Когда появились штрафные роты в вов. Штрафные воинские подразделения это

При этом были неизбежны большие потери в личном составе.

Самой первой штрафной ротой во время Великой Отечественной войны была сформирована Армейская отдельная штрафная рота 42-й Армии Ленинградского фронта - 25 июля 1942 года , за 3 дня до знаменитого Приказа № 227 , официально вводившего штрафные батальоны. В составе 42-й Армии она воевала до 10 октября 1942 года и была расформирована. Самой последней отдельной штрафной ротой была 32-я армейская отдельная штрафная рота 1-ой Ударной Армии , расформированная 6 июня 1945 года .

  • «Не хватает порядка и дисциплины в ротах, батальонах , полках , дивизиях , в танковых частях, в авиаэскадрильях . В этом теперь наш главный недостаток».
  • Сказанное Народным комиссаром обороны тов. Сталиным о войсках действующей армии целиком и полностью относится и к войскам органов внутренних дел . В запасных частях, в учебных центрах, учебных бригадах и полках , в местных стрелковых частях, новых формированиях и в военных училищах воспитание и дисциплина все ещё находятся на низком уровне. Это происходит в значительной степени потому, что командный и начальствующий состав в ряде случаев не служит примером дисциплинированности и требовательности, сам не использует всей полноты предоставленной ему власти и не требует этого от подчиненных. В результате на фронт приносится неорганизованность, расхлябанность, и, как следствие этого, малодушие и трусость перед лицом врага, дезертирство и другие преступления.
  • Многие дезертиры, а также расхитители военного имущества, пьяницы, злостные нарушители воинской дисциплины и прочие неустойчивые элементы, осужденные военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, фактически избегают наказания.
  • Осужденные попадают в запасные части и направляются в действующую армию вместе со всеми честными бойцами в составе маршевых пополнений . Нередко эти лица, находясь в запасных частях, а также в пути следования на фронт, ведут разлагающую работу, а прибыв на место, растворяются в общей массе и многие из них скрывают свою судимость.
  • Таким образом судебный приговор не достигает цели, подрывается авторитет суда и по существу наносится вред войсковым частям , куда эти люди прибывают.
  • В соответствии с приказом Народного комиссара обороны тов. Сталина от 28 июля с. г. № 227 и положениями о штрафных батальонах и ротах действующей армии (приказ НКО 1942 г. № 298) приказываю:
  • 1. Всех военнослужащих , осужденных военными трибуналами за воинские и другие преступления с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны, отправлять в штрафные части действующей армии на срок от одного до трёх месяцев: красноармейцев и младших командиров - в штрафные роты , лиц командного и начальствующего состава - в штрафные батальоны .

Если срок пребывания в штрафной части не определен в судебном приговоре, то он устанавливается приказом командира войсковой части, в которой находится осужденный (или начальника гарнизона), сообразуясь с назначенной военным трибуналом мерой наказания.

Срок пребывания в штрафных частях исчисляется с момента фактического прибытия осужденного в штрафную часть .

  • 2. Отправку в штрафные части осужденных военными трибуналами действующей армии возложить на командиров частей , а в случаях осуждения вне места расположения своей части - на начальников гарнизонов.
  • 3. Для отправки в штрафные части осужденных военными трибуналами внутренних округов сводить их в особые маршевые роты (или команды) в пунктах по указанию военных советов округов, откуда при именном списке с копиями приговоров и приказов немедленно отправлять в распоряжение военного совета фронта для дальнейшего направления в штрафные части .

Для сопровождения штрафников назначать опытных и энергичных командиров, младших командиров и красноармейцев, способных поддержать строгий порядок и дисциплину в пути.

