Взяла ли азербайджанская армия ходжалы. Ходжалинская резня (слобонервным фото не смотрет!)

Ходжалинский геноцид является одним из самых чудовищных преступлений геноцида, совершенных против мирного азербайджанского населения в ходе захватнической войны Армении против Азербайджана. Перед этим по заранее подготовленному плану с особой жестокостью была учинена расправа над частью мирного населения села Баганис Айрым сопредельного с Арменией Газахского района Азербайджана, азербайджанских сел в Нагорном Карабахе - Имарет Гарвенд, Туг, Селакетин, Ахуллу, Ходжавенд, Джамилли, Набиляр, Мешели, Гасанабад, Кяркиджахан, Гайбалы, Малыбейли, Юхары и Ашагы Гушчулар, Гарадаглы во время их оккупации. Достаточно сказать, что за несколько дней до Ходжалинского геноцида - 17 февраля 1992 года в селе Гарадаглы Ходжавендского района массовой расправе подверглись более 80 азербайджанцев.
Начиная со второй половины февраля Ходжалы, расположенный в 10 километрах юго-восточнее Ханкенди, в стратегическом пункте между дорогами Агдам-Шуша и Аскеран-Ханкенди, где размещался единственный в Нагорном Карабахе аэропорт, был полностью окружен армянскими военными формированиями. Все попытки мирных жителей группами или в одиночку выйти из окружения были пресечены.
В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года вооруженные силы Армении, нарушив все нормы международного права, применили против мирных жителей осажденного города Ходжалы тяжелую военную технику, с невиданной жестокостью учинили расправу над ними, город был варварски стерт с лица земли. В результате чудовищного преступного деяния, направленного не только против азербайджанского народа, но и всего человечества, 613 мирных азербайджанцев были зверски убиты из-за национальной принадлежности, среди них были 63 ребенка, 106 женщин, 70 стариков. 8 семей были полностью уничтожены, 25 детей потеряли обоих родителей, а 130 - одного из них. Кроме того, 487 мирных жителей были тяжело ранены, 1275 человек взяты в заложники. Судьба 150 заложников, в том числе 68 женщин и 26 детей, остается неизвестной.
Общенациональный лидер Гейдар Алиев, выражая резкий протест против того, что тогдашнее руководство страны бросило Ходжалы на произвол судьбы, сказал: «Предательская позиция тогдашней власти в отношении национальной независимости Азербайджана и нашего народа, ее преступное равнодушие к своему конституционному долгу, не прекращающиеся игры за политическую власть, господствовавшие в республике анархия и хаос, коварные личные амбиции отдельных политиканов непосредственно создали условия для совершения этой исторической трагедии. Была проявлена безучастность к призывам о помощи наших граждан, которые на протяжении долгого времени были брошены на произвол судьбы во вражеском окружении, несмотря на то, что были реальные возможности для спасения Ходжалы, невинное население целенаправленно было оставлено на расправу. Ходжалинский геноцид, еще раз раскрывший и показавший истинное лицо армянского фашизма, является историческим преступлением, направленным не только против азербайджанского народа, но и всего человечества, и должен быть осужден цивилизованным миром в соответствии с международным правом».
Характер и масштабы совершенных в городе Ходжалы преступлений подтверждают, что они полностью соответствуют дефиниции, выраженной в Конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», принятой резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года номер 260 (III). Заранее спланированный акт массовой и беспощадной расправы был совершен именно с целью полного уничтожения проживавших на этой территории людей за то, что они были азербайджанцами. Бесчинствовавшие палачи скальпировали людей, вырезали различные органы, выкалывали глаза малолетним детям, вспарывали животы беременным женщинам, заживо закапывали или сжигали людей, минировали часть трупов. Людей, пытавшимся бежать из пылающего города и спастись, не щадили, армянские военные, устраивавшие засады на дорогах и в лесах, с особой жестокостью убивали мирных жителей.
Ходжалинский геноцид стоит в одном ряду с такими трагедиями, как Холокост, геноциды в Хатыни, Сонгми, Лидице, Бабьем Яре, Руанде и Сребренице, которые оставивили глубокий след в мировой истории как массовая расправа над мирным населением.
Организаторами Ходжалинского геноцида, являющегося преступлением против человечества, были политическое и государственное руководство Республики Армения, а непосредственными исполнителями - подразделения армянских вооруженных Армении, армянские террористические отряды в Нагорном Карабахе и личный состав дислоцированного в городе Ханкенди 366-го мотострелкового полка бывшей советской армии.
Ходжалинский геноцид является одним из серии актов массовой расправы, совершенных с целью сокрушить решимость нашего народа, поднявшегося на защиту родной земли в ходе агрессии армянских вооруженных сил против Азербайджана, подорвать его боевой дух, уничтожить часть азербайджанского населения Нагорного Карабаха. Это подтверждает и то, что спустя около полутора месяцев после ходжалинской трагедии - 8 апреля в результате заранее спланированного акта массовой расправы в ходе оккупации села Агдабан Кяльбаджарского района с особой жестокостью были убиты 67 мирных жителей, включая детей, женщин и стариков, десятки людей захвачены в заложники, пропали без вести, село было полностью выжжено. Как продолжение этого, 28 августа 1992 года в селе Баллыгая Геранбойского района было совершено еще одно беспощадное преступление - массовое убийство людей. В результате 24 гражданских лица азербайджанской национальности были безжалостно убиты, среди них - 6 малолетних детей, в том числе 6-месячный ребенок, а трое мамалолетних детей потеряли обоих родителей. Тела некоторых убитых мирных жителей были сожжены. В Баллыгая не пощадили даже 93-летнюю старую женщину, в целом же большинство убитых были дети, женщины и старики.
На основании постановления Милли Меджлиса от 24 февраля 1994 года 26 февраля объявлено днем Ходжалинского геноцида.
24 февраля 2017 года парламент Азербайджана еще раз подтвердил, что постановлениями Милли Меджлиса Азербайджанской Республики от 24 февраля 1994 года, 24 февраля 1995 года, 27 февраля 2007 года и 24 февраля 2012 года массовая расправа, учиненная в над азербайджанцами ночь с 25 на 26 февраля 1992 года в городе Ходжалы военными формированиями Республики Армения, армянскими вооруженными отрядами в Нагорном Карабахе и 366-м мотострелковым полком бывшей советской армии, расценена как преступление геноцида.
Правоохранительные органы Азербайджанской Республики продолжают меры для выявления лиц, принимавших участие в совершении акта геноцида в городе Ходжалы, и привлечения их к ответственности.
Общенациональный лидер Гейдар Алиев сказал о Ходжалинском геноциде: «Перед правительством и народом Азербайджана стоит задача довести до государств, парламентов мира, широкой общественности правду о Ходжалинском геноциде и, в целом, злодеяниях, совершенных армянами в Нагорном Карабахе, такой, какая она есть, со всеми ее масштабами и ужасами, добиться признания всего этого как настоящего акта геноцида. Это - наш гражданский и человеческий долг перед памятью шехидов Ходжалы. С другой стороны, получение трагедией подлинной международной политико-правовой оценки, заслуженное наказание ее идеологов, организаторов и исполнителей - важное условие для того, чтобы такие жестокие акты, направленные в целом против человечности, в будущем не повторились».
В связи с этим с каждым годом все более ширится работа, организованная Фондом Гейдара Алиева в рамках кампании «Справедливость к Ходжалы!». Как результат системной работы, направленной на признание Ходжалинского геноцида в мировом масштабе, в соответствующих документах Парламентского союза Организации исламского сотрудничества, парламентов Мексики, Пакистана, Чехии, Перу, Колумбии, Панамы, Гондураса, Судана, Гватемалы и Джибути подтверждается, что совершенные в Ходжалы массовые убийства являются актом геноцида. Парламенты Румынии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Иордании, Словении, Шотландии, а также исполнительные и законодательные органы более 20 штатов Соединенных Штатов Америки расценили ходжалинскую трагедию как геноцид и решительно осудили ее.
По указанию Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева Ходжалинский геноцид ежегодно отмечается широкомасштабными мероприятиями. В 2017 году 25-я годовщина Ходжалинского геноцида также была отмечена очередным всенародным шествием в Баку. В ходе шествия демонстрировались такие призывы и лозунги, как «Мир должен признать Ходжалинский геноцид!», «Справедливость к Ходжалы!», «Не забывайте Ходжалы!», «Долой армянский фашизм!», «Ходжалы - геноцид ХХ века», «Преступникам не избежать наказания!» и пр.
Ставшие традицией всенародные шествия, связанные с Ходжалинским геноцидом, демонстрируют тесное единство азербайджанского народа, его глубокое уважение к памяти жертв геноцида, решимость сделать все возможное для освобождения оккупированных земель и восстановления территориальной целостности страны.

