Вопросы по содержанию сказки аленький цветочек. Материал по чтению (4 класс) на тему: Литературная викторина С

Викторина по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» Подготовила библиотекарь МОУ СОШ№29 «Гармония» Симонян Наталья Валентиновна.


220 лет со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.


Сказку "Аленький цветочек" записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 - 1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести "Детские годы Багрова-внука": "Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я "Царь-девицу", "Иванушку - дурачка", "Жар-птицу" и "Змея Горыныча". Сергей Тимофеевич Аксаков


Сколько дочерей было у купца? 1


Три: Старшая Средняя Младшая


Почему купец больше всех любил меньшую дочь? 1


Она была собой лучше всех и к нему ласковее.


Куда ездил купец по делам? 2


В тридевятое царство, тридесятое государство.


Что заказала купцу старшая дочь? 3


Золотой венец из каменьев самоцветных.


Что заказала средняя дочь? 4


Тувалет из хрусталю восточного.


Что заказала младшая дочь? 5


Аленький цветочек Цветочек аленький


Где сорвал купец цветочек аленький? 7


Пошел купец гулять по садам диковинным и увидел цветочек аленький, краше которого нет. Сорвал его…


Что случилось после того, как купец сорвал цветочек аленький? 8


Появилось чудище невиданное.


Что потребовал от Купца зверь лесной? 9


Прислать заместо себя одну из дочерей своих.


Какой предмет помогал быстро попасть во владения зверя лесного? 10


Волшебное кольцо.


На какой палец надо было надеть перстень? 11


На мизинец.


Сколько времени дал зверь лесной купцу побывать дома? 12


Три дня и три ночи.


Кто отправился на остров вместо купца? 13


Младшая дочь Настенька.


Что случилось с аленьким цветочком, когда купеческая дочь принесла его в сад? 14


Он прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего.


Объясни значение слова яства. 11


Еда, кушанье.


Какие слова произнесла дочь купеческая прося зверя лесного ей показаться? 12


Если ты стар человек – будь мне дедушка, Если середович – будь мне дядюшка, Если же молод ты – будь мне сердечный друг.


Почему дочь купеческая захотела вернуться домой? 13


Рассматривая блюдечко с голубой каемочкой, она увидела родные края. К


О чем просило чудище Настеньку, отпуская ее домой?

Как встретили ее дома? 14



Что сделали сёстры из зависти к младшей сестре? 15


Перевели в доме все часы на час назад.


Что увидела Настенька на острове, когда вернулась обратно? 16



Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного? 17



Чем закончилась сказка? 17

Спасибо за внимание!

Тестовые задания по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»

1. Какими словами начинается эта сказка ?

а) «В некиим царстве, в некиим государстве...»

б) «За горами, за лесами, за широкими морями...»

в) «Три девицы под окном...»

2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек ?

а) старшая

б) средняя

в) младшая

3. Кого купец любил больше всего?

А) дочерей Б) младшую дочь

В) старшую дочь Г) себя

Д) свой народ

4 .Куда собрался купец?

А) в Африку Б) в Индию

В) в тридевятое царство, тридесятое королевство

Г) в путешествие по всему миру

5.Какой гостинец попросила старшая дочь?

6. Какой гостинец попросила средняя дочь?

А) наряд из золотой парчи и мехов чёрного соболя

Б) тувалет из хрусталю восточного

В) золотой венец из камениев самоцветных

Г) ожерелье из жемчуга бурмицкого

7. .Каким должен был быть аленький цветочек для младшей дочери?

А) сиящим всеми цветами радуги

Б) горящим огнями золотыми, серебряными

В) умеющим разговаривать

Г) самым красивым на свете

8. Что случилось с купцом в дороге?

а) весь товар утонул

б) весь товар сгорел

в) на его караваны напали разбойники

9. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца?

а) если он отдаст аленький цветочек

б) если заплатит за цветочек золотом

в) если он пришлет вместо себя одну из дочерей

10. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома ?