  • 4. В случаях, когда военный трибунал своим приговором не разжаловал осужденного в рядовые и не возбудил ходатайства о лишении его орденов и медалей, разжалование и отобрание орденов и медалей производить в порядке, установленном положениями о штрафных частях .
  • 5. Маршевые роты (команды) штрафников из внутренних округов направлять:
    • из АрхВО - на Карельский фронт ,
    • из ДВФ и Забфронта - на Ленинградский фронт ,
    • из УрВО - на Калининский фронт ,
    • из МВО - на Западный и Брянский фронты ,
    • из ПриВО - на Воронежский фронт ,
    • из ЮжУрВО - на Донской фронт ,
  • 6. Об отправке каждой маршевой роты (команды) штрафников немедленно сообщать штабу фронта и доносить начальнику Главупраформа Красной Армии с указанием времени отправки, номера эшелона и количества людей.
  • 7. По отбытии в штрафных частях назначенного срока осужденные, не лишенные званий и орденов по приговору военного трибунала, восстанавливаются в звании и в праве ношения орденов и медалей и направляются для дальнейшего прохождения службы .
  • 8. Снятие судимости с лиц, направленных в штрафные части , производится в общем порядке по ходатайству командования штрафной части или той войсковой части, куда осужденный прибыл по освобождении из штрафной части .
Заместитель Народного комиссара обороны СССР армейский комиссар I ранга Е. ЩАДЕНКО

В Красной Армии туда направлялись военнослужащие среднего командного (офицерского) состава всех родов войск , осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные части формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 . Положение о штрафных батальонах Действующей армии утверждено Приказом наркома обороны СССР № 298 28 сентября 1942 года . В пределах фронтов штрафбаты формировались в количестве от 1 до 3 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 800 человек. Командовали штрафбатами кадровые командиры (офицеры).

Все освобождённые из отдельного штрафного батальона восстанавливались в звании и во всех правах. В случае гибели, семье полагалась пенсия на общих основаниях из оклада по последней должности до направления в отдельный штрафной батальон.

Отдельная штрафная рота

Отдельная штрафная рота (штрафрота) - штрафная часть в ранге отдельной роты .

В Красной Армии туда направлялись военнослужащие рядового и младшего командного (сержантского) состава всех родов войск, осуждённые за воинские или общеуголовные преступления. Данные подразделения формировались по приказу народного комиссара обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 года в пределах армий в количестве от 5 до 10 (смотря по обстановке). В них насчитывалось по 150-200 человек. Командовали штрафными ротами кадровые офицеры.

Штрафная авиаэскадрилья

Однако распространения они не получили. Директивой НКО № 0685, предписывалось отправлять провинившихся лётчиков в пехоту.

Гриф «Секретно» с документов по штрафным эскадрильям и делам штрафников был снят только в 2004 году .

Отдельные штурмовые стрелковые батальоны

В качестве альтернативной меры наказания допускалось направление в штрафные роты гражданских лиц, осужденных судом и по приговору суда за совершение нетяжких и средней тяжести общеуголовных преступлений. Лица, осужденные за тяжкие и государственные преступления, отбывали наказания в местах лишения свободы.

В соответствии с действующими на тот момент нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок направления в штрафные части, комплектование указанных частей лицами отбывающими наказание за тяжкие уголовные преступления, а также за государственные преступления (т. н. «политические») не разрешалось . Лица, уже отбывающие наказание в местах лишения свободы, согласно действовавшим на тот момент УПК и ИТК , обязаны были отбыть весь положенный срок только в учреждениях исполнения наказания. По этой же причине не могли быть направлены в штрафные батальоны отбывающие наказание «воры в законе ».

В виде исключения, по личному ходатайству Наркома внутренних дел Л. Берии , лица из числа осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых лагерях, колониях-поселениях, независимо от состава совершенного преступления (за исключением лиц, осужденных за тяжкие общеуголовные преступления и особо тяжкие государственные), могли быть амнистированы или условно-досрочно освобождены за примерное поведение и перевыполнение плана, и только после этого призывались в действующую армию в регулярные части на общих основаниях .

