В чем различие личных и деловых отношений. Разница между деловыми и личными отношениями

Специфика отношений между людьми может иметь деловую или личностную направленность. В том и в другом случае общение протекает по определенным принципам. Рассмотрим, чем отличаются деловые и личные отношения, проанализировав каждый из этих видов человеческого взаимодействия.

Определение

Для большинства людей неотъемлемой частью жизни является общение, связанное с производственной деятельностью. В такой ситуации стороны вступают в деловые отношения, которые во многом не похожи на обыденные. В подобных отношениях присутствуют свои правила и этические нормы, знать и соблюдать которые очень важно для успешного продвижения любого дела. Это особенно касается организаторов производства, людей управленческой сферы – коммуникативная компетентность для них является важной составляющей профессионального облика.

В то же время люди могут быть сами по себе дороги, близки друг другу вне работы или учебы, в семье. В этом случае отношения определяются как личные. Сложно представить себе чью-либо жизнь без присутствия в ней общения такого рода.

Сравнение

Итак, в чем состоит отличие деловых и личных отношений друг от друга? Прежде всего, обратим внимание на цели взаимодействия. Так, в случае делового сотрудничества важен конечный результат, получаемый благодаря общим усилиям сторон. Для личных же отношений определяющим является сам процесс общения. На первое место выходит заинтересованность людей друг в друге.

Деловая дисциплина имеет официальный формат. Общаясь в рамках производства, людям необходимо в чем-то себя ограничивать. Не относящиеся к делу собственные чувства, эмоции, взгляды здесь являются неуместными. Личные же отношения устанавливаются естественным образом. Они не нарушают внутренний комфорт человека, и каждый вправе по своему желанию закончить такое общение.

Однако деловые отношения необязательно являются сухими, безэмоциональными. Напротив, в этих условиях иногда бывает полезным живое, достаточно свободное общение, но пользоваться подобной формой взаимодействия надо уметь. В любом случае должны присутствовать определенные рамки, не позволяющие отодвинуть корпоративные интересы на второй план.

Говоря о том, в чем разница между деловыми и личными отношениями, следует отметить, что детям не свойственно вступать в настоящее деловое общение, поскольку их психика для этого еще недостаточно сформирована. Так, младший школьник и учитель находятся между собой в личных, а не в деловых отношениях.

Чем различаются деловые и личные отношения? Многим. Форматом общения, его главной целью, задачами и даже возрастными особенностями. Отличий на самом деле очень много. И все они знакомы людям, имеющим даже базовый, минимальный опыт общения.

Особенности деловых отношений

В первую очередь это ясность, точность, а также структурированность речи. Деловое общение осуществляется с определённой целью, а значит и разговор должен вестись по теме - без эмоций, выражений лишних чувств и неуместных взглядов.

Также имеет место быть чужое мнение. В рамках официального общения выслушивают каждого человека и потом уже решают, целесообразно ли использование его идей в работе.

Важнейшим нюансом является пунктуальность. Если человек опаздывает, то он заставляет коллег и партнёров ждать. Это показывает его как безответственного сотрудника и к тому же тормозит весь рабочий процесс, сказывается на деятельности всей команды.

Соответствие статусу - вот ещё чем различаются деловые и личные отношения. Таков этикет. Работник солидной организации должен приходить в офис в костюме, но никак уж не в пляжных сланцах, шортах или короткой юбке.

О личных отношениях

Теперь можно вкратце рассказать и о них. Особый эмоциональный контакт - вот чем различаются деловые и личные отношения. В первом случае он, как правило, отсутствует. А вот в личном аспекте без него никак не обойтись. Сюда можно отнести дружбу, любовь, отношения между детьми и родителями, приятелями по виртуальной переписке и т. д.

На характер личных отношений влияет огромное количество факторов. Вот лишь малая их часть:

  • Индивидуальные особенности каждого оппонента.
  • Специфика мировоззрения.
  • Ценностные ориентиры.
  • Принадлежность к определённой культуре.
  • Коммуникативные навыки и предрасположенность к социальному контакту.
  • Обстоятельства.

Всё это формирует отношение людей друг к другу, взаимную симпатию или неприязнь, а также определяет перспективу их связи. Здесь всё естественно. Личные отношения устанавливаются словно сами по себе, не нарушая внутреннего комфорта человека. Если люди не ладят, они могут закончить общение. А вот деловым партнёрам и коллегам в большинстве случаев приходится продолжать контакт вне зависимости от их неприязни.