а) золотой перстень

б) медный браслет

в) изумрудное ожерелье

11. Что стало с сорванным аленьким цветочком?

а) остался в купеческом доме на радость сестрам

б) прирос к прежнему стеблю

в) завял

12. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского ?

а) исполнялись все ее желания

б) ей приходилось работать с утра до ночи

в) она пребывала в постоянной тоске и печали

13. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?

а) на один день и одну ночь

б) на три дня и три ночи

в) на пять дней и пять ночей

14. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что.,

а) долго прощалась с отцом

б) долго не могла решить, возвращаться или нет

в) сестры перевели часы назад

15. Как младшая дочь оказалась во дворце?

А) надела волшебный перстень на правый мизинец

Б) вошла в волшебную пещеру

В) надела волшебную шапку

Г) перелетела по воздуху

16. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?

а) заколдованным принцем

б) злым колдуном

в) карликом

17. Чем закончилась сказка?

А) свадьбой

Б) путешествием

В) возвращением домой


Оборудование:
тексты книги "Аленький цветочек",
компьютер и проектор,
заготовки для изготовления аленького цветочка по количеству человек в классе,
клей,
картон,
слайды по теме занятия[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задачи урока:
Воспитывать милосердие, сострадание
Развивать навыки работы в мини-группах.
Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.
Учить определять идею сказки через обращение к сюжету, к образам и художественному мастерству писателя; составлять план.
Познакомить с творчеством русского писателя С.Т.Аксакова.
Ход занятия.
Сегодня у нас с вами не простое занятие, а - волшебное, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят всякие чудеса.
- А где это может происходит? (В сказке).
- Угадайте, кому могли бы принадлежать эти предметы - назовете название сказки, о которой сегодня пойдет речь. (Демонстрируются зеркальце с ручкой, детская корона-венец и яркий цветок).
Сегодня на уроке мы проведем викторину по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек": узнаем, так ли хорошо вы ее знаете, внимательно ли читали.
СЛАЙД - обложка "Аленький цветочек"
Большинство читателей не знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. История создания сказки "Аленький цветочек" говорит о том, что это приложение к повести "Детские годы Багрова-внука", но и совершенно самостоятельное произведение. "Аленький цветочек" - одна из самых добрых и мудрых сказок. "Сказка ключницы Пелагеи" - значится в подзаголовке.
(далее слайды по вопросам и ответам)
Литературная викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». (ответы)
1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»? Сергей Тимофеевич Аксаков
2. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек? Ключница Пелагея
3. Какими словами начинается эта сказка?
«В некотором царстве, в некотором государстве »
4. Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»?
Купец, торговый человек
5. Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел? Торговыми кораблями, потому что вёл торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде
6. Какими чисто российскими товарами торговал отец?
Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое другое
7. Какой была старшая дочь? (Ответы детей)
8. Какой была средняя дочь?
9. Какой была младшая дочь?
10. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие?
Старшей - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими; средней - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе.
12. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?
Младшая дочь, любимая
13. Что было особенного в аленьком цветочке?
Аленький цветочек был такой, краше которого не было больше цветка на свете
14. Как она узнала о существовании аленького цветочка?
Она увидела его во сне и была поражена его красотой
15. Что случилось с купцом в дороге? На его караваны напали разбойники
16. Назовите полное имя хозяина аленького цветочка. Зверь лесной, чудо морское
17. Опишите внешний вид чудища.
Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
Физминутка "Актерские штучки"
Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди - сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, глаза совиные.
(Изобразите мимикой, жестами лесного чудища).
От злых разбойников спасаясь,
Купец помчался во всю прыть,
Дрожит от страха, словно заяц,
Его лицо нельзя забыть...
Они свирепы и страшны,
Их вид внушает всем тревогу,
Какими быть они должны:
Разбойники с большой дороги?
Красой блистает бесподобной
И всех улыбкой согревает,
Девица с сердцем чистым, добрым,
Что в дальнем замке проживает...
На этой маленькой картине
Поймайте сказочный момент:
Вы зверя в принца превратите,
Чтоб был у сказки "хеппи-энд".
(Для усложнения задания можно попросить детей сыграть процесс превращения: еще не принц, но уже не зверь.)
А теперь продолжим наше путешествие по сказке.
18. Какими положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые.
19. Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях?

