения в род. п. мн.ч. имеют окончания -ов(-ев), а какие – нулевое?

  1. Какое окончание имеют в творительном падеже иностранные фамилии на -ов и -ин? Приведите примеры.
  2. Расскажите о сложных морфологических нормах, касающихся прилагательных.
  3. Расскажите об основных нормах употребления числительных.
  4. Расскажите об основных нормах употребления глаголов.
  5. Расскажите об основных нормах употребления местоимений.
  6. С чем связаны морфологические ошибки? Приведите примеры.
  7. С чем связаны морфолого-стилистические ошибки? Приведите примеры.

11. Что изучает синтаксис?

12. С чем связаны синтаксические ошибки?

13.С чем связаны синтаксисо-стилистические ошибки?

14. Расскажите о правилах согласования сказуемого с подлежащим.

15. Расскажите о правилах построения предложений с однородными членами.

16. Расскажите о правилах употребления деепричастных оборотов.

Лекция №-4

Тема: Нормативно-стилистическое направление культуры речи. Функциональные и эмоционально-экспрессивные стили русского литературного языка

План:

1. Социально-содержательные особенности функциональных стилей русского литературного языка.

2. Речевые чертыфункциональных стилей русского литературного языка.

3. Лексика с точки зрения эмоционально-экспрессивной окрашенности.

Литература :

1. Русский язык и культура речи: учебник / А.И.Дунаева, В.А Ефремова, В.Д.Черняк. Под.ред. В.Д.Черняк.Спб.:САГА:М.:Форум, 2007.

2. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н.Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили
речи. 10-11 классы. - М., 1997.

4. 5. Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: учебник /Т.В Потемкина, Н.Н. Соловьева. – М.: Гардарики, 2007.

Как известно, для того чтобы Ваша речь производила желаемый эффект, недостаточно говорить и писать без ошибок, нужно владеть и другими коммуникативными качествами хорошей речи. Одно из рассматриваемых коммуникативных качеств – уместность речи – непосредственно связано со знанием стилей русского литературного языка: функциональных и эмоционально-экспрессивных. Таким образом, необходимо подробно познакомиться со стилями русского литературного языка, изучить их социально-содержательные особенности и речевые черты, чтобы уместно использовать языковые средства, характерные для того или иного стиля, в своей речи.