В течение 200 лет азербайджанский народ постоянно подвергался этнической чистке и политике геноцида со стороны армянских шовинистов. Азербайджанцы изгонялись со своих исторических земель, становились беженцами и вынужденными переселенцами, и все это сопровождалось массовыми убийствами, совершаемыми армянами. Изгнание азербайджанцев со своих историко-этнических земель продолжалось и в советское время. В 1948-1953 годах из Армении было депортировано 150000 азербайджанцев, которые были размещены в Кура-Аразской низменности. Во 2-ой половине 80-ых годов ХХ века армяне, воспользовавшись ситуацией, сложившейся для осуществления идей "Великой Армении" вновь выдвинули территориальные притязания в отношении нагорно-карабахского региона Азербайджана. А в 1988 году с этой территории было изгнано 250000 азербайджанцев. Эти беженцы-азербайджанцы были вынуждены поселиться в окрестных районах. Институт Истории им.А. Бкиханова НАНА. Ходжалинский геноцид - трагедия ХХ века [Электронный ресурс]. - http: //www.azerbaijan. az/portal/Karabakh/Genocide/genocide_r.html Одним из пунктов их расселения стал Ходжалы, бывший в то время поселком с численностью населения в 2135 человек. Армянская сторона выступала против того, чтобы власти Азербайджана осуществляли там интенсивное строительство и размещали беженцев - азербайджанцев и турок-месхетинцев, считая это целенаправленными действиями по изменению демографической ситуации в регионе. Население поселка к 1991 году возросло до 6300 человек, в том числе и за счет беженцев-азербайджанцев из Агдама (Степанакерта) и некоторых других населённых пунктов Нагорного Карабаха. Для обеспечения занятости резко увеличившегося населения в городе было развёрнуто строительство филиалов крупнейших промышленных предприятий Азербайджана, жилых зданий и других объектов бытового назначения. В 1990 году Ходжалы получил статус города. В Ходжалы располагалось подразделение ОМОН МВД Азербайджана, которое с 1990 года контролировало аэропорт. С осени 1991 года Ходжалы был практически блокирован армянскими вооружёнными формированиями, а после вывода внутренних войск СССР из Нагорного Карабаха (октябрь 1991 года) установилась полная блокада. В городе отсутствовала электроэнергия, телефонная связь, отопление, водопроводная вода. Часть жителей покинула блокированный город, однако часть населения отказывалась покидать город, несмотря на настойчивые просьбы главы азербайджанской исполнительной власти Ходжалы Эльмана Мамедова. С 30 октября 1991 года была прервана автомобильная связь и с октября 1991 года единственным средством связи с внешним миром стали вертолёты. Последний рейс был осуществлен 28 января 1992 года, когда из города было вывезено менее 300 жителей. Доклад правозащитного центра "Мемориал" о массовых нарушениях прав человека, связанных с занятием населённого пункта Ходжалы в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года вооружёнными формированиями [Электронный ресурс]. - http: //www.memo.ru/hr/hotpoints/karabah/Hojaly/index. htm Воздушная связь была прервана из-за того, что над городом Шуша был сбит гражданский вертолёт, в результате чего 41 человек трагически погиб. В течение зимних месяцев 1991-1992 годов Ходжалы находился под постоянным артиллерийским обстрелом. В основном обстрелы производились ночью.

С начала 1992 года армянская армия оккупировала один за другим азербайджанские населенные пункты в нагорной части Карабаха. Во время продолжавшегося с 13 по 17 февраля вооружённого нападения на село Гарадаглы Ходжавендского района 118 человек (дети, женщины, старики) были взяты в плен, 33 человека расстреляны армянами, одновременно, убитые и раненые были вместе зарыты в хозяйственной яме.68 человек из числа взятых в плен были безжалостно убиты, а 50 человек с большим трудом освобождены из плена.18 человек из числа освобождённых впоследствии скончались от полученных неизлечимых ран. Чудовищное обхождение с содержащимися в плену, вандализм в отношении их, отсечение людям голов, закапывание заживо, выдергивание зубов, содержание без хлеба и воды являлось самым тяжким преступлением против человечности. Гасанов, А.Ш. Ходжалинский геноцид: причины, последствия и признание на международной арене [Электронный ресурс]. - http: //www.1news. az/politics/20170226115442395.html Стоит учитывать то, что начиная с 1992 года Азербайджан и Армения находились в состоянии войны, и поэтому следует опираться на Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года, в отношении действий, которые совершались армянами в отношении гражданских лиц. Так, согласно данной конвенции, "запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться а) посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания; б) взятие заложников; в) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение. Данные пункты были нарушены в отношении азербайджанцев села Гарадаглы.

Город Ходжалы, как стратегически важная территория в нагорно-карабахском регионе Азербайджана, мешал захватническим планам армян. Областной центр Карабаха Степанакерт, главный город Карабаха и столица армян, был крайне уязвим. Расположенный на открытом пологом склоне горы, он был со всех сторон окружён азербайджанскими населёнными пунктами. В 25 км к востоку находился Агдам и равнинная часть Азербайджана, в 10 км к северу - населённый азербайджанцами город Ходжалы. Прямо над Степанакерт, в южной стороне, на горе - город Шуша. Единственную связь с внешним миром обеспечивали вертолёты, летавшие в Армению над горами. Де Ваал, Т. "Кавказский узел" [Электронный ресурс]. - http: //www.kavkaz-uzel. eu/articles/201859/ Один из моментов, повышающих значение города, заключался в том, что здесь находился единственный в Нагорном Карабахе аэропорт. Поэтому основная цель армянских вооружённых сил заключалась в осуществлении контроля за проходящей через Ходжалы дорогой Аскеран-Ханкенди и в захвате находящегося в городе аэропорта. Кроме того, в ходе совершения Ходжалинского геноцида, учинённого с особой жестокостью, армяне поставили цель стереть с лица земли это древнее поселение Азербайджана.

