Внеклассное мероприятие по математике. Внеклассное мероприятие по физике "ваше слово, эрудиты"

Цель игры: развитие познавательного интереса обучающихся к физике как науке о природе, их активности, расширение кругозора, умения логически и творчески мыслить, повторение пройденного материала.

Участники игры . В игре принимают участие две команды. Число членов команд -5 человек Ведущий, два его помощника и болельщики команд. Болельщики могут помогать

Ведущий (или преподаватель). Дорогие друзья! Начинаем игру “Ваше слово, эрудиты!”. В переводе с латинского eruditus [эрудитус] - это человек, который имеет глубокие, всесторонние познания. Можно сказать - это специалист широкого профиля. Памятуя ядовитый парадокс великого английского писателя Бернарда Шоу: “Специалист - это человек, который знает все больше и больше о все меньшем и меньшем, и в конечном итоге он знает все ни о чем”, - мы сегодня постараемся объединить в некоторых предлагаемых вашему вниманию вопросах гуманитарные и естественнонаучные проблемы. Так что все стоящие перед нами игроки - это эрудиты в самом хорошем смысле этого слова.

Итак, начинаем игру! Сегодня в ней принимают участие... (Представляет команды обучающихся)

Ведущий: Из письма Эйнштейна Чаплину: “...Ваши фильмы понятны всем в мире, и вы непременно станете великим человеком!” Из ответа “...Я восхищаюсь Вами ещё больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы тем не менее стали великим человеком!” Надеемся,что все ответы на наши вопросы для вас известны и вместе вы не допустите ни одной ошибки.

1 конкурс.

“Суперлёгкая” физика

Поочерёдно, в течение одной минуты, командам задают вопросы, игроки должны ответить на них. Если они затрудняются, то говорят “Дальше”.За каждый правильный ответ команде присуждают 1 балл.

1.Воздушная оболочка Земли (атмосфера)

2.Прибор для измерения массы тела (весы)

3. Учёный,в честь которого названа единица измерения энергии (Джоуль)

4.Разность значений величин, соответствующих двум ближайшим штрихам на шкале прибора (цена деления)

5.Численное значение нормального атмосферного давления (760 мм.рт.ст.)

6.Состояние при котором вес тела возрастает (перегрузка)

7.Учёный,впервые измеривший атмосферное давление (Э.Торичелли)

8.Прибор для измерения скорости (спидометр)

9.Крупнейший изобретатель, основоположник отечественной космонавтики (К.Э.Циолковский)

10. “Устройство” с помощью которого рыбы регулируют значение действующей на них архимедовой силы и глубины погружения в водную среду (плавательный пузырь)

11.Скорость тела в данный момент времени (мгновенная)

12.Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени (механическое движение)

13.Аппарат для исследования морских глубин опускаемый в воду на тросе с судна (батисфера)

14.Название тела, совершившего хотя бы один оборот вокруг Земли (искусственный спутник Земли)

15.Техническое устройство для уменьшения трения (подшипники)

16.Название силы “движущей мирами” (сила всемирного тяготения)

17.Природа силы трения (электромагнитная)

18.Величена характеризующая инертность тела (масса)

19.Явление отсутствия веса у тела (невесомость)

20 Прозрачное тело, находящееся в глазу, похожее на собирающую линзу и выполняющие её функции (хрусталик)

21.Числовое значение первой космической скорости для Земли (7,9км/с)

23.Движение, при котором все точки тела движутся одинаково (поступательное)

24.Итальянский учёный, изучавший свободное падение тел (Г.Галилей)

25.Численное значение работы, совершённой в единицу времени (Мощность)

26.Французский учёный, имя которого носит прямоугольная система координат (Р.Декарт)

27.Линия, по которой движется тело (траектория)

28. Основные механические единицы в СИ (метр, килограмм, секунда)

Ведущий : Однажды на лекции известного русского учёного, основоположника эволюционной палеонтологии В.О.Ковалевского, один студент из озорства пропел петухом. Профессор достал из своего кармана часы и проговорил: “Они отстают, так как показывают 7часов вечера, а должно быть 3 часа ночи”. Увидев недоумённые взгляды студентов, профессор пояснил: “Да-да это так. Инстинкт низших животных, как это убедительно доказано наукой, безошибочен”. Посмотрим, насколько вы эрудированны.

2 конкурс. “Эрудит”

Каждой команде задаётся по 3 вопроса, учащиеся выбирают произвольно номер задания

Медицинские нитки должны быть достаточно толстыми, поэтому ушко иголки тоже должно быть широким. Такая иголка при наложении швов оставляет большой след, рвёт ткани, образуя дополнительные ранки. Как; быть? Предложите усовершенствование иглы. (Ответ: отказаться от иголки вообще, металлизировать конец нити, который и будет выполнять функцию иглы.)

В Германии не рубят под Рождество с газонов ёлки. Почему?

(Ответ: ёлки обрабатывают специальным составом, который издаёт неприятный запах привнесении их с улицы в тёплое помещение. Кому нужна такая ёлка?)

Некий город стоит на реке, которая течёт только ночью. Как это объяснить? (Ответ: начало реки - высоко в горах. Днём солнце растапливает горный снег, образуется порция воды, которая подходит к городу лишь к ночи. К утру эта порция заканчивается. Так повторяется ежедневно. Такая река действительно существует в Чили.)

Лёд в водосточной трубе намерзает. Днём подтаивает и падает с грохотом, разбивая трубу. Осколки выскакивают на тротуар, пугая и задевая прохожих. Что вы можете предложить, чтобы убрать эти неприятные явления? {Задача ТРИЗ.) (Ответ: в трубу пропустить верёвку. Ледышка, подтаивая со стороны стенок трубы, не падает, а висит на верёвке, пока вся не растает.)

Часто можно видеть, как хозяйка, желая ускорить варку, усиливает огонь под кастрюлей, в которой кипит вода. Правилен ли этот приём? (Ответ: нет.)

В статье, опубликованной в “Докладах Французской академии наук”, учёные утверждают, что нашли связь между размерами бороды и густотой шевелюры: чем больше и гуще борода, тем чаще образуется лысина. Как это объясняет физика? (Ответ: густой волосяной покров ухудшает теплоотдачу. Чтобы избежать перегрева головного мозга, организм вынужден избавиться от волос в верхней части головы.)

Сточная промышленная труба обрастает слоем жира, грязи. Необходимо периодически его счищать, например, битым кирпичом. Но маленькие кусочки лёгкие и не снимают -слоя, большие – загромождают трубу, образуя затор, хотя и счищают слой. Как быть?
(Задача ТРИЗ.) (Ответ: маленькие кусочки битого кирпича надо заморозить в большие. Большие куски хорошо счищают жир, по мере таяния распадаются на маленькие и не образуют заторов.)

Проделайте опыт. Алюминиевый стакан калориметра, в котором находится снег, поставьте на деревянный диск, смоченный водой. Добавьте соль в снег, размешайте её ложкой. Пронаблюдайте, что происходит, и объясните причину этого с физической точки зрения.