В то же время имелись отдельные случаи направления в штрафные подразделения «политических» заключенных (в частности, в 1942 году в 45-ю штрафную роту был направлен осужденный в 1941 году на 5 лет лагерей по 58-й статье Владимир Карпов , ставший впоследствии Героем Советского Союза и известным писателем) , .

Основания освобождения из штрафных частей

Основаниями для освобождения лиц, отбывающих наказание в штрафных войсковых подразделениях, являлись:

  • Отбытие срока наказания (не более 3-х месяцев). Осуждённые на 10 лет - 3 месяца, от 5 до 8 лет - 2 месяца, до 5 лет - 1 месяц.
  • Для штрафных эскадрилий - число и итоги боевых вылетов.
  • Получение военнослужащим, отбывающим наказание, средней тяжести или тяжелого ранения, требовавшего госпитализации.
  • Досрочно решением военного совета армии по ходатайству командира штрафного войскового подразделения в виде поощрения в отношении военнослужащих, проявивших исключительное мужество и храбрость.

Награждение в штрафных частях

За проявленные отвагу, мужество и героизм в боях, военнослужащие, отбывающие наказание, могли быть награждены. Почти все награды, полученные в штрафных частях, были медалями «За отвагу» .
В песне Высоцкого «Штрафные батальоны» есть строки:

И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь поймаешь «За отвагу».

В отдельных случаях в 1944-45гг. военнослужащие переменного состава штрафных батальонов награждались орденами Славы 3-й степени .

Штрафные формирования в Вермахте

  • 999-е батальоны вермахта (Afrika-Brigade 999)

Наконец, существовали полевые штрафные подразделения (Feldstrafgefangenabteilungen ), которые комплектовались непосредственно в зоне боевых действий из числа военнослужащих, совершивших преступления и проступки.

Штрафные войсковые формирования Великобритании

  • Королевский Африканский корпус (Royal African Corps) ( -).

В произведениях искусства

  • песня Владимира Высоцкого «Штрафные батальоны»
Кинематограф
  • х/ф Грязная дюжина (The Dirty Dozen ) (США, 1967)
  • телесериал Штрафбат (Россия, 2004)
  • х/ф День Победы (Россия, 2006)

также штрафники фигурируют в:

  • х/ф «Сталинград » (1993, Германия)
  • фант. фильме «Обитаемый остров »
Литература
  • Антон Кротков . «Воздушный штрафбат» - М. Издательство Русь-Олимп. 2009 год - роман о бойцах штрафной истребительной эскадрильи.

См. также

Литература

  • Дайнес В. О. Штрафбаты и заградотряды Красной Армии (Серия: Великая Отечественная: Цена Победы) М.: Эксмо, 2008. - 448 с. ISBN 978-5-699-25316-6
  • Пыльцын А. В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003. - 295 с.
  • Пыльцын А. В. Правда о штрафбатах: Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. Изд. 3-е. (Серия: Великая Отечественная. Неизвестная война) М.: Эксмо, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-699-21470-9
  • Пыхалов И. , Пыльцын А., Васильченко А. Штрафбаты по обе стороны фронта (Серия: Военно-исторический сборник) М.: Эксмо, 2007.
  • Рубцов Ю. В. Штрафники Великой Отечественной. В жизни и на экране. (Серия: Военные тайны ХХ века) М.: Вече, 2007. - 432 с. ISBN 978-5-9533-2219-5
  • Сукнев М. Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата. 1941-1945 (Серия: На линии фронта. Правда о войне) М.: Центрполиграф, 2006. - 264 с. ISBN 978-5-9524-2746-4

Ссылки

  • Юрий Рубцов, полковник запаса, доктор исторических наук, профессор Военного Университета МО РФ Проект «Реальная война - вопросы историкам» О штрафных ротах и штрафных батальонах
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Что мы знаем о штрафных подразделениях, воевавших за Победу наряду с регулярными частями Красной Армии? Они окутаны флером домыслов и слухов. Ради «красного словца» историческая действительность в иных фильмах и книгах иногда искажена до неузнаваемости.

Штрафники – кто они?