В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года, в ходе армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского вооружённого конфликта произошла одна из самых больших трагедий в истории азербайджанских тюрков - Ходжалинская резня. В 23: 00 той ночи армяне напали на Ходжалы с 3-ёх направлений. В этой атаке участвовали вооруженные группы, находящиеся в подчинении Вооружённых сил Армянской Республики, наёмные солдаты, армянские объединения Нагорного Карабаха, именующие себя Арцахской Народной Армией, и военнослужащими 366-ого российского мотострелкового полка, состоящего, как выяснилось позже, в основном из армянских офицеров и прапорщиков. В этом штурме проявляли наибольшую активность военная техника 366-ого полка, занимающего передовую позицию со стороны Ханкенди, стоящие за ними российско-армянские вооружённые отряды, а в направлении из Аскерана - более 1000 вооружённых боевиков. Вначале пешие силы, продвинувшись с помощью танков 366-ого полка в сторону города, уничтожили артиллерийским огнём находящиеся в городе военные штабы и огневые позиции. Защитники города храбро сражались с врагом до самого утра. Некоторые из них надевали на себя взрывные устройства и бросались на вражескую технику. Последний пункт сопротивления был уничтожен в 7 часов утра. Во время обстрела в городе Ходжалы, храбро сражаясь, погибли сотни людей. Мирное население, движущееся с разных направлений в сторону Агдама, было обстреляно армянскими вооружёнными силами, взято в заложники и подвержено чудовищным пыткам. Армянские солдаты, спрятавшиеся на дорогах, по которым могли бы бежать мирные жители, убивали всех подряд. Мамедов, С.С. Ходжалинский геноцид [Текст]. / С.С. Мамедов. - Баку: Мутарджим,2012. - 16с.

По словам почти всех 22-ух азербайджанцев, свидетелей событий Ходжалы, опрошенных "Хельсинки Вотч ", зимой 1991-1992 годов посёлок обстреливался практически ежедневно. По словам Хасана Аллахьярова, рабочего-строителя, город постоянно подвергался обстрелу, но обычно это были пулемёты, а в тот день перед его глазами предстал БМП [боевые машины пехоты] и танки, стрелявшие со всех сторон. Когда он вышел, он увидел, что везде падают бомбы. Жители бежали отдельными группами, среди хаоса и паники, большинство из них не взяли личных вещей или тёплой одежды. В результате сотни людей пострадали от сильно обморожения, некоторые погибли. Большинство жителей Ходжалы двигались по дороге, через горы и незадолго до рассвета вышли к открытому полю у деревни Нахчыванлы, которая в то время находилась под контролем армян. Именно здесь произошёл самый интенсивный обстрел. В числе жертв данного обстрела были женщины и дети (Сахвет Алехпелиев, которому было 9 лет). По словам Назили Хаметовой, получившей огнестрельное ранение в левую ногу, те, кто вставал, его ранили.51-летний Балоглан Аллахьяров рассказывает, что, когда они добрались до поля, в них открыли огонь со стороны леса. Тогда они были вынуждены бежать по направлению к ущелью, где были застрелены го жена и невестка. После армяне сняли с них кольца. Обстоятельства нападения к деревне Нахчыванлы на людей, бежавших из Ходжалы, свидетельствуют, что армянские вооружённые силы и 366-ой полк СНГ намеренно игнорировали это обычное, оговорённое законом, ограничение при нападении. Несмотря на то, что свидетели и жертвы дали различные показания о точном времени начала обстрела у Нахичеваника, все они сообщили, что было достаточно светло, чтобы всё хорошо видеть, и, таким образом, нападавшие могли различать невооружённых гражданских лиц от вооружённых и/или использующих оружие людей. Также свидетельства говорят о том, что нападавшие стреляли во всех бежавших людей без разбора. В таких обстоятельствах убийство бегущих военных не может оправдать предсказуемо большее количество жертв среди мирного населения. Кровопролитие на Кавказе: Эскалация вооружённого конфликта в Нагорном Карабахе (

25-26 февраля 1992 года армянскими бандитами был совершен геноцид в отношении 7-тысячного населения города Ходжалы.

Предлагаем вашему вниманию небольшую хронологию, в которой собраны материалы о тех, кто повинен в совершении Ходжалинского геноцида, свидетельства жителей города, а также об исторической привязанности этой трагедии к ряду других дат.

Как это было…

Во время штурма Ходжалы восточная сторона города была оставлена армянами открытой умышленно – это был выход в направлении города Агдама. Полураздетые, обезумевшие от страха ходжалинцы в кромешной тьме, всюду натыкаясь на шквал огня, интуитивно бежали в восточном направлении, которое казалось обманчиво спокойным.

Ходжалинцы вброд в 12-градусный февральский мороз переходили реку Гаргар-чай, где на противоположном берегу, по свидетельству ходжалинцев, находилась армянская разведгруппа, которая докладывала по рации оперативную сводку и информацию о передвижениях бегущих жителей города.

Для ходжалинцев в так называемом «гуманитарном коридоре» армянами было подготовлено минимум три засады. Первая группа ходжалинцев была расстреляна и взята в плен на противоположном берегу реки Гаргар-чай. Армяне тут встретили ходжалинцев, выбиравшихся из ледяной воды, плотным пулеметным огнем.

Далее у армянского села Кятук, которое лежит на пути к Агдаму, ходжалинцы вновь попали в армянскую засаду, где понесли большие потери и многие попали в плен. А выбравшиеся из этой засады живыми бежали в сторону села Нахичеваник, о котором за несколько часов до начала штурма сами же армяне пустили по рации слух, что село освобождено азербайджанскими ВС.

Ходжалинцы поэтому и выбрали это направление, думая, что в Нахичеванике их ждет наконец-то спасение. Когда спасшиеся группы ходжалинцев добрались до Аскеранского шоссе, наступил рассвет, и закончилась лесополоса, в которой они прятались. Теперь ходжалинцы с восходом солнца оказались на равнине, видные, как на ладони.

Здесь на подступах к Нахичеванику их ждала очередная армянская засада, где произошла основная бойня и погибла большая часть выживших после штурма жителей города. Армяне расстреливали оказавшихся на равнинной местности и ставших легкой мишенью женщин, детей, стариков. Еще была засада у села Гюльаблы и затем на подходе к селу Шелли, где тоже погибло много ходжалинцев.

Историческая нить между Сумгайытскими событиями и Ходжалинской резней

После Ходжалинского погрома в Ереване говорили, что напав на этот азербайджанский город, армяне намерены «отметить» годовщину Сумгайытских событий 1988 года. Именно поэтому была выбрана дата - 25 февраля. В этот день из 10-11 направлений началась массированная армянская атака на город, сопровождавшаяся плотным ракетным обстрелом.

СПРАВКА : Печально известные «Сумгайытские события» февраля 1988 года были спланированы самими армянами с целью обоснования территориальных притязаний на Нагорный Карабах.

Возникает вопрос, какую же цель преследовали армяне, наметив город Ходжалы для этой кровавой акции?

Если, с одной стороны, цель заключалась в том, что убрать со своего пути населенный азербайджанцами пункт в Нагорном Карабахе, представляющий собой препятствие стратегического значения, то, с другой стороны, она заключалась в том, чтобы целиком стереть Ходжалы с лица земли.

Потому что Ходжалы был таким населенным пунктом, который отражал исторические и культурные традиции Азербайджана с древнейших времен до современной эпохи. Эта особая культура попала в историю как Ходжалинско-Гедабекская культура. Ходжалинские кромлехи, долмены, циклопы, курганы и прочие памятники, а также различного рода предметы являются образцами материальной культуры, отражающей динамику развития человеческого общества.

Уничтожение всех этих памятников материальной культуры после захвата этой территории армянами, а также полное разрушение с помощью техники Ходжалинского кладбища, считавшегося одним из древнейших мест захоронения в мире, являются не только наглядным примером армянского вандализма, но и актом насилия против общемировой культуры.

Эпизоды Ходжалинского геноцида вызывают у человека ужас

Жительница Ходжалы Антига была заживо сожжена армянами за то, что отказалась повторить по их требованию слова «эти земли принадлежат великой Армении». Другая жительница Ходжалы Сария Талыбова рассказывала, что «4 туркам-месхетинцам и 3 азербайджанцам отрезали головы на могиле армянина. Затем еще 2 азербайджанцам выкололи глаза».