Почему металл не трескается при резких колебаниях температуры воздуха, а камень трескается?

Ответ. Металл обладает большей теплопроводностью, чем камень. При колебаниях температуры в металле не возникают такие напряжения, которые способны привести к трещинам.

Ведущий: подведем итоги второго конкурса

Ведущий: Профессор работал в лаборатории с одним из своих студентов; они не знали, под каким напряжением находятся клеммы прибора, к которым они должны были подключить аппаратуру, - 110 или 220 В. Студент хотел сбегать за вольтметром, но профессор предложил ему определить напряжение на ощупь.

Но ведь меня просто дернет, и все, - возразил студент.

Да, но если тут 110 В, вы отскочите и воскликнете просто: “О, черт!”, а если 220 В, то выражение будет покрепче.

Сегодня я встретил одного парня, так он, наверное, перед этим подключился к напряжению 440 В.

3 конкурс “Экспериментатор”

Каждой команде на 5 мин дается задание, для выполнения которого необходимо заранее приготовить карандаши, тонкую проволоку, линейки, бумагу, ручки, иголки, зернышки пшена. За верно выполненное задание команды получают по 5 баллов.

Задание. С помощью линейки и карандаша как можно точнее вычислите диаметр проволоки.

4 Конкурс

Ведущий: “Внимание”!Только у нас и только сейчас проводится конкурс “Угадай учёного

Загадка первая

  • При нём Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой.
  • Он был избран в парламент Англии. И единственным его выступлением там были слова: “Закройте окно, дует”.
  • За свои научные достижения он был возведён королевой Англии в рыцарское достоинство.
  • Его девизом были слова: “Сделал что мог, пусть другие сделают больше”.
  • Открытые им четыре закона стали основой классической механики.

(Сэр Исаак Ньютон.)

Загадка вторая

  • Он основал новую отрасль знаний физическую химию.
  • Он объяснил электрическую природу северных сияний.
  • Он автор первого учебника физики на русском языке.
  • О нём говорили: “Смотри-де какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться”.
  • Он автор строк: “Дерзайте, ныне ободренны,/
    /Раченьем вашим __ показать,//
    Что может собственных Платонов,//
    И быстрых разумом Невтонов//
    Российская земля рождать”.

(Михаил Васильевич Ломоносов.)

Загадка третья

  • Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
  • Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
  • Он - крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
  • С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
  • По легенде, ему принадлежит возглас: “Эврика!”, прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

(Архимед.)

Загадка четвёртая

  • Она - об уникальном путешественнике. Кто он? Подсказки:
  • Претендентов на это путешествие было около 3 тыс., однако выбор пал на него.
  • Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
  • Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба...
  • Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.
  • Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!”.

(Ю.А. Гагарин.)

Загадка пятая

  • И снова о человеке-легенде. Подсказки:
  • Он жил в IV в. до н.э.
  • Он был воспитателем Александра Македонского.
  • Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.
  • В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.
  • Его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет.

(Аристотель.)

Загадка шестая

Речь пойдет о живом существе. Кто оно? Подсказки:

  • Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
  • Мощность, развиваемая его сердцем, = 2,2 Вт.
  • Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.
  • За свою жизнь оно съедает около 40 т пищи.
  • Это самое умное животное на Земле. (Человек.)

Ведущий: подведём результаты 4 конкурсов.

Ведущий:

Одна знакомая просила А.Эйнштейна позвонить ей по телефону, но предупредила, что номер, 24361, очень трудно.запомнить. “И чего же тут трудного? - удивился Эйнштейн. – Две дюжины и 19 в квадрате”.

Надеемся, что вы также сообразительны, и сможете ответить на наши вопросы.

5 Конкурс “Физика с юмором: что это?”

1. Земля на постаменте. 2. Беспорядок. 3. Он роднит иллюзиониста с линзой. 4. Не зная его закона, сиди дома. 5. Он садится сам. без всякого суда и следствия. 6. Частица, нахватавшаяся электричества. 7. Музыкальная вилка. 8. Моторизованный велосипед. 9. Как звали женщину, первой оторвавшуюся от Земли на аппарате тяжелее воздуха? 10. Телоутеплитель.

(Ответы. 1. Глобус. 2. Хаос. 3. Фокус. 4. Ом. 5. Аккумулятор. 6. Ион. 7. Камертон. 8. Мопед, 9. Баба-яга. 10. Шуба.

6 конкурс “Артистический”

В этом конкурсе капитаны команд вытягивают название задания. Команды должны показать с помощью пантомимы данное задание, а другая команда должна угадать задание соперника.

  • жизнь растений (прорастание, цветение, плодоношение, увядание)
  • извержение вулкана
  • работа холодильника
  • броуновское движение
  • эволюция человека
  • процесс старения

Ведущий: Бор с женой и молодым физиком Казимиром возвращались вечером из гостей. Казимир был завзятым альпинистом и с увлечением рассказывал о скалолазании, а затем захотел продемонстрировать свое мастерство, избрав для этого стену ближайшего дома. Когда он, цепляясь за выступы стены, поднялся уже выше второго этажа, за ним, раззадорившись, двинулся и Бор. Маргарита Бор с тревогой наблюдала снизу. В это время послышались свистки и к дому подбежало несколько полицейских. Здание оказалось отделением банка.

Сейчас мы проверим на сколько вы умны и находчивы.

7 конкурс Полиглот - скажи одним словом

1. Пишу на расстоянии (греч.).

2. Маленькая масса (лат.).

3. Распространение, рассредоточение (лат.).

4. Безжидкостный (греч.).

5. Прибор для измерения давления (греч.).

6. Вес, тяжесть (греч.).

7. Газовый шар (греч.).

8. Далёкий звук (греч.).

9. Неделимый (греч.).

10.. Частица (лат.).

{Ответы. 1. Телеграф. 2. Молекула. 3. Диффузия. 4. Анероид. 5. Манометр. 6. Барос. 7. Атмосфера. 8. Телефон. 9. Атом. 10. Корпускула.

Игра “Физическая азбука” для болельщиков

Болельщикам каждой команды предлагают: за 1 минуту назвать как можно больше физических терминов или фамилий ученых-физиков, начинающихся на заданную букву. Каждый правильный термин или фамилия приносит команде 1 балл.

Ведущий. Подведём итоги игры и наградим победителей.

Игра «Интеллектуальный марафон»

Цели:

    Показать применение методов, форм и приемов, технологий по активизации познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе

    Расширить кругозор учащихся

    Развить творческую активность

    Содействовать активизации у детей познавательного интереса, чувства товарищества и взаимопомощи

Оборудование: интерактивная доска, презентация игры, посылка, письмо, диск, плакаты с домашним заданием, бейджики,

Ход игры

Звучит музыка в мире животных.