· Он самовольно сорвал любимый цветок хозяина
20. Где рос аленький цветочек? В саду, на зелёном пригорке
21. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца?
Если он пришлет вместо себя одну из дочерей
22. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома? золотой перстень
23. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? На правый мизинец
24. Что стало с сорванным аленьким цветочком? Прирос к прежнему стеблю
25. Какие птицы доставили девушку во дворец к чудищу? Белоснежные лебеди
26. Вспомни и вставь пропущенные слова. «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой...».
27.Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?
Исполнялись все ее желания
28.Какой наряд выбрала гостья из тех, которые предложило ей чудо – зверь?
Свой собственный сарафан
29. Чем занималась девушка во дворце чудища?
Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по пруду, пела песни.
30. Внимательно читавшие сказку знают, что девушка подарила чудищу подарок. Какой?
Вышитое ею полотенце, самое богатое.
31. Какое волшебное приспособление показало гостье чудеса земные, глубины морские?
Блюдечко с катающимся по нему наливным яблочком
32. Что удивило её в увиденном ею морском царстве? Морские коньки
33. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?
За час до истечения 3 дней и 3 ночей, на вечерней заре.
34. Что привезла младшая сестра в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? Сундуки с богатыми нарядами.
35. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что,
сестры перевели часы назад, а чтобы никто не заметил этого, закрыли ставни.
36. Что произошло во дворце чудища, когда девушка не приехала к назначенному сроку?
Всё погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас.
37. Где нашла она своего друга милого, господина любимого?
На пригорке, в саду, обнимающим аленький цветочек.
38. Как выдумаете, почему умер зверь лесной?
От тоски, от любви к Настеньке, потому что подумал, что она больше не вернётся.
39. Кем оказался зверь лесной, чудо морское? Заколдованным принцем
40. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского? 30 лет
41. Какими словами вернула к жизни своего суженого молодая дочь купеческая?
"Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!"
42. Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами?
Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь
Устали сказку вспоминать? Немного отдохнем и поиграем. Каждое словечко знай свое местечко.
Игра «Волшебство или технический прогресс?»
Требуется найти современное техническое устройство, аналогичное волшебному предмету из сказки. Или наоборот.
Перстень самолет.
Стена с "самопишущимися" буквами компьютер.
Музыка сама играет магнитофон.
Колесница без коней автомобиль.
(Если кто-то из участников игры предложит свои варианты прекрасно).
Молодцы, ребята! Внимательно сказку читали.
- Чему учит эта сказка?
Заключительное слово. Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? Аленький цветочек - символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Подведем итог нашего урока. На столах в каждой группе алые лепестки. Напишите по 1-му слову на лепестке от цветочка: чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек, который приклейте к основанию из картона. (Готовые цветы прикрепляются на доске)
В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас.
СЛАЙД - изображение Аленького цветочка.
(Можно подарить такую картинку каждому ученику)

Библиотекарь
Пролубникова В.Г.

викторина
по сказке
"Аленький цветочек"Times New Roman

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКЕ АКСАКОВА "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

1. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек?

2. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие?

3. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного?

4. «Долго купец думал думу крепкую и придумал... Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял...». Объясните, что такое «запись заручная»?

5. Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад?

6. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?

7. А сейчас - чёрная шкатулка. Прослушайте отрывок из сказки и скажите, что здесь находится. «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой...». Что такое «камка»?

8. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?

9. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1. Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек?
(Ключница Пелагея).