«Сегодня Азербайджан делает серьезные шаги к дальнейшему созданию международного трибунала по расследованию событий Ходжалинской трагедии. Этот процесс должен быть поднят на уровне международного Гаагского трибунала с целью добиться уголовного наказания лиц, виновных в совершении геноцида Ходжалы. В списке этих преступников числятся нынешний президент Армении Серж Саргсян, экс-президент Роберт Кочарян, министр обороны Армении Сейран Оганян и другие высокопоставленные армянские чиновники», - отмечает директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов.

По его словам, важно рассматривать геноцид азербайджанского населения Ходжалы как большое преступление, совершенное армянскими отрядами. Рассматривая эти преступления как единое целое, можно составить полную картину произошедшей трагедии и взглянуть с более широкой призмы на причины и последствия событий Карабахской войны. К тому же, подобная оценка позволяет рассмотреть подробнее методы мирового армянства по осуществлению массовых этнических чисток и преступлений против человечности на территории Азербайджана.

В конце хотелось бы напомнить, что в результате зверства армянских боевиков в Ходжалы 613 человек были убиты, 487 человек стали калеками, 1275 мирных жителей – старики, дети, женщины, – попав в плен, подверглись немыслимым унижениям и пыткам.

Человек, как и все живые существа, приходит в мир, живёт, стареет, умирает. Это обычная формула жизни, подчиняющаяся законам природы. Однако человек иногда нарушает эту формулу. Сам себя губит, сам обрывает свою жизнь. И с небес приходит глас, что убийство человека человеком богопротивно. Все мы – создания Господа, и поэтому никто не выбирает и родителей и Родину сам. Этот выбор принадлежит Господу. 26 февраля 1992 года армяне выступили против Бога. Напав на Ходжалы, расположенный в Нагорно-Карабахской зоне Азербайджанской Республики, 613 человек они лишили жизни, 657 человек искалечили, 1275 человек взяли в заложники. Судьба 150 человек из тех, кто был взят в заложники, до их пор неизвестна.

ОНИ НИКОГДА НЕ СТАНУТ ВЗРОСЛЫМИ

Səriyyə Cəfərova. «Onlar heç vaxt böyüməyəcəklər», ensiklopediya, ingilis, rus, azərbaycan dillərində, «Çaşıoğlu» nəşriyyatı, Bakı, 2006.

Читатель! Эта книга – о детях. Но в ней нет ни детских песен, ни нарисованных ими рисунков, ни написанных ими стихов, ни сказок, которые они слушают. Они никогда не вырастут. Они навсегда останутся детьми. Они – это тоска, горе, скорбь, которые никогда не сотрутся из сердец азербайджанцев. Ибо эта тоска, это горе, эта скорбь вписаны в наши сердца кровью. Но мы не смыли кровь кровью. Почему? Этот ужасный вопрос предназначен не только для азербайджанцев, переживших Ходжалинскую трагедию. Ответ на него должны найти все народы мира.

Мы – народ, выпрямляющийся и встающий на ноги после великих трагедий, переживающий свое горе в себе. Мы не оглашаем о нем на весь мир и никому не доносим своих горестей. Да и эта книга не является летописью наших печалей. Мы подготовили ее для того, чтобы сообщить о трагедии не только детей из Ходжалы, но и всех детей мира. Да, эта книга – выражение протеста детей взрослым чьи жизни оборвались.

Человек, как и все живые существа, приходит в мир, живёт, стареет, умирает. Это обычная формула жизни, подчиняющаяся законам природы. Однако человек иногда нарушает эту формулу. Сам себя губит, сам обрывает свою жизнь. И с небес приходит глас, что убийство человека человеком богопротивно. Все мы – создания Господа, и поэтому никто не выбирает и родителей и Родину сам. Этот выбор принадлежит Господу. 26 февраля 1992 года армяне выступили против Бога. Напав на Ходжалы, расположенный в Нагорно-Карабахской зоне Азербайджанской Республики, 613 человек они лишили жизни, 657 человек искалечили, 1275 человек взяли в заложники. Судьба 150 человек из тех, кто был взят в заложники, до их пор неизвестна. История была свидетелем многих кровавых событий. Но пережить ужасы Ходжалинской трагедии, во время которой женщины, старики и дети были обагрены собственной кровью, выдержать эти ужасы – вневоли человека.

Каждый год 26 февраля миллионы азербайджанцев смотрят видеоленты, отражающие ужасы армянского кровопийства и содрогаются. Эти кадры запечатлел Национальный Герой Азербайджана Чингиз Мустафаев, погибший при исполнении своего профессионального долга во время боев за Карабах. Дать письменное изображение этих кадров, наверное, не удастся ни одному пишущему человеку. Ибо картина зверства, кровопийства, ужаса настолько глубока, что человеческое воображение бессильно найти слова, способные ее выразить.

В Ходжалинской трагедии убито 63 детей и подростков. Эти убийства выполнены настолько жестоко, что в знак протеста против этой резни невозможно задать вопрос: «В чем была вина детей?». Ибо ненависть армян к расстрелянным ими людям так сильна, что вопрос: «В чем же вина детей?» в противовес той ненависти выглядел бы очень примитивным. Какое же у ребенка может быть прегрешение? За обагренными кровью детьми из Ходжалы была лишь одна вина: они были азербайджанцами!

Эти дети никогда не будут петь песни, рисовать, читать стихи, слушать сказки.
Никто не задаст им вопроса: «Кем ты станешь, когда вырастешь?»!
На их несбывшихся мечтах зазеленеет тоска мира.
Люди, сделайте так, чтобы это горе не пустило корни!

Я – свидетельница!

О 26 феврале 1992 года – одной из самых ужасных и безжалостных ночей в истории – я не в книгах прочла, не от людей, переживших трагедию той ночи, слышала. Просто судьбой мне было предначертано страшное.
Я – свидетельница той трагедии.
Я – несчастная жительница Ходжалы, прошедший через Ходжалинскую трагедию, испытавший тот ужас, а теперь удивляющийся тому, что осталась в живых, и в тоже время сожалеющий об этом.

У меня не хватает сил ухватиться за историю и задать ей вопросы. У меня хватает сил лишь призывать людей и кричать: «Хватит, хватит проливать кровь!..»

Книга, которую вы прочтете, — может быть, единственный в мире сборник историй о детях, чья жизнь оборвалась. Может быть, это первая энциклопедия о детях-шехидах. Но, читатель, эта энциклопедия лишь даст тебе сведения об ужасных событиях жизни. Если ты прочтешь эту книгу и не будешь готов расплакаться, не потеряешь покоя, оглянись на своего малыша, сладко спящего в колыбели, на ребенка, играющего во дворе со сверстниками. Согласился бы ты, чтобы они замерзли в морозную ночь на снегу? Вынесешь ли ты, если твои дети пропадут без вести, если встретят пулю и обагрятся красной кровью?

И ходжалинские дети так же сладко спали в колыбели, их так же нежили звуки материнской колыбельной.