    Здравствуйте гости, Здравствуйте ребята! Мы с вами на игре «Интеллектуальный марафон». В течении долгого времени мы неоднократно говорили о защите природы планеты Земля. Изучали жизнь животных, насекомых, растений, а так же явления природы. Я хотела подвести итог вашим знаниям. За помощью в подготовке игры я обратилась к специалистам по защите и охране природы. Они передали вам посылку. Посмотрим, что в ней? (зачитать письмо) «Дорогие ребята! Мы хотим с помощью вашего воспитателя проверить, как вы хорошо знаете нашу планету Земля. Сможете ли вы ее охранять и защищать в будущем. А для этого вам необходимо пройти несколько конкурсов. Наградой за ваши достижения будут призы, положенные нами в посылку. Ее можно вскрыть только тогда, когда все выполните».

    В игре участвуют 3 команды. Чтобы охранять природу,нужно её знать. Проверим ваши знания о природе. Прежде чем начать нашу игру я вам представлю членов жюри:

    .........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

I Конкурс « Приветствие »

    Жюри оценивает этот конкурс по пятибалльной системе. Сейчас команды представляют себя в соответствии с выбранным названием.

    Команда «Молекулы». Девиз: «Мы, молекулы, постоянно в движении, состоим из атомов и всегда в теме мы»

    Команда «Юные исследователи». Девиз: «Мы, юные исследователи, идем всегда вперед.Мы любим приключения, и нас победа ждет»

    Команда «Земляне». Девиз: «Мы, земляне,дружные и всем на свете нужные. Победим мы всех всегда, не проиграем никогда»

II Конкурс « Домашнее задание»

    Жюри оценивает этот конкурс по пятибалльной системе. Команды должны представить плакат на тему:«Берегите природу».

Команда «Молекулы» представляет плакат с изображением леса.

Команда «Юные исследователи» представляют плакат с изображением водоема.

Команда «Земляне» представляют плакат с населенным пунктом.

Слово жюри. Подсчет баллов.

III Конкурс «Разминка»

    Каждая команда должна ответить на вопросы. За правильный ответ 1 балл. Ответ принимается от одного члена команды. Если команда шумит и выкрикивает-баллы снимаются.

Вопросы 1 команде

Вопросы 2 команде

Вопросы 3 команде

На следу каких хищных зверей нет когтей? (кошки, рыси)

У кого каждый день растут зубы? (грызуны: заяц, бобер)

Название какого растения говорит где оно растет? (подорожник)

Какая птица выше всех летает? (орел)

Кто бежит выставляя задние ноги вперед? (заяц)

Кровожадный хищник наших лесов? (волк)

Кто может пить ногой?(лягушка)

Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)

Какой цветок лето начинает? (колокольчик)

Кто собирает яблоки спиной?(ёж)

Какая птица самая большая в мире? (страус)

Животное наших лесов похожее на кошку?(рысь)

Какие птицы выводят птенцов 5 раз за лето? (воробьи, овсянки)

Дерево символ России? (берёза)

Самое сладкое дерево лесов? (липа)

Листья какого дерева опадают зелеными? (ольха)

Какое животное обладает громким голосом? (крокодил)

Разноцветные грибы?(сыроежки)

Какая ягода бывает черной, красной и белой? (смородина)

Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)

Самый высокий злак? (бамбук)

Какими грибами лечаться лоси?(мухомор)

Какая птица в мире самая маленькая? (королек)

Какое дерево весной дятла поит? (береза)

IV Конкурс «Заморочки из бочки»

    Команды по очереди достают вопросы из бочки и отвечают на них. Жюри оценивает каждый ответ на вопрос в 2 балла.(фон - музыка звука природы).

    Почему ласточки перед дождем летают низко? (потому что у мошек намокают крылья и они опускаются к земле, и ласточки ими питаются)

    Почему при безоблачном небе морозы бывают сильные? (потому что облака для земли как, одеяло, они не дают остывать земле)

    Почему волка называют «санитаром леса»? (он добивает больных, слабых животных)

    Из какой бумаги осы делают гнездо? (бумагу делают сами, соскабливают с дерева кусочки древесины и размельчив её, смачивают её своей слюной.Получается липкая кашица, когда она высыхает, то превращается в плотную «бумагу» серого цвета и на ней можно писать)

    Зачем змеи язык показывают? (это они воздух ощупывают, добычу ищут)

Слово жюри. Подсчет баллов.

V Конкурс «Ты-мне, я-тебе»

Команды задают друг другу вопросы, заранее подготовленные.За правильный ответ жюри выставляет 2 балла.начинает та команда, которая набрала меньшее количество балов.

1.Почему у журавля 1 птенец?(журавли откладывают 2 яйца, но птенец у них остается 1. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку и выживает сильнейший, а родители безразлично наблюдают за этим убийством)

(пока дети обсуждают ответ звучит музыка)

2.Почему мухи к осени «звереют»(кусаются)?(осенью в наших домах свирепствует жигалка осенняя которой нужно насосаться крови чтобы продолжить свой род. Домашняя муха кусаться не может).

3.Лесоводы иногда называют березу «доброй няней ели».Почему?(всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца)

VI Конкурс «Гонка за лидером»

    Кто такие «Лидеры?» лидеры, это ваши капитаны. Капитаны команд выходят, становятся за стол, отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ жюри выставляет 1 балл.

Вопросы 1

Вопросы 2

Вопросы 3

Какой снег быстрее тает грязный или чистый?(грязный)

Животные, которые строят дом на реке? бобры

У кого самый чуткий нос? (бабочка)

Какое насекомое носит чин морского офицера? (бабочка-адмирал)

Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние?(одинаковые)

Какая рыба «вьет» гнездо? (колюшка)

Сколько крыльев у жука? (4)

Изменение густоты и окраски шерсти у животных?(линька)

Какой гриб носит название хищного зверя?(лисичка)

Кто охраняет лесную поляну от вредных мух?(стрекоза)

Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые?(крапива)

Какую траву любят кошки?(валериану)

Каким насекомым хлопают в ладоши?(комар, моль)

Какое животное все время проводит под землей?(крот)

Какая птица выводит птенцов зимой?(клест)

Какое растение является хищником для насекомых?(росянка)

Кто кукует у кукушки самец или самка?(самец)

Какое травянистое растение зацветает первым?(мать и мачеха)

У какой птицы самый длинный язык?(дятел)

Самый быстрый зверь на земле?(гепард)

Состояние реки, когда вода заливает большие территории?(половодье)

Прилет каких птиц означает приход весны?(грачи)

Дерево,которое зацветает раньше всех?(ива)

Самый чистоплотный зверь?(барсук)

След какого хищного зверя похож на человеческий?(медведя)

Из чего готовят манную крупу?(пшеницы)

VII Конкурс «Кто быстрее»

Вы должны быстро ответить на вопросы. Я задаю вопрос, та команда, которая быстрее поднимет руку, имеет право на ответ. Жюри внимательно следит за очередностью поднятия рук. Если первая команда отвечает не правильно, то ход переходит по решению жюри к тем, кто поднял руку вторым. За каждый правильный ответ жюри выставляет 1 балл.

