Занимательная и познавательная викторина для школьников. Интеллектуальная викторина в начальной школе

Интересная и познавательная викторина для младших школьников и школьников средних классов.

Сказочные викторины. Викторины для начальной школы. Викторины для младших школьников.

Викторина «Герои русских народных сказок»

Викторина для младших школьников с ответами.

Викторина «В двух словах...»


Цветочные вопросы для цветочной викторины.

Цветочная викторина

Интересная и познавательная викторина для школьников

Живые барометры

Спортивная викторина для школьников

1. Какой девиз у современной Олимпиады? («Быстрее, выше, сильнее»)


Викторина для школьников. Весёлые вопросы для туристов

Эту интересную туристическую викторину можно провести со школьниками, её можно использовать при составлении сценария турслёта.


Викторина по теме: Лес и его обитатели. Викторина по теме: Растения вокруг нас. Викторины о природе для детей от 8 до13 лет.

Мифологическая викторина для старших классов

По теме: Мифология

1. Какой мифологический герой убил Медузу Горгону? (Персей)


Интересная познавательная викторина для школьников

Викторина по теме «Куклы» для детей школьного возраста с ответами

1. Какая кукла является национальным символом России? (Матрешка)


Викторина предназначена для учеников 6-8 классов.

Цель – развитие коммуникативной компетенции обучающихся через игровую деятельность.

Повысить мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка;

Развить и поддержать интерес к стране изучаемого языка;

Развить коммуникативные и творческие способности обучающихся.


В этой викторине очень интересно составлены вопросы, присутствует элемент юмора. Материалы данной викторины будут полезны педагогам для организации досуга и внеклассной деятельности со школьниками средних и старших классов.

Викторина для школьников «Интересная анатомия»

1. Самым высоким человеком, когда-либо жившим на земле, был американец Роберт Першинг Уодлоу. Его рост равнялся двум метрам семидесяти двум сантиметрам.

Интересная познавательная викторина для школьников об изобретениях человечества и их создателях.

Викторина для школьников «Изобретения и изобретатели»

1. Какая японская фирма в 1971 году предложила потребителям первый в мире бытовой видеомагнитофон да еще с цветным изображением? («Сони»)


Викторина для школьников о вещах, которые нас окружают.

Викторина для школьников по теме «Вещи вокруг нас»

1. Что в обстановке нашего дома получило название от латинского слова «подвижный»? («Подвижный» по латыни - mobilis. От него произошло слово «мебель»)


Материалы данной викторины будут полезны педагогам в организации интересных познавательных конкурсов, игр, конкурсов и мероприятий.

Викторина для школьников старших классов с ответами

1. Ручная капельница. (Пипетка)

2. Эмигрантская болезнь. (Ностальгия)


Викторина для школьников с ответами

Интеллектуальная викторина для школы

Познавательная викторина для школьников будет полезна педагогам при составлении сценариев внеклассных мероприятий, кроссвордов и игр.

Примечание. Все правильные ответы со звёздочкой.

Викторина для школьников старших классов


Познавательная викторина про рыб для школьников

Викторина на тему «Рыбы»

1. Дважды родится, а один раз умирает? (Рыба.)

2. Сколько видов рыб известно? (Около двадцати тысяч.)

3. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Меч-рыба, рыба-пила.)

Викторины в начальной школе

Викторина на знание правил дорожного движения для школьников.

Викторина для школьников с ответами

Вопросы викторины по ПДД

1. Как должен передвигаться пешеход по улицам города? (Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.)

Викторина для школьников с ответами

Викторина о музыкальных инструментах.

Викторина для младших и средних школьников с ответами.

Викторина про космонавтов

Интересная и познавательная викторина для учащихся начальных и средних классов.

Все вопросы викторины с ответами.

Викторина «Юным лётчикам»


Викторина для младших и средних школьников с ответами.

Викторина на знание права.

Интересная и познавательная викторина для учащихся начальных и средних классов.

Интересная и увлекательная викторина для учащихся старших классов.

Викторина для старшеклассников с ответами

1. Какое имя носил главный герой поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник»? (Евгений)

2. Какую женщину-политика называют «железной леди»? (Маргарет Тэтчер)

Викторина для учащихся старших классов с ответами.