Примеры

Они встречаются повсеместно. Примеры деловых и личных отношений сопровождают нас постоянно. Начальник вызывает подчинённого к себе в кабинет, чтобы пообщаться по поводу его повышения - вот и ситуация, демонстрирующая первый случай. На лицо деловые отношения. Сюда же можно отнести и процесс заключения партнёрства или трудового контракта. Даже покупатель в магазине, общаясь с продавцом-консультантом, осуществляет деловые отношения. Потому что у их диалога есть цель - осуществление купли-продажи товара. Каждый деловой контакт приводит к конкретному результату.

У личных отношений тоже есть цель. Но она более возвышенная, поскольку речь идёт о получении участниками подобного контакта радости от взаимного общения. Две подруги встречаются вечером в баре, чтобы обсудить события последних дней - это уже личностный аспект. Точно так же, как и общение мужа и жены, парня и девушки, родителей и детей.

Заключение

Итак, выше было вкратце сказано о том, чем различаются деловые и личные отношения. Теперь можно подытожить выводы. Удобным способом станет краткая сравнительная таблица «Деловые и личные отношения». В ней тоже отмечены лишь основные, наиболее значимые нюансы.

Деловое общение - форма коммуникационного взаимодействия во имя получения взаимовыгодных результатов. Личное носит избирательный характер, при котором на первое место выходит эмоциональное отношение к партнёру.

Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми . Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество — это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба — это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения — это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.


Метки: , , , ,
  • 1.6. Виды общения
    Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими
  • 14.3. Привязанность и дружба
    Привязанность - это чувство близости, основанное на симпатии к кому-нибудь, взаимное влечение друг к другу. Вследствие этого такие люди предпочитают об- щение между собой контактам с другими людьми
  • 17.5. Личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися
    К таким особенностям относятся вспыльчивость, прямолинейность, резкость, торопливость, обостренное самолюбие, упрямство, самоуверенность, отсутствие чувства юмора, обидчивость, простодушие, медлительность, сухость, неорганизованность. Вспыльчивость и самоуверенность более характерны для учителей старшего
  • 1.2. С кем мы общаемся, или В каком случае следует говорить об общении?
    При рассмотрении сущности общения наблюдаются две ошибочные, на мой взгляд, позиции: в одних случаях не причисляют к категории общения одни акты взаимодействия людей, а в других случаях считают общением
  • 8.5. Вина
    Вина является сложным психологическим феноменом, тесно связанным с таким моральным качеством, как совесть, и в имплицитном сознании обозначается как «угрызение совести». Западные психологи выделяют винусостояние и винучерту. В
  • Заповеди педагогического общения (по В. А. Кан-Калику, 1987)
    Педагогический процесс основывается на отношениях учителя с детьми, именно они - отношения - первичны в педагогическом взаимодействии. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей

Comments are closed at this time.

В психологии, начиная с В.Н. Мясищева, основоположника отечественной концепции отношений личности, «отношение» определяется как «психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей». Отношения личности образуют систему, которая включает в себя отношение к предметам и явлениям внешнего мира (субъектобъектные отношения), отношение к другим людям (субъектсубъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотношение). Традиционно отношения личности к различным социальным объектам и ситуациям изучаются в психологии как социальные установки, или аттитюды, личности. В западной психологии история изучения аттитюдов началась в 1918 г., когда было дано определение аттитюда как «психологического переживания индивидом ценности, значения, смысла социального объекта». С тех пор в зарубежной психологии накоплен немалый опыт в изучении аттитюдов, определены их функции и структура. В отечественной психологии В. А. Ядовым была предложена «иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности», объединяющая установки личности различных уровней: 1) элементарные фиксированные установки (формируются в простейших ситуациях на основе витальных потребностей); 2) социальные фиксированные установки (формируются в малой группе на основе потребности человека в общении); 3) базовые социальные установки (формируются в более широких социальных областях - в трудовой сфере, сфере досуга - на основе фундаментальной потребности человека в активности); 4) ценностные ориентации личности.

Кроме отношений в русле социальных установок личности в психологии также изучаются отношения в контексте таких явлений, как аттракция и аффилиация. Аттракция - это возникновение при восприятии одного человека другим его привлекательности для субъекта восприятия. При изучении аттракции главное внимание уделяется выяснению факторов, влияющих на формирование симпатии или антипатии к объекту восприятия; так, установлено, что одним из главных факторов возникновения аттрактивных отношений является внешняя привлекательность, компетентность людей. Аффилиация - это стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека. В результате многочисленных экспериментов выявлено, что люди обладают различным уровнем выраженности аффилиативных тенденций, которые определяют их отношения друг к другу.