В штрафбаты и штрафные роты по решению военного трибунала попадали за уголовные и военные преступления, или за нарушение воинской дисциплины по трусости. Причем, в штрафные батальоны направлялись офицеры, а в штрафные роты - младшие командиры и рядовые. Все штрафники подлежали разжалованию.

Наряду с военными в штрафных подразделениях воевали и осужденные штатские. Но, вопреки распространенным слухам, ни уголовники, ни «политические» на фронт не отправлялись. Не всем предоставлялся шанс «смыть позор кровью». Командный состав состоял из кадровых военных, прошедших специальный отбор, так как управлять этими своеобразными подразделениями было не просто.

Что касается существования женских штрафных батальонов – их не было. Осужденных военным трибуналом женщин-военнослужащих отправляли в тыл, а не на линию фронта.

Сколько их было?

Историки не могут назвать точного числа штрафных подразделений, воевавших на всех фронтах Великой Отечественной войны. Дело в том, что ситуация постоянно менялась. Срок службы штрафников колебался от одного до трех месяцев, если человек получал ранение, пусть даже в первые часы пребывания в штрафбате или штрафной роте, он восстанавливался в звании и после госпиталя продолжал службу в регулярных войсках.

Были случаи, когда за выдающиеся боевые заслуги штрафное подразделение почти полностью восстанавливалось в правах, а отдельные, особо отличившиеся бойцы, награждались боевыми наградами. Пример тому – восьмой ОШБ 3-й армии, который в феврале 1944 года в ходе Рогачевско-Жлобинской операции пять дней вел бои в тылу противника, чем значительно облегчил наступление регулярных частей. По личному приказу командующего генерала А.В. Горбатова 600 из 800 военнослужащих штрафбата были реабилитированы.
Таким образом, число штрафных подразделений в 1943-1945 гг. колебалось в пределах 60 батальонов и тысячи рот.

Однако, ежегодная численность армии и флота на фронтах войны была 6 - 6,5 млн. человек, при этом доля штрафных подразделений была фактически ничтожна - от 2,7 процента в 1943 году, до 1,3 процента в 1945.

Чем воевали?

Вопреки легендам, штрафбатовцы не ходили в атаки безоружными. По воспоминаниям прошедших штрафбаты фронтовиков, их вооружение ничем не отличалось вооружения стрелковых подразделений регулярных частей: те же автоматы ППД и более современные ППШ, станковый пулемет «Максим» или системы Горюнова на каждое отделение стрелковых взводов, минометы, гранаты. Перебои в снабжении, конечно, случались, но не чаще, чем в линейных войсках.

Где воевали?

Штрафные подразделения, конечно, направлялись на самые опасные участки фронта, выполняли порой невыполнимые задания: проводили разведку боем, чтобы выявить слабые места обороны противника; совершали рейды во вражеском тылу; проводили отвлекающие маневры, штурмуя немецкие линии обороны; прикрывали отступление частей Красной Армии. Поэтому штрафников гибло в 3-6 раз больше, но «искупление кровью» для них было шансом восстановить честное имя.

Для справки

Впервые такого рода подразделения появились в гитлеровской Германии. На Восточном фронте, например, воевали около 100 «частей испытательного срока». В отличие от советских штрафников, возвращавшихся в строй после ранения, покрывший себя позором солдат вермахта, должен был полностью отбыть в штрафном подразделении срок, назначенный ему военным трибуналом.

Миф о том, что Верховный Главнокомандующий Сталин умышленно создал штрафные батальоны, чтобы загнать туда побольше солдат и использовать их в самых кровавых операциях на фронте, правду о чем поведали создатели дважды показанного по телевидению многосерийного фильма «Штрафбат» - один из самых любимых мифов всех антисталинистов всех времен и народов. Возник еще во времена дурдомовской «оттепели» ярого врага Советского Союза и России - пресловутого Никиты Хрущева. Но не без помощи Жукова. По сей день миф является излюбленным «аргументом» в клевете на Сталина. Применяется в массовом порядке. Кто только и как только не поупражнялся на эту тему?! Все стремятся больней «лягнуть» «мертвого льва» - Иосифа Виссарионовича Сталина. А без остановки протрещавшая уже две Величайшие Державы Мира сопливая российская интеллигенция так и вовсе придумала какой-то запредельно гнусный телесериал «Штрафбат» (если не изменяет память, один из режиссеров - некий Володарский, он же Гольдштейн).