Викторина о насекомых и пауках для школьников

1. Платяная моль вредна в то время, когда она является взрослым насекомым, куколкой или личинкой? (Личинкой)

Увлекательная викторина для школьников

Викторина для учащихся старших классов с ответами

1. Какой средиземноморский остров в древности носил имя Тринакрия, то есть «треугольный»? (Сицилия)

2. Какие пять химических элементов названы в честь государств? (Америций, германий, франций, полоний, рутений)

Викторина об известных людях, которым установлены памятники

1. В Италии не один, а целых два памятника деревянному человечку - герою сказки Карло Коллоди: на родине писателя, в городе Коллоди, и в маленьком городке южной Италии - Лечче. Как зовут этого деревянного человечка? (Пиноккио)

Викторина для школьников с ответами

1. Как звали брата Офелии из трагедии Шекспира «Гамлет»? (Лаэрт)

2. Назовите дочь великого хоккейного тренера Анатолия Владимировича Тарасова, которая является замечательным тренером по фигурному катанию. (Татьяна Анатольевна Тарасова)

Викторина на тему «Чего и сколько»

1. Самый длинный в мире алфавит у абазинцев - народа, живущего на Кавказе. Сколько в нем букв? (Семьдесят одна буква)

2. Самый короткий в Европе алфавит у итальянцев. Сколько в нем букв? (Двадцать одна буква)

Викторина для любителей Франции

Викторина для старшеклассников с ответами

1. Назовите крупнейшие реки Франции. (Лaypa, Рона, Сена, Гаронна.)

2. Высшая точка Франции. (Гора Монблан.)

3. Назовите количество департаментов Франции. (96.)

Сказочно-былинные мини-викторины для любознательных шестиклассников

Викторина для 6 класса на тему «От былины до сказки»

1. Славный защитник Руси-матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)

2. Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. (Соловей-разбойник)

Викторина для учащихся 7 – 8 классов на тему «По морям и океанам»

1. Самый маленький материк? (Австралия)

2. Самый большой остров? (Гренландия)

3. Назовите фамилию португальского мореплавателя, совершившего первое в истории кругосветное плавание, доказавшее, что Земля имеет форму шара. (Ф. Магеллан, 1519-1561)

Викторина для учащихся 8-9 класса

Викторина на тему: Книга и фильм «Гарри Поттер и кубок огня»

1. Когда состоялась мировая премьера фильма «Гарри Поттер и кубок огня»? Назовите режиссера фильма.

Мировая премьера фильма «Гарри Поттер и кубок огня» состоялась 18 ноября 2005 г. Режиссер фильма - британец (это обязательное условие автора книг Дж. К. Роулинг) - Майкл Ньюэлл.

Викторина для младших школьников с ответами

В данной викторина постоянно фигурирует число и цифра 7.

Викторина для начальных классов с ответами

1. Седьмая от Солнца планета. (Уран)

2. Седьмой месяц года. (Июль)

3. Седьмая буква русского алфавита. (Ё)

4. Седьмой элемент в периодической системе Менделеева. (Азот)

Интеллектуальная викторина для старшеклассников

Викторина для школьников «Все слова, слова, слова»

1. Это слово означает некую постройку и у русских, и у татар, но в России - маленькую и неказистую, а у татар - дворец, да и только! Что это за постройка? (Сарай)

2. Для нас это слово означает весьма высокое звание, у турок - честь, а японцы проявляют с его помощью почтение к собеседнику. Что это за слово? (Сан)

Здравствуйте, дорогие наши гости. Сегодня вы продемонстрируете свои знания, творческие способности во время нашего космического путешествия по планетам знаний. Естественно, в такой дальний путь смогут отправиться самые закаленные, эрудированные, выносливые ребята.

Сейчас мы будем производить отбор космических экипажей.

Производится отбор участников игры. Из них формируется 2 команды.

2. Какая птица самая большая в мире?

(Африканский страус)

3. Какой пес носил на лапе часы?

(Артемон)

4. Какой была любимая обувь любимой собаки Эдуарда Успенского? (Кеды)

5. Место, куда умный не пойдет. (Гора)

6. Сказка о пользе коллективного труда («Репка»)

7. Танец на пальцах. (Балет)

8. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи (Царевна-лягушка)

9. Героиня какого произведения (назовите автора) летала по воздуху в своем домике? (А. Волков, «Волшебник изумрудного города»)

10. Какой князь разбогател на ореховой скорлупе? (Гвидон, «Сказка о царе Салтане»)

Итак, команды отобраны. Участники проходят последнюю предполетную подготовку и готовятся к старту. А путь им предстоит проделать нелегкий. Нужно помочь пропавшей экспедиции, которая на планете оказалась захваченной космическими пиратами. Чтобы освободить ее, нужно будет проделать сложный перелет от планеты к планете. Перед вами звездная карта. На каждой из указанных планет ребят ждут испытания. Та команда, которая успешно выдержит полет, освободит героическую экспедицию.