Таким образом, «отношение» - более широкое понятие, чем «социальная установка», «аттракция» или «аффилиация». Отношения личности как психологическое явление характеризуются следующими сущностными чертами:
1) отношения человека связаны с его потребностями (физиологическими и в первую очередь с психологическими). Отношение возникает как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (будь то человек или предмет окружающего мира), способным удовлетворить эту потребность. Эта связь или, иначе говоря, отношение субъекта к объекту, проявляется, по мнению В.Н. Мясищева, в «переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им». Например, отношение ребенка к матери детерминировано как его физиологическими потребностями, так и психологическими потребностями в защите и безопасности. В психологии рассматривают следующие психологические потребности, опосредующие отношения человека к себе и другому: потребность в установлении близких отношений; в контроле себя и других; потребность во включении в различные социальные группы; потребность в самоуважении;, в позитивной оценке; потребность в понимании, в сочувствии, в опеке; потребность быть нужным, значимым;
2) в общении отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействием человека с человеком. Возникновению отношения предшествует этап восприятия (отражения) субъектом объекта и оценки (на основе отражения) его потенциальных возможностей в плане удовлетворения тех или иных его потребностей. Таким образом, в результате отражения личностью Окружающей действительности формируется отношение, которое проявляется затем в формах взаимодействия, закрепленных в речи и экспрессивном поведении личности;
3) отношение есть одновременно процесс и результат общения и взаимодействия; его структура состоит из когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На основе их сочетания определяются вид и тип отношений. Отношение как процесс проходит в своем развитии определенные этапы: формирование отношения, развитие отношения, стабилизация или распад отношения. Отношение как результат имеет определенные параметры: знак, интенсивность, модальность, осознанность и т.д.

Наряду с понятием «отношение» в психологии используют понятия «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения».

Межличностное отношение - это вид отношений личности, раскрывающийся в отношении к другому, это субъектсубъектное отношение. Оно является одним из компонентов системы отношений личности наряду с самоотношением и отношением к предметам окружающего мира. Для обозначения межличностных отношений в психологии используют термин «взаимоотношение»; для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения, или взаимоотношения, есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки, есть, по словам К.А. АбульхановойСлавской, «некоторый идеальный продукт взаимных усилий». Иногда термин «взаимоотношение» сводится к понятию «отношение»; так, В.И. Паниотто пишет в книге «Структура межличностных отношений» (1975) о том, что «взаимоотношение Л и В - это совокупность отношения Л к В и отношения В к А (точнее, система этих отношений, ибо они, как правило, тесно взаимосвязаны и представляют собой некоторую целостность, а не просто совокупность)». Наконец, термины «отношение» и «взаимоотношение» используют для обозначения разных этапов динамики отношений. Например, Л.Я. Гозманом (1987) показано, что на этапе зарождения отношение представляет собой «индивидуальный феномен», характеризующийся направленностью от субъекта отношения к объекту отношения; по мере развития индивидуальное отношение превращается во взаимоотношение, или «диадическое отношение».

В отличие от межличностных отношений под межгрупповыми отношениями понимают «субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп».

На настоящий момент в психологии выделены два основных направления в исследовании отношений личности: структурное и динамическое. В рамках структурного направления ведется работа по изучение различных компонентов отношения, осуществляется поиск методического инструментария для их измерения. Общепризнанно выделение в строении отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

Динамическое направление изучения отношений человека предполагает рассмотрение их как процесса с момента возникновения до распада. Основу этого направления составляет фундаментальное положение о динамичной природе отношений личности, разрабатываемое В.Н. Мясищевым, Л.И. Анциферовой, К.А. АбульхановойСлавской, И.С. Коном и др. В рамках динамического направления получены сведения о формах динамики отношений. Например, выделены две формы динамики отношений: развитие, к которому относятся новообразования в сфере отношений, необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс) и функционирование, включающее в себя обратимые изменения в пределах сложившейся организации личности. Данный тип динамики называют также ритмами отношений, под которыми понимают периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, модальности и др.) с течением времени.

Таким образом, среди понятий «отношение», «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения» самым широким является понятие «отношение», которое рассматривается как психологическая связь субъекта с объектом (в качестве которого может выступать сам субъект, другой человек, предметы и явления окружающего мира или социальная группа). Понятие «межличностные отношения» охватывает область отношений между людьми, а «межгрупповые отношения» - между социальными группами. Понятие «взаимоотношение» отражает качество сложившихся отношений, а именно: их взаимность, степень симметричности.

ЛИТЕРАТУРА
1.АбульхановаСлавская К.А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981. С. 218-241.
2. Андреева I.М. Социальная психология. М., 1996. С. 288-303.
3. Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе" личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 7-17.
4. ГозманЛЯ. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 75-101.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М., 1995. С. 1527.
6. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5-15.