И ходжалинские дети играли на берегу реки, на горе, на горных склонах. И стремились вслед своим мечтам.
Теперь их нет.
Но ходжалинцы выдержали это отсутствие.
Этих детей никогда не будет.
Матери никогда не будут звать их домой.
Учителя никогда не будут поднимать их с места и спрашивать урок.
Их имен не будет в классных журналах, они станут кровавой страницей истории.
Ибо у большинства из них даже могил нет …

Я преподавала большинству из тех детей. Их лица, их глаза все еще стоят у меня перед глазами, их слова, их голоса всё еще звучат у меня в ушах. Они снятся мне каждую ночь. Я написала эту книгу, чтобы рассказать людям эти свои сны. Пядь за пядью я обходила деревни, города, собирала их фотографии, еще раз пережила ночь ужасного 26 февраля. Может быть, это мой последний долг перед их душами. Четырнадцать лет я старалась исполнить этот долг. Но суждено было только ныне. Глава Политического Движения «Азербайджанский Путь», взяв на себя всю финансовую нагрузку, издал эту книгу на трех языках, и она получится еще лучше, чем я желала. Если бы все старались исполнить свой гражданский долг перед Родиной вот так. Тогда и Ходжалинской трагедии не произошло бы, и не было бы необходимости писать подобные горькие и кровавые книги. Ибо я больше ни разу не задам им вопрос: «Ребята, кто выучил урок?»
Теперь я вынуждена обратиться к ним и задать вопрос: «Кто хочет жить?»
Я знаю, что все поднимут руки и прошепчут: «Учительница, я!»
Я не хочу слышать этот шепот от детей из Ходжалы.
Я не вынесу этого ответа, никак не вынесу…
Мои слезы, мое горе, скорбь, моя не заживающая рана, моя неизбыточная тоска… мои ученики-шехиды. Я должна была быть вашей учительницей, а не свидетельницей вашей смерти!
Я люблю вас!
Люди, любите их и вы!
Любите и печальтесь.
Ибо руки этих детей, цепляясь за взрослых, будут до скончания времен спрашивать: «В чем была наша вина?!»
Ответьте, взрослые!

Хотела бы привлечь внимание читателей на отсутствие фотографий в некоторых материалах. Фотографии у некоторых убиенных детей в Ходжалинской трагедии были порваны, сожжены, превращены в пепел, как и их судьбы.

Сария Муслимкызы

Злополучные жители злополучного города
Биографии

Чинара Назим кызы Абышова, родилась в 1982 году в Ходжалы. Чингиз Назим оглы Абышов, родился в 1986 году в Ходжалы. После 26 февраля 1992 года никто не видел их ни живыми, ни мертвыми.

Они не смогли покинуть Ходжалы 26 февраля. Поэтому их судьба неизвестна, так же как и судьба Ходжалы. Чинаре было 10 лет, ее брату Чингизу 6. Рядом с их домом протекал арык… Берег арыка был любимым местом Чинары и Чингиза. Их мать Махбуба была портнихой. Из обрезков разноцветных тканей, из которых она шила платья, Чинара сшила много одежек для своих кукол. Когда одежки пачкались, девочка стирала их в арыке и сушила на камнях. Отец детей Назим был водителем. Он тоже останавливал машину рядом с арыком. Промокая насквозь, Чингиз мыл машину отца. После того как дом их бабушки Медины в старом Ходжалы, в местечке под названием Гышлаглар, сожгли армяне, она жила вместе с внуками. Когда бабушка Медина, свидетельница ужасной трагедии, рассказывала внукам о том, как подожгли ее дом, Чингиз испуганно спросил у бабушки: «А если армяне сожгут наш дом, как же мы останемся на морозе?» Когда армяне сожгли старый Ходжалы, убили детей, бабушка Медина осталась в живых.

Бабушка Медина не смогла защитить внуков. Да и самой ей спастись не удалось. В ту ночь ее сын Назим стоял на посту. Бабушка Медина, Махбуба, Чинара, Чингиз ждали его. С полуночи прошло довольно много времени. Махбуба привязала Чингиза к спине, а Чинару взяла за руку и решила спрятаться в одном из подвалов деревни и посидеть там до тех пор, пока придет муж. Когда они перебирались через арык, одна туфелька Чинары упала в воду и уплыла. Они бежали. Женщины, дети, старики, толпившиеся в подвалах, возлагали надежду лишь на Бога.

Попавшая в ту ночь в плен Сара Сиявуш кызы Салимова рассказывает: «Мой брат Хагани был полицейским. Моя мать, сестра, я, брат Хазар ждали его дома. Ворвавшись к нам, армяне взяли нас в плен, повезли в деревню Норакия. Утром меня посадили в машину и привезли в нашу деревню, чтобы я показала дома людей, имена которых они называли. Дом культуры, где обитали солдаты Национальной Армии, был сожжен дотла. У калитки дома дяди Алиша, некогда работавшего председателем, были убиты два ребенка и женщина». Ими были Махбуба Абышова и ее дети Чинара и Чингиз. А бабушка Медина в ту мрачную ночь исчезла. … Вы, наверное, слышали выражение «могила неизвестного солдата», но пусть никогда вам не встретится выражение «могила неизвестного ребенка». А если встретится, знайте, что эта могила детей, оставшихся в Ходжалы, детей, чья судьба неизвестна…

Рассказ о трех братьях
Биография

Усубов Эльшад Кямран оглы, родился в 1974 году в Ходжалы. Взят в плен вместе с братьями Закиром и Алияром 26 февраля 1992 года, в возрасте 18 лет. Судьба их до сих пор неизвестна.

В ночь оккупации Ходжалы Агиля Кулиева, командира отряда добровольцев, пришедших на защиту города, тяжело ранили. Мать Эльшада Матан ухаживала за Агилем, как за родным сыном. Дороги были закрыты, и поэтому отправить его в Баку было невозможно. Ночью 26 февраля три брата – Закир, Алияр, Эльшад, и друзья Агиля, объединив усилия, хотели вытащить Агиля из города на носилках. Однако одна из пуль попала в Агиля, и он погиб. После этого три брата, их отец Кямран и мать Матан шли три дня. Они выбиваются из сил от мороза и холода. Сбившись с пути, они подошли не к Агдаму, а к деревне Дахраз, где проживали армяне. Когда они, подумав, что свыше трехсот вооруженных армян, стоящие на скале, кричат им на азербайджанском: «Ходжалинцы, сюда!», подошли ближе, было уже поздно. Ходжалинцы, которые, желая спастись, убежали вместе с ними, попали под град армянских пуль, многих армяне убили, оставили в снегу раненых, оставшихся в живых увезли в плен. Среди пленных выбрали 13 молодых людей, в том числе трех братьев Закира, Алияра и Эльшада и увезли. Хотя их отец Кямран киши и мать Матан умоляли: «Оставьте нам, старикам, хотя бы одного из трех сыновей», армяне пинком оттолкнули их и избили прикладом автомата.

До сих пор ни о братьях Закире, Алияре и Эльшаде, ни от остальных взятых в плен молодых людей никто никаких вестей не сообщал.
У кого поднимется рука поставить точку в конце повествования о трех братьях, пропавших без вести?

Потерянные мечты…
Биография

Аллахвердиев Махир Новруз оглы, родился в 1974 году в Ходжалы. Пропал без вести 26 февраля 1992 года, в возрасте 18 лет. До сих пор о его судьбе ничего не известно.

18 лет – это пора, когда цветут мечты человека. Но в 1992 году у молодых людей Ходжалы было одно желание: чтобы закончилась война, пришел мир на плодоносную землю Карабаха, чтобы и они как все получили образование, создали семьи, завели детей… На самом деле, это мечта каждого молодого человека, живущего в зоне конфликта. Как жаль, что там, где говорит оружие, столько таких же подростков, как Махир, не могут осуществить это простое желание. Да и сейчас…

26 февраля 1992 года Махир вместе со своим отцом Новрузом перевозит через крепость Аскеран деда Салеха, потерявшего в Великую Отечественную войну оба глаза. По словам жителя Ходжалы Таджира, свидетеля этого события, Новруз, который не мог нести слепого отца, беспрерывно курил. Судьба отца-инвалида и восемнадцатилетнего сына зависела от него. Дед, отец, сын… увы, та ночь сделала неизвестной судьбу их троих… В ту ужасную ночь с ними была и бабушка Махира Малейка. Когда началась перестрелка, бабушку Малейку они потеряли. Поблизости от Нахчиваника бабушку Малейку взяли в плен. Она пережила все муки плена. И Махир, взятый армянами в плен, тоже подвергся невообразимым мучениям. Плененные бабушка и внук, которых держали в Аскеране, здесь встретили друг друга. После этого никто ничего не знает об их судьбах.