За правильные ответы победителям будут выдаваться жетоны на космическое топливо. А внимательно следить за испытаниями будет наше компетентное жюри. Это магистры околовсяческих наук.

Идет представление жюри. Команды дают названия своим космическим кораблям и отправляются в путь. Также выбираются капитаны. Звучит команда: «Ключ на старт!»

Ведущий: Итак, мы приземлились на планету «Мудрой совы». (Символ — резиновая игрушка совы в руках ведущего.)

Вопросы (6 - каждой команде), задавать по одному:

1. До какого места заяц в лес бежит?

2. Когда автомобиль поворачивает направо, какое колесо у него не вертится?

(Запасное)

3. Что бросают в кастрюлю перед тем, как варить в ней суп?

4. Как написать «сухая трава» четырьмя буквами?

5. Рак, живущий от всех отдельно.

(Отшельник)

6. Кем по профессии был Гулливер?

(Судовым врачом)

7. Про какое животное можно сказать, что оно вылезло из кожи?

(Про змею)

8. Чем защищается спрут?

(Чернильной жидкостью)

9. Как называются морские разбойники?

10. Кто самый младший на корабле?

11. Как назывался царь в Древнем Египте?

12. Как называется жилище богов?

Итак, жюри подводит итоги 1-го космического перелета. Победившей команде вручается жетон. А мы продолжаем перелет и движемся к следующей планете.

Она называется «танцевальная». Вы уже догадались, что здесь вам придется продемонстрировать свои хореографические способности и сочинить танец. Дорогие ребята! Вы уже знаете насколько разнообразны, индивидуальны, красивы и оригинальны танцы народов мира: Азии, Европы и Америки. Вам, уважаемые участники, через несколько минут нужно будет подготовить марсианский танец с использованием каких-то новых движений или жестов. Поможет вам в этом член жюри — магистр по танцам и играм.

Звучит фонограмма. Подготовка к танцам. Участники демонстрируют движения. Жюри оценивает... и присуждает дипломы.

А на этой планете для вас, ребята, подготовлены кроссворды и ребусы.

Участникам выдаются листы с кроссвордами и заданиями. Учитывается правильность ответов.

И снова перед нами планета, где есть слово «музыка». Это планета «Музыкальная шкатулка».

Участникам задаются по 6 вопросов.

«Музыкальная шкатулка»

1. Как называется русский народный 3-струнный щипковый инструмент?

(Балалайка)

2. Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? (Баян)

3. Каким музыкальным инструментом владел Садко, герой известной сказки?

4. Какому крейсеру русского флота посвящена песня, которая начинается словами: «Наверх вы, товарищи, все по местам! Последний парад наступает!»?

(«Варяг»)

5. Какую птицу называют «певцом русских полей»?

(Жаворонок)

6. Назовите имя стюардессы, ставшей знаменитой благодаря песне В. Преснякова.

7. Как называют человека, который в народном или армейском хоре начинает песню? (Запевала)

8. Как называют человека, исполняющего музыку на церковных колоколах?

(Звонарь)

9. Как называется известный танец одной из народностей Закавказья?

(Лезгинка)

10. Какой латиноамериканский танец покорил весь мир в конце 80-х годов?

(Ламбада)

11. Какой русский народный инструмент очень похож на испанские кастаньеты? (Ложки)

12. Какой инструмент звучит в католических соборах? (Орган)

Жюри определяет самых эрудированных и вручает им жетоны.

Наше путешествие, полное испытаний, трудностей и неожиданностей подходит к концу. Вот и последняя планета.

А здесь вы должны проявить свои актерские способности. Ваша фантазия подскажет каждой команде, как с помощью песни, танца, самостоятельного рассказа вы представите нам два времени года: космическое лето и космическую зиму и докажете, что это самое лучшее время года.

Помогут вам в этом опять-таки наши магистры.

Во время подготовки задания ведущий работает с залом. Зачитываются смешные истории из школьной жизни.

Из неполного собрания школьных сочинений:

«Медведь улегся спать в свою конуру».

«Дятел уселся на дереве и стал грызть дерево».

«Гусеница сломя голову бежала от воробья».

«Зайцы на лето меняют свою чешую».

«Мама купила сахар для засолки варенья».

«Мересьев танцевал с медсестрой на дискотеке».

«В портфеле лежал бутерброд с колбасой и другие школьные принадлежности».

«Му-му — это фамилия Герасима».

«Петя жил на седьмом этаже пятиэтажного дома».

Как бороться с вредителями

Нам сказал Пал Петрович по природоведению, чтоб мы приняли к сведению, что некоторые жуки, а также гусеницы и червяки страшно вредные для огорода, и что вредителей такого рода нужно систематически истреблять — например, специальным химическим порошком отравлять.