2. Где достал купец подарки средней и старшей дочери? Какие?
(Средней - золотой венец из каменьев самоцветных - у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя дверями железными, за тремя замками немецкими; старшей - «тувалет» из хрусталя восточного - у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной, за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит королевишна на поясе).

3. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного?
(На правый мизинец).

4. «Долго купец думал думу крепкую и придумал... Фальши у него на уме не было, а потому он рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял...». Объясните, что такое «запись заручная»?
(Расписка).

5. Какое чувство руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад?
(Зависть).

6. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?
(За час до истечения 3 дней и 3 ночей).

7. А сейчас - чёрная шкатулка. Прослушайте отрывок из сказки и скажите, что здесь находится. «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой...». Что такое «камка»?
(Шелковая цветная ткань с узорами).

8. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?
(Двенадцатой).

9. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?
(30 лет).

10. Как вы думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами?
(Верность данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь).

ПОДУМАЙТЕ

1. Какими словами начинается эта сказка?

а) «В некиим царстве, в некиим государстве...»
б) «За горами, за лесами, за широкими морями...»
в) «Три девицы под окном...»

2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?

А) старшая
б) средняя
в) младшая

3. Что случилось с купцом в дороге?

А) весь товар утонул
б) весь товар сгорел
в) на его караваны напали разбойники

4. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца?

А) если он отдаст аленький цветочек
б) если заплатит за цветочек золотом
в) если он пришлет вместо себя одну из дочерей

5. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

а) золотой перстень
б) медный браслет
в) изумрудное ожерелье

6. Что стало с сорванным аленьким цветочком?

А) остался в купеческом доме на радость сестрам
б) прирос к прежнему стеблю
в) завял

7. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?

а) исполнялись все ее желания
б) ей приходилось работать с утра до ночи
в) она пребывала в постоянной тоске и печали

8. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?

А) на один день и одну ночь
б) на три дня и три ночи
в) на пять дней и пять ночей

9. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что.,

А) долго прощалась с отцом
б) долго не могла решить, возвращаться или нет
в) сестры перевели часы назад

10. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?

а) заколдованным принцем
б) злым колдуном
в) карликом


Проверочная работа по литературному чтению в 4 классе: С. Т. Аксаков "Аленький цветочек"

2. Какими словами начинается эта сказка?
а) «Три девицы под окном...»
б) «За горами, за лесами, за широкими морями...»
в) «В некоторомм царстве, в некотором государстве...»

3. Кого купец любил больше всего?
А) дочерей
Б) младшую дочь
В) старшую дочь

4. Куда собрался купец?
А) в Африку
Б) за тридевять земель
В) в путешествие по всему миру

5. Какой гостинец попросила старшая дочь?
А) наряд из золотой и серебряной парчи
Б) меха черного соболя
В) золотой венец из камениев самоцветных

6. Какой гостинец попросила средняя дочь?
А) золотой венец из камениев самоцветных
Б) тувалет из хрусталю восточного
В) ожерелье из жемчуга бурмицкого

7. Где нашёл купец аленький цветочек?
А) в лесу дремучем
Б) на острове;
В) в чаще зелёной.

8. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
а) медный браслет
б) изумрудное ожерелье
в) золотой перстень

9. С каким условием чудище мохнатое отпустило купца?
а) если он отдаст аленький цветочек
б) если заплатит за цветочек золотом
в) если он пришлет вместо себя одну из дочерей

10. Как жилось девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?
а) исполнялись все ее желания
б) ей приходилось работать с утра до ночи
в) она пребывала в постоянной тоске и печали

11. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?
а) заколдованным принцем
б) злым колдуном
в) карликом

Ответы:
1. Б
2. В
3. Б
4. Б
5. В
6. Б
7. А
8. В
9. В
10. А
11. а

Дидактические материалы по литературному чтению, 1 класс. Устное народное творчество Тест с ответами, 4 класс. Литературное чтение. Булычёв "Путешествие Алисы"