Теперь Махир отмечается в официальных документах как без вести пропавший. А за этим словом потеряны несбывшиеся мечты восемнадцатилетнего молодого человека.

Тебя ждут, девочка
Биография

Юсифова Натаван Панах кызы, родилась в 1988 году в Шуше. Пропала без вести 26 февраля 1992 года, в возрасте 4 лет. Судьба ее до сих пор неизвестна.

До рождения Натаван ее семья была изгнана из своих исконных земель Масисского района Армении и нашла приют в Шуше. Так как третий ребенок в семье Натаван родилась в Шуше, ей дали имя дочери карабахского хана Натаван. Бойкая девчушка с длинными ресницами, черными бровями, черными глазами была любимицей семьи. Судьба привела их в Ходжалы. Панах работал в Ходжалы в полицейском отделении, поэтому семья жила в Ходжалы. А затем…

Об остальном лучше всего услышать из уст отца Натаван Панаха Юсифова: «Той ночью я стоял на посту. После того как наш пост захватили враги, я прибежал домой и разместил троих своих детей и супругу Сару в доме посередине деревни. Недалеко от дома, заняв позицию с Видади Джавадовым, мы начали перестрелку. Вдруг армяне разрушили дом из гранатомета. Дом горел. Подойти было невозможно. Мы пришли в отделение полиции. Там никого не было. Придя под мост в Ходжалы, под предводительством одного человека мы пошли к лесу. Это было под утро 26 февраля. Когда мы подошли к месту под названием Гара Гая, началась сильная перестрелка. Нас отовсюду обстреливали и убивали. По арыку, ширины которого хватало лишь для одного человека, мы ползком добрались до Агдама. Через несколько дней после трагедии начался обмен пленных, взятых в Ходжалы. В центральную больницу Агдама пришел автобус освобожденных из плена людей. Свою дочь Сервиназ и сына Рамиля я нашел там. О своей супруге и Натаван я спросил тетю Нурханым, освобожденную из плена. Она ответила, что когда рухнул дом, Сара погибла, но о Натаван она ничего не знала».

До сих пор Панах Юсифов расспрашивает о Натаван и ищет ее…
Даже ее невинная душа не сообщает о себе. Как знать, может, у детей не бывает душ…

Самый печальный рассказ…
Биографии

Кулиева Парване Гаръягды кызы, родилась в 1979 году, Кулиева Реване Гаръягды кызы, родилась в 1982 году, Кулиев Шукюр Гаръягды оглы, родился в 1985 году, Ходжалы. Замерзли насмерть вместе с матерью 26 февраля 1992 года в лесу: Парване в возрасте 13 лет, Реване в возрасте 11 лет, Шукюр в возрасте 7 лет.

Саре не довелось узнать материнской любви, материнской заботы. И поэтому каждый раз, при рождение ребенка, она считала себя счастливой и говорила: «Я их воспитаю с материнской заботой, которая мне на долю не выпала». А когда Сара прочла рассказ «Ледяная статуя», ее очень впечатлило то, как мать на войне, превратившись в ледяную статую, спасла свое дитя от мороза. Откуда Саре было знать, что и она, желая спасти троих своих детей, превратится в ледяную статую, замерзнет вместе с детьми…

Может ли стереться из памяти то, как эти светловолосые детишки с большими миндалевидными глазами танцевали и пели на праздновании Нового года? Надев на голову корону, Парване превратилась в озорную искорку, Реване пела песню, а Шукюр танцевал.

А 26 февраля всё замерзло…
Дядя детей Тахир был болен желтухой и уже несколько месяцев находился в постели. А Шукюр метался в жару.
Гаръягды укутал больного брата шалью и взвалил его на спину. А Сара, привязав сына Шукюра к спине, взяла детей за руки. Семья побежала к лесу. Гаръягды, который, отправляясь на пастбище, охранял скот от хищных волков, поднимался по снежным перевалам, опираясь на свой посох. А Сара, отрезанная во время перестрелки от мужа, шла, собрав все силы, взяв за руки детей. Температура у Шукюра постепенно поднималась. Хотя из-за мороза, метели они выбились из сил, Сара не останавливалась. Они шли уже три дня, и мать хотела разжечь костер, чтобы согреться. Спросила спички у земляков, встреченных поблизости от деревни Дахраз. А те ответили: «Пока будешь костер разжигать, время потеряешь, соберись лучше с силами и добирайся до Агдама». Дети, шедшие без еды и питья, потеряли последние силы. Парване и Реване идти больше не могли. Они были босыми – обувь потеряли. Их ноги покраснели и распухли.

Так вот – сын на спине матери, дочери рядом – прямо на снегу они замерзли и превратились в ледяные статуи…
О, летописец, встречался ли тебе на страницах истории такой печальный рассказ?

Ее назвали Севиндж…
Биография

Севиндж Акпер кызы Кулиева, родилась в 1985 году в Ходжалы. Убита 27 февраля 1992 года, в возрасте 7 лет.

Она с тоской ждала того дня, когда, повязав волосы белоснежным бантом, взяв в руки портфель, пойдет в школу. Быть может, в ее навеки закрытых глазах до сих пор живет тоска того ожидания…

Она должна была учиться в школе, которую только что построили в Ходжалы. Но однажды, рано проснувшись, она услышала от родителей, что эту школу разрушил армянский снаряд. Весть день она ходила грустная: значит, в новой школе учиться она не сможет… А с другой стороны, строители уходили. Какой был смысл строить? Армяне все равно всё разрушали. Уход строителей окончательно оборвал надежду девчушки…
По вечерам на Ходжалы будто опускалась безмолвие смерти. И Севиндж, и ее ровесники не хотели наступления ночи. От взрывов снарядов дети вздрагивали, проводили ночи без сна.
Севиндж частенько бегала к дедушке, работавшему в отделе связи, таращилась своими глазенками на телефонные аппараты. Дед тревожно просил помощи сверху, а ему говорили: «Ждите».
А 26 февраля уже ничего не пришлось ждать. Злополучный 366-й полк напал на Ходжалы. Когда мать взяла Севиндж за руку и они побежали, девочка прижала к груди и свою азбуку.

В местечке Гара Гая одна из армянских пуль попала Севиндж в левый бок. Ее мать Метанет тоже была тяжело ранена. Хотя мать и смогла спастись от смерти, Севиндж после полученного ранения жила всего лишь день. Она умерла в Агдамской больнице. Ее отец Акпер, сражавшийся с врагом, тоже погиб в ту ночь.
Могила девочки, семь лет носившей имя Севиндж, но не вкусившей радостей жизни, находится в деревне Шотланлы Агджабединского района. Каждую весну вокруг этой могилы видны поникшие фиалки.

Внук тети Тамаша
Биография

Мамедов Захир Рамиз оглы, родился в 1985 году в Ходжалы. Был расстрелян в возрасте 7 лет 27 февраля 1992 года.

Когда у тети Тамаша родился внук Захир, она была безмерно счастлива. Тогда жизнь была прекрасна. Бабушка и внук души друг в друге не чаяли. Так продолжалось до 26 февраля 1992 года. После того дня и тетя Тамаша стала одной из тех, кому на долю выпала «Ходжалинская судьба».