Я тогда говорю: «Да за что же?! Вот ведь Жанка Печенкина — вредная тоже, даже еще вредней! Уж такой характер у ней. Но ведь Жанку-то мы не истребляем! Мы ее, наоборот, исправляем: прорабатываем на активе и перевоспитываем в коллективе». И все закричали: «Не будем жуков отравлять, а только перевоспитывать и исправлять!»

Гербарий

В лесу, где так много ботаники,

Друзья, соберите с полянки

Окурки, дырявые чайники,

Пустые консервные банки,

Осколки, огрызки, ошметки,

Газетные клочья с кустов...

Добавьте скелет от селедки —

И летний гербарий готов.

Что-то вроде о природе

— Почему не все птицы улетают на юг?

— А некоторым, наверно, лень!

— Как реагируют рыбы в океане на изменение погоды?

— Они мечутся из угла в угол.

— Какие растения выращивают в теплицах?

— Огурцы, помидоры, салат, винегрет.

— Какой образ жизни у пингвинов?

— Они живут человеческим стадом.

— Что ты знаешь о культурных растениях?

— Культурные растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, а некультурные нахально им пользуются!

На уроке ботаники учитель спросил Толю:

— Какие ты знаешь сорняки?

Женя стал ему подсказывать громким шепотом:

— Лопух! Лопух!

— Сам ты лопух! — огрызнулся Толя.

И все засмеялись.

В лагере было свободное время. Все девочки пошли на лужайку собирать цветы. Тут Аня как крикнет:

— Девочки, смотрите, какая толстая корова, она, наверное, жеребенка ждет!

Идет просмотр. Жюри оценивает.

Заключительные слова ведущего : Дорогие ребята! Вам сегодня пришлось вынести нелегкие испытания. В этом путешествии окрепли ваши дружба, взаимовыручка. И я надеюсь, вы почувствовали, что вместе легче перенести все испытания и невзгоды.

Цель викторины : расширение зоны активного познания младших и средних школьников, развитие творческих, организаторских способностей.

Участники: две команды (можно со смешанным составом), ведущий.

Реквизит : барабан (как на «Поле чудес»), кубик (кости).

Правила проведения: команды по очереди отвечают на вопросы. Если одна команда не дает правильный ответ, вторая команда имеет возможность исправить ошибку первой. Творческие задания команды выполняют одновременно. Игра начинается с выбора категории вопроса. Это делается с помощью барабана, который разбит на несколько секторов (сколько будет секторов — столько и категорий вопросов). Сектора окрашены в различные цвета. Цвет и означает категорию вопросов: красный — спорт, синий — география, розовый — сказки (литература), зеленый — зоология, желтый — кино, голубой — творческие задания.

После того как определилась категория, команда выбирает номер вопроса с помощью кубика. В каждой категории 6 вопросов. Если выпадает один и тот же номер, то вопрос задается следующий. Например: выпал 5-й, задается 6-й вопрос, выпал 6-й - задается вопрос 1-й и т. д. Игра должна длиться не более 1 часа. После окончания игры жюри подводит итоги, вручает призы.

Спорт

1-й вариант

1. Беготня на природе. (Кросс)

2. Общее название движений лошадей. (Аллюры)

3. Резиновый плоский диск черного цвета. (Шайба)

4. Резкое увеличение темпа. (Рывок)

5. Растянутая авоська. (Батут)

6. Полотнище или гибкая пластина для преобразования энергии ветра. (Парус)

2-й вариант

1. Спортивное соревнование на специально подготовленных автомобилях. (Ралли)

2. Хоккейное пенальти. (Буллит)

3. Начало, исходный пункт любого соревнования на скорость. (Старт)

4. Легкоатлетический снаряд для метания (0,6-0,8 кг) (Копье)

5. Драка на 3 минуты. (Раунд)

6. Лодка из цельного ствола дерева или каркас, обтянутый кожей. (Каноэ)

Литература (сказки)

1-й вариант

1. По мотивам какой сказки написана сказка А. Волкова «Волшебник изумрудного города»? (Ф. Баум «Мудрец из страны Оз»)

2. Назовите сказку А. С. Пушкина, в которой автор не дал имя главным героям. («О рыбаке и рыбке»)

3. Как звали 3 поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф- Наф)

4. Где спрятался седьмой козленок? (В печке)

5. Что больше всего любил Карлсон? (Варенье и печенье)

6. Как звали пуделя в сказке «Приключения Буратино»? (Артемон)

2-й вариант

1. Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (4 сольдо)

2. Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (33 года)

3. Кем по профессии был Гулливер? (Судовой врач)