Да, действительно, штрафные батальоны были созданы в Красной Армии. Созданы в соответствии со знаменитым приказом Сталина № 227 от 28 июля 1942 г., более известным как «Ни шагу назад!». Но прежде чем говорить непосредственно о штрафных подразделениях, хотелось бы обратить внимание на следующее. В той страшной войне не Сталин и не РККА были «пионерами» в деле создания штрафных подразделений. В той страшной войне первыми к этой жесткой мере прибегли сами же гитлеровцы. Уже в самом начале войны, столкнувшись с ожесточенно яростным, буквально свирепым сопротивлением советских войск, солдаты вермахта все чаще стали вести себя неадекватно данной присяге и уставам. В связи с этим уже в начале июля 1941 г. с санкции Гитлера в вермахте стали активно функционировать штрафные батальоны, которые расценивались германским командованием как хорошая идея - осужденные военно-полевым судом военнослужащие вермахта могли реабилитироваться в штрафбатах. Достаточно перелистать «Военный дневник» начальника генерального штаба сухопутных войск Германии генерала Франца Гальдера, чтобы убедиться в этом. В записи от 9 июля 1941 г. там прямо так и говорится, что «организация «штрафных батальонов» оказалась хорошей идеей…»

Обратите внимание. Еще не прошло и двадцати дней с момента начала агрессии, а тевтоны вынуждены были ввести в действие штрафные батальоны! Так что справедливо было сказано в приказе №227, что штрафные части - не наше изобретение. Небезынтересно также отметить следующее. Согласно приведенным историком М.Ю. Мягковым в книге «Вермахт у ворот Москвы, 1941-1942» (РАН. Институт всеобщей истории, М., 1999) данным (со ссылкой на германские архивы), только в ходе зимней кампании 1941/42 г. военные трибуналы вермахта осудили за дезертирство, самовольное отступление, неповиновение и т.п. преступления, в том числе и с направлением в штрафные части, примерно 62 тысячи солдат и офицеров! Подчеркиваю, только за одну зимнюю кампанию 1941/42 г.!

И сколько всего в вермахте было осуждено за подобные преступления до конца войны?! Кстати говоря, следует иметь в виду, что, в отличие от наших штрафных подразделений, в вермахте срок пребывания штрафников в таких частях заранее не устанавливался, хотя и возможность реабилитации формально тоже не исключалась. Однако в действительности немецкая система штрафных подразделений было куда более жестокой и варварской. В основном там господствовала система бессрочного пребывания в штрафниках и никакие ранения, то есть искупление вины кровью, как правило, не признавались (в Красной Армии, как известно, максимальный срок пребывания в штрафниках составлял три месяца или до первого же ранения). К концу войны немецкие штрафные подразделения по своей численности доходили до дивизии. Там была даже специальная штрафная дивизия № 999, которую нередко бросали на штурм на самых опасных, с точки зрения германского командования, направлениях.

В РККА, как это и так очевидно, штрафные подразделения были созданы лишь после 28 июля 1942 г. Их создавали как в виде штрафных батальонов, так и штрафных рот. Согласно приказам Сталина № 227 от 28 июля и № 298 от 28 сентября 1942 г. штрафные батальоны формировались в пределах фронта в количестве от одного до трех по 800 человек в каждом, куда направлялись разжалованные в рядовые средние и старшие командиры и политработники всех родов войск, провинившиеся в нарушениях дисциплины по трусости или неустойчивости. Этим документом приказывалось ставить их на наиболее трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины. Штрафбаты находились в ведении командования и военных советов фронтов и придавались стрелковым дивизиям (стрелковым бригадам), на участок которых они ставились. В имевшие аналогичные задачи и функции штрафные роты направлялись рядовые бойцы и младшие командиры всех родов войск. Они находились в ведении военных советов армий и придавались полкам (дивизиям, бригадам), на участок которых ставились распоряжением военного совета армии.