В ту ночь тетя Тамаша, просеяв муку, оставшуюся на дне мешка, замесила тесто. А еще один колобок слепила для своего внука. Едва она закончила печь хлеб, затрещали пулеметы. Тетя Тамаша, сердце которой наполнил черный страх, со словами: «О Аллах, помоги!» сняла передник. Уже стемнело, всё вокруг было окутано мраком. Тетя Тамаша поджидала своих сыновей Васифа, Расифа, зятя Салима, внука Захира и постепенно теряла терпение. Открыв калитку, она вышла во двор. Люди разбегались. Ее сын Васиф, возвращавшийся в это время с поста, прокричав: «Армяне повсюду в деревне!», взял мать за руку. Они побежали к лесу. Когда они приблизились к дороге в Нахчиваник, танк и два БТР преградили им путь. Сошедшие с БТР армяне открыли огонь по людям. В Расифа попала пуля. Тетя Тамаша крикнула Васифу: «Брата твоего убили, иди закрой ему глаза!» Васиф закрыл брату глаза. Объединенными усилиями они вместе с матерью положили его тело под дерево и прикрыли ветками и сучьями, чтобы оно не досталось в корм хищникам. Вооруженные армяне, окружив людей, взяли их в плен. Повезли людей в отделение милиции в Аскеране. Раненного в ногу Захира тоже привели в Аскеран.

Армяне убили сына тети Тамаша Васифа, ее зятя Салима, внука Захира, а тетю Тамашу отпустили на свободу.
Чтобы тетя Тамаша всю свою оставшуюся жизнь носила в себе горечь потери сыновей и внука…

Продолжение книги

(Посещено: в целом 5 262 раз, сегодня 1 раз)

Карабах > Геноцид в Ходжалы

Ходжалы - наша боль и память

26 февраля 1992 года. Эта дата черными буквами вписана в историю азербайджанского народа как день чудовищного преступления, кровавого геноцида, совершенного армянскими вооруженными силами против беспомощного мирного населения Ходжалы, небольшого города в Нагорном Карабахе.

Ходжалинский геноцид - одна из самых страшных и кровавых страниц военной агрессии Армении против Азербайджана. С того злополучного дня прошло 19 лет, но боль ходжалинской трагедии в нашей кровной памяти по-прежнему свежа и ощутима, как незагнивающая рана.

Ходжалинский геноцид стоит в одном ряду с такими преступлениями против человечества, как совершенный фашистами геноцид в Хатыни (Белоруссия, 22 марта 1943 года), Лидице (Чехия, 10 июня 1942 года), Орадуре (Франция, 10 июня 1944 года). В этом же ряду стоит вьетнамская деревня Сонгми, преданная огню американскими войсками (16 марта 1968 года), а также совершенный сербской армией геноцид против боснийских мусульман в Сребренице (Босния и Герцеговина, 12 июля 1995 года).

В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года, истребив сотни азербайджанцев - жителей Ходжалы, армяне совершили дерзкое преступление против всего человечества, показав тем самым истинное, кровавое лицо воинствующего армянского национализма.

В совершении этого чудовищного злодеяния, наряду армянскими вооруженными формированиями - как регулярной армии Республики Армения, так и армянских сепаратистов Нагорного Карабаха - прямое участие принимал также расквартированный в то время в городе Ханкенди, административном центре Нагорно-карабахской автономной области, 366-ый мотострелковый полк советской армии, значительную часть личного состава которого составляли военнослужащие-армяне.

Ходжалинский геноцид стал продолжением, новой кровавой страницей целенаправленной политики геноцида, террора, депортации и этнической чистки, проводимой армянскими шовинистами против азербайджанского народа с начала XX века. Резня, учиненная армянскими дашнаками против азербайджанцев в 1905 и 1918 годах, передача Армении Зангезура, исконной азербайджанской земли, в 1920 году, создание армянской автономии в Нагорном Карабахе в 1923 году и постепенное выживание азербайджанского населения оттуда, депортация 100 тысяч наших соотечественников из Армении в 1948-1953 годах, наконец, массовое изгнание азербайджанцев (250 тысяч человек) из Армении и разжигание армянского сепаратизма в Нагорном Карабахе в 1988 году - все эти злодеяния были составными частями единого стратегического плана воинствующего армянского национализма.

Совершая Ходжалинский геноцид, армянские вооруженные силы хотели навести ужас на азербайджанское население Нагорного Карабаха, чтобы тем самым ускорить этническую чистку азербайджанцев края, а затем начать полномасштабную захватническую войну против Азербайджана. Неслучайно, что именно после Ходжалы оккупация Арменией азербайджанских территорий была расширена, с мая 1992 года по октябрь 1993 года было оккупировано восемь районов, в том числе семь - за пределами Нагорного Карабаха. В итоге 20% территории Азербайджана по сей день находится под оккупацией Армении.

Когда начался нагорно-карабахский конфликт, примерно треть населения автономии (около 160 тысяч) составляли азербайджанцы. Город Ходжалы был вторым по численности (после Шуши) азербайджанским населенным пунктом в Нагорном Карабахе. Осенью 1991 года в городе насчитывалось 7 тысяч человек. В Ходжалы нашли временный приют и сотни выдворенных из Ханкенди азербайджанских семей. 2 сентября 1991 года в армянские сепаратисты объявили о создании так называемой “Нагорно-Карабахской Республики», после чего атаки армянских сил на азербайджанские населенные пункты края ужесточились.

20 ноября 1991 года вблизи села Каракенд Ходжавендского района армянскими силами был сбит вертолет ""МИ-8"", в котором находились высшие государственные деятели Азербайджана, а также миротворческая группа из представителей России и Казахстана, которые выступали в качестве посредника в урегулировании конфликта между Арменией и Азербайджаном. Убийство 22 человек, находившихся в вертолете, положило конец первой попытке мирного урегулирования карабахского конфликта. После того, как в середине декабря из Нагорного Карабаха была введена группировка сил МВД СССР, вооружения которой досталось армянским формированиям, атаки на азербайджанские села стали еще более интенсивными.

Всего с октября 1991 года по январь 1992 года армянские вооруженные силы оккупировали около 30 азербайджанских сел в Нагорном Карабахе - Туг, Салакатин, Имарет Гервенд, Джамилли, Мешали, Нябиляр, Ходжавенд, Диваналлар, Гайбалы, Кяркиджахан и др., которые были сожжены и разграблены. Сотни жителей этих сел было убито, ранено, взято в заложники.

В первой половине февраля армяне оккупировали села Малибейли, Гушчулар и Гарадаглы, учинив кровавую бойню над их населением. Только в селе Гарадаглы (оккупированном 17 февраля) было убито около свыше 70 человек. Причем в эти дни (12-18 февраля) в регионе находилась первая миротворческая миссия ОБСЕ (тогда еще СБСЕ).

Оккупировав почти все азербайджанские села в Нагорном Карабахе, армянские вооруженные формирования готовились к взятию наиболее стратегического населенного пункта - Ходжалы. В этом городе находился единственный аэропорт в Нагорном Карабахе, через него проходил дорога, соединяющая Ханкенди и Аскеран (армянонаселенный поселок), которая с октября 1991 года контролировался армянскими силами. Уже три месяца Ходжалы был блокирован армянскими вооруженными формированиями.

С начала января 1992 года в Ходжалы не подавалась электроэнергия. Город ежедневно подвергался обстрелам из артиллерии и тяжелой техники. К великому сожалению, тогдашнее руководство Азербайджана фактически не предприняло никаких шагов, чтобы вывести Ходжалы из блокады, предотвратить трагедию его беспомощных жителей.