4. Что было написано на домике Пятачка? (Посторонним В)

5. Что несла Красная Шапочка бабушке? (Пирожки и горшочек масла)

6. Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)

Зоология, ботаника

1-й вариант

1. Какие птицы спят в снегу? (Куропатка и тетерев)

2. Какие птицы прилетают первыми весной? (Грачи и скворцы)

3. Кто делает запасы на зиму? (Белки, мыши, хомяки)

4. Кто в минуту опасности оставляет хвост? (Ящерица)

5. Кого называют лесным доктором? (Дятел)

6. Кто поет воздушными пузырями? (Жаба)

2-й вариант

1. Кто поет лапками? (Кузнечик)

2. Кто поет клювом? (Аист)

3. Кто самый лучший певец в роще? (Соловей)

4. Какая птичка самая маленькая в наших краях? (Королек)

5. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

6. Как называется весь животный мир? (Фауна)

Искусство, кино

1-й вариант

1. Французский актер, сыгравший в фильмах «Теге- ран-43», «Бассейн» и многих других, о котором поет группа «Наутилус-Помпилиус». (Ален Делон)

2. Простыня, за просмотр которой платят деньги. (Экран)

3. Режиссер фильмов «С легким паром!», «Служебный роман», «Карнавальная ночь», «Гараж», «Берегись автомобиля». (Э. Рязанов)

4. Американский актер, сыгравший роль Гамлета, а также снявшийся во многих фильмах-боевиках, например, «Смертельное оружие», «Отважное сердце» и др. (М. Гибсон)

5. Фильм Н. Михалкова, удостоенный премии американской академии киноискусств «Оскар». («Утомленные солнцем»)

6. Актер, сыгравший роль Д"Артаньяна. (М. Боярский)

2-й вариант

1. Кто из знаменитых российских актеров сыграл в фильме роль женщины? (О. Табаков, А. Калягин)

2. Какую актрису сделала знаменитой песенка про 5 минут? (JI. Гурченко)

3. Назовите трех актеров, сыгравших главные роли в фильме «Брилиантовая рука»? (Никулин, Миронов, Папанов)

4. Роман М. Митчелл, по мотивам которого в 30-е годы снят фильм, считающийся шедевром мирового кинематографа. («Унесенные ветром»)

5. Как называется приз, который присуждается в США самому худшему актеру года, самому худшему фильму и т. д.? («Золотая малина»)

6. Какие актеры сыграли роли Труса, Балбеса и Бывалого? (Вицин, Никулин и Моргунов)

География

1-й вариант

2. Черное золото. (Уголь)

3. Крупнейший город в восточном полушарии. (Токио)

4. Растительный мир. (Флора)

2-й вариант

1. Река в Европе, протекающая через 8 стран. (Дунай)

2. Река, два раза пересекающая экватор. (Конго)

3. Самое большое озеро. (Каспийское море)

5. Пролив, разделяющий Азию и Америку. (Берингов)

6. На каком материке нет коренных жителей? (Антарктида)

Творческие конкурсы

1. «Свет мой, зеркальце, скажи»

Участники обеих команд садятся друг против друга. У каждого есть стандартный лист бумаги (на планшете) и темный карандаш. За одну минуту каждый играющий должен нарисовать портрет сидящего напротив человека.

После этого ведущий собирает рисунки у обеих команд и передает соперникам. Каждый играющий выбирает свой предполагаемый портрет - поворачивает лицом к залу и жюри. Жюри оценивает, насколько похожи на оригиналы портреты обеих команд.

2. Хит-парад

Командам предлагается фонограмма российской группы. Через одну минуту команды должны изобразить заданную группу, т. е. показать ее клип.

3. Перевертыши

Командам предлагаются фразы-перевертыши. Необходимо отгадать зашифрованную фразу. Команды отвечают по очереди.

1) Все собаке рождество. (Не все коту масленица.)

2) Зажигалка взрослым инструмент. (Спички детям не игрушка.)

3) Лисице черт не передал глыбу сыра. (Вороне бог послал кусочек сыра.)

4) В поле погибла травинка. (В лесу родилась елочка.)

5) По помойке муха ползала. (По улице слона водили.)

6) Кошка - враг обезьяны. (Собака - друг человека.)

4. Шутка с кеглями

Участвуют по одному человеку от команды. Перед участниками выставляют в ряд кегли. Участники могут их потрогать, посмотреть, на каком расстоянии и на какой высоте они находятся. Затем им завязывают глаза, еще раз дают потрогать кегли и убирают их. Участникам предлагается пройти между кеглями, не уронив их.