    Наука о звездах и небесных телах? (астрономия)

    Наука о живой природе? (биология)

    Естественный спутник Земли? (луна)

    Сколько океанов на нашей планете?(4)

    Частицы, на которые делятся молекулы? (атомы)

    Название, какого растения связано со звоном? (колокольчик)

    Модель земного шара? (глобус)

    «Край виден, да дойти до него невозможно». Что это? (горизонт)

    «Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу».(вода)

    Начало реки? (исток)

    Самый большой океан? (тихий)

    У какого дерева ствол белый? (береза)

    Какая птица самая маленькая? (королек)

    Самый маленький океан? (северный ледовитый)

    Что теряет лось каждую зиму? (рога)

    У какого слона нет хобота? (у шахматного)

    На каком базаре самый большой шум? (на птичьем)

    Когда птица громче: в полете или сидя на ветке? (в полете)

- Пока жюри подводит итог игры, я хочу у вас узнать, «А знаете ли вы?»

Памятники самому высшему проявлению человеческой души – это памятники животным. В знак признательности за любовь и преданность люди ставят памятники животным, это благодарность, выраженная в камне.
1. Хатико - пёс породы , являющийся символом верности и преданности в Японии. Хатико появился на свет 10 ноября 1923 года. Щенка подарили профессору Хидэсабуро Уэно, работавшему в Токийском университете. Профессор дал щенку кличку Хатико (восьмой). Это пес, преданно ожидавший хозяина на железнодорожной станции. 1934 года, Хатико был воздвигнут памятник, на открытии которого он лично присутствовал. Во время второй мировой войны памятник был уничтожен - металл памятника пошёл на военные нужды. Но Япония не забыла пса - и после окончания войны, в августе 1948 года, памятник был восстановлен. Сегодня статуя Хатико у станции Сибуя является местом встречи влюблённых, а сам образ пса в Японии стал примером беззаветной любви и верности.

2. В Санкт-Петербурге - почтили маму-утку и утят из сказки Роберта Макклоски "Дайте дорогу утятам". Установлен в 1991 году, подарен Барбарой Буш Раисе Горбачевой.

3. Этот более скромный памятник зайцу установлен в Петербурге в 2003 году по инициативе историка Сергея Лебедева. Скульптор - В. Петровичев, арихитектор - С. Петченко. Адрес - Кронверкский пролив, омывающий Заячий остров, на котором расположена Петропавловская крепость. О названии острова сложено несколько исторических легенд, в которых фигурирует заяц, спасшийся во время одного из наводнений в Санкт-Петербурге.

Награждение команд.

А теперь, ребята может вы хотите что-то добавить?

Наша планета земля

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый, ребята!

Давайте будем беречь планету

Другой такой планеты нет

Развеем над нею и тучи, и дым

В обиду её никому не дадим

Беречь будем птиц, насекомых, зверей

От этого станем мы только добрей

Украсим всю землю садами, цветами

Такая планета нужна нам с вами

Поговорим о том, как можно провести внеклассное мероприятие по информатике. 5-6 классы – это период, когда ребята начинают глубокое знакомство с данным предметом. Внеурочная работа является важным средством формирования личности ребенка. Именно поэтому она является составной частью воспитательной работы в любом образовательном учреждении.

Предназначение

С какой целью проводится внеклассное мероприятие по информатике? 5 класс – это время, когда ребятам нравятся викторины, конкурсы. Педагог, вовлекая ребят во внеурочную работу, достигает главную цель воспитания и обучения – подготовку личности с активной гражданской позицией. Ребята повышают самооценку, обогащают личный опыт, совершенствуют практические навыки и умения.

Проект «Семейный клуб»

Как провести внеклассное мероприятие по информатике? 6 класс – отличное время для организации творческих викторин. Педагог организует «Семейный клуб». За 2-3 недели до проведения праздника ребята получают задание – сделать необычную компьютерную презентацию о своей семье.

В рамках самого мероприятия дети представляют свои творческие материалы. Жюри, в состав которого входят учителя, оценивают не только сам материал, но и оригинальность его подачи.

Сценарий внеклассного мероприятия по информатике составляет сам учитель. Это способствует повышению его профессиональности, творческому поиску, саморазвитию.


Профессиональный поиск

Учитель информатики – специальность, предполагающая постоянную работу педагога над собой, так как уровень компьютерной грамотности школьников меняется достаточно быстро. Для активизации внеурочной деятельности педагог обязан постоянно следить за новыми методическими материалами, публикуемыми в журналах «Компьютер в школе», «Информатика и образование», «Информатика».

Сущность внеклассной деятельности по информатике

Она подразумевает разнообразные по методике проведения, назначению, содержанию, способам и формам занятия. К примеру, можно организовать внеклассное мероприятие по информатике и математике «Цифры в нашей жизни». Ребята путешествуют с помощью интерактивной презентации, подготовленной учителем информатики, по стране «Цифрографии», решают несложные математические примеры, зарабатывают баллы. В конце мероприятия они могут обменять их на сладкие призы.

Внеурочная работа – это внеклассные занятия, проводимые в ученическом коллективе на базе самоуправления, самодеятельности учащихся при направляющей роли педагога.

Внеклассная работа по информатике носит межпредметный характер, так как она связана с многочисленными средствами и возможностями, предоставляемыми информационными технологиями и компьютером.


Цель и задачи внеурочной работы по информатике

Внеклассное мероприятие по информатике «7 класс в поисках сокровищ» предназначено для формирования у школьников познавательного интереса к данной учебной дисциплине. Что делает педагог? Он предлагает своим воспитанникам викторину, касающуюся информационных технологий. Каждый правильный ответ приближает ребят к сокровищам. После того как «клад» будет найден, ребят ожидает сюрприз – чаепитие с вкусным тортом.

Это внеклассное мероприятие по информатике позволяет решать следующие задачи:

  • Формирует у детей уверенность в своих силах, толерантность по отношению к другим людям.
  • Убеждает в необходимости получения информационных знаний.

Любое внеклассное мероприятие по информатике способствует обогащению опыта коллективного взаимодействия. В совокупности это дает отличный учебно-воспитательный результат. Многие ребята не занимаются в кружках, клубах, секциях, поэтому внеклассное мероприятие по информатике – это способ предупредить детскую безнадзорность, дать слабоуспевающим детям шанс на интеллектуальное развитие.

При правильном сочетании учебной и внеклассной работы можно создать гибкую систему учебно-воспитательной деятельности.

Любое внеклассное мероприятие по информатике является эффективным способом дифференциации воспитания и обучения при сохранении обязательного и единого учебного плана. Благодаря развивающей функции, педагог выявляет и развивает способности каждого ребенка посредством вовлечения его в школьные праздники, КВН, олимпиады по информатике.