После того как 28 января на небе Ходжалы армянами был сбит вертолет с 40 человеком на борту, воздушное сообщение с блокадным городом также прекратилось. К тому времени часть жителей покинула Ходжалы. К моменту штурма в там находилось около 2,5 тысячи человек.

Штурм города начался вечером 25 февраля с двухчасового артобстрела, который велся из орудий «Алазань», а также танков, БТР, БМП. Большинство военной техники, задействованной в кровавой операции, формально принадлежало 366-му мотострелковому полку уже бывшей советской армии, находившемуся в то время также в формальном подчинении так называемых Объединенных вооруженных сил СНГ.

На деле же фактически бесхозный полк был под контролем армян. Чтобы удостоверится в этом, обратимся к фактам. Отметим, что все эти факты нашли отражение в российских газетах, в том числе в «Известиях» и «Красной звезде» (орган МО СССР, а потом РФ) от марта 1992 года.

Итак, 366-й гвардейский мотострелковый полк Советской Армии, бесславно закончивший свой «боевой путь» Ходжалинским геноцидом:

Место дислокации - город Ханкенди. Численность (штат) - 1800. Численность (фактически) - 350. Боевая техника - около 100 единиц. Командир - полковник Ю. Зарвигоров. 103 человек из личного состава полка, в том числе 49 офицеров и прапорщиков, - армяне.

В нападении на Ходжалы участвовали 2-й батальон 366-го полка под командованием майора Оганяна Сейрана Мишеговича (в данный момент он является "министром обороны" незаконного режима в Нагорном Карабахе), 1-й батальон (начальник штаба Читчян Валерий Исаевич) и часть боевой техники и военнослужащих 3-го батальона (командир Евгений Набокихин).

Следует отметить, 366-й полк был «задействован» в оккупации азербайджанских населенных пунктов и до Ходжалы. Как писали тогдашние газеты, ночной выезд из части одной БМП на "боевое дежурство" стоил тысяча рублей. В штабе Закавказского военного округа, одним из руководителей которого был генерал-лейтенант Иосиф Оганян, об этих фактах, естественно, хорошо были информированы.

Более того, в январе 1992 года, когда поднимался вопрос о выводе полка из Ханкенди, генерал-лейтенант Оганян лично приехал, чтобы агитировать своих соплеменников в полку не допустить этого. После его отъезда командир 2-го батальона, вышеотмеченный майор С. Оганян вместе с подчиненными ему офицерами-армянами и солдатами, захватив несколько танков и БМП, также два артиллерийских орудия, занял господствующие позиции в окрестностях Ханкенди, заявил, что не допустит выводу техники из части. Уже после совершенной Ходжалы кровавой резни, 28 февраля главком ОВС СНГ маршал Евгений Шапошников отдал приказ о незамедлительном выводе 366-го полка.

2-3 марта Ханкенди покинуло небольшое количество техники да две сотни военнослужащих (неармянской национальности), еще несколько десятков военнослужащих самовольно оставили часть. Большинство же боевой техники, в том числе 25 танков, 87 БМП, 28 БТР и 45 артиллерийских орудий, а также несколько ЗСУ "Шилка" (об этом писала газета «Красная звезда»), досталось армянским вооруженным силам, и было использовано ими в дальнейшей оккупации азербайджанских территорий и совершении новых кровавых преступлений.

Вошедшие в Ходжалы армянские вооруженные силы осуществили невообразимую по чудовищности резню мирного населения. Часть жителей вскоре после начала штурма пыталась покидать Ходжалы по двум направлениям: с восточной окраины города на северо-восток вдоль русла реки, оставляя Аскеран слева и с северной окраины города на северо-восток. Однако вскоре многие из попытавшихся уйти ходжалинцев попали в засады армянских сил и были жестоко убиты.

Позже армянская сторона пыталась утверждать, что якобы для выхода жителей из Ходжалы был оставлен “свободный коридор”. Однако российский правозащитный центр «Мемориал», подготовивший независимый отчет о ходжалинской резне, опроверг эти утверждения. В отчете подчеркивается, что часть населения, желающего спастись бегством, была убита «в заранее расставленных засадах».

По информации правозащитного центра "Мемориал" за 4 дня в Агдам было доставлено 200 трупов ходжалинцев, на которых были зафиксированы факты надругательства. Во время экспертизы было обнаружено, что причиной смерти большинства из них явились пулевые ранения, 20-и - осколочные ранения, 10 человек скончались от ударов тупыми предметами. Представителями «Мемориала» также были отмечен факт скальпирования трупов. Зверские надругательства армянских военных над телами убитых азербайджанцев, факты снятия скальпа с трупов были зафиксированы иностранными журналистами.

Говоря о Ходжалинском геноциде, следует отметить и беспомощность и некомпетентность тогдашнего руководства Азербайджана и политических сил, серьезно влиявших на ситуацию в стране, их безучастное отношение к судьбе народа. Боясь народного гнева, руководство республики в первые дни трагедии даже пыталось приуменьшить масштабы произошедшего, не предприняло действенных шагов для оперативного и обстоятельного информирования международной общественности об этом кровавом преступлении. В заявлении Верховного Совета Азербайджана от 3 марта 1992 года не было ни слова об участии 366-го полка в учиненной в Ходжалы резне.

С приходом к власти в республике Гейдара Алиева правительство и парламент Азербайджана осуществляли последовательные меры для доведения до международной общественности правды о масштабе и ужасах преступлений, совершенных армянскими националистами против азербайджанцев, в том числе Ходжалинского геноцида, для достижения признания всего этого чудовищного злодеяния армянских варваров в качестве геноцида. 24 февраля 1994 года Милли Меджлис принял постановление об объявлении 26 февраля «Днем Ходжалинского геноцида». Были приняты обращения в ООН, другие международные организации, парламенты стран мира.

" Ходжалинский геноцид, направленный в целом против азербайджанского народа, своей немыслимой жестокостью и нечеловеческими методами расправы, является актом зверства в истории человечества. Этот геноцид, в то же время, является историческим преступлением против всего человечества", - говорилось в обращении Гейдара Алиева, адресованном мировому сообществу.

За последние годы много проделано для доведения правды о Ходжалинском геноциде до мировой общественности в рамках международных организаций. Одним из первых официальных документов, распространенных азербайджанскими парламентариями в ПАСЕ была письменная декларация № 324 от 26 апреля 2001 года под названием «Признание геноцида, совершенного армянами против азербайджанского народа».

«26 февраля 1992 года армяне учинили расправу над жителями города Ходжалы и полностью разрушили этот город. Армянский сепаратизм в Нагорном Карабахе и 20 процентов оккупированных азербайджанских территорий привели к гибели тысячи людей и становлению более миллиона человек беженцами», - говорилось в этом документе, под которым подписались 30 парламентариев - членов ПАСЕ из разных стран. Беженцы из Ходжалы, пережившие ужасы геноцида и чудом оставшиеся в живых, сегодня разбросаны и живут в 48 районах Азербайджана. Они живут с надеждой на признание этого геноцида, на справедливое урегулирование карабахского конфликта, восстановление территориальной целостности Азербайджана.

Вместе с тем, вызывает сожаление, что по сей день это чудовищное преступление против человечества, как и вся агрессия Армении против Азербайджана, не получило достойного осуждения на международной арене. До сих пор международные организации в большинстве своей предпочитают обходить эту тему стороной.

Вместе с тем следует признать и то, что мы сами тоже, к сожалению, пока не все сделали, чтобы мировая общественность узнала эту горькую правду поближе, и этому геноциду была дана соответствующая международно-правовая оценка. Добиться этого - наш долг перед памятью убитых ходжалинцев. Потому что Ходжалы - наша национальная боль и кровная память.

Вугар Орхан,