5. Песенный аукцион

Команды поют по одному куплету из песни на заданную тему, например о весне. Проигрывает та команда, которая повторяется или не может подобрать нужной песни.

6. Жили у бабуси

Команды по очереди поют куплет песни «Жили у бабуси», заменяя все гласные буквы одной, заданной. Каждая команда получает свою букву.

Дети порой соревнуются между собой в эрудиции.

«Соревнуются» - это от природы: от щенячьих игр и петушиных боев.

«В эрудиции» — это от человеческого общества: от культа знаний, от авторитета образования, престижа кругозора.

Дети соревнуются в эрудиции спонтанно. Они просто хвастают друг перед другом: «А ты знаешь, из чего делают изюм? А вот и не знаешь! Его из булочек выковыривают». Взрослые тоже соревнуются в эрудиции и тоже хвастаются, только делают это сознательно. Взрослые вообще отличаются сознательностью и целеустремленностью. Для них намного важнее результат, а не процесс. Наверное, поэтому они выступили с инициативой: соревноваться по правилам и определять победителя. Так возникли викторины, интеллектуальные игры, эрудиционы, турниры знатоков и еще много чего другого с разными названиями, но единой сущностью: все это — специально организованные соревнования в эрудиции. Взрослые участвуют в них сами и активно вовлекают детей. Дети, поскольку они любят соревноваться, охотно принимают предложение соревноваться по правилам.

Самое главное в организации викторины — правила и вопросы. В зависимости от того, какие правила вы выберете, определится и количество команд, и состав участников, и даже расстановка мебели в момент игры.

Если за основу вы возьмете правила клуба «Что? Где? Когда?», у вас будет одна команда из шести человек, сидящая кружком в центре в окружении зрителей-противников, придумавших накануне вопросы. Если ваша викторина будет похожа на «Счастливый случай», то команд будет уже две по четыре человека в каждой, а вопросы придется заготовить вам. Ну а если вы придумаете свой вариант правил, то вполне возможно, что участником игры-викторины станет весь класс или отряд, а команд не будет вовсе — будет индивидуальное первенство.

Придумывать правила, иными словами «сюжет» или «форму игры», самому очень рискованно. Если вы не учтете какую-то мелочь, может возникнуть конфликт, благородная цель обратится в свою противоположность. Вместо радостного времяпровождения вы получите испорченное настроение, вместо сплочения детского коллектива — разобщенность и затаенную на вас, как главного провокатора, обиду. Поэтому, если у вас нет опыта разработки интеллектуальных игр, лучше воспользоваться уже проверенными и испытанными заготовками. Тем более что сегодня все каналы телевидения потчуют нас еженедельно самыми разнообразными состязаниями в эрудиции. Только за последние годы появились на экране «Звездный час», «Брейн-ринг», «Шаробан», «Кино-шанс», «Зигзаг удачи», «Великолепная семерка», «Ключ к успеху», ну и, конечно же, — «Поле чудес». Проводить свою игру по мотивам телевизионной предпочтительно еще и потому, что ребятам не придется долго объяснять условия соревнования. Они их уже знают, т. к. «общаются» с телевизором не меньше вас.

Если же вопросов, заготовленных заранее, у вас нет, их придется придумать. Хотя это и не совсем просто, но зато увлекательно. А если вы займетесь составлением вопросов вместе с детьми, вашими помощниками из инициативной группы, - это еще и полезно: вы неплохо пообщаетесь с ребятами 1,5—2 часа, узнаете об их интересах и круге чтения, обогатите детей собственными обширными познаниями.

При составлении вопросов нужно руководствоваться следующими правилами:

— нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее развернутого ответа («Дайте характеристику круговорота воды в природе».);

— нельзя, чтобы вопрос требовал узкоспецифических углубленных знаний («Кто был комендантом Полтавской крепости во времена знаменитой битвы 1709 года?»);

— нельзя, чтобы вопрос требовал ответа-перечисления («Какие команды были чемпионами мира по футболу?»);

— нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов («Кто, когда и зачем изобрел порох?»);

— нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым («Не амперметром ли измеряется сила тока?»).

Все вопросы, в которых нарушены эти принципы, являются некорректными, и чаще всего из-за них и возникают протесты, оспаривание решения жюри, обиды и слезы. Чтобы предотвратить эти нежелательные сопутствующие игре явления, лучше сразу отказаться от «сомнительных» вопросов.

В очень выгодном свете всегда выглядят вопросы, подобранные по темам («О природе», «О технике», «О спорте», «О знаменитых путешественниках»). Темой может выступить и отдельный фильм или произведение литературы. Даже к сказке «Колобок» можно придумать не менее десяти остроумных вопросов.