Для чего проводится внеклассное мероприятие по информатике? 8 класс предполагает не только организацию творческих конкурсов, но и участие в школьных, региональных олимпиадах. Специфика внеурочной деятельности по информатике связана со следующими факторами:

  • обращение к чувствам детей для максимального эмоционального воздействия;
  • практическое совершенствование навыков и умений.

Внеклассное мероприятие по информатике «7 класс в поисках сокровищ», упомянутое ранее, является продолжением учебной деятельности. Оно подходит для углубления УУН школьников в сфере программного материала, развития исследовательских и логических навыков, усвоения информационного языка.


Работа с подростками

Как организовать внеклассное мероприятие по информатике? 9 класс – время, когда дети стоят перед выбором будущей профессии. Учитель обязан учитывать психологические и возрастные особенности подростков, продумывая план внеурочной деятельности. Например, посредством информационных технологий педагог знакомит ребят с миром профессий, их отличительными чертами, популярностью на современном рынке труда.

Предлагаем внеклассное мероприятие по информатике: «8 класс – компьютерная юморина». Класс делится на две группы, одна выступает в качестве зрителей, вторая – актеров. Ребята, пользуясь информационными технологиями, придумывают смешные конкурсы, загадки, вовлекают в праздник «зрителей».

Педагог выступает в качестве наблюдателя и технического инженера. В случае необходимости он включает (выключает) компьютер, проектор, переключает слайды презентации.

Часто учителя объединяют во внеурочной деятельности два аспекта: развлекательный и познавательный. К примеру, внеклассное мероприятие по информатике (10 класс) можно провести по сценарию программы «Поле чудес». Игрокам предлагаются вопросы, касающиеся информатики. Победитель выбирает сладкий приз, получает оценку «отлично» по предмету.


Мероприятие «Инфознайка»

Предлагаем внеклассное мероприятие по информатике, 11 класс может провести его (под руководством педагога) для учеников 5-6 классов.

Оборудование: конкурсные задания, плакаты, музыкальные записи.

В игре участвуют команды из 6 игроков. Учитель информатики, классные руководители выполняют функцию жюри на мероприятии.

Цель – повышение познавательного интереса к информатике.

  • повторение основных понятий и терминов в игровой форме;
  • развитие умения использовать теоретические сведения в нестандартных ситуациях;
  • совершенствование коммуникативных навыков и культуры поведения школьников;
  • создание условий для интеллектуального, активного, эмоционального отдыха после учебных занятий;
  • способствование развитию творческих, интеллектуальных, физических способностей школьников.

Ход мероприятия прост.

Старшеклассники приветствуют учителей, ребят, гостей праздника. Внеклассное мероприятие «Инфознайка» можно начать словами:

«Надо срочно вам, ребята,

Информатику познать.

Ведь успеха и удачи

Без компьютера не ждать!»

Информатизация для современного человека – это знания, оценивать которые будут наши уважаемые педагоги.

Затем следует знакомство с каждой командой. Ребята озвучивают свое название, девиз, представляют капитана.

Первый конкурс: каждая группа игроков получает листочек с ребусом. За правильный ответ команда получает 5 баллов.

Пока игроки работают над заданием первого конкурса, старшеклассники предлагают болельщикам отгадать несколько загадок.

  1. Точно смелый капитан! Есть на нем крутой экран. Яркой радугой он дышит, и на нем планшет наш пишет, и рисует без запинок он нам множество картинок. (Монитор).
  2. Около дисплея - главный блок: там идет электроток к самым главным микросхемам. Этот блок мы назовем... (Процессор).
  3. Скромный серый колобок. Тонкий, длинный проводок. Ну а на коробке - две либо три кнопки. В зоопарке наш зайчишка. У компьютера есть... (Мышка).
  4. Раз-два и готово - отстучали слово! Вот где пальчикам физкультура. Это красивая... (Клавиатура).
  5. Для чего же данный ящик? Он к себе бумагу тащит. Ну и сразу же буквы, точки, очень ровно в каждой строчке. Напечатай нам картинку, ловкий мастер - струйный... (Принтер).

Следующий конкурс называется «Носитель информации». Старшеклассник читает небольшой отрывок из мультипликационного фильма или из сказки, а игроки должны отгадать носитель информации, применяемый героями.

  • Скачет как-то Илья Муромец на своем боевом коне и видит: лежит на развилке путей-дорог Вещий камень, на котором написано: «Направо пойдешь – своего коня потеряешь, зато себя спасешь; коли налево пойдешь – коня спасешь, а себя потеряешь; если прямо пойдешь – все потеряешь. (Камень).
  • Однажды дядя Федор, Кот и Шарик отправились в лес собирать грибы. Дома, помимо Галчонка, никого не было. И вдруг пришел почтальон Печкин, он постучал в дверь и услышал: "Кто там?" - "Это я, почтальон Печкин, принес журнал «Мурзилка»". (Бумага).

Последним в викторине будет конкурс «Инфобой». Команды получают тест, который они должны выполнить за минимальное время.

1. Выберите лишний термин:

а) береста;

б) папирус;

в) желудь;

г) пергамент.

2. Что не является главной деталью компьютера:

а) монитор;

в) клавиатура;

3. Какой информации не бывает:

а) зрительная;

б) слуховая;

в) вкусовая;

г) беговая.

4. Что является электронным носителем:

а) бумага;

б) лазерный диск;

в) камень;

г) береста.

5. Что может рассказать о человеке:

б) возраст;

Пока жюри считает баллы и подводит итоги, старшеклассники предлагают болельщикам какую-то интересную логическую задачку.

Полезная информация

Внеурочная работа является очень важным аспектом профессиональной деятельности учителя информатики общеобразовательной школы. Педагог предлагает своим воспитанникам изготовить наглядные пособия для других ребят, связанные с информационными технологиями.

В настоящее время в российских школах происходят серьезные преобразования. Они предполагают введение в образовательный и воспитательный процесс личностно-ориентированного подхода. В рамках внеурочной деятельности учитель информатики выявляет и развивает талантливых детей, вовлекает их во всевозможные олимпиады, творческие конкурсы, проектную и исследовательскую деятельность.


Заключение

В рамках внеурочной деятельности по информатике можно организовывать занятия по музыке и анимации, компьютерной графике, созданию гипертекстовых и мультимедийных проектов художественного, эстетического направления.

Ребята с огромным интересом посещают внеурочные занятия по дизайну и Web-графике. Перспективным вариантом творческой деятельности школьников в рамках ФГОС нового поколения будет ученический журнал либо школьная газета, которые разрабатываются с помощью информационных технологий.

Среди самых модных тенденций последнего времени стоит отметить функционирование школьных видеостудий. Педагоги информатики получают возможность создавать вместе со школьниками посредством компьютерных технологий не только различные документальные ленты, но и учебные, художественные материалы, мультипликационные фильмы, способствующие нравственному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

Очень интересным элементом внеурочной работы по информатике является смотр разных вариантов компьютерного творчества. Благодаря многочисленным проектам по ИКТ у ребят формируются представления о практической значимости информационных технологий.