Приказами предусматривались как меры частичного поражения в правах военнослужащего, так и меры тщательного поощрения, в том числе и по денежно-вещевому довольствию, досрочному освобождению и награждению (хотя в целом, если исходить из воспоминаний ветеранов, побывавших в штрафных подразделениях, не шибко-то и баловали их наградами).

Военнослужащие штрафных частей подразделялись на постоянный и переменный состав. Первый комплектовался из числа наиболее отличившихся в боях и волевых командиров и политработников. К постоянному составу штрафбатов относились - командование батальона, офицеры штаба и управления, командиры и политработники рот и взводов, старшины, писари и санинструкторы рот. В штрафной роте к постоянному составу относились командир и военный комиссар роты, писарь, командиры, политруки, старшины и санинструкторы взводов. Для постоянного состава предусматривались дополнительные меры поощрения - как награждения, так и денежно-вещего довольствия.

Переменный состав, то есть собственно штрафники, были рядовыми вне зависимости от прежнего звания, но могли быть назначены на должности младшего командного состава.

Более того. В соответствии с приказом № 004/0073/006/23 от 26 января 1944 г. «О порядке применения примечания 2 к статье 28 УК РСФСР (и соответствующих статей УК других союзных республик) и направлениях осужденных в действующую армию», подписанным заместителем наркома обороны маршалом А.М. Василевским, наркомом внутренних дел Л.П. Берия, наркомом юстиции Н.М. Рычковым и прокурором СССР К.П.Горшениным, в штрафные части направлялись также и осужденные судебными органами лица. Правда, это не распространялось на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления, бандитизм, разбой, грабежи, воров-рецидивистов, а также уже имевших судимости за перечисленные преступления и не­однократно дезертировавших из Красной Армии.

Начиная с 28 июля 1942 г. и до окончания войны в Красной Армии всего было создано 65 штрафных батальонов и 1037 (по другим данным - 1028) штрафных рот. Однако это не означает именно такое количество одновременно существовавших штрафных подразделений на протяжении всего указанного периода времени. Среднемесячное количество штрафбатов в указанный период времени колебалось от 8 до 11, среднемесячное количество штрафников в них - 225 человек. Среднемесячное количество штрафных рот в указанный период времени - 243, а среднемесячное количество штрафников в них - 102 человека.

Среднемесячная численность штрафников во всех штрафных частях действующей армии в указанный период времени - 27 326 человек, что при среднемесячной численности самой действующей армии в 6,55 млн человек составляло всего 0,42 % от указанной ее численности.

Учитывая предназначение штрафных частей и выполнявшиеся ими задачи, количество потерь в них было от 3 до 6 раз больше уровня всех видов потерь личного состава обычных подразделений в наступательных операциях.

За указанный период времени в штрафные части было направлено, по данным Генштаба, 427 910 человек. Много это или мало? Если считать от общего количества лиц, надевших в годы войны военные шинели, а их насчитывается 34,4767 млн человек, то количество штрафников за всю войну составит всего 1,24 %. Среднемесячный их процент относительно среднемесячной численности действующей армии - 0,42 %. В 1942 г. штрафников было 24 993, 1943 г. - 177 694, 1944 г. - 143 457, 1945 г. - 81 766.

Приведенные цифры не дают оснований говорить о каком-то особом вкладе штрафников в Победу. Он достаточно скромен. В конце-то концов, страну и пол-Европы освободили, а также взяли Берлин подразделения именно действующей армии, а не штрафники. Но и забывать их вклада в Победу тоже нельзя.