Помимо правил и вопросов при организации эрудиционов важно не забыть и о других условиях успеха. Эти условия ничем не отличаются от тех, что должны быть соблюдены при организации, например, спортивной эстафеты — конкурса, в котором главное - соревновательность. А это значит, что должны быть компетентные судьи, красивое оформление, ритуалы матчей и окончания игры, награды. И еще должен быть быстро ориентирующийся в ситуации и легкий на язык ведущий. Поскольку ведущим наверняка предстоит стать вам, подумайте заранее, что вы будете говорить при представлении участников, при комментировании ответов, при возможных подсказках из зала. Вспомните, какими фразами можно нагнетать напряженность, поддерживать игровую интригу: «таинственный шепот», «взрывное ликование», «завораживающая пауза».

Если вы все это учли, учтите еще и временной фактор. Ваша познавательная викторина не должна длиться более часа. Уж лучше проводить каждый день по игре, чем утомить всех одним многочасовым интеллектуальным марафоном. Удачи вам и вашим маленьким эрудитам!

Познавательные викторины для учащихся начальных классов

Игра - викторина для учащихся 2 класса. Русский фольклор "Загадки, пословицы и поговорки"Цели: Личностная: создание условий для готовности детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках; приобщать к богатствам народного языка, воспитывать культуру Метапредметная: развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать; работать над формированием нравственных ценностей у детей; Предметная: показать учащимся, как в загадках, пословицах, поговорках проявляется народ...

Конспект интеллектуально-познавательной викторины "Я выбираю здоровый образ жизни" для детей младшего школьного возрастаЦель: Сформировать у детей понятия о здоровом образе жизни. Рассказать о необходимости строго соблюдать санитарно – гигиенические правила. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Сформировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом. Задачи: Дать представление, что т...

Викторина "С любовью к природе", 4-5 классыОписание: Данный материал будет полезен для учащихся 4-5 классов. Викторину можно использовать в учебном процессе, на классных часах, во внеклассной работе. Цели: расширение кругозора детей, их знаний об окружающем мире, способствовать воспитанию экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желанию заботиться о ней. Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.Ход занятия.Дети делятся на...

Викторина по окружающему миру «Заповедный эрудит». Начальная школа, 4 классИнформация об участнике: Булыгина Юлия Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 141». Данная викторина может быть проведена в 4 классе после изучения раздела о природных зонах, а также как часть внеклассного мероприятия или заключительный этап проектной деятельности. Представленная викторина требует предварительной подготовки, особенно знакомство с животным миром каждой природной зоны России. К вопросам п...

Викторина с ответами по ПДД "Вспомним правила дорожного движения" Автор: Жанна Валерьевна Чвертак, учитель начальных классов. Место работы Гимназия №45 г. ЕкатеринбургВикторина для 3 класса по правилам дорожного движенияЦели: 1. Напомнить школьникам правила дорожного движения, обратить внимание на необходимость их соблюдения. 2. Способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге, умения предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность. 3. Повторить...

Литературная викторина по произведениям Маршака, 1 классАвтор: Павлова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» Республика Карелия Материал будет интересен учителям начальных классов, заместителям директора по ВР при проведении литературных игр, библиотекарям. Первоклассники только начинают знакомство с миром литературы, но сколько трудностей их ждёт впереди. Многие ещё и читать не умеют, а хочется всех заинтересовать, увлечь. Для этого мы организуем различны...

Презентация. Литературная викторина для младших школьников 1 класса «Путешествие по русским народным сказкам»Цели: -закрепить знания детей о русских народных сказках, - развивать умение ребят соотносить иллюстрацию и сказку, - развивать умение соотносить отрывок и всё произведение целиком, - развивать умение соотносить предмет и сказку, - воспитывать любовь к чтению, -воспитывать любовь к русским народным сказкам. Содержание викторины:Учитель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. (сла...

Заключительный этап месячника «Осторожно, дети!» Открытое мероприятие в ГПД «Викторина по ПДД» Автор: Сергеева Анна Владимировна, воспитатель ГПД МБОУ Сукромленская СОШ имени Виноградова М.Н. Торжокский район Тверская область. Описание материала: Викторина по ПДД, для учащихся 1 – 4 классов. Материал предназначен воспитателям ГПД, учителям начальных классов. Цель: Вырабатывать у детей навыки безопасного поведения на улицах, дорогах и в общественном транспорте. Задачи: Способствовать ов...