В каждом образовательном учреждении формируется свой план воспитательной деятельности. На него влияют некоторые факторы:

  • традиции и специфика ОУ;
  • техническое оснащение школы;
  • индивидуальные и возрастные особенности школьников

Если в школе есть профильное обучение, в таком случае во внеурочной деятельности выделяется определенный познавательный элемент.

Отдельное внимание следует уделить и особенностям самого педагога, его склонностям, интересам, жизненной позиции.

Если учитель информатики настроен на получение высоких результатов от своих воспитанников, для внеурочной деятельности он будет отбирать содержание, способствующее достижению поставленной цели.

Стремительный темп развития компьютерных технологий и информатики делает мобильным содержание внеурочной деятельности по информатике, предполагая гибкость педагога в его работе.

Целенаправленная внеклассная работа по информатике нужна для того, чтобы у каждого ребенка была возможность раскрыть и выразить собственную индивидуальность.

Для этого педагог должен владеть полной информацией об интересах школьников, проводя с такой целью периодические диагностики. Среди форм работы, подходящих для учителя информатики, отметим фронтальную и индивидуальную.

Первый вариант предполагает одновременное воздействие педагога на каждого ребенка. Это позволяет учителю определять уровень подготовки класса к внеурочному мероприятию. При индивидуальной деятельности педагог подбирает специальные вопросы и задания каждому воспитаннику. Такой подход предполагает самостоятельное достижение поставленной цели, что способствует продвижению школьника по индивидуальной образовательной траектории.

Первоочередная задача школы - обеспечить средний уровень образования. Какой бы ни была программа обучения, школьник обязан получить базовые знания по определенным государством предметам. Но основная цель образования - воспитание гармоничного члена общества. Поэтому, кроме обучающей, школа выполняет также воспитательную и развивающую функции. Опытные педагоги знают, что достижение этой цели невозможно без сочетания учебного процесса с программой внеклассных мероприятий.

Внеклассное мероприятие имеет ряд особенностей. Оно проводится в более свободной форме, чем урок. Хотя ведет его учитель (особенно если это внеклассные мероприятия в начальной школе), ученикам предоставляется больше самостоятельности. Вне урока дети могут проявлять больше творческой активности и развивать мышление, осваивать навыки общения в коллективе и групповую работу. Обучающая функция на внеклассных занятиях играет второстепенную роль, даже если мероприятие направлено на углубленное изучение того или иного предмета. Гораздо более важным при организации внеклассной работы является умение школьников применить на практике теоретические знания, получаемые на уроках. Это способствует развитию интереса к изучаемому предмету. Не менее значимым является расширение кругозора и повышение культурного уровня школьников, уважения друг к другу, к традициям и обычаям. Именно эти цели являются приоритетными при подготовке внеклассного мероприятия.

В зависимости от поставленных преподаватель выбирает форму, в которой проводится внеклассное мероприятие, и определяет его содержание. Это может быть викторина, КВН, спортивные и интеллектуальные конкурсы, костюмированная постановка, чаепитие. Форма проведения внеклассных занятий предоставляет большие возможностей для привлечения родителей и других взрослых, для контакта между школьниками разных возрастов. Такое занятие может проводиться в каникулы, на природе, на экскурсии.

Грамотно организованное внеклассное мероприятие становится для школьников не дополнительной нагрузкой, а желанным праздником, возможностью проявить себя. Такие занятия укрепляют коллектив, помогают сформировать у школьников и Особое эмоциональное состояние, возникающее у школьников на таких занятиях, существенно повышает эффективность их деятельности и улучшает усвоение знаний. Поэтому, например, для закрепления особо сложных правил грамматики имеет смысл организовать внеклассные мероприятия по русскому языку. Физика, химия, математика, история, география, биология - любой предмет покажется ученикам легким и интересным при правильном сочетании и внеклассных занятий.

Темы дополнительных занятий не всегда должны быть связаны непосредственно с обучением. Их можно посвятить изучению истории своего города, здоровому образу жизни, соблюдению правил дорожного движения. Нередко внеклассное мероприятие по профориентации играет значительную роль при выборе старшеклассниками той или иной профессии. И учителям, и родителям школьников следует помнить о силе воспитательного воздействия внеклассных занятий и уделять им внимание не меньше, чем традиционным урокам.

Внеклассное мероприятие по математике

Математическо-юмористический конкурс «Квадратура круга»

Город Пенза

Место работы: ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции»

Должность: преподаватель математики

Участники мероприятия: 4 команды по 5 студентов 2 курса (или 11 класса); жюри – 5 преподавателей; болельщики – студенты соответствующих групп.

Цели:


  • Активизировать деятельность учащихся на основе соревновательной игры, привить интерес к изучению математики;

  • Формировать коммуникативные навыки учащихся;

  • Развивать познавательный интерес у учащихся к учебному мероприятию, способствовать формированию положительной мотивации учения;

  • Развивать творческие способности учащихся;

  • Формировать навыки коллективной работы.
Задачи:

  • Расширить математический и общий кругозор учащихся;

  • Формировать навык применения знаний в нестандартных ситуациях;

  • Развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, слуховое восприятие;

  • Совершенствовать навыки математического моделирования по памяти и представлению;

  • Способствовать сплочению коллектива.
Форма проведения: КВН

Подготовка к мероприятию : за несколько дней до начала мероприятия объявить о нем группам, сформировать команды и раздать домашнее задание, подготовить реквизит и компьютерную презентацию, оформить зал.

Домашнее задание для команд: придумать название, девиз и эмблему команды, выбрать капитана; подготовить приветствие, отражающее самобытность команды; подготовить творческий номер на тему «Мы и математика».

Оформление помещения к проведению мероприятия: в зале расставлены столы по количеству команд, стол для членов жюри, места в зале для болельщиков, на экране заставка с названием мероприятия, музыкальное сопровождение.

Материалы и оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация для мероприятия, секундомер; реквизит для конкурсов: черный ящик, тетрис, кубик Рубика, часы, карточки с заданиями (Приложение 1, Приложение 2) , карточки для членов жюри (Приложение 3) .

Ожидаемые результаты: интерес у студентов к математике как предмету, проявление знаний и творческих способностей, активное участие в подготовке мероприятия и самом соревновании, осознание роли математики в окружающем мире, проявление командного духа, сплочение коллектива, положительный эмоциональный настрой.

Сценарий мероприятия

Ведущий: – Здравствуйте, дорогие друзья. Мы рады приветствовать всех вас на нашем сегодняшнем мероприятии под названием «Квадратура круга»

Широко распространено мнение, что математика – наука крайне скучная. Однако мы собрались здесь, чтобы развеять этот стереотип и доказать, что математика может быть еще и занимательным, интересным и довольно веселым занятием.

В нашем математическом соревновании принимают участие три команды, с которыми мы очень скоро познакомимся поближе. Сегодня им предстоит показать себя, свои знания и чувство юмора в различных конкурсах, поэтому давайте поддержим их бурными аплодисментами.

Хотелось бы также представить главных арбитров нашего интеллектуально-юмористического поединка – (представление судейского состава) .

Ну, и конечно, в этом зале собрались болельщики, которые очень переживают за своих одногруппников.

Мы начинаем! И сейчас, как нельзя кстати вспоминаются слова известного барона Мюнгхаузена: «Вы слишком серьёзны. Умное лицо - это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»


  1. Приветствие.
В: – «У них обычно трудные или даже пугающие фамилии: Лейбниц, Эйлер, Лагранж, Лобачевский и т.д. Где же математики с такими простыми фамилиями, как Иванов, Петров, Сидоров?» А какие названия выбрали себе участники наших команд? Давайте это узнаем. И на сцену приглашается…

Команды представляют себя, свое название, девиз, приветствуют жюри, соперников и болельщиков.

Оцениваются оригинальность представления, сплоченность, культура речи, внешний вид участников. Максимальная оценка – 5 баллов.

В: – Спасибо командам за их приветствия, а мы продолжаем.


  1. Фитнес для ума.
В: – Однажды Дениска, герой рассказов Драгунского, задал своему другу Мишке задачу: «Как разделить два яблока на троих?» И когда Мишка, наконец, сдался, торжествующе объявил: «Сварить компот!». Мишка с Денисом еще не проходили дробей и были уверены, что 2 на 3 не делится.

Наши участники уж точно знают, как справиться с такими задачками, и сейчас они проверят друг друга на сообразительность в конкурсе «Фитнес для ума».

Каждый участник команды задает командам соперников заранее приготовленный вопрос. Баллы получает команда, первой правильно ответившая на вопрос. За каждый правильный ответ команде выставляется 1 балл.


  1. Черный ящик.
Играет музыка «Черный ящик» из телевизионной игры «Что? Где? Когда?». Под музыку в зал вносится черный ящик, в котором лежат кубик Рубика, тетрис и часы.

В: – Все узнали эту мелодию? Догадаетесь, как будет называться наш следующий конкурс?

Ведущий зачитывает описание предмета, лежащего в черном ящике. После 1 минуты размышления команды записывают ответ на карточке и сдают его жюри. Команды озвучивают свои ответы, и ведущий показывает предмет публике.

Задания для конкурса «Черный ящик»:

1) Однажды на глаза московскому программисту Алексею Пажитнову попалась древняя головоломка «Пентамино», в которой требуется из данного набора плоских деталек сложить различные фигуры. Эта головоломка, рассчитанная на вдумчивое решение, превратилась в динамичную игру «на скорость соображения». В 1984 году игра была представлена общественности и быстро распространилась по всему миру, неся в себе русский колорит – в фоновой заставке была фотография Юрия Гагарина и звучала мелодия песни «Коробейники». Сегодня эта игра, название которой происходит от греческого слова «четыре», реализована практически на всех компьютерах, включая телефоны, игровые видеоприставки и множество карманных устройств.

(Ответ: тетрис)

2) Эта красивая игрушка-головоломка в конце 70-х годов прошлого века вызвала всеобщий ажиотаж. Изобрел эту игрушку преподаватель архитектуры из Венгрии, который хотел с ее помощью развивать пространственное мышление у своих студентов. Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали в комплект к самой игрушке пластмассовый топорик, чтобы вконец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав ее, после долгих и безрезультатных попыток решить головоломку.

(Ответ: кубик Рубика)

3) До того как приобрести свой современный вид, этот предмет претерпел множество изменений и для его функционирования в разное время использовались вода, огонь, солнце, песок, электричество. Самый первый прототип появился еще во 2 тысячелетии до нашей эры и был гениально прост: воткнутый в землю шест. Другой разновидностью был придуманный Платоном прибор, который состоял из двух сосудов. В верхний сосуд наливалась вода, откуда она понемногу вытекала в нижний, вытесняя воздух. Воздух по трубке устремлялся к флейте, и она начинала звучать. В современном мире данная вещь выполняет необходимую и важную функцию, но, помимо этого, служит также прекрасным предлогом завести разговор с незнакомым человеком на улице.

(Ответ: часы)


  1. Эврика .
В: – «Эврика!» – воскликнул Архимед, по легенде открывший свой знаменитый закон, лежа в ванной. «Эврика» или в переводе с древнегреческого «Я нашел» – название нашего следующего конкурса. В нем команды должны показать, что же они нашли такого интересного, чем можно удивить нашу искушенную публику и уважаемое жюри.

Команды представляют заранее подготовленный номер.

Оцениваются соответствие содержания заявленной теме, оригинальность и качество выступления. Максимальная оценка – 10 баллов.


  1. Сила мысли.
Спасибо командам за выступления, а мы движемся дальше. И наш следующий конкурс называется «Сила мысли». Как говорил знаменитый ученый Альберт Эйнштейн: «Логика приведет вас из пункта А в пункт В. Воображение приведет вас куда угодно». Поэтому включайте свое пространственное воображение.

Команды получают на листочке задание (Приложение 1): определить, какое изображение кубика соответствует данной развертке. Данное задание участники выполняют во время конкурса болельщиков и после его окончания сдают ответы членам жюри.


  1. Конкурс болельщиков.
В: – Пока команды выполняют свои задания, мы поиграем с болельщиками. Вам необходимо вспомнить и назвать как можно больше пословиц и поговорок, в которых встречаются числа.

Болельщики команд по очереди называют пословицы и поговорки, содержащие в себе числа.

По количеству названных пословиц команды болельщиков занимают следующие места: 1 место – за наибольшее количество, 3 – за наименьшее количество. Конкурс оценивается следующим образом: 1 место – 3 балла, 2 место – 2 балла, 3 место – 1 балл.

В: – А теперь еще одно испытание для наших зрителей. Придумайте длинное слово, связанное с математикой. Победит тот, кто придумает слово, содержащее самое большое количество букв.

Болельщики пытаются придумать математическое слово, содержащее наибольшее количество букв. 2 балла получает команда болельщиков, придумавшая самое длинное слово.


  1. Педагогический дебют.
(Звучит песня «Капитан, капитан улыбнитесь»).

В: – Как вы уже догадались, мы с вами переходим к конкурсу капитанов, который называется «Педагогический дебют» . Почему такое название? Сейчас объясню. Сегодня вам предстоит почувствовать себя настоящим учителем математики. Представьте, что перед вами ваши ученики, а вы должны объяснить им те или иные понятия, причем, не называя самого этого слова.