Шарады по сказкам А.С. ПушкинаАвтор: Митрахович Анжела Львовна, учитель начальных классов ГУО "Паричская средняя школа". Описание: В 2019 году исполняется 220 лет со дня рождения гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина. Его вклад в литературу огромен и бесценен. А какие удивительные сказки он написал! Предлагаю шарады, которые я сочинила по сказкам А.С.Пушкина. Интересны они будут учителям начальных классов, классным руководителям, воспитателям. Цель: приобщение учащихся к м...

Викторина для детей с ОВЗ "Я знаю сказки" Автор: Хабирова Ирина Васильевна, учитель начальных классов Место работы: ГБОУ Стерлитамакская КШИ, г.Стерлитамак, Республики Башкортостан Цели: развивать речь и слухозрительное восприятие детей, читательскую активность, высшие психические функции, воспитывать любовь к чтению книг Викторина (нужно ответить на вопросы) 1. Продолжи: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - . . . .» (урок) 2. Что приносили Мухе-Цокотухе блошки? (сапожки) 3...

Викторина для младших школьников с ответами "По просторам космоса"Цели занятия: Развитие знаний у детей младшего школьного возраста о космосе, известных космонавтах, и первооткрывателях космоса. Задачи занятия: – приобщение детей к истории своей страны; – развитие интереса к истории космоса; – систематизация знаний о первом полете человека в космос.Вопросы для викторины “Умники и умницы” 3–4-й класс.- Как называется звезда, находящаяся ближе всего к Земле? Солнце - С помощью какого прибора...

Экологическая викторина для младших школьников с ответами. Тема «Плодовое садоводство» Автор. Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Описание. Материал проводился на закрепление темы «Фрукты и ягоды» в объединении по интересам «Юный садовод». Публикация представляет интерес для учителей биологии, начальной школы, воспитателей дошкольных учреждений и педаго...

Кроссворд для младших школьников с ответами. Тема: ПословицыДанный материал предназначен для использования в начальных классах. Он будет полезен учителям при подготовки к урокам литературного чтения и русского языка по теме «Пословицы», при подготовки учеников к олимпиадам, а также при составлении внеурочных мероприятий, как один из этапов конкурсных программ, как вариант дополнительного домашнего задания. В кроссворде используются, как легкие, часто встречаемые пословицы, так и более сложные,...

Викторина для школьников с ответами по сказке А. С. Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде"Описание: викторина для учащихся 4-5-х классов, которая поможет закрепить знания по прочитанной сказке. Автор: Чернова Елена Эдуардовна Назначение: викторина для проверки знаний учащихся содержания сказки. Цель: обобщить знания по прочитанной сказке Задачи: активизировать познавательную активность, прививать интерес к чтению сказок, развивать память * * * 1. Какой лоб был у попа? Толокон...

Вопросы для викторины с ответами

Все вопросы викторины начинается со слова “сколько”- ответы найдете ниже. Вопросы викторины рассчитаны для учеников 4-5 класса. За каждый правильный ответ в викторине команда получает 1 балл.

1. Сколько на Земле материков начинаются на букву «А»?

2. Сколько суток составляют високосный год?

3. Сколько музыкантов в квинтете?

4. Сколько полей-квадратиков на шахматной доске?

5. Сколько холодных цветов в радуге?

6. Сколько сантиметров составляет одна тысячная часть километра?

7. Сколько глаз у обыкновенной мухи?

8. Сколько суток курица высиживает цыплят?

9. Сколько звуков в слове «рассеянный»?

10. Сколько можно дать ответов на вопрос «Мы пойдем сегодня в парк?»

11. Сколько листьев у ландыша?

12. Сколько продолжался полет Ю. Гагарина?

13. Сколько у человека основных органов чувств?

14. Сколько минут нужно ждать после закипания воды, чтобы яйцо сварилось вкрутую?

15. Сколько раз цифра 3 используется в записи двузначных чисел?

16. Сколько времени должен длиться сон ученика 4 класса?

17. Сколько раз старик из сказки А. С. Пушкина вызывал Золотую рыбку?

18. Сколько ног у улитки?

19. Сколько нужно градусов, чтобы вода закипела?

20. Сколько раз в день необходимо чистить зубы?

Ответы:

1. Всего 5 материков: Америки Северная и Южная, Африка, Антарктида, Австралия. 2. Всего 366 суток. 3. Пять. 4. На доске 64 квадратика. 5. Три. Зеленый – нейтральный. 6. Сто. 7. Пять. 8. Двадцать один. 9. Девять. 10. Четыре. 11. Два. 12. Длился 1 ч 48 мин. 13. Пять: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. 14. Около 10 мин. 15. Всего 19 раз (13, 23, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 43, 53, 63, 73, 83, 93). 16. Не меньше 9 часов. 17. Пять. 18. Одна. 19. Сто. 20. Два раза.