Данный конкурс имеет несколько туров: по одному на каждую команду. Перед началом тура засекается время – 1 минута. По знаку ведущего один участник команды достает из коробки карточку (Приложение 2) со словом и пытается объяснить его значение другим игрокам из своей команды. При этом нельзя называть само это слово и однокоренные ему слова. Если команда угадала написанное слово, и назначенного времени с начала тура ещё не прошло, то карточка переходит в собственность играющей команды, а игрок достаёт из коробки следующую карточку. Если угадано второе слово, то игрок достаёт третье, и так далее. Участник имеет право пропустить слово и взять другую карточку, если он не может объяснить его значения.

Данный конкурс оценивается следующим образом: за каждое угаданное слово команда получает 1 балл.


  1. Веселая арифметика.
В: – Знаете ли вы кто такая Софья Ковалевская? В детстве с одной из самых знаменитых женщин-математиков произошел удивительный случай. Когда в доме ее отца шел ремонт, то на детскую не хватило обоев. Пришлось оклеить ее бумагой с записями лекций по высшей математике. Так что детство маленькой Сони прошло в окружении каких-то непонятных значков. Девочка часами стояла у стен детской, пытаясь понять написанный текст. Когда же в подростковом возрасте она стала брать уроки по высшей математике, преподаватель очень удивился тому, как она быстро усваивает сложнейший материал. Так что долой обои! Да здравствуют конспекты лекций по высшей математике!

А вот для нашего следующего конкурса «Веселая арифметика» знания высшей математики не требуется. Нужно только чувство юмора и умение выполнять простейшие действия.

На экране таблица с номерами задач. Команды по очереди выбирают ячейку с задачей и решают ее в течение 30 секунд. Если команда не отвечает, то имеет право дать ответ другая команда. За каждую правильно решенную задачу команда получает 2 балла.

Задачи для конкурса «Веселая арифметика» :

1) У старшего брата 2 конфеты, а у младшего 12 конфет. Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала, и между братьями наступило равенство?

2) На педсовет собрались 40 строгих учительниц, и все стали по очереди ругать одного печального третьекласника. Каждая учительница ругала беднягу по 12 минут. Сколько часов ругали печального третьекласника?

3) Кощей Бессмертный родился в 1123 году, а паспорт получил только в 1936 году. Сколько лет Кощей Бессмертный прожил без паспорта?

4) Длина стороны зеркала квадратной формы - 10 дм. Скольким квадратным метрам будет равна площадь отражения лица царевны Несмеяны, если, когда она любуется собой, это отражение занимает как раз всю площадь зеркала?

5) 40 бабушек поехали кататься на мотоциклах. Впереди на мотоцикле без глушителя ехала в одиночестве самая шустрая бабушка, за ней мчались три мотоцикла с колясками, на каждом из которых поместилось по три бабушки, а сзади их догоняли остальные мотоциклы. На отставших мотоциклах сидело по две бабушки. Сколько всего мотоциклов было у бабушек?

6) В бублике 1 дырка, а в кренделе дырок в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях?

7) Два мальчика побежали навстречу друг другу по спортивной дорожке, длина которой - 100 м, а ширина - 60 см. Один мальчик бежал со скоростью 5 м/с, и второй бежал со скоростью 5 м/с. Через сколько секунд они столкнулись лбами?

8) Мряка, Бряка, Слюник и Хрямзик шли, шли, шли и прошли 200 длиников за 5 долгиков. За сколько долгиков они пройдут 360 длиников, если будут идти, идти и идти с той же скоростью?

9) Ученый с мировым именем Иннокентий изобрел ботинки без подошв, чтобы от всех тайком ходить босиком. Сколько подошв сэкономит за месяц обувная фабрика, если, выпуская в год по 40000 пар ботинок, 3/4 этих ботинок выпустит без подошв?

10) Страус пробегает расстояние в 200 метров за 12 секунд. Не меньше скольких километров должен пробежать Петр Петрович, за которым этот страус гонится вот уже 10 минут?

11) У бабушки в шкафу спрятана банка с вареньем. В банке -650 г варенья. Внук Коля разведал, где спрятана банка, и каждый день съедает по 5 ложек. Сколько граммов варенья обнаружит бабушка в банке через 20 дней, если известно, что в каждую ложку, съеденную внуком, помещается 5 г варенья?

12) Скорость полета стрелы, выпущенной из лука Ивана Царевича, - 50 км/ч. Стрела долетела до Царевны-лягушки за 2 часа. Скорость пешего Ивана Царевича - 5 км/ч. За сколько часов Иван Царевич доберется до своей невесты?

Подведение итогов

В: – Пришло время подвести итоги нашего соревнования. Слово предоставляется председателю жюри.

(Подведение итогов, награждение).

В: – Вы все сегодня молодцы, достойно показали себя, проявили свою смекалку, сообразительность и умение улыбаться. Спасибо вам за участие и помните: «Для настоящего математика пределов не существует!»

Приложение 1. Задания для конкурса «Сила мысли»

Вариант 1.

Выберите два кубика, которые соответствуют данной развертке.

Ответ: В, F

Вариант 2.


Ответ: A

Вариант 3.

Выберите кубик, который соответствует данной развертке.

Ответ: 2

Вариант 4.

Выберите кубик, который соответствует данной развертке.

Ответ: в

Приложение 2. Задания для конкурса «Педагогический дебют»


циркуль

транспортир

угол

биссектриса

неравенство

линейка

высота

пропорция

квадрат

вектор

перпендикуляр

логарифм

уравнение

функция

шар

дискриминант

градус

парабола

отрезок

геометрия

сантиметр

алгебра

процент

задача

дробь

окружность

координаты

знаменатель

сумма

разность

произведение

график

модуль

теорема Пифагора

площадь

гипотенуза

косинус

формула

ромб

число π

производная

коэффициент

контрольная работа

Евклид

калькулятор

пирамида

цифра

бесконечность

прогрессия

катет

многоугольник

параллелограмм

медиана

диаметр

радиус

ноль

счеты

объем

делитель

числитель

корень

кратное

аксиома

теорема

алгоритм

система

дуга

тангенс

степень

периметр

основание

круг

средняя линия

хорда

трапеция

доказательство

чертеж

ОДЗ

арифметика

проекция

Декарт

луч

пустое множество

симметрия

конус

прямоугольник

цилиндр

Приложение 3. Карточка выставления баллов для жюри

Конкурс

Макс.балл

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

1.Приветствие

5

2.Фитнес для ума

3.Черный ящик

9

4.Эврика

10

5.Сила мысли

3

6.Педагогический дебют

7.Веселая арифметика

6

Конкурс болельщиков

3

Итого:

Список использованных источников

1. Остер Г.Б. Ненаглядное пособие по математике. – М.: РОСМЭН, 1993. – 128 с..

2. Просветов Г.И. История математики: Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2016. – 200 с.

3. Я познаю мир: Культура: Дет. Энцикл. / Авт.-сост. Н.В. Чудакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 475, с.: ил.

4. Фильм «Тот самый Мюнгхаузен», режиссер Марк Захаров, СССР, 1979.

5. Правила игры «Шляпа» www.shlyapa-game.com/rules/

6. Развертки кубиков www.smekalka.pp.ru/picture